Как работает бесключевой доступ в автомобиль. Лучший друг угонщика — бесключевой доступ

Бесключевой доступ в автомобиль одна из популярных опций, которую водители выбирают при покупке нового автомобиля. Большинство современных производителей включили эту опцию в стандартный набор. Расскажем о принципе работы и устройстве системы.

Что такое бесключевой доступ


Часто водители, которым не приходилось видеть систему бесключевого доступа, задаются вопросом, что это и как работает. Главное назначение бесключевого доступа – это управление автомобилем на дистанции, зачастую даже не нажимая кнопок на брелке.

Вторая функция системы это защита автомобиля, в эту систему включены функции иммобилайзера, защиты от угона за счет различных вычислений и функций. Помимо этого, некоторые производители предлагают управление автомобилем с помощью смартфонов. Водитель может дистанционно полностью управлять автомобилем, заранее подготовив его под своему желанию.

Стоимость такой системы будет зависеть от её возможностей, открыть или закрыть двери, крышку багажника обойдется дешевле, а вот управление со смартфона и полный контроль автомобиля потянет за собой не одну сотню долларов дополнительных расходов.

Составные механизмы бесключевого доступа


Бесключевой доступ к автомобилю можно разделить на две части. Первая это само устройство и механизмы в автомобиле, вторая часть это брелок, так называемый Smart Key, который находится у водителя.

Устройство в автомобиле представляет собой целый набор механизмов, и для того, чтоб завести автомобиль не нужно совать ключ в замок зажигания. При наличии такой системы достаточно нажать кнопку Start/Stop двигателя на передней панели. Некоторые производители для перестраховки используют специальное гнездо для дополнительно подтверждения. Водителю потребуется вставить туда Smart Key для считывания специального кода с ключа и подтверждения личности.

Рассмотрим, с чего состоит система на борту автомобиля. Как уже говорили, наличие такой системы выдает кнопка Start/Stop на передней панели возле руля. Далее идет сам блок управления, в его основе лежит небольшой компьютер и достаточно мощная радиосистема. Именно за счет радиосистемы и происходит все управление.


Как правило, у каждого блока управления своя отдельная частота для работы, но некоторые производители используют две или три частоты. Это могут быть и GSM сети, для дистанционного доступа со смартфона. Такой блок управления выполняет роль входящего устройства и устройства обработки данных.

Что касается исполнительных устройств, то определенного перечня нет, зачастую главными считаются:

  • центральный замок (для открытия/закрытия дверей);
  • кнопка Start/Stop двигателя;
  • управление крышкой багажника.
Производители автомобилей премиум-класса зачастую добавляют управление климат-контролем, контроль GPS навигации (дистанционно можно посмотреть, где находится автомобиль) и множество других функций, вплоть до пожелания водителя.


Вторая часть системы бесключевого доступа это непосредственно сам брелок или по-другому Smart Key. Сам брелок из себя чем-то похож на брелок от сигнализации. На нем зачастую как минимум находится три кнопки. Это открытие/закрытие дверей и кнопка открытия крышки багажника. В более продвинутых системах может быть наличие кнопки Start/Stop двигателя или еще какие-то навороты, так как каждый производитель делает систему по-своему.

Производители автомобилей премиум-класса позволяют заменять Smart Key на смартфоном, установив на него специальное программное обеспечение. Хотя чаще бывает, что Smart Key работает в пару со смартфоном. Какой будет система бесключевого доступа и её устройство может решать только производитель, покупатель увидит конечный результат.

Как работает система бесключевого доступа


Основой для создания системы бесключевого доступа стала обычная и привычная нам автомобильная сигнализация. Как уже говорилось, бесключевой доступ работает на основе радиочастоты и относится к активным системам. По сути, эту систему нельзя отключить или перенастроить.

Блок управления постоянно работает в режиме приемника или передатчика, ожидая сигналы от брелка Smart Key, который находится у водителя. Блок управления время от времени отправляет сигналы, чтоб проверить, где находится ключ доступа. В брелок Smart Key вмонтирован специальный чип с прошитым в нему зашифрованным кодом. Именно этот микрочип постоянно отправляет сигналы о своем местонахождении.

Итак, с чего начинается работы системы бесключевого доступа к автомобилю. Представим ситуацию, когда водитель покидает автомобиль, зачастую Smart Key хранят в кармане или на поясе, в специальном футляре. Закрыв двери автомобиля (не на ключ), водитель отходит на определенное расстояние от автомобиля (как правило, радиус это 2-3 метра), как только это расстояние превышается, система автоматически закрывает двери и подымает стекла.


Если же водитель подходит на близкое расстояние к автомобилю (обратный процесс, в таком случае расстояние составляет порядка метр-два, то есть меньше). Smart Key отправляет сигнал о приближении водителя, и система бесключевого доступа автоматически открывает двери автомобиля. Так же опускает стекла, если это предусмотрено в блоке управления.

Если же используется смартфон, то основой такой системы служит Bluetooth или Wi-Fi сеть, редко когда GSM. Зачастую это Bluetooth, так как небольшое энергопотребление и дальность работы в пределах нормы. Программное обеспечение отправляет определенный шифрованный сигнал с кодом, тем самым информируя систему бесключевого доступа закрыть или открыть автомобиль.

Как уже говорилось выше, бесключевой доступ служит так же, как сигнализация и иммобилайзер. Зашифрованный сигнал не так просто подобрать в современных автомобилях, а значит, и включить двигатель не получится никак. Некоторые производители пошли на хитрость, внедрив в систему бесключевого доступа функцию считывания параметров водителя.


Например, садясь на водительское место, система считывает вес или рост водителя в пределах допустимого. Если отклонения достаточно серьезные будет предложено ввести пароль на мониторе мультимедийной системы, если же все совпадает, автомобиль запустится в том режиме, который чаще всего выбирает водитель.

Плюсы и минусы бесключевого доступа


Разумеется, система бесключевого доступа имеет как плюсы, так и минусы. Плюсы это то, что меньше проблем с открытием или закрытием дверей. Крышку багажника можно открыть с кнопки на брелке, а не идти в салон (особенно когда руки чем-то заняты). Прогреть автомобиль в холодную погоду, выглянув с окна стало намного проще, достаточно нажать кнопу на брелке, а до этого установить селектора акпп в режим парковки (зачастую функция прогрев двигателя доступна только с акпп). Многие производители разрабатывают бесключевой доступ таким образом, что во время прогрева двигателя руль автомобиля, педаль тормоза и акселератора заблокированы. В случае посадки двигатель автоматически глохнет, даже если это хозяин автомобиля.

Не секрет, что даже хозяева стационарных сигнализаций не один раз попадали в ситуацию, когда сел аккумулятор, а открыть автомобиль с пульта невозможно. Так как же быть с бесключевым доступом к автомобилю, когда сел аккумулятор. Для этого многие производители встраивают обычный ключ в брелок Smart Key, с первого взгляда это ушко для крепления, но потянув за него можно увидеть ключ.


Но кроме положительных моментов, есть и отрицательные моменты. В случае потери Smart Key вы никак не сможете попасть в автомобиль. Даже разбив стекло, сработает иммобилайзер, который попросту не позволит завести двигатель. В таком случае нужно будет обращаться только к производителю автомобиля, для изготовления дубликата ключа.

Далее нужно будет проведать дилерский центр, чтоб перепрограммировать механизм в автомобиле. Тот, кто найдет Smart Key, может воспользоваться ситуацией и без усилий завладеть вашим автомобилей. Средняя стоимость выпуска дубликата и перепрограммирования стартует от $300 и может достигать нескольких тысяч (как показывает практика это автомобили компании Mercedes-Benz, BMW, Audi и другие элитные суперкары).

Все же 100% защиты от вскрытия автомобиля нет, современные информационные технологии позволяют на лету перехватить шифрованный ключ и тем самым угнать автомобиль. Хорошая или плохая система это уже решать хозяину автомобиля. В большей части водители выбирают эту опцию и довольствуются её использованием.

Видео обзор работы и защиты бесключевого доступа Lexus RX270:

Стоящая у тротуара машина опознала меня за пару шагов. Включила подсветку салона, раскрыла лопухи зеркал и отреагировала на протянутую руку характерным щелчком центрального замка. Я завожу двигатель, трогаюсь - и замечаю на дисплее предупреждающую надпись: «Key not found». Все верно, ключа от этой машины у меня действительно нет. И не было. Зато есть электронное устройство, позволяющее открывать и заводить автомобили телепатическими методами - на расстоянии. Угонщики называют его Длинной рукой.

Вам уже доводилось поездить на автомобилях с «золотым ключиком»? Тем, который автоматически ставит машину на охрану, открывает двери и позволяет заводить двигатель кнопкой, не доставая брелок из кармана? Классная вещь! Система настолько умна, что теперь обычный ключ зажигания - что каменный топор. По отраслевой терминологии такие системы называются PKES (Passive Keyless Entry and Start - «пассивный бесключевой доступ и запуск двигателя»), а в упрощенном виде их работа выглядит так. Как только водитель подходит к автомобилю и нажимает кнопку на рукоятке двери (вместо нее может стоять тачпад или электронный створ, реагирующий на кисть руки), машина «просыпается» и начинает диалог с ключом:

Привет, я автомобиль Х с электронным номером Y и кодом-идентификатором Z. А ты кто?

Слева «эмулятор», а справа - «считыватель». Внутри этих коробочек спрятаны приемники и передатчики на три диапазона (125 кГц, 433 МГц и 900 МГц), полосовые фильтры, усилители, процессоры и литий-полимерные батареи большой емкости. Коричневый кант, опоясывающий один из блоков, - это рамочная антенна. После включения питания блоки устанавливают между собой высокоскоростной канал передачи данных, который позволяет ретранслировать «ключевые» запросы автомобиля и удаленно принимать ответы метки. Создатели криминального радиоудлинителя хорошо разбираются в вопросах электромагнитной совместимости: при работе Длинной руки можно говорить по мобильному телефону или, наоборот, включать генераторы помех сотовой связи для блокировки GSM-трафика систем мониторинга

Этот посыл передается в эфир на «транспондерной» частоте 125 кГц, и если ключ-брелок находится рядом и понимает язык запроса, он тут же отвечает машине, используя уже свою рабочую частоту (у нас и в Европе это 433 МГц или 868 МГц). Причем отвечает хитрой цифровой комбинацией, сгенерированной по индивидуальному алгоритму шифрования:

Привет, я твой ключ! Код ответа: X123.Y456.Z789.

Чтобы исключить электронные подтасовки (воспроизведение заранее записанных посылок, передачу кода по каналам сотовой связи или мобильного интернета), ответ от электронного ключа должен поступить в режиме реального времени (счет задержкам ведется на наносекунды), так что любые «аудио­спектакли» и попытки открыть машину «под фанеру» обречены на провал. Но…

О криминальной уязвимости PKES-систем заговорили в 2011 году, когда команда швейцарских программистов продемонстрировала метод «удлинения» канала связи «автомобиль-ключ». Технологию назвали Relay Station Attack. Забавно, что к тому времени российские угонщики уже вовсю пользовались такими устройствами (АР №8, 2011). А этим летом в мои руки попали сразу два радиоудлинителя.

Первый предназначен для угона «бесключевых» автомобилей Toyota и Lexus, выпущенных до 2013 года, а второй «удлиняет» системы доступа Intelligent Key автомобилей Nissan и Infiniti нынешнего поколения. Каждая Длинная рука состоит­ из двух блоков: «считывателя» и «эмулятора», - которые легко помещаются в небольшой плечевой сумке. После включения блоки устанавливают между собой высокоскоростной канал передачи данных, позволяющий ретранслировать «ключевые» запросы автомобиля и удаленно принимать ответы метки.

Зондирующие антенны на 125 кГц установлены по периметру кузова так, чтобы их диаграммы не перекрывались. Благодаря этому машина всегда знает, откуда отвечает ключ, и разрешает выполнение только «географически привязанных» команд. К примеру, двигатель запустится в том случае, если в радиообмене с ключом будет задействована антенна в спинке водительского сиденья, а багажник откроется лишь при успешном опросе ключа из заднего сектора

Машины своих знакомых я открывал так. Сначала ждал, пока законный хозяин припаркует автомобиль, выйдет, закроет дверь, оглядится… Теперь, держа в сумке заранее включенный «эмулятор», подхожу к водительской двери - и в тот момент, когда мой сообщник со «считывателем» приближается к владельцу машины (свои действия мы координируем по телефону, используя невинные словесные обороты), нажимаю кнопку на дверной ручке. Автомобиль выдает поисковый запрос, «эмулятор» принимает его, демодулирует, усиливает - и тут же передает по радиомосту сообщника. Его аппаратура производит обратные действия - и «опрашивает» ключ, находящийся в кармане владельца. Схватив ответную посылку, «удлинитель» тем же путем отправляет ее обратно - и через «эмулятор» ретранслирует машине. Тяну ручку - и дверь гостеприимно распахивается!

Перед запуском двигателя система доступа должна еще раз запросить ключ (через антенну в спинке водительского сиденья), поэтому «эмулятор» я по-прежнему держу рядом - и, нажав на кнопку «Start/Stop», слышу бодрый рокот стартера. Едем! Теперь уже ключ не нужен - ни настоящий, ни «эмулированный»: мотор будет работать до тех пор, пока я сам его не заглушу!

А как же запрет на проведение «радиоспектаклей»? Фишка в том, что информация между блоками передается без цифровой обработки сигналов, методом прямого переноса спектра, - и это позволяет уложиться в лимит времени, отведенный системой доступа автомобиля на диалог с ключом.

Вот мой улов. Седан Infiniti Q50, Nissan X-Trail, Nissan Pathfinder, Toyota Highlander, Toyota Land Cruiser 200, Toyota RAV4 и Lexus RX 350. Неплохо за пару дней?

На открытой местности криминальные коробочки «цеп­ляли» их ключи из карманов водителей на расстоянии от одного до трех метров (разброс определялся расположением «считывателя», антенна которого имеет выраженную диаграмму направленности, и наличием помех). Дальность же «переброса» кода, то есть расстояние между хозяином и машиной в момент угона, даже в городе может достигать более трехсот метров. Однако угонщики обычно перестраховываются, атакуя­ жертву сразу после того, как она покидает место парковки.

Способов приблизиться к человеку, чтобы не мозолить ему глаза, сколько угодно: лифт, вращающиеся стеклянные двери на входе в гипермаркет, очередь в кассу… Можно даже заставить электронную метку откликнуться из закрытого помещения. Зайдя домой, ключи вы кладете… Скажем, на тумбочку в прихожей, верно? Входная дверь железная, но блоки, которыми обложен короб, радиопрозрачные!

Докладываю: из пяти попыток «украсть» код от автомобиля «через стену» успешными оказались три - Копперфильд позавидует! А если соорудить внешнюю направленную антенну (подходящим камуфляжем для нее будет раскрытый зонт), то дальность транспондерного «выстрела» увеличится в разы. И, скорее всего, большинство угонов дорогих автомобилей с загородных участков осуществляется именно так.

Блоки радиоудлинителя Toyota/Lexus собраны из стандартных корпусов для радиоэлектронных устройств. Платы имеют антистатическое покрытие, элементы с консольным монтажом закреплены стяжками и термоклеем, а питание подведено через надежные силовые разъемы. Маркировка с ключевых элементов схемы удалена механическим способом (это осложняет копирование устройства методом реверс-инжиниринга), а незакрепленный разъем антенны радиомоста намекает на возможность использования внешнего излучателя. Следов национальной принадлежности этого устройства мы не нашли, но некоторые технологические особенности наводят на мысль, что радиоудлинитель собран в одной из стран бывшего соцлагеря

Вы уже выглянули в окно, испугавшись за свою машину? А сегодняшних попутчиков в лифте запомнили? Утешает лишь то, что раскошелиться на ретранслятор кода ключа может себе позволить лишь устойчивая криминальная группировка: стоит такая штуковина от десяти до пятидесяти тысяч евро. Разброс цен определяется криминальным маркетингом, ведь производителю ретрансляторов нет смысла продавать угонщикам универсальную «открывашку». Как правило, предлагается аппаратная часть с конкретной прошивкой, «форматированная» под системы доступа автомобилей определенной марки. А потом выходят программные обновления для машин свежих годов выпуска, платить за которые надо отдельно. Знакомый подход, правда? И если верить рекламным материалам производителя (концы легко находятся в интернете по ключевым запросам), то купить можно любой ретранслятор - хоть для Renault, хоть для Bugatti, - так что проблема, увы, глобальная.

Что делать, чтобы связать угонщикам их Длинные руки?

Вырубить систему Keyless Go, вытащив из ключа батарейку! (По секрету: при документально заверенной деактивации PKES некоторые страховые фирмы предлагают владельцам криминогенных машин льготные тарифы по риску «Угон».) Но тогда придется что-то ставить взамен. Если решитесь, то ни в коем случае не соглашайтесь на охранную сис­тему с двусторонней связью, работающую в режиме «Slave»: по сути, это аналог штатной системы PKES и точно так же «удлиняется». Толковым рецептом против Relay Station Attack является отключение штатного радиоканала и перевод управления модулем SmartKey на блок стороннего производителя, управляемый своей меткой. Специалисты по защите автомобилей просят за такую услугу 15 тысяч рублей. Разработан и «интеллектуальный» модуль защиты, анализирующий радиообстановку вокруг машины, выявляющий работу радиоудлинителя и умеющий ему противостоять. Стоит он около 8000 рублей.

Ну а пока - прячьте брелок от машины в клетку Фарадея: чехольчик или футляр с металлическим (фольгированным) экраном. Такое убежище для «золотого ключика» можно сделать и самому - хотя бы из сигаретной пачки.

Это образец «почерка» ретранслятора для угона автомобилей Nissan и Infiniti, взятый профессиональным анализатором спектра Agilent Technologies. Сигнал на частоте 902 МГц - это и есть радиомост, служащий для передачи шифрованных пакетов между блоками Длинной руки

В настоящее время, так называемый умный ключ, обеспечивающий открывание замка в автомобильной двери в автоматическом режиме, стал доступен на только владельцам автомобилей, относящихся к премиальному сегменту. Сегодня, при желании, владелец любого транспортного средства может заказать подобный гаджет и наслаждаться и действием охранной сигнализации, которая будет автоматически его распознавать, и бесключевым доступом в салон своего авто. Очень нравится такая система общения владельца со своим «железным конём» и угонщикам, которые научились взламывать её в течение нескольких секунд.

Согласно официальной статистике, количество угонов автомобилей, оснащённых такой системой, день ото дня увеличивается. Правоохранители регулярно сообщают о том, что злоумышленники активно осваивают специальное оборудование, которое позволяет взломать им даже максимально технически продвинутые системы. Отчего возникает резонный вопрос, а можно ли как-то обезопасить себя от подобной неприятности? Если верить специалистам, то можно. Однако, прежде необходимо понять, как в принципе работает данная бесключевая система доступа.

О принципе работы

Следует заметить, что сегодня каждый производитель умных ключей старается реализовывает работу такой системы по-своему. Тем не менее, основной принцип её работы схож, и основывается он на программировании в индивидуальном порядке ключа и замка, срабатывание которых происходит после введения верного кода, как правило, при помощи брелока. После введения кода происходит обмен данными в рамках заданного алгоритма, и при их совпадении осуществляется деактивация системы сигнализации. Затем владелец автомобиля также при помощи брелока может запустить работу двигателя.

Бесключевой доступ

О взломах

Безусловно злоумышленники прекрасно знают принцип работы системы «умный — ключ», и основной их задачей становится уловить сигнал, посылаемый с брелока автомобильному замку. Для этой цели они используют специальное сканирующее радиоэфир устройство, благодаря которому получают код доступа к автосигнализационной системы. После чего им остаётся только послать полученные данные системе, которая срабатывает на «свой» код, отключается и предоставляет доступ к автомобилю. Печальная ситуация усугубляется ещё и тем, что подобные сканеры можно приобрести совершенно свободно, а их стоимость невелика.

О защите

Как уверяют специалисты, умный ключ от своего автомобиля владельцу нужно хранить в специальных коробочках, созданных из материала, подавляющего радиосигнал, которым постоянно обменивается система и брелок. Можно завернуть его в алюминиевую фольгу, которая способна заглушать передачу информации.

Кроме того, не стоит забывать и о высоком уровне эффективности механических противоугонных средств, в частности, о блокираторах, которые можно устанавливать на педали, рулевую колонку или на рычаг переключения передач. С такими устройствами угнать автомобиль злоумышленникам будет крайне проблематично, даже если у них получится поймать сигнал вашего брелока.

Как вариант можно рассмотреть возможность прошивки самой системы, которая будет работать по отличной от штатного алгоритма системе. Подобное можно осуществить в специализированных центрах, в итоге модернизированный умный ключ будет вводить в заблуждение злоумышленников, и более эффективно справляться со своими функциями.

В последние годы в числе опций, предлагаемых на рынке, можно встретить так называемую систему бесключевого доступа в автомобиль. Ею оснащается большое число моделей различного ценового диапазона, включая даже относительно доступные машины.

Тем не менее, далеко не все знают о том, что представляет собой подобная система и каков принцип ее работы. Логично, что у автомобилистов возникает множество вопросов, включая ее надежность, эффективность и, конечно же, степень защиты автомобиля от несанкционированного проникновения злоумышленников. Именно о том, что представляет собой бесключевая система доступа в автомобиль и каков принцип ее действия, мы и поговорим в данном материале.

История появления

Возможность исключить ключ из перечня необходимых автолюбителю аксессуаров привлекала автоинженеров и рядовых автомобилистов еще с середины ХХ века. Недаром во времена Советского Союза автолюбители пытались самостоятельно устанавливать на продукцию отечественного автопрома кнопку для привода стартера взамен замка зажигания.

Впрочем, подобная «модернизация» не позволяла обходиться без ключей в буквальном смысле этого слова, а лишь сокращала их количество. Известно ведь, что на целом ряде советских автомобилей имелось сразу два различных ключа – один для водительской двери и багажника, а второй – непосредственно для замка зажигания.

Видео — как работает бесключевой доступ в автомобиль Kia Sorento с помощью Autolis Mobile:

Автопроизводители, конечно же, подходили к вопросу более серьезно, пытаясь совместить удобство использования системы и обеспечить гарантии сохранности автомобиля при попытке доступа со стороны злоумышленников либо третьих лиц. Само собой, что первые новации получали концептуальные модели.

Тут уж каждая компания пыталась решить проблему на свой лад. Были попытки использовать для идентификации сканеры отпечатков пальцев, фотографическую идентификацию (при появлении цифровых систем фиксации изображения) и т.д.

Увы, все такого рода решения оказывались слишком сложны и дороги для серийного воплощения, и только появление надежных систем идентификации радиосигнала, передаваемого по закрытому каналу с «плавающим» цифровым ключом, позволило построить эффективно работающую систему бесключевого доступа для автомобиля.

Первые же серийные автомобили с данной системой (одним из них стал Mercedes Benz W220) появились лишь в середине 90-х годов ХХ века, когда инженерам удалось решить основные технические трудности и обеспечить эффективность функционирования системы на протяжении всего срока службы автомобиля.

Принцип действия бесключевой системы доступа в автомобиль

Принципы, заложенные в систему бесключевого доступа, одновременно просты и, в то же время, сложны в плане технической реализации. По сути, такая система (ее еще называют Keyless Go) представляет собой все тот же ключ со специальным электронным блоком, с помощью которого он взаимодействует с бортовой системой доступа в автомобиль на сравнительно небольшом расстоянии.

Форма носимого блока может быть любой – ключ, брелок или карта наподобие пластиковых банковских карт. Суть заключается не в форме, но в содержании – компактном электронном чипе с «зашитым» в него кодом.

«Узнав» код (когда владелец авто подходит к нему на определенное расстояние), электроника автомобиля разблокирует систему защиты и замки дверей. Усевшись в автомобиль, владельцу достаточно нажать на кнопку стартера для того, чтобы завести двигатель. При этом, когда владелец ключа-метки покидает машину, электроника, теряя сигнал, самостоятельно блокирует двери и дезактивирует электрические цепи.

Видео — бесключевой доступ в автомобиль Ford Keyless Entry:

Как видим, принцип работы системы весьма прост, и у читателя, знакомого с основами электроники, может возникнуть вопрос о том, почему такие системы появились лишь в 90-е годы прошлого столетия, а не раньше. Ведь свойства радиосигналов были хорошо известны гораздо раньше.

Ответом на этот вопрос может служить главная техническая сложность, с которой сталкивались разработчики подобного рода систем – обеспечение безопасности автомобиля.

Машина должна «узнавать» лишь ключ владельца, и при этом оставаться недоступной для попыток доступа со стороны третьих лиц. Первые опыты с радиометками показывали, что сигнал ключа легко может быть перехвачен и смоделирован вновь, а потому угонщик, оснащенный портативным приемником радиосигналов и передатчиком, мог совершенно спокойно завладеть автомобилем. Логичным выходом из ситуации выглядела криптозащита, но единожды полученный код все так же делал автомобиль уязвимым.

Решением возникшей трудности стало появление цифровых систем и, как результат, сложного кодирования на основе цифрового сигнала. Это позволило построить систему взаимодействия между автомобилем и смарт-ключом на основе «плавающего кода».

Подобное взаимодействие подразумевает наличие большого числа вариантов когда, и на этапе предварительного взаимодействия ключа с блоком в автомобиле происходит генерация произвольного кодового варианта из имеющихся.

На практике это означает, что даже если злоумышленник перехватит посылаемый код, то он не сможет его использовать, поскольку генерироваться будут уже другие числовые значения электронной кодировки. Поскольку вариантов кода может быть огромное количество, то возможность случайного выбора нужной кодировки сведена практически к нулю.

Какие системы бесключевого доступа в автомобиль используются сегодня и в чем их различия?

Отвечая на данный вопрос, сразу стоит отметить, что различия систем кроятся, в первую очередь, в форме, а не содержании. Принцип функционирования систем у всех автопроизводителей аналогичен, и различается лишь форма смарт-ключа, а также схема его использования.

Так, некоторые системы, особенно на автомобилях конца 90-х – начала 2000-х годов, все же имеют складной ключ, который используется «на всякий случай». Так первоначально автоконцерны пытались обезопасить владельца от возможного сбоя в работе бесключевого доступа.

Сегодня таких вариантов практически нет, и смарт-ключ представляет собой либо брелок, либо смарт-карту. В первом случае, как, например, на автомобилях Volkswagen и Audi, брелок играет одновременно и роль кнопки запуска двигателя.

Сев в машину, владелец утапливает его в специальный паз и, таким образом, активирует стартер. Система со смарт-картой (пионером в ее использовании стала ) несколько отличается.

Видео — как работает бесключевой доступ в автомобиль и кнопка «Старт-Стоп»:

Карты вставлять никуда не нужно, достаточно лишь того, что она находится в кармане или бумажнике владельца. То есть, подошел к машине – двери разблокировались, и вам достаточно лишь сесть за руль, нажать кнопку и запустить двигатель.

Интересной вариацией смарт-ключа можно назвать разработку компании Jaguar, которую она внедрила на своей F-pace. Здесь роль идентификатора выполняет наручный браслет, который не требует батарей и выполнен во влагозащищенном исполнении.

Безусловно, по своему удобству данная система доступа в автомобиль без ключа превосходит все остальные, ведь владелец не рискует потерять смарт-ключ или карту. При этом он может спокойно отправляться на пляж, не задумываясь о том, где оставить ключи от своего авто.

Практически наверняка подобное решение в скором времени скопируют и другие , само собой, в собственных вариациях. Возможно, чипы будут интегрироваться в браслеты часов или даже украшения, однако пока это – вопрос будущего.

Перспективы развития систем бесключевого доступа в автомобиль

На первый взгляд может показаться, что системы бесключевого доступа в автомобиль уже на современном этапе совершенны и не требуют доработок. Ведь на дорогих марках авто подобные комплексы способны не только открыть авто без ключа и позволить его завести, но и восстановить индивидуальные настройки кресел для конкретного водителя и даже включить любимый диск либо радиостанцию в мультимедийно системе.

Однако прогресс не стоит на месте, и автопроизводители в тесном сотрудничестве с поставщиками электронных компонентов ищут пути дальнейшего развития для подобных систем.

Одним из приоритетных направлений в этом видится интеграция системы с мобильными средствами связи – в первую очередь, со смартфонами. Тут, впрочем, кроется та же проблема, что была на заре появления бесключевых систем – вопрос безопасности от постороннего вмешательства.

Также специалисты прогнозируют появление дешевых систем с дактилоскопическими датчиками, которые можно интегрировать в ручку автомобиля. Увы, пока остро стоит вопрос надежной идентификации в любых условиях, в широком диапазоне внешних температур и в случае загрязнения корпуса автомобиля.

Ученым попросту не удается создать датчик, который надежно работал бы как при положительных, так и отрицательных температурах, в дождь, снег и слякоть. По этой причине использование дактилоскопических систем ограничивается лишь доступом к второстепенным функциям автомобиля – тем же настройкам сидений и электронных устройств. Кроме того, сказывается и дороговизна подобных инженерных «изысков», недаром на применение дактилоскопии решилась лишь компания Audi в своем флагмане A8.

Особенности и недостатки современных систем

Многие владельцы автомобилей задаются вопросом о том, насколько надежны системы бесключевого доступа в автомобиль. Ведь известен факт, что чем сложнее устройство, тем в большей степени оно подвержено различным проблемам.

Кроме того, климатические условия в нашей стране далеки от идеальных, и водители вполне логично задумываются о том, как будет работать система в мороз либо, напротив, в жару.

Опыт сервисных центров показывает, что страхи автомобилистов, по сути, напрасны. Из общего числа поломок в современных авто система бесключевого доступа преподносит «сюрпризы» крайне редко. В плане защиты от угона она также весьма надежна, но при условии совместного использования с противоугонными системами. Впрочем, в таких устройствах имеется «по умолчанию», и ее достаточно для базовой охраны транспортного средства.

Однако трудности с системой бесключевого доступа в автомобиль все же могут возникнуть. Связаны они, в первую очередь, с невнимательностью. Так, потеряв брелок или карту, доступа в авто вы не получите.

Более того, разблокировать систему или «прописать» в памяти блока новый ключ вы сможете лишь в официальном дилерском центре, ни один «гаражный» сервис за решение такой задачи не возьмется. В принципе, на момент покупки можно заранее предусмотреть дубликат, но хранить его следует весьма аккуратно.

Видео — прибор, с помощью которых злоумышленники проникают в автомобиль, оснащенный системой бесключевого доступа Keyless Go:

Да и при утере переписать коды все же желательно, ведь потерянный смарт-ключ легко может попасть в руки злоумышленникам.

Итоги

Как видим, система бесключевого доступа в автомобиль, несмотря на множество домыслов, является вполне надежным и функциональным решением. Она здорово облегчает жизнь автомобилистам и не доставляет серьезных хлопот в эксплуатации.

Стоит ли заказывать ее в качестве дополнительной опции к автомобилю? Вопрос, конечно спорный и зависит от личных предпочтений. Ведь реальное преимущество вскрывается лишь тогда, когда вы идете с кучей сумок из магазина и вам сложно достать из кармана ключ. В остальном современные ключи также весьма удобны и позволяют дистанционно открывать автомобиль с брелока.

По этой причине переплачивать за систему 15-20 тысяч (а именно столько просят дилеры за отдельную опцию) вряд ли оправдано.

Гораздо лучше, если подобная опция доступна в пакетной комплектации вместе с другими полезными системами. Тогда ее использование вполне станет приятным «бонусом» для владельца автомобиля.

Возможно, именно по этой причине автопроизводители стали отказываться от тенденции продажи системы отдельно, предлагая ее либо в определенной фиксированной комплектации автомобиля, которая заведомо лучше базовой, либо в числе одного из многочисленных пакетов , люком в крыше, «продвинутой» мультимедиа или чем-то подобным.

Ну а опасаться низкой надежности в случае, если бесключевой доступ уже установлен на ваш авто, не стоит.

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro