Обесценивание автомобилей на вторичном рынке. Держать марку

Ведь согласно свежему исследованию консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers о стоимости владения легковым автомобилем в России в 2017 году, машины гольф-класса и компактные теряют за три года жизни максимум 35% стоимости, тогда как авто бизнес-класса и полноразмерные внедорожники стоимостью до 3 млн. рублей - до 42%, а дороже 3 млн. - до 43%!

Понятно, подчеркивают эксперты PwC, что автомобили внутри одного класса обесцениваются по-разному, поскольку это зависит от надежности и репутация модели; соотношения спроса и предложения на конкретную модель на ; наличия или отсутствие на рынке новых автомобилей обновленной версии данной модели и, наконец, динамики цен на аналогичные . Но как бы то ни было, потеря в цене остается одной из наиболее существенных статей стоимости владения для автомобилей всех классов.

Однако и тут, как говорится, есть нюансы.

Рисунок PwC

Владельцы тратят больше, чем «премиальщики», денег : первым «кормление железного коня» может обходится в 23-24 процента от общей стоимости владения автомобилем, а вторым - только 6%.

А вот с точки зрения , то тут все стороны равны, поскольку затраты на страхование и у тех, и у других занимают в общей стоимости владения автомобилем от 19 до 26%.

Зато , если не брать эту статью расходов в абсолютных цифрах, у бедных автовладельцев составляет 1,5-1,6 % от общей стоимости владения. А у хозяев автомобилей классов E, среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. - порядка 2,1–2,5%. а свыше 3 млн руб. - около 5% из-за более высокого налога на роскошь.

Любопытно, что согласно исследованию, прочие расходы на содержание автомобиля, включающие покупку , стоимость их замены два раза в год и мойку два раза в месяц, не оказывают значительного влияния на изменение стоимости владения автомобилем ввиду их небольшой доли в общих авторасходах.

– Стоимость владения личным автомобилем с каждым годом растет, и в связи с этим потребители все чаще выбирают альтернативные виды транспорта, такие как и , которое за счет оптимизационных изменений, проведенных в последнее время, стало более комфортным и конкурентоспособным по цене способом совершения поездок, - комментирует ситуацию партнер, руководитель отдела сопровождения сделок PwC в России Олег Малышев. - Дальнейшее изменение городской среды, неопределенность и изменение потребительских предпочтений в будущем могут значительно уменьшить ценность автомобиля как актива и способствовать увеличению сегмента альтернативных видов транспорта, которые продолжают активно развиваться на рынке…

Многие рассматривают автомобиль как способ сберечь накопления. Но не надо очертя голову бросаться на поиски самых выгодных предложений, иначе можно стать обладателем машины, от которой придется избавляться долго и с большими потерями. В наше время российский рынок не благоволит к минивэнам, универсалам, купе и кабриолетам, спортмодификациям... Ликвидно лишь то, что отвечает среднестатистическим запросам: седаны, отчасти хетчбэки и, разумеется, кроссоверы. Аналогичный принцип действует и при выборе модификации/комплектации. Найти покупателя на слишком мощную или, напротив, самую слабую и бедную модель проблематично. Поэтому в обзоре мы представим в каждом классе только самые востребованные версии.

Впрочем, это не означает, что вы лишаетесь свободы выбора. Следует, например, прагматично подойти к подбору оснащения. Одна-две практичные опции, выторгованные у дилера по выгодной цене при заказе нового авто, могут с лихвой окупиться после, ведь выставленная на продажу машина будет выделяться “бонусом” для покупателя.

КОМПАКТНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Обычно модели этого класса показывают малую потерю стоимости и ровную динамику ее снижения. А лидеров сегмента не нужно даже вычислять – наибольшим спросом пользуются самые практичные, рациональные и выносливые машины. Но сейчас для них наступили не лучшие времена – рынок переполнен доступными седанами и хетчбэками малого класса, а цены на них находятся под мощным прессом. Это значит, что можно дешево купить, но избавляться от автомобиля придется в таких же жестких условиях соперничества с другими желающими продать.

По данным “Автостата”, основанным на мониторинге цен на вторичном рынке, тройка автомобилей с лучшей остаточной стоимостью в прошлом году выглядела так: “Renault Sandero”, “Volkswagen Polo”, “Hyundai Solaris”. С тех пор мало что изменилось.

Не стоит рассматривать и редкие в компактном сегменте премиальные автомобили, хотя некоторые из них показывают даже лучшее сохранение цены (особенно в течение первых лет). Все-таки это модели на любителя, а их рынок очень узкий.

Динамика снижения цен на автомобили с возрастом рассчитывалась по так называемой оценочной стоимости от года владения, применяемой в тарифообразовании страховых услуг. В тех случаях, когда оценочная стоимость имела заметное расхождение с фактической, данные подвергались корректировке исходя из реальных предложений на рынке б/у автомобилей. Оценки ликвидности, приведенные в таблицах для каждой популярной модификации, не являются точным прогнозом стоимости и служат исключительно для маркетингового анализа.


АВТОМОБИЛЬ ГОЛЬФ-КЛАССА

Поскольку популярные кроссоверы по цене становятся все более недоступными широким слоям покупателей, можно ожидать перераспределения спроса в гольф-сегмент. Это означает, что, купив такой автомобиль сейчас, его можно будет затем продать с наименьшими потерями в цене. Если вы собираетесь владеть автомобилем два-три года, то лучше выбирать седан. Если брать пятилетнюю перспективу, то хетчбэк.


В недалеком прошлом в топ самых ликвидных моделей, согласно подсчетам агентства “Автостат”, входил “Volkswagen Golf”, но покупатели стали отдавать предпочтение более функциональным и просторным машинам, о чем свидетельствуют падение продаж все того же “Golf” и возрастание доли “?koda Octavia”. В остальном все неизменно – возглавляют рейтинги японские седаны и хетчбэки.

Еще лучшие возможности предоставляет, как ни странно, премиальный сегмент. Все модели немецкой тройки в течение пяти лет лучше сохраняют стоимость, чем автомобили стандартного класса. Объяснить это можно тем, что надбавка за престижную марку в гольф-сегменте относительно невелика. В таком тренде привлекательно смотрится даже “MINI Clubman”. Сугубо нишевая модель в прежнем поколении, перейдя из малого сегмента, стала заметно просторнее и функциональнее.

АВТОМОБИЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА

Еще один сегмент с хорошим потенциалом сохранения стоимости. В последние годы он был сильно недооценен покупателями, из-за чего среднеразмерные седаны перестали быть высоколиквидным товаром. Но может возникнуть тенденция к восстановлению. Ведь цены на автомобили-“середнячки” и сейчас остаются привлекательными!

Формально вверху рейтинга – “Passat”, но если учитывать объемы продаж, то лучше выбрать “Mazda6”, сумевшую сохранить стабильно высокий уровень даже в провальные годы. Высокие рейтинги и у нового “Superb”, но эта модель совсем новая, и как воспримет ее рынок, пока можно только гадать. Тот же “Hyundai i40”, например, хотя и находится в рейтинге на ступеньку ниже, зато он реально ликвидный. Следовательно, дает гарантию сохранения цены.

Иной расклад в секторе премиальных среднеразмерных седанов. Модели, во-первых, значительно различаются в способности сохранять стоимость. Во-вторых, уже с первого года владения они обесцениваются ощутимо быстрее стандартных, а еще год-два спустя тенденция даже усиливается, хотя дальнейшее снижение цены идет без скачков. Машины этого класса целесообразно рассматривать как долгосрочную покупку на срок пять и более лет. Они обладают высоким премиальным статусом, но сберегают деньги тем, что относительно не накладны в эксплуатации.


АВТОМОБИЛЬ БИЗНЕС-КЛАССА

Беспроигрышный вариант при выборе солидной модели для частного или корпоративного пользователя – покупка бизнес-седана “Toyota Camry”. Ликвидность у модели беспрецедентная, чем она и изжила своих конкурентов, кто пытался предложить максимум солидности за наименьшие деньги. Но набирает обороты и новая концепция в лице корейского седана “Hyundai Genesis”. Здесь за умеренную цену клиенту предлагают мощный большой автомобиль с исчерпывающим оснащением. Несмотря на кризис, текущие темпы продаж показывают, что он тоже востребован на рынке. Укрепляющаяся репутация модели из Кореи может вывести ее в число ликвидных.


При выборе премиального бизнес-седана сразу свыкайтесь с мыслью, что еще до наступления пятилетнего возраста автомобиль утратит больше половины своей цены. Однако есть модели, которые дают отличные возможности минимизации потерь, если от них избавляться без промедления, не дожидаясь наступления двух-, трехлетнего возраста. Это прежде всего относится к консервативному, зато сверхнадежному “Infiniti Q70”, “Mercedes-Benz” “E-класса” и “Jaguar XF” уходящего поколения.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ АВТОМОБИЛЬ

Любой роскошный седан – это прежде всего имидж и статус. Автоматически это означает, что он же и худший объект для инвестиции, если исходить только из соображения сохранения денег. Уже спустя три года стоимость автомобиля падает вдвое. И тенденция затем почти не замедляется – высокие расходы на обслуживание, налоги и страховки отталкивают покупателей от представительских седанов на вторичном рынке. Даже самые распространенные модификации малоликвидны. А если мы говорим о седанах, которые придется выставлять на продажу уже после того, когда в автосалонах появятся модели той же марки, но следующего поколения, то от оставшейся цены можно еще смело вычитать процентов десять и больше, когда речь идет о престижных топ-модификациях. Ведь главного – престижа – в них как раз и нет.


Есть, правда, два роскошных корейских седана, которые продаются без “налога на престиж” – “Hyundai Equus” и “Kia Quoris” (наиболее популярны версии “Premium” с мотором V6 3.8). Логика подсказывает, что они могли показать наилучшую динамику сохранения стоимости. Но эти модели пока плохо известны рынку, а поэтому к ликвидным относить их еще рано.

КОМПАКТНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

Предложений в этом сегменте очень много. Для компактных кроссоверов характерны относительно небольшие расхождения в потере цены от модели к модели.


Хотя статистика показывает, что спрос на кроссоверы близок к пиковому, их доля среди других классов вряд ли резко обвалится – они все равно останутся высоколиквидными на “вторичке”. К тому же реальная цена на ряд моделей, которые уже побывали в эксплуатации, нередко оказывается выше оценочной. Так было с “Nissan Juke” и премиальным “Range Rover Evoque”, которые, по данным “Автостата”, входили в тройку самых ликвидных кроссоверов. Так что здесь важно угадать с тем, как складываются покупательские интересы. На текущий момент они таковы. В выборе бюджетных моделей (например, “Renault Duster”) клиенты все чаще склоняются к модификациям с механической коробкой, дизельным мотором и приводом 4х4. При покупке стандартного кроссовера покупатели отдают предпочтение моделям с традиционным автоматом и неприхотливым бензиновым двигателем, не доверяя модным роботам с двумя сцеплениями и турбомоторам малого объема. Отчасти это наблюдается и в премиальном сегменте – наилучшей ликвидностью обладает почтенный “QX50”, который, несмотря на возраст, все еще остается третьей по популярности моделью во всей гамме “Infiniti”.

СРЕДНЕРАЗМЕРНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

Выбор заметно сужен, а различия между премиальными и стандартными моделями в потере цены невелики. Лучше сохраняют стоимость автомобили, которые уже давно стоят на конвейере и показали себя крепкими и выносливыми. Тому пример – “Mitsubishi Pajero Sport”. Этот простой классический внедорожник с возрастом не теряет своего главного качества служить обладателю “рабочей лошадкой”, следовательно, не утрачивает и своей ценности. Или “Nissan Murano” – еще один пенсионер, но уже среди кроссоверов. Если вы намерены покупать более современную модель, то стоит присмотреться к “Hyundai Santa Fe Premium” и “Kia Sorento Prime”. Динамика падения цены от года владения в будущем может стать не такой крутой из-за пятилетних гарантий.


В премиальном сегменте меньше всего дешевеют те кроссоверы-”середняки”, которые для рынка в новинку. Одно время рейтинг ликвидности возглавлял “Audi Q5”. Сейчас можно делать ставку на “Mercedes-Benz GLC”, который пришел на смену популярному “GLK”. Непривычно низкие позиции модели от “Lexus” вполне объясняются приведенными выше доводами. Имеющиеся оценки ликвидности делались по модели прежнего поколения, которая порядком надоела публике даже на вторичном рынке. Но новому поколению “RX” по силам восстановить статус-кво.


ПОЛНОРАЗМЕРНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

Если рассматривать стандартные автомобили, то картина с ликвидностью точно такая же, как и в других сегментах. Менее всего теряют в цене “рабочие лошадки” японского производства. Покупатели все больше склонны доверять и американским моделям, которые на рынке считаются достаточно крепкими и неприхотливыми.


Но в премиальном сегменте все иначе. Дорогие престижные модели почти гарантированно теряют за четыре-пять лет больше половины стоимости! Как и роскошные седаны представительского класса, они не лучший способ сохранять деньги. Чтобы оправдать и без того высокие траты, здесь, как нигде, эффективно правило: купил – на третий год продай! Исключений из него очень мало: кроссовер “Infiniti QX70” и большой люксовый вездеход “Lexus LX”. Характеристика удешевления у них куда более пологая и не имеет резкого “обрыва”, который просматривается на графике для всего сегмента крупных премиальных внедорожников.

АЛЬТЕРНАТИВЫ

Российский рынок весьма специфичен в покупательских предпочтениях. Целый ряд моделей, которые в других странах относятся к нишевым, у нас пользуется стабильно высоким спросом и тоже способен хорошо сохранять цену.

Обладатель брутального “Mercedes-Benz G-Klassе” теряет меньше других – даже на пятом году владения модель оценивается не меньше чем в половину изначальной стоимости. Весьма дорогой на рынке остается и такая классика, как “Jeep Wrangler” – топовая трехдверка в первые два года теряет лишь пятую часть стоимости, хотя затем темп снижения ускоряется. Проблема лишь в том, что эта машина “клубная”, покупателя придется искать среди фанатов оффроуда.

С перспективой на пару лет выгодно приобретать купе-кроссовер “BMW X6”. Но если вы “передержите” автомобиль в гараже хотя бы на год, цена едва ли не скачком снизится до половины. Аналогичный характер обесценивания и у четырехдверного купе “Mercedes-Benz CLS 400 4Matic”: оценочная стоимость на второй год владения достигает 84%, что является своеобразным рекордом в обзоре, но за “трехлетку” выручить можно будет уже лишь 65%.

Популярные в России “вседорожные” версии универсалов тоже, казалось бы, могли неплохо сохранять стоимость, но в действительности это не так – за модель в годах на вторичном рынке дают едва ли больше, чем за обычный универсал. Не стоит рассматривать в качестве инвестиции и все модели класса “Luxury” – они теряют четверть цены сразу, как только покидают пределы дилерского центра.

Но это не значит, что “автомобили не для каждого” не способны сохранять стоимость. Такой всемирно известный спорткар, как “Porsche 911 Carrera”, гипотетически дешевеет за пять лет по формуле 96-83-61-59-55%, то есть куда медленнее многих самых ликвидных популярных моделей. На то есть объективная причина: пробеги спорткаров обычно на порядок меньше. Впрочем, из-за этого сравнивать напрямую их ликвидность с обычными моделями будет просто некорректно.


Руслан ТАРАСОВ,
фото фирм-производителей и из архива “Клаксона”

Как известно, новый автомобиль обесценивается сразу примерно на 10%, как только выезжает из автосалона, и продолжает дешеветь с каждым пройденным километром. При этом скорость обесценивания машины во многом зависит от динамики цен на рынке новых автомобилей. По словам гендиректора маркетингового агентства GiPA Russia Александра Груздева, обычно самая большая потеря происходит на первом году владения машиной, что объясняется именно утратой статуса «новый автомобиль». Последующие несколько лет снижение стоимости происходит медленно, зато после окончания гарантии машина может резко подешеветь. Немаловажную роль играет и товарный вид автомобиля, а также количество аварий, в которых он побывал и степень полученных в них повреждений.

«С возрастом дешевеет любая машина, однако каждый автомобиль теряет в цене по-разному, - рассуждает Александр Груздев. - Тут играет роль множество разных факторов, в их числе - имидж марки в плане надежности ее автомобилей, класс, к которому принадлежит машина, ее популярность на рынке, стоимость обслуживания и многое другое».

Согласно недавнему исследованию PwC , автомобили В-класса и компактные кроссоверы теряют в цене медленнее машин других классов - в среднем менее 25% за три года. А сильнее всего обесцениваются трехлетние автомобили бизнес-класса и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. - на 38% и 47% соответственно.

«Традиционно, чем дороже и выше класс автомобиля, тем ниже его остаточная стоимость, но во всех правилах есть исключения, - говорит директор компании „ПодборАвто“ Денис Еременко. - Например, многие модели Toyota, Mitsubishi, Suzuki даже в возрасте трех лет можно продать почти по их изначальной цене, ввиду большой популярности на вторичном рынке и постоянного повышения цен на новые автомобили этих моделей». Если новых машин каких-то ходовых моделей нет в наличии у дилеров, то аналогичное годовалое авто может стоить практически как новое, добавляет директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов.

Выгодное вложение капитала

Аналитики «Автостата» составили рейтинг самых ликвидных моделей на автомобильном рынке нашей страны. Сопоставив стоимость нового автомобиля в 2011 году и цену при его продаже в конце прошлого года, эксперты рассчитали индексы остаточной стоимости моделей более чем 40 марок легковых машин, представленных в различных сегментах российского авторынка.

Сегмент Место Марка Модель Сохранение стоимости, %
A 1 Chevrolet Spark 79,2
A 2 Lifan Smily 78
A 3 Citroen C1 75,2
B 1 Renault Sandero 90,9
B 2 Volkswagen Polo 87,8
B 3 Hyundai Solaris 83,8
C 1 Toyota Corolla 82,9
C 2 Volkswagen Golf 81,8
C 3 Mazda 3 79,5
D 1 Volkswagen Passat 82,3
D 2 Honda Accord 76,2
D 3 Toyota Camry 75
MPV 1 Nissan Note 83,2
MPV 2 Volkswagen Golf Plus 80,7
MPV 3 Opel Meriva 79,4
PICKUP 1 Toyota Hilux 91,2
PICKUP 2 Mitsubishi L200 90,1
PICKUP 3 Volkswagen Amarok 84,6
SUV (B) 1 Lada 4×4 85,2
SUV (B) 2 Nissan Juke 82,2
SUV (B) 3 Chevrolet Niva 81,6
SUV (C) 1 KIA Sportage 79,7
SUV (C) 2 Mitsubishi ASX 78,8
SUV (C) 3 Suzuki Vitara/Grand Vitara 78,1
SUV (D) 1 Toyota Highlander 83,9
SUV (D) 2 UAZ Patriot 75,7
SUV (D) 3 KIA Sorento 74,5
SUV (E) 1 Volkswagen Touareg 81,4
SUV (E) 2 Toyota Land Cruiser 77,5
SUV (E) 3 Mitsubishi Pajero 77,4

Источник: агентство «Автостат»

В сегменте субкомпактных автомобилей меньше всего теряет в цене Chevrolet Spark - за три года эксплуатации эта модель сохраняет 79,2% первоначальной стоимости. Среди автомобилей В-класса наилучший показатель у хэтчбека Renault Sandero - 90,9%. В гольф-классе лидером по сохранности остаточной стоимости является Toyota Corolla (82,9%), а на рынке автомобилей бизнес-класса - Volkswagen Passat (82,3%).

«Главным фактором, определяющим остаточную стоимость автомобиля, является качество продукта. Именно качественный автомобиль, отвечающий требованиям повышенной безопасности и комфорта, пользуется доверием со стороны клиента, - отмечают в пресс-службе Volkswagen. - Кроме того, на ликвидность модели влияет технологичность продукта, а также разнообразие предлагаемых опций, позволяющих каждому клиенту с легкостью найти подходящий вариант».

Любопытно, что наиболее высокий процент от первоначальной стоимости сохраняют иномарки, локализованные в России, - Renault Sandero, Volkswagen Polo sedan и Hyundai Solaris. Высокую ликвидность своего хэтчбека Sandero в компании Renault, в частности, объясняют адаптацией модели к климатическим и дорожным условиям эксплуатации в России, надежностью и прочностью автомобиля, известного сверхпрочной подвеской и высоким клиренсом, а также доступностью запасных частей и технического обслуживания.

Что касается кроссоверов и внедорожников, которые сейчас наиболее популярны у россиян, среди компактных SUV лидирует отечественная Lada 4x4 - в трехлетнем возрасте эта модель сохраняет при перепродаже 85,2% своей первоначальной цены. Самым ликвидным кроссовером С-класса признан Kia Sportage (79,7%), среди моделей среднеразмерных внедорожников лидирует Toyota Highlander (83,9%), а в сегменте E-SUV - Volkswagen Touareg (81,4%).

«Высокая ликвидность Lada 4х4 обусловлена отсутствием конкуренции не только на первичном, но и на вторичном рынке (Chеvrolet Niva - более дорогая, а УАЗ является автомобилем несколько иного класса), сравнительно невысоким объемом производства, хорошей ремонтопригодностью и живучестью конструкции, - комментируют в пресс-центре АВТОВАЗа. - Кроме того, нужно учитывать классический стиль Lada 4х4 - полюбившийся миллионам дизайн бережно сохраняется АВТОВАЗом, благодаря чему новый и б/у автомобили не имеют кардинальных отличий во внешности, хотя некоторые детали периодически обновляются (зеркала, светотехника, отделка салона, колесные диски)».

Стоит отметить, что в общем зачете среди массовых брендов лидером рейтинга стала Toyota, чьи модели Corolla, Hilux и Highlander признаны лучшими по сохранению остаточной стоимости в своих сегментах. «Автомобили Toyota сохраняют более высокую остаточную стоимость благодаря высокой репутации бренда Toyota как производителя надежных автомобилей. За счет таких потребительских свойств, как качество, надежность и долговечность, для покупателя Toyota с пробегом практически не отличается от новой машины. Эта тенденция выражается в высокой остаточной стоимости автомобилей Toyota на вторичном рынке, что и подтверждает исследование „Автостата“, - констатируют в пресс-службе „Тойота Мотор“.

Премиум-класс по доступной цене

На рынке автомобилей премиум-класса лучшими по сохранности остаточной стоимости в своих сегментах стали Audi A4 (70,7%), BMW 5-й серии (73,8%) и Lexus LS (70,2%). Давно замечено, что машины более высокого класса теряют в цене быстрее, чем менее дорогие и престижные автомобили.

«Индекс остаточной стоимости автомобиля определяется скорее покупательской способностью рынка. Также серьезную роль играет тот факт, что многие модели премиум-сегмента продаются с высокой долей стоимости опций в общей стоимости нового автомобиля, тогда как расчет коэффициента остаточной стоимости часто ведется в привязке к стоимости модели либо без учета опций, либо с небольшой их долей в цене автомобиля», - комментируют в пресс-службе Audi, которая, кстати, стала победителем в общем зачете по сохранности остаточной стоимости среди премиум-марок.

Среди премиальных SUV лидерами в своих сегментах стали Range Rover Evoque (82,0%), Audi Q5 (79,8%) и Porsche Cayenne (75,3%). Кстати, компания Jaguar Land Rover в конце прошлого года провела собственное исследование по остаточной стоимости автомобилей, в котором аналитики, в частности, проследили, как с каждым годом меняется цена моделей Jaguar и Land Rover в возрасте до трех лет. К примеру, тот же Range Rover Evoque отличается высоким показателем остаточной стоимости в первый год (89,14%), минимальным снижением во второй (81,93%) и практически полным отсутствием падения в третий (79,05%). Исключением из правил стал новый Range Rover Sport, который показывает не снижение, а рост остаточной стоимости во второй год - с 88,85 до 89,32%. Эксперты объясняют это большим количеством «премьерных» машин на вторичном рынке, что, в свою очередь, подрывает цены на автомобили предыдущего поколения. А вот завершение продаж внедорожника Defender, как ожидают в компании, может значительно повысить остаточную стоимость этой модели в России.

Рейтинг моделей автомобилей по остаточной стоимости (премиальный сегмент)

Сегмент Место Марка Модель Сохранение стоимости, %
D 1 Audi A4 70,7
D 2 Volvo S60 68,9
D 3 Mercedes-Benz C-Class 62,9
E 1 BMW 5 Series 73,8
E 2 Audi A7 68,2
E 3 Audi A6 65,1
F 1 Lexus LS 70,2
F 2 Mercedes-Benz S-Class 56,8
F 3 Audi A8 56,1
SUV (C) 1 Land Rover Range Rover Evoque 82
SUV (C) 2 Mercedes-Benz GLK-Class 76,4
SUV (C) 3 BMW X1 68,9
SUV (D) 1 Audi Q5 79,8
SUV (D) 2 BMW X3 72,7
SUV (D) 3 Lexus RX 71,3
SUV (E) 1 Porsche Cayenne 75,3
SUV (E) 2 Lexus LX 72,3
SUV (E) 3 Lexus GX 70,9

Показатель этого городского кроссовера кажется просто невероятным - 95,5%. То есть, за три года машина потеряла в цене только 0,5%! Конечно, тут следует учитывать, что с 2014 года цены на машины значительно выросли, что влияет на вторичный рынок. Кроме того, на остаточную стоимость «трехлеток» Hyundai и Kia влияет и продолжающаяся гарантия – она составляет 5 лет.

Японский кроссовер сохраняет 93% первоначальной цены. Модель стала первым автомобилем компании, полностью разработанной в Европе. Можно сказать, что Qashqai стал основоположником класса компактных городских SUV. По результатам 2017 года автомобиль вошел в ТОП-10 самых продаваемых в России кроссоверов.

Показатель этого «корейца» - 92,9%. Kia Spotage входит в ТОП-10 SUV, наиболее востребованных на отечественном рынке; кроме того, это один из самых продаваемых автомобилей в Европе. В России кроссовер собирается на заводе в Калининграде. В настоящий момент выпускается уже четвертое поколение Spotage.

Универсал повышенной проходимости (или мини-SUV), обладающий броским «молодежным» дизайном, хорошо котируется на вторичном рынке: трехлетняя машина сохраняет 90,7% от первоначальной цены. Любопытно, что Soul - одна из немногих бюджетных машин в России, которая может похвастаться действительно мощным двигателем: в комплектации GT доступен 204-сильный 1,6-литровый ДВС.

В нашей стране этот седан вполне заслуживает звание «народного»: он занял четвертую строчку рейтинга самых продаваемых автомобилей прошлого года. Изученная и проверенная конструкция, недорогое обслуживание и доступные запчасти - отсюда и цена на вторичном рынке, составляющая 90,4% от первоначальной. В России Solaris производится на заводе в Санкт-Петербурге.

Показатель этого седана среднего класса - 90%. Жизненный путь модели начался в 2003 году в Корее; машина быстро приобрела международную популярность: на разных рынках она известна под именами Forte, K3 и Spetra. Спустя 11 лет после начала выпуска сборка автомобиля была налажена на заводе «Автотор» в Калининграде. В России машина предлагается с двигателями 130 и 150 л.с. Любопытно, что в 2014 году на отечественном рынке присутствовал не только седан, но и купе.

Являясь самым популярным в мире автомобилем, Corolla, кажется, просто обречена фигурировать во всех рейтингах. Конечно, она попала и в этот: остаточная стоимость Corolla в России составляет 89,8% от первоначальной цены. В настоящий момент выпускается уже 11-е поколение машины, а первое увидело свет в 1966 году.

Показатель кроссовера - 89,7%. SantaFe появился в 2001 году, став первым SUV Hyundai - его невзлюбили журналисты (первое поколение смотрелось довольно блекло), но публике он пришелся по душе до такой степени, что Hyundai некоторое время не мог удовлетворить спрос. В России машина доступна как с бензиновым, так и дизельным двигателем.

Единственный пикап в этом списке сохраняет 88,7% от первоначальной стоимости. Вполне ожидаемо, ведь и в зарубежных рейтингах Hilux перманентно заслуживает звание лучшего подержанного грузовичка. Успех модели обусловлен простой конструкцией в духе старой школы автомобилестроения, наличием рамы и подключаемого полного привода.

Популярный универсал сохраняет 86,9% от первоначальной стоимости. Largus - дитя глобализации, это совместный проект «АвтоВАЗа» и Renault, основой для которого послужил румынский Dacia Logan MCV. Производство модели было начато в 2012 году.

В народе считается, что "французы" дешевеют быстро, а "немцы" и "японцы" - медленно. Как показывает статистика цен вторичного рынка, это не всегда так. Разбираемся, на покупке каких автомобилей вы потеряете большие деньги.

Как считаем?

Мы берем статистику только вторичного рынка: цены на годовалые экземпляры 2013 года и на «пятилетки» 2009 года. Высчитываем удешевление в процентах, а затем считаем средние цены по годам и строим кривую для пущей наглядности.

Почему мы не берем цены на новые автомобили? Очень просто: для того, чтобы посчитать среднюю стоимость нового автомобиля, нужно знать, сколько машин, в каких комплектациях и с какими дополнительными опциями купили - этой статистики не ведет ни «Автостат», ни какое-либо другое агентство.

С годовалыми экземплярами все гораздо проще: достаточно выявить среднее арифметическое из предложений на сервисах бесплатных объявлений. В целом система далека от академического идеала, но если посчитать много автомобилей в одинаковой методике, а потом сравнить, то мы получим представление об удешевлении. Итак, какие же авто теряют в стоимости быстрее других? Мы расположили их по классам.

«Бюджетники»

Lada Priora - 40% за 4 года

Хотя качество «Лад» за последнее время серьезно подросло, до надежности того же «Логана» им еще далековато. Особенно если брать машины 4-5-летней давности, когда не было ни Бу Андерссона, ни технологий Renault-Nissan. Поэтому, несмотря на огромный спрос и востребованность, Lada Priora дешевеет быстро.

Chevrolet Aveo - 39% за 4 года

Изначально мы хотели включать в этот антирейтинг только автомобили, которые за расчетный период дешевеют не менее чем на 40%. Но для недорогой популярной иномарки и 39% - многовато. Стоит, конечно, учесть смену поколений в 2012 году, но даже принимая ее во внимание, падение стоимости внушительное. Корень проблемы, скорее всего, в далеко не эталонной надежности (особенно подвески и электрики), а также не самого высокого престижа марки.


Средний класс

Citroen C4 - 46% за 4 года

Этот автомобиль удивительным образом оправдывает все стереотипы, сложившиеся в отношении французских авто. Он часто ломается по мелочи, сильно дешевеет и с большим трудом продается на вторичном рынке. Что удивительно, соплатформенный Peugeot 308 теряет в цене значительно медленнее - на 34% за тот же срок. Стало быть, роль играет не только фактическая «ломучесть» «Ситроена», но еще и «народная слава». Дополнительный повод для снижения стоимости - выход нового поколения в 2011 году.


Бизнес-класс

Volkswagen Passat - 46% за 4 года

Похоже на сенсацию, не правда ли? Как же слава легендарного, никогда не ломающегося автомобиля? Но реальность такова, что былой надежности поколений B3 и B4 у современных B6 и B7 уже нет, стоят они дорого, и на рынке их относительно немного. Вы скажете, что чем дороже машина, тем быстрее она теряет в цене, и будете правы. Но все познается в сравнении. Так вот: Nissan Teana за тот же срок теряет 39% стоимости, Ford Mondeo - 32%, а Toyota Camry - и вовсе 30%.


BMW 5 series - 49% за 4 года

И снова удивление: «баварец» за 4 года теряет половину стоимости! Вероятно, это связано с имиджем автомобиля. БМВ покупают для активного вождения, и ресурс их расходуется достаточно быстро. Для сравнения: более спокойные и респектабельные Audi A6 и Mercedes-Benz E-class дешевеют за тот же срок на 46% и 35% соответственно. С другой стороны - Jaguar XF, который падает в цене аж на 52% в силу своей малой востребованности на вторичном рынке и сомнительной славе британского автопрома.


Дорогие кроссоверы

Nissan Murano - 48% за 4 года

Средние и компактные кроссоверы мы в этот обзор не включаем - они высоко ценятся на рынке и дешевеют медленно, даже если это Chery Tiggo. А вот автомобили более высокого класса падают в цене уже весьма ощутимо. В случае с Nissan Murano это связано, судя по всему, со страхом покупателей перед склонной к перегреву коробкой-вариатором и дорогими расходниками и запчастями. Важно еще учесть, что за все годы Murano выпускается в одном и том же поколении, а именно их смена обычно обрушивает цены. Одноклассники Murano дешевеют по-разному: Subrau Outback теряет те же 48%, Volvo XC60 - 41%, а Toyota Highlander - 35%.