Капитальный ремонт двигателя. Как сделать правильный капитальный ремонт двигателя, чтобы он был лучше нового Что такое капремонт и зачем он нужен

Думаете, капитальный ремонт двигателя — сплошная головная боль? Правильно думаете. Но когда узнаете, сколько берут за работу, голова болеть перестанет и начнут работать руки. Потому что за такие деньги можно отремонтировать три двигателя. Значит, будем экономить и освоим капитальный ремонт самостоятельно.

Когда же двигатель требует капитального ремонта?

Ехали вы ехали — вдруг застучал движок любимого железного коня. Вот не торопитесь сразу хвататься за «капиталку». Надо сначала все проверить.

Во-первых, давайте сразу определимся, что это не переборка движка, когда его разобрали, почистили, поменяли прокладки и собрали. Здесь уже причины посерьезнее. Итак, обратим внимание на предпосылки:

  1. Сколько машине лет? Сколько она уже пробежала? Иномарка или отечественная? Если автомобилю более 10 лет, он отечественный, например «Жигули» или «Москвич», то его предел — 150 тысяч километров. Для иномарки — до 300. Возможно, ресурс вашего автомобиля исчерпан, и по этой причине снизилась мощность.
  2. Смотрим, что с маслом. Ага, опять упало давление, притом, что автомобиль лопает масло безбожно, — еще одна причина для ремонта.
  3. Проверяем компрессию, т. к. это основной параметр, влияющий на выбор, — нужен или не нужен капитальный ремонт. Берем компрессометр у знакомых, делаем замеры. Например, в нашем случае из четырех показателей в одном вместо восьмерки уже пятерка — значит, точно пришло время капитального ремонта.

С чего начать?

Конечно же, с информации. Достаем руководство, в котором подробно и со схемами сообщается , как ремонтировать именно вашу марку автомобиля. Находим в Интернете каталог, в котором есть запасные части на это авто, чтобы сразу определиться с ценами и, возможно, сделать заказ в интернет-магазине.

Готовим инструменты:

  • ключи — храповичный, динамометрический;
  • оправки для сцепления поршней, колпачков;
  • рассухариватель к клапанам;
  • микрометр;
  • головки;
  • приспособление для регулировки клапанов;
  • двухлапый или трехлапый съемник ;
  • стетоскоп;
  • пинцет;
  • опорная стойка;
  • гидравлическая цепная таль;
  • комплект съемников.

Добираемся до двигателя

Загоняем машину в гараж. Убираем аккумулятор. Отсоединяем капот, чтобы не мешал.

Сливаем осторожно все жидкости: тосол, масло. Для этого вместо болтов на радиаторе и блоке цилиндров устанавливаем краники — они продаются в любом автомагазине — и сливаем с помощью шлангов в приготовленную емкость.

Учитывая возраст машины, очень аккуратно отсоединяем проводки, разъемы, трубки, шланги и прочее, чтобы они не рассыпались в руках, ничего не повредилось и не оборвалось. А то некоторые умельцы потом еще ремонтируют проводку, систему охлаждения.

Убираем без спешки все, что может помешать доставать двигатель: воздушный фильтр, карбюратор, бензонасос — не забудьте накрутить болт, маслоотделитель, трамблер, крышку блока цилиндров, распределительный вал, шпильки головки блока цилиндров, а затем и блок головок, защиту картера, генератор с ремнем, вентилятор, радиатор. Выкручиваем болты, которыми крепится двигатель. Теперь движок можно вынимать.

Этапы капитального ремонта двигателя на примере марки «Жигули»

Шаг № 1

Прежде чем вы доберетесь до внутренностей двигателя и начнете делать капитальный ремонт, постарайтесь, соблюдая технику безопасности, извлечь его из машины. Позовите помощника — одному здесь не управиться.

Приготовьте четыре шины, сложив их друг на друга. Сверху положите два деревянных бруска. На них потом уложите двигатель.

Шаг № 2

Теперь закрепите тальк, т. е. подъемник, на балке потолка, его можно прикрепить к треноге, расположив над капотом.

А вы знаете, сколько весит двигатель? Как вам агрегатик в 140 килограммов? Серьезная штучка? Понятно, что ее руками не поднимешь, а если свалится, без травмы не обойтись. Чтобы такого не произошло, будьте крайне осторожны, проверьте крепление талька, и только после этого начинайте подъем.

Шаг № 3

Аккуратно, без лишней суеты подтяните движок вверх, подведите к штабелю шин, которые уже выложили перед машиной, опустите, переверните, чтобы картер был сверху, на деревянные бруски.

При разборке запоминайте или отмечайте где-то, откуда что снимаете и где изначально находилась деталь, чтобы потом не остались лишние, как у некоторых самоделкиных.

Начинайте потрошить маховик: сначала уберите сцепление, затем доберитесь до пыльника картера. Переходите к масляному фильтру. Раскрутив крепления, вынимайте болты и убирайте картер, стараясь не сломать маслозаборник.

Шаг № 4

Теперь убирайте вместе с сальником переднюю и заднюю крышки блока. Займитесь звездочкой поросенка, снимите ее, пользуясь съемником. Переходите к ограничителю цепи и выкрутите, уберите башмак натяжителя, а затем цепь, звездочку коленвала.

Переходите к коленвалу. С шатунных крышек поснимайте гайки, затем крышки, аккуратно вытяните поршни, достаньте вкладыши, внимательно осмотрите их на предмет повторного использования. Если использовать их уже нельзя, возьмите образец и купите новые в специализированном магазине или на авторынке. Только сначала определитесь, нужна ли проточка для шеек, и лишь тогда под них подгоняйте вкладыши. Достаньте коленвал с упорными полукольцами.

Шаг № 5

Убирайте поросенка, масляный насос и его шестерню привода. Переверните, поставив боком, достаньте из цилиндров поршни с шатунами. Поршневую систему купите новую по старому образцу. В автомастерскую все-таки надо обратиться.

Возьмите новые поршни, пусть под них расточат блок, а также отшлифуют коленвал и запрессуют поршневые пальцы. Измерьте микрометром шейки коленвала, посмотрите в руководстве, какой размер должны иметь вкладыши, купите их. Если вкладыши вы подберете правильно, то сможете вращать коленвал от руки — это и будет тест на подгонку.

Шаг № 6

Начинайте сборку с удаления нагара. Снимите всю металлическую стружку, промойте постели, смажьте их и вкладыши моторным маслом, установите на место, ориентируясь по руководству. На задней стенке блока поставьте упорные полукольца так, чтобы выточки были повернуты на плоскости коленвала.

Теперь можете вернуть на место коленвал с вкладышами и крышками, проверяя по руководству маркировки, места, где расположены замки. Следите, чтобы они были все на одной стороне. Возьмите динамометрический ключ, затяните болты, крутните коленвал — если крутится легко, то все в порядке. В противном случае замените вкладыши на более тонкие.

Шаг № 7

Попросите в мастерской, чтобы собрали поршневую, потому что сами вы не сможете нагреть до более 100 градусов головки шатунов, а надо разогреть свыше 200. Проконтролируйте процесс.

Теперь аккуратно промажьте через отверстия поршневые пальцы, набросьте, не торопясь, поршневые кольца, проследите, чтобы сохранились прорези, отверстия, затяните ключом оправку. Уложите блок на бок, вставьте поршень с шатуном, не забывая про маркировку.

Шаг № 8

Возьмите деревянный брусок и, тихонько подбивая, затолкните в цилиндр поршень. Переверните в исходное положение блок, но сделайте это так, чтобы вверху оказался коленвал. Закрутите болты.

Легонько начинайте подтягивать к шейкам шатуны. Потом прокрутите коленвал, чтобы убедиться, что все поставлено верно и вкладыши менять не надо. Вот теперь можно затянуть болты.

Шаг № 9

Поставьте новый сальник на крышку, установите ее на блок, предварительно промажьте места стыковки герметиком. Переходите к установке пыльника сцепления и маховика. Помните, что проточкой маховик надо развернуть к четвертому колену коленвала — это важно.

Теперь займитесь установкой звездочки, поросенка, башмака натяжителя, переднего сальника, масляного насоса, сцепления маховика.

Шаг № 10

Наконец-то можете устанавливать двигатель и крепить его болтами. Затягивайте осторожно, чтобы не сорвать резьбу и не лопнули детали. Верните на прежние места помпу, генератор, радиатор, топливный насос, присоедините провода, шланги, клеммы, проверьте крепость крепления.

Холодная обкатка

Как только завершен капитальный ремонт двигателя, обязательно нужно провести холодную обкатку до его установки на машину. Это делается для того, чтобы новые детали притерлись друг к другу, и проводится в пассивном, стендовом режиме или на жесткой буксировке, когда благодаря движению колес начинает крутиться коленвал и происходит холодная обкатка.

Итак, в гараже подсоедините шланги воздушного фильтра, системы охлаждения, подачи масла, выпускные к двигателю. Установите заглушки. Подключите агрегат к электромотору.

Залейте охлаждающую жидкость, которую сливали при разборке, подогрев ее до 85 градусов, затем нагретое до 80 градусов масло. На низких оборотах, от 600 до 1000, дайте двигателю поработать по 2 минуты, на высоких, от 1200 до 1400, — по 5 минут.

Советы по эксплуатации двигателя после капитального ремонта

  1. До того как машина пробежит две с половиной тысячи километров, резко не разгоняйтесь, набирайте скорость постепенно, двигатель не перегружайте.
  2. После первого пробега слейте масло, заменив его чистым, но той же марки (желательно).

Теперь вы убедились, что капитальный ремонт двигателя своими руками возможен и выгоден, потому что обходится в три раза дешевле. Кроме того, он позволит эксплуатировать автомобиль еще несколько лет в результате продления ресурса, предотвратит неожиданную поломку в дороге, поможет избежать аварии.

О том, какие запчасти нужны для капремонта двигателя ВАЗ 2103, вам расскажет следующий видеоролик:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Автоваз изготовитель установил средний пробег для автомобилей Ваз 2114 = 150 тыс. км. Такие же показатели имеют, в среднем все российские авто. Но, если вовремя устранять различные неполадки, ресурс моторов легко выдерживает 250 тыс. км. Ресурс моторов иномарок, в среднем, 200 000 — 300 000 км до капремонта.

Что входит в капремонт двигателя

Капитальный ремонт дизельных и бензиновых двигателей делается поэтапно:

  1. Разборка ДВС.
  2. Мойка деталей и очистка.
  3. После очистки опытный автомеханик способен определить насколько сильно изношены те или иные детали, можно ли их отремонтировать или лучше заменить. Делают дефектовку, то есть после того, как сняли головку блока цилиндров (ГБЦ), ее и блок цилиндров (ГБЦ) проверяют на сколы и трещины; исследуют цилиндры на задиры и царапины; определяют зазоры сопряженных деталей; осматривают состояния поршней на наличие сколок, раковин, нагара; проводят осмотр шатунов коленвала; исследование коленвала ДВС; пальцев; подшипников; детали газораспределительного механизма также проверяют (клапаны, коромысла, и т.д.). Также сравнивают размеры важных деталей с заводскими.
  4. После дефектовки надо оценить степень износа всего двигателя: что менять, что оставить, что отремонтировать.
  • Если ни разу еще не приходилось разбирать полностью двигатель, то правильнее и лучше будет пригласить знакомого, который разбирается.
  • Проводить разборку желательно в теплом и хорошо освещенном гараже.
  • Во время разборки все болты, шайбы и гайки складывать в ящик с перегородками, не бросать все в одно ведро.
  • Во время разборки запоминайте последовательность, если проделываете это первый раз.
  • Если не знаете как называются запчасти, взять старые детали в магазин и показать продавцу.

Капитальный ремонт двигателя своими руками

В нашем руководстве по капремонту двигателя своими руками вот такая последовательность действий:

  1. Демонтаж и разборка.
  2. Дефектовка деталей.
  3. Промывка разобранных деталей.
  4. Заказ и покупка запасных частей.
  5. Шлифовка блока и коленвала.
  6. Ремонт головки блока.
  7. Проверочные работы.
  8. Сборка и монтаж ДВС.
  9. Обкатка после капиталки.
  10. Вывод.

Демонтаж и разборка

В зависимости от марки и модели автомобиля (конструкции двигателя, количество цилиндров, тип коробки передач), процесс демонтажа двигателя может отличаться. Расположение двигателя на переднеприводных и заднеприводных также отличается.

Карбюраторные двигатели намного легче и быстрее разбирать, так как они не напичканы электронными устройствами, при наличии которых, чтобы добраться до самого двигателя приходится их все аккуратно демонтировать.

Так, если приходится делать капиталку Камазу, например, то его дизельный двигатель ярославского завода ЯМЗ-236 займет на демонтаж около 10 часов. Если проделывать такую же работу с большегрузными аналогами Камаза, то уйдет более 30 часов.

А чтобы разобрать Вазовский двигатель, нужно около 3 часов. А на двигатели легковых иномарок потребуется около 10 часов.

Разбирать надо не спеша, бросая куда попало болты и гайки. С разборки уже началась, так сказать, диагностика.

Дефектовка элементов при капиталке ДВС

Дефектовка в этом случае механическая, то есть надо проверить визуально и с помощью измерительных инструментов изношенность деталей.

В дефектовку двс входят следующие работы:

  • осмотреть коленчатый вал и измерить его размеры, проверить на изгибы и центровку;
  • осмотреть корпус блока цилиндров (БЦ);
  • проверить детали шатунно-кривошипного механизма на наличие люфта и самого состояния: поршни, цилиндра, кольца, пальцы, шатуны;
  • осмотреть корпус головки блока цилиндров (ГБЦ);
  • детали газораспределительного механизма;
  • определить ремонтопригодность деталей и узлов.

Мойка двигателя и отдельных деталей после разборки

Многие пренебрегают такой работой, как помывка мотора. Желательно промыть каждую деталь и очистить от налета, чтобы можно было определить степень износа, также промыть ГБЦ и БЦ для обнаружения макротрещин, если они есть.

Какие запчасти нужны для капитального ремонта двигателя

После проделывания процедуры дефектовки и отсеивания годных к восстановлению и не годных, надо заказать новые детали взамен негодным. Когда уже знаете, какие запчасти нужны, с их заказом и покупкой тянуть не надо, так как новые детали еще надо подготавливать к установке.

Запчасти для капремонта для бензиновых двигателей:

  1. Вкладыши (коренные и шатунные).
  2. Детали поршневой группы.
  3. Пальцы шатунов.
  4. Шатунные втулки.
  5. Клапана (все, и впускные, и выхлопные).
  6. Маслосъемные кольца.
  7. Прокладки (полный комплект).
  8. Направляющие втулки и седла клапанов.
  9. Помпа с ремкомплектом.
  10. Фильтр масляный и насос.
  11. Другие попутные детали.

Шлифовка блока и коленвала

После того, как решили вопрос с запчастями, начинают приступать к ремонту и восстановлению блока и коленчатого вала ДВС. На фрезерном и плоскошлифовальном станке снимают слой посадочного места головки блока цилиндров и самого блока до тех пор, пока не останется раковин и сколов. Бывает так, что есть несколько глубоких раковин, из-за которых приходится снимать слои по несколько заходов. Срезают обычно, в зависимости от степени повреждения, слои толщиной по 1 мм, по 0.5 мм, 0.25 мм, 0.1 мм, 0.05 мм. После этого начинают шлифовать поверхность до зеркального блеска.

Для шлифования коленвала существует специальная таблица, в которой указаны значения толщины и эффективности после ремонта по сравнению с новым заводским.

Вид ремонта Толщина, мм Эффективность по сравнению с новым
Ремонт № 1 0,25 80-90%
Ремонт № 2 0,50 70-75%
Ремонт № 3 0,75 65-70%
Ремонт № 4 1,00 50-55%
Ремонт № 5 1,25 40-45%
Ремонт № 6 1,50 Меньше 30%
Ремонт № 7 2,00 Не применяется с 1995 года

Ремонт головки блока (ГБЦ ДВС)

Для проведения ремонтных работ с головкой блока цилиндров хотя и не сложный, но многие почему-то стараются отдать его в сервис.

Ремонт головки блока состоит из следующих видов работ:

  1. Заменяем распредвал (все, сколько есть в данном двигателе).
  2. Меняем всасывающие и выпускные клапана.
  3. Меняем направляющие втулки.
  4. с седлами.
  5. Если в ГБЦ есть трещины, то либо меняем головку и заново ее шлифуем, либо завариваем аргоном эти трещины.

Проверочные работы

После основных проделанных ремонтно-восстановительных работ еще остаются проверочные и дополнительные. Сюда относятся центровка сцепления и опрессовка двигателя.

Для центровки в некоторых сервисах предусмотрены специальные центровочные стенды. Соединение коленчатого вала и сцепления должно быть оцентрировано. Сбалансированные коленвал и сцепление уменьшат износ и трение, а также торцевое биение.

Сборка и монтаж ДВС

Последовательность сборки двигателя после капитального ремонта:


Если вы в первый раз решили сделать капиталку своими руками, после всех работ до сборки, лучше произвести сборку с опытным специалистом в этом деле. От качества сборки зависит ресурс всего автомобиля.

Обкатка после капиталки

Самый приятный процесс в таких работах — это необходимая мотору с новыми деталями обкатка. Во время обкатки новые детали притираются, поэтому сразу большую нагрузку давать не рекомендуется. Обкатку рекомендуется проходить до 2000 км пробега без рывков и резкого старта.

Существуют несколько способов обкатки:

  1. Обкатка на холодную на стенде.
  2. Холодная обкатка без стенда. Этот способ распространен, особенно в странах СНГ. После подготовки всего необходимого (моторное масло и охлаждающая жидкость залиты) не запуская двигатель катают автомобиль на буксир на 3 скорости 2 часа. Этот способ не желательный. Кстати, очень важное напоминание: моторное масло имеет шифр и обозначения по присадкам, прежде, чем приобретать ее, желательно научиться , после чего можно самостоятельно делать правильный выбор.
  3. Горячая обкатка. Этот способ заключается в том, что запускают мотор и на холостом ходу дают ему поработать 3 минуты, потом глушат мотор. И так проделывают несколько раз, только дожидаясь когда двигатель остынет. Затем, после кратковременных запусков запускают мотор и дают поработать 1 час. Во время обкатки осматривают двигатель на герметичность и другие показатели. После обкатки регулируют зазоры клапанов и выставляют нужное зажигание. Если установлено контактное зажигание, то рекомендуется, взамен старого, . Оно уменьшает расход топлива и вырабатывает большое напряжение до 24 килоВольт, в то время как, контактное зажигание способно подавать на свечу не более 18 килоВольт. Благодаря этому даже дают искру.
  4. Естественная обкатка. Обкатывается при соблюдении условий: плавная езда, скорость не больше 60 км. После капремонта без установки новых гильз обкатку проводят до 2 тысяч км. Если были установлены новые гильзы, то 4 тысячи км.

За границей, говорят, в автосервисах есть обкаточные и испытательные стенды для двигателей внутреннего сгорания. Данный стенд с помощью спецэлектроники показывает ресурс восстановленного двигателя.

Если капремонт все же решили делать не самостоятельно, а отдать в сервис, то получите гарантию на отремонтированный мотор. Гарантию дают кто как, кто-то 20 тысяч км пробега, кто-то 30 тыс.км. пробега.

Сделать капремонт двигателя своими руками возможно лишь частично. Потому что, нужны станки, ГБЦ и ГБ приходится отдавать на расточку и шлифовку. Остальные все работы можно сделать самому. Чем проще авто, тем легче делать ремонт. Самостоятельно сделать капиталку на автомобилях ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, НИВА не составляет особого труда.

Чтобы увеличить ресурс мотора любого автомобиля требуется:

  • покупать качественные запчасти и расходные материалы;
  • своевременно проходить техническое обслуживание;
  • самое главное — это менять моторное масло через каждые 6-7 тысяч километров;
  • аккуратная плавная езды без рывков также увеличивают срок службы автомобиля.

После капитального ремонта двигателя масло надо менять с такой периодичностью:

  1. После 500 км пути — первая замена.
  2. После 1000 км пути — вторая замена.
  3. После 1500 км пути — третья замена масла.
  4. После 2000 км пути — четвертая замена и, далее по графику, через каждые 10-15 т.км.

На видео показаны некоторые виды работ по капремонту ДВС.

В нашей предыдущей статье мы писали о том, что в связи с экономическим кризисом и подорожанием импортных запасных частей вновь становится актуальным и экономически целесообразным капитальный ремонт двигателей внутреннего сгорания (ремонт ДВС). В этой статье мы расскажем об основных методах и технологиях, которые применяются при восстановлении поврежденных и изношенных частей двигателя.

Перед проведением капитального ремонта двигателя автомобиля выполняют его полную разборку, после чего все детали моют и дефектуют. Это является обязательным условием для обеспечения высокого качества результата ремонта ДВС, так как продукты износа и части поврежденных деталей могут попасть в рубашку охлаждения или перекрыть масляный канал, что приведет к повторному выходу из строя отремонтированного двигателя.

Блок цилиндров перед началом ремонта проверяют в специальной опрессовочной ванне на наличие скрытых трещин. Выявленные неглубокие повреждения ремонтируемого двигателя автомобиля сначала рассверливают до основания при помощи фрезы, после чего проваривают металлом. С помощью сварки заделывают и пробитые шатуном отверстия в блоке ремонтируемого ДВС, а также восстанавливают поврежденные перегородки между цилиндрами. Стоить отметить, что блоки из алюминия и алюминиевых сплавов варить легче, чем чугунные, так как у них более низкая температура плавления. Отверстия в блоках из чугуна устраняют при помощи чугунных заплаток.

Расточка блока цилиндров

Изношенные или поврежденные стенки цилиндров растачивают до ремонтного размера и используют поршни и поршневые кольца большего диаметра. Но такой способ ремонта ДВС применим только для моторов, завод-изготовитель которых при конструировании сделал запас, позволяющий выполнить расточку блока цилиндров.

В гильзованных блоках цилиндров гильзы выпрессовывают и устанавливают новые. Ремонт ДВС, для которых производитель этого не предусмотрел, выполняется следующим образом: сначала необходимо расточить цилиндр, а далее запрессовать чугунную гильзу с диаметром под стандартный поршень для каждого отсека. В случае если блок цилиндров ремонтируемого двигателя автомобиля изготовлен из алюминиевого сплава и имеет небольшую толщину стенок между цилиндрами, то чугунная гильза еще и усиливает конструкцию.

Деформированные при перегреве поверхности блока и головки шлифуют на станке, прокладку при этом подбирают такой толщины, чтобы не изменилась степень сжатия.

Коленвал и шлифовка

Поврежденные постели коленвала ремонтируемого двигателя автомобиля восстанавливают обработкой на горизонтально-хонинговальном станке. При этом снимают очень тонкий слой металла и обеспечивают идеально ровную ось вращения, что является очень важным условием, так как в противном случае на вал будут действовать неравномерные нагрузки, которые могут привести к его заклиниванию или поломке и полном отказе отремонтированного ДВС.

Дефектовку коленчатого вала проводят как визуальным осмотром и измерениями, так и с помощью различных технических средств. Довольно интересным методом проверки коленвала является магнитная дефектоскопия :

  1. коленчатый вал устанавливают на две опоры с обмотками разных полярностей;
  2. на поверхность наносят специальное масло;
  3. после коленвал посыпают металлическим порошком.

Магнитное поле, которое создается при прохождении тока через вал, позволяет обнаружить скрытые трещины вала, т.к. над ними характерно выстраиваются частицы порошка.

Обнаруженные неглубокие повреждения на шейках устраняют шлифовкой коленвала, при этом для ремонтируемого ДВС подбирают вкладыши необходимых размеров. Если оригинальных ремонтных деталей нет, то их заменяют на неоригинальные, а иногда изготавливают самостоятельно под требуемые размер.

При ремонте двигателя автомобиля изгибы коленчатого вала правят на специальном прессовом оборудовании. При большом износе шеек на них наваривают ленту, изготовленную из высокопрочного сплава, после чего коленвал шлифуют под размер вкладышей. В такой же способ восстанавливают поврежденные от выработки поверхности под сальниками. Во время ремонта ДВС восстановлению подлежат также и сломанные шпоночные соединения.

Описанный метод не применяют для коленчатых валов дизелей, т.к. они работают при более высоких нагрузках, которые приходятся на детали кривошипно-шатунного механизма. Покупать новый коленвал придется только в случае наличия на нем больших трещин.

Поршневая группа – замена поршней?

При капитальном ремонте двигателя автомобиля замена поршней может быть необязательной, если остаточная толщина их стенок и днища позволяет выполнить восстановление. Однако производители поршней не предоставляют ремонтных размеров и предприятия, которые специализируются на ремонте ДВС, могут рассчитывать только на свой личный опыт.

На поврежденном от удара о клапан днище поршня делают цековки. Если не удается найти кольца подходящего размера для поршня ремонтируемого двигателя автомобиля, то под них немного растачивают канавки.

Не заменяя поршней, на прессовом станке выравнивают и сами шатуны, а под поршневой палец устанавливают новую втулку.

Проверку головки блока цилиндров (ГБЦ) выполняют так же, как и самого блока – в опрессовочной ванне. Для того чтобы расширились скрытые трещины, в нее наливают горячую воду, после чего закрывают все технологические отверстия и под избыточным давлением подают воздух в рубашку охлаждения. В случае наличия трещин в соответствующем месте будет видно пузырьки воздуха.

Восстановление ГБЦ, как и блока цилиндров, выполняют при помощи сварки. После чего вновь проводится проверка головки блока ремонтируемого ДВС в опрессовочной ванне.

Другие возможные технологические операции при капитальном ремонте двигателя автомобиля:

  1. Направляющие втулки клапанов меняют на ремонтные (если такие есть) или изготавливают самостоятельно.
  2. Чрезмерно изношенные седла клапанов растачивают, а на их место запрессовывают новые.
  3. Изогнутые распредвалы выравнивают на прессовом станке. Как правило, трещин на них не бывает.
  4. Постели, как и в блоке цилиндров, растачивают на специальном станке. После чего на опорные поверхности валов наваривают ленты металла и выполняют шлифовку.

Разработанные за долгое время технологии ремонта позволяют восстановить практически любой двигатель с повреждениями самой разной сложности. Но не стоит забывать, что капитальный ремонт – дело не дешевое и прежде чем начать выполнение работ, необходимо провести экономические расчеты, ведь возможно гораздо дешевле будет приобрести новый силовой агрегат.

Производится капитальный ремонт двигателя в следующих случаях: разрушение поршней вследствие обрыва ремня ГРМ; естественный износ поршневой группы; потери компрессии в цилиндрах.

Перед началом проведения работ можно задуматься о тюнинге (усовершенствовании) мотора. Каким бы ни был автомобиль, увеличить число лошадиных сил можно, причем без существенных затрат. Рассмотрим основные этапы проведения ремонтных работ, чтобы вы имели представление о том, с чем вам придется столкнуться.

Снятие двигателя с автомобиля

Без этой процедуры не обойтись, так как мотор должен быть извлечен, в противном случае его просто не получится полностью разобрать. На этапе подготовки отключаете аккумуляторную батарею, чтобы обесточить систему электроснабжения. Все навесное оборудование нужно снять - карбюратор, воздушный фильтр, генератор, стартер, выпускной коллектор и пр. Перед демонтажем двигателя можно открутить и головку блока. С ней работы будут проводиться отдельно. Масло из картера сливаете, после этого вам потребуются лебедка и помощники.

Четыре болта крепят коробку переключения передач к блоку двигателя. Мотор с кузовом на автомобилях ВАЗ 2108-21099 крепится при помощи одной подушки. Подвешиваете двигатель на тросике и выкручиваете все болты, заранее обработав соединения проникающей смазкой для облегчения работы. Для удобства можно в самом начале снять петли и убрать в сторону капот, таким образом у вас освободится место. После окончательного извлечения двигателя приступаете к его разборке.

Теперь стоит поговорить о требованиях к каждому элементу мотора.

Блок цилиндров

В любом случае его необходимо ремонтировать. Первым делом очистите всю поверхность от масла, грязи и прочих отложений. Ремонт заключается в расточке гильз до необходимого размера. Эту процедуру самостоятельно провести не получится, лучше довериться специалисту. Токарь, проводящий расточку, должен обладать навыками работы на станке. Не доверяйте такое дело малоопытному человеку. От того, насколько правильно будет сделан капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2109, зависит его надежность.

Варианта расточки два: под зеркало и мелкой сеточкой. Во втором случае делается хонинговка - вся внутренняя поверхность гильз покрывается тонкими линиями. Некоторые люди утверждают, что это дает прирост мощности. Но на деле картина обратная - износ колец поршня увеличивается, так как поверхность цилиндра похожа на обычный напильник. К счастью, такое продолжается 10-20 тыс. км, после чего гильза приобретает зеркальный вид. Причем не всегда геометрия идеальна. По этой причине расточку лучше проводить под зеркало.

Стоит ли облегчать поршни

Если вы загорелись идеей проведения тюнинга, дабы увеличить мощность, то ответ однозначный: облегчать поршни необходимо! Но если в ваших интересах только сделать ремонт, то достаточно установить новые. В любом случае прирост лошадиных сил будет заметен, так как увеличится компрессия мотора. Работу по облегчению лучше всего доверить тому же токарю, который занимается расточкой блока цилиндров. Как видите, капитальный ремонт двигателя своими руками сделать не получится, придется прибегать к услугам специалистов.

Суть процесса - избавиться от «лишнего» металла во внутренней части. Для этого алюминий с юбки поршня аккуратно стачивается. Обратите внимание на то, есть ли циклевки - выемки под клапаны в верхней части. Если они присутствуют, то приобретайте ремонтные с такими же атрибутами. В противном случае вам необходимо будет перебирать мотор при каждом обрыве ремня ГРМ. И не забывайте о том, что к каждому поршню необходимы кольца подходящего размера - значения все можно узнать из руководства по эксплуатации автомобиля.

Коленчатый вал и его облегчение

Это, пожалуй, наиболее массивный элемент всего мотора. Если вам необходимо произвести только капитальный ремонт двигателя ВАЗ, то можно ограничиться заменой коренных и шатунных вкладышей. Но в том случае, если вы добиваетесь увеличения мощности, потребуется сделать немало работ. Причем без услуг токаря опять не получится обойтись. Ведь только при использовании профессионального оборудования можно избавиться от «лишнего» металла на поверхности коленчатого вала.

Но не стоит забывать и об одной особенности. Коленвал имеет ось вращения, у него центр тяжести расположен таким образом, что не происходит никаких биений. В случае, когда стачиваете металл, центровка нарушается. И, установив такой коленчатый вал, вы попросту разрушите как подшипники, так и корпус блока цилиндров. Поэтому после облегчения обязательно надо сделать балансировку, чтобы восстановить центровку вала. Зато двигатель после капитального ремонта окажется намного мощнее, что вас несказанно удивит.

Маховик и блок сцепления

Для тюнинга эти узлы также следует доработать. Как и в случае с коленчатым валом, потребуется с внутренней части маховика срезать слой металла. После этой процедуры также необходима балансировка, дабы не возникло осевого биения и, как следствие, вибраций. Сцепление потребуется использовать усиленное. Отдайте предпочтение образцам, которые применяются для более новых и мощных моделей автомобилей. Исходите из того, какой прирост лошадиных сил вы хотите получить в итоге.

Масляный насос и система охлаждения

Усовершенствование этих узлов крайне необходимо при проведении тюнинга. Смазка всех агрегатов может быть недостаточной, так как происходит увеличение крутящего момента и мощности вследствие облегчения основных элементов. Тщательно проведите дефектовку шестеренок масляного насоса, чтобы зазоры оказались минимальными. Что касается системы охлаждения, то не лишним будет установить более производительную помпу и радиатор с большей площадью. Без этих процедур капитальный ремонт двигателя 2109 при условии, что нет необходимости делать тюнинг, может обойтись.

Ремонт головки блока

Этот узел отвечает за качество герметизации камеры сгорания в момент воспламенения смеси. Поэтому вам следует добиться максимального соприкосновения поверхности клапанов к седлам в ГБЦ. Чтобы это сделать, необходимо провести притирку. Работа не сложная, но нудная и долгая. Вам потребуются дрель с реверсом (подойдет даже ручная), кусок резинового шланга, два хомута, металлический стержень, притирочные пасты - финишная и грубая. Обратите внимание, чтобы после проведения работ не осталось абразивов на поверхности ГБЦ. Очистите все и продуйте сжатым воздухом.

Сначала на седло наносится паста для грубой притирки. Дрелью проводите вращение клапана в разные стороны (крайне желательно, чтобы было равное число оборотов). После того как избавитесь от крупных неровностей поверхности, нужно нанести финишную пасту и до блеска провести притирку. Максимальное соприкосновение клапана и седла теперь обеспечено. Главное - устанавливайте их так, как притирали, менять местами элементы нельзя. В таком случае невозможно будет добиться максимальной герметичности.

Капитальный ремонт двигателя – это очень серьезный проект, но разумное планирование работы поможет избежать дорогостоящих ошибок и разочарований, а также позволит сохранить время и силы. Научитесь снимать двигатель, разбирать его и диагностировать, чтобы восстановить его до состояния нового или повысить его мощность. Переходите к шагу 1, чтобы получить больше информации.

Шаги

Часть 1

Демонтаж двигателя

    Перед началом работы тщательно вымойте двигатель. Собравшиеся на нем грязь и пыль будут сильно усложнять откручивание болтов и отсоединение деталей.

    Разместите автомобиль возле подъемника. Вам понадобится хорошо освещенное помещение с ровным полом, достаточно просторное, чтобы установить в нем подъемник и располагать местом для работы. Достаточно большой гараж будет отличным выбором.

    • Сделайте фотографии двигателя и разных деталей с различных ракурсов. В процессе работы они могут стать очень полезны. Вы также можете распечатать их и подписать.
  1. Организуйте свое рабочее место, прежде чем приступать к работе. Коробочки для болтов, крепежей и зажимов, верстак или рабочий стол, чтобы класть на него инструменты и детали, а также тряпка и ведро – наличие этих вещей под рукой существенно облегчит вам работу.

    Снимите капот. Подпишите болты, чтобы потом их было легко найти. Откручивайте болты плавно, попросите кого-нибудь помочь вам снять капот с автомобиля, и поставьте его в безопасное место до окончания работ. Имейте в виду, что на некоторых капотах есть электропроводка подсветки подкапотного пространства, фар, габаритов или противотуманок. Ее так же необходимо снять.

    Начните отсоединять внешние части двигателя. Прежде всего, отсоедините минусовую клемму аккумулятора, затем, слейте всю жидкость из шлангов системы охлаждения. Будьте осторожны, чтобы не повредить металлические зажимы – заменить их сложнее, чем резиновые шланги.

    • Снимите решетку радиатора и кожух вентилятора, если он есть. Будьте осторожны, алюминиевые секции очень хрупкие, и их легко повредить.
    • Затем снимите генератор, натяжные ролики, вентилятор и ремни. Отсоедините воздуховод и бензопровод. На некоторых автомобилях давление в топливной системе сохраняется даже при выключенном двигателе, так что убедитесь, что вы слили излишки топлива и стравили давление. Демонтируйте помпу гидроусилителя руля и компрессор кондиционера, не снимая с них все шланги, – это может сохранить немного вашего времени.
    • Сделайте пару фотографий, нарисуйте схему и промаркируйте все шланги с помощью малярной ленты и перманентного маркера. Не полагайтесь полностью на свою память. Подключение некоторых проводов и шлангов будет очевидным, но с остальными может возникнуть путаница – вам придется использовать наглядные материалы, чтобы облегчить сборку.
  2. Отсоедините от двигателя все электрические разъемы. Высоковольтные провода можете оставить, но на этом этапе необходимо отсоединить выхлопную систему и все электрические провода, идущие к коробке передач, чтобы подготовиться к снятию коробки.

    Открутите болты, которые держат поддон коробки передач. Поднимите автомобиль на домкратах и поставьте на опоры, затем придержите коробку передач от падения еще одним домкратом. Очень важно придержать коробку до того, как вы открутите крепежные болты коробки. Если коробку ничто не будет удерживать – она упадет, как только вы открутите болты. Это не касается автомобилей с поперечной балкой.

    • В большинстве случаев нет необходимости снимать коробку передач – она может оставаться установленной на автомобиле, пока двигатель снят.
  3. Снимите двигатель с помощью подъемника. Зацепив двигатель за специальные зацепы на головке цилиндров или за самые большие болты поближе к верху двигателя, плавно поднимайте двигатель так, чтобы сначала вышла его передняя часть.

    • Соблюдайте осторожность. Осторожно, чтобы не ударить машину, вытащите двигатель и опустите его на рабочий стол или на пол, где будете проводить диагностирование и дальнейшую разборку.

    Часть 2

    Осмотр и разборка двигателя
    1. Найдите сервисную инструкцию к вашему автомобилю. Ни один обзор не сможет охватить тонкостей ремонта каждого двигателя, все производители делают инструкции для каждой конкретной модели двигателя. Найдите соответствующую инструкцию, прочитайте ее и всегда держите под рукой.

      • Даже если у вас старая модель автомобиля, вы сможете за небольшие деньги найти подходящую инструкцию на eBay или поискать в библиотеке. Если вы вкладываете деньги в ремонт двигателя, совершенно необходимо иметь под рукой инструкцию, в которой описаны все тонкости и особенности именно вашей модели двигателя.
    2. Визуально осмотрите мотор. Проверьте на наличие признаков течей из пробок, на соединениях с датчиками и на соединениях между деталями двигателя. Проверьте маховик на предмет трещин резиновой изоляции, которые могут говорить о необходимости его замены. Осмотрите мотор на предмет наличия признаков перегрева. Осмотрите прокладки на предмет излишков герметика после предыдущих ремонтов.

      • Проверьте номер и модель двигателя, чтобы убедиться, что вы будете работать с тем двигателем, о котором думаете. Сегодня замена двигателя – достаточно популярная процедура, а все двигатели обладают своими техническими особенностями.
    3. Осмотрите внешние детали двигателя. Проверьте: не ослабли ли крепежные винты блока распределения зажигания, пошатав его рукой. Проверьте ремень, прокрутите ролик и послушайте на предмет необычных шумов. Проверьте диски сцепления на предмет чрезмерного износа.

      Снимите выпускной коллектор, если вам еще не пришлось его снять при демонтаже двигателя из автомобиля. Болты на выхлопной системе могут быть сильно заржавевшими, постарайтесь раскрутить, не повредив их. Специальные смазывающие средства могут облегчить работу, но некоторые болты могут открутиться только на горячую.

      Осмотрите стенки цилиндров. Используйте микрометр, чтобы замерить диаметр цилиндра, очень изношенные цилиндры могут не подлежать восстановлению. Если вы уверенны в том, что двигатель не подвергался капитальному ремонту, вы можете оценить износ цилиндров, посмотрев на верхний край. В верхней точке цилиндра не происходит износа кольцами поршней, а ниже этой точки стенки цилиндров подвергаются постоянному контакту с кольцами при движении вверх и вниз, таким образом можно оценить первоначальный диаметр цилиндра. В общем случае, износ меньше 0.5 мм позволяет использовать старые поршни с замененными кольцами, а износ свыше 0.5 мм требует хонингования цилиндров и использования поршней большего диаметра. Удалите порожек в верхней части цилиндра, используя специальную развертку.

      В верхней части цилиндра, куда не достают в верхней мертвой точке кольца поршней, образуется порожек. Стенки цилиндра не работают в этом месте, но устранение этого порожка необходимо для того, чтобы можно было снять и поставить поршни, не опасаясь повредить при этом новые кольца.

      Снимите поршни с шатунами. Снимите крышки шатунов и наденьте защитные колпачки на шатуны, чтобы защитить внутреннюю поверхность цилиндра от механических повреждений болтами шатунов во время снятия и установки. Чтобы защитить резьбу на болтах, можно натянуть на нее куски резинового топливного шланга. После снятия шатунов установите на каждый шатун соответствующую ему крышку и храните их подобранными по парам. Храните запчасти сгруппированными так, как они находились в цилиндре. Это необходимо, чтобы не разбалансировать систему и предотвратить поломки.

    4. Снимите и осмотрите коленчатый вал. После демонтажа держите коленвал в месте, где он будет защищен от повреждений, используйте специальную стойку, чтоб было удобно выполнять замеры. Аккуратно относитесь к старым корневым подшипникам, осмотрите их на предмет износа и загрязнения. После снятия коленвала, установите обратно крышки корневых подшипников и затяните, согласно инструкции.

      • Снимите распределительный вал, балансиры и шестерни. Уделите внимание последовательности, в которой установлены шайбы и проставочные кольца – при сборке их нужно установить в том же порядке. Снимите подшипники, запишите – какой куда должен быть установлен при сборке.
    5. Визуально осмотрите коленвал. Ищите признаки перегрева и трещины. Измерьте размеры коленвала в разных местах. В эту процедуру входят измерение диаметра коренной шейки, носка и хвостовика коленвала, а так же шатунной шейки с целью убедиться в отсутствии радиального биения. Сопоставьте с размерами, заявленными в инструкции.

      • Если диаметры отличаются от заявленных в паспорте, сделайте соответствующие пометки на коленчатом валу и обратитесь за решением этой проблемы в проверенную автомастерскую, в которой есть все необходимое оборудование, чтобы обновить поверхность посадочных мест подшипников и устранить радиальное биение. Если коленвал подвергся ремонту, учите съем материала и подберите новые подшипники соответствующего диаметра.
      • После того как в автомастерской выправили коленвал, используя шомпол, вычистите металлическую стружку из каналов маслопровода. Затем проверьте диаметры коленвала еще раз, чтобы понять, сможете ли вы использовать старые подшипники и избежать люфта.
    6. Снимите оставшиеся детали. Снимите заглушки, кронштейны, штифты и все остальные детали, которые все еще установлены на блок цилиндров. Визуально осмотрите блок цилиндров на наличие трещин.

      • Используйте магнафлюкс, чтобы найти трещины в блоке цилиндров. Магнафлюкс может применяться только на чугунных блоках. Используйте контрастную затирку на алюминиевых блоках. Большинство автомастерских может выполнить эти проверки, они так же могут проверить блок цилиндров и головку двигателя давлением. Если вы обратились в автосервис, вы также можете попросить их вымыть блок цилиндров и головку двигателя в специальной ванне.
    7. Сделайте замеры. Лучше всего делать это в автомастерской, но если у вас есть необходимые инструменты, вы можете, используя линейку и толщиномеры, проверить поверхности на плоскость. Делайте замеры в продольном и поперечном направлениях, а также, по диагоналям. Если неровность поверхности больше допустимой по документации – поверхность нужно перешлифовать. Будьте осторожны, когда начнете шлифовать – если снять слишком много материала, клапаны будут биться о поршни.

      • Используйте нутромер, чтобы убедиться, что в цилиндрах нет радиального биения. Осмотрите каждый цилиндр на предмет следов побежалости и наплывов металла на стенках цилиндра. Используйте жесткий мелкоабразивный шлифок, чтобы выявить наличие наплывов на стенках цилиндра.

    Часть 3

    Разборка и осмотр головки двигателя

    Часть 4

    Сборка блока двигателя
    1. Если блок цилиндров протачивался, поверьте все размеры еще раз. Автомастерские совершают ошибки, и ваша задача убедиться, что все сделано правильно. Убедитесь что маслопровод и все его входные отверстия не забиты, и в нем нет металлической стружки, грязи и пыли.

      • Вымойте блок цилиндров на этот раз горячей мыльной водой, а затем – снова высушите. Выдуйте компрессором всю грязь и пыль из резьбовых отверстий, прежде чем вкручивать шпильки.
    2. Тщательно смажьте все детали. Установите новые заглушки масляной системы и системы охлаждения. Никогда не используйте заглушки из силикона в этих местах – они могут начать разлагаться при контакте с маслом, и оторвавшиеся от них куски забьют маслопровод.

      • Перед смазкой очистите от загрязнений и просушите корневой подшипник и его ложе. Смажьте все подшипники и маслоотражатель смазкой, которая рекомендуется для этого мотора. Установите корневой подшипник и маслоотражатель точно на их место, эти детали очень чувствительны к неправильной установке.
    3. Установите карданный вал и крышки корневых подшипников. Смажьте подшипники распредвала смазкой для высокого давления и затем установите распредвал. Очень важно без перекоса установить крышки подшипников – как только это получилось, осторожно затягивайте болты.

      • Прокрутите коленвал, чтобы убедиться, что он не затирает. Если он вращается плавно и легко – переходите к следующему пункту.
    4. Установите цепь или ремень ГРМ согласно инструкции. Убедитесь, что правильно выставили метки для синхронизации.

      • Чтобы правильно выставить коленвал и фазы газораспределения, совместите метки в верхней мертвой точке, и, используя специальный транспортир, выставьте распредвал, чтобы синхронизировать движения поршней и клапанов для фаз впрыска, сжатия, рабочего хода и выхлопа.
      • Наденьте защитные колпачки на шатуны и смажьте втулки на шатунах, установите и закрутите крышку шатуна. При установке крышки сначала наживите болты, а затем, поочередно, в 3 приема затягивайте. Нанесите герметик или рекомендованную производителем смазку на шайбы и резьбы болтов, затем затяните болты в три приема, используя последовательность, рекомендованную производителем. Обращайте внимание на длину болтов, чтобы не перепутать их.
      • Простая замена подшипников не даст положительных результатов. Большинство двигателей имеет цветовую маркировку втулок и колец в зависимости от размеров. Более подробно об этом вы сможете прочитать в инструкции к мотору.
      • Если покупаете новые подшипники, убедитесь, что они соответствуют фабричным, иначе шатуны будут болтаться. Если втулка сильно износилась, можно рассверлить ее и поставить стандартный 25 мм подшипник на ее место.
      • Если у вас нет хорошего микрометра, используйте хотя бы его дешевый аналог, но не производите сборку двигателя без контрольных замеров, иначе ошибок не избежать.
      • Настоящие профессионалы используют микрометры и нутромеры, а так же, выполняют некоторые вычисления. Не пропускайте ни одного из этих двух пунктов.