Военный газ 66 выпускают на год. "шишига"- это зверь с лебедкой и на колесах

Начал серийное производство «Шишиги» в 64-ом, и к моменту его завершения в 1999-ом, Горьковский Автомобильный Завод выпустил 966 000 этих необычных машин. Вам не интересно почему эту, Горьковскую машину прозвали «Шишигой»? — все очень просто. Данное прозвище истекает из обозначения модели — «66», которое в своем слоге — «шесть,шесть» похоже на Шишигу.

ГАЗ Шишига стал самым массовым грузовиком советской армии. Шишига во многом стал первым: — это первый советский грузовик с V8, и первая произведенная в СССР грузовая машина с гипоидной главной парой. Благодаря бескапотной компоновке, Горьковская машина обладала отличной развесовкой, и это делало ее весьма подходящей для десантных войск, ведь при выбросе Шишиги с самолета, он приземляется на обе оси, его не кренит на переднюю ось, как это бывает с капотными грузовиками. оснащался блокировками переднего и заднего моста, пониженным рядом передач, и системой регулирования давления в шинах. Также он мог быть укомплектован лебедкой, в плане проходимости - это один из лучших, когда либо выпускаемых грузовиков.

Но не смотря на это, а также на другие достоинства Горьковской машины, уже в начале 80-ых Шишигу стали отзывать с Афганистана. Бескапонтая компоновка, которая была так хороша при десантировании, а также позволяла увеличить площадь грузовой платформы не увеличивая длину автомобиля, оказалась губительной для солдат находящихся в кабине при подрыве на мине, ведь энергия взрыва шла от колеса вверх, — прямо в кабину.

Эта Горьковская машина использовалась и в различных отраслях народного хозяйства, а в 1966-ом она даже была награждена Золотой Медалью, на выставке сельхоз. техники в Москве.

Купить ГАЗ 66

Цена ГАЗ 66 колеблется от 2 000 до 10 000$. Купить ГАЗ 66 в живом состоянии можно за 3 000 - 4 000$. Самые дорогие машины на рынке как правило подвержены тюнингу, и их высокая цена, на фоне сделанных в автомобиль вложений, зачастую бывает даже заниженной.

Сейчас хотел бы попросить вас взглянуть на фото ГАЗ 66. Обратите внимание, что при длине кузова в 5655мм, колесная база составляет 3300мм, а при такой КБ, а также при дорожном просвете в 315мм, вероятность «сесть на пузо» крайне мала - это возможно разве, что в грязи. При этом, уже на глаз видно, что Шишига имеет очень большие углы въезда и съезда: первый составляет 42 градуса, а второй 32. Ширина Горьковского грузовика - 2442мм, а высота по кабине - 2440мм. Конечно, 66-ой является рамным автомобилем. Запаска в нем крепится за кабиной, а на 5 дуг грузовой платформы может быть натянут тент, конечно от холода он защитит не особо, но чтобы не промокнуть - это именно то что нужно.

ГУР - это конечно хорошо, но кабина Шишиги очень тесная и здесь постоянно трясет, в общем о комфорте здесь речи быть просто не может. Обычно, на всех нормальных машинах, рычаг МКП расположен на уровне коленки водителя, но у этого Горьковского грузовика рычаг расположен на уровне спинки кресла! То есть при переключениях водителю нужно отгибать руку назад - это довольно неудобно, но фанаты Шишиги закрывают на это глаза и относятся к этому как к «фишке».

Технические Характеристики ГАЗ 66

Характеристики 66 может и не впечатлят вас цифрами, все таки для мотора объемом в 4.3л, мощность в 120л.с - это довольно мало. Но двигатель ГАЗ 66, а именно ЗМЗ-66-06 абсолютно всеяден и имеет весьма не плохой момент в 290Ньютонов. Двигатель GAZ 66 имеет алюминиевый блок загильзованный чугунными гильзами, который весит всего 55кг. Благодаря компоновке V8, он весьма короткий и во многом именно благодаря этому двигателю, Горьковчанам удалось сделать безкапотную машину. ЗМЗ-66-06 оснащен предпусковым подогревом двигателя и способен разогнать Шишигу до 90км в час.

Смена передач осуществляется благодаря четырехскоростной, синхронизированной на третьей и четвертой передаче, МКП. Как на военных -ах, да впрочем и на многой другой российской, военной технике, бензин закачивается из двух баков, емкость каждого бензобака Шишиги - 105л.

ГАЗ Шишига - это выдающийся автомобиль с уникальными характеристиками. Но его беда в том, что в современных реалиях он уже не так нужен как раньше. Но все таки есть люди, которые покупают эти машины, ремонтируют и усовершенствуют их. Такие автолюбители заслуживают большого уважения, ведь кроме того, что они восстанавливают свой автомобиль, они хранят нашу историю и позволяют взглянуть на нее новым поколениям.

Хоть массовое производство этих Горьковских машин прекратилось еще в 1995-ом, благодаря их массовости, их все же осталось не мало. На бездорожье полноприводный GAZ способен на такое, что импортным грузовикам и не снилось. Не смотря на кучу нюансов и неудобств, по живучести, ремонтопригодности и надежности, с советским грузовиком сравнится смогут не многие.

Автомобиль ГА3-66 - грузовой автомобиль с двумя осями и грузоподъемностью в 2 тонны, с мощным приводом на обе оси и повышенной проходимостью. Был выпущен на замену автомобилю ВАЗ-63.

Классическая модификация автомобиля ГАЗ-66

Есть несколько модификаций грузовика ГАЗ-66.


Конструкторы произвели автомобиль с повышенной устойчивостью и мощностью.

Повышенная проходимость ГАЗ-66

Для лучшего распределения нагрузки на оси, кабина ГАЗ-66 находится прямо над движком.

Основные технические характеристики автомобиля

  • Обладает грузоподъемностью до 2000 кг;
  • Может перевозить максимально 5900 кг;
  • Модель вместе с лебедкой имеет длину 5,806 м, ширину – 2,322 м, а высота авто без грузов — 2,520 м;

    чертеж устройства грузового автомобиля ГАЗ 66 с размерами

  • Высота кабины – 2,490 м;
  • Дорожный просвет равен 31,5 см;
  • Передние колеса создают колею в 18 см, а задние 17,5 см. Поворачивает авто с радиусом в 9,5 метра;
  • Авто преодолевает брод глубиной 800 см;
  • На новых моделях установлен двигатель с 8 цилиндрами и жидкостным охлаждением;
  • Авто имеет рабочий объем в 4254 см3;
  • У раздаточной коробки есть понижающая передача и отключаемый ;
  • Работает с мощностью в 120 лошадиных сил;
  • КПП механическая, с 4-мя ступенями, синхронизаторами на 3 и 4 передачах;
  • Два варианта привода – полный и задний;
  • Колеса устанавливаются специальные с разъемным ободом и кольцами на борта от 8 до 18. Шины – 12 – 18;
  • Уровень давления в колесах – от 0,5 до 3 кг на см2;
  • Развивается максимальную скорость до 90 км/ч;
  • Топливный бак объемом 210 л;
  • При скорости в 70 км/ч автомобиль «съедает» по 18 литров бензина каждые 100 км;
  • Ездит на бензине А-72, А-76, АИ-80;
  • Генератор автомобиля работает на максимальном токе в 85 А;
  • Ёмкость АКБ равна 75;
  • Блоки цилиндров отлиты из алюминия, снабжены гильзами, сверху покрыты антикоррозийным чугуном;
  • Поршни луженые, сделаны из алюминия;
  • Развивает максимальную мощность в 115 лошадиных сил при 3200-3400 оборотах в минуту;
  • Электрооборудование работает под напряжением в 12 Вольт;
  • Катушка зажигания Б114;
  • , механическая с синхронизацией на 2 и 4 передаче;
  • 2,8 кг на м2 – показатель давления в передних и задних шинах;
  • Давление может снижаться до 0,5 кг/см2, но скорость движения авто при этом должна быть не более 20 км/ч;
  • Механизм управления представляет собой червяк с гидроусилителем и передаточным числом в 20,8.

Технические характеристики двигателя

Объем двигателя — 4250 см3, работает на бензине марок АИ-76 и АИ-80. Автомобиль рассчитан даже на тяжелые условия эксплуатации и развивает мощность до 120 лошадиных сил при 3200 оборотах в минуту.

Так выглядит двигатель ГАЗ-66

Практически не устанавливается, в основном бензиновые двигатели. Автомобиль может развивать скорость до 90 км/ч, но при снятии ограничителя движок возможно разогнать до 110-120 км/ч, что снижает рабочий ресурс и заставляет механизмы работать на износ.

Технические характеристики коробки передач

ГАЗ-66 разрабатывался специально для работы в сложной местности. Коробка передач механическая, четырехступенчатая. Автомобиль успешно преодолевает крутые склоны. Если ехать по дороге с хорошим покрытием, водитель имеет возможность отключить передний мост для экономии топлива.

На автомобиль устанавливают 2 бака по 105 литров, что дает возможность проехать до 800 км, если скорость 25 км/ч. Но при работе в реальных условиях цифры выходят другими.

Схема коробки передач автомобиля ГАЗ-66

Шины

Установлены шины размером от 12 до 18. Специальная резина уместна при работе автомобиля на крутых горных дорогах. успешно преодолевает грязь, слякоть, воду, каменистую поверхность. Для разворота самосвала требуется окружность не менее 19 метров, но данная проблема не существенна.

История создания и развития автомобиля

Первый образец автомобиля был выпущен 53 года тому назад и был эволюцией модели ВАЗ-63, выходившего с конвейера за 4 года до этого и ГАЗ-63, выходившего с 1948 по 1968 годы. Серийно ГАЗ 66 начал выходить с 1964 года. В 1968 году изобрели систему контроля давления в шинах.

В 1966 года автомобиль получил первый приз на выставке сельскохозяйственной техники в Москве. В следующем году уже была победа на международной выставке в Лейпциге.

Скорая помощь на базе ГАЗ-66

В 1969 года ГАЗ-66 первым из всех получил знак ГОСТ. В том же году автомобиль ушел на экспорт во все дружественные для СССР страны.

Автомобиль ГАЗ-66 – это маневренный, неприхотливый и мощный агрегат, поэтому его использовали в сельском хозяйстве. Машиной часто пользовались геологи при открытии месторождений руд и полезных ископаемых.

ГАЗ 66 доставлял первые буровые установки в труднодоступные места. На машине возили тяжелые приборы, инструменты и аппаратуру. Нефтяники и газовики России также интенсивно использовали авто.
Машину активно применяли воздушно-десантные войска Советского Союза.

В 1995 году перестали производить модифицированный ГАЗ-66-11. Вместо него вышел ГАЗ-3308. Последняя на сегодня версия — ГАЗ-66-40 выпущена в 1999 году. Всего было выпущено почти 966 000 экземпляров автомобиля.

Краткое описание

ГАЗ-66 отличается высоким уровнем мощности, надежности и износостойкости. Проходит по любым дорогам с тяжелыми грузами. Авто способно перевозить 2 тонны груза по бездорожью.

Блокировка дифференциалов переднего и заднего мостов осуществляется автоматически, большие просветы и регуляция давления в колесах создают отличную проходимость (диски колёс устроены по особой схеме), для накачивания шин установлен специальный аппарат с приводом от движка. оборудован подогревателем перед запуском.

В рабочем состоянии используется с раздельной гидравликой и вакуумным усилителем, а на стоянке используют барабанные тормоза с трансмиссией. Гидравлический усилитель управляется с помощью руля.

Схема гидроусилителя

Одна из технических особенностей грузовика – идеальная балансировка центра тяжести, автомобиль отличается своей компактностью, а кабина расположена над самим двигателем, что позволяет нагрузке равномерно распределяться между передними и задними осями, поэтому автомобиль использовали десантные войска: во время падения с парашютом авто приземляется на все 4 колеса и не заваливается.


Но в 80-е годы прошлого века машину не использовали в Афганистане из-за м, что увеличивало опасность во время подрыва на мине. Вот почему ГАЗ-66 вывели из Афганистана и решили законсервировать на военных базах. Но в законсервированном виде технике пришлось стоять долго, поэтому сальники и шины, движки испортились.

Министерство Обороны в 90-е годы прошлого века начало .

военный образец ГАЗ-66 с кунгом

Особенно популярен был кунг – автомобиль, в котором располагались радиостанции.
В 90-е годы ГАЗ-66 начали массово списывать, а потом на замену пришел с удлиненной ходовой частью.

В свое время все советские автомобили были легко узнаваемы по цифровому обозначению. К таким авто относился и знаменитый «шестьдесят шестой» - ГАЗ 66. Его численный индекс довольно быстро стал основой для появления народного наименования - «шишига». Данная модель ГАЗа довольно на первый взгляд казалась неуклюжей, да и выглядела как-то неказисто. Но автомобиль с точки зрения проходимости был (и по сей день остается) истинным покорителем бездорожья. Поэтому и сегодня еще есть немало владельцев небезызвестного грузовичка.

Основные характеристики

Кузов

Конструктор ГАЗ 66 создал авто, которое в базовой версии представляет собой обычный бортовой вариант с возможностью установки тента. Кузов у него - это металлическая платформа, которая имеет высокие решетчатые борта и открывающийся задний. Вдоль бортов располагаются откидные скамейки. Для тента специально предусмотрено 5 дуг.
Кабина ГАЗ 66 цельнометаллическая. Она двухместная и располагается сразу над двигателем. Соответственно, для доступа к агрегату кабину необходимо откинуть вперед. Допускается установка подвесного спального места в кабине.

Двигатель

Силовым агрегатом ГАЗ-66 является карбюраторный 4-хтактный движок (V-образный восьмицилиндровый) ЗМЗ-66. Двигатель этот верхнеклапанный, жидкостного охлаждения. Кроме того, мотор оснащается предпусковым обогревателем.

Объем агрегата составляет около 4,3 л, при этом развиваемая мощность - 115 л.с. (впоследствии технические характеристики ГАЗ 66 были немного улучшены и мощность двигателя возросла до 120 л.с.). Усредненный показатель расхода (при условии, что скорость движения составляет порядка 60 км/час) составляет 20-24 л. К слову, авто оснащается двумя баками объемом по 105 литров каждый. Движок способен разогнать «Шишигу» до 90 км/час.

Также отметим, что в свое время (с 93 года) появился и ГАЗ 66 дизель, включая и турбонаддувную версию. Однако широкого распространения такой вариант не получил.

Движок автомобиля сочетается с четырехступенчатой механической коробкой, которая оснащена синхронизаторами (на третьей и четвертой передачах). Понижающий делитель применяется при необходимости движения по крутым склонам, например, раздатка на ГАЗ-66 - двухступенчатая.

Иные характеристики

Производитель оснастил передний мост шариковыми шарнирами равных угловых скоростей. Кроме того, есть возможность отключения этого моста.

Все колеса имеют зависимую рессорную подвеску с амортизаторами двустороннего действия (они гидравлические телескопические).

Автомобиль оснащен также гидроусилителем руля.

Рассмотрим и тормозную систему: у автомобиля барабанный рабочий тормоз на все колеса. Тормоз с гидравлическим приводом и усилителем (гидровакуумным).

Поговорим о проходимости

Проходимость ГАЗ-66 - это, можно сказать, его главный козырь. За счет чего достигаются внушительные показатели? Причиной тому относительно небольшая масса грузовика (она составляет 3470 кг в базовой версии). Кроме того, допускается автоматически регулировать давление в шинах авто. В результате шестьдесят шестой уверенно передвигается и по снежным покровам, и по заболоченным местностям. Возможность преодоления крутых подъемов и передвижения по опаснейшим склонам обеспечивается за счет наличия колесной формулы 4х4 и удачно расположенного центра тяжести.

Ключевую роль для проходимости играет наличие возможности самоблокировки дифференциалов, а также повышенный клиренс (его показатель равен 315 мм). Значение имеет и крупный размер шин ГАЗ 66 (доходит до 18 дюймов).

Сферы применения ГАЗ-66

За все годы выпуска рассматриваемого автомобиля было предложено немалое количество его модификаций:

  • Газ 66-01 (ГАЗ-66) - базовый вариант.
  • Газ 66-02 - вариант с лебёдкой.
  • Газ 66-03 - шишига с экранированным электрооборудованием. Автомобиль не имел системы регулирования давления в шинах.
  • Газ 66-04 - вариант с экранированным электрооборудованием.
  • Газ 66-05 - автомобиль с экранированным электрооборудованием и лебедкой. Выпускался в 1964-1984 годах.
  • Газ 66-11 - модернизированный вариант с обновленным двигателем ЗМЗ-66-06 мощностью 120 л.с., а также новыми световыми приборами.
  • Газ 66-12 - модернизированная шишига с лебёдкой.
  • Газ 66-14 - модернизированный автомобиль с экранированным электрооборудованием.
  • Газ 66-15 - модернизированный вариант с экранированным электрооборудованием и лебедкой.
  • Газ 66-16 - шишига с деревянной платформой, которая отличалась двускатными задними колёсами, отсутствием второго бензобака и системы регулирования давления в шинах.
  • Газ 66-21 - шишига с деревянной платформой увеличенного размера., имеющая усиленную раму, подвеску и мосты. .
  • Газ 66-30 - шасси для самосвала ГАЗ-САЗ-3531.
  • Газ 66-31 - шасси для самосвала ГАЗ-САЗ-3511, имеющая конструкцию аналогичную ГАЗ-66-16 и отличающуюся коробкой отбора мощности.
  • Газ 66-40 - версия шишиги с дизелем с турбонаддувом.
  • Газ 66-41 - шишигас безнаддувным дизелем, которая отличалась двускатными задними колёсами, отсутствием второго бензобака и системы регулирования давления в шинах.
  • Газ 66-81 - экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
  • Газ 66-91 - тропический вариант автомобиля.
  • Газ 66-92 - северный вариант шишиги, базой для которой послужил ГАЗ-66-12 имел кабину с дополнительной изоляцией, двойным стеклами, дополнительными противотуманными фарами, дополнительным отопителем и аккумулятором увеличенной ёмкости.
  • Газ 66-96 - шасси для вахтовых автобусов.
  • Газ 66Б - десантный вариант шишиги с брезентовым верхом, меньшим составом оборудования, узлами крепления средств десантирования.
  • Газ 66П - седельный тягач.

Широкое распространение ГАЗ-66 получил в тех хозяйственных отраслях, где существует потребность в наличии мобильных, весьма маневренных и абсолютно неприхотливых грузовиков повышенной проходимости. К примеру, положительно оценивался автомобиль со стороны геологов. Нужно указать на то, что ряд разведывательных буровых установок первоначально базировался именно на шестьдесят шестом. Нефтяники и газовики также могут поставить 66-му памятник за огромную помощь в освоении недр России.

Применение свое автомобиль получил в армии. Правда, в боевых условиях его использование было ограничено, поскольку расположение мотора приводило при наезде на мину к гибели водителя и пассажира. В силу этого военный ГАЗ 66 консервировался на базах резерва.

Сегодня же есть немало любителей этого грузовичка. В основном его применяют для вылазок на бездорожье. Особым успехом, как правило, пользуются кунги - закрытые варианты. Приобрести их можно еще и на некоторых военных базах, откуда автомобили продаются с консервации. Средняя стоимость обычного бортового варианта - около 300 тысяч, за фургон же нужно заплатить побольше - до 400 тысяч рублей.

Отдельной стоит сказать о всевозможных переделках Газа-66 народными умельцами. Например, особое восхищение и уважение заслуживает модель «Бархан» , разработанная в киргизской мастерской. Преемником же «Бархана» стала такая разработка, как ГАЗ 66 Булат с дизельным двигателем от мерса, представленная на Алма-Атинском Автошоу 2008 года. Правда, цена этого автомобиля в 80-100 тысяч долларов способна отпугнуть многих поклонников «Шишиги».

Было принято решение о создании новой модели. За разработку взялся Р. Заворотный, возглавляющий группу конструкторов. Куратором проекта был А.Д. Просвирин. Конструкторы добились больших успехов за время своей работы, ведь на протяжении долгого времени было мало автомобилей подобного типа, которые могли бы составить конкуренцию 66 модели. В народе эту модель называют Шишигой. Шишига показывала отличные результаты и использовалась в различных сферах деятельности, к которым можно отнести:

  • . сельское хозяйство;
  • . перевозка грузов в труднодоступные горные районы;
  • . военное применение;
  • . преодоление лесных массивов и прочее.

Серийный выпуск данного грузового автомобиля начался в 1964 году на Горьковском автомобильном заводе. Выпускались они вплоть до 1995 года, а некоторые модификации Газ-66 изготавливались до 1999 года.

Выпускавшиеся автомобили 66 модели неоднократно награждались разного рода медалями на всевозможных выставках, к которым относятся: Золотая медаль с ярмарки Лейпцига (1967 год), золотая медаль сельхоз выставки в Москве (1966 год). Одним из первых в СССР Газ-66 получил на свой борт Госзнак качества.

Даже не смотря на то, что грузовик ГАЗ-66 был снят с производства еще в прошлом столетие, он до сих пор пользуется популярностью. Грузовик обладает превосходной проходимостью и надежной конструкцией, в настоящее время цена грузовика ГАЗ-66 относительно не высока. Конечно новый ГАЗ-66 купить уже точно не получится, а вот стоимость Б/У грузовика, который вполне способен послужить своему владельцу начинается от 100 тысяч рублей. Максимальная же цена , которую удалось найти в объявлениях о продаже, составляет 500 тысяч рублей за модификацию с буровой установкой, которая по заявлению продавца в идеальном состоянии.

Дизайн и конструкция

База ГАЗ-66 располагается на рамной конструкции. Шишига славится высокой, среди своего класса, проходимостью, которая обусловлена системой полного привода, шин односкатного вида и укороченных свесов. Для автоматической подкачки и регулировки давления в колесах в 1968 году была установлена специальная централизованная система. Кузов автомобиля выполнен единым металлическим элементом с решетчатыми бортами. Откидывается только задний борт. Для перевозки людей по обе стороны бортов имеются скамейки, которые можно сложить. Для защиты от погодных явлений предусмотрена натяжка тентовоного покрытия.

Отдельного внимания заслуживает кабина грузовика, которая размещается над двигателем, поэтому автомобиль не имеет выступающего капота. Но такой вариант кабины насчитывает как минусы, как и плюсы:

Минусы:

  • маленький размер;
  • при раскачивании есть вероятность удара о поверхности и края кабины;
  • расположение кабины над шасси увеличивает опасность людей в автомобиле при взрыве мины во время военных действий;
  • затрудненный доступ к моторному отсеку.

Плюсы:

  • улучшенная обзорность благодаря высоте и бескапотности;
  • компактные габариты транспортного средства;
  • равномерное осевое распределение массы грузовика.

Габариты ГАЗ-66

Кабина выполнена из цельного металла и рассчитана на два человека. Установлена она над двигателем и для обогрева имеется отопительная система. Снаружи установлен омыватель ветрового стекла. Было предусмотрено спальное место, которое можно сложить. Чтобы добраться к мотору придется откинуть вперед кабину.

Габариты кузова довольно компактные. Длина составляет 5 метров 80 сантиметров, ширина 2 метра 32 сантиметра, а высота 2 метра 52 сантиметра. На обычной дороге грузовик придерживается приделов колеи благодаря колесной базе, которая составляет 3300 мм. Ширина передней оси — 1800 мм, а задней — 1750 мм. Максимальная масса автомобиля составляет 5970 кг. Грузоподъемность машины, независимо от местности, составляет 2 тонны.

Двигатель ГАЗ-66

В базовом варианте на ГАЗ-66 установлен восьмицилиндровый V-образный, работающий на бензине, двигатель ЗМЗ-66. Объем этого двигателя — 4250 см3. Можно использовать марки бензина АИ-76 и АИ-80. При максимальной скорости в 90 км/ч, мощность достигает 115 лошадиных сил. Чтобы выполнить плавный запуск двигателя в холодную погоду установлен предпусковой подогреватель ПЖБ-12. Можно убрать ограничитель для разгона двигателя, и максимальная скорость составит 120 км/ч, но при таких нагрузках двигатель быстро выйдет из строя. Существуют модификации с дизельными двигателями (Д-245 и Д-243).

Из расчета будущего применения машины на трудных местностях, была установлена четырехступенчатая механическая коробка передач. Третья и четвертая передачи синхронизированы. Для более легкого прохождения по крутым склонам или большой загруженности предусмотрен понижающий делитель. Во время движения по хорошей дороге отключается передний мост, что существенно экономит топливо.

Что касается топлива, то его хватает на 800 км благодаря двум бакам по 105 литров. Зачастую расход топлива значительно выше.

Управление

Для более легкого и удобного управления установлен гидроусилитель руля. Плавный ход обеспечивается гидравлическими амортизаторами. Гидравлическая раздельная система тормозов не позволяет перемещаться отключив двигатель. Размер шин позволяет легко преодолевать бездорожье, грязь и снег.

Модификации

После удачного серийного производства появилось множество модификаций этой машины, которые применялись во многих сферах деятельности. Был разработан ГАЗ-66 Б, который применялся в десантных войсках. Так же другие модели используются в роли буксировщиков на аэродромах и в роли тягача на крейсере «Адмирал Кузнецов».На некоторые модели были установлены приводы с лебедкой.

За время серийных производств ГАЗ-66 был выпущен в количестве около миллиона экземпляров. На смену этой модели пришел современный аналог грузовик «Садко».

Фотографии

Во второй половине XX века, в течение тридцати пяти лет, в Горьком на ГАЗе выпускался один из самых успешных автомобилей советского времени - грузовик с двумя осями и полным приводом марки ГАЗ-66.

В период с 1964 по 1999 год было произведено чуть менее одного миллиона этих транспортных средств в различных модификациях.

Описание базовой модели

Платформой вездеходу ГАЗ-66 послужил собиравшийся в пятидесятые годы на заводе в Горьком ГАЗ-62.

Эта машина обладала характерной для того времени конструкцией кабины с матерчатой сворачивающейся крышей и съемными надставками дверей.

Создатели нового полноприводного автомобиля сохранили общую компоновку кабины, находящуюся над двигателем. Только теперь она стала цельнометаллической.

Запаску разместили вертикально за кабиной, перед кузовом. В результате при укороченных общих размерах всего автомобиля удалось увеличить размер грузовой платформы и понизить ее посадку, тем самым облегчив погрузку/разгрузку.

Кузовная платформа грузовика была металлической с деревянными решетчатыми и откидным бортами с задней стороны. В кузове имелись складывающиеся скамейки для перевозки людей.

Первый базовый ГАЗ-66-1 обладал грузоподъемностью в две тонны. Различные модификации на этом шасси выпускались до середины восьмидесятых годов.

За это время для нужд Вооруженных Сил, сельского хозяйства и районов с труднопроходимыми дорогами были созданы такие модификации, как:

  • «66А» с лебедкой;
  • «66Э» или «66-03» - машина, у которой оборудование было экранировано;
  • модификация, предназначенная для десантирования с военно-транспортного самолета, под маркировкой «66Б» . Она имела складывающуюся крышу, откидывающуюся переднюю рамку с триплексом и РУ с колонкой складывающейся конструкции;
  • единичные испытательные образцы - ГАЗ-4 с колесной формулой 6х6 и «66П» в качестве седельного тягача.

Отличительной особенностью первых автомобилей ГАЗ-66-1 было отсутствие автоматической подкачки воздуха в колеса.

В середине восьмидесятых с конвейера сошел модернизированный вариант этого вездехода под маркировкой ГАЗ-66-11.

На нем установили компрессор с питанием от двигателя для автоматического поддержания нужного давления в колесах, что, согласно отзывам владельцев, достаточно удобно.

Благодаря технической характеристики автомобиля, такой как грузоподъемность в четыре тонны, на базе ГАЗ-66 можно было устанавливать КУНГи и спецоборудование в разных комплектациях. В книгах можно найти следующие параметры автомобиля:


КУНГ различной комплектации

Надежная рама из высокопрочной стали, которая является основой ГАЗ «66-11», позволяет крепить на нее два ведущих моста с рессорной подвеской, двигатель с элементами трансмиссии, кабину, поднимающуюся на шарнирах и открывающую возможность работать с двигателем, а также разные варианты кузовов.

Данные автомобили обладали следующими особенностями и техническими характеристиками:

Шасси «66-11», на которые монтировались специализированные КУНГи или кузова, получали отдельную маркировку. Например, для народного хозяйства производились:

  • передвижные мастерские для ремонта сельскохозяйственной техники;
  • для медицинских нужд – клиники на колесах ;
  • хозяйственные фургоны для перевозки хлебобулочных изделий, почтовых отправлений или медикаментов;
  • передвижная буровая установка ;
  • вахтовые автобусы с теплым кузовом - НЗАС-3964 и Волгарь-39461;
  • выпускался также полноприводный вариант автобуса ПАЗ-672 - ПАЗ-3201.

Известны ли вам рабочие параметры , который работает на дизельном топливе?

По этому вы узнаете наиболее распространенные модели полуприцепов «Грюнвальд».

Наибольшее количество таких специальных автомобилей производилось для армейских нужд:

Выводу этого автомобиля из штатного армейского расписания способствовали боевые действия в Афганистане.

Оказалось, что при реальном подрыве на мине экипаж машины, находящийся в кабине, получал значительные повреждения. Это происходило из-за того, что кабина находится над колесами, то есть в зоне подрыва.

В девяностых годах на базе этого вездехода был сконструирован ГАЗ-3308 «Садко», на котором силовая установка располагалась впереди.

Тем не менее в десантных и пограничных войсках ГАЗ-66 используется до сих пор благодаря своим уникальным качествам.

Варианты двигателя для автомобиля

Важно! Впервые в СССР на этом автомобиле был установлен V-образный двигатель, который имел восемь цилиндров с объемом 4254 куб. см и мощностью в 120 л. с.

Маркировка ДВС - ЗМЗ 66-06 производства Заволжского моторного завода.

В течение двух лет, с 1991 по 1993 год, выпускался вариант «66-16» с ДВС ЗМЗ-513.10 для эксплуатации в особо сложных условиях. Мощность этого двигателя 125 л. с. при крутящем моменте 294Нм на оборотах 2 000.

В начале девяностых годов XX века на «66-й» ставили дизельный ДВС ГАЗ-544, эти машины имели маркировку «66-41». Этот дизель обладал мощностью 85 л. с. Крутящий момент при этом 235 Нм на оборотах 1 600.

В дальнейшем стали монтировать дизель с турбонаддувом марки ГАЗ-5441 . Такой вариант автомобиля имеет маркировку ГАЗ «66-40» и обладает улучшенными техническими характеристиками.

Этот дизель с турбонаддувом на оборотах 1 600 обладает мощностью 116 л. с. и выдает расход топлива 17 л при 25 л на карбюраторных ДВС.

Конструктивные особенности раздатки

Раздаточная коробка на машине предназначена для того, чтобы усиливать крутящий момент и распределять, а также передавать его на передний и задний мосты.

Кроме того, в РК «66-11» имеется конструкция для отключения и включения переднего ведущего моста.
Конструктивно она включает в себя:

  • ведущий вал, на котором имеется подвижное зубчатое колесо для подключения прямой и понижающей передачи;
  • вал промежуточный . Он тоже имеет зубчатые колеса. Одно колесо включает понижающую передачу, второе, подвижное, служит для включения мостов;
  • имеется вал привода для заднего моста ;
  • вал привода переднего моста ;
  • управляющий механизм , имеющий рычаги переключения и тяги.

Для автомобилей, работающих в особо сложных условиях, на раздатке ставят дополнительную КПП с двумя понижающими передачами, чтобы еще больше повысить тяговые усилия ведущих колес.

Раздаточные коробки на ГАЗ-66 сегодня продаются по цене от 12 тыс. рублей.

Что представляет собой лебедка

На «ГАЗ-66» модификаций 02, 05, 12, 15, 52 (экспортный вариант) устанавливалась механическая лебедка, которая приводилась в движение с помощью коробки отбора мощности через два кардана и промежуточную соединяющую опору.

Такая лебедка по всем параметрам превосходит электрическую конструкцию, особенно учитывая сложные условия эксплуатации машины.

Длина троса на лебедке 50 метров, толщина — 16 мм. Тяговая нагрузка на прямом тросе составляет порядка три с половиной тонны. Лебедка оборудована тормозом.

Механическая лебедка на «66» достаточно проста и мало подвержена поломкам. Ее можно использовать во влажной и грязной среде, не боясь эту лебедку сломать.

Цены

С 1999 года этот полноприводный автомобиль не выпускался, и новые можно найти только при продаже конверсионных машин. Такие ГАЗы-66, особенно с КУНГами, продаются по цене от 400 тыс. рублей.

Бортовые автомобили имеют цену значительно ниже - от 250 тыс. рублей. Машины, которые были в употреблении, на рынке оцениваются по-другому и стоят от 70 до 200 тыс. рублей.

В следующем видео более подробно рассказана история создания и эксплуатации автомобиля ГАЗ-66, а также рассмотрены его общие технические характеристики: