Обгон и опережение транспортного средства. Безопасный обгон Общие принципы совершения обгона

Обгон — один из наиболее опасных маневров, особенно в случаях, когда он происходит с выездом на встречную полосу. Следует десять раз подумать и все просчитать до мельчайших подробностей, прежде чем приступать к его выполнению.

Для начала убедитесь, что вы готовы обгонять, что машина может развить необходимую в данном случае мощность, что обгоняемый вами водитель адекватен. Если для совершения обгона необходимо выехать на полосу встречного движения, обязательно удостоверьтесь в том, что разметка и дорожные позволяют это сделать.

Если вы видите на «встречке» транспортные средства, убедитесь, что вас с ними разделяет достаточное расстояние, чтобы можно было безопасно совершить маневр.

Для начала, приблизившись к попутному автомобилю, подайтесь чуть левее и оцените три скорости : свою , обгоняемой машины и скорость транспортных средств, движущихся вам навстречу .

К обгону нужно начать готовиться сразу, как только встречная машина поравняется с обгоняемой. Понизьте передачу, если ехали на 5-й, то включайте 4-ю. Одновременно с этим начинайте давить на педаль акселератора. Важно, чтобы стрелка тахометра находилась в области оборотов, при которых двигатель дает максимальную мощность. Ваш автомобиль начнет активно ускоряться. Как только встречная машина пролетела рядом с вами, в очередной раз убедитесь, что путь свободен, после чего показывайте левый поворот и начинайте обгон. Двигаетесь вы с уже большей скоростью, чем обгоняемое транспортное средство, поэтому обгон не должен занять более 3-4 секунд. В идеале разница в скорости между обгоняющей и обгоняемой машинами должна быть более 20 км/ч. Если вы видите, что впереди на встречной полосе нет никого, не выключайте левый поворотник во время опережения попутной машины — этим вы покажете следующим за вами водителям что «встречка» свободна и им тоже можно безопасно приступать к обгону. Опередив обгоняемый транспорт, завершаем обгон, моргнув правым поворотником, возвращаемся в свой ряд и снижаем скорость.


Следует заметить!
До начала всех действий, приближаясь к попутному авто, внимательно оцените возможное размещение на нем груза, особенно если собираетесь обогнать грузовик. Не выпадет ли из него отрезок трубы, лист фанеры или металлические баллоны, не посыплется ли из кузова гравий?

Рекомендуется также при выезде на встречную несколько раз поморгать фарами, чтобы водитель, которого вы собираетесь обогнать, вас заметил и сам не начал аналогичный маневр в тот момент, когда вы его опережаете слева.

Высококлассный водитель, заметив, что его обгоняют, включит правый поворотник, прижмется как можно ближе к обочине, а то и вовсе притормозит, чтобы обгон прошел быстрее. Однако на дороге не все водители ведут себя подобным образом. Очень много водителей, которые заметив вас, вместо того, чтобы посодействовать маневру, наоборот, начинают давить на газ, не давая вам завершить обгон. Попав в подобную ситуацию, не лезьте на рожон, нажмите на тормоз и, убедившись, что ваше место никто не занял, вернитесь обратно на свою полосу. Сами запомните, если вы видите что водитель перед вами начал обгон, не ускоряйтесь и не занимайте его место в колонне пока он не завершит опережение. В случае непредвиденных обстоятельств он всегда сможет отказаться от обгона и вернуться обратно в свой ряд.

Если на дворе жаркая летняя погода, перед поездкой не поленитесь проверить давление в шинах и чуть-чуть их приспустить. Маневрирование на раскаленном асфальте, да еще и при прогретом окружающем воздухе могут привести к разрыву покрышки, что приведет к необратимой катастрофе.

Ни в коем случае не обгоняйте на крутых поворотах, особенно правых, а также перед закрытыми спусками, на которых видимость сильно ограничена.

Если дело происходит зимой, то часто после обильных снегопадов разделительная полоса покрыта сверху рыхлым полурастаявшим снегом . При обгоне вам придется пересечь эту преграду. Чтобы сделать это без потерь, ни в коем случае не ускоряйтесь в тот момент, когда колеса автомобиля попадут на заснеженную поверхность, держите скорость ровно. А вот когда вы уже преодолеете разделительную полосу и окажетесь на «встречке», можно продолжать давить на педаль газа.

Прошу вас, будьте аккуратны, внимательны и вежливы на дороге. Помните о своей ответственности не только за свою жизнь, но и за жизни других!

Когда человек за рулем знает, как верно производится обгон, опережение, встречный разъезд и иные маневры, он уверенно ведет машину и редко попадает в ДТП.

Понятие обгона – чем он отличается от опережения?

Правила дорожного движения (ПДД), которые в 2013 году были уточнены и дополнены в очередной раз, говорят нам, что термин «обгон» означает объезд нескольких либо одной машины, подразумевающий кратковременный выезд обгоняющего ТС на встречную полосу и возвращение его обратно. ПДД 2013 года четко прописывают то, что далеко не любое опережение считается обгоном. А вот каждый обгон по своей сути является опережением.

Давайте разберемся, чем отличается обгон от опережения. Прежде всего, уясним, какое понятие вкладывают правила в термин «опережение». Здесь все просто. Опережение представляет собой езду машины на скорости большей, нежели скорость попутных ТС. Другими словами, когда ваше авто двигается на высокой скорости в области правой половины автотрассы или без пересечения разметки в пределах одной полосы, речь идет именно об опережении.

Сразу видно, что разница между опережением и обгоном всем ясна. В первом случае, согласно ПДД 2013, выезд на «встречку» не предусматривается. А вот при обгоне водитель может выезжать на встречную и после выполнения задуманного маневра обязательно возвращаться обратно.

Когда обгон запрещен правилами?

В соответствии с ПДД 2013, перед тем, как совершать обгон, следует удостовериться в том, что при выполнении данного маневра другим участникам дорожного движения не будет создано каких-либо помех, и убедиться в отсутствии знака, запрещающего маневр (3.20). Человек за рулем должен проанализировать дорожную ситуацию, выбрать безопасную дистанцию для совершения обгона и лишь после этого «обходить» попутные ТС. Причем очень важно убедиться в отсутствии автомобилей на «встречке».

  • машина, движущаяся спереди по той же полосе, что и авто, которое планирует совершить обгон, сигнализирует о том, что его водитель хочет повернуть налево;
  • автомобиль спереди выполняет объезд какого-либо препятствия либо обгон;
  • обгон начала машина, следующая за вашим авто.

Обгон запрещен и тогда, когда водитель понимает, что после окончания запланированного маневра он не сможет безопасно вернуться на свою полосу. С точки зрения элементарного здравого смысла все эти запреты выглядят полностью обоснованными. Каждый из автомобилистов прекрасно понимает, что именно так и нужно вести себя на дороге, заботясь о безопасности движения по ней.

Теперь давайте запомним те места на автотрассах, где обгон запрещен вообще. К ним в ПДД 2013 относят далее указанные участки дороги:

  • эстакады, путепроводы, мосты и пространства под этими инженерными сооружениями;
  • регулируемые перекрестки;
  • опасные повороты и финальные участки подъемов;
  • перекрестки без светофоров или регулировщиков (запрещен обгон в тех случаях, когда машина едет не по главной дороге);
  • участки, на которых имеется ограниченная видимость;
  • тоннели;
  • переезды через железнодорожное полотно (описываемый в статье маневр, кроме того, запрещен и менее чем за сто метров перед такими переездами).

Правила, утвержденные в 2013 году, указывают на то, что водителю за рулем обгоняемой машины запрещено увеличивать скорость в то время, когда его «обходит» другое транспортное средство, либо иным способом мешать обгоняющему начать и завершить запланированный им маневр.

Мало того, в ситуациях, когда по дороге движется тихоходный автомобиль (например, грузовое ТС), ПДД требуют, чтобы он содействовал машине идущей сзади в обгоне (полностью остановился либо сдал вправо). Указанное правило действует при движении вне населенных пунктов. Кстати, оно справедливо и для случаев опережения транспортных средств, а не только их обгона.

Когда можно выполнять обгон?

Начинающий водитель может с недоумением спросить о том, в каких ситуациях обгон разрешен. Ему может показаться, что правила очень строго относятся к автомобилистам, которые хотят обогнать других участников движения, и практически не дают им возможности без нарушения требования ПДД 2013 совершить безопасный обгон.

На самом деле, описываемый в этой статье маневр на дороге считается среди специалистов наиболее опасным из всех видов маневров, который при неправильном его исполнении способен привести к катастрофическим последствиям. Поэтому ПДД столь строго регламентируют все действия водителя, решившего осуществить обгон (опережение, встречный разъезд).

Запомнить участки, на которых допускается совершать данный маневр, несложно. Правила движения 2013 года разрешают выполнять обгон на:

  • двухполосных автотрассах, где осевая линия выполнена прерывистой разметкой;
  • дорогах с тремя полосами, на которых нанесены прерывистые продольные разметочные линии;
  • дорогах с двумя полосами и комбинированной разметкой.

Повторимся. Следует максимально ответственно относиться к каждому своему решению объезда транспортных средств в любом из указанных (разрешенных) случаев. Цена ошибки водителя, не сумевшего правильно проанализировать дорожную ситуацию и совершившего неудачный обгон, очень высока. Просто посмотрите вечером по местному ТВ-каналу очередной сюжет о серьезной аварии, и вы поймете, что во многих случаях к ней приводит то, что водитель, виновный в ней, не имеет понятия о терминах опережения либо обгона.

Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места. Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет.

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

О том, что впереди есть пешеходный переход, любой водитель знает по разметке и соответствующему знаку «5.19». Кстати, если вы планируете выезд за границу, заранее изучите дорожные знаки, принятые в той или иной стране. Во многих государствах (например, в Новой Зеландии, Японии, Австралии и других) пешеходный переход обозначается весьма необычными для нас знаками.

Обгонные и опережающие маневры нельзя выполнять на мосту и иных сооружениях. Перед въездом на подобные сооружения всегда устанавливаются соответствующие знаки (в частности, 3.20). Автомобилисту необходимо лишь выучить ПДД и запомнить, что на таких опасных участках (на мосту и так далее) обгон запрещен. А затем следить за знаками и не пытаться вдавить педаль газа до упора, когда он едет по мосту, в тоннеле, по специальному путепроводу.

Следующий знак, «подсказывающий» о невозможности объезда впереди движущегося ТС, представляет собой черный треугольник подъема дороги с цифрами процентов, определяющих крутизну трассы на конкретном участке. Как было сказано, в конце подъема нельзя обгонять автомобиль, едущий перед вашей машиной. А вот опережение (вспомните, какое значение имеет этот термин) на подъемах вполне можно производить, но при условии, что движение ведется по двухполосной, а не однополосной дороге.

Итак, мы запомнили знаки, которые говорят о невозможности обгона на мостах и в конце подъемов. И теперь освежим в памяти еще несколько знаков, устанавливаемых перед ж.д. переездами (1.1–1.4). На них может быть изображен дымящий паровозик, красный крестик, несколько красных наклоненных полосок (от одной до трех) или ограда черного цвета.

Знак с паровозом и оградой ставят за 150–300 метров перед переездом, если они находятся вне городов и сел, и за 50–100 метров в пределах населенных пунктов. Увидев указанные знаки, сразу же забывайте об обгонных маневрах!

Как видим, дорожные знаки, устанавливаемые перед въездом на мост, эстакаду, железнодорожный переезд и на прочие потенциально опасные для движения сооружения, помогают водителям ТС не совершать необдуманных поступков и ненужных маневров.

Двойной обгон и обгон колонны – что это?

Большинство автомобилистов прекрасно знают, что двойной обгон в нашей стране выполнять запрещается. При этом никто не может точно сказать, что скрывается под этим термином. И не удивительно, ведь понятие «двойной обгон» в ПДД никак не прописано. Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.

Даже у опытных водителей нередко возникают проблемы с инспекторами ГИБДД, связанные с двойным обгоном. Особенно в случаях, когда автомобилист пытается совершить объезд нескольких машин перед собой по схеме, называемой в просторечье «паровозиком». Допустим, перед вашим авто едет два транспортных средства, которые не пытаются осуществлять каких-либо маневров. Возможен ли их объезд (в данном случае двойной)? Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы не стать нарушителем, лучше не пытаться совершать двойной обгон, так как он может стать причиной аварии.

А теперь рассмотрим правила, по которым выполняется обгон организованной колонны автомобилей. Под понятие такой колонны попадают машины, движущиеся со специальным сопровождающим автомобилем (он едет с красным и синим маячком впереди и при этом издает звуковые сигналы). Причем в организованной колонне должно быть не менее трех ТС.

Правилами движения по дорогам нашей страны категорически запрещено обгонять организованные транспортные колонны. Всегда помните об этом, когда у вас возникнет желание сделать это. За опережение колонны с сопровождающим авто вы несомненно будете наказаны, причем на весьма «кругленькую» сумму.

Несколько слов о встречном разъезде

На отечественных далеко не идеальных автотрассах иногда встречаются неожиданные сужения дороги, обусловленные каким-либо препятствием, образовавшимся в силу неожиданных причин (это может быть сломавшийся автомобиль, дорожные работы и тому подобные ситуации). На дорогах с несколькими по одной стороне такие препятствия проблем не вызывают. Водитель может легко объехать их, не совершая выезд на «встречку».

А вот на двухполосной трассе так просто возникшее затруднение не решишь. Если вы попытаетесь объехать препятствие по обочине, вам выпишут штраф. Получается, что необходимо направлять свое авто на встречную полосу, совершая интересующий нас встречный разъезд с ТС, движущимися в противоположном направлении. Основное правило подобного разъезда заключается в следующем: машина, выезжающая на «встречку», обязана уступить дорогу транспортному средству, которое двигается по своей полосе.

При совершении обгона с выездом на встречный поток движения, во избежание столкновений со встречной машиной необходимо учитывать и выполнять все рекомендации и требования, которые прописаны в .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это касается также и перемещения и по своей полосе. Кроме того, водитель обязан обращать внимание на дорожные знаки, указатели (таблички) и сигналы светофора, когда намеревается перегнать впереди едущий автомобиль.

Если неправильно совершать обгон, то это чревато тяжелыми последствиями в виде серьезных .

В каком законе прописаны

Российское автомобильное законодательство представлено в виде ПДД – Правил дорожного движения, где описываются все нормы, которым обязаны следовать участники. За то, в каком порядке следует совершать такой маневр, как обгон, отвечает Глава №11 Правил.

Если водитель нарушает их, тогда в действие вступает КоАП РФ – Кодекс административно-правовой, регулирующий меры ответственности по правонарушениям административного порядка. В этом случае за детали мер наказания отвечает .

В законе даётся разграничительное пояснение о том, что считать «обгоном», а что не относить к такому действию.

– это маневр, который водителем начинает совершаться в пределах своей полосы движения, затем машина выходит на короткое время на встречную полосу с пересечением разделительной черты, а потом возвращается на участок своего потока по ходу езды, только обогнув впереди ехавший автомобиль.

Опережение – это такой же самый маневр, что и обгон, но осуществляется он исключительно в рамках полосы дороги своего потока.

Чтобы без помех обогнать машину с выездом на встречную полосу, автомобилисту требуется обратить внимание на следующие факторы касательно ситуации на дороге:

  1. Оценить ширину проезжей части.
  2. Визуально определить расстояние от своей машины до обгоняемой.
  3. Посмотреть, каково расстояние между своим авто и ближайшим, едущим по встречной полосе.
  4. Присмотреться к скорости той машины, которую обгоняют.
  5. Учесть скорость встречного автотранспорта.
  6. Отметить скорость приближения к обгоняемому ТС.
  7. Четко знать особенности своего автомобиля – насколько быстро она «умеет» разгоняться, разовьёт ли достаточную скорость, чтобы получилось обогнать другое авто.

Кроме этого, водителю требуется:

  1. Знать и замечать дорожные знаки.
  2. Обращать внимание на сигналы светофоров и следовать их значениям.
  3. Оценить, не пересекаются ли траектории обгоняемого автомобиля и обгоняющего.
  4. Присмотреться к конструкции дороги, вспомнить правила, где именно категорически запрещено разгоняться с целью совершит обгон.
  5. Отметить особенности погоды и видимости. При ограниченной видимости и скользкой дороге лучше всего воздержаться от совершения данного действия.

Кроме сигналов светофоров на регулируемых перекрёстках может оказаться полицейский-регулировщик. Его сигнальные движения каждый водитель обязан уметь правильно расшифровать, чтобы следовать указаниям.

Где запрещено

Пункт 11 Правил «Обгон, опережение, встречный разъезд», начиная с части 11.1-11.2 (и далее) отражает все детали запретных зон и участков дорог, где совершать обгоны ни в коем случае нельзя.

К таковым относятся следующие ситуации на дороге или зоны автодорожной инфраструктуры:

Ситуация Участок дороги
1. Занятая полоса встречного движения, либо своего потока.
2. Большая вероятность создания помех другим участникам.
3. Когда впереди движущаяся машина подала сигнал огнями, что собирается поворачивать влево.
4. Передний автотранспорт делает объезд препятствия или тоже совершает обгон.
5. Следующее за обгоняемой машиной авто начало совершать маневр.
регулируемый перекрёсток;
нерегулируемый перекрёсток при движении по второстепенной трассе;
пешеходный переход;
ближе чем 100 метров от ж/д переезда;
мосты, эстакады, путепроводы, а также под ними, тоннели, некоторые набережные (трасса на дамбе реки) и др.;
крутые подъемы – ближе, чем за 300-600 м (зависит от мощности транспорта и градуса уклона) от конца подъема;
опасные повороты;
иные зоны, где очевидно сильное ограничение видимости для водителей.

Правила выполнения обгона

Перед тем, как рассмотреть подетально разные случаи, когда обычно допустимо обгонять другие автомобили, следует отметить общие правила, как именно грамотно делается такой маневр.

Правила выполнения обгона:

  1. Убедиться в том, что свой автомобиль не будет создавать помех для других участников движения.
  2. Оценить расстояние от обгоняемого авто до своего, достаточность пространства для того, чтобы вернуться в свой строй, от своей машины до встречной, если она есть.
  3. Удостовериться в том, что и задние авто не собираются совершать обгон в тот же момент, что и вы.
  4. При отсутствии препятствий или вероятности помех, следует проделать следующее – изменить ступень передачи на одно уменьшение, переключение основной оптики с дальнего света на ближний режим, включить поворотные сигнальные огни перед тем, как выезжать из своей полосы.
  5. После выезда из строя, огни выключаются, передняя машина обгоняется с выездом на встречную полосу там, где нет сплошной разметочной черты.
  6. Последним штрихом данного действия является встать в свой поток движения там, где есть свободное пространство при условии движущих объектов других ТС.
  7. Но делать это без включенного правого поворотника не следует. Другие участники должны знать, что вы хотите вернуться в свой поток движения, а не делать разворот или поворот влево.
  8. Также возвращаться в свой строй следует начинать тогда, когда обгоняемый автомобиль покажется в вашем зеркале заднего вида.

Скорость при обгоне должна превышаться только в пределах нормы, которая «продиктована» дорожными знаками, либо допущениями Правил относительно конкретного участка автодороги.

Если огни не выключить сразу же после начала обгона, то другие автомобилисты могут ошибочно принять ваши сигналы за намерение совершить поворот влево, развернуться, либо делать еще один обгон следующей машины, едущей впереди.

Поворотными огнями следует предупреждать не только впереди следующего водителя, но также и того, кто едет сзади, если там замечена едущая машина.

Причем это касается как сигналов перед обгоном, так и другим сигналов после обгона, при возвращении в свой поток движения.

Дальний свет фар включать следует после того, как при маневре вы поравнялись с обгоняемой машиной, а встречных машин нет.

На перекрестке по главной дороге

Чаще всего обгоны на перекрестках совершаются с включенными сигнальными огнями, предупреждающими о том, что шофер намеревается сворачивать налево для обгона.

Это связано с тем, что в Российской Федерации движение автотранспортных средств на улицах правостороннее.

Очень важно в этом случае не создать помех другим, а также учесть разметку сплошных линий, на которые нельзя заезжать, задевать или пересекать.

Поэтому опережение с выездом на встречную полосу на перекрестке следует совершать аккуратно и с предельной внимательностью, ориентируясь по знакам и сигналам светофора. Это касается водителей, едущих по главной.

С выездом на полосу встречного движения

Когда автомобилист хочет перегнать машину с заездом на встречную полосу, то нужно внимательно отследить сразу, насколько близко едет и с какой скоростью встречный автотранспорт.

В случае если возникнет трудность с разъездом, то Правила в части 11.7 пункта 11 гласят, что уступить дрогу обязан тот, на чьей стороне создано препятствие.

Также в отношении уклонов на дорогах, оборудованными знаками – «1.13» или «1.14», дорогу в ситуации сложности разъезда уступает тот водитель, который перемещается в сторону спуска.

Один из знаков обозначает, что впереди шофера ожидает крутой спуск, а другой знак говорит о крутом подъеме.

Порядок совершения обгона с выездом на полосу встречного потока движения машин:

  1. При приближении к идущему впереди автомобилю следует соблюсти дистанцию – 30-50 метров сбоку.
  2. В зеркале задней видимости не должно отражаться других машин, чтобы убедиться в отсутствии иных желающих обогнать того, кто уже обгоняет.
  3. Оценивается обстановка впереди. Важно понять, что вы не окажетесь в запрещенной для обгонов зоне в процессе маневра, либо его завершения.
  4. Кроме того, следует сразу определить место, куда машина будет заезжать в свой поток движения после завершения действия.
  5. Если встречных машин нет поблизости, нужно сначала включить сигнальный поворотник, а уж затем, начинать движение в сторону.
  6. Снижаем на одну ступень передачу, затем при разгоне повышаем на одну.
  7. Оптика переключается с дальнего на ближний.
  8. Как только начался обгон, сигнальные огни выключаются.
  9. Машина сначала должна поравняться с обгоняемой.
  10. Совершается выезд на встречную полосу.
  11. Затем водитель включает правый сигнал поворота.
  12. Возвращаться в свой ряд следует начинать только тогда, когда обгоняемый автомобиль уже отражается в зеркале заднего просмотра.

Большой и частой ошибкой водителей является тот фактор, когда они слишком сильно сближаются с обгоняемым автомобилем, мотивируя это тем, что максимально быстро съехать, либо недолго находиться на встречной полосе.

С одной стороны, это покажется оправданным, но с другой стороны, нарушение дистанции приведет к столкновению, если не со встречной машиной, так с той, которая обгоняется.

Когда автомобилист уже оценил обстановку, определил, что опасности для осуществления маневра нет, встречных машин не предвидится, то и слишком сближаться с обгоняемым авто нет смысла.

Еще не следует забывать, что обгоняемая машина может неожиданно изменить свою скорость движения. Например, неожиданно затормозить потому, что впереди неё обнаружено препятствие, которое следует объехать.

А для водителя, совершающего обгон, видимость далее впереди движущейся машины ограничена.

Если сильно сблизиться с обгоняемым авто, тогда при внезапном его торможении и объезде препятствия, может произойти боковое столкновение.

Без выезда на встречную полосу

Если совершается обгон в пределах только своей полосы движения и при этом территория встречного потока движения не затрагивается вообще, тогда такое действие называют – «опережение», а не обгон.

Это возможно в случае, если ширина полосы достаточна для того, чтобы осуществить данный вид маневра. Либо же дорога является четырех сторонней, когда каждая сторона разделена на две полосы.

В этом случае ширины дороги достаточно, чтобы можно было перегонять тихоходные автомобили. Порядок здесь такой же, как в случае обгона с заездом на «встречку».

Более одного ТС

Такой способ называют – «обгон паровозиком», который делается двумя ТС сразу.

Но еще под маневром двумя транспортными средствами может подразумеваться также и действие, совершаемое одной машиной, но объезжать ей приходится два или более автомобиля. Не на всех участках автотрасс разрешен обгон паровозиком.

Для запрета существуют стандартные дорожные знаки или указатели в форме белых табличек, так как в Правилах о таком запрете ничего не говорится.

Но зато в правилах говорится, что нельзя начинать обгон, если впереди едущий транспорт сигналит левыми поворотниками о своем намерении первым начать действие.

Паровозиком маневр осуществляется следующим образом:

  1. Сначала включает левый поворот машина передняя, которая хочет выехать влево для опережения.
  2. После нее следует включить свои огни только тогда, когда передняя машина уже поравнялась с тихоходной обгоняемой.
  3. При этом крайне важно, чтобы сигнальные огни обгонщика уже были выключены – тогда не будет нарушения ч. 11.2 п. 11 ПДД.
  4. Вставать в свой строй следует лишь при наличии свободного места и после того, как завершить свой маневр машина, едущая впереди.

Теоретически и без помех можно обогнать обгоняющего водителя, но для этого требуется удостовериться, что встречных авто нет, и места на дороге достаточно.

Когда речь заходит об обгоне затора, либо нескольких авто сразу, то следует учесть, что тогда водитель уже не просто заедет на встречную полосу движения, а будет перемещаться по ней.

А это считается нарушением по п. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, и грозит денежным взысканием – 1500 рублей .

В городе

Обгонам в городе могут препятствовать естественные причины:

  • многочисленные светофоры;
  • частые пробки;
  • пешеходные переходы;
  • трамвайное полотно;
  • регулируемые перекрёстки;
  • скоростное ограничение и другие факторы.

В среднем скорость машин в городской черте составляет не более 20 или 30-40 км/ч по показателям бортового компьютера.

Такие участки дороги, как пешеходный переход или трамвайные пути встречного движения являются запрещенными для того, чтобы на них обгонять автотранспорт.

Самый безопасный способ обогнуть медленно перемещающийся автотранспорт – это совершить опережение в пределах своей полосы движения и то в случае, если впереди не предвидится никаких препятствий в виде сплошной полосы, светофора и иного.

Без разметки

Если на дорожном полотне не прорисовано никакой разметки, это значит, что можно делать обгон, когда вздумается.

Чаще всего на тех участках пути, где это делать запрещено, будет устанавливаться автодорожный знак, под маркировкой – «3.20.1», «3.20.2».

Первый прорисован на белом поле и значит, что он постоянный, а второй – на желтом, значит – временный.

В зависимости от того, какой впереди едет транспорт следует решать, делать обгон или нет. Если это крупногабаритное ТС, тогда следует делать некоторые проверки в пути, нет ли преград впереди.

Как только во время обгона была замечена впереди опасность, препятствие, либо другая машина, следует незамедлительно снизить скорость. После этого желательно вернуться в прежнюю позицию, если место там еще не занято другим авто.

Если дорога чистая, тогда можно совершать маневр точно по такому же принципу, как было описано выше.

Двумя автомобилями

Случается так, что обгон может совершаться двумя автомобилями одновременно. Такой ситуацией является случай, когда обгоняемый автомобиль решил опередить другой водитель.

Но для этих целей крайне важно, чтобы проезжая часть по ширине позволяла проделать данный маневр.

Иначе последствиями может оказаться аварийное столкновение, причем с цепной реакцией, если на трассе находятся поблизости и другие участники.

Это действие следует совершать в таком порядке:

  1. Сначала нужно переключиться на нижнюю передачу – на 1 ступень. Например, если вы двигались на 5-й, то следует переключиться на 4-тую до совершения объезда.
  2. Несильно придавливая педаль газа, машина, находящаяся на обгоне, настигается вторым обгонщиком.
  3. Всего несколько секунд нужно совершить движение параллельно с обгоняемым авто.
  4. После чего стремительно вырываясь вперед при помощи газа, опережаем его.

Переключаться с высоты на низ функционала коробки передач необходимо для того, чтобы максимально оптимизировать динамику разгона, который нужен будет для опережения уже обгоняющего автотранспорта.

Это обозначает, что здесь важно сразу оценить скорость движущейся на обгоне машины так, чтобы скорость вторичного обгонщика была повышенной до разумных пределов (не опасной и соответствующей дорожным знакам).

Такой обгон признается самым опасным из-за повышения скоростей и недостаточности места на дороге для безопасного разъезда.

Обгоны двумя машинам не запрещены Правилами. Но если в строю мало места для возврата машин в поток, а также тогда, когда обгоняющий первичный автотранспорт уже включил левые (либо по окончании маневра — правые) предупредительные огни, то лучше от них воздержаться.

Что такое обгон броском

Речь идет о резком повышении скоростей, когда водитель-лихач, не дает достаточного времени для динамики разгона своей машины и сразу резко повышает газ.

Такие маневры придорожные камеры службы ГИБДД сразу могут зафиксировать как нарушение скоростных режимов. Но и это даже не главное.

Важно, что при резком совершении опережения или обгона повышается риск заноса автомобиля и столкновения с другими участниками движения.

Либо могут случиться аварии с одним участником – столкновение со столбом, вылет в кювет при заносе и т.д. Чаще всего замечен такой маневр за лицами, желающими объехать побыстрее колонну машин.

Правила манёвра грузовыми автомобилями

Для некоторых участков автодорог устанавливается специальный знак, где запрещается обгонять тихоходный транспорт грузовикам. Дорожный знак Обгон грузовым автомобилям запрещен, имеет свою цифровую маркировку – «3.22».

Водитель грузового автотранспорта должен учесть:

  • массу груза;
  • габариты своей машины;
  • её массу без снаряжения грузом;
  • скорость и способность разгона своей машины;
  • скорость тихоходного транспорта, который следует обогнать.

Могут также обозначиться и другие факторы, имеющие свою специфику в отношении своей категории автотранспортного средства. Например, высоту своей машины и угол обзора заднего видения.

Но алгоритм действий остается для таких водителей таким же, как и в случае, если обгон совершается автомобилист на легковом ТС.

Правилами также запрещено, чтобы водитель, которого обгоняют, сам начал ускоряться в момент маневра (ч. 11.3 п. 11 ПДД).

Такая неоправданная реакция служит не только водительской неучтивостью, но также и провокацией крупной аварии. Ведь уравнивание скоростей заставит обгоняющего автомобилиста дольше пребывать на встречной полосе.

Правила диктуют этикет поведения обгоняемому также и в отношении того, чтобы он слегка посторонился и взял в право (ч. 11.6 п. 11 ПДД – в отношении тихоходных ТС вне зоны населенного пункта).

А после того, как его обогнали, немного уменьшить скорость, чтобы дать возможность вернуться водителю в свой поток.

Основываясь на статистических данных из практики автомобилистов, затрачиваемое на обгон время обычно составляет по времени не более 6-10 секунд, в зависимости от длины обгоняемого автотранспортного средства и его скорости движения.

До изменений, принятых в ПДД в 2010 году, для водителей не существовало такое понятие, как опережение. Однако, на данный момент существует серьезная разница между такими маневрами, как обгон и опережение. Незнание данного разграничения понятий может губительно сказаться как на самом водителе и его ТС, так и на прочих участниках движения. Поэтому стоит подробнее остановиться на рассмотрении данного вопроса.

Обгон или опережение

Обгон, по новым правилам — опережение ТС с выездом на полосу встречного движения, с последующим возвращением на нее.


Опережение, по новым правилам — это езда, при которой ТС обгоняет другое ТС без выезда на полосу встречного движения.


Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.


В отличие от обгона, имеющего большое количество ограничений к исполнению, опережение можно выполнять практически в любой момент.

Опережение транспортного средства запрещено на участках дорог:

  • пешеходного перехода;
  • ж/д переезды;
  • перекрестки;
  • эстакады и тоннели;
  • участки с ухудшенной видимостью, концы участков подъема.

Вопросы читателей:

  1. «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
  2. «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
  3. «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
  • Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.

C 12 июля 2017 года вступили новые правила обгона ТС . При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.

На дороге это выглядит следующим образом. Если ТС осуществляет обгон второе ТС, выезжая на полосу встречного движения (маневр разрешен), где полосы разделяет прерывистая линия, но не успевает вернуться на свою полосу (завершить маневр обгона), в результате чего справа атомобиля уже находится разметка 1.1, 1.3, 1.11, трамвайные пути или разделительная полоса — в данном случае водитель будет виноват, с возможностью лишения ВУ.

Различать определения обгона и опережения зачастую требуется не только новичкам, но и более опытным водителям. Особенно, если те не привыкли пользоваться многополосными дорогами. Неправильное понимание или путаница понятий приводит к созданию большого количества ДТП, вызванного именно попыткой совершить обгон.

Видео: ПДД обгон и опережение ТС