Самостоятельная замена охлаждающей жидкости. Отвечаем на вопрос — как заменить антифриз? Заливаем новую ОЖ в систему

Антифриз играет немаловажную роль в функционировании любого современного двигателя. В статье рассмотрим предназначение охлаждающей жидкости и её основные виды. Вы узнаете как самостоятельно заменить её и что делать при загрязнении системы охлаждения.

Назначение антифриза

Антифриз - это общее название для особых жидкостей, используемых в системе охлаждения двигателя. Циркулируя по системе охлаждения, ОЖ поглощает тепло и выводит его в радиатор, откуда излишки тепла выходят наружу. Все современные антифризы представляют собой смесь воды и этиленгликоля. За счет наличия в составе этиленгликоля, охлаждающая жидкость имеет высокую теплоемкость и не замерзает при температурах вплоть до -60 градусов Цельсия. В состав антифриза также входят смазывающие и антикоррозионные присадки.

Стоит отметить, что тосол является всё тем же антифризом. Название «ТОСОЛ» относится к торговой марке антифриза в СССР.

Как выбрать охлаждающую жидкость для автомобиля?

При выборе охлаждающей жидкости, следует выяснить какая именно подходит для вашего автомобиля. Антифриз является агрессивной жидкостью, активно вступающей в реакцию с различными типами металлов. Некоторые разновидности ОЖ несовместимы с радиаторами из меди и латуни, тогда как другие вызывают коррозию алюминиевых деталей. Узнать точные спецификации можно в руководстве по эксплуатации или у официального дилера.

Существует три основных класса антифриза:

  1. G11 - этиленгликолевые ОЖ с небольшим добавлением антикоррозионных присадок и карбоновой кислоты. Представляют собой самую дешевую и недолговечную разновидность антифриза. За этим классом закреплен зеленый цвет. Стоит отметить, что отечественный тосол условно относится к этой группе. Обозначения G11+ и G11++ указывают на повышенное содержание карбоновой кислоты.
  2. G12 - ОЖ на основе этиленгликоля с органическими присадками и высоким содержанием карбоксилатных соединений. Данный класс антифриза гораздо лучше справляется с очагами коррозии. За счет высокой теплоемкости, эта жидкость гораздо лучше справляется с охлаждением мощных двигателей. Подобный антифриз стоит дороже, но и прослужит гораздо дольше. За этим классом зафиксирован красный цвет. Обозначения G12+ и G12++ указывают на наличие силикатных присадок или их аналогов.
  3. G13 - ОЖ на основе экологически чистого аналога этиленгликоля - полипропиленгликоля. Он не ядовит и гораздо быстрее разлагается. По своим свойствам данный класс антифриза ничем не отличается от классов G12+ и G12++. Впрочем, стоит он на порядок дороже. За этим классом закреплен фиолетовый цвет.

Стоит отметить, что разделение на цвета является условным. Цвет не имеет никакого отношения к химическому составу и зависит исключительно от прихоти производителя или решения маркетологов. Изготовители могут окрашивать один и тот же антифриз в разные цвета, чтобы различать их по бренду.

Периодичность замены

Многие автомеханики советуют проводить замену антифриза каждые 50 тысяч километров или раз в два года. Впрочем, это относится к тосолу и антифризу класса G11. За счёт улучшенной формулы, срок «жизни» охлаждающих жидкостей класса G12 и G13 составляет от 100 до 200 тысяч километров. Срок службы ОЖ зависит от состояния антикоррозийных добавок. При разложении антикоррозийных присадок на базовые элементы, двигатель, радиатор и элементы системы охлаждения подвергаются электролитной коррозии. В определённых случаях, охлаждающая жидкость может испортиться гораздо раньше положенного срока. Поэтому важно регулярно проводить диагностику ОЖ.

Проверить состояние антифриза можно с помощью универсального набора для контроля состава охлаждающей жидкости. Помимо этого, можно попытаться определить состояние жидкости на глаз. Мутная охлаждающая жидкость белого цвета указывает на то, что он потерял полезные свойства. Жидкость рыжего оттенка указывает на наличие в нём ржавчины. Если же в ОЖ есть плотные образования, хлопья и пена, необходимо немедленно заменить жидкость и провести диагностику системы охлаждения.

Инструкция замены антифриза своими руками

Алгоритм замены охлаждающей жидкости выглядит следующим образом:

  1. Ставим машину на подъемник или смотровую яму.
  2. Снимаем крышку и сливаем охлаждающую жидкость в заранее приготовленную тару. Расположение крышки зависит от марки и модели машины. В большинстве случаев, сливная крышка находится на расширительном бачке, либо в одном из нижних углов радиатора. В отдельных случаях необходимо отсоединить нижний патрубок радиатора.
  3. Для полного слива антифриза завинчиваем сливную крышку бачка, включаем печку на максимум и запускаем двигатель на две минуты. После чего сливаем остатки жидкости.
  4. Заливаем антифриз в расширительный бачок.
  5. Заводим двигатель и даем ему поработать в течение 15-20 минут.
  6. Проверяем метки на бачке. Уровень антифриза должен находиться выше отметки «MIN».

На этом, процедура замены ОЖ завершена.

Нюансы замены

Категорически запрещено сливать антифриз с горячего мотора. Проводя процедуру на «горячую» вы рискуете получить серьезные ожоги в результате выброса раскаленной жидкости или пара из системы. Помимо этого следует позаботиться о защите рук, органов дыхания и глаз. Антифриз является крайне токсичным веществом, компоненты которого вызывают химические ожоги при попадании на незащищенные участки кожи. В свою очередь испарения антифриза вызывают раздражение дыхательных путей, сонливость и, в определенных случаях, потерю сознания. По завершении работы, необходимо слить отработанную ОЖ в герметичную тару и отправить её на переработку.

В случае если слитый антифриз имеет коричневый или оранжевый оттенок, а на стенках патрубков имеются следы коррозии или накипи, систему охлаждения необходимо прочистить. Сделать это можно с помощью специализированного очистителя, дистиллированной воды или слабокислотного раствора лимонной кислоты. Данный раствор можно приготовить, смешав лимонную кислоту и дистиллированную воду в отношении 15 грамм на один литр.

Сама процедура очистки проходит по следующему алгоритму:

  1. Заливаем выбранную нами жидкость в систему охлаждения и запускаем двигатель на 5-7 минут.
  2. Сливаем очиститель, заливаем дистиллированную воду и повторяем процедуру.
  3. Сливаем воду и заливаем антифриз.

Смешивание ОЖ допускается при условии, что обе жидкости относятся к одному и тому же классу. В экстренных случаях вы можете смешивать продукты разных классов. После этого необходимо срочно заменить смесь с последующей промывкой всей системы. Это связано с тем, что вещества, входящие в состав охладителя, могут вступить в непредсказуемую реакцию друг с другом, что нанесет серьезный вред системе охлаждения.

Даже в новом автомобиле подходит момент, когда нужно заменить охлаждающую жидкость точно так же, как и масло в моторе. Иначе в самое неподходящее время двигатель может заклинить от перегрева. Часто говорят, что менять охлаждающую жидкость не надо, но это ошибка, так как со временем теряются свойства охлаждения и стойкости к морозу.

Подбираем жидкость для охлаждения

Для охлаждения двигателя заливают тосол или по-новому называют антифриз. Водители часто спорят, что тосол и антифриз, разные вещи, по сути, они одинаковые. По разновидности тосол отличается охлаждающими параметрами (при какой температуре не замерзает), антикоррозийными, смазывающими и по цвету.

Как такого срока в километраже, как у масла, у тосола его нет. Все зависит от стиля вашей езды, в каких условиях эксплуатируется и хранится автомобиль. Зачастую срок годности составляет от трех до четырех лет. Часто говорят, что смешивать антифриз нельзя, но это неправда. Смешивать можно, но не все подряд, так как в их основу заложены аналогичные компоненты, которые не дают двигателю перегреваться и замерзать в мороз. Не стоит забывать о цвете, так как это первый показатель пригодности охлаждающей жидкости. К примеру, если смешать жидкость оранжевого и синего цветов, то получим жидкость коричневого цвета. Как мы помним, то чем темнее цветом жидкость, тем быстрей её нужно заменить. Выделяют специальные антифризы для добавки с меткой G12+ или G11. Для наглядности наведем список, что с чем можно и нельзя мешать.

  1. G11 не допускается доливать G12;
  2. G12+ разрешено G11;
  3. G12+ разрешено G12;
  4. G12+ разрешено G12+.
В магазине обычно продают концентрированную, густую жидкость, поэтому автолюбители стараются развести её с водой в определенных пропорциях, их указывают на обратной стороне банки с тосолом. Если развести один литр тосола к трем литрам воды, то получим жидкость, которая выдержит температуру в -37 градусов Цельсия. Чем больше пропорция воды, тем меньше температура которую выдержит полученная жидкость, и хуже будет происходить охлаждение двигателя. Что касается производителя тосола, то у каждого свое предпочтение, все зависит от цены и ваших возможностей.

Процесс замены охлаждающей жидкости для двигателя

Процесс замены следует проводить в два этапа, сначала жидкость сливается с радиатора, далее с охлаждающей рубашки двигателя. Стоит помнить, что эта процедура проводиться только на холодный двигатель, чтоб избежать ожогов и прочих повреждений. Для слива нам понадобится емкость объемом 8?10 литров.


Поочередность действий по сливу старой охлаждающей жидкости:
  1. Сливаем воду с радиатора, снимаем защиту с двигателя если такая есть, если печка в салоне регулируется механическим путем, то переводим рычаг в крайнее положение на тепло.
  2. Далее снимаем крышку расширительного бачка, чтоб не создавался вакуум в системе.
  3. Под радиатор ставим емкость и откручиваем сливную пробку аккуратно, чтоб не повредить сам радиатор, так как соты и он сам сделаны с алюминия зачастую. Повредить несложно, а вот заварить его можно только аргоновой сваркой.
  4. После слива жидкости, даем постоять минут пять, чтоб окончательно слилась вся жидкость. На двигателе, так же находим сливную пробку, открутив, сливаем в емкость.

После слива, даем минут десять постоять до полного слива жидкости. Ни в коем случае не промывайте водой проточной, так как может образоваться коррозия внутри водяной рубашки. Некоторые автолюбители откручивают еще патрубок от радиатора, чтоб не образовалась пробка.

Заливаем новую охлаждающую жидкость в двигатель


После слива старой жидкости и сбора деталей в обратном порядке, приступаем к заливу свежей жидкости (понадобится порядка 8?10 литров). На дроссельной заслонке откручиваем шланг с охладительной системы. Заливаем жидкость в расширительный бачок или в радиатор, если есть пробка сверху, до тех пор, пока не потечет из шланга. Доливаем жидкость в расширительный бачек до отметки максимум.


Теперь заводим автомобиль и запускаем печку на отопление, прогрев агрегат до температуры 50?60 градусов глушим его и проверяем уровень в расширительном бачке, при надобности доливаем тосола.

Сложности в замене охлаждающей жидкости на автомобиле нет никакой, главное поочередность действий, а если проводить замену на СТО, то в среднем стоить это вам будет где-то от 800 рублей только за саму работу.

Видео о том, как правильно заменить тосол в двигателе:

Видео про замену антифриза на автомобиле Рено Логан, Сандеро, Лада Ларгус:

В процессе эксплуатации машины происходит снижение плотности залитой в двигатель охлаждающей жидкости, что ведет к потере ее морозоустойчивых свойств, и, как следствие, рано или поздно наступает момент, когда ее необходимо заменить. Существуют две точки зрения на то, когда же пора заменить антифриз : кто-то говорит, что процедуру надо проделывать каждые 45000-50000 пути, а кто-то считает, что замена охлаждающей жидкости должна проводиться раз в год. Однако технический прогресс не стоит на месте, и некоторые производители утверждают, что существуют антифризы, готовые заботиться об автомобиле на протяжении сотни тысяч километров. Тем не менее, есть одно «НО»: заливать его следует только в чистую систему, иначе при смешении старой и новой жидкости последняя потеряет свои свойства.

Как же определить, нужно ли проводить замену антифриза ? Самый распространенный способ – опустить в жидкость особую тестовую полоску. Процедура предельно проста, все когда-то занимались этим на уроках химии. Такие полоски предлагают практически все производители антифризов. При контакте с жидкостью индикатор меняет цвет, по которому при помощи специальной шкалы можно определить состояние антифриза и решить, необходима ли замена.

Если тест все же показал, что нужно сменить жидкость, не торопитесь бежать в сервисный центр и отдавать деньги. Процедуру можно сделать самостоятельно. При этом очень важна безопасность – вещество токсично. После того, как Вы нашли занятие своему ребенку и собаке, подойдите к автомобилю и найдите под капотом крышку радиатора. Да, и еще один важный момент: замену антифриза нужно проводить только на холодном двигателе, на горячем это делать крайне опасно. После снятия крышки радиатора найдите еще одну крышку – на этот раз сливную. Поставьте вниз ведро и откройте крышку. Польется антифриз. По окончании процесса проверьте все шланги на целостность.

Прежде, чем заливать новую жидкость, систему нужно промыть, чтобы избавиться от ржавчины и отложений, которые не может удалить обычная вода. Необходимо залить бутылку специального средства в радиатор и добавить туда дистиллированную воду до краев. Крышки обязательно закрыть. После этого заведите двигатель и дайте ему прогреться. Затем выключите его и, подождав, пока он остынет, слейте жидкость.

Заливайте новый антифриз в соответствии с рекомендациями производителя. Концентрация вещества в системе не должна превышать 70%, а оптимальное соотношение - 50% антифриза и 50% воды. После заливки включите двигатель и отопление в салоне на максимум, чтобы антифриз равномерно распределился по системе, а пузырьки воздуха вышли из системы охлаждения.

Охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя имеет сравнительно долгий срок эксплуатации, но приходит день, когда антифриз необходимо заменить на новый.

Когда нужно менять охлаждающую жидкость

В процессе использования в уменьшается количество присадок и он утрачивает .

Уровень щелочности охлаждающей жидкости неуклонно снижается, в результате чего она становится агрессивной по отношению к резине, из которой изготовлены соединительные патрубки и к металлическим поверхностям деталей и механизмов двигателя. Особенно страдает от коррозии радиатор, водяной насос и блок цилиндров.

Вдобавок антифриз начинает пениться и хуже отдает тепло, вследствие чего двигатель начинает перегреваться, а электрический вентилятор срабатывает чаще обычного.

Именно поэтому всеми производителями автомобилей указывается срок замены антифриза через 2-3 года после начала эксплуатации или каждые 50-60 тысяч километров .

Внеплановая замена охлаждающей жидкости нужна в случае, если через неисправную прокладку головки блока цилиндров в антифриз попадают выхлопные газы или же в месте утечки в систему охлаждения всасывается воздух, вызывающий преждевременное старение охлаждающей жидкости.

Если антифриз обесцветился, окрасился в коричневатый цвет, в нем появился осадок или на внутренней поверхности расширительного бачка образуется гелеобразная масса, охлаждающую жидкость следует обязательно заменить.

Слив охлаждающей жидкости

Для того, чтобы слить антифриз из системы охлаждения, дождитесь остывания двигателя. Снимите крышки с горловин расширительного бачка и радиатора.

Откройте кран печки, разместите емкость для сбора отработанного антифриза под сливным отверстием блока цилиндров и выкрутите из него пробку, стараясь избегать попадания охлаждающей жидкости на руки и детали кузова автомобиля. Если такое все же случилось, незамедлительно промойте их водой.

Переместите емкость со старым антифризом под радиатор. На сливной кран оденьте шланг, опустите его второй конец в емкость и откройте кран.

Если вместо крана на радиаторе имеется пробка сливного отверстия, открутите ее. В случае отсутствия крана или пробки снимите с радиатора нижний патрубок.

Промывка системы охлаждения

В относительно новом автомобиле, когда частицы накипи, грязи или ржавчины в слитом антифризе отсутствуют, достаточно дистиллированной или кипяченной водой с минимальным содержанием солей.

Закрутив пробки на блоке цилиндров двигателя и радиаторе, залейте в систему воду, запустите двигатель и дайте ему возможность 10 минут поработать, после чего воду из системы охлаждения слейте описанным ранее способом.

Если же в слитой охлаждающей жидкости невооруженным глазом видны мелкие частицы накипи или ржавчины, промойте систему охлаждения специальной промывочной жидкостью.

Залив в систему промывочную жидкость, на 10 минут запустите двигатель, после чего оставьте жидкость в системе охлаждения на время, указанное в инструкции к ней.

Слейте «промывку», залейте новую и повторите процедуру. По завершении работ систему охлаждения промойте кипяченной или дистиллированной водой.

В отсутствие промывочной жидкости можно воспользоваться слабым водным раствором лимонной кислоты или уксуса.

Заливка охлаждающей жидкости

Выполняется в обратной последовательности к процедуре слива антифриза.

Закрутите сливные пробки, закройте сливные краны или наденьте патрубки на радиатор.

Заливайте в систему охлаждающую жидкость через горловину радиатора или расширительного бачка, не забыв открыть кран на печке (поставив регулятор температуры на «максимум»).

Вероятнее всего, в системе охлаждения двигателя образуется воздушная пробка, признаками которой будут быстрый прогрев двигателя с одновременно холодными радиатором, и печкой.

Для избавления от пробки заедьте передними колесами на возвышенность так, чтобы передняя часть автомобиля оказалась приподнятой, и дайте двигателю 2-3 минуты поработать.

По завершении проверьте уровень антифриза в расширительном бачке и, при необходимости, долейте в него охлаждающую жидкость.

Пусть система охлаждения вашего четырехколесного друга всегда будет исправной, антифриз не кипит, а !

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!