Стоит ли греть двигатель зимой. Нужно ли прогревать двигатель автомобиля перед поездкой? Прогревать или нет - вот в чём вопрос

Автомобилисты со стажем уверены, что прогрев двигателя является обязательной процедурой перед эксплуатацией транспортного средства в холодное время года. А вот в технических инструкциях ко многим современным моделям утверждается обратное. Некоторые производители рекомендуют прогревать силовую установку непосредственно во время движения и желательно делать это не на холостом ходу, а со включенной передачей. Сегодня разобраться в том, нужно ли прогревать двигатель перед поездкой нам поможет технический специалист одной из ведущих СТО в Южной части России - Клименко Дмитрий Павлович.

Дмитрий Павлович, расскажите нам - что происходит с автомобильным двигателем в условиях минимальных температур?

Блок комплектующей силовой установки выполнен при использовании различных материалов. Каждый из них имеет различную степень расширения под воздействием низких температурных показателей. В результате этого сопряжение отдельных деталей изменяется неоднозначно. Все это влечет за собой увеличение износа составляющих силовой установки.

А что происходит с моторным маслом на морозе?

Его структура становится достаточно вязкой и до определенного момента наблюдается период так называемого «масляного голодания», который способствует ускорению износа отдельных деталей двигателя. Именно поэтому вопрос о том - прогревать или не прогревать двигатель автоматически лишается своей актуальности.

Можно ли исправить ситуацию постепенным увеличением оборотов после пуска?

Постепенное увеличение оборотов после холодного пуска не способно исправить общую тенденцию. Более того, при этом происходит ускорение износа трущихся деталей и повышается вероятность их деформирования.

Как избежать повреждения комплектующих деталей силовой установки и обеспечить длительную эксплуатацию агрегата?

Для этого необходимо снова вернуться к вопросу о том, нужно ли прогревать двигатель перед поездкой. Работающая система сможет помочь избавиться от тонкой масляной пленки на деталях двигателя, доведет масло до необходимой консистенции, благодаря чему оно будет хорошо выполнять свои непосредственные функции. И здесь уже у меня появится вопрос к вам - как вы думаете, надо ли прогревать двигатель, если максимальная нагрузка оказывается на узлы комплектующего агрегата именно в момент запуска?

Вероятно, что делать это необходимо максимально осторожно?

Безусловно. Чтобы получить ответ на вопрос надо ли прогревать инжекторный двигатель, необходимо для начала разобраться - зачем прогревать двигатель вообще. Подготовка комплектующих деталей двигателя исключает вероятность их выхода из строя и позволяет проявить максимальные эксплуатационные возможности. Здесь же следует заметить, что на характеристики двигателя влияет еще и выбранный способ предварительного прогрева.

То есть, существует несколько различных вариантов прогрева силовой установки?

Да, первый из них подразумевает запуск двигателя и последующую работу на холостых оборотах в течении небольшого временного промежутка - от тридцати секунд до полторы минуты. Во втором случае двигатель нагревается практически до рабочей температуры более продолжительный период, благодаря чему сводится к минимуму вероятность его повреждения при последующем начале передвижения. В салоне при этом также создаётся комфортный температурный режим, поэтому водителю не приходится думать о том, как правильно прогреть машину. Однако здесь же следует заметить, что прогрев двигателя на холостых оборотах может быть неравномерным. Холодные детали, соприкасаясь с горячими, могут быть повреждены. А в большинстве случае трансмиссия остается не прогретой перед поездкой.

А как прогревать машину с механической коробкой передач?

Принцип работы аккумулятора у автоматической и механической коробок передач будет идентичным. После запуска двигатель должен работать еще некоторое время на холостых оборотах. Это является отличительной особенностью механической коробки. Автоматизированная версия трансмиссии прогревается только на ходу, поэтому после движение начинается сразу.

Да, и еще следует обратить внимание на то, что включение зажигания допускается только с выжатым сцеплением. Предварительно коробку следует перевести в нейтральное положение. Сцеплением должно находиться в выжатом состоянии еще некоторое время после запуска мотора. Таким образом масло в коробке передач достигнет необходимой консистенции.

И до какой температуры нужно прогревать двигатель?

Температура силовой установки в момент прогрева должна быть максимально приближена к рабочей. Для достижения этого показателя хватает нескольких минут.

Как определить, что автомобиль готов к эксплуатации?

Об этом будет свидетельствовать характерный звук силовой установки. Мотор должен работать ровно и устойчиво даже при отпущенной педали сцепления. Трогаться с места необходимо максимально плавно, чтобы нагрузка на узлы силовой установки были минимальной. Ускорить прогрев двигателя может закрытие радиаторной решетки с наружной стороны. После преодоления нескольких километров в таком режиме можно развивать более существенную скорость безо всякой опаски.

Дмитрий Павлович, спасибо вам за профессиональную консультацию, которая может быть полезной для всех автомобилистов.

Спасибо вам! Удачи!

Для начала стоит отметить, что вопрос «нужно ли прогревать инжекторный двигатель» звучит несколько неправильно. Вне зависимости от типа подачи топлива, будь то инжектор или карбюратор, пуск двигателя, и его дальнейший прогрев происходит по одной и той же схеме. Поэтому давайте выясним, нужно ли прогревать двигатель вообще.

Споры по поводу прогрева не утихали никогда, и владельцы автомобилей, разбившись на два лагеря, постоянно спорят о необходимости прогрева двигателя, и о бесполезности этой затеи. Кто-то садится и сразу едет, кто-то греет двигатель до рабочей температуры, и лишь после этого начинает движение.

Приверженцы теории «сел и поехал» как правило, ссылаются на авторитетных товарищей из крутых автомастерских, которые никогда не грели и все у них замечательно. И на свой личный опыт, мол, никогда не грел и ничего страшного. В крайнем случае, в ход идет пресловутый аргумент ИМХО.

Сложность объективной оценки заключается в том, что:

  • износ деталей двигателя это очень долгий процесс;
  • манера езды каждого водителя отличается.

Именно поэтому сложно определить, сколько проработает ваш двигатель, если вы будете постоянно его прогревать, или не будете вовсе. Но заявления экспертов о том, что 75 процентов износа приходится на момент его холодного запуска, лично у меня не вызывают сомнения в том, надо ли.


Автор всегда был приверженцем теории прогрева, но цели убедить кого-то перед написанием статьи не ставил. Стоит ли прогревать двигатель в любом случае решает сам владелец автомобиля.

Теория прогрева двигателя

Все детали двигателя, цилиндры и поршни не исключение, производятся из металла. Поршни чаще всего делают из легких сплавов алюминия, цилиндры из металла и чугуна. Здесь в первую очередь стоит вспомнить физику и то, что при нагреве тела расширяются, и от того, из чего это самое тело сделано, зависит время нагрева и коэффициент расширения.

Все детали двигателя настроены таким образом, чтобы зазор между цилиндром и поршнем был минимальным. Это дает наименьшие потери энергии в момент воспламенения топливной смеси. Пока детали не нагрелись до необходимой температуры и не расширились, считайте, что двигатель ваш работает не так, как это предусмотрено производителем. А уж если быть совсем точным, то цилиндро-поршневая группа вашего двигателя испытывает колоссальнейшие нагрузки, и подвержена наибольшему износу в момент нагрева до рабочей температуры. Стоит ли при этом начинать движение и дополнительно нагружать двигатель?

Прогрев двигателя зимой

Одно дело, когда на улице +10-15, и совсем другое, когда температура воздуха отрицательная. Тут в дело вступает ещё ряд факторов.

Один из них это вязкость масла , которое очень важно для работы двигателя. В момент запуска двигателя зимой, масло в поддоне достигает максимальной вязкости, а значит, не может полноценно смазывать все детали, нагрузка на масляный насос так же возрастает в разы. Да, масла бывают разные, да есть SAE 30 и 40, но даже у них есть свой предел.

Чем ниже температура воздуха, тем выше содержание в нем кислорода. А чем больше кислорода — тем беднее наша рабочая смесь. Это одна из причин, почему зимой сложнее завести двигатель. На старых, карбюраторных двигателях данная проблема решалась вытягиванием подсоса, что приводило к закрытию заслонки в камере карбюратора, и как следствие обогащению смеси.


В инжекторе этим вопросом занимается автоматика, выставляя в момент запуска раннее зажигание и увеличивая подачу топлива, повышая обороты двигателя на холостом ходу.

Сколько нужно прогревать?

Прогрев двигателя зимой не столь уж утомительный процесс, ведь пока вы сметаете снег с автомобиля, очищаете или отогреваете стекла и зеркала (при наличии данной функции).

Сколько нужно прогревать? Достаточно будет 3-5 минут, за это время двигатель хоть немного прогреется, сбросит обороты. Маслу надо разогреется, только тогда оно будет полноценно смазывать все трущиеся детали.


Вот когда самое время начинать движение. Но даже в этом случае нельзя сильно давать газу, 2000 -3000 оборотов, не больше, не забывайте что рабочая температура 80-90 градусов, и пока на указателе меньше — лихачить не стоит. Трансмиссия в морозы тоже испытывает повышенные нагрузки, масло в коробке вязнет, именно поэтому так сложно переключать передачи в самом начале движения на механике, а автоматика переключается рывками.

Прогрев дизельного двигателя

Отдельно стоит обсудить тему прогрева дизельного двигателя. Ни для кого не секрет, что запускается дизельный двигатель в мороз намного сложнее, и связано это, прежде всего с особенностью воспламенения дизтоплива. В мороз дизель становится вязким, и распыление его форсунками затрудняется. Сезонность топлива играет здесь немаловажную роль.

Существует три вида солярки, каждая со своими показателями цетанового числа , температуры воспламенения, помутнения и другими:

  1. летняя. Используется при температуре воздуха от 0 градусов и выше;
  2. зимняя, применяется до -30 градусов;
  3. арктическая, используется в условиях крайнего севера.

Многие владельцы дизелей, испытывают проблемы с запуском двигателя, именно из-за применения летнего топлива в зимний период.

Дизельный двигатель отличается от бензинового самовоспламенением, за счет резкого сжатия воздуха он нагревается до температуры 700-900 градусов, и впрыскиваемое топливо воспламеняется. Нагнетаемый холодный воздух при отрицательных температурах усугубляет проблему. Использование свечей накаливания призвано ее решить. Они нагревают воздух в камере сгорания до необходимой температуры, и уже после этого можно заводить мотор.

Установка различных дополнительных предпусковых подогревателей, дает возможность более уверено заводить двигатель автомобиля в зимний период. Это актуально как для дизельных, так и для бензиновых (инжекторных и карбюраторных двигателей). Это обеспечит более быстрый прогрев двигателя. Благо рынок сейчас предлагает массу решений, а от вас требуется лишь выбрать наиболее оптимальный.

Вывод

Если до прочтения данной статьи у вас были вопросы, прогревать ли двигатель перед движением, нужно ли это и зачем, то сейчас надеемся, они отпали.

Двигатель важно и нужно прогревать. Вне зависимости от вида топлива и системы его подачи;
Время прогрева двигателя зависит от ряда факторов, и может варьироваться в зависимости от температуры окружающего воздуха, объема двигателя и оборотов.

Чем бережней вы будете относиться к автомобилю, тем дольше он прослужит без нареканий.

Споры на тему прогревать или нет двигатель автомобиля перед поездкой не утихают в среде автолюбителей. Действительно, так ли необходим прогрев? Если да, то как его лучше проводить? Нужен ли прогрев двигателя летом? Или только зимой? Чем чревата поездка на холодном двигателе? Попробуем разобраться.

Основная масса автолюбителей утверждает, что прогревать двигатель авто перед поездкой необходимо. Но, вот инструкции к современным автомобилям, наоборот, утверждают обратное. А если быть совсем точным, то в них предполагается методика прогрева двигателя «на ходу», причем специально оговаривается, что прогревать двигатель «по старинке» на холостом ходу не рекомендуется.

Нужно ли прогревать двигатель

Основные аргументы, которые приводят противники прогрева двигателя:

  • При прогреве на холостом ходу наносится вред экологии, поскольку в это время формируется переобогащенная смесь, которая сгорает не полностью.
  • Чрезмерный расход топлива, вытекающий из первого пункта.
  • Современные материалы и технологии, использующиеся в автомобилестроении позволяют начинать движение «без дедушкиных страхов».
  • Износ деталей системы выпуска отработавших газов, в первую очередь нейтрализатора отработавших газов, а также повышенное загрязнение свечей, и неоптимальный прогрев масла.

Однако, попробуем все-таки разобраться с тем, какие именно процессы происходят внутри холодного двигателя во время пуска, взглянув на двигатель «изнутри».

Несмотря на повышенную унификацию, к которой стремятся практически все производители, детали двигателя автомобиля выполнены из различных материалов и от этого никуда не деться.

Схематично можно представить двигатель внутреннего сгорания так:

  • Поршневая группа, несущая основную нагрузку.
  • Система смазки двигателя, обеспечивающая подачу масла к трущимся частям.
  • Система питания, подающая топливо, в количестве, необходимом для работы.
  • Система выпуска отработавших газов.

Цилиндры поршневой группы изготовлены в основной своей массе из стали и ее производных. Поршни, блоки цилиндров, навесное оборудование изготавливаются, как правило, из алюминиевых сплавов. Подшипники шатунов имеют в своем составе сталь и алюминий в пропорциях.

Теперь, с учетом этих знаний, а также законов физики, которые никто не отменял, посмотрим на процессы, происходящие в холодном двигателе.

Как известно, с понижением температуры металлы имеют свойство сжиматься, причем чем ниже температура, тем больше коэффициент сжатия, причем он (коэффициент) индивидуален для каждого металла в отдельности. Или проще говоря, при одинаковой температуре сталь и, например, алюминий будут сжиматься и расширяться по-разному.

Для основной массы двигателей оптимальная рабочая температура составляет 90–95 ℃, а следовательно, и все зазоры трущихся частей двигателя рассчитаны на работу при этой температуре. Пуск холодного двигателя, в частности зимой при низких отрицательных температурах, заставляет трущиеся детали работать с повышенным напряжением именно из-за разницы коэффициента расширений. А увеличенная нагрузка приводит, соответственно, к повышенному износу.

Да, конечно, конструктивно заложены необходимые допуски для обеспечения «холодного пуска», но и гарантия на работу двигателя не пожизненная! Для большинства моделей составляет до нескольких десятков тысяч километров или не более 3 лет. Причем все вышеизложенное актуально для новых, только сошедших с конвейера автомобилей.

Итак, двигатель заведен, но еще не прогрет до рабочей температуры. Масло и технические жидкости, обеспечивающие работу автомобиля, при отрицательных температурах имеют повышенную вязкость, что приводит к их меньшей текучести, или, попросту говоря, холодное масло поступает в меньших объемах к трущимся деталям, что опять-таки повышает износ. А увеличение оборотов двигателя при трогании с места увеличивает этот износ на порядок.

Подавляющее большинство автопроизводителей ограничивают обороты на время прогрева, что само собой говорит о его необходимости!

Прогрев двигателя летом

Обобщив все вышесказанное можно утверждать: прогрев двигателю необходим. А вот нужен ли он двигателю летом или только зимой? Ведь летом масло двигателя не загустевает, технические жидкости в норме…

Да, летом более щадящие условия для запуска двигателя, но, как говорилось выше, для оптимальной работы двигателя требуется определенная температура. И если зимой прогрев двигателя может длиться и 5, и 10, и 15 минут, в зависимости от того какая температура «за бортом», сколько простоял автомобиль, на открытом воздухе или в помещении и так далее, то летом это время, конечно, значительно снижается. И прогрев уже больше напоминает тот самый, упоминавшийся «прогрев на ходу». Но первоначальный прогрев хотя бы до температуры двигателя 40–50 ℃ или до снижения холостых оборотов при наличии автомата необходим!

Прогрев двигателя инжекторного автомобиля

Практически все автомобили, оборудованные инжекторной системой питания, имеют автомат прогрева, автоматически выставляющий установленные заводом-изготовителем обороты холостого хода. Однако, имеются некоторые нюансы, соблюдение которых позволит снизить нагрузку на двигатель и обеспечить уверенный пуск двигателя.

Обязательным условием пуска является наличие хорошей искры и достаточного количества топлива, что обеспечивается хорошей работой аккумуляторной батареи. Зимой, в условиях низких температур «хорошим тоном» будет разогреть электролит аккумулятора, включив секунд на 20-30 свет фар, что в свою очередь увеличит время, в течении которого аккумулятор сможет отдавать максимальный ток.

Для обеспечения «холодного запуска» необходимо отключить все посторонние электроприборы (магнитолу, вентилятор отопителя и так далее) и выжать сцепление, при наличии механической трансмиссии, после чего произвести пуск двигателя.

Не надо нажимать на педаль газа! Автомат пуска сам выставит все необходимые настройки дросселя и обогатит смесь в необходимом количестве.

После запуска двигателя потихоньку, плавно, но уверенно, отпускается педаль сцепления. Стоит отметить, что для владельцев «автоматов» этот пункт не актуален.

Прогрев карбюраторного автомобиля

Запуск и прогрев карбюраторного автомобиля отличается необходимостью ручного управления дросселем и обогащением топлива (если на карбюраторе автомобиля не установлен автомат запуска).

Для пуска карбюраторного двигателя вытягивается кнопка (рычаг) «подсоса», выжимается сцепление, после чего и производится непосредственно запуск двигателя. При исправной системе зажигания, после первого неудачного пуска может потребоваться некоторое дополнительное количество топлива, которое подается во впускной коллектор автомобиля энергичным нажатием педали «газа».

Как и в случае с инжекторным двигателем, после того как двигатель наберет обороты, педаль сцепления отпускается, а количество оборотов при прогреве корректируется «подсосом». Оптимальные обороты при прогреве карбюраторного двигателя составляют 1200–1500 об/мин. О готовности к поездке карбюраторного автомобиля говорит тот факт, что «подсос» утоплен полностью, а двигатель отзывается на педаль газа без провалов.

Прогрев дизельного двигателя

Дизельный двигатель, в отличие от карбюраторного требует полноценного прогрева до начала движения под нагрузкой, что продиктовано его конструкцией (меньшие зазоры между стенками цилиндров и поршнями, значительно более высокая компрессия обеспечивает более высокие нагрузки на поршневую систему в целом).

Уверенный пуск дизельного двигателя обеспечивается наличием специальных свечей подогрева топлива, которые включаются перед запуском стартера, а попадающее на них топливо более активно испаряется.

Для запуска дизеля, при наличии механической коробки передач, опять-таки выжимается сцепление и включается зажигание. Большинство дизельных автомобилей имеет индикаторную лампу, показывающую состояние работы свечей накаливания. После того как лампа тухнет можно осуществлять запуск двигателя.

При низких температурах полезно несколько раз включить - выключить зажигание для того, чтобы свечи накаливания создали благоприятную температуру для запуска внутри камеры сгорания.

Управляет прогревом на дизельном автомобиле автомат, поэтому вмешательства водителя в этот процесс не требуется. После того как дизель наберет необходимые для прогрева обороты, нажатая педаль сцепления отпускается.

Статья о том, как прогревать машину в холодную погоду - нужно ли прогревать, как это делать правильно, советы и рекомендации. В конце статьи - интересное видео о том, прогревать ли мотор или нет.

Содержание статьи:

Наступление зимы – это испытание и для людей, и для техники. Далеко не все автовладельцы оставляют свой транспорт в гаражах или на отапливаемых паркингах, отдавая предпочтение уличным автостоянкам или дворовой территории своего дома. Изо дня в день понижающаяся температура заставляет водителей все раньше утром выходить на очистку машины от снега и льда, а также на тщательный прогрев двигателя.

Молодые автолюбители, особенно автоледи, не понимают, зачем нужно долго прогревать машины. Они уверены, что современные модели способны моментально включиться в работу и помчать владельца по делам.


Однако отрицательная температура существенно влияет на работу всех механизмов, увеличивая нагрузку не только на двигатель, но и на системы обогрева и охлаждения.

Также под воздействием холода сразу ярко проявляются все технические неисправности, которые при стандартной погоде могут не беспокоить водителя.

Именно поэтому обращению с автомобилем зимой необходимо учиться, чтобы самому не способствовать ускоренному износу металлических элементов конструкции.


Современные люди очень любят черпать информацию из Интернета, где она зачастую бывает достаточно противоречива. Например, в инструкции по эксплуатации автомобиля прописано, что можно начинать поездку без предварительного прогревания, тем более на улице. А в скандинавских странах, несмотря на сравнимые по силе с российскими морозы, и вовсе запрещено законом вхолостую гонять двигатель на территории жилых зон.

Топливо в работающем без нагрузки агрегате прогорает не целиком, наполняя пары чрезвычайно опасными оксидами азота. Именно поэтому в рамках активной борьбы за чистоту окружающей среды производители запрещают прогревать машины.


Так какие же действительно весомые аргументы можно привести в качестве преимущества прогревания двигателя перед поездкой морозным утром?

Густота моторного масла

В сервисной книжке к автомобилю можно найти указания производителя по параметрам используемого масла в зимний и летний период. Например, минеральное масло категорически не применимо в холодный период, так как имеет свойство замерзать уже при -10 градусах.

Полусинтетические масла обладают большей стойкостью к температурным перепадам, но и они не подходят для слишком низких температур.

А вот чистая синтетика умеет подстраиваться под разные температуры, не теряя своих качеств ни при охлаждении двигателя, ни при его нагреве. Но даже оно в зависимости от степени мороза на улице загустевает, а потому первое время работы двигателя не функционирует так, как должно. Эффективность смазки снижается, усиливается трение ключевых деталей двигателя, вызывая их ускоренный износ.

Если же позволить маслу нагреться, дав мотору поработать некоторое время на холостом ходу, оно избавится от чрезмерной вязкости, снова обретет текучесть и сможет эффективно распределиться по агрегату.

Безопасность


Отогревать зимой необходимо не только двигатель, но и прочие элементы автомобильной конструкции. На морозе лобовое и прочие стекла тоже основательно замерзают и покрываются тонким слоем льда.

Многие водители не любят полностью очищать стекла, будь-то грязь от бездорожья, дорожная пыль, снег или корка льда - они протирают себе небольшое слуховое окошко и отправляются в путь. Это крайне опасно для самого водителя и соседей по дорожному движению, так как обзор при грязных окнах сильно ограничен и может невольно спровоцировать ДТП.

Износ деталей и узлов

Со школьных уроков физики мы знаем, что на морозе предметы имеют свойство сжиматься в размерах. Касается это и металлических деталей автомобильного двигателя, которые незначительно, но уменьшаются и в холодном моторе работают некорректно.

Чтобы не способствовать износу элементов и минимизировать влияние отрицательных температур, требуется не менее 10 минут дать двигателю поработать на холостом ходу.

Расход топлива

Водители, следящие за расходом топлива своего автомобиля, обязательно заметят, что холодный двигатель будет потреблять ощутимо больше. Причем касается это и бензиновых, и дизельных агрегатов, ведь на морозе образование топливно-воздушной смеси происходит медленнее. Чтобы воспламенить ее, необходимо еще больше усилий для борьбы с вязким топливом и холодным воздухом, а для этого надо активно «кормить» двигатель горючим.

Аккумулятор

Зачастую водители непроизвольно вредят автомобильному аккумулятору, когда на холоде вместо постепенного обогрева стекол запускают достаточно агрессивный электрический нагрев. В таком случае холодный аккумулятор пытается обеспечить все источники потребления необходимой энергией, сам же теряет плотность электролита и срок эксплуатации батареи.


Опросы, проводимые автомобильными журналами и порталами, показывают следующие результаты:
  • 38% автовладельцев обязательно тщательно греют машину перед поездкой зимой;
  • 27% делают это периодически, при слишком низких температурах;
  • 19% греют двигатель крайне редко;
  • 15% не делают этого никогда.
Автомобили старых конструкций, карбюраторные двигатели прогревать нужно в обязательном порядке. Топливно-воздушная смесь в них образуется без применения электроники, а лишь путем физических процессов. Такая машина не сможет тронуться с места без жара определенной температуры, а, кроме того, в силу своей конструкции будет плохо переносить нагрузки от перепада температур.

Для того, чтобы сберечь наиболее важные детали и узлы автомобиля, требуется всего 15-20 лишних минут утром.

Подготовка двигателя

Быстрее пробудить утром мотор поможет кратковременное включение ближнего света. Затем следует выжать сцепление, отключая стартер от трансмиссии и коленчатого вала.

Нейтральную передачу необходимо выключить, упростив запуск двигателя на морозном воздухе.


Для дизельного мотора потребуется подождать, пока перестанет гореть спираль подогрева свечей, которыми рекомендуется воспользоваться несколько раз для хорошего прогрева.

Запуск


Если с первой попытки двигатель не завёлся, то не нужно вновь и вновь мучать его, сажая аккумулятор. После первого раза батарее понадобится минута для восстановления, после чего можно повторить попытку.

После запуска двигателя не надо сразу же включать обогрев стекла, тогда большая часть образовавшегося тепла отправится на другие нужды. Греть стекла следует после обогрева остального салона, потому что если на них есть мельчайшие трещины или сколы, поток теплого воздуха спровоцирует их увеличение.

Начало движения

Холодный двигатель будет функционировать на высоких оборотах – около 1200-1300 оборотов в минуту, тогда как в прогретом состоянии этот показатель будет варьироваться в пределах 1000 оборотов. Когда тахометр покажет падение оборотов мотора, это будет сигналом к возможности начинать движение.

Заключение

За последние десятилетия инженеры достигли отличных результатов в области технологий по защите двигателей при холодном запуске. В современных автомобилях электроника самостоятельно готовит смесь, мотор быстро и легко заводится, синтетическое масло для зимнего периода эффективно разбрызгивается и надежно окутывает детали защитной пленкой. Таким образом и трансмиссия, и сам мотор в состоянии активно работать даже при крайне низких температурах.

Но инженеры не могут отменить законы физики и полностью избавить элементы автомобильной конструкции от нежелательного трения. Поэтому любую модель рекомендуется в обязательном порядке прогревать как при суровом морозе, так и при прохладной погоде. Сколько времени потребуется для каждой конкретной машины для разогрева ключевых деталей и узлов, автовладелец научится определять самостоятельно.

Элементарный ритуал займет не много времени: завести двигатель, погреть салон, стекла, смахнуть снег, отчистить лед и аккуратно, на ровной скорости отправится в путь. Зато он избавит водителя от лишних поломок, износа деталей и ускоренного старения автомобиля.

К зимнему сезону каждому автовладелецу автомобиль следует основательно готовить – заменить технические жидкости, обслужить аккумулятор, обеспечить наличием средств, которые могут без сторонней помощи. К тому же машину следует не только готовить к зиме, но еще и правильно ее эксплуатировать.

Один из важных вопросов по поводу эксплуатации авто в зимний период – это стоит ли прогревать двигатель пред поездкой или лучше этого не делать? Споров вокруг этого действа ведется очень много, и каждая из сторон указывает свои факты относительно прогрева. Попробуем разобраться в этом вопросе и для этого следует рассмотреть ряд факторов, а именно:

  1. Токсичность.
  2. Потребление топлива.
  3. Конструкционные особенности.

Начнем с первого пункта, чтобы понять, почему раньше указывалось, что автомобиль следует прогревать, а сейчас в этом надобности уже нет. Все из-за того, что уже давно введены нормы токсичности ЕВРО, которые становятся все жестче и от них автопроизводителям никуда не деться.

Почему греть не надо?

А теперь разберемся, какое отношение имеют эти нормы к прогреву двигателя. И здесь сказывается работа таких систем:

Все современные автомобили оснащены , работа которой полностью управляется электронным блоком. Пока двигатель холодный, то не соблюдаются условия смесеобразования, поскольку холодный очень плохо испаряется и смешивается с воздухом. Чтобы компенсировать это явление, ЭБУ обогащает смесь. При этом часть попавшего в цилиндры топлива не сгорает, а выходит с выхлопными газами. В результате количество вредных веществ в газах значительно завышено.

И чтобы нормализовать смесеобразование нужно, чтобы мотор как можно быстрее вышел на необходимый температурный режим и это возможно только при создании нагрузки на него. Отсюда и рекомендация о ненужности прогрева. Ведь если греть мотор на холостом ходу набор температуры у него будет медленным и может занимать от 15 до 30 минут в зависимости от различный условий, и все это время выхлопные газы будут содержать повышенное количество вредных веществ. Начав же движение без прогрева, двигатель нагреется за 3-5 минут, а значит и выбросов в атмосферу будет меньше.

Теперь по системе отвода выхлопных газов. Чтобы повысить экологичность автомобилей на них стали устанавливать , которые за счет химических реакций могут расщеплять вредные вещества на безопасные для окружающей среды компоненты. Вот только эффективная работа катализатора выполняется при высоких температурах (свыше 300 град. С). То есть, чтобы этот узел заработал, нужно его нагреть и для этого задействуются выхлопные газы (в конструкции современных нейтрализаторов используются также электрические нагревательные элементы).

Так вот, при работе мотора на холостом ходу, температура выхлопных газов недостаточна для полноценного разогрева катализатора, даже если силовая установка полностью прогреется. Для этого нужно, чтобы мотор работал под нагрузкой.

Указанные факторы – основные в аргументации производителей авто о ненадобности прогрева. Им ставятся жесткие рамки по экологичности, поэтому в правилах эксплуатации они зачастую и указывают, что прогрев двигателя не требуется. В погоне за соблюдением экологических норм автопроизводители «приносят в жертву» силовую установку, что, в общем-то, им тоже «на руку». Ведь чем быстрее автомобиль сломается, тем раньше его заменят.

Теперь по поводу потребления топлива. Здесь тоже сказывается описанная выше работа системы питания. Как уже отмечено, пока топливо холодное и плохо испаряется, его подается в цилиндры больше. При прогреве авто на холостом ходу, мотор будет набирать температуру постепенно, а из-за этого и топливо, подаваемое в цилиндры, тоже долго будет прогреваться до температуры, которая обеспечит хорошую испаряемость. При начале же движения без прогрева, мотор прогреется быстрее, а значит, и смесеобразование нормализируется раньше.

Видео: НУЖНО ЛИ ПРОГРЕВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ

В чем польза от прогрева?

А теперь о том, почему греть мотор рекомендуется. При минусовых показателях на улице после длительной стоянки у смазочного материала текучесть сильно снижается. Из-за этого насос не может подать его в нужном количестве к трущимся поверхностям, а некоторые и них находятся в верхней части мотора. И если в это время создать на двигатель нагрузку, то получается, что механизмы работают «на сухую», а это приводит к усиленному износу и в первую очередь «страдают» ЦПГ, КШМ и ГРМ, то есть, самые основные составные компоненты силовой установки.

К тому же, пока густое и его текучесть снижена, насосу его будет сложнее протолкать по системе, то есть давление в системе будет повышено, и чем больше нагрузка — тем выше давление. В конструкции на этот случай имеется перепускной клапан. При повышении определенного значения давления он открывается и масло идет в систему, не проходя через фильтрующий элемент, то есть оно попадает к трущимся поверхностям неочищенное, что тоже оказывает негативное влияние на мотор. Поэтому при прогреве вероятность превышения давления в системе значительно ниже, чем при создании нагрузки.

По этому фактору можно сказать однозначно, что прогрев нужен, причем некоторые даже рекомендуют его делать и летом. Но когда на улице тепло, не нужно ждать, пока силовая установка наберет необходимую температуру, достаточно дать ему поработать 1-3 минуты до начала движения, чтобы насос смог прогнать смазочный материал по системе, обеспечив смазкой трущиеся поверхности.

Видео: Греть или не греть мотор Ответ За рулём

Греть или не греть?

Подведем небольшой итог на основе указанных трех факторов. Итак, если двигатель полноценно прогревать на малых оборотах до выхода его на оптимальный температурный режим, то:

  • износ узлов и механизмов двигателя будет минимально возможным, что скажется на ее ресурсе и мотор больше отработает до капитального ремонта;
  • вредных выбросов в атмосферу будет достаточно много из-за длительной работы силового агрегата на обогащенной смеси и неработающего из-за недостаточной температуры каталитического нейтрализатора;
  • топлива расходуется больше.

Что касается отказа от прогрева, то здесь все с точностью до наоборот – загрязнений и расхода топлива меньше, зато износ – больше и, как следствие, ресурс мотора снизиться.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Что же делать?

Греть авто перед поездкой или не греть – решать самим автовладельцам. В обоих случаях есть свои положительные и отрицательные стороны. Но существует и третий вариант – промежуточный. То есть, автомобиль прогреваем, но недолго – 5-6 минут, после чего начинаем движение. В итоге мы получаем:

  1. Масло хоть все еще будет густым, но насос обеспечит его поступление к трущимся поверхностям.
  2. Катализатор немного прогреется, но с началом движения он быстро выйдет на нужный температурный режим.
  3. Под нагрузкой двигатель быстрее прогреется и стабилизируется смесеобразование.

То есть, короткий прогрев с последующим началом движения обеспечивает самые оптимальные условия для двигателя, минимизируя все негативные стороны каждого из рассмотренных факторов.

Но используя такой способ прогрева машины, все же не рекомендуется сразу после начала движения давать сильную нагрузку на мотор. Это хоть и сделает быстрый выход на оптимальную температуру, но обеспечит повышенный износ (масло еще густое и полноценно не выполняет свои функции). Поэтому начав двигаться, следует проехать пару километров практически на холостом ходу(30-40 км/ч) и без сильных и резких воздействий на педаль газа.