Каким должен быть водитель? Просчитываешь ситуацию наперед. Всегда имеешь план выхода

15.03.2018

Возможно, вы всерьез задумались о том, чтобы попробовать себя в качестве водителя такси. Но раньше никогда в такси не работали и поэтому не знаете, получится ли у вас, ваше ли это занятие или вам лучше рассмотреть другие профессии. Для принятия правильного решения предлагаем вам ознакомиться с данной статьей. В ней вы сможете узнать, какими качествами желательно обладать, чтобы быть успешным таксистом, довольным своей работой и заработком.

Прежде всего, водитель такси должен быть ответственным человеком. Ведь он отвечает за безопасность свою и пассажиров, а также за состояние вверенного ему автомобиля. Хорошего таксиста отличает аккуратный стиль вождения с продуманными маневрами, стремление и умение предсказывать дорожную ситуацию и поведение других участников движения. Кроме того, водитель просто обязан ответственно подходить к анализу своего состояния, контролировать его и не позволять себе принимать заказы, будучи крайне уставшим.

Кроме того, внимательность – качество, которое также необходимо таксисту. Это требуется не только с целью соблюдения ПДД (нужно всегда замечать знаки, разметку и др.), но и для ориентации на местности. Только внимательный водитель, обладающий к тому же хорошим пространственным мышлением, не пропустит нужный поворот, въезд во двор, не забудет прочитать комментарий клиента, в котором зачастую содержится полезная информация о месте подачи автомобиля.

Тому, кто работает в такси, не обойтись и без самодисциплины. Ведь это работа с гибким графиком, обычно предполагающая, что водитель сам будет определять, когда ему брать заказы, а когда отдыхать. Это является безусловным преимуществом, позволяющим самостоятельно планировать свое время, исходя из комфортного режима, а также совместить работу с выполнением своих дел. Но следует понимать, что такая свобода подходит только дисциплинированным людям. В противном случае человек слишком долго будет находиться в режиме отдыха, и ему будет сложно заставить себя выйти на линию. Это выльется в плачевный результат по окончании смены, когда посчитают количество выполненных заказов и выдадут зарплату – увы, в таком случае она скорее всего не порадует.
Помимо ответственности, внимательности и самодисциплины, водителю такси крайне желательно быть коммуникабельным, обладать навыками общения с людьми. Следует помнить, что такси относится к сфере услуг, а значит, именно люди определяют успешность и прибыльность бизнеса и в конечном итоге возможность его дальнейшего существования. Умение ясно выражать свои мысли, слушать и слышать, быть вежливым и дружелюбным оставляет положительное впечатление у пассажиров от поездки и побуждает их в будущем сделать заказ машины в той же компании. Кроме того, во многих популярных сервисах по заказу такси внедрена система оценки водителя. Любой пассажир, совершивший поездку, может оценить ее, и данная оценка повлияет на общий рейтинг таксиста, что, в свою очередь, отразится на количестве предлагаемых ему заказов или даже вообще на возможности принимать заказы от данной фирмы.

В ходе работы в такси востребованы также такие качества, как гибкость, дипломатия и неконфликтность. Различные ситуации, к примеру, опоздание на заказ, попадание в дорожную пробку, проблемы с нахождением адреса подачи и другие зачастую вызывают негативные эмоции у пассажиров. Бывает и так, что и при отсутствии объективных причин клиент изначально настроен на конфликт ввиду своего характера или текущего настроя. В таких случаях умение водителя выслушать и объяснить свою позицию, при этом аккуратно подобрав выражения и сгладив острые углы, положительно скажется на поведении и настроении пассажира. А это способствует комфортному состоянию и самого водителя. Ведь работа гораздо приятнее, если не нервничать по пустякам и вместо того, чтобы раздувать конфликт, быстро разрешать его.

Таким образом, хороший таксист – это профессионал, сочетающий в себе такие качества как ответственность, внимательность, самодисциплина и организованность, а также коммуникабельность, вежливость, дружелюбие, умение находить общий язык с людьми. Но если вы всё еще сомневаетесь, стоит ли вам работать водителем такси, на самом деле лучше просто попробовать! Вы не потратите много сил и времени, зато будете знать наверняка, и вполне вероятно, что вам подойдет и понравится данная профессия. К примеру, в нашей компании прием на работу осуществляется очень быстро (1-2 дня), после этого новых водителей обучают и дают всю необходимую информацию, а зарплату выплачивают после каждой смены. В итоге вы сможете буквально за неделю (отработав несколько смен) сформировать свое собственное мнение по поводу

Практически все сферы деятельности современного человечества неразрывно связаны с транспортными средствами: личными или служебными легковыми автомобилями, автобусами, грузовым машинами и т.д. Поэтому можно смело сказать, что профессия водителя на сегодняшний день является едва ли не самой распространенной и востребованной.

Практически все сферы деятельности современного человечества неразрывно связаны с транспортными средствами: личными или служебными легковыми автомобилями, автобусами, грузовым машинами и т.д. Поэтому можно смело сказать, что профессия водителя на сегодняшний день является едва ли не самой распространенной и востребованной.

Мало того, сегодня каждый автовладелец не только считает себя профессиональным водителем, но и уверен, что он с легкостью сможет использовать свои навыки вождения для работы в сфере персональных, пассажирских или грузовых перевозок. Так или это на самом деле? Скорее всего, нет, поскольку профессия водителя – это не только умение управлять транспортным средством, но и целый ряд нюансов, о которых мы сегодня и поговорим.

Кто такой водитель?


– специалист, владеющий навыками управления транспортным средством и осуществляющий перевозки пассажиров или грузов на профессиональной основе. Также водителем принято называть инструктора по вождению (то есть, человека, который обучает вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве).

Первых водителей называли шоферами (от французского "chauffeur" – истопник, кочегар), так как им приходилось не только управлять транспортным средством, но и постоянно следить за топливом (а это были дрова и уголь). В процессе совершенствования автомобилей менялись и обязанности шофера, в результате чего появился водитель – человек, который водит. Кстати, в обыденной жизни россиян оба названия профессии достаточно распространены. Шофером принято называть человека, который занимается вождением транспортных средств на профессиональном уровне, а к водителям относятся как профессиональные шоферы , так и автовладельцы.

Сегодня профессиональных водителей можно разделить на несколько категорий, в число которых входят:

  • персональный (личный) водитель – занимается перевозкой определенного лица преимущественно на транспортном средстве работодателя.
  • водитель-экспедитор – не только осуществляет перевозку товара (груза), но и отвечает за его доставку из одного места на другое.
  • таксист – специализируется на пассажирских перевозках по требованию клиентов.
  • водитель общественного транспорта - к этой категории относятся как водители автобусов и маршрутных такси, так и водители трамваев и троллейбусов.
  • водитель грузового автомобиля – осуществляет транспортировку грузов на небольшие расстояния (как правило, в пределах города или области).
  • дальнобойщик – водитель большегрузного транспорта, который занимается перевозкой груза на большие расстояния.

К каждой из категорий предъявляются свои требования, продиктованные спецификой деятельности. Например, водителю бензовоза необходимо иметь разрешение на транспортировку опасных грузов, а водитель общественного транспорта обязан иметь права категории "Д".

В профессиональные обязанности современного водителя, помимо управления транспортным средством, входит: проверка исправности автомобиля и его техническое обслуживание (мойка, заправка, смазка и т.д.), устранение мелких неисправностей в дороге и регулярное проведение техосмотра.

Каким личностными качествами должен обладать водитель?


Работа водителя неизменно связана с жесточайшей концентрацией внимания, хорошей памятью, отменной реакцией и развитым пространственным и линейным глазомером. Именно эти качества позволяют водителю не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и обеспечивать безопасность дорожного движения. Кроме того, хороший водитель обязательно должен обладать такими личностными качествами, как:

  • техническое мышление;
  • любовь к технике;
  • аналитические способности;
  • психическая выносливость;
  • эмоциональная устойчивость;
  • ответственность;
  • терпение;
  • деликатность;
  • умение ориентироваться на местности;
  • самообладание;
  • коммуникабельность.

Несмотря на то, что практически все свое время водитель проводит в мягком и удобном кресле, он, помимо всего прочего, должен обладать физической выносливостью. Особенно это важно для дальнобойщиков, которым приходится сталкиваться с самыми неожиданными и подчас экстремальными ситуациями.

Преимущества профессии водителя


Профессиональные водители (шоферы) уверены, что в их профессии случайных людей не бывает. Поэтому основным преимуществом этой профессии принято считать возможность работать по призванию. Стоит также отметить, что работа водителем имеет и другие преимущества, а именно:

  • востребованность – хорошие водители нужны всегда и везде, поэтому у них практически никогда не возникает проблем с трудоустройством;
  • высокие заработки – в среднем, водитель в России получает от 30 тысяч рублей (в крупных городах, заработная плата водителей "стартует" от 50 тысяч рублей).
  • престижность – водитель – это пожалуй единственная рабочая специальность, которая не менее престижна, чем профессии юриста или экономиста.
  • отсутствие скуки и монотонности – работа водителя связанна с постоянным перемещением из одного места в другое, поэтому всегда присутствует новизна ощущений.

Недостатки профессии водителя

Не сложно догадаться, что как и в любой другой профессии, в работе шофера имеются и недостатки. К таковым можно отнести:

  • ненормированный рабочий график;
  • большая вероятность возникновения стрессовых ситуаций (например, при интенсивном дорожном движении);
  • зависимость условий труда от погодных явлений;
  • сидячий образ жизни.

Где можно получить профессию водителя?

Теоретически стать профессиональным водителем может каждый совершеннолетний человек, который прошел курс обучения в любой автошколе и получил права в ГАИ. На практике же, трудоустроится сразу же после обучения в автошколе и без наличия определенного опыта вождения очень сложно. "Спасти ситуацию" может наличие технического (что очень ценится среди работодателей) или профильного образования. Причем, говоря о профильном образовании мы имеем ввиду средне-специальное (то есть, полученное в техникуме). Почему? Потому что в этой профессии ценятся, прежде всего, практические навыки, и только потом теоретические знания.

Получить профессию водителя можно в одном из соответствующих техникумов. Например, местом обучения этой профессии может стать:

  • Нижегородский автотранспортный техникум;
  • Новосибирский техникум автосервиса и дорожного хозяйства;
  • Хабаровский дорожно-строительный техникум;
  • Красноярский автотранспортный техникум;
  • Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева.

Пользуясь услугами службы такси или же поднимая руку на дороге, мы встречаем совершенно разных водителей. И, как правило, не задумываемся о том, кто сидит за рулем нового opel astra. В эти минуты для нас имеет значение один момент – как в максимально короткий срок доехать до места назначения. Нередко случается, что с водителями такси мы делимся своими жизненными проблемами, и, приехав в нужное место, сразу же о нем забываем. Но, все-таки какими качествами должен обладать этот специалиста?

Безусловно, на этот вопрос нет однозначного ответа, однако есть довольно большое количество водителей, для которых такси – это работа всей жизни. Такие таксисты имеют стаж вождения более 20 лет. Они прекрасно помнят желтые «Волги» с шашечками советских времен, сейчас же многие из них выбирают качественные и надежные машины Шевроле. Но наш разговор скорее не о средствах передвижения по городу, а о человеческих качествах водителей такси. Так вот, истинные таксисты должны быть немножечко психологами. Они хорошо чувствуют настроение людей и прекрасно знают, в каких ситуациях лучше промолчать, а когда можно и даже стоит заговорить с клиентом. Кроме того специалисты с большим стажем, как правило, подходят серьезно и ответственно. Они знают каждый уголок своего города и при необходимости могут посоветовать, в каком ресторане или ночном клубе провести вечер.

Довольно часто профессию таксистов выбирают и случайные люди. Иногда удивляешься, неужели человек с тремя высшими образованиями не мог найти для себя более подходящую работу? Но, как ни странно, многим по душе такой вид заработка. Так что не стоит удивляться, если за рулем автомобиля с шашечками вы встретите академика.

Есть еще одна, категория таксистов. Ввиду определенных обстоятельств они были вынуждены зарабатывать деньги путем извоза. Следует отметить, что вакансия «таксист» практически всегда доступна, поэтому и наблюдается большой поток «случайных» людей. Именно на непрофессионального таксиста вы с большей вероятностью попадете, если будете ловить машину на дороге. И в более чем 50% случаев, транспортное средство будет не в идеальном состоянии, да и знание города у такого водителя будет не на высоте.

Иногда случается так, что у человека каждая минута на счету, а неопытный водитель может только усугубить ситуацию. Таксисты со стажем – опытные и надежные специалисты, которые дорожат своей репутацией. Они доставят вас в любую точку города максимально быстро, потому что знают самые короткие пути.

Ну и по возможности, лучше всего заранее заказывать машину, если же это невозможно, то присмотритесь внимательно к водителю. Все дело в том, что большинство извозчиков сегодня заинтересованы в постоянных клиентах, поэтому будут только рады, если вы возьмете их координаты. Вполне реально впоследствии заказать такси в Домодедово на более выгодных условиях. Мало того, как правило, в таких случаях для клиентов предусмотрены солидные скидки, что также немаловажно.

Каждая профессия требует особых знаний и умений от человека. Профессия водителя - не исключение. Помимо того, что необходимо уметь водить авто, нужно также знать правила дорожного движения, свод законов, которые регулируют дорожное движение, а также иметь отличное зрение и реакцию, чтобы избежать нехороших ситуаций на дороге.

Законодательная база

Существует перечень того, какие законы должен знать водитель для безопасного вождения автомобиля. В первую очередь, водитель должен быть осведомлен, какими законами, правилами и постановлениями регулируется дорожное движение, а также что несет за собой нарушение данных правил. Главным документом для автолюбителя должно быть Постановление Совета Министров №1090, которое знакомит с правилами дорожного движения.

Всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности, именно поэтому также стоит знать положения Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях для того, чтобы понимать, что за собой влечет нарушение ПДД. Водителям стоит ознакомиться и с перечнем штрафов, установленными правительством за различные правонарушения на дороге, а также с дополнительными приказами Министерства Внутренних Дел, которые призваны регулировать дорожное движение в стране.

Документы водителя

Каждому автолюбителю также важно знать, какие документы должен иметь водитель, отправляясь в дорогу. Следуя последним указаниям правительства федерации, в перечень обязательных документов водителя входит свидетельство о регистрации автомобиля, водительское удостоверение, а также обязательный для всех страховой полис ОСАГО. Доверенность на право управления автомобилем иметь при себе сегодня не обязательно.

Водительская этика

Помимо того что каждый водитель обязан знать правила дорожного движения, предписанные законодательством, также существуют различные негласные особые правила, которые нужно соблюдать хорошему водителю.

Опытным водителям известно, что не всегда получается соблюдать официальные ПДД, но при этом важно не мешать движению на дороге. Уступать дорогу, где есть необходимость, просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, не прибавлять скорость, когда обгоняют - краткий перечень тех правил, которыми руководствуются нормальные водители.

Также, разбираясь в том, каким должен быть водитель, стоит помнить о водительской этике. Нужно общаться с другими участникам дорожного движения при помощи жестов и фар, уважительно относиться к сотрудникам ГИБДД, не использовать клаксон в жилой зоне. Все это может характеризовать водителя как правильного участника дорожного движения.

Водитель-таксист

Водитель, который желает работать таксистом, должен не только знать и соблюдать ПДД, но также иметь и некоторые иные личностные качества для своей профессии. Существует несколько правил того, каким должен быть водитель такси. В первую очередь, водитель такси должен быть отлично осведомлен о дорожной развязке местности, где он собирается работать. Также важно, чтобы таксист был достаточно эрудированным человеком, так как пассажиру часто хочется поговорить в дороге, чтобы скоротать время.

К тому же, таксист должен быть немного психологом, чтобы угадывать настроение пассажира: когда стоит, а когда не нужно начинать разговор, когда лучше включить или выключить музыку. Ну и, конечно же, важен внешний вид как самого водителя, так и салона автомобиля. Если водитель такси хорошо одет, побрит и расчесан, а салон чистый и опрятный, то мнение о таком таксисте останется только наилучшее, а поездка окажется приятной.

Официально нет такого перечня, который рассказал бы, какими качествами должен обладать водитель. Всем известно, что хороший водитель должен быть профессионалом своего дела - знать ПДД, ориентироваться на местности и иметь понятие о водительской этике. Но чтобы ответственно управлять автомобилем, необходимо иметь также стойкое психическое здоровье, отличное зрение и реакцию. Это поможет избежать негативных ситуаций на дороге.

А также в дороге важно терпение. Оно точно пригодится в пробках, при общении с сотрудниками дорожно-патрульной службы и в иных неприятных ситуациях. Кроме того, хороший водитель обязательно поможет в пути любому другому водителю, попавшему в беду или не справившемуся с экстремальными условиями вождения.

Читатели газеты «Работай!» высказались по поводу того, какими качествами должен обладать идеальный водитель общественного транспорта

Юлия Брежнева:

Водитель маршрутки должен быть трезвым, доброжелательным, знающим свое дело. А самое главное - внимательным на поворотах.

Мария Григорян:

Был как-то у меня случай. Ехала я в маршутке. Со мной рядом сидел дедушка, ему внезапно стало плохо, случился приступ эпилепсии. Мы как раз в это время останавливались возле госпиталя. Водитель не растерялся, остановился и сбегал за врачом. Начал помогать дедушке, при этом успокаивал остальных пассажиров, чтобы не переживали и не волновались. Вот такой решительный водитель: спас человека! Этот случай мне очень запомнился. А вообще мне часто встречаются водители грубые и наглые, ну это от самого человека зависит, я думаю.

Павел Гамза :

Водитель должен быть аккуратен в вождении, т.к. он перевозит людей и в ответе за их жизни. Важно, чтобы он был доброжелательным к своим пассажирам. На мой взгляд, это главные аспекты в профессии водителя.

Анна Зуева:

Водитель должен быть внимательным, отзывчивым и в то же время строгим. Возраста не моложе 25-28 лет, со стажем вождения - лет

так 5! Чтобы был здоров, имел хорошее зрение и слух. Не судим.

Дарья Севитова :

Я считаю, что водитель маршрутки должен быть сдержанным человеком, не переносить свое плохое настроение и раздражительность на пассажиров. Еще мне очень не нравится, когда ты только что зашел в маршрутку, а водитель уже трогается с места, не дает пассажирам сесть, комфортно устроиться. Был как-то у меня случай. Мужчина зашел в автобус, не успел сесть, а маршрутка тронулась, и этот пассажир угодил своим портфелем прямиком молодому парню по голове. Мало кому понравится - улететь на пол да еще и травмировать другого. Конечно, все стали сразу возмущаться, водитель же и глазом не моргнул, делал вид, что не слышит. Вот такое неуважение к пассажирам больше всего возмущает.

Регина Шохирева:

Во-первых, водитель должен быть вежливым и, как показывает практика, учиться перевозить людей, а не дрова. Ему нужно понимать, куда он идет работать, что это очень ответственная работа, ведь в руках водителя жизнь пассажира. Очень многие водители во время движения разговаривают по телефону, отвлекаются от дороги, подвергая опасности пассажиров. И, конечно же, водитель маршрутки не должен забывать про свою речь. Многие водители не стесняются громко выражаться бранным словом, забывая, что в салоне есть дети.

Стрессоустойчивость - также одно из главных качеств водителя общественного транспорта. Ведь не все пассажиры - подарки. (Смеется.) Важно не забывать про правила этикета, ведь от того, как ты относишься к людям, так и они к тебе относятся. Очень часто наблюдаю картину, как в салон поднимается наше старшее поколение - дедушки и бабушки. Они еще на первые ступеньки не успели забраться, а автобус уже трогается с места с такой скоростью, что кажется, что мы на каких-то гонках находимся. У меня даже был случай, когда бабушка с больными ногами упала в салоне, потому что водитель торопился по графику.

У меня огромное пожелание водителям общественного транспорта: давайте будем относиться друг к другу с уважением и пониманием, несмотря на то, какое у нас сегодня настроение и какие проблемы нас атакуют.

Портрет профессионального водителя общественного транспорта

  • Внимательный за рулем.
  • Стаж не менее 5 лет.
  • Доброжелательный.
  • Вежливый.
  • Ответственный и решительный.

Мнение профессионала

Егор Лодыгин, 30 лет проработал водителем рейсового автобуса :

- Я любил свою работу, любил своих пассажиров. А они отвечали мне взаимностью. Меня всегда тянуло к людям, а работа водителя - всегда работа с людьми. Я возил пассажиров из ближайших сел в районный центр, а потом обратно. Мы жили в Архаре, вот таким образом я весь Архаринский район и объездил, работал в филиале благовещенской автоколонны 1275 на рейсовом автобусе. Утром проедешь по близлежащим селам, соберешь пассажиров, которые желают в Архару ехать, - кто на базар, кто в администрацию, в больницу. Вечером, около 17.00 развозишь всех обратно.

Я относился к своим пассажирам с добротой, и за все время работы на меня не было ни одной жалобы, никто не мог сказать, что я нагрубил или нагло себя вел. Ситуации, конечно, возникали разные. Бывает, домой кое-кто из моих пассажиров возвращался уже «навеселе», начинал скандалить, приставать к другим. Тогда я останавливал автобус, давал чересчур активным выяснить отношения на улице - нечего в моем автобусе драки учинять, не надо подвергать опасности других пассажиров.

Вообще, я считаю, что нужно по-человечески относиться к людям, тогда добро к тебе потянется. В то время меня узнавали буквально в каждом селе, на каждой улице меня знали, потому что я со всей душой делал свое дело. Бывает, смотришь - женщина едет с тяжелыми сумками, остановишь автобус возле ее дома, ведь не сложно же. А она засияет вся, и тебе самому на душе хорошо. Некоторые водители из себя важных строят, а я всегда был спокоен и готов помочь, ведь если ты с добром к людям, то и они к тебе с добром.

А вообще про профессию водителя могу сказать, что она денежная. По крайней мере, раньше мы должны были работать по плану. Сдал план - получил премию, никогда никто не жаловался.