Жизнь после смерти: как и почему Украина потеряла свой автопром.

.

Украинский автопром. Динамика производства.

До 2008 года Украина выпускала около 400 тыс. автомобилей в год.

В 2009 году (всего за год!) выпуск автомобилей упал в 6 раз.

До 2013 г. объём производства практически не менялся.

В феврале 2014 года украинские предприятия выдали 5344 автомобилей. Не будь майдана и не приди к власти хунта, в годовом исчислении было бы более 64 тыс.штук . Но за весь 2014 год с конвейеров сошло менее 30 тыс.машин .

Выпуск 2015 года — в 3,75 раз меньше, чем в 2014.

В феврале 2016 года автозаводы страны разродились 179 автомобилями (в годовом исчислении — около 2 тыс.штук ). Из них легковых — 149. Остальные 30 единиц — грузовики некогда автомобильного гиганта «Кременчугского автозавода». Производство автобусов к февралю 2016 года прекратилось полностью. Ни «Богдан», ни «Черкасский автобус», ни донецкий «ЧРЗ-Рута» не выдали вообще ничего.

Украинский автопром. Динамика потребления.

В ферале 2014 года на Украине было куплено 15204 автомобиля . Год спустя — 4200 .

Украинский автопром. Nuper!

Уже после написания статьи, я получил данные украинского автопрома за март 2016 года: 305 автотранспортных средств (254 легковушки, 46 грузовиков, 5 автобусов). То есть, за первый квартал выпущено 777 автомобилей (627 легковушек, 140 грузовиков, 10 автобусов). Что позволяет надеяться не на 2 тыс. произведенных машин в год, но аж более, чем на 3 тыс…

Продажи I квартала — 12286 автомобилей . Самыми покупаемыми марками оказались: Лада, Nissan, Renault, Toyota и Volkswagen.

Интеллект, богатства и «ЛуАЗ 969»

Ни дальневосточных мостов. Ни олимпиад. Ни строительства космодрома. Ни космической программы. Ни санкций. Ни сирийских манёвров. Ни затрат на крымскую инфраструктуру, электросеть и мост. Почва — сахар. Море — уникальное. Климат — заглядение. Ископаемых — завались. Научный и инженерный багаж Российской Империи и СССР — отменные. Советское индустриальное наследие — одно из лучших в стране. По территории въётся построенная во времена СССР труба, за которую исправно башляет сосед. В Россию — без визы. В Европу виза на 3 месяца за 3 дня. Житуха!!!

И надо же было страну, где комфортно обитали ученые, инженеры, высоко квалифицированные рабочие и моряки, всего за четверть века превратить в территорию, заточенную под вышиванку, официантов, балаболов, нациков и суржика. Эх…


Производство легковых машин в Украине в последнее время показало высокий рост и его качественные изменения.

На темпы роста в сегменте легковых автомобилей автопрома Украины положительно повлиял ряд факторов. Эксперты отмечают рост внутреннего рынка легковых автомобилей (до40%), в последние годы он стал одним из самых динамичных рынков не только Европы, но и мира. Поэтому в Украине зафиксирован 31%-ый (и выше) рост производства автомобильной техники.

Всего автомобильную продукцию в Украине сегодня выпускают 15 заводов. Крупнейшими производителями легковых автомобилей в Украине являются Корпорация «УкрАВТО» (ЗАО «ЗАЗ»), ЗАО «Еврокар» , Корпорация «Богдан» (ОАО «ЛуАЗ» и ОАО «Черкасский автобус»), Корпорация «АИС» (ООО «КрАСЗ») и другие.

Именно эти компании занимают господствующее положение на украинском рынке. Корпорация УкрАвто держит около 42% авторынка. На основном и дочерних производствах АвтоЗАЗа (УкрАвто) выпускают автомобили ЗАЗ, ВАЗ, Chery, Tata, Daewoo, Chevrolet, Opel и Mercedes-Benz. Второе место (17% рынка) занимает корпорация АИС. На ее Кременчугском автосборочном заводе собирают автомобили ВАЗ, внедорожники SsangYong. Корпорация Богдан (16,8%): в Луцке и Черкассах собирает легковые автомобили ВАЗ, KIA и Hyundai. Около 4% рынка закрепил Атолл Холдинг (на заводе Еврокар выпускаются автомобили Skoda, VW и Seat).

Около 65% всех автомобилей собрано простейшим методом крупноузловой сборки, а сами машины в большинстве представляют недорогие корейские и российские модели. Стоит отметить, что украинский автопром начал развивать технологии производства, совершенствовать технические характеристики продукции (из-за введения экологических норм Евро-2).

На сегодня по объему рынка продаж Украина вышла на 9-е место в Европе (в 2006 году было продано 371019 автомобилей), опередив такие страны, как Австрия, Швеция, Греция, Польшу, Португалию (в 2005 г. Украина занимала 12 позицию).

Стремительное расширение рынка обусловлено ростом доходов населения - на 16%. Банки расширили портфели автокредитов (до $2,5 млрд.), и доля автомобилей, купленных в кредит, за последнее время увеличилась с 30% до 50%. Также увеличились корпоративные закупки - служебный автомобиль стал неотъемлемым пунктом «соцпакета» менеджеров среднего и высшего звена.

Тем не менее, в украинском автопроме проявились факторы, которые, по всей видимости, будут определять развитие отрасли в ближайшем будущем. Спрос на дешевые авто падает за счет переориентации на средний ценовой сегмент, а национальные автомобили находятся в самом низком ценовом диапазоне. Поэтому интерес к автомобилям, которые прошли в Украине полный цикл производства, может уменьшаться. В то же время начался бурный рост продаж иномарок: соотношение продаж иномарки/СНГ достигло 68/32, тогда как ранее пропорция составляла 50/50. Теряют долю рынка российские и украинские брэнды, производителями которых являются украинские компании.

© сайт

В марте в Верховную Раду поочередно были внесены несколько законопроектов, которые, предположительно, должны защитить отечественных автомобилестроителей

Речь идет о законопроектах №8102, 8103, 8104 и 8105. Их инициатором стал премьер-министр Украины Владимир Гройсман, а предполагают они ведение определенных протекционистских мер для защиты украинского производителя от растущего импорта автомобилей.

По идее законопроекты должны пресечь случаи демпингового и субсидированного импорта с помощью введения дополнительных налогов и пошлин на ввоз дешевых автомобилей. Если будет доказано, что какой-то импортер ввозит автомобили по заниженной цене, тем самым подрывая позиции украинских производителей, тогда на ввоз этой модели могут быть установлены квоты или подняты пошлины.
Естественно, это отразится на кошельке покупателей, так как приведет к удорожанию данной продукции.

«На фоне снижения Украиной торговых барьеров растущий импорт может вредить отраслям отечественной промышленности», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

«Защитные меры применяются в течение срока и в таком размере, что нужен для устранения большого времени и что способствует адаптации отрасли отечественного производства к конкуренции», — говорится в проекте закона № 8102. Срок применения защитных мер не должен превышать четыре года, но может быть продлен. Бывший министр экономики Украины рассказал о последствиях разрыва сотрудничества с Россией

Федерация работодателей автомобильной отрасли (ФРАО) пытается лоббировать принятие данных законов, жалуясь на нечестную конкуренцию и утверждая, что украинские предприятия находятся в сравнительно невыгодном положении.
«Некоторые производители у себя «дома» платят нулевые налоги, или заходят сюда при поддержке госучреждений своих стран», — утверждает директор исполнительной дирекции ФРАО Сергей Петренко .

Равного подхода требует и владелец Запорожского автозавода (ЗАЗ). «У государства должен быть единый подход ко всем. Либо освободить всех от налогов и сборов — и автомобили с еврономерами, и новые импортные автомобили, и авто отечественного производства, — либо создать условия, когда все будут платить в равной степени. Так, в цене автомобиля Sens (190 000 грн) — 32% налогов. Сегодня получается, что кто-то должен платить эти налоги, а кто-то не должен» — заявил недавно владелец корпорации «Укравто» Тариэл Васадзе .

Украинским производителям действительно есть о чем беспокоиться, принимая во внимание катастрофическое положение дел в отечественной автомобильной промышленности, которая уже практически «на ладан дышит».

Автопром скорее мертв, чем жив

На данный момент практически все автозаводы Украины простаивают. Выпуск продолжается только на заводе «Еврокар» на Закарпатье. Простаивает с 2014 года завод компании «Богдан Моторс» в Черкассах, который может выпускать до 150 тыс. легковых автомобилей в год.

В январе хозяйственный суд Полтавской области по заявлению «Альфа-Банка» принял решение ликвидировать Кременчугский автосборочный завод, который был основан 23 года назад и занимался сборкой корейских внедорожников и китайских седанов. В целом же за годы независимости Украина потеряла 10 собственных автомобильных заводов. Луцкий ЛуАЗ перестал выпускать легковые автомобили, а львовский ЛАЗ — автобусы.

Из 12 автосборочных заводов работают только семь, но всего на 2% от существующих производственных мощностей. Количество рабочих мест за десять лет сократилось в пять раз. Доля продукции отечественного производства на внутреннем рынке сейчас не превышает 11%.

Запорожский автозавод оказался самым стойким, упорно стараясь выжить, но и он недавно заявил о прекращении выпуска своей самой популярной модели Lanos. Еще совсем недавно ЗАЗ был лидером украинского авторынка: в 2010 году более половины продаваемых на внутреннем рынке легковых автомобилей были продукцией ЗАЗ. В 2007 году ЗАЗ выпустил 282 000 автомобилей. В 2008 году только на экспорт ЗАЗ поставил 72 000 автомобилей и автобусов. Однако с 2014 года объем производства и продаж резко пошел на спад. Только за 2014 год ЗАЗ понес убытков на 2,9 млрд грн. Львиная доля из них приходится на убытки от девальвации гривны и повышения стоимости валютной части кредитного портфеля.

По информации пресс-службы «УкрАвто» положение дел на Запорожском автозаводе действительно очень тяжелое. Завод закончил 2017 год с большими убытками, выпустив всего 1674 автомобиля, при проектной мощности 150000 штук в год. На заводе сейчас работает 1350 человек, но из-за малой загрузки они заняты не полную неделю.

Что убивает отечественный автопром

Одним из основных факторов, способствовавших падению производства и продаж украинских автомобилей, стало закрытие рынка стран СНГ, куда ранее поставлялась львиная доля продукции украинских автозаводов. После выхода из соглашения о зоне свободной торговле в рамках СНГ, украинские автомобили стали сразу облагаться утилизационным сбором. Российский рынок для украинских автозаводов фактически закрылся.

Серьезный удар по автопрому был нанесен и резкой девальвацией гривны, что в несколько раз повысило стоимость импортных составляющих. Девальвация и общее падение уровня жизни фактически убили внутренний рынок, сократив продажи в четыре раза. Свою роль сыграло также вступление Украины в ВТО, что предполагало снижение ввозных пошлин. Киев добивает украинский автопром: стартовал процесс отмены пошлин на авто из ЕС

Однако наибольший удар по автозаводам нанес льготный импорт иномарок из Европы и бесконтрольный «временный» ввоз подержанных автомобилей на еврономерах (так называемых «евроблях»). Возможность привезти подержанную иномарку из Европы по льготным акцизам, резко сократила спрос на новые автомобили отечественного производства.

Помогут ли новые законопроекты

Учитывая соглашение о Евроассоциации и членство в ВТО, можно сказать, что даже в случае принятия этих законов, западные партнеры немедленно подвергнут их жесткой критике. Таким образом, если они и будут действовать, то исключительно против стран СНГ — преимущественно против Беларуси, откуда на Украину еще импортируются автомобили. Следует учесть, что с 1 января вступило в силу изменение налогового кодекса Украины, по которому в стране будет постепенно снижаться пошлина на импорт автомобилей из Евросоюза. По соглашению об ассоциации с Евросоюзом, Украина должна постепенно снизить пошлину на ввоз автомобилей из ЕС до нуля.

Можно сказать, что новые законопроекты вступают в противоречие с Соглашением о Евроассоциации в той же степени, что и законопроект «Покупай украинское», принятый в первом чтении в декабре 2017 года. Как предупреждал генеральный директор Еврокомиссии Кристиан Даниэльсон, закон «Покупай украинское» грубо нарушает Соглашение об ассоциации с ЕС, а его принятие будет иметь последствия для Украины.

Сможет ли правительство Украины отстоять интересы отечественных автозаводов в борьбе с импортом дешевых автомобилей из ЕС? Вряд ли на это можно всерьез рассчитывать, учитывая его зависимость и несамостоятельность в принятии важных экономических решений. На практике принятие данных законопроектов не сможет спасти отечественный автопром, погибающий в неравной конкурентной борьбе с европейскими автомобилями. Единственным эффектом данных законов может стать окончательное вытеснение производителей из стран СНГ с дальнейшим перераспределением их доли рынка в пользу производителей из стран ЕС.

Украина.ру на Youtube

Первый президент Украины не дал шанса Порошенко на победу

Напряженная ситуация в Украине отразилась на отечественном автопроме. Предприятия по изготовления транспорта бьют антирекорды, а импортные автомобили простаивают на сладах, ожидая лучших времен. Несмотря на то, что украинский авторынок потерял в этом году более 30% объема, наши производители все же находятся средства и силы для новых разработок.

АиФ.ua составил рейтинг самых ярких презентаций украинского автопрома, которые состоялись в этом году. В списке в основном значится военная техника, поскольку именно такой вид транспорта в Украине нынче стараются производить в первую очередь.

«Богдан» переквалифицировался на эко-направление

К эко-направлению обратилась корпорация «Богдан», которая совместно с поляками из фирмы URSUS начала работу над созданием электрического городского автобуса . Презентации новинки еще не было, но именно в 2014 году стало известно о разработке.

Говорят, от своего прототипа на дизеле электробус отличаться особо не будет. Сходства не будет в пассажировместимости: если обычный бус способен перевозить более 100 человек, то «Богдан» Е701 будет вмещать в себя до 70 пассажиров. Отличие также имеется в обеспечении электробуса энергией - разработчики предусмотрели для транспорта тяговый электродвигатель. Мощность его составляет 235 кВТ, а питаться он будет от четырех батарей. Конечные остановки «Богданов» планируется оборудовать системой быстрой подзарядки батарей, чтобы транспорт работал на полную мощность.

Надежда Чернигова - троллейбусы

2 млн грн - именно столько стоит новинка Черниговского автомобильного завода из корпорации «Эталон». Сотрудники предприятия в 2014 году освоили производство этого вида общественного транспорта и представили два образца на суд горожан.

Троллейбусы «Эталон» Т12110 по сложившейся традиции назвали (каждая новинка завода получает название в честь цветка). Рисунки с изображением цветка появились даже на передней маске транспортных средств.

Интересно, что презентация троллейбуса прошла накануне Дня города в Чернигове. Специально к празднику «Эталон» передал городу два транспортных средства в кредит.

Суровый «Барс» от Черкасского автозавода

Был представлен корпорацией «Богдан» в середине декабря. Скорость до 100 км/ч по пересеченной местности, турбодизель мощностью 160 л.с. и расход топлива в количестве 1,5 л на 100 км - таковы характеристики новинки от Черкасского автомобильного завода.

Презентация «Барса» прошла перед руководством Национальной гвардии, а главным его предназначением назвали работу в зоне проведения антитеррористической операции. Бронемашина способна защитить экипаж благодаря крепкому корпусу из стальных листов - они расположены под углом и тем самым охватывают весь автомобиль.

В качестве дополнительной комплектации у «Барса» есть тепловизор, кондиционер, печь vebasto, GPS-навигатор, прибор ночного видения, радиозащита, фильтры «Циклон» и боевые модули, которые крепятся на крыше.

«Южмаш» презентовал автомобиль-радар

Презентацию посетил сам президент Украины Петр Порошенко. Он побывал на заводе «Южмаш» во время визита в Днепропетровск.

МКС-1 был создан на базе американского фургона Chevrolet Express. Внешне ничем не примечательный, автомобиль скрывает все свои секреты внутри. МКС - это мобильный комплекс, созданный для контроля и наблюдения. Используя авто в качестве радара, можно следить за ситуацией на государственной границе не только на суше, но и в акватории моря.

«В Украине готовы массово выпускать подобные автомобили разведки на мощностях «Южмаш», притом на любых шасси, - писали СМИ. - Комплекс наблюдения настолько малогабаритный, что его могут разместить как в кузове КрАЗ Spartan, так и в бронированных VW Transporter, Crafter, Mercedes-Benz Vito, Sprinter и т.д.».

Надежность для туристов - автобус «Атаман»

Вскоре на отечественных дорогах будет колесить новый туристический транспорт производства ПАО «Черкасский автобус». - комфортабельные транспортные средства, оборудованные всем для длительных путешествий. Их впервые презентовали на 10-м международном салоне грузовых и коммерческих автомобилей TIR-2014.

Интересно, что модель А096 более усовершенствована по сравнению с представителями такого же ряда автобусов. Сидячих мест - 35. Кресла оснащены ремнями безопасности, откидными подлокотниками и столиками. Каждый пассажир также имеет возможность регулировать угол наклона спинки.

Машина-трансформер на базе КрАЗа

В начале ноября «АвтоКрАЗ» презентовала на основе самосвала типа 511С4. Представление новинки состоялось на международной выставке вКоммунТех-2014» в Киеве.

Автомобиль называют трансформером за его многофункциональность и возможность работать круглый год - как в теплое время года, так и в холода. Зимой КрАЗ выбирают в качестве снегоуборочной машины, которая не только очищает дороги от снега, но и покрывает тротуары и проезжую часть инертными материалами и антигололедными реагентами. Летом коммунальный транспорт - отличный автомобиль-самосвал для перевозки разных типов груза.

Под капотом у автомобиля 6-цилиндровый дизельный двигатель экологического стандарта EURO-4. Максимальная скорость - 70 км/ч. Объем бака - 250 л.

«Карпатами» называют не только футбольные клубы

Машина на шасси грузовика Mercedes-Benz Atego под названием на выставке «Львовский товаропроизводитель» оказалась туристическим автобусом. Новинка была представлена в начале октября этого года.

Как стало известно, транспортное средство будет доступно в нескольких вариантах: с пневматической или рессорной подвеской колес, с двигателем на 150 и на 220 л. с., с пассажировместимостью на 38 или на 48 человек. Ориентировочная цена автобуса А102 «Карпаты» - около 45 тыс. евро.

Уборочное авто борется за чистоту улиц

Еще одна новинка, которая была представлена от «АвтоКрАЗ» в этом году, - вакуумный подметально-уборочный . Посетители выставки «КоммунТех-2014» в Киеве смогли оценить достоинства отечественного продукта.

«Изюминка» автомобиля - в уборочном и подметальном оборудовании. За счет специальных щеток ширина всасывающего раструба значительно увеличивается, благодаря чему КрАЗ может убирать большие по площади территории.

Транспортное средство весит 21 т. Оснащено 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 229 л.с. Максимальная скорость - 80 км/ч.

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • ©