Что заливать тосол или антифриз. Преимущества применения антифриза

Большинство механизмов в современной машине работают в условиях повышенной нагрузки, что приводит к чрезмерному нагреванию деталей и связок в агрегате. Именно поэтому некоторые системы автомобиля необходимо охлаждать, причем этот процесс должен проходить эффективно и максимально равномерно.

Для того, чтобы остужать системы машины, используется специальная жидкость тосол, антифриз. Именно одну из этих жидкостей заливают в систему двигателя внутреннего сгорания, дабы тепло, которое выделяется в процессе работы двигателя, не нанесло существенного вреда деталям мотора и его работе в целом.

Зачастую, владельцы машин не обращают особого внимания на систему охлаждения деталей машины, а потому и редко заливают смазочно-охлаждающую жидкость. Около 40% всех поломок мотора связаны прямо или косвенно с проблемами системы охлаждения.

Топливная смесь в двигателе во время работы сжигается при температуре около 2200°С. Если двигатель охлаждаться не будет, то его работа во времени будет очень ограничена. Чтобы «сердце» машины прожило как можно больше, нужно использовать жидкость для охлаждения. А вот какой именно охладитель выбрать – вопрос любопытный. Самый лучший вариант – самостоятельно протестировать антифриз и тосол, после чего определить что лучше охлаждает двигатель.

Многие удивятся, но тосол – это разновидность антифриза. Антифриз – это совокупность жидкостей для охлаждения, которые не замерзают при низких температурах. Тосол – это антифриз, разработанный в Советском Союзе специально для машин ВАЗ. «Тосол» не является зарегистрированной торговой маркой, поэтому производители используют тосол в качестве названия для охлаждающих жидкостей.

Состав жидкости для охлаждения

Жидкость для охлаждения представляет собой смесь антифриза, воды, присадок специального назначения и смазки. Присадки направлены на защиту компонентов двигателя от коррозии, а также предотвращают термохимическое разрушение жидкости. Смазывающие материалы улучшают функционирование помпы насоса охлаждающей системы. Антифризом можно назвать практически любой водный раствор неорганической соли, а также растворы многоатомных спиртов.


Современные жидкости для охлаждения изготавливают на основе этиленгликоля . Его смешивают с водой в соотношении 1:1 , 1:2 или 2:3 . Вместо этиленгликоля могут брать пропиленгликоль, который оказывает менее пагубное влияние в плане токсичности, но жидкость на основе этого соединения более дорогая и имеет меньшую температуру кипения.

Единства у всех производителей в вопросе производства этиленгликолевых охлаждающих жидкостей нет, так как в ОЖ разных марок может быть разное количество воды, могут быть или не быть определенные присадки.

В тосоле в роли антифриза выступает этиленгликоль. Этот вид охлаждающей жидкости будет охлаждать двигатель круглый год. Ограничения есть в температуре, которая указана в марках. Цифры (40, 65), которые указываются на марках тосола, означают температуру, при которой будет замерзать жидкость.

Тосол, который начинает замерзать при температуре -40°С, имеет голубую окраску, а жидкость, замерзающая при -65°С, - красная. Такая окраска обусловлена необходимостью четкого определения марки жидкости. Если охлаждающая жидкость изменила цвет, то это верный сигнал того, что ОЖ потеряла свои эксплуатационные свойства. В это случае ее нужно заменить.


Со временем тосол становится сине-зеленым, потом зеленым, желтым, а уже потом бесцветным. Чем сильнее меняется цвет ОЖ, тем меньше в ней коррозийных ингибиторов, от чего функциональные качества тосола падают.

Существует 3 технологии, по которым делают охлаждающие жидкости: традиционная (присадки сделаны их неорганических кислот), карбокислотная (присадки делают из органических кислот), гибридная (присадки сделаны на основе угольных кислот, с определенной долей силикатов, фосфатов).

У охлаждающих жидкостей есть определенный срок эксплуатации. Чем дольше используется ОЖ, тем меньше в ней остается ингибиторов, ухудшаются показатели теплоотдачи, жидкость сильнее пенится, а метал без защиты быстрее коррозирует. Срок службы антифриза напрямую зависит от качества и количества пройденных машиной километров.


ОЖ быстрее приходит в негодность, если в системе охлаждения присутствует отработанный газ или воздух. Поэтому необходимо постоянно осматривать те места, где могут быть утечки жидкости, а также проверять хорошо ли закреплены шланги.

Срок годности антифриза устанавливается изготовителем или заводом-производителем авто. В среднем, антифриз нужно обновлять 1 раз в два года, но может быть и так, что заменить жидкость придется раньше.

Существует перечень признаков, которые сигнализируют о том, что ОЖ устарела:


На внутренней стороне горлышка расширительного бачка сформировать масса, похожая на желе. Если температура достигает отметки от -10°С до -15°С, то в бачке видно значительное помутнение, есть осадок, а радиаторный электровентилятор срабатывает чаще обычного. Если есть хоть один из этих признаков, то антифриз нужно немедленно заменить.

Цвет жидкости становится буро-рыжим. Это свидетельствует о том, что делали системы уже начали коррозировать. Эту ОЖ нужно срочно заменить, независимо от того, когда Вы ее залили.

Что лучше: антифриз или тосол?

Если задать напрямую вопрос о том, что же лучше: тосол или антифриз, то ответ будет однозначным – антифриз. Дело в том, что традиционные антифризы склонны к образованию достаточно толстой защитной пленки. Так как теплопроводность жидкости низкая, а пленка иногда достигает толщины в 0,5 мм, то тепло будет отводиться гораздо хуже. То есть получается, что из-за тосола силовой агрегат будет работать в условиях более высокой температуры за счет плохого теплоотвода.


Если долго использовать подобную ОЖ, то мотор быстрее износится, двигатель станет менее мощным, а расход топлива увеличится. А вот ситуация с карбоксилатными антифризами лучше, так как в случае его использования пленка сформируется только в том месте, где начала развиваться коррозия, причем толщина сформированного слоя будет очень маленькой. В результате выходит, что система охлаждения работает исправно, изнутри не покрыта защитным слоем, который снижает теплоотдачу.

Очень часто объем залитого антифриза может уменьшится за счет того, что испаряется вода, а также по причине утечек, то есть отсутствия герметичности системы. Если испарения были чрезмерными, то достаточно будет добавить обычной дистиллированной или кипяченной воды. Но есть в системе нет герметичности, то нужно влить недостающий объем ОЖ той же марки.

Смешивать можно антифриз от разных отечественных производителей, так как они делают ОЖ в одинаковых технических условиях. Но если номера ТУ разные, то смешивать такие антифризы нельзя, так как составляющие разных присадок могут вступить в реакцию друг с другом, отчего потеряют свои технические свойства. Поэтому если необходимость крайняя, то лучше налить воды, а уже после заменить всю ОЖ.

Влияние антифриза на перегрев двигателя


ОЖ-40 закипает при температуре больше 108°С, но в состоянии перед кипением пар может группироваться в пробки, которые мешают нормальной циркуляции в охладительной системе. Поэтому двигатель может перегреваться, то крайне опасно.

Что заливать под капот своей машины – только Ваше решение. Но все же стоит прислушаться к советам, которые очень часто могут быть полезными, а также могут спасти от значительных финансовых затрат.

Подписывайтесь на наши ленты в

Что лить Тосол или Антифриз?

Что лучше - тосол или антифриз ? Можно ли их смешивать? Как правильно выбрать охлаждающую жидкость? Эти вопросы тревожат многих начинающих автолюбителей. Попытаемся ответить на них и определиться с главным вопросом - что лучше заливать, тосол или антифриз ? Перед тем как перейти к анализу, необходимо разобраться в том, что такое охлаждающая жидкость, для чего она нужна, и на основе чего производится.

Характеристика охлаждающих жидкостей

Задача любой охлаждающей жидкости (ОЖ) состоит в том, чтобы не давать двигателю перегреваться в процессе работы. Ранее в этом качестве использовали обычную или дистиллированную воду, однако ее применение имеет ряд недостатков, среди которых:

  • вода замерзнет в мороз и закипает при температуре +100°С , то есть имеет небольшой рабочий температурный диапазон;
  • вода негативно влияет на некоторые элементы охлаждающей системы двигателя, в частности, подвергает их коррозии.

Именно эти недостатки вынудили в свое время автопроизводителей изобрести охлаждающие жидкости на основе водно-гликолевого состава. На территории бывшего СССР самыми популярными ОЖ являются жидкости с использованием этиленгликоля. Кроме этого, для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения в состав ОЖ добавляют антикоррозионные присадки. Они бывают двух типов:

  • Силикатные . Такие составы покрывают внутреннюю поверхность частей системы маленьким слоем накипи. За счет этого снижается величина рециркуляции тепловой энергии. Как правило, такие ОЖ имеют зеленый цвет .
  • Карбоксилатные . Эти составы выполняют защиту от коррозии в тех местах, где она наиболее вероятна путем создания защитного слоя. При этом карбоксилатные составы имеют более длительный срок службы, а при замене ОЖ нет необходимости промывать систему. Цвет таких жидкостей - красный .

Эта классификация является стандартом по всему миру. Однако в настоящее время многие производители используют при производстве различные красители, которые затрудняют идентификацию той или иной жидкости.

Тосол и антифриз, в чем разница

В чем разница между тосолом и антифризом

Для начала дадим им определения. Антифриз (от английского слова antifreeze - незамерзающий) - это общее название для жидкостей, которые не замерзают на морозе. В англоязычных странах для определения автомобильного антифриза используется термин Antifreeze Coolant. Существуют отдельные торговые марки антифриза, например, GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantin, Prestone.

“Тосол” - это отдельная марка охлаждающей жидкости. Впервые она появилась в СССР в 1971 году, когда на его территории начали выпускать “Жигули”. Для них понадобилась охлаждающая жидкость с повышенными эксплуатационными характеристиками, которых не было у жидкостей, выпускаемых на тот момент в стране. Ее разработали в государственном НИИ ОХТ, в отделе технологии органического синтеза. Отсюда и произошла аббревиатура ТОС. Окончание “ол” означает принадлежность жидкости к спиртам.

Изначально “Тосол” имел состав, закрепленный государственным стандартом. Но в настоящее время производителя выпускают ОЖ на основе собственных ТУ. Поэтому, на территории России и стран СНГ можно найти самые разные марки Тосола с различным качеством, как высоким, так и ниже среднего.

Антифриз - это более широкое понятие, которое используется для определения охлаждающих жидкостей. А тосол - одна из его разновидностей. Такая путаница в словах возникла в связи с тем, что после развала СССР на территории бывших союзных республик появилось большое количество иномарок, для которых нужна была качественная охлаждающая жидкость. А в сознании у населения тосол ассоциировался только с “Жигулями”. Поэтому предприимчивые дельцы стали называть все охлаждающие жидкости антифризами. И только ОЖ для “Жигулей” - тосолом.

Существует два основных типа тосолов - обычный и для условий севера. У первого температура замерзания составляет -40°С (имеет голубой цвет), у второго - -65°С (имеет красный цвет). Отличительная черта тосола - использование этиленгликоля. То есть, он создан на минеральной основе. Остальные компоненты - это различные силикатные присадки. Он имеет низкий ресурс, около 30 тысяч километров пробега.

Зарубежные антифризы, как правило, создаются при помощи органических присадок, которые предназначены для снижения уровня окисления рабочих поверхностей при высокой температуре. То есть, выполнены по более прогрессивной технологии.

Состав тосола и антифриза

Тосол производится на основе этиленгликоля/глицерина/ди-/триэтиленгликоля (“антизамерзатели”) или их смеси. Кроме этого, в него входят вода, красителя и ингибиторы коррозии (их состав отличается у каждого производителя). Антифриз же выполнен на основе аналогичных антизамерзателей, однако с использование органических присадков. Представляем вашему вниманию таблицу, где перечислены вещества, которые входят в состав тосола и антифриза.

Теперь подробнее рассмотрим классы антифризов, эволюцию их развития, а также вещества, входящие в их состав.

Классы антифризов

Антифризы классифицируются с помощью буквы G и числа, по которому можно судить о его составе и свойствах. Родоначальником такой маркировки является всемирно известная компания Volkswagen, которая выпускала в свое время популярные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12».

Так, в соответствии с маркировкой, принятой в компании Volkswagen, в настоящее время используются следующие виды антифризов:

  • Силикатные, обозначаются как G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C). К слову, к этому типу относится и старый советский “Тосол”. Принцип действия состава заключается в образовании тонкой защитной пленки, предотвращающей коррозию элементов охлаждающей системы. Компания Volkswagen рекомендовала его для автомобилей собственного производства до 1996 года выпуска. Как правило, жидкости G11 имеют зеленый или синий цвет. В состав жидкостей входят нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты.
  • Карбоксилатные, имеют обозначение G12 (соответствуют спецификации VW TL 774-D). На территории Европы антифризы G12 рекомендованы для использования в машинах до 2001 года выпуска. Имеет красный или розовый цвет.
  • Гибридные, G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-F). Предназначены для высокооборотистых движков с высокой температурной нагрузкой, применяются для автомобилей 1997...2008 года выпуска (на территории нашей страны используется и для более новых). Имеет красный цвет.
  • “Лобрид” (Lobrid) . Имеет индекс G12++ (соответствуют спецификации VW TL 774-G) или G13 . В последнем случае вместо этиленгликоля в качество основы используют пропиленгликоль. Такие антифризы не ядовиты, быстро разлагаются и наносят значительно меньше вреда экологии. Однако их недостаток состоит в высокой стоимости, поэтому на территории стран СНГ они используются нечасто. Эти антифризы рекомендованы для использования в машинах, произведенных в 2008 году и позже. Имеет оранжевый или желтый цвет.

Стоит отдельно отметить, что большинство реализуемых на отечественном рынке антифризов не соответствуют упомянутым спецификациям от компании Volkswagen. Кроме этого, чтобы иметь официальную лицензию, антифриз должен пройти аттестацию в лабораториях компании. Естественно, что 99% реализуемых жидкостей такой проверки не проходило. А потому классификация антифризов по G-параметру весьма условна, и к ней стоит относиться с долей скепсиса.

Антифриз G12, его особенности и отличие от антифризов других классов

Антифриз G12 предназначен для системы ОЖ современного двигателя. Имеет свои характеристики и отличия от антифризов G11, G12+, G13. Разница в совместимости антифриза g12 с другой ОЖ в стабилизирующих присадках

Можно ли смешивать тосол и антифриз

Эксперимент по смешиванию тосола и антифриза

В такой формулировке, к какой привыкли большинство отечественных автолюбителей, вопрос ставить не совсем корректно. Поскольку мы уже выяснили, что тосол - это тоже антифриз, то правильнее будет спросить - какие марки антифризов можно смешивать между собой?

Опуская лишние подробности о возможных химических реакциях, можно утверждать, что антифризы классов G12+, G12++, G13 можно без проблем смешивать с G11. А G12 можно смешивать с G12+. Однако НЕЛЬЗЯ смешивать G12 и G11 . В результате их реакции в радиаторе вы рискуете получить осадок, который очень трудно вымыть из системы. В отдельных случаях может возникнуть даже желеобразная смесь вместо радиаторной жидкости.

Поэтому, исходя из общих соображений, не рекомендуем вам смешивать разные типы антифриза. Это можно делать только в исключительных случаях, и при условии, что вы знаете, какая жидкость залита в радиатор, и какую вы собираетесь заливать. Также никогда не ориентируйтесь лишь на цвет антифриза. То, что у новой жидкости такой цвет, как у той, что залита в двигатель автомобиля, вовсе не означает, что их можно смешивать между собой. Необходимо уточнять дополнительные характеристики.

Смешивание антифриза и тосола с водой

Зависимость температуры замерзания от концентрации антифриза

Многих автолюбителей интересует вопрос - можно ли смешивать тосол и антифриз с водой? Спешим их обрадовать - можно. Однако с некоторыми оговорками. Первое условие - вода должна быть дистиллированная. Второй факт, о котором вы должны помнить, заключается в том, что чем больше вы разведете охлаждающую жидкость, тем больше своих свойств она потеряет. В частности, снижается ее температура кипения и повышается температура замерзания.

Как видно на графике, кривая кристаллизации идет вниз до уровня, когда количество этиленгликоля составит 67%, а воды - 33%. До этого момента раствор представляет собой кристаллы льда и этиленгликоль. В нижней точке замерзают обе жидкости.

Поэтому для увеличения объема жидкости в радиаторе можно использовать дистиллированную воду, однако при первой возможности постарайтесь долить антифриз или тосол. Причем, желательно, чтобы они были той же марки, которая была залита до этого.

Соотношение охлаждающей жидкости

Что лучше заливать, тосол или антифриз?

Можно ли заливать тосол в охлаждающую систему

Выбор марки охлаждающей жидкости необходимо производить, ориентируясь на следующие параметры:

  • температура кипения;
  • температура замерзания;
  • антикоррозионные свойства;
  • смазывающие свойства.

Также существует дилемма, связанная с периодичностью. Если вы планируете использовать тосол или антифриз класса G11, то вам придется менять его в 2-3 раза чаще, чем , Однако его стоимость будет выше, что окупится более редкой заменой. Однако учитывая другие положительные характеристики антифриза класса G12 и выше, все же рекомендуем использовать именно их. Основной фактор, который нужно учитывать при этом, является совместимость материала радиатора и химического состава ОЖ.

При выборе также следует придерживаться рекомендаций автопроизводителя о том, какую охлаждающую жидкость нужно использовать. Эту информацию можно найти в мануале или на официальном сайте. Всегда ориентируйтесь на информацию о допуске (одобрении) производителя вашего авто на использование того или иного антифриза.

При выборе охлаждающей жидкости всегда обращайте внимание на содержание боратов (буров) и фосфатов. Официальные спецификации Volkswagen G11, G12, G12+, G12++ запрещают наличие в антифризах боратов. А отечественные производители (в том числе некоторых Тосолов) зачастую грешат этим. Также в антифризе не должно быть фосфатов , аминов и нитритов . Если в жидкости есть бораты и фосфаты, то она заведомо не попадает в разряды G11 и G12. Что касается силикатов, то в антифризах G11 допускается их содержание в пределах 500-680 мг/л, в G12+ - 400-500 мг/л, а в G12++ наличие силикатов запрещено.

Как отличить поддельный антифриз

Существует один народный метод, как отличить поддельный антифриз от фирменного. Дело в том, что подделки выполняют на кислотной основе, которая может повредить элементы системы охлаждения двигателя. Чтобы выявить это, после покупки достаточно налить в крышечку или небольшой сосуд немного купленной жидкости и добавить в нее щепотку пищевой соды. Если бурная химическая реакция не произошла - можно смело заливать жидкость в радиатор. В противном случае нужно брать канистру и идти выяснять отношения с продавцами, у которых вы купили антифриз, требуя вернуть ваши деньги.

Для выяснения подлинности антифриза, а также его свойств при покупке можно проверить его плотность и pH-фактор (кислотность). В первом случае пользуются плотномером (ареометром), во втором - лакмусовой бумажкой. Измерение плотности необходимо проводить при температуре +20°С. Значительные отклонения приведут к существенным погрешностям. Так, при указанной температуре плотность охлаждающей жидкости должна быть не меньше 1,075 г/см3 . Эта плотность означает, что жидкость не замерзнет на морозе до -40°С.

Таблица зависимости плотности и температуры замерзания тосола и антифриза от содержания в них этиленгликоля

Плотность тосола, антифриза, г/см3 Содержание этиленгликоля в процентах, в тосоле, антифризе Температура замерзания тосола, антифриза, °С
1,115 100 -12
1,113 99 -15
1,112 98 -17
1,111 96 -20
1,110 95 -22
1,109 92 -27
1,106 90 -29
1,099 80 -48
1,093 75 -58
1,086 67 -75
1,079 60 -55
1,073 55 -42
1,068 50 -34
1,057 40 -24
1,043 30 -15

Кислотность проверяют, опуская в жидкость лакмусовую бумажку. В идеале значение pH должно находиться в пределах 7...9 (зеленый цвет бумажки). Если вы получили значение 1...6 (розовый цвет бумажки), значит в растворе много кислоты. Если 10...13 (фиолетовый или синий цвет бумажки) - щелочи.

В заключение скажу что...

Окончательное решение о том, какую жидкость использовать, принимать только вам. При выборе отталкивайтесь от рекомендаций автопроизводителя . При покупке всегда читайте информацию о составе охлаждающей жидкости, а также условиях ее использования. Поскольку принципиальной разницы между тосолом и антифризом нет, и она лишь заключается в составе пакетов присадок, а соответственно, области применимости (для каких автомобилей или двигателей) и сроке эксплуатации. Это избавит вас от возникновения возможных проблем в работе системы охлаждения вашего автомобиля.

Всегда следите за состоянием антифриза, в частности, на его цвет в расширительном бачке. Если вы еще не проехали заявленного для жидкости расстояния, а она уже поменяла цвет , то необходимо провести ее замену . Также не забывайте менять ОЖ в соответствии с графиком. Не катайтесь сверх нормы даже на самых современных антифризах.

Приветствую уважаемые читатели моего блога. В данной статье я поведаю вам о том, что лучше антифриз или тосол для заливки в систему охлаждения автомобиля. Также, рассмотрю все преимущества и недостатки этих жидкостей. Обсудим основные аспекты технических свойств и технологический процесс замены охлаждающей жидкости в системе транспортного средства. Итак, преступим к поэтапному разбору всех нюансов.

Зачем нужно охлаждение мотора и какие опасности ждут при его отсутствии?

Как вы все знаете, в машине очень много всяких жидкостей, которые имеют свой рабочий ресурс и их следует заменить при потере своих свойств. Использования хладагента для охлаждения двигателя является неотъемлемым атрибутом каждого ТС.

Автомобиль может даже завестись и проехать некоторое время, до того пока не закипит. А потом, начинается самое интересное — оценка нанесенного ущерба и ремонт. Средний диапазон рабочих температур составляет 80-110 градусов. Если не снижать температуру, то перегрев приведет к следующим последствиям:

  1. Пробои в патрубках или деталях системы охлаждения. Это, конечно, может привести к потерям малой крови, то есть, к минимальным затратам на ремонт.
  2. Деформация головки блока цилиндров и попадания в двигатель охладителя. Эта проблема, куда более серьезная нежили замена узлов, которые описаны в предыдущем пункте. Здесь, вы можете попасть на замену головки, в лучшем случаи, и капитальном ремонте силового агрегата в целом.

Если уже потела охлаждающая жидкость, то купите ее (лучше возить с собой литр-другой) и доливайте, чтобы добраться до места стоянки или ремонта. Не советую перегревать двигатель, чтобы избежать серьезных последствий, которые могут повлечь за собой более значительные затраты.

Коротко о «Тосоле»

Разработан на смену дистиллированной воды, которая сильно разрушала элементы блока и ГБЦ. Его производили в основном для советского автопрома, а именно под автомобили марки ВАЗ. Конечно, на сегодня качество «Тосола» бывает разное, от низкого и дешевого, до качественного и относительно дорогого.

Рассмотрим более детально положительные и негативные качества тосола. Преимущества:

  • К положительному качеству относится изменение цвета при старении, что дает понять, пришла пора его менять.
  • Низкая цена относительно антифриза.

Негативные качества:

  • Хватает всего на 40 000 км, после чего, тосол нужно сменить.
  • Однородно покрывает полости, при этом не активируется в местах нагрева.
  • Очень влияет на разрушения алюминия с которого делается большая часть узлов и агрегатов.
  • Приводит пагубное воздействие на водяной насос, а именно на подшипник.

Коротко об «Антифризе»

Антифриз — это следующее поколение охлаждающих жидкостей за тосолом. Он имеет много свойств, о которых вы наверняка слышали. Его химический состав отличается тем, что в нем содержатся присадки, которые хорошо влияют на алюминий. Много автомобильных производителей рекомендуют определенные виды этой жидкости. Поэтому, тяжело сказать, какой антифриз — лучший.

Сейчас, вместе рассмотрим все достоинства и недостатки антифриза. Конечно же, начнем с позитивных моментов:

  • Его хватает почти на 200 тыс. км, что в 3-4 раза больше нежели тосола.
  • Задействуется в местах наибольшей тепловой активности.
  • Создает пленку, которая обволакивает места коррозии и алюминиевые части деталей.
  • Увеличивает ресурс радиатора и двигателя, а точнее их элементов.

Недостаток антифриза только один — высокая цена, при этом не каждый автовладелец сможет себе позволить его залить. Лучший антифриз тот, который рекомендован автопроизводителями и имеет лучшие физико-химические свойства. Поэтому, прежде чем покупать, почитайте, какой именно подойдет на ваш автомобиль.

В чем же разница антифризов? Это элементарно: по мимо разницы в цене, они имеет разный состав, который может быть больше предназначенным для защиты узлов автомобиля или отвечать экологическим стандартам. Также, стоит отметить, что существуют антифризы для повседневных машин и отдельно для спортивных, где используется ОЖ для высокооборотистых моторов.

Различия и что лучше?

Основная разница между антифризом и тосолом заключается в химических и технологических свойствах. Первый разработан на неорганической основе, а вот второй — на органических солях. Они оба имеют присадки, которые способствуют антикоррозионным разрушениям.

Какая охлаждающая жидкость лучше? За своими свойствами, антифриз лучше тосола, поскольку имеет более хороший химический состав и менее подвергает коррозии узлы машины. При этом, тосол меняет в 3 раза чаще, что ведет к большим затратам, чем залить антифриз.

Среди автолюбителей бытует вопрос, что лучше охлаждает летом? Одни говорят тосол, другие — антифриз. Разницы собственно нет, поскольку и то, и другое относиться к классу автомобильных охладителей. Конечно, по своим свойствам лучше заливать антифриз, который даже летом охлаждает автомобиль намного эффективнее.

Как заменить ОЖ в автомобиле?

Заменить охлаждающую жидкость в автомобиле довольно просто, единственное это время. Вместе с Вами, пройдемся поэтапно по данному процессу.

  1. Обязательно, меняйте ОЖ только на остывшем автомобиле, чтобы горячий охладитель не попал на руки, лицо и другие детали машины.
  2. Ищем тару для слива жидкости . Объем охлаждающей жидкости, залитый в автомобиль, составляется от 8 до 10 литров, поэтому емкость тоже должна быть такой же.
  3. Теперь перейдем к самому процессу . Думаю, не стоит напоминать, что перед тем как менять, следует купить все необходимое. Цена тосола ниже антифриза, но не стоит экономить на обслуживании автомобиля. Попутно, можно заменить термостат или помпу, если есть подозрения на выход их из строя.
  4. Как правило, места слива ОЖ есть внизу радиатора и на блоке цилиндров. Много кто имел Ваз и помнит, как это делается. Сначала открутите пробку или сливной кран на радиаторе. Как жидкость стечет, следует выкрутить пробку на силовом агрегате и дождаться пока она вытечет оттуда.
  5. Если вы хотите поменять жидкость на другой тип, стоит промыть систему охлаждения. В этом поможет широкий выбор промывок, которые именно для этого и предназначены.
  6. После проделанных операций , стоит закрутить все сливные отверстия. Новую жидкость стоит заливать в радиатор, через отверстие пробки. Когда процесс завершен, закручиваем пробку радиатора и расширительного бачка.
  7. Заводим авто и даем ему немного поработать . Жидкость должна немного уйти, а воздух вытесняться. Доливаем до уровня ОЖ и радуемся, что все успешно получилось.

Стоит заметить, что работать с жидкостями стоит в перчатках, поскольку они уберегут Ваши руки.

В статье я рассказал вам все что нужно знать для нормальной эксплуатации автомобиля. От свойств охлаждающих жидкостей до процесса их замены. Как видно со статьи антифриз имеет больше плюсов нежили тосол, а, следовательно, заливать в систему охлаждения рекомендуется именно его.

Спасибо, что уделили время и прочли статью полностью. При подписке на наш блог, вы регулярно будете в курсе всех автомобильных новостей и получать массу полезной информации. Также, рекомендую рассказать друзьям о моем сайте, чтобы и они были в курсе всех автомобильных нюансов. До скорой встречи!

В Советском Союзе использовалась охлаждающая жидкость под названием тосол. Спустя годы, запатентовать ее никто не догадался, поэтому сегодня это названия является больше обобщающим для определенного класса охлаждающих жидкостей, которые производятся различными отечественными производителями. На рынке можно найти тосол двух видов: синего цветапредельной температурой до -40 градусов) и красного цвета (с точкой замерзания в -65 градусов Цельсия).
В состав тосола входят следующие вещества:

  • этиленгликоль;
  • вода;
  • различные присадки для предотвращения коррозии;
  • фосфаты и бураты.

Тосол, как и любая другая охлаждающая жидкость, имеет несколько обязательных характеристик: не замерзает при низких температурах и не воспламеняется, не пенится и не кипит, а также не оказывает пагубного воздействия на компоненты системы охлаждения.
В процессе эксплуатации тосол, конечно же, теряет свои качества, что делает невозможным его использование в системе охлаждения. Выработка состава и испарение естественные процессы, поэтому данную жидкость следует менять раз в 2-3 года или после 80 тысяч километров пробега. При покупке тосола водитель может руководствоваться только его температурными показателями. Также в техническом руководстве автомобиля всегда прописано, какую ОЖ рекомендуется использовать для данной модели.

Антифриз и его разновидности

Чтобы понять что лучше тосол или антифриз, нужно понять что собой представляет последний и каких видов бывает. Давайте разберемся! Антифриз – это обобщенное название охлаждающей жидкости, которая пришла на территорию стран СНГ из-за границы. Согласно спецификации и маркировкам, существует несколько классов этой жидкости, каждая из которых имеет свои характеристики и состав. Определенный класс используется для конкретных автомобилей, поэтому при выборе антифриза необходимо обязательно ориентироваться в его разновидностях.
Для упрощения покупки компания «Фольксваген» разработала универсальную систему классификации, по которой большинство производителей и покупателей ориентируются. Согласно ей, все антифризы разделены на классы G11, G12 и G13. За последние годы появились также промежуточные классы, например, G12+ и G12++. Давайте рассмотрим каждый из видов продукции отдельно.

Антифриз G11

Подобная продукция создается по традиционной (силикатной) технологии, при этом содержит в себе неорганические вещества и их комбинации в качестве защитных присадок. Такой хладагент рекомендуется заливать в транспортные средства, произведенные до 1996 года. Если говорить о составе, то большую часть (около 90 процентов) занимает этиленгликоль. Остальная доля приходится на дистиллированную воду и присадки. Срок службы подобных изделий составляет до 3 лет.
Данная ОЖ создает на всей поверхности деталей защитную пленку, которая предотвращает коррозию. Конечно же, это имеет и отрицательный эффект, ведь сплошная пленка неблагоприятно сказывается на теплоотдаче. Эта пленка от вибраций осыпается, и осадок скапливается в системе охлаждения.

Антифризы линейки G12

Следующим шагом в развитии охлаждающих жидкостей стало появление состава G12. У него появилось принципиальное отличие от предшественника – разработчики использовали технологию органических кислот. В основе также остается этиленгликоль, но в качестве присадок добавляются карбоновые кислоты. Благодаря этому, антифриз создает защитную оболочку только в тех местах, которые подвергаются коррозии.
Он имеет следующие преимущества по сравнению с предшественником:

  • повышенная теплоотдача;
  • отсутствие осадка после эксплуатации, поскольку нечему осыпаться;
  • увеличен срок службы до 5 лет (при соблюдении правил эксплуатации).

Продукцию рекомендуют использовать в автомобилях, выпущенных после 2001 года. Классы G12+ и G12++ являются доработкой, в которых органические присадки объединили с другими (неорганическими и минеральными). Принципиальных отличий от основного G12 нет. Здесь улучшена только экологическая безопасность состава.

Изделия класса G13

Это новейшая разработка, созданная в 2012 году. Главное отличие от всех других антифризов – основа на пропиленгликоле. В отличие от этиленгликоля, который является ядовитым, данный антифриз практически полностью безопасен для окружающей среды. На этом отличия заканчиваются. По своим характеристикам продукция идентична классу G12++.
Все представленные классы отличаются визуально по цвету жидкости, однако общепринятого правила окрашивания для всех стран не существует. Покупая антифриз, обязательно читайте его маркировку и не ориентируйтесь только по цвету. Теперь, когда вы знаете состав тосола и антифриза, можно перейти к самому главному вопросу.

Тосол или антифриз: что лучше выбрать

Учитывая несколько классов иностранных охлаждающих жидкостей, выявлять отличие тосола от антифриза обобщенно было бы не совсем корректно. Выполним сравнение тосола с конкретными классами антифриза.

Тосол против G11

Это практически близнецы, так как вещества имеют общую основу (этиленгликоль) и практически идентичные присадки (неорганические). Тосол в большинстве случаев используется в автомобилях ВАЗ, которые как раз выпушены до 1996 года. Выбор между тосолом и антифризом G11 только условный. Здесь можно ориентироваться на производителя, насколько вы ему доверяете и каковы отзывы других водителей о продукции.

Тосол в сравнении с линейкой G12

Здесь уже заметны отличия продукции. Основа этих двух ОЖ осталась (этиленгликоль и вода), но присадки в G12 уже используются органические. Благодаря этому, класс G12 имеет преимущества над тосолом, аналогичные преимуществам над G11:

  • создание защитной пленки непосредственно в очагах возникновения коррозии;
  • более продолжительный срок эксплуатации;
  • лучшая теплоотдача;
  • не оказывает неблагоприятного воздействия на алюминиевые детали и не образовывает конденсат.

В сравнении с G13

Данный класс антифризов является пиком эволюции. Здесь используется иная основа (пропиленгликоль), за счет чего продукт неопасен для экологии, а также гибридные присадки, гарантирующие эффективность ОЖ. По всем параметрам антифризы G13 лучше тосола . Единственный недостаток – высокая стоимость. При этом не стоит экономить на покупке, так как капитальный ремонт двигателя новой иномарки будет стоить несоизмеримо много по сравнению с бутылкой даже самого дорогого антифриза.

Класс G11 и тосол имеют практически идентичный состав, поэтому теоретически смешивание допускается. Но будьте осторожны, так как отечественные и иностранные производители могут использовать разные присадки. За счет этого небольшого отличия жидкости могут вступать в конфликт. Рекомендует доливать только идентичную ОЖ, чтобы избежать неблагоприятных последствий.
Смешивать тосол с классами G12 и выше нельзя, так как продукты имеют отличные составы, не говоря уже о разных производителях, каждый из которых применяет свою методику. Аналогично не допускается смешивание составов G11 и G12. В худшем случае при смешении в системе охлаждения появится осадок. Удалить его вы сможете только полной промывкой системы.

Как отличить тосол от антифриза

Среди водителей ходит миф, что отличить жидкости можно по цвету. Напоминаем, что цветовое обозначение условное, соответственно, у каждого производителя разное. Полагаться на цвет никогда нельзя. Вкус, вязкость и прозрачность водителям также ничего не скажут. Единственный идентификатор состава – это название и маркировка на канистре. На практике можно проверить температуру замерзания и определить тип тосола. Различить, например, классы G12 от G12+/++ водитель без специализированного оборудования и навыков никогда не сможет.
Автовладельцам рекомендуется записывать, какой тип охлаждающей жидкости используется в машине. Если вы забыли, не рискуйте со смешиванием. Выполните полный слив, а затем залейте ОЖ, которую рекомендует производитель автомобиля или более доступный аналог. При покупке любой охлаждающей жидкости следует ориентироваться на ряд параметров:

  • температура кипения и замерзания;
  • антикоррозионные и смазывающие свойства;
  • цена продукции;
  • популярность и востребованность товаров данного бренда.

Итоги

В ходе статьи выяснилось, что тосол практически никак не отличается от класса антифриза G11. При сравнении тосола с G12/13 отечественный продукт проигрывает, так как в антифризе используются неорганические присадки, а в самом совершенном продукте сменилась даже основа. Владельцам иномарок последних годов выпуска необходимо использовать только антифриз. Для владельцев отечественных машин с годом выпуска до 1996 можно заливать как тосол, так и антифриз G11. Здесь решать, что лучше тосол или антифриз , придется только вам.

Вот уже много лет автолюбители задаются одним и тем же вопросом — тосол или антифриз, что лучше залить в расширительный бачок автомобиля? Чем они отличаются, можно ли их смешивать между собой, составы этих жидкостей — ответы на эти вопросы тоже интересуют многих автовладельцев. Обычно это вызвано незнанием истории и свойств данных жидкостей. Часто этими вопросами задаются для экономии денежных средств, когда например нет возможности купить дорогой антифриз, но есть возможность купить тосол. Но ведь нужно быть увененным, что с машиной ничего не случится, тем более если это хорошая иномарка, ведь ремонт любого авто (отечественного или импортного — неважно) в случае чего может вылиться в кругленькую сумму.

Что лучше- тосол или антифриз?

Антифриз — это название охлаждающих жидкостей, которые циркулируют внутри охлаждающих систем автомобилей, не замерзают при отрицательных температурах, следовательно не создают опасности расширения и повреждения агрегатов.

Тосол — это антифриз. Название произошло от аббревиатуры названия отдела «Технология органического синтеза» института «ГосНИИОХТ», в котором в СССР создали «более современный» состав охлаждающей жидкости для того времени.

Но так уж получилось, что в настоящее время их разделили на 2 разных понятия. Антифризами считаются обычно охлаждающие жидкости импортных производителей для иномарок и современных отечественных автомобилей.

Тосолом называют сейчас дешёвые антифризы, которые можно заливать в отечественные авто прошлых годов, не опасаясь за последствия, а вот в новые и импортные автомобили его заливать не стоит, всё-таки новые, современные машины, поэтому и антифриз нужно заливать современный, качественный («а то вдруг чего»).

Основное отличие тосола от антифриза заключается в качестве и свойствах этих жидкостей. Конечно бывают случаи, что и в ёмкости дорогого антифриза может оказаться некачественная жидкость, но это скорее частные случаи обмана продавцов. Свойства современных антифризов позволяют не замерзать этим жидкостям до очень низких температур без образования кристаллов. При использовании тосола больше вероятности, что в жидкости на морозе начнут появляться кристаллики льда.

Поэтому на вопрос что лучше — антифриз или тосол? Я отвечу, что лучше антифриз . Есть известная поговорка: «скупой платит дважды». Лучше отдать свои деньги за качественный антифриз и быть уверенным, что со стенками в двигателе и охлаждающей системе будет всё в порядке. Конечно если у вас нет утечки охлаждающей жидкости (ОЖ). Если где-то течь и приходится часто доливать, чтобы например доехать до сервиса, то конечно лучше временно залить тосол (только из экономических соображений), но затем поменять всю ОЖ обратно на антифриз.

Если вы владеете подержанным отчествененным автомобилем до 2000 года выпуска, вроде ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, Москвич, то в него можно смело заливать тосол. Даже в руководстве по эксплуатации этих авто написано про применение тосола. Поправьте меня, если я не прав. Резко выраженного негативного влияния на охлаждающую систему в этом случае быть не должно. Можно заливать и антифриз, но стоит ли тратиться? В этом случае думаю, что нет.

Состав и свойства охлаждающих жидкостей


Температура замерзания является важным свойством антифризов. При понижении температуры окружающей среды до этой температуры и ниже, антифриз не превращается в лёд, как вода, а становится кашеобразной массой. Эта масса способна дальше циркулировать по охлаждающей системе автомобиля, не вызывая повреждения деталей, но в таком состоянии уже двигатель будет работать с перебоями.

Многие антифризы делаются на основе вещества под названием этиленгликоль. Давайте рассмотрим свойства этого вещества.

Этиленгликоль — это простейший двухатомный спирт, бесцветная, прозрачная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость без запаха. Коррозионно активен. Токсичен.

  • Химическая формула — C2H4(OH)2
  • Температура кипения этиленгликоля — 197,3°С
  • Плотность (при 20°С) — 113 г/см3
  • Температура вспышки паров — 120°С
  • Температура начала замерзания — минус 12-13°С

При смешивании 60% этиленгликоля с 40% воды получается жидкость, которая замерзает при температуре минус -45°С. Такая жидкость при замерзании не расширяется и не превращается в лёд. При замерзании она становится кашеобразной рыхлой массой. Её объём увеличивается примерно на 0,25% — 0,30% от начального.

Самое главное свойство этиленгликоля — он может понижать температуру замерзания водных растворов. При смешивании в разных пропорциях с водой можно добиться температуры замерзания полученного раствора впределах до -70°С.

Кроме этиленгликоля, для изготовления антифризов также могут использоваться вещества пропиленгликоль , глицерин , одноатомные спирты и другие. Помимо основного вещества добавляют и другие для использования в автомобильных системах охлаждения двигателей.

Например, красители . Бывают синие, зелёные и красные антифризы. Нет определённого деления, как тосол, так и антифриз могут быть абсолютно разных цветов и по нему сложно точно определить, что это за жидкость.

Производители и химики смешивать разные жидкости не рекомендуют. В результате смешивания может образоваться жидкость, свойства которой отрицательно повлияют на охлаждающую систему. Но в каких обычно случаях смешивают тосол с антифризом или антифризы разных цветов?

  • неизвестно, какая жидкость залита (например, при покупке подержанного автомобиля)
  • забыли, какую ОЖ заливали раньше
  • срочно требуется доливка, упал уровень

В этих и других случаях для временного использования можно долить антифриз или тосол другого цвета. Но учтите, что после смешивания разных антифризов нужно будет полностью поменять охлаждающую жидкость — слить старую и залить новую. Иначе вы просто рискуете охлаждающей системой в целом. Поэтому не советую лениться и заменить охлаждающую жидкость на новую по возможности как можно скорее. Это можно сделать самостоятельно, слив старую жидкость через сливной шланг радиатора, а также через сливной шланг с блока цилиндров. Подробный процесс полной замены ОЖ опишу в других статьях.

Всегда приятно, когда залит качественный антифриз одного типа и вы знаете как он точно называется.

Поломки из-за перегрева

Если у вас вдруг произошла поломка и весь тосол или антифриз вытек на землю, первым делом заглушите двигатель, чтобы избежать его перегрева. Затем определите причину поломки и если её устранить на месте не получается возможным, лучше не заводите автомобиль, кроме крайних экстренных случаев, потому что его просто может заклинить или провернуть вкладыши. Самый оптимальный способ в таком случае — это .

Так вы убережёте двигатель от дорогостоящего ремонта, а на месте (в автосервисе или гараже) уже не спеша устраните причину и зальёте новый антифриз или тосол. Кстати, очень часто тосол вытекает при поломке водяного насоса или при повреждении его прокладки или болтов крепления. Также тосол может вытечь при неисправности или повреждения термостата или образования трещин в патрубках радиатора и других патрубках охлаждающей системы. Чтобы определить точно, смотрите на места подтекания, на мокрые следы соединений, хомутов и деталей системы.