Автомобили первой мировой. Русские броневики в боях

Коробка-"автомат", пневмоподвеска, кондиционер - и это далеко не полный список обязательного оборудования, которое будет устанавливаться на новые автомобили российской армии. Далее вы узнаете о перспективных моделях военных автомобилей, которые вскоре встанут на вооружение.

"Тайфун-У" ("Урал"-6309)

Длина: 9 265 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный объемом 7 литров, с турбонаддувом.

Максимальный крутящий момент: 1 650 Нм при 1 400 –1 600 об/мин.

Расход топлива: 42 л/100 км.
Стоимость: 38 млн рублей.

"Тайфун" - совершенно новый для России вид боевой колесной техники. Он не предназначен для участия в боевых действиях (в отличие от БТР), но способен защитить личный состав, перевозимый в кузове, от внезапного нападения из засады.

Попытки делать бронированные версии на базе серийных грузовиков делались неоднократно. Но все эти кустарно доработанные автомобили не выдерживали испытаний взрывами и обстрелами. Поэтому Минобороны решило заказать бронегрузовик, созданный "с нуля". Причем сразу два - один поручили делать КамАЗу, другой - заводу "Урал" в Миассе. Предприятия остались верны своим традициям: камазовцы выпустили бескапотную версию "Тайфун-К" (о ней речь пойдет ниже), а уральцы - капотную "Тайфун-У".

"Тайфун-У" бронирован по самому высшему стандарту ГОСТ 6а и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму - стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если "Урал" наедет на мину. Большинство сидений в салоне (кроме водительского и крайнего правого) подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.

В отличие от древних "Уралов" разработки 50-х годов, здесь весьма продвинутая техническая "начинка", которая еще недавно была немыслима для тяжелых армейских грузовиков. Коробка передач - гидромеханический "автомат" МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в "раздатке". Подвеска - гидропневматическая, которая способна "поджимать" колеса при прохождении неровностей, прямо как на Range Rover последнего поколения.

Двигатель - ярославская рядная "шестерка", но тут не обошлось без импортных комплектующих из стран, с которыми Россия ведет "войну санкций". Чем в случае введения торгового эмбарго заменить систему впрыска Bosch и турбину Borg Warner, пока не понятно.

"Тайфун-У" - это целое семейство бронеавтомобилей. Первой выпустили 6-колесную версию с кабиной, отделенной от салона. На очереди двухосная 4-колесная модификация с укороченным кузовом, а также 6-колесный "бронеавтобус", где кабина и салон располагаются в едином бронемодуле. Позже появится и длинная версия с четырьмя осями и восемью колесами.

"Тайфун-К" (КамАЗ-63968)

Длина: 8 990 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный, объемом 7 литров с турбонаддувом.
Максимальная мощность: 450 л.с. при 2 300 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 1 650 Нм при 1 400 – 1 600 об/мин.
Трансмиссия: 6-ступенчатая АКПП с 2-ступенчатой "раздаткой". Постоянный полный привод.
Расход топлива: 42 л/100 км.
Стоимость: 48 млн рублей.

Бронированный КамАЗ - более дорогой конкурент и одновременно ближайший родственник "Тайфуна-У". Бескапотная компоновка, как известно, актуальна для гражданских грузовиков потому, что при той же габаритной длине позволяет ставить более длинную грузовую платформу. Когда речь идет о взрывозащищенных машинах, преимущество "бескапотников" теряется. Моторный отсек, вынесенный вперед, играет роль буфера при наезде на мину, а в случае подрыва "Тайфуна-К" (равно как и любого другого бескапотного грузовика), весь удар придется на кабину.

Двигатель у грузовика из Набережных Челнов такой же ЯМЗ, хотя в перспективе сюда можно ставить и дизельный V8 собственной разработки КамАЗа. Подвеска тоже пневматическая, а ведущие мосты скомпонованы по-другому: один находится сзади, а два - спереди, чтобы компенсировать изрядный вес фронтальной части. Причем оба передних моста управляемые, чего нет у "Урала".

А вот с коробкой передач - проблема. Камазовцы решили использовать не белорусскую МЗКТ, а… американскую Allison. Кроме того, бронелисты заказывают в Германии, а колеса - во Франции. Договора на поставку заключались, конечно же, до того, как НАТО в военной доктрине РФ признали главным потенциальным противником.

"Тайфуны-К" уже приняли на вооружение и даже выпустили на парад в честь Дня Победы 9 мая. Однако пока (в отличие от "Тайфуна-У") машины засекречены и недоступны для журналистов. Что будет с машинами из-за усложнившихся отношений с Западом, пока не понятно. Но камазовцы уже разработали опытный образец восьмиколесного грузовика под кодовым названием "Торнадо" с собственным 550-сильным турбодизелем и такой же, как у "Тайфуна-К", кабиной.

Кстати, на августовских учениях Минобороны на юге России, где испытывали перспективную технику, "Тайфунов-К" не было. Далекоидущие выводы делать рано, но с реализацией проекта наметились явные сложности.

"Урал-ВВ" и "Федерал-М"

Длина: 8 990 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный V8 объемом 14.9 литра.
Максимальная мощность: 240 л.с. при 2 100 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 883 Нм при 1 400-1 600 об/мин.

Расход топлива: более 32 л/100 км (расчетный).
Стоимость: 8-10 млн рублей.

Две версии одного и того же по смыслу автомобиля. Один собирают в Миассе на УралАЗе, другой в московском "Институте спецтехники". Эти бронеавтомобили гораздо проще и дешевле "Тайфунов" и предназначены для внутренних войск. Вместо принципиально новой гидропневматической подвески - старинное шасси от "Урала"-55571, о котором мы уже рассказывали в прошлой публикации о старой военной технике. Под капотом - старенький дизель ЯМЗ-236. Вместо коробки-"автомата" - традиционная "мешалка" с пятью ступенями.

Номинально, по желанию заказчика, "Федералы" и "Уралы-ВВ" можно оснастить защитой по тому же шестому классу безопасности, что у "Тайфуна". Салон здесь объединен с кабиной в бронекапсулу, а дно также способно рассеивать взрывную волну. Впрочем, от взрывов серийные грузовики, пусть и серьезно бронированные, защищать так же эффективно, не могут.

"Урал-ВВ" и "Федерал-М" отличаются друг от друга рядом компоновочных решений, и те, кому довелось изучить их вживую, говорят, что московский грузовик спроектирован более толково, чем уральский. К тому же ориентировочная цена "Федерала" на 2 млн рублей меньше. И все-таки в упомянутых выше военных учениях в августе участвовал именно "Урал-ВВ".

"Скорпион" ЛША-2

Длина: 4 890 мм.
Дорожный просвет: 300 мм.
Двигатель: дизельный.
Максимальная мощность: 136 л.с.
Максимальный крутящий момент: 300 Нм.
Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой "раздаткой". Постоянный полный привод.
Расход топлива: 13,2 л/100 км.
Стоимость: нет данных.

Про этот автомобиль известно мало. Производитель, ЗАО «Корпорация "Защита"», скуп на технические данные. "Скорпион" явно собран на чужих агрегатах, так как компания не является полноценным автопроизводителем и специализируется на бронировании серийных автомобилей.

Впрочем, откуда взят двигатель, можно только догадываться: по характеристикам турбодизель близок к мотору Mitsubishi L200, но чуть больше по объему. Происхождение трансмиссии и ходовой также покрыто мраком. Но оптика и некоторые детали оформления выдают родство с УАЗовскими внедорожниками. Собственно, именно в качестве замены УАЗ-469 и пророчат "Скорпионов".

Проектов внедорожников для армии разной степени перспективности наберется с десяток. Почему мы написали именно про "Скорпиона"? Дело в том, что именно он участвовал в уже дважды упомянутых выше войсковых учениях, и прошел приемочные испытания. Всё это позволяет надеяться на то, что вскоре технические данные машин все-таки рассекретят, и мы узнаем, каковы они, командирские джипы нового поколения.

Как защитить солдата от пуль, осколков и шрапнели? Можно ли быстро перебросить пулемёт или орудие на пару десятков километров, не используя лошадей? В качестве средства решения этих проблем в начале ХХ века начали использовать автомобили. Они к тому времени уже переросли стадию еле катящейся коробки на колёсиках. Со скоростью, грузоподъёмностью и проходимостью дела у авто уже обстояли неплохо.

Таким образом, подвижную базу военные нашли. А чтобы обслуга и водитель не погибли, решено было прикрыть их листами брони. Так появился бронеавтомобиль. О некоторых броневиках дотанкового периода рассказано ниже.

Austro-Daimler Panzerwagen

Один из первых в истории бронеавтомобилей. Спроектирован и собран в Австро-Венгрии в 1905 году. Его конструкция опережала своё время, ведь разработчиком броневика выступил представитель прославленной династии, инженер Пауль Даймлер.

Он воплотил ряд особенностей устройства, ставших впоследствии классическими: полноприводную базу, цельный бронированный кузов, сферическую бронебашню с бойницей для 7,7-мм пулемёта «Максим» (позднее их стало две). Толщина лба и бортов корпуса составляла 3,5 мм, башни - 4 мм. Бронелисты были выгнуты, обеспечивая броневику обтекаемые пулестойкие формы. Даймлер был вправе гордиться своим детищем, дело оставалось за малым - успешной демонстрацией и последующей закупкой для имперской армии.

Крест на перспективной разработке поставил шум двигателя бронеавтомобиля. Он напугал лошадей нескольких высокопоставленных персон, присутствовавших на испытаниях. Сам император Франц-Иосиф был обескуражен и рассержен. Заявив, что таким машинам не место на войне, он не оставил Даймлеру шансов.

«Минерва»


Над Бельгией одной из первых в 1914 году раздался гром Великой войны. Офицер бельгийского Генштаба, лейтенант Шарль Анкар, выезжал на передовую в личной машине. Чтобы обезопасить свою жизнь и здоровье, он забронировал её. Начальство нашло опыт Анкара многообещающим. Ещё несколько «Минерв» были оперативно обшиты бронелистами, вооружены 8-мм пулемётами Гочкиса и брошены в бой.

Они хорошо проявили себя в манёвренный период Первой мировой войны, оказавшись для немцев неприятным сюрпризом. Но с началом позиционной войны «Минервам» стало сложнее действовать. В итоге бельгийский броневой автодивизион был «подарен» императору Николаю II и переброшен на Русский фронт.

После окончания Первой мировой войны «Минервы» неоднократно модифицировались и продолжали состоять на вооружении в Бельгии даже в 1935 году.

Rolls- Royce Armored Car


Сегодня автомобили «Роллс-Ройс» являются в большей степени роскошью, нежели средством передвижения. Не столь много известно о военной карьере этого автомобиля: в 1914 году защититься бронёй и вооружиться довелось и ему. Примером для британцев стали бельгийские «Минервы». Базой для броневика стал автомобиль Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost - знаменитый «Серебряный призрак».

Его обшили бронелистами толщиной 8–9 мм, разместив на корме боевое отделение. Башня имела цилиндрическую форму со скошенными стенками для большей пулестойкости. Там же расположили открытую площадку, достаточную по площади для перевозки нескольких солдат и снаряжения. «Роллс-Ройс» вооружался тяжёлым пулемётом «Виккерс» 7,7 мм, а в движение его приводил отменный 6-цилиндровый двигатель. Первые три машины были готовы и доставлены в Европу в декабре 1914 года.

К тому моменту война на континенте уже приобрела позиционный характер, в условиях которого функциональность броневиков была ограничена. Тем не менее им довелось принять участие в боях на территории Соединённого Королевства в 1916 году, в ходе Пасхального восстания в Дублине. «Роллс-Ройсы» действовали наряду с импровизированными броневиками из паровых котлов пивоваренного завода «Гиннесс», установленных на грузовики-трёхтонники. Последние броневики от «Роллс-Ройс» эксплуатировались в Великобритании ещё в 1944 году.

Büssing A5P


Как правило, путь на театр военных действий для броневиков Первой мировой лежал через выигрыш тендера. Однако случались и исключения. Столкнувшись с первыми бронеавтомобилями армий Антанты в 1914 году, немцы взялись дать симметричный ответ противнику. Компания «Бюссинг» уступила конкурентам, но выполненный её инженерами прототип всё же получил путёвку в жизнь.

Büssing A5P был достаточно габаритной полноприводной машиной. Помимо симметричной конструкции с рулевым управлением как спереди, так и на корме, этот броневик отличался от большинства других способностью вести плотный огонь. В броне «Бюссинга» предусматривалось 10 лючков для пулемётной стрельбы. Причём лишь три пулемёта закреплялись стационарно, с остальными члены экипажа (10 человек) должны были перемещаться между бойницами.

Все три собранных Büssing A5P участвовали в боях на Западном фронте. Когда осенью 1916 года на стороне Антанты в войну вступила Румыния, броневики направили туда. Этим гротескным детищам Первой мировой войны было суждено пережить её, а последний броневик «Бюссинг» был потерян в украинских степях в ходе Гражданской войны в России.

«Руссо-Балт тип С»


Первый серийный русский броневик была спроектирован и запущен в производство в поразительно сжатые сроки. 17 августа 1914 года военный министр В. А. Сухомлинов дал добро, а уже в середине октября император Николай II записал в дневнике: «В 11 час. на Дворцовой площадке мне представилась только что сформированная автомобильная рота с 47-мм пушками и пулемётами со стальными щитами. Она уходит в поход».

Вопреки поговорке, создатели броневика хоть и поспешили, но отнюдь не насмешили неприятеля - они ошеломили его. 5-мм хромоникелевая броня надёжно защищала переднюю и кормовую части «Руссо-Балтов», да и борта толщиной 3,5 мм тоже держали удар. Секрет стойкости заключался в особом расположении листов брони под тупыми углами, спроектированном полковником А. Н. Добржанским и инженером штабс-капитаном А. Я. Грауэном.

Вооружение «Руссо-Балтов» составляло грозное трио 7,62-мм пулемётов Максима. Вместе с тем необходимость поддержки огнём орудий большего калибра стала очевидной. Обшитые сталью грузовики с орудиями были полумерой, поэтому серийным пушечным бронеавтомобилем стал «Гарфорд».

«Остин»


Военный министр Сухомлинов, дав путёвку в жизнь проекту «Руссо-Балт тип С», полагал расширить автомобильный парк армии ещё и за счёт закупок у союзников по Антанте. Осенью 1914-го были заказаны, а к концу года прибыли в Россию броневики «Остин» 1-й серии, разработанные в Британии.

Эти двухпулемётные боевые машины с горизонтальным бронированием продемонстрировали ненадёжность трансмиссии и слабую защиту. Несмотря на это, в марте 1915 года была закуплена партия «Остинов» 2-й серии.

В ноябре 1915 года командир Запасной броневой роты капитан Халецкий высказал ряд замечаний к их конструкции: «а) Один боковой выход из машины; б) малое внутреннее помещение…; в) затруднительность управления задним ходом <…> ж) отсутствие места для возки запасного колеса» . Сложно сказать наверняка, были то придирки или обоснованная критика. В августе 1916 года военное ведомство России заказало ещё 60 броневиков «Остин» (3-й серии) и столько же шасси для сборки и выпуска автомобилей своими силами. Кстати, последние имели двойное рулевое управление - Халецкий был услышан.

«Гарфорд-Путиловец»


Замысел создания полноценного тяжёлого пушечного бронеавтомобиля претворялся в жизнь начальником Офицерской стрелковой школы генерал-майором Н. М. Филатовым. Подходящей базой для этого проекта стали американские грузовики-пятитонники «Гарфорд». В декабре 1914 года 33 машины этого типа прибыли в Петроград. С января на Путиловском заводе начались сборочные работы.

Габариты «Гарфордов» позволяли использовать более толстую броню (6,5 мм, или четверть дюйма), листы которой располагались в основном вертикально. С учётом расположения двигателя и топливных баков над «шоффёром» и командиром броневика слева и справа надёжность защиты имела принципиальное значение. Медлительные, но мощные броневики вооружили 76-мм противоштурмовой пушкой образца 1910 года и тремя пулемётами Максима.

Собранными машинами комплектовали авто-пулемётные взводы, усиливая дуэт «Остинов». Каждому «Гарфорду» присваивалось звучное собственное имя: «Святогор», «Громобой», «Чудовище», «Дракон»… Броневики прошли через Первую мировую, Гражданскую и малые войны 20-х–30-х годов.

AB Ansaldo


Италия вступила в Первую мировую войну в мае 1915 года на стороне Антанты. К тому моменту фирма «Джо Ансальдо и Ко» уже разработала для армии пулемётный броневик. 60-сильный двигатель позволял ему развивать скорость до 70 км/ч, корпус был выполнен из хромоникелевой стали. Арсенал AB (Automobile Blindato) Ansaldo составляли три пулемёта, расположенные в двухуровневой башне. Экипаж броневика насчитывал 6 человек.

«Ансальдо» участвовали в боях на границе с Австро-Венгрией, позднее и в сражениях с германскими войсками. Его создатели в конце января 1916 года также направили российскому Главному артиллерийскому управлению (ГАУ) официальное предложение о закупке. Характеристики броневика рекламировались весьма образно: «…блиндированы особенной бронёю, непроницаемою на расстоянии 100 метров пулею итальянского ружья 1891 года. Мотор и колёса совершенно защищены щитами» . При этом итальянцы запрашивали чертежи пулемётов и всевозможные данные о снарядах русской артиллерии, якобы для переделок конструкции броневика под них.

Повоевать на русском фронте Первой мировой «Ансальдо» не довелось. Зато этим машинам была уготована куда более экзотическая одиссея. После гражданской войны в Испании 1936–1939 годов они участвовали в Африканской кампании итальянской армии.

Автомобиль-пулемёт Archer


Летом 1915 года российскому военному ведомству был предложен для принятия на вооружение «Автомобиль-пулемёт Archer» (по фамилии конструктора - французского инженера Ж. Арше).

Французы очень расхваливали броневик, а его характеристики были достаточно недурны: четырёхцилиндровый двигатель мощностью 16 л. с., скорость по шоссе до 60 км/ч, броня - 7 мм хромоникелевой стали. В качестве вооружения этого автомобиля использовался один-единственный пулемёт, расположенный на корме.

Создатель автомобильных войск Российской империи генерал-майор П. И. Секретев незамедлительно ознакомился с этим предложением и был категоричен: «…Автомобиль «Archer» не даёт закрытия людей от шрапнельного огня, двигатель его слаб для русских дорог, вооружение его одним пулемётом недостаточно, движение назад затруднительно… Система пуска в ход сложна и мало надёжна».

Материал перепубликован с портала worldoftanks.ru в рамках партнёрства.

Источники:

  1. Документы Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА).
  2. Кирилец С. В., Канинский Г. Г. Георгиевич. Автомобили Русской Императорской армии. «Автомобильная академия» генерала Секретева. М., 2010.
  3. Коломиец М. В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. М., 2008.
  4. Попова С. С. Военные злоключения бельгийцев в России // Военно-исторический журнал. 1996. № 2. С. 46–52.

Российская империя была первой в мире, официально принявшей на вооружение бронированные автомобили. Многие из них не сохранились до наших дней. Но в 2009 году предтечи современных танков были восстановлены по оригинальным чертежам из архивов Политехнического музея. В нашем обзоре 7 бронемашин, стоявших на вооружении в Русской Императорской армии.

В 1908 году на вооружение в русскую армию поступило 10 образцов техники, созданных французской компанией Charron по проекту русского офицера М.Накашидзе. Бронированный автомобиль "Накашидзе-Charron" получил очень положительные отзывы от военных, но из-за трагической смерти М.Накашидзе проект этот развития не получил. В результате к началу Первой мировой во всей Российской империи имелось лишь боевое подразделение бронеавтомобилей, на вооружении в котором были пулемётные бронеавтомобили «Руссо-Балт тип С». В условиях военного времени они были срочно модернизированы, и русская армия получила сразу несколько различных типов бронемашин.

1. «Остин-Путиловец»



«Остин-Путиловец» выпускали для Русской армии в Великобритании в 1914-1917 года на базе грузовых заднеприводных шасси британской компании Austin. Броневик использовался в боях Первой мировой.

2. «Гарфорд-Путилов»


В начале Первой мировой войны Путиловский завод начал изготавливать пушечно-пулемётный бронеавтомобиль на базе шасси американского грузовика фирмы Garford Motor Truck Co.


В период с 1915 по 1916 было выпущено 48 броневиков, отличавшихся высокой мощностью, надёжностью и приемлемой степенью бронирования.

3. «Остин-Кегресс»



В 1917 году в России разработали полугусеничный бронеавтомобиль «Остин-Кегресс». Всего было выпущено 40 экземпляров.

4. «Джеффери - Поплавко»


Пулеметный бронеавтомобиль «Джеффери - Поплавко» - первый полноприводный бронеавтомобилем, который был принят на вооружение Российской империи. Первый автомобили появились в армии в 1915 году. Броневик, который военные прозвали «Чародея», выпускали на Ижорском заводе. Его главное предназначение – доставка топлива и боеприпасов, а также буксирование поврежденных бронеавтомобилей с поля боя в тыл.

5. Фиат-Ижора


Фиат-Ижора, созданный на базе шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat, был лёгким пулемётным автомобилем ВС Российской империи, а позже Рабоче-крестьянской Красной армии. Массовое производство этих броневиков началось лишь после Февральской революции.


За год на Ижорском заводе построили 80 экземпляров бронемашин. Бронемобили активно использовались Рабоче-крестьянской Красной армией в боях Гражданской войны.

6. «Мерседес»


В 1915 году штабс-капитан Былинский на базе легкового автомобиля Mercedes разработал пушечно-пулемётный бронеавтомобиль для вооружённых сил Российской империи, использовав при этом множество новаторских инженерных решений. На Обуховском заводе было построено два экземпляра бронеавтомобиля, которые использовавшихся Русской Императорской армией в боях Первой мировой.

7. Танк «Борец за свободу товарищ Ленин»


Безусловно, в России велась разработка проектов собственных танков, но для их доводки было необходимо много времени. Первые танки появились благодаря сотрудничеству в военной области с Францией.


Наркомвоеномор тов. Троцкий поступил просто: запустил на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в производство французские танки Renault FT. Назвали их «Борец за свободу товарищ Ленин».

Сегодня бронированные автомобили стали статусным аксессуаром. Во всяком случае .

Броневик

Армейский Хамви»

Бронированный автомобиль (уст. блиндированный автомобиль , простореч. броневик ) - тип специального военного автомобиля с бронированным корпусом и пулемётным или пушечным вооружением. В период первой и второй мировой войн бронеавтомобиль в отличие от колесного бронетранспортёра , не был предназначен для перевозки десанта и по комплексу выполняемых задач был сходен с лёгким танком этого периода (особенно в СССР). Также в то время эти машины были зачастую разработаны на базе автомобилей, например английский бронеавтомобиль «Роллс-Ройс »

Лёгкий 1930-е

Выражение «бронеавтомобиль»

В СССР выражение «бронеавтомобиль» вышло из употребления после Второй мировой войны. В рамках кампании механизации ВС в СССР выпускался БТР-40 - вариант американского «разведывательного автомобиля» «M3 Scout car» поставлявшегося в СССР по программе ленд-лиза и являвшегося универсальной колесной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2 которые по компоновке схожи с советскими пулеметными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определенное сходство с ними имеют самоходные гаубицы на 8х8 базе БТР -ов (2С23 «Нона-СВК»). Само по себе выражение «бронеавтомобиль» В СССР в последний раз применялось по отношению к миниатюрному БА-64 . По мнению экспертов по терминологии советских /российских ВС, по отношению к современой колесной бронетехники следует использовать выражение БКМ то есть Боевая Колесная Машина. Однако такая терминология не относится к военным структурам других стран, например в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо » называется боевой машиной пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР так как в машине есть десантное отделения на 2 человека. По отношению например к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви» используется выражение «uparmored HMMWV» то есть «экранированный хамви». Экранированные вездеходы в Ираке используются по политическим причинам - использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 и с тех пор эти машины усиливаются броней, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению к же к колесным БТР-ам используемым в качестве разведовательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например «АТФ Динго ») используется выражение «Infantry Mobility vehicle» - то есть «Мобильная Машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище- что значительто улучшает защиту пассажиров от последствий наезда на мину.

Сравнение бронеавтомобиля и танка

Преимущества и недостатки бронеавтомобиля обуславливаются двумя факторами - применением колёсного движителя и постройкой на основе коммерческой машины.

  • Преимущества бронеавтомобиля :
    • Относительно высокая скорость . Уже к началу 30-х годов скорость большинства бронеавтомобилей превысила 60-70 км/ч, в то время как скорость большинства танков была в полтора-два раза меньше. К нынешнему времени развитие гусеничного движителя танков несколько сгладило эту разницу.
    • Дешевизна . Для получения эрзац-бронеавтомобиля достаточно покрыть гражданский автомобиль стальными листами достаточной толщины и установить на нём пулемёт. И даже бронеавтомобили специальной постройки значительно дешевле аналогичных по массе танков, обычно используя многие узлы гражданских машин.
    • Надёжность . За счёт этих факторов бронеавтомобили, особенно в -30-е годы, как правило, были и значительно надёжнее танков, хотя после Второй мировой , развитие танков почти свело на нет это преимущество.
    • Преимущества в миротворческих операциях - простота заброса в зону боевых действий и менее «военный» вид. К тому же, танк проявляет свои преимущества только в масштабных боях, которых в миротворческих операциях практически не бывает.
  • Недостатки бронеавтомобиля :
    • Плохая проходимость . Разнообразные эрзац-бронеавтомобили, как правило, способны эффективно действовать исключительно на хороших дорогах, поскольку проходимость их перегруженного и снабжённого узкими колёсами шасси даже хуже, чем у послужившего для них базой гражданского автомобиля. Бронеавтомобили специальной постройки обычно снабжены гораздо более эффективным, зачастую многоосным, шасси, но всё равно значительно уступают танкам в проходимости.
    • Недостаточные защищённость и вооружение . Являются прямым продолжением предыдущего недостатка. Колёсное шасси бронеавтомобиля серьёзно ограничивает максимальную нагрузку, что не позволяет оснастить его мощным вооружением или толстой бронёй.

История развития конструкции и боевого применения бронеавтомобилей

Появление бронеавтомобилей

Бронеавтомобили межвоенного периода

Бронеавтомобили Второй мировой войны

Послевоенное развитие бронеавтомобилей

В настоящее время преимущественно распространены боевые разведывательные машины (БРМ) и боевые разведывательно-дозорные машины (БРДМ), служащие для вспомогательных военных операций, разведки, патрулирования и в качестве базы для машин специального назначения: пусковых установок тактических ракет малой дальности и ПВО , противохимической и антирадиационой защиты и т. д.

В ряде иностранных армий на вооружении находятся пушечные бронеавтомобили, т. н. «колесные танки », отличающиеся от гусеничных аналогов меньшей стоимостью, меньшим весом, повышенной скоростью передвижения и меньшим воздействием на дорожное полотно при сравнимой проходимости благодаря многоосной полноприводной схеме (не менее трех и не более пяти осей) и системе централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

Patria AMV (AMV - Усовершенствованная модульная машина) представляет собой 8x8 или 6x6 многоцелевой военный автомобиль, разработанный финской компанией «Патрия» в 2001 г.

Конструкция бронеавтомобиля

Российские бронеавтомобили

Спецавтомобиль "Федерал" на базе войскового грузовика "Урал-55571". Предназначен для перевозки сотрудников милиции или военнослужащих. Кабина водителя, моторный отсек, топливный бак и аккумуляторы защищены усиленной броней, в кузове размещена бронекапсула, рассчитанная на перевозку 12 человек. В ней устроены обзорные бронестекла и бойницы. Капсула обеспечивает защиту от взрыва осколочно-фугасного устройства массой шесть килограммов тротила и от поражения пулями снайперской винтовки и автомата Калашникова

Статья о Николае Втором вызвала неожиданную истеричную реакцию ряда читателей. Не имея возможности оспорить очевидный факт вины и ответственности императора за судьбу России, как результат бездарного правления, господа начали с пеной у рта доказывать небывалый расцвет воздухоплавания и автомобилестроения перед Первой мировой войной. С авиацией разобрались мгновенно - я слишком долго с любовью и интересом изучал эту тему. Менее сотни (86 кажется) "Ильи Муромца" и ВСЁ. Причем большинство с импортными двигателями. Это при том, что в Российском императорском воздушном флоте было несколько тысяч самолетов.

Сборка бронемашин на базе "Рено". Россия.

С автомобилями было чуть хуже - я год назад занимался этой темой. Пришлось освежить память. Мой оппонент доказывал, что Руссо-Балт выпустил не 450, а 700 машин за почти 7 лет и это на уровне мировых объемов производства. Ну может в 2-3 раза меньше. Дабы рассеять иллюзии, решил чуть подробнее изучить состояние автопрома начала века. Сначала ответ по существу, потом подробности, фотографии и другие интересности.

В начале воны Россия произвела мобилизацию автомобилей для нужд фронта.Было собрано 475 грузовиков и 3562 легковушки. Согласитесь 700 машин из 4.000 мобилизованных (а ведь изъяли далеко не все) как-то не свидетельствуют о мощи автомобилестроения России. Дальше хуже.
К концу 1917 г. Россия произвела (по максимуму) всё те же 700 машин. А в это время с французской стороны в военных действиях принимали участие 92 тыс. автомашин, с английской — 76 тыс., с немецкой — 56 тыс., с русской — 21 тыс. Объясните мне, как охарактеризовать положение отрасли в России и умственные способности "вождя народа", ввязавшегося в войну с таким состоянием производства?

Впервые самоходную колесную машину вывели на поле сражения англичане. Это произошло в 1899 г. во время войны с бурами в Южной Африке. Конструктор Ф. Симмс взял за основу легкий четырехколесный одноместный автомобиль «Де Дион-Бутон», скорее напоминавший два сочлененных и снабженных мотором велосипеда, и установил на нем спереди пулемет «Максим» — новинку тех лет. Именно это сооружение положило начало рождению новой боевой единицы — «пулеметного автомобиля». В дальнейшем обычные автомашины с пулеметом на борту участвовали в различных боевых операциях. Они обладали неплохой по тем временам скоростью, а на наиболее мощных из них ухитрялись далее перевозить до взвода солдат.

В России на белостокских маневрах 1897 г. и на курских 1902 г. применялось также несколько типов автомобилей с бензиновыми двигателями. Во время русско-японской войны 1904— 1905 гг. на дальневосточном театре военных действий при штабе главнокомандующего русских войск генерала Куропаткина имелось 11 легковых машин, которые использовались для поездок высших офицеров.

Позже в русской армии от использования единичных автомобилей стали переходить к созданию специальных автоподразделений. Первыми такими подразделениями были автомобильные команды при железнодорожных батальонах, организованные в 1910 г.

В период первой мировой войны в России практически не существовало своей автомобильной промышленности, если не считать рижского завода «Руссо-Балт», производственные мощности которого не могли удовлетворить все потребности фронта.

Пулеметный автомобиль был не единственным изобретением Симмса. В 1902 г. талантливый англичанин построил бронированный грузовик с двигателем внутреннего сгорания.


Пулеметный автомобиль Симмса. 1899 г.

«Роллс-Ройс Сильвер Гоуст» в качестве санитарного автомобиля. 1916 г.

К началу первой мировой войны ведущие капиталистические страны — США, Англия, Франция, Германия — имели хорошо развитую автомобильную промышленность. Парк автомашин там был довольно внушительным, однако в армиях названных государств автомобилей было крайне мало, роль их явно недооценивалась. Во всех армиях автомобилями пользовались для разных целей, но везде — для перевозки припасов и прочих грузов. Пробовали строить самоходные зенитные установки, однако они представляли собой обычные орудия, установленные на платформе грузовика.

ВОЕННОЕ ТАКСИ

Транспортные возможности автомобилей, как грузовых, так и пассажирских, в полной мере раскрылись в условиях первой мировой войны. Автомобили с их подвижностью, свободой в выборе трассы, высокой средней скоростью, способностью к маскировке от нападения с воздуха стали важным видом военного транспорта, а в отдельных случаях и незаменимыми боевыми единицами. Об этом напоминает стоящий в Музее оружия в Париже среди танков и походных кухонь легковой автомобиль — обыкновенный «Рено», модель 1910 г.

Автомобилю «Рено-такси» посвящена французская почтовая марка. Его уменьшенные модели фигурируют на витринах магазинов игрушек, украшают чернильные приборы, пепельницы, точилки для карандашей. С изображением этого автомобиля во Франции можно встретиться везде — им покрыты столовые клеенки, пивные кружки, женские головные платки. И всюду под рисунками и моделями есть этикетка: «Марнское такси». Почему же у французов старенький «Рено» возведен в ранг национального героя?

В 1914 г. германская армия неудержимо двигалась к Парижу. Передовые отряды достигли реки Марны, приблизились к важной железнодорожной магистрали в нескольких десятках километров от столицы. Оборона города не была заблаговременно обеспечена войсками. 7 сентября положение стало критическим. Нужно было за сутки перебросить на Марну вновь сформированную дивизию. Железная дорога могла перевезти не более бригады, для переброски пешком не хватало времени. И вот генералов, руководивших обороной, осенила идея — призвать на помощь парижские автомобили-такси.

За один день 11 тысяч (!!! Вспомним 700 "Руссо-Балтов") такси, главным образом автомашин марки "Рено", перевезли больше десяти тысяч солдат и офицеров на линию фронта. Поскольку расстояние от линии фронта было не слишком велико (50 километров). машины могли совершать по два-три рейса.


То, что будущая королева Великобритании Елизавета II в годы второй мировой войны была водителем и ремонтировала в автошколе автомобили, известно многим. Но далеко не все знают, что дамы из высших слоев британского общества водили военные автомобили в годы первой мировой войны. В автомобильном отряде служили 22 леди — графини, герцогини, супруги и дочери графов и пэров. Кто-то, возможно, подумает, что их военная служба была фикцией. Но это не так. Дамы носили защитную солдатскую форму и соблюдали все требования воинской дисциплины.

История рассказывает об операции, в которой участвовали лондонские автобусники. Она значительно превосходила по своим масштабам парижскую. 16 сентября 1914 г. в состав континентальных войск было включено 70 «двухэтажек» для переброски в Дюнкерк. Автобусы, с которых даже не успели снять рекламные щиты, перевозили войска то в Ипр, то в Лилли, то в Турне, осуществляя регулярную связь между Дюнкерком и действующими армиями. К октябрю на европейском театре военных действий применялось до 300 автобусов, объединенных в корпус армейской поддержки. Всего же за годы войны на фронт было отправлено около 1300 автобусов, из которых потом к «мирной жизни» вернулось всего 300.

В других крупных военных операциях тоже с успехом были применены автомобили. В мае 1915 г. в Галиции и в декабре в боях на реке Стырь победу русской армии обеспечил своевременный подвоз подкреплений, пулеметов и снарядов на автомобилях. Когда германская армия осаждала французский город и крепость Верден, единственная железная дорога, связывавшая город с тылом, находилась под обстрелом неприятельских орудий. На выручку были брошены грузовые автомобили «Берлье» и «Юник». До шести тысяч машин в сутки подходило по шоссе к Вердену. За три месяца боев было подвезено более миллиона солдат и около двух миллионов тонн грузов, вывезены сотни тысяч раненых.

К концу первой мировой войны в армиях стран, выступивших против Германии, числилось уже более 200 тыс. автомобилей.


АВТОМОБИЛИ РУССКОЙ АРМИИ
В российской армии стратегические автомобильные перевозки почти не применялись. В 1914 г. значительное количество автомобилей использовалось для подвоза боеприпасов в Лод-зинской операции. В 1916 г. во время Брусиловского прорыва 30 автомобилей перебросили на несколько десятков километров 79-ю пехотную дивизию.
На вооружении российской армии находились также и пулеметные автомобили. Однако впоследствии уязвимость не защищенных броней машин заставила отказаться от «автотачанок». Их сменили броневики.

Несмотря на то, что возможный противник был просчитан российским генштабом задолго до начала боевых действии, автопарк российской армии в большинстве своем был укомплектован автомашинами немецкого производства, в частности, изготовленными фирмами «Даймлер» и «Бенц». В процессе войны эта вполне надежная техника была лишена поставок запасных частей и фактически мертвым грузом повисла на шее армии. Не спасла положение и мобилизация технических средств, проведенная в начале войны. 475 грузовиков и 3562 легковых автомобиля, собранные во время мобилизации, были слишком разнотипны, а этот факт существенно отражался на их эксплуатации и ремонте. Только в 1916 г. Россия стала приобретать технику крупными партиями, в основном автомобили ФИАТ, «Уайт», «Паккард», «Берлье» и «Рено».

Кроме автомобилей, закупаемых у союзников, в годы первой мировой войны в России началось производство собственных машин военного назначения, правда, в очень небольшом количестве. В мае 1913 г. по предложению инженера артиллерийской технической конторы Путиловского завода Лен-дера бортовую платформу 5-тонного грузовика производства Русско-Балтийского вагонного завода переделали для установки на нее качающейся «противоаэропланной пушки». Первые четыре машины поступили для испытания на Главный артиллерийский полигон под Петроградом в конце 1914 г.

В феврале 1915 г. первые самоходные зенитные пушки, способные развить скорость до 20 км/ч, были готовы, а в марте направлены для воздушного прикрытия Царского Села. Вскоре на Западный фронт отправилась вторая батарея, которой командовал капитан Тарновский. 17 июля она успешно отразила налет девяти германских аэропланов. Позже под Варшавой батарея сбила два вражеских самолета.

Следует отметить, что к концу 1917 г. с французской стороны в военных действиях принимали участие 92 тыс. автомашин, с английской — 76 тыс., с немецкой — 56 тыс., с русской — 21 тыс. Проба сил автомобиля в новом качестве прошла успешно.

ФИАТ — один из наиболее распространенных типов бронеавтомобилей в русской армии в годы первой мировой и гражданской войны. Бронирование осуществлялось на Ижорском заводе. Боевая масса 53 Щ экипаж — 4 человека; вооружение — два пулемета «Максим» 7,62 мм; бронезащита — 6—8 мм; максимальная скорость — 60 км/ч.

Автомобили в России считались «военнообязанными». В начале войны у частных лиц было реквизировано несколько тысяч легковых машин. Все они были «разномастные»: немецкие, американские, французские, итальянские.

Главной причиной, вынуждавшей Россию закупать автомобильную технику за пределами страны, была узкая гамма моделей, выпускаемых на ее автомобильных заводах.

Первая передвижная «противоаэропланная пушка» конструкции Лендера. 1914 г.

БРОНЕВИК: АВТОМОБИЛЬ ПЛЮС ЗАШИТА

В 1902 г. офицер русской армии Накашидзе в своей книге «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России» доказал экономическую выгоду применения автомобилей, в частности, в условиях Кавказа. В 1904 г. он разработал проект бронеавтомобиля собственной конструкции.

По его чертежам во Франции фирмой «Шарон, Жири-до и Вуа» на шасси фирмы «Рено» в конце 1904 г. был построен первый бронеавтомобиль, поступивший на вооружение русской армии. Корпус броневика был изготовлен из стали толщиной 4,5 мм. Его вооружение состояло из пулемета фирмы «Гочкис», установленного во вращающейся башенке. Запасной пулемет находился внутри корпуса. В 1906 г. после испытания на Красносельских маневрах приемная комиссия признала бронеавтомобиль «пригодным для разведки, связи, борьбы с конницей, а также для преследования отступающего противника».

Следующим бронеавтомобилем русской армии стал защищенный стальными листами «Рено». Такую конструкцию предложил в 1915 г. штабс-капитан Мгебров. Все машины этой марки имели радиатор, расположенный за двигателем, поэтому Мгеброву удалось построить бронеавтомобиль с сильно скошенной передней частью, напоминавшей по форме клин. Защищенность машины Мгеброва выгодно отличалась от других типов броневиков: пуля, пробивавшая вертикальный бронелист, скользила по наклонным плоскостям корпуса новой машины.

В том же году русский офицер Поплавко разработал на шасси полноприводного грузовика «Джеффери» бронеавтомобиль оригинальной конструкции. Форма его корпуса позволяла легко разрушать проволочные заграждения. Практически это был прообраз танка, который должен был двигаться перед наступающей пехотой, прокладывая ей путь.

БРОНИРОВАН И ВООРУЖЕН ПУШКОЙ

Проектирование тяжелого пушечно-пулеметного бронеавтомобиля началось осенью 1914 г. на Путиловском заводе. Проект разработал начальник Офицерской стрелковой школы генерал-майор Филатов. Машина предназначалась для усиления на поле боя подразделений пулеметных броневиков. Первый автомобиль этой серии, получивший название «Гарфорд», был готов к отправке на фронт 3 мая 1915 г., а к октябрю закончились работы на всех 30 запланированных к бронировке шасси.

Автомобиль «Рено», «бронированный» Мгебровым. 1915 г.

Бронированный автомобиль «Гарфорд». Боевая масса — 8,6 т; экипаж — 8—9 человек; вооружение — три пулемета «Максим»; бронезащита —6,5мм; максимальная скорость — 18 км/ч, при движении задним ходом — 3 км/ч.

Корпус машины, изготовленный из броневых листов, устанавливался на специальную стальную конструкцию, приклепанную к раме шасси. Функционально он делился на три части. В передней, над двигателем, находилась водительская кабина. Бензобак размещался под сиденьями шофера и его помощника. Среднюю часть занимало пулеметное отделение, в котором находились два «Максима», установленных по левому и правому бортам. Всю заднюю часть броневика занимала вращающаяся броневая башня с установленной внутри противоштурмовой пушкой образца 1910 г. Кроме пушки, в башне был установлен еще один пулемет и располагались патронташи для 12 пушечных патронов. В стенках бронекорпуса были круглые амбразуры для обзора местности, закрывавшиеся заслонками. Изнутри бронекорпус был обшит войлоком и холстом.

Шасси «Гарфорда» оказалось несколько перегруженным, вследствие чего динамические характеристики машины были довольно скромными, а наличие только одного ведущего моста и сплошных шин резко ограничивало ее проходимость. Главным достоинством «Гарфорда», за которое ему прощали все недостатки, считалась мощная пушка.

Оставшиеся на территории России после первой мировой войны «Гарфорды» впоследствии участвовали в боях на всех фронтах гражданской войны. В зависимости от принадлежности («красным» или «белым») их переименовывали в «Карл Маркс» или «Корниловец», «Пролетарий» или «Россия», «Троцкий» или «Дроздовец».

В 1923 г. в связи с износом ходовой части было принято решение о переводе «Гарфордов» на железнодорожный ход. А в 1931 г. решили снять машины с вооружения и «разбро-нировать». Видимо, процесс затронул не все машины, поскольку они были запечатлены в 1941 г. на трофейных немецких фотографиях.

В Питере хранится подлинный броневик времен Первой мировой войны. Это так называемый «русский Остин» (или «Остин-Путиловец»), самый распространенный бронеавтомобиль тех лет. Именно с этой машины апреле 1917 года Ленин произнес свою историческую речь у Финляндского вокзала в Петрограде.

У этой неплохой в целом машины были серьезные недостатки. К ним относились прогибание заднего моста при езде по пересеченной местности, в результате чего заедали полуоси и движение становилось невозможным. Броня «остинов» была слишком тонкой (4 - 5 мм), и ее с расстояния 200 м пробивала обычная винтовочная пуля. Две пулеметные башни, установленные рядом, мешали друг другу при стрельбе во фланг, а высокая крыша передней части корпуса мешала ведению огня вперед.
Пришлось их партиями отзывать с фронта на доработку. На них устанавливали 6-мм броневые листы, усиливали задние мосты. Кроме того, боевой опыт показал, что большая часть бронеавтомобилей поражалась противником при развороте назад. Поэтому русские мастеровые, порой во фронтовых условиях, ставили на «остинах» вторые (задние) посты управления, что позволяло машине быстро, задним ходом, выходить из-под обстрела.


Остин-Путиловец».

Потом Россия отказалась от иностранных броневиков. Закупали только шасси грузовых автомобилей, которые бронировались на Путиловском и Ижорском заводах. С 1916 года самыми распространенными в русской армии стали пулеметные двухбашенные машины на английском шасси «Остин» и на американском «Фиате» (отсюда название «Фиат-Ижора»), выпускавшемся по итальянской лицензии. Чертежи «русского Остина» разработали инженеры Путиловского завода. На шасси полуторатонного грузовика с усиленными рамой, задним мостом и рессорами монтировали корпус из ижорской стали толщиной 8 мм, который винтовочные пули не пробивали с любых дистанций. Для защиты экипажа от осколков изнутри броневик обтягивали сукном или войлоком. Низкие башни разместили по диагонали, что позволяло вести одновременно фланговый огонь из обоих «максимов». Кожухи пулеметов имели броневое прикрытие и соединялись шлангами с дополнительными водяными баками для охлаждение стволов, расположенными под крышей башни. Бронеавтомобиль имел второй пост управления. Всего же с 1915 по 1919 год в Британии было куплено 240 «Остинов». Для своих «остинов» англичане предусмотрели два комплекта колес: пневматические и боевые, с шинами из сплошной резины, не боявшимися пуль или случайных проколов. Наших такая запаска, как принято, мучила, и петербургский химик Гусс изобрел легкий и упругий наполнитель для универсальных шин бронеавтомобилей. Такие шины прозвали гуссматиками.

В августе 1916 года на тот же «Остин» вместо задних колес установили широкую резиновую гусеничную ленту, передние колеса были уширены, а перед ними расположили катки небольшого диаметра, помогавшие преодолевать рвы и окопы.

Новый «Остин» по проходимости значительно превосходил колесные броневики и почти не уступал им в скорости, развивая до 40 км/ч. В октябре 1916 года для бронемашин создали новую башню, из которой можно было вести огонь и по воздушным целям. Так появилась и полугусеничная техника, и мобильная ПВО. Эти машины были на вооружении Красной армии и в 20-е годы.
Броневой автомобиль «Остин-Путиловец». 1915 г Вместо задних колесу машины была широкая металлическая гусеничная лента. Передние колеса были сделаны более широкими, перед ними располагались специальные катки небольшого диаметра, помогавшие преодолевать рвы и канавы. Боевая масса —5,3 т., экипаж— 5 человек; вооружение — два пулемета «Максим»; бронезащита — 8мм.

И еще фото техники той войны: