Опережение определение. Обгон и опережение: отличия и наказания по ПДД

В чем разница опережение и обгон, предельно ясно сказано в Правилах дорожного движения. Однако многим не понятна точная формулировка этих терминов. До сих пор многие владельцы машин не могут понять, чем отличается обгон от опережения. Иногда это недопонимание ПДД создаёт аварийные ситуации, что, в свою очередь, приводит к проблемам с сотрудниками ГИБДД.

Каждый водитель должен очень внимательно относиться к управлению своим транспортным средством. Ведь если сделать манёвр не в ту сторону или не справиться с управлением, то можно нанести серьёзный ущерб как своему, так и чужому здоровью. Нужно адекватно оценивать ситуацию на дороге и быть осторожным на опасных участках трассы.

Если верить ПДД, обгон – это такой специальный манёвр автомобильного средства, который подразумевает выезд на встречную полосу для того, чтобы обогнать машины, движущиеся впереди. Для этого водитель увеличивает скорость и некоторое время после обгона не сбрасывает её, сохраняя безопасное расстояние с потоком машин, оставшихся позади. Совершать обгон нужно быстро, не создавая помех другим участникам дорожного движения.

Что же называется опережением? Это тот же самый обгон, только не связанный с выездом на «встречку». Одно авто опережает другое, следуя всё время по своей полосе.

У обгона есть характерные признаки:

  1. Его невозможно совершить без выезда на встречную полосу движения.
  2. После совершения обгона нужно обязательно вернуться на свою полосу и продолжить следовать по ней.

Для иллюстрации, можно рассмотреть несколько примеров из водительской практики.

  1. Например, дорога состоит всего из двух полос движения, а водитель пытается обогнать своего коллегу по цеху с левой стороны. Это действие обгоном считаться не будет.
  2. Необходимо осуществлять обгон по средней полосе, если дорога состоит из трёх полос. Но всё равно обгоном действие на таком участке считаться не будет.
  3. Часто за дорожное «хулиганство» в виде обгона, лишают водительского удостоверения тех, кто почувствовал себя пилотами Формулы-1.

Всегда относитесь с пониманием к другим водителям на дорогах, чтобы не произошло. Если вы очень спешите, то посигнальте другому водителю, чтобы он свернул на обочину.

В правилах дорожного движения описано всё предельно ясно. Опережение - один из самых опасных дорожных манёвров.

Его противопоказанно совершать:

  • на аварийных участках трассы;
  • в условиях плохой видимости;
  • во время экстремальных погодных условий (ураган, буря, снегопад, гололёд и другие погодные аномалии, которые усложняют передвижение транспортных средств).

Опережение – это специальный манёвр автомобилиста, когда он едет быстрее, чем другой владелец авто. Если автомобиль совершил выезд на встречную полосу дорожного полотна, и продолжает перемещаться там, то это будет считаться обгоном другой машины, которая осталась позади.

Но не во всех ситуациях обгон будет являться нарушением правил. Если обгоняют машину без осуществления выезда на встречную часть дороги, то это не считается нарушением. Там, где проходит , можно совершать выезд только лишь на встречную сторону трассы, которая помечена пунктиром, а не сплошной линией. Это тот момент, когда выполнение обгона не запрещено.

Можно делать манёвр , так и слева. Но это возможно только тогда, когда на обочине нет запрещающих знаков для этого действия.

Важно знать, что почти нет запретов и/или ограничений для опережающих действий на дорогах. Опережать другое транспортное средство можно всегда, но только в тех случаях, когда данный отрезок трассы свободен от других машин. Например, если в большом городе пробка или проходит интенсивное движение, то совершить опережение невозможно.

Обгон, как и опережение, должен производиться по правилам.

Есть целый ряд запретов.

  1. Противопоказано совершать обгон в том месте, где по пути следования на дороге установлены запрещающие обгон знаки.
  2. Если впереди следующий водитель желает свернуть налево, то его запрещено обгонять. Заблаговременно получить такую информацию позволяет контроль за сигналами «поворотников».
  3. Если начинает совершать обгон другое транспортное средство, то вы не имеете право его обгонять, пока автомобиль, который движется перед вами, не закончит свои действия и не вернётся на прежнюю полосу. Посмотрите, нет ли автомобилей на встречной полосе, и только тогда осуществляйте обгон.

Если не придерживаться рекомендаций, то можно забыть о водительском удостоверении на долгий срок либо хорошенько «влететь в копеечку».

Противопоказано выполнять такое действие, как обгон либо опережение в особо опасных местах:

  • железнодорожных переездах - автомобиль может застрять либо разбиться о шлагбаум;
  • регулируемых зонах;
  • перекрёстках - здесь могут двигаться другие средства передвижения, которые вы можете не заметить;
  • эстакадах - очень опасно обгонять здесь;
  • тоннелях - резкие манёвры могут привести к перевороту машины, а также привести к негативным последствиям;
  • подъёмах в гору - могут не сработать тормозные колодки или вовсе отказать, вследствие чего машина может скатиться или попасть в кювет;
  • резких поворотах - есть риск не вписаться в поворот.

Также противопоказан обгон в таких ситуациях, когда вы едете не по , а по смежной. Нельзя обгонять машины там, где есть соответствующие знаки магистрали, пересекать двойные сплошные.

Нельзя обгонять на участках дороги:

  • на мостах и под ними;
  • на путепроводах;
  • на пешеходных переходах, если там находятся люди,
  • а также в любых местах, где водителю перекрыт обзор.

За такие нарушения можно получить не только штраф, но и лишение прав на длительный период.

Как видно, совершить обгон по правилам кажется сложным предприятием. Слишком много запретов. Но это только так кажется.

Не мал перечень ситуаций, когда обгон разрешён:

  1. Времени, скорости и расстояния от другого транспортного средства вполне хватит с запасом, для того, чтобы совершить это действие и при этом не причинить вреда другим машинам или пешеходам.
  2. Включать «поворотники» можно на максимально близком расстоянии от впереди движущегося транспортного средства и уже тогда делать обгон.
  3. Манёвр обгона нужно совершать максимально быстро.
  4. Если такое действие водитель не успевает совершить, то он должен немедленно вернуться назад на свою полосу.
  5. Если водитель впереди едущего автомобиля включил поворот налево, то стоит отложить выполнение своего действия.
  6. После выполнения обгона обязательно стоит вернуться в свою полосу и включить правый «поворотник», чтобы другие водители машин чётко видели, что вы больше никого не собираетесь обгонять.

Стоить быть внимательными на дорогах, чтобы не нарушать правил и тем самым не создавать аварийные ситуации, которые могут привести к негативным последствиям.

Очень важно соблюдать дисциплину на дорожном полотне. Если вы видите, что вас пытаются обогнать, а вы никуда не спешите, то сделайте всё возможное, чтобы другой водитель смог вас обогнать быстро и без проблем.

Скорость при этом увеличивать нельзя, а лучше, вообще, притормозить. Просто скиньте скорость и поверните своё авто вправо, если видите, что другой водитель не успевает вас перегнать. Таким образом, начатое действие другого водителя завершиться и для него, и для вас максимально безопасно и успешно.

Откажитесь от обгонов, если вы чувствуете при выполнении этого действия неуверенность или вам не хватает опыта. Включите сигналы поворотников, чтобы другие водителя видели, что вы пропускаете автомобиль, который вас опережает.

Сверните к встречной обочине, если видите, что авто, которые пытается вас обогнать набирает скорость. За рулём главное - не паниковать, а вести себя спокойно. На дороге места всегда достаточно, если соблюдать правила дорожного движения и занимать минимально возможное пространство.

Нововведения ПДД относительно обгона

В действующих Правилах есть перечень понятий, которыми можно и нужно научиться правильно оперировать.

Все они позволяют лучше понять суть понятий опережения и обгона:

  1. Обгон – это то действие, когда опережается одно или больше транспортных средств. После этого водитель должен вернуться на свою полосу.
  2. Ограниченной считается такая видимость для водителя, при которой снижается дальность просмотра дороги из-за растений, строений, необычных форм рельефа или из-за крутых или узких поворотов.
  3. Опережение – такой манёвр, когда одно транспортное средство едет быстрее другого, не пересекая при этом встречную полосу движения.

В этот список можно включить и такое понятие, как препятствие. Им может стать любой объект, из-за которого невозможно проехать дальше по данной полосе или участку трассы.

Штрафные санкции и лишение прав

Все автомобилисты уже давно привыкли к тому, что за ними наблюдают камеры. Они установлены повсюду и объединены в единую сеть, называемую «Безопасный город». Безопасность на дороге важна не только пешеходам. Автолюбители также нуждаются в создании комплексной защиты для себя. Штрафы и другие наказания для многих лихачей просто пустой звук. Но пока это единственное, что может предложить Законодатель.

Итак, штраф дают за:

  • неправильный поворот;
  • движение по встречной полосе с целью обгона;
  • разворот в неположенном месте;
  • штраф за выезд на обочину составляет 1500 рублей;
  • повторное нарушение.

Чтобы избежать наказания в виде штрафа или лишения прав, необходимо тщательно выучить ПДД и соблюдать эти правила в абсолютно любых моментах, которые возникают на дороге в процессе передвижения. Когда правильное поведение войдёт в привычку, станет выполнять автоматически, увеличится скорость реакции в опасных моментах, что может спасти жизнь потерпевшему.

Движущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения, всегда заключает в себе потенциальную опасность как для других автомобилей, так и для пешеходов. Поэтому такие опасные манёвры в виде обгона и опережения должны совершаться только опытными водителями, не нарушая зоны безопасности других авто.

Для начала давайте вспомним, что такое ОБГОН.

Правила. Раздел 1. «Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения , и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

То есть обгон – это всегда выезд на встречку, а выезд на встречку разрешён Правилами

только в следующих трёх случаях.

Либо это двухполосная дорога с прерывистой осевой линией разметки.

Либо это двухполосная дорога с комбинированной осевой линией разметки.

Либо это трёхполосная дорога с двумя продольными прерывистыми линиями разметки.

На таких дорогах, как вы уже знаете, средняя полоса может использоваться для обгона водителями обоих направлений.

Обгон, несомненно, самый опасный из всех манёвров. Поэтому Правила содержат ряд жёстких ограничений, которым должен следовать водитель, совершающий или только намеревающийся совершить обгон.

Общие принципы безопасности при выполнении обгона.

Правила. Раздел 11. Пункт 11.1. Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

По сути, это требование Правил означает, что перед тем, как принять решение о возможности (или невозможности) обгона, водитель обязан проделать ёмкую аналитическую работу:

1. Необходимо оценить скорость обгоняемого автомобиля.

2. Необходимо оценить скорость встречного автомобиля и расстояние до него.

3. Необходимо оценить состояние дорожного покрытия (сухое, влажное, скользкое).

4. Необходимо вспомнить о реальных динамических возможностях собственного автомобиля (насколько чутко он реагирует на педаль акселератора).

Приступить к обгону разрешается только в том случае, если в процессе обгона не возникнет

ни малейшей угрозы, ни для встречного, ни для обгоняемого!

Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди , производит обгон или объезд препятствия.

Более того, заботясь о безопасности, Правила запретили приступать к обгону уже с момента, как только едущий впереди включил левые указатели поворотов. И об этом тоже сказано в пункте 11.2:

Правила. Раздел 11. Пункт 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево.

Что он собирается делать, пока неясно. То ли намерен приступить к обгону, то ли объезжает препятствие, то ли готовится к повороту налево.

Но в любом случае с момента, как только он включил левые указатели поворота, вам приступать к обгону опасно, и потому Правилами запрещено.

Но и на этом пункт 11.2 не заканчивается:

Правила. Раздел 11. Пункт 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если движущееся за ним транспортное средство начало обгон.

Обратите внимание! – В пункте 11.2 Правил до сих пор речь шла о транспортном средстве, движущемся впереди вас .

И по Правилам тому, кто впереди вас, достаточно всего лишь включить левые «поворотники», чтобы запретить вам обгон.

А вот тому, кто сзади вас , в соответствие с пунктом 11.2 одного этого недостаточно. Чтобы запретить вам обгон, водителю, движущемуся сзади вас, необходимо не только включить левые поворотники, но ещё и начать обгон!

И это логично! И вот почему. Водитель включает указатели левого поворота в следующих случаях:

а). Перед тем, как приступить к обгону;

б). Перед тем, как приступить к объезду препятствия;

в). Перед тем, как приступить к повороту налево;

г). Перед тем, как приступить к развороту.

Если он впереди, то какая вам разница, что он собирается сделать – во всех случаях приступать к обгону нельзя.

Но если он сзади, тогда разница есть. Сейчас ваша задача – подождать и посмотреть, что он собирается делать.

Если он отстаёт и поворачивает налево или разворачивается, можете обгонять тех, кто едет впереди.

Но если он наращивает скорость и смещается влево, значит, он собирается обогнать вас. В этом случае Правила обязывают вас повременить, подождать, пока он закончит свой обгон, и только после этого разрешено и вам приступить к обгону.

Комментарий к рисунку. Привыкайте потихоньку! – в зеркале заднего вида всё наоборот. То, что на самом деле левое, в зеркале – правое. И картинка в зеркале будет именно такая, как у нас на рисунке.

На экзамене в ГИБДД кому-то из вас достанется вот такая задача:


Можно ли водителю легкового автомобиля начать обгон?

1. Можно.

2. Можно, если водитель грузового автомобиля А двигается со скоростью менее 30 км/ч.

3. Нельзя.

Комментарий к задаче

Иногда я сталкиваюсь с тем, что некоторые из вас не понимают, о водителе какого автомобиля идёт речь. А речь идёт о водителе легкового автомобиля , зажатого на рисунке между двумя грузовиками. Авторы этой задачи считают, что водитель едущего сзади грузовика не только включил указатели левого поворота, но уже и приступил к обгону (хотя из рисунка и из текста вопроса это не следует). Но правильный ответ – третий. Так что и вы считайте, что водитель грузовика уже приступил к обгону, иначе сделаете ошибку.

Ещё один наиважнейший момент.

Безопасность обгона зависит не только от действий обгоняющего, но и от действий обгоняемого. Водитель, увидев, что его обгоняют, может «обидеться» (такое, к сожалению, бывает) и тоже нажмёт на педаль акселератора, не давая обгоняющему завершить обгон. А вот это по-настоящему опасно, а потому недопустимо! Правила сформулировали требования к водителю обгоняемого автомобиля следующим образом:

Правила. Раздел 11. Пункт 11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости или иными действиями.

Обратите внимание! – Правила не обязывают водителя обгоняемого автомобиля уступать дорогу обгоняющему (например, когда обгоняющий возвращается на свою полосу). Наоборот, это обгоняющий должен позаботиться, чтобы не «подрезать» обгоняемого.

Другое дело, что обгоняемый не должен повышать скорость, когда его обгоняют. Или, скажем, включать левые «поворотники», или смещаться влево, пугая обгоняющего. Это, кстати, и в его интересах – если произойдёт ДТП, то всем мало не покажется (и обгоняющему, и обгоняемому).

И об этом на экзамене вас тоже спросят (правда, без рисунка):

Ну, а теперь самое главное – где обгон запрещён!

Обгон, как и всякий манёвр, может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо самими Правилами.

Посередине проезжей части нанесена сплошная осевая линия разметки и, следовательно, любой выезд на полосу встречного движения запрещён.

Естественно, запрещён и обгон.

Осевая линия может быть прерывистой, или её вообще может не быть, но установлен знак 3.20 «Обгон запрещён».

То есть требования знака и разметки противоречат друг другу. А в таких случаях, как вы уже знаете, водители обязаны выполнять требования знака.

Только следует помнить, что в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён» разрешается обгонять гужевые повозки, мопеды, двухколёсные мотоциклы, а также любые тихоходные транспортные средства.

Что такое двухколёсный мотоцикл или гужевая повозка, понятно каждому. А что такое тихоходное транспортное средство? А тихоходное транспортное средство по Правилам – это транспортное средство, обозначенное соответствующим опознавательным знаком.

На этом транспортном средстве нет никакого опознавательного знака и, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «ползло», обгон запрещён!

А вот теперь другое дело – на заднем борту опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство».

И, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «летело», его можно обгонять и в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён».

Помимо этого Правила содержат перечень мест, где обгон запрещён независимо от того, какая тут осевая линия.

1. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на пешеходных переходах.

Если вы ещё не забыли, на пешеходных переходах категорически запрещёны разворот и движение задним ходом.

Точно так же на пешеходном переходе запрещён и обгон. Причём тоже запрещён категорически, независимо от того, есть ли там пешеходы или нет.

И это правильно из элементарных соображений безопасности – раз уж перед вами есть транспортное средство, оно обязательно, хотя бы частично, закрывает видимость пешеходного перехода.

Вполне логично, что Правила категорически запретили обгон на пешеходном переходе.

Ну, а уж если есть хотя бы один пешеход, тогда о каком обгоне можно говорить.

Сейчас оба водителя обязаны уступать дорогу пешеходу.

2. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.

И опять напоминаю вам – во всех перечисленных местах запрещены разворот и движение задним ходом. Ну, и обгон на мостах и в тоннелях Правила тоже запретили, причём запретили категорически, без всяких оговорок.

3. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обращаю ваше внимание – обгон запрещён не вообще на подъёмах, а именно в конце подъёма! То есть там, где обгон действительно опасен, поскольку видимость встречной полосы в конце подъёма очень даже ограничена.

По той же причине Правила запрещают обгон и на других участках дорог с ограниченной видимостью. При этом водители должны самостоятельно оценивать, что это за участок дороги, и какая тут видимость – ограниченная или нет.

Приступая к обгону в конце подъёма, водитель красного автомобиля грубо нарушает Правила, рискуя жизнью (и не только своей).

Это не конец подъёма, и дорога видна хорошо на безопасном расстоянии. Но это так, если двигаться по своей (правой) полосе.

А если на этом участке приступить к обгону, то видимость сразу же станет ограниченной. А точнее, видимость станет никакой.

Даже на открытой местности, если дорога поворачивает направо, обгоняемый автомобиль – это непрозрачный экран для водителя, совершающего обгон! А в таких условиях приступать к обгону смертельно опасно и потому Правилами запрещено.

В сборнике ГИБДД на эту тему имеется две задачки.

С одной из них вы справляетесь легко – в конце подъёма обгон запрещён и, значит, правильный ответ – третий.

А вот здесь вы нет-нет, да ошибаетесь. Да это конец подъёма, но обратите внимание на разметку! В вашем направлении две полосы движения, и перестраиваясь на левую полосу, вы не совершаете обгон. И, кстати, в тексте вопроса так и сказано: «… для ОПЕРЕЖЕНИЯ грузового автомобиля».

А опережение Правилами не запрещено. Нигде не запрещено, в том числе и в конце подъёма.


Разрешается ли Вам в конце подъёма перестроиться на среднюю полосу для опережения грузового автомобиля?

1. Разрешается.

2. Разрешается только при видимости дороги более 100 м.

3. Запрещается.

4. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.

Правила совершенно оправданно хотят дисциплинировать транспортный поток, подъезжающий к железнодорожному переезду. Уже за 100 метров до переезда водители обязаны прекратить всяческие обгоны и далее должны двигаться строго по своей половине проезжей части.

И такой порядок необходимо соблюдать до тех пор, пока переезд не будет пройден! После переезда начинается обычный участок дороги, не содержащий каких-либо специальных ограничений на обгон.

К сожалению, Правила не предложили никакого знака, информирующего водителей о том, что до переезда осталось 100 метров. По идее в этом случае водителей должна выручить дорожная разметка – за 100 метров до переезда осевая линия обязана быть сплошной.

Но разметка – дело ненадёжное. Её попросту может не быть. И как тогда прикажете определять эти 100 метров?

В таком случае водители обязаны определять эти 100 м, что называется «на глаз».

Но если установлены знаки «Приближение к железнодорожному переезду» (а они всегда должны быть), тогда у водителей есть вполне чёткий ориентир. Второй по ходу знак (с двумя красными наклонными полосами) всегда стоит на расстоянии минимум 100 метров до переезда.

Так что, если вы закончите всяческие обгоны до этого знака, точно не ошибётесь, выполняя требования Правил.

И об этом на экзамене в ГИБДД вас обязательно спросят:

5. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на регулируемых перекрёстках, а также на нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной.

Обгон на перекрёстке – это отдельная тема, и она требует отдельного разговора.

Во-первых, необходимо помнить, что перекрестки могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.

В свою очередь нерегулируемые перекрёстки могут быть перекрёстками равнозначных дорог и перекрёстками неравнозначных дорог.

При этом любой перекрёсток – это концентратор опасности, и Правила вполне закономерно запретили заниматься обгоном на перекрёстках. Исключение сделано только для случая, когда водитель пересекает перекрёсток по главной дороге.

На перекрёстках продольные линии дорожной разметки разрываются, и, казалось бы, на самом перекрёстке ничто не мешает выехать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

Но если водитель двигается по многополосной дороге, то на ней выезд на «встречку» с целью обгона запрещён вообще – и до перекрёстка, и на перекрёстке, и после перекрёстка.

И в этом случае совершенно неважно, какой это перекресток (регулируемый, нерегулируемый, главная дорога, неглавная) – на многополосных дорогах выезд на полосу встречного движения с целью обгона или объезда запрещен на всём её протяжении!

Если дорога двухполосная, то выезд на встречку с целью обгона или объезда не запрещён и до перекрестка, и после перекрёстка.

А как быть на самом перекрёстке? Вот тут вопрос.

Правила ответили на этот вопрос следующим образом:

Если это регулируемый перекрёсток, тогда неважно, сколько на вашей дороге полос движения.

На любых регулируемых перекрёстках обгон запрещён Правилами!

И это логично – перекрёсток делают регулируемым только в том случае, если здесь наблюдается интенсивное движение, а значит, на таком перекрёстке не до обгонов.

Если это нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог, тогда нужно уступать дорогу тем, кто приближается справа. А если водитель пойдёт на обгон, он же ничего справа не видит!

Вполне логично, что Правила запретили обгон на перекрёстках равнозначных дорог.

И уж тем более, если ваша дорога второстепенная!

Сейчас нужно уступать дорогу и тем, кто справа, и тем, кто слева.

Тогда о каких тут обгонах на перекрёстке можно говорить!



И только если ваша дорога главная , и осевая линия прерывистая , и встречная полоса свободна , можете обгонять и на перекрёстке, Правила не возражают.

Заканчивая разговор про перекрёстки, мне хочется уберечь вас от возможных неприятностей.

Дело в том, что, как правило, осевая ПРЕРЫВИСТАЯ линия перед перекрёстком становится СПЛОШНОЙ. И если уж вы решились на обгон на таком перекрёстке, тогда должны выполнить его по траектории, показанной на рисунке.

Если зацепите сплошную (всё равно, в начале или в конце обгона), это квалифицируется как выезд на встречную полосу в нарушение Правил!

Ну, и соответственно, 5000 рублей или лишение прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Но это в жизни, а на экзамене с вами про это говорить не будут.

На экзамене про обгон на перекрёстках вам предложат такие задачки:


Разрешён ли Вам обгон?

1. Разрешён.

2. Разрешён, если обгон будет завершён до перекрёстка.

3. Запрещён.

Для обеспечения безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта утверждены Правила дорожного движения ().

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Правилами описываются не только обязанности водителей, но и порядок поведении в той или иной ситуации. Современные водители часто путают два понятия, установленные Правилами и «Опережение».

В чем схожесть маневров и их различия, читайте далее.

Понятие обгона и опережения

Итак, что же такое «Обгон» и «Опережение». Разберемся с имеющейся терминологией более подробно.

Обгон – это маневр, который связан с выездом на встречную полосу движения с последующим возвращением в полосу попутного направления.

Обгон может совершаться в отношении одного или нескольких автомототранспортных средств, движущихся в попутном направлении.

Опережение – это маневр, который осуществляется водителем без использования полосы встречного направления. Опережение так же может осуществляться одного или нескольких автотранспортных средств одновременно.

Обгон, в отличие от опережения, сопровождается следующими процессами:

  • маневрированием в левом направлении. То есть для совершения обгона требуется сместить автомашину влево;
  • выезд на полосу, предназначающуюся для автомашин, движущихся во встречном направлении;
  • опережение автомобиля;
  • возврат на исходную полосу.

И обгон, и опережение должны сопровождаться соответствующими указателя световой сигнализации, установленной на автомобиле (сигналами поворота).

Оба маневра отличаются рискованностью и выполняются исключительно в условиях достаточной видимости. В противном случае и обгон, и опережение могут привести к возникновению аварийной ситуации.

Как прописаны в ПДД

Термины «Обгон» и «Опережение» утверждены в пункте 1.2 ПДД.

Законодательством дается четкое определение обоих маневров. Кроме этого обгон и опережение регулируются статьей 11 Правил движения, которой устанавливаются:

  • правила выполнения того или иного маневра;
  • заперты на осуществление маневрирования в определенных условиях и определенных местах, являющихся зонами с повышенной опасностью.

Более серьезные требования предъявляются к выполнению маневра «Обгон», так как выезд на встречную полосу с последующим возвращением на свою полосу является более опасным.

Схемы

Для более наглядного определения рассматриваемых понятий приведем несколько схем:

  1. Обгон (опережение с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения):

  2. Опережение:

    В чем разница

    В соответствии с определениями, установленными правилами обгон и опережение имеют следующие отличительные признаки:

    Признак Обгон Опережение
    Порядок выполнения — выезд на встречную полосу;
    — возврат в свою полосу
    — выезд на другую полосу, расположенную в попутном направлении;
    — необходимость возврата устанавливается соответствующими правилами. Если опережение осуществляется в границах какого-либо населенного пункта, то водитель имеет право двигаться по любой удобной полосе, то есть возврат в данной ситуации не обязателен. Если водитель осуществляет опережение вне границ населенного пункта, то дальнейшее движение возможно только по правой полосе, то есть в данной ситуации возврат осуществляется в обязательном порядке
    Скоростной режим Увеличивается для выполнения маневра В зависимости от дорожной ситуации может быть увеличен или оставлен без изменения
    Ограничения Несколько. Устанавливаются правилами движения Одно. Опережение нельзя совершать только на пешеходном переходе, если одно или несколько попутно движущихся транспортных средств остановилось (снизило скорость) для пропуска пешеходов
    Может совершаться Исключительно с левой стороны Как с левой, так и с правой стороны
    Наличие штрафов Установлены. Административным Кодексом за невыполнение правил Отсутствуют
    Опасность маневра Большая, так как требуется выезд на полосу встречного движения Невысокая, так как осуществляется в попутном направлении

    Опасность маневров

    Любое маневрирование на проезжей части отличается особой долей риска, так как может привести к дорожному происшествию. Опасности при выполнении обгона и опережения различны.

    Обгон, так как он совершается с выездом на встречную полосу, опасен:

    • из-за большой вероятности лобового столкновения автомобилей, вследствие неправильной оценки расстояния между автотранспортными средствами или чрезмерно высокой скорости;
    • из-за возможности снижения управляемости автомашины, что может привести к опрокидыванию или перевертыванию. Резкое увеличение (снижение) скорости при выполнении обгона негативно отражается на возможности управления автомашины. Не исключены такие явления, как занос, блокировка колес и так далее;
    • из-за создания определенных помех как транспорту, движущемуся в попутном направлении, так и транспорту, движущемуся во встречном направлении. Помехи могут быть созданы вследствие неправильной оценки ситуации на проезжей части или высокой скорости.

    Опережение является менее опасным маневром, но так же может привести к дорожной аварии.

    Основанная опасность при совершении опережения заключается в следующих аспектах:

    • превышение установленного для определенного участка дороги скоростного режима, что может дополнительно привести к потере управления, опрокидыванию и так далее;
    • ограниченность видимости. При совершении маневра с правой или с левой стороны водитель на определенный промежуток времени теряет контроль над ситуацией, складывающейся в соседних полосах движения;
    • возможность столкновения с пешеходами. В отличие от обгона опережение можно совершать на пешеходных переходах, что может привести к причинению вреда здоровью (жизни) людей.

    Когда разрешены или запрещены

    В соответствии с Правилами движения обгон запрещено выполнять, если (пункт 11.2):

    • движущееся впереди автомототранспортное средство уже приступило или только начинает (работает указатель поворота) к выполнению аналогичного маневра;
    • движущийся сзади автотранспорт приступил к обгону;
    • невозможно выполнить возврат на свою полосу движения, не создавая помех иным транспортным средствам.

    Опережение запрещено выполнять только в случае приближения к пешеходному переходу, при условии, что опережаемое транспортное средство снизило скорость или остановилось для пропуска пешеходов (статья 14.2 ПДД).

    Правилами дополнительно установлены места, в которых запрещено совершать обгон (пункт 11.4). К ним относятся:

    • железнодорожные переезды и расстояние в 100 м до переезда. Ж/д переезды являются зоной повышенной опасности, так как автомобильная трасса пересекается с ж\д путями, по которым происходит движение поездов. Этот фактор и приводит к ограничению такого маневра, как опережение с выездом на встречную полосу, то есть обгона;

    • регулируемые перекрестки (регулирование на отдельных перекрестках может совершаться светофорами или регулировщиком). Запрет на выполнение маневра обгон связан с плотностью движения и одновременным движением автомототранспорта в попутном и встречном направлениях;

    • нерегулируемые перекрестки, при условии движения по второстепенной дороге. Перекрестки, не оборудованные светофорами (регулировщиками), так же являются опасными зонами. При пересечении такого перекрестка требуется руководствоваться дорожными знаками, а при их отсутствии (равнозначные перекрестки) правилом «правой руки» (пропусти автомобиль, движущийся справа);

    • пешеходные переходы. Ранее обгон на переходах разрешался при отсутствии на нем пешеходов, но последними поправками в законодательство такое правило отменено;

    • тоннели, мосты, эстакады, путепроводы и так далее, а так же при подъеме на соответствующее сооружение. Данный запрет обуславливается недостаточной видимостью;

    • опасные участки дороги, обозначенные соответствующими дорожными знаками (опасные повороты, выброс гравия, скользкая дорога и так далее);

    • участок в повышенной аварийностью может быть обозначен и соответствующей табличкой, на которой, как правило, дополнительно указывается и протяженность данного участка;

    • участки проезжей части, на которых установлен знак, запрещающий выполнение данного маневра;

    • на определенных участках дороги при наличии запрещающей разметки, которой является сплошная линия.

      Особые участки проезжей части, на которых запрещено выполнять опережение правилами не предусмотрены.

      Однако при выполнении любого маневра, в том числе и опережения, водитель предварительно обязан убедиться в безопасности его совершения, так как движение со скоростью, превышающей скорость движения потока, может привести к аварийной ситуации.

      За опасное вождение и несоблюдение правил движения водитель может подвергаться административному наказанию в соответствии со .

      Штрафы при неправильном выполнении обгона предусмотрены:

      В качестве альтернативного наказания при совершении тяжких правонарушений (статья 12.15 и – не предоставление приоритета в движении автотранспорту, оборудованному проблесковыми маяками и звуковыми сигналами) может применяться наказание в виде лишения водительских прав сроком до 6 месяцев (при первичном нарушении) и 1 года (при повторном нарушении).

      Добрый день скажите пожалуйста если ширина дороги 5,6м нет знаков запрещающих обгон.Разрешено ли обгонять

      Надежда-4

      Здравствуйте, Александр.

      Для того чтобы в описанной ситуации не нарушить правила дорожного движения и не получить лишение прав, Вам необходимо дождаться того момента, когда разметка перестанет быть видна, т.е. зимы. Летом при наличии разметки обгонять нельзя.

      Удачи на дорогах!

      Как-то один знакомый зимой (разметка была занесена снегом) обогнал другой автомобиль. ну, и как всегда, его тут же остановил сотрудник ДПС, который и сказал "вы пересекли сплошную". знакомый ответил "разметка занесена снегом - как я мог знать, что там сплошная?". сотрудник ДПС ответил "а вы еще и слепой?".

      получается, что зимой надо бы сначала расчищать разметку, дабы глянуть какая она там, а потом уж и думать - обгонять или нет....

      …получается, что зимой надо бы сначала расчищать разметку, дабы глянуть какая она там, а потом уж и думать - обгонять или нет....

      правила правилами, а в жизни как-то иначе получается...

      И зимой и летом необходимо знать и соблюдать ПДД (например пункт 9.2). Летом нельзя, зимой можно.

      Сейчас у любого водителя есть либо видеорегистратор, либо мобильный телефон с фото (видео) камерой и множество других девайсов, с помощью которых можно зафиксировать дорожное покрытие.

      Да и ИДПСов, которые умничают, не руководствуясь ПДД, становиться все меньше. Извините за выражение, но они «лохов разводят».

      Нет разметки, нет нарушения! Водители становятся более грамотными. Любое заявление в прокуратуру или даже в ОСБ не остается без внимания (еще и с подтверждением фото видео съемкой).

      Если задача ГАИшника сдать после смены как больше нарушений, то у ОСБ (КПО) та же задача, поймать как больше ГАИшников. У них тоже план, и должны быть показатели.

      Не надо нарушать ПДД. Но если вы их не нарушили, то не бойтесь ИДПС, учтите что он, тоже боится. Тем более, что при нынешней зарплате, потерять такое место ни кто из них не хочет.

      Добрый день.

      Добрый день.

      Ситуация следующая, имеется дорога шириной 14 метров со сплошной полосой посередине, знаков движения по полосам со стороны моего движения нет, с противоположной движения по 2м полосам. Я осуществлял опережение справа, а спереди идущий автомобиль начал перестраиваться вправо и зацепил левой бок (две двери). Т.е. фактически я был уже впереди него. В ГИБДД приписывают обгон справа. Как в данной ситуации поступить.

      Понятия "обгон справа" не существует. Вы следовали по своей полосе, второй автомобиль начал перестроение из полосы в полосу. Он был обязан Вас пропустить. На этом и надо строить ответ. Дорога 14 метров, для Вас это 4-полосная дорога, по 2 полосы в каждом направлении.

      В ГИБДД сказали что есть одна сплошная посередине..дорога двухсторонняя, но при этом на противоположной стороне стоит знак движение по полосам (одна прямо, вторая вправо). а на стороне дтп был знак, есть место крепление в бетоне, но знака нет.

      Неважно, что они говорят. Вы не имеете на руках диспозиции по разметке. Её нет - п.9.1 ПДД в руки. Вы не обязаны знать, как должны быть нанесена разметка и установлены знаки (как и знаки, смотрящие в противоположную сторону), а обязаны руководствоваться ПДД.

      Сделайте снимок со стороны Вашего следования, чтобы на суде показать, что разметки нет, как и знаков, показывающих движение по полосам в Вашем направлении. Дорога 14 м шириной - 4 полосы движения абсолютно спокойно (по СНиП ширина полосы обычно 3 м).

      Мое видео сыграло со мной злую шутку..по нему видно что уходя от столкновения я ушел правее и чуть на обочину. В итоге отменили обгон справа и наказали за обгон по обочине.

      Бывает и такое. Но это всё равно не обгон. Должны написать "движение по обочине". И всё равно всех собак не должны вешать на Вас, так как второй автомобиль выполнял манёвр и у Вас есть приоритет в движении прямо. Увидеть бы само видео, будет проще отвечать.

      да, я видео подготовлю...урежу лишнее до и после..

      по видео видно что я ушел на обочину чтобы избежать столкновения, и надо было резко тормозить.

      Насколько я понимаю, имеется разметка 1.1 по осевой линии дороги. Это так? Тогда дорога двухполосная или трёхполосная, а не четырёхполосная.

      Это населённый пункт или вне населённого пункта? Если вне, то

      9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 "Автомагистраль" или 5.3 "Дорога для автомобилей" или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

      То есть возможна обоюдка.

      По видео получается, что Вы выполнили опережение по обочине, затем начали смещаться влево и, подставившись, получили удар второй машиной. Похоже, такое мнение и инспекторов и сложилось.

      я влево стал уходить уже после столкновения.

      при опережении я уже был впереди на полмашины.

      ширина дороги 14 метров, а полосы 7 метров, и разъезжается там 2 автомобиля легко.

      При наличии разметки глазомер уже не нужен. И неважно, что ширина полосы 7 м, а 2 авто разъезжаются легко.

      Я ему сигналил, уже поздно заметил что он приближается ко мне слева, видео регистратор имеет больший угол обзора.

      И если бы я не предоставил видео на котором я сам себя же и подставил, то по схеме дтп. Удар был на расстоянии 2,3 метра от правого края.

      Если место ДТП определено, то это позволяет по видео установить Ваше положение на дороге до ДТП. Вы двигались параллельно краю дороги, но не были на обочине (ширина машины, думаю, менее 2,4 м). Напирайте, что не было обгона, а было опережение, и что двигались параллельно краю дороги.

      P.S. Жаль, что удалили видео.

      ну я планирую обжаловать в суде, видео в разборе дтп не осталось.

      Даже если неудачно надо попробовать и знать как вся система работает.

      Ну я и настаивал на опережении.

      Если бы он смотрел в зеркало, то он бы вряд ли смещался бы вправо.

      Обогнать водителя который подал сигнал поворота налево и совершает манёвр - справа.А как ещё? В остальных случаях - обгон справа запрещён.К сожалению у нас плюют на это,разбиваются сами и калечат других!

      Гораздо хуже, что люди не читают современные версии ПДД, которые плодятся как китайцы! Понятия "обгон справа", который якобы запрещен, уже пару, если не больше лет в ПДД отсутствует!

      При движении вне населенного пункта - был начат маневр по обгону впереди идущего легкового а/м, разметка позволяла. При завершении данного маневра - был установлен знак 3.20 (обгон запрещен), необходимо было вернуться на свою полосу. Гаишники выписали постановление ссылаяст на ст.12.15ч4. Собираюсь обжаловать в суде.

      Если Вы не успели вернуться на свою полосу до знака 3.20, то Вы автоматически виноваты. Есть судебная практика, есть разъяснения ВС и готовятся поправки в ПДД и КоАП по этому поводу. Ваш шанс 0.01%

      Я бы согласился и раскаялся. Штраф 5000 руб. плюс скидка 50%. Итого 2500 р. Будете возмущаться, могут лишить от 4 до 6 месяцев.

      Наталья-66

      Добрый день! Подъезжая на машине к перекрестку, начал мигать желтый сигнал светофора. Перестроившись на крайнюю правую полосу, медленно подкатывала к стоп-линии. Справа меня обогнал мотоциклист, вывернул зеркало и проехал уже на красный.

      При перестроении в правое зеркало смотрела - мотоциклиста не было, скорее всего со двора выехал.

      Правильно я понимаю, моя вина в том, у меня была помеха справа и, тормозя у стоп-линии я не посмотрела в правое зеркало, но правильным ли был маневр мотоциклиста?

      Обгон представляет собой опережение одного, или нескольких попутно двигающихся транспортных средств, которое сопровождается выездом на встречную полосу движения с последующим обязательным возвращением на свою полосу движения, или сторону проезжей части.

      Опережение - это движение с превышением скорости относительно попутных автомобилей, которое выполняется в пределах своей полосы движения.

      В чем разница?

      С точки зрения Правил дорожного движения, обгон и опережение - это далекие друг от друга термины. В связи с тем, что обгон связан с выездом на «встречку», он по праву считается одним из самых опасных маневров на дороге.

      В отличие от обгона, опережение разрешается выполнять как слева, так и справа (на дорогах с несколькими полосами движения в одном направлении). Кроме того, его можно выполнять практически в любой ситуации и его запреты регламентируются очень редко, или когда все полосы заняты транспортом. Возможности же для обгона часто ограничиваются дорожными знаками и разметкой.

      Опережение не всегда связано со сменой полосы движения, то есть если вы по своей части дороги проезжаете мимо попутного транспортного средства на большей скорости, то это все равно опережение. А вот перестроение уже связано с выездом из занимаемой полосы, или дорожного ряда, хотя первоначальное направление движения сохраняется.

      Среди основных характеристик обгона можно выделить следующие:

      1. Обгон - это вид опережения, любой обгон - это опережение, но не всякое опережение - это обгон.
      2. При обгоне транспортное средство всегда выезжает в зону встречного движения.
      3. При окончании обгона обязателен возврат авто на полосу, ранее им занимаемую.
      4. Согласно п.14.1 Правил дорожного движения обгон транспортного средства разрешается осуществлять только слева.

      Как правильно обгонять?

      Самый правильный и безопасный обгон - это быстрый обгон. Чем больше разница скоростей между опережающей и опережаемой машинами, тем быстрее вы завершите маневр, так что если даже перед вами свободная «встречка», а ваш попутный автомобиль движется равномерно, не поленитесь увеличить свою скорость на 20-30 км/ч. Немного разогнавшись, включите левый указатель поворота и посмотрите в левое наружное зеркало, чтобы удостовериться что вас по встречной полосе самих никто не обгоняет. Если и спереди, и сзади все чисто - можете выезжать и начинать маневр.

      Если дорожная ситуация перед обгоняемым автомобилем не безопасна (большие выбоины на дороге, посторонние предметы и пр.), то быстро возвращайтесь на свою полосу. Если все хорошо, тогда оперативно перегоняйте автомобиль и с правым поворотом возвращайтесь в свою полосу, предварительно осмотревшись в правое зеркало (нередко там могут появиться мотоциклисты, или опережаемое авто может ускориться).

      Как вести себя, если вас обгоняют?

      В первую очередь, не мешайте водителю, который вас обгоняет. Его действия потенциально не менее опасны для вас, чем для него. В случае чего, ему придется уворачиваться именно вправо, то есть в вашу сторону. Конечно, не прибавляйте скорость, не начинайте ни с кем «соревноваться». Будет лучше, если вы даже немного сбавите ход и слегка приблизитесь к обочине. Если перед вами плохая дорога или опасность, включенным левым поворотом вы можете дать соседям по транспортному потоку понять, что совершать сейчас маневр не стоит, и с ним нужно немного повременить. Не думайте, что таким своим поведением вы делаете услугу кому-то другому. В первую очередь, вы сами избегаете потенциально опасной аварийной ситуации возле собственного автомобиля.