Управление машиной с механической коробкой передач, переключение скоростей. Механическая коробка передач, как правильно переключать передачи

Впервые севший за руль человек должен хотя бы теоретически знать правила переключения передач на автомобиле, ведь на практике они отличны один от другого. Единственное, что их объединяет - схема, состоящая из таких основополагающих моментов: выжимания сцепление, перехода на высшую передачу и, наконец, «расслабления» педали сцепления. При переключении передач авто притормаживает, теряя набранную скорость, и едет как потерявшая равновесие «масса», идущая по только по инерции. Этот факт обуславливает нужду переключать скорости аккуратно, однако не очень медленно, чтобы авто не успело окончательно затормозить.

Со временем переключение передач проходит на подсознательном уровне

Правила переключения передач в МКПП

Как бы ни торопился вперёд прогресс, ни совершенствовалось автопроизводство, машины с механической трансмиссией среди опытных автовладельцев ценятся больше, нежели те, которые обладают автоматической КПП. Новичкам, и без того испытывающим сложности в управлении, «механика» кажется слишком трудной, однако, как показывает опыт, работать с ней легко - это умеют миллионы.

Автовладелец должен знать все тонкости переключения на механике, что способствует уверенности и возможности продумать сложившуюся на дороге обстановку. Находясь за рулём, нельзя задумываться, все операции нужно проводить быстро, на рефлекторном уровне. Чтобы получить такой результат, познакомиться «поближе» с коробкой передач лучше всего с выключенным силовым агрегатом. Однако не стоит забывать о практической езде. Итак, как правильно переключать передачи:

  1. Чтобы тронуться, сцепление выжимается, затем рычаг коробки ставится на первую передачу, сцепление медленно отпускается и нажимается на газ. Если нужно ехать быстрее, следует увеличить скорость и, естественно, постепенно переключаться на высшие передачи.
  2. На практике переключения производят реже, разогнав автомобиль до оптимальной скорости, можно ехать так довольно долго. Переход по скоростям должен идти по порядку, т. е. со 2-й на 3-ю, затем на 4 и 5-ю.

  1. При торможении или подъезде к светофору следует выжать сцепление и переставить рычаг КПП на «нейтралку», отпуская сцепление. Если скорость значительно снизилась (30 км/час), выжимаем сцепление, рычаг переводим на вторую передачу.
  2. Срочное требует максимальной внимательности автовладельца, нажав на педаль тормоза, нужно быстро выжать сцепление, чтобы выключить силовой агрегат. Затем, не отпуская сцепления, переставить рычаг в положение «нейтраль».

Основы основ для новичков

Правила переключения механической коробки передач для всех авто одинаковые, переход зависит от мощности и скорости, на которой едет автомобиль. Водителям с большим опытом нет необходимости смотреть на спидометр, переключение передач они производят на интуитивном уровне, понимая необходимость переключения по звуку двигателя. Автовладельцы-новички не должны забывать о показаниях этого устройства, следует уяснить, что:

  • во время движения с 0 до 20 км/час должна быть включена первая передача;
  • на скорости от 20 до 40 км/час - вторая;
  • от 40 до 60 км/час - третья;
  • от 60 до 90 км/час - четвёртая;
  • скорость свыше 90 км/час предусматривает положение рычага на пятой передаче.

Во время движения эти скоростные диапазоны «стираются», практика показывает, что, начиная со второй передачи, переключение происходит иначе. Дело в том, что мощность новых авто способна позволить своему владельцу даже на второй передаче дойти до разгона в 70 км/час, однако, это слишком непродуманный шаг, так как слишком затратный. Переключение на пятую передачу большинство водителей производят при превышении скорости в 110 км/час, хотя рекомендуется это делать уже при 90 км/час. Автовладелец, естественно, должен знать о нормах, но переключать скорость исходя из возможностей машины и . Итак, правильное переключение передач сводится к одному - плавному выжиманию механизма сцепления и быстрому переключению скоростей.

Переключение скоростей во время обгона

Во время езды по трассе, например, зачастую приходится обгонять рядом едущие авто. Но как совершать обгон? Есть одно весомое правило - не делать этого на текущей скорости. Ввиду того, что во время движения по шоссе машина медленно достигает наиболее приемлемой скорости.

Во время обгона лучше всего действовать так: сравнявшись с попутным авто, медленно притормозить до уравнивания скоростей и только потом перейти на высшую скорость. Отъехав до появления значительного просвета, авто необходимо перевести на более устойчивую скорость и завершить обгон.

Новички во время движения часто обгоняют соседствующие машины на текущей передаче, однако такое можно делать лишь в случае свободной «встречки». Если впереди вдруг появится встречное авто, манёвр завершить не удастся.

Что делать, если тормозить приходится силовым агрегатом?

Во время движения иногда приходится притормаживать двигателем, что позволит продлить жизнь тормозной системе. Кроме того, на покрытой льдом дороге или крутом спуске тормоза отказывают, поступить в этом случае лучше так: отпускаем ускоритель, зажимаем сцепление, спускаемся на меньшую скорость и медленно отпускаем сцепление.

Однако в ситуациях, требующих моментальной реакции, очень сложно определить момент замедления и дальнейшее переключение. переходить по скоростям нужно перескочив одну передачу, но с течением времени подобные действия способны разрушать шестерни. Важнейшим моментом является функционирование механизма сцепления в момент «подхвата».

Несмотря на кажущуюся сложность, работать с МКПП несложно, важно научиться «понимать» авто и выполнять все операции обдуманно.

Заключение

Езда на автомате проста, однако достигается она «благодаря» потере важных качеств машины, в частности, её экономичности. МКПП предпочитают пользоваться опытные автолюбители, не способные совершать таких простых ошибок, как:

  • преждевременное прибавление мощности силового агрегата;
  • «бросание» механизма сцепления;
  • неудачной синхронизации этих процессов.

Если переключение скоростей проходит неверно, авто идёт рывками, из-за чего . Чтобы таких ситуаций не было, стоит немного поездить, понять механизм сцепления.

Механическая коробка переключения передач остается до сих пор одной из самых популярных среди всех КПП. Большинство автомобилистов отдают предпочтение этой коробке по следующим причинам: простота ремонта в случае поломки, высокая надежность, возможность хорошо контролировать работу машины.

Но новички не особо любят такой вид переключения передач, потому что приходится достаточно долго обучаться вождению с этим интересным агрегатом. Езда на таком автомобиле подразумевает участие в работе машины, так как передачи придется переключать своими силами и в определенные моменты времени. Придется постоянно выжимать сцепление при езде, думать о том, какую передачу включить с учетом нагрузки на двигатель.

Кажется, что это все так сложно, но только на первый взгляд, потому в механической КПП действительно много положительных аспектов. В этой статье мы детально разберем как, нужно правильно переключать передачи.

Итак, для того, чтобы ездить на автомобиле с такой КПП, надо первым делом научится переключать эти самые передачи. Чтобы повысить передачу, понизить или поставить на нейтраль, перед этим следует полностью выжимать сцепление.

Как правильно начать движение автомобиля

Если разъяснить на понятном языке, то получится так: коробка и двигатель очень тесно связанны между собой части, сцепление дает возможность рассоединить эти части, затем передача переключается и производится снова плавная состыковка механизмов.

Мы сразу скажем, что существует огромное количество техник по переключению передач, к примеру спортивная техника. Но мы будем рассматривать в этой статье стандартный вариант: выжимается сцепление, производится переключение передачи, сцепление постепенно и медленно отпускается.

Внимание!

Нужно помнить, что в момент, когда выжимается сцепление, происходит расхождение передачи мощности от движка к колесам. В это время автомобиль двигается исключительно по инерции. Когда переключается передача, необходимо учитывать скорость автомобиля.

Процесс работы сцепления автомобиля

Суть вышеописанного правила заключается в том, что при ошибочном несоответствии оборотов двигателя, они либо стремительно возрастут, либо стремительно угаснут. Последний вариант опасен тем, что в это время пропадает тяга, а это недопустимо при обгонах.

При рассмотрении 1 случая, когда педаль сцепления отпускается быстро, то можно ощутить мощный толчок автомобиля - это происходит, когда была включена низкая передача. При этом автомобиль может начать стремительно терять скорость, иногда это может происходить как резкое аварийное торможение. В этот самый момент производят торможение коробкой и двигателем. Этот способ также применяется некоторыми автомобилистами для экономии топлива. Но так делают не все люди, поэтому многие слышали об этом способе как вариант торможения при отказе тормозов.

Специалисты, которые изучали «торможение двигателем», единогласно пришли к выводу что . Она приводит к быстрому износу двигателя, сцепления, а также других элементов трансмиссионной части. Исходя из всего сказанного мы можем сразу прийти к выводам:

  1. Передачи нужно переключать плавно.
  2. Передачу необходимо подбирать по скорости движения машины.
  3. Также следует учитывать другие факторы, например, спуск или подъем, еще следует учитывать по какому дорожному покрытию вы движетесь.
  4. Все же переключение нужно осуществлять быстро, для того чтобы не потерять тягу.

Давайте рассмотрим, когда нужно переключать передачу. Исходить мы будем из среднего скоростного диапазона (будет указываться примерная скорость и соответствующий номер передачи). Грамотным соотношением для 5-ступенчатой коробки передач считаются:

  • 1 передача — 0-20 км/ч
  • 2 передача — 20-40 км/ч
  • 3 передача — 40-60 км/ч
  • 4 передача — 60-80 км/ч
  • 5 передача — 80-100 км/ч

Инструкция, когда переключать передачи автомобиля на механике

Внимание!

Все автомеханики мира не советуют включать 1 передачу и ездить на большой скорости. Если вы будете так делать, то в скором времени КПП начнет заметно шуметь, а после и вовсе выйдет из строя.

Заметьте, что все показатели являются усредненными, и при переключении необходимо ориентироваться также на другие факторы. К примеру, нужно учитывать состояние дорожного покрытия, также если автомобиль имеет груз, переключаться нужно будет немного раньше . Если же езде машины ничего не мешает, то вы вполне можете использовать вышеуказанную схему переключения.

При движении машины по гололёду, песку или щебенке необходимо осуществлять переключение передачи раньше или позже (все зависит от определенных условий). Например, если вы будете подниматься в гору, то переключение следует производить немного раньше. А если вы спускаетесь, то повысить передачу можно немного позже.

Другими словами, нам в любой момент может понадобиться разогнаться на нижней передаче, чтобы переключить на более высокую. Это делается для того, чтобы не допустить пробуксовки колес, не потерять сцепление с дорогой, снизить расход топлива, а также и по другим причинам.

Если обрисовать знания механической коробки в общем, то получается следующее:

  • Первая передача нужна для старта - чтобы сдвинуть машину с места.
  • Вторая требуется чтобы набрать разгон (иногда даже очень стремительный разгон) до 40-60 км/ч.
  • Третья передача превосходно подходит для осуществления обгона на скоростях 55-80 км/ч.
  • Четвертая передача дает возможность поддержания постоянной скорости.
  • Пятая передача — это самая эргономичная по расходу топлива, она позволяет двигаться машине по трассе на скорости в районе 100 км/ч.

Чтобы переключить передачу на механике, надо проделать следующие действия:

  1. Полностью отпустить газ, и в это же время выжать сцепление до конца (эту операцию можно проделать достаточно быстро).
  2. Далее, выжимая при этом сцепление, равномерно, но желательно быстро перевести ручку селектора в нейтральное положение.
  3. Затем из нейтрали перевести ручку на необходимую передачу.
  4. Также перед включением передачи можно немного добавить газа. Таким образом, обороты двигателя повысятся, и передача включится намного быстрее и проще. Эта особенность также позволяет компенсировать снижение скорости при переключении.
  5. Когда передача уже будет включена, можно постепенно полностью отпустить педаль сцепления, быстро это делать не рекомендуется.
  6. Осталось только добавить газа, и уже можно продолжать движение на установленной передаче.

У механической коробки есть интересная особенность, она заключается в том, что скорости можно переключать в любой последовательности, то есть не обязательно 1, 2, 3… Например, если вы на 3 передаче разогнались до 80 км/ч, то можно сразу переключить на пятую.

Если вы будете использовать вышеописанную особенность, то надо учитывать тот факт, что обороты заметно снизятся. По этой причине дальнейший разгон может быть уже не таким стремительным, как он был до этого. Также если вы будете снижать передачу, то при переключении через одну передачу обороты сильно возрастут.

Самая распространенная ошибка у новичков - это интересная игра с педалью сцепления. Так как у большинства возникают трудности при старте, также встречаются водители, которые неправильно выставляют передачу, учитывая все внешние факторы.

Также зачастую у начинающих водителей возникают сильные толчки и рывки при переключении передачи. Это может стать главной причиной поломок, как отдельных частей трансмиссии, так и самой коробки передач. Кроме того, от подобного вождения может страдать двигатель. Например, если транспортное средство будет двигаться в гору на 5 передаче на очень низких оборотах, то поршневые пальцы начнут сильно стучать, от этого увеличивается износ деталей, в редких случаях поршень может даже сломаться.

Поршни зачастую ломаются при таких нагрузках, потому что в двигателе начинается процесс детонации - на слабых оборотах двигателя происходит самопроизвольный взрыв топливно-воздушной смеси. От таких взрывов поршни могут расколоться, а иногда даже и вовсе сломаться. Если вы услышите, что детонация в двигателе происходит, то постарайтесь как можно быстрее ее устранить. Первым делом остановите автомобиль, и, скорее всего, детонация прекратиться. В дальнейшем нужно будет посетить СТО, чтобы проверить двигатель на повреждения.

Внимание!

Бывают случаи, когда начинающий водитель боится повышать передачу, от этого он долго насилует первую, а после катается на 2-ой и 3-ей при скорости 70-80 км/ч. Такие действия не приводят ни к чему хорошему - происходит сильный расход топлива, а на движок и трансмиссию идут огромные нагрузки.

Также стоит добавить, что встречаются достаточно ленивые автомобилисты, которые не любят ставить селектор в нейтральное положение во время остановки. То есть они держат и педаль сцепления, и педаль тормоза, при этом сама передача остается на определенном положении. Такая вредная привычка приведет к очень быстрому износу подшипника сцепления. Уж поверьте, замена его значительно ударит вам по карману, так как мастерам придется разбирать всю составляющую сцепления.

Сломанный выжимной подшипник сцепления

Некоторые автолюбители при езде любят держать ногу на сцеплении, обуславливают они это тем, что контролируют тягу. Делать так не нужно, ногу рекомендуется ставить на специально подготовленную площадку рядом с педалью. Если периодически заносить ногу на педаль сцепления, то от этого у вас в скором времени проявится усталость. А это в свою очередь отразится на управлении автомобилем и рулежке. Чтобы снизить усталость от лишних действий до минимума, мы советуем вам грамотно отрегулировать кресло водителя. Поверьте, так вам станет намного удобнее и комфортнее ездить на автомобиле.


Несмотря на то, что это крайне редкий выбор передачи при движении, существуют ситуации, при которых есть необходимость перехода на первую скорость, которая будет предпочтительнее для более быстрого разгона, когда автомобиль все еще движется, несмотря на то, что переключение будет связано с определенными сложностями.

Переключение передач может стать автомобильным искусством и полного понимания того, какие действия формируют ровные переходы между передачами, оборотами двигателя и разных скоростей вращения валов в . И несмотря на то, что первая передача по своей природе спроектирована исключительно для того, чтобы сдвинуть автомобиль с места, шпильки и очень крутые повороты, помноженные на крутизну подъема, могут потребовать перейти на передачу с более высоким коэффициентом крутящего момента, на первую скорость коробки.

Если вы пробовали переключаться таким образом раньше, вы, возможно, заметили, насколько трудно бывает «воткнуть» первую передачу, вплоть до лязга под капотом, даже при полном выжиме сцепления. Сразу успокоим, с вашим автомобилем все в порядке, коробка не сломалась, синхронизаторы не рассыпались, просто нужно знать особую технику для того чтобы правильно и четко переключаться на самую низкую скорость.

В обычной жизни, чаще всего ситуация с переходом на 1-передачу происходит в том случае, когда автолюбитель, подъезжая к светофору, практически остановил автомобиль на красный свет, но вот внезапно загорается зеленый сигнал светофора и нужно быстро тронуться. Вторая будет вытягивать долго, приходится всеми правдами и неправдами включать первую, вот здесь и помогут знания которые мы хотим вам дать.

Технически проблема заключается в том, что разница в соотношениях между второй и первой передачами слишком большая. Поэтому, далеко не всегда синхронизаторам удается удачно справится с задачей для восполнения этого пробела. Синхронизирующим устройствам на первой передаче приходится трудиться намного сильнее, чем на остальных передачах, что может привести к их досрочному выходу из строя и .

Синхронизаторы, по сути действия можно сравнить с небольшим сцеплением, которого установлено на выходном валу между шестернями, замедления или увеличения относительные скорости передач для выполнения легкого зацепления зубьев в передаче. Поэтому, когда происходит попытка переключения на первую передачу, относительная скорость между выходным валом и входным валом будет чрезмерно большой, по сравнению с другими менее различными по соотношению скоростями.

Для примера возьмем трансмиссию Honda Civic 2016 года. Соотношение для первой передачи составляет 3.6:1 , что означает, на каждые 3.6 полных оборота коленвала, шестерня делает всего один оборот. 2-я передача имеет соотношение 2.1:1 , соотношение 3-й составляет 1.4:1 , 4-я-1:1 (прямая передача), 5-я 0.8:1 и последняя, 6-я, 0.7:1 .

Как видите, разница в передаточном числе становится все меньше и меньше, с переходом на повышенные передачи, что в свою очередь облегчает задачу для синхронизаторов, сопоставляя скорости вращения шестерен.

Впрочем, схожие проблемы могут возникать не только при переключении со второй на первую.

Например, вам нужно совершить обгон транспортного средства, но до сплошной линии остается недостаточное расстояние. Вы двигаетесь на четвертой передаче, и уже начали обходить обгоняемый автомобиль. Нужно быстро ускориться. Единственным логичным способом в данной ситуации станет переход на пониженную передачу.

Третья? Вряд ли, необходимо более интенсивное ускорение. Опытный водитель, сопоставив скорость движения и обороты двигателя, может прийти к выводу, что нужно включить вторую скорость. Ок. Но сделать это без четкого осознания выполняемых действий будет очень сложно и крайне вредно для коробки. Поэтому существуют решения для безопасного совершения действия.

Их можно разделить на две основные группы: двойной выжим сцепления и перегазовка .

Они позволят сравнять скорости вращения коленчатого вала, уменьшив нагрузку на синхронизаторы на передаче, и поспособствуют плавному переключению. *

*Несмотря на действенность методов мы не рекомендуем регулярное их применение, особенно переход на первую передачу, поскольку максимально снизить ударные нагрузки все равно не получится, и трансмиссия будет получать дополнительный стресс.

Двойной выжим сцепления

Подробнее об этой технике вы можете ознакомиться в нашей статье: Здесь же мы изложим основные постулаты.

Резюмируя процесс переключения на пониженную передачу с четвертой на третью:

  1. 1. Нажмите на педаль сцепления.
  2. 2. Переводим рычаг переключения в нейтральное положение.
  3. 3. Отпускаем сцепление.
  4. 4. Нажмите на дроссель.
  5. 5. Нажмите на педаль сцепления еще раз.
  6. 6. Переключаем на третью передачу.
  7. 7. Отпускаем педаль сцепления.

В Америке доля проданных новых автомобилей с механической коробкой составляет всего лишь 6 процентов. Поэтому для многих Американских водителей управление автомобилем с механической трансмиссией вызывает большие трудности. Так многие водители привыкли управлять транспортными средствами с автоматической АКПП. В нашей стране доля продаваемых автомашин с механической МКПП пока что немного больше чем с автоматической коробкой, но, тем не менее, у многих водителей вождение автомобилем с механической трансмиссией вызывает массу сложностей. Наше подготовило для всех автолюбителей инструкцию и небольшое пособие, которое поможет узнать, как ездить на механике.

Автомобили с механической трансмиссией, как правило, стоят дешевле, чем машины с АКПП. Но вождение транспортным средством с механической коробкой передач, не только позволит Вам сэкономить деньги при покупке машины, но и откроет для Вас совершенно новый мир автовождения.

Отметим, что по-прежнему многие оснащаются механической коробкой. Но даже купив не дорогой немощный автомобиль, позволит Вам значительно сократить затраты на топливо, так как машина оснащенная МКПП расходует гораздо меньше топлива, чем автомашина оборудованная автоматической коробкой.

Какие еще преимущества механических трансмиссий перед автоматическими коробками? МКПП намного надежнее, чем АКПП и к тому же стоимость ремонта механики намного меньше, чем ремонт сложного автомата.

Плюс к этому управление автомобилем с механической трансмиссией , чем автомашиной с автоматической коробкой передач.

Шаг первый: Для чего нужны передачи в МКПП?

Механическая коробка передач требует от водителя самостоятельно переключать скорости. Большинство автомобилей с МКПП имеют 4 или 5 скоростей и плюс одна задняя скорость передачи. Для того, чтобы освоить, где какая скорость передач находится и для чего каждая из них нужна, Вам необходимо знать следующее:

Педаль сцепления. При нажатии на педаль специальный механизм в коробке дает Вам возможность с помощью ручки переключения скоростей включить необходимую передачу. Помните, что переключать коробку передач можно, только если педаль сцепления нажата до конца.

Нейтральная передача на самом деле обозначает, что крутящий момент от двигателя не будет передаваться на колеса. При работающем двигателе и при включенной нейтральной передаче, если нажать педаль газа, автомашина не тронется с места. При включенной нейтральной передаче, Вы можете включить из этого положения любую скорость, в том числе и заднюю передачу.

Для большинства автомобилей с механикой 2-ая передача является рабочей лошадкой, так как первая передача в основном предназначена для трогания с места. Вторая передача поможет Вам спуститься на автомобиле с крутого склона или поможет Вам передвигаться в пробке.

Задняя передача несколько отличается от других скоростей в МКПП. Эта скорость получила немного больший диапазон работы, чем первая передача. На задней скорости Вы можете разогнаться быстрее, чем на 1-ой. Но задняя передача не "любит" когда автомобиль в этом режиме едет очень долго (может привести к выходу из строя механизма коробки передач).

Так что задняя передача - это не способ основного передвижения.

Педаль газа позволяет на каждой скорости использовать максимальный крутящий момент двигателя, установленный для каждой скорости. Разгоняясь на автомобиле, оборудованным , Вы чувствуете каждую скорость, что дает каждому водителю неповторимые ощущения драйва и лучший контроль над машиной.

Шаг второй: Освойте расположение скоростей передач

Прежде чем научиться ездить на механике необходимо освоить расположение каждой скорости передач, которые обозначаются на ручке переключения. Ведь не будете же Вы во время движения автомобиля смотреть на ручке, где какая скорость расположена?! Помните, что для идеального переключения передач необходимо полностью нажимать педаль сцепления, иначе каждая скорость будет включаться с характерным скрежетом или хрустом, что может привести к поломке трансмиссии.

Если Вы водитель новичок, то посмотреть сначала со стороны с переднего пассажирского сидения, как другой более опытный водитель синхронно нажимает педаль сцепления и переключает скорости. Обратите внимание на максимальную скорость автомобиля на каждой передаче.

Первое время даже, изучив месторасположение каждой скорости, Вы все равно будете мысленно вспоминать, где находится та или иная передача. Со временем Вы перестанете каждый раз думать о переключение передач и будете это делать на бессознательном уровне (машинально). Все дело в привычке. Так что если у Вас не будет в самом начале идеального навыка управления автомобилем с МКПП, то не расстраивайтесь и не впадайте в отчаяние. Быстрота переключения передач и многое другое к Вам придет по мере накопления опыта вождения.

Еще одна проблема любого новичка водителя, который управляет автомобилем с механической коробкой - это не знание, когда и какую скорость включать. Для того, чтобы знать правильная ли передача включена при определенной скорости движения транспортного средства советуем Вам ориентироваться на звук двигателя.

Если обороты двигателя очень низкие и автомобиль не разгоняется то, Вы включили завышенную передачу и Вам необходимо перейти на более низкую передачу.

Если обороты двигателя очень большие, то Вам необходимо включить более высокую передачу, чтобы разгрузить коробку.

Если Ваш автомобиль оборудован тахометром, то для того, чтобы понять, когда необходимо переключать скорость ориентируйтесь количеством оборотов двигателя. Несмотря на то, что каждая марка и модель автомобиля с механической коробкой требует разного порядка переключения передач, в основном каждую передачу можно переключать при достижении двигателем 3000 оборотов в минуту. Также Вы можете ориентироваться по спидометру, чтобы знать, когда необходимо переключить скорость передачи.

К примеру, переключайте скорость каждые 25 км/час (1-я передача 1-25 км в час, 2-ая 25-50, 3-ая 50-70 и т.д.). Помните, что это всего лишь общее правило переключения передач механической коробки. И, чем эти значения будут отклоняться в сторону увеличения.

Шаг третий: Пуск двигателя

Поставьте ручку переключения передач в нейтральное положение, предварительно нажав педаль сцепления, прежде чем завести мотор. Не переключайте передачи без нажатой педали, так как это может привести к выходу из строя МКПП. Запустив двигатель, прогрейте его до рабочей температуры. Если Вы прогреваете автомобиль в зимнее время, то первые несколько минут прогрева не отпускайте педаль сцепления после включения нейтральной передачи. Это позволит Вам намного быстрее прогреть замершее масло в коробке.

Внимание!!! Не запускайте двигатель автомашины при включенной передаче. Это приведет к неконтролируемому движению машины, что может привести к ДТП.

Шаг четвертый: Правильно используйте педаль сцепления

Сцепление представляет собой механизм, который помогает Вам плавно переключать скорости передач. Всегда выжимайте сцепление до конца. Если Вы во время движения переключите передачу, не до конца выжав сцепление, то Вы услышите скрежет или хруст. Старайтесь избегать этого, чтобы не повредить коробку.

Также помните, что левая нога должна нажимать только педаль сцепления. Правая нога только педаль газа и педаль тормоза.

Первое время Вам будет тяжело идеально отпускать сцепление после переключения скорости. К этому надо привыкнуть. Если Вы испытываете проблемы с этим, то советуем Вам после переключения передачи медленно отпускать сцепление, чтобы почувствовать момент начала передачи .

Избегайте ненужных ускорений автомобиля, когда педаль сцепления нажата не до конца. Не вырабатывайте привычку оставлять нажатой педаль сцепления более чем на 2 секунды (даже на светофорах - используйте нейтральную скорость).

Многие новички водители испытывают проблему с очень быстрым отпусканием педали сцепления. Не расстраивайтесь, если у Вас не получается. Со временем Вы привыкните и будете не замечать, как координировано Вы переключаете передачи. Помните, что трудности с этим испытывают все. Как только Вы начнете часто ездить в плотном городском трафике, Вы быстро наберете опыт.

Шаг пятый: Слаженные координированные действия

Что такое ? Это Ваша дверь в мир драйва ускорения и особого восприятия автомобиля. Но для того, чтобы в полной мере почувствовать истинное удовольствие от управления автомашиной с механикой необходимы слаженные и координированные действия. В качестве примера для 1-ой и 2-ой скорости приведем все ваши действия, которые со временем Вы должны довести до автоматизма.

Выжмите педаль сцепления до конца. Переключите ручку скоростей на первую скорость. Начинайте медленно отпускать педаль сцепления, одновременно с этим плавно и медленно нажимая педаль газа. Доведя педаль сцепления где то до середины, Вы почувствуете, что крутящий момент начал полностью передаваться на колеса. Отпустив плавно педаль сцепления до конца, разгоняйтесь до 25 км/час. Далее необходимо перейти на вторую передачу. Для этого опять выжмите сцепление до конца и переключите скорость на вторую передачу, после чего плавно, опуская педаль сцепления, медленно прибавляйте газ.

Шаг шестой: Дауншифтинг

Дауншифтинг метод переключения низших передач автомобиля при замедлении. Как Вы будете переключать передачи при снижении скорости, и как работает автоматическая , при замедлении транспортного средства имеет огромную разницу. Переключение на пониженную скорость поможет Вам не только замедлить автомобиль, но и позволяет Вам включить именно ту скорость, которая действительна необходима.

Дауншифтинг поможет Вам в плохую скользкую погоду как в летнее время, так и в зимнее, не прибегать к торможению с помощью педали тормоза, в случае если необходимо снизить скорость, что делает более безопасным передвижение на автомобиле в отличие от машины, оборудованной автоматической трансмиссией.

Вот пример как можно с помощью дауншифтинга остановить автомобиль со скорости 70 км/час:

- Нажмите педаль сцепления и переключите коробку на 3-ю передачу, переместив правую ногу с педали газа на тормоз.

- Чтобы избежать высоких оборотов отпустите медленно педаль сцепления.

- Прежде чем остановиться выжмите еще раз педаль сцепления.

- Не включайте, в качестве пониженной передачи, первую скорость.

Этот метод остановки позволит Вам остановиться намного быстрее и безопаснее, чем при торможении одной педалью тормоза .

Шаг седьмой: Задняя скорость

Будьте осторожны при переключении задней передачи автомобиля. При неправильном включении рычаг переключения передач может выскочить. Никогда не пробуйте включать заднюю скорость, пока автомобиль полностью не остановится. На некоторых моделях для того, чтобы включить заднюю скорость необходимо для начала нажать сверху на ручку переключения передач.

Помните, что задняя передача имеет высокий диапазон работы, поэтому будьте осторожны и не нажимайте сильно педаль газа, так как автомобиль может быстро набрать опасную .

Шаг восьмой: Движение на холме

Как правило, большинство автомобильных дорог не имеют ровную плоскость из-за рельефа местности. Поэтому останавливаясь на дороге, во многих местах автомобиль без тормоза начинает скатываться назад. Трогаться на дороге с наклонной плоскостью намного сложнее, чем на ровной местности. Для того, чтобы идеально научиться трогаться на горке необходимо закрепить свои навыки следующим упражнением.

Встаньте на дороге с наклонной плоскостью и, поставив автомобиль на ручной стояночный тормоз ("ручник"), включите нейтральную передачу. Теперь Ваша задача, отпустив ручник, включить первую передачу, выжав педаль сцепления, тронуться на горке, отпуская плавно сцепление одновременно нажимая на педаль газа. В какой-то момент Вы почувствуете, что автомобиль перестал отъезжать назад. Именно в таком положение Вы можете держать автомобиль на склоне или холме без тормоза.

Шаг девятый: Парковка

Оставляя автомобиль на парковке после того, как Вы заглушили мотор, выжмите педаль сцепления и включите первую передачу. Таким образом, Вы обезопасите свой автомобиль от скатывания в Ваше отсутствие. Для надежности также необходимо поднять рычаг стояночного тормоза (или нажать кнопку, если ручник электронный). Главное помните, что вернувшись, перед тем как завести автомобиль, Вы должны обязательно переключить передачу в нейтральное положение.

Шаг десятый: Практика

Все эти действия будут Вам казаться на первых порах очень сложными и тяжелыми. Но это все естественно. В процессе эксплуатации автомашины Ваш опыт будет расти. Помните, что чем больше практики, тем больше опыта вождения Вы приобретаете. Если Вы после того, как , все еще боитесь садиться за руль автомобиля, то делайте самостоятельные тренировки вождения на любой площадке, где отсутствуют другие автомобили. Таким образом, Вы приобретете уверенность в управлении автомашиной.

Как только Вы станете смелее, то советуем Вам в ранее утреннее или ночное время практиковаться в реальных дорожных условиях Вашего населенного пункта. Изучите все дороги, особенно где Вы предполагаете ездить на автомобиле чаще всего. Отсутствие машин в это время придаст Вам уверенность.

Многие бояться управлять автомобилем с механикой. Некоторые заявляют, что это не комфортно и не современно. Не слушайте никого. Механическая коробка передач, несмотря на устаревшие технологии, остается одной из самых надежных трансмиссий в автопромышленности.

Да в некоторых моментах механика несколько снижает комфорт вождения, но за это Вы будете вознаграждены гораздо большим контролем над автомобилем, повышенной мощностью, лучшей топливной экономичностью, дешевой стоимостью обслуживания и не дорогим ремонтом (по сравнению с АКПП), ценным жизненным мастерством вождения, которое позволяет Вам управлять практически любым транспортным средством в мире.

На современном автомобильном рынке всё большее распространение получают экземпляры с автоматической либо роботизированной коробкой передач . По своим техническим характеристикам они уже давно не уступают своим механическим аналогам, вдобавок привлекая потенциального владельца отсутствием необходимости самостоятельно управлять процессом переключения скоростей , раз за разом совершая множество телодвижений.Тем не менее, на вторичном рынке в среднем ценовом сегменте соотношение продаваемых автомобилей всё ещё будет, скорее, в пользу тех, которые обладают именно МКПП.

Водители старой закалки считают, что надёжнее механики быть ничего не может, а всевозможные роботы и автоматы – это скорее расходные материалы для авто, нежели их полноценные части, поскольку они излишне дороги в обслуживании и гораздо больше подвержены всевозможным дефектам. В чём-то такие автовладельцы действительно правы: сама по себе механическая коробка передач устроена проще, чем АКПП и робот, потому проблем с ней возникает меньше. Если взять два автомобиля определённой марки, в одинаковом кузове и одних и тех же годов выпуска, один на механике, а второй на автомате – первый экземпляр будет стоить несколько дешевле. Да и если сравнивать цены на ремонтные работы – механическая коробка порадует владельца, не слишком опустошая кошелёк. А вот водителям автомобилей на автоматических КПП приходится порой вкладывать немалые суммы в их приведение в рабочее состояние.


Рисунок — схема механической коробки передач.

Механика вызывает недовольство, в основном, у начинающих водителей. Ввиду отсутствия какого-либо опыта в управлении автомобилем, у них сразу возникают вопросы: « Как переключать передачи на механике?», «Как вообще тронуться с места?» или «Как выехать задом?», — и масса других. Но уже спустя несколько практических занятий недовольство и недоумение проходят, и появляется практический навык – ведь на самом деле ничего сверхсложного в самостоятельном переключении передач с помощью МКПП нет.

ПРИНЦИП РАБОТЫ МКПП

Для начала следует разобраться, каков принцип работы механической коробки передач . Назначение коробки заключается в генерировании передаточного отношения вращательной скорости от двигателя внутреннего сгорания к колёсам автомобиля. Передаточные числа – это своего рода «ступени» коробки, и они переключаются вручную тем, кто управляет автомобилем с помощью селектора. Поскольку процесс полностью механизирован и требует непосредственного участия водителя, коробка передач и получила название «механическая».


Механическая КПП работает вкупе со сцеплением – механизмом, который передаёт крутящий момент на колёса и позволяет переключать передачи максимально плавно, без отключения оборотов ДВС. Без сцепления огромный крутящий момент, который необходим для нормального движения автомобиля, попросту разорвёт коробку. Управление сцеплением осуществляется с помощью выведенной в область для ног водителя педали, наряду с акселератором и педалью торможения. Главное для водителя — запомнить, что переключать скорости на механической коробке передач всегда нужно только тогда, когда педаль сцепления выжата полностью.

УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ С МКПП ПРИ СТАРТЕ

На начальных порах обучения в автошколах многие обучающиеся с энтузиазмом садятся за руль, включают зажигание, снимают машину с ручника, включают первую передачу и… Мотор глохнет, и автомобиль встаёт колом. Чем обусловлена такая ошибка? Да, действительно, алгоритм действий при намерении тронуться на машине с места таков: в автомобиле с уже включенным зажиганием ручкой МКПП необходимо переключиться с нейтрального положения на первую передачу, предварительно полностью нажав педаль сцепления – таким образом активируется подача топлива, и авто имеет возможность сдвинуться с места. Затем сцепление опускается, и педалью газа автомобилю придаётся ускорение.


Но проблема в том, что именно для старта двигателю необходимо преодолеть наибольшее количество усилий, и если сцепление отпустить слишком быстро, коробка не может переработать крутящий момент, а мотор, соответственно, не может дальше функционировать, отчего и происходит его остановка. Чтобы правильно тронуться с места на авто с , нужно соблюдать точный баланс между педалями сцепления и газа. Нажав на сцепление с включенной первой передачей, необходимо следом медленно и плавно нажать на газ. По ходу движения машины нужно понемногу давать ей ускорение, одновременно сильнее нажимая педаль акселератора, и не спеша, аккуратно снимать ногу со сцепления вплоть до полного отпускания.Когда автомобиль трогается с места, рекомендовано пользоваться для максимальной эффективности исключительно первой передачей. Именно с её помощью на колёса даётся максимальный крутящий момент, которого будет достаточно, чтобы сдвинуть с места огромную массу автомобиля, и возможность прекращения работы двигателя при корректной работе с педалями сводится к минимуму. Включается передача с помощью плавного движения селектором, как уже упоминалось, при полностью выжатом сцеплении. Начинать отпускать сцепление нужно только тогда, когда ручка МКПП плотно встала на место передачи, которая используется в текущем режиме. Если при попытке тронуться с места селектор начинает трясти настолько, что вибрации отдают в руку водителю, а от самой коробки исходит неприятный скрежет – передача не была включена полностью, и стоит немедленно остановить автомобиль, полностью выжав тормоз, затем нажав на сцепление и переведя ручку коробки передач в нейтральное положение. После остановки попытку можно повторить вновь.


ВАЖНО: для езды по заснеженной либо скользкой поверхности не помешает освоить навык старта сразу со второй передачи. Трогаясь с места таким образом, автомобиль избегает букса на колёсах, а соответственно — риска заноса или застревания в снегу. Порядок действий при этом точно такой же, как и при старте на первой передаче, за исключением того, что опускать сцепление и добавлять газ нужно значительно медленнее. Если сцепление отпустить слишком резко – переключение передачи произойдёт некорректно. Если повторять эту ошибку периодически – можно попросту спалить сцепление.

Переключать передачи вовремя неопытному водителю поможет тахометр, интегрированный в приборную панель автомобиля. Это устройство показывает, на каких оборотах работает двигатель в текущем режиме. Нормальным для езды на одной передаче считается интервал 2500-3000 оборотов в минуту, когда стрелка поднимается выше указанного значения – нужно включать следующую передачу. Если постоянно ехать на высокой скорости, используя малую передачу, это может привести к повреждению и последующей необходимости замены сцепления.

Правила переключения с любой передачи на вышестоящую одинаковы:

  • первым делом необходимо отпустить педаль газа и полностью выжать сцепление;
  • затем нужно поставить селектор переключения в положение, соответствующее требуемой передаче, педаль сцепления при этом по-прежнему нужно удерживать;
  • далее осуществляется плавный нажим на педаль газа и соразмерно скорости, с которой одна нога давит на акселератор, другая нога, которая удерживает сцепление, постепенно отпускает его.


В большинстве автомобилей на МКПП после третьей передачи переключения происходят более незаметно, и сцепление уже можно отпускать немного быстрее. Однако это не значит, что можно просто резко убрать с него ногу – это всё так же приведёт к неисправностям в будущем.

На автомобилях спортивной линейки переключения могут происходить на повышенных оборотах, т.к. они с завода снабжаются специальным керамическим либо иным усиленным сцеплением.

ВАЖНО : Механическая коробка передач ценится многими водителями за то, что даёт возможность в нужный момент переходить на пониженную передачу. Что это даёт:

— возможность регулировать скорость автомобиля на опасных участках дороги: резкий спуск или поворот, возвышенность и т.д.;
— позволяет осуществлять безопасный обгон других транспортных средств;
— при неисправности тормозной системы с помощью МКПП можно остановить автомобиль с помощью торможения двигателем. Такое торможение осуществляется постепенным поочерёдным


переключением на пониженную передачу вплоть до нейтральной. Если тормоза хотя бы в какой-то степени при этом пригодны к работе, нужно помогать педалью тормоза, чтобы не допустить критического повышения оборотов и перегрева ДВС.

Как было упомянуто, самым оптимальным моментом для переключения передач на МКПП является достижение стрелкой тахометра значений 2500-3000 оборотов в минуту. Водители с небольшим стажем зачастую ошибочно считают, что, включив следующую передачу на более низких оборотах, они таким образом сэкономят топливо и уменьшат его расход. Такое мнение в корне неверно – для старта с низких оборотов топлива нужно как раз наоборот, куда больше. Плюс, на переключениях при низких оборотах частично теряется сцепление с дорогой, и управление может стать небезопасным, особенно, если оно осуществляется на неровной, скользкой или заснеженной дороге.


Для экономии топлива предусмотрены самые высокие передачи в механических коробках. В большинстве современных моделей это пятая либо шестая передачи. Однако экономия происходит только при планомерном переключении , преждевременный переход на повышенную передачу расход топлива не снизит, а лишь сбросит обороты. Сэкономить таким образом на топливе в автомобиле с МКПП можно при постоянном беспрепятственном движении, к примеру, по трассе. Если же ездить в черте города при большой плотности транспортного потока – вряд ли придётся воспользоваться передачей свыше четвёртой, а иногда и третьей.

В настоящее время многие водители с большим стажем отдают предпочтение автомобилям, снабжённым механической коробкой передач . На то есть основания:


  • меньшая стоимость самого автомобиля с МКПП по сравнению с аналогами с автоматом;
  • относительная простота обслуживания механической коробки;
  • пониженный расход топлива;
  • возможность переключения на пониженную передачу и торможения двигателем.

Кроме того, только так бывалые автомобилисты, по их мнению, могут полностью контролировать автомобиль, управлять им по-настоящему.

Есть, конечно, у МКПП и свои минусы. Ведь несмотря на тенденции вторичного рынка, встретить новый автомобиль с механикой – уже скорее редкость, нежели закономерность. Главная причина, по которой всё большее количество автовладельцев предпочитают автомат ручному режиму – комфорт. Для многих, особенно для тех, кто покупает автомобиль впервые, важно сосредоточится на том, что происходит на дороге в сложных ситуациях, либо наслаждаться авто в длительном путешествии, а не постоянно дёргать за ручку и думать, как правильно переключать передачи, отвлекаясь от самого вождения. Тем не менее, даже у автоматических коробок в большинстве своём предусмотрен переход к ручному режиму управления, хоть и с более простым алгоритмом и отсутствием необходимости в самостоятельном контроле сцепления.


Тем, кто всё же выбирает проверенные временем МКПП, нужно быть предельно аккуратными при переключении передач, дабы сохранять все механизмы в рабочем состоянии как можно дольше.