Ресурсосбережение на автотранспортном предприятии. Как взыскать с водителя перерасход бензина

Налаженный контроль расхода топлива на предприятии - это одно из обязательных условий эффективной работы транспортного департамента. Затраты на закупку ГСМ составляют львиную долю расходной части бюджета таких структурных подразделений, и потому их стоит минимизировать - в первую очередь за счет исключения злоупотреблений.

Организация системы контроля расхода топлива на предприятии (СКРТ) должна включать целый комплекс мероприятий. Но ключевым аспектом все равно будет установка специального оборудования, способного фиксировать фактические затраты горючего в автоматическом режиме, при минимальном влиянии персонала на этот процесс.

Способы хищений ГСМ и других махинаций с топливом

Чтобы эффективно контролировать расходование топлива коммерческим транспортом, необходимо иметь хотя бы поверхностное представление о том, как может осуществляться его хищение. Существует довольно много способов:

  1. Слив бензина или дизельного топлива. Этот способ – самый простой. Он предполагает фактическую кражу горючего из топливных баков. Слитое топливо либо используется в личных целях, либо продается.
  2. Использование чеков о заправке. Если заправка осуществляется не на предприятии, а самим водителем с последующим отчетом в бухгалтерию, то недобросовестный сотрудник может приобрести чеки у третьих лиц. После предъявления чеков водитель получает финансовую компенсацию.
  3. Махинации с одометром. Если автомобиль не оборудован современными навигационными системами и бортовыми самописцами, то путем относительно простых манипуляций величина суточного пробега может завышаться. После этого водитель использует один из двух способов, описанных выше: либо покупает чеки, либо сливает и продает «излишек» бензина.

Кроме того, к злоупотреблениям относится и нецелевое использование служебного либо коммерческого транспорта. При отсутствии должного контроля водитель может выполнять рейсы без отчета, присваивая оплату за них. В этом случае увеличивается расход ресурса автомобиля и расход ГСМ (бензина/дизельного топлива, масла и т.д.).

Как видите, способов обмана предприятия довольно много. При этом организация несет потери не только из-за перерасхода горючего, но и из-за того, что транспорт либо простаивает, либо эксплуатируется нецелевым способом.

Системы контроля расхода топлива на предприятии

Чтобы избежать описанных выше злоупотреблений, контроль расхода ГСМ на предприятии должен носить системный характер. Внедрение комплекса контрольных процедур – как организационных, так и технических - позволит снизить расходы на закупку горючего, а также на профилактическое обслуживание и ремонт самой техники.

Для контроля расхода топлива могут применяться самые разные методики:

Топливные карты

Ранее для децентрализации закупки горючего использовались топливные талоны. Но они обладали существенным минусом: их можно было легко подделать. Таким образом, создавалась почва для злоупотреблений, описанных выше.

Альтернативной талонам на сегодняшний день служат топливные карты . У них есть ряд особенностей:

  • Учет на карте ведется не в денежных единицах, а в литрах. Т.е. на рейс выделяется определенный объем горючего, конвертировать который в финансы будет в разы сложнее, чем при использовании талонов.
  • Существуют как универсальные карты, так и карты, рассчитанные на определённый вид топлива. Это также усложняет махинации.
  • Наконец, получить информацию о списании объемов топлива с карты можно в любое время – эти сведения доступны онлайн. Это также облегчает контроль и затрудняет хищения.

Кроме того, карты весьма удобны в использовании: они защищены пин-кодом, а при утере или краже их можно заблокировать.

В целом же переход на карты для топлива повышает и уровень безопасности: водителю не приходится возить при себе большие суммы денег.

Контроль расхода топлива и мониторинг транспорта ГЛОНАСС/GPS

Впрочем, несмотря на всю эффективность, система топливных карт все еще оставляет возможности для махинаций. Именно поэтому внедрять ее стоит параллельно с системой GPS/ГЛОНАСС мониторинга транспорта .

Такой подход предусматривает оборудование всего автопарка, выполняющего коммерческие рейсы, GPS трекерами с подключением к общей системе мониторинга. Это позволяет:

  • В режиме реального времени отслеживать перемещение каждой единицы транспорта.
  • Контролировать соблюдение маршрутов, повышая водительскую дисциплину и заблаговременно пресекая злоупотребления.
  • Исключить использование служебного автотранспорта в личных целях.
  • Повысить уровень безопасности движения.

Эффективность работы этой системы достаточно высока. Контроль расхода топлива и мониторинг транспорта позволяют отслеживать все перемещения максимально точно. Поэтому руководитель предприятия либо транспортного департамента может в любой момент узнать, где находится тот или иной автомобиль - а значит, завысить расход горючего будет предельно сложно.

Системы контроля уровня топлива

И все же наиболее эффективной мерой по предотвращению хищений горюче-смазочных материалов, приписок и злоупотреблений будет применение специальных систем, включающих:

  • программное обеспечение;
  • систему передачи информации;
  • датчики топлива , отслеживающих уровень горючего в баке.

Работают такие системы по такому алгоритму:

  • В бак для горючего устанавливается датчик, фиксирующий фактический уровень топлива и регистрирующий изменение этого уровня.
  • Датчик присоединяется к основному GPS трекеру системы (терминалу мониторинга транспорта), расположенному в кабине автомобиля. Этот блок пломбируется, что исключает вмешательство в его работу.
  • Система мониторинга передает информацию об уровне горючего на сервер – и владелец может следить за расходом ГСМ и периодичностью заправок в удаленном режиме.

При работе модуля используются ресурсы систем глобального позиционирования ГЛОНАС/GPS, что позволяет контролировать перемещения автомобиля и соотносить эти данные с информацией, поступающей от емкостных датчиков в топливных баках.

Плюсы систем контроля расхода топлива

Внедрение комплексных систем контроля расхода топлива на предприятии обеспечивает целый ряд преимуществ:

  • Эффективную борьбу со злоупотреблениями (это повышает не только финансовую эффективность организации, но и дисциплину в целом).
  • Контроль закупок и расходования ГСМ, обеспечивающий сокращение затрат.
  • Оптимизацию использования автотранспорта за счет минимизации простоев и нецелевых рейсов.
  • Получение объективной информации об использовании автопарка.
  • Снижение уровня аварийности и травматизма (оно также обеспечивается за счет дисциплинирующего эффекта и отсева сотрудников, склонных к злоупотреблениям).

Все эти преимущества делают инвестиции в закупку контрольного оборудования и внедрение системы контроля расхода топлива и ГСМ весьма выгодными!

Учет расхода ГСМ по документам

Помимо действенной системы мониторинга расхода ГСМ для достижения максимального эффекта необходимо внедрение единых правил и стандартов учета. Как правило, основой для бухгалтерской части учета является положение «О бухгалтерском учете и отчетности».

Документами, подтверждающими расход топлива для осуществления коммерческой деятельности предприятия, являются:

  • путевые листы;
  • прилагаемые к ним товарно-транспортные накладные.

В первичных документах обязательно должна содержаться такая информация:

  • величина пробега;
  • масса перевозимого груза;
  • сведения о заправках.

На основании этих данных рассчитывается нормируемый расход ГСМ для конкретного транспортного средства.

Расходы на горючее могут учитываться двумя способами:

  • Для производственных целей - в составе материальных затрат;
  • Для управленческих и организационных целей - в составе прочих расходов, связанных с основной деятельностью.

В любом случае необходимо экономическое обоснование и документальное подтверждение этих расходов. Использование топливных карт упрощает учет расхода ГСМ и формирование отчетности – но в любом случае необходимо контролировать оборот документов, получаемых от процессингового центра.

Наладить эффективно работающий контроль расхода топлива на предприятии непросто: он должен включать целый комплекс организационных и технических решений. Но и временные, и финансовые затраты на внедрение системы отслеживания расхода горючего быстро окупаются, в первую очередь – за счет сведения к минимуму уровня хищений и снижения затрат на закупку ГСМ.

Специалисты нашей компании подберут оптимальный вариант отслеживания и управления расходом топлива на Вашем предприятии. В списке наших услуг есть как готовые решения, так и разработка индивидуальных систем контроля.

Технологии диспетчеризации меняют подход к оценке расхода материальных ресурсов на транспорте. Вне зависимости от размеров транспортного парка, существуют бюджет, выделяемый на приобретение горюче-смазочных материалов. Задача состоит в том, чтобы расходовать его максимально эффективным способом.

По мере роста расходов на топливо, владельцы компаний и руководители транспортных подразделений начинают активнее искать эффективные способы справиться с этими неизбежными расходами. Диспетчеризация на основе ГЛОНАСС/GPS мониторинга может быть одним из наиболее экономически эффективных средств контроля расходов ГСМ. Снижение доходности и высокая конкуренция в сферах услуг транспортировки, распределения и логистики повышают актуальность реализации эффективной системы управления транспортом и персоналом, которая предоставит интерфейс контроля затрат и обеспечивают требуемый уровень возврата инвестиции.

Исследование, проведенное C. J. Driscoll & Associates в 2010 году показало, что произошло более чем двукратное увеличение количества автомобилей, оснащенных средствами GPS слежения в течение последних четырех лет с 920000 единиц в более чем 1173000. В докладе говорится, что наиболее весомой причиной роста этого рынка был значительный рост осведомленности и признание среди высшего руководства транспортных компаний факта высокой рентабельности инвестиций, в решения GPS-мониторинга.

Рассмотрим пять способов снижения расходов с использованием технологий глобального позиционирования которые могут помочь вам снизить расходы ГСМ:

  1. Мониторинг скоростных режимов
  2. Оптимизация маршрутизации
  3. Строгий контроль ресурсов (ГСМ)

Минимизация холостых моточасов

На вопрос - "сколько топлива я могу сэкономить за счет сокращения времени холостой работы двигателя?" Лучшим ответом является: "Все!". Сокращение интервалов работы двигателя на холостом ходу является весьма эффективным способом снижения расходов на топливо, продления межсервисного интервал и минимизации уровня выбросов вредных веществ в атмосферу. Очевидно, что водители и машинисты предпочитают поддерживать комфортные условия в кабине в течении дня. Они хотят, чтобы там было тепло зимой и прохладно в летние месяцы, поэтому они оставляют транспортное средство с запущенным двигателем во время простоев, когда им необходимо сделать остановку.

В течение дня, двигатель сжигает топливо на холостом ходу в течении нескольких часов. Один дополнительный час работы двигателя на холостом ходу в день - эквивалентно по износу в среднем 64 км пробега. Это преждевременно изнашивает механизмы и агрегаты транспортного средства, что еще больше влияет на экономичность и эффективность. С системой мониторинга транспортных средств, владельцы парков и диспетчеры могут контролировать ситуацию и получать сообщения и сформированные отчеты, когда водитель заводит двигатель или выключает при использовании транспортного средства, обеспечивая протоколирование интервалов непродуктивной работы агрегатов.

Обязательные меры по сокращению моточасов холостого хода необходимо для снижения уровня выбросов отработанных газов в атмосферу и снижения вредного эффекта на экологическую обстановку мегаполисов. Соблюдение этих мер, требует от транспортных предприятий применения надежных средств мониторинга, анализа и управления действиями водителей, во-избежание судебных исков от экологических организаций и штрафных санкций от соответствующих местных и федеральных служб. Технические средства ГЛОНАСС/GPS слежения за транспортными средствами позволяют измерять и параметры режимов работы двигателей, чтобы сократить операционные расходы и выбросы CO и CH.

Мониторинг скоростных режимов движения

Каждый день, транспортные предприятия всех размеров и форм собственности, эксплуатирующие микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили большой грузоподъемности начинают работу движимые главной задачей - доставить груз как можно быстрее! Как следствие, водители, часто превышают разрешенную скорость установленную для дорожно транспортной сети. Есть по крайней мере два отрицательных результата такого поведения. Превышение скорости опасно само по себе и сжигается больше топлива в пути - растут риски и расходы транспортного парка. Мы ведем речь не о системах ограничения скорости или способах ухода от ответственности. Речь идет о том, как уменьшить расход топлива за счет использования технологий глобального мониторинга на объектах мониторинга.

Системы ГЛОНАСС/GPS слежения установленные на транспортные средства способны предупреждать водителя и оповещать диспетчеров, когда они превышают заданные ограничения скорости, побуждая их снизить скорость.. Статистические данные о результативности мер предпринимаемых в направлении охраны окружающей среды, говорят о результативности контроля скоростного режима - это позволяет уменьшить расход топлива до 20%. Даже в небольшом парке всего из 25 автомобилей, экономия в 20% от стоимости топлива в год на одно транспортное средство быстро демонстрирует результативность мер.

Установка ГЛОНАСС/GPS контроллера на транспортное средство позволяет снять нагрузку с водителей по формированию оперативной отчетности и стимулирует практиковать более безопасный стиль вождения. Эти мероприятия позволят сэкономить топливо, уменьшить случаи агрессивного вождения и, следовательно, повысят репутацию компании.

Строгий контроль ресурсов

Расходы на топливо являются одной из основных статей операционных расходов транспортного предприятия. Аналитическое агентство FleetFinancials.com в одном из своих докладов опубликовало результаты, которые только подчеркивают, что проблема кражи топлива на автотранспорте имеет абсолютно интернациональных характер и даже в благополучных странах составляет не менее 3% от общего бюджета компании на топливо. Управление расходами на топливо обречено на провал до тех пор, пока не будут пресечены его кражи. Отслеживание моментов заправки топлива на объекте мониторинга - весьма успешная практика контроля расходов. Использование схем оплаты на основе топливных карт в содружестве с топливными компаниями позволяет не только сделать первый шаг в реализации программы топливной экономии, но и использовать системы скидок и договорных цен.

Как только эти меры приняты, работа в направлении реализации эффективного управления расходами на топливо только начинается. Для максимальной отдачи от программы управления топливом, компании могут осуществлять ГЛОНАСС/GPS диспетчеризацию транспортных средств, сопоставляя пробег, паспортных и фактический уровень расхода топлива..
Протоколирование частоты скачкообразного изменения уровня топлива на транспортном средстве и сопоставляя их c данными по оплате топливными картами, решение диспетчеризации на основе средств глобального мониторинга может предоставить важную информацию для управления транспортным парком: расположение наиболее предпочтительных пунктов заправки топлива и бензоколонок, характеристики расхода топлива в течении суток в зависимости от выбранного маршрута и фактического пробега.
В результате использования системы глобального диспетчеризации появляется возможность предотвращать не целевое использование транспортных средств, пресекать сходы с маршрутов и кражи топлива в автоматическом режиме.

Соблюдение регламентов технического обслуживания транспортных средств

Планирование и выполнения процедур сервисного и регламентного обслуживания узлов и агрегатов транспортного средства работают более эффективно, чем пренебрежение или попытка экономить на них, сохраняя деньги и снижая расход топлива для транспортных компаний. ГЛОНАСС/GPS системы диспетчеризации не только хранят, но и отслеживают межсервисные интервалы на основе информации о пробеге и нагрузке на транспортное средство. Сопоставляя журналы техническое обслуживание и отчеты о рабочих сменах, система диспетчеризации формирует расписание и уведомления для обслуживания каждого объекта мониторинга в парке, для выполнения производственных задач максимально эффективно. Транспортный парк получает ситему автоматических предупреждений и уведомлений о необходимости проведения планового ТО на основе данных, таких как пробег, время (период эксплуатации), длительность эксплуатации и текущая дата.

Контроль исполнения результатовтекущего ТО таких, как контроль давления в шинах, замена масла, фильтров и свечей зажигания обеспечивает экономию топлива парка от 4% до 10%. Эта экономия имеет, зачастую, решающее значение для принятия решения о необходимости внедрения систем сопровождения и управления парком для оптимизации расхода топлива. Система диспетчеризации в этом случае используются для сбора, анализа и хранения данных: что автомобиль готов к работе, и предоставляет удобный интерфейс для обращения к журналам о прошлых инцидентах и регламентах исполнения ТО.

Выводы и дальнейшие шаги

Цены на топливо продолжают расти и остаются основной статьей расходов для автотранспортных предприятий. ГЛОНАСС диспетчеризация транспорта может быть мощным и эффективным средством сокращения потребления дорогостоящих ресурсов.

Внедрение всего интегрального комплекса мер на базе глобального мониторинга в результате позволяет расширить зону контроля расходов и сделать прозрачным для потребителей весь процесс транспортировки и логистики, что значительно повысит эффективность бизнеса.

д. т.н., профессор МАДИ

Для автотранспортных предприятий в условиях экономического кризиса на первый план выходят задачи сокращения всех видов расходов. Основную долю затрат в себестоимости перевозок приходится на топливо. Для эффективного управления расходом топлива необходимо иметь достоверную информацию о выполненной транспортной работе, автоматизировать все процессы, связанные с нормированием, отпуском и учетом топлива. При решении задачи управления расходом топлива инженерный персонал автотранспортных предприятий сталкивается с целым рядом трудностей. Это в первую очередь несовершенная система нормирования и планирования потребностей в топливе, отсутствие технических средств, обеспечивающих достоверность первичной информации и исключающих субъективный человеческий фактор при учете топлива и обработке первичной транспортной документации, отсутствие комплексных информационных систем , обеспечивающих оперативную обработку больших массивов первичной информации. Все это способствует легализации завышенных нормативов расхода топлива, припискам транспортной работы и как следствие - к повышению себестоимости перевозок и возможности хищения топлива.

Особенно эта проблема актуальна в зимний период времени, когда нормы расхода топлива формально увеличиваются на 5-10%, а погодные условия (температура воздуха, высота снежного покрова и пр.) в условиях смягчения климата не сильно отличаются от осенних месяцев. На пассажирском транспорте в зимние месяцы для обогрева салона автобусов вводятся специальные надбавки. Поскольку время работы обогревателей салона инструментально не контролируется, появляется возможность формально списания топлива без его фактического расхода. В больших городах резко повысилась загруженность дорожной сети, появляются пробки, которые в корне меняют скоростной режим работы на линии, и как следствие фактический расход топлива может увеличиваться в 2 и более раза. Пробки чаще возникают хаотически, но могут быть и регулярными в определенные часы суток. Их продолжительность заранее нельзя спрогнозировать. Эти случайные факторы не дают возможности обосновано планировать и нормировать расход топлива, и нормативы расхода топлива на городских автобусных маршрутах, как правило, насколько завышены. В условиях постоянно растущих цен на топлива и финансового кризиса актуальность создания инструментального контроля и системы управления расходом топлива выходит на первый план.

В целях расширения функциональных возможностей системы планируется реализовать учет расход топлива не только на автомобиль, но и на водителя, а также относить расход топлива к маршруту, на котором работало транспортное средство. Последнее особенно актуально для автобусов, поскольку расход топлива на разных маршрутах (городские, пригородные, междугородние) имеет существенные различия. На первом этапе достаточно доработки программного обеспечения с реализацией ручного ввода в систему нескольких дополнительных параметров. В дальнейшем планируется модернизировать бортовое оборудование. В качестве такого устройства может использоваться ридер для чтения данных с пластиковых карт или GPRS-модем для приема SMS-сообщений с сотового телефона.

Испытания системы управления расходом топлива показали, что на маршрутных автобусах за счет индивидуального нормирования (на маршрут и транспортное средство) фактический расход топлива снижается в среднем на 13%. Выявлены транспортные средства, которые не укладываются в существующие нормативы и требуют соответствующего технического воздействия. Система позволяет выявить факты несанкционированной работы на линии, что обеспечивает собираемость доходов, особенно при работе транспорта на коммерческих маршрутах. Она дает возможность оценить квалификацию водителя и степень влияния стиля его работы (скоростной режим, замедления, ускорения) на расход топлива. При эксплуатации автомобилей в зимний период времени обеспечивается учет расхода топлива на обогрев салона автобусов. Для ряда маршрутов показана необходимость учета при нормировании расхода топлива и загруженности дорожной сети, когда в определенные дни (из-за пробок) расход топлива может возрастать более чем в 2 раза.

Следует отметить, что эффективность работы системы управления расходом топлива в значительной степени будет зависеть от заинтересованности персонала предприятия в экономии топливно-энергетических ресурсов. При внедрении подобных систем должны быть четко проработаны вопросы материального стимулирования работников предприятия. Весь персонал от водителя до директора должен быть заинтересован в конечном результате.

По нормам расхода авто, в зависимости от пробега, с учетом повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от городской или по трассе йезды и т.п. делается расчет на основе водительских отчетов. У кого перерасход большой - с теми детальный разбор полета.

Если лень в сети полазить, то книжечки такие продаются, типа "учет гсм на предприятии"

cooland, вот как раз камень преткновения в основном и лежит в области повышающих коэфиициентов.
Допустим, говорит мне водитель что простоял два часа в пробке. Как это проверить? Вот и получается что много горючего уходит вот на такие "коэффициенты"..

Не слышали о топливных картах? Пару месяцев назад мы стали сотрудничать с компанией Петрол Плюс Регион: перевели топливные расходы нашего предприятия на систему топливных карт. Очень удобно оказалось в плане отчетности: приходит в электронном виде. Плюс экономия на НДС. Воровство практически исключено – в отчетности отражено, сколько топлива заправил тот или иной водитель. А там элементарно высчитывается: сколько заправил водитель и сколько километров проехал. Если данные сильно отличаются, значит что-то нечисто.
В общем, рекомендую как действенный инструмент контроля.
Плюс еще порадовала одна фишка: возможность отсрочки платежей по карте Магистраль. Причем не требуют залога, как это иногда встречается.

Да, мы тоже ими пользовались. Там в отчетах сразу на "подозрительные" операции обращают внимание. Типа две заправки в течение часа.

Плюсы - не соберешь "лишних" чеков, все только по карте.
Минусы - не на всех трассах есть заправки, их принимающие, но их реально много.

Попробуйте. Следующий шаг (если не помогает) - есть спецдатчики, записывающие все пополнения и расход (и слив, если был) бензина. Данные хранятся в отдельной памяти, могут быть считаны диспетчером. В принципе, для 99% случаев мошенничества хватает. Но недешево стоят.

spiridonov, спасибо! Сначала попробую с топливными картами вариант - переговорю сегодня с хозяином предприятия. Запустим систему, а потом в течение месяца посмотрю за расходами.
Отпишу в сообщество о конечном результате.
Об устройствах разного плана тоже думал - но чтобы оборудовать парк такими штуками понадобится под 10.000. американских рублей. Дороговато, врядли босс пойдет на такой вариант без веских оснований.

Как взыскать с водителя перерасход бензина?

На сегодняшний день проблема перерасхода топлива является одной из главных для многих автотранспортных предприятий.
В большинстве случаев виновниками перерасхода топлива являются именно водители.
С одной стороны, они используют технику и транспорт в личных целях: «левые рейсы», работа на стороне, не соблюдают условия экономичной езды.
С другой, осуществляют слив и воровство топлива, списание денег в счет закупки. В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются, или, например машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило в меньшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных).

Возможна заправка топлива в одной стране за свои деньги и предоставление чека из другой страны на большую сумму или заправка по карточке чужой машины.

Часто практикуется слив топлива из бака, при этом подкручивают показания спидометра или моточаса. В данных случаях дополнительный «доход» водителей составляет не менее половины их официальной зарплаты.
В итоге предприятие теряет деньги не только на украденном топливе. Расходуется моторесурс техники, ухудшается техническое состояние машин.
Зачастую, о том, что топливо разворовывают, знают все – и директор, и зам. директора, и начальник гаража, и главбух, и это считается нормой. Проблема в том, что доказать вину водителя без использования специального оборудования или особых методов практически невозможно.

Единственный способ взыскать с водителя перерасход ГСМ – это возложить на сотрудника полную материальную ответственность.

Статья 242. Полная материальная ответственность работника

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами »
Но на сегодняшний день применение данного способа в большинстве случаев возможно только в теории. На практике же все наоборот. Для того, чтобы в итоге привлечь водителя к ответственности нужно вначале доказать, что перерасход бензина – это следствие его противоправных действий, а не каких-либо других лиц или факторов.
Дело в том, что существует множество причин перерасхода топлива – начиная от класса дороги, по которой приходится ехать и заканчивая техническим состоянием машины.

Статья 243. Случаи полной материальной ответственности

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3) умышленного причинения ущерба;
4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Полная материальная ответственность за причиненный работодателю ущерб может быть установлена трудовым договором, либо специальным договором.

Статья 244. Письменные договоры о полной материальной ответственности работников

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
В этом случае, при выявлении перерасхода бензина водителем, руководство организации может взыскать денежную сумму в полном размере понесенных убытков.

Табл. 1. Технические неисправности автомобиля, вызывающие перерасход топлива

Автомобили с впрыском топлива Дизельных автомобили
Снижена по какой-то причине мощность двигателя;
Неисправен датчик кислорода или его цепи;
Неисправен какой-нибудь из датчиков температуры или их цепи;
Неисправна система опережения зажигания;
Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи;
Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепь;
Подтекание какой-нибудь форсунки (чаще всего форсунки холодного пуска, если она есть);
Засорен воздушный фильтр;
Слабая искра зажигания;
Неисправна система наддува;
Неправильно установлены метки привода газораспределения;
Неисправна система контроля давления во впускном коллектор;
Неправильное давление бензина;
Не отрегулированы клапанные зазоры;
Плохой накат (например из-за спущенных колес);
Неисправна гидромуфта (у машин с "автоматом");
Неправильная работа автоматической коробки передач;
Несправен ведущий мост.

Снижена мощность двигателя;
Неисправны форсунки;
Недостаток подаваемого во впускной коллектор воздуха;
Неправильное опережение впрыска;
Двигатель не прогревается до рабочей температуры;
Неправильная работа систем снижения токсичности.

Наиболее распространенными считаются случаи, когда не отремонтирован карбюратор или инжектор. Конечно, крупные АТП обычно имеют в своем составе мастерские по ремонту подвижного состава, но регулировка карбюратора может быть правильно произведена только на специальном стенде, на котором точно определяется расход воздуха, и расход топлива, пропущенных через карбюратор. Если такого стенда нет, то можно считать, что карбюратор, в принципе, не может быть отрегулирован точно.

Важным моментом считается качество топлива. Например, если залить в бак "прямогонку" или какой-нибудь суррогат, он приведет к снижению крутящего момента и мощности, а водитель подсознательно будет "давить на газ" (т. е. увеличивать подачу топлива в цилиндры двигателя), чтобы ехать в привычном режиме.

Также на расход топлива влияет стиль езды. У одних водителей он более экономичный, у других более агрессивный. Реально экономичный стиль езды можно выработать только при езде на автомобиле, оснащенном электронным впрыском топлива и борткомпьютером, который показывает мгновенный расход топлива в л/100км. Визуальные ощущения и субъективные привычки водителей существенной экономии не дадут.

Кроме того, сегодня распространены так называемые «недоливы» на АЗС. В среднем они составляют 50-100 мл на 1 литр бензина.

Большинство организаций зачастую не хотят искать реальных причин перерасхода бензина, а просто собственными методами взыскивают с водителей денежную компенсацию.
Некоторые организации лишают сотрудников премий. Но во-первых, премия – это стимулирующая выплата, которая выплачивается при условии достижения определенных показателей, в данном случае - соблюдение норм расхода топлива. Поэтому применять лишение не совсем корректно. Во-вторых, премируются действия работника, т. е. если перерасход бензина вызван не действиями водителя, а премии он лишен, рано или поздно он тоже начнет «воровать».

Другие – удерживают перерасход ГСМ у сотрудников из заработной платы, при этом не имея доказательств его вины. Но в данном случае не стоит забывать о том, что водитель вполне может обратиться с заявлением в суд о признании незаконным приказа об удержании из заработной платы. В итоге, проблем с судебными разбирательствами будет масса.

Ряд организаций – подают на сотрудников в суд. И в большинстве случаев, даже имея основательные доказательства вины водителей, проигрывают. Потому, что, во-первых, приходится проводить автотехническую экспертизу, выяснять, действительно ли техническое состояние машины позволяет выполнять нормативы по расходу. Но даже новые машины, только что выпущенные с конвейера, не всегда соответствуют нормам, что уж говорить о машинах которые имеют приличный пробег. Кроме того, экспертиза – это дополнительные затраты. Но даже если удастся доказать, что бензина машиной расходуется по норме, доказать вину водителя можно только в одном случае – «поймав его за руку».
Уличить конкретного водителя в перерасходе топлива конечно можно.

И способов существует достаточно много. Например, проведение выборочных «слежек», прикрепление контролеров, проведение тестовых ездок для измерения нормальной нормы потребления машиной топлива и т. д. Но все это затрачивает, как правило, массу времени и денег, а главное – результат носит только временный характер.

Каждый руководитель сам выбирает, по какому пути идти. Нужно ли контролировать водителей? «Воруют, ну и пусть воруют!» – скажет один руководитель, причем, как правило, это предприятие имеет либо небольшой автопарк, либо это государственное предприятие, где тратятся бюджетные средства. – «Зато они к машине, как к кормилице, бережно относятся».

Наверное, отношение водителя к машине зависит все-таки от человека. Есть водители, которые выполняют и работы больше, и бензина всегда хватает, и в салоне чисто, и машина меньше на ремонте, а есть такие, которые постоянно говорят, что «в пробке целый день стоял, сделал мало, а бензина истратил много, завтра опять с утра на заправку ехать придется», и машина как «загнанная лошадь».

Многие компании с высказанной точкой зрения не согласятся. Контроль необходим: каким образом эксплуатируется техника, ведь за ее покупку платило предприятие, соответственно и эксплуатировать ее должно именно оно в своих целях и деньги на бензин тратить в соответствии с работой техники.

Наилучший выход из данной ситуации – применение специальных систем и оборудования. Сегодня на рынке автотранспорта и спецтехники представлено немало систем, основная задача которых – контроль и экономия топлива.

Устройство ГЛОНАСС/GPS (автомобильный контроллер)

На транспортные средства устанавливаются терминалы, содержащие ГЛОНАСС/GPS приемник, микроконтроллер, флэш-память и GSM модем. Навигационные спутники излучают сигналы, по которым приемник терминала определяет координаты транспортного средства. Вся полученная информация передается на интернет-сервер системы спутникового слежения и мониторинга. Если объект находится вне зоны покрытия GSM сети, то информация сохраняется в памяти ГЛОНАСС/GPS терминала за три последних месяца работы. Оборудование подключается, скрытно устанавливается и пломбируется. При этом у таких систем существует возможность добавления в систему датчиков нагрузки на ось, датчиков температуры груза и приемника GPS.

После первого же месяца эксплуатации система дает ощутимые результаты в виде разницы между данными чеков топливной компании и реальными заправками в бак автомобиля.

Водители очень часто договариваются с оператором АЗС о чеке. Сверяя чеки с реальными заправками, вы увидите расхождения до 300 л топлива в месяц на полуторатонный грузовик и до 1000 л – на седельный тягач. Экономия получается приличная, не говоря уже о поддельных чеках и сливах – это проверить очень легко, отчет составляется за несколько секунд, все действия водителя, как на ладони.

Многие автомобили оснащены холодильными агрегатами, которые подключены либо к отдельному топливному баку, либо к основному. Если раньше водители говорили о том, что перерасход вызван постоянной работой холодильного агрегата, то теперь видно, что топливо либо сливалось из бака, либо есть расхождения реальной заправки в бак с чеком.

На многих предприятиях жесткие нормы: погрузка например должна начаться в 5.00 утра, не раньше. До этого водитель мог загрузить автомобиль вечером, оставить работать на холостом ходу и пойти спать, а утром подойти к 8.00 и спокойно поехать по маршруту. Теперь видно, когда двигатель был заведен. Водители удивляются: «Откуда вы знаете, что я начал загружаться в 4.25 утра?»

Узнав реальную картину оборота топлива, руководители некоторых водителей сразу увольняют, с некоторых продолжают взыскивать за топливо. А те, к кому нет вопросов, продолжают нормально работать. Нормы расхода значительно снижаются, появляется то, к чему стремились, – экономия. Для крупного предприятия это огромные суммы сэкономленных денег.

Система позволяет анализировать режим труда и отдыха, эффективность работы каждой машины, выявить любой перерасход, в том числе связанный с неисправностями топливной или иной системы автомобиля, ведь не все водители позволяют себе махинации с топливом, есть и честные.

Существуют и другие преимущества системы: если заправочная колонка заправляет топлива немного меньше, вы это видите, если разница между чеком и заправкой составляет около 10% и повторяется на нескольких автомобилях именно на этой заправке, а на других все нормально, то следует сообщить об этом топливной компании.

Система Wialon в сфере контроля грузоперевозок позволяет:

1. Осуществлять контроль транспортных средств в режиме реального времени (местонахождение, скорость, количество топлива в баках, состояние датчиков и т.д.)
2. Исключить не целевое использование транспорта (Вы всегда будете в курсе, на самом ли деле ваш водитель "болел", "сломался", был "задержан ГИБДД", или использовал служебный транспорт в личных целях.) Система Wialon “Hosting” отслеживает подробные маршруты и позволяет не только стопроцентно доказать факт нарушения, но и точно оценить нанесенный Вам ущерб.
3. Возможность контролировать скоростной режим, пробег
4. Осуществлять грамотную логистику, оптимизировать маршруты передвижения
5. Предотвратить несанкционированное использование автомобиля
6. Контролировать все заправки и сливы топлива автомобиля, расход от времени в л/ч, расход от пробега в л/км
7. Контролировать место, время, продолжительность стоянок и остановок автомобиля
8. Контролировать место и время открытия/закрытия дверей фургона для разгрузки/погрузки, график доставки грузов
9. Достоверную информацию о состоянии зажигания (стоянка с включённым двигателем или с выключенным).
10. Контроль условий перевозки и сохранности груза
11. Возможность получать фотоснимки с внешней видеокамеры в режиме on-line и иметь достоверную информацию о местоположении ТС
12. Контролировать групповой пробег и расход топлива всего автопарка сразу за любой промежуток времени (Информация на сервере хранится 3 месяца)
13. Контроль организации планового ТО и ремонта автомобилей.