Как фирмы выбрать мотошлем интеграл. Выбираем шлем для мотоцикла

Приветствую Вас, уважаемый гость Мотокомфорта!

В этой статье я расскажу о категориях, принципиальных отличиях и некоторых особенностях мотоциклетных шлемов. Если Вы только озаботились выбором, имеете скромные представления о них, хотите понять что нужно именно Вам, то здесь Вы получите базовую информацию о мотошлемах. В конце статьи даются советы по выбору своего экземпляра, которые помогут Вам избежать ошибок и сделать правильный выбор.

Меня зовут Гажа Юрий, с 2004 года ездил в разных шлемах, в магазине экипировки через мои руки прошли сотни экземпляров, от мотоциклистов наслышался десятки историй. А свой первый мотошлем я сдал обратно в магазин на следующий день после покупки, так как вентиляционные задвижки отвалились после второй примерки. Пришлось купить в полтора раза дороже. Он до сих пор лежит в шкафу и иногда надевается на голову. Ну что ж, поехали!

Все шлемы защищают по одному принципу - внешняя оболочка распределяет удар на всю площадь шлема, внутренняя поглощает энергию удара.

В зависимости от конструкции шлемы можно разделить на следующие типы.

Интегралы

Самый распространённый вид шлема, используется на всех видах двухколёсного транспорта, кроме кроссовых мотоциклов. Если у Вас спорбайк или классический мотоцикл и Вы не знаете какой мотошлем выбрать, то есть резон присмотреть закрытый мотошлем. Выбор здесь богатый - гоночные, спортивно-туристические, композитные, карбоновые, пластиковые, с пинлоком, с подкачкой, с очками, с быстрой сменой визора, легкие, дешевые, дорогие и так далее. В этой статье я рассказал почти всё, что знаю про интегралы.




Шлемы-модуляры

Подбородочная часть поднимается. Используют на всех видах мотоциклов, кроме спортивных и кроссовых. Особенно нравятся туристам и квадроциклистам. Позволяют выпить чашку кофе, покурить, съесть булочку и поговорить с товарищем не снимая шлема. Большая часть модуляров изготавливается из пластика, реже - из композитных материалов и карбона.
Есть два вида конструкций:

    Передняя часть поднимается и фиксируется в верхнем положении.

    Передняя часть поднимается и перекидывается назад на 180 градусов, получается вид открытого шлема. На сегодняшний день три производителя, Roof, LS2 и Shark делают такие шлемы, каждый со своими особенностями.

Большая часть модуляров комлектуется встроенными солцезащитными очками. Бывает, что в комплект входит pinlock (дополнительная линза для защиты от запотевания). Как правило, большинство модуляров имеют углубления для установки наушников гарнитуры. К недостаткам модуляров можно отнести вес - от 1550 до 1800г. Возможно, что с появлением карбоновых экземпляров этот недостаток будет сглажен. Если перед Вами стоит вопрос какой шлем выбрать для квадроцикла или туристического мотоцикла, то скорее всего выбор попадет на модуляр. Для классических мотоциклов и чопперов модуляр тоже подходит.



Открытые шлемы

Выбирают владельцы чопперов, круизёров и скутеров. Это самые лёгкие, и, пожалуй, самые стильные шлемы. В открытом шлеме с очками и козырьком перед нами вырастает образ мотоциклиста из 60-80-х годов прошлого века. Более подробно про открытые мотошлемы можно прочитать в этой статье .




Кроссовые шлемы

Выбирают владельцы кроссовых мотоциклов, питбайков, эндуро, квадроциклов. В кроссовом мотошлеме также как и в интеграле голова защищена по максимуму. Подбородочная часть выдвинута далеко вперёд, поэтому в нём легко дышать при физических нагрузках. Козырёк защищает от летящих камней, грязи, веток и слепящего солнца. Для защиты глаз используются кроссовые маски. Кроссовые шлемы весят от 900 до 1500г.





Шлемы дуал-спорт, эндуро

Похож на кроссовый, только с визором. Пользуется популярностью у туристов-эндуристов. Визор удобен на шоссе. Его можно снять и надеть кроссовую маску. Козырёк и подбородочная часть обычно короче, чем в кроссовых шлемах. Такой шлем можно использовать с визором без козырька в городском или шоссейном режиме. Вес таких шлемов от 1200 до 1600г. Могут комплектоваться пинлоком, встроенными солнцезащитными очками, обычно с подготовкой для установки наушников мотогарнитуры.




Снегоходные шлемы

Шлемы для снегохода выпускаются в любой из вышеперечисленных категорий. Отличием являются двойной визор (или визор с подогревом) и маска-отсекатель, которая плотно прижимается к носу.

Цены и бренды мотошлемов

Сейчас выбор шлемов такой большой, что мотоциклисту, а особенно новичку, не просто разобраться во всем многообразии. Производители и продавцы хвалят товар, а на форумах пишут прямо противоположные отзывы. Какой мотошлем лучше - дороже или дешевле, известного бренда подороже или рискнуть и сэкономить? Много интернет копий сломано фразами "дешевле не значит хуже", "переплачиваете за бренд", "голова одна" и т.д. Интернет-писатели рекомендуют ориентироваться на тесты от независимой лаборатории Sharp , где недорогой шлем может получить 4 или 5 звёзд, а дорогой именитого бренда оказаться троечником. Мое мнение такое - в целом, чем дороже, тем лучше. "Лучше" - не в плане защитных свойств, сейчас все представленные у нас шлемы (идет речь об официальных поставках) имеют необходимые сертификаты - ECER22-05 (европейский сертификат безопасности) или DOT (американской сертификат безопасности). Скорее всего, более дорогие шлемы из композитных материалов будут защищать лучше, но таких доказательств у меня нет, это рассуждения из области здравого смысла. А вот по качеству отделочных материалов, наличия "плюшек" и "примочек" более дорогие шлема заметно отличаются. Достаточно взять в руки дорогой и дешевый шлем и Вы сразу почувствуете разницу. Кроме того, покупая дорогой шлем Вы платите за принадлежность к той части мотоциклистов, кто может позволить себе самое лучшее. Некоторые бренды, как, например, Ruby, намеренно делают роскошные и вызывающе дорогие шлемы как раз с этой целью. Если ответить одной фразой на вопрос "какой мотошлем купить", то она будет звучать так - выбирайте самый лучший исходя из Ваших возможностей на сегодняшний день.

Для того, чтобы Вам проще было ориентироваться в брендах и ценах, мотошлемы можно условно разделить на 4 категории - эконом, средняя, дорогие и ТОП.

Эконом (интегралы и модуляры до 10-12тыс.руб., открытые шлемы до 7 тыс. руб.). В этой категории представлены шлемы брендов Vega, IXS, HJC, THH, Scorpion Exo, Marushin, Michiru, Shiro, LS2.

Средняя категория (интегралы и модуляры от 12 до 25 тыс.руб., открытые шлемы от 7 до 15 тыс. руб.). В этой категории представлены шлемы брендов IXS, HJC, Scorpion Exo, Marushin, AGV, LS2, Nolan, Shoei, Daytona, Simpson, Reevu, Airoh.

Дорогие мотошлемы (интегралы и модуляры от 25 до 50 тыс.руб., открытые шлемы от 15 до 30 тыс. руб.) - AGV, Arai, Baruffaldi, Shoei, Blauer, Nolan, X-Lite, Schuberth, Roof, Airoh.

ТОП овые мото шлемы (интегралы от 50 тыс.руб., открытые шлемы от 30 тыс. руб.) - AGV, Arai, Ruby, Baruffaldi.

6 шагов для выбора мотошлема:

    определяете сумму, которую готовы потратить и добавляете запас 30-50%

    определяете тип шлема исходя из условий использования

    определяете важные для Вас характеристики - вес, наличие/отсутствие очков, пинлока, подкачки щёк, вентиляции, предпочитаемый бренд, цвет и т.д.

    просите продавца или в каталогах интернет-магазина подбираете шлем по Вашим требованиям

    примеряете. Один и тот же размер каждого производителя может отличаться. Отличие может быть не только между производителями, но и между разными моделями одного изготовителя. Шлем должен сидеть очень плотно, при этом нигде не давить (щёки не в счет). Ходите полчаса и отлавливаете свои ощущения. Подробнее про подбор шлема по размеру можете прочитать в статье

    если всё хорошо, Вы чувствуете "да, это он", то смело берите.

Желаю правильного выбора !

С уважением,

Гажа Юрий

История мотоциклетных шлемов насчитывает более семидесяти лет, за которые человечество придумало множество конструкций, компоновок и дополнений, способных сделать жизнь мотоциклиста не только безопаснее, но и комфортнее. Узнайте о том с чего всё началось, какие виды шлемов бывают сегодня и как не потеряться в этом многообразии.

Началось все в далёком 1935 году, когда смерть отставного полковника британской армии Томаса Эдварда Лоуренса, также известного как Лоуренс Аравийский, попавшего в аварию на своем Brough Superior SS100, произвела такое впечатление на молодого врача Хью Кэрнса, пытавшегося спасти ему жизнь, что последующие десятилетия он решил посвятить изучению дорожной безопасности и созданию защитной экипировки для водителей мотоциклов.

Кэрнс проанализировал 2279 смертельных аварий на мотоциклах и пришёл к выводу, что в большинстве случаев, причиной смерти становилась травма головы и именно благодаря его исследованиям 1941-1946 годов, Британский институт стандартов в начале 50-х опубликовал список требований и способ испытаний мотоциклетных шлемов. Примерно в тоже время, в США была запатентована первая конструкция, ставшая основой для всех современных шлемов.



Британские гонщики на соревнованиях по спидвею. Чехословакия, 1959 год.

Впервые мотоциклистов законодательно обязали носить шлем в 1961 в Австралии, где до сих пор особое внимание уделяют безопасности водителей байков. Например австралийско-новозеландский стандарт AS/NZS 1698:2006 считается одним из самых строгих государственных стандартов сертификации шлемов.

Чуть позже, в 1967 году мотоциклистов обязали использовать шлем и в СССР, да и в других странах, шлем превратился в обязательное средство защиты, примерно в это же время.



Испытатель Ковровского завода им. Дегтярёва А.Д. Яковлев в советском мотошлеме

Столь активное развитие законодательства было вызвано всё увеличивающимся количеством двухколёсной техники на дорогах, растущими скоростями и главное - высокой смертностью среди мотоциклистов.

В 2005 году Министерство транспорта Великобритании опубликовало отчёт, где говорилось, что несмотря на то, что мотоциклисты составляют менее 1% от всех участников движения, на них приходится 19% погибших, причём в 80% случаях причиной смерти стала травма головы. При этом, подобные повреждения мотоциклисты получали в 70% аварий. Печальная статистика - и это спустя почти полвека, с появления законов об обязательном использовании шлема!


Австрийский гонщик Хайнц Кинигаднер на мотоцикле KTM во время ралли Дакар 1996

Разумеется, за всю свою историю мотоциклетные шлемы несколько эволюционировали, но концепция, заложенная в пятидесятых, сохранилась без изменений: снаружи - твердая «скорлупа», внутри - ударопоглощающий материал. Изначально шлемы закрывали лишь верхнюю часть головы, но в процессе развития стали появляться каски, прикрывающие затылок и уши, а чуть позже появились и, так называемые, «фулл фейсы», полностью закрывающие голову пилота. Однако, в процессе эволюции и создания всё новых типов шлемов, старые не оставались в прошлом и сохраняли востребованность на рынке, благодаря чему возможность купить классический шлем-«скорлупку» есть и сегодня.

Всего можно выделить пять основных типов шлемов.

Интеграл

Этот тип шлема называют «фуллфейсом» - он полностью закрывает голову пилота и, как правило, имеет визор, а также массу дополнительных опций. Это самый популярный на сегодняшний день тип шлема, использующийся как спортсменами, так и рядовыми мотоциклистами вне зависимости от класса техники, на котором они ездят. Линейка закрытых шлемов есть в модельном ряду практически каждого производителя.



Интеграл - наиболее распространенный тип мотошлема, использующийся как спортсменами, так и обычными райдерами

«Три четверти» или «открытый»

Шлем «три четверти» от обычных интегралов в большинстве случаев отличается лишь отсутствием «челюсти», в то время как остальная часть весьма похожа, как по конструкции, так и по материалам. Такой шлем обеспечивает неплохую защиту и, как правило, не диссонирует даже с обликом классических мотоциклов. Он может иметь визор, козырек и даже встроенные темные очки, а может просто предлагаться в «голом» виде.



Открытый шлем может оснащаться дополнительным опциями в виде солнцезащитного козырька, визора или фирменных очков

Модуляр

Флип-ап (flip-up) или, как еще называют этот тип - трансформер. Это относительно новый форм-фактор шлемов, отличающийся возможностью изменения конфигурации. Чаще всего обычный интеграл, можно превратить в 3/4, подняв «челюсть», но встречаются и другие конструкции, трансформирующиеся в два и более типов, например, путем установки дополнительных деталей, позволяющих из интеграла сделать дуал-спорт или открытый шлем. Увы, широкий функционал диктует большую, по сравнению с обычными шлемами, массу, увеличение шумности, а в некоторых случаях, меньшую безопасность, но общий уровень удобства для многих мотоциклистов является определяющим фактором при выборе.



Шлем-модуляр Sсhuberth C3 Pro, с установленным переговорным устройством (мотогарнитурой)

Каска, он же - шлем-«половинка»

Самый маленький из всех существующих типов шлемов, закрывающий лишь верхнюю часть головы, виски и лобную долю. Такой шлем выбирают мотоциклисты, не желающие ездить в «кастрюле», избегая при этом проблем с дорожной полицией. Пусть защитных свойств у такой «скорлупки» будет немногим больше, чем у шапки-ушанки, её вполне достаточно чтобы не вызывать интерес инспекторов ГИБДД. Обычно, такие шлемы выбирают для классических или раритетных мотоциклов, подчеркивая аутентичность аппарата экипировкой владельца.



Шлем-половинка - решение, скорее, для отвода глаз, чем для реальной защиты

Кроссовый

Этот шлем создан для езды на внедорожной технике - кроссовых и эндуро мотоциклах, багги и квадроциклах. Кроссовые шлемы отличаются вытянутой нижней частью, облегчающей дыхание, а также наличием козырька, отсекающего поток грязи, летящий, например, с колеса впередиидущего мотоцикла.

Визоров у таких шлемов, как правило, нет, вместо них используются специальные очки, но бывают и исключения. Например шлемы, которые в народе называют «dual sport», выглядят как кроссовые, но при этом обладают визором, съёмным козырьком и иногда солнцезащитными очками. Такие шлемы чаще всего выбирают пилоты тяжёлых туристических эндуро, преодолевающие большие расстояния по асфальту и бездорожью.




Материалы

Впрочем, каким бы ни был тип шлема, материалы изготовления отличаться будут не слишком сильно. Сегодня существуют всего два принципиально разных типа материалов: термопластики и композиты. Первый имеет ряд недостатков в виде высокой массы, и если скорлупа шлема склеена из двух половинок - меньшей прочности, которые с лихвой компенсируются низкой стоимостью.

Их полная противоположность - композиты. Это может быть как карбон, когда скорлупа «выпекается» из углеткани, так и другие материалы, а также их комбинации. Зачастую материал, из которого делается внешняя оболочка, включает в себя волокна углеткани, кевлара и стеклоткани, либо несколько материалов, дополняя друг друга, накладываются слоями.



Разница в весе термопластиковых и композитных шлемов может достигать 200-300 грамм!

Композитные шлемы стоят ощутимо дороже, но меньший вес и, как правило, большая прочность, с лихвой оправдывают стоимость. Может показаться, что переплачивать даже 10 000 рублей за лишние 200-300 грамм глупо, но гонщики, испытывающие большие перегрузки в поворотах и торможениях и вынужденные бороться с инерцией шлема, с вами поспорят. Равно как и путешественники, проезжающие за день больше тысячи километров - за 10-15 часов лишний вес на голове становится весьма ощутимым неудобством.



Профессиональные кроссмены и мотогонщики предпочитают лёгкие карбоновые шлемы

Но если типы «скорлупы» ещё отличаются, то ударопоглощающий материал, из которого сделана «начинка» шлема, в большинстве своём одинаковый и представляет из себя вспененную основу, напоминающую пенопласт. Конечно, шлемы бывают разные, на некоторых моделях даже существует подкачка, сокращающая внутренний объем шлема и позволяющая адаптировать его для любой головы, но даже у них внутри будет такая же вспененная основа.



Схематичное изображение многослойного карбонового шлема

Отличия имеют и застёжки, которые следует разделить на два типа: так называемый «дабл-D» или «D-ring» и все остальные. «D-ринг» - самый надёжный тип закрепления ремешка шлема. Поначалу он может показаться не вполне удобным, зато обеспечивает наилучшую фиксацию и именно поэтому, на топовых спортивных мотошлемах, где безопасность стоит превыше всего, используется именно «дабл-D».

Остальные типы застёжек могут представлять из себя различные трещётки или защёлки, подобные автомобильным ремням безопасности или затяжкам на сноубордических креплениях. Такая конструкция наиболее распространена в бюджетном и среднеценовом сегменте, так как считается менее надёжной, при этом являясь более удобной для повседневной городской эксплуатации и упрощающей, в случае необходимости, экстренное снятие шлема людьми без специальных навыков.

Компания Arai Helmet подготовила видеоинструкцию для шлемов с D-ring:

Визоры

Защитные стекла шлемов могут различаться формой, внешним видом и типом крепления, но все они сделаны из акрилового стекла, которое очень быстро и легко царапается.

Увы, альтернативы в виде оргстекла или, например, стекла обычного, недопустимы - основные требования к визору шлема заключаются в высокой пластичности и образованию минимума осколков, способных повредить глаза и лицо пилота при аварии.

Именно поэтому менять визор обычно приходится ежегодно, а то и два раза в год. Выбор их, даже в рамках одной модели шлема, как правило, довольно широк. В зависимости от бренда, можно дополнительно обзавестись тонированным, зеркальным или цветным визором. Некоторые производители комплектуют свои шлемы фотохромными «стёклами», которые темнеют от ультрафиолетового излучения.



Чтобы избежать запотевания визора, шлемы зачастую комплектуются специальной накладкой, плотно прилегающей к основному стеклу и создающей некое подобие стеклопакета.

Наиболее известным производителем таких накладок является компания Pinlock . По аналогии с «ксероксом», слово «пинлок» вошло в обиход, как обозначение любой наклейки или накладки против запотевания визора.



Благодаря «эффекту стеклопакета», пинлок препятствует запотеванию визора

Помимо этого, существуют составы против запотевания, которыми обрабатывают визоры на заводе или предлагающиеся в качестве химии для ухода за стеклом, вдобавок к которым существуют аналогичные средства для лучшего удаления капель с внешней части визора во время дождя, но их эффективность очевидна не всегда.

Если вы часто ездите в дождь, имеет смысл рассмотреть модели туристических перчаток со «стеклоочистителем». Это самый эффективный, удобный, а главное - не оставляющий царапин способ очистить визор от капель воды.

Стоит обратить внимание на наличие отсекателя дыхания, способного также немного уменьшить запотевание стекла в холодную погоду. Чаще всего отсекатель входит в стандартную комплектацию шлема, но может и продаваться отдельно.

Некоторые шлемы комплектуются встроенными солнечными очками, выдвигающимися с помощью кнопки или рычажка. При покупке, убедитесь, что механизм работает чётко, без заеданий, а внутренние элементы не задевают поверхность очков при открытии или закрытии.



Встроенный солнечный визор в шлеме двойного назначения

Любители эндуро, чьи шлемы лишены визоров, имеют практически аналогичный выбор стёкол для различных моделей очков: двойные, тонированные, зеркальные или цветные. Помимо этого, существуют специальные устройства, позволяющие в любой грязи сохранить чистоту линз.

Такие устройства называются «перемотки» и состоят из двух катушек, расположенных по бокам очков, между которыми натянута прозрачная лента. По мере загрязнения стекла, пилот проматывает ленту, наматывая грязную часть на бобину и вытаскивая чистую в область обзора.

У перемотки есть альтернатива попроще, заключается она в наклейках, работающих по аналогичному принципу, но вместо перемотки пилот просто удаляет их одну за одной во время гонки. Именно этот способ, как простой и эффективный, используют в чемпионате мира по мотокроссу . К слову, аналогичные решения применяются и в обычных интегралах, например у гоночного интеграла BMW есть опция в виде накладок из тонкого прозрачного пластика, которые можно менять, но только во время остановки в боксе.



При наличии «перемотки», очистить маску можно просто пару раз потянув шнур

Внутренняя отделка

Материалы внутренней отделки большинства мотошлемов съёмные и обычно выполнены из легкомоющихся гипоаллергенных тканей. Встречаются исключения, когда в состав ткани входят и натуральные волокна. Такие шлемы считаются комфортнее, но более требовательны к эксплуатации - например, пропитанную потом обивку придется снять и отправить в стирку, иначе она начнёт не только пахнуть, но и гнить.



Внутренняя отделка модуляра Nolan X-lite X-1003 Ultra Carbon

Одновременно с этим, синтетика, часто применяющаяся на самых бюджетных моделях или кроссовых шлемах, хоть и не так комфортна, но намного менее требовательна к уходу - например обивка кроссовых шлемов часто без проблем переносит чистку из мойки высокого давления. В любом случае, шлем, который вы покупаете больше, чем на один сезон, должен иметь съемную подкладку, которую можно постирать отдельно.

Вентиляция

При выборе шлема, стоит обратить внимание на наличие и устройство вентиляции. Помимо диаметра отверстий имеет смысл оценить и их количество и возможность регулировки: если для кроссовой каски обилие вентиляции будет однозначным плюсом, то для асфальтового или туристического шлема обилие нерегулируемых воздухозаборников не всегда благо - помимо повышенного аэродинамического сопротивления, они создают дополнительные шумы, усугубляющие усталость во время дальних путешествий.



При выборе шлема, оцените количество вентиляционных отверстий

Как отмечалось ранее, усталость в поездке отчасти зависит и от массы шлема - даже 200 грамм могут стать ощутимой помехой, а ведь вес шлемов от модели к модели может отличаться более, чем вдвое! Самыми тяжёлыми станут модуляры с дополнительными опциями и аксессуарами, а также дешёвые китайские интегралы из термопластика, которые могут весить 1900 грамм и более, в то время, как самые лёгкие каски или карбоновые интегралы могут похвастать значениями до 900 грамм!

Аксессуары

Большинство производителей предусматривают возможность штатной установки переговорных устройств, поэтому, если вы собираетесь их использовать, стоит сразу выбирать модель шлема, в которую получится установить гарнитуру.



Мотошлем-интеграл, с установленной аудио-гарнитурой

В будущем, по мере появления мотошлемов нового поколения, оснащённых технологиями «дополненной реальности», когда на визор проецируются различные показания, от навигации до камеры заднего вида, потребность в «навесном» оборудовании может снизиться. Такие разработки ведутся по всему миру и есть основания полагать, что в ближайшем будущем они станут доступны для широкой общественности.

Сертификация

Нужно помнить и о том, что все шлемы, допущенные к продаже в качестве мотоциклетных, должны проходить сертификацию. В каждых странах процедура своя, так же, как и требования. ГОСТ на мотошлемы есть даже в России, но он основан на европейских критериях, поэтому стоит рассказать об основных мировых стандартах сертификаций.

Обязательным в США является стандарт FMVSS 218 , о соответствии которому на тыльной стороне шлема будет свидетельствовать маркировка «DOT». В Европе применяют правила, о соответствии которым на застежке шлема будет пришит ярлык с изображенным кругом, внутри которого находится буква Е с цифрой, соответствующей той или иной стране, в которой проводились испытания. Свои стандарты также есть в Англии и Австралии, но на нашем рынке такие шлемы - редкость.



Информация о пройденной сертификации обычно размещается на задней части шлема

Помимо обязательных сертификаций, бывают и добровольные тесты, участие в которых считается хорошим тоном для именитых производителей. Одна из таких расширенных проверок называется SHARP (Safety Helmet Assessment and Rating Programme) и представляет из себя набор краш-тестов, по результатам которых покупатель может ориентироваться при выборе того или иного шлема.

В любом случае, даже если понравившаяся вам модель шлема не набрала пяти звезд безопасности, важно понимать, что даже самый дешёвый, китайский и не проходивший вообще никаких сертификаций интеграл будет лучше, чем полное отсутствие защиты головы. Разумеется, подобный шлем хоть и проиграет именитым аналогам, но скорее всего, сохранит вам жизнь и здоровье.

Подбор шлема по размеру

При выборе шлема нужно руководствоваться в первую очередь тем, как он сидит на голове. Многие мотосалоны предоставляют подшлемник-балаклаву для примерки, однако мы рекомендуем обзавестись собственной. Подшлемник поможет сохранить в чистоте подкладку, а также облегчит процесс надевания и снимания шлема. При надевании шлема, не забывайте о необходимости слегка раздвинуть боковины, потянув за застежки в разные стороны.

Правильно подобранный мотошлем должен плотно облегать голову и щёки, но нигде не давить и ни в коем случае не болтаться. Походите 10-15 минут по магазину, чтобы привыкнуть к ощущениям и убедиться в отсутствии дискомфорта. Оцените уровень обзорности - элементы шлема не должны значительно мешать боковому зрению, а кромка забрала не должна ограничивать прямую видимость.



Чтобы узнать нужный размер шлема, можно измерить охват головы с помощью рулетки

И главное, важно помнить, что шлем - экипировка одноразовая. Некоторые производители вообще говорят о том, что даже падение с небольшой высоты или лёгкий удар, повод если не к отправлению шлема в помойку, то, как минимум, к обращению в дилерский центр для консультации и обследования шлема на предмет внутренних повреждений.

После серьёзного падения, даже если царапины кажутся совсем мелкими, а шлем выглядит целым, второй раз он может «отработать» не так - вспененная ударопоглощающая подкладка рассчитана всего на один раз. Ученые подсчитали, что эффективная работа шлема занимает всего 2-4 миллисекунды, сколько бы лет он не эксплуатировался до своего первого ДТП.

Подпишитесь на Омоймот

Для любого мотоциклиста шлем – это не просто средство защиты, но еще и предмет гардероба, фетиш, средство самовыражения и коммуникации с миром. Он давно перестал быть просто «скорлупой», защищающей голову от возможных ударов. Поговорим о том, что же такое шлем сегодня.

Современный мотошлем – штука настолько же сложная и высокотехнологичная, как и сегодняшний мотоцикл. Материалы, из которых их «пекут», порой приходят из аэрокосмической и военной областей, ведь скорости растут, а требования к обеспечению безопасности не становятся мягче. Шлемы можно разделять по огромному количеству характеристик и признаков: по типу, материалу изготовления, области применения и так далее, однако главным критерием выбора всегда должно быть наличие на нем маркировки о прохождении сертификации. В принципе, если у уважаемого читателя нет желания разбираться во всех хитростях «одежды для головы мотоциклиста», достаточно прочесть следующий раздел и на этом остановиться.

Предъявите документы!

Каждый мотошлем может носить это гордое звание лишь в том случае, если он прошел сертификацию в одной из уполномоченных организаций. В противном случае это не более чем декоративный горшок, в котором можно выращивать герань, например, ибо никакой гарантии того, что он способен хоть как-то обезопасить своего носителя, нет. На данный момент чаще всего на шлемах можно (и нужно) найти маркировку сертификации по стандартам Европейской экономической комиссии ООН, которая обозначается буквой Е с какой-либо цифрой в круге или надписью ECE 22.05. Другой вариант – сертификация Министерства транспорта США, обозначаемая символом DOT.

Существуют свои обязательные сертификаты и в Великобритании, Австралии, Японии и даже в России есть ГОСТ, однако на практике их встретить довольно сложно. Есть и такое явление, как добровольные тестирования шлемов, на основании которых производители получают своего рода «баллы» и «звезды», как на краш-тестах NCAP, однако все это вторично. На любом фирменном шлеме всегда будет сертификат DOT, ECE или они оба.


Стоит отметить, что стандарты имеют несколько разные требования. Так, например, одна и та же модель шлема одного и того же производителя, но выполненная для рынка Европы и Америки, может иметь серьезные различия по конструкции. Американский стандарт чуть мягче (это касается не столько безопасности, сколько второстепенных нюансов), и зачастую на рынке можно встретить предложения о продаже шлемов «из Штатов» значительно дешевле, чем в наших салонах. Это обусловлено не жадностью продавцов, а именно различиями в конструкции. Например, несколько лет назад, купив американский Shoei XR1000, мы обнаружили, что он неразборный. То есть из него невозможно извлечь все элементы внутренней отделки, что заметно осложняет стирку. Хотя тут, конечно, все зависит от производителя. Так, японская компания Arai всегда создает свои шлемы максимально безопасными и не делает разницы для рынков разных стран.

Итак, главное правило при выборе шлема – найти на нем маркировку Е в кружочке или DOT. Первая, как правило, прячется на лейбле, пришитом к подбородочному ремешку, вторая – на наклейке на затылке.

Из чего же, из чего же…


Вторым важнейшим критерием при выборе шлема должен стать материал изготовления «скорлупы» – внешней оболочки шлема. Вариантов может быть всего три: клееный композитный, литой и из «глины и соплей». К сожалению, я вынужден снова возвращаться к теме «ноунейма». В магазинах, торгующих дешевым китайским мотоширпотребом, в обязательном порядке представлены столь же поганые «горшки» по цене от полутора тысяч рублей. Их зачастую покупают своим отпрыскам родители в комплекте с китайским мопедом или квадроциклом с лозунгом «Ну а чо, дешево же!».


Естественно, никаких сертификатов у таких «шапок» нет, и скорее всего, защитить они смогут разве что от мух, летящих в лицо. Зачастую визоры таких изделий приходят в полную негодность уже через пару недель катания, так как выполнены из чрезвычайно мягкого плексигласа, и в дальнейшем юные мотоциклисты катаются вовсе без визоров, собирая камни, песок и мух на свои белоснежные зубы и в глазки. Словом, покупать и тем более носить такие поделки категорически не рекомендуется. А вот о двух других типах поговорим подробнее.


Самыми безопасными, технологичными и легкими считаются шлемы, изготовленные по технологии склеивания. Скорлупу такого шлема выклеивают из множества слоев различных материалов: минеральных тканей, кевлара, карбона и т. п. Именно карбон-кевларовые шлемы считаются самыми лучшими – в таких ездят звезды MotoGP, WSBK и вообще все быстрые парни. Разумеется, за класс надо платить, и шлемы с применением карбона и кевлара будут стоить на порядок дороже аналогичной модели, но склеенной из стеклоткани. Кстати, не бывает полностью карбоновых шлемов: углепластик хоть и обладает отличной твердостью и малым весом, но исключительно ломок. Поэтому его всегда дополняют кевларовыми слоями, обеспечивающими упругость всей конструкции. Карбон же лишь позволяет чуть снизить массу шлема и придать ему «премиальный» облик. Цены на композитные шлемы начинаются от 10 000 российских рублей. За карбон придется выложить не меньше 30 000.


На фото: шлем буквально вылепливают из карбона, кевлара и композитных смол. Справа – шлем Arai RX-7 RC, пожалуй, самый дорогой на рынке. Карбон, ручная работа, автограф мастера и почти двести тысяч рублей

Литые шлемы – это эконом-сегмент. Литой шлем может быть даже легче клееного, однако его сопротивляемость ударам и особенно истиранию может оказаться заметно ниже, чем у композитного собрата. Без сомнения, если на таком бюджетном шлеме будут стоять маркировки сертификатов соответствия, он будет обеспечивать должный уровень безопасности, но потягаться с композитами, которые, как правило, значительно превосходят требования сертификационных испытаний, не сможет. Так что брать этот шлем для ежедневной езды по деревне вполне можно, но вот выезжать в таком «горшке» на гоночную трассу я бы не советовал.


Зачастую именно городские шлемы «три четверти» выполняются по технологии литья. Однако встречаются и интегралы начального уровня

Три четверти – это целый шлем, а не ¾

Следующий этап – выбор модели шлема. В последнее время классификация модельного ряда заметно расширилась. Инженеры придумывают все новые и новые комбинации старых моделей, комбинируют их, создают гибриды, вспоминают прошлое и экспериментируют. Мотоциклисты все эти новшества воспринимают с энтузиазмом, так что процесс идет бодро. Попробуем ознакомиться с наиболее популярными типами мотошлемов.


Интеграл или фулл-фейс – гоночный или туристический шлем, закрывающий все лицо. В таком комфортнее всего в ненастную погоду, он лучше всего бережет от мух, сквозняков и дождя. Разумеется, именно интеграл – вариант, обеспечивающий максимальную безопасность. Поэтому в таких шлемах гоняют на треке спортсмены и их предпочитает большинство мотоциклистов. Есть у интегралов и минусы – большой вес, не самые лучшие обзорность и вентиляция, что негативно сказывается не столько на микроклимате внутри шлема (у дорогих моделей с этим все в полном порядке), сколько с невозможностью обеспечить достаточный приток кислорода при активном вождении. По этой причине (в частности) в интегралах не ездят по бездорожью – просто нечем дышать.


Интеграл – самый безопасный и комфортный тип шлема

Флип-ап или модуляр – это, по сути, тот же интеграл, но здесь «челюсть» – подбородочная дуга шлема – выполнена не заодно со скорлупой, а на шарнире. Плюсы такой конструкции очевидны: не нужно каждый раз снимать шлем, чтобы попить, покурить или поговорить с заправщиком на АЗС – достаточно поднять «челюсть». В городе, где приходится много общаться и останавливаться, эта функция бывает востребована.


Модуляр не нужно снимать, чтобы поговорить или выпить воды – достаточно открыть «челюсть»

Минусы также вполне очевидны: больший, чем у интеграла вес, меньшая жесткость конструкции, меньшая надежность в эксплуатации, повышенный уровень шума из-за щелей. Однако зачастую в городе или, наоборот, в дальней дороге, удобства модуляра перевешивают недостатки, и у этого типа шлемов очень много поклонников. Кстати, сейчас многие фирмы выпускают гибридные модуляры, у которых «челюсть» можно или вообще отстегнуть и получить шлем типа ¾, или закинуть ее на затылок. Вариантов масса.


Shark EvoLine – один из ярких примеров современного дизайна. Подбородочную дугу можно убрать на затылок, получив открытый шлем. Никаких инструментов не требуется

Три четверти – это классический дизайн, знакомый нам еще по дедушкиному гаражу: шлем, закрывающий череп примерно по границе роста волос. Наиболее простая конструкция из всех. Вариантов шлемов «три четверти», пожалуй, больше всего на свете. Производство не требует особо сложных технологий, большинство мотоциклистов в мире предпочитает этот вариант за простоту, дешевизну и легкость. Под большинством я понимаю не суровых байкеров на «харлеях» и затянутых в кожу спортсменов, а физическое большинство – китайцев, индусов и прочих жителей Юго-Восточной Азии, передвигающихся на 50-150-кубовых агрегатах. Да и просвещенная Европа тоже не гнушается таких «шапок». Летом персонаж в Риме или Милане в интеграле, да на каком-нибудь столь ими любимом 150-кубовом скутере будет выглядеть, мягко говоря, комично.


Современное прочтение шлема ¾


Старая добрая классика


Последний писк моды – три четверти с визором типа пузырь

Разумеется, подавляющая масса таких шлемов изготовлена по литьевой технологии, но есть и композитные модели. В продаже можно найти бесчисленное множество раскрасок, дизайнов и стилей, от современных мотивов до действительно олдскульных, вроде тех, что были в моде лет 50 назад. Словом, раздолье для модников.

Цены на «три четверти» начинаются от полутора-двух тысяч российских рублей.

Половинка и даже меньше…

Не сказать что подобные «шапки» занимают сколько-то значительное место в рейтинге. Скорее, это дань традиции и эрзац-шлемы для тех, кто уперто их игнорирует, но не хочет оказаться за гранью закона. Спасательный эффект от таких «скорлупок» стремится к нулю, так что остается эффект чисто художественный и законный – чтобы гаишники не придирались. Но если в штате Аризона использование шлема обязательно, и такой «как-бы-шлем» – это повод для дорожной полиции проверить хотя бы сертификат шлема, то в России, хоть ГОСТ на шлемы и присутствует, ПДД никак не объясняет, что такое «мотошлем». Поэтому у нас чисто теоретически можно ездить в чем угодно – хоть в хоккейной каске, хоть в солдатской. Главное, чтобы был застегнут на подбородке соответствующим ремешком. Но я вам ничего не говорил.


Шлем «мечта Моргунова» до сих пор в почете у байкеров


Еще одна «половинка» – уши не спасет, зато жуть как брутально!

Ценник на такие шапки тоже стремится к нулю. Американский «горшок» обойдется в две-три тысячи российских рублей.



Оффроуд

Отдельно в рейтинге стоят кроссовые шлемы. Конечно, используют их и в эндуро, и просто в оффроуде, и даже на квадроциклах, но традиционно их называют кроссовыми. По степени защиты эти шлемы мало уступают интегралам, но поскольку выполняют совсем иные функции, имеют совсем другую форму и содержание.


Так, кроссовый шлем не рассчитан на контакт с асфальтом, зато учтены возможные контакты с твердым мотоциклом, камнями и прочими препятствиями. Кроссовые шлемы имеют отвратительную по асфальтовым меркам аэродинамику, потому что на оффроуде редко кто разгоняется быстрее 80-100 км/ч. Так что ездить в таком по дорогам будет не очень комфортно, особенно если ехать далеко и пытаться делать это быстро.

Кроссовые «шапки» бывают как клееными, так и литыми. Цены примерно соответствуют интегралам, но нужно учитывать то, что маска в комплект никогда не входит.

Гибрид грязи и асфальта

Последние веяния моды – гибридные шлемы для эндуристов-путешественников, которые появились на фоне растущей популярности собственно эндуро для путешествий. Подобный шлем сейчас есть в линейке практически каждого производителя из первой двадцатки. Гибридность заключается в том, что к якобы кроссовому шлему с «мордой» и козырьком добавлен вполне асфальтовый визор как на интеграле, плюс зачастую имеется солнечная выдвижная шторка. На асфальте в таком можно ехать в относительном шумовом и «сквозняковом» комфорте, благодаря визору, а на оффроуде, подняв (или вообще демонтировав) визор и надев маску, катать как в кроссовом шлеме. На мой скромный взгляд, конструкция проигрывает интегралам на асфальте и «кроссачам» – вне его, как и любая, претендующая на универсальность. Не более чем модный тренд.


Цены на подобные гибриды сильно варьируются, как и качество изготовления. Прайс начинается примерно от 6 000 российских рублей.

Думай голова, шапку куплю!

Собственно, вот и вся наука! Конечно, есть и более экзотичные варианты одежды для мотоголовы вроде реплик шлема Дарта Вейдера или Хищника из голливудских блокбастеров, есть разработки со встроенной навигацией, изображения которой проецируются прямо на сетчатку глаза, не говоря уж о том, что мало кто сейчас ездит без Bluetooth-гарнитуры в шлеме. Однако все это повод для отдельного разговора.

В заключение же этого монолога хочу напомнить о том, что каким бы огромным ни был ваш мотоциклетный опыт, сколь бы уверены вы ни были в себе или манере езды «да ладно, я тихонечко», шлем – самая необходимая часть экипировки, без которой лучше вообще не садиться на байк. Большинство аварий происходит в самых безобидных поездках «до булочной и назад». Думайте за дураков, берегите голову и да пребудет с вами мотоциклетный бог Гончуба!




1. Тип вашего будущего шлема.

Тип шлема напрямую зависит от вашего стиля езды или выбранной дисциплины мотоспорта. Краткое соответствие типов шлемов выглядит следующим образом:

  • Мотокросс – классический фуллфэйс (шлем, полностью закрывающий голову и лицо) для кросса с длинной «челюстью» и козырьком, без визора, максимально легкий и прочный шлем, надежно защищающий голову райдера.

  • Эндуро – в большинстве случаев отлично подойдет шлем для мотокросса, однако для любителей «смешанного стиля» езды по пересеченной местности и по дорогам – стоит рассмотреть фуллфэйсы типа «мотард» или «эндуро/туризм».

  • Супермото, кольцевые гонки или стант – однозначным выбором станет классический фуллфэйс типа «интеграл».

  • Скоростная езда по дорогам или в городе (например, на спортбайке) – в данном случае стоит рассмотреть шлем типа «модуляр» с откидным «забралом», которое совмещает визор и «челюсть» шлема. Данный вариант будет более комфортным решением, нежели ориентированный на спортивную эксплуатацию «интеграл».

  • Неспешная езда по дорогам или в городе (например, на чоппере, крузере или скутере) – можно рассмотреть шлем полуоткрытого типа, без «челюсти», как с визором, так и без. Например, в данном случае отлично подойдут шлемы типа «орех» или «каска».



2. После выбора типа шлема необходимо определить подходящий размер.

Подробная инструкция представлена на нашем сайте . А если говорить кратко, то потребуется измерить сантиметром обхват головы, который берется на 2-3 см выше линии бровей и ушей. После этого находим полученную длину окружности в таблице размеров и смотрим соответствующий ей размер мотошлема. Шлем должен сидеть максимально плотно, но при этом не должен сдавливать голову, поэтому, если выбор встал между двумя размерами, лучше взять шлем меньшего размера.

Размер определен? Отлично! Самое время определиться с вашими требованиями к параметрам шлема и, пожалуй, данный пункт требует наибольшего внимания, т.к. ассортимент мотошлемов различных видов и спецификаций - просто огромен. К тому же от таких параметров как материалы, вес, степень защиты, дополнительный функционал, даже дизайн и цвет – будет зависеть итоговая стоимость конкретной модели.

3. Любительское решение или модель для профессионалов?


Это актуальный вопрос для многих, в целом для выбора стоит руководствоваться следующими правилами:

– Если вы занимаетесь экстремальным направлением мотоспорта, вне зависимости от дисциплины, будь то кросс, эндуро, фристайл, супермото или стант, выбор модели будет зависеть от ваших текущих навыков управления техникой и стиля езды. Если вы новичок в мотоспорте и «делаете первые шаги» на этом поприще – для вас оптимальным выбором станут бюджетные модели мотошлемов. Такие шлемы обеспечат вас необходимой защитой и достаточным уровнем комфорта для уверенного старта спортивной карьеры. Если же вы профессиональный спортсмен или опытный любитель – вам стоит рассмотреть более дорогие модели с повышенной степенью защиты, низким весом, улучшенной эргономикой и т.д. Подобные модели мотошлемов придадут вам уверенности в собственных силах и возможностях при прохождении сложных трасс, трамплинов или скоростных треков, обеспечив вас надежной защитой и высоким комфортом.

– Аналогичное правило справедливо для езды по дорогам или в городских условиях, но в данном случае выбор шлема в большей степени зависит от вашей «средней» скорости на дорогах и стиля езды. Предпочитаете аккуратную и неспешную езду? Тогда можно рассмотреть бюджетные модели дорожных мотошлемов, даже полуоткрытого типа. Если же вы наоборот любитель высоких скоростей и агрессивного стиля езды – не стоит экономить на собственной безопасности, отличным вариантом для вас станет выбор максимально защищенного шлема, таких типов, как интеграл и модуляр.

4. Взять шлем с визором или без?

Это сугубо индивидуальный вопрос, за исключением таких дисциплин, как мотокросс, эндуро и фристайл - в данных случаях выбор очевиден, это классический кроссовый шлем, который требует обязательного использования отдельных мотоочков. Если же речь идет о смешанных стилях езды или о езде по дорогам и в городских условиях – в данном случае как раз могут сказаться личные предпочтения, однако для любителей высоких скоростей приобретение шлема со встроенным визором будет наиболее практичным и комфортным решением.


5. Композитные материалы корпуса или карбон?

И вновь выбор в большей степени будет зависеть от ваших навыков управления техникой. Модели для профессиональных райдеров частенько изготавливаются из композитных материалов, как и бюджетные варианты для любителей. Однако карбоновые модели – почти в 100% случаев рассчитаны на эксплуатацию профессиональными спортсменами и райдерами с большим опытом. Как следствие - такие модели стоят дороже в силу особых свойств материала, а именно ультранизкого веса при высокой прочности конструкции. С другой стороны – карбон менее долговечен, нежели композит, особенно в случае жесткой эксплуатации и падений.

6. Какой цвет и дизайн выбрать? Глянцевый шлем или матовый?

Понятно, что это вопрос эстетических предпочтений. Но есть несколько пунктов, которые стоит учитывать. Например, шлем ярких оттенков будет лучше заметен на дороге. Шлем, покрашенный светлой краской меньше нагревается на солнце. Глянцевое покрытие лучше противостоит налипанию грязи и т.д. С другой стороны, на темной поверхности меньше заметны грязь и подтеки, матовое покрытие «не собирает» отпечатки пальцев и более устойчиво к появлению царапин, темные оттенки и «спокойный» графический дизайн хорошо сочетаются практически с любой экипировкой и мотоциклом. Руководствуясь вышеперечисленными пунктами, вы можете определить для себя наиболее важные преимущества конкретного цвета и дизайна, что облегчит процесс выбора конкретной модели.

7. Цена.

Какой же вариант выбрать, подешевле или более дорогой? Если вы будете следовать нашей небольшой инструкции по выбору шлема, переходя от пункта к пункту – ответ должен стать очевидным. Вы начинающий спортсмен, любитель или предпочитаете спокойную езду, а также хотите сэкономить? Бюджетные модели и модели среднего ценового сегмента станут для вас наиболее оптимальным выбором.

Если же вы профессиональный спортсмен, опытный райдер и любитель высоких скоростей, то и советы вам не нужны:) Вы знаете, что не стоит экономить на собственной безопасности и комфорте, к тому же вы наверняка уже сталкивались с бюджетными решениями и хотите получить «нечто большее» от вашего нового шлема. Поэтому профессиональные решения от различных производителей ждут вас!


Как определиться с выбором мотошлема и подобрать нужный размер.


Чтобы определить свой размер шлема, сделайте следующее:

1. С помощью портновского сантиметра или мягкой рулетки измерьте окружность своей головы в самой широкой части (если нет сантиметра, приложите к голове тесьму, веревку, а затем измерьте полученную длину линейкой). Как правило, измерять окружность головы нужно на расстоянии 1,5-2,5 сантиметра выше бровей, немного выше ушей и в той точке на затылке, которая дает вам наибольшую длину окружности (смотрите рисунки). Измерьте голову несколько раз, чтобы избежать ошибок и найти максимальную длину окружности. В любом приличном магазине, где работают квалифицированные и грамотные продавцы, вам с помощью такого же метода определят нужный размер. Но гарантии нет, что продавец окажется внимательным и вежливым. К тому же, нужно четко знать свой размер, если вы заказываете шлем по каталогу.

2. Теперь сопоставьте полученный результат с размерами шлемов, которые указаны в сводных таблицах ниже - каждому размеру шлема соответствует определенная длина окружности головы в сантиметрах и/или дюймах. Так как различные производители выпускают жесткие оболочки совершенно различных форм и размеров, они могут классифицировать размеры своих шлемов по-разному. Ниже на этой странице размещены таблицы соответствия размеров шлемов длине окружности головы в зависимости от марки шлема/производителя. Если вы твердо уверены, что хотите купить шлем конкретной марки, например, Arai или Shoei, смотрите соответствующую таблицу (или почитайте рекомендации на сайте производителя).

3. Если вы видите, что вам могут подойти два размера шлемов, предпочтительнее ориентироваться на меньший размер. 3.1. Во-первых, требования безопасности (а вы покупаете шлем именно ради собственной безопасности, а не для красоты - или не только для красоты) заключаются в том, чтобы шлем очень плотно сидел на голове (но не вызывал болезненных ощущений) - иначе степень его защиты будет существенно меньше, или во время падения с мотоцикла шлем вообще свалится с головы. 3.2. Во-вторых, сейчас вы определяйте только теоретический размер, и в магазине можете выбрать наиболее подходящий размер (если только вы не заказываете шлем по каталогу; об этом - ниже).

Далее представлены две таблицы с размерами шлемов; вы увидите, что данные в них немного отличаются - это обусловлено тем, что различные производители по-разному классифицируют размеры своих моделей. Поэтому оптимальный вариант - взять эти данные за основу, а свой размер шлема для каждой отдельной марки определять по другим таблицам, которые представлены на этой странице ниже.

Таблицы соответствия размеров мотошлемов в зависимости от длины окружности головы
Примечание: Размеры отличаются в зависимости от марок мотошлемов. Более того, даже один и тот же производитель может, время от времени, пересматривать свои собственные размеры, не говоря уже об изменении формы жесткой оболочки в зависимости от модели.

Дюймы Сантиметры Размер головного убора Размер шлема
20,87 - 21,26 53 - 54 6-5/8 - 6-3/4 XS
21,65 - 22,05 55 - 56 6-7/8 - 7 S
22,44 - 22,83 57 - 58 7-1/8 - 7-1/4 M
23,23 - 23,62 59 - 60 7-3/8 - 7-3/4 L
24,02 - 24,41 61 - 62 7-5/8 - 7-7/8 XL
Дюймы Сантиметры Размер головного убора Размер шлема
19 5/8 - 20 1/8 50 - 51 6-6 3/8 XXS
20 1/4 - 20 7/8 52 - 53 6 1/2 - 6 5/8 XS
21 - 21 5/8 54 - 55 6 3/4 -6 7/8 S
21 3/4 - 22 3/8 56 - 57 7-7 1/8 M
22 1/2 - 23 1/8 58 - 59 7 1/4 - 7 3/8 L
23 1/4-24 60 - 61 7 1/2 - 7 5/8 XL
24 1/8 - 24 7/8 62 - 63 7 3/4 - 7 7/8 XXL
25 - 25 5/8 64 - 65 8 - 8 1/8 XXXL
26 3/8 - 26 3/4 67 - 68 8-3/8 - 8 1/2 XXXXL
27 - 27 1/2 69 - 70 8 5/8 - 8 3/4 XXXXXL

Таблицы соответствия размеров мотошлемов в зависимости от марки
(размер шлема, длина окружности в дюймах и сантиметрах)


Размер шлема Сантиметры Дюймы Размер головного убора
XSm 53-54 21 1/4 6 5/8 - 6 3/4
Sm 55-56 21 5/8 6 7/8 - 7
Md 57-58 22 3/8 7 1/8 - 7 1/4
Lg 59-60 23 1/8 7 3/8 - 7 1/2
XL 61-62 23 1/2 7 5/8 - 7 3/4
XXL 63-64 24 1/4 7 7/8 - 8
XXXL 65-66 24 5/8 8 3/4 - 8 1/2


Размер шлема Сантиметры Дюймы Размер головного убора
XSm 54-55 20 3/4 - 21 1/8 6 1/2 - 6 3/4
Sm 56-57 21 5/8 - 22 6 7/8 - 7
Md 58-59 22 3/8 - 22 7/8 7 1/8 - 7 1/4
Lg 60-61 23 1/4 - 23 5/8 7 3/8 - 7 1/2
XL 62-63 23 7/8 - 24 3/8 7 5/8 - 7 1/2
XXL 64-65 24 3/4 - 25 1/8 7 7/8 - 8


Размер шлема Сантиметры Дюймы Размер головного убора
XSm 54-55 20 3/4 - 21 1/8 6 1/2 - 6 3/4
Sm 56-57 21 5/8 - 22 6 7/8 - 7
Md 58-59 22 3/8 - 22 7/8 7 1/8 - 7 1/4
Lg 60-61 23 1/4 - 23 5/8 7 3/8 - 7 1/2
XL 62-63 23 7/8 - 24 3/8 7 5/8 - 7 1/2
XXL 64-65 24 3/4 - 25 1/8 7 7/8 - 8


Размер шлема Сантиметры Дюймы Размер головного убора
XSm 53-54 21 1/4 6 5/8 - 6 3/4
Sm 55-56 21 5/8 6 7/8 - 7
Md 57-58 22 3/8 7 1/8 - 7 1/4
Lg 59-60 23 1/8 7 3/8 - 7 1/2
XL 61-62 23 1/2 7 5/8 - 7 3/4
XXL 63-64 24 1/4 7 7/8 - 8
XXXL 65-66 24 5/8 8 3/4 - 8 1/2


Размер шлема Сантиметры Размер головного убора
X-Small 53 6 5/8
X-Small 54 6 3/4
Small 55 6 7/8
Small 56 7
Medium 57 7 1/8
Medium 58 7 1/4
Large 59 7 3/8
Large 60 7 1/2
X-Large 61 7 5/8
X-Large 62 7 3/4
XX-Large 63 7 7/8
XX-Large 64 8


Размер шлема Сантиметры Дюймы Размер головного убора
XSm 53-54 21 1/4 6 5/8 - 6 3/4
Sm 55-56 21 5/8 6 7/8 - 7
Md 57-58 22 3/8 7 1/8 - 7 1/4
Lg 59-60 23 1/8 7 3/8 - 7 1/2
XL 61-62 23 1/2 7 5/8 - 7 3/4
XXL 63-64 24 1/4 7 7/8 - 8
XXXL 65-66 24 5/8 8 3/4 - 8 1/2


Размер шлема Сантиметры Дюймы Размер головного убора
XSm 53-54 21 1/4 6 5/8 - 6 3/4
Sm 55-56 21 5/8 6 7/8 - 7
Md 57-58 21 3/8 7 1/8 - 7 1/4
Lg 59-60 22 7/8 - 23 1/4 7 1/4 - 7 3/8
XL 61-62 23 5/8 - 24 7 1/2 - 7 5/8
XXL 63-64 24 1/2 - 24 7/8 7 3/4 - 7 7/8
XXXL 65-66 25 1/4 - 25 5/8 8 - 8 1/8

Теперь, когда вы знаете свой примерный размер, можно отправляться в магазин. Мы предполагаем, что вы уже определились с типом шлема, с маркой и примерным ценовым диапазоном, а также с функциональными чертами шлема, такими, как система вентиляции и аэродинамические каналы на поверхности оболочки, механизм замены стекла, тип застежки, цвет и графика и т.д. и т.п.

Размер и комфортабельность купленного шлема оказывают серьезное влияние на ваше управление мотоциклом. Кроме того, будем надеяться, что вы никогда не попадете в аварию, но если такое все же произойдет, то размер шлема будет играть решающую роль в защите вашей головы.

Никогда не садитесь на мотоцикл, если вы считаете, что шлем не подходит по размеру. Шлем должен плотно сидеть на голове, но не должен чрезмерно давить на голову - вы должны чувствовать себя удобно.

Во время примерки шлемов руководствуйтесь следующим:

1. Вы определили теоретический размер шлема. В магазине начинайте мерить шлем соответствующего размера - если размер и форма оболочки одного производителя кажутся слишком свободными, меряйте меньший размер той же модели, и наоборот. Не забудьте: одинаковые размеры могут существенно отличаться, если вы меряете шлемы разных производителей - смотрите таблицы выше. Перед тем, как надевать шлем, выньте из ушей серьги, снимите другие украшения, будьте осторожны во время примерки, если у вас на лице сделан пирсинг. Люди, которые покупают шлем впервые, обычно бояться натягивать шлем на голову, если чувствуют сопротивление, и им кажется, что шлем слишком маленький. Бояться не нужно: шлем и должен надеваться туго, шлем не оторвет вам уши, а если вы сможете его надеть на голову, то вы всегда сможете его снять. Как правило, за счет формы жесткой оболочки и прокладок, оценить комфортабельность шлема можно только тогда, когда он полностью надет на голову, а не тогда, когда вы перестали тянуть его вниз, почувствовав, например, что "мешают уши". :))

2. Шлем не должен быть чрезмерно тугим. Когда шлем окажется у вас в руках, возьмитесь обеими руками за ремешок на подбородке и наденьте шлем на голову - вы должны почувствовать, как верхняя часть оболочки шлема касается макушки головы. Приподнимете шлем и снова опустите вниз - вы должны чувствовать, что он опускается на макушку, касаясь ее. Обратите внимание на следующие моменты. 2.1. Вы сразу же чувствуете, что шлем слишком туго/плотно сидит на голове, вы испытываете неудобство и даже боль. 2.2. Ваша макушка не касается верхней части шлема. 2.3. Шлем очень сильно цепляется за уши - не надевается на голову нормально. 2.4. Вы чувствуете болезненные ощущения в любом месте. Если во время примерки шлема применим хотя бы один из этих пунктов, всего скорее, вам нужно мерить шлем большего размера и/или другой формы - если речь идет об одной и той же марке. (Если вы будете мерить шлем такого же размера, но другого производителя, то может оказаться, что он идеально подойдет по размеру и/или по форме.)

3. Шлем не должен быть слишком свободным. Как только вы нашли шлем, который плотно сидит на голове, и вы себя удобно чувствуете, нужно убедиться, что он не слишком свободный. Чтобы проверить это, туго застегните ремешок на подбородке, возьмитесь рукой за часть, защищающую подбородок, или за края по бокам шлема. Попытайтесь подвигать шлем из стороны в сторону и вверх-вниз. Если шлем достаточно свободно двигается, он слишком большой. Если вы чувствуете, что шлем тянет за собой кожу, то размер выбран правильно. Если же вы надеваете шлем на голову вообще без всякого сопротивления, он, определенно, будет слишком свободным. Не забудьте, что шлем, как и обувь, как и перчатки, со временем разнашивается; прокладки будут уплотняться, и шлем будет надеваться и сидеть на голове свободнее.

4. Правильный размер. Последняя проверка - очень важная, но неприятная. Ремешок шлема должен быть застегнут. Возьмитесь руками за заднюю кромку шлема и тяните его вверх и вперед, пытаясь стащить его с головы по направлению к груди. Затем попробуйте стащить шлем с головы, но в другом направлении - назад. Если вы чувствуете, что, приложив еще некоторые усилия, вы могли бы стащить застегнутый шлем с головы, следует рассмотреть два возможных варианта: 4.1. Этот шлем слишком свободный, и во время аварии, при ударе о дорогу его может сорвать с головы - следовательно, шлем не сможет вас защитить. 4.2. Вы слишком слабо застегнули ремешок. Проверьте застежку - при необходимости, обратитесь за помощью к продавцу, затем повторите тест - снова пытайтесь стащить шлем с головы в различных направлениях. Такая проверка неприятна и, может быть, даже немного болезненна, но сила, возникающая при ударе о дорогу, будет несоизмеримо больше, поэтому лучше твердо знать, что шлем останется на голове.

5. Если вы считаете, что нашли подходящий шлем, не торопитесь его покупать.
5.1. Во-первых, не снимайте шлем с головы минут 10. С течением времени ваше ощущение комфорта может измениться - например, вы почувствуете, что шлем начинает все больше и больше вызывать неприятные ощущения, оказывая избыточное давление на какую-то часть головы. Подумайте о том, как вы себя будете чувствовать, когда проедете в этом шлеме час или два.
5.2. Когда вы надели шлем, проверьте, какой у вас обзор. В горизонтальной плоскости стекло должно располагаться симметрично относительно линии глаз - влево и вправо обзор должен быть одинаковым. Верхняя кромка стекла должна располагаться чуть выше бровей. Проверьте, насколько шлем ограничивает периферическое зрение. Смотрите на какой-либо предмет и двигайте головой вверх-вниз и из стороны в сторону - четко ли вы видите при этом предмет, на котором вы сконцентрировались, на создает ли стекло какие-либо наводки, размытия, "волны", когда вы поворачиваете голову?
5.3. Внимательно осмотрите стекло. Разумеется, на нем не должно быть никаких царапин, оно не должно искажать предметы, когда вы смотрите через него. Посмотрите, насколько плотно стекло прилегает к шлему - если вы увидите, что между стеклом и краями шлема есть зазоры, внутрь будет поступать воздух, и вместе с ним - дополнительный шум. У некоторых моделей шлемов зазоры регулируются. Посмотрите, насколько просто заменить стекло - в некоторых моделях стекло меняется очень просто и без помощи каких-либо инструментов, в других для замены стекла нужно пользоваться инструментами.
5.4. Если вы еще не определились с выбором цвета, посмотрите, какой у вас выбор. Традиционный для многих мотоциклистов черный цвет, будет сложнее заметить на дороге, яркий цветной шлем будет выделять вас на дороге. За шлем со сложной графикой придется заплатить дороже. При этом следует учитывать, что аэрография, выполненная в кустарных условиях, может нарушать защитные свойства шлема, изменяя способность оболочки распределять энергию удара (этим эффектом можно пренебречь; свойства шлема ухудшатся незначительно, и на первый план выступает цена).
5.5. Спросите продавца, можете ли вы протестировать этот шлем, проехав в нем на своем мотоцикле. Оставьте в залог деньги. Как вариант, выясните, в течение какого срока можно (если можно) вернуть шлем. При тестировании в движении вы узнаете о новом шлеме много ценнейшей информации: насколько хорошо вы чувствуете себя в шлеме на протяжении длительного времени; какой уровень шума генерируется внутри шлема; каков реальный обзор дороги; насколько хорошо работает вентиляция; запотевает ли стекло шлема и т.д. и т.п. Если вы покупаете не первый шлем, вы сможете сравнить новый шлем со своим предыдущим опытом.

Заказ по каталогу

Если вы заказали шлем по каталогу, внимательно его осмотрите. На шлеме не должно быть никаких трещин и повреждений, стекло должно быть идеально прозрачным (если оно не тонированное, но тонировка не должна искажать предметы), без царапин. Проверьте работу застежки, механизм крепления визора (стекла), работу регулировки вентиляции, общее качество. Если вас что-то не устраивает, немедленно возвращайте шлем продавцу. Померяйте шлем - проделайте все то же, о чем рассказано выше. Не оставляйте себе шлем, если он слишком свободный или, наоборот, маленький; возвращайте его назад.

Если все устраивает, надевайте шлем и садитесь в седло своего мотоцикла, чтобы протестировать модель в реальной ситуации: лучше заказывать шлем тогда, когда вы можете ездить на мотоцикле, а не тогда, когда дороги покрыты снегом и льдом. Возможно, цена шлема во время сезона может немного подняться (по той или иной причине, российские продавцы так и поступают, хотя оснований для этого нет совершенно никаких: по большому счету, стоимость материалов, производства, доставки и т.д. не меняется от времени года), но зато вы сможете сразу же проверить шлем в работе, сразу же выявить возможные дефекты и, при необходимости, вернуть его обратно. (Примечание: В некоторых магазинах при покупке шлема зимой можно оговорить условия возврата в самом начале сезона.)

Обычно шлем, заказанный по каталогу, можно вернуть в течение 10-30 дней. Перед заказом внимательно прочитайте правила заказа - в каталоге обязательно должен быть указан срок возврата, а также - причины, по которым вы можете вернуть шлем.

Таблицы с размерами представлены на этой странице выше.

Компромиссы при выборе мотошлема

При покупке шлема всегда приходится идти на компромисс. Лучше психологически подготовиться к этому компромиссу заранее и определить для себя, какой именно шлем нужно купить.

Каждый производитель делает шлемы по-своему: используются различные материалы, выпускаются жесткие оболочки различных форм, безопасность шлемов сертифицируется различными стандартами. Мы уже рассказывали, что ТЕОРЕТИЧЕСКИ любой шлем, который поступает в продажу, соответствует минимальным и достаточным требованиям безопасности. Вы не сможете оценить защитные свойства шлема в магазине - придется полагаться на честность продавца и сертификаты.

Вы также не сможете оценить состав материала, из которого изготовлена жесткая оболочка шлема. Не стоит уделять слишком большое внимание высокотехнологичным материалам, из которых изготавливается шлем - просто выбирайте шлем, в котором вы чувствуете себя удобно, который меньше весит. Впрочем, если вы считаете себя экспертом в области химических технологий и материалов, вы можете посмотреть, из чего сделана жесткая оболочка и прокладки - эта информация указывается в документах, а также на ярлычке внутри шлема (там же должен быть указан сертификационный стандарт безопасности шлема).

Разные производители делают жесткие оболочки различной формы. Разные производители по-разному изменяют размеры своих шлемов: кто-то выпускает несколько различных размеров жестких оболочек, кто-то делает одну оболочку, меняя размер шлема за счет более толстых/плотных прокладок. Если в модельном ряду используется несколько различных оболочек, такие модели будут дороже уже потому, что производителю приходится сертифицировать каждую оболочку отдельно. Кроме того, один и тот же производитель может выпускать различные модели с оболочками различной формы, поэтому, если вам не подходит форма шлема одной модели, это вовсе не означает, что вы должны вычеркивать эту марку и мерить шлемы другого брэнда - вполне возможно, что другая модель того же производителя подойдет идеально к форме вашей головы.

Все чаще производители комплектуют свои шлемы съемными подкладками, которые можно стирать. Все чаще шлемы комплектуются и съемными прокладками - вы не только сможете менять прокладки, когда они сносятся/спрессуются, и вы будете чувствовать, что шлем уже не так плотно сидит на голове, но также с помощью различных прокладок можно добиться наилучшей степени комфортабельности. Хороший продавец, который заинтересован в том, чтобы вы купили шлем, и чтобы вы были довольны своей покупкой, позволит вам померить шлем с различными комбинациями прокладок.

Аэродинамические каналы, плавники, выступы воздухозаборников смотрятся классно, но все выступающие части могут цепляться за дорогу во время падения и оказывать серьезное травматическое воздействие на позвоночник. С точки зрения безопасности, предпочтительно покупать гладкий, обтекаемый шлем, у которого нет выступающих, потенциально опасных частей. Исследование J.D. Power выявило, что три важнейших аспекта при выборе шлема это - стиль/цвет, комфорт/удобство и цена. Две трети покупателей шлемов называют стиль/цвет, комфорт/удобство в первой тройке основных факторов, влияющих на покупку шлема. При этом почти половина покупателей ставит на одно из первых мест стоимость шлема. Также исследование выявило, что с увеличением возраста покупателей снижается значимость стиля или цвета шлема, но увеличивается значимость комфортабельности и удобства.

"Предпочтения мотоциклистов относительно типа мотоцикла и шлема изменяются с возрастом и опытом," сказал Тодд Мюндорф. "Более молодые мотоциклисты, особенно те, кто ездит на спортбайках, большее значение придают шлемам, которые выполнены с учетом последних модных тенденций в цветах и графике".

Система вентиляционных отверстий будет очень полезна в жаркую погоду. Но важно проверить ряд моментов. Самое главное: убедитесь, что то, что представляется отверстиями, действительно является отверстиями - иногда "воздухозаборник" делают только для красоты, фактически в нем нет отверстия, и воздух через него поступать не будет. Убедитесь, что вы можете нормально открывать и закрывать отверстия - желательно, не снимая перчаток! В идеале, если у шлема сделаны отверстия в лицевой части, куда будет входить воздух, то должно быть отверстие и сзади - откуда воздух будет выходить; при такой системе вентиляция внутри шлема будет оптимальной.

Обратите внимание и на сам ремешок. Насколько удобно вы себя чувствуете, когда он застегнут? Есть ли внутри его мягкие прокладки? Насколько удобно пользоваться застежкой, не будет ли развиваться свободный конец ремешка на ветру?

Шлем, который выполнен по высшему классу, который будет идеально сидеть на голове, как правило, будет дороже. Поговорите с друзьями, узнайте, что они думают о той или иной марке шлема. Одной из лучшей марок шлема считается Arai . Правда, можно отметить, как минимум, две проблемы: шлемы Arai дорого стоят; форма шлема этой марки может не подойти к форме вашей головы.

Итак, выберете для себя несколько предпочтительных марок (потому что может оказаться, что единственная марка шлема, на которой вы остановились, не подойдет к форме вашей головы), определитесь, сколько вы готовы истратить на шлем, какой тип шлема вы хотите купить, какого цвета, какие дополнительные характеристики должны быть у этого шлема (вентиляционные каналы в области бровей, на макушке, сзади, тип застежки, съемная подкладка, накладки, маска-дефлектор и т.д.), определите свой теоретический размер. В магазине вы сможете сделать более правильный выбор. Есть только один компромисс, на который не следует идти: если в одном магазине вы не нашли ни одного шлема, в котором вы чувствуете себя комфортно, и который вам идеально подходит по размеру и форме, идите в другой магазин! Если шлем будет слишком свободным, он не сможет защитить вас во время аварии, а если он будет сильно давить на голову, вы не захотите его лишний раз надевать!

Если вы покупаете шлем с открытым лицом, выясните у продавца, какие очки подходят для этой модели шлема (и какие имеются сейчас в продаже!).

Некоторые модели шлемов продаются уже в специальных сумках. Сумка немного увеличивает стоимость шлема, но является очень полезным аксессуаром для шлема. Если сумка не прилагается к шлему, стоит рассмотреть возможность ее покупки (если покупать шлем и сумку по отдельности, будет дороже). Сумка позволит защитить свой шлем - чтобы шлем мог защитить вас в случае аварии, его так же нужно защищать от случайных ударов, падений, воздействия вредных химических/экологических факторов (ультрафиолета, паров бензина, растворителей) и т.д.

И старайтесь не покупать подержанный шлем, какой бы привлекательной ни показалась цена. Любой шлем рассчитан лишь на одну аварию, после которой его нужно заменить.