Делаем машину своими руками. Самодельные автомобили в истории

Согласитесь, быть автовладельцем приятно. Но еще более приятно собрать крутую машину своими руками.

Сегодня мы поделимся информацией о том, что нужно, чтобы собрать крутую тачку у себя в гараже.

Kit Car или «компонентный автомобиль» представляют из себя набор частей, из которых покупатель может самостоятельно собрать машину либо поручить сборку третьему лицу. Наборы могут значительно различаться по комплектации, начиная от таких, в которых полный набор + инструкции и заканчивая теми, в которых набор частей не полный (то есть, к примеру, двигатель и трансмиссию вам придется заказывать отдельно).

При самостоятельной сборке такого авто, вам не помешает:

  • просторный гараж;
  • полный набор необходимых инструментов;
  • хорошие знания в автомеханике;
  • команда поддержки в виде друзей, которые всегда помогут.

Важность команды переоценить трудно. К примеру, ребята с видео, расположенного ниже, собрали машину всего за 7 дней!

История Kit Cars

Основное определение Kit Car - это авто, собранное из выставленных на продажу зап. частей от определенного производителя. Большинство производителей, как правило, продают полный набор запасных частей, необходимых для полной сборки автомобиля. Такие наборы обычно сопровождаются подробной инструкцией и модель может быть собрана в гараже своими силами.

По сути Kit Car так же хорош, как и автомобиль, произведенный на заводе, но ни в коем случае нельзя исключать такие факторы, как эффективность и безопасность, которые во многом зависят от человека, производящего сборку.

Первый Kit Car был разработан англичанином Томасом Хайлером Уайтом в 1896 году. Как видите, данному виду потребовалось много времени, чтобы приобрести популярность.

К 1950-м годам, Kit Cars переключились на вторую передачу - их производство значительно возросло. А в 1970-х в Великобритании началась настоящая Kit Car — революция, связанная с тем, что такие автомобили не считались транспортным средством и не облагались соответствующим налогом. На рынке появились такие модели как Lotus Elan, которые могли быть собраны в «домашних условиях» без уплаты налога на покупку.

Большинство современных «моделей для сборки» являются копиями известных автомобилей середины 20-го века. С корпусами, сделанными в основном из панелей из стекловолокна и полиэстера, такие модели были легче и проще в обращении, чем обычный заводской автомобиль.

Что в коробке?

Если вы думаете: «Это безумие?», - то подумайте еще раз!

Каждый год тысячи комплектов для сборки продаются по всему миру. это означает, что когда вы читаете эту статью, какие-то парни сидят в своем гараже и делают свой собственный автомобиль после работы. Kit Cars относительно дешевые и стоят, как правило, менее $3000.

Большинство компаний, продающих такие наборы ожидают от вас, что вы придете и купите выбранный набор в специально отведенные для этого дни. В зависимости от компании, у которой вы покупаете набор, этот промежуток может варьироваться от 1 до 10 дней в году.

Независимо от модели, которую вы себе купите, в базовый набор войдут: ходовая часть, детали кузова, двигатель, радиатор, трансмиссия, муфта, тормоза и амортизаторы. Набор поставляется с огромным мешком гаек и болтов, а также других частей, которые зависят от типа автомобиля, который вы хотите собрать. Если у вас нет руководства по сборке, то разобраться с этим будет довольно таки трудно.

На следующем этапе самое главное - всё грамотно собрать, ведь в собранном авто будут ездить люди и важно, чтобы машина не развалилась под ними и была безопасной. Большинство наборов включают в себя также видео-инструкцию, где вы сможете посмотреть как кто-то собирает машину.

Если для вас не достаточно предоставленных производителем инструкций, вы всегда сможете проконсультироваться с другими опытными любителями kit cars на спец. форумах и ресурсах в Интернете, но лучше встретиться с ними лично (если такие ребята есть в вашем городе). Если вы собираете машину впервые в жизни, то воспользуйтесь этим вариантом.

Завод Ford Sollers находится в Набережных Челнах (Республика Татарстан). Кроме него, в городе располагается предприятие «КамAЗ». До 2011 года здесь производились автомобили SsangYong и Fiat, а ещё раньше - «Ока». Сейчас на заводе делают кроссоверы Ford EcoSport, а в 2015 году к ним добавится Ford Fiesta. Всего в России три завода Ford Sollers - ещё два находятся в особой экономической зоне «Алабуга» и во Всеволожске. The Village побывал на предприятии в Набережных Челнах и узнал, как там собирают автомобили.

Ford Sollers

Расположение: город Набережные Челны

Сотрудники: 1 200 человек

Завод изобилует яркими цветами: жёлтые сварочные пистолеты, синие тележки, красные монорельсы, оранжевые балантёры и хангеры, разноцветные провода. Интересно, что оформлением пространства занимался промышленный дизайнер - для создания комфортной атмосферы.










Детали для EcoSport завозятся из более чем десяти стран, но сейчас активно работает программа локализации, благодаря которой у завода появилось 50 российских поставщиков. К концу года долю российских комплектующих хотят довести до 40 %. При этом не все поставщики могут сотрудничать с Ford Sollers: их производственная система должна соответствовать требованиям Ford.

Сначала на линиях в цехе сварки подсвариваются отдельные узлы автомобиля - моторный отсек, передний пол, задний пол, днище кузова и боковины. Потом роботизированный комплекс формирует кузов. Этот процесс полностью автоматизирован. После формирования геометрии на кузов устанавливается крыша. Это делают с помощью видеосистемы. На контрольные мониторы выводятся возникающие ошибки, и это помогает корректировать работу.





Каждая пятая конструкция проверяется на предмет соответствия стандартам качества в лаборатории измерения геометрии. Там выясняют, всё ли правильно сварено. В этом помещении температуру воздуха всегда держат на уровне +20 градусов, чтобы компенсировать сезонную погрешность: зимой металл имеет свойство сужаться, а летом расширяться. Измерение происходит по более чем 200 точкам методом механического касания. Допустимый отход от нормы - 1,5 миллиметра. Отчёты с результатами измерений уходят в цех сварки для коррекции линий.

Перед покраской кузов проходит предварительную подготовку в 11 ваннах. Здесь происходит промывка, активация, фосфатирование, катафорезное грунтование поверхности, нанесение противошумной и шовной мастики. После этого кузов сушится и попадает в камеру окраски, где роботы покрывают его вторичным грунтом и цветным покрытием. Сейчас используется восемь цветов, но их количество может меняться - в зависимости от заказов дилеров. После завершающей полировки сверкающий кузов может ехать дальше.





Потом он идёт на ленточный конвейер в цех сборки, который состоит из трёх линий - «Трим», «Шасси» и «Финал». Сначала к кузову присоединяются защитные чехлы, щумоизоляция, моторный отсек, жгутоустановка салонного пучка, подушки безопасности, тормозные трубы, педали, кондиционер,
IP-панель. Чтобы рабочий знал, какие детали использовать, к каждой машине прикрепляется манифест - документ с обозначением типа комплектации.





На втором посту линии снимаются двери. Позже они опустятся на ту же машину, с которой их сняли. До этого момента они дополняются стеклоподъёмником, электропроводом, шумо- и виброизоляцией, панелью, динамиками, зеркалами заднего вида и другими частями.





В цехе работает много женщин. По словам руководителя отдела, именно они в основном становятся бригадирами. Вообще, несмотря на то что автомобильное производство принято считать тяжёлым и трудоёмким, ещё в 1914 году половина функций не требовала от людей физического напряжения и могла выполняться одинаково успешно как мужчинами, так и женщинами.


На некоторых постах стойки с деталями снабжены горящими фонариками - по одному в каждом отсеке. Когда рабочий берёт деталь, он выключает фонарик, чтобы снова не схватить её по ошибке при сборе того же автомобиля. Вместе с людьми в цехе трудится один робот: он наносит клей на стекла. Автоматизация процесса позволяет избежать попадания чрезмерного количества клейкой массы и предотвратить протечку.




На линии «Шасси» корпус движется по хангерам, каждый из которых поднимается на определённую высоту - в зависимости от роста человека, который работает на каждом посту. Интересно, что принцип вертикального положения на работе ввёл Генри Форд ровно 100 лет назад: «Поднятие рабочей плоскости на высоту руки и дальнейшее дробление рабочих движений… привели к сокращению рабочего времени до 1,33 часа для шасси», - писал он в своей автобиографической книге. На линии «Шасси-1» устанавливаются трубки кондиционера, теплозащита, топливный бак, амортизаторы, фильтры, клеятся логотипы. Болты на днище кузова маркируются после каждой затяжки - чтобы работник знал, что он не только наживил его, но и затянул. Клиенты порой по незнанию принимают такую маркировку за признак брака.





Важная часть сборки - стыковка кузова с трансмиссией (на заводе его называют «свадьбой» или декингом). Трансмиссия подаётся с помощью автоматических шаттлов, которые передвигаются по напольному кольцевому монорельсовому конвейеру.






Далее идёт установка выхлопной системы, карданного вала, происходит окончательный монтаж механических групп с помощью манипуляторов для электронного программируемого инструмента. На линии «Шасси» также устанавливаются сиденья, бамперы, колёса, запаска, соединяется рулевая рейка. В конце находится пост контроля - там осматривают кузов перед тем, как отправить его на «Финал». Происходит заливка тормозной, омывающей и охлаждающей жидкостей в автомобиль. После этого собирается задняя дверь багажника и передний моторный отсек. Там же устанавливаются фары и крепятся двери, а с помощью сканера проверяется электроника. Контроллер проверяет качество сборки.






Сотрудники завода проверяют электронные системы машины, углы установки колёс и пучки света фар. Потом автомобиль проходит динамические испытания на ролл-тесте - проверяется, как работает двигатель и коробка передач при разгоне до 110 км/ч. В самом конце тестируется скорость закрывания дверей и лакокрасочное покрытие, проверяется устойчивость автомобиля к протечке. Затем машина выезжает на испытательный трек, где происходит её окончательная проверка в действии. Потом автомобиль выезжает на склад готовой продукции, после чего отправляется дилерам.

Фотографии: Иван Гущин

Сделать машину своими руками - задача, достойная настоящего мужчины. Задумываются многие, берутся некоторые, до завершения доводят единицы. Мы решили рассказать истории машин, сделанных, что называется, на коленке. О работах профессиональных кузовных ателье, в том числе , типа A:Level или ElMotors, поговорим в другой раз.

Дело мастеров Востока

Больше всего самодельщиков в так называемых развивающихся странах. Позволить себе дорогую машину могут далеко не все, но всем хочется . А на авторское право в этих странах смотрят, скажем так, своеобразно, не по-европейски.

В Сети легко найти видео про целую фабрику «самопальных» суперкаров в Бангкоке. Стоят такие в десятки раз дешевле оригинала. Сейчас она уже не работает: видно, германские журналисты, снявшие видео о самодельщиках, оказали им медвежью услугу, и местные власти задумались об отсутствующих лицензиях «мастеров» и безопасности машин, которые они клепали. Понятное дело, специально краш-тесты этих поделок не проводили.

Интересно, что в принципе тайцы выдерживали суперкаров - делали пространственные рамы из металлических профилей и труб и «одевали» их в кузова из стеклопластика. В большинстве же случаев самодельщики просто берут старые машины, срезают «лишние» кузовные панели и навешивают свои. По такой технологии построена, например, эта реплика Bugatti Veyron из Индии. Честолюбивый проект, прямо по присказке «полюбить - так королеву, воровать - так миллион». Автор и владелец использовал в качестве основы старый Honda Civic. И постарался - внешне копия получилась достойная: недаром ее так внимательно рассматривают зрители.

Другой индиец, бывший актер, нынешний социальный реформатор, состряпал пародию на Вейрон из Honda Accord. Получилось жутко. Еще один взял за основу Tata Nano. Напомню, что это официально самая дешевая серийная машина мира со своеобразными пропорциями. Очень слабая и медленная. Впрочем, автор этого проекта явно не лишен чувства юмора, ведь Veyron, напротив - один из самых дорогих, мощных и быстрых серийных автомобилей.

Суперкары со свалок

Не отстают от тайских и индийских коллег и китайцы. Молодой рабочий стекольной фабрики Чен Янкси не стал или пародировать чужой дизайн, а сделал свой, авторский. И пусть его машина выглядит прилично только на расстоянии, а ездит лишь 40 км/ч (больше не позволяет установленный электромотор), смеяться над Ченом не хочется. Молодец, что пошел своим путем. Чаще бывает иначе.

Три года назад 26-летнего китайского реквизитора Ли Вейлея так впечатлил бэтмобиль Tumbler («Акробат») из «Темного рыцаря» Кристофера Нолана, что он построил . На это у него и четырех друзей ушло 70 000 юаней (около 11 тысяч долларов) и всего два месяца работы. Сталь для кузова Ли брал со свалки, перелопатив 10 тонн металла. Чтобы компенсировать расходы, теперь он сдает свой Тумблер в аренду для фото- и видеосъемок, всего за 10 баксов в месяц. Но арендаторы должны быть готовы катать «реплику» вручную. Ездить машина не может, так как у нее нет ни силового агрегата, ни функционального рулевого. К тому же в КНР на дороги выпускают только автомобили, выпущенные сертифицированными производителями.

Другой китайский умелец, Ванг Цзиань из провинции Цзянсу, сделал собственную «копию» Lamborghini Reventon из стареньких минивэна Nissan и седана Volkswagen Santana. И также тащил металл со свалки. Потратил на это дело 60 000 юаней (9,5 тысячи долларов). У машины карбюраторный двигатель, она нещадно дымит, у нее отсутствует интерьер и даже стекла, но самому автору получившееся нравится, а соседи считают, что машина Цзианя довольно точно копирует Lambo. Автор утверждает, что способен разогнаться на своем суперкаре до 250 км/ч. Разуверять его никто не рискует.

Как видно, больше всего самодельщики обожают копировать Ferrari и Lamborghini. Внешне. Внутри этой машины авторства Мистера Мита из Таиланда стоит мотоциклетный двигатель Lifan объемом в четверть литра.

Самое смешное и трогательное творение - китайского фермера Гуо из Чженчжоу. Он сделал Lambo для… своего внука. У машины детские размеры - 900 на 1800 мм и электромотор, позволяющий разгоняться до 40 км/ч. Батареи из пяти аккумуляторов хватает на 60 км пути. Гуо потратил на свое детище 815 долларов и полгода работы.

Вьетнамский автослесарь из провинции Бакзянг создал подобие Роллс-Ройса, использовав для этого «семерку». Купил ее за 10 миллионов донгов (примерно 500 долларов). Еще 20 миллионов потратил на «тюнинг». Большая часть суммы пошла на металл, электроды и решетку радиатора а-ля «роллс-ройс», заказанную в местной мастерской. Получилось грубо. Но парень прославился. Настоящий Rolls-Royce Phantom во Вьетнаме стоит около 30 миллиардов донгов.

Самавто-2017

На просторах бывшего СССР тоже сильны традиции самостроя. В советские годы было движение, называемое «самавто», объединявшее энтузиастов самодельных автомобилей и мотоциклов. И таковых было немало, так как в те годы казалось, что собрать своими руками машину проще, чем купить - несмотря на тотальный дефицит запчастей и бюрократические препоны. А какие интересные проекты рождались в те годы! ЮНА, Панголина, Лаура, Ихтиандр и прочие… Да, были люди. Впрочем, и остались.

Несколько лет назад я писал о детище москвича Евгения Данилина под названием - внедорожнике, напоминающем Hummer H1, но значительно превосходящем его по проходимости.

Тут же вспоминается давнее знакомство с Александром Тимашевым из Бишкека. Его мастерская ZerDo Design в 2000-х создала целую серию интересных самоделок, первой из которых стал «Бархан», также подобие Хаммера на базе ГАЗ-66. Потом появилась «Бешеная кабина» (Mad Cabin), типа американского хот-рода, сделанная из кабины армейского грузовика ЗИЛ-157 - «Захара». .

За «Бешеной кабиной» последовали самоделки в стиле ретро - так называемые репликары, спидстер и фаэтон. И для них киргизские мастера изготавливали не только кузовы и интерьеры, но даже рамы.

Если вы думаете, что самоделки – удел малышей и скучающих домохозяек, мы очень быстро развеем ваши заблуждения. Этот раздел полностью весь посвящен изготовлению самоделок из автомобильных запчастей и резиновых покрышек. Изготовить из автопокрышки можно практически всё. От огородной обуви до полноценной детской площадки с качелями, сказочными персонажами и элементами для отдыха. Наконец-то и у вечно занятых пап появится возможность проявить свои творческие таланты и создать нечто полезное и красивое на собственном приусадебном участке или придомовом дворе.

Автомобильным шинам свойственно приходить в негодность, особенно учитывая отечественное качество дорог и резкие перепады температуры. Вместо отправки старой автопокрышки на свалку, её можно слегка преобразить и подарить новую жизнь на детской площадке, в саду или огороде.

Мы собрали огромное количество примеров, как сделать автомобильные самоделки с использованием шин в различных бытовых и эстетических целях. Пожалуй, одним из наиболее популярных способов применить отслужившую своё автопокрышку является обустройство детских площадок. Самый простой вариант – вкопать до половины ряд покрышек и разукрасить их верхнюю часть в яркие цвета. Созданный таким образом архитектурный элемент будет использоваться малышами в качестве приспособления для ходьбы и бега с препятствиями, а также вместо «мебели», ведь на поверхности покрышки можно разложить песочные изделия или даже посидеть самому, отдыхая тихим летним вечером.

Эстетически разнообразить экстерьер площадки можно, создав при помощи покрышек сказочных драконов, забавных мишек, которые будут встречать ваших гостей у входа во двор, притаившихся в огороде крокодилов и прочих зверушек. Любителям цветов автомобильная покрышка может заменить полноценный вазон, а высаженные в неё растения придадут дворику ухоженный вид.

Порадовать детей можно, создав удобные качели из наиболее сохранившихся шин. Можно оставить форму шины в первозданном виде, а, потратив немногим больше времени и усилий, создать необычные качели в виде лошадок.

Что бы вы ни выбрали, для создания автомобильной поделки, ваши дети в любом случае обрадуются появлению самоделки для авто во дворе. Изобретательные дети смогут играть в новые игры, и обязательно будут гордиться своим папкой, хвастаясь вашим творением перед друзьями. А смешение счастья и гордости за вас в глазах ребенка – возможно, единственная вещь, ради которой можно наступить на горло долгожданному выходному в компании дивана, телевизора и пива.

В автомобильной истории советского периода был один отрицательный момент: ограниченный модельный ряд. Но не только это вынуждало граждан делать автомобили своими руками. Энтузиастам был важен сам процесс, однако и результаты часто оказывались достойными. Некоторые самоделки дожили до наших дней, и «Автоцентр» смог познакомиться с ними.

Движение автосамодельщиков партия и правительство взяли под свое крыло и нарекли его «Самавто», справедливо рассудив: творческий досуг в гараже куда полезнее интеллигентских посиделок «на кухне». Человек же, создавая машину по собственным чертежам, преследовал две цели - заполучить новый автомобиль задешево и без очереди, а также самореализоваться. На самом же деле временные и денежные затраты на постройку новой машины были никак не меньше, нежели на приобретение серийной.

Перед теми, кто решился на непростой шаг - сделать авто своими руками, в стране вечного дефицита проблемы выбора комплектующих не существовало. Концептуальные решения были почти стандартными: например, кузов в большинстве случаев мастерили из стекловолокна и эпоксидных смол. Этот материал легко формовался и обрабатывался, позволяя без дополнительного оборудования достигать требуемых форм, он был крепким и устойчивым к коррозии. И все же некоторые супер-отчаянные умельцы на деревянных болванках выстукивали металлические кузовные панели. Люди, уже построившие самодельные машины, писали книги, в которых делились опытом («Я строю автомобиль», «Автомобиль своими руками»).

Кроме дефицита запчастей, было еще одно ограничение полета фантазии для народных конструкторов. Специальные Правила регламентировали основные параметры силового агрегата, габариты автомобиля, радиусы закруглений бамперов и углов кузова и т. д. Что касается двигателя, то его удельная мощность не должна была выходить за рамки 24-50 л. с. на тонну веса машины. Поэтому по весу для большинства авто подходили только моторы от «Запорожцев»: 0,9 л (27 л. с.) и 1,2 л (27-40 л. с.) или, от силы, от ВАЗ-2101 - 1,2 л (64 л. с.). Интересно и то, что минимально допустимый клиренс равнялся 150 мм. Одним словом, упомянутые Правила подчинялись только безопасности и не содержали идеологического подтекста. Так что Госавтоинспекция разрешала строить любой тип кузова. И часто «самоделкины» выбирали откровенно буржуазные варианты кузовной компоновки - купе, кабриолет, минивен, реже универсал.

Отличительная особенность этого купе с компоновкой «2+2» (два взрослых и два детских места) в том, что он является первой серийной самодельной машиной в СССР (изготовлено как минимум 6 штук). Стоит отметить, что кроме комплектных авто, было изготовлено и несколько стеклопластиковых заготовок кузовов. Об этом ярком представителе всесоюзного движения «Сам-авто» много писала пресса тех времен. Еще бы, стильное заднемоторное купе было создано на базе 965-го «Запорожца» - самого примитивного и непрестижного автомобиля своего времени.

Один из первенцев такого достаточно распространенного некогда явления, как постройка самодельного автомобиля. Об этом авто не писали статей в научно-популярных журналах, его не вывозили на выставки за рубеж, потому что она создавалась исключительно как средство передвижения. Автомобиль оснащен самодельным трехцилиндровым бензиновым двигателем. Столь смелый шаг конструктора объясняется тем, что ему было трудно найти силовой агрегат дозволенной мощности, а ждать, когда он поступит в магазин запчастей, можно было несколько месяцев.

На спортивном купе «Гран Туризмо Щербининых» в 1969 году стоял мотор от ГАЗ-21 «Волга», который разгонял авто до 150 км/ч. Тяжелая машина оснащалась более мощным двигателем, что не разрешалось законодательством, но все же суровая по тем временам ГАИ, покоренная уровнем самоделки, выдала братьям номерные знаки и поставила авто на учет. История создания кузова машины отображает увлеченность и «фанатизм» создателей. Раму будущего автомобиля братья Щербинины сварили во дворе своей многоэтажки. Потом ее автокраном подняли в квартиру на седьмой этаж, где на раму надели кузов, выклеенный из стеклопластика. После этого уже внизу, во дворе, собранный кузов обзавелся силовым агрегатом, КП, подвеской, фурнитурой.

Эта самоделка стояла на учете и в ГАИ, и в Госинс-пекции маломерных суден. Мотор от 21-й «Волги» в паре с КП от «ушастого» «Запорожца» на суше разгонял автомобиль до солидных 120 км/ч, а на воде - до 50 км/ч. Благодаря отличному распределению веса по осям (50:50) машина обладала завидной плавностью хода и устойчивостью на загородном шоссе. Вместо гребного винта для движения по рекам и озерам автор использовал водомет, как у армейских амфибий, позволяющий двигаться по мелководью. Облегчал автомобилю штурмовать берега полный привод. На воде колеса поднимались вверх вдоль бортов тросовой лебедкой, магистрали гидропривода тормозов имели быстродействующие «сухие» разъемы.

Еще одна нехарактерная для «Самавто» машина-«многотиражка». По одним чертежам на базе тольяттинской «шестерки» было построено пять автомобилей: два в Тбилиси и три в Москве. Для изготовления кузова использовалась как дефицитная на те времена стеклоткань, так и обычная мешковина, которая пропитывалась эпоксидной смолой. Основой кузова послужило металлическое днище от вазовской «классики», которое во избежание появления коррозии было проклеено стеклотканью. В последующем одна из этих самодельных машин была переделана в электромобиль.

Полноприводный микроавтобус с передним расположением двигателя построен с использованием агрегатов от седана ВАЗ-2101. Он легко превращается в пикап благодаря съемным металлическим боковинам и крыше. За это машину любили операторы, снимавшие репортажи о всесоюзных пробегах «Сам-авто». Кузов «однообъемника» установлен на клепаной раме от довоенного автомобиля, раздаточную коробку создатель позаимствовал у внедорожника Willys MB времен войны. Подвеска, как это принято у «правильных» покорителей бездорожья, полностью зависимая, рессорная. Хотя машина внешне похожа на «буханку» УАЗ-452, общего у них мало. Несмотря на немалую вместительность, авто легко вписалось в ограничения по габаритам, определенные нормативными документами для самоделок. Тогда по объему перевозимого груза микроавтобус сравнивали с «Волгой»-универсалом ГАЗ-24-02.

Советская «Lamborghini» построена на агрегатах ВАЗ-2101 в стеклопластиковом несущем кузове. Благодаря обтекаемым формам автомобиль разгонялся до 180 км/ч. Он отличался рядом новшеств, невиданных для тогдашнего автопрома. Например, роль дверей играла часть крыши, поднимающаяся пневмоприводом вместе с лобовым и боковыми стеклами. Двигатель запускался не ключом зажигания, а набором цифрового кода на кнопочной панели. Боковые зеркала в конструкции не предусматривались, вместо них был перископ, укрепленный возле люка в крыше. Но для получения госномеров зеркала пришлось установить. Автомобиль помог своему создателю инженеру Александру Кулыгину получить работу в дизайнерском бюро АЗЛК.

Две переднеприводные машины, построенные друзьями-инженерами, появились одновременно с первыми массовыми переднеприводниками СССР. В 1986 году на выставке «100 лет автомобиля» в Праге сам Нуччио Бертоне был приятно удивлен современным купе и не сразу поверил в то, что это - самоделка. Мотор от ВАЗ-2105 расположили спереди, КП от «Запорожца» перевернули задом наперед (иных вариантов создания переднеприводного авто в Союзе тогда почти не было). Привод колес осуществлялся ШРУСами от ВАЗ-2121 «Нива», кузов - стеклопластиковый.

Константин Широкун
Фото Сергея Ионеса

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .