Особенности дорожного движения в греции. Дороги Крита — ограничения скорости, радары, советы

Ранее мы уже рассматривали часть вопросов, связанных с , некоторыми особенностями правил и штрафов. Теперь самое время вооружиться картой и проложить первый маршрут, но какие еще знания могут пригодиться нам в дороге?

Несмотря на все штрафные строгости, кто бывал в Греции – не даст соврать – в крупных городах движение очень интенсивно и опасно. Особенно это касается огромного количества двухколесного транспорта, который особо не заморачивается по поводу каких-то там Правил.

При маневрах на дороге также старайтесь почаще смотреть в заднее зеркало, и даже если там никого не увидели, то помните, что мотоцикл или мопед может в этот момент находиться в мертвой зоне.

Особенности городской планировки в Афинах, Салониках и Партах предусматривают большое количество резких поворотов, множество перекрестков и улиц с односторонним движением, что также весьма осложняет вождение.

В городах очень ощущается нехватка знаков «главная дорога» и «уступи дорогу», а потому на перекрестках лучше притормаживать в любом случае. Что до знаков, то они аналогичны нашим — по крайней мере, существенных отличий встречать не приходилось.

Еще немаловажный фактор – светофоры. В Афинах лучше не рвать с места на зеленый, поскольку среди греков встречается привычка стараться проскочить на только что зажегшийся красный. При остановках лучше включать аварийку.

Парковаться где попало тоже не стоит, поскольку во многих местах, особенно в центре, парковка запрещена.

Chair parking only!

Что до скоростных ограничений, то в городах – это 50 км/ч, на загородных дорогах – 80, на автобанах – 130. Хотя уж на автобанах греки отрываются по полной и часто 150 – это не предел. Качество дорог вопросов не вызывает и поддерживается на очень хорошем уровне даже в сельской местности. Что до магистралей, то покрытие на них просто превосходное.

Автобанов в Греции 2. Одна дорога связывает Афины и Салоники, вторая – Афины с Пелопонессом. Если ехать от Коринфа на Патры, то на карте трасса вдоль залива также обозначена как автобан, хотя почему это так – лучше спрашивать у самих греков.

Как по мне – это одна из наиболее экстремальных дорог, по которым доводилось ездить. В отличие от трассы Афины-Коринф, где множество полос во все стороны и нормальные ограждения, на дороге к Патрам полос меньше, скорость выше и масса дальнобойщиков, совершающих такие обгоны, что порой страшно смотреть в заднее зеркало.

Автобаны в Греции платные. Стоимость проезда составляет порядка 1,5-3 евро и оплачивается, как правило, наличными.

Обратите внимание, что большинство заправок работает до 19.00. Исключения бывают в крупных городах и на магистралях. Поэтому, если вечером выбираетесь поездить по окрестностям, следите за количеством бензина.

Полезные статьи

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Греции составляет 117,000 км, из них 107,406 км дороги с твердым покрытием. Протяжённость автомагистралей 2,311 км.

Платные автодороги

В Греции предусмотрена плата за использование автомобильных дорог в зависимости от пройденного расстояния. Управление отдельными участками автомагистралей находится в ведении разных управляющих компаний.

Оплата производится перед въездом на платный участок дороги.

Размер тарифов зависит от типа транспортного средства. Транспортные средства классифицируются исходя из их высоты и количества осей.

Классификация транспортных средств

Автомагистраль Egnatia

Автомагистраль Egnatia это европейская трасса E90 , соединяющая Игуменицу на западе Греции и Александруполис на востоке (на границе с Турцией).

На автомагистрали Egnatia в настоящее время функционируют девять пунктов взимания дорожных сборов.

Тарифы на 2018 год:
Станция оплаты
1 2 3 4
Tyria € 1.50 € 2.10 € 5.30 € 7.40
Pamvotida € 0.80 € 1.20 € 3.00 € 4.20
Malakasi € 1.50 € 2.10 € 5.30 € 7.40
Polymylos € 1.70 € 2.40 € 6.00 € 8.40
Malgara € 0.80 € 1.20 € 3.00 € 4.20
Analipsi € 1.70 € 2.40 € 6.00 € 8.40
Moustheni € 1.70 € 2.40 € 6.00 € 8.40
Iasmos € 1.30 € 1.90 € 4.80 € 6.70
Mesti € 1.20 € 1.70 € 4.30 € 6.00

Кроме того, оплате подлежат участки, отходящие от Egnatia Motorway в сторону границ с соседними государствами - Албанией, Македонией и Болгарией.

Тарифы на 2018 год:

Автомагистраль Aegean

Автомагистраль Aegean является частью европейской трассы E75 , соединяющая Салоники и Ламию.

Тарифы на 2018 год:
Станция оплаты Категория транспортного средства
1 2 3 4
Pelasgia € 2.40 € 3.40 € 8.60 € 12.00
Glyfa Ramp € 1.80 € 2.50 € 6.30 € 8.80
Moschochori € 2.80 € 4.00 € 9.90 € 13.80
Gyrtoni Ramp € 0.50 € 0.70 € 1.80 € 2.50
Makrychori Ramp (С) € 0.80 € 1.10 € 2.80 € 3.90
Makrychori € 1.80 € 2.50 € 6.30 € 8.80
Evaggelismos Ramp € 0.80 € 1.20 € 2.90 € 4.10
Pyrgetos € 1.20 € 1.70 € 4.10 € 5.80
Platamonas Ramp € 0.50 € 0.60 € 1.60 € 2.30
Leptokarya € 2.20 € 3.20 € 7.90 € 11.10
Leptokarya Ramp (С) € 1.30 € 1.80 € 4.50 € 6.30
Kleidi (Aiginio) € 1.50 € 2.20 € 5.40 € 7.60

(Α) = на юг в направлении Афин
(С) = на север в направлении Салоник

Тарифы приведены только для оплаты наличными.

Автомагистраль Moreas

Автомагистраль Moreas является частью европейской трассы E65 и проходит через греческие города Коринтос, Триполи и Каламата.

В настоящее время на автомагистрали имеется пять платных станций, действующих в обоих направлениях. Кроме того, есть две платные станции при съезде с автомагистрали - на Paradisia (на выезде с автомагистрали в направление Афин, и на въезде на автомагистраль в направлении Каламата) и на Arfara (при въезде на автомагистраль в направление Афин, и при выезде с автострады в направлении Каламата).

Тарифы на 2018 год:
Станция оплаты Категория транспортного средства
1 2 3 4
Spathovouni € 1.70 € 2.50 € 6.30 € 8.80
Nestani € 1.60 € 2.35 € 5.95 € 8.35
Manari Bridge € 1.30 € 1.90 € 4.85 € 6.75
Veligosti € 0.80 € 1.25 € 3.15 € 4.40
Paradisia € 0.50 € 0.75 € 1.90 € 2.65
Kalamata € 1.30 € 1.90 € 4.75 € 6.65
Arfara € 0.50 € 0.75 € 1.90 € 2.65
Petrina € 2.00 € 2.90 € 7.25 € 10.15
Thouria € 0.30 € 0.45 € 1.20 € 1.65

Автомагистраль Olympia

Автомагистраль Olympia является частью европейской трассы E65 . Она начинается в Афинах, проходит через Коринтос и заканчивается в Патрах.

На автомагистрали имеется пять основных станций оплаты (находятся на самой автомагистрали) и станции оплаты на въезде/съезде с автомагистрали.

Основные станции оплаты:

  • Elefsina (26 км) - в обоих направлениях
  • Isthmos (73 км) - в обоих направлениях
  • Kiato (94 км) - в направлении Патр
  • Eleonas (160 км) - в обоих направлениях
  • Rio (205 км) - в направлении Афин
Тарифы на 2018 год:
Станция оплаты Категория транспортного средства
1 2 3 4
Elefsina € 1.40 € 2.10 € 5.30 € 7.40
Isthmos € 1.20 € 1.80 € 4.50 € 6.30
Kiato € 1.60 € 2.20 € 5.70 € 8.00
Eleonas € 2.20 € 3.20 € 8.10 € 11.30
Rio € 1.40 € 2.10 € 5.30 € 7.40

Автомагистраль Pathe

Автомагистраль Pathe является частью европейской трассы E75 и находится под управлением компании Nea Odos. Она соединяет Ламию и Афины, и имеет протяжённость 172 км.

Тарифы на 2018 год:
Станция оплаты Категория транспортного средства
1 2 3 4
Afidnes (frontal) € 2.30 € 3.25 € 8.20 € 11.50
Kapandriti (lateral) € 1.40 € 2.00 € 5.00 € 7.00
Malakasa (lateral) € 0.95 € 1.40 € 3.55 € 4.95
Inofyta (lateral) € 0.45 € 0.65 € 1.65 € 2.35
Thiva (frontal) € 2.65 € 3.85 € 9.60 € 13.45
Thiva (lateral) € 1.05 € 1.50 € 3.80 € 5.35
Tragana (frontal) € 2.65 € 3.80 € 9.60 € 13.40
Tragana (lateral) € 2.15 € 3.05 € 7.70 € 10.75

Автомагистраль Ionia

Автомагистраль Ionia Odos является частью европейской трассы E951 и находится под управлением компании Nea Odos. Она соединяет Янину (автомагистраль Egnatia) и Патры (мост Rio-Antirion), и имеет протяжённость 196 км.

Кроме станций оплаты находящихся на самой автомагистрали (frontal) имеются ещё станции, находящиеся при съезде с неё (lateral).

Тарифы на 2018 год:
Станция оплаты Категория транспортного средства
1 2 3 4
Klokova (frontal) € 2.10 € 3.00 € 7.50 € 10.50
Gavrolimni (lateral) € 1.45 € 2.10 € 5.30 € 7.45
Mesologgi (lateral) € 0.85 € 1.25 € 3.15 € 4.40
Aggelokastro (frontal) € 2.45 € 3.50 € 8.85 € 12.35
Kouvaras (lateral) € 1.15 € 1.60 € 4.10 € 5.75
Menidi (frontal) € 2.10 € 3.00 € 7.50 € 10.55
Arta (lateral) € 0.50 € 0.75 € 1.90 € 2.70
Gorgomilos (lateral) € 0.70 € 1.00 € 2.55 € 3.55
Terovo (frontal) € 2.15 € 3.10 € 7.75 € 10.90

Оплата на станции, находящейся на самой автомагистрали (frontal), происходит за весь участок. Оплата на станции, находящейся при съезде с автомагистрали (lateral), происходит за фактически пройденное расстояние.

Полностью за весь участок от автомагистрали Egnatia до моста Rio-Antirio для легкового автомобиля придётся заплатить € 12.60 (осенью 2017 года он обошёлся в 2 раза дешевле).

Автомагистраль Attiki

Автомагистраль Attiki является кольцевой дорогой вокруг Афин. Она соединяет афинский аэропорт и автомагистрали и . Автомагистраль имеет протяжённость 65 км.

Оплата за проезд происходит только один раз - при въезде на автомагистраль, вне зависимости от расстояния, которое нужно проехать.

Тарифы на 2018 год:

Участки со специальной оплатой

Оплате также подлежит проезд через некоторые тоннели и мосты.

Тоннель Aktio – Preveza

Тоннель Aktio – Preveza обеспечивает быстрый проезд между Aitoloakarnania и Южной Грецией вдоль побережья. Он является первым и пока единственным подводным тоннелем в Греции. Длина тоннеля составляет 1,570 м (из них 909 м под водой) и имеет по 2 полосы в каждом направлении.

Мост Rio – Antirio

Мост Rio-Antirion расположен на пересечении двух основных магистралей: Афины-Коринф-Патры-Каламата и Янина-Антирио, которые связывают наиболее важные города Греции и является частью европейской сети автомагистралей.

Длина моста составляет 2,880 м. Он имеет 6 полос. По 2 полосы в каждом направлении и плюс 2 аварийных полосы.

Тарифы на проезд на 2018 год:

На видео ниже можно посмотреть проезд через мост Rio – Antirio (вы можете посмотреть другие ролики на нашем канале на YouTube).

Парковка в Греции

В центре Афин с ноября 2006 года была введена новая система контроля парковки. Для постоянных жителей разметка парковки выполнена синими линиями, для посетителей - белыми линиями и для особых ситуаций и профессиональных потребностей - желтыми линиями.

Оплате подлежит время по будням с 09:00 до 21:00, по субботам 09:00 до 16:00. Максимальное время парковки 3 часа, а тариф составляет € 0.5 в час за первые 2 часа. За 2.5 часа - € 4, а за 3 часа - € 6.

Нарушение правил парковки - € 80, изъятие водительского удостоверения на 10 дней и тех.паспорта с номерами на 20 дней.

Парковка на местах, предназанченных для водителей с ограниченнными возможностями - € 150, изъятие водительского удостоверения на 10 дней и тех.паспорта с номерами на 10 дней.

Основные ПДД Греции

Ограничение скорости

Стандартные ограничения скорости в Греции (если иное не указано на знаках).

Автомобили и мотоциклы:
  • в населенном пункте - 50 км/ч
  • вне населенного пункта - 90 км/ч
  • на автомобильной дороге - 110 км/ч
  • на автомагистрали - 130 км/ч
Автомобили (до 3.5 т) с трейлерами (до 750 кг) :
  • в населенном пункте - 50 км/ч
  • на автомобильной дороге - 90 км/ч
  • на автомагистрали - 100 км/ч
Автомобили (до 3.5 т) с трейлерами (от 750 кг до 3.5 т) :
  • в населенном пункте - 50 км/ч
  • вне населенного пункта - 80 км/ч
  • на автомобильной дороге - 80 км/ч
  • на автомагистрали - 90 км/ч

Для автомобилей, на которых установлены цепи противоскольжения , максимально разрешённая скорость не более 50 км/ч.

Алкоголь

Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0.5 ‰ .

Если уровень алкоголя в крови больше 0.5 ‰ и меньше 0.8 ‰, то водитель будет оштрафован на € 200.

Если уровень алкоголя в крови больше 0.8 ‰ и меньше 1.1 ‰, то водитель будет оштрафован на € 700 и лишение водительского удостоверения на срок до 3 месяцев.

Если уровень алкоголя в крови превышает 1.1 ‰, то штраф € 1,200, лишение водительского удостоверения на срок до 6 месяцев и возможно тюремное заключение на 2 месяца. Повторное потребление алкоголя в количестве, превышающем 1.1 ‰ в течение двух лет - штраф € 2,000, лишение водительского удостоверения на срок до 5 лет и возможно тюремное заключение на 6 месяцев.

Для водителей, чей стаж насчитывает менее 2 лет, а также для мотоциклистов, допустимый уровень алкоголя в крови 0.2 ‰ .

Если уровень алкоголя в крови таких водителей больше 0.2 ‰ и меньше 0.8 ‰, то водитель будет оштрафован на € 200.

Ближний свет

Ближний свет не обязателен при езде в дневное время и обязателен при езде в ночное время.

Противотуманные фары могут использоваться только в случае тумана, снегопада или сильного дождя, в одиночку или вместе с ближним светом.

Штраф за нарушение правил использования ближнего света - € 80.

Перевозка детей

Дети до 3 лет могут путешествовать только при использовании подходящих детских удерживающих систем, соответствующих их весу.

Детей до 12 лет и ростом менее 135 см разрешается перевозить на задних сиденьях только с помощью специальных средств (детские сиденья, бустеры), позволяющих пристегнуть их ремнями безопасности.

Штраф за нарушение правил перевозки детей - € 350.

Ремни безопасности

Использование ремней безопасности обязательно для передних и задних пассажиров.

Использование шлема обязательно для водителя и пассажира при езде на мотоцикле или скутере.

Штраф - € 350 и возможное лишение водительского удостоверения на срок до 20 дней.

Разговор по телефону

Запрещается пользоваться во время движения транспортного средства аппаратом телефонной связи, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Штраф - € 100 и возможно лишение водительского удостоверения на срок до 30 дней. Для мотоциклиста штраф - € 150.

Штрафы

Сотрудники полиции могут налагать штрафы, но не имеют право взимать их. Штраф должен быть оплачен в отделении банка в течение 10 дней.

Таблица штрафов за нарушения ПДД
Описание нарушения Штраф Изъятие водительского удостоверения
Превышение скорости
до 20 км/ч
€ 40 ----
Превышение скорости
на 21-30 км/ч
€ 100 ----
Превышение скорости
свыше 30 км/ч
€ 350 60 дней
Проезд на красный сигнал светофора € 700
Несоблюдение знаков "СТОП"/"Уступи дорогу" € 700 20 дней и изъятие тех.паспорта с номерами на 20 дней
Некорректное отношение к пешеходам на переходах и тротуарах € 200 10 дней и изъятие тех.паспорта с номерами на 10 дней
Несоблюдение правил обгона € 700 20 дней и изъятие тех.паспорта с номерами на 20 дней
Проезд под запрещающий знак (в т.ч. на дорогу с односторонним движением) € 200 20 дней и изъятие тех.паспорта с номерами на 20 дней
Опасное вождение € 700 30 дней и изъятие тех.паспорта с номерами на 10 дней
Несоблюдение правил пересечения железнодорожных путей € 700 60 дней и изъятие тех.паспорта с номерами на 20 дней
Движение навстречу движению на автомагистрали € 700 20 дней и изъятие тех.паспорта с номерами на 20 дней

Правила дорожного движения на греческом языке (3.6 MБ).

Полезная информация

Бензин

1.53 1.67 1.38 0.81 на 01.03.2019

В Греции доступен неэтилированный бензин (95 и 100 octane ) и дизельное топливо (petreleo ). Этилированный бензин отсутствует. Количество газовых заправок ограничено.

Средние цены на все виды топлива согласно данным Министерства развития, конкурентоспособности и водного транспорта Греции по состоянию на 01.03.2019

Использование шипованных шин разрешается, если этого требуют погодные условия.

Цепи противоскольжения

Цепи противоскольжения разрешается использовать на дорогах, полностью покрытых снегом или льдом. Скорость движения при этом не должна превышать 50 км/ч.

Полиция имеет право изымать номерные знаки незаконно припаркованных автомобилей по всей Греции. Обычно это относится только к транспортным средствам, зарегистрированным в Греции, но водители иностранных транспортных средств также должны остерегаться незаконной стоянки.

Использование радар-детекторовУстройство, которое информирует водителя
о наличии радаров, контролирующих его
скорость передвижения.
запрещено . Штраф – € 2,000, изъятие водительского удостоверения на срок 30 дней и изъятие тех.паспорта с номерами на 60 дней.

Не так все страшно, как рассказывают.

Я проехал с семьей материковую Грецию от Афин до границы с Албанией на Nissan Micra . Ездили и по магистралям, и по горным дорогам, и ничего страшного в вождении по Греции нет. Привыкнуть к поведению местных водителей можно за день.

Про то, что нужно знать для безопасной езды по Греции, я расскажу.

Когда стоишь на обочине в Афинах, кажется, что на дороге одни наркоманы, которые непонятно как движутся. Но когда садишься за руль и сам въезжаешь в этот поток, все становится понятным и логичным.

Я брал машину в центре Афин и сразу от офиса Европкар выехал в поток на Сингру авеню. Первые минуты волосы на голове шевелились бы, если бы они у меня там были. Но через пару светофоров я уже расслабился и думал, как лучше выехать из города, потому-что навигатор показывал что-то странное.

Наша арендованная Nissan Micra на горной дороге.

Про навигатор будет отдельный рассказ, а сейчас будем разбираться с правилами.

Ограничение скорости

За превышение скорости менее, чем на 20 км/ч, штраф 40 евро.

Другое дело, что все камеры у них отмечены большими, заметными знаками, а полицейские скорость не меряют или делают это очень редко. Местные ездят как хотят.

Ограничения скорости в Греции следующие (если нет знаков):

  • населенный пункт - 50 км/ч
  • вне населенных пунктов - 90 км/ч
  • автомагистрали - 120 км/ч

В Греции очень много знаков ограничения скорости, скорее всего вы всегда будете знать, с какой скоростью можно ехать на данном участке.

Говорят, что тут все превышают скорость. Многие, но не все.

Тут все как у нас, кто-то тащится, а кто-то несётся. Есть и безбашенные водилы на ауди и молодежь на старых Пежо, есть старички на Мерседесах, и девушки на маленьких трёхдверных машинках. Все едут по-разному. Но, в основном, все очень культурно.

Особенности расстановки знаков

Основная особенность в том, что знаков приоритета очень мало. Сами знаки как в России - ничего необычного, только тут они иногда маленькие и незаметные.

В Википедии есть таблица с греческими знаками , но она не полная. Есть полная таблица , но она на греческом.

В городах и на загородных дорогах

Знаков приоритета почти нет. Особенно знаков «Главная дорога». Нужно догадываться, что ты на главной. Обычно знаки расставлены так, что если знаков нет, то это главная дорога, если на перекрестке висит знак STOP — вы по второстепенной пересекаете главную. STOP у них висит вместо привычного в России «Уступи дорогу».

Нет знаков - ищи помеху справа, нет помехи справа - езжай. Видишь знак STOP - уступай.

STOP - работает как у нас, но тут все его воспринимают как «Уступи дорогу». Никто не останавливается, если по главной нет машины. Вообще-то это нарушение, но я тоже не останавливался. Иногда перекрестки идут друг за другом, и тормозить на каждом очень не удобно.

В городах улицы узкие, в том числе и в Афинах. Поэтому в Греции очень много одностороннего движения и знаков, запрещающих стоянку. Большинство знаков заляпаны рекламой или раскрашены вандалами. Многие вообще не читаются.

Время действия знаков пишут прямо на знаке, а не на табличке. Но там по-гречески, ориентируйтесь на местных.

На магистралях

Магистрали платные и очень хорошие.

Оплата проезда по магистрали. Пока не оплатили, шлагбаум закрыт и горит красный сигнал. Сколько платить показано на мониторе.

Поборные станции каждые 50 - 70 км. За проезд берут от 1,5 до 4 евро . Больше мы не встречали. За это вы получаете автомагистраль с разрешённой скоростью 120 км/ч, с идеальным покрытием и безопасными съездами. Никаких одноуровневых перекрестков.

На магистралях установлены огромные знаки с ограничением скорости. Обычно там нарисована цифра 120. Огромные зеленые указатели с направлением съездов и другой информацией. Всё продублировано на английском. Тут сложно что-то перепутать.

Места отдыха обозначены буквой Р, у нас это «елка и табуретка ». Только на их магистралях в местах отдыха есть туалеты. В смысле не в лесу.

Оплатить проезд по магистрали просто.

Станция оплаты. Дорога расширяется. Человечек с протянутой рукой на синем фоне это окно с оператором.

Мы платили с карты или мелочью. Если с карты, то едем к окошку с оператором. У нас была Сбербанковская VISA - работала хорошо.

Окно с оператором обозначено табло с человечком, обычно оно синего цвета, иногда зеленое. Говорить ничего не надо: улыбнулись, протянули ему карту, забрали ее обратно, шлагбаум открылся - поехали дальше.

Чтобы заплатить монетами, заезжаем в проезд с воронкой. На табло тоже все нарисовано. Мы пытались сунуть туда карту, почему-то не принял. Мелочь в воронку ссыпали и поехали дальше.

Пункты оплаты обозначены заранее знаком Toll .

Сигналы светофоров

Все как в России: красный, желтый и зеленый.

Стрелка у них обычно не в дополнительной секции, а на отдельном светофоре со всеми тремя цветами.

Две мигающие желтые стрелки. Дополнительная табличка приляпана прямо к знаку, нижний знак грязный и разукрашенный, и какая-то реклама приклеена. Это Афины.

В дополнительной секции есть две мигающие оранжевые стрелки . Это разрешающий сигнал: можно поворачивать, но нужно уступать, если кто-то едет по основному - зеленому сигналу.

Есть одна удобная штука: два мигающих жёлтых огня . Это значит, что на следующем светофоре сейчас загорится или уже горит красный. Это очень помогает от резких торможений и сомнений, какую педаль давить на жёлтый сигнал - газ или тормоз.

Два мигающих желтых на отдельном светофоре. Видно, что на следующем уже загорелся желтый. Гора на заднем плене это район Мереора. Город под горой — Каламбака.

Я обычно, когда видел два мигающих желтых, переключал на нейтралку и катился, пока не увижу красный сигнал, потом начинал тормозить.

Особенности вождения в Греции

Улица в горном поселке Арахова рядом с Дельфами.

Водители, в основном, вежливые. Иногда слишком, и это мешает разобраться в местных правилах.

Местные водители почти не пользуются поворотниками. Перед маневром могут включить аварийку, чтобы привлечь внимание или не включить ничего.

Про парковку

Часто бывает так, что на обочине занято всё и везде. А остановиться надо. Встаем вторым рядом. На ночь машину так не оставишь, а выгрузить вещи, высадить семью и даже в кафе покушать можно. То есть нельзя, но если нет другого варианта, и вы не перекрыли всю улицу, то вполне допустимо. Полиция ко многому относится с пониманием.

В городах

Пешеходам никто не уступает. Пешеходы тоже ходят где попало, иногда даже не поворачивая головы.

Парковка очень плотная. Машины распихивают по всем щелям: ставят на переходах, загораживают выезды, даже в недостроенном доме видел паркуются. Мотоциклисты разве что в дома не заезжают. От этого ходить по Афинам очень неудобно. Все обочины запаркованы машинами, а тротуары мотоциклами.

В Греции важно уметь выполнять параллельную парковку. Другим способом можно не поместиться. Необязательно делать это с первого раза идеально, хотя бы за несколько маневров.

У меня сделать это с первого раза получилось один или два раза. В основном, я включал аварийку и ездил туда-сюда, пытаясь заехать поглубже между соседними машинами.

На горных дорогах

В Греции очень много серпантинов.

В частности, в Метеора. С подъемом вверх ничего особенного, а вот на спуске нельзя пользоваться нейтралкой. То есть, катиться на нейтралке под горку и постоянно притормаживать. Тормоза могут закончиться. Нужно воткнуть третью или вторую передачу, отпустить все педали и притормаживать только перед поворотами.

Если спуск длинный и пологий, и дорога позволяет, то нормально и на нейтрали - экономим бензин.

По магистралям ездить проще всего. Только платить надо иногда.

Я ничего не сказал про разметку , потому что она ничем не отличается от нашей, и ничего особенного там нет. Часто в районе перекрестков потоки разделены бордюрами и островками. Если заехали не в тот ряд, лучше не пытаться всех объехать и встать впереди - можно наскочить на бордюр.

Штрафы за нарушение ПДД

С 2018 года оплатить половину штрафа в 10-дневный срок не получится. Эту возможность отменили. Теперь только полностью.

  • Непристегнутый ремень - 350 евро +лишение прав на 10 дней
  • Превышение скорости на 20 км/ч - 40 евро
  • Превышение скорости от 20 до 30 км/ч - 100 евро
  • Превышение скорости более, чем 30 км/ч - 350 евро и лишение прав на 60 дней
  • Стоянка или остановка в неположенном месте - 80 евро
  • Парковка на тротуаре - 120 евро
  • За радар-детектор или навигатор с отмеченными камерами штраф - 2000 евро +снятие номеров с машины +лишение прав
  • Разговор по телефону за рулем — 800евро +лишение прав на 60дней
  • Проезд на красный - 1000 евро
  • Нарушение знака STOP - 900 евро +снятие номеров +лишение прав

Алкоголь за рулем

Полицейский транспорт в Афинах. Перекрывают дорогу для смены караула у парламента.

В Греции чуть-чуть можно:

  • Содержание алкоголя от 0,50 до 0,80 грамм/литр крови - 200 евро
  • Содержание алкоголя от 0,80 до 1,10 грамм/литр крови - 700 евро +лишение на 90 дней
  • Содержание алкоголя более, чем 1,10 грамм/литр крови - 1200 евро +лишение прав +2 месяца ареста

Будут ли лишать прав водителя из другой страны на арендованном автомобиле, сказать сложно. Случаев таких очень мало. Забрать права полицейский может и, наверное, он так и сделает, но хранить их у себя в Греции они не будут. В лучшем случае, их передадут в ГИБДД по месту жительства или в посольство РФ, в худшем - потеряют.

В итоге запоминаем

  • Знаков нет - мы на главной, но все равно едем осторожно и пропускаем машину справа.
  • Видим STOP - мы уступаем.
  • Две мигающие желтые стрелки - можно поворачивать.
  • Два мигающих желтых огня - на следующем светофоре красный.
  • В городе - 50 , за городом - 90 , магистраль - 120 . Превышать нельзя. Ближний свет днем не включаем. Включаем только в тоннелях.
  • Паркуемся задом.
  • На магистралях готовим мелочь или банковскую карту.

Удачи на дорогах и в путешествиях. Спасибо, что читали.

Sp-force-hide{display:none}.sp-form{display:block;background:#d9edf7;padding:15px;width:100%;max-width:100%;border-radius:0px;-moz-border-radius:0px;-webkit-border-radius:0px;font-family:Arial,"Helvetica Neue",sans-serif;background-repeat:no-repeat;background-position:center;background-size:auto}.sp-form input{display:inline-block;opacity:1;visibility:visible}.sp-form .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:470px}.sp-form .sp-form-control{background:#fff;border-color:rgba(255, 255, 255, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:19px;-moz-border-radius:19px;-webkit-border-radius:19px;height:35px;width:100%}.sp-form .sp-field label{color:#31708f;font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold}.sp-form .sp-button{border-radius:17px;-moz-border-radius:17px;-webkit-border-radius:17px;background-color:#31708f;color:#fff;width:auto;font-weight:700;font-style:normal;font-family:Arial,sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none}.sp-form .sp-button-container{text-align:left}

ВАШ БРАУЗЕР НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ JAVASCRIPT

1. Несмотря на строгие правила и крупные штрафы, дорожное движение в Греции является довольно стремительным и опасным. В особенности это относится к крупным городам, где ситуацию на дорогах существенно осложняет двухколесный транспорт.

2. Во время движения водителям рекомендуется чаще смотреть по сторонам. Даже если мопед или мотоцикл не виден в зеркало заднего вида, он может оказаться в «слепой зоне», поэтому перед совершением маневра нужно убедиться в отсутствии каких-либо помех.

3. В крупных городах планировка дорог довольно сложная и предусматривает массу опасных поворотов, развязок, а также улиц с односторонним движением. Самыми трудными для перемещения на автомобиле городами считаются Афины и Салоники, неопытным водителям здесь следует быть особенно внимательными.

4. Во многих крупных городах водители могут ощутить нехватку привычных дорожных знаков. Крайне редко встречаются знаки «Уступи дорогу» и «Главная дорога», что также осложняет ориентирование во время движения. На подъезде к перекрестку водителям рекомендуется всегда притормаживать, независимо от того, есть вблизи перекрестка какой-либо знак или нет.

5. Внимательнее следует быть на перекрестках, на которых установлены светофоры. Не стоит трогаться сразу после того, как переключился зеленый свет. Дело в том, что многие местные водители любят «проскакивать» перекресток на только что включившийся красный.

6. Место для парковки следует выбирать с особым вниманием и учитывать, что в центре некоторых крупных городов парковка запрещена.

7. Максимальная скорость при движении в черте города должна составлять 50 км/ч, на загородных трассах допускается скорость 80 км/ч, а на автобанах максимальная скорость может составлять 130 км/ч. Стоит отметить, что местные водители часто нарушают скоростной режим, практически никто из местных жителей не будет передвигаться по автобану со скоростью меньше 150 км/ч.

Тонкости проката машины в Греции

Для экономии средств, бронировать автомобиль стоит загодя, за несколько недель или даже месяцев до поездки. Прокатные пункты в Греции поднимают цены, полагаясь на динамику внутренней логистики - на количество оставшихся автомобилей на учетный период.

При поиске кабриолета, минивэна или лимузина, советуем искать в пунктах расположенных в аэропортах, так как выбор там разнообразнее, чем в городских пунктах.

При получении счет-фактуры и документов на машину, обязательно сравните все данные с вашим ваучером. Сотрудники пунктов в Греции иногда пытаются добавить опциональные страховки или сервисы без ведома клиента.

Очень важно грамотно принять машину. Перед отправкой, внимательно осмотрите авто на предмет всевозможных дефектов, и убедитесь что все найденные дефекты скрупулезно отмечены в вашей карточке проката. В случае несоответствия - настойчиво требуйте коррекции.

Вы всегда можете просмотреть наше предложение машин в Греции напрокат, используя форму вверху страницы. Уверяем вас - дешевле вы не найдете!

8. Местные дороги отличаются высоким качеством покрытия. Самыми лучшими считаются крупные магистрали, но даже небольшие загородные трассы приятно удивят водителей уровнем покрытия и оснащения.

9. Автобаны в Греции являются платными, стоимость проезда зависит от конкретного маршрута и типа автомобиля. В среднем, за проезд по автобану водителю придется заплатить от 2,5 до 6 евро, оплата обычно производится наличными, поэтому следует заранее запастись монетами и купюрами мелкого номинала.

10. Дорога, связывающая Патры и Коринф, на картах также обозначается как автобан, хотя на самом деле таковым не является. Трасса Патры – Коринф, проходящая вдоль залива, считается одной из самых экстремальных в стране.

11. Главную опасность на этой дороге представляют дальнобойщики, которые совершают очень опасные обгоны и иные маневры, спокойно реагировать на которые не могут даже очень опытные автомобилисты.

12. Значительная часть заправок, расположенных вдоль загородных трасс, работает до 19:00. Круглосуточные заправки есть в больших городах, а также рядом с крупными и оживленными трассами, связывающими большие населенные пункты.

13. Одним из самых серьезных нарушений считается проезд на красный сигнал светофора. За него полагается штраф в размере 700 евро, а также временное лишение водительских прав сроком на 2 месяца. За серьезные нарушения правил у водителя также могут временно изымать технический паспорт автомобиля и номера.

14. Во время движения водитель и все пассажиры в автомобиле должны пристегиваться ремнями безопасности. За нарушение правила предусмотрен штраф в размере 350 евро, а также изъятие водительского удостоверения на 10 дней.

15. Серьезнейшим нарушением является управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, максимально допустимый уровень содержания алкоголя в крови составляет 0,5 промилле. При первом задержании водителю грозит штраф в размере от 200 до 2000 евро, а при втором задержании предусмотрен максимальный размер денежного взыскания.

16. Если оплатить штраф в течение 10 дней с момента его наложения, то можно получить «скидку» в размере 50%. Несмотря на крупные размеры штрафов, местные водители не утруждают себя соблюдением правил дорожного движения, часто виновниками аварий на местных дорогах становятся дисциплинированные туристы.

17. Дорожную полицию на местных дорогах можно увидеть не часто, особенно в прибрежном районе и в загородной местности. Полицейские дежурят на оживленных трассах больших городов, но местных нарушителей этот факт нисколько не смущает.

18. В целом, местная полиция довольно мягко и благосклонно относится к автомобилистам из других стран. Изъять права могут лишь за очень серьезное нарушение, но это вовсе не является поводом следовать примеру местных водителей и пренебрегать незначительными, на первый взгляд, правилами.

19. На платных автострадах почти никогда не бывает пробок. Связано это с тем, что местные водители движутся по ним с очень большой скоростью, затор возможен лишь в том случае, если на дороге произошла серьезная авария.

20. Самыми страшными для иностранных водителей дорогами являются местные магистрали. Несмотря на ограничение по скорости в 80 км/ч, местные водители редко движутся по ним со скоростью меньше 120 км/ч. Как правило, двухполосные дороги имеют дольно широкие обочины, многие осторожные водители предпочитают двигаться именно по ним.

21. Если на двухполосной дороге машина, движущаяся сзади, хочет совершить обгон, то нужно максимально съехать на обочину и пропустить спешащего водителя. Двигаться по обочине также следует осторожно, она может закончиться очень неожиданно из-за канавы, моста или брошенного на ней сломанного автомобиля.

22. Местные пешеходы также не отличаются прилежным соблюдением правил дорожного движения. Они могут начать переходить дорогу в неположенном месте, не обращая никакого внимания на стремительный поток машин. Приближаясь к светофору, также не следует рассчитывать на бдительность пешеходов, они далеко не всегда ждут, когда переключится нужный сигнал.

23. На дорогах можно увидеть довольно много необычных мемориальных сооружений, которые представляют собой миниатюрные храмы с установленной рядом свечкой и фотографиями погибших в авариях людей. Ежегодно на дорогах Греции погибает около полутора тысяч человек.

24. Во время движения нельзя разговаривать по мобильному телефону. В условиях напряженной обстановки, которая царит на местных трассах, это практически невозможно, поскольку водителю нужно непрерывно следить за остальными участниками движения.

Местные правила дорожного движения (ПДД) изложены в греческом Кодексе дорожного движения и в целом совпадают с российскими. Имеется ряд особенностей, которые следует учитывать:

- местные водители - как правило, знают дороги наизусть, и довольно часто движутся по ним с нарушением ПДД - превышение скорости, обгон через сплошную, разворот через двойную, проезд на красный свет и т.п. Очень рекомендую не следовать их примеру. Соблюдать правила дорожного движения на Крите чрезвычайно полезно для сохранения вашего здоровья и благосостояния.

- знаки . В основном установлены уже современные знаки европейского размера, однако кое-где встречаются старые, маленькие, плохо различимые, но действующие. Будьте внимательны. Многие знаки имеют повреждения, отверстия - расстреляны бравыми критянами, такая вот странная традиция (клик на знаке "Арадена" ниже справа откроет расстрелянный знак во всей красе)


- светофоры . Небольшого размера, в основном не имеют дублера на противоположной стороне перекрестка, поэтому, если стоите близко, не видно переключения с красного на зеленый. Вам тут же начнут сигналить стоящие за вами в очереди машины - не пугайтесь, проверьте - зеленый ли, потом трогайтесь. Прежде чем выезжать на перекресток на зеленый свет, убедитесь, что поперечный поток уже перестал ехать на красный. Это не шутка.

- указатели населенных пунктов. Либо сразу на греческом и английском, либо сначала на греческом (например, Μπαλί), метров через 100-200 - на английском (Bali), особенно это характерно для Новой нацдороги.

За пределами ННД/СНД довольно часто указатели стоят только и непосредственно на повороте, что крайне неудобно. А на второстепенных дорогах их может не быть вообще. Если у вас есть навигатор (ренткары обычно называют его просто "GPS") и хорошая бумажная карта, то это может серьезно уменьшить время поездки из пункта А в пункт Б. Многие ренткары предлагают GPS в качестве дополнительной опции, по разумной цене. Но карта в машине все же нужна - иногда GPS пытается увести на "козьи тропы".

- дороги . В целом неплохие. После российских можно считать хорошими, но критские - они узкие, разъезжаться с самосвалами или туристическими автобусами в горах с непривычки нелегко. Исключением является Новая национальная дорога (ННД) вдоль северного побережья (на картах она обозначается как "ВОАК" от греческого " Βόρειος Οδικός Άξονας Κρήτης " т.е. "Северная Дорожная Ось Крита", или ЕО90, или , или А90 . Ее все еще строят, когда-нибудь она станет автомагистралью от Киссамоса до Ситии.

Есть несколько современных трасс на юг. Но и они местами весьма извилисты и имеют существенные перепады по высоте. На крутых "слепых" поворотах принято подавать звуковой сигнал, особенно, если дорога превратилась в одну-единственную полосу. Услышите сигнал сами - остановитесь, дайте проехать встречной машине.

Бывают на Крите дожди, и после дождей на дорогах очень скользко , количество аварий, в том числе "перевертышей", резко возрастает.
Кое-где на дорогах попадаются выбоины, местные стараются их объезжать на полном ходу, будьте (морально) готовы к резкому маневру идущей впереди и даже сбоку машины.

- скорость . Официально в Греции такие ограничения скорости: 50 км/ч в населенных пунктах, 90 км/ч вне населенных пунктов, 110 км/ч на скоростных дорогах, 130 км/ч на автострадах (). Спрашивал у знакомых на Крите, они говорят "а у нас по прежнему - 50 км/ч в населенных пунктах, 90 км/ч вне населенных пунктов". Однако Новая национальная дорога частично стала "скоростной". Сам видел знак "100" на одном из обновленных участков ННД.
Все же очень рекомендую не превышать 90 км/ч за городом и 50 км/ч в городе и смотреть на знаки ограничения скорости. Соответствующая функция навигатора очень помогает.
Привычка к особенностям рельефа возникает только через 5-7 дней ежедневной езды. Берегите себя и пассажиров. Во многих местах установлены "нереальные" знаки ограничения скорости, к тому же хорошо замаскированные придорожной растительностью - например, 40 или 60 км/ч на Новой нацдороге в безлюдном месте. По мере возможности, надо их соблюдать. Наверно. Хотя местные идут в этих местах со скоростью 90-100 км/ч. Но штрафуют-то почти исключительно туристов на арендованных машинах... Учтите, использовать радар-детекторы запрещено законом, если поймают - дикий штраф (до 2000 евро) и лишение прав на месяц.

Кроме того, в конце 2008 г. на Новой нацдороге установили кучу видеокамер, перед каждой есть аж по два предупреждающих знака.


Есть информация (сентябрь 2015), что они работают, хотя включены не постоянно. В основном они, как говорят, работают в июле-августе, "стреляют" в задний номерной знак.

- развязки на Новой национальной дороге отличаются непривычной организацией движения. Вот пример (кликнуть для увеличения) пересечения Новой национальной дороги с дорогами Пеза-Ираклион и Армени-Ретимно:


Если ехать из Пезы в сторону Ираклиона (левая карта, едем "снизу вверх") и задаться целью свернуть на Новую национальную на Херсониссос (по ННД направо) или на Ретимно (по ННД налево), то сразу возникают всякие горячие пожелания тем, кто проектировал эту развязку. Хорошо, что пока таких головоломок немного и все-таки там установили светофоры, вот только они работают не всегда.

- обгон . Если Вас хотят обогнать, то либо "приклеются" к бамперу (как на МКАД), либо начнут подавать сигнал обгона левым поворотником, а иногда и включением фар, но самого маневра обгона не будет (значит, "просит дать возможность обогнать") - сдвиньтесь вправо (если возможно) и дайте возможность обогнать без пересечения обгоняющим сплошной полосы. Можете при этом ехать по асфальтированной части обочины, это нормально.

Проблемой могут быть камни на обочине из-за камнепада , или запаркованный на обочине автомобиль, который вы не видели из-за поворота. Если уступать дорогу для обгона кажется вам в данный момент опасным, не проявляйте супервежливость, располагайте машину на проезжей части, как считаете нужным. Когда маневр обгона станет, по вашему мнению безопасным, дайте сигнал левым поворотником пару раз ("безопасно, обгоняй") и уйдите вправо.

Однако : согласно ПДД, движение по обочине запрещено. Полиция на это внимания не обращает, а вот страховая компания обратит (если захочет) - если ваш автомобиль попал в аварию, двигаясь по обочине (столкнулся с припаркованным авто, с камнем от камнепада), то формально это результат умышленной или невынужденной небрежности (negligence) и страховка это не покрывает - не страховой случай. Если страховая компания "упрется" - платить придется очень много (см. " "). Но это в теории - по обочине на Крите ездят все.

- разворот и поворот налево в разрешенных местах. Опасны тем, что по встречной полосе, но в попутном вам направлении движется на обгон вашего авто другой автомобиль, не обращая внимания на включенный левый поворотный сигнал вашего автомобиля. Т.е. вы включаете левый поворотник, встаете к месту поворота/разворота, пропускаете встречный поток, начинаете поворот или разворот налево - и получаете удар в левую часть Вашего авто от этого попутного автомобиля. Вина будет ваша, если разделительная полоса до места разворота/поворота была прерывистая (обгон по встречной разрешен), или не ваша, если полоса была до места маневра сплошная (обгон по встречной запрещен). Как избежать: проверяйте перед маневром отсутствие не только встречных, но и попутных машин.

- движение задним ходом на ННД формально запрещено (как бы автомагистраль), т.е. если попадете в ДТП при таком маневре - вина будет ваша.

- круговое движение. Автомобиль, въезжающий на круг, имеет преимущество, а находящийся на круговом движении должен уступить ему дорогу, т.е. обычное правило "помеха справа". Однако перед многими круговыми развязками стоят знаки приоритета для машин, находящихся на круге, и тогда въезжающий на круг автомобиль должен уступать им дорогу. Обращайте внимание.

- сигнал светом фар . Может иметь несколько значений: за городом - "впереди полиция в засаде", "впереди помеха (авария, камни, козы)", в городе - "я еду, дай проехать", "я жду, давай проезжай", "привет" (это не вам, а знакомому в вашем потоке).

- ближний свет фар днем вне населенных пунктов греки не включают. С включенным светом ездят в основном туристы. Плохого в этом ничего нет, во всяком случае, если включите, местные будут с вами осторожнее.

- парковка . Парковаться под знаком "Остановка запрещена" и "Стоянка запрещена" не стоит - полиция штрафует, как правило, именно арендованные автомобили. В городе местные нередко паркуются в 2, и даже в 3 ряда. Включат аварийку, и пошли в таверну или супермаркет. ПДД это запрещает, не следуйте их примеру. Если для парковки вам требуется движение задним ходом, включите аварийку (требование ПДД).


- взаимоотношения на дороге. В целом критяне-водители довольно вежливы, дают втиснуться в поток с боковой улицы и т.д. Вот посмотрите, как это происходит (к счастью, таких сложных перекрестков немного).
Однако среди местных водил попадаются того же калибра придурки, что и в Москве - могут подрезать, не соблюсти приоритет, выскочить на красный. Не горячитесь, пропустите их - пусть едут, свой столб они найдут - Греция уверенно занимает ведущие места по ДТП в Европе, а Крит - первое место в ЕС (в 2010) по количеству погибших на 100 000 человек населения.
Случай из практики - возвращался из Агиос Николаоса в Ретимно на Хюндай Акценте, шел около 100, после Ираклиона обогнал БМВ. Этот... меня догнал, обогнал, развернулся и поехал обратно. Видимо, что-то хотел мне доказать.
Очень многие критяне разговаривают по мобильнику за рулем (что запрещено ПДД), поэтому их автомобиль может вести себя на дороге "неадекватно".

Ладонь " пятерней ", выставленная в окно, означает наш поднятый средний палец - не реагируйте, ваша задача не "ехать", а "доехать". "Погонялки" на Крите слишком опасны.

- с полицией никогда не спорьте и всегда платите штрафы. Штрафы необычно высокие - до 700 евро за проезд на красный, например. Вот почитайте. Однако, по словам "попавших" на штрафы, они выписываются не на максимальный размер, а поменьше, иногда существенно меньше. Полиция любит прятаться под мостами и в конце длинных участков - ловят превышателей скорости и пересекателей сплошной разделительной. Радары - лазерные. Детекторы радаров запрещены. Кроме того, на Национальной дороге есть машины скрытого патрулирования, без полицейской раскраски. Штрафы оплачиваются на почте, которая не работает в субботу и воскресенье. Штраф за неправильную парковку может быть выписан муниципалитетом, а не полицией. Мне сказали, что оплачивать его надо в этом же муниципалитете.

- заправки . Нет смысла пытаться заправить машину самостоятельно - самообслуживания на критских заправках я не видел. Заправляют обычно на сумму денег (на 20 евро, например), а не на литры - чтобы со сдачей не заморачиваться. Деньги смело отдайте заправщику. Если нужна квитанция (зачем она Вам?), скажите, Вам ее принесут.


Однако однажды на заправке "Эко" в Сталиде заправщица сказала мне заплатить в офисе, после того, как заправила машину. Единственный случай.

Заправщику можно сказать "полный бак (full tank)", он сам отследит, чтобы по деньгам оказалась более-менее круглая сумма. Цены на бензин варьируются следующим образом: самые высокие цены - в центре города и на Новой нацдороге, причем в крупных городах (Ираклион) цены обычно пониже, чем в небольших (Ретимно). Самые низкие цены - в пригородах, однако с удалением на периферию цены быстро растут - из-за стоимости доставки туда бензина. Также цены ниже в не-брендах (Silkoil, Eko), по сравнению с брендами (ВР, Shell). К сожалению, далеко не все заправки круглосуточные. Текущую цену на бензин в Ретимно можно посмотреть .

Отдельно необходимо отметить схему мошенничества, практикуемую время от времени на некоторых заправках, особенно вблизи городов: машина подъезжает к заправочной колонке, водитель, не выходя из машины, открывает лючок бензобака или передает заправщику ключи от этого лючка. Заправщик вставляет заправочный пистолет в горловину бензобака без нажатия на рычаг. Колонка включается, шумит насос, бензин НЕ льется, затем колонка отключается, заправщих берет деньги, машина уезжает и только потом, когда датчик топлива "оживет", турист обнаруживает, что бензина нет. Естественно, этот вариант "отрабатывается" только на туристах, особенно на тех, кто спешит в аэропорт и/или не контролирует показания заправочной колонки в литрах и евро. Контролируйте - на дисплее колонки все видно.

- мотоциклы и мопеды . Мотоциклов мало, гоняют они быстро, но встречаются больше на загородных трассах, и вообще, по-моему, достаточно осторожны в движении. Мопеды, скутеры и квадроциклы - бич курортных городков на востоке Крита. На мопедах в основном местные, но попадаются и туристы, на квадроциклах в основном в меру трезвые туристы. Основная проблема - непредсказуемость их поведения на дороге. Будьте внимательны, они выскакивают перед вашим автомобилем, едут навстречу вам по улице с односторонним движением, резко останавливаются прямо на дороге поболтать с девушкой или движутся перед вами со скоростью 20 км/ч, т.к. отчаянно трещащий "мопедоконь" несет сразу двух упитанных молодцов (или молодиц).

- животные на дороге. Козы, овцы.

Попадаются регулярно, так что будьте внимательны.


- платные парковки . Есть в крупных населенных пунктах или в туристических точках (например, парковка у спуска к пляжу Превели) . Устроены обычным образом - или шлагбаум и талон на въезде после нажатия кнопки - оплата на выезде, или паркомат - набрал время - оплатил - квитанцию под дворник, или живой грек, принимающий деньги и выдающий талончик и, иногда, садящийся за руль Вашего авто для постановки на парковку. Соответствующий дорожный знак про платную парковку, как правило, стоит. В общем, нет ничего сложного в парковке за деньги, даже если не знаете греческого или английского.

Въезд на платную парковку в порту Ретимно

- карты и навигаторы . Есть хорошие , но купить их разумной цене можно только на Крите. В последнее время многие ренткары предлагают навигаторы за очень небольшие деньги. Мы ездим с навигатором с 2010, однозначно экономится время и бензин, так что рекомендую, хотя изредка может повести "козьими тропами".

- ремень безопасности . Пристегивайтесь как на передних, так и на задних сиденьях. Это нужно не только из соображений безопасности, но и из-за размера штрафа за не пристегнутый ремень. Но очень многие не пристегиваются, что имхо нехорошо.