Выставка правительственных автомобилей: От Михаила Горбачева до Владимира Путина. Новый автомобиль президента россии

Советские вожди, начиная от Владимира Ильича Ленина, любили передвигаться с комфортом. Специально для них заказывали дорогие Rolls-Royce из Европы, когда автомобилестроение в СССР еще только зарождалось, и подгоняли мощные вместительные ЗИЛы под нужды каждого владельца. Советские лимузины и другие автомобили советских вождей - в нашей фотогалерее.

Первые лимузины для высшего руководства страны появились в России еще при Николае II. В императорском парке было более 60 машин, не только западные, такие как Rolls-Royce и Mercedes, но и отечественный "Руссо-Балт". После революции, в связи с тем, что своего автомобилестроения в стране фактически не было, советским вождям также пришлось эксплуатировать западные образцы. Так, Ленин ездил на Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost. После в гараже советского руководства появились Packard и Buick. Стремительная индустриализация страны подталкивали к появлению собственного представительского автомобиля. Немаловажную роль играл и вопрос престижа.

В апреле 1933 года из ворот Ленинградского завода "Красный путиловец" выехала первая модель лимузина "Ленинград-1". Этот автомобиль создавали по личной инициативе Сергея Кирова. За основу был взят Buick-30-90, а вот 8-цилиндровый двигатель мощностью 105 лошадиных сил изготовили самостоятельно.

Всего было выпущено пять таких автомобилей. Вскоре завод получил заказ на производство тракторов и танков, и проект "Ленинград-1" был свернут. К сожалению, ни одного автомобиля Л-1 не сохранилось.

Но отказываться от идеи собственного лимузина советское руководство не хотело. Уже в апреле 1936 года на московском Заводе имени Сталина собрали первые два ЗИС-101. За основу был взят все тот же американский Buick. Под капотом нашего автомобиля скрывался 8-цилиндровый двигатель, мощность 110 лошадиных сил.

При объеме "движка" 5,8 литра автомобиль мог разогнаться до 115 км/ч. ЗИС-101 оснащался механической трехступенчатой коробкой передач, вакуумными усилителями сцепления и тормозов. Для комфорта высокопоставленных пассажиров в автомобиле было радио и отопление.

Спустя еще несколько лет на заводе имени Сталина строят ЗИС-110. Автомобиль, всем своим видом демонстрирующий мощь и безопасность, при длине шесть метров весил более 2,5 тонн. Восьмицилиндровый двигатель мощностью 140 лошадиных сил мог разогнать этот лимузин до 140 километров в час. 110-ый ЗИС стал первым в Союзе автомобилем с независимой подвеской передних колес, а шасси было оснащено стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади.

На таком автомобиле передвигался сам Сталин. Специально для него в конце 40-ых была выпущена бронированная модификация, получившая номер 115. Безопасность "главного пассажира страны" обеспечивалась с помощью бронекапсулы — защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Толщина стекла составляла 75 миллиметров. Внешне ЗИС-115 практически не отличался от ЗИС-110. Бронированный автомобиль выдавала разве что дополнительная фара на решетке радиатора и отсутствие белых колец на колесах.

В 1956 году появляется ГАЗ-13 ("Чайка"). Внешне этот автомобиль был совсем не похож на ЗИС. Послевоенное время диктовало необходимость перемен, в том числе и в автомобилестроении. 195-сильный двигатель разгонял "Чайку" до 160 километров в час, причем первую "сотню" ГАЗ-13 набирал за 20 секунд.

В конце 60-х появляется ЗИЛ-114. Под капотом шестиметрового лимузина стоял семилитровый двигатель V8 мощностью 300 лошадиных сил. Он разгонял машину до 190 км/ч.

В середине 70-ых советское руководство пересело на ЗИЛ-115, позднее получивший новое номерное обозначение 4104. Автомобиль оснащался 7,7-литровым, V-образным 8-цилиндровым двигателем, мощностью 315 лошадиных сил. Могучий "движок" разгонял 3,5-тонный лимузин до 190 километров в час. При этом 100 км/час ЗИЛ-4104 набирал всего за 12 секунд. Машина имела две независимые системы отопления и кондиционирования воздуха, электрические стеклоподъёмники. Двери салона имела изнутри две ручки для открывания.

"Закрывает" историю советского лимузиностроения ЗИЛ-41047. От своего предшественника он отличается прямоугольными, вместо сдвоенных, фарами, изменившимися решеткой радиатора и задними фонарями. Поворотники из-под передних фар переместились на торцы крыльев. Технически новинка практически не претерпела изменений, разве что стала немного тише и легче. Автомобиль выпускался вплоть до 2002 года, пока производство не было свернуто.

Позднее российская элита пересела на лимузины немецкого производства. Сейчас руководство страны в лице министра обороны использует лишь ЗИЛ-41044 во время Парада Победы на Красной площади.

В самом начале уходящей недели в столичных «Сокольниках» прошла автомобильная выставка, посвященная 95-летию Гаража особого назначения - автопарка правительства России. В мы рассказали об автомобилях Николая Второго и Иосифа Сталина, во о лимузинах Никиты Хрущева и Леонида Брежнева, а в этой повествуем о кортежах первого президента Советского Союза Михаила Горбачева, первого президента России Бориса Ельцина и его преемника - Владимира Путина.

После перехвата власти у Михаила Горбачева Борис Ельцин чуть ли не первым делом пересел с легендарных автомобилей завода ЗИЛ (Завод имени Лихачева) - до смерти Сталина завод назывался ЗИСом (Завод имени Сталина), - производившего роскошные бронированные лимузины для первых на протяжении 50 лет, на немецкие Мерседесы. Несколько позже его примеру последовали министры с главами регионов. Однако в 1997 у Ельцина проснулись патриотические чувства - он, как и генсеки до него, пересел на отечественный ЗИЛ, на котором потом ездил вплоть до своей отставки.

К сожалению, при Владимире Путине разрушительные коллаборационистские тенденции только усилились: спецслужбы и даже мелкие чиновники пересели с отечественных «Волг» на немецкие Мерседесы и американские Форды, а известнейший завод, некогда производивший спецтранспорт и представительские автомобили для всего коммунистического блока, ныне превращен в руины.


Цех производства лимузинов ЗИЛ, закрыт в 2000-ом году




Производственные цеха завода ЗИЛ в наши дни

Гараж Михаила Горбачева



Кортеж Михаила Горбачева в его бытность президентом СССР

В 1985-ом году умирает последний достойный генсек Советского Союза Константин Черненко, на место которого быстро взбирается Михаил Горбачев. Тогда впервые с высоких трибун зазвучали призывы перестраиваться и модернизироваться по западному образцу. Далеко не все в то время понимали, что Горбачев уже поставил «крест» на СССР - если не большинство, то точно многие продолжали строить города, заводы, совершенствовать производство, вообщем, делать всё необходимое для «светлого будущего», которое через несколько лет архитекторами «Перестройки», по сути, будет выброшено на «помойку». Так оно было и в КБ ЗИЛа, где в аккурат с восхождением Горбачева в 1985 году появилась последняя версия советского лимузина – ЗИЛ-41047.

ЗИЛ-41047 (315 л.с.)




ЗИЛ-41047 - советский бронированный лимузин премиум-класса, предназначавшийся для перевозки руководства СССР и первых лиц стран всего социалистического блока. Автомобиль выпускался с 1985-го по 2002-ой год. Технически идентичен модели ЗИЛ-41045. Отличия от собратьев и предшественников лишь в дизайне кузова, да и те незначительные. Но отметим один любопытный факт, а именно: во время своего производства лимузин ЗИЛ-41047 был самым длинным серийным легковым автомобилем в мире: габаритная длина - 6339 мм,что лишь на 7 мм короче самого длинного в истории Cadillac Series 75 1974-76 модельных годов.

В 1994 году немецкая фирма Trasco, мечтавшая о престижных заказах из России, изготовила два бронированных лимузина на основе модели ЗИЛ 41047. Боковые стёкла здесь, в отличие от заводских броневиков, впервые стали опускающимися. Но при этом немцы недостаточно усилили подвеску - и машины, получившие обозначение 41047ТБ (Траско Бремен), поездив совсем немного, отправились в ремонт на ЗИЛ и впоследствии использовались как резервные. Всего в Бремен было отправлено три автомобиля ЗИЛ-41047. Третий лимузин пришел на фабрику забронироваться и пройти огневые тесты... Броню поставили, тесты прошёл - основные параметры обстрела выдержал. Однако возвращать образец на Родину не стали: у российских властей исчез интерес на отечественные «членовозы» - Ельцин плотно засел в немецкие лимузины.

ГАЗ 24-34 (195 л.с.)




ГАЗ-24-34 «Волга» - мощный легковой автомобиль, производившийся в СССР специально для кортежей и в качестве быстрых «догонялок» КГБ. Машина выпускалась с 1985-го по 1993-ий год на Горьковском автомобильном заводе. Для автомобиля в качестве основы использовался серийный ГАЗ-24-10. При рабочем объеме двигателя ЗМЗ-505 в 5,53 литра, «догонялка» спокойно развивала мощность в 195 л.с. и разгонялась до 182 км/ч. Разумеется, в продажу для рядовых граждан или «номенклатурных» работников не поставлялся.

ГАЗ 31013 (195 л.с.)




ГАЗ-31013 «Волга» - еще одна советская «догонялка» КГБ, пришедшая на смену ГАЗ-24-34. Внешне ГАЗ-31013 мало чем отличается от ГАЗ-3102 - сделано это по причинам профессиональной конспирации.

Сотрудники спецслужб, да пожалуй, и простые граждане, которым довелось управлять «догонялкой» - про нее вспоминают с гордостью. Уже тогда по многим параметрам ГАЗ-31013 превосходил Mercedes-Benz E500, который появился намного позже. Объем двигателя ЗМЗ-505.10 равен 5,53 литра. Мощность двигателя была несколько скромнее, чем у Мерседеса, всего 195 л. с. при 4-х тыс. об/мин, но крутящий момент равный 405 Нм при 2200 об/мин впечатляет. Наша машина разрабатывалась собственными силами и умами, тогда как для разработки «штутгардского волка» привлекались инженеры компании Porsche. Отметим, что в нулевые на эти машины начали ставить и импортные двигатели, поэтому можно встретить «догонялку» и 220-ью лошадиными силами.

ЗИЛ-41072 «Скорпион» (315 л.с.)








ЗИЛ-41072 «Скорпион» - российский автомобиль сопровождения и охраны, выполненный на основе советского лимузина ЗИЛ-41047. Выпускался с 1989-го по 1999-ый год.

Интересно, что во времена Горбачёва столичные инженеры успели разработать и следующую серию правительственных «членовозов», но тут в ситуацию вмешалась «Перестройка» и последующий за ней распад СССР. И новый ЗИЛ-4102, этакий советский Rolls-Royce, навсегда остался лишь опытным экземпляром.


Презентация ЗИЛ-4102, 1988 год

Вероятно, для новой политической элиты девяностых и зарождающейся элиты нулевых, сделавших из советской сверхдержавы сырьевой придаток стран Запада, огромные суровые ЗИЛы времён четырежды Героя Советского Союза были явно поперек горла, ибо напоминали об индустриальной мощи и славе недавнего прошлого. Исторические карлики не могли похвастаться успехами в промышленности и экономике, а потому цеплялись за все яркое и цветастое - в глазах телезрителей всячески пытались казаться модными, прогрессивными и европейскими. Именно по этой причине ни один президент России не ездил и не ездит на российских автомобилях, а предпочитают им Мерседесы - мол, как и у других европейских лидеров.

Однако тот же Путин старательно забывает, что главы развитых стран, несмотря ни на какие моды, для своих кортежей предпочитают исключительно отечественные автомобили: император Японии ездит на Toyota Century Royal, а его премьер на Lexus LS 600h L, президент Кореи на Hyundai Equus, президент Чехии на Skoda Superb, президент Италии на Maserati Quattroporte и лимузине Lancia Thesis, президент Франции на Citroen DS5, премьер-министр Великобритании на Jaguar XJ Sentinel, британская королева на Bentley State Limousine, председатель КП КНР на FAW Hong Qi HQE, а президент США на Cadillac One. Разумеется, главы карликовых государств и стран так называемого «третьего мира» ездят на Мерседесах и Ауди, как и наш многоуважаемый Владимир Владимирович - так как у них производства и традиций подобных КБ ЗИЛа никогда и не было.

Гараж Бориса Ельцина


В 1983 году, будучи первым секретарём Свердловского обкома КПСС, Борис Ельцин получил в служебное пользование автомобиль ГАЗ-14 «Чайка».

ГАЗ 14 «Чайка» (220 л.с.)




ГАЗ-14 «Чайка» - советский представительский легковой автомобиль высокого класса, выпускавшийся c 1977-го по 1988-ой год. С технической точки зрения, автомобиль был глубоко модернизированным вариантом своего предшественника, ГАЗ-13. При этом новая модель была существенно крупнее, и, по сути, «ушла» в более высокий подкласс, вплотную приблизившись по габаритам, техническим характеристикам и уровням комфорта и оснащённости к моделям ЗИЛ высшего класса. Всего было изготовлено около 1 120 автомобилей данной модели.

ЗИЛ-41052 (315 л.с.)




Советский правительственный лимузин ЗИЛ-41052 является бронированной версией автомобиля ЗИЛ-41047 образца 1985 года, с 1987 до 1999 года было выпущено всего 13 экземпляров модели. Защиту пассажиров обеспечивала стальная бронекапусла с толщиной брони 4–10 мм. На машину устанавливался двигатель V8 объемом 7,7 литра и мощностью 315 л. с. в паре с трехступенчатой автоматической коробкой передач. В 1997-ом году президент России Борис Ельцин пересел с Мерседесов именно на этот лимузин.


На видео: Транспортировка ельцинского лимузина из Москвы в «Ельцин Центр», 20 ноября 2013 года

Отметим, что капсульная конструкция - советское ноу-хау, впервые примененное еще для сталинского ЗИС-115. Надежность традиционной схемы бронирования, когда серийный автомобиль защищался броневыми листами, а стекла заменялись бронированными, оставляла желать лучшего, и советские инженеры придумали оригинальную - капсульную. Это когда сам автомобиль строится вокруг бронированной капсулы. Материалы для бронирования - исключительно отечественного производства. По защищенности ЗИЛ до сих пор превосходят большинство зарубежных аналогов. Но после распада СССР один автомобиль был выкуплен и разобран. Идею скопировали, и теперь она используется повсеместно.

Chevrolet Suburban K2500




Mercedes-Benz GE300 / W463 (170 л.с.)




Mercedes-Benz G500 / W463 (296 л.с.)


Mercedes-Benz S600 Pullman / W140 (408 л.с.)




Mercedes-Benz S600L ТБ / W140 (408 л.с.)




Mercedes-Benz S500 ТБ / W140 (326 л.с.)




Mercedes-Benz S600L / W140 (408 л.с.)




Гараж Владимира Путина


В гараже президента России Владимира Путина содержатся несколько бронированных автомобилей, причем почти все они разные. Так, у Путина есть несколько бронированных «пульмановских» «Мерседесов» в старом 220-м кузове и несколько машин в новом 221-м кузове. В списке машин президента числятся советский лимузин ЗИЛ, микроавтобусы Mercedes-Benz и Volkswageln Transporter, а также большое количество мерседесовских «догонялок» серий ML, G и S, причем разных годов выпуска и комплектации. Таким образом, у президента довольно внушительный автопарк.

В случае если организуется заграничная поездка, президентский автомобиль и машины из его кортежа вместе с оперативной группой доставляются на место заранее на грузовом самолете. Получается, что летит не один Путин, а несколько самолетов, включая транспортные. Примечательно, что за границу главным образом летают более старые автомобили. Так, в Китай президент несколько раз летал с Мерседесом из той же серии, которой пользовался еще Ельцин. В Великобританию Путин однажды прибыл вообще с советским ЗИЛом.

Тем не менее, самым популярным автомобилем, на котором передвигается Путин был и остается Mercedes S600 Pullman Guard.

Mercedes-Benz S600 Pullman / W221 (517 л.с.)




Mercedes-Benz S500 Pullman / W220 (306 л.с.)




Mercedes-Benz S500 / W220 (306 л.с.)


Volkswagen Transporter / T5


Mercedes-Benz ML350 / W166 (306 л.с.)


Кортеж Владимира Путина
















Подводя итоги, отметим, что Владимир Путин, к глубочайшему сожалению соотечественников, не оправдал надежды, возложенные на него российскими промышленниками, включая и надежды коллектива завода ЗИЛ - в 99-ом всем почему-то казалось, что раз Путин до «Перестройки» служил в КГБ, то он просто обязан поддержать производство спецтранспорта.

Однако кортеж президента России почти ничем не отличается от кортежей руководителей промышленно-отсталых государств Африки или Средней Азии - те же «пульмановские» Mercedes-Benz S-класса, окруженные спереди и по бокам бронированными «Гелендвагельнами» и мощными мотоциклами марки BMW. Кортежи с похожим составом можно встретить у руководства Бангладеша, Кении, Омана, Марокко, Украины и многих других стран.

С техникой Владимиру Ленину откровенно не везло. Полосу неудач начала первая эмиграция Ильича, когда некий швейцарец на роскошном Rolls-Royce сбил велосипедиста Ульянова, а весь четырёхколёсный транспорт первого вождя Страны Советов то угоняли, то обстреливали. Поэтому единственной машиной, без приключений дожившей до сегодняшнего момента, стало транспортное средство, на котором... вождь мирового пролетариата никогда не ездил, - это броневик английской марки Austin. Согласно официальной легенде, с башни этой бронемашины, возвращаясь из эмиграции, за неимением более подходящей трибуны Ленин прочёл знаменитые «Апрельские тезисы» возле Финляндского вокзала.

После революции Ленин чаще всего разъезжал по улицам Петрограда на роскошном Turcat-Mery 1915 года выпуска. До этого машина сначала принадлежала Великой Княжне Татьяне, старшей дочери Николая Второго, а затем 50-сильным «французом» некоторое время обладал министр-председатель Временного правительства Александр Керенский. Историки откопали весьма занимательный эпизод из биографии этой машины: в декабре 1917 года Turcat-Mery угнали прямо со двора Смольного! Лучшие кадры ЧК быстро выяснили, что любимый лимузин Ильича украли контрабандисты, а сам автомобиль спрятан неподалёку от финской границы, в гараже пожарной части.

После угона основатель СССР перестал жаловать Turcat-Mery и пользовался другой французской техникой: из гаража Романовых для Ильича выкатили Delaunay-Belleville 45. Но отец революции довольствовался комфортом 6-цилиндрового лимузина буквально несколько дней. 1 января 1918 года Ленин пережил покушение: Владимир Ильич не пострадал, но бандиты изрешетили добротный закрытый кузов настолько плотно, что восстановить машину не смогли. После этого личным транспортом революционеру служил Renault 40CV, также позаимствованный из императорского собрания. Притом машина повторила судьбу Turcat-Mery: в январе 1919-го налётчики буквально вышвырнули Ильича из лимузина и были таковы.

Чтобы народ узнавал своего вождя (и не повторял подобных авантюрных угонов), товарищ Ульянов пересел на открытый Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года выпуска мощностью 55 л.с. Этот кабриолет из автопарка Михаила Романова (родного младшего брата императора Николая Второго), предназначенный для горных гонок, казался странным выбором: зачем нужна узкая, а потому не самая комфортная, и прожорливая машина? Но именно Серебряный призрак спас жизнь своему главному пассажиру. В Москве после покушения Фанни Каплан оказать помощь пострадавшему на месте было некому - будь не Rolls-Royce, а менее быстрый автомобиль, по дороге до Кремля Ильич скончался бы от кровопотери.

В конце 1910-х Леонид Красин (будущий полпред Советского Союза на территории Великобритании) начинает переговоры... о закупке партии Rolls-Royce для «молодой республики»! Странная потребность для разом обнищавшей страны, но 73 новенькие машины были поставлены советскому правительству. Один такой длиннобазный 73-сильный лимузин возил смертельно больного Ильича до самой кончины. Между прочим, на городских скоростях 7,4-литровый мотор расходовал немыслимые 2,5 ведра бензина на каждые 100 вёрст пути (или 28,7 литра на 100 км). Кстати, о смерти вождя мирового пролетариата сообщил именно его водитель Степан Гиль, добравшийся из Горок до Москвы на этом Silver Ghost.

Между прочим, зимой именно Rolls-Royce оставался единственным быстрым способом добраться до Горок. В 1921 году Ленин поручил Путиловскому заводу перевести автомобиль на «движители Кегресса». В своё время личный «шоффэр» императора Адольф Кегресс (позднее работавший на Citroen и, между прочим, фактически придумавший принцип работы коробки передачи DSG) сделал для Николая II необычные автосани: вместо задних колёс поставил гусеницы - те самые движители Кегресса, - а на передние установил лыжи. Для Ильича Rolls-Royce переделали по аналогичному рецепту, благодаря чему машину отличала фантастическая проходимость. Даже по заснеженной целине.

Следующий советский правитель, Иосиф Сталин, не любил ни «британцев», ни «французов», зато искренне восхищался американскими автомобилями. После тряского 30-сильного Vauxhall императрицы Александры Фёдоровны (машина досталась отцу народов после нескольких владельцев), будучи на Царицынском фронте, будущий генсек получил поистине роскошный 12-цилиндровый Packard Twin Six. В столице, куда железный Иосиф вернулся после Гражданской войны, он сразу же попросил начальника гаража Совнаркома подыскать точно такой Паккард... Разумеется, подходящий автомобиль вскоре нашёлся, и Сталин постоянно носился по подмосковным дорогам, откинув брезентовую крышу.

Но как только советская верхушка пересела на заказанные Красиным Роллс-Ройсы, Джугашвили пришлось отказаться от американского «дредноута». Зато сразу после Ленина появилась возможность закупить партию американских автомобилей: с 1925 года стали поступать Buick, Cadillac, Lincoln и, конечно, Packard. Для себя Сталин выбрал самый современный из Паккардов. В 1933-м 8-цилиндровый лимузин уступил место 12-цилиндровому фаэтону. Два года спустя американский посол, зная привязанности нового главы СССР, передал Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта - бронированный лимузин Packard Twelve наиболее свежей, 14-й серии.

Этот «броневик» на долгие годы станет любимым автомобилем вождя. На 6-тонной (!) 155-сильной махине Иосиф Виссарионович приезжал на тегеранскую, ялтинскую и потсдамскую конференции. Из окна шестиоконного лимузина осматривал поверженный Берлин. При этом Сталин постоянно повторял, что использование советской элитой автомобилей иностранного производства - плохой пример. После этих заявлений ленинградский завод Красный Путиловец по образу и подобию американского Buick-30-90 создал модель Ленинград-1, но главному заказчику новинка не понравилась. Разработку главного советского лимузина перепоручили Заводу имени Сталина, так появился представительский ЗИС-101.

В 1942 году перед работниками столичного автозавода, эвакуированного на Урал, была поставлена задача создать новое поколение представительского лимузина. Об автомобиле ЗИС-110 рассказывает материал « », но генсеку полагалась спецверсия этой машины - ЗИС-115. На тот момент созданный советскими специалистами шестиместный автомобиль скрытого бронирования был самым защищённым и безопасным лимузином главы государства. С 1947 года Сталин начал использовать эту 162-сильную модель массой более 5 тонн как основной служебный автомобиль, но от полюбившегося Паккарда не отказывался до самой смерти.

Никита Хрущёв тоже любил американские автомобили. В 1938 году тогдашний первый секретарь ЦК КП(б) Украины разъезжал на 12-цилиндровом Lincoln Zephyr, а после войны Хрущёв пересел на открытый Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера под Винницей (до войны машина 1939 года выпуска возила по дорогам Германии посла США, но когда американское посольство было закрыто, Кадиллак национализировали и передали лично фюреру). На официальные мероприятия будущий генсек приезжал на служебном ЗИС-110, но водить личный Кадиллак старался как можно чаще. И даже забрал любимый «шестьдесят первый», когда перебрался из Киева на столичную работу.

В Москве «американца» со временем пришлось продать - за Хрущёвым закрепили бронированный ЗИС-115 и открытый ЗИС-110, так что Cadillac по большей части простаивал. Обе машины «любителю показать кузькину мать» нравились, но... В 1955 году Хрущёва на женевской конференции глав государств-победителей удивило, насколько совершенен огромный открытый Chrysler Эйзенхауэра и насколько устарел советский ЗИС-110. Никита Сергеевич отдал распоряжение как можно скорее создать нечто подобное. Поглядывая на Packard Сaribbean, наши инженеры выпустили ЗИЛ-111 (здесь снова будет правильно сослаться на заметку « »).

Но каково было удивление генсека, когда новейший ЗИЛ опять смотрелся бедным родственником! Теперь главу советского государства поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди. Поэтому из поездки по Штатам Хрущёв привёз культовый Cadillac Fleetwood 75 и пожелание «догнать и перегнать Америку». Зиловцы смогли только немного подправить внешность модели 111, сделав её менее похожей на Чайку, после чего лимузин получил индекс 111Г и прозвище «Григорий». На этом погоня за заокеанским автопромом закончилась.

Никита Сергеевич любил автомобили, и редкая его заграничная поездка обходилась без покупки подарка самому себе. Вот только Хрущёва отличала странноватая особенность: часто купленные или подаренные иномарки он... попросту дарил. Mercedes-Benz 300 SL, больше известный как Крыло чайки, генсек презентовал Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, чтобы советские инженеры разгадали секрет заграничного «инжектора», кабриолет Renault Florida - дочери Раде, двухместный Fiat 2300 - сыну Сергею... А огромный чёрный Rolls-Royce Silver Cloud по поручению генсека передали дому-интернату пожилых большевиков, чтобы те на старости лет вспомнили Роллс-Ройсы ленинских времён.

Но, пожалуй, самым неистовым ценителем автомобильной техники среди всех вождей СССР следует признать Брежнева. В конце тридцатых один из руководителей Днепропетровского обкома компартии, тогда ещё молодой партийный работник, получил американский автомобиль Buick 90 Limited. И с этого момента стал заядлым автомобилистом. К своему закату генсек владел почти полусотней разнообразных машин! Притом последний экземпляр для своей коллекции четырежды Герой Советского Союза получил буквально за полгода до смерти: к празднику 9 мая 1982 года газовцы презентовали больному генсеку 8-цилиндровую (!) версию своей новинки, модели ГАЗ-3102.

Это про машины остальных правителей СССР можно рассказывать весьма обстоятельно, тогда как для автопарка Брежнева придётся ограничиться лишь перечислением наиболее примечательных экземпляров. За время правления «дорогого Леонида Ильича» гараж аппарата ЦК пополнился: Rolls-Royce Silver Shadow (1968) от предпринимателя Арманда Хаммера, Maserati Quattroporte (1968) от итальянских коммунистов, Mercedes-Benz 600 Pullman (1969) от канцлера ФРГ Вилли Брандта, Cadillac Eldorado (1972) и Lincoln Continental (1973) от Ричарда Никсона, Nissan President (1973) от премьер-министра Японии, Rolls-Royce Silver Shadow от королевы Великобритании Елизаветы II...

При этом генсек очень любил сам ездить за рулём: «С Брежневым за рулём мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно», - вспоминал поездку на подаренном Кадиллаке госсекретарь США Генри Киссинджер. «Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге», - также делился воспоминаниями Ричард Никсон.

Второй страстью Леонида Ильича была охота. По этой причине родился удивительный гибрид - полноприводная Волга. Инженеры Горьковского автозавода оснастили седан ГАЗ-24 (хотя логичнее было использовать универсал, но такой формат тогда считался непрестижным) трансмиссией от УАЗ-469 (при этом кузов оставался несущим), благодаря чему появилась уникальная по проходимости и комфорту машина. Мнения историков по поводу этой модели кардинально расходятся: одни говорят, что полноприводная «двадцать четвёрка» была любимой машиной Ильича, тогда как другие считают, что Брежнев воспользовался неординарным седаном лишь единожды.

Официальным же автомобилем оставался, безусловно, ЗИЛ. К 50-летию Октябрьской революции Завод имени Лихачева подготовил действительно новое поколение правительственных лимузинов, которые прослужили до конца 90-х. Особенностью ЗИЛ-114 была X-образная рама (для неё характерна большая жёсткость на кручение) и дублирование основных систем автомобиля: две независимых электросистемы, резервная система тормозов... За долгий промежуток правления второго Ильича автомобиль пережил 3 обновления экстерьера, а на закате жизни пассажира №1 получил неожиданную спецверсию - реанимобиль, который постоянно требовался дряхлеющему вождю.

В силу коротких сроков правления Юрий Андропов и Константин Черненко никакими автомобильными предпочтениями не запомнились. Разве что для первого зиловцы успели создать очередную генерацию правительственных лимузинов, ЗИЛ-41045 - лёгкий рестайлинг разработанного во времена Брежнева ЗИЛ-114. Притом следующий генсек, Михаил Горбачёв, также довольствовался брежневским «зилом», но пережившим очередное обновление. Этой машиной, получившей индекс 41047, после распада СССР, между прочим, пользовался и первый президент России Борис Ельцин.

Интересно, что во времена Горбачёва столичные инженеры успели разработать и следующую редакцию правительственных «членовозов» (без этого словечка, пришедшего из сатиры, здесь не обойтись), но тут правительство по велению нового генерального секретаря взяло курс на отказ от привилегий. И новый ЗИЛ-4102, этакий советский Rolls-Royce, навсегда остался... Нет, в двух экземплярах: как шутили острословы, один - для Михаила, второй - для Раисы. Так что новой политической элите девяностых, когда зилы времён четырежды Героя Советского Союза безнадёжно устарели, не оставалось ничего другого, как пересесть на пульмановские Mercedes-Benz S-класса. Но это - другое время и другие автомобили.

В минувшие выходные, с 4 по 8 марта, в столичных «Сокольниках» прошла автомобильная выставка, посвященная 95-летию Гаража особого назначения - автопарка правительства России. Тысячи людей посетили выставку, где смогли познакомиться с автомобилями, перевозивших первых лиц страны, от Николая II до Владимира Путина. Предлагаем Вашему вниманию фото-отчет с представленной техникой.





Выставка развернулась на целых три павильона, но мы покажем лишь то, что разместили в самом крупном, самом главном. Именно здесь гостей ежедневно встречали показательными выступлениями роты специального караула Президентского полка, здесь же и были размещены правительственные автомобили - как правило, респектабельные броневики, - на которых когда-то ездили последний царь Российской империи Николай II, советские лидеры, первый президент СССР Михаил Горбачев и первый президент России Борис Ельцин. Особое место выделено под президентский кортеж Владимира Путина.

Гараж Николая Второго


Гараж последнего российского императора Романова Николая Второго, в силу разных причин, представлен слабо - всего одна машина - французский Делоне Белвиль Белвалет 1909-го года выпуска.

Delaunay-Belleville Belvalette (24 лошадиных силы)






В 1905 году граф Орлов заказывает для императора Николая II первый автомобиль - им был французский автомобиль марки «Делоне-Бельвиль» и, в итоге, в 1905 году в императорский двор поставляется 2 авто этой марки. Через год император заказывает ещё один SMT, на который, выписанный Орловым из Франции водитель Кегресс, устанавливает гусеницы для зимних поездок. Кроме Николая II, автомобилями «Делоне-Бельвиль» пользовались король Греции Георг I и король Испании Альфонсо XIII.

Гараж Иосифа Сталина


После революции правительственный гараж переместился из Петрограда в Москву. Назывался он уже не императорским, а автобазой Совета народных комиссаров РСФСР. Долгое время, вплоть до сталинской индустриализации, советские чиновники, партноменклатура и спецслужбы пользовалась автомобилями, как правило, зарубежного производства. Были в советских автопарках и жемчужины, такие как этот Роллс-Ройс Фантом 1.

1926 Rolls-Royce Phantom I Pall Mall Open Tourer (50 л.с.)






Доподлинно известно, что первым автомобилем, обслуживавшим наркома национальностей Иосифа Сталина после Октябрьской революции, был шикарный Воксхол 1914 года. Этот шикарный автомобиль еще до революции заказывался в Англии специально для матери Николая II. После Февральской революции лимузин побывал у нескольких владельцев, а позднее достался Сталину. Ему, естественно, понравился автомобиль с роскошным кузовом от ателье «Хупер», но уж слишком медлителен был этот огромный тяжеленный лимузин. Сталину хотелось иметь более быстрое авто.

Вскоре Сталин получил то, что хотел. Когда он попал представителем Реввоенсовета на Царицынский фронт, в его распоряжении оказался огромный открытый Паккард Твин-Сикс, что в переводе означает «двойная шестерка». Именно Y-образный мотор этого гиганта и стал первым в мире многоцилиндровым агрегатом. Тогда же Сталин и полюбил Паккарды, они, к слову, очень нравились и руководителям ЧК.

При Сталине СССР произвел мощный индустриальный рывок и страна всего за 3-4 пятилетки смогла выбиться из отсталых в передовые, с могучей наукой и промышленностью. Советы не обошли стороной и автомобилестроение, которое быстро расцвело еще до войны - это видно и по гаражу советского вождя, где изначально преобладали автомобили импортного происхождения, а под конец их уже сильно теснили советские «короли дорог».

Ford V-8 (75 л.с.)




Ford V-8 выпускался с 1932 по 1934 год и был первым в мире недорогим массово продаваемым автомобилем с V-8, за что его быстро зауважали в Москве представители партийной номенклатуры и чекисты. Мощность V‑8 составляла 65 л. с. в начале производства, но затем мощность значительно увеличивалась с усовершенствованиями карбюратора и зажигания в более поздних годах.

ГАЗ М-1 (75 л.с.)






Как известно, ГАЗ М-1, выпускавшийся в годы с 1936 по 1943, является адаптированной копией американского Ford Model B 40A Fordor Sedan модели 1934 года, с четырёхцилиндровым мотором и стандартным оформлением. В целом же, автомобиль получился существенно осовремененным по сравнению не только с предыдущей моделью, но и со своим прототипом, а по отдельным позициям превосходил и более позднюю продукцию Форда - скажем, архаичная передняя подвеска на поперечной рессоре на легковые Форды ставилась до 1948 года включительно. Кроме того, «Эмка» оказалась намного лучше приспособлена к советским дорожным условиям. Советские спецгаражи часто использовали М-1 с фордовской «восьмеркой».

ГАЗ 12 / ЗИМ (90 л.с.)




ГАЗ 12 (ЗИМ), выпускавшийся в 1948-1960 г.г. - первая представительская модель Горьковского автозавода, выше по субординации были только машины ЗИСы. В основном он использовался как служебный автомобиль («персоналка»), предназначенный для советской, партийной и правительственной номенклатуры - на уровне министра, секретаря обкома и председателя облисполкома и выше, в отдельных случаях продавался и в личное пользование. Предшественник «Чайки» ГАЗ-13.

ГАЗ М-20Г (90 л.с.)




ГАЗ М-20Г - быстроходная версия «Победы» для КГБ с мощным 90-сильным 6-цилиндровым двигателем от ЗИМа.

ЗИС-101 (90 л.с.)






Именно с ЗИС-101, выпускавшегося с 1936 по 1941, советские инженеры перестали копировать американские автомобили, а пошли уже по пути создания собственного автомобиля. Однако «догонялки» часто комплектовались шестицилиндровыми двигателями Packard и Studebaker.

ЗИС-101 А (116 л.с.)


В 1939 году ЗИС-101 прошел модернизацию. Обновленный автомобиль получил обозначение ЗИС-101А. Главным отличием был кузов с более современным оформлением и цельнометаллической конструкцией. Другие отличия включали форсированный до 116 л.с. двигатель с алюминиевыми поршнями и новым карбюратором. Внешне машина отличалась в первую очередь иной маской радиатора, с полукруглым сечением. Максимальная скорость автомобиля составила 125 км/ч.

ЗИС-110 (140 л.с.)



ЗИС-110 - первый советский послевоенный автомобиль высшего (представительского) класса. Его производство началось в 1945 году, сменив на конвейере ЗИС-101, и закончилось в 1958 году, когда его в свою очередь заменил ЗИЛ-111.

Packard 120 «Twelve» (185 л.с.)






Как известно, Сталин еще во время революции полюбил Паккарды. Об этом знали и в США, с которыми до Холодной войны у СССР были очень хорошие отношения, чему довольно много примеров. Так, в октябре 1935 года американский посол Аверел Гариман передал Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта – бронированный лимузин «Паккард Твелв» 14-й серии. Президент США лично заказал для Сталина самый лучший из автомобилей «Паккард-Твелв» 14-й серии второго усовершенствованного поколения.

«Паккардов-Твелв» 14-й серии всего было изготовлено 214 автомобилей, и лишь один, с колесной базой в 376 см, был бронирован и отправлен в СССР в качестве подарка Сталину. Автомобиль получил целиком бронированный изнутри кузов. На машине были пуленепробиваемые стекла, толщиной 50 мм, поворотные форточки окон, а также бронированное днище. Возросший вес машины компенсировался за счет мощности 185-сильного двигателя. Четырехступенчатая коробка передач за 20 секунд разгоняла семитонный автомобиль до 100 км/час, а максимальной была скорость в 120 км/час.

Сталину очень понравился этот Паккард. С ним он совершил многие путешествия, в том числе на конференции глав государств антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Из окна этого лимузина осматривал Сталин в 1945 году поверженный Берлин, прокатившись по его улицам.

Даже после того, как отечественными автомобилестроителями был создан прекрасный ЗИС-115, Сталин нередко пересаживался в полюбившийся Паккард.

Packard 180 (165 л.с.)






Был в гараже Сталина и другой Паккард - Packard Super Eight One Eighty. Автомобиль выпускался с 1940-го по февраль 1942-го года, когда из-за Второй мировой производители были вынуждены отказаться от гражданского производства автомобилей. Популярен слух, будто модель была передана в Советский Союз, где потом и производилась до 1959 года как ЗИС-110 . Тем не менее, сами американцы утверждают, что, судя по архивам Packard, такой передачи никогда не было. Кроме того, ЗИС-110 схож с Паккардом лишь внешне, что говорит об одном: конструкторы знали о чрезвычайной любви Сталина к этой марке.

Личный бронемобиль Иосифа Сталина - ЗИС-115


Первый советский бронированный автомобиль ЗИС-115 был выпущен в 1948 году по специальному заказу правительства СССР, и представлял собой ЗИС-110 с бронезащитой, бронестёклами, задним мостом с полностью разгруженными полуосями и специальными несдувающимися шинами.

Кузов бронемобиля представляет собой 4-дверный седан с усиленным бронированием. На ЗИС-115 была применена уникальная для того времени система бронирования - бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи декоративными кузовными панелями. Внешнее же декоративное оформление автомобиля практически полностью имитировало ЗИС-110.



Боковые стекла в дверях имели толщину 75 мм и были настолько тяжёлыми, что поднимались гидравлическими домкратами. Форточки в передних дверях открывались вращающимися рукоятками через редуктор.

Отличительной особенностью салона этой версии от базовой является отсутствие стеклянной перегородки между местом водителя и пассажирским салоном. Таким образом, в отличие от ЗИС-110, ЗИС-115 был не лимузином, а седаном (эти кузова отличаются именно наличием перегородки между водителем и пассажиром). Помимо прочего, автомобили ЗИС-115 оборудовались кондиционерами.

Заднее пассажирское сиденье набивалось (а точнее, накачивались специальным насосом) гагачьим пухом и обтягивалось дорогим сукном. Кроме обычных дверных замков, обе задние и правая передняя дверь снабжались цепочками, гарантирующими невозможность их случайного открытия на ходу.

С 1948 по 1949 годы было выпущено 32 ЗИС-115. До наших дней сохранилось 8 экземпляров автомобиля. Впоследствии СССР не производил бронированные легковые автомобили вплоть до 1983 года.

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,посылки по адресу,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47, можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту Ютуб канал https://www.youtube.com/channel/UC4AHkKA-LDAwjALyHr0JzEw/videos?view_as=subscri
ber Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.