Прокат авто как бизнес подводные камни. Готовый бизнес план сдачи автомобилей в аренду

Аренда авто – это настоящий бизнес, имеющий огромное количество схем для заработка. Вы можете действовать как кредитор, а также заниматься посуточной и почасовой сдачей. Можно стать посредником. Начав с покупки одного автомобиля для сдачи в аренду, можно постепенно организовать работу целого автопарка.

Преимущества бизнес-идеи

Предлагаем рассмотреть основные выгоды такого бизнеса:

  • Отсутствие необходимости серьёзных вложений на старте. В самом начале можно ограничиться покупкой авто эконом-класса (Renault Logan, Lada Granta). В относительно крупном городе это может приносить прибыль 10-15 тыс. в месяц. Также возможен вариант с минимальными затратами без необходимости покупки автомобиля – оказание посреднических услуг. Его мы рассмотрим отдельно.
  • Бизнес не требует особых затрат по времени. Для посуточной аренды достаточно приехать вечером на стоянку, принять-сдать автомобиль. Можно не отвлекаться от основной работы или другого бизнеса. Хорошо, если предприниматель уже занят в автобизнесе.
  • Для сдачи авто в аренду не требуются особые данные, опыт и навыки. Заняться им может любой гражданин.
  • Минимальные затраты на персонал. В первое время можно действовать самостоятельно, чего не скажешь о большинстве других видов автобизнеса.

Целевая аудитория и варианты автомобилей

Сначала разберёмся, в каких случаях аренда авто вообще нужна:

  • Временное отсутствие автомобиля . Актуально, когда человек не может представить жизнь в городе без авто, а свой автомобиль в срочном порядке купить не получается.
  • Автомобиль для отдыха . Идея аренды популярна в курортных городах и везде, куда приезжают отдохнуть туристы.
  • Автомобиль для праздника . Выносится в отдельную категорию. Обычно заказывается для свадеб, фуршетов и т. п. Заказываются лимузины и представительские авто.
  • Авто для приезжих бизнесменов и высокопоставленных персон . Их обычно не оставляют без внимания и заказывают авто с водителем.
  • Аренда для таксистов . Тем, кто работает без собственного авто или не хочет его использовать в этих целях – такой вариант может быть оптимален.
  • Желание познакомиться с конкретным авто перед покупкой . Можно устроить для будущего автовладельца полноценный тест-драйв.

Итак, вашей аудиторией являются обычные автовладельцы, туристы, бизнесмены, таксисты, частные водители. Из организаций – частные компании, праздничные агентства, перевозчики.

Какие автомобили потребуются? Разберём:

  • Для отдыха подойдёт недорогая иномарка, например, Kia Rio. Отечественный автомобиль вряд ли кто-то выберет.
  • Для такси – от Lada Granta до Toyota Corolla и Huyndai, Kia – топовых моделей со средней комплектацией.
  • Для бизнеса – Toyota Camry, VW Passat и пр. Бизнес класс от корейских фирм также приемлем.
  • Для праздников – в автопарке нужно иметь лимузин.
  • Для исключительных случаев и VIP-персон – Lexus, Jaguar, Chrysler, Mercedes.

Как организовать бизнес

Аренда только с первого взгляда может показаться простой схемой. На деле – есть множество вариантов заработка. Вы можете:

  • Предоставлять только автомобили;
  • Заниматься пассажирскими перевозками самостоятельно;
  • Нанимать водителей на постоянной основе или иметь ряд вариантов под запрос.

Что касается непосредственной сдачи автомобиля для водителя в аренду – есть два варианта:

  • Аренда авто с последующим выкупом . За автомобиль арендатор делает первый взнос. Затем, согласно обязательствам, он выплачивает аренду в течение 1-2 лет. Чаще всего это делается для аренды под такси. Схема работает как кредит в банке.
  • Аренда без выкупа . Автомобиль сдаётся посуточно. Также возможен вариант почасовой оплаты – если речь идёт о конкретных мероприятиях, как в случае с лимузином на свадьбу.

С какого автомобиля начать

Итак, определились с типом бизнеса, теперь предстоит решить, какой автомобиль купить первым. Все, кто занят в этом бизнесе не имеют единого мнения насчет многих вопросов. Например, допустимо ли покупать отечественное авто или нужно сразу покупать иномарку.

Если авто сдаётся для работы в такси – в небольшом городе можно подумать о таких машинах, как Daewoo Nexia, Lada Granta и других, в этом ценовом диапазоне. В Москве и СПб обычно требования к таксистам жестче. Оптимальный вариант из недорогих – Renault Logan . Недорогой и вместительный, а на ремонт тратится не так много средств.

Другая дилемма – покупать ли автомобиль б/у. Тут мнения предпринимателей опять расходятся. С одной стороны – могут быть различные «сюрпризы». С другой – цена. Скажем так: начинать бизнес с минимумом средств (меньше миллиона руб.) с покупки нового автомобиля – неразумно. Всё зависит от целей и масштаба. На 2 млн. руб. можно купить пару неплохих новых авто, близких к бизнес-классу. А можно и организовать целый автопарк.

О клиентах

Самый оптимальный вариан т – сотрудничество с корпоративными клиентами. При этом лучше всего предоставлять им хорошую скидку. Пусть это не так выгодно, как с обычными, но спрос на автомобиль всегда есть.

Предложение об аренде можно размещать на сайтах бесплатных объявлений. Также есть специализированные сервисы, где можно оставить анкету авто. Можно оформить коммерческое предложение для сервисов такси.

Арендодатели, которые регулярно сдают свои автомобили (в том числе владельцы крупных автопарков) делятся советами и рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • Нельзя игнорировать закон. Для оказания таких услуг, нужно зарегистрироваться как ИП или юридическое лицо. В противном случае это грозит ответственностью, вплоть до уголовной.
  • Все юридические аспекты помогают обеспечить безопасность сделки. Должен быть составлен договор аренды, тщательно разработанный, включающий мельчайшие детали. Если планируете сдавать в аренду не один автомобиль – услуги опытного юриста лишними не будут.
  • При долгосрочной аренде выплаты должны быть периодическими, раз в 1-2 недели. Это позволит избежать задолженности, которую может не выплатить водитель.
  • Обращайте внимание на личность водителя. Проверяйте его данные. В идеале это лицо от 30 лет с большим водительским стажем. Рекомендуется отказывать новичкам, только севшим за руль. Также установите, как водитель собирается использовать авто, в хорошую ли компанию он устроился. Не помешает медосмотр – для постоянной работы в такси. Проверьте регистрацию водителя: гражданство РФ – обязательно.
  • Установите на автомобиль систему GPS-слежения. Стоит это недорого, и всегда будет известно, где находится авто. Подобная система обойдётся меньше, чем в 8-10 тыс. руб.

Когда компаниям и частным лицам аренда автомобиля нужна с водителем – нужно предлагать только проверенные кандидатуры. Хорошо, если этот человек имел опыт управления данным автомобилем неоднократно.

Вариант посреднических услуг

Оказывая посреднические услуги для аренды авто, вы рискуете меньше – это не требует значительных вложений. Конечно, можно впоследствии купить и свой автомобиль, но речь сейчас не об этом.

Услуги посредника требуют создания удобного сервиса, где водители и частные компании могли бы размещать свои предложения, а арендаторы – легко найти подходящий автомобиль.

На что здесь следует обратить внимание:

  • Внимательно изучайте все предложения – чтобы репутация сервиса не пострадала.
  • Желательно четкое разделение в соответствии с классом машин и целевой аудиторией. Должны предлагаться машины всех классов с разными ценовыми предложениями.
  • Перед началом бизнеса нужно детально изучить рынок: сервис полезный и прибыльный, когда может создать адекватную конкурентную среду.
  • Если в городе есть несколько компаний, предлагающих услуги аренды – пообщайтесь с их представителями лично и предложите воспользоваться услугами сервиса.

Теперь разберём, как его создать. Нам потребуется сайт, который не отличается первоклассным дизайном. Самое главное здесь – функционал. Требования такие же жёсткие, как в случае с автомагазином. Всё должно работать 24 часа в сутки, поэтому о техподдержке нужно позаботиться заранее.

Вы можете:

  • Делать сайт самостоятельно или привлечь знакомых разработчиков;
  • Отдать разработку сайта «под ключ» веб-студии.

Лучше всего второй вариант, потому что самостоятельно заниматься сайтом, его поддержкой и развитием сможет не каждый. Бесплатно разработчик это делать не будет. Аутсорсинг подразумевает наличие конкретных обязательств разработчика, гарантирующего бесперебойность работы сервиса.

Обычно предлагается размещать анкеты по автомобилям:

  • Простые иномарки;
  • Лимузины;
  • Автомобили бизнес- и премиум-класса.

Обычно спрос больше на лимузины и дорогие автомобили – их заказывают на специальные мероприятия. Но если работать с таксистами – недорогие авто будут приносить регулярный доход. Сюда можно также добавить грузовые автомобили и автобусы.

Открывая дело, учтите, что автомобиль может арендоваться с водительскими услугами. Обязательно нужно создать фильтр по водительским услугам на сайте сервиса. Выступая как посредник, вы рискуете гораздо меньше, стабильно получая пассивный доход. Впоследствии можно задуматься и о создании собственного автопарка. Идей немало, дело остаётся за реализацией. Желаем успехов в развитии автобизнеса!

Эта статья написана по результатам общения в скайпе с нижегородским предпринимателем Василием Куропатиным, который создал собственный бизнес по дешевому прокату автомобилей, и который с большим удовольствием поделился с нашими читателями своими успехами. Мы постарались сконцентрировать в статье самые главные вопросы по открытию недорого проката автомобилей в городе со средним числом платежеспособного населения.

Прокат легковых автомобилей – отличный бизнес для тех, кто разбирается!

Почти у каждого человека со стабильным заработком есть свое авто. Но, несмотря на это, прокат транспорта остается весьма перспективным направлением.

К примеру, в Европе и США бизнес на аренде автомобилей уже отлично отработан. Многие люди не заморачиваются на содержании собственного транспорта, а просто берут его на прокат.

У нас этот вид деятельности развит весьма слабо, но тенденция к повышению спроса все-таки прослеживается. К примеру, за последний год рынок автопроката России вырос почти на 15%. Есть надежда, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

Главное: создаем свой бизнес-план прокат автомобилей

Мы (редакция проекта «Русский стартап» практически в каждой статье посвященной открытию нового бизнеса не перестаем утверждать (большой личный опыт), что начинать бизнес без наличия проработанного, рабочего бизнес-плана – верх глупости и «безбашенности».

Особенно если речь идет о таких бизнесах как авто прокат где необходимы большие вложения. Почитайте раздел этой статьи: «Финансовые показатели». Посмотрите на цифры, которые отражают очень и очень серьезные инвестиции в бизнес.

Разве можно начинать такой бизнес (как впрочем, и любой другой) без чёткого понимания и пошаговой инструкции? Нет и нет. Бизнес-план – это и есть ваша инструкция и маршрутная карта. Ежедневная, практически.

Кто клиенты?

Как правило, ориентироваться необходимо на состоятельных клиентов. Что касается представителей среднего класса, то они редко пользуются услугами таких компаний.

Интересен тот факт, что большинство арендаторов имеют свою машину. Причина обращения в прокатную компании – ремонт своего транспорта, выезд за город, необходимость создать впечатление на партнеров по бизнесу и так далее.

Сейчас все более популярным становится оформление авто в аренду на долгий срок, что обеспечивает предпринимателя весьма солидным и стабильным заработком.

Машины VIP класса чаще всего оформляются максимум на один день.

Если брать по ценам, то прокат отечественного автомобиля обходится в сумму от 1000 рублей в сутки.

Иномарка будет дороже – от 3000 рублей в сутки и больше.

К наиболее дорогому транспорту относится лимузин, расчет за который производится почасово.

Средняя стоимость аренды – от 3000 рублей, но уже в час.

Столь высокая цена объясняется тем, что машина предоставляется вместе с водителем.

При возможности необходимо заключать договора с корпоративными клиентами, которые будут регулярно брать в аренду автомобили, и приносить стабильный доход.

Естественно, для такого вида сотрудничества есть определенные требования к форме организации.

Выбор формы собственности

Если ваша задача – открыть бизнес на прокате автомобилей, который можно будет развивать и получать хорошую прибыль, тогда отдайте предпочтение «ООО» с упрощенным налогообложением.

При этом для снижения затрат регистрировать транспортные средства можно и на себя. Если же есть сомнения в выборе формы собственности, то можно обратиться к консультантам, которые более подробно распишут процедуру.

Как правило, оформление ООО обходится в сумму около 100-150 тысяч рублей.

Прокат недорогих автомобилей или элитных?

Автомобили

Наиболее затратная часть – покупка транспорта для бизнеса. При этом начинать с нескольких машин бессмысленно. Оптимальный вариант – автопарк, состоящий из 10-20 автомобилей.

Наиболее бюджетный вариант – продукция отечественного автопрома. Но учтите, что такие машины редко сдаются в аренду, поэтому предпочтение лучше отдавать надежным и проверенным временем иномаркам – Ауди, Мерседес, БМВ и прочим:

  • эконом-класс (40% всего автопарка) – малолитражные иномарки (Фольксваген, Форд, Рено и прочие). Их стоимость – от 2000 рублей в сутки;
  • комфорт-класс (20% всего автопарка) – Хюндай Солярис, Шевроле Авео и прочие. Стоимость аренды – от 3000 рублей;
  • бизнес-класс (20% всего автопарка) – Шкода Октавиа, Фольксваген Пассат, Хонда Аккорд и прочие. Цена таких автомобилей – от 4000 рублей в сутки;
  • элит-класс (20%) – к примеру, Ауди А6, Мерседес. Такие автомобили больше подойдут для бизнесменов для организации деловых встреч. Затраты на аренду машин VIP класса – от 7000 рублей в сутки.

Что касается более престижных марок, таких как Порш или Феррари, то в России сделать это, к сожалению, невозможно.

Купить автомобили можно сразу за наличные (в этом случае сумма затрат может перевалить за 20 миллионов рублей) или же оформить технику в лизинг. В последнем случае можно «отделаться» только авансовым платежом.

В дальнейшем можно производить выплаты уже с полученной прибыли. Большой плюс лизинга еще и в том, что машины остаются в собственности лизингодателя.

Это значит, что оформление, обслуживание и постановка на учет – его проблемы. Кроме этого, появляется шанс сэкономить на налоговых платежах (чем большинство предпринимателей успешно пользуются).

Это полезно и интересно!
Более 500 полностью готовых к работе шаблонов бизнес-планов в нашем каталоге:

Качественная подборка франшиз для начинающих предпринимателей, собрана нами

Из этой статьи вы сможете узнать как простой водитель из Самары создал службу такси и заработал миллион долларов:

Страховка

Купить (оформить в лизинг) автомобили недостаточно – их необходимо содержать. При этом наибольшая статья расходов – оформление страховки. Как правило, для каждого автомобиля это около 10-15% от общей цены.

При этом скрывать машины от страховщиков или пытаться схитрить – весьма рискованное занятие. Лучше нормально оформить все машины и получить скидку.

Большинство страховых компаний идут на предоставление услуг с безусловной франшизой.

Скидка в этом случае может быть весьма существенной.

Особое внимание стоит уделить условиям, прописанным в договоре страхования. В документах должно быть указано, что машину можно оставлять в любом месте и в любое время.

Общие затраты на страховку – от 2 миллионов рублей в год.

Стоянка

Вам необходимо подобрать место, где будут храниться все автомобили. Желательно, чтобы это была охраняемая и крытая стоянка. Оптимальное расположение – в спальном районе или центре.

Стоимость – от 2 тысяч рублей за одно место. Если в парке 10-20 автомобилей, то затраты составят от 20 000 рублей в месяц.

Нужен ли офис?

По поводу своего помещения для бизнеса, то здесь ситуация двоякая. С одной стороны на этой статье расходов можно сэкономить, а заявки можно принимать по телефону и доставлять машину по указанному адресу.

С другой стороны, иностранные клиенты предпочитают работать через офисы. В принципе, достаточно арендовать небольшое помещение для 2-3 человек.

Оптимальное расположение – как можно ближе к стоянке, где расположены автомобили. Площадь помещения должна быть 15-20 квадратных метров. В этом случае стоимость аренды составляет от 20 000 рублей.

В комнате необходимо организовать рабочие места для работников, поставить столы с компьютерами, стулья и диванчики для клиентов. Общие расходы на оборудование помещения – от 100 тысяч рублей.

Сотрудники

Вам понадобится несколько работников. 2-3 человека необходимо будет разместить в офисе для приема и обработки заказов, проведения расчетов и прочих «бумажных» работ.

Кроме этого, требуется взять на работу 1-2 специалистов по выпуску транспорта (и водителей в одном лице).

Что касается диспетчеров по приему заявок, то здесь подойдут молодые девушки или парни, желательно с экономическим образованием. Знание моделей авто и их особенностей (хотя бы в общих чертах) является обязательным.

Что касается специалиста по выпуску, то это может быть в прошлом таксист. Главные требования – отсутствие судимости, ответственность и знание автомобилей.

Общие затраты на оплату труда – от 100 000 рублей в месяц.

Реклама

Прокат автомобилей – это тот бизнес, который необходимо раскручивать. При этом наибольшего результата можно добиться установкой наружной рекламы, организацией сайта в сети интернет и размещением баннеров на соответствующих сайтах, раздача буклетов и визитов.

На первое время можно обклеить все автомобиля со своего автопарка. Затраты здесь небольшие, но эффект будет максимальным. «Украсить» такой рекламой один автомобиль обойдется в сумму от 2 тысяч рублей.

Создать и продвинуть качественный сайт – от 50 тысяч рублей, а потом еще от 5 тысяч рублей ежемесячно на его поддержание, заполнение контентом и прочие мероприятия.

Прокат автомобилей без водителя

Окупаемость

Одним из основных вопросов является окупаемость бизнеса. Как правило, для получения нормальной прибыли машина должна работать где-то 60% всего времени.

В этом случае можно рассчитывать на доход в размере от 700 тысяч рублей в месяц. Как правило, на этот показатель можно выйти уже через несколько месяцев работы.

Общая окупаемость – 2-3 года.

Таблица №1. Потенциал потребителей услуг предприятий автопроката в России

Опасности

Нельзя забывать, что аренда автомобилей за деньги – это рисковый вид бизнеса. Следовательно, необходимо избирательно подходить к выбору клиентов и выдвигать к ним определенные требования.

В частности, возраст должны быть от 25 лет (минимум от 21 года). Немаловажный фактор – наличие солидного водительского стажа (оптимальный вариант – от 3-х лет).

При этом нельзя забывать, что даже тщательная проверка не может полностью уберечь от попадания клиентов в ДТП. Вот здесь как раз и будет необходим договор со страховой компанией.

При этом бизнес на прокате авто все равно терпит убытки, ведь машина находится в ремонт, а, следовательно, не приносит доход.

Еще один важный момент – это требование залога от клиентов. Здесь расценки могут быть различными. К примеру, при оформлении отечественного автомобиля залог составит от 50 000 рублей, иномарки – от 100 000 рублей.

При этом, чем выше стоимость автомобиля, тем больше залог. Но учтите, что подобная опция может отпугивать многих клиентов.

Таблица №2. Прирост участников рынка автопроката в России

Итоги:

Итак, подведем финансовые итоги:

  • оформление бизнеса – от 100 000 рублей;
  • покупка автомобилей – от 20 миллионов рублей. Возможен лизинг (в этом случае первоначальные затраты составят от 4 миллионов рублей);
  • расходы на страховку – от 2 миллионов рублей;
  • офис и покупка оборудования – от 120 000 рублей;
  • реклама – от 100 000 рублей;
  • расходы на заработную плату – от 90-100 тысяч рублей в месяц;
  • аренда стоянки – от 20 000 рублей в месяц.

Доход – от 700 000 рублей в месяц. Окупаемость – 2-3 года.

Вывод

Бизнес на аренде автомобилей и тем более дешевый прокат автомобилей – весьма прибыльное, но рискованное направление. Важно учитывать, что открывать ООО необходимо в большом городе с населением от 500 тысяч человек. В противном случае получить достойную прибыль будет очень сложно.

Читайте также

Такси стабильно остается одной из прибыльных сфер автобизнеса, как для водителей (хотя, конечно, не всех и не везде), так и для таксопарков, диспетчерских служб и колл-центров. А еще предпринимателей поменьше, которые занимаются сдачей автомобилей в аренду для работы в такси. О последних и пойдет речь сегодня.

Возможно, в столицах этот вид предпринимательства уже почти полностью вытеснен крупными автопарками и собственными автомобилями, сдаваемыми в аренду непосредственно компаниями, предоставляющими заказы… Однако в регионах такая практика заработка денег еще живет и вполне себе здравствует. Мы побеседовали с одним из бывших арендодателей, для которого этот опыт стал негативным, и выяснили, какие же ошибки нужно допустить, чтобы малый бизнес превратился в крупную головную боль.

Итак, вы живете в одном из нестоличных регионов нашей необъятной родины, и у вас появилась некоторая сумма денег (допустим, что она составляет до 500 тысяч рублей, частично привлеченных из кредитных средств), которую вы решаете не просто бездарно просадить, а выгодно вложить, чтобы в дальнейшем иметь стабильный источник дохода.

В конкретных видах мелкого пищевого или иного производства вы не разбираетесь, опыта управления компанией, даже небольшой, у вас нет, да и сумма слишком незначительная, чтобы хватило на аренду помещения, найм персонала, закупку сырья и/или оборудования и оплату сопутствующих расходов.

И вы, уже почти разочаровавшись, листаете газету и вдруг видите объявление: «Возьму автомобиль в аренду для работы в такси. Желательно передний привод, до 800 рублей в сутки». Вы вспоминаете, как видели на днях какую-то престарелую «десятку» за 90 тысяч, хватаете калькулятор и высчитываете, что она окупится меньше чем за четыре месяца, а дальше начнет приносить стабильную прибыль, тысяч эдак по двадцать в месяц. А денег-то у вас хватит на три-пять таких «десяток»! Да это же золотая жила!

Скорее оформляться!

И тут вы, как человек обстоятельный, начинаете выяснять, что же нужно для того, чтобы деньги потекли рекой и как обставить это с максимальной надежностью для себя. Обнаруживается, что есть два пути: просто сдавать автомобили по договору или заключить его с таксопарком или диспетчерской, которые будут выступать посредником между вами и водителями, помогать вам отслеживать их активность, а заодно и предоставлять им заказы. Оба этих варианта, правда, требуют регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, но это сущие пустяки, думаете вы, прибыль-то явно того стоит. Еще одним обстоятельством легальной работы является получение лицензии на автомобили, что тоже не кажется большой проблемой.

Конечно, для того, чтобы начать сдавать кому-то автомобили, неплохо было бы их купить. И тут мы подходим к началу списка правил, которые обязательно соблюдать для получения на выходе гарантированного фиаско. Для облегчения запоминания мы будем их выделять и нумеровать. Итак:

1. В условиях ограниченных финансов не покупайте один новый автомобиль на все деньги. Возьмите лучше три-четыре «десятки» или Нексии, а еще лучше пачку пожилых «семерок» по пятьдесят тысяч за штуку. Зачем терять прибыль, ведь чем больше машин, тем больше доходы!

Так вы и думаете, но в крайности не ударяетесь и «благоразумно» покупаете несколько «десяток» или «четырнадцатых» тысяч по сто за штуку.

2. При покупке автомобиля не уделяйте слишком пристального внимания его состоянию, вам ведь не самому на нем ездить, в конце концов. На вид смотрится прилично, едет прямо, не дымит и лужи за собой не оставляет - уже отлично, можно брать!

Автомобили куплены, дело за малым - оформить документально статус ИП и найти водителей. И вы, почитав описание процедуры регистрации, едете в налоговую службу с пакетом необходимых документов. Процедура в целом не кажется сложной, а некоторые вопросы, возникающие в процессе и на которые вы не знаете ответов, можно просто решить наугад.

3. При регистрации ИП не утруждайте себя доскональным выяснением формальностей, таких как сроки и суммы уплаты налогов и взносов и вида налогообложения. Какая разница - ОСН, УСН или ЕНВД, налоги-то все равно платить, да и денег будет достаточно на все, так что выбрать незнакомую аббревиатуру можно наобум.

Закончив одну бумажную волокиту, приступаем к следующей - получению лицензии на автомобили. Это дело и вправду нехитрое, самое сложное в нем - ждать от двух до четырех недель, пока лицензии будут готовы и их можно будет забирать. Чтобы не терять время, вы начинаете искать желающих сесть за руль ваших «красавиц», но сталкиваетесь с тем, что пока на машине не будет лицензии, наклеек от выбранной вами таксокомпании для повышения «приоритета» в очереди заявок и смартфона с нужным программным обеспечением, жаждущих работать на вашей машине почти нет. Даже не так: их просто нет.


И вот, наконец, работать!

Прождав месяц, получив заветные зеленые бумажки и наклеив на машины все, что только можно наклеить, вы снова начинаете поиск. И теперь он уже немного более успешен. Несколько раз в неделю вам позванивают с вопросами, сдается ли ваш автомобиль, правда, тон и речь звонящих не так благозвучны и благородны, как у тех людей, с которыми вы привыкли общаться.

Ведь вы как-то не подумали, что автомобили в аренду берут те, кто по каким-то причинам не могут купить собственный или даже взять кредит на его покупку, а это, что греха таить, не самые благонадежные и добросовестные люди и порой не с самым светлым прошлым. Ну да ничего, можно и привыкнуть - вам же с ними не свадьбу играть. Поэтому вы цепляетесь за каждую возможность посадить уже, наконец, кого-то в ваш автомобиль и отправить зарабатывать деньги вам обоим.

4. Выбирайте водителей по принципу «кто первый позвонил - тот и подходит». Не портите себе впечатление о них выяснением их личностных качеств, их прошлого, настоящего и ожидаемого будущего. Если у них есть текущие проблемы или небольшие долги, не позволяющие сиюминутно приступить к выполнению работы, помогите с их решением, вам это должно будет воздаться сторицей. Также не усложняйте себе жизнь, пытаясь получить все данные о фактическом месте жительства, родственниках и документах вашего водителя - никуда он от вас не денется. Ну ксерокопию паспорта возьмите для проформы, и чтоб имя не забыть.

И вот, наконец, состоялось главное событие, ради которого все и затевалось - водители найдены, устроены и выведены на маршрут. Машины ездят, время идет, деньги «капают». Теперь можно и расслабиться, посидеть дома, поездить куда-то с друзьями, в общем, наслаждаться жизнью настоящего успешного бизнесмена - такой, как вы ее себе представляли. Но вдруг появляются какие-то неожиданные проблемы и беспокойства, отвлекающие вас от коктейля и дивана. Одна машина сломалась, на второй водитель заболел (да, так прямо позвонил и сказал: я заболел, посижу дома пока), третий водитель вдруг перестал выходить на связь, его телефон недоступен уже несколько дней, а по четвертому вам позвонили из службы такси и сообщили о его блокировке из-за задолженности по арендной плате.

Ну как же так, ведь все обещали, что будут усердно работать и исправно платить… Но ладно, проходит еще несколько дней, и первый водитель починил машину, да еще и по знакомству, дешевле, чем на других СТО, второй выздоровел, третий объявился и сказал, что просто ездил в деревню к бабушке, а четвертый занял у друга денег и снова вышел на линию. И вы облегченно вздыхаете, радуясь, что все так легко разрешилось само.


5. Доверяйте своим водителям целиком и полностью, ведь у них нет оснований вас обманывать. Сломалась машина? Пусть просто привезет чек на купленные запчасти и заказ-наряд с СТО на выполненные работы, а вы вычтете их из суммы аренды. Заболел? Все мы люди, пусть просто позвонит и предупредит, необязательно заставлять больного человека ставить машину к вам под окно, он ведь лежит дома под одеялом и пьет микстуры. Уехал на именины к любимой теще? Бывает, тоже достаточно устного предупреждения. Выдался неудачный день без заработка? Се ля ви, можно простить этот день или разрешить отработать его позже.

Такой человечный подход к работе кажется вам приемлемым, ведь люди должны отвечать на добро добром и благодарностью. А проблемы бывают у каждого, нельзя же лишать людей последнего куска хлеба в стремлении заработать деньги. Но со временем вам все чаще кажется, что вашей добротой бессовестно пользуются, привозя чеки на не выполнявшиеся работы и не заменявшиеся запчасти, а «болезнь» порой оказывается желанием поработать несколько дней «на халяву». Машины тем временем не становятся лучше и новее, а ваш карман - полнее, поэтому все это не может продолжаться бесконечно.

И вот первая машина сходит с дистанции по причине заклинившего двигателя, давно просившего капитального ремонта. Водитель с недовольным возгласом уходит к другому арендодателю, а вы остаетесь с грудой безжизненного металла, засаленной ткани и грязного пластика, которую, судя по внешнему виду, человечнее было бы похоронить, а не починить.


Но на этом проблемы не заканчиваются. Второй водитель тоже принимает решение сменить машину, заявляя, что на вашей уже «умирает» сцепление и вылетает третья передача (странно, а в прошлом месяце он привозил чеки на замену сцепления в сборе). И вторая машина занимает почетное место в вашем дворе, ожидая нового ездока.

А третий водитель, решив не менять колеса на зимние слишком рано, чтобы поберечь вашу шипованную резину (какая трогательная забота), врезается в корму впередистоящего Форда, основательно помяв обе машины и собственные ребра, ведь ремни безопасности для слабаков. Тут же выясняется, что ему с вами не по пути, и вообще, он болен, недееспособен, прописан в другом регионе, а тут проживает у двоюродного дяди-инвалида, при этом у него нет ни квартиры, ни машины, ни гаража, ни даже породистой кошки, которую можно было бы продать в счет погашения долга перед вами. Впереди маячит только суд, но вы понимаете, что максимум, которого вы сможете там добиться, - заставить его выплачивать вам по сто тридцать рублей в месяц в течение следующих восьми десятилетий.

Одну машину приходится продать, вторую сдать в металлолом, а третью, ту, что стоит у ваших окон, отдать за бесценок на разборку, так как вам уже не до ее капремонта. Вы в отчаянии рвете остатки волос на голове и потихоньку смиряетесь с тем, что разорились. Кредит не выплачен, доходов нет, и перспектив на улучшение тоже.


Однако и это еще не все. Вам приходят уведомления из пенсионного фонда с требованием уплатить взносы ИП в размере тридцати с чем-то тысяч рублей. Параллельно вы вспоминаете, что неплохо было бы съездить и в налоговую инспекцию, чтобы узнать, сколько налогов вы должны уплатить за год. И там новости тоже не становятся приятными: вы сами избрали себе отчетность по ЕНВД вместо УСН, на которую могли подать документы, и вместо 6% от вашего скудного общего дохода за год вы обязаны уплатить фиксированную сумму - по тысяче с небольшим рублей в месяц за каждое транспортное средство. Таким образом, ваши суммарные задолженности достигают просто астрономических значений, а печаль - еще больших. Но винить в этом некого - виновник один, и он очевиден.


Что в итоге?

Такими проблемами может обернуться, по сути, любой бизнес, если вести его, четко следуя советам вроде тех, что приведены в статье. Все рассказанное выше - полностью реальная история из жизни человека, который хотел всего лишь заработать денег, прилагая для этого поменьше усилий. Мы же надеемся, что для вас она может стать поучительной, и нам удастся помочь и предостеречь вас от возможных ошибок. Не гонитесь за легкой наживой, побольше самосовершенствуйтесь, и успех не заставит себя ждать. Да и работать для его достижения все равно придется.

Бизнес по прокату автомобилей - интересная и довольно необычная для России идея, которая может принести своему владельцу внушительную прибыль при минимуме физических и временных затрат. А вот вложить в это дело придется немало, так как деньги потребуются для создания собственного автопарка. Чтобы деятельность была выгодной и быстро окупилась, нужно начать хотя бы с 10 - 15 машин.

Оценка рынка

Автопрокат - интересная услуга. Она очень востребована за границей, особенно в тех городах, где количество туристов велико. В России же ниша проката авто развита слабо. В основном, услугами таких компаний пользуются в крупных городах. Так, больше половины дохода от автопроката приходится на Москву и Санкт-Петербург. Куда более скромные результаты у других городов-милионников.

Чем крупнее населенный пункт, тем больше денег предприниматель сможет заработать. А вот открывать собственный бизнес в небольшом городке нет смысла. Там услуга окажется невостребованной. Можно разве что сдавать свой автомобиль в аренду, разместив бесплатные объявления в газетах, досках объявлений.

Конкуренции в сфере проката автомобилей как таковой нет. Этот сегмент рынка почти не занят. Исключение составляют крупные города. Но и там рынок не переполнен - новичок сможет занять свою нишу и получать прибыль.

Чтобы определить, какие автомобили закупать, необходимо оценить спрос на услугу. Чаще всего люди берут машину в прокат по следующим причинам:

  • временно нет своего автомобиля (находится в ремонте, например);
  • во время отдыха;
  • для командировки.

Куда реже машины берут в аренду перед непосредственной покупкой автомобиля, чтобы оценить удобство и другие свойства транспортного средства.

Мало оценить спрос на услугу. Важно в ходе этого исследования понять, какую именно машину хотел бы получить потенциальный покупатель. При выборе автомобиля люди оценивают следующие параметры:

Исходя из этого, можно определить три группы потенциальных покупателей:

  1. Те, кто хочет арендовать дешевую машину. Сюда относятся средние слои населения. Еще несколько лет назад таким гражданам было выгодно предлагать отечественные автомобили. Но сейчас цена их резко возросла, а стоимость услуг осталась на прежнем уровне. Поэтому имеет смысл закупать недорогие иномарки. Лучше остановиться на Daewoo Nexia, Chevrolet Lanos или Renault Logan. Эти автомобили относятся к числу бюджетных транспортных средств, но на дороге они ведут себя неплохо.
  2. Люди, желающие взять в прокат недорогую машину, но обязательно с автоматом. Это чуть более высокая ценовая категория автомобилей. Спросом они пользуются у женщин и молодежи. Количество таких клиентов возрастает. Люди все чаще предпочитают автомат, а некоторые из них просто не умеют пользоваться механикой. Для таких клиентов нужно предусмотреть отдельную категорию автомобилей. Например, можно купить одну из моделей Hyundai.
  3. Клиенты, предпочитающие дорогие автомобили. Таких людей в разы меньше. Они составляют порядка 10% всех потребителей. Поэтому и покупать много машин премиум сегмента нет смысла. Но хотя бы несколько вариантов большой автопарк должен иметь. А вот в небольшом бизнесе покупать его бессмысленно, зачастую машина просто не окупает понесенных затрат.

Стоит рассмотреть возможность закупки подержанных машин для своего автопарка. Возраст транспортных средств в этом случае должен составлять около 2 - 3 лет. Такая машина обойдется почти в 2 раза дешевле, чем новая, зато стоимость ее аренды будет практически такой же. Это существенно увеличит рентабельность, а срок окупаемости может сократиться в 2 раза.

Почему стоит открывать бизнес по прокату машин?

Идея создания бизнеса по прокату машин подойдет не только опытному предпринимателю, но и новичку. Заняться этим делом можно хотя бы потому, что оно имеет ряд следующих преимуществ:

  • Не требует серьезных вложений . Действительно, Если у бизнесмена нет большого капитала, он может начать с покупки всего нескольких подержанных машин. А вот опытным предпринимателям лучше обзавестись сразу 10 автомобилями. Это позволит выйти на высокий уровень прибыли.
  • Минимальные текущие расходы . После покупки автомобиля существенные издержки исключаются. Бензин оплачивает сам клиент, поломки возможны, но в большинстве случаев они не предполагают больших денежных вливаний. А наличие страховки на автомобиль позволит исключить необходимость восстанавливать его за свои деньги в случае аварии. Все, что нужно будет оплачивать, это техосмотр и страховка.
  • Возможность получения дополнительной прибыли . Когда машина окупит свою стоимость, ее можно будет продать. Это увеличит уровень дохода и рентабельности.
  • Не нужны серьезные затраты времени . Необязательно посвящать этому делу все свое время. Достаточно отвечать на поступающие звонки, выдавать и принимать автомобили. Такой формат ведения бизнеса позволяет человеку трудиться на обычной работе и заниматься собственным делом.
  • Не нужны никакие умения и навыки . Действительно, сдать машину в прокат можно без каких-то особых личностных качеств или профессионализма. Даже креативное мышление в этой сфере необязательно, ведь автомобиль будет продавать себя сам. Нужно лишь разместить объявление об услуге в местных газетах, на бесплатных досках объявлений.

Правовые аспекты

Важным моментом открытия собственного бизнеса по прокату автомобилей является то, что здесь вести предпринимательскую деятельность без регистрации не получится. Ведь нужно документально оформить договор аренды, предусмотреть страховку, позволяющую получить компенсацию, даже если за рулем был не владелец автомобиля. Действовать нужно так:

  1. Выбор наиболее подходящей организационной формы. Небольшой прокат можно зарегистрировать как ИП . Если же владельцев бизнеса несколько, то имеет смысл открыть ООО. Но в этом случае нужно быть готовым к более строгой проверке регистрационных документов. К тому же, ООО имеют определенные требования к проведению кассовых операций. Бухгалтерский учет для таких фирм тоже более сложен, чем у ИП, которые и вовсе могут освобождаться от учета.
  2. Выбор кода ОКВЭД. Тут достаточно выбрать из нового справочника 2017 года код 77.11 - «Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств» . Его необходимо указать при подаче заявления на регистрацию. Указанный код позволяет сдавать в аренду автомобили, как с водителем, так и без него.
  3. Выбор режима налогообложения. Тут есть три доступных варианта - УСН «доходы», УСН «доходы минус расходы» и ПСН. При покупке автомобилей лучше выбирать первую схему. А вот при приобретении машин в лизинг выгоднее будет вариант уплаты налогов от разницы между доходами и расходами. В этом случае лизинговые платежи можно будет принять к учету и уменьшить на их сумму налогооблагаемую базу.

Целесообразность приобретения патента нужно определять самостоятельно. Стоимость его в каждом регионе своя. Перед покупкой патента стоит произвести расчет его цены, предполагаемой прибыли и налога, который пришлось бы платить на УСН.

Важно определить каналы продвижения своего бизнеса. Все чаще люди стараются создать собственный сайт. Такое решение целесообразно для крупных компаний или прокатов, расположенных в больших или курортных городах. А вот в более мелких населенных пунктах этот вариант может не принести должного эффекта.

Поэтому имеет смысл озаботиться размещением рекламы в местных газетах. Можно развесить объявления вблизи крупных общежитий, гостиниц, около вокзалов.При выборе газет для размещения объявлений лучше отдавать предпочтение тем из них, которые еженедельно разносят по почтовым ящикам.

Дополнительно стоит внести организацию в отраслевой справочник своего города. Так люди смогут быстро найти, где можно взять в прокат автомобиль.

Минимизация возможных рисков

Чтобы дело оказалось прибыльным, нужно учесть возможные опасности и минимизировать риск их наступления. Особенно важно решить следующие вопросы:

  • Возрастная группа . Можно ограничить минимальный возраст или необходимый водительский стаж.
  • Лимит суточного пробега . Это позволит исключить вероятность аренды машины таксистами. Для таких категорий клиентов можно предусмотреть повышенную стоимость на услуги.
  • Риск кражи, повреждений машины . Важно определить размер залога. Суть заключается в получении некой суммы (обычно, порядка 5 000 - 10 000 рублей). Возврат ее осуществляется только после приемки автомобиля. Можно пойти и другим путем - увеличить стоимость проката без залога, например, на 15 - 25%.
  • Неуплата штрафа . Чтобы клиент взял на себя обязательства по уплате штрафа, соответствующий пункт нужно предусмотреть в договоре. Еще лучше, если за несвоевременный платеж будет предусмотрена серьезная неустойка.

Финансовые результаты

Если предприниматель откроет прокат с 100 машинами, то в число первоначальных расходов будет включена стоимость автомобилей, GPS-навигаторов, видеорегистраторов и прочей атрибутики. Незначительные расходы будут связаны с рекламой, закупкой оргтехники и регистрацией бизнеса. Всего понадобится не меньше 6 000 000 рублей.

Сумма расходов за один год будет включать в себя следующие статьи затрат:

Итого: 2 400 000 рублей.

Если предположить, что 300 дней в году будет использоваться 60% машин, то средний размер дохода составит (2 500 рублей - стоимость проката в сутки) 4 500 000 рублей. С учетом затрат прибыль будет равна 2 100 000 рублей в год. Получается, рентабельность составляет порядка 40 - 50% даже при неполной нагрузке на автопарк. Окупить свои расходы получится только через 3 года.