Автобусы городские продаются

По вопросам покупки данной техники (МАЗ-203 автобус городской низкопольный), условиях кредита и лизинга, сервисного и гарантийного обслуживания просьба обращаться к дилерам завода или в официальные представительства. Поставка может осуществляться как напрямую с завода-изготовителя, так и с площадок в Москве и других регионах РФ.

Автобус городской низкопольный предназначен для перевозки пассажиров на городских маршрутах. Количество мест для сидения 26 или 28, вместимость 102 (99) чел.

Автобус полностью отвечает европейским требованиям для перевозки пассажиров (Правила №107 ЕЭК ООН).

Техническике характеристики МАЗ 203

Назначение Городской
Габаритные размеры, мм 12000 x 2550 x 2920 (3015)
База, мм 590
Колея колёс (передних/задних), мм 2101 / 1888
Высота ступеньки над уровнем дороги, мм 270
Высота пола на площадке средней двери, мм 330
6500 / 11500
Полная масса, кг 18000
Снаряжённая масса, кг 11100 (11270)
Количество мест для сидения 26 или 28
Номинальная вместимость, чел. 102 (99)
Максимальная скорость, км 80 (110)
Двигатель OM 906LA
Мощность двигателя, кВТ (л.с.) 170 (231)
Объём двигателя, л 6.37
Коробка передач механическая или автоматическая
Подвеска передней оси зависимая пневматическая, двухбалонная
Подвеска задней оси зависимая пневматическая, четырёхбалонная
Тормозная система пневматическая с системой ABS и ASR
Колёса дисковые, 8.25х22.5
Шины 11 70R22.5

МАЗ 203 впервые был представлен на московской выставке в августе 2005 года. После этого он прошел весь цикл испытаний и с апреля 2006 года запущен в серийное производство.

По словам ведущего инженера-конструктора автобусного производства РУП «МАЗ», создателя автобуса МАЗ 203 Андрея Здрока, при создании этого автобуса главным требованием было понижение уровня пола. В городском автобусе уровень пола составляет 360 мм, в 203-м — 340 мм. Для пассажиров различие в 20 мм не заметно, однако конструктивно это существенная разница. Регулировка уровня пола не механическая, а электронная. Она позволяет опустить автобус до 50 мм или приподнять его на 110 мм.

Из новых функций в автобусе МАЗ 203 кондиционер, электронная подвеска, централизованная система смазки «Линкольн», которая постоянно смазывает малыми порциями все основные точки, требующие смазки, система сама качает пластичную смазку с помощью дозаторов во все необходимые узлы, шарниры и т.д.

Еще одна функция новой модели городского автобуса — информационная система, или так называемый бортовой компьютер (производства Польши). Она включает в себя одно внутреннее табло и три наружных. В этой системе есть возможность связи с компьютерами двигателя и коробки передач. На небольшом мониторе водитель может отслеживать некоторые параметры двигателя, а также может записывать их в память и потом смотреть графики.

В этой информационной системе есть возможность навигации GPS и обмена данными по GSM. Ее применение оправдано, если все автобусы оборудованы такой системой GSM, а на диспетчерской станции установлена навигация GPS. С ее помощью можно определить местоположение автобуса с точностью до 10 м. Автобус в радиусе около 100 м от диспетчерской станции может передать на нее информацию о маршруте, скорости движения, количестве остановок и открытий дверей.

Более того, эта система имеет автоматический речевой информатор, который при правильной установке сам сообщает название остановки, подъезжая к ней, а не тогда, когда двери уже открылись. Отъезжая от остановки, он автоматически объявляет название следующей. На бегущей строке внутри салона полностью отражается информация о маршруте и те остановки, которые автобус уже проехал, не отображаются.

На в Минске вместо этой системы используются информационные табло отечественного производства, которые тоже включают в себя три наружных табло (фронтальное, боковое, заднее) и бегущую строку внутри салона. Речевой информатор управляется с помощью кнопок.

Согласно требованиям для городского автобуса , МАЗ 203 оборудован системой книлинг, с помощью которой автобус наклоняется или приседает, и на бордюрный камень откидывается трап для заезда инвалидной коляски; имеется спинка, на которую инвалид-колясочник опирается и пристегивается специальным ремнем, а также четыре приоритетных места для людей с ограниченной двигательной способностью.

203-й городской автобус оборудован системой аэрозольного пожаротушения. Установлен генератор аэрозоли, к которому подведен шнур. В случае возгорания огнепроводный шнур сгорает, и срабатывает генератор аэрозоли. На таких автобусах есть специальные таблички с описанием работы этой системы. Кроме того, в целях пожарной безопасности городские автобусы облицовываются материалами, которые не поддерживают горение.

Фотографии МАЗ-203 автобус городской низкопольный

Низкопольный автобус МАЗ-203 предназначен для перевозок пассажиров по пригородным и городским маршрутам.

Как и многие другие автобусы производства Минского автомобильного завода, МАЗ-203 имеет низкий пол (всего 34 см от дорожного полотна), что существенно облегчает посадку/высадку пассажиров. На достижение той же цели работает инновационная система книлинга - принудительного наклона кузова. Это дает возможность уменьшить время на остановки и увеличить среднюю скорость передвижения по маршруту. Автобус МАЗ-203 вмещает до 150 пассажиров.

Особенности конструкции

Автобус МАЗ-203 имеет шестицилиндровый рядный дизельный двигатель Mercedes-Benz OM906LA (мощность - 231 л. с. или 279 л. с., рабочий объем - 6,37 л). Все моторы соответствуют стандартам экологичности Евро-4 и Евро-5. Максимальная скорость автобуса МАЗ-203 - 75 или 106 км/ч, она определяется установленным силовым агрегатом. К другим значимым блокам автобуса относятся тормоза Knorr-Bremse (дисковые с пневматическим приводом), коробка передач (6-ступенчатая ZF 6HP502 или 3-ступенчатая Voith Diwa 851.3E с гидродинамическим тормозом-замедлителем), портальные мосты ZF, рулевое управление ZF с гидроусилителем и переменным передаточным числом. Двигатель установлен в задней части автобуса МАЗ-203, в моторном шкафу. Безопасность транспортного средства повышают системы ASR и ABS. Работа двигателя находится под контролем водителя благодаря бортовому компьютеру, система поддерживает GSM и GPS.

Низкопольный городской автобус МАЗ-203 выпускается на Минском автомобильном заводе с 2006 года. Машина радикально отличается от своей предшественницы, модели МАЗ-203. Разница заключается в конфигурации нижнего яруса салона. У сто третьей версии поверхность пола поднимается на 400 миллиметров, начиная от задней кромки средней двери и заканчивая дальней стенкой автобуса. С правой стороны, на возвышенности, расположены два двухместных сиденья, а за ними находится рабочее место кондуктора, кресло, развернутое на 90 градусов для большего удобства.

Обустройство салона

С левой стороны подиума расположены три двухместных сиденья. Наклон спинок соответствует нормам эргономики. У задней стенки установлен один сплошной ряд сидений на шесть мест. Общее количество посадочных мест - 32.

Пол модели МАЗ-203 ровный по всему салону, но в самом конце смонтировано небольшое возвышение, на котором расположены три кресла. В заднем левом углу установлен модуль с охлажденной питьевой водой. Перед автоматом расположены еще два сиденья. На колесных арках задних колес смонтированы восемь кресел, по четыре с каждой стороны. Эти сиденья установлены спинками друг к другу. Некоторым пассажирам, которых укачивает в автобусе, такое обратное расположение подходит лучше всего. Остальные сиденья установлены обычным порядком, по направлению движения. Однако на арках передних колес кресла также развернуты спинками друг к другу.


Посадка и высадка

Модели МАЗ-203 выглядит достаточно просторным, в зоне средних створчатых дверей находится свободная площадка, на которой может разместиться инвалид-колясочник или несколько чемоданов. Для посадки и высадки инвалидов предусмотрена выдвижная платформа, которая оснащена электроприводом и управляется из кабины водителя.

Высота от дорожного полотна до линии пола составляет 330 мм, этого достаточно для комфортной посадки и высадки обычных пассажиров, притом что автобус паркуется у бордюра, который есть на каждой остановке по ходу маршрута. Машина подходит строго по линии, с таким расчетом, что все три двери оказываются прямо у края асфальтовой площадки. Ее высота составляет 18-20 сантиметров.

Конструкция

Параметры кузова одинаковы для всех городских автобусов марки МАЗ второго поколения. Это модели МАЗ 256, 171, 251, 206. Каркас кузова изготовлен из профильных оцинкованных тонкостенных труб. Сварная конструкция соединяется с панелями обшивки из стеклопластика, после чего в пазы вставляются стекла.

Лобовое стекло панорамной конфигурации обеспечивает водителю полный обзор, а также способствует эффективному освещению салона. Передняя дверь полностью задействована для входа и выхода пассажиров, в то время как у модели МАЗ-103 для этой цели работала только одна створка - другая служила для прохода водителя в кабину.


Экспорт

По своим данным МАЗ-203 соответствует нормативам европейских стран и уже экспортировался в Германию и Польшу. В настоящее время рассматривается вопрос поставки автобуса в Испанию. Городской транспорт этой страны в основном состоит из аналогичных автобусов, так что двухсот третий вполне впишется в транспортную структуру Мадрида и других крупных городов.

Автобус является лауреатом премии 9-го "Мотор-шоу-2005". Машина также получила первое место на международной выставке SIA-2006, проходившей в Киеве.

МАЗ-203: технические характеристики

Производитель - Минский автомобильный завод.

  • полная снаряженная масса - 11 100 кг;
  • скорость, близкая к максимальной, - 90 км/ч;
  • класс - большой;
  • вместимость, сидячие места - 37;
  • полная допустимая вместимость - 102;
  • передние колеса, колея - 2101 мм;
  • колея задних колес - 1888 мм;
  • высота по линии крыши - 2920 мм;
  • число дверей - 3;
  • подвеска, передняя - зависимая, рессорно-пневматическая;
  • задняя подвеска - зависимая с неразрезным мостом, рессорно-пневматическая;
  • тормоза - дисковые на всех колесах.

Силовая установка

Двигатель автобуса МАЗ-203 производства ММЗ. Характеристики мотора отвечают требованиям экологического стандарта Евро-4:

  • двигатель - дизель Daimler Chrysler OM 906;
  • число цилиндров - 16;
  • конфигурация - расположение V-образное;
  • крутящий момент - 110 Нм при вращении 1300 оборотов в минуту;
  • мощность, близкая к максимальной, - 279 л. с.;
  • рабочий объем цилиндров - 6,37 литра.

Трансмиссия - автоматическая трехступенчатая коробка передач.

Представители завода МАЗ, говоря о ближайших планах, упоминали разработку и начало выпуска второго поколения городских автобусов. Однако их проектирование началось только в начале 2004 г. и первый опытный образец полностью низкопольного автобуса собственной конструкции МАЗ-203 был представлен широкой публике в августе 2005 г. на 9-ой Московской международной выставке «Мотор-Шоу-2005». Надо отметить, что тогда минский автобус оказался вне всякого сравнения с автобусами, представленными другими производителями пассажирского транспорта, наголову превосходя их как в плане внешнего вида, так и в техническом исполнении, за что и получил специальный приз жюри конкурса «Автобус выставки». Ничего удивительного, принимая во внимание слова тогдашнего директора МАЗа, Валентина Гуриновича, сообщившего прессе, что с этими автобусами предприятие планирует появиться на европейском рынке. Весной следующего года, на международном автосалоне SIA-2006 в Киеве, МАЗ-203 был признан лучшим городским автобусом большого класса, а на Втором Международном автотранспортном форуме, проходившем в Москве осенью 2006 г., МАЗ-203 был признан «Лучшим городским автобусом года». Помимо выставок в России и Украине, автобус демонстрировался в городах России, Польши и Болгарии. Начало серийного выпуска нового автобуса сначала планировалось начать в апреле 2006 г., потом планируемый запуск в серию был перенесен на вторую половину 2006 г., а по состоянию на февраль 2007 г. было известно лишь о 15 машинах МАЗ-203 и МАЗ-203С (в Беларуси он позиционируется как пригородный, а в странах Западной Европы это двухдверная версия городского автобуса, предназначенная для эксплуатации на ненапряженных городских маршрутах).

МАЗ-203 (МАЗ-203С), в отличие от предшественника, является полностью низкопольной машиной благодаря установке портальных мостов, а это значит, что уровень пола в районе всех трех (двух) дверей одинаков и составляет 340 мм, что на 20 мм ниже, чем в районе передних и средних дверей в МАЗ-103 и МАЗ-103С (а высота ступеньки над уровнем дороги при использовании системы «книлинга» (kneeling) и того меньше - всего 270 мм), нет уклона в задней части салона и ступеньки в районе третьих дверей. Внешне автобусы МАЗ второго поколения отличаются от европейских одноклассников только наличием эмблемы «МАЗ» на «морде», будучи выполненными в соответствии с европейскими тенденциями автобусной «моды». Тут и вклеенные стекла (при этом отсутствуют профили накладок на швах, соединения выполнены заподлицо и замазаны специальным клеем) с ровной нижней линией остекления, и стильные передние фонари, и огромное панорамное лобовое стекло без перемычки. Изюминка автобусов - заднее стекло в виде перевернутой трапеции. «Выросли» автобусы также в техническом и технологическом плане. Основные комплектующие пока импортные. Это хорошо знакомые шестицилиндровые рядные 231- или 279-сильные дизельные двигатели Mercedes-Benz OM906LA рабочим объемом 6,37 л, соответствующие нормам токсичности EURO-3 или EURO-4 и позволяющие автобусам МАЗ-203 развивать скорость 75 или 106 км/ч в зависимости от используемого силового агрегата, а также шестиступенчатая коробка передач ZF 6HP502 или трехступенчатая Voith Diwa 851.3E с гидродинамическим тормозом-замедлителем, портальные мосты ZF, рулевое управление ZF с переменным передаточным числом и гидроусилителем, а также тормоза Knorr-Bremse. Двигатель, к слову, как и на автобусе МАЗ-103 , размещен в моторном шкафу в заднем свесе. На МАЗ-203 двигатель размещен под углом в девять градусов к продольной оси. Вполне возможно, на автобусы помимо дизелей Mercedes-Benz возможна будет также установка силовых агрегатов Deutz и ММЗ. Также вполне возможно, что в будущем на смену зарубежным придут отечественные узлы и агрегаты, что сделает автобусы более доступными для небогатых или экономных покупателей. Как это скажется на надежности самих автобусов, сказать пока сложно. Правда, скорого замещения импортных деталей отечественными ожидать, вероятно, не стоит, т.к. низкопольные автобусы такого технического и технологического уровня в Беларуси до сих пор не выпускались.

Кузов автобусов выполнен по технологии, сходной с технологией изготовления кузовов автобусов первого поколения - он изготавливается из оцинкованных труб прямоугольного и специального сечения. Правда, конструкция каркаса кузова принципиально другая - она стала более совершенной и прочной. Пластиковые панели для кузова и интерьера автобусов изготовлены в Беларуси - в Лиде и Осиповичах, сиденья тоже белорусские, но на заказ можно поставить и более стильные импортные сиденья. Топливный бак и его заливная горловина находятся над правым передним колесом сразу за передней дверью.

Полная масса автобусов МАЗ-203 и МАЗ-203С составляет 18 000 кг, масса автобуса МАЗ-203 в снаряженном состоянии - 11 100 кг и 11 270 в варианте с кондиционером. В случае с автобусом МАЗ-203С масса в снаряженном состоянии равняется соответственно 10 800 кг и 11 000 кг. Допустимая нагрузка на переднюю ось составляет 6 500 кг, на заднюю - 11 500 кг. Подвеска (как задняя, так и передняя) - зависимая пневматическая. Подвеска передней оси - двухбалонная, задней - четырехбалонная.

Все колеса городских автобусов второго поколения оборудованы дисковыми тормозами с пневматическим приводом. Кроме того, машины комплектуются системами ABS и ASR. Дисковые колеса (8.25/22,5) «обуты» в шины размерностью 11/70R22.5.

Интересная деталь - автобусы МАЗ-203 и МАЗ 203С по заказу могут быть оборудованы централизованной системой смазки «Линкольн» (Lincoln), постоянно смазывающей малыми порциями все основные точки, требующие смазки. Эта система самостоятельно подкачивает пластичную смазку при помощи дозаторов во все необходимые узлы, шарниры и т.д. Еще одна интересная функция не знакомая по МАЗ-103 - бортовой компьютер. Информационная система, произведенная в Польше, включает в себя одно внутреннее табло и три наружных и позволяет связаться с компьютерами двигателя и коробки передач. На небольшом мониторе водитель может отслеживать некоторые параметры работы двигателя, а также записывать их в память. Система работает также с GPS (спутниковая навигация) и GSM (обмен данными). Навигационная система позволяет диспетчеру отслеживать местонахождение автобуса с точностью до 10 м. Автобус же, находясь в радиусе 100 м от диспетчерской станции способен передать ей всю необходимую информацию, касающуюся параметров движения - среднюю скорость, количество остановок и т.д. Кроме того, умная система при правильной установке способна без вмешательства водителя объявлять названия остановок и отображать их названия на табло, расположенном внутри салона. Правда, для того, чтобы установка данной опции имела смысл, оборудовать ею придется все автобусы предприятия или автопарка, а также диспетчерские станции. Вероятно, автобусы для Беларуси будут оборудованы отечественными речевыми информаторами и информационными системами, произведенными предприятиями МЭМЗ и «Интеграл», не такими сложными, как польская, и, соответственно, не такими дорогими. Кроме всего прочего, на городские автобусы второго поколения в качестве опции можно установить пневмоподвеску с электронным управлением, крышные вентиляторы и иное дополнительное оборудование, требуемое заказчиком.

Кабина водителя стала более функциональной и эргономичной. Панель приборов известной фирмы VDO сразу бросается в глаза: она сильно выдвинута в направлении водителя, что позволяет последнему с легкостью находить и пользоваться необходимыми переключателями. Интерьер салона автобуса МАЗ-203, вмещающего 101–105 пассажиров (при наличии 26 или 28 сидячих мест), претерпел заметные изменения, он оборудован более удобными изогнутыми поручнями и кондиционером (планировалось, что он будет в базовой комплектации, однако теперь это опция). Стоящим пассажирам в МАЗ-203 отведена площадь в 9,8 кв.м.; в МАЗ-203С она меньше за счет отсутствия задней двери и наличия большего количества сидячих мест (33–36). Стоячих мест в МАЗ-203С - 100–102. В автобусах МАЗ-203 и МАЗ-203С применены несколько иные компоновочные решения по сравнению с автобусами первого поколения, в частности, боковая дверь в средней части салона сдвинута в направлении задней оси, что, по мнению разработчиков, должно сделать более удобным процесс входа-выхода, кроме того, за счет этого удалось увеличить накопительную площадку. Вход в переднюю дверь на выставочных и экспортных автобусах такой же широкий, как и в остальных дверях - он не разделен надвое, как это было сделано в МАЗ-103 , хотя, водители и работники автопарков это «упущение» скорее всего поправили бы, если до этого МАЗ не стал бы комплектовать автобусы для отечественного рынка цельной стенкой, отделяющей рабочее место водителя от салона и делящей вход в передних дверях надвое. Напротив средних дверей имеется увеличенная по сравнению с предшественником накопительная площадка. Ширина прохода между сиденьями составляет 790 мм. Однако, пассажирам вряд ли понравятся достаточно высокие подиумы, расположенные над ведущим мостом, а также узкий проход между сиденьями в задней части салона.

Городские автобусы МАЗ с индексом, начинающимся с «двойки», стали продолжателями традиций минских автобусов в области борьбы с потенциальными возгораниями в моторном отсеке и оборудованы системой аэрозольного пожаротушения. В случае превышения температуры в «зоне ответственности» активизируются расположенные там специальные датчики и срабатывает система пожаротушения. Помимо этого, салон автобуса облицован огнеупорными материалами.

Автобусы полностью отвечают европейским требованиям для перевозки пассажиров (Правила ЕЭК ООН №№ 85, 107). МАЗ традиционно является одним из немногих производителей пассажирского транспорта в СНГ, руководствующимся при создании автобусов не только отечественными, но и европейскими требованиями и нормами касающимися перевозки людей с ограниченными возможностями. Этому служит система т.н. «книлинга», позволяющая автобусу «присесть» на остановке или же к ней «наклониться». Для облегчения заезда в салон инвалидных или детских колясок предусмотрен откидывающийся трап. В салоне имеются специальные места для крепления инвалидных колясок.

Автобус МАЗ-203 прошел множество испытаний, в т.ч. проверку тормозов в российском Димитрове, испытания на полигонах и стендах, где проверялась работа двигателя, рулевого управления, а также других узлов и агрегатов, шумность и вибронагруженность. Опытный образец прошел все испытания и получил сертификат соответствия.

Самый же первый МАЗ-203, приобретенный для городских перевозок (четвертый по счету автобус данной модели, сошедший со стапелей Минского Автомобильного Завода), появился в Польше в частном транспортном предприятии в г. Забже (Zabrze), владельцем которого является Тадеуш Повихровски (Tadeusz Powichrowski). Не обошлось, конечно, без некоторых «детских болезней»: по официально неподтвержденным данным, нарекания вызвали протекающий потолок и коробящийся ламинат; низкое качество сборки и окраски дверей, неровная вклейка лобового стекла и низкое качество проклейки большинства швов в местах вклейки окон, плохое качество пластика, из которого сделана передняя панель и кривизна швов. Дверка, разделяющая рабочее место водителя и салон, лопнула после первой тысячи километров пробега, причем (внимание!), по мнению польской стороны, она могла быть лопнувшей еще на заводе, но дефект мог быть скрыт с помощью шпаклевки и покраски. Критике подвергнуто также отсутствие на некоторых сиденьях ручек для стоячих пассажиров (примечательно, что на одной паре сидений ручка есть, но со стороны окна - на фотографии передней части салона с левой стороны за спинкой для инвалидных колясок видна та самая пара сидений). Можно ожидать, что МАЗ сделает работу над ошибками и МАЗ-203 станет достойным наследником МАЗ-103 .

Первый МАЗ-203, предназначенный для эксплуатации в Беларуси, появился в Гомельском автобусном парке № 6 13 марта 2007 г. К сожалению, и тут не обошлось без технических накладок, из-за которых автобус даже был отправлен на минский автозавод. Проблема, по неофициальным данным, заключалась в тормозах и опять таки плохо приклеенном лобовом стекле. В России МАЗ-203 впервые вышли на маршруты Казани в начале апреля 2007 г. К слову, Казань стала первым городом, который заключил договоренность на поставку большой партии автобусов МАЗ-203 (50 штук). 50 красных МАЗ-203 для Казани были оснащены двигателями Mercedes-Benz соответствующими стандартам токсичности EURO-3 и автоматическими коробками передач ZF. К слову, эксплуатация автобусов в Казани позволила выявить очередной конструкторский просчет - ослабевающие крепления панелей управления. В Минске же начало эксплуатации МАЗ-203 сначала было намечено на первую половину 2007 г., потом на вторую половину 2007 г., а потом передвинуто на 2008 год. Видимо, это было связано с проблемами сборки первых автобусов, и Минск пока просто не отваживался их купить. В конце концов, в начале 2008 года на МАЗе начала собираться партия из 50 серых автобусов для Минска, первы из которых появился на маршруте 14 февраля. Уже после начала поставок МАЗ-203 Минсктрансом было принято решение заблокировать половину передних дверей от открытия и установить ограждение в заводских условиях, для чего поставленные автобусы были направлены на завод. Это было сделано для того, чтобы не ограничивать обзорность для водителей. Опять-таки, у одного из минских МАЗ-203 появилась трещина на лобовом стекле и треснула решетка моторного отсека. Водители же жалуются на узкую кабину и жесткую переднюю подвеску. В довершение всяго негатива, по информации из неофициальных источников на МАЗе, размещенной в интернете, стало известно про то, что формы на каркас автобусов МАЗ-203 отливаются бракованными и быстро ржавеют. Начиная с весны 2008 г. партия автобусов для Минска начала окрашиваться в стандартный зеленый цвет.

В мае 2007 года первым автобусом МАЗа, соответствующим экологическому стандарту EURO-4 стал именно городской автобус второго поколения МАЗ-203076, оснащенный двигателем Deutz 2013. Данный автобус был представлен на Международной выставке пассажирского транспорта «Мобильность и городской транспорт-2007», которая прошла в г. Хельсинки с 21 по 25 мая 2007 года. На данной выставке Минский автозавод принял участие впервые. Сразу после окончания выставки автобус отправился в эстонский г. Тарту, где состоялась его презентация для перевозчиков и администрации города. Вообще, в 2007 г. МАЗ-203 активно «катался» по отечественным и зарубежным выставкам, среди которых были «АвтоТехЭкспо-2007», «Комтранс-2007», «Хозяйственная Выставка Беларуси» в Польше и другие.

В конце лета 2007 г. 2 МАЗ-203 появились в Витебске (в конце осени уже было окло 7), примерно в это же время МАЗ-203 появился в Полоцке, а в начале осени пришла очередь Украины - в Донецке появилось несколько десятков МАЗовских городских автобусов второго поколения. Осенью же 2007 года был собран 100-тый автобус этой модели. До конца 2007 г. автобусы МАЗ-203 появились и в Казахстане, а также в очередных российских городах - Красноярске и Самаре.

Весной 2008 г. автобусы МАЗ-203 стали весьма активно приобретаться польскими перевозчиками. Так, в марте 4 автобуса приобрело предприятие Forbus из г. Быдгощ (в конце апреля пришло дополнительно 3 автобуса), а фирма Warbus из г. Элк после приобретения четырех автобусов МАЗ-226 пополнилась еще 2 автобусами МАЗ-203. В конце июня 2 МАЗ-203 появились и в Кельцах у коммунального перевозчика MPK Kielce . В августе автобус МАЗ-203 частного перевозчика появился на улицах польской столицы. К августу 2008 г. автобусы МАЗ-203 появились и в российском городе Саратове. В августе 2008 г. начались и испытания автобуса с заводским номером 0000140 в Москве в 14-м парке МосГорТранс.

В первой половине 2008 г. было известно о нескольких кузовах для троллейбусв на базе МАЗ-203 для Смолевичского предприятия «ЭТОН». В этом же году троллейбусы МАЗ-Этон-203Т стали производиться в заметном количестве; был даже подписан контракт на поставку 10 подобных троллейбусов в Румынию. Неофициально известно также о намерении Украины закупить пробную партию «рогатых» машин.

В январе 2009 г. по одному МАЗ-203 появилось в автобысных парках Солигорска и Молодечно.

На данный момент МАЗ-203 эксплуатируются в Беларуси, Германии, Польше, Румынии, России, Украине, Казахстане и Азербайджане. В апреле 2008 г. МАЗ выиграл тендер на поставку 40 автобусов МАЗ-203 в Румынию, а в начале августа стало известно о намерении этой страны купить 90 автобусов МАЗ-203.068, оборудованных двигателями Mercedes-Benz стандарта EURO-4 с выхлопной системой на крыше.

Если верить заявлениям представителей Минского Автомобильного Завода, в 2010 г. будет полностью завершено обновление линейки выпускаемых городских, пригородных и туристических автобусов. На деле это означает, что в гамме АМАЗ появятся также сочлененный городской автобус МАЗ-205 (рискну предположить, что на этот раз «гармошка» будет низкопольной с расположением двигателя в заднем свесе второй секции) и полностью низкопольный трехосный автобус МАЗ-207.

Http://www.bus.ruz.net/ )
- Матея Макули и Яцека Соботы (http://www.wpk.katowice.pl/ )

При подготовке статьи использованы фотографии и схемы с официального сайта ОАО «Минский Автомобильный Завод» http://www.maz.by/


Дополнительная информация