История фирмы ауди хорьх. Август Хорьх и Audi

Имена в автопроме:

как Август Хорьх основал две автокомпании и потерял их

Сегодня мы помним Августа Хорьха, как одного из пионеров немецкой автомобильной промышленности, гениального конструктора, инженера-изобретателя, основавшего две автомобильные компании, одна из который процветает по сей день - это Audi. Но в свое время Хорьх славился и другим - своим сложным характером неуживчивого. человека. Инженер возносился до высот и дважды с них падал.

текст: 5 колесо / фото: wikipedia.org, petrolicious.com / 27.07.2018

Детство Августа Хорьха не было легким. Он родился в 1868 году в семье простого кузнеца и уже в 13 был вынужден бросить школу ради работы. Он помогал отцу, запресовывал ударами кувалды стальные бандажи на колеса на вагоностроительном заводе и какой только еще черновой работой не занимался. Лишь в 20 лет Хорьх смог вернуться к учебе, поступив осенью 1888 года в Саксонское инженерное училище в Миттвайде.

Август Хорьх (1868–1951)

Свой долгий и тернистый путь в автомобильной промышленности Август Хорьх начал, устроившись на работу руководителем производства к Карлу Бенцу. Но всего через три года Хорьх решает, что получил достаточно опыта и может открыть свое дело. Заручившись финансовой поддержкой он открывает компанию A. Horch & Со со штатом из 11 сотрудников и уже в 1900 году выпускает свой первый автомобиль. Дела идут в гору, штат сотрудников растет и всего через два года стены предприятия покидает второй автомобиль с двухцилиндровым 10-сильным мотором.

Всего через пару лет капитал акционерного общества A. Horch & Со вырос до 525 тыс. рейхсмарок. Модель за моделью выходили с конвейера предприятия, которое обосновалось в городе в Цвиккау. Рабочим на заводе Хорьха приходилось не сладко. Август ввел жесткую систему штрафов за опоздания и нарушения, а рабочая смена длилась 10,5 часов.

Август Хорьх в автомобиле Horch, 1908 г.

Со временем росли не только продажи автомобилей Horch, но и разногласия Августа Хорьха с акционерами. Они не одобряли его методы управления и порой слишком инновационные идеи. Например, изобретатель уже в те годы настаивал на создании автомобиля с несущим кузовом. В итоге, 19 июня 1909 года Хорьха не только сместили с поста президента, но и попросили покинуть компанию. В качестве компенсации основателю выплатили 25 000 рейхсмарок. Для сравнения, автомобиль Horch-ZD с четырехцилиндровым 5,8-литровым 40-сильным двигателем стоил 15 000 рейхсмарок.

Audi Type A, 1910 г.

Хорьх не сдался и всего через четыре недели открыл новую автомобильную компанию, которую нарек August Horch Automobilwerke GmbH. Но, так как в названии вновь фигурировала его фамилия, судебный иск от A. Horch & Со не заставил себя долго ждать. В результате судебных разбирательств Август потерял возможность использовать свою фамилию в названиях любых своих начинаниях. Так появилось имя Audi, что на латыни означало “слушать”, и компания Audi Automobilwerke GmbH.

Производство автомобилей Audi

Первый автомобиль его новой компании сошел с конвейера в 1910 году. Это была модель Audi-AU/22 с четырехцилиндровым мотором объемом 2612 см 3 мощностью 22 силы. Дела вновь пошли в гору. Хорьх модернизировал старые и конструировал новые модели. Его автомобили участвовали в гонках, причем, весьма удачно. Но, как и в прошлой компании, взаимоотношения с акционерами у изобретателя не складывались и после 1916 года Хорьха отстранили от управления Audi, оставив его членом наблюдательного совета.

Логотип концерна Auto-Union.

В дальнейшем Август Хорьх не возвращался к конструированию автомобилей. Он занимал административные посты в государственных и окологосударственных структурах, получил в 1922 году звание почётного доктора инженерных наук, даже стал в 1933 году директором завода компании Horch, которая, как и Audi, вошла в состав концерна Auto-Union. В 1942 году Хорьха избрали вице-президентом наблюдательного совета концерна. После Второй Мировой войны Хорьх ушел в отставку, а 3 февраля 1951 года, на 82-м году Август Хорьх ушел из жизни.

Многогранная, насыщенная событиями история известной автомобильной марки «Хорьх» уходит корнями в 19 век. 14 ноября 1899 года талантливый немецкий инженер Аугуст Хорьх основал в Кельне собственную компанию по производству транспортных средств Horch & Cie. Motorwagen Werke. Спустя год свет увидел марки «Хорьх», отличающийся конструкторскими инновациями. Впоследствии Аугуст Хорьх стал одним из первых прославившихся автомобильных конструкторов в мире.

Аугуст Хорьх

Будущий талантливый инженер и успешный предприниматель родился 12 октября 1868 года в городе Виннингене, в семье кузнеца. Семья Аугуста Хорьха не могла похвастаться достатком, а потому ему пришлось работать с 13 лет. Сменив несколько видов занятий, целеустремленный и неуживчивый Хорьх не вдохновился ни одним из них и в 1888 году решил поступать в Саксонское инженерное училище. Компенсируя недостаток знаний, настойчивый молодой человек успешно окончил учебное заведение и устроился работать сначала на литейный завод, а потом в проектный отдел судостроительной компании, где он впервые и столкнулся с двигателями внутреннего сгорания.

Его жизнь круто изменилась после того, как в 1896 году он попал на мотогонки. На то время это транспортное средство было чудом техники. Хорьх много расспрашивал механиков о мотоциклах и уже к вечеру принял решение написать письмо с подробной информацией о себе и просьбой о трудоустройстве в фирму Benz. Не ожидая быстрого ответа, Аугуст был приятно удивлен, когда в скором времени получил известие, что он принят и должен немедленно приступать к работе. 27-летний Хорьх был назначен помощником начальника в отдел двигателестроения, но уже через четыре месяца, благодаря усердию, был поставлен во главе производства автомобилей.

Основание компании

Четыре кольца - четыре бренда

Новаторский подход и постоянный поиск новых решений Аугуста Хорьха в конструировании автомобилей требовали постоянных финансовых вливаний. Это никак не радовало акционеров и приводило к постоянным разногласиям. Хорьх считал участие в автогонках лучшей рекламой для торговой марки. Автомобили компании становились постоянными участниками соревнований, причем конструктор нередко сам садился за руль.

Мир скоростей требует постоянных вложений и роста. Так, в 1906 году компания выпускает новую модель ZD. Немецкий автомобиль "Хорьх ZD" с 5,8-литровым двигателем и легким спортивным кузовом был специально собран для участия в престижных гонках Генриха Прусского. Неудачное выступление в соревнованиях привело к обострению и без того сложных отношений с акционерами, которые были крайне недовольны продажами предыдущей модели Horch Z. Упрямый конструктор отвергал любые предложенные компромиссы, всецело отстаивая свою точку зрения. В результате летом 1909 года под давлением акционеров Хорьх покинул основанную им компанию, но уже через месяц в том же Цвиккау он регистрирует новую фирму August Horch Automobilwerke GmbH.

Две фирмы почти с идентичным названием и практически на одной улице возмутили владельцев предыдущей компании. После судебного разбирательства, которое Хорьх проиграл, встал вопрос о новом названии. Во время дисскусии по этому поводу в доме своего друга сын хозяина, изучавший латынь, просто перевел Horch с немецкого на латынь. Так появилось название Audi, а впоследствии - и компания Audi Automobilwerke GmbH.

Знакомые сегодня четыре кольца AUDI появились значительно позже. Под влиянием экономического кризиса начала 30-х годов четыре компании решили объединиться в один концерн Auto Union AG. В объединение вошли Horch, Audi, Wanderer и DKW. Эмблема в виде четырех колец символизировала объединение этих четырех компаний и должна была присутствовать на всех автомобилях концерна. Horch и Audi производили Wanderer - средний класс, DKW - бюджетные и малолитражные автомобили. Существует ошибочное мнение, что автомобиль "Хорьх" - это то же, что и Audi, просто переименованный со временем. Дело в том, что через некоторое время трое из четырех представителей концерна перестали существовать. Осталась только Audi, которая и унаследовала эмблему.

Самые популярные модели

Самыми популярными моделями "Хорьх" по праву считаются автомобили с четырехцилиндровыми двигателями среднего литража. Объемы продаж автомобилей с двигателями большего литража (спортивные, представительские) всегда были меньше по нескольким причинам. Исключением стали модели, выпущенные с 1937 по 1940 год (851/853/853A/855/951/951A). Именно эти солидные представительские машины запомнились как символ марки "Хорьх". Автомобиль (фото 1939 года, расположенное ниже, это доказывает) выглядел великолепно.

Помимо выпуска гражданских легковых Horch обладала немалым опытом по выпуску военных машин. Одним из самых знаменитых является средний многоцелевой автомобиль "Хорьх 901" повышенной проходимости. Эта машина выпускалась с 1937 по 1940 год по целевой программе вермахта для оснащения армии полноприводными автомобилями трех типов: легким, средним и тяжелым.

Послевоенный закат компании

Начиная с середины 30-х годов руководство компанией Аугустом Хорьхом носило формальный характер. Он все больше занимался общественной деятельностью, занимал целый ряд руководящих постов. После войны город Цвиккау остался на территории, подконтрольной Советскому Союзу. Предприятия были национализированы и вошли в состав ИФА, хотя некоторое время еще выпускались автомобили под маркой Horch, например, представительская модель 930S.

Автомобили Хорьх в хронологическом порядке

Модельный ряд гражданских легковых автомобилей по годам можно увидеть в таблице ниже.

Годы выпуска

Двигатель и кол-во цилиндров

Рабочий объем, л

10 M 20 (10/35 PS)

10 M 25 (10/50 PS)

Typ 303/304 (12/60 PS)

Typ 305/306 (13/65 PS)

Typ 350/375/400/405 (16/80 PS)

Typ 420/450/470/720/750/750B

Typ 480/500/500A/500B/780/780B

851/853/853A/855/951/951A

Теперь вам известна история этих удивительных машин и их талантливого создателя.

Внёс значительный вклад в развитие автомобилестроения, в том числе начал использовать карданную передачу , сверхпрочные виды стали и предложил расположение кресла водителя в левой части кузова автомобиля.

Биография

Хорьх был одним из тех, кто прекрасно понимал рекламное значение автогонок. На соревнованиях за руль автомобиля садились известный немецкий автомобилист доктор Штёсс (Stoss) и сам конструктор. Когда в 1906 году появилась модель ZD с четырехцилиндровым (5800 см 3) двигателем мощностью 40 л.с., на её шасси построили спортивный кузов торпедо. Автомобиль участвовал в гонках на Приз Генриха Прусского, но, увы, неудачно.

Эта неудача имела серьезные последствия - она усилила уже накопившиеся разногласия Хорьха с акционерами, всё чаще заявлявшими о том, что его конструкции «авантюрны». Хорьх, например, еще в те годы выступал за создание несущего кузова, приводя в пример кузова конных экипажей, многие из которых действительно были несущими. Но в начале века эта идея казалась совершенно фантастической. А идти на компромиссы упрямый, самолюбивый Хорьх не умел. И вот 19 июня 1909 года создателю фирмы пришлось её покинуть. Конструктору выплатили смехотворную компенсацию - 25 тыс. рейхсмарок, в то время как Horch-ZD стоил 15 тысяч.

Но Август Хорьх был не из тех, кто покорялся обстоятельствам. Уже через 4 недели в том же Цвиккау он основал новую фирму - August Horch Automobilwerke GmbH! Но и первая основанная им фирма носила имя «Horch», поэтому новые её хозяева подали иск в суд и выиграли дело. Пришлось задуматься над другим названием. В доме одного из компаньонов Хорьха шли по этому поводу бурные дебаты. Легенда гласит, что в это время в соседней комнате сын хозяина учил латынь . И когда один из акционеров воскликнул: «Выслушайте и другую сторону!» , мальчик то ли в шутку, то ли совершенно серьезно громко перевел эту фразу на латынь: «Audiatur et altera pars!» Тут-то удивленные спорщики сообразили, что «horch» (в немецком языке - «слушай, прислушивайся») переводится на латинский как «audi». Новая фирма получила название Audi Automobilwerke GmbH.

«Я при всех обстоятельствах стремился строить только большие и хорошие автомобили из первоклассного материала», - сказал Хорьх, разворачивая дела на новой фирме. И действительно, завод начал с довольно солидных и мощных машин. С 1910 года выпускался Audi-AU/22. Цилиндры, как тогда было принято, были сблокированы попарно. Четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 2612 см 3 развивал 22 л.с. Фирма рекламировала себя большими плакатами со словом «Audi» и изображением огромного уха. Так появилась одна из самых известных и поныне марок автомобилей.

1911-й стал годом рождения и моделей D и Е - типичной для Audi того времени конструкции - четырехцилиндровый двигатель с верхними впускными и нижними выпускными клапанами, двойное зажигание от магнето и аккумулятора. Бензонасос работал, используя давление выхлопных газов.

На последнем предвоенном Audi-G8/22 стоял мотор рабочим объемом 2071 см 3 мощностью 22 л.с. Сравнительно недорогая модель понравилась покупателям - до 1926 года построили 1122 таких машин. В 1914 году на автомобилях фирмы был выигран командный приз альпийских гонок.

Обе марки, обязанные своим рождением Хорьху, отнюдь не забыты. Автомобили Horch стоят в одном ряду с самыми знаменитыми автомобилями 30-х годов. Марка Audi жива и поныне, хотя её автомобили строят не в Цвиккау, а в Ингольштадте . Современные Audi имеют прекрасную репутацию во всем мире - и это лучшая память о Хорьхе - талантливом конструкторе, имя которого навсегда останется в истории автомобилестроения.

История немецкой компании AUDI по производству легковых автомобилей уходит корнями в начало прошлого столетия. Фирма имеет богатую биографию. Нынче она входит в концерн «Фольксваген», штаб-квартира которого находится в Ингольдштадте.

Итак, кто ценит исключительное немецкое качество, обязан знать кое-какие подробности из генеалогического древа своей ласточки – «Ауди». Иначе какой же ты хозяин? Читай- запоминай! Знай, кто тебя возит.

Компания «Ауди» была основана в 1909 году Августом Хорьхом. Ее корни уходят к несуществующей ныне, но не менее знаменитой фирме Horch («Хорьх»), блиставшей на немецком небосклоне во времена Третьего рейха. Самое время вспомнить лучшие советские фильмы о войне, где под «хорьх» маскировались новые автомобили советских марок.

В 1899 году талантливый изобретатель и бизнесмен Август Хорьх основал в Мангейме фирму «Хорьх и Компания», которая через 4 года перебралась в Цвиккау. В 1909 году он построил новый, но увы, весьма неудачный 6-цилиндровый мотор, который чуть было не привел фирму на грань банкротства. Это, естественно, совсем не понравилось его компаньонам и они решили расправиться с ретивым изобретателем, изгнав его из собственной же фирмы.

«Zum Teufel!» – сказал Август и тут же неподалеку основал другую компанию, которая, естественно, тоже носила название «Хорьх». Его бывшие компаньоны подали на Хорьха в суд с требованием изменить название фирмы. Противники победили: согласно решению суда новое предприятие по выпуску автомобилей не могло носить название Horch.

«Zum Teufel!» – повторил Август Хорьх и снова нашел выход из положения. Перевел собственную фамилию, которая означает «слушай», на латынь. Получилось AUDI. Так в 1909 родилась знаменитая торговая марка и не менее знаменитая компания «Ауди».

Первый автомобиль под названием Audi-A был выпущен в 1910 году. На следующий год последовала модель Audi-В. Три таких машины Хорьх выставил в июне 1911 года на первых гонках Ауто Альпенфарт в австрийских Альпах, которые пришли на смену знаменитым пробегам на приз германского принца Генриха. В 191З году в продаже появилась самая известная модель - «Ауди-С». В 1912 году первые образцы прошли серьезную проверку на очередных Альпийских гонках и добились неплохих результатов, за что автомобили серии С стали называть «Альпензигер», или «Покоритель Альп», сообщает нам один из сайт-клубов «Ауди».

На таком AUDI мы бы далеко не уехали. 4 цилиндра с 3,5-литровым мотором, у которого коленчатый вал вращался на трех опорах и был чуть смещен в бок от осей цилиндров. Обычное конусное сцепление имело кожаную фрикционную поверхность. Деревянный кузов на шасси с базой 2900 и 3200 мм был открытым с удлиненной и заостренной задней частью.

В годы мирового экономического кризиса фирме Audi пришлось слиться с другой фирмой. В 1928 году компания была приобретена немецкой DKW (ДКВ), владельцем Audi стал Йорген Скафте Расмуссен. В 1932 году новый экономический кризис подтолкнул ряд немецких фирм к созданию концерна Auto Union («Ауто Унион»). В него вошли наряду с DKW и Wanderer («Вандерер») бывшие фирмы-соперники «Хорьх» и «Ауди». Концерн выпустил две модели, оснащенные передним приводом и двигателями Wanderer.

После Второй мировой войны Audi и другие фирмы-партнеры по Auto Union были национализированы. Их преобразовали в подразделение «Объединения народных предприятий по выпуску автомобилей». В1949 году Auto Union был реформирован благодаря привлечению большинства акций фирмы Mercedes-Benz. В 1958 Daimler-Benz AG приобрел контрольный пакет акций Auto Union, но затем продал их Volkswagen. После перехода в 1965 г. контрольного пакета акций к Volkswagen («Фольксваген»), возродилось имя Audi. Вскоре после этого события был выпущен новый автомобиль с передним приводом, а уже к концу 1968 Audi возвратилась на рынок, имея хороший ассортимент моделей и завидную статистику продаж. В качестве эмблемы были сохранены четыре круга, символизирующие происшедшее в 1932 г. слияние четырех компаний.

Модель «100», появившаяся на рынке в 1968 г., а также ее последователи, в том числе и знаменитая Audi Quattro, отличались спортивным профилем и приводом на все 4 колеса, что было прогрессом в автомобильной промышленности Германии. Именно модель Quattro, появившаяся в 1980 г., дала мощный импульс развитию автомобильной индустрии и принесла фирме Audi, дочернему предприятию Volkswagen, мировую известность. В 1969 г. Volkswagen купил Neckarsulmer Automobilwerke («Автомобильный завод в Некарзульме», NSU). В результате название фирмы изменилось, фирма стала называться Audi NSU Auto Union, а летом 1985 г. название фирмы было преобразовано опять в Audi AG. В 2000 г. компания открыла свой музей в Ингольштадте, в котором представлено 60 моделей автомобилей.

Сегодня Audi, являющаяся составной частью концерна «Фольксваген», переживает бурный подъем. Подобный успех стал возможен благодаря новым разработкам фирмы, включая модель Audi A8 с кузовом, заслуживающим самых высоких оценок.

Легендарный бренд Horch в скором времени планируют возродить. Компания Audi приложит все необходимые усилия для этого, стали известны подробности возрождения и сфера применения. В конце статьи видео-обзор истории бренда Audi.


По словам представителей компании Audi, в ближайшее время они планируют возродить легендарный бренд Horch для топовой комплектации седана Audi A8. По разным данным новые седаны с шильдиком бренда Horch появятся через 2-3 года. От обычного седана топ-версия Audi-Horch отличается роскошным салоном с особой отделкой, оригинальными дисками колес и уникальным декором.

Основная задача возрождения бренда Horch это создание мега роскошного автомобиля Audi A8, который станет основным конкурентом нового S-Class. При этом колесную базу модели A8 не планируют увеличивать. Под капотом Audi-Horch будут установлены только самые мощные двигателя серии V8 и W12 . Не меньше придется на системы безопасности и комфорта новых Audi. Производитель пообещал укомплектовать такие автомобили только самыми лучшими и современными системами безопасности, включив полный список последних разработок.

Легендарный немецкий бренд Horch, он же прародитель компании Audi, просуществовал с 1904 по 1942 год. Пик своей популярности бренд обрел в 1920 – 1930-ых годах, а начиная с 1932-го года три бренда Horch, Audi и DKW создали концерн Auto Union AG, логотипом которого стали ныне известные 4 кольца. Во время Второй Мировой войны выпуск автомобилей Horch существенно сократился, но после войны впервые бренд воскресили в Восточной Германии. В период с 1955 по 1958 года на заводе в Цвиккау производитель выпускал известные автомобили Horch P240 в разных вариантах кузова. После приобретения концерна Auto Union компанией Daimler-Benz, историческое имя Horch запретили использовать.


Возрождением легендарного бренда Horch, компания Audi пыталась заняться не один десяток лет, но, к сожалению, все предложенные проекты не проходили тех требований и качества. Из-за нехватки разных данных, дизайнерских решений и прочей информации проект постоянно откладывался. Теперь же компания Audi решила совместить имеющиеся наработки, воплотив их в современный седан Audi A8, при этом никакой речи не идет о выделении бренда Horch в полноценный отдельный бренд, с собственным производством и моделями.

Видео-обзор истории компании Audi: