Прямолинейное равномерное движение.

Самостоятельная работа

1-Вариант

t

t

а) υ x = 0,6t ;

б) υ x = 5 + 0,6t ;

в) υ x = 5 – 0,6t .

4. По графикам зависимости проекции скорости от времени определите для каждого тела:

а) проекцию начальной скорости;

б) проекцию скорости через 2 с;

в) проекцию ускорения;

г) уравнение проекции скорости;

д) когда проекция скорости тел будет равна 6 м/с?

Самостоятельная работа

2-Вариант

1. Постройте графики зависимости проекции скорости от t , в зависимости от ускорения:

2. Записать уравнение скорости (t ) от времени для каждого участка графика:

3. По уравнению движения определите чему равно ускорение?

а) υ x = - 0,2t ;

б) υ x = 5 - 6t ;

в) υ x = -3 + 10t .

а) начальную координату;

б) координату через 4 с;

в) проекцию скорости;

д) когда координата будет равна 20 м?

Самостоятельная работа

3-Вариант

1. Постройте графики зависимости проекции скорости от t , в зависимости от ускорения:

2. Записать уравнение скорости (t ) от времени для каждого участка графика:

3. По уравнению движения определите чему равно ускорение?

а) υ x = - 10t ;

б) υ x = -2 - 6t ;

в) υ x = -5 + 5t .

4. По графикам зависимости координаты

тел от времени определите для каждого тела:

а) начальную координату;

б) координату через 2 с;

в) проекцию скорости;

г) уравнение координаты (уравнение движения);

д) когда координата будет равна 10 м?

Самостоятельная работа

1-Вариант

1. Постройте графики зависимости проекции скорости от t , в зависимости от ускорения:

Контрольная работа № 1

1 вариант

1. Велосипедист, двигаясь равномерно, проезжает 20 м за 2 с. Какой путь он проедет при движении с той же скоростью за 10 с?


2. Через 25 с после начала движения спидометр автомобиля показал скорость движения 36 км/ч. С каким ускорением двигался автомобиль?

3.Самолет для взлета должен приобрести скорость 240 км/ч. Какой должна быть длина взлетной полосы, если известно, что время разгона самолета равно 30 с?

4.Пуля, летящая со скоростью 400 м/с, ударяет в земляной вал и проникает в него на глубину s = 36 см. Определите, какое время она движется внутри вала.


5.Определите путь, пройденный катером, если он будет дви­гаться 10 с с постоянной скоростью 5 м/с, а затем 10 с с постоян­ным ускорением 0,5 м/с 2 .

Контрольная работа № 1

«Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение» 9 класс

2 вариант

1. Автомобиль, двигаясь равномерно, проехал 50 м за 2 с. Какой путь он проедет за 20 с, двигаясь с той же скоростью?

2. С каким ускорением должен затормозить автомобиль, дви­жущийся со скоростью 36 км/ч, чтобы через 10 с остановиться?

3. Автомобиль, остановившись перед светофором, набирает за­тем скорость 54км/ч на пути 50 м. С каким ускорением он должен двигаться? Сколько времени будет длиться этот разбег?

4. Двигаясь из состояния покоя, мотоциклист проходит 1 км пути с ускорением 0,8 м/с 2 . Чему равно время разгона мо­тоциклиста и его скорость в конце этого пути?

5. Дистанцию 100 м спринтер преодолел за 10 с. Из них 2 с он потратил на разгон,

а остальное время двигался равномерно. Чему равна скорость равномерного движения спортсмена?

Контрольная работа №2 «Законы динамики» 9 класс 1 вариант


1. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 50 т, если сила тяги двигателей 80 кН?

2. Чему равна сила, сообщающая телу массой 3 кг ускорение 0,4 м/с 2 ?

3. Автомобиль массой 2 т, движущийся со скоростью 90 км/ч, останавливается через

3 секунды после нажатия водителем педали тормоза. Чему равен тормозной путь автомобиля? Каково его ускорение? Чему равна сила торможения?

4. Определите силу давления пассажиров общей массой 150 кг на пол кабины лифта:

а) при спуске с ускорением 0,6 м/с 2 ; б)) при подъеме с тем же ускорением: в) при равномерном движении.

5. Автомобиль массой 1,5 т через 20 с после начала движения развил скорость 90 км/ч. Определите силу тяги автомобиля, если коэффициент трения равен 0,02.

Контрольная работа №2 «Законы динамики» 9 класс 2 вариант


1. Вагонетка массой 200 кг движется с ускорением 0,2 м/с 2 . Определите силу, сообщающую вагонетке это ускорение.

2. Чему равно ускорение, с которым движется тело массой 3 кг, если на него действует сила 12 Н?

3. На автомобиль массой 2 т действует сила трения 16 кН. Какова начальная скорость автомобиля, если его тормозной путь равен 50 м?

4. Тело массой 5 кг лежит на полу лифта. Определите силу давления тела на пол лифта:

а) при равномерном движении; б) при спуске с ускорением 2 м/с 2 ; в) при подъеме с тем же по модулю ускорением.

5. Трамвай массой 20 т, отходя от остановки, на расстоянии 50 м развивает скорость 8 м/с. Определите силу тяги двигателей трамвая, если коэффициент трения равен 0,036.

Контрольная работа № 3 « Механические колебания и волны. Звук » 9 класс 1 вариант

1. По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду,

гармониче­ских колебаний.

2. Определить период колебаний материальной точки,

совер­шившей 50 полных колебаний за 20 с. .

3. Найти массу груза, который на пружине жесткостью

250 Н/м делает 20 колебаний за 10 с.


4. Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 6 м. Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоро­стью 2 м/с. Какова частота ударов волн о корпус лодки.
5. Один математический маятник имеет период колебаний 3 с, а другой – 4 с. Каков период колебаний математического маятника, длина которого равна сумме длин указанных маятников?

Контрольная работа № 3 « Механические колебания и волны. Звук » 9 класс 2 вариант

1. По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду,

период и частоту колебаний. Написать уравнение

гармониче­ских колебаний.


2. Материальная точка за 1 мин совершила 300 колебаний. Оп­ределить период колебаний и частоту.

3. Математический маятник длиной 99,5 см за одну минуту

совершал 30 полных колебаний. Определить период колеба­ния

маятника и ускорение свободного падения в том месте,

где находится маятник.

4. Наблюдатель, находящийся на берегу озера, установил, что период колебания частиц воды равен 2 с, а расстояние между смежными гребнями волн 6 м. Определить скорость распро­странения этих волн.


5. Периоды колебаний двух математических маятников относятся как 2:3. Рассчитайте во сколько раз первый маятник длиннее второго.

Контрольная работа № 4 « Электромагнитное поле» 9 класс 1 вариант
1. Радиостанция ведет передачи на частоте 70 МГц. Чему равна длина волны?
2. Определите силу тока, проходящему по прямолинейному проводнику, находящемуся в однородном магнитном поле с индукцией 10 Тл, если на активную часть проводника длиной 20 см, действует сила 20 Н. Проводник расположен перпендикулярно линиям магнитной индукции.
3. Протон движется в однородном магнитном поле с индукцией 5 мТл со скоростью 10000 км/с, направленной перпендикулярно линиям магнитной индукции. Определите силу, действующую на протон.

5. Электрон описывает в однородном магнитном поле окружность радиусом 4 мм. Скорость движения электрона равна 3,5∙10 6 м/с. Определите индукцию магнитного поля.

Контрольная работа № 4 « Электромагнитное поле» 9 класс 2 вариант
1. Чему равна длина волн, посылаемых радиостанцией, работающей на частоте 1400 кГц?
2. В однородное магнитное поле, индукция которого 1,26 мТл, помещен проводник длиной 20 см перпендикулярно линиям магнитной индукции. Определите силу, действующую на проводник, если сила тока в нем 50 А.
3. Электрон влетает в однородное магнитное поле с индукцией 0,5 Тл со скоростью 20000 км/с перпендикулярно линиям магнитной индукции. Определите силу, с которой магнитное поле действует на электрон
4. Сформулировать и решить задачу по рисунку

5. Электрон влетает в магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции со скоростью 10 7 м/с. Рассчитайте радиус кривизны траектории, по которой будет двигаться электрон, если индукция магнитного поля 5,6 мТл.

1.В ядре атома меди 63 частицы, из них 29 про­тонов. Сколько нейтронов и электронов находит­ся в этом атоме?
2. Какой изотоп образуется из 92 239 U после двух ß-распадов и одного α-распада?
3.При бомбардировке ядер железа нейтронами образуется ß-радиоактивный изотоп марганца с массовым числом 56. Напишите реакцию получения искусственного радиоактивного марганца и реакцию происходящего с ним ß-распада.
4. Найдите дефект масс и энергию связи ядра 3 7 Li,

5. Найдите энергию, поглощенную или выделившуюся в результате реакций:
7 14 N + 2 4 Не → 8 17 O + 1 1 H 4 9 Ве + 1 2 Н → 5 10 В + 0 1 n

Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра,

использование энергии атомных ядер» 9 класс 1 вариант



1. В ядре атома свинца 207 частиц. Вокруг ядра обращается 82 электрона. Сколько нейтронов и протонов в ядре этого атома?
2. Во что превращается изотоп тория 234 90 Th, ядра которого претерпевают три последовательных α-распада?
3. Ядро изотопа магния с массовым числом 25 подвергается бомбардировке протонами. Ядро какого элемента при этом образуется, если ядерная реакция сопровождается излучением α- частиц?
4. Найдите дефект масс и энергию связи ядра 13 27 Al.
5. Определить энергетический выход ядерной реакции
15 7 N + 1 1 Н → 12 6 C + 2 4 Не

Ответы:

Приложение 1. Контрольные работы.

Контрольная работа № 1 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение» .
Контрольная работа №2 «Законы динамики» .
Контрольная работа № 3 « Механические колебания и волны. Звук » .
Контрольная работа № 4 « Электромагнитное поле» .
Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер» .

Физика 9 класс

Прямолинейное равномерное движение.

Вариант 1

    Движение грузового автомобиля описывается уравнением x 1 =-270+11t , а движение пешехода по обочине того же шоссе уравнением x 2 =-t . Найти координаты начала движения автомобиля и пешехода; с какими скоростями и в каком направлении они двигались; как и где они встретились;

    Движение двух велосипедистов заданы уравнениями: x 1 =-20+t , x 2 =10-4t . Построить графики зависимостей x (t ). Найти место и время встречи.

    Автомобиль и велосипедист движутся навстречу друг другу со скоростями соответственно 30 и 20 м/с. Расстояние между ними в начальный момент времени 100 м. Написать уравнения движения тел и построить графики зависимостей x =x (t ). Считать, что положение автомобиля при t =0 совпадает с началом отсчета, а ось X направлена вправо. Определить время и место встречи.

    Зависимость скорости от времени задана формулой V x =2t / Построить график зависимости скорости от времени в конце 4 секунды.

Вариант 2.

    Движение двух велосипедистов заданы уравнениями: x 1 =-30+4t , x 2 =10-4t . Построить графики зависимостей x (t ). Найти место и время встречи.

    Автомобиль и велосипедист движутся навстречу друг другу со скоростями соответственно 40 и 10 м/с. Расстояние между ними в начальный момент времени 300 м. Написать уравнения движения тел и построить графики зависимостей x =x (t ). Считать, что положение автомобиля при t =0 совпадает с началом отсчета, а ось X направлена вправо. Определить время и место встречи.

    Зависимость скорости от времени задана формулой V x =0,5t / Построить график зависимости скорости от времени в конце 8 секунды.

Вариант 3.

    Движение грузового автомобиля описывается уравнением x 1 =-10-5t , а движение пешехода по обочине того же шоссе уравнением x 2 =5t . Найти координаты начала движения автомобиля и пешехода; с какими скоростями и в каком направлении они двигались; как и где они встретились;

    Движение двух велосипедистов заданы уравнениями: x 1 =-100+20t , x 2 =-30t . Построить графики зависимостей x (t ). Найти место и время встречи.

    Автомобиль и велосипедист движутся навстречу друг другу со скоростями соответственно 30 и 5 м/с. Расстояние между ними в начальный момент времени 500м. Написать уравнения движения тел и построить графики зависимостей x =x (t ). Считать, что положение автомобиля при t =0 совпадает с началом отсчета, а ось X направлена вправо. Определить время и место встречи.

    Зависимость скорости от времени задана формулой V x =0,3t / Построить график зависимости скорости от времени в конце 18 секунды.

Вариант 4.

    Движение грузового автомобиля описывается уравнением x 1 =-30+2t , а движение пешехода по обочине того же шоссе уравнением x 2 =-3t . Найти координаты начала движения автомобиля и пешехода; с какими скоростями и в каком направлении они двигались; как и где они встретились;

    Движение двух велосипедистов заданы уравнениями: x 1 =-20+2t , x 2 =6t . Построить графики зависимостей x (t ). Найти место и время встречи.

    Автомобиль и велосипедист движутся навстречу друг другу со скоростями соответственно 20 и 10 м/с. Расстояние между ними в начальный момент времени 200м. Написать уравнения движения тел и построить графики зависимостей x =x (t ). Считать, что положение автомобиля при t =0 совпадает с началом отсчета, а ось X направлена вправо. Определить время и место встречи.

    Зависимость скорости от времени задана формулой V x =1,3t / Построить график зависимости скорости от времени в конце 10 секунды.

по теме: “Прямолинейное равномерное движение”

Вариант 1

1. Из точки с координатами X1=1 м и Y1=1 м тело переместилось в точку с координатами X2=5 м и Y2=4 м. Найдите перемещение тела.

2. Велосипедист, движущийся по прямой дороге со скоростью 12 км/ч, проехал мимо наблюдателя по направлению с запада на восток. Где был велосипедист 2 ч назад? Где он будет через 1,5 ч?

4. Две вагонетки катятся навстречу друг другу со скоростями 0,5 м/с и 0,4 м/с. Через какое время вагонетки столкнутся, если первоначальное расстояние между ними 135 м? Начало координат поместите в месте нахождения первой вагонетки.

Вариант 2

1. Из точки с координатами X1=2 м и Y1=4 м тело переместилось в точку с координатами X2=4 м и Y2=5 м. Найдите перемещение тела.

2. Самолет летит равномерно, горизонтально со скоростью 180 км/ч над пунктом А. Через сколько времени он будет пролетать над пунктом В, если расстояние между пунктами 2500 м?

4. По шоссе в одном направлении равномерно движутся два автомобиля: грузовой со скоростью 60 км/ч и легковой со скоростью 96 км/ч. Через сколько времени легковой автомобиль догонит грузовой, если расстояние между ними 300 м?

Самостоятельная работа № 2

по теме: “Прямолинейное неравномерное движение”

Вариант 1

1. Теплоход проплыл по течению реки 150 км со скоростью 25 км/ч, а обратно он плыл со скоростью 15 км/ч. Какова его средняя скорость?

2. Скорость движения парашютиста,после раскрытия парашюта изменилась от 60 м/с до 5 м/с за 1,1 с. Найдите ускорение парашютиста.

3. На рисунке изображены графики скоростей двух тел. Определите:

а) вид движения тел;

б) ускорения движения тел;

Запишите уравнения движения тел.

4. За какое время мяч, начавший своё падение, пройдет путь 19,6 м?

Вариант 2

1. На горизонтальном участке пути автомобиль двигался со скоростью 72 км/ч в течение 10 мин., затем преодолевал подъем со скоростью 36 км/ч в течение 20 мин. Каково средняя скорость автомобиля на всем пути?

2. Самолет при посадке коснулся посадочной полосы аэродрома при скорости 70 м/с. Через 20 с он остановился. Определите ускорение самолета.

4. С какой высоты падал камень, если при ударе о землю его скорость была равна 30 м/с?

Самостоятельная работа № 3

по теме: “Криволинейное движение”

Вариант 1

1. За 10 с точка прошла равномерно половину окружности, радиус которой 100 см. Определить линейную скорость.

2. Автомобиль движется со скоростью 72 км/ч по дуге окружности радиусом 500 м. Определить центростремительное ускорение.

3. Каков период вращения секундной, минутной и часовой стрелки часов? Какова частота вращения?

4. Определите путь и перемещение точки, движущейся по окружности радиуса 10 см, пройденный за четверть периода, за половину периода и за период обращения.

Вариант 2

1. С какой линейной скоростью движутся точки экватора при вращении Земли вокруг оси? Радиус Земли 6400 км.

2. Каково центростремительное ускорение поезда, движущегося по закруглению радиусом 800 м со скоростью 20 м/с?

3. Каковы период и частота вращения колеса, если за 2 мин оно сделало 500 оборотов?

4. Определите путь и перемещение конца минутной стрелки за 0,5 ч, за 1 ч, за 2 ч, если ее длина 4 см.

Самостоятельная работа № 4

по теме: “Законы движения”

Вариант 1

1. Шар массой 1 кг сталкивается с шаром неизвестной массы. Полученные ими ускорения равны 0,2 и 0,4 м/с2 соответственно. Определить массу второго шара.

2.При взаимодействии два тела получили ускорения 0,01 м/с 2 и 1 м/с 2 соответственно. Найти отношение масс этих тел.

3. Определить массу тела, которому сила 50 мН сообщает ускорение 0,2 м/с2. Чему равен модуль перемещения тела за 30 с прямолинейного движения из состояния покоя?

4. Двое мальчиков тянут за динамометр в противоположные стороны с силой 100 Н каждый. Каково показание динамометра?

Вариант 2

1. При взаимодействии двух тележек их скорости изменились на 2 м/с и 6 м/с. Масса большей тележки 0,6 кг. Чему равна масса меньшей тележки?

2. Массы двух взаимодействующих тел равны 12 кг и 8 кг. Какое тело приобретет большее ускорение и во сколько раз?

3. Вагонетка массой 200 кг движется с ускорением 2 м/с 2 . Определить силу, сообщающую вагонетке это ускорение. Чему равна скорость вагонетки через 5 с после начала движения?

4. В каком случае натяжение каната будет больше: а) два человека тянут канат за концы с силами F, равными по модулю, но противоположными по направлению; б) один конец каната прикреплен к стене, а другой конец человек тянет с силой 2F?

Самостоятельная работа № 5

по теме: “Силы в природе”

Вариант 1

1. Как велика будет сила взаимного притяжения двух спутников Земли массой 3,87 т каждый, если они сблизятся до расстояния 100 м?

2. Определите удлинение пружины, если на нее действует сила 10 Н, а жесткость пружины 500 Н/м.

3. Изобразите графически и вычислите силу тяжести, действующую на лежащее на столе тело массой 600 г.

4. Человек, масса которого 70 кг, находится в лифте. Определить вес человека при подъеме с ускорением 3 м/с 2 .

Вариант 2

1. Определить силу тяготения между Землей и Солнцем, если их массы равны 6 . 10 24 кг и 2 . 10 30 кг соответственно и расстояние между ними 1,5 . 10 11 м.

2. Под действием какой силы пружина, имеющая жесткость 10000 Н/м, сжалась на 4 см?

3. Изобразите графически и вычислите силу тяжести, действующую на висящий на нити шарик массой 200 г.

4. Человек, масса которого 70 кг, находится в лифте. Определить вес человека при спуске с ускорением 3 м/с 2

Самостоятельная работа № 6

по теме: “Движение под действием силы тяжести”

Вариант 1

1. Космический корабль на некотором участке вблизи поверхности Земли движется вертикально вверх с ускорением 40 м/с 2 . С какой силой давит космонавт на кресло кабины, если его масса 80 кг?

2. С какой скоростью вода выбрасывается насосом вверх, если она достигает высоты 19,6 м?

3. Из пушки вылетает снаряд под углом 30 0 к горизонту. Проекция скорости снаряда на ось Y равна 100 м/с. Чему равна начальная скорость снаряда?

4. ИСЗ имел круговую орбиту, удаленную от поверхности Земли на 220 км. Определить скорость спутника и его период обращения.

Вариант 2

1. Ракета поднимается вертикально вверх с ускорением a=3g. Каков будет в ней вес тела массой 10 кг?

2. Мяч бросили вертикально вверх со скоростью 18 м/с. Какое перемещение совершит он за 3 с?

3. Тело брошено под углом 45 о к горизонту со скоростью 40 м/с. Найдите проекции вектора скорости на оси OX и OY.

4. Спутник обращается по круговой орбите на расстоянии от поверхности Земли, равном земному радиусу. Каков период обращения спутника?

Самостоятельная работа № 7

по теме: “Движение под действием силы трения”

Вариант 1

1. Коэффициент трения между осью и подшипником без смазки равен 0,18. Сила, прижимающая подшипник, 10000 Н. Какова в этом случае сила трения?

2. Велосипедист движется со скоростью 8 м/с. Какой путь проедет он после того, как перестанет вращать педали? Коэффициент трения 0,05.

3. Масса автомобиля с грузом 3 т, а скорость его движения 20 м/с. Чему равна сила давления автомобиля в верхней точке выпуклого моста, радиус кривизны которого 50 м?

4. Груз массой 45 кг движется по горизонтальной поверхности под действием силы 294 Н. Определить ускорение груза, если коэффициент трения равен 0,1.

Вариант 2

1. Сила трения, преодолеваемая автомобилем, равна 1200 Н. Коэффициент трения равен при этом 0,023. Определите силу давления автомобиля на Землю.

2. Автомобиль массой 1,5 т движется со скоростью 5 м/с. Определить среднее значение силы, действующей на автомобиль, когда он затормаживается в течение 15 с.

3. Мост, прогибаясь под тяжестью поезда массой 400 т, образует дугу радиусом 2000 м. Определите силу давления поезда в середине моста. Скорость поезда считать постоянной и равной 20 м/с.

4. Поезд массой 4000 т трогается с места и движется по горизонтальному пути. Сила тяги, развиваемая локомотивом, равна 300 кН, коэффициент сопротивления движению 0,002. Найти ускорение поезда.

Самостоятельная работа № 8

по теме: “Законы сохранения”

Вариант 1

1. Вагон массой 20 т движется со скоростью 1,5 м/с и встречает стоящую на пути платформу массой 10 т. Какова скорость совместного движения вагона и платформы после автосцепки?

2. Для пробивания брони толщиной 10 мм требуется совершить работу, равную 8000Дж. Может ли пробить такую броню бронебойная пуля массой 0,15 кг, ударяя о нее со скоростью 300 м/с?

3. Камень массой 500 г, падая с высоты 10 м, имел в момент приземления скорость 12 м/с. Какую работу совершил камень при движении в воздухе?

4. Подъемный кран должен в течение 8 ч рабочего дня поднять 3000 т груза на высоту 9 м. Какова мощность двигателя крана, если КПД установки 60%?

Вариант 2

1. Снаряд массой 20 кг, летевший горизонтально со скоростью 500 м/с, попадает в платформу с песком массой 10 т и застревает в песке. С какой скоростью стала двигаться платформа?

2. Грузовик массой 3 т идет со скоростью 36 км/ч. Какой величины тормозящая сила может остановить его на расстоянии 50 м?

3. Тело массой 50 г, брошенное вертикально вверх со скорость 20 м/с, упало обратно на Землю со скоростью 16 м/с. Определите работу по преодолению сопротивления воздуха.

4. Механическая лопата, приводимая в движение электродвигателем мощностью 3,68 кВт, поднимает 180 т песка на высоту 6 м в течение 1 ч. Каков КПД установки?

Тема урока: «Прямолинейное равноускоренное движение»

Цель урока:

Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равноускоренного движения. Дать понятие об ускорении как основной физической величине, характеризующей неравномерное движение.

Тип урока: Комбинированный урок.

Демонстрации:

1. Равноускоренное движение шарика по наклонной плоскости.

2. Мультимедийное приложение «Основы кинематики»: фрагмент «Равноускоренное движение».

Проверка знаний:

Самостоятельная работа № 3 («Графики прямолинейного равномерного движения») - 12 мин.

План изложения нового материала:

1. Мгновенная скорость.

2. Ускорение.

3. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении.

1. Мгновенная скорость. Если скорость тела изменяется со временем, для описания движения надо знать, чему равна скорость тела в данный момент времени (или в данной точке траектории). Эта скорость называется мгновенной скоростью.

Можно также сказать, что мгновенная скорость - это средняя скорость за очень малый интервал времени. При движении с переменной скоростью средняя скорость, измеренная за различные интервалы времени, будет разной.

Однако, если при измерении средней скорости брать все меньшие и меньшие интервалы времени, значение средней скорости будет стремиться к некоторому определенному значению. Это и есть мгновенная скорость в данный момент времени. В дальнейшем, говоря о скорости тела, мы будем иметь в виду его мгновенную скорость.

2. Ускорение. При неравномерном движении мгновенная скорость тела - величина переменная; она различна по модулю и (или) по направлению в разные моменты времени и в разных точках траектории. Все спидометры автомобилей и мотоциклов показывают нам только модуль мгновенной скорости.

Если мгновенная скорость неравномерного движения изменяется неодинаково за одинаковые промежутки времени, то рассчитать ее очень трудно.

Такие сложные неравномерные движения в школе не изучаются. Поэтому рассмотрим только самое простое неравномерное движение - равноускоренное прямолинейное.

Прямолинейное движение, при котором мгновенная скорость за любые равные интервалы времени изменяется одинаково, называют равноускоренным прямолинейным движением.

Если скорость тела при движении изменяется, возникает вопрос: какова «скорость изменения скорости»? Эта величина, называемая ускорением, играет важнейшую роль во всей механике: вскоре мы увидим, что ускорение тела определяется действующими на это тело силами.

Ускорением а называется отношение изменения скорости тела к интервалу времени, за который это изменение произошло.

Единица измерения ускорения в СИ: м/с 2 .

Если тело движется в одном направлении с ускорением 1 м/с 2 , его скорость изменяется каждую секунду на 1 м/с.

Термин «ускорение» используется в физике, когда речь идет о любом изменении скорости, в том числе и тогда, когда модуль скорости уменьшается или когда модуль скорости остается неизменным и скорость изменяется только по направлению.

3. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении.

Из определения ускорения следует, что v = v 0 + at .

Если направить ось х вдоль прямой, по которой движется тело, то в проекциях на ось х получим v x = v 0 x + a x t .

Таким образом, при прямолинейном равноускоренном движении проекция скорости линейно зависит от времени. Это означает, что графиком зависимости v x (t ) является отрезок прямой.

График скорости разгоняющегося автомобиля:

График скорости тормозящего автомобиля

ВОПРОСЫ УЧАЩИМСЯ В ХОДЕ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА


  1. Чему равна мгновенная скорость камня, брошенного вертикально вверх, в верхней точке траектории?

  2. О какой скорости - средней или мгновенной - идет речь в следующих случаях:
а) поезд прошел путь между станциями со скоростью 70 км/ч;

Б) скорость движения молотка при ударе равна 5 м/с;

В) скоростемер на электровозе показывает 60 км/ч;

Г) пуля вылетает из винтовки со скоростью 600 м/с.

3. Два поезда идут навстречу друг другу: один - ускоренно на север, другой - замедленно на юг. Как направлены ускорения поездов?

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ НА УРОКЕ


  1. Ось ОХ направлена вдоль траектории прямолинейного движения тела. Что вы можете сказать о движении, при котором: a) v x > 0, а х > 0; б) v x > 0, а х 0; в) v x 0, а х > 0;
г) v x 0, а х 0; д) v x 0, а х = 0?

  1. Хоккеист слегка ударил клюшкой по шайбе, придав ей скорость 2 м/с. Чему будет равна скорость шайбы через 4 с после удара, если в результате трения о лед она движется с ускорением 0,25 м/с 2 ?

  2. Поезд через 10 с после начала движения приобретает скорость 0,6 м/с. Через сколько времени от начала движения скорость поезда станет равна 3м/с?

  3. Чему равна проекция ускорения, если в моменты времени t x = 10 с и t 2 = 30 с проекции скорости v lx = 30 м/с и v 2 x =10 м/с? Начертите график v z (t ).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §5,6, упр. 5 №2, 3, упр. 6 №2, 3.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА