Вождение мотоцикла в городе. Правила безопасной езды на мотоцикле

Печальная статистика:
В 2009 году, с мая по октябрь, случилось более 17000 аварий с участием мотоциклистов.
Виновниками таких аварий чаще признают водителей на двух колесах (в 13000 случаев). В них погибло 1509 человек, ранено 19581 (!)
В случае аварии, мотоциклисты погибают в 22 раза чаще, чем водители и пассажиры автомобилей. А риск получить серьезные увечья уже в 40 раз выше.
Будьте внимательней!

Глава 1.Экипировка и защита
Экипировка – самое главное в мотоциклетной езде, начинай с нее.
Хочешь быть живым и здоровым? Даже если едешь в булочную в пятистах метрах, надевай всю экипировку.
Шлем – обязательно, без исключений, всегда, другого варианта нет.
Если думаешь, надевать или нет шлем, например, для короткой поездки, попробуй со скоростью быстрого пешехода (8 км/ч) удариться головой о стену. Больно? А если скорость 40 км/ч?
Ну ладно, не ударился, потому что везучий и осторожный. А если на скорости 60 километров в час ты поймаешь глазом жука или камешек из-под колеса?
Если думаешь, надевать ли перчатки – вспомни, что на скорости 5 км/ч при скольжении на руках ты оставишь кожу на асфальте и будешь вынужден ее заново наращивать. Пересадка кожи с бедра на ладонь – это тоже больно.
Будь видимым на дороге – выбирай яркую экипировку, особенно шлем
В пробках не открывай полностью визор – многим мотоциклистам в лицо попадает жидкость стеклоочистителя, когда на рядом стоящем автомобиле водитель включает омыватель стекла.
Мотоботы надевай обязательно, хотя бы легкие. Мото-штаны тоже очень желательно использовать по назначению, а не в шкафу. Сломанные ноги (особенно если страдают голеностопный сустав, таз и колени) очень тяжело собираются и срастаются.

Глава 2.Общие принципы езды
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: ВОЗЬМИ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ, ЧТО С ТОБОЙ ПРОИСХОДИТ НА ДОРОГЕ.
Даже если тот чудак на букву «м» не прав. Потому что, если ты мертв, тебе уже все равно, кто виноват в конкретной дорожной ситуации. Всё зависит
только от тебя. Учись ездить не по ПДД, а учись ездить без аварий, независимо от того, кто что исполняет на дороге.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО: ЕДЬ ТАК, КАК БУДТО ТЕБЯ НИКТО НЕ ВИДИТ. НИКТО!
ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: НЕ НАГЛЕЙ И НЕ ЗАБЫВАЙСЯ. Причина большинства мото аварий – самоуверенность, превышение скорости и потеря осторожности. Бойся ситуации, когда тебе начинает казаться, что ты классный мотоциклист. Это значит, что тебе грозит смертельная опасность. Опусти оценку своих способностей чуть ниже уровня своих умений – двигайся с запасом.
Не нужно подстёгивать в себе страх, нужно просто быть внимательным и осторожным. Ездить в состоянии ужаса, и думать о плохом – противопоказано, так как страх сковывает разум, а мысли материализуются.
Обгоны, манёвры, скорость – базовое правило: если не уверен, и сомневаешься, не делай!!!
Возьми в привычку ехать не как быстрый овощ (в режиме газ‐тормоз), а как быстрый суперкомпьютер – оценивай то, что видишь вокруг, играй в игру «а что если?», просчитывай ситуацию на опережение, ищи риски и пути отступления.
Запомни, никто тебе ничего не должен – двигаться в пробках, уступать дорогу, специально для тебя выполнять ПДД, которые игнорируются другими участниками движения. Возможно, это не очень справедливо, но ты сэкономишь нервные клетки, если займешь такую позицию. А иногда и свою жизнь.
Всегда держи пальцы на рычагах тормоза и сцепления – это сэкономит тебе 15-20 метров тормозного пути в критической ситуации.
Дальний свет в городе должен быть включен, потому что тебя будут лучше замечать. У этой концепции есть несколько контраргументов: дальний свет может слепить водителей, и мешать им правильно оценивать расстояние до мотоцикла и его скорость. Но плюсов у дальнего света в городе больше. Я слышал о нескольких авариях, возникших из-за ослепления водителя мотоциклистом, или когда мотоциклиста с дальним заметили, но неправильно оценили его скорость, однако аварии по причине «я не заметил» составляют основу печальной статистики – их несравненно больше. Тем не менее, надо вести себя корректно – если ты долго едешь за машиной и не собираешься её обгонять, то переключи фару на ближний свет, чтобы не утомлять и не нервировать водителя.
Изучи и осваивай контр-руление. Этот способ позволит тебе быть значительно маневреннее в опасных ситуациях. Учти, что контр-руление используется на скоростях выше «парковочных».
Тренируй внимательность – тебя могут не заметить, но ты должен контролировать буквально всё, что происходит на дороге. Чувствуешь, что внимание притупилось – остановись и передохни 5-10минут. Лучше отдыхать на обочине, чем на больничной койке.
Никогда не расслабляйся – большинство аварий происходят в 5 километрах от дома.
Не допускай браваду в плотном потоке, например, езды гораздо быстрее потока, или джигитовки на заднем и переднем колёсах. Иначе испытание в бою твоей экипировки – лишь вопрос времени. Кстати, не забывай, что на дороге ты отвечаешь не только за себя.
Есть такой феномен «Фиксация взгляда», заключается он в том, что часто ты едешь туда, куда смотришь в настоящий момент, а не туда, куда тебе нужно. Не цепляйся взглядом за предметы, которых хочешь избежать будь это столб, яма, или грудастая блондинка.
Взгляд направляй не под колеса, а вперед. Чем больше скорость, тем дальше смотрим.
Тренируй в себе муху – в потоке не переставай сканировать и контролировать ситуацию на 360 градусов, создавая для себя больше видимого пространства.
77% опасности для мотоциклиста подстерегают его впереди (статистика аварий), 43% –передняя левая сторона. Так и распределяй своё внимание, но не забывай про правый борт и корму.
В плотном потоке смотреть на дорогу нужно за 3-4 машины вперёд – тормозной путь, плюс резерв на твою реакцию (чуть быстрее, чем у диплодока).
Приучи себя смотреть не только по зеркалам, но и немного вертеть головой, потому что в зеркалах есть слепые зоны, в которых умещаются целые грузовики. Верти головой, как Покрышкин в воздушном бою.
При этом не крути головой больше, чем нужно, чтобы убедиться, что конкретная зона чиста, иначе ты можешь уйти с траектории за своим взглядом (см. феномен «Фиксация взгляда»).
Не пялься в зеркала часами, как супер-модель в будуаре: посмотрел, «сфотографировал» обстановку, переводи взгляд на дорогу – в это время мозг сам переварит картинку и даст нужные решения.
Не позволяй своим глаза останавливаться на одном предмете дольше, чем на долю секунды, вокруг еще много интересных и опасных вещей.
Обращай внимание на солнце – когда оно слепит, ты можешь не увидеть автомобиль и, самое опасное – когда автомобиль тормозит.
Обращай внимание на положение солнца – когда оно сзади, то автомобилист может не видеть тебя через своё зеркало заднего вида, так же как и ты ничего не увидишь в своих зеркалах из-за слепящего света.
Не нужно упираться в руль – в случае непредвиденной ситуации будет тяжелее маневрировать. Руки должны быть достаточно свободны, но ты должен чувствовать, что руль управляется легко, без задержек, сигналами твоего необъятного мозга. Попробуй покачать руль туда-сюда.
Не садимся за руль, если голова забита проблемами, если ты устал, и внимание рассеяно. Усталые глаза цепляются за один предмет. Это очень опасно – можешь поэкспериментировать и понаблюдать за скоростью своей реакции, когда очень хочешь спать.
Не садись за руль с похмелья, или в состоянии опьянения. Если выехать спьяну на машине в город, то достанется, прежде всего, машине, если на мотоцикле – это может быть твоя последняя поездка. Если тебе наплевать, тогда перед пьяной поездкой хотя бы позвони всем своим близким и попроси у них прощения.
При выезде с закрытого участка (леса, забора) на открытый (поле), будь аккуратней – тебя может снести потоком бокового ветра, как лист фанеры над Парижем.
Если ветер боковой – пользуйся контр-рулением, и как бы ложись на ветер. Будь осторожен – порыв ветра может резко прекратиться, нужно балансировать назад.
Пытаясь благодарить пропустивших тебя участников движения, не отвлекайся от управления и, тем более, не убирай руки с рычага тормоза (особенно в пробке). Можно кивнуть головой, можно поморгать аварийкой, в Европе выставляют ногу в сторону, например.
При движении колонны мотоциклистов на трассе, лучше разбить колонну небольшими группами по 2-3 человека, которые могут держать одинаковый ритм движения.
При езде в группе, или в плотном потоке держи дистанцию – если перед тобой вырастет стена, ты должен успеть остановиться.
При езде в группе, или в плотном потоке двигайся чуть в стороне от колеи товарища, это спасет тебя от неприятностей, если зазеваешься, или он резко затормозит.

Если вы решили оседлать мотоцикл, всегда стоит помнить о безопасности - это может стоить вам жизни или повлечь тяжелые последствия.

Риск

Вне зависимости от опыта вождения, выезжая на дорогу я всегда понимаю и помню, что как бы я мастерски не водил, езда на мотоцикле смертельно опасна. Вы скажете, что на машине тоже можно разбиться. Это так, но я уверен, что на мотоцикле разбиться насмерть или остаться калекой больше шансов. Объясню почему я так считаю.

Во-первых езда на мотоцикле значительно динамичней, чем на машине. Ускорение и торможение происходит быстрее и чаще, шансы врезаться или быть сбитым повышаются.

Во-вторых водители машин просто не видят мотоциклистов в своих зеркалах, особенно весной, когда они еще не успели привыкнуть к мотоциклам и могут просто не заметить при перестроении.

В-третьих вы можете влететь в яму и не удержать мотоцикл, а учитывая, что у мотоцикла всего две точки опоры, то очень легко потерять равновесие.

И в-четвертых между вами и опасностью только лишь тонкий слой кожи вашей мотоэкипировки.

Трезвость ума

Каждый выезд из гаража у меня сопровождается напутствием самому себе: «Только не вы*бывайся, едь спокойно, едь спокооооойно» . Это всегда помогает, когда адреналин бьет через край и хочется острых ощущений: открутить ручку газа на полную, поиграть в «шашки» между машин, пролететь в миллиметре от попутного или встречного транспорта.

Любой мотоцикл даже в самого забитого ботаника вселяет немного бунтарства и чувства, что ты паришь над законами физики и правилами дорожного движения и тебе за это ничего не будет. От соблюдения ПДД зависит до 90% безопасности, поэтому пренебрегать правилами движения: злостно нарушать скоростной режим, не обращать внимания на дорожные знаки и разметку, хулиганить в потоке бесконечно не удастся, однажды этому придет логический финал.

Держите себя в руках и не поддавайтесь на провокации погоняться с идиотами, особенно если вы водите мотоцикл недавно.

Экипировка и защита

О том, что защитная экипировка необходима, думаю, спорить бессмысленно. Хороший шлем, куртка с защитой спины, локтей и плеч должны быть. А еще не лишними будут штаны с наколенниками и мотоботы. Мотоботы или в крайнем случае дубовые армейские берцы очень важный момент. Видели на дороге мотоциклистов, обутых в кроссовки, кеды или мокасины? Так вот это первые кандидаты на то, что при падении они сточат пальцы ног об асфальт до костей или вывернут ступни в обратную сторону. Если вы катаетесь без защиты, то рано или поздно об этом пожалеете или вы или ваши родные.

Манера езды

От аварии не застрахован ни профи, ни уж тем более новичок. Самая опасная ошибка как у начинающих мотоциклистов, так и у бывалых - это чрезмерная уверенность в своем профессионализме и мастерстве. Статистика аварий на мотоциклах говорит о том, что чаще всего разбиваются молодые мотоциклисты 18-23 лет и дяденьки, которым 35-45 лет. Первые бьются по своей дури из-за неумения контролировать свои эмоции и из-за желания выпендриться - тут все понятно. А вот со вторыми интересней: в детстве у них был Минск/Восход/Иж/Ява или дедушка давал порулить на Урале. И сейчас, желая вспомнить молодость, они покупают себе литровый спортбайк или тяжелый чоппер в полной уверенности, что это то же самое. Но это совсем не то же самое. Это другие скорости, другие ускорения, другие массы, другое сцепление с дорогой и другая техника маневрирования. Удерживать мощный мотоцикл на скорости, правильно входить в повороты, чтоб не быть вынесеным центробежной силой в кювет и эффективно тормозить без заносов и юза с непривычки гораздо сложнее, чем на отечественной технике. Кроме того на современных мотоциклах скорость ощущается меньше.

Маневры

Лично я всегда сбавляю скорость на узких улицах, перед пешеходными переходами, перед светофорами и перекрестками, даже если мне горит зеленый или кажется, что никого нет. Всегда неожиданно на дорогу может выскочить человек, вывалиться пьяница, выбежать ребенок или вылететь молодой горячий джигит на тонированной девятине или папином порше. Всегда нужно быть готовым резко затормозить без ущерба для себя и окружающих. Также я не стартую на светофоре одновременно с включением мне зеленого, пока не удостоверюсь, что все, кому горел до этого разрешающий сигнал, закончили свой маневр.

Не стоит близко ехать за автомобилями, поддавшись соблазну уменьшить сопротивление воздуха и снизить расход топлива, держите дистанцию, позволяющую затормозить или объехать едущий впереди автомобиль, если вдруг он резко затормозит перед препятствием.

Также не нужно ехать за автомобилем посредине полосы, потому что автомобиль, не объезжая, может пропустить между колес дыру в асфальте, открытый люк или лежащий на дороге предмет. Двигаясь по средине полосы вы можете не успеть избежать встречи с этим препятствием.

Руль нужно держать крепко и особо не расслабляться — ямы на наших дорогах появляются внезапно.

Езда в колонне

В колонне есть свои правила безопасной и удобной езды. Мотоциклы едут в шахматном порядке: в одной полосе, слева и справа и правый край со сдвигом назад на полтора корпуса. Расстояние между мотоциклами с одной стороны 4 корпуса мотоцикла - это удобно и в случае экстренной ситуации позволит либо уйти в сторону, не врезавшись во впереди едущие мотоциклы, либо затормозить.

Необходимо следить, чтобы колонна не растягивалась и расстояние между мотоциклами не изменялось.

Обгон колонной других транспортных средств идентичен автомобильной колонне: все идут на обгон не беспрерывной змеей, а по очереди по одному.

Езда в пробке

Важным навыком в условиях города является умение бодро передвигаться по пробкам независимо от ширины мотоцикла. В плотном потоке медленно едущих или стоящих машин я максимально концентрирую свое внимание на впереди стоящих по обе стороны от меня автомобилях. Приходится улавливать малейшие движения машин перпендикулярно потоку, замедление или ускорение как потока, так и отдельных ездунов, любое даже незначительное движение баранками рулей, наблюдать в зеркалах машин взгляды водителей и по выражению лица понимать что водитель сейчас сделает. Скорость в плотно стоящей пробке выше 40-50 км/ч я стараюсь не превышать. Должна быть возможность экстренно затормозить, если кто-то решит резко перестроиться без включения поворотов или просто откроет дверь, чтобы плюнуть на асфальт. Кроме того необходимо включить дальний свет и если есть возможность, то ехать «волной», наклоняя мотоцикл из стороны в сторону, светя таким образом дальним светом в зеркала впереди стоящих машин. Пальцы рук всегда держите на сцеплении и переднем тормозе.

Не стоит выезжать на встречную полосу по понятным причинам. По разделительной полосе двигаться не рекомендую по причине того, что на ней всегда много песка, который резко снижает сцепление резины с асфальтом и летит в глаза, да и в принципе это нарушение ПДД карается серьезным наказанием.

Вот мой пример проезда по пробкам. Не очень правильный, но все же: горит дальний (можно увидеть по синей лампочке на приборной панели), стараюсь в широких местах ехать волной. Если внимательно присмотреться, то на 3:58 я еле вписался в проем, а все потому, что превышал разумную скорость в пробке. И вообще ехал очень опасно, тем более с пассажиром и рисковал налететь на внезапно открытую дверь. Так ездить не рекомендую.

Езда в дождь и весной

Езда в дождь неприятна и таит в себе некоторые опасности.

Во-первых падает видимость, потому что засирается визор шлема.

Во-вторых падение сцепления резины с асфальтом - мотоцикл становится менее устойчивым, особенно в поворотах.

В-третьих категорически не рекомендуется ездить по мокрой разметке, переезжать мокрые трамвайные пути или песок на асфальте с ускорением (под нагрузкой) - заднее колесо легко проскальзывает и вы начинаете уходить в занос или просто поскальзываетесь даже на маленькой скорости. И оглянуться не успеете, как разложитесь по асфальту. Лучше всего в этих местах сбросить газ и дать мотоциклу просто катиться по инерции либо с одинаковой небольшой скоростью.

В-четвертых в сильный дождь есть вероятность попасть в аквапланирование. Даже на машине это опасно, а на мотоцикле это почти гарантия того, что вы улетите, так что проезжайте лужи на малой скорости.

Весной (март-апрель) асфальт холодный и на нем еще лежат реагенты - сцепления резины с асфальтом просто никакого! Если уж выкатились на дорогу, едьте аккуратно. Нормально можно начинать ездить после первых хороших дождей, которые смоют с асфальта всю зимнюю скользкую химию. Но лучше заранее для себя определиться когда лучше открывать мотосезон в России .

Езда с пассажиром

Жизненно важно как для пассажира, так и для вас правильно проинструктировать пассажира, так называемого нажопника, особенно, если он никогда до этого на мотоциклах не ездил.

Во-первых пассажир может садиться на мотоцикл и слезать с него ТОЛЬКО после вашего разрешения, когда вы сидите на мотоцикле, мотоцикл в строго вертикальном положении, вы крепко держите руль и широко упираетесь ногами в землю. Почему нужно широко упереться ногами? Пассажир, особенно неопытный, часто забывает как правильно садиться на мотоцикл и сразу ставит одну ногу на подножку, в то время, как второй ногой отталкивается от земли, такой лихой ковбой. Соответственно с одной стороны мотоцикла резко возникает большой перевес и велика вероятность не удержать мототоцикл и завалить его на бок, придавив незадачливого пассажира и заодно свою ногу.

Во-вторых садиться на мотоцикл и слезать с него в большинстве случаев удобней слева. Это обусловлено физиологией (большинство людей правши) и конструкцией, особенно у круизеров и чопперов, у которых выхлопные трубы расположены справа. Если на мотоцикле только что катались, трубы горячие и пассажир может сильно обжечься вплоть до облезания кожи на лодыжке. Лично у меня был такой случай, пришлось нестись в ближайшую аптеку за антиожоговой мазью и бинтовать ногу пассажирке.

В-третьих объясните пассажиру насколько важно для него держаться максимально крепко за ваш корпус или специальные рукоятки, а не болтаться сзади как презерватив на ветру. Вы даже случайно можете резко стартануть, пассажир падает с мотоцикла назад, ломает себе шею, копчик или получает серьезный ушиб.

В-четвертых пассажиру нельзя расслабляться и нужно крепко держаться всю дорогу. Ямы, в которые вы неизбежно будете попадать, могут подбросить пассажира с сиденья и если он не держится, то просто приземлится пятой точкой на асфальт.

В-пятых попросите пассажира не помогать вам подруливать при маневрах, т.е. дополнительно не смещать свое тело в сторону поворота, таким образом меняя центр тяжести мотоцикла и ваших тел. Пусть сидит ровно как на стуле и постарается «слить» свое тело с вашим. Вы уже знаете, как вам рулить и подсознательно просчитали веса и равновесные силы. Неожиданности, помогающие внезапно разложиться на дороге, вам не нужны.

В-шестых ни в коем случае не пугайте пассажира! Не нужно выпендриваться и гнать как идиот, играть в шашки или катать пассажира на заднем колесе, если он не давал на это своего согласия. Если пассажир просит вас снизить скорость или ехать аккуратнее — немедленно сделайте это. Так вы избежите «спрыгивания» пассажира на скорости в состоянии аффекта и сохраните свою репутацию адекватного пилота.

Экстренные ситуации и торможение

Экстренные ситуации будут возникать постоянно, поэтому нужно уметь правильно тормозить, чтобы свести риск падения к минимуму. Экстренное торможение должно быть комбинированным, т.е. задний и передний тормоз одновременно, не резким и осуществляться рывками. В этом случае шансы затормозить или даже остановиться увеличиваются.

Ни в коем случае нельзя давить на тормоза изо всех сил, иначе колеса блокируются и вы непродолжительное время до падения летите «юзом», оставляя на асфальте характерные следы сначала резиной, потом бензобаком, глушителем, кожей ноги, поворотниками и зеркалами. Особенно не нужно блокировать тормозом переднее колесо, иначе оно сразу уходит в занос и мотоцикл «подламывается» - вы лежите на асфальте.

Падение

Не падает только тот, кто не катается. Если вам повезло и вы еще за доли секунды успеваете понять, что авария или падение неизбежно, то постарайтесь «положить» мотоцикл на бок, при этом не отпуская его, а елозя защитой по асфальту. Если мотоцикл оборудован дугами или слайдерами, то намазывая мотоцикл на асфальт вместе с собой у вас, как ни странно, больше шансов остаться не очень покалеченным, нежели вы его отпустите и будете отдельно катиться за ним, как тряпичная кукла.

Исправность мотоцикла

Выезжать на дорогу на мотоцикле с серьезными неисправностями эквивалентно умышленному самоубийству. Если вы недавно приобрели подержанный мотоцикл, советую тщательно его проверить перед покатушками. В соседней статье я расскажу как проверить техническое состояние подержанного мотоцикла и какие вещи взять с собой в путешествие на мотоцикле .

Это основные правила, которыми пользуюсь лично я.

Будьте внимательны на дороге, включайте мозги и помните народную мудрость: «тише едешь - дальше будешь».

На сегодняшний день создано большое многообразие мотоциклетной техники. Она предназначена для различных целей. Кроссовые мотоциклы относятся к разряду спортивных.

Кроссовый мотоцикл был разработан не для передвижения по трассам, а для езды по пересеченным типам местности. Его используют для езды на специализированных для этого участках, где организуются гоночные соревнования. Любой кроссовый мотоцикл является спортивным атрибутом. Его нельзя зарегистрировать в местных органах власти. На него можно получит только паспорт как на спортинвентарь.

Кроссовые мотоциклы сконструированы таким образом, чтобы их можно использовать исключительно для гоночных целей по пересеченной местности. Обычно такая мототехника обладает объемом двигателя равным 550 кубометров.

На кроссовые мотоциклы не установлена никакая электрика. На них даже нет фар. Также на них не устанавливаются спидометры, стартеры и многие другие элементы, присущие другим видам мототехники.

Кроссовые мотоциклы обладают рядом особенностей, которые отличают их от других видов мотоциклетной техники. Вот лишь некоторые из них:

  • Отсутствие различных видов сигналов. Они не подают ни звуковых, ни световых сигналов.
  • Очень сильный шум, который издает мотор. Только благодаря этому стоит задуматься, а можно ли передвигаться по городским улицам на кроссовом мотоцикле?
  • Сиденье не приспособлено для того, чтобы на нем мог поместиться еще один человек. Оно является очень узким и некомфортным. На нем может балансировать во время езды только водитель.

На кроссовом мотоцикле можно передвигаться только по мягкому грунту. В условиях городских дорог такая мототехника может выдержать поездку. Однако после этого придется заниматься ремонтом колес. Строение шин является таковым, что они могут выдержать лишь езду по мягкому грунту, а не по асфальту.

Важно: кроссовые мотоциклы доставляют до места проведения гоночных соревнований с помощью специализированной техники.

Кроссовые мотоциклы являются уникальными транспортными средствами. Они были разработаны специально для гонок, но не для обычной езды в условиях города. Поэтому на вопрос: можно ли ездить по городу на кроссовом мотоцикле ответ является отрицательным.

Для этого существует большое количество причин:


  • шины на кроссовых мотоциклах во время поездок по городским улицам могут быстро изнашиваться. В жаркое время года они становится тонкими очень быстро. Не каждый имеет возможность менять их слишком часто.
  • Резина совершенно не подготовлена для передвижения по городским дорогам, покрытым асфальтом. Из-за этого могут появиться проблемы с своевременным торможением.
  • мотор и все остальные элементы не приспособлены к городской езде,
  • даже самые мелкие осколки стекла или других предметов на дрогах могут проткнуть колеса кроссового мотоцикла.

Это далеко не всех причины, которые не позволяют передвигать на кроссовом байке по городским улицам. Есть еще ряд особенностей, которые не позволяют легально передвигаться по городским улицам на таком транспортном средстве. Они связаны с документами. Владельцы кроссовых мотоциклов не имеют возможности поставить свое транспортное средство на учет в отделении ГИБДД по месту прописки. Это обусловлено тем, что любой мотоцикл кроссового типа относится к категории спортивного инвентаря.

Прежде, чем начать ездить на мотоцикле, необходимо привыкнуть к тому, что соблюдение правил дорожного движения станет вашей обязанностью, потому что вы становитесь участником дорожного движения. Вы должны знать все его законы и, естественно, следовать этим законам. Ведь вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но и жизни окружающих вас людей. Не нужно пренебрегать элементарными средствами защиты в своей экипировке. Если вы перевозите ребенка, то вам необходимо позаботиться и о безопасности маленького пассажира. Никакие ремни и лямки не помогут обеспечить полную защиту малыша при ДТП. Детские автокресла специально предназначенные для поездок на мотоцикле могут обеспечить наиболее полноценную защиту вашему малышу во время путешествия.

Езда по городу требует от мотоциклиста повышенного внимания. Нужно соблюдать не только правила дорожного движения, но и характерные особенности движения в вашем городе. Считается, что наиболее безопасно ездить со скоростью, которая превышает скорость основного потока на 20%. Легкая авария для автомобилиста может стать самой тяжелой для мотоциклиста. Ведь вместо небольшой помятости крыла автомобиля может быть открытый перелом вашего бедра, а вместо пробитого радиатора – перелом позвоночника или сотрясение мозга.

Если в вашем городе принято поворачивать налево из крайней правой полосы, необходимо учесть, что автомобилисты будут поступать именно так. Поведение мотоцикла напрямую зависит от дорожного покрытия, температуры воздуха, от установленной резины. При температуре ниже 10 градусов в сухую погоду на обычной резине начинаются проблемы со сцеплением с дорогой. Увеличивается тормозной путь, при разгоне зад мотоцикла начинает вилять. Чем ниже температура, тем больше внимания нужно уделить прогреву резины.

Песок и грязь на прямой дороге при равномерном движении не будет являться сильным препятствием для мотоцикла. Но, если что-то ухудшающее сцепление с дорогой окажется на повороте, то необходимо обязательно сбросить скорость, иначе вы окажетесь на земле. Такая же ситуация и при торможении. Оказавшись на грязной дороге, существует большая вероятность падения. Если вы ездите в основном по городу, то не рекомендуется использовать гоночную резину.

В дождливую погоду ездить, конечно, можно. Но нужно помнить, что сцепление колес с мокрой дорогой гораздо хуже, чем с сухой. В дождь резко ухудшается видимость для автомобилистов, и они становятся источником повышенной опасности, а это вам не игрушки . Потенциально опасными местами являются трамвайные пути, перекрестки, места со снятым асфальтом, заправки, выезды с различных площадок, разделительные полосы и другие.

В большом городе мы часто сталкиваемся с проблемой пробок. Мотоциклисту гораздо проще решить эту проблему, нежели автомобилисту, потому что мотоцикл может легко проехать между рядами. Но есть много вещей, которые нужно знать при такой езде.
— будь готов. Двигаясь между рядами, нужно всегда держать руку не только на газу, но и на тормозе. При необходимости это даст вам дополнительные полсекунды.
— смена траекторий. В области, где машины меняют траектории, нужно быть особо внимательными. Если вы замедлитесь перед поворотами или выездами на автострады, то вас могут подрезать автомобилисты.
— пробки. Чем ниже скорость, том более плотно едут автомобили. Если скорость увеличивается, то расстояние между автомобилями тоже увеличивается. При этом многие автомобилисты начинают менять полосы движения, они могут не заметить мотоциклиста.
— зеркала. Большинство зеркал легковых автомобилей находятся на одном уровне с зеркалами и рулем мотоциклиста. Обычно зеркала автомобилей больше всего участвуют в столкновении, именно их необходимо принимать во внимание при приближении к машине.
— дистанция. Автомобилисты всегда ждут промежутка, чтобы перестроиться, и обычно не соблюдают дистанцию. Если мотоциклист при перестроении машины окажется рядом, то столкновения не избежать.
Автомобили движутся с разными скоростями. Лучший вариант – движение машин в разных полосах с одинаковой скоростью. Если же одна полоса движется быстрее, то появится много желающих перестроиться в поток с более высокой скоростью движения.
Многие мотоциклисты очень невнимательны во время движения по городу. Для вашей же безопасности необходимо отключиться от ненужных мыслей и сосредоточиться на дороге. Желательно подключить периферийное зрение. Смотреть нужно не только вперед, но и по сторонам, стараясь видеть всех участников дорожного движения, особенно в “мертвой зоне”.
Если вы едете с пассажиром, тормозной путь намного увеличится. Если же столкновения не избежать, то необходимо быть готовым к тому, что вам придется “катапультироваться”. Падать лучше как можно дальше от мотоцикла.
При езде на мотоцикле нельзя расслабляться ни на секунду, ведь мотоцикл является средством повышенной опасности.

Советы для тех, кто только что начинает ездить на мотоцикле. Для начала нужно привыкнуть соблюдать правила дорожного движения (ПДД), Ваша безопасность напрямую зависит от соблюдения правил, как в физическом, так и в юридическом плане. Некоторые водители уверены, что ПДД не являются абсолютной правдой жизни и считают, что их не только можно, но и нужно нарушать. Потому, на самом деле, вероятно стоит соблюдать и учитывать не только ПДД, но и характерные особенности движения на вашей территории.

Если в вашем городе принято из крайнего правого ряда поворачивать налево, то стоит учитывать эту особенность автомобилистов. Предполагается, что безопаснее всего (как на автомобиле, так и на мотоцикле) передвигаться со скоростью, на 20% превышающую скорость основного потока. В этом случае зона, которую необходимо контролировать, сужается до сектора впереди себя.

Езда по городу требует от вас предельного внимания. Если вы водите и автомобиль, то помните: сколько раз вам в стекло влетал камень от впереди идущей машины, сколько раз вы задевали за чужие зеркала, сколько раз вы слегка касались своей машиной чужую… и более серьезные аварии (требующие в последствие ремонта автомобиля).

А теперь проиграйте в голове все эти ситуации с одним только изменением – вы попали в них на мотоцикле. Камень от машины попал в ваш шлем (надеюсь вы его одели). Вместо легкой помятости крыла – открытый перелом колена. Вместо пробитого радиатора при ударе о впереди стоящую машину – сотрясение мозга, перелом позвоночника. Вам все еще хочется кататься на мотоцикле?

Для мотоцикла очень важно состояние дорожного покрытия. Если открытый люк для автомобиля – это гнутый диск и/или ремонт подвески, а если Вы на мотоцикле, то красоте вашего полета позавидуют каскадеры (только падают они на подготовленные площадки, а вы нет).

Очень сильно поведение мотоцикла зависит от установленной резины, температуры воздуха, влажности дорожного покрытия.

На обычной, дорожной резине типа Michelin Hi Sport, Michelin Pilot sport, проблемы со сцеплением с дорогой начинаются уже при температуре ниже 10-12 градусов в сухую погоду. Проблемы выражаются в увеличении тормозного пути, ощущение легкого проскальзывания в повороте, некоторого виляния задом при разгоне. В любом случае, чем ниже температура, тем больше вниманию надо уделать прогреву резины, тем плавнее надо все делать. Думаю, что если температура упала ниже 5 градусов, можно считать, что едешь по льду. Особенно стоит быть внимательным в межсезонье, когда очень велика разница между дневной температурой и утренней/вечерней. Стоит так же учитывать, что нас больше волнует температура поверхности дороги. Так, при 10 градусах воздуха и ярком солнце, температура дорожного полотна может быть выше температуры воздуха и сцепление будет лучше. С другой стороны, при такой же температуре и холодном ветре и отсутствии солнца, температура полотна будет ниже. Со временем вы начнете чувствовать дорожное покрытие, но помните, известно много случаев, когда человек падает именно из-за проблем с недогревом колес.

Грязь (песок, масло…) – на прямой дороге, при равномерном движении это еще можно пережить. Но не дай бог что-то, что резко ухудшает сцепление с дорогой попадется вам в повороте. Окажитесь на земле и пискнуть не успеете.

Аналогично при торможении. Если в нормальных условиях мотоцикл очень эффективно тормозит, то попадание на грязные участки дороги при торможении с большой вероятностью приведет к падению.

Среди мест, с повышенной вероятностью загрязнения дорожного полотна стоит отметить: перекрестки, заправки, выезды со стройплощадок и автобаз, места аварий, разделительные полосы, места ремонтов дорог и другие.

В дождь ездить вполне можно. Это начинаешь понимать посмотрев (или приняв участие в) дождевые гонки. Стоит только учитывать, что сцепление с мокрой дорогой сильно хуже чем с сухой. Кроме этого, из за воды охлаждается резина, что так же приводит к ухудшению сцепления.

Будьте особенно осторожны на разметке, трамвайных путях, полосах движения, примыкающих к газонам, гудроновых полосах, лужах, местах со снятым и свежим асфальтом и всех потенциально опасных местах, который были описаны ранее. Стоит так же учитывать, что в дождь ухудшается видимость для водителей автомобилей – они становятся более опасны. Вообще, для того, чтобы нормально ездить в дождь стоит потренироваться на треке в мокрую погоду. Незабываемые ощущения вам гарантированны. Стоит так же помнить, что разная резина ведет себя по разному.

О резине можно говорить долго, но вот несколько основных вещей:

Резина должна быть в хорошем состоянии, с нормальным давлением и подходящая для данного вида использования мотоцикла. Если вы преимущественно катаетесь по городу, то не стоит использовать гоночную резину (слики и резины с индексами race, soft, supersoft, race soft и так далее). Все дело в том, что мало того, что гоночая резина быстрее изнашивается, она обычно приспособлена для более узкого диапазона температур, рабочих давлений и «мест использования». Например, гоночая резина делается специально так, чтобы улучшить стабильность в поворотах с максимальным углом наклона мотоцикла и максимальной скоростью. При этом, теряется некоторая стабильность при движении по прямой. Гоночная резина обычно делается с меньшим протектором, что приводит к лучшему сцеплению с дорогой на чистой и сухой трассе, но резко ухудшает ее свойства при езде по городу в сырую погоду. Кроме того, некоторые составляющие гоночной резины очень быстро испаряются, что приводит к ухудшению ее сцепных свойств.