Выбираем дешевый эндуро.

Вам чем-то помочь? – Да, помогите найти недорогой, неприхотливый в обслуживании и экономичный внедорожник. Чтобы в лес погонять и в город наведаться, на рыбалку съездить и сыну девчонку подвезти... Ну вы понимаете? - Конечно, понимаю. Давайте разбираться, где найти этот всепролазный лоукост.


Для начала ограничимся рамками бюджета и некоторыми особенностями той техники, которую хочет видеть наш клиент. По его запросам выходит, что верхняя планка ценового диапазона не должна превышать ста тысяч рублей, а в лучшем случае быть вполовину меньше этой суммы. Сегодня, несмотря на «завышенный» курс доллара, такой запрос все еще можно худо-бедно удовлетворить.

Бывшая в употреблении техника нашего заказчика не интересует, в приоритете неезженые аппараты с гарантией и послепродажным обслуживанием. Мотоцикл должен быть полноразмерным эндуро, а не дорожником или пит-байком, обутым в преимущественно внедорожную резину, обладать приличными ходами подвесок, разгоняться до "сотни" и вывозить из лесу двоих весной в распутицу. Кроме прочего, у него должны быть необходимые документы для постановки на учет и беспрепятственного передвижения по дорогам общего пользования в случае, если его хозяину взбредет в голову небольшое, но увлекательное путешествие.

Даже в таких жестких рамках решение есть. Да, как вы уже догадались - это нашумевший китайский мотопром, успешно штурмующий Россию. Производителей много, равно как и моделей, но с первого взгляда найти отличия сможет не каждый. Стоимость с виду одинаковых мотоциклов сильно различается: у одного дилера техника может быть куплена год назад и продаваться по низкой по сравнению с конкурентами цене, у другого из свежей партии в полтора раза дороже, а у третьего - вообще остатки двух-трехлетней давности за недорого. Комплектация и начинка эндуро выводит их на разные уровни, при этом вовсе не обязательно, что дешевый аппарат вооружен хуже дорогого. Я составил небольшой список наиболее востребованной у нас техники, грубо раздробив ее на два уровня: внедорожники и универсалы. Попробуем разобраться в каждом классе.

Внедорожники

Сюда относятся мотоциклы с более выраженными внедорожными качествами. Чаще всего их отличают полноразмерные колеса диаметром 18 и 21 дюйм, узкое сиденье и большой клиренс, перевернутая телескопическая вилка и дисковые тормоза.

В эти рамки вписывается эндуро-версия взятого нами на длительный тест мотоцикла . Стоимость базовой модели STR125 составляет 68 500 руб. Более кубатурные собратья STR200 и STR250 дороже почти на 30 тыс. руб., хотя ходовой частью практически не отличаются от «осьмушки». Мотоцикл укомплектован необходимой оптикой и ПТС, электронной приборной панелью, алюминиевым рулем переменного сечения и алюминиевым маятником с прогрессией. Это одно из самых привлекательных предложений на рынке по соотношению цена - комплектация.

И от компании Baltmotors похожи на мотоциклы «Ханвей» как две капли воды, но могут похвастаться своими плюсами. Второй дороже аналога почти на 20 тыс. руб. и в рамки бюджета не вписывается даже с натяжкой, а вот 200-кубовая модификация вполне конкурентоспособна, притом что в ее штатную комплектацию входит широкая защита картера и тормозных дисков, а также багажник для перевозки грузов. Слегка огорчает лишь стальной руль и архаичная аналоговая приборная панель, но, как говорится, на скорость это не влияет.


У компании Patron свой вариант под названием Amagi 250, аналогичный двум вышеупомянутым моделям. Его главный плюс - докризисная цена 86 000 руб., но количество техники становится меньше с каждым днем, а дилер закупать новую партию пока не собирается. Байк обладает собственным дизайном, но схожей с «Ханвеем» и «Балтмоторсом» ходовой частью. Защиты картера не предусмотрено, перед глазами водителя монохромная электронная приборная панель и стальной руль без перемычки. Пожалуй, лучшее на сегодняшний день ценовое предложение для такого мотоцикла.

Главная ошибка покупателя состоит в переоценке возможностей «стокилорублевого» аппарата из Поднебесной. Такие мотоциклы не предназначены для прыжков, более того, они могут быть опасны для здоровья на кроссовой трассе.

Универсалы

Один из представителей класса, Patron Safari 200 отличается задними барабанными тормозами, стальным маятником без прогрессии, простенькой телескопической вилкой, аналоговой приборной панелью и стальным рулем. У этой модели взрослая размерность колес и соблазнительный докризисный прайс - 73 200 руб., который также частично обусловлен скромными остатками из прошлых партий.

Все упомянутые в статье аппараты оснащены копиями устаревших японских моторов, о которых подробно рассказал Иван Валентинович Ксенофонтов в своем материале . Эти двигатели довольно надежны при условии своевременного обслуживания.

Подобный, но несколько улучшенный вариант, бестселлер российского рынка, но отнюдь не лоукостер - Irbis TTR250R. Мотоцикл также укомплектован большими колесами. несмотря на это, он относится к классу универсальных мотоциклов лайт-эндуро с мягким двухместным сиденьем. Укомплектован внушительной перевернутой телескопической вилкой и дисковыми тормозами, а также стальным маятником без прогрессии и аналоговой приборной панелью. Цена на него соответствует духу времени.

Конструкция мотоцикла упрощается год от года, но цена и количество покупателей растет благодаря активным действиям маркетологов.

Мотоциклы Racer Panther RC200GY-C2 и RC250GY-C2 - в целом аналогичные «Ирбису» аппараты, завоевавшие своего потребителя ценой. Они очень похожи на TTR250R ходовой частью, но в отличие от него оснащены колесами меньшего диаметра (19 и 17 дюймов). Из особенностей отмечу такелажные ручки на хвосте «Пантеры».

В 2016 году «Пантеры» обули в дорожные 17-дюймовые колеса, слегка изменили дизайн и объединили пассажирские ручки, дополнив конструкцию багажником. Однако в салонах дилеров все еще можно найти модели 2015 года на внедорожных колесах.


До некоторого времени такого рода мотоциклы были у марки Stels (Enduro 250 - стальной маятник без прогрессии, аналоговая приборка, колеса размерности 19 и 17 дюймов) и M1NSK (X200 - прогрессия в задней подвеске, дисковые тормоза, простая телескопическая вилка и колеса размерности 18 и 21 дюйм), но их закупки были прекращены. Остатки разбросаны по российским и белорусским дилерским центрам.

Китайская компания BSE продает у нас в основном питбайки (маленькие кроссовые мотоциклы с мотором небольшого объема и горизонтальным расположением ЦПГ; обзор питбайков читайте в одном из ближайших номеров «5 колеса»). Но есть у нее и модели, которые можно отнести к эндуро.

J1‑250E и J2‑250Е одинаковы внешне и внутренне: оборудованы карбюраторным 4‑тактным мотором с воздушным охлаждением мощностью 17 л. с. и отличаются только размерностью колес. J5‑250Е - более серьезная модель. Имеет мотор с водяным охлаждением мощностью уже 27 л. с.

В этом японском концерне считают, что для России достаточно одной модели эндуро - CRF250X. Никаких вам культовых XR или хотя бы других кубатур… Ну, хоть что-то.

CRF250X - это «гражданская» версия кроссового CRF250R: чуть более мягкая, спокойная, «понимающая» - но только чуть. С электростартером и световыми приборами. 4‑тактность и кубатура как бы намекают, что CRF250X можно брать в качестве первого эндуро-мотоцикла и ездить на нем вплоть до серьезного уровня: мощности и энерговооруженности у аппарата хватит для любых задач.

HUSQVARNA

Новые эндуро TE250i и 300i оборудованы двухтактным мотором с - внимание! - впрыском топлива. Консервативный мир оффроуд-мотоциклов сдался под натиском экологов. Но только выиграл от этого. Потому что теперь, сохранив свой 2‑тактный характер, эти эндуро по удобству использования и езды приблизились к 4‑тактным: расход топлива и количество вредных выбросов стали ниже, а тяга ровнее.


Полная линейка мотоциклов эндуро шведского производителя, представленная на нашем рынке, включает восемь 2‑тактных и 4‑тактных моделей с объемом двигателя от 125 до 700 см 3 .

Эти «китайцы», как и BSE, стали популярны у нас за счет своих питбайков. Но недавно в линейке Kayo появились и полноценные эндуро: K1 250, K6 250, Т2 250 с двумя вариантами диаметра колес и Т4 250 - все с «фамилией» Enduro. Эти 4‑тактные карбюраторные модели мощностью 16 л. с., за исключением К6, отличаются друг от друга только размерностью колес, длиной базы (разница порядка 5–10 см), настройками подвески, объемом бензобака и, соответственно, весом.

К6 250 выделяется более мощным (26 л. с.) двигателем с водяным охлаждением и инжектором, более длинными базой и ходом подвесок. А также ценой - почти вдвое выше остальных моделей.

В этом году австрийцы выпустили две интересные новинки. KTM 250 EXC TPI с двухтактным двигателем с системой впрыска топлива. Инженеры КТМ избавили аппарат от недостатков 2‑тактника и оснастили преимуществами 4‑тактника: более ровная тяга в широком диапазоне оборотов, моментальные и в то же время плавные реакции на поворот ручки газа, сниженный расход топлива и масла, автоматическая коррекция топливной смеси, в зависимости от окружающих условий, и хорошие экологические показатели.


KTM 250/300 EXC TPI.

Новый 4‑тактный KTM Freeride 250 F - последователь и замена культовым 2‑тактной 250‑ке и 4‑тактной 350‑ке, которые в свое время «основали» новый класс мотоциклов двойного назначение - Freeride, сочетающий универсальность и удовольствие от езды.

KTM Freeride 250 F, в зависимости от желаний и возможностей того, кто на нем сидит, может исполнять функцию классического эндуро, «прогулочного» эндуро (трейла) или их обоих вместе, а также быть первым мотоциклом для новичка или тренировочным аппаратом для профессионала.

KTM Freeride 250 F.

Новинка получила легкий 4‑тактный мотор объемом 250 «кубов» и переработанное и облегченное шасси, что позволило достичь оптимального баланса веса (99 кг), мощности, динамики и маневренности.

Всего в линейке эндуро мотоциклов австрийского бренда, доступной в России, 14 моделей с двигателем от 250 до 690 см 3 .

KAWASAKI

В России эта фирма предлагает одну модель «взрослого» эндуро - KLX450R. Аппарат оборудован одноцилиндровым 4‑тактным карбюраторным мотором объемом 450 см 3 . Еще есть детский мотоцикл KLX110 мощностью 7,3 л. с. и меньшего размера.

Kawasaki KLX110.

Kawasaki KLX450R.

Испано-французская компания быстро завоевала хорошую репутацию в среде любителей эндуро и мотокроссменов благодаря легким, надежным и простым в управлении мотоциклам.

Sherco 450 SEF-R.

В этом году серьезно обновились 4‑тактные модели 250/300/450 SEF-R: улучшены эргономика и комфорт, тяга на низких оборотах, доступ к радиатору, настройки зажигания; изменена форма обтекателей, немного снижен вес.

Sherco 125 SE-R.

В линейке 2‑тактников появилась новая модель - 125 SE-R, оборудованная электростартером. 250 SE-R и 300 SE-R получили практически те же обновления, что и их 4‑тактные товарищи.

WR450F теперь оборудуется мотором с головкой цилиндра с обратным наклоном, обращенным вперед воздухозаборником и изогнутой выхлопной системой, выведенной назад. Такая конструкция повышает эффективность впуска и выпуска, что, в свою очередь, оптимизирует высокий линейный крутящий момент двигателя и дает большой запас мощности.

Новая алюминиевая рама с двусторонней балкой, оптимизированные настройки подвесок, измененная форма обтекателей для более удобного доступа к воздушному фильтру, новая программа управления двигателем и возможность задавать множество настроек самостоятельно с помощью приложения в смартфоне, электрический стартер без переключателя - это только самые заметные изменения в модели 2018 года.

Если уж Harley-Davidson задумался об электромотоцикле, то обойти стороной уже давно присутствующую на рынке марку Zero, выпускающую легкие дорожные и внедорожные мотоциклы, никак нельзя.

Zero FX оборудован электромотором, выдающим с самого старта 106 Нм крутящего момента - серьезное подспорье на бездорожье. Отсутствие выхлопа и бесшумность позволяют использовать этот электромотоцикл для соревнований и тренировок в закрытых помещениях, а также на охраняемых природных территориях, да и просто ездить по дачному поселку, не боясь разозлить соседей.

Существуют два варианта Zero FX. На один установлена модульная конструкция батареи, состоящая из двух независимых быстросъемных аккумуляторов: мотоцикл может работать как от одного из них, так и от обоих одновременно. Мощность электромотора - 27 л. с., вес мотоцикла - 112 кг, запас хода 30–75 км.

Вторая версия имеет цельную интегрированную в раму конструкцию батареи, при этом показатели производительности повышены почти вдвое по сравнению с модульным вариантом: мощность 46 л. с., запас хода 63–146 км. Вес - 135 кг.

Многие новички в мотоспорте не могут понять, в чем . Часто люди путают, например, раптор с кроссовым байком или совсем не понимают, что такое «эндурo», и уж тем более, какой лучше выбрать.

Эндуро – это мотоциклетные гонки, проходящие на пересеченной местности или любом дорожном покрытии на длительные расстояния, промежутком в несколько дней…

Выбор байка эндуро для новичка

Накопив нужную сумму для покупки мотоцикла (1515$ – 1700$) не стоит сразу идти в любой салон и покупать что попало.

Выбор нужно делать с умом, подбирая мотоцикл по своим потребностям, например, какой вам нужен эндуро для девушки или для парня, а может сразу для двоих. Мы подобрали несколько вариантов моделей, подходящих к этим критериям.

Honda XR 250 Baja

Сложно перепутать этот мотоцикл с любым другим, ведь разработчики наградили его парой огромных круглых фар, что выделяет его в массе аналогичных моделей. Те, кто стали хозяевами этого мотоцикла постоянно изъявляют желание проехаться на нем куда-нибудь подальше. Однако, вряд ли такой поездкой можно вдоволь насладиться.

Эта модель имеет жесткое и узкое сиденье, а загрузка зада приводит к заметной разгрузке переднего колеса, так что езда быстро приводит к дискомфорту. Набирая скорость, мотоцикл теряет устойчивость. Но, конечно же, у «Бахи» есть и положительные черты.

Он имеет более надежный мотор, чем мотоциклы аналогичных моделей. Также тесты отмечают хорошую нижнюю тягу и гибкость двигателя, что может пригодиться на бездорожье.

Но при этом он вибрирует гораздо сильней. Задняя подвеска оснащена системой рычага, позволяя работать лучше, чем простой маятник. Baja также имеет меньший вес по сравнению со своими одноклассниками. Приверженцы именно этой модели не раз разъезжали в Алтае, по высокогорью Тывы и в других живописных местах. В горной местности такие мотоциклы также имеет хорошие показатели.

Yamaha TTR250 Raid

Эта модель не создана для прыжков. TTR250 – это универсальное средство передвижения, которое хорошо подойдет для каждодневной езды или для путешествий на длительные расстояния. Но его подвески не рассчитаны для прыжков, поэтому выбрать его для этих целей будет ошибкой.

Yamaha TTR250 прост в управлении, а маневрировать им еще легче. Двигатель отлично показывает себя как в работе на низах, так и на верхах, что будет огромным плюсом для того, кто делает выбор своего первого железного коня. Насчет эргономичности TTR250 существуют разные точки зрения.

  1. Некоторые выделят его, как удобную модель, прекрасно подходящую для путешествий.
  2. Другие сетуют на слишком большой бак и неудобную конфигурацию бокового пластика, что может ограничить свободу действий водителя во время езды стоя.

Многие отмечают простоту и продуманность карбюратора, благодаря наличию ускорительного насоса. Имея желание можно сделать небольшой апгрейд и добавить кик и масляный радиатор.

Yamaha XT225 Serow

Модель Yamaha XT225 также достойна нашего внимания и тщательного рассмотрения. Вы спросите почему 225-я, а не 250? Потому что 250-ю модель очень трудно найти в продаже, и заострять на ней внимание из-за этого не стоит.

XT225 не имеет внешней агрессивности, той что присуща его одноклассникам. Многие критикуют байк по этой причине, однако это довольно субъективное мнение. Смысл кроется в самом названии – Serow. Слово сероу на японском означает местного горного козла, который без труда скачет по горным склонам, но большой скоростью не обладает.

Yamaha Serow может превзойти многие мотоциклы на бездорожье, но для дальней поездки он не подойдет.

Даже не из-за маленькой скорости, а из-за скользкого и неудобного сиденья. Но для новичка – это самый лучший выбор, так как модель невысокая и легкая, и с ней справится любой ездок.

Yamaha WR250R

Эта модель более новая, по сравнению с теми, что мы описывали. Ее серийное производство стартовало в 2008 году. WR250R очень схож с кроссовыми моделями, делая его более привлекательным или даже красивым. Кроме того, он довольно высок – 930 мм по седлу. Из-за чего использовать его людям с низким ростом и без особых навыков будет довольно сложно.

Байк оснащен алюминиевой рамой, делая его вес менее значительным. Ход подвески Yamaha WR250 один из лучших, из тех, какой можно выбрать в данном сегменте, ход сзади и спереди – 270 мм. Также можно хорошо отрегулировать задние моноамортизаторы.

Дали много хороших советов.
Новой вопрос задаю не в продолжение, а скорее параллельно к прошлому вопросу. От мысли приобрести городской/туристический мотоцикл пока не отказываюсь, но хотелось бы услышать советы людей, если при выборе мотоцикла сместить акценты и учитывать плохие дороги и бездорожье. Так как не все видели , скопирую важную часть с прошлой темы и подкорректирую под другие условия.

Сезон начался, в гараже пока пусто.

Сразу стоит отметить, что разыскивается первый мотоцикл.

Почему туристический эндуро?
Дороги не везде хороши, а иногда их и вовсе нет:) Так как мотоцикл выбирается с уклоном для путешествий, дорожные условия могут быть очень разнообразными. И часто самое интересное находится там, где нет хороших дорог.
Основная езда все таки будет по нормальным дорогам, но мотоцикл должен быть способен ехать по плохим дорогам (грунт, щебень, песок, грязь) без особого вреда. Это не обязательно должно быть очень комфортно и удобно, главное чтобы ехал.

1. Например, в Туркменистане есть , к которым надо ехать 10 км по песку.
2. Давняя цель – проехаться по Исландии. Грунтовые дороги, камни, небольшие реки – те условия, с которыми сталкиваются мотоциклисты.

Наверное, тур-эндуро для начала является неплохим выбором, он более универсален и дает возможность попробовать себя и мотоцикл в разных условиях и на разных типах покрытия, через несколько сезонов придет осознанное понимание что нравится в езде на мотоцикле, чего в твоем мотоцикле не хватает, что хочется изменить и тогда уже прикупить новый мотоцикл под конкретные хотелки (с уклоном в город, туризм или эндуро).

Где ездить?
Нужен мотоцикл для двух вещей, с уклоном в путешествия:
Ежедневное катание по городу (городок небольшой, 275к населения, пробок нет).
Мини-дальняки и дальняки. По хорошим дорогам и плохим.

Как ездить?
Гонять быстро, козлить не планирую. Бережная езда с головой.
90-120 км/час (по трассе) – думаю, тот предел комфортной езды для меня на протяжении первых сезонов.

Данные
Рост ~ 171 см.
Вес ~80кг.
Длина ноги по внутреннему шву ~81см.

Опыт
Несколько тысяч километров на велосипеде по городу.
~2500км на скутере в Азии (Honda Click) с пассажиром.
3 часа на Минске для сдачи на категорию А.

Опыта ковыряния в мототехнике нет. Есть необходимость и большой степени желание научиться обслуживать мотоцикл самостоятельно.

Пожелания
Желательно с ABS. Это условие сильно фильтрует количество возможных варантов и увеличивает бюджет, так что отмечаем его не критичным, но держим в голове. Но, ABS был бы большим аргументом при выборе.
Удобная вертикальная посадка. Главное – комфорт и получение удовольствия от езды.
Комфорт в дальняках. Кофры, ветрозащита и т.п.
Быть достаточно маневренным и динамичным для езды в небольшом городе.
Экономный. Чтобы потреблял чуть меньше танка (5-6.5 литров – допустимо).
При выборе на дизайн внимания не обращаю, приму хороший байк таким каким он есть.
Не проблемный в обслуживании – наличие доступных (по цене меньше вертолета) запчастей и расходников, возможность обслужить самостоятельно.

Бюджет
Не резиновый, желательно влезть в диапазон 4000-5000$.
Работа работается, деньги копятся и есть возможность потратить до 7000$, но уже в конце сезона или в начале следующего.
Это первый мотоцикл и я не рассчитываю купить мотоцикл «на века» и на все случаи жизни, понимаю, что через несколько сезонов придет более явное понимание того, что хочется от мотоцикла и первый мото надо будет продавать, потому наверное не имеет смысла серьезно «вкладываться» в первую покупку.

С чего выбираем?
Стоит сказать, что выбор в данном классе не так уж велик и что мотоциклы достаточно высоки, таким образом много моделей мне не подходят по росту (например, почти все ямахи).

Не знаю стоит ли рассматривать «паркетные» варианты тур-эндур (вроде Kawasaki Versys или Honda XL700 Transalp). Слышал мнения, что некоторые владельцы немного жалеют об «утерянном» бездорожьи:)
В любом случае буду признателен услышать любые варианты.

Если не учитывать «паркетные» варианты, у нас получится примерно такой список:
Honda: Africa Twin (эталон), NX650, Transalp XL400/600/650, XL700 – под вопросом.
Yamaha: Tenere XTZ600/660, Super Tenere XTZ750/XTZ1200, XTZ1200R, WorldCrosser.
Kawasaki: KLE250/400/500, KLE650/KLE1000 – под вопросом.
Suzuki: DR750 и DR800, DL650/1000 – под вопросом.
КТМ: Adventure 640/690/990/1190/1190 R.
BMW: вся серий GS.
Triumph: Tiger 800XC.

Что смотрел?

Honda XL650 Transalp
Цена 4000-5000$ за байк 2001-2004 годов и пробегом ~50к. Популярная модель, большой выбор.
Высота по седлу – 84.3 см. Может быть высоковат.
Легкость обслуживания вызывает вопросы. До многих деталей/расходников тяжело добраться (например, говорят, чтобы заменить свечи, нужно разобрать половину «морды»).
5-ти ступенчатая КПП. Многие жалеют, об отсутствии 6-ой передачи.
Расход топлива 6-8 л/сотню. Говорят очень прожорлив, многие жалуются на высокий расход. Вместе с небольшим баком начинаешь понимать почему некоторые мотоциклы продаются с креплениями под канистры:)
191кг. Для данного типа мотоцикла, наверное, нормально, но могло быть и полегче.

В целом, неплохой универсальный мотоцикл. Скажу честно, он мне не очень нравится (но вживую я его не видел и не сидел), но сейчас субъективно является самым приемлимым вариантом.

BMW F650GS
Многие советуют склоняться к этой модели, вместо Трансальпа, но брать только двухцилиндровую версию, которая выпускалась с 2008 по 2013. К сожалению, данную модель не нашел в продаже на наших просторах, потому этот вариант пока отпадает.

BMW F800GS
Отличный мотоцикл, очень нравится.
Цена 7000-8000$ за 2008 год. Вариантов мало, не из чего выбрать.
Высота по седлу – 85/88 см. Высоковат.
Возможно, дороговат в обслуживании и ремонте.

Нравится, но высоковат и дороговат. Сложно найти подходящий вариант, если и смогу взять, то только под конец сезона или уже в следующем сезоне.

BMW R1150GS
Случайно попался на глаза этот мотоцикл, сразу очень понравился. Эту модель многие хвалят, некоторые проехали на нем вокруг света. Сначала сомневался в его внедорожных способностях, но на ютубе легко найти этому опровержение, мотоцикл достойно едет практически по любому типу покрытия.

Но есть ряд спорных моментов, которые говорят не в его пользу в данном конкретном выборе.

Цена примерно 4500-5500$ за мотоцикл начала 2000-ых с пробегом 50-60к км. Выбор невелик, но несколько вариантов есть на рынке. На ютубе и на форумах видел достаточно мотоциклов с пробегом 100-200к, что говорит наверное говорит о надежности при должном обслуживании.
Высота по седлу – 84 см.
Расход топлива спорный и данные противоречивы, как я понял, надо рассчитывать на 6.5-7 литров/сотню при умеренной езде.
6-ти ступенчатая КПП. Плюс. Но сама коробка + сцепление далеко не лучшие особенности данной модели (сцепление сухое однодисковое, громкое переключение 1 и 2 передач, нужно уметь ловить момент при переключении на остальные 4).
2-цилиндровый оппозитный двигатель. Вибрации в определенных диапазонах оборотов коленвала, может раздражать.
229 кг. Достаточно тяжелый для новичка, могут быть проблемы при маневрировании на небольших скоростях.
85 л.с. при 6750 оборотах. Все таки «литр», такой тяжелый и мощный мотоцикл может быть не лучшим выбором для новичка.
Может быть с ABS, а может не быть (ставился опционально).
Стоимость обслуживания под большим вопросом. «Детских» проблем вроде нет, но, как я понимаю, в обслуживании прихотлив. Наличие доступных деталей и их стоимость под большим вопросом (мотоцикл выпускался до 2005 и все таки это BMW).

Примечания
Териториально нахожусь в Украине (чтобы учитывать цены и дороги).
Мотошколу пройду обязательно (какой-нибудь полный курс, для получение реальных навыков езды, а не для получения прав). Недалеко от дома есть подобие автодрома, где можно оттачивать навыки.
На экип бюджет отдельный.

Помогите, пожалуйста, советом. Стоит ли брать таки тур-эндуро? Какие модели стоит рассмотреть?