Переход на пятое поколение: чем могут быть полезны ВМФ новые газотурбинные двигатели.

Во вторник, 25 апреля, президент РФ Владимир Путин сказал, что КПД и ресурс новых российских морских газотурбинных двигателей превзойдут зарубежные на 10-15%. Такое заявление он сделал на церемонии нового комплекса НПО "Сатурн" по производству морских ГТД. Большинство таких двигателей рыбинского "Сатурна" имеют больший КПД, чем аналоги из Николаева – 36% против 32%. Однако при сравнении с украинской продукцией преимущество, которое озвучил президент, есть пока не у всех отечественных агрегатов. FlotProm сравнил характеристики ГТД.

Запуск на рыбинском НПО "Сатурн" с 2018 года серийного производства морских ГТД сделает ВМФ России независимым от импортных газотурбинных агрегатов. А поскольку разработки "Сатурна" современнее изделий николаевского "Зоря-Машпроекта" (Украина), у них несколько выше и КПД. По словам Владимира Путина, коэффициент полезного действия отечественных двигателей вырастет на 10-15%, ведь это "более современная техника по сравнению с той, что мы брали раньше". FlotProm проанализировал КПД силовых установок.


В рамках импортозамещения НПО "Сатурн" с 2014 года ведет три опытно-конструкторские работы по двигателям М90ФР, "Агрегат-ДКВП" и М70ФРУ-Р, рассказали FlotProm в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Новыми двигателями российского производства оснастят фрегаты проектов и , малый десантный корабль на воздушной подушке "Зубр ", а также другие корабли и суда ВМФ России.

25 апреля в Рыбинске продемонстрировали два корабельных газотурбинных двигателя – М70ФРУ и М70ФРУ-2. FlotProm приводит таблицу с характеристиками этих ГТД в сравнении с украинскими аналогами и двигателем М90ФР.

Производитель "Зоря-Машпроект" НПО "Сатурн" "Зоря-Машпроект" НПО "Сатурн" НПО "Сатурн"
Силовая установка М35 М27 М27/М7Н1 М55Р
Двигатель ДП71/ДМ71
(UGT6000)
М70ФРУ-2 Д090
(UGT15000R)
М70ФРУ М90ФР
КПД, % 32 32,4 32 36 ~36
Мощность, МВт 7,35 7,35 14,7 14 20,2
Частота вращения силовой турбины,
об/мин
7000 7200 4400 6500 3450
Температура
на выходе
из силовой турбины, °C
440 506 430 523 -

КПД российского газотурбинного двигателя для ДКВП "Зубр" выше украинского всего на 0,4%

Двигатель М70ФРУ-2 производства НПО "Сатурн" станет основой для силовой установки малого десантного корабля на воздушной подушке "Зубр" (проект 12322). Главной энергетической силовой установкой "Зубра" первоначально была ГТУ типа М35. Она включает в себя три тяговых газотурбинных агрегата (ГТА) М35-1 и два нагнетательных ГТА М35-2. В состав каждого из агрегатов входят ГТД еще советской разработки ДП71 (в украинской классификации – UGT6000) разработки и производства "Зоря-Машпроект". Двигатели ДП71 производятся в Николаеве с 1978 года.

Для замены украинских ГТД "Сатурн" в 2014 году начал работы по ОКР "Агрегат ДКВП". Цель опытно-конструкторской работы – создание газотурбинного двигателя М70ФРУ-2 и корабельных ГТА М35Р-1, М35Р-2 и М70Р мощностью 10 000 л.с. В характеристиках двигателя М70ФРУ-2, представленных 25 апреля НПО "Сатурн", указан КПД в 32,4%. Это всего на 0,4% лучше украинского ГТД.


Возможно, характеристики рыбинских ГТД (особенно М70ФРУ-2) в будущем улучшатся, так как завершение всех трех ОКР запланировано на декабрь 2017 года, и не все испытания еще окончены. В ОДК 25 апреля заявили, что "дальнейшее развитие морских ГТД может пойти по пути увеличения мощности, а также повышения КПД двигателей". Кроме того, "Сатурн" сплавы из кобальта.

По данным источника FlotProm в николаевском "Зоря-Машпроект", применение новых кобальтовых сплавов, используя аддитивные технологии, может "несколько улучшить характеристики газотурбинного двигателя, в том числе способствовать повышению его КПД". На украинском предприятии назвали использование кобальтовых сплавов и аддитивных технологий своим "ноу-хау", работа над которым ведется уже несколько лет.

Российские ГТД для фрегатов проекта 11356 и СКР проекта 11540 обогнали украинские по КПД

Рыбинские двигатели М70ФРУ и М90ФР созданы для замены ГТД украинского производства ДС71 и Д090 соответственно. Об этом FlotProm сообщил источник, знакомый с ситуацией. В главной энергоустановке М27, использующейся на СКР "Ярослав Мудрый" проекта 11540 "Ястреб", "девяностые" двигатели являются форсажными, а "семидесятые" – маршевыми. При этом российские двигатели имеют КПД в 36% против 32% у ГТД украинского производства.

ГЭУ фрегатов проекта 11356 – установка М7Н1, в которой маршевыми являются все те же двигатели ДС71 (в украинской классификации – UGT6000), а форсажными – ДТ59 (UGT16000). КПД последнего – всего 30%.

Производители и конструкторы газотурбинных двигателей: КПД таких установок ограничен 38-40%

По мнению главного конструктора "Коломенского завода" Валерия Рыжова, которое он высказал в FlotProm в 2015 году, КПД газотурбинного двигателя "находится в пределах 36%, не более. Для повышения этого показателя надо увеличить температуру сгорания в камере. Это в свою очередь приводит к тому, что наступает предел длительной прочности материала рабочих лопаток при высокой температуре. В дизельном двигателе максимальная температура сгорания достигает 1700 градусов, в газотурбинном двигателе такую температуру создать нельзя – сгорят рабочие лопатки турбины".
По информации Объединенной двигателестроительной корпорации, КПД большинства их новых двигателей составляет 36%. Источник FlotProm на предприятии "Зоря-Машпроект" заявил, что КПД газотурбинных двигателей можно довести максимум до 38-40%.
Последние украинские разработки – например, двигатель UGT 25000, имеет заявленный производителем КПД от 36 до 37% (в разных модификациях). При этом британская компания Rolls-Royce в 2016 году заявила , что КПД ее двигателя MT-30 составляет свыше 40%.

Эффективность ГТД зависит от качества материалов и запчастей

Как рассказали FlotProm в группе компаний "Дизельзипсервис", которая занимается в том числе ремонтом газотурбинных двигателей, КПД, заявленный "Роллс-Ройсом", выглядит сомнительно, это скорее маркетинговый ход. Представитель компании добавил, что КПД газотурбинных силовых установок сильно зависит от особенностей эксплуатации двигателя, а также от качества материалов и запчастей. "Так, после модернизации системы топливоподачи у двигателя ДЖ59 и установки на него новых лопаток из современных сплавов, коэффициент полезного действия ГТД увеличился, а расход топлива – уменьшился", – сказал представитель ГК "Дизельзипсервис".

Он также отметил, что новшества вроде кобальтовых сплавов и аддитивных технологий могут еще улучшить этот показатель. "Например, двигатель ДВ71Л (UGT6000+) до капремонта был "усталым", его КПД уменьшился вполовину с 30%. Ремонт на "Кингисеппском машиностроительном заводе" с применением новых материалов позволил восстановить это значение почти до показателей нового двигателя. Но заводское качество изготовления ГТД принципиально важно", – резюмировали в "Дизельзипсервисе".

о достройке еще трех фрегатов типа «Адмирал Григорович» для Черного моря. Однако для этого требуется решить вопрос с газотурбинными установками, которые отказалась поставлять России Украина.

Новый боевой корабль носит имя последнего морского министра Российской империи, Ивана Константиновича Григоровича, который прославился своей блестящей речью в Государственной Думе, текст которой написал знаменитый кораблестроитель и будущий академик Алексей Крылов. Речь произвела такой эффект на депутатов, что они почти единогласно проголосовали о выделении 500 миллионов рублей на «воссоздание флота», погибшего при Цусиме. Построенные под руководством Григоровича боевые корабли составили 100 % линкоров, 40 % крейсеров и 30 % эсминцев в составе флота, встретившего в1941 году Великую Отечественную войну.

Фрегаты проекта 11356Р/М - прямое продолжение сторожевиков проекта 11356, которые строились для Индии.

Фрегаты проекта 11356Р/М радикально отличаются от своих предшественников составом оборудования, вооружением и архитектурой, в которую внедрены элементы технологий малой радизаметности. Их полное водоизмещение - 4035 т, длина - 124,8 м, ширина - 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная установка (по схеме COGAG) суммарной мощностью 56000 л.с. позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах - 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М впервые в практике отечественного кораблестроения несут 36 ракет 9М317М ЗРК «Ураган-Торнадо» (в экспортном исполнении - «Штиль-1») в носовых вертикальных пусковых установках сотового типа 3С90М. Это позволяет уменьшить время реакции на возникающие воздушные угрозы и повышает огневую производительность. Скорострельность увеличивается в шесть раз по сравнению с ЗРК «Ураган» («Штиль») старого образца (каждые 2 секунды вместо 12). Кроме того, обеспечивается круговая защита корабля (сектор обстрела - 360°). Этим ЗРК одновременно можно обстреливать от двух до двенадцати воздушных целей на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

Не менее впечатляющим является ударное вооружение. В носовой пусковой установке 3С-14 размещаются восемь ракет многоцелевого комплекса Калибр-НК, предназначенных для уничтожения надводных или наземных стационарных и ограниченно подвижных объектов. Вместо них или их части в тех же вертикальных пусковых установках могут находиться сверхзвуковые высокоманевренные ПКР «Оникс» или противолодочные баллистические ракеты 91Р.

Артиллерийское вооружение представлено новейшей 100-мм универсальной автоматической пушкой А-190 с дальностью поражения морских, воздушных и береговых целей до 20 км. Два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М предназначены для обороны от крылатых ракет противника на ближнем рубеже и уничтожения других малоразмерных морских и воздушных целей.

Помимо ракет 91Р комплекса «Калибр-НК» противолодочное оружие представлено двумя двухтрубными противолодочными 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53-956, РБУ-6000 и вертолетом Ка-27ПЛ, для которого в корме имеется взлетно-посадочная площадка и ангар. Электронное оснащение фрегатов проекта 11356Р/М тоже отвечает современным требованиям. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, ГАС, средства РЭБ.

Ранее сообщалось, что вторая тройка фрегатов проекта 11356Р/М возможно будет продана Индии из-за непоставки для них украинской двигательной установки. После объявления правительством Украины эмбарго на передачу России продукции военного и двойного назначения николаевское предприятие «Зоря» - «Машпроект» остановило поставку российскому Прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь» газотурбинных установок М7Н1 для фрегатов проекта 11356Р/М, хотя деньги за них были уплачены. Таким образом, газотурбинные установки имеются только на первых трех кораблях «адмиральской» серии.

Именно из-за неясности с поставкой украинских двигателей затянулся ввод в строй флота «Адмирала Григоровича». И только сейчас Минобороны приняло решение наладить серийное производство двигателей для российских боевых кораблей на НПО «Сатурн».

НПО «Сатурн» обещает через два года наладить производство отечественных газотурбинных установок для боевых кораблей. Даже если сроки будут выдержаны, для установки на серийные корабли потребуются серьезные испытания силовых установок, которые займут не один месяц.

Не лучше ли приобрести для второй тройки фрегатов проекта 11356Р/М аналоги украинских двигателей в Китае? Китайский ВМФ вначале закупал для своих кораблей двигатели производства украинского предприятия «Зоря» - «Машпроект», а затем наладил собственное производство, видимо просто их скопировав. Вряд ли их производство лицензировано, но торговая марка на ГТУ - китайская.

Черноморский флот сегодня остро нуждается в усилении современными сторожевыми кораблями, и вряд ли стоит ждать два-три года до появления отечественных двигателей для российских сторожевиков. С китайскими ГТУ адмиральская серия фрегатов сможет появиться на рейде Севастополя в максимально короткий срок.

Рыбинское НПО "Сатурн" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК) с 2018 года рассчитывает выйти на серийное производство отечественных двигателей для кораблей ВМФ России.

Этому поспособствует создаваемый на рыбинском предприятии уникальный сборочно-испытательный комплекс, который предназначен для проведения всех видов испытаний корабельных газотурбинных двигателей (ГТД), газотурбинных и дизель-газотурбинных агрегатов. Также ОДК реализует инвестиционный проект "Техническое перевооружение предприятия для обеспечения производства газотурбинного двигателя М90ФР"."Реализация указанного комплекса работ позволит НПО "Сатурн" с 2018 года перейти на серийное производство ГТД М70ФРУ, М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р, М90ФР, ГТА М35Р и М70, а также агрегатов на основе перспективных двигателей с модернизацией редукторных комплексов и систем управления", - сообщает ОДК.Там отметили, что технологические решения, заложенные в испытательный комплекс, позволяют испытывать корабельные агрегаты более чем 20 различных конфигураций. "Комплекс является универсальным кластером, который не только полностью обеспечивает на этапе импортозамещения текущие потребности РФ в части силовых агрегатов, но позволит испытывать и перспективные газотурбинные двигатели и агрегаты", - сказали в ОДК.В настоящее время завершены общестроительные работы, благоустроена прилегающая территория, установлены основные технологические системы и оборудование. Первичная аттестация испытательных стендов, метрологическая поверка измерительных систем комплекса и его ввод в промышленную эксплуатацию запланированы на декабрь 2017 года.

Перспективные двигатели

ОДК также намерена создать семейство перспективных морских двигателей."Продуктовой ОДК предусмотрены мероприятия, которые позволят в период до 2020 года обеспечить ВМФ РФ современными двигателями российского производства, а с учетом предлагаемых к реализации инициативных проектов создать до 2025 года семейство перспективных морских газотурбинных двигателей и агрегатов", - сказали в ОДК.В корпорации напомнили, что в настоящее время ей ведется ряд опытно-конструкторских работ, направленных на создание отечественных двигателей для кораблей ВМФ РФ вместо украинских.

Современные российские боевые корабли, в частности, фрегаты проектов 22350 и 11356, ранее оснащались силовыми установками николаевского "Зоря"-"Машпроект". Чтобы избежать зависимости от украинских поставок, главкомат ВМФ России еще в начале 2000-х годов утвердил "Концепцию создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ" и возложил функции комплексного поставщика на рыбинское НПО "Сатурн" (входит в состав ОДК).

Двигатель пятого поколения

Морской двигатель пятого поколения будет мощнее и экономичнее предшественников.
"ОДК планирует выполнить ряд научно-исследовательских работ по созданию и исследованию новых коррозионно-стойких жаропрочных сплавов, малоэмиссионных камер сгорания морских ГТД (газотурбинный двигатель - прим. ТАСС), определению облика морского двигателя пятого поколения", - сказали в пресс-службе ОДК.Там уточнили, что в инициативном порядке специалистами НПО "Сатурн" (входит в ОДК) был проведен комплекс расчетно-исследовательских работ по совершенствованию параметров цикла базового газогенератора, которые влияют на мощность и экономичность будущих морских двигателей."Дальнейшее развитие морских ГТД может быть направлено по пути увеличения мощности, а также повышения их коэффициента полезного действия", - отметили в ОДК.

Разрыв отношений между Украиной и Россией резко ускорил создание новых ГТД для наших кораблей: сейчас в работе сразу 3 новых силовых установки М-70ФРУ, М-90ФР и Агрегат ДКВП. Причем организация, на которую возложена разработка и запуск в серию, рассчитывает выдать готовые образцы уже в 2016 году. НПО Сатурн сообщило о завершении первого этапа создания линейки российских газотурбинные двигателей для ВМФ. Еще в 2014 году аналогичные двигатели для наших кораблей либо поставляло предприятие из города Николаева (Украина) «Зоря-Машпроект», либо они делались в кооперации между российскими и украинскими предприятиями. Остановка сотрудничества между соседними странами вызвала ускоренное создание 100%-российских (без каких-либо «братских» иностранных комплектующих) двигателей. Мало того, как сообщил директор Департамента судостроительной промышленности Минпромторга РФ Максим Кочетков, российские инженеры зафиксировали «целый ряд конструкционных особенностей и производственных недостатков, которые были допущены «Зорей-Машпроект»: начиная от надежности системы управления двигателя и заканчивая низким качеством сборки компрессора и турбины, а также сварки деталей вращения. Естественно, что все они будут устранены при создании российских турбин такого класса». Эта новость хорошая во всех смыслах: во-первых, зависеть от кого бы то ни было такой стране как Россия просто несерьезно, да еще и в вопросах ВПК; во-вторых, собственное двигателестроение не поднять, если не будет серьезных и целевых программ на годы вперед. Военное кораблестроение, наконец-то, получит свои нормальные газотурбинные силовые установки, и даже можно два-три года суммарно потерпеть, как бы ни радовались разного рода «всёпропальщики», смакующие срыв ввода в строй кораблей проекта 22350 и 11356 из-за прекращения поставок двигателей с Украины. Сомневаться, что получим больше, чем потеряли, нет смысла: разработка уже идет на новой технологической базе НПО Сатурн, которое все эти годы тоже не стояло на месте. Да и пожелания флот выставляет уже, как говорится, «выстраданные» в ходе эксплуатации импортных ГТД. Как сообщает Минпромторг России, параллельно с опытно-конструкторскими работами предприятие уже начало капитальное строительство сборочно-испытательного комплекса и стенда для тестирования новых морских двигателей. Российские двигателестроители закончат эту работу в 2016 году, и завод будет готов проводить все виды испытаний силовых агрегатов. Выход на промышленную серию новых двигателей запланирован уже на 2018 год. После чего ими начнут оснащать как все российские временно «зависшие» на верфях корабли (3 – проекта 11356 и 4 – проекта 22350), так и новые. Обратим внимание, что «Агрегат ДКВП» это новый российский двигатель для десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр» и «Мурена», производство которых будет возобновлено в России в течение ближайших 2-3 лет.

Основу боевого состава российского надводного флота составляют корабли с газотурбинными энергетическими установками украинского производства. Импортозамещение в этой сфере стало залогом национальной безопасности - без ремонта турбин флот не сможет выполнять свои задачи во все более конфликтном мире.

Сломанная нога

22 февраля 2015 года в Балтийск после 196-суточного похода вернулся один из самых современных кораблей Балтфлота и всего ВМФ России - фрегат «Ярослав Мудрый» проекта 1154 «Ястреб». Многоцелевой ракетный корабль выполнял задачи в Средиземном море - в частности, обеспечивал проводку «Сирийского экспресса», а также выходил в Индийский океан для охраны судоходства в Аденском заливе и прилегающих водах, отличающихся повышенной активностью пиратов.

Долго держать корабль на главной базе ни штаб флота, ни главкомат ВМФ не планировали - современный сторожевик должен был, по некоторым сведениям, снова уйти на боевую службу летом 2015 года, после межпоходного ремонта и нескольких выходов на боевую подготовку. Однако реальность заставила скорректировать планы: одна из двух форсажных турбин корабля (тип ДО 90) оказалась аварийной. Ситуация осложнялась тем, что ремонт двигателей этого типа раньше выполнял их производитель - украинская компания «Зоря-Машпроект», но после Крымского кризиса и событий в Донбассе украинское руководство разорвало военно-техническое сотрудничество с Россией.

Для части продукции удалось найти обходные варианты - так, Россия по-прежнему получает украинские вертолетные двигатели (хотя объем закупок постепенно сокращается по мере освоения собственного производства). Но если двигатели для вертолетов к обоюдному удовольствию «Вертолетов России» и украинской компании «Мотор Сич» удается закупать, маскируясь «двойным назначением» (они могут ставиться и на гражданские машины), то газотурбинные энергетические установки для боевых кораблей, равно как и услуги по их ремонту, замаскировать подобным образом невозможно. И проблема не только в «Ярославе Мудром»: невозможность ремонта украинских турбин грозила вскоре оставить Россию без большей части надводного флота. Летом 2015 года «Ярослав Мудрый» встал в ремонт на заводе «Янтарь».

Полутора годами ранее, осенью 2013 года, на том же заводе начались работы на головном сторожевике «Ястреба» - «Неустрашимом». В отличие от «Ярослава Мудрого» этот ремонт был плановым, предполагавшим большой объем работ, в том числе модернизацию ряда систем. Двигатели корабля в соответствии с планами Гособоронзаказа на 2014 год предстояло ремонтировать на Украине.

В начале декабря 2013 года на заполярном 35-м судостроительном заводе в Мурманске также встал в ремонт самый ходовой корабль ВМФ России в 2000-х и начале 2010-х годов - БПК «Адмирал Чабаненко». Его турбины тоже предполагалось отправить для ремонта производителю - украинской компании «Зоря-Машпроект».

Поиск альтернативы

Назвать разрыв сотрудничества по газовым турбинам с Украиной «тяжелым ударом» означало бы приукрасить ситуацию. До этого времени на протяжении десятков лет украинская промышленность обеспечивала нужды сначала советского, а затем российского ВМФ и в строительстве новых турбин, и в их ремонте и обслуживании. В итоге определенные типы двигателей - в частности, используемые на «Ястребах» Д090 и ДС 71 - никогда не ремонтировались в России. Организация ремонта этих двигателей даже на предприятии близкого профиля потребовала бы серьезной перестройки производственных процессов.

Проблема заключалась в характерных различиях газоперекачивающих станций и морских ГТД: разные типы топлива (газ и солярка), как следствие - принципиально разные топливные системы, наличие на морских ГТД реверса и т.д. В совокупности все эти различия не позволяли быстро перестроить для их ремонта даже предприятие, работающее с ГТД других типов (например, занимающееся ремонтом газоперекачивающих агрегатов того же украинского производства тюменское ОАО «Газтурбосервис», принадлежащее «Газпрому»).

Серьезнейшим препятствием стало и отсутствие конструкторской документации, необходимой для ремонта, инструмента и оснастки.

В итоге налаживать ремонт двигателей пришлось с нуля. В январе 2015 года в СМИ появилась информация об отправке турбин «Неустрашимого» в Самару. Ряд видных экспертов в сфере ВПК, в том числе авторитетный военный блог BMPD, предположили, что исполнителем нового заказа станет ОАО «Кузнецов» - основываясь на фразе в газете «Страж Балтики»: «Впервые турбины силовых установок сторожевого корабля ремонтируются на авиационном заводе в Самаре».

«Кузнецов», разумеется, не авиазавод, но его главная специализация - авиационные турбовинтовые и турбореактивные двигатели, в том числе для стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160. Реальность оказалась несколько иной: исполнителем стал не «Кузнецов», хотя самарские двигателисты и поучаствовали в этом проекте. Контрагентом в рамках импортозамещения по ремонту ГТД украинского производства еще в июне 2014 года совместным решением технического управления ВМФ и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» было выбрано ОАО Промышленная группа «Новик», ставшее исполнителем ремонта ГТД названных выше типов.

Основанием для такого решения стали следующие факторы:

- «Новик» с 2008 года занимается дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ;

Имеет собственное конструкторское бюро и специалистов (включая главного конструктора), ранее работавших в турбинном КБ Ленинградского Кировского завода;

Гибкая структура частной компании позволяет «оперативную подстройку» под задачи в рамках государственно-частного партнерства.

Планы организации этих работ в России появились еще до украинских событий. Предполагалось последовательно увеличивать долю работ на отечественных предприятиях вплоть до полного переноса их на территорию РФ.

Летом 2014 года начались работы над двумя парами ГТД Д090 - одна с «Неустрашимого», где они используются в качестве форсажных, для обеспечения полного хода, и одна с «Чабаненко», на котором эти турбины используются в качестве маршевых.

Поиск места

Немалой проблемой стало отсутствие производственной площадки. Подходящий цех нашелся в ОАО «Металлист-Самара», также задействованном в производстве авиационных газовых турбин. Организацией ремонта занялась вновь сформированная в составе «Новика» Волжская производственно-техническая база. В кооперацию вошел и «Кузнецов», которому доверили балансировку ротора, компрессора и турбины, для того чтобы в дальнейшем можно было провести проверку соосности и выполнить балансировку корпуса турбины. Эти работы выполнялись уже на новой площадке «Новика», причем необходимая для изготовления оснастки техническая документация создавалась конструкторским бюро с нуля собственными силами.

Технологический процесс осваивали на турбинах «Неустрашимого», поступивших в Самару в конце лета 2014 года (сообщение в «Страже Балтики» опубликуют без малого полгода спустя), затем на завод пришли турбины «Адмирала Чабаненко», но очередность работ была прервана экстренным заказом.

Варианты замещения

«Ярослав Мудрый» должен получить свою турбину уже в ближайшие недели и в начале 2016 года вернуться в строй. Ремонт «Неустрашимого», по планам, завершится в 2016-м, «Чабаненко» - в 2017 году. На очереди - большое количество кораблей разных классов, несущих украинские газовые турбины, от ракетных крейсеров проекта 1164 до корвета «Дагестан», не так давно эффектно отстрелявшегося крылатыми ракетами из Каспийского моря по позициям террористов в Сирии. Для сохранения численности флота в ожидании развертывания крупносерийного строительства новых кораблей ОСК и Минобороны придется решать проблему ремонта десятков турбин, причем в достаточно сжатые сроки. Реальность такого решения уже доказана - остается доказать возможность его масштабирования.