Специальный грузовой фургон газ 66 аса. "шишига"- это зверь с лебедкой и на колесах

Согласно одной из версий, найденной в славянской мифологии, шишига - это черт, с гривой волос, торчащей во всей стороны, дух злых и ночных сновидений. Согласно другой версии, это водяной. Согласно третьей, это леший. В общем, версий много, суть одна, шишига - это нечисть. Но среди советских, а потом и российских автолюбителей бытует своя версия на этот счет.

Появление первой «шишиги»

Летом 1964 года с конвейера Горьковского завода начал свой путь, можно сказать, уникальный автомобиль с маркировкой ГАЗ-66, который тут же за свой номер в аббревиатуре получил среди водителей прозвище «шишига». Правда в течение того периода времени, пока машина выпускалась заводом, этот автомобиль настолько оброс легендами, что многие стали считать, будто «шишигой» машину прозвали именно за то, что она прекрасно себя чувствует на лесных непролазных дорогах. Что касается проходимости машины, то ГАЗу действительно удалось создать отличный внедорожник.

Описание

Высокая проходимость автомобиля обуславливается тем, что машина является полноприводной (4х4), в передних и установлены самоблоки, отличный клиренс под мостами (свыше 30 см), возможность отключения переднего моста. Кроме того, в конструкции автомобиля есть устройство, централизованно регулирующее давление воздуха в шинах, подкачка которых осуществляется компрессором, с приводом, работающим непосредственно от двигателя машины. Восьмицилиндровый, бензиновый ЗМЗ-66-06, при рабочем объеме около 4,3 литра, выдавал 120 л. с. мощности. При этом расход топлива колебался в пределах 20 литров на сотню км. Для сравнения стоит отметить, что легковой ГАЗ-69, мощность и объем двигателя у которого был в два раза меньше, «кушал» 14 литров на той же дистанции.

Расположение центра тяжести машины, который находится точно между ее осями, позволяет контролировать автомобиль в условиях критического крена. Кстати, именно из-за такой сбалансированности ГАЗ-66 приняли на вооружение в десантных войсках СССР. Однако боевые действия во время войны в Афганистане выявили большой недостаток автомобиля, который поставил крест на дальнейшей судьбе «шишиги» в рядах вооруженных сил. Дело в том, что расположение кабины прямо над колесами и ее теснота грозили экипажу практически стопроцентно фатальным исходом при наезде на мину.

Но на гражданке машина получила достойную оценку. Большинство владельцев автомобиля считает, что «шишига» - машина, незаменимая для тяжелых дорог. Неустойчивые грунты, водные преграды с глубиной до 80 см, сравнительно небольшой радиус поворота (9,5 метра), маневренность, компактные габариты при грузоподъемности в 2 тонны. Все это позволяет сделать вывод, что «шишига» - это действительно «монстр с лебедкой», правда, в хорошем смысле.

Газ-66 по имени «Партизан»

Некоторые автомобилисты, владеющие ГАЗ-66, решили пересмотреть назначение машины на свой лад. Одним из таких превращений является тюнинг «шишиги» в автомобиль, уж очень похожий на всем известный «Хаммер». Назвали его "Партизан".

Правда, российский вариант американского автомобиля похож на него только внешне. Внутренняя начинка - двигатель, КПП, раздатка, подвеска - осталась «родной». Чего конкретно хотел добиться владелец этой машины, не совсем понятно, так как салон хоть и увеличился, но остался тесным, звукоизоляция ухудшилась, удобств - никаких, в маневренности автомобиль только потерял. Единственное, что осталось на высоте, так это грузоподъемность и проходимость. Видимо, мечта хозяина об американском внедорожнике сделала свое дело.

Шишигина «Пуговка»

Более глубокий тюнинг ГАЗ-66 провела группа других российских «самоделкиных». Они создали настоящий «чудо-внедорожник». Эта машина способна проехать там, где трехосный КамАЗ закапывается по бампер.

От «шишиги» переделка получила самое лучшее, то есть все то, что касалось езды по бездорожью. Кабина у новоделки была сварена из двух кабин ГАЗ-66, усиленных трубным каркасом. Двигатель заменили на более мощный (250 л. с.), взятый от тягача Пятиступенчатую КПП машина получила от него же.

Все 4 колеса в результате переделки стали управляемыми, то есть задние колеса имели возможность синхронного поворота с передними. Таким образом, автомобиль стал не только полноприводным, но и полноуправляемым. И вот это чудо с колесами от комбайна получило от своих хозяев милое имя - «Пуговка».

Новый ГАЗ-66 4x4 «шишига», он же «Садко»

Вместе с народными умельцами производители ГАЗ-66 тоже решили не стоять на месте и спустя 35 лет сделали замену традиционной «шишиге» 4х4, выпустив новую модель ГАЗ-3308 «Садко». По сути, автомобиль является той же «шишигой», но с другой кабиной, и естественно более комфортабельной. Так как кабина получила капотную компоновку, производителю пришлось удлинить шасси новой «шишиги». Но и на этой машине горьковчане не остановились.

Самая новая «шишига»

Летом 2014 года они представили на выставке «СТТ-214» новейший грузовик ГАЗ «Садко» NEXT. Конечно, внешне он уже совсем не похож на старый добрый ГАЗ-66. В угоду веяньям времени он получил абсолютно новый облик с различными опциями, управляемость, соизмеримую с легковой машиной, и невероятную для грузовика плавность хода. Но вот только классические черты «шишиги» так и не стерлись. Если не вдаваться в подробности и не лезть вглубь агрегатов, а просто убрать новую кабину и подставить старую от ГАЗ-66, внешне получится та же «шишига». Но справедливости ради стоит сказать, что только внешне…

Машину оборудовали отключаемой ABS. Кузов, в сравнении со всеми предшественниками, увеличили на 20 %. Рулевое управление, карданную передачу, амортизаторы, тормозную систему, климатическую систему, водительские сиденья и даже мотор от стеклоочистителей, а также дверные замки производитель установил импортные, от ведущих производителей.

Но зато сердце новой «шишиги» осталось русским, выпущенным Ярославским моторным заводом - турбированный дизель ЯМЗ-534 с ресурсом в 700 тыс. км.

Несмотря на все новшества и обновления, постоянным остается то, что "шишига" - это надежность, экономичность и простота в эксплуатации.

Просто история:

Более 50 лет назад ГАЗ начал производство легендарного грузовика ГАЗ-66.

Автолюбители как дети, только игрушки у них подороже, сказал кто-то когда-то. Привычка давать прозвища всем распространенным машинам укоренилась очень давно. «Копейка», «Буханка», «Козлик» все эти милые нашему сердцу прозвища на слуху. АЗ-66 окрестили «Шишигой» за сходство звучания со словом «шестьдесят шестая».

Производство полноприводного бескапотного грузовика ГАЗ-66 началось в ноябре 1963 года. Как всегда, рождение легендарных машин сопровождает некая тайна, во всяком случае необычная история, щедро приправленная подробностями. Так было и с 66-м. Одна из распространенных баек, это то, что ГАЗ-66 придумала женщина. Мол, неудобный, и переключение скоростей необычное, и колеса под водителем. Это все «легенды».

А началось все вот как: 3 августа 1956 года в экспозиции новых моделей, выставленных на тогдашней ВСХВ (затем – ВДНХ, а ныне ВВЦ) был представлен грузопассажирский внедорожник ГАЗ-62. Внешне он напоминал известный у нас ленд-лизовский армейский Dodge-3/4. Но ни армия, ни сельское хозяйство не проявили к машине особого интереса.

Конструкция ГАЗ-62 была разработана А.Д. Просвирниным, который в то время занимал должность заместителя главного конструктора по грузовикам на объединении ГАЗ. Просвирнин смог учесть пожелания заказчиков и создал грузовой вариант ГАЗ-62, с колесной формулой 4х4, грузоподъемностью в 1 тонну. Кабина была расположена над двигателем. Различные модификации такого автомобиля испытывались и с самоблокирующими дифференциалами, и с герметичными тормозами, и с двигателем с форкамерно-факельным воспламенением горючей смеси.

Как результат работы был найден оптимальный вариант двигатель с форкамерно-факельным воспламенением, и в 1959-1960 годах ГАЗ выпустил партию из нескольких сотен автомобилей ГАЗ-62. Эксплуатация этой опытной партии показала недостаточную мощность шестицилиндрового двигателя. Мотор от Газ-51 уже не годился. К тому времени завод имел уже конструкцию перспективного V-образного 8-цилиндрового мотора с картером и головкой цилиндров из алюминиевого сплава и велась подготовка к его серийному производству. Работа по дальнейшему развитию конструкции ГАЗ-62 применительно к возможностям нового двигателя была проведена параллельно доводке двигателя.
Первый опытный образец будущего ГАЗ 66 появился в 1956 году. Экспериментальный образец вездехода с модифицированным оперением выпускаемой кабины 51/63. Машина построена на платформе ГАЗ 63В с расширенной колеей.

В 1958 году выходит второй экспериментальный образец, уже более похожий на окончательый вариант Шишиги. Изначально технически модель задумывалась унифицированной с ГАЗ 53 по мотору и шасси. ГАЗ 66 разрабатывался в конце 1950-х гг. параллельно с ГАЗ 62, с которым имел общую компоновку и кабину. Ведущий конструктор машины - Ростислав Григорьевич Заворотный. Автор дизайна кабины - Лев Михайлович Еремеев. На начальном этапе проектирования машина обозначалась как ГАЗ 68 - индекс 66 был закреплен за экспериментальными вездеходами капотной компоновки на базе ГАЗ 63.

Предсерийные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958-1962 годах и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948-1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развёрнуто с июля 1964 года.

ГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Высокая проходимость обусловлена использованием самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов, больши́м дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах (колёсные диски имеют особую конструкцию), для подкачки шин установлен компрессор с приводом от двигателя. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12. Рабочая тормозная система - гидравлическая раздельная с вакуумным усилителем, стояночная - барабанный трансмиссионный тормоз. Гидравлический усилитель рулевого управления.

Машина имела низкий центр тяжести, что делало ее устойчивой на склонах. Практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Такая версия машины имела брезентовый верх кабины и откидывающимся в горизонтальное положение ветровым стеклом.

8-цилиндровый двигатель развивал мощность 115 л.с. Машина развивала по шоссе скорость до 90 км/ч., уверенно брала подъемы крутизной до 30 % и преодолевала брод глубиной до 1 метра. Машина отлично зарекомендовала себя в самых тяжелых условиях эксплуатации, жестких температурных режимах и самых различных сферах на военной и гражданской «службе».

В 1985 году автомобиль был подвергнут модернизации, в последствии было выпущено 2 варианта: с лебедкой и без, соответственно под индексами ГАЗ-66-12 и ГАЗ-66-11.

В планах завода был и выпуск трехосной версии грузовика ГАЗ-34 и ГАЗ-33 колесной формулы соответственно 6х6 и 6х4. Их испытания шли в 1965 году. Но основной заказчик, МО, не счел нужным дать добро на эти модели, полагая, что ЗИЛ-131, грузоподъмностью 3,5 тонны, более подходит для армейских нужд. Так же ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасны для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане.

На базе ГАЗ-66 существовало множество модификаций:

ГАЗ-66-1 (1964-1968) - первые грузовики без системы подкачки шин
ГАЗ-66А (1964-1968) - наличие лебедки
ГАЗ-34 - грузовик на без ГАЗ-66 с колесной формулой 6х6 ФОТО
ГАЗ-66Б (с 1966) - десантный вариант со складной крышей
ГАЗ-66Д (1964-1968) - шасси с регулировкой мощности КПП ФОТО
ГАЗ-66П –опытный образец седельного тягача ФОТО
ГАЗ-66Э (1964-1968) - экранированное оборудование
ГАЗ-66-01 (1968-1985) - модель с центральной подкачкой шин
ГАЗ-66-02 (1968-1985) - наличие лебёдкой
ГАЗ-66-03 (1964-1968) - экранированное оборудование
ГАЗ-66-04 (1968-1985) - экранированное оборудование
ГАЗ-66-05 (1968-1985) - экранированное оборудование, наличие лебедки
ГАЗ-66-11 (1985-1996) - модернизированная вариант
ГАЗ-66-12 (1985-1996) - наличие лебедки
ГАЗ-66-14 (1985-1996) - экранированное оборудование
ГАЗ-66-15 (1985-1996) - экранированное оборудование, наличие лебедки
ГАЗ-66-16 (1991-1993) -с двигателем ЗМЗ-513.10, грузоподъемность 2,3 тонны
ГАЗ-66-21 (1993-1995) - двойные задние колеса для народного хозяйства, грузоподъемность 3,5 т.
ГАЗ-66-31 - самосвальное шасси ФОТО
ГАЗ-66-41 (1992-1995) - дизель ГАЗ-544
ГАЗ-66-40 (1995-1999) - турбодизель ГАЗ-5441
ГАЗ-66-92 (1987-1995) - северный вариант
ГАЗ-66-96 - вахтовый автобус ФОТО
Экспортные модификации ГАЗ-66
ГАЗ-66-51 (1968-1985)
ГАЗ-66-52 (1968-1985) - наличие лебедки
ГАЗ-66-81 (1985-1995) - экспортный вариант для теплых стран
ГАЗ-66-91 (1985-1995) - экспортный вариант для теплых стран
Специализированные модификации ГАЗ-66
АП-2 - автоперевязочная, предназначена для оказания первой медицинской помощи для военных ФОТО
АС-66 - санитарный вариант, для эвакуации и перевозки раненых.
ДДА-66 - дезинфекционно-душевая установка, предназначена для профилактики военных и гражданских во время биологических и химических угрозахФОТО-1, ФОТО-2
ДПП-40 - десантируемый понтонный парк, предназначен для наведения понтонных мостов через реки ФОТО-1, ФОТО-2
ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 - фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты»
МЗ-66 - маслозаправщик ФОТО
Р-125 - командно-штабная машина.
Р-142 - командно-штабная машина.
3902, 3903, 39021, 39031 - автомастерская
2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 - передвижные клиники
ГАЗ-САЗ-3511 - сельскохозяйственный самосвал на шасси ГАЗ-66-31, сборка в г. Саранск
ГАЗ-КАЗ-3511 - сельскохозяйственный самосвал на шасси ГАЗ-66-31, сборка в г. Бишкек
Автобусы на базе ГАЗ-66
НЗАС-3964, Волгарь-39461 - комфортные вахтовые автобусы

Автомобили семейства ГАЗ-66 выпускались до июля 1999 года.
Последний автомобиль ГАЗ-66 установлен на постаменте возле сборочного цеха.
На смену им пришли грузовики «Садко» ГАЗ-3308. У этого автомобиля силовой агрегат и узлы шасси сохранены от ГАЗ-66, но компоновка машины выполнена по капотному типу.

ГАЗ 3308 "Садко"

Как ни странно, но ГАЗ-66 не был отмечен Государственной премией, хотя его более чем 50-летняя история пестрит достижениями и подвигами. Работяга «Шишига» остался скромным тружеником на просторах Родины и за ее пределами. ГАЗ-66 до сих пор является одним из лучших образцов отечественной вездеходной техники.

Из почти миллиона выпущенных автомобилей ГАЗ-66, различных модификаций, более 70% поступило на специализированные заводы для дальнейшей комплектации спецтехникой, что объясняется большой популярностью использования его шасси в качестве транспортной базы. Автомобиль ГАЗ-66 с честью выполнил возложенные на него обязанности по перевозке людей, грузов и буксировки прицепов по всем видам дорог и по бездорожью.

На сегодняшний день многие любители трофи-рейдов обратили свое внимание на легендарный грузовик. Претерпевая массу изменений, ГАЗ-66 и сегодня покоряет бездорожье на всех широтах от Арктики до тропиков.

Широко распространено переоборудование ГАЗ-66 с кунгом в кемперы. Конечно, автокемперы в Западной Европе и Северной Америке - это одно, а у нас - совсем другое.
Но приличная дача на колесах из ГАЗ-66 выходит вполне комфортной и не дорогой.

Немного фото переделок:

Предыдущие статьи

Было принято решение о создании новой модели. За разработку взялся Р. Заворотный, возглавляющий группу конструкторов. Куратором проекта был А.Д. Просвирин. Конструкторы добились больших успехов за время своей работы, ведь на протяжении долгого времени было мало автомобилей подобного типа, которые могли бы составить конкуренцию 66 модели. В народе эту модель называют Шишигой. Шишига показывала отличные результаты и использовалась в различных сферах деятельности, к которым можно отнести:

  • . сельское хозяйство;
  • . перевозка грузов в труднодоступные горные районы;
  • . военное применение;
  • . преодоление лесных массивов и прочее.

Серийный выпуск данного грузового автомобиля начался в 1964 году на Горьковском автомобильном заводе. Выпускались они вплоть до 1995 года, а некоторые модификации Газ-66 изготавливались до 1999 года.

Выпускавшиеся автомобили 66 модели неоднократно награждались разного рода медалями на всевозможных выставках, к которым относятся: Золотая медаль с ярмарки Лейпцига (1967 год), золотая медаль сельхоз выставки в Москве (1966 год). Одним из первых в СССР Газ-66 получил на свой борт Госзнак качества.

Даже не смотря на то, что грузовик ГАЗ-66 был снят с производства еще в прошлом столетие, он до сих пор пользуется популярностью. Грузовик обладает превосходной проходимостью и надежной конструкцией, в настоящее время цена грузовика ГАЗ-66 относительно не высока. Конечно новый ГАЗ-66 купить уже точно не получится, а вот стоимость Б/У грузовика, который вполне способен послужить своему владельцу начинается от 100 тысяч рублей. Максимальная же цена , которую удалось найти в объявлениях о продаже, составляет 500 тысяч рублей за модификацию с буровой установкой, которая по заявлению продавца в идеальном состоянии.

Дизайн и конструкция

База ГАЗ-66 располагается на рамной конструкции. Шишига славится высокой, среди своего класса, проходимостью, которая обусловлена системой полного привода, шин односкатного вида и укороченных свесов. Для автоматической подкачки и регулировки давления в колесах в 1968 году была установлена специальная централизованная система. Кузов автомобиля выполнен единым металлическим элементом с решетчатыми бортами. Откидывается только задний борт. Для перевозки людей по обе стороны бортов имеются скамейки, которые можно сложить. Для защиты от погодных явлений предусмотрена натяжка тентовоного покрытия.

Отдельного внимания заслуживает кабина грузовика, которая размещается над двигателем, поэтому автомобиль не имеет выступающего капота. Но такой вариант кабины насчитывает как минусы, как и плюсы:

Минусы:

  • маленький размер;
  • при раскачивании есть вероятность удара о поверхности и края кабины;
  • расположение кабины над шасси увеличивает опасность людей в автомобиле при взрыве мины во время военных действий;
  • затрудненный доступ к моторному отсеку.

Плюсы:

  • улучшенная обзорность благодаря высоте и бескапотности;
  • компактные габариты транспортного средства;
  • равномерное осевое распределение массы грузовика.

Габариты ГАЗ-66

Кабина выполнена из цельного металла и рассчитана на два человека. Установлена она над двигателем и для обогрева имеется отопительная система. Снаружи установлен омыватель ветрового стекла. Было предусмотрено спальное место, которое можно сложить. Чтобы добраться к мотору придется откинуть вперед кабину.

Габариты кузова довольно компактные. Длина составляет 5 метров 80 сантиметров, ширина 2 метра 32 сантиметра, а высота 2 метра 52 сантиметра. На обычной дороге грузовик придерживается приделов колеи благодаря колесной базе, которая составляет 3300 мм. Ширина передней оси — 1800 мм, а задней — 1750 мм. Максимальная масса автомобиля составляет 5970 кг. Грузоподъемность машины, независимо от местности, составляет 2 тонны.

Двигатель ГАЗ-66

В базовом варианте на ГАЗ-66 установлен восьмицилиндровый V-образный, работающий на бензине, двигатель ЗМЗ-66. Объем этого двигателя — 4250 см3. Можно использовать марки бензина АИ-76 и АИ-80. При максимальной скорости в 90 км/ч, мощность достигает 115 лошадиных сил. Чтобы выполнить плавный запуск двигателя в холодную погоду установлен предпусковой подогреватель ПЖБ-12. Можно убрать ограничитель для разгона двигателя, и максимальная скорость составит 120 км/ч, но при таких нагрузках двигатель быстро выйдет из строя. Существуют модификации с дизельными двигателями (Д-245 и Д-243).

Из расчета будущего применения машины на трудных местностях, была установлена четырехступенчатая механическая коробка передач. Третья и четвертая передачи синхронизированы. Для более легкого прохождения по крутым склонам или большой загруженности предусмотрен понижающий делитель. Во время движения по хорошей дороге отключается передний мост, что существенно экономит топливо.

Что касается топлива, то его хватает на 800 км благодаря двум бакам по 105 литров. Зачастую расход топлива значительно выше.

Управление

Для более легкого и удобного управления установлен гидроусилитель руля. Плавный ход обеспечивается гидравлическими амортизаторами. Гидравлическая раздельная система тормозов не позволяет перемещаться отключив двигатель. Размер шин позволяет легко преодолевать бездорожье, грязь и снег.

Модификации

После удачного серийного производства появилось множество модификаций этой машины, которые применялись во многих сферах деятельности. Был разработан ГАЗ-66 Б, который применялся в десантных войсках. Так же другие модели используются в роли буксировщиков на аэродромах и в роли тягача на крейсере «Адмирал Кузнецов».На некоторые модели были установлены приводы с лебедкой.

За время серийных производств ГАЗ-66 был выпущен в количестве около миллиона экземпляров. На смену этой модели пришел современный аналог грузовик «Садко».

Фотографии

В 1968 году Горьковский завод сменяет 63-ю модель на 66-у. Этому предшествовала целая череда событий. В середине 60-х проходят испытания ГАЗ-62, близкого по форме и содержанию к ленд-лизовскому Dodge ¾. Впрочем, еще больше он напоминал располневшего «Козлика», ГАЗ-69.

Общемировые конструкторские тенденции заставили разработчиков перейти на бескапотную схему. Это позволяло, при той же колесной базе, удлинить грузовую платформу. Теперь на ней удавалось перевозить не 750 кг, а 1200 килограммов. ГАЗ-62 был революционным автомобилем: рессоры переменной жесткости, герметизированные тормозные барабаны, обдув лобового стекла. Кроме того, впервые в мире, была внедрена так называемая форкамерно-факельная система зажигания.

Суть такой системы зажигания в следующем: в традиционном бензиновом моторе поджигает топливную смесь непосредственно в рабочем цилиндре, при форкамерной схеме, возгорание происходит сперва в отдельном, вспомогательном объеме, а образовавшийся огненный факел инициирует вспышку в основном цилиндре. Такая конструкция ощутимо повышает мощность мотора и значительно снижает расход бензина.


Машина пошла в серию и выпускалась почти 2 года. Армию она, в общем и целом, устраивала, но были претензии к недостаточной грузоподъемности. Говоря проще – «Сделайте нам такую же, но только покрупнее». Пожалуй, лишь только настоящий специалист сможет отличить модель ГАЗ-62 от ее старшего собрата .

Армейские шоферы окрестили автомобиль «Шишига», видимо, потому что при быстром произнесении, 66-я сливалась в один звук. Всем была хороша эта машина, даже по сравнению со своим старшем, вполне заслуженным, одноклассником ГАЗ-63 – небо и земля. Развиваемая скорость больше на 20 км, проходимость и управляемость на порядок выше. За счет низкого центра тяжести, возросла устойчивость на склонах. Что же говорить об омывателе ветрового стекла – эта опция только стала появляться на легковых автомобилях.

Не обошлось и без минусов. Расположение коробки передач было очень неудобным – за спиной водителя. А еще, расположение сидений – прямо над передней осью. В общем, шоферу приходилось не сладко, но в конце концов – это же армия, а не санаторий.

Стал первым советским автомобилем, получившим в 1969 году знак качества СССР – вполне заслуженно. Не было, пожалуй, в советской армии ни одной части, где бы обошлись без этого вездехода. Он возил солдат и горючее, ремонтные мастерские и мобильные госпитали. Встречались и уникальные модификации в виде спиртозаправщиков. 50-ти процентным водяным раствором заправлялись системы охлаждения сверхзвуковых перехватчиков.


Умел прыгать с парашютом, для войск ВДВ выпускался специальный вариант с брезентовой кабиной и откидным лобовым стеклом. Но в ВДВ использовались и стандартные машины.

35 лет ГАЗ-66 продержался на конвейере, попытка поменять его на другой безкапотник с дизелем не увенчалась успехом. Слишком высокими были затраты на переналадку оборудования. И все таки в 2001 году, на смену 66-му пришел ГАЗ-33097 «Садко». Почему же пришел возврат к исходной схеме, мотор перед кабиной? Афганский опыт показал, что водители капотных машин менее уязвимы при подрыве на мине. Здесь, основной поток смертоносной энергии приходится на двигатель, а в 66-ой огонь на себя принимал экипаж. Еще, на «Шишигу» точили зуб ремонтники, без автогена чинить ее цельносварную кабину было невозможно. Другое дело «Садко» - отвинтил помятое крыло и поставил другое. Что же касается проходимости, то у нового ГАЗ-а она оказалась даже выше. Почему? У автомобильной промышленности есть свои загадки.

Модификации ГАЗ-66

ГАЗ-66-1 (1964-1968) - первая модель без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах
ГАЗ-66А (1964-1968) - с лебёдкой
ГАЗ-34 - опытный образец с колёсной формулой 6×6
ГАЗ-66Б (с 1966) - авиадесантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла
ГАЗ-66Д (1964-1968) - шасси с коробкой отбора мощности
- седельный тягач (опытный)
ГАЗ-66Э (1964-1968)
ГАЗ-66-01 (1968-1985) - базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах
ГАЗ-66-02 (1968-1985) - с лебёдкой
ГАЗ-66-03 (1964-1968) - с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-66-04 (1968-1985) - шасси с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-66-05 (1968-1985)
ГАЗ-66-11 (1985-1996) - модернизированная базовая модель
ГАЗ-66-12 (1985-1996) - с лебёдкой
ГАЗ-66-14 (1985-1996) - шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности
ГАЗ-66-15 (1985-1996) - с экранированным электрооборудованием и лебёдкой
ГАЗ-66-16 (1991-1993) - модернизированый вариант с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса - односкатные), доработанными тормозами, платформой без надколесных ниш (впоследсттвии устанавливалась также на ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66-40); грузоподъемность 2,3 т
ГАЗ-66-21 (1993-1995) - народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т.
- шасси для самосвалов
ГАЗ-66-41 (1992-1995) - с безнаддувным дизелем ГАЗ-544
ГАЗ-66-40 (1995-1999) - с турбодизелем ГАЗ-5441
ГАЗ-66-92 (1987-1995) - северный
- шасси для вахтовых автобусов

Экспортные

ГАЗ-66-51 (1968-1985)
ГАЗ-66-52 (1968-1985) - с лебёдкой
ГАЗ-66-81 (1985-1995) - для стран с умеренным климатом
ГАЗ-66-91 (1985-1995) - для стран с тропическим климатом

Специализированные

АП-2 - автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка.
АС-66 - санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых.
ДДА-2 - дезинфекционно-душевая установка, используется в войсковых (иногда в гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделениях.
ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 - фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты».
МЗ-66 - маслозаправщик.
Р-142 - командно-штабная машина
3902, 3903, 39021, 39031 - передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике.
2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 - передвижные клиники.
ГАЗ-САЗ-3511 - самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка - Саранск).
ГАЗ-КАЗ-3511 - самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка - Бишкек, Киргизия).

Автобусы

НЗАС-3964, Волгарь-39461 - вахтовые автобусы (на шасси устанавливался комфортабельный кузов с креслами для пассажиров).
АПП-66 - автобус повышенной проходимости, шины с регулировкой давления. Выпускался 172 Центральным автомобильным ремонтным заводом только для нужд Министерства обороны СССР. До 1987 г. выпущено около 8 000 экз.
ПАЗ-3201 , полноприводный вариант ПАЗ-672.
ПАЗ-3206 , полноприводный вариант ПАЗ-3205.

Технические характеристики ГАЗ-66-11:

Тип Двухосный грузовой автомобиль
Грузоподъёмность 4 000 кг
Разрешенная максимальная масса 5 940 кг
Длина 5 806 мм (с лебёдкой)
Ширина 2 322 мм
Высота по тенту без нагрузки 2 520 мм
Высота по кабине с полной массой 2 490 мм
Колёсная база 3 300 мм
Дорожный просвет 315 мм
Колея передних колес 1 800 мм
Колея задних колес 1 750 мм
Радиус поворота 9,5 м
Глубина преодолеваемого брода (по дну) 0,8 м
Двигатель ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный,с жидкостным охлаждением
Рабочий объём 4 254 см3
Мощность 120 л.с.
КПП механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах
Раздаточная коробка С понижающей передачей и отключаемым передним мостом
Привод задний или полный
Колёса специальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18
Давление в шинах 0,5-3 кг/см2
Максимальная скорость с полной массой 90 км/ч
Ёмкость топливных баков 210 л
Контрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч 20
Марка топлива бензин А-72, A-76, АИ-80
Ёмкость АКБ 75 А·ч
Максимальный ток автомобильного генератора 85 А

Начал серийное производство «Шишиги» в 64-ом, и к моменту его завершения в 1999-ом, Горьковский Автомобильный Завод выпустил 966 000 этих необычных машин. Вам не интересно почему эту, Горьковскую машину прозвали «Шишигой»? — все очень просто. Данное прозвище истекает из обозначения модели — «66», которое в своем слоге — «шесть,шесть» похоже на Шишигу.

ГАЗ Шишига стал самым массовым грузовиком советской армии. Шишига во многом стал первым: — это первый советский грузовик с V8, и первая произведенная в СССР грузовая машина с гипоидной главной парой. Благодаря бескапотной компоновке, Горьковская машина обладала отличной развесовкой, и это делало ее весьма подходящей для десантных войск, ведь при выбросе Шишиги с самолета, он приземляется на обе оси, его не кренит на переднюю ось, как это бывает с капотными грузовиками. оснащался блокировками переднего и заднего моста, пониженным рядом передач, и системой регулирования давления в шинах. Также он мог быть укомплектован лебедкой, в плане проходимости - это один из лучших, когда либо выпускаемых грузовиков.

Но не смотря на это, а также на другие достоинства Горьковской машины, уже в начале 80-ых Шишигу стали отзывать с Афганистана. Бескапонтая компоновка, которая была так хороша при десантировании, а также позволяла увеличить площадь грузовой платформы не увеличивая длину автомобиля, оказалась губительной для солдат находящихся в кабине при подрыве на мине, ведь энергия взрыва шла от колеса вверх, — прямо в кабину.

Эта Горьковская машина использовалась и в различных отраслях народного хозяйства, а в 1966-ом она даже была награждена Золотой Медалью, на выставке сельхоз. техники в Москве.

Купить ГАЗ 66

Цена ГАЗ 66 колеблется от 2 000 до 10 000$. Купить ГАЗ 66 в живом состоянии можно за 3 000 - 4 000$. Самые дорогие машины на рынке как правило подвержены тюнингу, и их высокая цена, на фоне сделанных в автомобиль вложений, зачастую бывает даже заниженной.

Сейчас хотел бы попросить вас взглянуть на фото ГАЗ 66. Обратите внимание, что при длине кузова в 5655мм, колесная база составляет 3300мм, а при такой КБ, а также при дорожном просвете в 315мм, вероятность «сесть на пузо» крайне мала - это возможно разве, что в грязи. При этом, уже на глаз видно, что Шишига имеет очень большие углы въезда и съезда: первый составляет 42 градуса, а второй 32. Ширина Горьковского грузовика - 2442мм, а высота по кабине - 2440мм. Конечно, 66-ой является рамным автомобилем. Запаска в нем крепится за кабиной, а на 5 дуг грузовой платформы может быть натянут тент, конечно от холода он защитит не особо, но чтобы не промокнуть - это именно то что нужно.

ГУР - это конечно хорошо, но кабина Шишиги очень тесная и здесь постоянно трясет, в общем о комфорте здесь речи быть просто не может. Обычно, на всех нормальных машинах, рычаг МКП расположен на уровне коленки водителя, но у этого Горьковского грузовика рычаг расположен на уровне спинки кресла! То есть при переключениях водителю нужно отгибать руку назад - это довольно неудобно, но фанаты Шишиги закрывают на это глаза и относятся к этому как к «фишке».

Технические Характеристики ГАЗ 66

Характеристики 66 может и не впечатлят вас цифрами, все таки для мотора объемом в 4.3л, мощность в 120л.с - это довольно мало. Но двигатель ГАЗ 66, а именно ЗМЗ-66-06 абсолютно всеяден и имеет весьма не плохой момент в 290Ньютонов. Двигатель GAZ 66 имеет алюминиевый блок загильзованный чугунными гильзами, который весит всего 55кг. Благодаря компоновке V8, он весьма короткий и во многом именно благодаря этому двигателю, Горьковчанам удалось сделать безкапотную машину. ЗМЗ-66-06 оснащен предпусковым подогревом двигателя и способен разогнать Шишигу до 90км в час.

Смена передач осуществляется благодаря четырехскоростной, синхронизированной на третьей и четвертой передаче, МКП. Как на военных -ах, да впрочем и на многой другой российской, военной технике, бензин закачивается из двух баков, емкость каждого бензобака Шишиги - 105л.

ГАЗ Шишига - это выдающийся автомобиль с уникальными характеристиками. Но его беда в том, что в современных реалиях он уже не так нужен как раньше. Но все таки есть люди, которые покупают эти машины, ремонтируют и усовершенствуют их. Такие автолюбители заслуживают большого уважения, ведь кроме того, что они восстанавливают свой автомобиль, они хранят нашу историю и позволяют взглянуть на нее новым поколениям.

Хоть массовое производство этих Горьковских машин прекратилось еще в 1995-ом, благодаря их массовости, их все же осталось не мало. На бездорожье полноприводный GAZ способен на такое, что импортным грузовикам и не снилось. Не смотря на кучу нюансов и неудобств, по живучести, ремонтопригодности и надежности, с советским грузовиком сравнится смогут не многие.