Как правильно сидеть в автомобиле. Правильная посадка в автомобиле

Продолжительная работоспособность, быстрая реакция и даже сама жизнь - все это зависит от посадки водителя в кресле. И хотя автолюбитель, находясь за рулем, должен напрочь забыть о слове «удобно», минимальный комфорт ему всегда можно обеспечить. Речь именно о комфорте, а не удобстве, поскольку отдыхать в салоне имеют право исключительно пассажиры. Главное - безопасность, и если назвался груздем - терпи. А статус пассажира и водителя одновременно отнесем к области ненаучной фантастики. Образно говоря, если вы хотите водить машину, а не судьбу за нос, прислушайтесь к советам этой статьи. Она о том, как с помощью соблюдения немудреных правил минимизировать напряжение при управлении автомобилем. И если следовать советам пунктуально в течение не более месяца, то можно самому стать инструктором, знающем о правильной посадке в автомобиле буквально все.

Из области физиологии . Откровенно говоря, сидячая поза считается самой вредной для человека. Однако поскольку рулить стоя мы не можем, приходится адаптироваться к реалиям. Итак, грамотная посадка за рулем позволяет:

    медленнее уставать;

    долгое время сохранять полноценное кровообращение;

    адекватно реагировать на экстремальную ситуацию на дороге

Основа: регулировка сиденья

Именно с водительского кресла начинается отстройка правильного положения в процессе управления машиной. При регулировке сиденья следует учитывать антропометрические данные водителя - его телосложение, рост и вес. Об этом пункте мы расскажем дальше, а пока - стандартные рекомендации.

Водитель должен сидеть так, чтобы:

  • ноги свободно доставали до органов управления, в данном случае педалей;
  • угол наклона спинки составлял 75-90° - этот параметр зависит от того, насколько дальней предполагается поездка;
  • спина водителя должна полностью прилегать к спинке без какого-либо зазора;
  • туловище следует располагать так, чтобы запас хода до края кресла составлял 3-4 см - это минимальный показатель;
  • подголовник - он должен располагаться строго на уровне затылочной части головы.

Типичная ошибка: большой наклон спинки. Если интересуетесь автоспортом, то знаете, что пилоты болидов сидят в креслах, у которых спинка расположена вообще вертикально. Помимо лучшего контроля руля, такое положение позволяет меньше уставать спине. Почему - ответа у врачей нет, но верить профессионалам есть смысл. При этом обе лопатки должны касаться сиденья независимо от того, какой маневр выполняется. Поэтому сиденья у гонщиков имеют специальные изгиб, предотвращающий контакт лопаток от сиденья даже в том случае, если амплитуда движения плеч максимальна. Соответственно, если вы дадите спинке слишком большой угол, в момент отрыва лопаток просто повиснете на руле. То есть контролировать колесо как следует уже не сможете.

Типичная ошибка: слишком низко расположен подголовник. Этот элемент автокресла не должен обеспечивать комфорт - в первую очередь он создан для повышения безопасности. Посмотрите на водителей любой модели Вольво: у них подголовники еще на заводе установлены жестко, без возможности регулировки. И если вы занизите подголовник, считайте, что его нет.

Чем чревата неправильная настройка такой, казалось бы, не самой главной части сиденья? Увы, проблемы могут быть очень большие, потому что в момент удара сзади возникает так называемое хлыстовое, длинное движение головы назад, из-за которого часто повреждаются, а то и ломаются шейные позвонки. А если задняя часть головы водителя в момент аварии была защищена подголовником, то степень безопасности гораздо выше.

Кстати, на рынке уже появились автомобили с водительскими креслами, у которых подголовник имеют еще и горизонтальную регулировку. Если вам достался подобный экземпляр личного авто, то помните: данный элемент должен быть расположен не далее, чем на 3-4 см от затылка

Руль и ручка переключения скоростей

Некоторые шоферы практикуют положение 10 и 2 часа, так как это позволяет прикладывать к рулевому колесу большее усилие. Однако зачем выдумывать велосипед, когда нынешние автомобили поголовно оснащаются усилителями рулевого управления? Это один довод. А второй касается безопасности.

Типичная ошибка. Когда вы активно манипулируете рулем при положении рук 10/2 часа, усилия распределяются несбалансированно. В данном случае вы контролируете машину, но не полностью. И что уж говорить о шоферах, которые ведут свою «ласточку» одной рукой, вторую держа на ручке переключения скоростей… Такая манера вождения подвергает опасности всех находящихся в машине, так как горе-водитель в случае нештатной ситуации не сможет быстро отреагировать на изменения в дорожной обстановке.

Золотое правило: очень важно независимо от используемого положения рук обеспечивать симметричный хват руля. И если вы его научитесь не отпускать даже при совершении экстренных маневров, все будет хорошо! Если говорить о перехвате руля, то он должен совершаться поочередно.

Еще о регулировке руля. В последние годы автопроизводители стали предлагать руль с вертикальной и горизонтальной регулировкой. Казалось бы, очень удобно, если бы не большой процент автовладельцев, стремящихся наклонить рулевую колонку максимально близко к себе, любимому. Их соображения вполне понятны: чем ближе орган управления, тем лучший контроль над машиной. Однако давайте представим, что происходит с таким водителем в момент аварии? Если рулевое колесо находится ближе, чем 35 см к туловищу, то в момент ЧП выстреливающая подушка безопасности причинит немалую боль, а то и сама нанесет травмы. Поэтому весьма рекомендуется наклонять руль так, чтобы до грудной клетки было 35-40 см - ни больше, ни меньше…

Было бы лукавством утверждать, что в нынешней России культура пристегивания ремнем безопасностями уходят корнями в Советский Союз… Напротив, использование этого средства пассивной безопасности у нас рекордно низкое. Однако нужно учитывать, что настройка автокресла, правильная посадки и прочее не дают эффекта без пристегивания! И делать это тоже нужно корректно - так, чтобы датчики измерения объема эйрбэгов сработали вовремя и корректно. Как это сделать?

  • Ремень безопасности однозначно не должен контактировать с горлом водителя или пассажира.
  • Ремень нужно располагать по диагонали - от плеча по всей груди и до бедра
  • Фиксация в кресле должна ощущаться как легкий нажим, не жестко;
  • Зажим фиксатора - он обязан быть тугим, чтобы для открытия замка потребовалось приложить серьезное силовое воздействие.

Типичная ошибка: ненатянутый ремень безопасности. Отрегулировав кресло с рулем, львиная доля российских автовладельцев отправляется в путь с ремнем безопасности, небрежно накинутом на туловище. Особенно часто это происходит зимой, когда водители одеваются в толстые, теплые куртки. Дескать, пустим в глаза пыль гаишникам, что соблюдаем правила ПДД, а сами будем чувствовать себя вольготно… Но это еще полбеды, а вот когда что водитель, что пассажир оставляют средство пассивной безопасности пропущенным за спиной - тем самым они обманывают сигнализатор непристегнутого ремня.

Положение ног на педалях

Этот пункт по важности соперничает с тем, в котором говорилось о правильном хвате рулевого колеса. И его трудно переоценить владельцам машин с механической передач, поскольку во время вождения они вынуждены периодически отрывать ногу от педали. Чтобы без ошибок расположить ноги на данных органах управления и существенно повысить эффективность своих действий, рекомендуется следовать советам.

  • Одна нога должна быть в постоянном контакте с одной из педалей.
  • Между педалью газа и тормоза располагается стопа правой ноги, а чтобы нажать на одну из педалей, следует переносить вес стопы. При этом пятка от пола не отрывается.
  • При нажатии на педали точка опоры должна находиться в середине стопы.

Типичная ошибка: прямые ноги. В случае ДТП несогнутые ноги могут привести к тяжелым последствиям. Соответственно, небольшой сгиб ног обязателен даже в том случае, даже если вы до отказа выжимаете педаль сцепления. Выпрямленная в колене нога, образующая прямую с голенью и бедром - серьезная ошибка в посадке водителя. Не менее травматична позиция, когда приходится отрывать таз от сиденья, чтобы полностью нажать на один из органов управления. Ведь в случае удара вся энергия передастся на бедро, в то время как при слегка согнутом колене импульс частично рассеивается. Безусловно, колено еще сильнее согнется, возможна травма, однако катастрофических последствий избежать удастся.

Настройка зеркал

Итак, вы заняли правильное, удобное положение в автокресле, протестировали доступность органов управления. Далее нужно убедиться, что с места водителя доступен хороший обзор не только спереди, но и сбоку-сзади. Зачем вертеть раз за разом головой при проезде участков, когда лучше настроить зеркала заднего и бокового вида? Эта процедура должна осуществляться строго в соответствии с заданным алгоритмом:

  • наружные зеркала должны отображать небо и дорожное покрытие в пропорции 1:1, то есть условный горизонт находится посередине;
  • с водительского кресла в боковых зеркалах обязательно должна просматриваться ручка задней двери;
  • зеркало заднего вида в салоне должно отображать заднее стекло машины.

Для водителей с нестандартной антропометрией

Если вы далеко не среднестатистический человек с ростом 165-175 см и весом до 90 кг или иными физиологическими особенностями, то стоит следовать нестандартным правилам при посадке в водительское кресло.

  • Слабые руки: решить проблему позволит руль с увеличенными размерами. Захват колеса должен быть широким, в верхней части обода двумя руками.
  • Короткие руки: положение туловище - полностью вертикальное, ноги слегка согнуты. И допустимо изогнуть рычаг КПП, чтобы при манипуляции с ним не нужно было наклоняться вперед.
  • Длинные руки: спинку сиденья следует отклонить на больший угол, чем стандартные 75-90°. При этом ягодицами сдвиньтесь на самый край сиденья: при этом шея будет уставать больше, но придется привыкнуть к этому неудобству.
  • Длинные ноги тоже требуют изменения посадки - ноги с туловищем должны образовывать почти прямой угол. Именно «почти», а не ровно 90 градусов.
  • Маленький размер ноги: подложите небольшую дощечку, подобрав толщину так, чтобы пятки находились над ней.

Проверка правильности посадки и ее изменение в зависимости от условий

Главная задача грамотной посадки за рулем - устойчивость тела, когда основной вес должен приходиться на подушку и спинку кресла. Совершив все необходимые регулировки, проверяем результат: если удается одновременно поднять и ноги, и руки, то все отлично!

Лайфхак. Поскольку при управлении машиной в разных дорожных условиях нагрузка на мышцы спины, рук и ног меняется, допускается отклонение от «золотого» положения в водительском сиденье. Например, когда вы едете по ухабам или скользкому покрытию, чуть-чуть разведите локти рук наружу и вверх - таким образом обеспечивается нормальная работа спинных мышц и легкость управления. Рекомендация особенно актуальна для обладателей переднеприводных моделей.

Если едете по городу, то сгибайте локти чуть больше. Как определить, насколько? Для этого выпрямите руку и положите ее на «баранку» таким образом, чтобы обод находился на уровне локтя. И помните: нога «висеть» над педалью сцепления долго не должна, после смены передачи сразу ее опускайте, иначе мышцы быстро устанут. Это правило действует и в отношении правой руки, которую сразу же после смены передачи следует возвращать на руль.

Сколько требуется времени на «автоматизацию» правильной посадки?

Психологи утверждают, что любому человеку на адаптацию к новым обстоятельствам требуется три недели или 21 день. Однако это средний показатель: у кого-то на выработку безусловной привычки правильно сидеть в кресле водителя уйдет 14 дней, у кого-то - 28. В любом случае уже через месяц вы сможете меньше напрягаться во время вождения, преодолевать без усталости большие дистанции, с высокой степенью вероятности четко реагировать на аварийные ситуации.

Посадка водителя в автомобиле зависит от его физиологических особенностей – роста, комплекции, длины рук и ног. Однако общие правила для всех водителей все-таки существуют.

Почему так важно сидеть за рулем правильно?

Оптимальная посадка за рулем сводит к минимуму все мышечные напряжения и не нарушает процесс кровообращения, при этом организм водителя находится в максимально работоспособном состоянии. Следовательно, в случае возникновения непредвиденной ситуации, человек может стремительно среагировать и ничто не затруднит его действий.

До посадки

Начинать необходимо с окружающей обстановки. Водитель обязан посмотреть окрестности стоянки транспортного средства. Особое внимание необходимо уделить проезжей части в направлении перемещения машины. Там не должно быть опасных предметов (например, разбитых стекол) и детей. Также необходимо уделить внимание состоянию проезжей части и присмотреть наличие трещин и выемок в дорожном покрытии.

Посадка

Посадка водителя в любое легковое транспортное средство выполняется в следующем порядке:

  • Левой рукой открываем дверь со стороны водителя
  • Правая рука на следующем этапе ложится поверх руля
  • Правая нога заносится в салон авто и должна расположиться на педали тормоза
  • Во время заноса правой ноги необходимо в обязательном порядке присесть на левой конечности
  • Левая рука в это время должна придерживать дверь водителя для того, чтобы исключить самопроизвольное захлопывание
  • После того, как тело водителя заняло свое положение, заносится левая конечность, которая должна занять место слева от педали управления сцеплением. При этом правая нога обязательно должна находиться на педали тормоза.

Регулировка руля

После посадки в авто необходимо подобрать положение тела так, чтобы водителю было максимально комфортно управлять транспортным средством . Один из ключевых моментов в данном вопросе – это поза за рулем. Нельзя чтобы руль был далеко и водитель управлял авто на вытянутых руках. Они в висячем положении быстро устают и машиной уже не настолько удобно управлять. Аналогичная ситуация, если руль расположен достаточно близко.

Это держит водителя в постоянном напряжении, он устает и теряет бдительность. Поэтому тут необходимо придерживаться правила «золотой середины» - он должен быть обязательно в промежуточном положении.

Необязательно строго посередине. Он должен быть в таком месте, в котором руки водителя минимально уставали и процесс вождения давал максимальную степень комфорта. Это можно легко сделать на любом путем изменения положения руля и проверки того, насколько удобно водителю при этом управлять.

Подбор положения сиденья

Вторым важным фактором, который влияет на степень удобства управления транспортным средством, является положение сиденья. От него зависит правильная посадка водителя за рулем. Ее можно добиться с помощью следующих регулировок: продольной, весовой и угла наклона.

Подбор положения осуществляется по росту.



правильная посадка

Сразу необходимо подобрать такое положение, при котором ноги без проблем доставали до педалей, когда те нажаты. В этот момент изгиб ног должен составлять 120 -150 градусов.

Также при этом согнутая рука должна дотягиваться до руля в нижней его части. Когда при помощи продольной и весовой регулировок добились этого положения, то на следующем необходимо выставить спинку сиденья. Она должна полностью и плотно прилегать к спине. Это решается с помощью выбора необходимого угла наклона определенным регулятором.



правильная посадка

После выполнения всех манипуляций, должно получиться наиболее удобное положение тела водителя для управления транспортным средством. При этом позвоночник должен быть прямым и находиться в положении, которое будет близкими к 90 градусам, то есть перпендикулярно основанию авто.

Допускается отклонение до 15 градусов, то есть спинка кресла может быть отклонена и находиться в положении до 75 градусов. Именно в таком положении наиболее долго сохраняется бдительность и внимательность водителя, он без проблем может отреагировать на сложную ситуацию на дороге.

Регулировка зеркал – одна из самых важных процедур в правильной посадке.

Наружные зеркала заднего вида должны находиться в таком положении, чтобы при минимальном повороте головы открывался максимальный угол обзора.

Если склониться над рулевым колесом, обзорность не только не улучшится, но и станет еще хуже. К тому же, предплечья будут скованы и в руках будет недостаточно свободы для полного поворота руля.

Казалось бы, все просто. Однако есть несколько ошибок, которые чаще всего совершают водители. Часто можно видеть, что водитель рулит, склонившись над рулевым колесом. У такого водителя скованы предплечья, и рукам не хватает свободы для того, чтобы, например, сделать полный оборот руля. Эта ошибка зачастую связна с тем, что, наклоняясь вперед, водитель старается улучшить обзорность. Хотя на деле он тем самым только ухудшает ее. К тому же, чтобы обеспечить максимальную чувствительность вестибулярному аппарату, голова человека должна находиться теменем вверх.

Безопасность

После предварительной установки сиденья необходимо проверить удобность застегивания . Для этого берется защелка ремня и опускается в фиксатор, который должен щелкнуть и тем самым сработать. Все это должно легко и просто выполняться. Если при этом необходимы какие-то дополнительные телодвижения, то необходимо подправить положение кресла с целью исключить их.

Если при езде у вас болят или затекают мышцы, значит, нужно сменить посадку



правильная посадка

Предпоследний этап правильной посадки – это положение ног на педалях. Для этого нужно поставить левую ногу на педаль сцепления, а правую – на педаль тормоза. Затем опустить пятки по вертикальной оси педалей. Сохраняя положение пяток, нужно развести носки в сторону таким образом, чтобы левая нога опиралась носком на пол рядом с педалью сцепления, а правая – на педаль газа.

Для того, чтобы приучить себя к правильной посадке за рулем, необходимо на протяжении двух–трех недель следить за положением рук, ног и спины. Усталость каких-либо мышц – это, в большинстве случаев, следствие неправильно посадки.

Заключение

Правильная посадка водителя позволяет решить сразу несколько проблем. Первая из них – это безопасность движения. При правильном выборе водителю намного проще сохранить внимательность и легче отреагировать на неадекватную ситуацию на дороге, которая требует неординарных решений. Вторая заключается в том, что сохраняется состояние здоровья.

При неправильном выставлении кресла можно легко заработать искривление позвоночника и прочие сопутствующие заболевания.

Чтобы этого не произошло нужно каждый раз перед поездкой проверять правильность установки сиденья водителя. И последняя, третья проблема, которая возникает притом, как сидеть за рулем, заключается в правильном вхождении в поворот. Если кресло установлено не совсем корректно, то водитель в качестве дополнительно точки опоры использует рулевое колесо транспортного средства.

Мастерство вождения автомобиля приходит с опытом, и состоит оно из множества факторов. Какие-то из них становятся заметными лишь в критических ситуациях, о каких-то можно судить по стилю вождения. Но есть один момент, позволяющий сразу же «выявит» настоящего профессионала - это посадка водителя за рулем. Современный автомобиль имеет огромное количество "настроек" - педалей, руля и самого водительского кресла, разобраться с которыми не так легко, особенно новичку.

Как правило, в процессе обучения вождению, вопросу правильной посадки за рулем автомобиля уделяется катастрофически мало внимания . Стандартная «поза» новичка за рулем выглядит достаточно узнаваемо - очень близкое расположение грудной клетки к рулевому колесу и вытянутая вперед голова. Новичку кажется, что в таком положении дорога видна гораздо лучше. Если инструктор не подсказывает вовремя, такая поза станет привычной для автомобилиста, что обеспечивает ему быструю утомляемость при управлении, а также снижает скорость реакции в случае чрезвычайной ситуации.

Три точки соприкосновения спины с креслом

В том случае, когда посадка за рулем осуществлена по всем правилам, даже самое длительное путешествие на автомобиле не станет причиной появления жалоб на боль в спине, невозможность «разогнуться» или отек ног. Кроме того, правильное положение водителя существенно облегчает процесс управления авто и повышает скорость реакции. Стоит понимать, что даже самые бюджетные автокресла, снабженные минимальным количеством регулировок можно подогнать «под себя».

Наиболее частой ошибкой в настройке кресла можно считать его чрезмерный подъем. В этом случае кресло поддерживает только спину, как правило, лишь в одном месте. Это обеспечивает возникновение очень серьезной нагрузки на позвоночник, и даже кратковременные поездки в таком положении приводят к возникновению болевого синдрома и ощущению усталости. Если неправильная посадка за рулем сохранятся на протяжении длительного времени, неизбежны такие проблемы с позвоночником, как остеохондроз или радикулит.

Совет! Первую настройку стоит доверить профессионалу, так будут гарантированы отсутствие проблем и более комфортный режим вождения.

Настройка водительского места должна осуществляться таким образом, чтобы спина соприкасалась с ним в трех точках - поясница, лопатки и нижняя часть шеи. В этом случае обеспечивается не только рекомендованное, правильное анатомическое положение спины, исключающее возникновение проблем со здоровьем, но и возможность «чувствовать» автомобиль при совершении маневров. Такая правильная посадка за рулем не позволит водителю соскользнуть с кресла при резком маневрировании, даже если оно не имеет боковой поддержки.

В процессе изменения регулировок кресла не стоит забывать про ноги. Нецелесообразно придвигать водительское кресло излишне близко к рулевому колесу. В этом случае неизбежно соприкосновение руля и ног водителя, что не способствует улучшению управляемости. В идеале кресло должно быть расположено так, чтобы коленный сустав был согнут под углом 120º, и при правильном положении спины была возможность полностью выжать педаль сцепления, не меняя положения тела.

Расположение рук на руле

Помимо правильного положения корпуса водителя, огромное значение имеет и расположение рук на рулевом колесе. Этому моменту необходимо уделять достаточное внимание, что понимают профессиональные инструкторы автошкол, но несмотря на их усилия, успешная сдача экзаменов и получение прав, практически сразу «отбивает» у новоиспеченного автомобилиста память о том, как же правильно держать руки, и вообще о том, что в природе существует такое понятие, как правильна посадка в авто.

После посадки в новый автомобиль, руль необходимо настроить под себя так же, как и само кресло. Практически все современные автомобили имеют возможность регулировки рулевого колеса по нескольким позициям. Кроме этого, на руле часто имеются и специально предназначенные для более удобного хвата приливы. Игнорировать их наличие не стоит, поскольку расположены они таким образом, чтобы осуществлять управление авто было максимально эффективно, без лишних нагрузок на плечевой пояс.

Правильное расположение рук имеет еще одно немаловажное значение. Большинство автомобилей оснащены подушками безопасности, одна из которых расположена именно на руле. Если руки расположены неправильно, срабатывание подушки может привести к тому, что их просто «бросит» в лицо , что чревато весьма серьезными травмами, особенно когда человек не пристегнут. Оптимальное расстояние до руля самостоятельно определить достаточно просто - запястья рук при правильном положении будут свободно «дотягиваться» до крайне верхней точки обода, при этом ступица не должна "нацеливаться" в область живота водителя, а «смотреть» ему в лицо.

Подголовник и ремень безопасности

Даже автолюбители с большим стажем часто не знают, какое положение подголовника считается правильным, и регулируют его неверно. Самое опасное положение подголовника, когда он расположен на уровне шеи. В этом случае даже сравнительно слабый удар сзади может привести к серьезной травме шейного отдела позвоночника, вплоть до летального исхода. Единственное верное положение подголовника - на уровне затылка, наклоненный таким образом, чтобы затылок, плечи и спина образовывали прямую линию, но под углом 110 градусов.

Положение ремня безопасности также необходимо регулировать для каждого водителя индивидуально. В первую очередь регулируется его длина. Он должен проходить от левого плеча через всю грудную клетку водителя, минуя область шеи и горла. К каким последствиям может привести ремень, идущий через шею объяснять не следует. Регулируется и сила натяга ремня - в идеале между правильно натянутым ремнем и грудной клеткой водителя можно просунуть ладонь. В процессе передвижения такой ремень не станет излишне давить и сковывать движение, а при аварийных ситуациях будет предельно эффективен.

Необходимо понимать, что безопасная посадка за рулем - это правильная посадка, которая будет считаться таковой лишь при корректно выполненных настройках кресла и самого положения рулевого колеса. Если самостоятельно разобраться с положением спинки и подголовника можно интуитивно, то с высотой сиденья многие водители испытывают затруднения. Чтобы обеспечить оптимальный обзор дороги впереди и пространства вокруг автомобиля, необходимо чтобы от макушки головы водителя до потолка авто расстояние было не менее пяти см. в этом случае обеспечивается максимальный контроль за пространством, конечно, при условии правильной регулировки зеркал - заднего вида и боковых.

Распространенные ошибки и их последствия для водителя

Существует четыре наиболее распространённых ошибки:


Вышеперечисленные ошибки можно считать наиболее опасными, а при своей совокупности в транспортном средстве могут привести к гибели водителя или получению им тяжелых увечий. Соответственно, любой автомобиль следует настраивать под нового водителя или перед дальними поездками. Стоит понимать, что как правильно сидеть за рулем автомобиля не учат в автошколах, по крайней мере далеко не в каждой. О том, как правильно сидеть за рулем было сказано не мало, и это не случайность. Правильная посадка автомобилиста за рулем не только в состоянии повысить безопасность на дороге и спасти ему жизнь, но и существенно облегчить сам процесс управления авто.

Приветствую вас, уважаемые читатели мегаполезного сайта для водителей и пешеходов! С вами, как всегда, Евгений Борисов.

Стоит ли уделять внимание правильной посадке за рулем? Честно признаться, не задумывался над этим вопросом, пока не встретил бывшую одноклассницу.

Не виделись года полтора, но перемены меня шокировали – вместо, по обыкновению, цветущей молодой женщины передо мной стояла сгорбленная старушка.

Последствия неправильного положения при управлении авто

Остеохондроз шейного и поясничного отделов – не единственная проблема, которая ожидает тех, кто не соблюдает элементарные правила за рулем автомобиля. К приобретенным болячкам отнесу:

  • остеоартроз;
  • болезненные вывихи;
  • радикулит;
  • онемение в области шеи и плеч;
  • защемление нервов;
  • регулярные мигрени.

Во время езды автомобиль вибрирует, что увеличивает нагрузку на позвоночник в 300 раз. С таким испытанием даже здоровый позвоночник не справится, что уж говорить о том, который был ранее травмирован.

С каждой поездкой в неудобном положении ваш позвоночник будет буквально «осыпаться», и от хронических заболеваний застраховаться не удастся.

Когда кресло имеет значение

Покупая новый автомобиль, внимательно подойдите к оценке параметров кресла. Ортопеды уверены, что оно должно быть жестким, в худшем случае – полужестким.

Хорошее кресло – то, которое отвечает следующим критериям:

  • имеет подвижную спинку;
  • снабжено регулируемой поддержкой поясницы;
  • его контуры повторяют анатомически правильные очертания позвоночника.

Если автомобиль подходит по всем параметрам, кроме кресла, место для сиденья можно модернизировать.

Сделать это просто – купите специальную ортопедическую подушку под спину или орточехол. Правда, накидки на кресла следует использовать осторожно тем, кто уже нажил себе грыжу.

Как сидеть за рулем правильно?

Перед поездкой обязательно подгоняйте кресло под себя, особенно если автомобиль имеет нескольких владельцев, и не забывайте настраивать положение подголовника.

А вот как посоветовали действовать мне опытные водители. Итак, советы профессионалов.

  • Сядь в кресло, расслабься и откинься.
  • Убедись, что шея лежит на подголовнике, лопатки плотно прижаты, а поясница – комфортно покоится на специальном валике. Вес тела в этом случае распределен равномерно, и ты не испытываешь дискомфорта.
  • Слегка согни ноги в коленях, а руки – в локтях. Во время езды нельзя нависать над рулем, поэтому кресло нужно расположить на таком расстоянии, чтобы конечности не были напряжены, но при этом они легко доставали и до руля, и до педалей.

Если еще со школьной скамьи вы дружите с геометрией, то выбрать оптимальное положение локтей и коленей не составит труда – угол их сгиба равен 120 градусов. На фото наглядно видна верная и ошибочная поза водителя, – картинки помогут вам еще раз представить, какую позу нужно занять.

Не берусь утверждать, сколько длятся споры о том, как нужно держать руки на руле. Знаю лишь о двух противоборствующих лагерях: одни утверждают, что только на 10 и 2, другие – исключительно на 9 и 3.

Новейшие исследования автомобильных концернов заставляют склоняться к последнему варианту, ведь только в этом положении при активном вращении руля усилия распределяются равномерно, а водитель может полностью контролировать процесс управления. К слову те, кто не возвращают руку с передач на руль, сильно рискуют.

Верно выбранная поза за рулем автомобиля – это еще и хорошая возможность повысить собственную безопасность.

Во время столкновения все мы действует инстинктивно – упираемся руками в руль, а ногами – в тормозную педаль или пол.

Если конечности выпрямлены и напряжены, серьезные травмы неизбежны даже в результате незначительно удара, полученного, допустим, от неумелого выезда с парковки другого водителя, который слегка вас бортанет.

Согнутые же конечности при ударе самортизируют лучше, поэтому опять вернемся к одному из советов, полученных от опытных автомобилистов, и скажем выпрямленным рукам-ногам категоричное «но пасаран»!

Инструкция: как верно подогнать кресло

  • Подушка. Для правильного положения за рулем авто с механикой размещаем правую стопу на тормозе, левой до упора выжимаем сцепление (при АКПП – левая стопа стоит на полу).
  • Сиденье. С силой пытаемся распрямить колени. Если тело двигается по креслу наверх, то наклоняем спинку ближе. Вы не должны заваливаться вперед или назад.
  • Руль. Между ободом и коленями должна свободно проходить ребро ладони. Нужное расстояние до руля не придется замерять линейкой, потому что достаточно использовать расслабленную руку – запястье должно точно ложиться на верхнюю точку руля.

Помните, что руль и педали – не спасительный круг, за который надо держаться что есть силы руками и ногами, а всего лишь приспособления для управления автомобилем.

Посмотрите хорошее видео о том, как сидеть за рулем!

Несколько «полезностей» на закуску

Сохранение здоровья будет зависеть не только от кресла, но и от общего уровня комфорта в салоне, манеры вождения и даже от образа жизни.

  • Установите зеркала так, чтобы для оценки ситуации на дороге, не приходилось выкручивать шею «восьмеркой». В идеале вы должны лишь переводить взгляд на зеркало, а не заглядывать в него, изгибаясь, словно Алина Кабаева.
  • Если проводите за рулем много времени, не стесняйтесь использовать ортопедический корсет. Выберите модель, которая подойдет вам лучше других и обеспечит качественную поддержку позвоночника.
  • В ходе моего мини-расследования выяснилось, что крайне вредно во время движения опираться на подлокотники или опущенное окно. Такое положение – не только верный путь к сколиозу. Оно подсадит вашу печень и поджелудочную.

И, конечно же, не забывайте про активный образ жизни. Почаще покидайте салон любимого авто, гуляйте, занимайтесь спортом. Отлично снять напряжение с позвоночника помогает плавание, а во время силовых тренировок старательнее укрепляйте мышцы брюшного пресса и спины.

Нет ничего удивительно в том, что хороший инструктор уделит много внимания правильному положению ученика, обучающего вождению. Переучиваться всегда намного сложнее. Если же вам попался не слишком заботливый учитель, уверен, что мои советы помогут исправить ситуацию. Наслаждайтесь вождением и будьте здоровы!

Сегодня многим приходится значительную часть времени проводить за рулем. Правильно выполненная посадка за рулем позволяет не уставать в дороге и дает возможность оперативно реагировать на изменение дорожной ситуации.

Плохо отрегулированное сиденье водителя не только увеличивает нагрузку на его позвоночник, но и уменьшает угол обзора. Не правильно расположенные руки на руле автомобиля замедляют управление в аварийной ситуации. Обязательные условия комфортной и безопасной поездки: туловище не напряжено, руки и ноги расположены так, чтобы не делать лишних движений.

Регулировка сиденья

Регулировка сиденья обеспечивает комфортное расположение места водителя в зависимости от его веса и роста. Обеспечивается правильная посадка за рулем путем выбора удобного расстояния между сиденьем, педалями и рулем. Удобное расстояние подразумевает правильное расположение ног - они должны быть немного согнуты и могут свободно перемещаться между педалями автомобиля.

Затем устанавливается угол наклона спинки водительского кресла. В зависимости от сложности и длительности поездки, его выбирают 90° или 75°. В любом варианте необходим плотный контакт спины водителя со спинкой сиденья. Не менее важно отрегулировать высоту подголовника. Он должен располагаться на уровне затылка.

Проверяем регулировку сиденья. Если руки достают до верхней части рулевого колеса автомобиля, ноги свободно нажимают на педали, значит все выполнено правильно.

Регулировка руля

Следующий этап - надо установить комфортное положение рук на руле с помощью регулировки положения руля по высоте и наклону. Возможность изменять удаленность руля от места водителя входит в перечень обязательных опций практически любого современного авто.

Ошибки регулировки руля автомобиля:

  • Установлен низко - руки меньше устают, но нельзя допустить, что бы он касался колен и мешал ногам управлять педалями.
  • Установлен далеко - руки будут напряжены и быстро устанут.
  • Установлен слишком близко, тогда трудно управлять движением автомобиля.

Выбирают среднее положение, когда возможно свободное вращение рулевого колеса. При этом руки должны быть в полусогнутом положении, примерно на 120°.

Регулировка считается выполненной правильно, если руль не закрывает приборную панель, а кисти рук, удерживающие рулевое колесо в среднем положении, расположены немного ниже плеч.

Размещаем руки на руле

Нередко на дороге возникает ситуация, когда нужно максимально быстро изменить траекторию движения автомобиля. Безопасный выход из критической ситуации обеспечивает только правильное положение рук на руле. Опытные инструкторы рекомендуют разместить руки на руле в следующем положении:

  • правая рука на отметке 3 часа;
  • левая рука на отметке 9 часов;
  • кисти рук немного выше локтей.

Пальцы должны плотно охватывают обод руля, но сильно напрягать мышцы не стоит – руки быстро устанут. Если руль с горизонтальной перекладиной, пальци на нее опираются. В этом случае улучшается управляемость и легко выполнить повороты не отрывая рук от рулевого колеса.

Применяется вариант, когда руки немного сдвинуты вверх (положение 2 часа и 10 часов). Тогда, без перехвата рук, безопасным будет поворот на угол меньше 45°.

Для водителя важно привыкнуть к правильному стилю вождения без перехвата руля.


Расположение ног на педалях

Проверили положение рук на руле, теперь учимся правильно размещать ноги на педалях. Основное условие - при управлении ноги не «блуждают» по полу кузова. При переносе ноги с одной педали на другую, с отрывом от пола, может смещаться центр тяжести, соответственно ухудшается управление. Для водителя с небольшим стажем вождения это опасно вдвойне: возможна ошибка при выборе педали (вместо тормоза, нажимается газ).

Оптимальный вариант - стопа правой ноги размещается между педалями газ-тормоз. Управление выполняется поворотом стопы влево или вправо, не отрывая пятки от пола.Такая позиция наиболее удобная для безопасного управления. Педали тормоз-сцепление требуют повышенного усилия при нажимании, поэтому они нажимаются средней части стопы.

На машине с АКПП (автоматическая коробка передач) нет педали сцепления, вместо нее есть подставка для левой ноги. Управление тормозом и газом выполняется также, как и для авто с механикой, правой ногой.

Сели и пристегнулись

Знание того, как правильно сидеть за рулем не поможет, если во время поездок не пристегиваться ремнем безопасности. Большинство авто имеют подушку безопасности. Объем всех подушек безопасности, при их срабатывании, рассчитывается из условия, что пассажир не просто пристегнут ремнем безопасности, но сделал это правильно.

Итак, правильно, это значит, что ремень:


Проверка подготовки к движению:

  • сесть на сиденье;
  • пристегнуться ремнем безопасности;
  • уточнить удаленность руля от рук водителя;
  • проверить возможность быстро управлять педалями автомобиля.

При необходимости надо откорректировать установку водительского кресла.

Полезно знать

Прошли обучение по теме «как правильно сидеть за рулем», теперь несколько рекомендаций по эксплуатации автомобиля.

В основном это советы для начинающего водителя:

  • перед пуском двигателя с МКПП убедитесь в том, что выключена передача, либо выжмите педаль сцепления;
  • перед началом движения в обязательном порядке проверяйте степень обзора в зеркалах заднего вида;
  • проверку расположения сидений и руля следует проверять после каждой смены водителя.

Спешка либо халатность в подобных вопросах может обернутся неприятными последствиями во время движения.