Газ 66 почему шишига. "шишига"- это зверь с лебедкой и на колесах

Впервые автомобиль ГАЗ-66 появился на публике в далеком 1962 году, он должен был заменить собой аналогичный грузовик ГАЗ-63, который стоял на конвейере с 1948 года. Новый грузовик обладал повышенной проходимостью благодаря полному приводу с отключаемым передним мостом и понижающей передачей, высоким клиренсом и устойчивостью, которая достигалась грамотной развесовкой компоновки всего кузова, кабины, двигателя, рамы. Нагрузка на переднюю и заднюю ось была практически одинаковой. Для лучшей устойчивости кабину конструкторы поместили прямо над моторным отсеком. Для доступа к двигателю кабину необходимо было откидывать и это давало отличный доступ к любой части двигателя, что повышало его ремонтопригодность в походных условиях.

Основным назначением ГАЗ-66 «Шишига» было и есть эксплуатация в воинских частях сначала советской армии, а затем и российской. Окончательно производство прекратилось в 1999 году, и на тот момент Горьковский АвтоЗавод выпустил более 900 тыс. автомобилей различных модификаций.

Модификации

  • ГАЗ-66-01 - базовая модель с системой регулировании давления воздуха в шинах,
  • ГАЗ-66-02 - дополнительно устанавливалась лебедка и регулировка давления в шинах,
  • ГАЗ-66-04 - регулировка давления в шинах и экранирование всего электрооборудования,
  • ГАЗ-66-05 - оснащалась лебедкой, системой регулирования давления в шинах и экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-66-11 - обновленная и улучшенная базовая модель,
  • ГАЗ-66-12 - обновленная модель с лебедкой,
  • ГАЗ-66-14 - обновленная модель с КОМ и экранированным электрооборудованием.

Были и другие модификации, к примеру, седельный тягач или авиадесантная машина со складной крышей, с кунгом различного назначения. Автомобиль очень универсальный и его можно использовать для разнообразных целей. Так же он поставлялся и на экспорт в страны во все страны соц.лагеря.

ГАЗ-66 с консервации (военного хранения)

Не смотря на то, что ГАЗ-66 перестали выпускать еще 1999 году, сейчас очень часто можно встретить в продаже новые автомобили с так называемого военного хранения. Такая практика существует во всех армиях мира, когда технику приобретают новую и оставляют законсервированной в гаражах и на складах на случай военных действий. Но время идет и даже такая военная и надежная техника не может ему противостоять и государство в лице воинских частей постепенно начинает распродавать автомобили с консервации. Это так же может быть связано с тем, что пришла новая партия, которая заменяет старую или выпущена новая модель, что от части верно для ГАЗ-66 (его преемником стал ГАЗ-3308 «Садко»).

Автомобили с военного хранения практически ничем не отличаются от новых. Когда их подготавливают к продаже меняются шины и все резинотехнические детали в двигателе и в конструкции, т.к. резина достаточно сильно подвержена старению, аккумуляторы, технические жидкости, фильтры и другие расходники. После такой предпродажной подготовки ГАЗ-66 очень трудно будет отличить от только что вышедшего с конвейера автомобиля, если бы их все еще выпускали. Только шильдик на кузове с годом выпуска будет выдавать его возраст. И сейчас в продаже, как у нас на сайте, так и на аналогичных, можно встретить объявления, где продают автомобили с консервации 80-х годов выпуска прошлого века. Машинам более 30 лет, а они как новые.

Технические характеристики ГАЗ-66

  • Габаритные размеры: 5806*2322*2490(2520) мм. (с тентом).
  • База: 3300 мм.
  • Колея: 1800 мм.
  • Снаряженная масса: 3440 кг.
  • Полная масса: 5770 кг.
  • Привод: полный 4х4 с отключаемым передним мостом, межколесная и межосевая блокировка
  • Дорожный просвет: 315 мм. (по мостам)
  • Грузоподъемность: 2000 кг.
  • Макс.вес буксируемого груза: 2000 кг.
  • Радиус разворота: 9,5 м.
  • Макс.разрешенная скорость: 95 км/ч.
  • Глубина преодолеваемого брода: 80 см.
  • Угол преодолеваемого подъема: 31 град.
  • Двигатель ЗМЗ-66-06
    • V-образный, 8-ми цилиндровый
    • Мощность: 115 л.с.
    • Рабочий объем: 4,25 л.
    • Крутящий момент: 284 Нм
    • Степень сжатия: 7,6
    • Карбюратор: К-135
    • Бензин: АИ-76, АИ-80
    • Средний расход топлива: 24-30 л./100 км.
  • Двигатель ГАЗ-544(1)
    • Дизельный, 4-х цилиндровый с воздушным охлаждением (модификация 5441 это турбированный мотор)
    • Мощность: 85-116 л.с. (в зависимости от модификации)
    • Рабочий объем: 4,15 л.
    • Крутящий момент: 235 Нм
    • Степень сжатия: 16
    • Бензин: АИ-76, АИ-80
    • Средний расход топлива: 17 л./100 км.
  • Двигатель Д-245
    • Дизельный, 4-х цилиндровый, турбированный
    • Мощность: 122 л.с.
    • Рабочий объем: 4,75 л.
    • Крутящий момент: 350 Нм.
    • Степень сжатия: 17,1
    • Средний расход топлива: 14-17 л./100 км.
  • КПП: механическая, 4-х ст.
  • Сцепление: однодисковое, сухое
  • Раздаточная коробка: 2-х ст.
  • Главная передача: коническая, гипоидного типа
  • Топливный бак: 2 штуки по 105 л.
  • Шины: 12.00-18
  • АКБ: 75 Ач.

Рисунок №1. Размеры бортового ГАЗ-66. (в полном размере)


Что касается двигателя Д-245, то его на заводе не устанавливали. Этот силовой агрегат сейчас активно модернизируют и ставят на ГАЗ-66, т.к. он обладает заметно лучшими характеристиками нежели бензиновый ЗМЗ-66-06 или дизельный ГАЗ-5441.

Цена

Что касается текущих цен на ГАЗ-66 и его модификации, тот тут как обычно все зависит от пробега и технического состояния. Автомобиль с консервации можно купить по ценам от 200 000 до 500 000 рублей. Можно и дороже. Модификации с кунгом обычно дороже. На цену еще влияет чем оснащен кунг. Если же вы ищите просто бу ГАЗ-66 и готовы приобрести бортовую версию с тентом, то тут можно найти и за 130 000 рублей вполне подходящий вариант.

ГАЗ-66 - легендарный советский грузовой внедорожник. Приличная грузоподъемность, полноценный полный привод, неприхотливость и широкие возможности по модернизации - всё это сделало его очень популярным начиная с 1960х годов. И по сей день шестьдесят шестой остаётся востребованным в армии, научно-полевых изысканиях, туризме и путешествиях.

ГАЗ-66 - история создания или с чего всё начиналось


Впервые этот тяжелый и многофункциональный внедорожник предстал перед публикой в 1962-м году. Грубо говоря, это была не сделанная с нуля модель, а очередная хорошая модификация менее популярного . Тот уже изжил своё и требовал адекватной замены. Между 62-м и 66-м какое-то время выпускали ГАЗ-63, но он тоже не снискал популярности. Его окончательно прекратили выпускать в 1968-м. Что же касается конкретно ГАЗ-66, то к 1964-му году его официально запустили в серийное производство. На то время это был маленький прорыв - на замену устаревшим грузовикам пришел новый, сравнительно небольшой внедорожник с отличными данными. И, хотя первые модели были далеки от совершенства, он всё равно стал очень распространенным.

Постепенно шестьдесят шестой дорабатывался, выходили новые его разновидности, допиливался функционал. Так, в 1968-м году он стал массово комплектоваться системой регулировки воздуха в шинах (которая оказалась настолько живучей, что до сих пор работает на большинстве стареньких подержанных 66х). Примерно в эти же годы ГАЗ-66 презентовали на Московской выставке современной техники, где он получил самый главный приз (что само по себе уже является хорошим показателем актуальности и интересности модели на тот момент). Выставлялся 66й и за рубежом. Например, в Лейпциге он смог получить «золотую» награду за свои выдающиеся грузовые и внедорожные качества.


В 1969-м ГАЗ-66 удостоился национального Знака Качества и после этого начался его интенсивный экспорт практически во все социалистические страны. Серийный выпуск становился всё более массовым и грузовик стал верным спутникам самых разных категорий общества. Особенно популярным его признавали, что естественно, в армии и в сельском хозяйстве. Полноприводный советский грузовик даже официально приняли на вооружение в армию (и до сих пор во многих бывших социалистических странах и республиках СССР он стоит на балансе вооруженных сил).

Выпускать ГАЗ-66 прекратили в 1995-м году, сменив его на менее популярную, но достаточно распространенную машину типа ГАЗ-3308 «Садко». Выпускались единичные модели и партии по спецзаказам, но в 1999-м году сделали самый последний официальный грузовик. Согласно статистике, всего на автозаводе было выпущено 965 тысяч ГАЗ-66.

ГАЗ-66 - характеристики и описание


ГАЗ-66 был сделан для использования на бездорожье в тех условиях, где другая техника работать не могла или же была не столь эффективна. Грузовик имеет повышенную проходимость, самоблокирующиеся дифференциалы в обеих мостах, а также функцию регулирования шинного давления. Интересной особенностью внедорожника является и практически идеальная сбалансированность - благодаря грамотно распределенному центру тяжести нагрузка на переднюю и заднюю части авто почти одинаковая. К некоторым минусам внедорожника можно отнести то, что кабина расположена прямо над передними шасси и объем её достаточно мал - особо не развернуться. Хотя грузовик от этого несколько выиграл - стал достаточно компактным. Но чтобы получить доступ к моторному отсеку, кабину нужно откидывать. Изначально на двигатель монтировался защитный не снимаемый кожух и нужно было избегать общих перегрузок по весу из-за одинарных рессор.

Также, с завода автомобили шли с брезентовой койкой, которая вешалась в кабине как гамак. Для одного человека получалось универсальное место для отдыха - всяко лучше, чем спать на сиденьях.

Какие версии ГАЗ-66 вообще выпускались


За время выпуска придумали множество модификаций этого универсального внедорожного грузовичка. Известно о 14-ти версиях авто с теми или иными модулями, а также о нескольких серийно выпускаемых специальных автомобилях определенного назначения:

    ГАЗ-66-1 - самая первая версия грузовика. Выпуск закончился через несколько лет после начала - в 1968-м. Примечательная особенность - функции регулировки воздуха в покрышках не имела;

    ГАЗ-66А - первая модель, выпускаемая с лебедкой с завода;

    ГАЗ-66Б - модификация для десантников, сделанная для спуска с парашюта. Имела откидную раму лобового стекла, а также меняющуюся рулевую колонку и складывающуюся крышу;

    ГАЗ-66Д - эта версия комплектовалась коробкой отбора мощности;


    ГАЗ-66П - выпускалась недолго, представляя собой крупный тягач опытного образца;

    ГАЗ-66Э - интересная модель, в которой всё электрооборудование было сделано экранированным. Но её быстро перестали производить - в 1968-м выпущен последний грузовой внедорожник такого типа;

    ГАЗ-66-01 - основной вариант автомобиля, оснащенный функцией регулировки давления в покрышках;

    ГАЗ-66-02 - тоже самое, что предыдущий вариант, но уже с заводской лебедкой;

    ГАЗ-66-03 - тоже самое, что и 01 с 02 вариантами, но еще и с экранированным электронным оборудованием;

    ГАЗ-66-04 - эта версия включала в себя всё тоже, что и предыдущие, но имела экранированные колеса;


    ГАЗ-66-05 была моделью с лебедкой и экранированием электрического оборудования;

    ГАЗ-66-11 - существенно усовершенствованная оригинальная версия внедорожника, но без каких-то новых модулей;

    ГАЗ-66-12 - еще один улучшенный вариант базового модификации, но с лебедкой;

    ГАЗ-66-14 - один из наиболее полных вариантов, включающий в себя всё.

Это были перечислены те модели, которые предлагались для использования в СССР. Разрабатывались и специальные модели ГАЗ-66 на экспорт - это 66-51, 66-52, 66-81 и 66-91.


Стоит вспомнить и специализированные варианты этого легендарного грузовика - их затачивали под более эффективное выполнение определенных задач:

    АС-66 - классический и очень популярный в то время медицинский внедорожник;


    АП-2 - тоже санитарная модель, но уже главная в группе. Что-то вроде медштаба;

    ДДА-2 - душевой агрегат с дезинфекцией. Интересный вариант, предназначенный для работ в зонах с радиоактивным заражением;

    ГЗСА-731 - специализированные полноприводные фургоны для развоза почты, хлеба и лекарств. Делали для использования в городах, но широкого распространения машина не получила;

    Р-142 - командно-штабная модификация с полным оснащением всем необходимым;

    МЗ-66 - маслозаправочный внедорожник, используемый больше военными в специфичных целях.


Что же касается технических характеристик, то они были достаточно неплохими. Во-первых, автомобиль был компактным, что для грузового внедорожника всегда было плюсом. Во-вторых, при клиренсе по умолчанию в 315мм автомобиль показывал чудеса проходимости, что и обеспечило ему такую распространенность в определенных кругах. А грузоподъемность в 2 тонны лишь подчеркнула тот факт, что внедорожник был многоцелевым и прекрасно справляться как с военными, как с исследовательскими, так и с гражданскими задачами.

Заводская версия ГАЗ-66 может преодолевать броды глубиной до 0,8 метра и развивать максимальную скорость до 90 км/ч. До 60 км/ч автомобиль разгоняется за 30 секунд. По паспорту значится, что внедорожный грузовик может преодолевать подъемы до 31 градуса.


Постепенно, по мере развития, модель становилась всё более устойчивой и удобной в управлении. Как уже было выше сказано, у грузовика был очень хорошо расположенный центр тяжести, что обеспечивало его возможностью преодолевать самые разные препятствия относительно безопасно. Сугробы под 80 сантиметров были для внедорожника не преградой, как и небольшие броды. Что же касается расхода, то с завода авто потребляло 20 литров на 100 километров. Изначально автомобиль заправлялся 72-м, 76-м и 80-м топливом. При объеме бака в 210 литров это обеспечило его достаточно хорошим запасом для путешествий и поездок на дальние расстояния.

ГАЗ-66 оборудовался четырехтактным агрегатом типа V8 с обычным жидким охлаждением. Это был небольшой мотор, который от своих современников отличался целым набором интересных и даже уникальных фишек. Двигатель имел объем 4,25 литра и мог развивать мощность до 117 л.с. Чуть позже, уже в 90х, выпустили дизельный мотор на 84 л.с. А еще позже начали делать не очень распространенные турбированные дизеля мощностью в 114 л.с.


Что касается коробки передач, то это механика на 4 скорости. У неё немного необычное расположение - сзади и как бы справа от водительского места, поэтому управление требует некоторого опыта и с непривычки кажется очень неудобным. Помимо обычной КПП грузовик оснащен ведущими мостами гиподного типа и раздаткой на 2 ступени. Тормоза у ГАЗ-66 барабанные по кругу, для усиления используется гидровакуумная установка.

Где применялся ГАЗ-66

Изначально этот грузовой советский внедорожник был предназначен для военных, но быстро разошелся для различных нужд по всей стране. Его активно эксплуатировали в исследовательских и строительных целях, в горном деле (добыча полезных ископаемых), использовали для путешествий и активного туризма. Автомобиль зарекомендовал себя как крайне выносливый и неприхотливый, поэтому успешно эксплуатировался даже в сложных и экстремальных условиях. Модификаций было настолько много, что каждая сфера смогла приспособить этот внедорожник под себя. Согласно статистике, между 60 и 80-ми годами ГАЗ-66 использовался практически повсеместно и везде. Особенно успешным его применение было в сельскохозяйственной местности, так как у фермеров до него не было ничего аналогичного по характеристикам.


Базовая версия грузовика была универсальной - она комплектовалась обыкновенным кузовом из металла с откидными боковыми скамейками. Для защиты использовался обычный тент. Кабина была тоже сделана из металла и в ней было место всего для двух кресел - пассажирского и водительского. Как уже упоминалось выше, в салоне было место для организации гамака. Благодаря ограниченному пространству, в кабине зимой было довольно тепло (чему способствовал и двигатель, расположенный прямо под ней).

Поскольку производство легендарного ГАЗ-66 завершилось в конце прошлого века (1999й год), сейчас найти новый автомобиль затруднительно. Но масса модификаций до сих пор находится на консервации в военных частях, многие из которых периодически снимаются, списываются и продаются. Предлагаются как версии с КУНГами, так и обыкновенные бортовые. Цены разные, но подержанный грузовик можно купить по вполне сходной стоимости. Привести его в порядок выйдет не очень дорого, но вот сделать из него походный вариант для дальних путешествий с комфортом - тут бюджет нужен практически неограниченный. Хотя стоит напомнить, что даже в базовом варианте этот автомобиль - весьма достойны и, оборудовав жилой КУНГ, можно смело отправляться на встречу приключениям!

Работа над созданием полноприводного грузовика ГАЗ -66, который должен был заменить выпускавшийся на Горьковском автозаводе 2-х тонный ГАЗ-66, началась в начале 60 –х годов.

На начальном этапе разработки конструкторскую группу возглавлял Р.Заворотный, позже ведущим конструктором был назначен О.Образцов. Координировал работу по созданиию автомобиля А.Д.Просвирин. При проектировании автомобиля широко использовался опыт созданного в 1958 году грузовика ГАЗ-62 с расположением кабины над силовым агрегатом.

Автомобиль выделялся на фоне существующих моделей многими нестандартными решениями. На ГАЗ -66 впервые в СССР устанавливался 8 – и цилиндровый V – образный двигатель. Расположение водительской кабины над силовым агрегатом позволило добиться увеличения площади грузовой платформы при сохранении минимальной длины автомобиля.

Вертикальное размещение за кабиной запасного колеса позволило опустить основание грузовой платформы. Другими особенностями конструкции грузовика были гипоидная передача, тормозная система с гидровакуумным усилителем, гидроусилитель руля, цельнометаллическая конструкция грузовой платформы, омыватели ветрового стекла.

Опытная партия грузовиков появилась к ноябрю 1963 года, а с 1 июля 1964 года с конвейера ГАЗа начали сходить серийные автомобили. ГАЗ-66 –автомобиль – долгожитель, сходивший с конвейера завода в разных модификациях 35 лет. Он неоднократно отмечался различными медалями и наградами на автомобильных выставках. Среди его наград – Золотая медаль Лейпцигской ярмарки 1967 года, золотая медаль московской сельскохозяйственной выставки 1966 года. В 1969 году, первым из советских автомобилей, он удостоился права носить на борту Государственный знак качества.

Конструкция ГАЗ-66

ГАЗ – 66 имеет рамную конструкцию. Высокая проходимость автомобиля обеспечивается за счет полноприводной конструкции, коротких свесов и односкатных шин. С 1968 года на грузовике применяется система централизованного регулирования давления в шинах. Цельнометаллический кузов оснащен решетчатыми бортами и откидывающимся задним бортом. Вдоль бортов установлены откидные скамейки, предусмотрена возможность установки тентового покрытия на пяти дугах.

Габариты ГАЗ-66

Цельнометаллическая двухместная кабина установлена над силовым агрегатом, оснащена отопительной системой и омывателем ветрового стекла. При необходимости, в кабине можно установить подвесное спальное место. Доступ к двигателю осуществляется посредством откидывания кабины вперед. Большая часть грузовиков укомплектована 8-цилиндровым бензиновым V –образным двигателем ЗМЗ -66. Для запуска двигателя при отрицательных температурах применяется предпусковой подогреватель ПЖБ -12.

ГАЗ -66 оснащен четырехступенчатой коробкой передач с синхронизацией на 3 и 4 передачах, однодисковым сцеплением с гидроприводом, двухступенчатой раздаточной коробкой, одинарной гипоидной главной передачей.

Отключаемый передний мост комплектуется шаровыми шарнирами равных угловых скоростей. Колеса на рессорной зависимой подвеске оснащаются гидравлическими амортизаторами. Для повышения удобства управления автомобилем рулевой механизм снабжается гидроусилителем.

Рабочая тормозная система автомобиля – барабанная, с гидроприводом и вакуумным усилителем. Стояночный тормоз –барабанный на все колеса, трансмиссионный. Некоторые модификации грузовиков оснащались лебедкой с приводом от силового агрегата.

Модификации и военное применение

ГАЗ-66 –универсальный грузовик, предназначенный для перевозки грузов и людей по всем видам дорожных покрытий, а также по бездорожью. Благодаря удачной конструкции, на основе базовой модели было создано множество модификаций, как универсальных, так и специализированных.

Так, автомобиль применяется на аэродромах для буксировки легких летательных аппаратов. В качестве тягача он используется и на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Широкое применение автомобиль нашел в воздушно – десантных войсках благодаря сбалансированности центра тяжести и компактности. Одинаковая нагрузка на переднюю и заднюю ось позволяют ему при десантировании опускаться на все колеса без завала кабины вперед.

В 80 –е годы конструкция автомобиля подверглась частичной модернизации. Мощность двигателя была увеличена, подверглась изменениям тормозная система, была установлена новая светотехника. Обновленная модель грузовика начала выпускаться с 1985 года. С 1993 года на некоторых модификациях начали устанавливать дизельный двигатель. Серийное производство автомобилей ГАЗ-66 полностью завершилось в 1999 году, однако, отдельные партии грузовиков ГАЗ-66 дизель, продолжали выпускать по специальным заказам и позже.

Всего за годы производства с конвейера завода сошло около миллиона экземпляров автомобилей этой модели. В настоящее время вместо ГАЗ -66, завод освоил выпуск капотных грузовиков «Садко».

Основные модификации

ГАЗ-66-01 Базовая модель, годы производства 1964-1984
ГАЗ-66-02 Грузовик, оснащенный лебедкой, производился с 1964 по 1984.
ГАЗ-66-03 Модификация, оснащенная помехозащищенным электрооборудованием, без системы централизованного регулирования давления в шинах, годы производства 1964-1968.
ГАЗ-66-04 Грузовик, оснащенный дополнительным помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984.
ГАЗ-66-05 Модификации грузовика оснащенного лебедкой и помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984.
ГАЗ-66-11 Модернизированный автомобиль с новым двигателем ЗМЗ 6606 (120л.с.) и новой светотехникой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-12 Модернизированный вариант автомобиля с лебедкой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-14 Модернизированный автомобиль с помехозащищенным электрооборудованием, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-15 Специальная модификация автомобиля с помехозащищенным электрооборудованием и лебедкой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-16 Грузовик с деревянной платформой с двускатными задними шинами без системы регулирования давления в шинах и дополнительного бензобака, выпуск освоен в 1993 г.
ГАЗ-66-21 Грузовик с удлиненной деревянной платформой с усиленной рамой,мостами и подвеской, выпуск освоен в 1993 г.
ГАЗ-66-30 Специальная платформа–шасси для самосвала САЗ 3531
ГАЗ-66-40 Версия автомобиля с турбодизельным двигателем, годы производства 1993 -1999.
ГАЗ-66-41 Автомобиль с дизельным двигателем ГАЗ 544, с двускатными шинами. На грузовике отсутствует система централизованной регулировки давления шин и дополнительный бензобак, годы производства 1993 -1999.
ГАЗ-66-81 Экспортный вариант автомобиля для стран с умеренным климатом.
ГАЗ-66-91 Экспортный вариант автомобиля для стран с тропическим климатом.
ГАЗ-66-92 Автомобиль в северной компоновке, с дополнительной изоляцией и обогревателем, двойными стеклами, противотуманными фарами, аккумулятором увеличенной емкости. Выпуск освоен с 1987г.
ГАЗ-66-96 Платформа–шасси для вахтовых автобусов.
ГАЗ-66Б Десантный автомобиль оснащенный специальным десантным оборудованием и брезентовым верхом.
ГАЗ-66П Опытная модель легкого седельного тягача.
ГАЗ-33 Опытная модель трехосного грузовика.

Технические характеристики ГАЗ-66

(в просторечии «шишига», «шишарик» - от того, что «66» сливается в один звук) - советский грузовой автомобиль с колесной формулой 4х4, грузоподъемностью 2,0 т, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик Советской Армии и в народном хозяйстве СССР и России в 1960-90-х.

Ведущим конструктором был назначен Р.Г.Заворотный (позже его сменил О.Образцов). Общее руководство осуществлял А.Д.Просвирнин. Производство ГАЗ-66 продолжалось на “Горьковском Автомобильном Заводе” в общей сложности 35 лет (с 1964 по 1999 годы).За это время было выпущено 965 941 автомобиль ГАЗ-66 различных модификаций.

Разработка грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66 началась на Горьковском автомобильном заводе в начале 60-х годов. Он предназначался для замены ГАЗ-63. При проектировании использовался опыт создания лёгкого грузовика с кабиной над двигателем ГАЗ-62. Первые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 год. Первая опытно-промышленная партия была изготовлена в ноябре 1963 года. Серийное производство ГАЗ-66 развернуто с 1июля 1964 года.

В мае 1966 года ГАЗ-66 был удостоен золотой медали Промышленной палаты СССР на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве. В 1967 году удостоен золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге. В том же году два ГАЗ-66 совершили пробег Горький – Владивосток – Горький, пройдя значительную часть пути по Забайкалью, Сибири и Дальнему Востоку в условиях полного бездорожья. В апреле 1969 ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственный Знак качества. ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.

В 1966-67 годах на базе ГАЗ-66 были созданы опытные машины ГАЗ-34 грузоподъемностью 3 т с колесной формулой 6x6 и ГАЗ-33 грузоподъемностью 7 т (колесная формула 6x4). Эти автомобили не пошли в серию, так как ко времени их создания уже началось производство близкого по характеристикам ЗиЛ-131, кроме того, продолжалось производство грузовика ЗиЛ-157, и запускать в серию еще один подобный автомобиль было сочтено нецелесообразным.

Вначале выпускались три основных варианта - ГАЗ-66Э с экранированным электрооборудованием, ГАЗ-66А с лебедкой и централизованной системой подкачки, а также ГАЗ-66ЭА. Позже системой подкачки стали оснащаться все экземпляры без исключения, а базовые версии обозначались индексами 66-01 (без лебедки) и 66-02 (с лебедкой).

ГАЗ-66 стал первым серийным отечественным грузовиком с V-образным 8-цилиндровым двигателем, ЗМЗ-66 (модификация ЗМЗ-53, отличается местом расположения генератора). Благодаря применению алюминиевого сплава он даже легче двигателя ГАЗ-63, имеющего меньший объём и меньшее число цилиндров. А благодаря V-образной схеме ещё и короче. Длина блока ГАЗ-63 составляет 630 мм, а вес 77 кг. У ГАЗ-66 длина блока 584 мм, а вес блока (с чугунными гильзами) 54,5 кг. Двигатель ГАЗ-66 очень похож на двигатель ГАЗ-13, который, как известно, являлся первым в СССР V-образным восьмицилиндровым двигателем с алюминиевым блоком. Но, тем не менее, это всё же разные двигатели, с разными блоками, хотя и имеющие унифицированные детали.

Мощностные показатели этого двигателя объёмом 4,25л были для 1964 года очень хорошими: мощность 115л.с., крутящий момент – 29кГм. Да и конструкция была передовой. Было и немало конструктивных особенностей. Например, устройство, облегчающее поворачивание клапанов с целью уменьшения их износа. Или система смазки с двухсекционным насосом, центробежным фильтром и движением масла по двум самостоятельным потокам. Или впускной коллектор с распределением смеси из двух независимых камер карбюратора по определённым цилиндрам. При этом каждая камера обслуживает по два цилиндра из каждого ряда двигателя в соответствии с порядком зажигания, что сглаживает пульсации потока смеси. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12.

Надо сказать, что в результате модернизиции 80-х годов эти двигатели получили упрощенные впускные коллекторы с распределением смеси порядно: каждая камера карбюратора обслуживала один ряд двигателя. Изменилась и система смазки.

Кузов - металлическая платформа с высокими решетчатыми бортами и открывающимся задним бортом. Оснащён откидными скамейками вдоль бортов. Предусмотрена установка тента на 5 дугах. Кабина двухместная цельнометаллическая, установлена над двигателем, имеет отопитель и омыватель ветрового стекла. В кабине предусмотрена установка подвесного спального места. Для доступа к двигателю кабина откидывается вперёд.

Для увеличения площади грузовой платформы при минимальной длине было решено расположить кабину над двигателем. Запасное колесо было размещено вертикально за кабиной, что позволило понизить уровень пола грузовой платформы. Среди особенностей конструкции: гипоидная главная передача, цельнометаллическая грузовая платформа, гидровакуумный усилитель в приводе тормозов, гидроусилитель руля, омыватель лобового стекла.

ГАЗ-66 характеризуется неординарным расположением органов управления, в частности рычаг коробки перемены передач расположен справа-сзади от водителя.

Сцепление – традиционной конструкции, с цилиндрическими нажимными пружинами, но с гидроприводом. Коробка передач – четырёхступенчатая, с синхронизатором на 3 и 4 передачах. Раздаточная коробка – двухступенчатая, с прямой высшей передачей. Межосевого дифференциала нет, привод передних колёс – отключаемый. Число карданных валов – три. Наиболее интересной, конечно, является конструкция ведущих мостов. Во-первых, они гипоидные, ранее на грузовиках не применявшиеся. Для них даже было разработано специальноее масло ТС-14,5 с присадкой Хлорэф-40 (РТУ ТНЗ №128-63). Во-вторых, они были снабжены специальными кулачковыми дифференциалами повышенного трения, автоматически блокирующимися. На автомобилях такое решение (если не считать ГАЗ-62), также раньше не применялось. А вообще, самоблокирующиеся дифференциалы впервые появились на БТР-40. Коэффициент блокировки – отношение тягового усилия небуксующего колеса к суммарному усилию на обоих колёсах – равен 0,8. А у обычного шестерёнчатого дифференциала он составляет всего 0,55. Сила тяги автомобиля с кулачковым дифференциалом при движении по скользкой дороге вдвое выше, чем с обычным. Именно это и определяет в значительной мере высокую проходимость ГАЗ-66 В переднем мосту использованы ШРУСы типа "Бендикс-Вейс". Как и у ГАЗ-63, ГАЗ-69, ЗиЛ-157. Они не рассчитаны на длительную работу. У автомобилей, имеющих постоянный полный привод ("Урал", МАЗ-502) шарниры имеют иную конструкцию.

Тормоза. У ГАЗ-66, как и у ГАЗ-63, применён гидравлический привод. Тормоза всех колёс барабанного типа. Но на передних колёсах они имеют две ведущие колодки. Как следует из теории тормозных механизмов, их эффективность составляет 160% по сравнению с обычными. При компоновке "кабина над двигателем" это особенно актуально, поскольку распределение массы тут иное. У автомобилей ЗиС-5 и ГАЗ-АА, практически не имеющих переднего свеса, у которых значительная часть массы приходилась на задние колёса, требования к эффективности передних тормозов были куда ниже. А их упрощённые модификации военных лет вовсе не имели передних тормозов. Для увеличения эффективности тормозов и уменьшения усилия на педали автомобиль оборудован гидровакуумным усилителем тормозов. Впервые такое устройство появилось на седельном тягаче ГАЗ-51П в 1956 году. У ГАЗ-63 его не было. Таким образом, тормоза ГАЗ-66 значительно эффективнее тормозов ГАЗ-63.

Применили шины низкого давления 12.00Х18 (как у ЗиЛ-157), допускающих снижение давления до 0,5 бар.

Электрооборудование. Вначале на ГАЗ-66 применялся генератор постоянного тока Г-130. На панели приборов устанавливалась контрольня лампа зарядки, которая гасла при срабатывании реле обратного тока (так же было на "Чайке" и ранее на "Москвиче-401"). Затем эти генераторы заменили "переменниками". Аккумулятор – один, ёмкостью 75Ач (у ГАЗ-63 было два 6-вольтовых аккумулятора, соединённых последовательно, ёмкостью 80Ач при 20-часовом режиме разряда). Стартер – с дистанционным электромагнитным включением (у ГАЗ-63 он включался ногой). Часть автомобилей имела экранированное электрооборудование. В 80-е годы появилась бесконтактная система зажигания.

К специальному оборудованию относились коробка отбора мощности, лебёдка для самовытаскивания, компрессор, система регулирования давления в шинах, пусковой подогреватель и буксирные приспособления.

Важная особенность этого автомобиля - сбалансированное расположение центра тяжести и компактность за счет кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако, ограниченный жилой объём кабины оказался смертельно опасен для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане. В 90-х ГАЗ-66 массово списывался из строевых частей, позже его заменил капотный грузовик ГАЗ-3308 «Садко» с аналогичной ходовой частью, но большей длиной.

Высокую проходимость этого грузовика обеспечивали не только одинаковая колея передних и задних колес с широкопрофильными шинами и большой дорожный просвет (315 мм). Удачное сочетание таких инженерных решений, как система подкачки шин на ходу, самоблокирующие дифференциалы кулачкового типа, лебедка, 8-ступенчатая трансмиссия, сделало ГАЗ-66 незаменимым автомобилем для работы в условиях бездорожья. К тому же автомобиль имел низкий центр тяжести и довольно большой запас мощности. Это позволяло грузовику идти по шоссе со скоростью до 90 км/час, брать подъемы на жестком грунте крутизной до З7о (на песчаном сыпучем – 22о), а также преодолевать брод глубиной до 1 метра.

С 1981 года на ГАЗ-66 начали устанавливать новую светотехнику. В 1984 году семейство ГАЗ-66 было модернизировано: изменена тормозная система, установлен знак автопоезда на крыше кабины. Автомобиль получил чуть более мощный, 120-сильный, мотор, а вместе с ним - индекс 66-11. Новые модификации начали сходить с конвейера в январе 1985 года. В 1993 году появилась машины с "родным" дизелем воздушного охлаждения, а в институте НАМИ даже проходил испытания экземпляр, оснащенный дизелем Cummins и автоматической коробкой передач. Официально ГАЗ-66 снят с производства 1 июля 1999 года, но и после этого продолжалась сборка из задела деталей по индивидуальным заказам. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко».

Автомобили последних серий выпуска имели универсальную грузовую платформу новой конструкции, унифицированную с коммерческим автомобилем ГАЗ-3309.

ГАЗ-66, помимо использования в сельском хозяйстве, приняли на вооружение Советской армии, после развала СССР большое количество ГАЗ-66 стали использовать в Российской армии, в основном в ВДВ.

Основные модификации ГАЗ-66


ГАЗ-66. Военный вариант


Экспортные
  • (1968-1985)
  • (1968-1985) - с лебёдкой
  • (1985-1995) - для стран с умеренным климатом
  • (1985-1995) - для стран с тропическим климатом
Специализированные

Технические характеристики

Тип Двухосный грузовой автомобиль
Грузоподъёмность 2000 кг
Разрешенная максимальная масса 5600 кг
длина 5805 мм
ширина 2322 мм
высота по тенту без нагрузки 2520 мм
высота по кабине с полной массой 2409 мм
колёсная база 3300 мм
дорожный просвет 315 мм
Колея передних колес 1800 мм
Колея задних колес 1750 мм
Радиус поворота 9,5 м
Глубина преодолеваемого брода (по дну) 1.0 м
Двигатель ЗМЗ-513(511,523) восьмицилиндровый четырёхтактный, с жидкостным охлаждением
рабочий объём 4254 см?
мощность 115/84,5 л.с/кВт
КПП механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах
Раздаточная коробка С понижающей передачей и отключаемым передним мостом
привод задний или полный
колёса специальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; Шины 12,00-18; малое количество нестандартных
Давление в шинах 0,5-3 кг/см
максимальная скорость с полной массой 95 км/ч (без ограничителя оборотов - 120 км/ч, (для быстрого вывода двигателя из строя))
ёмкость топливных баков 210 л
контрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч 21
марка топлива А-72, A-76, АИ-80
Ёмкость АКБ 75 А·ч
Ток отдачи генератора 85 А

Начал серийное производство «Шишиги» в 64-ом, и к моменту его завершения в 1999-ом, Горьковский Автомобильный Завод выпустил 966 000 этих необычных машин. Вам не интересно почему эту, Горьковскую машину прозвали «Шишигой»? — все очень просто. Данное прозвище истекает из обозначения модели — «66», которое в своем слоге — «шесть,шесть» похоже на Шишигу.

ГАЗ Шишига стал самым массовым грузовиком советской армии. Шишига во многом стал первым: — это первый советский грузовик с V8, и первая произведенная в СССР грузовая машина с гипоидной главной парой. Благодаря бескапотной компоновке, Горьковская машина обладала отличной развесовкой, и это делало ее весьма подходящей для десантных войск, ведь при выбросе Шишиги с самолета, он приземляется на обе оси, его не кренит на переднюю ось, как это бывает с капотными грузовиками. оснащался блокировками переднего и заднего моста, пониженным рядом передач, и системой регулирования давления в шинах. Также он мог быть укомплектован лебедкой, в плане проходимости - это один из лучших, когда либо выпускаемых грузовиков.

Но не смотря на это, а также на другие достоинства Горьковской машины, уже в начале 80-ых Шишигу стали отзывать с Афганистана. Бескапонтая компоновка, которая была так хороша при десантировании, а также позволяла увеличить площадь грузовой платформы не увеличивая длину автомобиля, оказалась губительной для солдат находящихся в кабине при подрыве на мине, ведь энергия взрыва шла от колеса вверх, — прямо в кабину.

Эта Горьковская машина использовалась и в различных отраслях народного хозяйства, а в 1966-ом она даже была награждена Золотой Медалью, на выставке сельхоз. техники в Москве.

Купить ГАЗ 66

Цена ГАЗ 66 колеблется от 2 000 до 10 000$. Купить ГАЗ 66 в живом состоянии можно за 3 000 - 4 000$. Самые дорогие машины на рынке как правило подвержены тюнингу, и их высокая цена, на фоне сделанных в автомобиль вложений, зачастую бывает даже заниженной.

Сейчас хотел бы попросить вас взглянуть на фото ГАЗ 66. Обратите внимание, что при длине кузова в 5655мм, колесная база составляет 3300мм, а при такой КБ, а также при дорожном просвете в 315мм, вероятность «сесть на пузо» крайне мала - это возможно разве, что в грязи. При этом, уже на глаз видно, что Шишига имеет очень большие углы въезда и съезда: первый составляет 42 градуса, а второй 32. Ширина Горьковского грузовика - 2442мм, а высота по кабине - 2440мм. Конечно, 66-ой является рамным автомобилем. Запаска в нем крепится за кабиной, а на 5 дуг грузовой платформы может быть натянут тент, конечно от холода он защитит не особо, но чтобы не промокнуть - это именно то что нужно.

ГУР - это конечно хорошо, но кабина Шишиги очень тесная и здесь постоянно трясет, в общем о комфорте здесь речи быть просто не может. Обычно, на всех нормальных машинах, рычаг МКП расположен на уровне коленки водителя, но у этого Горьковского грузовика рычаг расположен на уровне спинки кресла! То есть при переключениях водителю нужно отгибать руку назад - это довольно неудобно, но фанаты Шишиги закрывают на это глаза и относятся к этому как к «фишке».

Технические Характеристики ГАЗ 66

Характеристики 66 может и не впечатлят вас цифрами, все таки для мотора объемом в 4.3л, мощность в 120л.с - это довольно мало. Но двигатель ГАЗ 66, а именно ЗМЗ-66-06 абсолютно всеяден и имеет весьма не плохой момент в 290Ньютонов. Двигатель GAZ 66 имеет алюминиевый блок загильзованный чугунными гильзами, который весит всего 55кг. Благодаря компоновке V8, он весьма короткий и во многом именно благодаря этому двигателю, Горьковчанам удалось сделать безкапотную машину. ЗМЗ-66-06 оснащен предпусковым подогревом двигателя и способен разогнать Шишигу до 90км в час.

Смена передач осуществляется благодаря четырехскоростной, синхронизированной на третьей и четвертой передаче, МКП. Как на военных -ах, да впрочем и на многой другой российской, военной технике, бензин закачивается из двух баков, емкость каждого бензобака Шишиги - 105л.

ГАЗ Шишига - это выдающийся автомобиль с уникальными характеристиками. Но его беда в том, что в современных реалиях он уже не так нужен как раньше. Но все таки есть люди, которые покупают эти машины, ремонтируют и усовершенствуют их. Такие автолюбители заслуживают большого уважения, ведь кроме того, что они восстанавливают свой автомобиль, они хранят нашу историю и позволяют взглянуть на нее новым поколениям.

Хоть массовое производство этих Горьковских машин прекратилось еще в 1995-ом, благодаря их массовости, их все же осталось не мало. На бездорожье полноприводный GAZ способен на такое, что импортным грузовикам и не снилось. Не смотря на кучу нюансов и неудобств, по живучести, ремонтопригодности и надежности, с советским грузовиком сравнится смогут не многие.