Курс подготовки экипажа бтр 70. Средства наблюдения и связи

.

В предыдущей части было показано, что положительных доказательств наличия производства корпусов БТР-3 с нуля нет. В следующей же части будут проанализированы отдельные элементы конструкции БТР-3 и будет показана их принадлежность оригинальным БТР-80 через призму эволюции корпусов из Выксы и продукции ХКБМ им. Морозова.

Данный пост имеет утилитарную цель не пестрить и не перегружать дальнейший текст фотографиями и проиллюстрировать эволюцию продукции и возможностей обоих заводов-конкурентов через подборку машин различных поколений. Именно на этой эволюции продукции в следующей заметке будет построено повествование.

Это не энциклопедическая статья и не попытка рассказать всё, что можно. Но это и не делает пост чисто техническим текстом. Большинство не искушенных в военной технике читателей, скорее всего, найдут тут кое-что новое для себя. Подробнее читайте Википедию и профильные сайты.

Арзамасский машиностроительный завод


г. Арзамас, Нижегородская область, Россия
Изготовитель корпусов: Завод Корпусов (г. Выкса, Нижегородская область, Россия)
Ранее - Заволжский.

БТР-70 ранних выпусков


Отличительные особенности:
- Один короткий поручень около передней подножки;
- Закруглённые гнутые подножки;
- Ограждение фар с помощью трубчатых дуг;
- Массивный ребристый волноотражательный щиток.

БТР-70/70М поздних выпусков






Часто встречаются БТР-70 с деталями машин различных поколений. Отличительные особенности в основном обусловлены заменой двигателя и модернизацией:
- Дополнительный второй небольшой поручень около передней подножки;
- Новая крыша, у части машин только над силовой установкой, у других - полностью новая крыша корпуса;
Унификация с БТР-80:
- Новый облегченный волноотражательный щиток с характерным выступом снизу;
- Круглые передние резиновые буферы и площадки для их крепления;
- Угловатые сварные подножки;
- Защита фар с помощью стальной коробчатой конструкции.

БТР-70М - современная глубокая модернизация и унификация с БТР-80
По своим тактико-техническим характе-ристикам БТР-70М максимально соответствует характеристикам БТР-80.






Модернизация БТР-70М заключается в приведении к виду и конструктивному исполнению БТР-80:
- сило-вой установки (двигатель);
- трансмиссии и ходовой части (коробка пере-дач, раздаточная коробка и пр.)
- электрооборудования;
- водометного движителя;
- переделка корпуса в части установки от БТР-80 днища, поперечин, кормы, части листов рубки и крыши над моторным отсеком, центральной перегородки, кронштейнов пола;
- установка установкой боевого модуля БПУ-1 от БТР-80, встречаются версии с БППУ-1 (МБ2-03 от Муромтепловоз) от БТР-80А.

Производит подобный ремонт и модернизацию БТР-70, к примеру, 81-й Бронетанковый ремонтный завод в г. Армавир Краснодарского края.

БТР-80 ранних выпусков





- Симметричная форма корпуса около люков командира и механика-водителя, как у БТР-70;
- Три прибора наблюдения у водителя;
- Короткие поручни;
- Волноотражательный щиток с характерным выступом снизу;
- Круглые передние резиновые буферы (на первых версиях отсутствовали);
- Угловатые сварные подножки;
- Защита фар с помощью стальной коробчатой конструкции (первые машины имели ограждение трубчатое или из стальной формованной пластины);
- Кожухи-"колпаки" на колесных редукторах и бонки на ободе для их крепления.

БТР-80 модернизированных выпусков




Характерные отличительные особенности:
- Несимметричная форма корпуса около люков командира и механика-водителя;
- Дополнительный левый прибор наблюдения у водителя;
- Длинные поручни;
- Упрощённый волноотражательный щиток без выступа снизу;
- Установлена защитный кожух над выходом из корпуса выхлопной системы;
- Прямоугольные передние резиновые буферы;
- Отсутствие на ободах колёс бонок для крепления кожухов-"колпаков".

БТР-80А/82А


Часто все считают, что машины и с индексом «А» имеют только отличный боевой модуль. Однако это не так. Как видно из коллажа БТР-80А первоначально имел корпус от обычного БТР-80, однако в последующем с машины исчезла сложная в изготовлении и нерациональная угловая бойница на стыке боковой и угловой плиты со стороны командира. Примечательно, что на первых серийных машинах место бойницы было заделано заплаткой, а позже шов в данном месте стал ровный.

БТР-90 различных экспериментальных «поколений»

Обсуждать отличия от БТР-90 от БТР-80 практически нет смысла. Они колоссальны. При чем последние версии 90-го отличаются от первых на столько же, на сколько первые отличались от 80-го.
Но данная машина интересна с точки зрения показания преемственности решений и использования в экспериментальной машине имеющихся под рукой возможностей.

Первые экспериментальные машины были больше похожи на надутый БТР-80, размеры увеличились, исчез утиный нос, но принципы построения корпуса были сохранены. В деталях же заимствование от предыдущих машин было серьёзным:
- Волноотражательный щиток от БТР-80;
- Кожухи глушителей выхлопной системы от БТР-80;
- Бойницы от БТР-70;
- Длинные поручни.

Следующие машины уже были более приличными и вылизанными, получив:
- Новые пропорции передней части;
- Собственный оригинальный упрощенный плоский волноотражательный щиток;
- Схожую с БТР-80 защиту фар;
- Исчезли бойницы;
- Число и форма поручней у разных машин менялась от пары больших до десятка коротких.

Именно эта версия БТР-90 с массивным бампером и без волноотражающего щитка стала основой под БТР с модулем «Бахча».

Последние машины, примерно с 2008, получили:
- несимметричную переднюю часть;
- верхняя лобовая бронеплита стала единой, как у БМП;
- люки механика-водителя и командира переместились на лобовую бронеплиту и стали наклонными.
- два вынесенных водомёта вместо одного внутреннего водомётного движителя.

На этом с машинами АМЗ пока всё.

Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова


г. Харьков, Украина

Изготовитель корпусов: Лозовский кузнечно-механический завод (Харьковская обл., Украина)

В целом, раньше предприятие занималось тяжёлой гусеничной техникой. Имеет доступ к огромным запасам советских складов хранения и огромному марку машин действующей украинской армии. Предлагает заказчикам как производство машин якобы с нуля, так и глубокую переделку и локальную модернизацию различных гусеничных шасси под военные и гражданские нужды.
Опыт в области колёсных шасси ограничивается проектами модернизации старых БТР-60/70/80, а так же якобы полностью оригинальными бронетранспортёрами БТР-3, БТР-4 с колёсной формулой 8?8 и бронеавтомобилем «Дозор-Б» с колёсной формулой 4?4.

Разные типы машин в общем виде проиллюстрирую, но без комментариев. Выделять какие-то отдельные варианты машин в этом посте особого смысла не вижу, частные моменты с иллюстрациями опишу в следующей части.

БТР-70 – это советский колесный бронетранспортер, разработанный в начале 70-х годов в КБ Горьковского автозавода. Машина предназначена для транспортировки бойцов мотострелковых подразделений и их поддержки в бою. По сути, данная боевая машина является глубокой модернизацией бронетранспортера БТР-60ПБ.

Благодаря мощной силовой установке, ходовой части с независимой подвеской и восемью ведущими колесами большого диаметра бронетранспортер БТР-70 может преодолевать траншеи, окопы, другие преграды и сопровождать в бою танки и пехоту. А герметичный корпус и водометный движитель позволяет этой боевой машине без подготовки форсировать водные препятствия. БТР-70 оснащен системой защиты от ОМП.

На вооружение БТР-70 был принят 21 августа 1972 года, его серийное производство началось на Горьковском автозаводе в 1976 году. В 1981 году выпуск был перенесен на Арзамасский завод автозапчастей. По лицензии эта машина выпускалась в Румынии. С момента начала серийного производства БТР-70 неоднократно модернизировался. В настоящее время существуют украинские, белорусские, румынские и казахские модификации этого бронетранспортера.

Бронетранспортер до сих пор находится на вооружении российской армии (около 200 штук по состоянию на 2016 год), еще несколько тысяч машин этого типа находятся на консервации. Также их продолжают использовать армии практически всех постсоветских республик. Эксплуатируется БТР-70 и в дальнем зарубежье: в Македонии, Пакистане, Монголии, Сирии, Замбии и других странах. Раньше этот список был куда длиннее, но постепенно БТР-70 снимается с вооружения, потому что в наши дни, он, конечно, уже морально устарел.

За свою долгую карьеру БТР-70 успел достаточно «понюхать пороху». «Боевым крещением» для него стал Афганистан, затем были многочисленные конфликты на территории бывшего Советского Союза (Приднестровье, Абхазия, две Чечни, восток Украины). Применялся БТР-70 и во время югославских войн. В середине 90-х годов Турция закупила у Германии значительную партию этих бронетранспортеров, и использовала их в боевых действиях против курдов.

История создания бронетранспортера

В конце 60-х годов, уже после принятия на вооружение очень удачной БМП-1, стала очевидной необходимость серьезной модернизации бронетранспортера БТР-60 или замены его новой машиной с более мощным двигателем и вооружением. У военных вообще была мысль отказаться от бронетранспортеров и пересадить пехоту на БМП. В итоге решили делать что-то среднее между колесным бронетранспортером и боевой машиной пехоты.

На БТР-60 установили башню от БМП-1 с гладкоствольной пушкой и пулеметом ПКТ. Опытный образец получил обозначение БМП ГАЗ-60, но в серийное производство он так и не был запущен. Потому что из-за увеличившегося веса, новая машина имела крайне неудовлетворительную скорость и маневренность. Однако полученные наработки не пропали впустую, именно на базе БМП ГАЗ-60 и был создан БТР-70.

Конструкторы установили на бронетранспортер два бензиновых двигателя ЗМЗ-4905, каждый из которых имел мощность в 120 л. с. Это позволило достичь высокой удельной мощности и, как следствие, хороших скоростных характеристик нового бронетранспортера. В качестве основного вооружения БТР-70 конструкторы предложили пулемет КПВТ, установленный во вращающейся башенке.

По сравнению с БТР-60 новый бронетранспортер имел меньшую высоту корпуса (на 185 мм), что несколько снижало вероятность поражения его вражеским огнем.

В целом, новая машина военным, поэтому в 1972 году она была принята на вооружение. С конца 70-х годов по советской лицензии выпуск БТР-70 был налажен в Румынии. До конца 90-х годов румынами было выпущено 154 машины.

Опыт эксплуатации БТР-70 показал целый ряд недостатков, которые стали причиной остановки серийного производства этого бронетранспортера. Самой большой проблемой стала большая сложность ремонта и обслуживания трансмиссии и силовой установки, состоящей из двух двигателей. В этом отношении БТР-70 был очень похож на своего предшественника – бронетранспортера БТР-60. Нельзя назвать удачной и конструкцию водометного движителя машины, который имеет склонность к засорению водорослями, тиной и илом.

Описание конструкции

БТР-70 – это боевая колесная бронированная машина, компоновка которой в целом повторяет компоновку БТР-60. Бронетранспортер имеет герметичный корпус, сваренный из листов броневой стали. В лобовой части он имеет толщину 8-10 мм, толщина брони передней части башни составляет 6 мм. Между второй и третьей парой колес по обе стороны корпуса находятся нижние боковые люки, через которые происходит высадка пехотинцев из машины. Также дополнительные люки есть и на крыше корпуса.

В передней части корпуса расположено отделение управления, в котором находятся места водителя и командира. За ним следует десантное отделение, в котором размещаются десантники, здесь же находится башенная установка, боеукладки, приборы наблюдения и др. В кормовой части бронетранспортера расположен силовой отсек с двигателями и трансмиссией.

Вне боя командир и водитель ведут наблюдения через два ветровых стекла, которые в боевой обстановке закрываются бронекрышками, после чего обзор осуществляется с помощью перископических приборов.

Мотострелки в десантном отделении размещены лицом к бортам, что позволяет им стрелять на ходу через амбразуры. Еще один боец находится рядом со стрелком пулеметной установки.

Вооружение БТР-70 состоит из пулеметов КПВТ (14,5 мм) и ПКТ (7,62 мм), которые размещены в круглой вращающейся башенке. Была попытка разместить в ней автоматический гранатомет вместо ПКТ, но эта модификация в серийное производство запущена так и не была. Боекомплект КПВТ составляет 500 патронов.

Силовая установка БТР-70 состоит из двух бензиновых двигателей ЗМЗ-4905. Причем топливные баки расположены отдельно, в специальном отсеке, что снижает вероятность пожара. Кроме того, машина оборудована автоматической системой пожаротушения.

Трансмиссия бронетранспортера механическая, есть четыре передних и одна задняя передача. Раздатка БТР-70 способна передавать усилие на лебедку. Управляющими являются две передние пары колес. Бронетранспортер имеет систему регулировки давления в шинах, которая способна компенсировать потерю давления при простреле или пробитии колеса.

Двухступенчатый водометный движитель позволяет БТР-70 развивать на плаву скорость до 10 км/ч.

Конструкторы бронетранспортера уделили большое внимание защите от поражающих факторов ОМП. Машина оснащена мощной фильтровентиляционной установкой, а также системами радиационной и химической разведки.

Модификации бронетранспортера

С момента начала серийного производства БТР-70 неоднократно модифицировался, также на его базе были созданы машины для выполнения специальных заданий. Еще в советский период на основе этого бронетранспортера была разработана штабная машина БТР-70КШМ, а также машина радиосвязи БТР-70МС. В середине 70-х годов в НИИ Артвооружения была создана противотанковая САУ «Жало-С», которая представляла ПТО, установленное на БТР-70. На вооружение эта боевая машина так и не была принята.

Одним из главных недостатков БТР-70 является сложность его силовой установки, поэтому практически все попытки модернизации этого бронетранспортера были направлены на устранение этой проблемы. Уже в постсоветский период в России и Украине были выпущены две модификации бронетранспортера под одинаковым названием БТР-70М, в которых бензиновые двигатели были заменены одним дизельным. На российском БТР-70М был установлен мотор КамАЗ-7403 (260 л. с.), а также трансмиссия от БТР-80. Украинский БТР-70М, разработанный специалистами харьковского КБ им. Морозова, получил дизель УТД-20. Также на этой машине были изменены боковые люки для выхода десанта.

Существуют и другие модификации БТР-70:

  • БТР-70 «Гром». Это еще одна версия машины, разработанная конструкторами КБ им. Морозова. Вместо бензиновых двигателей, на ней установлен дизельный УТД-20 (как у БТР-70М), кроме того, штатная башня заменена боевым модулем «Гром». В его состав входит 30-мм пушка, автоматический гранатомет, пулемет (7,62 мм) и ПТРК «Барьер» с четырьмя ракетами. Боковые люки выполнены по типу БТР-80;
  • БТР-70 КБА-2. Еще одна украинская версия БТР-70 с двигателем УТД-20 и автоматической пушкой КБА-2 вместо КПВТ;
  • БТР-70Т. Модификация, разработанная компанией «Техимпекс» (Украина). Бензиновые двигатели заменены на два дизеля, машина оборудована новой радиостанцией и колесами. На БТР-70Т может быть установлен другой боевой модуль по желанию заказчика;
  • БТР-70ДИ. Вариант бронетранспортера, разработанный на Николаевском бронетанковом заводе. На него установлен КАЗ «Заслон», современные прицельные приспособления, новая коробка передач, два дизельных двигателя «Ивеко» и автоматическая система пожаротушения. БТР-70ДИ имеет усиленную противоминную защиту и комплекс вооружения, состоящий из 30-мм пушки, автоматического гранатомета и ПТРК «Барьер»;
  • БТР-70М-А1. Модификация бронетранспортера с двумя дизельными двигателями;
  • Кобра-К. Вариант машины, разработанный совместно белорусским 140-м ремонтным заводом и словацкими компаниями. У этой модификации бензиновые двигатели заменены на один дизель КамАЗ-7403, а стандартное вооружение заменено на боевой модуль «Кобра», состоящий из 30-мм пушки и пулемета ПКТ;
  • БТР-70МД. Модификация бронетранспортера, разработанная в Казахстане. От базовой она отличается одним дизельным двигателем и новыми прицельными приспособлениями.

Modernweapon

Бронетранспортер БТР-70 был разрабатан на базе опытного образца колесной боевой машины пехоты ГАЗ-50, которая в свою очередь бала создана на базе БТР-60ПБ. Машина ГАЗ-50 в серийное производство не пошла, но ее шасси послужило базой для создания БТР-70, который был принят на вооружение Советской Армии в августе 1972 года.

БТР-70 - это колесная бронированная машина, с колесной формулой 8х8 и задним расположением двигателя. Корпус БТР-70 закрытый герметичный сварной из катаной броневой стали толщиной 8-10 мм. В передней части корпуса находится отделение управления с местами механика-водителя и командира. Вся средняя часть машины занята десантным отделением, вмещающим 8 пехотинцев.

В бортах корпуса десантного отделения имеются три амбразуры с левого борта и четыре справого для стрельбы из личного оружия пехотинцев. В десантном отделении находится башенная пулеметная установка, укладки боекомплектов, сиденья для пехотинцев и другое необходимое оборудование. Посадка и высадка экипажа происходит через люки в крыше бронетранспортера над соответствующими местами. Посадка и высадка десанта происходит через два люка в крыше десантного отделения и боковые люки между второй и третьей осями.

В моторно-трансмиссионном отделении находятся два 8-цилиндровых бензиновых двигателя ЗМЗ-4905, суммарной мощностью 240 л.с. (176,5 кВт). Оба двигателя приводили в работу водометный движитель. Топливные баки устанавливались в моторно-трансмиссионном отделении в изолированных отсеках.

Колеса БТР-70 оснащены пулестойкими односкатными шинами размером 13.00-18. Колеса передних двух осей управляемые. Машина имеет центральную систему регулировки давления воздуха в шинах, изменяя его, в том числе и на ходу, в пределах от 0,5 до 2,8 кгс/см2. Подвеска всех колес - независимая, торсионная.

БТР-70 может преодолевать водные препятствия вплавь с помощью водометного движителя со скоростью до 10 км/час. Водометный движитель устроен по принципу БТР-60ПБ и представляет собой водовод, идущий от днища моторно-трансмиссионного отделения к нижнему кормовому листу. В нем размещен четырёхлопастной винт диаметром 600 мм, приводимый в движение двумя двигателями. Входное отверстие водовода закрыто решеткой, выходное - двухстворчатой броневой заслонкой, имеющей гидравлический привод. В водоводе установлены два руля, сблокированных с управляемыми колесами. Поворот на воде осуществляется при помощи этих рулей. Движение задним ходом на плаву осуществляется путем перенаправления водного потока в движителе. Кормовое выходное отверстие водовода закрывается, а поток воды направляется в боковые водоводы, выходящие в бортовых листах. БТР-70 сохраняет подвижность на плаву при поломке водомета с помощью вращения колес. При таком движении скорость составляет до 4 км/час.

Штатным вооружением бронетранспортера является бронированная башенная установка кругового вращения с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. БТР-70 снабжен системой защиты от оружия массового поражения.

К недостаткам БТР-70, как и БТР-60 можно отнести сложность и ненадежность установки спаренных двигателей и повышенный расход топлива. Бензин также можно отнести к недостаткам, так как он легко воспламеняется. Серьезным недостатком БТР-70 была неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, хотя в данной машине немного эта проблема решена с помощью боковых люков. Боевое применение этого бронетранспортера вскрыло его неудовлетворительную защищенность от мин и крупных осколков. К этому всему на БТР-70 добавилась и проблема с водомётным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался илом, водорослями и другими побочными предметами.

Характеристики:

  • Классификация: Бронетранспортёр
  • Боевая масса, т: 11,5
  • Экипаж, чел.: 2
  • Десант, чел.: 8
  • Годы производства: с 1972
  • Годы эксплуатации: с 1976
  • Длина корпуса, мм: 7535
  • Ширина корпуса, мм: 2800
  • Высота, мм: 2235..2320
  • База, мм: 4400
  • Колея, мм: 2380
  • Клиренс, мм: 475
  • Тип брони: стальная катаная. Лоб корпуса, мм - 8..10; Борт корпуса, мм - 6; Корма корпуса, мм - 6; Лоб башни, мм - 6; Борт башни, мм - 6; Корма башни, мм - 6
  • Пулемёты: 1 × 14,5-мм КПВТ; 1 × 7,62-мм ПКТ (Углы ВН, град. −5..+30, Углы ГН, град. 360)
  • Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ), 1,5 (ПКТ)
  • Прицелы: ПП-61АМ
  • Тип двигателя: два ЗМЗ-4905
  • Мощность двигателя, л. с.: 2 × 120
  • Скорость по шоссе, км/ч: 80
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 9..10 на плаву
  • Запас хода по шоссе, км: 400..600
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 250..375 по грунтовым дорогам
  • Удельная мощность, л. с./т: 20
  • Колёсная формула: 8×8/4
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,5
  • Преодолеваемый ров, м: 2
  • Преодолеваемый брод, м: плавает

После развала Советского Союза армиям России и получивших независимость молодых республик досталось богатое наследие. Одним из экземпляров боевой техники, созданным советскими оружейными конструкторами, стал БТР-70. Эта как и в годы СССР, так и сегодня используется мотострелковыми подразделениями в качестве средства для транспортирования солдат во время военных действий. Описание, устройство и тактико-технические характеристики БТР-70 содержатся в статье.

Знакомство с транспортной единицей

БТР-70 (фото армейской техники представлено ниже) является советским бронетранспортером, созданным в 70-х гг. в Нижнем Новгороде на Горьковском заводе. Сотрудники конструкторского бюро разработали колесную плавающую бронемашину, в задачи которой входило оказывать огневую поддержку мотострелковым подразделениям и осуществлять транспортировку бойцов.

БТР-70 - это плавающая боевая техника, для которой предусмотрено круговое бронирование. В ходовой части бронетранспортера имеется независимая подвеска - все восемь колес в машине ведущие. Характеристики БТР-70 позволяют ему не отставать от танков и успешно преодолевать водные преграды, траншеи и окопы.

Об истории создания

В 60-х гг. для нужд советских мотострелковых войск была предоставлена 60-я модель бронетранспортера. В то время на вооружении советской армии состояла БМП-1. также доказала свою высокую эффективность. С целью повысить общие боевые и эксплуатационные параметры бронетранспортера было решено создать новую бронированную машину, использующую более мощный двигатель и вооружение. Некоторыми военными был предложен альтернативный вариант: не усовершенствовать бронетранспортеры и полностью отказаться от этого вида транспорта, а использовать исключительно БМП. В результате советскими конструкторами было решено спроектировать для армии технику, в которой удалось бы объединить лучшие характеристики бронетранспортеров и боевых пехотных машин. Для этого с БМП-1 были демонтированы гладкоствольная пушка и и установлены на 60-ю модель бронетранспортера. В технической документации транспортное средство значится как БМП ГАЗ-60. Однако по причине неудовлетворительной скорости и маневренности, обусловленных слишком большим весом, с серийным производством данной машины возникли трудности. Тем не менее, как утверждают эксперты, конструкторские наработки не пропали и были применены при создании БТР-70.

О доработках

С целью повысить скоростные характеристики машины советские оружейные инженеры под руководством И. С. Мухина оснастили БТР двумя бензиновыми двигателями по 120 л. с. каждый. Такое конструкторское решение позволило повысить удельную мощность силовой системы. Функцию основного вооружения в БТР-70 выполняет танковый крупнокалиберный пулемет конструкции Владимирова (КПВТ). Местом его установки стала вращающаяся башенка.

Результат

Для корпуса БТР-70 (фото бронетранспортера представлено в статье), в отличие от 60-й модели, характерна сниженная на 18,5 см высота, благодаря чему новая машина менее уязвима для вражеского огня. Однако бронетранспортер не лишен и некоторых недостатков. Как утверждают специалисты, по причине наличия двух двигателей ремонтировать и обслуживать силовую установку стало труднее. Кроме того, не очень удачным получился водометный двигатель БТР. После преодоления водных преград конструкцию приходится чистить от ила и водорослей. Тем не менее военными бронированная машина была одобрена.

О серийном изготовлении

В 1971 году Минобороны СССР издало указ №0141, согласно которому БТР-70 может быть принят на вооружение советской армией. Начало серийного производства пришлось на 1976 год. Изначально местом изготовления бронетранспортера был Горьковский автомобильный завод. С 1981 г. эту задачу выполняют работники Арзамасского завода автомобильных частей. Кроме того, лицензия на изготовление БТР-70 была выдана Советским Союзом Румынии. До развала СССР румынская промышленность выпустила 154 единицы бронированной техники.

О конструкции

Проектируя компоновку новой машины, разработчики использовали 60-ю модель бронетранспортера. Местом управленческого отдела в БТР-70 стала передняя часть машины. Тут же расположены рабочие места механика и капитана. Солдаты размещены в средней части бронетранспортера - десантном отделении. Для моторно-трансмиссионного отсека отведена задняя часть машины. Лобовая часть БТР оборудована специальными ветровыми стеклами для обзора. С целью сделать видимость достаточно хорошей в любую погоду и время года для окон предусмотрен обогрев и стеклоочистители. Защиту командира и механика от пулевых попаданий обеспечивают специальные бронированные заслонки, которые устанавливаются на окна. В боевой обстановке осмотр местности командиром осуществляется при помощи прибора ТНПКУ-2Б и трех перископических приспособлений. Механик может пользоваться четырьмя перископическими механизмами. Управленческое отделение бронетранспортера для загрузки и выгрузки оборудовано верхними люками. Для изготовления кузова использованы бронированные стальные листы, соединенные при помощи сварки. Лобовая часть бронетранспортера имеет толщину 1 см. Толщина листа, используемого для башни, составляет 0,6 см. Скрытая от противника высадка и посадка мотострелков возможна благодаря наличию специальных люков в нижней части борта машины.

Экипаж бронетранспортера рассчитан на восемь человек. Для них предусмотрены специальные лавочки. Внутреннее устройство БТР-70 конструкторы проектировали так, чтобы у солдат была возможность осуществлять стрельбу из салона. Для этого с обеих бортов машины разместили лавочки, на которые садится экипаж лицом к шести небольшим амбразурам.

Как и для окон в управленческом отделе, для амбразур предусмотрены специальные бронированные крышки. В боевой обстановке обзор солдатами производится при помощи двух перископических приборов.

О вооружении

Огонь по противнику осуществляется из танкового крупнокалиберного пулемета (14,5 мм) и ПКТ калибра 7,62 мм. КПВТ является основным вооружением бронетранспортера. Дальность прицельной стрельбы из данного орудия составляет 2000 м. На одну транспортную единицу прилагается 500 боеприпасов. Танковый крупнокалиберный пулемет используется в качестве дополнительного оружия. Показатель прицельной дальности из этого орудия немного ниже и составляет 1500 м. Боевой комплект для ПКТ состоит из 2000 патронов.

О силовом агрегате

Бронетранспортер оборудован двумя восьмицилиндровыми двигателями ГАЗ-49Б. Местом их крепления стала общая рама. Машинное масло охлаждается теплообменниками и радиаторами. Емкость топливных баков составляет 145 л. С целью снизить их пожароопасность в конструкции бронетранспортера предусмотрены специальные герметичные отсеки. Кроме того, для устройства БТР-70 характерно наличие автоматизированной противопожарной системы. Как утверждают специалисты, нередки случаи, когда один из силовых агрегатов выходит из строя. Бронетранспортер сможет продолжить свое движение, если будет исправным второй мотор. Поэтому разработчики проектировали силовую установку таким образом, чтобы отключение силовой передачи от мотора механик смог выполнять дистанционно.

О ходовой части

Ходовка бронетранспортера состоит из четырех осей. Высокий показатель проходимости машины обеспечен наличием полного привода. Первые две оси являются управляемыми. Для того чтобы развернуть транспорт, механику требуется 12,5 м.

Подвеска торсионного типа. Обод в колесе разъемный. Шины бескамерные с низким уровнем давления, поддерживаемым специальной регулировочной системой. Благодаря ей бронетранспортер может продолжать движение на пробитых колесах. Компрессорам в таком случае для поддержания необходимого уровня давления приходится работать на полную мощность. На асфальтированной поверхности техника может двигаться со скоростью 80 км/ч. Трансмиссия замкнутая с демпферным сцеплением. Машина оборудована механической коробкой передач с четырьмя передними и одной задней передачей. Третья и четвертая оснащены синхронизаторами.

ТТХ

Особенности:

  1. БТР-70 относится к классу бронетранспортеров.
  2. Весит техника 11,5 т.
  3. Экипаж управления состоит из 2 человек. В десантном отделении 8 солдат.
  4. Показатель максимальной скорости составляет 80 км/ч.
  5. Вплавь БТР-70 в течение часа может преодолеть 10 км.
  6. Техника обладает запасом хода 400 км.
  7. Общий показатель мощности силового агрегата составляет 240 лошадиных сил.
  8. Внешняя связь командира осуществляется при помощи радиостанции Р-123М. Для внутренних переговоров предназначено устройство Р-124.

Мнение экспертов

Как утверждают специалисты, неоспоримым достоинством БТР-70 является возможность его использовать в среде с высоким уровнем радиации. Бронетранспортер оборудован специальной системой, которая определяет повышенный радиационный фон. Кроме того, изнутри салон оснащен эффективной вентиляционной системой. Благодаря специальным фильтрам экипаж надежно защищен от химического и радиационного воздействия.

О модификациях

Стандартная версия БТР-70 стала базой для следующих вариантов бронированной техники:

  1. КШМ. Представляет собой командно-штабной передвижной пункт.
  2. МС. При помощи данной техники осуществляется связь. Транспортное средство с упраздненной башней и содержит дополнительные радиостанции.
  3. БТР-70М. Технические характеристики в сравнении с классической версией улучшены. В новой модели вместо двух бензиновых двигателей используется один дизельный КамАЗ-7403. Мощность силового агрегата увеличена до 260 л. с.
  4. 70М-А1. Производят данную модель в Белоруссии. Мощность двух дизельных силовых агрегатов составляет по 136 л. с. Техника оборудована кондиционером.
  5. 70М-Б1. Машина белорусского производства. В технике используется дизельный двигатель. Мощность силового агрегата - 260 лошадиных сил.
  6. "Кобра-К". Транспортное средство разработано совместно российскими, белорусскими и словацкими специалистами. Бронетранспортер вооружен улучшенным модулем Cobra. Кроме того, для БТР предусмотрен кондиционер.
  7. 70М-Д. Машина казахстанского производства. Оснащена мотором мощностью 270 л. с. Дополнительно в БТР используются турецкие тепловизоры.

О модели БТР-70 "Звезда"

Судя по многочисленным отзывам потребителей, российская компания «Звезда» сегодня считается одной из крупнейших, выпускающих настольные игры и сборные модели. В каталогах производителя вниманию покупателей представлены пластиковые самолеты, вертолеты, автомобили, корабли и парусники. Большим спросом пользуются сборные наборы БТР-70 "Звезда".

Комплектуется товар 201 деталью, которые закреплены на пяти литниках. Общий размер изделия составляет 210 мм. Для набора предусмотрен масштаб 1:35. Набор комплектуется 9 колесами для БТР-70 и инструкцией.

В заключение

Боевое крещение бронетранспортера состоялось в Афганистане. Позже БТР-70 использовался в многочисленных вооруженных конфликтах на территории Приднестровья, Абхазии, Чечни и восточной Украины. Несмотря на то, что конструкторами создаются новые варианты бронированных машин, как утверждают эксперты, 70-я модель будет востребована еще долгое время.

В середине 1950-х годов стало ясно, что классическое трехосное шасси с неразрезными мостами и рессорно-балансирной подвеской задней тележки как основа для бронетранспортера исчерпало свои возможности. После освоения шин больших сечений с регулируемым давлением все остальные мероприятия, кроме разве что работы над самоблокирующимися межколесными дифференциалами, мало что давали. Новые, очень высокие требования к бронетранспортерам второго послевоенного поколения можно было реализовать только в принципиально иных, гораздо более сложных, но и более эффективных схемах, решениях и конкретных агрегатах. К ним относились: расширенная «танковая» колея; равномерное или близкое к нему расположение шести или восьми колес по базе при управляемых четырех колесах; резко возросшие суммарные мощности силовых агрегатов с целью получения удельной мощности машины не менее 18 - 20 л.с./т; многоступенчатые трансмиссии с большими силовыми диапазонами; самоблокирующиеся межколесные дифференциалы; колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450 - 500 мм; независимые подвески всех колес с большими ходами; гидроусиление рулевого управления; герметичные тормоза; закрытые корпуса с гладкими днищами, способные держать машину на плаву; водоходные движители; башенная установка легких и тяжелых пулеметов с возможностью вести зенитный огонь; бронекорпуса с большим наклоном утолщенных (до 15 - 20 мм) лобовых и бортовых листов; противоатомная защита экипажа и десанта; возможность авиатранспортировки.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

В начале 1980-х годов после успешных заводских и государственных испытаний на вооружение Советской Армии был принят бронетранспортер БТР-80, разработанный в КБ ГАЗа под руководством И.С.Мухина и Е.М.Мурашкина. Предприятием-производителем был определен АМЗ - Арзамасский машиностроительный завод. Первый серийный БТР-80 покинул заводские цеха 24 февраля 1984 года.

БТР-80 (ГАЗ-5903) представляет собой модернизированный вариант своего предшественника - бронетранспортера БТР-70. Компоновка машины, конструкция корпуса, вооружение, ходовая часть - серьезных изменений не претерпели. Практически прежними остались и габариты машины. Кстати, при их оценке необходима корректность сравнения. Так, в некоторых справочниках высота БТР-70 указывается 2235 мм, а БТР-80 - 2460 мм. В первом случае - это высота машины при полной массе по крыше башни, во втором - высота пустой машины по прибору ТНПТ-1. Высота же бронетранспортеров при полной массе по указанному прибору наблюдения, - соответственно, 2320 и 2350 мм. К заметным внешним отличиям БТР-80 можно отнести двухстворчатые двери для посадки и высадки десанта в бортах корпуса и семь лючков с шаровыми опорами для стрельбы из личного оружия в лобовом и бортовых его листах. По-иному расположены и люки над десантным отделением, в крышках которых имеются лючки для стрельбы из автоматов по высоко расположенным целям.


Все серийные бронетранспортеры БТР-80 оснащены автономной башенной пулеметной установкой БПУ-1, предназначенной для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В БПУ-1 установлен 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность при стрельбе из пулемета КПВТ по наземным целям - 2000 м, из ПКТ - 1500 м, по воздушным из КПВТ - 1000 м. Боекомплект КПВТ состоит из 500 патронов в лентах в 10 коробках, а ПКТ - из 2000 патронов в лентах в 8 коробках. Наведение пулеметов по вертикали возможно в диапазоне от -4° до +60°, по горизонтали - 360°. Механизмы наведения - ручные. Для стрельбы используется прицел 1ПЗ-2, который обеспечивает поражение как наземных, так и воздушных целей. Слева от прицела в стенке башенной пулеметной установки размещен прибор наблюдения ТНП-205, а в крыше - прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе обзора. На кормовой стенке башни размещены 6 пусковых установок ЗД6 системы 902В «Туча» для запуска 81-мм дымовых гранат. Масса БПУ-1 в снаряженном состоянии составляет 540 кг.

Наиболее важные и принципиальные изменения в конструкции БТР-80 остались незаметны глазу. В отличие от БТР-70 на этой машине силовая установка состоит из одного дизельного 8-цилиндрового V-образного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения КамАЗ-7403 с турбокомпрессорным наддувом мощностью 260 л.с. при 2600 об./мин, рабочим объемом 10 850 см 3 .



1 - волноотражательный щиток; 2,11 и 12 - амбразуры для стрельбы из автоматов; 3 - смотровые люки командира и механика-водителя; 4 - крышки смотровых люков; 5 - гнездо прибора наблюдения ТКН-3; 6 - гнезда прибора наблюдения ТНПО-115; 7 - люк башенной установки; 8 и 9 - поручни; 10 - амбразура для стрельбы из пулемета; 13 - верхняя створка двери бокового люка; 14 - крышка люка фильтра ФВУ; 15 и 20 - буксирные крюки; 16 и 18 - подножки; 17 - нижняя створка двери бокового люка; 19 - ограждение фары; 21 - крышка люка выдачи троса лебедки; 22 - передние буфера



1 - гнездо заднего фонаря; 2 - защитные щитки воздухоотвода; 3 - люк башенной установки; 4 - амбразура для стрельбы из пулемета: 5 и 6 - поручни; 7,9 и 11 - амбразуры для стрельбы из автоматов; 8 и 14 - подножки; 10 - верхняя створка двери бокового люка; 12 - нижняя створка двери бокового люка; 13 - крышка ниши для аккумуляторных батарей; 15 - выходной канал заднего хода на плаву; 16 - штырь буксирного приспособления; 17 - заслонка водометного движителя: 18 - козырек отводящего патрубка водооткачивающего электронасоса; 19 - крышка заправочной горловины топливного бака; 20 - задний буфер



Размещение одного двигателя вместо двух повлекло за собой и изменения в конструкции агрегатов трансмиссии. Она включает в себя сухое двухдисковое сцепление, пятискоростную коробку передач с синхронизаторами на 2, 3, 4-й и 5-й передачах, карданную передачу. Вместо двух раздаточных коробок установлена одна межосевая двухступенчатая с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-й - 3-й и на 2-й - 4-й мосты) и принудительной блокировкой дифференциала. Блокировочные устройства обеспечивают включение понижающей передачи и блокировку межосевого дифференциала только при включенных передних мостах. Чтобы при перегрузке элементов трансмиссии (при заблокированном дифференциале) исключить поломки, в раздаточной коробке имеется фрикцион - муфта предельного момента. На раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку, Главные передачи ведущих мостов - с кулачковыми дифференциалами повышенного трения. Колесные редукторы - одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями. Колеса с разъемными ободами и с бескамерными пулестойкими пневматическими шинами КИ-80 или КИ-126 размерами 13.00-18. Давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см 2 .



1 - хомут консоли; 2 - консоль; 3 - крышка входного окна; 4 - прицел; 5 - оттяжная пружина механизма перезаряжания КПВТ; 6 - прибор наблюдения ТНПТ-1; 7 - ролик; 8 - трос; 9 - пусковая установка системы 902В; 10 - кронштейн стопора люльки по-походному; 11 - пружина; 12 - стопор люльки; 13 - гильзозвеньесборник; 14 - буфер рукоятки; 15 - рукоятка механизма перезаряжания КПВТ; 16 - звеньесборник; 17 - пробка уплотнителя маски; 18 - уравновешивающий механизм; 19 - механизм поворота; 20 - пламегаситель; 21 - планка стопора люльки









КО-командир отделения; МВ - механик- водитель: СН- стрелок-наводчик БПУ-1; СП - стрелки-пулеметчики с пулеметами ПК; СА - стрелки-автоматчики с автоматами АКМС (АКС-74); СГ - стрелок- гранатометчик; ПГ - стрелок-помощник гранатометчика; АА - амбразуры для стрельбы из автомата АКМС (ЛКС-74); АП - амбразуры для стрельбы из пулемета ПК

Подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному - у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей - управляемые.

Силовая установка позволяет боевой машине массой 13,6 т развивать максимальную скорость по шоссе не менее 80 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км.

Движение по воде обеспечивается работой одноступенчатого водометного движителя с четырехлопастным рабочим колесом диаметром 425 мм. Выходное окно водомета при движении по суше закрывается броневой заслонкой. При движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода. Максимальная скорость на плаву - не менее 9 км/ч. Запас хода на плаву при средних эксплуатационных режимах работы двигателя (1800 - 2200 об/мин) - 12 ч.

После пожара на заводе двигателей КамАЗа в апреле 1993 года была разработана установка на бронетранспортер дизеля ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с., что почти не сказалось на подвижности машины.

На машинах ранних выпусков устанавливались радиостанции Р-123М и ТПУ Р-124, в дальнейшем замененные на Р-163-50У и Р-174.

В 1994 году был принят на вооружение бронетранспортер БТР-80А (ГАЗ-59029). Работы по созданию этой машины велись АО ГАЗ под руководством А.Масягина. Основное отличие новой модификации от БТР-80 - башенная пушечно-пулеметная установка, предназначенная для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В установке размещены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней пулемет ПКТ. Вертикальные углы наведения от -5° до +70°. Боекомплект - 300 снарядов и 2000 патронов. Все вооружение размещено на лафете, вынесенном за пределы обитаемого отделения, что уменьшает его загазованность при стрельбе. На БТР-80А установлены дневной прицел 1ПЗ-9 и танковый ночной прицел ТПН-3-42 «Кристалл», позволяющий в ночных условиях поражать цели на дальности до 900 м. Боевая масса машины возросла до 14,5 т.

Одновременно с БТР-80А был разработан БТР-80С - вариант для внутренних войск. Вместо 30-мм пушки на нем установлен крупнокалиберный пулемет КПВТ. Правда, в связи с отсутствием фотографий этой боевой машины, трудно сказать, производится ли она серийно.

С 1990 года в войска поступает самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С23 «Нона-СВК».















В качестве базы при его создании использовано шасси БТР-80. 120-мм нарезное орудие 2А60 установлено в конической сварной башне, выполненной из алюминиевого сплава. Угол горизонтального наведения составляет 70° (по 35° на сторону). Вертикальное наведение возможно в пределах от -4° до +80°. Максимальная скорострельность - 10 выстр./мин. Стрельба из САО может вестись только с места как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными снарядами и 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными, осветительными, дымовыми и зажигательными минами. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом ЗВОФ54 - 8700 м, осколочно-фугасной миной - 7100 м. Башня оборудована командирской башенкой, на крыше которой установлен пулемет ПКТ, предназначенный для самообороны. Пулемет соединен тягой с прибором ТКН-ЗА, что позволяет вести прицельную стрельбу, управляя огнем из башенки. Машина оборудована системой постановки дымовых завес 902В «Туча».

Что касается других модификаций БТР-80, то в первую очередь стоит упомянуть командирский бронетранспортер БТР-80К, предназначенный для командира мотострелкового батальона. Для работы офицеров оборудовано три рабочих места. На машине установлены две радиостанции Р-163-50У, 11-м телескопическая мачта, навигационная аппаратура ТНА-4-6 с индикаторным планшетом, две выносные УКВ-радиостанции Р-159.





Заслуживает упоминания бронированная медицинская машина БММ-80 (ГАЗ-59039) «Симфония». Кроме экипажа в ней возможна перевозка 7 раненых в медицинском отделении и 2 - на крыше на носилках. В зависимости от состава медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, БММ может использоваться для эвакуации раненых с поля боя (БММ-1), как медпункт батальона (БММ-2) и подвижная перевязочная с врачебной бригадой и комплексом автоперевязочной АП-2 (БММ-3).

Кроме того, на шасси БТР-80 созданы командно-штабная машина БТР80КШ (ГАЗ-59032), бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (ГАЗ-59033), машина радиационной и химической разведки РХМ-4 (РХМ-4-01), унифицированное шасси К1Ш1, коротковолновая радиостанция оперативно-тактического звена управления Р-165Б, подвижные пункты управления ПУ-12М6 и ПУ-12М7 батареи ЗРК, подвижной командно-наблюдательный пункт ПКНП «Кушетка-Б», станция спутниковой связи и звуковещательная станция.

Бронетранспортеры БТР-80 начали поступать на вооружение мотострелковых частей Советской Армии, морской пехоты ВМФ, пограничных и внутренних войск в середине 1980-х годов. Впервые на военном параде в Москве они были показаны 7 ноября 1987 года.





БТР-80 применялись советскими войсками в Афганистане, использовались практически во всех «горячих» точках на территории и СНГ. Бронетранспортеры БТР-80 различных модификаций используются Российской Армией в Чечне и Таджикистане. Они состояли на вооружении российских контингентов сил ООН в Боснии и Косове.

БТР-80 находятся на вооружении практически во всех странах СНГ, а также в Эстонии (20 единиц), Венгрии (245), Турции (100), Индонезии (12 БТР-80А), Бангладеш (78) и Сьерра-Леоне. По непроверенным данным, 60 машин поставлено в Алжир и 10 - в КНДР.

Шаги по модернизации БТР-80 предпринимаются и за рубежом. В частности, на Украине серийно выпускается (или переделывается из БТР-80) бронетранспортер БТР-94, вооруженный двумя 23-мм пушками (по другим данным, - 14,5-мм пулеметами КПВТ) в оригинальной башенной установке. В вооруженные силы Украины поступило 90 таких машин, еще 50 в 2003 году было продано Иордании. Правда, недавно Иордания передала все эти БТРы Ираку, возможно, по причине их низкого качества, о котором сообщалось в печати.

Более удачной конструкцией оказался бронетранспортер Guardian - версия БТР-80, оснащенная дизельным двигателем Deutz BF6M1015 мощностью 326 л.с. и автоматической трансмиссией Allison MD3066.









На машине размещен боевой модуль «Шквал» с 30-мм автоматической пушкой 2А72, пулеметом ПКТ, автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя» и двумя ПТУР. На вооружение морской пехоты Объединенных Арабских Эмиратов поступило 90 таких машин.

БТР-80 - последний серийный вариант обширного семейства отечественных бронетранспортеров. С сожалением нужно признать, что за прошедшие с момента создания БТР-60 годы в его конструкции мало что изменилось. Спустя 40 с лишним лет на вооружение Российской Армии поступает машина, мало чем отличающаяся от БТР-60ПБ. Кардинальные изменения затронули только моторно-трансмиссионный блок, все остальное модернизировано, конечно, но, по большому счету, осталось прежним. Машина, безусловно, надежная, маневренная, с отличной проходимостью, к тому же плавающая.

А вот то, что больше всего, по мнению автора, нуждалось в пересмотре - компоновка, - так и осталось без изменений. У так называемого «активного размещения десанта», конечно, много достоинств, но такая компоновка больше подходит для боевой машины пехоты, имеющей несколько иной круг задач.





Как это следует из договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), подписанного в Вене в 1990 году, термин «бронетранспортер» означает «боевую бронированную машину, сконструированную и оборудованную для транспортировки боевого пехотного отделения, которая, как правило, вооружена встроенным или штатно устанавливаемым оружием калибра менее 20 мм». Вот так - для транспортировки, а не для ведения боя не спешиваясь. Последнее относится уже к термину «боевая машина пехоты», которая «обычно обеспечивает десанту возможность вести огонь из машины под прикрытием брони». Но именно желание обеспечить эту возможность ярко прослеживается в конструкции рассматриваемых советских бронетранспортеров, достигая апогея у БТР-80 с шаровыми установками для ведения огня из автоматов, вдобавок расположенными таким образом, чтобы огонь сосредотачивался в передней полусфере. Под категорию боевых машин пехоты при подписании ДОВСЕ БТР-80 не попал исключительно из-за своего вооружения, калибр которого был меньше 20 мм, а вот БТР-80А уже подпадает.