Правила дорожного движения во вьетнаме. Если нет вьетнамских прав, то байк в аренду во Вьетнаме никто не даст

Передвижение на мотоцикле или скутере по Вьетнаму требует определенных навыков и знания особенностей правил дорожного движения (ПДД) в этой стране. Многие пишут, что правил во Вьетнаме нет, нужно просто ехать аккуратно. Не могу согласиться с их доводами, уверенно могу сказать, что правила есть! Да, правила несколько отличаются от наших, и точно так же как у нас, вьетнамцы могут нарушать эти правила. Тем не менее большая часть участников движения, правила соблюдает.

Я не могу гарантировать, что все описанное мной является официальными ПДД Вьетнама, но я могу гарантировать, что реальная ситуация на дороге подчиняется законам, описанным в этой статье. Согласитесь, реально положение дел несет больше практической пользы.

Расположение транспортных средств во Вьетнаме

Условия движения во Вьетнаме несколько иные и характеризуется огромным количеством двухколесного транспорта: мотоциклы, скутеры, велосипеды, поэтому тут предусмотрены выделенные зоны для движения этих транспортных средств. Вместо нашей обочины отсыпанной гравием, во Вьетнаме всегда асфальтируют или бетонируют обочины. Вот эта асфальтированная обочина и предназначена для двухколесных средств передвижения. На рисунке я изобразил расположение транспортных средств на трассе:

Фотографии дороги на участке Куинён — Нячанг

Можно ли выезжать на полосу движения для автомобилей? Можно, это не запрещено, но вы преимущественное право при движении по этой полосе имеют автомобили. Это значит, что в случае чего, вам нужно будет быстро перестроиться на свою полосу. Обычно такой случай наступает, когда по этой полосе хотят обогнать.

Например, едите вы по полосе для автомобилей, а навстречу вам грузовик тащится, а за грузовиком автобус (автобус хочет обогнать грузовик). И будьте уверены автобус пойдет на обгон по встречке, выехав на вашу полосу, а вам нужно быстро с этой полосы куда-то деться, т.к. автобус будет лететь вам навстречу.

Поэтому очень аккуратно передвигаемся по полосе для автомобилей, и постоянно контролируем возможность прижаться вправо. С опытом вы научитесь понимать, когда навстречу вам может вылететь автобус. Обращайте внимание на дорожное покрытие на правой полосе, там может быть песок или сушится рис 🙂

Все описанное выше касается движения по дорогам за пределами городов, в городах движение мототранспорта осуществляется по всем полосам движения, а их может быть до 5 в каждую сторону.

Во Вьетнаме правостороннее движение привычное нам, но если для нас движение по встречной полосе это что-то из ряда вон выходящее, мы даже представить себе не можем, что кто-то поедет нам навстречу по обочине, то во Вьетнаме это нормальная практика.

Ехал вьетнамец, проехал магазин, и вдруг вспомнил, что жена просила хлеба купить. Зачем переезжать на другую сторону дороги, когда можно просто вернуться по обочине.

Зачастую вам навстречу будет кто-то ехать, прижимаясь к обочине, вам нужно будет сместиться к центру дороги. Те кто едут навстречу, ездят аккуратно и всех пропускают, но нужно с пониманием отнестись к такой манере движения.

Все описанное выше касается движения по дорогам за пределами городов, в крупных городах движение мототранспорта осуществляется по всем полосам движения, их может быть и 5 в каждую сторону.

Приоритеты транспортных средств на дорогах Вьетнама

Самые «крутые» на дорогах Вьетнама автобусы, они мчатся на огромной скорости по левой полосе, постоянно сигналят, обгоняют по встречной полосе, и вообще, ведут себя крайне агрессивно. Автобусам все уступают. Будьте предельно внимательны с ними.

Самые предсказуемые на дорогах Вьетнама — дальнобойщики на длинномерах, как правило, они едут с постоянной скоростью, при перестроениях всегда включают поворотники, все движения плавные и размеренные. На нерегулируемых перекрестках длинномеры всегда имеют преимущество перед мототранспортом, все мотоциклисты притормаживают и пропускают фуру.

Самые бесшабашные — маленькие грузовички типа наших ЗИЛов 130х , от них можно ждать чего угодно, они могут перестраиваться, разворачиваться, останавливаться и выезжать из переулков совершенно неожиданно для вас. Наши газелисты всегда ездят по правилам в сравнении с этим товарищами.

Обычные автомобили во Вьетнаме не сильно выделяются, как правило, ездят предсказуемо, особо никуда не лезут, лишний раз не рискуют обгонять по встречной полосе. Хотя исключения бывают.

Мотоциклы, скутеры и велосипеды — скажем прямо, двухколесные транспортные средства имеют куда меньший приоритет перед четырехколесными. И по большому счету их задача сделать так, чтобы не мешать четырехколесным. Обратите внимание — тут никто не будет уступать велосипедисту, происходит прямо противоположное.

Люди на дорогах Вьетнама — низшие существа, никто вас пропускать не будет, про пешеходные переходы тоже забудьте. Но давить пешеходов не принято, поэтому пешеходы переходят дорогу где попало, а транспорт объезжает их, как вода обтекает камень в реке. Зачастую единственный способ перейти через дорогу просто шагнуть на улицу, далее равномерным шагом (предсказуемо) просто переходите дорогу.

Правила проезда перекрестков

Двигаться прямо немудрено, достаточно уметь управлять мотоциклом и вы быстро привыкните к плотному движению Вьетнама. Сложности возникают с проездом перекрестков, понять когда ехать, а когда стоять — порой бывает затруднительно.

Если перекресток оборудован светофором, то можно сказать вам повезло: на зеленый едем, на красный стоим. Но учитываем две возможные особенности проезда перекрестков:

Первая особенность — частенько перекрестки оборудованы знаком, позволяющим поворачивать направо на красный свет, разумеется, пропустив тех кто едете на зеленый. Ищите соответствующий знак рядом с зеленым (это либо зеленая стрелка — тогда могут ехать все, либо дополнительный светофор с мотоциклистом, позволяющий направо ехать только мотоциклистам).

Вторая особенность — часто бывает, что на оживленных участках до начала движения в прямом направлении, участники движения позволяют сначала повернуть налево тем, кто в этом нуждается. Кажется это ничем не регламентировано, но мы не раз наблюдали такую картину — обратите внимание на рисунок.

Если перекресток не оборудован светофором и отсутствуют знаки приоритета, а во Вьетнаме они почти всегда отсутствуют, то безопасно перекресток проезжаем следующим образом:

  1. Пропускаем длинномеры (фуры), им тяжело во Вьетнаме, надо уступить;
  2. Стараемся попасть в большой поток транспорта, или пристроиться к какой-то группе Вьетнамцев. Суть в том, что перекресток переезжают группами, если вы один — вас никто не пропустит, а если вас группа большего количества, чем с другого направления, то пропустят вашу группу. Отсюда правило:с какой стороны больше народу скопилось — те и едут, кого меньше — те уступают.

Аналогичным образом проезжают и участки с круговым движением, подождите пока с вашего направления соберется побольше мотоциклов и двигаетесь вместе с группой — тогда вас пустят. По личным ощущениям, участки с круговым движением самые сложные и непонятные в плане приоритетов.

Главное правило — будьте предсказуемы для других участников движения, двигайтесь плавно, но настойчиво .

Скоростной режим во Вьетнаме

Во Вьетнаме быстро не ездят: для мотоциклов установлен следующий скоростной режим:

  • в черте города — 40 км/ч
  • за пределами города — 60 км/ч
  • допустимый предел без штрафа — 5 км/ч

Вообще, я бы рекомендовал соблюдать скоростной режим, условия движения сложные. Кроме того, частенько справа кто-то выезжает поперек дороги, думая, что вы движетесь 40 км/ч и успеете затормозить, а по факту вы летите под 70 и тормозить у вас возможности нет. Пару таких случаев и все желание гонять в городе пропадает. Так что не превышайте ради вашей же безопасности.

Что еще нужно знать

Ни российские, ни международные права во Вьетнаме не признаются. Разумеется, местные права вы не имеете. Но если вы соблюдаете остальные правила полицейские вам только помашут и пожелают удачи. Нас ни разу не останавливали, но приветствовали на каждом посту. В крайнем случае скажут сумму взятки.

Во Вьетнаме можно ездить только в шлеме, без шлема вас остановят на первом посту.

На всякий случай публикую таблицу штрафов:

  • Езда без шлема – от 100 000 до 200 000 Донгов
  • Езда без прав – от 800 000 до 1 200 000 Донгов
  • Езда без тех.паспорта или без номеров – от 300 000 до 400 000 Донгов
  • Превышение скорости на 5 км/ч – от 100 000 до 200 000 Донгов
  • Превышение скорости на 10 км/ч – от 500 000 до 1 миллиона Донгов
  • Превышение скорости на 20 и более км/ч – от 2 до 3 миллионов Донгов

Заключение

Ну вот пожалуй и все правила движения по дорогам Вьетнама. На самом деле ничего сложного в них нет, главное понять, что они другие. Через пару дней поездrи вы освоитесь, и начнете понимать ситуацию на дороге не хуже местных.

Если у вас остались еще какие-то вопросы — задавайте в комментариях.

Если вы решили прокатиться по Вьетнаму из Ханоя в Хошимин, то мою статью об этом путешествии

P.S. Большое спасибо создателям дорожного редактора Автокадабра , с его помощью я смог визуализировать дорожные ситуации.

Стоит ли брать байк в аренду во Вьетнаме, какие штрафы за нарушение ПДД, как научиться ездить на байке, кто на дороге главный и как правильно перейти улицу. Мы разобрали основные проблемы, которые возникают у иностранцев, приезжающих во Вьетнам.

1. Вьетнамцы ездят совершенно анархично. Никто не соблюдает правила дорожного движения.

Вьетнамцы ездят анархично, но систематизировано. Есть негласные правила, зная которые можно упростить себе жизнь в разы.
Во-первых, всегда пропускайте автобусы и грузовики, они на дороге главные.
Во-вторых, ездите со скоростю потока, не нарушая скоростной режим. Согласно правилам, ездить по городу можно максимум 40 км/ч.
В-третьих, смотрите по сторонам. Вьетнамцы часто неглядя поворачивают в неположенных местах, обгоняют или вообще едут в противоположную сторону. Смотрите в оба, не гоняйте и тогда сможете вовремя отреагировать на сложившуюся ситуацию. Вьетнамцы хоть и повсеместно нарушают правила, но из-за низкой скорости потока всегда можно успеть среагировать на нарушителя.
В-четвёртых, подъезжая к перектрёстку, посигнальте, так вы сообщите о своём присутствии (на узких улицах не всегда видно едет ли кто).

2. Транспорт не пропускает пешеходов.

Это действительно так. Захотите перейти дорогу, не факт, что вас пропустят, даже если горит зелёный. Просто будут ехать прямо на вас:) Будут ехать и объезжать. Попасть под колёса можно только в 1 случае: если вы будете перебегать дорогу, а не спокойно её переходить. Вышли на проезжую часть и идём вперёд с покерфейсом. Даже не сомневайтесь, вас объедут. Меедленно так, но объедут.

3. Если нет вьетнамских прав, то байк в аренду во Вьетнаме никто не даст.

Даст и ещё как. Большинство иностранцев ездит по Вьетнаму без прав, хотя иностранец в принципе здесь может получить местные права и ездить легально. Просто никто не парится. Байки выдают не проверяя наличие прав, а ГАИшники останавливают редко.

4. ГАИшники специально подлавливают иностранцев на байках и трясут с них взятки.

В районе Муйне иногда останавливают иностранцев, убеждаются, что у них нет вьетнамских прав и намекают на взятки. Но это скорее исключения, чем правило. В Нячанге никто никого не караулит. Если и бывают проблемы с ГАИшниками, то это из-за серьёзных правонарушений.

Как обезопасить себя от встречи с ГАИшниками:

  • Всегда надевать шлем. За езду без шлема штраф 100 000- 200 000 донгов. И без шлема вы будете ну ооочень выделяться, а если вы не хотите проблем с дорожным инспектором - выделяться не надо.
  • Не превышать скоростной режим. Как я писала выше, по городу можно ездить со скоростью максимум 40 км/ч, за городом - 60 км/ч. Штраф за превышение скорости от 500 000 до 3 000 000 донгов. Если за городом многие любят погонять, то в городах я бы советовала плестись как все, чтобы не выделяться и не нарываться на ненужное внимание.
  • Надеть кофту с длинным рукавом, маску и очки, спрятать волосы, если они светлые. Короче, выглядеть как местный. Если в вас не больше 55 кг, то издалека вас примут за своего.

5. Взял байк в аренду и понял, что ездить не умеешь.

Если вы умеете водить автомобиль, то с байком проблем не будет. Денис как сел на байк впервые в жизни, так сразу и поехал. Я, помнится, тогда очень удивилась, ведь муж умел водить только машину. Но как показала практика наших многичисленных знакомых, почти все повторяют успех Дениса.

Если же вы никогда раньше не сидели за баранкой, не водили мотоцикл и даже велосипед, то у вас могут возникнуть проблемы. Здесь есть 5 вариантов.

  • Первый: не испытывать судьбу и ездить на такси. не такое дешёвое как хотелось бы, но за пару недель отпуска вы вряд ли разоритесь.
  • Второй: вять в аренду обычный велосипед или электровелосипед.
  • Третий: пользоваться услугами мотобайкеров. Эти такие лентяи, которые сидя на своём байке в теньке пальмы радостно машут каждому иностранцу и предлагают докатить его куда он прикажет. Цены ниже, чем на такси, но надо обязательно торговаться, лентяи любят раз в день прокатить туриста, содрав с него в 3 раза больше положенного и отдыхать дальше.
  • Четвёртый: попросить знакомых, живущих во Вьетнаме научить вас ездить. Учёба займёт 1-2 дня, не больше. Если вы думаете, что во Вьетнаме у вас никого нет, то скорее всего вы ошибаетесь. Мне иногда кажется, что уже пол нашего родного Челябинска хоть раз побывала или вообще уже живёт во Вьетнаеме. Наших здесь очень много, помогут, даже не сомневайтесь!
  • Пятый: найти ВКонтакте группы ребят, которые во Вьетнаме сдают байки в аренду. Они же занимаются обучением. Стоит не дорого.

Есть маленький нюанс: если вы знаете по себе, что вы, ну скажем так, немного нервный тип, то, я думаю, вьетнамское движение вас будет очень сильно раздражать. А раздражение и безопасность на дороге вообще рядом не стояли, так что я предлагаю не подвергать себя и других опасности. Во Вьетнаме выживает не сильнейший, а самый спокойный. Покерфейс - наше всё! :)

6. Взял байк в аренду и понял, что автомобили и автобусы притесняют байки.

В Азии действует правило — кто больше, тот и главный. Так что главные на дороге автобусы. На Шри-Ланке они гоняют с нереальной скоростью, обгоняя и подрезая всех подряд, во Вьетнаме автобусы поприличнее, но всё равно чувствуют себя королями. Относитесь к автобусам как к джипам на российских дорогах - если нагло себя ведёт, пропусти идиота, не подвергай себя опасности. Будешь лихачить в ответ, не добъёшься ничего, кроме аварии, ведь ни один участник движения не будет ожидать от тебя ответных мер. А вообще не всё так плохо, я бы даже сказала, что всё хорошо, ведь на азиатских дорогах очень часто встречаются заасфальтированные обочины, предназначенные для двухколесных средств передвижения. Хорошая отдельная дорога только для мотоциклов, байков и велосипедов - это очень удобно и правильно.

Во Вьетнаме раздражение и нервы наши верные спутники каждый день. И не только каждый день, а каждый раз, как только ты выходишь на улицу. Даже не так. Каждую минуту у тебя сгорает по одной нервной клетке из-за того, что это не прекращается и поделать с этим ничего нельзя. Движение во Вьетнаме, причем не только в Хошимине, но и в Нячанге, просто не может не выводить из себя. Мало того, что на дорогах царит хаос, так еще и в этом всем хаосе ты как-то должен остаться невредимым. Мы уже месяц живём во Вьетнаме и до сих пор не можем привыкнуть к этому.

6 пунктов, которые нас бесят на дорогах Вьетнама:

1. Постоянное движение

Вьетнам не останавливается ни на секунду. Везде и повсюду ездят мопеды. Куда не повернешь голову, там увидишь байки.

Как говорят гиды на экскурсиях — если бы весь Вьетнам пересел на автомобили, то образовалась бы пожизненная пробка. Думаю, в этих словах есть истина, но от этого не становится легче. Особенно, если ты пешеход и не пользуешься этим транспортным средством. Поэтому просто наличие нескончаемого потока мотобайков сильно капает на нервы.

2. Шум на улице

Вьетнам совсем не тихая страна. Мотоциклы и автобусы на дорогах не только шумят своими моторчиками, но и без умолку сигналят. Такое чувство, что они даже не убирают руку с клаксона, чтобы сигналить не переставая. Причем, сигналы раздаются не только в сторону прохожих, они сигналят и друг другу и редким автомобилям, а те в ответ бибикают им. Такое вот странное общение у вьетнамских водителей.

На днях мы стали свидетелями забавной ситуации, шли по улице, а впереди перекрывали дорогу на переезде, так как приближался поезд. Автоматических шлагбаумов здесь нет, дорогу перекрывают люди вручную.


Железнодорожный переезд во Вьетнаме

Бешенные вьетнамские водители в последние секунды пытаются проехать, несмотря на надвигающийся поезд

Когда наконец-то шлагбаум удалось закрыть, вдруг наступила тишина. Это было настолько непривычно и так хорошо, что не заметить было невозможно. Как только поезд прошёл и начали открывать шлагбаум, водители мотобайков моментально рванули с места и опять на улице воцарился шум, пыль и хаос.



Бешенные нетерпеливые вьетнамцы в мучительном ожидании, когда уже можно будет завести мотор и рвануть

3. Переходить дорогу во Вьетнаме не простое дело

Когда мы впервые попали в сплошной поток мотобайков, мы не понимали как с этим потоком слиться и как перейти дорогу так, чтобы остаться в живых. Мотоциклы едут одновременно во всех направлениях.

Бывало, что на переход двух дорог у нас уходило по 15 минут. Сейчас уже более менее освоились и поняли, что главное правило для пешехода — быть очевидным и предсказуемым для водителя мотобайка. Медленно и уверенно двигаться и ни в коем случае не останавливаться посередине дороги, чтобы пропустить водителя. Они не понимают таких остановок и начинают крутить свой руль в разные стороны, недоумевая какового черта ты остановился, а не идешь дальше. Мы до сих пор учимся у прохожих вьетнамцев быстрому переходу дороги.


Переход дороги в пробках — это самое опасное. Даже если стоит светофор или регулировщик, помощи от него не ждите

Водители ездят здесь в основном не быстрее 40 км в час, но поток настолько плотный и непредсказуемый, что каждый переход дороги это пытка и нервы. Часто из-за этого даже приходится искать пути обхода, лишь бы не переходить дорогу.

Посмотрите коротенькое видео с обычной улицы в Хошимине:

4. Вьетнамским водителям до лампочки на пешеходную зебру и светофоры

По всей видимости, они даже не в курсе для чего она. Наверное, думают, для красоты. В большинстве случаев, да что уж там, во всех случаях, вставать на зебру и переходить дорогу по ней бессмысленно. Вьетнамцы как ехали, так и будут ехать. Их зебра не смущает. Это мы, цивилизованные люди, уже по привычке все равно становимся на неё и идем в этот байкерский ад, зная, что это никак нам не поспособствует. Поэтому переходов на дорогах не существует. На светофоры точно так же часто не обращают внимание. Даже если основной поток встал, всегда найдется десяток баков, которые поедут на красный. Поэтому при переходе на светофоре всегда нужно смотреть на дорогу. Причем, в обе стороны, потому что вьетнамцы спокойно ездят по встречной.

5. На байках свободно заезжают на тротуары

Только мы порадовались, что во Вьетнаме есть тротуары и порой даже широкие, как разочарование не заставило себя ждать. Эти ненасытные мотобайкеры оккупировали не только дороги, но и пешеходные зоны. Везде тротуары заставлены байками. Туристам в лучшем случае остается перемещаться по тем остаткам, которые еще свободны или по обочине дороги. Но в оставшихся кусочках тоже не всё спокойно, по ним часто ездят мопеды и нервно тебе сигналят, чтобы уступал им дорогу.


По тротуару, как по трассе

Вьетнамцы спокойно заезжают на тротуары без всякого уважения и внаглую прут на тебя, показывая своё превосходство. Складывается впечатление, что во Вьетнаме пешеходов не считают людьми. Поэтому, если ты на тротуаре, а точнее на том клочке, что от него осталось, то не расслабляйся. И здесь тебя прессингуют и не дают нормально пройти.

В исключением являются только центральные улицы и набережная. Во многих переулках и нетуристических кварталах и дороги раздолблены и тротуаров нет. Вот и идешь по обочине, уклоняясь от байков.

Вьетнамцы настолько ленивы, что они даже по рынку ездят на байках. Я не удивлюсь, если они спят со своими мопедами в обнимку.


Мопеды на рынке

6. Невнимательность водителей и их наглость

Это обстоятельство иной раз даже вынуждает нас не выходить из дома без надобности и идти куда-то на длинные расстояния. Наверное, вьетнамские водители самые дурные водители в мире.


Для вьетнамца байк не роскошь, а средство передвижения, кровать, обеденный стол и вообще второй дом

Они вылетают из закоулков, даже не смотря, идет ли там человек. Они едут прямо на тебя, даже, если видят тебя в оба глаза. Они не уступают дорогу и готовы переехать тебе ноги, но не остановиться. Я их ненавижу всей своей доброй душой. Они настолько тупы, что, выходя на улицу, я матерюсь столько, сколько есть матов.


Невыносимо каждую секунду держать себя наготове и смотреть по сторонам, чтобы тебе не отдавили ноги. Про прогулочный шаг и осмотр города на улицах Вьетнама можно напрочь забыть. Испытание, нервы, мат и раздражение каждый день. Здесь самое беспредельное и самое неуважительное отношение к пешеходам, какое нам довелось увидеть за . Даже в Гоа тук-тукеры и мотобайкеры были в 100 раз снисходительнее и пропускали людей, а не ехали прямо на них с позицией «мне наплевать на тебя, жалкий пешеходишко».

Вот такое оно, вьетнамское движение на дорогах. А если у вас есть дети, то ваши нервы будут на пределе еще больше, чем у нас. Я просто не представляю, как перейти такую улицу с коляской.

О дорожном движении в странах Юго-Восточной Азии ходит много разговоров. Конечно, ведь европейцу это самое движение вначале видится сплошным хаосом и какофонией звуков, чем и повергает в шок. Но на самом деле не все так страшно, как кажется на первый взгляд. И в конце статьи мы рассмотрим основные правила вьетнамского движения.

Транспорт

Самый распространенный вид транспорта во Вьетнаме – мотобайк. Основная причина этого – доступность данного транспортного средства. Дело в том, что в стране налог на покупку автомобиля составляет 100% стоимости. То есть цена машины автоматически удваивается плюс еще ежегодный налог и немаленькая стоимость бензина… Позволить себе даже небольшой автомобиль может только состоятельный человек. Вот и ездит большинство вьетнамцев на различных двухколесных средствах – мотобайках, мотоциклах, скутерах, велосипедах, электробайках…

Зато как ездят! Вьетнамцы умудряются перевозить на своих мотобайках даже крупногабаритные грузы. Едет он себе, рулит одной рукой, а второй холодильник за спиной придерживает, чтоб не упал… Или один рулит, а второй держит арматуру длиной 5 метров или железную лестницу… Ежедневно мы наблюдали подобные картины и каждый раз удивлялись, как они умудряются сохранять баланс, ничего не уронить и никого не задеть.

Помимо вездесущих двухколесных средств на дороге встречаются автобусы и, конечно, автомобили, чаще всего японского или корейского производства. Говорят, в последние годы автомобилей на дорогах Вьетнама стало существенно больше. Растет благосостояние вьетнамцев?

В городе были замечены автоцентры Honda, KIA и Toiota. По косвенным признакам должен быть еще и Hyundai, но нам на глаза он не попадался.

И, конечно, эти автоцентры специализируются в том числе на байках.

В туристических городах на улице можно встретить велорикшу, зазывающего туристов прокатиться до отеля или до «ням-ням». Но будьте осторожны – многие велорикши сначала называют одну цену, а когда приходит время расплаты, она вдруг вырастает в разы, ведь оказывается, что вы проехали намного больше этой суммы…

Улицы и перекрестки

Дорожное движение во Вьетнаме правостороннее, так как изначально его вводили еще французы во времена колонизации.

На обычных перекрестках двух дорог стоит, как правило, каменная тумба со стрелочками, которую нужно обязательно объехать при повороте. В условиях большого количества мототранспорта это очень здравая идея, чтобы никто не пытался срезать угол, создавая тем самым транспортный хаос.

Но так как улицы в Нячанге не все параллельные и перпендикулярные, перекрестки таких дорог круговые. По центру таких перекрестков – обязательная цветущая клумба, в середине которой находится какая-нибудь изящная конструкция, часто светящаяся ночью.

Вот так выглядят указатели направлений перед подобным перекрестком. Поначалу кажется непонятным, но если ты уже хоть немного ориентируешься в городе, то все встает на свои места.

А вот этот перекресток посложней будет. Но тоже все понятно: налево на пляж, прямо и направо рынок Ксом Мой (Xom Moi), направо и назад вокзал…

А как выглядит треугольник перекрестка со знака выше? Вот так: красивый ухоженный мини-парк, каменные дорожки со скамейками, посередине фонтан (который, правда, ни разу на нашей памяти не работал)… Не сказать, чтобы это было прямо оазисом в пыльном городе, ведь буйная зелень и цветы растут везде, но все равно попасть в такое место, всего лишь переходя дорогу, очень приятно.

Периодически попадаются большие автозаправки. Стоимость бензина во Вьетнаме на момент нашего посещения (сентябрь 2015) составляла 20–30 тысяч донгов, это примерно $1–1,5 за литр.

Возле некоторых магазинов у дороги можно встретить стоящую пластиковую бутыль. Поначалу мы недоумевали – зачем это? Оказалось, что в этих магазинах можно купить бензин, если ты на мотобайке не дотянул до автозаправки (бензобак там как правило небольшой). Конечно, цена будет повыше, ведь это способ заработка, но иногда выбирать не приходится.

Дорожные знаки

Встречаются в городах и светофоры, но дело это настолько редкое, что обязательно перед таким перекрестком расположен знак «светофорное регулирование».

Вообще вьетнамцы очень творческий народ. И дорожные знаки у них тоже творческие и иногда забавные. Самый распространенный знак пешеходного перехода выглядит так:

Но, пока мы передвигались по городу на автобусе, видели еще пару вариантов этого знака, довольно креативных. На одном дорогу переходил старичок с палочкой, а на другом – мужчина в шляпе и дама. К сожалению, не успели сфотографировать. А вот так выглядит знак «осторожно, дети!»:

И непривычный для нас знак о запрете на парковку байков. Который, впрочем, вьетнамцев не смутил и прямо под ним стояло штук семь двухколесных средств передвижения.

Указатели направлений с расстояниями тоже очень удобная штука. Когда идешь по жаре и духоте, очень приятно узнать, что до места назначения осталось всего 300 метров.

Тротуары

Тротуар во Вьетнаме (если он вообще есть) – вовсе не место для пешеходов, как это принято у нас. Скорее, это место для парковки байков, для столиков вьетнамских кафешек и вообще чего угодно. Будьте готовы к тому, что, гуляя по городу, вы будете передвигаться преимущественно по краю проезжей части, а вовсе не по тротуарам.

Чему научили меня вьетнамские тротуары? В первую очередь смотреть под ноги, а не глазеть по сторонам и наверх! Споткнешься несколько раз, удержишься от падения, и все – уже входит в привычку поглядывать вниз довольно часто. Почему? Во первых – люки у вьетнамцев выглядят вот так:

И эти самые люки могут выпирать острыми железными углами или наоборот быть утопленными в тротуар, и встречаются они довольно часто. Во-вторых, возле множества въездов-выездов тротуар идет на понижение и повышение, но при этом остается выложенным той же самой плиткой (никаких бордюров) и визуально это в глаза не бросается. В-третьих, прямо в центре вашего пути может вдруг вырасти клумба с подстриженными деревьями…

И, наконец, в-четвертых – большинство деревьев, растущих на тротуаре, никакими бордюрами также не ограждено. Просто вытащено 4 тротуарных плитки и оттуда дерево растет. Что примечательно – когда дерево крепчает, начинает бугриться корнями в разные стороны, вьетнамцы просто убирают соседние плитки, чтобы дерево росло дальше так, как ему вздумается. Очень трогательная забота о растении.

А как виртуозно они паркуют автомобили на тротуарах! То и дело я восхищалась машиной, припаркованной ровно между двух деревьев или столбов. Не то чтобы это было совсем невозможно… просто с моей непривычной стороны это требует множества «телодвижений» и ерзанья туда-сюда. К сожалению, ни разу не довелось понаблюдать за процессом подобной парковки, но я уверена, что они делают это быстро и без лишней суеты, дело-то привычное.

На перекрестках стоят синие таблички с названием улицы, так что пешему туристу, имеющему карту, заблудиться в городе почти нереально. Вот название улицы, на которой мы жили:

Впрочем, даже если вы не нашли табличку с указанием улицы, на всех магазинах и кафе под названием всегда есть адрес данного заведения.

Основные правила движения

Я не ставлю здесь задачу научить вас правилам вьетнамского движения. Я всего лишь хочу отметить особенности движения на дорогах, которые как раз и пугают неискушенного пешехода или водителя.

  1. Во Вьетнаме разрешено ездить только по вьетнамским правам. Международные права здесь ничего не значат. Но на деле туристы запросто берут байки в аренду и ездят вообще без прав. Если вы не нарушаете правила и скоростной режим, едете в шлеме и одетым (голые колени оскорбляют чувства местной полиции, имейте в виду), то, скорей всего, вас не остановят. А если остановят – стандартный штраф за управление байком без прав – $50, плюс конфискация байка на штрафную стоянку.

  2. Главное во вьетнамском автомобиле или байке – это гудок. Сигналят все и всем. На первый взгляд кажется что они сигналят по поводу и без, однако это не совсем так. Сигналят обычно перед выполнением маневра (перестроение, обгон, поворот), как бы говоря – эй, имейте в виду, я тут поворачиваю. Или – чувак, не дергайся, я тебя обгоняю.

  3. Еще одно правило – кто больше, тот и прав . Король дорог – автобус. Он не уступает никогда и никому. Понадобилось – повернул. И пофиг, что (как нам кажется) надо было встречку пропустить. Посигналит только.

  4. По полосе встречного движения можно ездить на расстоянии метра от тротуара или края дороги. То есть проехал вьетнамец свой поворот. Зазевался, бывает. Ну что ему теперь, до перекрестка ехать и разворачиваться? И потом до следующего перекрестка и снова разворачиваться, чтобы попасть в нужное место… А у него там груз свежей рыбы, например, который доставить нужно срочно… В этом случае он едет по встречке у края дороги. Доехал, отдал груз, поехал развозить дальше. Всем хорошо.

  5. Смотри вперед! Вьетнамец может перестраиваться и совершать маневры, совершенно не взглянув в зеркало заднего вида (которого вообще может и не быть на байке). Все смотрят только вперед, чтобы моментально среагировать на перестроения тех, кто перед тобой. И если происходит авария, виноват тот, у кого «морда» поцарапана. Потому что по сторонам зевал и не увидел, что перед ним кто-то появился.

  6. По городу все ездят со скоростью около 30 км/ч при разрешенных 60 км/ч. Дело в том, что это на такой скорости даже при аварии обычно не бывает летального исхода.

  7. По вьетнамским правилам на байке разрешено находиться двум людям одновременно. При этом дети за людей не считаются, так что часто можно увидеть двоих вьетнамцев и трех детей на одном байке. А иногда и 4-5 взрослых едет. Мы видели максимум четверых, но бывалые наблюдали и по восемь человек на одном байке.

Вывод: смотри вперед, езжай 30 км/ч, пропускай всех, кто больше, и сигналь перед маневром. И будет тебе счастье вьетнамских дорог!

Как переходить дорогу во Вьетнаме

Сами вьетнамцы по поводу перехода дороги не парятся и делают это там, где им удобно, не бегая в поисках пешеходного перехода. Потому что на самом деле разницы никакой нет.

Когда мы впервые подошли к пешеходному переходу на широкой улице, нам казалось, что перейти дорогу здесь фактически невозможно. Начитавшись заранее статей о способах перехода дороги в странах ЮВА, мы решились. Подняли руку вверх и медленно побрели вперед, спотыкаясь при виде очередного «несущегося» на нас мотобайка… И оказались на другой стороне.

Уже на следующий день мы убедились, что руку можно не поднимать, идти значительно быстрее, и вообще что не все так страшно как казалось в первый раз. А через неделю, когда мы не задумываясь пересекли круговой перекресток чуть не по диагонали, мы со смехом поняли что окончательно освоились.

Так как же перейти дорогу во Вьетнаме? Да очень просто: пропускаем автомобили и автобусы, так как они не смогут вас быстренько объехать. Перед началом движения смотрим в обе стороны, ведь мы помним о том, что возле тротуара возможно и встречное движение. И выходим на дорогу, глядя влево на полосу движения. Свою скорость корректируем в зависимости от того, что мы там видим. Если вы видите, что едущий на вас байк ускорился, значит, он собирается проскочить перед вами, и слегка замедляете шаг. Либо вы видите, что байки начинают брать чуть в сторону, чтобы вас объехать. В общем, действуем по обстоятельствам! И не нужно бояться и вставать столбом. Пешеход должен быть предсказуемым, тогда ничего страшного не случится, ведь мы помним, что вьетнамцы при езде смотрят преимущественно вперед и вас обязательно заметят.

Удачи на дорогах!

Наталья Деревягина

Возможность самостоятельно перемещаться по стране, не завися от расписания общественного транспорта, ценится многими путешественниками, даже если они впервые приехали во Вьетнам . Кто-то предпочитают посмотреть все достопримечательности своими глазами, не полагаясь на услуги гидов, для кого-то важна постоянная мобильность – но в любом случае встает вопрос аренды транспорта. И тут важно помнить одну особенность: международные или национальные права других стран во Вьетнаме не имеют силы. Есть два решения проблемы: брать транспорт в аренду вместе с водителем или получать местные права. Правда, если вы собираетесь перемещаться на мопеде, то полиция часто закрывает глаза на отсутствие прав. Получение водительских прав во Вьетнаме Итак, если вы все же предпочитаете спокойную езду (в моральном плане) по просторам Вьетнама, то для вас существует два алгоритма. Перевод и нотариальное заверение ваших международных прав требующейся категории в Департаменте Транспорта Вьетнама. Процедура достаточно простая и не очень дорогая, особенно если вы планируете задержаться в стране на длительный срок. Можно заняться этим вопросом самостоятельно, но лучше предоставить все хлопоты специальным агентствам, которые запросят от вас оригинал, фото или скан-копию ваших прав, оригинал и ксерокопию загранпаспорта с отметкой о действующей визе , заполненное заявление и 4 фото. Стоят такие услуги в пределах $120-150.
Еще один существенный момент: во Вьетнаме регулярно выходят различные циркуляры (может быть по несколько за один месяц). По последнему их них, от 26.09.2013, обмен прав разрешен только тем иностранным гражданам, которые оформили визу для пребывания в стране на срок не менее 3 месяцев! Если же у вас нет российских прав, то придется сдавать экзамен на получение прав вьетнамского образца, опять же, в транспортном Департаменте. Для этого вам понадобится знание вьетнамского языка, потому что тесты будут именно на нем. Также необходимо предоставить требуемый пакет документов (ничего сверхъестественного: заявление, паспорт с визой, срок действия которой должен быть не менее 3 месяцев, и т.п.). Можно попробовать самостоятельно пройти экзамен на вождение, но лучше заручиться помощью знакомых и хорошо проверенных местных жителей, которые помогут вам и с тестированием (либо переведут заранее тесты, либо будут подсказывать на самом экзамене), и с вождением.
Для получения прав категории А, которые пользуются большей популярностью среди иностранцев, вам необходимо будет продемонстрировать свои умения, выполнив пару несложных упражнений на площадке, а иногда можно обойтись и без этого – достаточно лишь оплатить аренду мопеда.
Особенности аренды транспортных средств Даже если вы получили права вьетнамского образца или нотариально заверили перевод имеющихся у вас международных прав, лучше несколько дней поездить с местными водителями, тем более что в стране распространена такая услуга, как аренда авто с водителем. Так вы посмотрите особенности вождения на дорогах Вьетнама, оцените действия водителя. Мопеды сдаются в аренду конечно же без водителя, но следует знать несколько важных правил:

  • Обязательно наличие шлема. У вас может не быть даже водительского удостоверения, а вот отсутствие шлема повлечет за собой наложение штрафа в 100% случаев.
  • Выбирайте относительно новый мотобайк и внимательно проверяйте на наличие царапин и прочих повреждений, чтобы потом их не приписали вам.
  • Не стоит оставлять мопед на длительный срок в незнакомом месте. Запирая его на ключ, вы также препятствуете его угону.
  • Вьетнамская дорожная полиции не имеет особо отличительных знаков, поэтому их появление на дорогах может быть сюрпризом.
  • Старайтесь соблюдать скоростной режим – передвигайтесь на байке со скоростью до 30 км/ч.
  • Езда в алкогольном опьянении чревата большими штрафами, а ДТП в подобном состоянии может закончиться и тюремным заключением.

Что касается аренды автомобилей, то лучше всего брать авто в аэропорту или при гостинице, избегая мелких частных контор. При оформлении документов, записывайте все свои данные латиницей. Помните, что большая часть дорог во Вьетнаме платные. Особенности движения на дорогах Вьетнама Вьетнамские дороги обычно не отличаются хорошим качеством, относительно неплохая дорога, соединяющая два главных города страны – Ханой и Хошимин, и те трассы, в строительстве которых участвовали японцы в последнее время, но таковых – единицы. Движение во Вьетнаме очень хаотично, иностранцам сложно понять какую-либо логику. Если вы хотите максимально безопасно передвигаться на местных дорогах, то старайтесь держаться подальше от автобусов – они ведут себя, как хотят, поближе к обочине и строго соблюдайте скоростной режим: 40 км/ч – для авто и 30 – для мототранспорта.
Везде много автозаправок, поэтому проблем с топливом не будет, также на окраинах как крупных, так и мелких городов, всегда есть автомастерские. Все дорожные знаки и названия населенных пунктов написаны или дублируются на латинице. В общем, дорожные знаки соответствуют принятым в Европе обозначения, с некоторыми исключениями: поворот обозначается «переломленной» стрелой; опасный участок в горах – тремя наложенными полосками со смещением.
Что касается штрафов, то среди самых частых и дорогих – проезд на красный свет (500 руб.), за не пристегнутый ремень (75 руб.). За большое превышение скорости у вас могут забрать транспортное средство и направить на повторный экзамен по ПДД. В целом, самостоятельное путешествие на авто или байке по Вьетнаму может стать увлекательным приключениям. Если вы не боитесь сложностей и мечтаете о новых впечатлениях, смело садитесь за руль!

Валюта Вьетнама

Национальная валюта Вьетнама называется донг. По своей стоимости это одна из самых маленьких валют мира. Обозначают его как VND или đ. Формально один донг равняется 10 хао и 100 су, но такие мелкие вьетнамские деньги в настоящее время не выпускаются. Донг – неконвертируемая валюта. В 2007 г. правительством страны был разработан план по постепенному превращению донга в конвертируемую валюту и решено дедолларизировать вьетнамскую экономику.

Климат Вьетнама

Если вы собираетесь побывать во Вьетнаме, то неплохо знать климатические особенности этой страны, иначе ваш пляжный отдых может благополучно сорваться. Особенно это важно, если вы собираетесь побывать в этой стране во время межсезонья или планируете посетить разные климатические зоны. По своему температурному режиму вьетнамский климат делится на субтропический и тропический. По сезонному делению климат муссонный.

Кухня Вьетнама

Огромное влияние на кухню Вьетнама оказало географическое местоположение и колониальное прошлое, в результате чего кухня этой страны впитала кулинарные традиции французской, тайской, китайской, индийской кулинарии. Одновременно, вьетнамская кухня сохранила самобытность: вьетнамцами не принято поддавать блюда значительной термообработке, а пища, в основном, с небольшим количеством жира (что делает ее достаточно питательной и здоровой).