Алгоритм экономичной эксплуатации MAN. Больше экономии топлива при длительной эксплуатации

От 15 до 60% экономии на бензине. Именно столько можно получить, если применить все способы, перечисленные мною в этой статье. Удивительно, сколько бензина мы жжем зря буквально на ровном месте.

Узнайте, сколько лишних литров тратите ВЫ!

Способ №0: Посетите сервис

Вне конкурса.

Повышенный расход топлива может быть вызван целым рядом поломок. Все написанное в этой статье предполагает, что ваш автомобиль исправен.

Регулярно посещайте сервис.

Способ №1: Снижение Cx

Cx – это коэффициент аэродинамического сопротивления. Чем больше машина похожа на кусок мыла, тем он меньше.

Например, Гелендваген, Cx=0,55:

Лада Приора, Cx=0,32:

Тойота Приус, Cx=0,25:

Гоночный болид: Cx=0,16:

«Ну, хорошо, понятно. А что мне делать с моим Гелендвагеном? Кувалдой что ли острые углы обстукивать?»

Углы обстукивать не будем, а вот поубирать кое-что из ненужного – хорошая идея. Вот и табличка полезная:

»
Если вы уже забыли, когда в последний раз пользовались багажником на крыше, то почему бы его не снять?

А зачем каждый третий уродует свою машину «мухобойкой», мне, видимо, никогда не понять. Можете попытаться меня «просветить» в комментариях.

Способ №2: Снижение массы автомобиля

Ну, это понятно: меньше масса – меньше расход.

Проверьте, не возите ли вы с собой ненужные вещи (детское кресло, зимняя резина и баллоны с «незамерзайкой» летом).

Надумали ставить дополнительную шумоизоляцию? Помните, что она увеличит массу вашего авто на 50-100 кг, а расход на 0,4–0,7 л. То есть за шумоизоляцию вы будете платить весь срок службы авто.

В странах с отличными дорогами разумно снять запаску. Правда, я слышал, что там новые машины и так ею не комплектуются. В России такой «трюк» вряд ли можно назвать удачным. Не знаю, как в Украине с дорогами.

Способ №3: Измените свой стиль вождения

Для кого-то здесь кроются бесконечные запасы экономии (А по данным скучного немецкого совета безопасности движения — до 25%).

Какой стиль вождения самый экономный?

Спросите у вашего дедушки: «умный» выбор скорости, плавные разгоны и торможения. Также нужно учитывать работу светофоров и дорожную обстановку в целом. Если в двух словах: чем реже вы используете тормоз, тем меньше расход.

Способ №4: С умом выбирайте время для поездки

Стоишь в пробке – тратишь бензин.

Может быть, имеет смысл выехать с запасом? Может, вообще в 6 утра? Да, вы приедете раньше, но вы сэкономите время и топливо, а оставшийся часок можно посвятить, например, чтению Лайфхакера.

Еще я не суюсь в центр по будним дням. Коплю все такие дела и делаю их одним махом в воскресенье, когда дороги намного свободнее.

Способ №5: Разумно выбирайте маршрут

Лайфхакер исправно статьи о навигаторах. Многие навигаторы снабжены функцией оповещения о пробках. В иные дни это может спасти вам несколько часов времени и пару литров бензина.

Кстати, друзья, будет здорово, если в комментариях вы напишите свой любимый сервис. Я как раз присматриваюсь к этой теме.

Способ №6: На трассе используйте крейсерскую скорость

Крейсерская скорость – это скорость, при которой расход топлива минимален. Чаще всего она достигается на последней передаче при частоте оборотов 2-2,5 тыс. об/мин.

Чем мощнее авто, тем выше крейсерская скорость. Для моего «задохлика» Форда Фиесты (83 л.с.) эта скорость — примерно 90 км/час.

Увеличение скорости выше крейсерской неминуемо приведет к росту расхода. Насколько? Возьмем для примера ВАЗ 2105:

  • 80 км/час — 7 л на 100 км
  • 100 км/час — 11 л на 100 км ( .

Очень часто крейсерскую скорость указывают в сервисной книжке автомобиля. Посмотрите, может и у вас она указана там.

Способ №7: Правильно выбирайте передачи

Как я уже говорил, расход топлива минимален, когда на тахометре — 2-2,5 тыс. об/мин. Старайтесь всегда выбирать такую передачу, чтобы двигаться именно на этих оборотах.

В современных машинах иногда устанавливают специальный подсказчик, который сигнализирует, когда надо переключиться вверх или вниз. В конце поездки такая машина может даже выставить вам «оценку по экологии».

Если у вас автомат, то думать над выбранной скоростью вам, конечно, не приходится.

Способ №8: Выбор резины

Одни шины расходуют топлива больше, другие меньше. Разница может достигать 0,5 л на 100 км. Согласитесь, немало?

Выбирая экономичные шины, опирайтесь не на данные производителя, а на реальные тесты, которые проводят все ведущие авто-издания.

Способ №9: Не ставьте колеса большего радиуса

Многие ставят на свои авто колеса большего радиуса, например, R16 вместо R14. Конечно, можно согласиться с тем, что так машина смотрится «круче»:

Но, к сожалению, за это придется заплатить увеличением расхода.

На сколько?

Достоверных данных я не нашел, но ходит поверье, что 1 см радиуса прибавляет к расходу 1 л на 100 км. Немало.

Способ №10: Правильное давление в шинах

Я не буду советовать вам перекачивать шины. Да, это даст уменьшение расхода, но какой ценой?. Разумнее накачивать их по верхней планке, рекомендованной производителем.

Вот говорится, что снижение давления с 2,0 кг/кв. см до 1,5 кг/кв. см ведет к перерасходу топлива примерно на 3%.

Следите за давлением в своих шинах. Или платите рублем.

Способ № 11: Купите отапливаемый гараж

Отогреть машину зимой нелегко, и пока она греется, горит драгоценный бензин. Отапливаемый гараж может решить эту проблему на корню.

Способ №12: Заведите дисконтную карту

Вы будете смеяться, но я годами заезжал на одну и ту же заправку, а додумался оформить там дисконтную карту только недавно. Это заняло у меня 5 минут. Теперь экономлю 3% от каждой заправки. Уверен, что у большинства крупных сетей есть что-то подобное.

Плохой Способ №1: Выключение электроприборов

Конечно, если вы в жару выключите кондиционер и будете потеть, то расход снизится ощутимо (примерно на 2 л/100 км). Открыть окна – не вариант. Вы же помните, что в этом случае ухудшится аэродинамика машины. «За рулем» даже как-то проводил эксперимент: что больше топлива жрет — кондиционер или открытые окна. Хоть убейте, не помню его результат. Пишите в комментариях, кто тоже читал эту статью, чем все у них закончилось.

Из той же серии отключение фар, музыки, подогрева сидений.

Не считаю этот способ экономии удачным. Если уж отказываться от комфорта в машине, то надо идти до конца и пересаживаться на велосипед.

Плохой способ №2: Движение в «аэротени» большой фуры

На трассе можно плотно пристроиться позади ползущей фуры и ехать в ее «аэротени». Говорят , что так можно сэкономить аж 3% бензина.

Хотел бы я увидеть человека, который так сильно печется об экологии, что готов долгое время «глотать» выхлоп Камаза. Да и водитель фуры, как мне кажется, не станет долго терпеть такого «зайца» и попытается что-то сделать. Да и про «Соблюдай дистанцию» можно забыть.

Короче, способ для фриков.

Плохой способ №3: Присадки для двигателя

Я имею в виду «чудо-присадки», которые льют в бензобак или в картер и которые обещают экономию топлива. Я в свое время следил за этой темой, но ни разу еще ни одно автомобильное издательство не смогло выявить сколь-нибудь значимой экономии.

Для себя я поставил крест на этой теме. Или у вас есть другой опыт? Пишите в комментариях.

Плохой способ №4: Езда на «нейтралке»

Когда машина катится с горки или докатывается по инерции к светофору, можно поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение. Машина перестает тормозить двигателем, а значит, мы экономим. Вот такая вот теория.

Однако, доказывается, что даже экономии топлива достичь не удается. В то же время езда на «нейтралке» может быть опасна – в нужный момент вы просто не сможете быстро набрать скорость. А это может быть необходимо, например, в случае заноса.

Сказать по правде я и сам иногда так езжу. Буду изживать!

Плохой способ №5: Покупка электромобиля или гибрида

Электромобили имеют большие льготы в некоторых странах: налоговые послабления в Японии и Норвегии, бесплатное парковочное место в Лондоне, выделенные полосы движения в той же Норвегии.

Обладатели гибридов, а тем более электромобилей – замечательные люди, которые делают наш воздух чище. Но признать удачной покупку электромобиля только как средство экономии денег, я никак не могу. Даже в США гибрид начинает окупать себя только после 90 000 км пробега. Не удивлюсь, если в России он не окупается в принципе. Никаких тебе льгот, да и цены на данные авто задраны до небес.

Какие способы сэкономить я пропустил?

Пишите в комментариях!

Также буду рад вместе с вами посмеяться и над плохими идеями.

Примерно 30% от общего объема всех операционных расходов транспортной компании, водителей большегрузных автомобилей приходится на расход топлива. Компания ExxonMobil составила полезный список из 9 простых шагов, которые помогут владельцам грузовиков оптимизировать производительность и сэкономить дизельное топливо своего грузовика.

1. При управлении грузовым автомобилем, нажатие на педаль тормоза должно быть легким, без рывков. Управление тормозом является жизненно важным показателем для оптимизации расхода топлива.
Поэтому, водитель должен предвидеть потенциальные опасности, и необходимо принять меры заранее, чтобы уменьшить кол-во раз нажатия на педаль, и снизить уровень давления, приложенного к тормозам.

2. Шины. Износ шин играют решающую роль в автомире грузовиков. При низком давлении возрастает сопротивление, увеличивается расход топлива. Шины с оптимальным давлением и хорошим сцеплением, помогут Вам улучшить экономичность вашшего атвомобиля. Проверяйте шины регулярно.

3. Коммерческие компании и операторы грузовиков, должны следовать самым последним технологиям, для оптимизации производительности.
Для примера, при переходе на EURO 6, вкл. FleetBoard, и заливая высококачественные масла типа Delvac диспетчеры в McLaren Racing, смогли улучшить показатели экономии топлива всего грузового автопарка, аж на 6%.

4. Стоит придерживаться ровных дорог, плоских местностей, и избегать холмистой, неровной местности или множества поворотов. Поэтому планируйте ваш маршрут заблаговременно.
При круговом движении, держите педаль тормоза, до минимума, чтобы двигаться с наименьшей возможной энергией.

5. Любите сцепление! Это может спасти вам много литров топлива несколькими способами. Исследования показали, что с каждым переключением на повышенную передачу, улучшается топливная экономичность почти на 30 процентов. Пропускайте переключений передачи на пониженную, если есть такая возможность.

Разумное использование сцепления также означает избегание ненужной оборотов, которые только увеличивает расход топлива и вызывают дополнительный износ двигателя.

6. Водители должны найти свою скорость, при которой экономия топлива грузовика будет оптимальная.

В грузовых автомобилях есть оптимальная скорость вращения двигателя, при которой он находится в его наиболее эффективном состоянии, как правило, не выше, чем 1500 оборотов в минуту.
Найдите вашу оптимальную скорость, и вы сократите расход дизеля.

7. Многие владельцы транспортных средств, автопарков прибегают к различным трюкам, когда дело доходит до смазочных материалов, которые они используют в своих грузовиках. Использование смазочных материалов высокой производительности может помочь оптимизировать производительность коммерческого автомобиля и улучшить экономию топлива.

Например, независимые тесты по экономии топлива недавно были проведены ведущей международной тестовой компанией, читайте подробнее здесь, где использование масла Mobil Delvac 1 LE 5W-30 показало, что был достигнут средний прирост экономии топлива до 1,8 процента.

8. Не только масла в двигатель, высокопроизводительные смазочные материалы, могут оказать положительное влияние на производительность машин и экономию.

Владельцы транспортных средств должны помнить, что они используют смазочные материалы в коробке передач, в гидравлике, в мостах.
Масло Mobilube 1 SHC 75W - 90, например, является полностью синтетическим, высокопроизводительным трансмиссионным маслом, и подходит для общего применения в трансмиссии и мостах.

Доказано, что использование передовых базовых масел и присадок, в масле Mobilube 1 SHC 75W-90 , обеспечивают выдающуюся защиту наряду с экономией топлива при использовании в сочетании с Mobil Delvac 1 LE 5W-30.

9. Тормозная система является важнейшими устройством для грузовых автомобилей, однако, если ваш автомобиль имеет замедлитель, используйте его везде, где это возможно, чтобы сохранить свои тормоза. Замедлители особенно полезны для замедления или поддержания постоянной скорости при спуске, предотвращая от резкого ускорения коммерческого автомобиля вниз. Это позволит существенно сократить "износ тормозов" и значительно увеличить срок службы двигателя грузовика.

Б езо всяких напоминаний водитель обязан проверять давление в шинах. И не таким распространенным элегантным способом, как постукивание по колесу ногой. Таким образом можно проверить, на месте ли покрышка… Правильный подход – манометр, на холодном колесе, перед рейсом.

Оптимальное давление в колесах, рекомендованное заводом-изготовителем, обеспечивает и безопасность движения, и максимальный ресурс. Повышение давления на 20 процентов ведет к неравномерному износу протектора в его центральной части, и укорачивает жизнь колеса на 15-20 процентов Снижение давления на 20 процентов от рекомендованного уменьшает срок службы колеса на 26 процентов, и из-за увеличения трения качения добавляет полтора литра расхода топлива на каждые 100 километров. Падение давления на 30 процентов снижает ресурс колеса уже вполовину! Цифры, большие чем 30 процентов, мы не рассматриваем, потому что такой разброс давления уже опасен для окружающих участников дорожного движения. Таким образом, одна регулярная операция по инструментальной проверке давления в колесах позволяет контролировать безопасность движения, расход топлива и ресурc покрышек, которые, кстати, стоят немалых денег...

Если вы повышаете давление, колесо как бы приподнимается, площадь контакта уменьшается. При уменьшении давления площадь увеличивается. Казалось бы, для экономии топлива выгоднее, чтобы пятно контакта было меньше – это уменьшает силу трения.

Однако в движущемся автомобиле все взаимосвязано, и в расчет необходимо брать совокупность всех факторов. Хорошо, вы подняли давление. Сила трения меньше. Но! Уменьшается и тормозное усилие от колеса к дороге! А износ протектора увеличивается. Причем износ будет неравномерным. Покрышка потребует внеплановой замены…

Гораздо опаснее понижение давления. Контакт с дорогой увеличен, происходит опасный перелом профиля покрышки, значительная энергия тратится на преодоление сил трения, что в свою очередь ведет к нагреву колеса. Снижение давления всего на 0,3 бара (0,295 атм.) приводит к нагреву покрышки в движении до 100 градусов! Объяснять, чем заканчивается взрыв перегретой покрышки, я думаю - никому не надо… А определить такое снижение постукиванием по колесу… Не знаю, я бы больше доверял манометру…

«Не дергайте машину понапрасну...»

Общие правила для грузовых и легковых автомобилей едины.

Первое. Не заливайте двигатель топливом. То есть аккуратно пользуйтесь педалью газа. Если для поддержания скорости достаточно слегка придавить акселератор, по меньшей мере глупо давить его до упора.

Второе. Чем меньше ходов совершают поршни на единицу расстояния, пройденного автомобилем, тем меньше топлива впрыскивается в камеры сгорания. Речь идет о пользе скорейшего перехода на высшие передачи.

И третье. Движущийся автомобиль уже обладает немалой кинетической энергией. Ее выгоднее поддерживать, а не набирать заново. То есть – оценивая ситуацию, пореже тормозить, чтобы потом не жечь топливо при разгоне.

1 ...Нет никакой необходимости поддавать газ, догонять и прижиматься к впереди идущим машинам, чтобы через пятьдесят метров оттормаживаться перед сужением дороги.

2 Рывки с пробуксовками, ненужные разгоны, немотивированные ускорения, вслед за которыми следует торможение, во-первых, приводят к перерасходу топлива, преждевременному износу компонентов автомобиля, а во-вторых, лихорадочный, дерганный стиль езды демонстрируют неумение водителя предугадывать обстановку. Не говоря уже об опасности такого стиля вождения для окружающих....

Главное для экономичного вождения – избегать ненужных ускорений.

Что происходит в двигателе наших автомобилей MAN, когда вы полностью убрали ногу с акселератора? Бортовой компьютер принимает ваше действие, и клапан перекрывает подачу топлива. С этого момента машина катится по инерции, за счет накопленной кинетической энергии. Вы продолжаете движение, не расходуя топлива. Двигатель не заглохнет, потому что передача осталась включенной, коленвал вращается от колес. Переключать в такой ситуации на «нейтраль» неправильно. Катиться на нейтральной передаче вообще противопоказано, а кроме того, в режиме холостого хода двигатель все равно продолжает потреблять топливо. Немного, 3-4 литра в час в зависимости от мощности и состояния двигателя, но – расходует

Очень важно, говоря о ненужных торможениях и ускорениях, выдерживать дистанцию до впереди идущего транспорта. Не сможете предусмотреть его действий, не рассчитаете свою скорость – возможно, придется подтормаживать за ним вслед…

Возможности электроники надо использовать... Но с умом!

На современных тягачах в штатной комплектации, как правило, установлены системы ограничения скорости и круиз-контроля (темпомат). Практика показывает, что даже профессиональные водители либо не пользуются ими вообще, либо используют неправильно. Хотя их умелое применение – еще один резерв экономичной езды.

Темпомат, который чаще называют круиз-контролем, предназначен для длительного поддержания заданной скорости без вмешательства водителя. Машина едет – нога отдыхает. Все здорово. Однако у темпомата, как у любой электроники, есть один недостаток. Образно говоря, он не может смотреть из окна на дорогу. Не может прогнозировать дорожную ситуацию.

Например, как поведет себя темпомат при подъеме в гору? Электроника будет стремиться поддержать заданную водителем скорость, установленную, допустим, на 85 км/ч. При подъеме в гору скорость будет падать, а автоматика начнет увеличивать количество подаваемого топлива для увеличения мощности двигателя. Но скорость уже потеряна… Для «вытягивания» подача топлива увеличивается еще и еще… При скорости 70-75 на вершине подъема темпомат станет резко разгонять машину, снова расходуя топливо. Хотя при движении вниз автомобиль в состоянии разгоняться самостоятельно, и вам придется даже притормаживать автопоезд для безопасного спуска.

В итоге при использовании темпомата в таких условиях расход топлива будет больше: опытный водитель, управляя оборотами двигателя и своевременно переключая передачи на пониженные, справится с этим лучше.

Темпомат незаменим на ровных участках трассы. Там, где обстоятельства вынуждают постоянно менять скорость, эффективнее использовать функцию ограничения скорости. Символы работы программы высвечиваются на дисплее приборного щитка, а органы управления расположены на руле.

В чем принципиальная разница темпомата и ограничителя скорости? Темпомат «вытягивает», порой через силу, скорость до заданного значения. Ограничитель скорости, напротив, не позволяет превысить назначенный режим.

крутящий момент и мощность

Основные характеристики двигателя, влияющие на динамику движения автомобиля – это мощность и крутящий момент. Можно углубиться в технические детали, но можно обойтись описанием этих процессов попроще.

Рекомендуем следующий алгоритм переключения: вторая пониженная, четвертая пониженная, пятая повышенная, седьмая пониженная, восьмая пониженная. Наша методика разработана для груженого автопоезда, начинающего движение на ровной дороге. Для таких условий рекомендуемая заводом-изготовителем передача – 2 пониженная. Если речь идет о трогании на подъем – начинать надо с первой передачи…

Итак, вы начали движение со второй пониженной. При переключении на более высокую передачу из-за изменения передаточного числа в КПП двигатель теряет 200 об/мин. То есть, для того чтобы сохранить крутящий момент и мощность двигателя при переходе со второй пониженной на четвертую пониженную, необходимо раскрутить дизель до 1800 об/мин. Тогда после переключения обороты останутся на уровне 1200 – нормальный режим. Доводим обороты снова до 1800. Это дает нам возможность переключиться на пятую повышенную. Падение оборотов все равно оставляет двигателю достаточный уровень крутящего момента и мощности, чтобы продолжать разгон. С пятой повышенной, доведя обороты снова до 1800, переключаемся на седьмую пониженную. Все, автомобиль набрал скорость 60 км/ч. Экономия времени, топлива, сокращение пути разгона. Всего четыре переключения – это серьезное сохранение ресурса сцепления…

На сцеплении стоит остановиться особо. Почему завод-производитель настаивает на начале движения по ровной дороге со второй пониженной передачи? Чем выше обороты двигателя, тем больше выделяется тепловой энергии на диске сцепления. Конструкция двигателя позволяет начинать движение тягача MAN, не нажимая на педаль газа. Машина тронулась – можно газовать… Если при отпускании сцепления вы одновременно увеличиваете обороты с положенных 600-700 до 1000 (а это укоренившаяся, неистребимая привычка водителей – газануть, добавить оборотов на старте!), ресурс сцепления уменьшается на 40 процентов. Если повысить обороты до 1200 – ресурс «сгорает» на 60 процентов. Это абсолютно очевидная вещь – чем выше обороты на маховике, и чем дольше отпускается педаль (а резко бросить не получится – машина дернется и двигатель заглохнет!), тем больше выделяется тепловой энергии и тем больше нагрузка на фрикционные элементы и шлицы диска сцепления.

Данные по разгону от 0 до 60 км/ч на ровном прямолинейном отрезке дороги тягача MAN TGA с груженым полуприцепом (полная масса автопоезда 40 тонн) при использовании различных схем переключения передач.

Алгоритм переключения передач по методике MAN driver training: 2 пониж.> 1800об/мин 4 пониж.>1800 об/мин 5 повыш.>1800 об/мин 7 пониж.> 1600 об/мин 8 пониж.>1400 об/мин 8повыш. Скорость 60 км/ч достигается уже на четвертом преключении передачи

Бортовой компьютер накапливает информацию о большинстве режимов работа автомобиля. При необходимости эта информация помогает понять особенности эксплуатации и причины возникновения неисправностей, как, например, влияние на ресурс сцепления положения рычага КПП в момент начала движения.

Так что и этот момент стоит иметь в виду, когда мы слышим о том, что сцепление не выхаживает всего заявленного ресурса… Увы, чаще всего за этим стоят неграмотные действия водителя…

Па-а-адъем!

Понимание взаимной зависимости мощности и крутящего момента поможет выработать эффективную методику преодоления подъемов. Стандартная рекомендация: перед горой надо предварительно включить пониженную передачу. Но что значит предварительно? И какую передачу?

Обычно, если позволяют условия, водитель старается залететь в гору на скорости. Тянет до последнего, и только потом переключается. То, что приемлемо на сухой дороге, в снег или гололед может привести к аварии или зависанию автопоезда в режиме «приехали! шлифую!»

– Вы идете на восьмой повышенной, 75 км/ч, на тахометре 1230 оборотов,

– Используя инерцию автопоезда, вы начинаете подниматься в гору. И здесь многое зависит от вашего опыта и умения чувствовать машину. Как только вы понимаете, что скорость будет снижаться, следует довести обороты двигателя до 1400 оборотов и переключиться на седьмую повышенную. Если переход на одну передачу вверх снимает у двигателя 200 оборотов, то переключение вниз добавляет 200-250. То есть при переключении на седьмую повышенную стрелка тахометра будет находиться в самом верху «зеленой зоны», где оптимальные соотношения мощности и крутящего момента. Скорость остается прежней. Это наиболее эффективный способ. Нет необходимости, насилуя двигатель, проходить всю гору на «верхней» передаче. Как нет необходимости весь подъем проходить на «низких» передачах, раскручивая двигатель до 2300 оборотов, когда он из своих 410 л.с. вырабатывает только 200…

Во времена, когда цены на бензин и дизтопливо неудержимо лезут вверх, большую актуальность приобретает экономия моторного топлива, особенно на многотонных грузовиках. Факторы, влияющие на расход жидкого топлива автомобиля, давно известны. В основном они одинаковы – как для большегрузного состава, так и для легковушки. Их можно сгруппировать в четырех пунктах:

  1. Сопротивление качению автомобиля;
  2. Воздушное сопротивление;
  3. Условия движения;
  4. Индивидуальный стиль вождения.

Но все-таки главное условие – думать! Причем: не как украсть его из бака эксплуатируемой машины, а как сэкономить – на благо себе или хозяина.

Топливные кризисы заставляют конструкторов изобретать все более экономичные двигатели автомобилей, искать и другие пути экономии топлива (электропривод, различные приспособления исключающие пробуксовку колес, улучшения аэродинамики и др.).

Применяя на грузовых автомобилях специальные синтетические масла – можно облегчить запуск двигателя в холодное время, сократить время на его прогрев. Но нужна внимательность при выборе масла: ведь даже известный бренд производителя не может гарантировать универсальности и нужного качества для всех марок грузовиков.

А вот к всевозможным топливным присадкам нужно относиться с осторожностью. Если на этот счет есть рекомендации производителя или советы бывалого водителя такой же марки – к ним стоит прислушаться.

Не зевай за рулем

Крайне важно уметь прогнозировать обстановку и не давить на педаль газа, когда на перекрестке впереди горит красный свет. На тяжелых автомобилях (фура, автопоезд) чрезвычайно значимо уметь использовать накат и силу инерции. К светофору нужно так суметь подъехать, чтобы дальше продолжить движение без остановки. Известно, что расход топлива при разгоне с места или с небольшой скорости – будет отличаться в разы.

Желательно избегать продолжительной работы двигателя на холостых оборотах при остановке на длительную стоянку. Подсчитано, что потребление автомобилем этого топлива составляет от 10 до 15% перерасхода. Многие водители после запуска начинают прогревать двигатель на холостом ходу. Этого делать не рекомендуется. Гораздо лучше начать движение на пониженной передаче сразу после устойчивой работы двигателя. В этом случае вместе с ним прогреется и ходовая система.

Минимального расхода дизтоплива можно добиться, если ездить плавно без резких торможений и разгонов, рывков. Нужно поддерживать в шинах нормальное давление. Опытные водители почти на каждой остановке проверяют накачаность колес пинками по ним. Гораздо эффективнее постукивание баллонным ключом: глухой звук подскажет, какое колесо требует подкачки. Но самый достоверный способ – шинный манометр. Кондиционер использовать умеренно, машину стараться летом парковать в тени.

На спусках не рекомендуется двигаться накатом, так как это может лишить грузовик маневренности, а то и возможности экстренно затормозить. Если спуск затяжной – эффективнее пользоваться самой высокой передачей, не нажимая на педаль газа.

Следи за весом и тонусом автомобиля

На расход горючего влияет общая масса автомобиля. Сегодня можно признать неоправданной постановку емкости под дизтопливо на 1000 литров на автопоезда. Это раньше было выгодно, когда сильно разнились цены по регионам, а заправок было маловато – особенно в сельской местности. Сейчас обстановка кардинально изменилась и возить с собой тонну лишнего груза накладно.

Давно считается нужным установка спойлера на кабинах автопоездов. Если он поставлен правильно, экономия топлива очень ощутима, особенно при движении со скоростью 100 км/час и выше. При перевозке сыпучих грузов на открытых грузовиках необходимо обязательно использовать тент. Крайне важно с точки зрения экономии горючего, чтобы он был хорошо натянут, – не пузырился. Так он и дольше прослужит, и аэродинамику улучшит.

И не забывать следить за техническим состоянием автопоезда. Здесь нет мелочей. Своевременная регулировка топливной аппаратуры, постоянный осмотр агрегатов ходовой части, тормозной системы, состояние протектора автошин – все важно для безопасной езды и экономной эксплуатации транспортного средства.

Существенное влияние на топливную экономичность автомобиля оказывают следующие факторы:

  • экономичность двигателя
  • масса автомобиля
  • расход энергии на преодоление сил трения в трансмиссии
  • сила сопротивления качению колес автомобиля
  • сила сопротивления инерции
  • условия движения
  • стиль вождения автомобиля
  • техническое состояние автомобиля

Экономичность двигателя и определяющие ее факторы рассматривались в теории ДВС.

Полную массу автомобиля желательно снижать путем уменьшения его собственной массы. Это можно осуществить путем рациональной компоновочной схемы автомобиля, широкого применения прогрессивных облегченных и высокопрочных материалов, создания равнопрочных конструкций. При этом экономию топлива следует определять с учетом увеличения энергозатрат на производство новых материалов.

Для грузовых дизельных автомобилей при движении по ровной дороге со скоростью 60-80 км/ч снижение массы на 10 % дает экономию 5-6 % топлива, а для автомобилей с карбюраторными двигателями - 6-8 %. При движении по горным дорогам экономия топлива составляет 10 % и более.

Тип и параметры трансмиссии оказывают влияние не только на скоростные качества, но и на топливную экономичность автомобиля. Это было отчасти изложено при рассмотрении тягового расчета автомобиля. По данным исследований оптимизация параметров силовой передачи и грузовых автомобилей и автобусов позволяет повысить их топливную экономичность на 10-15% (без снижения производительности, а иногда и повысив ее).

Потери энергии на трение в узлах трансмиссии снижаются путем повышения качества обработки трущихся поверхностей, улучшения условий смазки. Например, в зимнее время вязкость масла в агрегатах трансмиссии повышается и КПД трансмиссии падает. Такое уменьшение КПД можно частично предотвратить, утеплив агрегаты трансмиссии путем установки специальных тепловых экранов, которые предотвратят интенсивный отвод теплоты в окружающую среду.

Сопротивление качению зависит от величины сил внутреннего трения в шине колеса, а эти силы увеличиваются с ростом толщины протектора шины. Вместе с тем, увеличение толщины протектора повышает срок службы шины. Для устранения этого противоречия используют шины новых конструкций.

Установлено, что шины с радиальным расположением корда (радиальные) имеют почти на 25 % меньшее сопротивление качению, чем шины с диагональным расположением корда. Еще лучшие показатели имеют шины с металлокордным бреккером или полностью металлокордной конструкции.

Значительный перерасход топлива вызывает снижение давления воздуха в шинах. Например, снижение давления в шинах грузовых автопоездов на 10 % ведет к перерасходу топлива до 5,5 %, а на 20 % - до 7,5 %.

Неплохие результаты дает и правильно выбранный режим движения : при снижении скорости движения на 10 % сопротивление качению снижается примерно на 15 %, а расход топлива как минимум на 3 %.

Аэродинамическое сопротивление для грузовых автомобилей и автобусов при скоростях движения до 60 км/ч незначительно; при скорости 70-80 км/ч оно приравнивается к силе сопротивления качению, при более высоких скоростях становится доминирующим. Доля расхода топлива на преодоление сопротивления воздуха может достигать 30 % от общего расхода топлива. Путем улучшения обтекаемости грузовых автомобилей можно уменьшить расход топлива на 7-10 %. Пути улучшения аэродинамики автомобилей были рассмотрены ранее.

Инерционное сопротивление наиболее существенно при интенсивном разгоне автомобиля на низших передачах, где ускорения разгона наибольшие. Так, например, составляющая расхода топлива, обусловленная преодолением сопротивлений инерции, при разгоне автопоезда с дизелем (полная масса 28 т) с места составляет 21 %, а при разгоне в интервале 40-90 км/ч - до 5 %. Снизить эту составляющую можно за счет уменьшения полной массы автомобиля.

Окружающая среда, т. е. атмосферные и дорожные условия влияют на работу двигателя, силовой передачи и ходовой части, а следовательно, и на его топливную экономичность.

Так при повышении температуры отработавших газов на 10 °С мощность двигателя снижается на 1,8-2,2% (больше у дизелей). Изменение температуры окружающей среды на 10 °С приводит к тому, что суммарное сопротивление движению изменяется примерно на 8-10 %, расход топлива на 6-7 %. При снижении температуры окружающего воздуха на 30 °С расход топлива может увеличиться на 25 %.

Тип и сложность маршрута влияют на среднее передаточное число трансмиссии, число переключений коробки передач, и загрузку низших ступеней трансмиссии, а следовательно, и на расход топлива. Характерно, что городские маршруты влияют на расход топлива даже больше, чем в горной местности.

В горных и городских условиях значительно влияние радиусов поворота дорог и скоростей движения по ним. Так, при прохождении грузовым автомобилем с колесной формулой 6 х 4 со скоростью 25 км/ч поворотов радиусом 20 и 40 м разница в расходе топлива составляет 40 %; если поворот радиусом 30 м проходить со скоростями 25 и 35 км/ч, то разница в расходе топлива составит 45 %.

При ухудшении профиля дорожного покрытия от асфальто-бетонного до булыжного, скорость грузового автомобиля снизится примерно на 35-40 %, а расход топлива увеличится на 30-40 %.

Таким образом, повышение топливной экономичности автомобильного транспорта достигается не только путем совершенствования подвижного состава, но и улучшением дорог.

Стиль вождения автомобиля также влияет на его экономичность. Это проявляется в том, что каждая случайная остановка автомобиля ухудшает его экономичность; чем выше степень использования высоких передач при движении, тем экономичнее работа; использование выбега на пологих спусках выгодно, а на горизонтальных участках малоэффективно; езда с интенсивным торможением не экономична; работа на холостом ходу на остановках значительно снижает экономичность двигателя; при разгонах передачи должны переключаться с возрастающей частотой вращения коленчатого вала и уменьшением времени разгона на каждой передаче и т. д.

Пятидневное обучение малоопытных водителей экономичному вождению автомобиля позволяет добиться экономии топлива не менее чем на 5 %, а месячное обучение - до 15-25 %.

Для облегчения выбора оптимальных режимов работы двигателя и автомобиля используются электронные устройства, которые либо сами осуществляют управление двигателем и трансмиссией, либо выдают информацию, на основе которой такое управление выполняет водитель. Получил широкое распространение прибор «Стоп-старт», который автоматически выключает двигатель при переходе на холостой режим работы во время непродолжительных стоянок. При трогании прибор осуществляет быстрый пуск двигателя при нажатии водителем на педаль подачи топлива. Это исключает непроизводительный расход топлива во время стоянок, которые особенно часты при движении автомобиля в городских условиях.

Техническое состояние автомобиля влияет на непроизводительные энергетические затраты автомобиля. Наиболее значительное влияние на экономичность автомобиля оказывают неисправности двигателя. К неисправностям шасси автомобиля, способным увеличить расход топлива, относятся неправильная регулировка зубчатых колес главной передачи, радиально-упорных подшипников и тормозных механизмов, небольшое давление воздуха в шинах, неправильно отрегулированное схождение колес Данные неисправности могут увеличить расход топлива на 10-20 %.