Презентация на тему "физика, автомобиль и правила дорожного движения". Что происходит с кинетической энергией при столкновении? В каких случаях автомобиль начинает двигаться самостоятельно

ФИЗИКА И ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ИЛИ О ТОМ КАК ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЗАСТАВИЛИ ЛЮДЕЙ ПРИДУМАТЬ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Каких только движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями движений звезд до прихотливого, почти непредсказуемого падения листочка березы в порыве осеннего ветра; от суеты пылинок, поблескивающих в солнечном луче, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: поездов, автомобилей, роботов. Работа многих людей связана с движением: шоферы, машинисты поездов, пилоты, диспетчеры и др. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу - они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина. История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель - Джон П. Найт (John Peake Knigh) - был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное - сигнал «стоп»; опущенные под углом 45 градусов - можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен. Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Любое транспортное средство движется и придерживается определенной траектории под влиянием многих физических сил. Все эти силы делятся на два противоположных вида: одни содействуют движению автомобиля, другие сопротивляются этому движению. Сила тяжести - главная физическая сила, воздействующая на автомобиль. Сила тяжести всегда устремлена вертикально вниз, при этом она равномерно рассредоточивается по всем осям и колесам транспортного средства. Вес машины давит на поверхность проезжей части, и с увеличением этого веса пропорционально увеличивается сила сцепления колес с дорожным покрытием. Эта сила особенно заметно действует, когда машина трогается с места. При движении по наклонной дороге сила тяжести распадается на две составляющие. Одна давит на машину и прижимает ее к поверхности проезжей части, а вторая стремится опрокинуть ее по направлению движения или в поперечном направлении дороги (это зависит от направления уклона). Чем выше центр тяжести и чем больше угол наклона автомобиля, тем больше опрокидывающая сила, следовательно, выше вероятность опрокидывания. Помимо силы тяжести и силы опрокидывания на любое транспортное средство оказывает влияние ряд других физических сил, среди которых можно отметить следующие: сила сопротивления качению возникает при трении шины о дорогу; сила сопротивления подъему определяется массой автомобиля и углом подъема; сила инерции покоя, когда автомобиль трогается с места и разгоняется, направлена против движения; сила инерции движения направлена по ходу движения; центробежная сила направлена по радиусу от центра кривой поворота и стремится снести автомобиль с дороги; подъемная сила возникает при движении с большой скоростью от давления потока воздуха, попадающего под передок автомобиля, стремится оторвать колеса от дороги, ухудшая сцепление колес с дорогой и управляемость; сила сцепления зависит от нагрузки на ведущие колеса, состояния и качества дорожного покрытия, скорости; сила торможения возникает при торможении автомобиля. Интересно! При качении колесу всегда приходится преодолевать бугорок перед ним. Чем дорога тверже, тем бугорок ниже и сопротивление качению меньше. Поэтому автомобильные заезды на скоростные рекорды проводят обычно по дну высохших соляных озер, которые обладают очень твердой поверхностью. Транспортное средство будет двигаться только при условии, что сила тяги превышает силу инерции покоя, но при этом уступает силе сцепления ведущих колес с дорогой. Инерция движения позволяет транспортному средству ехать на большой скорости с незначительной подачей топлива (поэтому движение с постоянной скоростью 80– 90 км/ч считается самым экономичным) Силе торможения оказывают содействие силы сопротивления качению, подъему, воздуха и центробежная сила. Препятствует процессу торможения сила инерции движения. Чтобы сдвинуть с места и разогнать автобус, требуется большая сила, чем для автомобиля, потому что из-за большей массы его инерция выше. Величина центробежной силы определяется скоростью и весом транспортного средства, а также радиусом поворота. Следовательно, влияние этой силы можно уменьшить, зная, чем она вызвана. Для этого необходимо заблаговременно, до входа в поворот, уменьшить скорость движения до безопасной, а поворот проходить по более пологой кривой, уменьшив угол поворота управляемых колес. Не только вы управляете автомобилем - законы физики и механики исправно работают при движении автомобиля, и следует представлять себе действие различных сил, чтобы использовать их для управления или препятствовать их нарастанию. Для того, чтобы водитель правильно смог оценить обстановку и своевременно принять правильное решение знаки дорожного движения информируют и предупреждают о приближении к опасному участку, вводят ограничения Законы движения надо знать и помнить всем: и водителям, и пешеходам. Ведь для остановки движущихся тел нужны время и пространство. Автомобиль резко трогается с места. Куда вы отклонитесь? (назад) Автобус поворачивает налево. (вправо) Теперь направо. (налево) Автобус резко останавливается. (вперёд) Речь идет об инерции. Это явление необходимо учитывать, особенно на дороге, так как из-за инерции транспорт мгновенно остановить нельзя. Пункт 2.1.2 «Правил дорожного движения» обязывает при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым водителю и не перевозить людей, не пристегнутых ремнями. Большая часть аварий случается из-за несоблюдения элементарных правил дорожного движения. Очень часто аварии происходят при обгоне, из-за того, что водитель не смог правильно рассчитать тормозной путь В процессе торможения на автомобиль действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. При резком торможении автомобиля его колеса начинают скользить по дороге. Возникающая при этом сила трения скольжения тормозит автомобиль. Если Вы тормозите скольжением (юзом), намертво закрепляя колеса, то тормозной путь будет длиннее, чем при торможении качением (колеса заторможены, но проворачиваются), зато скорость вначале будет резко падать. Поэтому при опасности наезда на препятствие надо тормозить юзом лучше удариться с меньшей скоростью. Во всех остальных случаях надо тормозить качением: тормозной путь короче. От чего зависит длина тормозного пути? -От скорости автомобиля (Чем больше скорость машины, тем больше тормозной путь); -От массы машины (Чем больше масса машины, тем больше тормозной путь) -От состояния дороги, шин (Мокрая дорога тоже увеличивает тормозной путь. А зимой в гололёд машину остановить ещё трудней) Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов. В несчастных случаях на дорогах есть доля случая, но чаще в дорожно-транспортных происшествиях виноваты невнимательные пешеходы и нерадивые водители. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА festival.1september.ru›articles/597696/ obrbratsk.ru›upload/39.4.doc ru.wikipedia.org treniye.ru class-fizika.narod.ru ru-cars.net Энциклопедический словарь юного физика Большая иллюстрированная энциклопедия школьника, 2008г. Imajes.yandex.ru

Слайд 2

План презентации

Общие сведения об автомобилях. Почему автомобиль движется? Задачи о движущемся автомобиле. Расчёт тормозного пути. Почему возникают ДТП? Безопасность пассажиров Как вести себя в экстремальной ситуации?

Слайд 3

Самодвижущийся экипаж (а именно так переводится слово «автомобиль») создали в 1885 году немецкие изобретатели Карл Бенц и Готлиб Даймлер. Появиться автомобиль смог только благодаря изобретению Даймлером в 1883 году бензинового двигателя внутреннего сгорания - цилиндрической камеры, внутри которой вперед-назад движется поршень. В цилиндры двигателя впрыскивается смесь воздуха с капельками бензина, приготовленная в карбюраторе. Поршень сжимает смесь, электрическая искра зажигает ее, и горячие газы сгоревшей смеси с силой толкают поршень обратно - происходит рабочий ход. На обратном пути поршень выжимает продукты сгорания из цилиндра, а затем засасывает новую порцию смеси. Поршни, двигаясь, вращают коленчатый вал. Двигатель соединён с коробкой передач - системой шестерен, которые позволяют изменять скорость автомобиля, и через нее с ведущими колесами (передними, задними или с обоими).

Слайд 4

Работа четырёхтактного двигателя

1 такт работы ДВС(такт впуска) 2 такт работы ДВС (такт сжатия) 3 такт работы ДВС (рабочий такт) 4 такт работы ДВС (такт выпуска):

Слайд 5

В четырёхтактном двигателе одновременно совершаются все такты: A – впуск; B – сжатие; C – рабочий ход; D – выхлоп. Один рабочий ход за два оборота вала.

Слайд 6

В 1908 году появился и первый российский автомобиль «Руссо-Балт». Его выпуск наладили на Русско-Балтийском вагоноремонтном заводе в Риге. С каждым годом улучшалась конструкция автомобилей, росла скорость, мощность двигателя, менялся внешний вид. За каких-нибудь сто лет автомобиль изменил мир. Сама машина тоже изменилась. Неуклюжий «безлошадный экипаж» превратился в быстрый, удобный и надёжный транспорт. Во время движения автомобиля и бензиновые, и дизельные двигатели выбрасывают через выхлопную трубу отработанные горячие газы. В этих газах много вредных веществ, которые отравляют окружающую среду. Во многих странах приняты жёсткие требования к двигателям автомобилей, ограничены нормы выброса вредных веществ. Но автомобилей в мире сотни миллионов и, конечно, они наносят большой ущерб природе.

Слайд 7

Автомобильные конструкторы давно пытаются заменить бензиновый двигатель электрическим. Автомобиль с электрическим мотором называют электромобилем. Но электрический мотор по мощности гораздо слабее бензинового, а его зарядные устройства - аккумуляторы - не рассчитаны на долгую поездку без подзарядки. В начале 21 века появились гибридные двигатели, то есть автомобиль оснащается и бензиновым, и электрическим моторами.

Слайд 8

Современный легковой автомобиль

Обычный легковой автомобиль рассчитан на трёх-четырёх пассажиров, не считая водителя, и относительно небольшого количества груза в багажнике или в заднем отсеке кузова. Однако есть также и миниатюрные двухместные машинки для города, и огромные, на 7-8 пассажиров - автомобили представительского класса. Современный легковой автомобиль оснащён множеством электронных схем, которые отслеживают самые различные параметры работы. Автомобильная электроника управляет работой двигателя, сообщает водителю о неполадках, о количестве топлива, о скорости автомобиля, отслеживает комфортную температуру в салоне, способна даже определить место нахождения автомобиля в любой точке Земле и даже проложить оптимальный маршрут движения.

Слайд 9

Роботизированная линия сборки, управляемая компьютером и запрограммированная на производство около 3000 сварных швов на корпусе каждого автомобиля, проходящего по конвейеру.

Слайд 10

Современное высокоавтоматизированное производство широко использует промышленные роботы. Автоматизированные линии и целые заводы уже не редкость. При наличии отработанной технологии и гарантированного качества используемых комплектующих человека вполне может заменить автомат. Постоянно работающие заводы способны производить сборку из готовых деталей не только автомобилей, но и электронных изделий, бытовой техники и вообще любой продукции, состоящей из стандартизованных комплектующих.

Слайд 11

В каких случаях автомобиль начинает двигаться самостоятельно

Автомобиль может скатиться вниз не с любого возвышения. На автомобиль, находящийся на наклонной плоскости, действуют три силы: сила тяжести, направленная вертикально вниз, сила нормального давления, направленная перпендикулярно плоскости, и сила трения покоя, направленная вдоль наклонной плоскости вверх. Автомобиль может находиться на плоскости в равновесии, если выполняется условие:

Слайд 12

Роль силы трения покоя в движении автомобиля

Сила трения покоя препятствует относительному движению тел, поэтому она часто «передаёт» механическое движение от одних тел к другим. Например, сила трения покоя «разгоняет» автомобили. Колесо автомобиля, вращаясь, толкает дорожное полотно назад, действуя на него силой трения покоя (нижняя точка колеса покоится). При этом Земля толкает колесо, а вместе с ним и автомобиль, соединённый с колесом, вперёд.

Слайд 13

Почему возникает сила трения качения?

Если сила трения покоя помогает автомобилю двигаться, то сила трения качения мешает этому При качении колесо немного вдавливается в поверхность, из-за чего катящемуся телу приходится всё время как бы вкатываться на небольшую горку – это и является главной причиной силы трения качения. Поэтому трение качения тем меньше, чем твёрже поверхности обоих тел – колеса и дороги. Вот почему хорошие дороги делают с твёрдым покрытием.

Слайд 14

Одновременное действие сил трения покоя и сил трения качения при движении грузовика с двумя ведущими колесами.

Слайд 15

Дорога

Современная автомобильная дорога – сложное сочетание инженерных сооружений. Она снабжена сигнальными знаками и указателями, наклонными виражами на поворотах, мостами вместо перекрёстков, транспортными развязками. Многоярусная дорожная развязка в центре города.

Слайд 16

Дорожные знаки

Дорожное движение регулируется знаками и правилами. Дорожные знаки - элемент оборудования дороги в виде щитка определенной формы с условными обозначениями или надписями, предназначенными для информации участников движения о конкретных условиях движения и состоянии дороги. Подразделяются на предупреждающие, приоритетные, запрещающие и информационно-указательные.

Слайд 17

Физический смысл дорожных знаков

В основе знаков и правил, регламентирующих дорожное движение, лежат объективные физические законы. Например, существование знаков, изображённых выше, обусловлено необходимостью учёта явления инерции.

Слайд 18

Светофор регулирует движение автомобилей и пешеходов на улице, поездов на железной дороге. Переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора. Обходить автобус и троллейбус сзади, а трамвай - спереди

Слайд 19

Зеркала заднего вида автомобиля

Для улучшения обзора дороги применяют зеркала заднего вида. В качестве зеркал заднего вида в автомобилях используют выпуклые зеркала. Они образуют прямые, уменьшенные, мнимые изображения, увеличивающие обзор.

Слайд 20

Что такое скорость? - Мадам, вы нарушили правила дорожного движения: вы ехали со скоростью 90 км/ч. - Я всего 7 минут назад выехала из дома, как же я могла проехать 90 километров в час. - Но если бы вы продолжали так ехать, то проехали бы за час 90 километров. - А я и не собиралась так ехать целый час! Я собиралась проехать ещё один квартал и остановиться. Как бы вы на месте полицейского объяснили, что такое скорость, и доказали, что правила дорожного движения всё-таки были нарушены?

Слайд 21

Измерение скорости движения

  • Слайд 22

    Задачи о движущемся автомобиле

    Среди множества задач о движущихся телах в механике задачи о движущемся автомобиле занимают особое место. Каждый из нас был пассажиром автомобиля, неоднократно наблюдал разнообразные ситуации на дорогах, хотел бы научиться водить автомобиль, т. е. представляет себя и в роли пассажира, и в роли пешехода. Задачи с конкретным физическим содержанием решать гораздо интереснее.

    Слайд 23

    Первым автомобилям запрещалось ехать со скоростью больше 3 километров в час. Впереди машины должен был идти человек с флагом для оповещения других участников движения. Рекорд скорости для автомобиля был установлен в 1983 году на английском автомобиле «Траст-2». Он развил скорость почти 1020 километров в час. Правда, вместо автомобильного двигателя на «Трасте» стоял двигатель от реактивного самолета.

    Слайд 24

    Задача 1

    Нажимая на педаль «газ», водитель увеличивает мощность, развиваемую двигателем автомобиля. При какой мощности начнётся пробуксовка колёс автомобиля, если коэффициент трения между шинами и дорогой 0,2, масса автомобиля 1 т, скорость автомобиля 60 км/ч, КПД двигателя 40 %?

    Слайд 25

    Задача 2

    Автомобиль движется по выпуклому мосту, имеющему форму дуги радиусом 40 м. Какое максимальное ускорение в горизонтальном направлении может развить автомобиль в верхней точке моста, если в этой точке его скорость 50,4 км/ч? Коэффициент трения колёс автомобиля о мост 0,57.

    Слайд 26

    Движение вверх по наклонной плоскости

    Задача 3 С каким максимальным ускорением может двигаться вверх по наклонной дороге автомобиль? Считать угол наклона полотна дороги и коэффициент трения между колёсами автомобиля и дорогой известными.

    Слайд 27

    Задача 4

    Грузовой автомобиль массой М = 4 т тянет за нерастяжимый трос вверх по уклону легковой автомобиль с выключенным двигателем. Автомобили движутся с ускорением 0,6 м/с2. Какова максимально возможная масса легкового автомобиля m, если угол наклона равен arcsin 0,1, а коэффициент трения между шинами грузового автомобиля и дорогой 0,2? Силой трения качения, действующей на легковой автомобиль, пренебречь.

    Слайд 28

    Силы, действующие на автомобиль при повороте

    Ускорение автомобиля обусловлено равнодействующей всех приложенных к автомобилю сил. Сила тяжести и сила реакции опоры направлены вертикально и компенсируют друг друга. Поэтому горизонтально направленное ускорение автомобилю сообщает сила трения покоя между колёсами и дорогой, что позволяет рассчитать допустимую скорость на повороте:

    Слайд 29

    Задача 5

    Шофёр грузовика, едущего со скоростью 72 км/ч, заметил на дороге знак. Сможет ли он, не сбавляя скорость, проехать поворот, если радиус поворота 25 м? Считайте значение коэффициента трения покоя равным 0,4. Почему водитель должен быть особенно внимательным в сырую погоду, во время листопада или при гололёде?

    Слайд 30

    Задача 6

    Оцените силу натяжения ремней безопасности, удерживающих водителя в автомобиле, если автомобиль, движущийся со скоростью 36 км/ч, в результате столкновения со столбом получил вмятину глубиной 60 см. Оцените силу, деформирующую кузов автомобиля.

    Слайд 31

    Расчёт тормозного пути автомобиля

    Тормозной путь - расстояние, пройденное транспортной машиной от начала торможения до полной остановки. Зависит от эффективности тормозных механизмов, времени срабатывания привода и тормозов, скорости движения, силы сцепления колес с опорной поверхностью (дорога, рельсы и т. п.).

    Слайд 32

    Пусть транспортное средство массой М, движущееся со скоростью υ, начинает тормозить, чтобы остановиться. Путь, пройденный автомобилем до остановки, можно определить, пользуясь теоремой о кинетической энергии: при неизменной силе трения тормозной путь тем больше, чем больше начальная кинетическая энергия автомобиля.

    Слайд 33

    Расчёт тормозного пути автомобиля по графику скорости

    Обратите внимание: путь, пройденный автомобилем до остановки, пропорционален квадрату его начальной скорости. Например, при увеличении скорости в 2 раза тормозной путь увеличивается в 4 раза! Вот почему движение на слишком большой скорости представляет опасность для водителя, пассажиров, пешеходов и других автомобилей.

    Слайд 34

    Задача, которую удобно решать графическиЗадача 7

    За пятую секунду равнозамедленного движения автомобиль проходит 50 см и останавливается. Какой путь прошёл автомобиль за третью секунду? Какую скорость имел автомобиль перед началом торможения?

    Слайд 35

    Задача 8

    На участке дороги, где установлен дорожный знак, изображённый на рисунке, водитель применил аварийное торможение. Инспектор ГАИ обнаружил по следу колёс, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила движения, если коэффициент трения (резина по сухому бетону) равен 0,6?

    Слайд 36

    Осторожно, пешеходы!

    Прежде чем выбежать на проезжую часть перед движущимся транспортным средством, вспомните про его тормозной путь. Даже при небольшой скорости грузовик обладает значительной кинетической энергией, так как обладает значительной массой. Масса легкового автомобиля меньше, чем у грузовика, но легковые автомобили обычно движутся с большими скоростями. При большой кинетической энергии тормозной путь такого транспортного средства может оказаться слишком длинным.

    Слайд 37

    Почему возникают ДТП?

    Улица часто становится местом, где возникают экстремальные ситуации. Опасность представляют собой общественный транспорт, грузовики и легковые автомобили. Причем, не только для тех, кто находится внутри, но и для пешеходов. А потому главное - необходимо всегда соблюдать правила дорожного движения. К ДТП могут привести невнимательность водителя или пешехода, нарушение правил дорожного движения, неисправность транспорта, плохая или скользкая дорога. Следует быть особенно осторожным и внимательным при переходе через дорогу, на переездах, посадочных платформах.

    Слайд 38

    Задача 9. Какая машина крепче? При столкновении грузовика с легковой машиной повреждение получает главным образом легковая. Но ведь согласно III закону Ньютона на обе машины должны действовать одинаковые силы, которые должны произвести одинаковые повреждения. Как объяснить это противоречие?

    Слайд 39

    Что происходит с кинетической энергией при столкновении?

    Задача 10 Какое столкновение автомобилей опаснее: лобовое или удар в заднюю часть тормозящей машины? Почему?

    Слайд 40

    Безопасность пассажиров

    Сидящие в движущемся автомобиле пассажиры обладают кинетической энергией. При внезапной остановке автомобиля каким-либо препятствием пассажир ещё продолжает движение по инерции и может травмироваться. Существуют различные защитные устройства, призванные уберечь водителя и пассажиров от ударов о ветровое стекло или руль автомобиля, потерявшего скорость.

    Слайд 41

    Конструкторы приложили немало усилий для того, чтобы сделать автомобиль безопасным. Все детали, применяемые в автомобилестроении, сделаны из негорючих материалов. Автомобильное стекло - триплекс - при ударе не разлетается на острые осколки. Пассажиров автомобиля попавшего в аварию спасут от травм подушки безопасности, спрятанные в различных местах салона. Но и обязательное пристегивание ремнями безопасности может спасти жизнь. Ребёнка можно перевозить только на заднем сиденье машины, а малышей - в специальном кресле, которое снабжено ремнями безопасности. Пешеходу же переходить дорогу только в положенных местах, где водитель наиболее внимателен!

    Слайд 42

    Испытания систем безопасности автомобиля

    Испытания систем безопасности автомобиля на заводах БМВ и «Вольво». В современном мире моторов и высоких скоростей сохранение жизни и здоровья водителя и пассажиров является важнейшей задачей. Для того чтобы испытать системы аварийной защиты, на предприятиях проводят искусственные аварии, максимально приближенные к возможным катастрофам. Автомобили разбивают о стены, заставляют сталкиваться друг с другом, опрокидывают, переворачивают. По результатам испытаний дорабатывают конструкции или полностью отказываются от компоновки кузова, не обладающего требуемым уровнем защиты пассажиров и водителя.

    Слайд 43

    Как вести себя в экстремальной ситуации?

    Что делать, если столкновение с каким-то препятствием неизбежно? Главное - сохранять самообладание, до предела напрячь мышцы, постараться защитить в первую очередь голову и грудь, вдавиться спиной в сиденье автомобиля или лечь на сиденье. Если автомобиль упал в воду, покидать его надо через лобовое окно (при открытой двери он тонет слишком быстро), разбив его тяжёлым предметом. Сразу же после аварии на дороге необходимо выбраться из автомобиля через двери или окна: возможно возгорание!

    Слайд 44

    Использованные информационные ресурсы:

    Ланина И. Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. М., 1991. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006, 10 CD. Иллюстрированный энциклопедический словарь, 2 CD. Энциклопедия «Мир вокруг нас», CD. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006, 2 CD. Физика, 7 – 11 классы. Библиотека наглядных пособий, CD. Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. ФИЗИКА-10. Интерактивный учебник и др.

    Посмотреть все слайды

    Аннотация урока.

    Урок решения задач "транспортной" тематики. Работа по решению подобных задач является одним из элементов здоровьесберегающих технологий. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.

    Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.

    Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики.

    По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.

    План - конспект урока.

    ПДД и законы физики.

    Цели:

    1. Отработать математические понятия, применяемые в формулах движения: скорость, время, пройденный путь;

    2. Совершенствовать навыки перевода единиц, применяемых в формулах на движение.

    3. Научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни.

    4. Сформировать у учащихся знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

    5.Повторить с учащимися элементарные «Правила дорожного движения».

    Оборудование : плакаты «Дорожные знаки», правила дорожного движения, стенгазетами с соответствующей тематикой (кабинет оформляется за неделю до урока), презентация Power Point «Дорожные знаки»

    Ход урока

    I . Разбор задач (коллективная поисковая работа)

    Задача №1. Сколько времени потребуется водителю автомобиля, движущегося со скоростью 54 км/ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12м? Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди? Средняя скорость пешехода- 1,5м/с.

    Решение:

    1). 54 км/ч=54000 м/3600 с =15 м/с

    2)12 м:15м/с = 0,8 с - время обгона автомобилем автобуса.

    3) 15м*0,8=1,2м - путь, проделанный пешеходом.

    Ответ: Люди, вышедшие из передней двери и начавшие переход спереди автобуса, могут попасть под колеса автомобиля, идущего в том же направлении.

    Задача №2. При ограничении скорости 40 км/ч автомобиль двигался со скоростью 50 км/ч. На сколько процентов он превысил скорость?

    Решение:

    1) 50 - 40=10 км/ч

    2) 10:40=1/4

    З) 1/4 * 100%=25%

    Ответ: Водитель превысил скорость на 25 %, это очень опасно для уличного движения.

    Задача №3. На расстоянии 40 м от пешехода движется автомобиль со скоростью 36 км/ч. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6 м? Скорость пешехода 1,5м/с.

    Решение:

    1) 36 км/ч=10м/с.

    2) 40м:10 м/с = 4с - время, которое потребуется автомобилю, чтобы поравняться с пешеходом.

    3) 1,5 м/с*4с-6м – путь, который может за это время пройти пешеход.

    Ответ: Анализируя, можно сделать вывод, что пешеход успевает пересечь дорогу. Но пешеходу следует помнить о том, что при переходе дороги могут возникнуть помехи его движению: он может поскользнуться, споткнуться, столкнуться со встречным пешеходом и т.п., следовательно, в этой ситуации безопаснее пропустить автомобиль.

    Задача №4. Какие места в районе школы следует считать наиболее опасными для движении пешеходов? Почему?

    Задача №5. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал ученик нашей школы? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с).

    Задача №6 . Какие Дорожные знаки есть в районе нашей школы? Объясните их предназначение. (Презентация «Дорожные знаки»)

    II . Самостоятельная работа (по вариантам).

    Решить две задачи и к каждой задаче написать соответствующее правило дорожного движения,

    Вариант №1.

    1. Ученик переходит дорогу по зеленому сигналу светофора со скоростью 1,2 м/с. Ширина дороги - 15м. С двух сторон к переходу, не снижая скорости, приближаются два автомобиля со скоростью 36км/ч. Светофор горит 10с. В момент включения светофора расстояние от автомобилей до перехода составляло 100 м. Оцените ситуацию. Как должен поступить ученик?

    Решение:

    1) 36 км/ч =36000м/3600с= 10 м/с

    2) 100 м: 10 м/с =10 с - потребуется автомобилям, чтобы поравняться с пешеходным переходом.

    3) 1,2 м/с * 10 с =12м - путь, который может пройти пешеход.

    4) 15м> 12м

    Ответ: Ученик не успевает пересечь дорогу, он должен переждать на осевой линии или на островке безопасности.

    2. Выразите скорость 25 м/с в км/ч. Не будет ли эта скорость выше разрешенной в городе?

    Решение:

    1)25 м/с=25 м/с*3600/1000м=90 км/ч.

    2) 90 км/ч >60 км/ч.

    Ответ: Скорость будет выше разрешенной.

    Вариант №2 .

    1. Ширина проезжей части дороги 9 м. Скорость движения школьников 0,9 м/с. Успеют ли они все перейти пешеходный переход по зеленому сигналу светофора, если длина колонны школьников 18 м, сигнал горит 20 с? Как должны идти дети?

    Решение:

    1)18м+9м=27м-путь, который должен пройти последний школьник.

    2) 27м:0,9 м/с = 30 с - потребуется времени, чтобы вся колонна прошла через проезжую часть дороги.

    3) 30с> 20 с

    Ответ: Не успеют. Дети в колонне должны идти с флажком. Транспорт обязан пропустить колонну.

    2. Автомобиль движется так, что каждые 200 м проходит за 10 с. Нарушает ли водитель «Правила дорожного движения», если на обочине стоит знак ограничения скорости до 40 км/ч?

    Решение:

    1) 200: 10=20 м/с

    2) 20 м/с =20 м/с*3600с/1000= 72 км/ч - скорость автомобиля

    3) 72 км/ч > 40 км/ч

    Ответ: Водитель нарушил правила.

    (после самостоятельной работы, учащиеся говорят ответ и зачитывают выводы правила, которые они записали к каждой задаче).

    III . Домашнее задание.

    1. Задача: При сухой погоде тормозной путь автомобиля - 23м, а при гололеде он увеличивается до 69 м. Какую часть тормозной путь до гололеда составляет от тормозного пути во время гололеда? Во сколько раз увеличился тормозной путь? Как это можно учитывать водителю, пешеходу?

    Решение:

    1)23:69=23/69 =1/3 часть

    2) 69:23 = 3 (раза).

    Ответ: Водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать торможение дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофору

    2. Нарисовать маршрут дороги от дома до школы. На нем указать расположение всех встречающихся дорожных знаков. Объяснить их предназначение.

    Дополнительный материал к уроку.

    Приложение 1.

    А знаешь ли ты? Как родились ПДД.

    Пока человек ходил по земле, все было просто и ясно. Но стоило ему оседлать коня и сесть на облучок повозки, все сразу осложнилось. Одни, следуя в экипажах, ни за что не хотели уступать дорогу другим. Доставалось и пешеходам: то их собьет с ног быстро несущийся экипаж, то лихой кучер огреет зазевавшегося прохожего. Так появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дороге.

    Прообразом современных ПДД стали указы царствующих особ строго соблюдать правила езды и хождения. Так, царица Анна Иоанновна пыталась навести порядок строгими мерами. В 1730 году она издала указ: «Извозчикам и прочим всяким чинов людям ездить со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу».

    Скоро правила дополнились новыми положениями: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны», «на мостах через реки карет не обгонять». Еще позже появились указы, позволяющие ездить только по мостовым, а не по тротуарам. А в 1812 году в Москве уже действовали самые настоящие правила, ограничивающие скорость передвижения и указывающие место остановки экипажей.

    Когда на дорогах появились первые автомобили, на них поначалу ополчились все: и власти, и обыватели, и церковь, увидевшая в них победу науки над религией. Например, в Риме запрещалось ездить на автомобиле после 9 часов вечера. В Германии при встрече с лошадью надо было не только не остановиться, но и заглушить двигатель, чтобы «не пугать несчастных животных». В Англии «механическими повозками» должны были управлять, по крайней мере, 3 персоны. В городах перед механической повозкой должен был бежать человек с красным флагом, чтобы предупреждать тем самым об опасности. Сейчас и представить себе трудно, как это перед каждым движущимся автомобилем пустить пешехода, чтобы он бежал и подавал какой-либо сигнал.

    Про дорогу и улицу

    Слова «улица» и «дорога» - не «родственники» но, тем не менее, имеют немало общего. Значения этих слов в современном русском языке являются смежными: улица - это пространство между двумя рядами домов в населенном пункте. Дорога - это пространство для проезда или перехода. В городах улицы широкие, и дороги «исчезают» в проезжих частях (для транспорта) и тротуарах (для пешеходов). А в небольших деревнях (есть ведь и такие, где всего лишь одна улица!) улица, особенно если она узкая, может совпадать с дорогой. Поэтому эти слова нередко выступают как синонимы.

    Такое их употребление мы видим в диалектах русского языка и в отдельных славянских языках. Так, слово «улица» обозначает в некоторых диалектах дорогу, а слово «дорога» - улицу. В верхнелужицком языке «groha» значит и «дорога», и «улица». В чешском языке «ulica» - это не только «улочка», «переулок», но и «проход». Французское слово «rue» - улица сходно по происхождению c латинским ruga - «дорога»; итальянское «strada» означает «дорога, улица», польское «alega» - это «аллея, улица».

    Как же выглядят «метрики» наших слов?

    Слово «улица» было создано с помощью суффикса -иц- на базе существительного «-ула-», родственного слову «улей». Слово «дорога» произошло от праславянского «dorga», означавшего очищенное в лесу, пустое пространство. Оно было образовано с помощью суффикса -г- и основы -дор-.

    Как видим, слова «улица» и «дорога» хотя и не из одной семьи, но тем не менее близкие лексические товарищи, товарищи по одному значению и дальнейшей языковой судьбе.

    По материалам книги Н.М. Шанского «В мире слов»

    Кто придумал светофор

    Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Прототипом, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок. Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зеленый цвет, а что - красный. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись в нем с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил - дежурил специальный полицейский.

    Вскоре устройство оснастили газовым фонарем, чтобы изменения цветов были видны и в темное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого уличного светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека.

    Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее - в Чикаго и Нью-Йорке. Светофоры были, на сей раз электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два сигнала - красный и зеленый. Желтый цвет появился только в 1918 году.

    В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка. С развитием техники постепенно внедрялось автоматическое управление. Так, в 1955 году в столице на Садовом кольце появилась первая «зеленая волна», состоящая из пяти светофоров: автомобиль, попадавший на первом светофоре на зеленый свет, беспрепятственно проезжал все остальные.

    Автоматический регулировщик

    Организация движения была проблемой задолго до появления автомобилей. Юлий Цезарь был, вероятно, первым правителем в истории, который ввел правила дорожного движения. Он, например, принял закон, по которому женщины не имели права управлять колесницами в Риме.

    С возникновением автомобилей появились первые регулировщики, которые стояли на дорогах и рукой показывали направление движения. Потом им выдали сигнальные фонари. Но они не могли решить всех проблем.

    В 1927 году два человека запатентовали «автоматического регулировщика». Один из светофоров, изобретенный Гарри Хау из Йельского университета, был установлен в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, в апреле 1928 года.

    Этот механизм работал так: машина, подъезжая к такому указателю, давала сигнал в сигнальную будку, и оттуда исходила команда включить для подъехавшей машины разрешающий сигнал. Этот тип светофора, но только теперь уже с применением светового сигнала, существует и в наши дни.

    Чарльз Адлер в 1928 году также изобрел регулятор дорожного движения, в котором использовался микрофон для подачи сигнала в сигнальную будку. Водитель, видя красный свет, дул в рожок. Микрофон передавал звук в сигнальную будку, оттуда поступал ответный сигнал сменить цвет светофора. В наши дни существуют разные виды дорожных регуляторов, которые тоже реагируют на звук для переключения светофора.

    Интегрированный урок по физике.

    Урок проведен в 10 классе.

    Учитель физики Л.А.Гуменная



    ТЕМА УРОКА:

    « Физика

    и безопасность

    дорожного движения»


    Цели урока:

    • Опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения Правил дорожного движения;
    • Воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом.

    « Солнце не всходит

    два раза в день,

    а жизнь не дается

    дважды…»

    А.П.Чехов


    Проблема безопасного движения сложна и многогранна, вы каждый день идете в школу, т.е. являетесь участником дорожного движения.

    Давайте посмотрим на фотографии, и наверное тогда станет ясно, почему мы сегодня говорим о безопасности дорожного движения.






    Сведения о ДТП

    За 2008 год в России в ДТП погибло 29936 человек и 270883 человека получили ранения.

    На первое августа в крае совершено 104 ДТП с участием детей. В результате три ребенка погибли, 117 получили ранения.

    За девять месяцев текущего года в Апанасенковском районе произошло 18 аварий, в которых 27 человек получили ранения, а десять человек погибло.



    • Наименьшее расстояние, которое пройдет автомобиль до остановки с момента появления препятствий в поле зрения водителя, называется дистанцией безопасности.

    Формулы тормозного пути и времени торможения


    • Определим тормозной путь при экстренном торможении. Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает пешехода за 20 м и начинает тормозить. Произойдет ли авария, если скорость автомобиля 60 км/ч? Коэффициент трения 0,7.
    • Решить эту же задачу с учетом того что за 5 мин до этого прошел дождь. Коэффициент трения 0,5.

    На участке дороги, где

    установлен этот знак,

    водитель применил

    аварийное торможение. Инспектор обнаружил по следу колес, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила, если коэффициент трения 0,6?


    Скорость, Тормозной путь (м)

    км/ч Сухой Мокрый

    асфальт асфальт

    40 8 12,5

    60 18 28

    80 32 50

    120 72 112,5





    Ребята. Мы с вами изучаем физику уже четвертый год. Физика – это не просто сухие законы и четкие формулы. Физика помогает вам ориентироваться в окружающем мире, физика должна сделать вашу жизнь безопасной.

    Давайте проверим с помощью теста, как вы усвоили тему урока.


    А. Так положено. Б. При больших скоростях легко остановиться перед пешеходным переходом или на перекрестке. В. При больших скоростях трудно остановиться перед пешеходным переходом или перекрестке.

    2. Какие места на дорогах требуют особого внимания от водителя?

    А. Дворовые территории. Б. Места около школ, детских садов и пр. В. Нерегулируемые перекрестки.

    3. Как зависит длина тормозного пути от скорости движения?

    А. Чем больше скорость, тем меньше тормозной путь.

    Б. Чем больше скорость, тем больше тормозной путь.

    В. Тормозной путь от скорости не зависит.

    4. По какой стороне должен двигаться пешеход по дороге, где нет тротуара?

    А. По правой, в сторону движения транспорта.

    Б. По левой, навстречу транспорту. В. Не имеет значения.


    5. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам?

    А. С 12 лет. Б. С 14 лет. В. С 16 лет.

    6. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

    А. Можно перебегать, если быстро бегаешь.

    Б. Ни одна машина мгновенно остановиться не может.

    7. Вы вышли из автобуса, как вы будете переходить дорогу?

    А. Обойдете автобус впереди.

    Б. Обойдете автобус сзади.

    В. Дождетесь, когда автобус уедет, и только тогда перейдете дорогу.

    8. Какое правило нужно соблюдать, находясь в автомобиле в качестве пассажира?

    А. При движении можно открывать дверь автомобиля.

    Б. При движении автомобиля нельзя отвлекать водителя разговорами.

    В. При движении автомобиля нельзя открывать окна.


    Правильные ответы:

    2 - А,Б,В



    ИТОГ УРОКА.

    Должны помнить, что пройденный до остановки путь пропорционален квадрату начальной скорости. Если увеличить скорость автомобиля вдвое, то потребуется вчетверо больший путь до остановки. Это следует знать и помнить всем, кто управляет транспортными средствами. Об этом нужно помнить и пешеходам, пересекающим улицу: для остановки движущихся тел нужны время и пространство.


    В жизни много опасностей и одна из них – дорога , чтобы уберечь свою жизнь, мы должны знать Правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь самое ценное, что есть у человека.



    Д/З

    § 38, 39. Роль сил трения, от

    чего зависит сила

    трения.

    Для желающих упр.7(3)


    • С какой скоростью двигались аэросани, если после выключения двигателя они прошли путь 250 м? коэффициент трения 0,02.
    • Шофер выключил двигатель и резко затормозил при скорости автомобиля 72 км/ч. Сколько времени будет двигаться автомобиль до остановки, если коэффициент трения 0,60? Какой путь он при этом пройдет?

    Урок окончен!

    До свидания!

    "Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не дается дважды:"
    А.П. Чехов.

    Цели урока:

  • опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения;
  • воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизни людей, живущих рядом;
  • научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни
  • Ребята! Я прошу вас в течении урока подумать и ответить на вопрос: Почему для урока я выбрала именно этот эпиграф?

    Механика является той областью физики, с которой мы чаще, чем с другими, встречаемся в жизни.

    Каждый из нас является участником дорожного движения. Законы движения надо знать и помнить всем: и водителям, и пешеходам. Ведь для остановки движущихся тел нужны время и пространство.

    Сегодня объектом нашего исследования будет Проспект Мира.

    Слайд № 4

    Это одна из основных магистралей, которая обслуживает северный сектор города. Длина данного дорожного коридора составляет 9 км. На Проспекте Мира постоянно наблюдается большой поток транспорта и интенсивный поток пешеходов. Бывают аварии. Часто приходится слышать определение "не справился с управлением". Это означает, что человек, управляющий автомобилем, полностью или частично потерял над ним контроль, то есть превысил допустимые пределы безопасного движения в определенных дорожных условиях. Можно и так сказать: он плохо знает законы физики.

    Сегодня мы затронем наиболее часто случающие аварийные ситуации на дорогах.

    Несоблюдение дистанции - главная причина аварий. Если впереди идущее транспортное средство резко останавливается, то у вас нет времени, чтобы затормозить и остановиться благополучно (при несоблюдении дистанции). Столкновение неизбежно. Вы будете ответственными за аварию.

    Есть два понятия: 1) тормозной путь и 2) остановочный путь.

    Можете ли вы сказать, чем отличаются эти понятия?

    Тормозной путь - это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

    Остановочный путь - это длина участка, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки.

    Время реакции водителя - психологическое качество водителя принимать решение и реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации.

    Другими словами, водитель, увидев какое-либо препятствие, должен

    • осознать опасность,
    • принять решение об остановке или замедлении скорости,
    • перенести ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее.

    На это уходит от 0,3 до 1,7 с! Первое число - это показатель спортсменов, второе - неопытного водителя, в некоторых ситуациях оно может быть еще больше - например, водитель испугался, запутался в педалях и т. д.

    Что длинее, тормозной путь или остановочный?

    Остановочный путь состоит из расстояния пройденного автомобилем за время реакции водителя и собственно тормозного пути.

    Даже у одного человека время реакции может изменяться. Пагубное действие оказывает алкоголь: небольшие его дозы увеличивают время реакции в 2-4 раза. Как подтверждают многочисленные исследования, в случае появления неожиданного препятствия время реакции увеличивается более чем в 2 раза.

    Слайд № 5,6

    Проспект Мира. 7 сентября. Столкнулись "Форд Мондео" и "Фольксваген Транспортёр". Пострадавших нет. Оба автомобиля двигались по проспекту Мира в направлении Крестовского путепровода. В районе дома №77 двигавшийся во втором ряду "Фольксваген", резко сбросил скорость. Водитель следовавшего за ним "Форда" не успел вовремя среагировать - машины столкнулись. По предварительным данным, ДТП произошло из-за невнимательности и несоблюдения дистанции водителем "Форда Мондео".

    Итак! Задача №1 . Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.

    54 км/ч = 15 м/с т.е. за время реакции водителя автомобиль проедет путь 15 м. "Форд" остановиться не успеет и произойдет столкновение.

    Посмотрим на таблицу зависимости тормозного пути от скорости движения.

    От чего зависит тормозной путь?

    • от времени срабатывания тормозной системы (0,5 - 1,5 с)
    • от начальной скорости движения
    • от максимального замедления, которое может развивать автомобиль (а это зависит от состояния шин, качества дороги и.т.д.)

    Мнения насчет того, каким должно быть расстояние между движущимися автомобилями, разделились. Одни специалисты утверждают, что дистанция должна быть равна половине численного значения скорости, с которой они двигаются (скажем, при скорости 60 км/ч дистанция безопасности должна составлять 30 м), другие же считают, что дистанция должна быть равна скорости транспортного средства. Например, при движении автомобиля со скоростью 50 км/ч дистанция должна быть 50 м, при скорости 70 км/ч - 70 м и т. д.

    В п.13.1 ПДД записано, что водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей перевозимого груза и состояния транспортного средства должен соблюдать безопасную дистанцию.

    Слайд № 8 (видеофрагмент)

    На Крестовском путепроводе произошла авария. Ночью "Тайота", проезжавшая по эстакаде на большой скорости в сторону центра по неизвестным причинам потеряла управление и врезалась в бордюрный камень. От сильного удара машина перевернулась и влетела в припаркованный у обочины "Форд".

    Не все представляют последствия столкновения автомобиля, движущегося на большой скорости с неподвижным препятствием. Для наглядности сравним наезд на неподвижное препятствие с падением с определенной высоты. Это можно сделать, использовав законы сохранения (mgh = mV 2 /2, потенциальная энергия в конце падения полностью переходит в кинетическую), и с помощью законов кинематики.

    Задача №2 . Известна скорость в момент удара о землю. Нам необходимо определить с какой высоты должно упасть тело, чтобы приобрести такую скорость.

    v = gt => t = v\ g H=v 2 \2g

    H = 100 м 2 \c 2 \2 10 м\c 2 = 5м

    Аналогично посчитаем высоту и для скорости 54 км\ч, 90 км\ч и 126 км\ч.

    Резкий удар о препятствие на скорости 36 км/ч эквивалентен падению с высоты 5 метров,

    на скорости 54 км/ч (15 м/с) - 11 метров

    90 км/ч (25 м/с) - 31 метр,

    126 км/ч (30 м/с) - 61 метр.

    11 метров - это высота 3-4 этажа. То есть резкий удар на скорости 54 км/ч эквивалентен падению с 4 этажа. Неприятно, но есть очень хороший шанс выжить, особенно если принять во внимание подушки безопасности и т.д...

    31 метров - это уже больше высоты девятиэтажки. Думаю, не надо объяснять, что шансы выжить при таком столкновении очень малы... Тут даже подушки безопасности вряд ли помогут (вы бы прыгнули с крыши девятиэтажки, подложив под себя две надувные подушки?). Не говоря уже про падение с 60-метровой высоты (тут, как говорится, без шансов).

    Цена вопроса - жизнь...

    Задача №3. На участке дороги, где установлен дорожный знак "ограничение скорости 30км/ч" (см.рис.), водитель применил аварийное торможение. Инспектор ГАИ обнаружил по следу колес, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила движения, если коэффициент трения (резина по сухому асфальту) равен 0,6?

    Слайд № 9

    Тормозной путь автомобиля, едущего со скоростью 30 км/ч должен быть примерно 6 м. Водитель нарушил правила движения.

    А можете ли вы используя данные этой задачи, определить с какой скоростью ехал водитель?

    Около половины всех аварий в Москве происходят с участием пешеходов. Всего с начала года в Москве зафиксировано 3490 аварий сообщает агентство "Интерфакс " со ссылкой на УГИБДД Москвы.

    Наиболее распространенные нарушения:

    1) Переход перед близко идущим транспортом;

    2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;

    3) Переход дороги вне пешеходного перехода;

    4) Нарушение правил езды на велосипеде;

    5) Игра на дороге.

    Слайд № 10,11,12,13

    4. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).

    У вас в справочных материалах есть правила для пешеходов. Прочтите их, пожалуйста, и скажите, всегда ли вы соблюдаете эти правила?

    Правила для пешеходов:

    Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

    При движении по краю проезжей части или обочине пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

    Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

    Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным.

    При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

    В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

    На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

    Прочитайте текст и ответьте на вопросы.