Техника прохождения поворотов. Учимся правильно проезжать повороты На какой скорости делать повороты

Как правильно поворачивать на автомобиле, как правильно поворачивать на поворотах

У начинающих водителей наибольшие затруднения вызывает техника выполнения обгона и парковки. Также особое значение имеет вопрос, как правильно поворачивать на поворотах. В этой статье мы с вами рассмотрим техники выполнения поворота автомобиля .

Движение автомобиля подразумевает собой выполнение различных техник движения и маневров, в которые и входит, так называемый поворот. Чтобы научиться правильно поворачивать при повороте нужно освоить технику поворота.

Правильный поворот - отличается точностью выполнения, скоростью, безопасностью, что сопровождается соответствующей реакцией водителя в определенных условиях движения и выполняется в соответствии с установленными правилами дорожного движения.

Техника выполнения поворота автомобиля

Освоение техники поворота заключается в изучении четырех основных приемов:

  1. Движение по прямой дороге - то есть приближение к повороту;
  2. Непосредственно вхождение в поворот , которое сопровождается поворачиванием руля;
  3. Выход из поворота , сопровождается установкой руля водителем в исходное положение.

На правильность выполнения поворота автомобиля влияет не только скорость и траектория движения автомобиля в повороте, но и рабочий режим двигателя.

Траектория движения автомобиля при повороте

Когда автомобиль входит в поворот следует учитывать траекторию движения автомобиля в дуге поворота. Траектория движения выполняется согласно правил: рулевое колесо выкручивается в сторону поворота, автомобиль движется по дуге, после совершения маневра рулевое колесо возвращается в исходное положение. Затем прямолинейное движение автомобиля продолжается.

Скорость движения автомобиля при повороте

Прежде чем войти в поворот необходимо снизить скорость движения автомобиля. Следует запомнить, во время прохождения автомобиля по дуге необходимо придерживаться постоянной скорости.

Безопасность выполнения поворота зависит от правильности выполнения поворота автомобиля. Для выполнения безопасного поворота следует заблаговременно до поворота начать снижение скорости на прямолинейном участке дороги, что исключает эффект проскальзывания колес и возможность заноса автомобиля при повороте.

Вкратце мы рассмотрели, что следует учитывать при приближении к повороту - это скорость и траектория движения. А сейчас более детально о действиях водителя при вхождении в поворот, движении в повороте и выходе из поворота.

Правильное вхождение автомобиля в поворот

Итак, правильное вхождение в поворот подразумевает под собой заблаговременное снижение скорости перед поворотом, что обеспечит прохождение поворота на сниженной скорости. Скорость движения автомобиля перед поворотом следует выбирать в зависимости от условий поворота и состояния дорожного участка. При неблагоприятных дорожных условиях, при наличии возможных дополнительных препятствий, скорость движения при повороте должна быть значительно снижена.

Перед вхождением автомобиля в поворот следует обратить внимание на точку фиксации внимания и на положение рук на рулевом колесе.

Внимание водителя при повороте должно быть направлено на точку выхода из поворота (то есть водитель должен представлять конечную картину прохождения поворота, его результат).

Если водитель не в состоянии просмотреть и представить результат выполнения поворота, или затруднена видимость, следует принять меры по максимальному снижению скорости автомобиля перед поворотом.

Положение и перемещение рук водителя при повороте автомобиля

Перед вхождением автомобиля в поворот переместите руки на участок руля, который находится в противоположной стороне от направления поворота. Оптимальное положение рук при левом повороте представлено на схеме - 4/12, при правом повороте - 8/12.

Схема расположения рук водителя при повороте автомобиля

Представьте себе, что рулевое колесо это циферблат. Первое значение - это участок, на котором располагается правая рука, второе значение - расположение левой руки. Таким образом, на цифре 4 находится правая рука, на цифре 12 - левая рука.

Важно! Руки водителя всегда должны быть на рулевом колесе. Чтобы изменить положение рук при повороте автомобиля применяют тактику скольжения по рулю.

Движение автомобиля в повороте

При движении автомобиля в дуге поворота, строго запрещено резко изменять скорость движения. Постоянная скорость при повороте увеличивает безопасность его выполнения. Торможение при движении автомобиля в дуге поворота допускается только в экстренных случаях, оно должно быть медленным и плавным.

Выход автомобиля из поворота

Выход автомобиля из дуги поворота на прямой участок дороги сопровождается выравниванием рулевого колеса и плавным повышением скорости. Разгон должен происходить плавно в целях избежания потери контроля над управлением транспортным средством и выездом на встречную полосу.

Схема правильного поворота автомобиля

  1. Перед поворотом водитель плавно выжимает педаль тормоза для снижения скорости (при необходимости можно использовать пониженную передачу).
  2. Определение траектории движения автомобиля. Поворот рулевого колеса осуществляется двумя руками, согласно схеме захвата.
  3. Взгляд водителя фиксируется на точке выхода автомобиля из поворота. При прохождении автомобилем дуги поворота поддерживается постоянная скорость движения.
  4. Выход из поворота сопровождается возвращением рулевого колеса в исходное положение и плавным увеличением скорости движения автомобиля.

Технику выполнения поворотов начинающий водитель должен зафиксировать на практике. Со временем у водителей появляется излишняя самоуверенность при выполнении различных сложных поворотов, что может отразиться на безопасности движения. Не рискуйте, держите себя в руках, соблюдайте технику выполнения поворотов. Доведите правильную технику выполнения поворота до автоматизма. Безопасной вам езды.

Такой автомобильный маневр как поворот, мы совершаем, постоянно управляя автомобилем. И при этом некоторые, несмотря на то, что проходили кое-какое обучение в автошколе, осуществляют вхождение в поворот, абсолютно неправильно, подвергая свою жизни и жизнь пассажиров опасности. Разберемся, что такого сложного в том, чтобы повернуть руль авто и совершить поворот, и как правильно это сделать.

В первую очередь стоит оборотить внимание на то, какую опасность таит в себе поворот на автомобиле. Самая большая опасность заключается в том, что во время поездки по городу зачастую возникают ситуации, при которых обзор того, что происходит за поворотом просто, закрыт. Например, перед вами может встать какой-либо большегрузный автомобиль, или обзор закроют дома и т.д. Между тем, ситуация на дороге меняется ежесекундно, и за поворотом Вас может ждать мчащийся автомобиль, или переходящий через дорогу пешеход, поэтому Вы должны совершать поворот, создав для себя определенные условия, гарантирующие что Вы успеете среагировать на возникновение экстремальной ситуации. Хорошо если у Вас будет автомобильный регистратор, тогда в дальнейшем при разборе ДТП, Вы сможете доказать свою правоту.

Отсюда следует два вывода. Первый вывод заключается в том, что при вхождении в поворот не нужно торопиться, и второй вывод - входить в поворот необходимо на минимально возможной скорости. Если Вы будете соблюдать эти два простых условия, особенно в условиях ограниченного обзора, то Вы никогда не попадете в неприятные ситуации.

Другой вопрос при прохождении поворотов заключается в том, на какой скоростной ступени коробки передач необходимо проходить поворот. Практически все инструкторы автошкол, говорят, что входить в поворот необходимо на второй передаче и, частично, это правильное утверждение. В поворот действительно лучше всего входить на включенной передаче. В этом случае, если у вас возникнет необходимость экстренного торможения, Вы сможете затормозить практически мгновенно. Поэтому те, кто перед вхождением в поворот переключается на «нейтраль», совершает ошибку. Но стоит помнить, что совсем необязательно входить в поворот на второй передаче. Это условие продиктовано в первую очередь тем, что в условиях поездок по городу, мы в большинстве случаев пользуемся второй передачей, но если Вы будете входить в поворот на третьей передаче, то ничего страшного не случиться.

При повороте, так же важно выбрать правильную траекторию поворота. Многие новички, осуществляя поворот, действуют так, как будто они идут пешком, а не движутся на автомобиле. То есть, поворачивая, они стараются срезать угол, для того, чтобы быстрее уйти от поворота. Такое поведение на дороге является неправильным. Срезая углы, Вы тем самым оставляете себе меньше места и времени для возможного экстренного маневра. Входить в поворот необходимо по максимально пологой траектории. При этом, рекомендуемая скорость движения, должна быть не более тридцати километров в час.

Молодые водители, а порой и автолюбители с опытом, нередко делают различные ошибки при прохождении поворота, полагая, например, что, чем быстрее они его пройдут, тем больше выиграют в общей скорости прохождения дистанции.

Безусловно, существуют скоростные повороты, но быстрое прохождение их, в первую очередь, относится к профессиональному автоспорту и имеет свои особые правила (о них более подробно пойдет речь в следующей статье). В жизни же гораздо более распространенными и сложными являются повороты среднескоростные и медленные, где существует большая разница в скорости на прямой и в самом повороте. О них и поговорим.

Поворот – это некий элемент дороги, соединяющий две прямые. Обычно повороты по протяженности гораздо короче прямых частей дороги и составляют всего 5-10% от ее общей длины трассы или участка дороги. В связи с этим для быстрого прохождения какой-либо дистанции гораздо важнее с большой скоростью проходить прямые участки, чем повороты чисто из геометрических соображений.

Повороты скоростные и медленные

Поворот надо рассматривать как элемент дороги, которым одна из прямых заканчивается, а другая начинается. Таким образом, он используется как подготовка к разгону на следующую прямую и торможение после предыдущей прямой. Есть исключения в виде скоростных поворотов, где важно не потерять набранную скорость (для простоты это повороты на скорости от 100км/ч). Скоростной поворот имеет свою специфику: перед ним очень важно как можно меньше тормозить, на входе в поворот очень аккуратно крутить рулем, избегать резких движений, ехать плавными дугами, чтобы при этом, образно говоря, не расплескать находящийся в автомобиле наполненный до краев стакан воды. При прохождении скоростного поворота нужна отвага. Ведь в момент приближения к нему так и хочется поднять ногу с педали газа, резко повернуть рулем, но необходимо сделать все плавно. Несмотря на желание сбросить газ до конца, нужно пересилить себя и убрать его максимум на 10-20%.

Среднескоростные и медленные повороты (скорость прохождения – от 20 до 80 км/ч) не менее важны, и множество вопросов возникает при прохождении именно таких поворотов, потому что на подъезде к ним и на последующем разгоне теряется много времени. В связи с этим важно совершать правильные действия и в правильном порядке.

Замедление и подготовка к повороту

Первый этап - это замедление перед поворотом. Вы едете по прямой на высокой скорости и видите перед собой приближающийся поворот. И в определенный момент вы должны убрать ногу с педали газа. При этом необходимо резко убавить газ – убрать все 100% - и начать тормозить. Этот момент называется точкой начала торможения. Очень важно, чтобы между моментом резкого сброса газа и началом торможения не было паузы. Частая ошибка неопытных водителей – элемент прокатывания: они сбрасывают газ, а тормозить начинают, например, через 50 метров или через секунду. Из-за этого происходит большая потеря во времени. Необходимо сразу после сброса 100% газа нажать на тормоз. При прохождении поворота на сухом асфальте на современных автомобилях надо нажимать на тормоз сразу с большим усилием - для того, чтобы использовать весь потенциал тормозной системы; кроме того, это важно для автомобилей с АБС. По мере приближения к повороту тормозное усилие, напротив, должно ниспадать. Еще одна ошибка многих водителей заключается в том, что они тормозят сначала с небольшим усилием на педаль, а потом, когда поворот уже приближается, тормозят в пол. По мере приближения к повороту интенсивность торможения постепенно должна достигнуть 100%. И в момент приближения к точке начала поворота необходимо, наоборот, чуть-чуть ослабить тормозное усилие. Также распространенной ошибкой является ситуация, когда в конце стадии торможения водитель, видя, что до поворота остается еще некоторое расстояние, и считая, что скорость достаточна для вхождения в поворот, перестает тормозить. В момент торможения создается дополнительная нагрузка на пятна контакта, автомобиль прижимается к асфальту и приобретает дополнительное сцепление с дорогой. Если до поворота остается еще какое-то расстояние, но вы уже убрали ногу с педали тормоза, а поворачивать еще не начали, к моменту начала поворота машина как бы распрямится на пружинах и колесах, и поворот не будет эффективен - скорее всего, колеса потеряют дополнительную прижимную силу и будут проскальзывать. Решение данной проблемы заключается в том, что при следующем прохождении поворота надо так сдвинуть точку торможения поворота, чтобы вы начали поворачивать в момент ухода с педали тормоза, когда машина еще прижата к асфальту.

Иллюстрация с сайта finamauto.ru

Разворот и выход на прямую

Этап непосредственного разворота автомобиля можно разделить на 2 части. Желательно, чтобы первая часть была по своему углу минимальна: необходимо за первый сектор поворота развернуть машину на разгон. На этом этапе также нередко возникает множество ошибок. Во-первых, это ранний вход в поворот, когда водитель рано начинает прижиматься к внутреннему радиусу поворота, оставляя себе запас расстояния снаружи (например, рассмотрим классический поворот – это поворот с равным радиусом). Вторая ошибка – наиболее грубая – это недостаточное замедление скорости к концу торможения и точке входа в поворот. Высокая скорость, свист резины, выброс адреналина – водитель поглощен своими эмоциями, и ему кажется, что он только выиграет от столь быстрого прохождения поворота, но на самом деле в этом кроется большая потеря. В начале поворота необходимо замедлиться в достаточной степени для того, чтобы за небольшой сектор повернуть машину на разгон. Если скорость превышает оптимальную даже на 5 км/ч, сектор разворота автомобиля на разгон будет продолжительнее, и вы от этого только потеряете. Первый сектор поворота – основной разворот машины на разгон – должен заканчиваться где-то в середине поворота. К концу этого сектора нос вашей машины должен смотреть на прямую, и вы должны увидеть траекторию разгона. С этого момента можно начинать уходить на газ, постепенно добавляя его. Таким образом, первый сектор разворота, как правило, проходится без газа, а на втором можно начинать набирать скорость. И чем раньше вы будете уходить на газ, тем раньше вы выйдете на полный газ. Соответственно, тем раньше у вас начнется следующая прямая.

При развороте нередко возникает еще одна распространенная ошибка, когда водитель начинает уходить на газ, не развернув машину на разгон. В этот момент автомобиль еще не сориентирован, вы не видите плавную дугу выхода из поворота, но уже дали, например, 20 или 50% газа, из-за чего у вас проскальзывают передние колеса, поэтому очень важно развернуть машину на разгон как можно раньше.

И еще раз повторим важные правила эффективного прохождения поворота: надо как можно дольше ехать с полным газом на прямой, предшествующей повороту, интенсивно замедлиться до необходимой и низкой скорости, войти в поворот плавным поворотом руля на небольшой угол (не перекручивать) от внешней кромки дороги. За первую половину поворота нужно развернуть автомобиль так, чтобы он уже смотрел на следующую прямую, и начать ускоряться как можно раньше по пологой дуге (этим вы сокращаете длину поворота, как бы присоединяя ранним разгоном вторую половину к прямой).

Упражнения для отработки навыков поворота

Основным упражнением для отработки навыков правильного поворота является непосредственная тренировка его прохождения. Для этого необходимо выбрать безопасную площадку или автодром, где есть возможность совершения ошибок без последствий, сконструировать некий аналог поворота из конусов: выставить какую-то прямую, предшествующую повороту, сам поворот и прямую, следующую за ним. При прохождении такого поворота в случае ошибок машина просто вылетит за пределы конусов, и вы не ударитесь о бордюр и не окажетесь на встречной полосе, как это было бы в реальных условиях.

Кроме того, чрезвычайно полезными являются разнообразные змейки, которые обязательно используются во всех школах контраварийного вождения. При их прохождении вы учитесь входить в поворот небольшим углом поворота руля и поворачивать автомобиль не только рулем, но и газом – то есть управлять машиной путем перераспределения веса между передней и задней осью автомобиля.

Scriptio: Олег Кесельман.

Особенно если дорога скользкая или заснеженная. Причем разберем мы данный вопрос с практической точки зрения.

Работаем с рулем

Как вы думаете, что самое важное при повороте? Инструкторы по вождению говорят, что это — работа с рулем. Нужно научиться поворачивать руль всего один раз на нужный угол, и делать это следует в самом начале поворота. А затем останется лишь вернуть руль в исходное положение.

Автомобиль при повороте послушно едет по дуге с увеличением газа (особенно это касается заднеприводных машин), а руль используется для легкой корректировки движения , которая не приводит к изменению траектории авто. Чтобы научиться таким манипуляциям, требуется опыт и время. Просто тренируйтесь каждый день, спокойно, без разгонов, не мешая другим участникам движения.

Плавно поворачивайте руль по идеальной траектории на минимальный угол, а потом также плавно возвращайте его обратно.

Важен ли тип привода?

Не стоит забывать, что тип привода также влияет на прохождение поворотов:

  • Полный привод . В этом случае наблюдается нейтральная поворачиваемость, что позволяет проходить поворот быстрее, но при этом требуется особое внимание. Скольжение машины начинается немного позднее, однако возможности для корректирующих действий сильно ограничены.
  • Передний привод. Здесь имеется недостаточная поворачиваемость, то есть некое желание машины «пропихивать» наружу поворота повернутые передние колеса. С передним приводом поворачивать руль при прохождении поворота нужно раньше. Особенно это относится к скользким дорогам.
  • Задний привод. С таким автомобилем есть склонность к чрезмерной поворачиваемости или тенденции к заносу задней оси. Поворачивать руль нужно как можно мягче, а поворот лучше проходить с тягой на ведущих колесах .

Всегда будьте наготове

Если удержаться в повороте все-таки не удалось, главное — спокойствие и выдержка. Опрокидывание машины может начаться после удара правыми или левыми колесами о препятствия во время заноса , при вращении или при соскальзывании авто в кювет. В таких случаях крайне важно уметь быстро работать рулем.

Чтобы стабилизировать авто, необходимо прекратить торможение (в случае если оно изначально было), а затем как можно быстрее повернуть руль в сторону опрокидывания. Придется применить довольно большое усилие к рулю, учитывая тот факт, что переднее колесо имеет большую загрузку в сторону опрокидывания. Быстрая реакция водителя поможет избежать опрокидывания автомобиля.

Если нужно «уйти» с дороги, которая проходит по высокой насыпи и под острым углом, тогда рекомендуем повернуть колеса «в поле». Такой маневр снизит вероятность переворота.

Если задние колеса в повороте обгоняют передние, то есть автомобиль закрутился больше чем на 90°, вспомните золотое правило автогонщиков: Крутит — жми обе педали в пол. Это значит, что следует нажать одновременно и сцепление, и тормоз. Что касается АКПП , то здесь переводите селектор в нейтраль, то есть N. Автомобиль остановится намного быстрее и с большей вероятностью в кювет не слетит. Да и двигатель не заглохнет, поэтому вы сможете быстрее освободить дорогу.

Если угол заноса меньше 90°, а колеса вывернуты в сторону заноса полностью, то жмите только на педаль сцепления. Так вы получите еще один шанс «поймать» машину.

Видео о безопасном вхождении в повороты на зимней дороге:

Будьте вежливы и уверены за рулем!

В статье использовано изображение с сайта old.autodealer.ru