Как управлять колесным экскаватором. Основы высокопроизводительной работы экскаваторов

Экскаватор – это основная техника, которая используется при проведении землеройных работ. Машины незаменимы при рытье траншей, пересыпке грунта, обустройстве фундаментов, на ландшафтно-озеленительных работах, в карьерах по добыче полезных ископаемых. Сфера применения экскаваторов практически не ограничена. Независимо от профиля деятельности организации, для выполнения разовых работ может потребоваться данная единица техники. Но сказанное не означает, что экскаватор обязательно приобретать в собственность, для начинающих компаний это существенно сказывается на бюджете. Гораздо более выгодна аренда экскаватора на длительный или короткий срок. Для правильного выбора модели нужно иметь представление о типах и принципах работы экскаваторов.

Принцип работы экскаваторов непрерывного действия

Многоковшовые землеройные машины непрерывного действия, как следует из названия, выполняют все операции по резанию и перемещению грунта непрерывно. Машины могут быть на пневмоколесном или гусеничном ходу. В рабочем цикле ковши, резцы, скребки оставляют позади себя продольную выемку и одновременно отбрасывают грунт в сторону, образуя отвал.

Существуют цепные и роторные экскаваторы непрерывного действия. В первом случае рабочим органом машины является одно- или двухрядная цепь, которая огибает наклонную раму и несет на себе ковши. У роторных моделей жесткий ротор вращается на роликах. При вращательном движении ротора ковши с зубьями разрабатывают и поднимают на поверхность грунт, выгружают его на конвейерную ленту. Крутящий момент передается на ведущий барабан. Под действием инерционных сил грунт отрывается от ленты в месте ее перегиба и падает в место отсыпки.

Принцип работы одноковшовых экскаваторов

Экскаваторы цикличного действия, или одноковшовые, выполняют работу по выемке и перемещению грунта циклично: заполняют грунтом ковш, переворачивают его, выгружают в отвал или другой транспорт, возвращают ковш в первоначальное положение. Данный тип моделей широко распространен, благодаря своей универсальности. При помощи сменного оборудования одноковшовый экскаватор может производить не только земляные, но и погрузочно-разгрузочные работы.

В конструкции одноковшовых экскаваторов выделяют:

Ходовое устройство
-Поворотную часть
-Рабочее оборудование

Ходовое устройство воспринимает и передает нагрузки от машины, а также обеспечивает перемещение. Ходовое устройство может быть гусеничным, пневмоколесным или представляет собой шасси автомобильного типа.

Поворотная платформа через опорно-поворотное устройство на ходовую часть и может поворачиваться относительно нее в горизонтальной плоскости. Большинство современных моделей экскаваторов могут поворачиваться на 360 градусов. Существуют и неполноповоротные модели. В полноповоротных моделях на платформе установлен двигатель и основные рабочие механизмы.

Рабочее оборудование экскаватора – это комплекс узлов, осуществляющих манипуляции с грунтом. В зависимости от условий эксплуатации и спектра необходимых работ можно выбрать ковш, грейферный захват, крюк. На сайте компании spectehnika54.ru представлены модели с различными видами рабочего оборудования, что дает возможность сделать выбор в соответствии с потребностями.

По типу исполнения рабочего оборудования землеройные машины бывают:

С гибкой подвеской (в этом случае стрела, а часто – и ковш, подвешиваются на кантатах)
-с жесткой подвеской на основе шарнирного соединения. Рабочее оборудование приводится в действие гидроцилиндрами

— с телескопической стрелой.
Во время передвижения на новое место работы одноковшового экскаватора рабочий цикл не запускается.

Виртуальная модель это основная часть электронного учебного модуля, разработанного Республиканским мультимедиа центром .


Используя виртуальные модели Вы можете выполнять учебные задания. Для этого Вы должны «кликнуть» по соответствующей картинке. Некоторые модели имеют изменяемые параметры.


Управляя виртуальной моделью, опробуйте все органы управления и получите первоначальные навыки управления экскаватором.
Не допускайте касаний ограничительных столбиков .


Используя кнопку "стабилизации положения ковша ", сделайте выводы о практической пользе данной системы.


Осуществите загрузку двух грузовиков рации . Остановка грузовика - по звуковому сигналу табло на экране.


Не допускайте касания экскаватора с ограничительным столбиком и грузовиком. Старайтесь минимизировать потери перегружаемого материала. Для модели с обратной лопатой при копании необходимо использовать упоры .


Для обоих моделей Вы можете выбрать различные типы грунта, отличающиеся своей сыпучестью .


2. Перегрузка сыпучих материалов

Экскаватор с прямой лопатой
Экскаватор с обратной лопатой

С помощью ковша осуществите планировку откоса выемки в соответствии с "шаблоном"
Не допускайте касаний ограничительных столбиков .

Для модели с обратной лопатой используйте упоры .


С помощью экскаватора со стандартной рукоятью осуществите загрузку грузовика грунтом. Вызов и отъезд грузовика осуществляется с помощью рации . Остановка грузовика - по звуковому сигналу . Контролируйте наполненность ковша, грузовика и размеры потерь перегружаемого материала по табло на экране. Не допускайте касания экскаватора с ограничительным столбиком и грузовиком, при работе используйте упоры .

С помощью экскаватора с телеметрической рукоятью осуществите перегрузку грунта из колодца на площадку . Зона разгрузки ограничена столбиками. Контролируйте наполненность ковша, зоны разгрузки и размеры потерь перегружаемого материала по табло на экране. Не допускайте касания экскаватора с ограничительными столбиками.

Уложите пандус и заедьте на платформу. Разверните ковш назад и зафиксируйте его на щите . После правильной установки экскаватора Вы получите соответственное сообщение .

Затем зафиксируете экскаватор с помощью брусков и растяжек . Установка брусков и растяжек осуществляется «мышью ». При неправильном их расположении они возвращаются назад.

Осуществите перегрузку брёвен со склада на склад . Контролируйте количество перегружаемых брёвен по табло потерь перегружаемого материала.

Осуществите погрузку брёвен со склада в два грузовых автомобиля . Максимальная вместимость одного автомобиля составляет 20 бревен. Контролируйте количество перегружаемых брёвен по табло на экране. Избегайте аварийных ситуаций и не допускайте потерь перегружаемого материала.

Колесные экскаваторы современных моделей могут быть оборудованы разными системами управления, но требования к ним предъявляются одни и те же, а именно управление должно быть удобным и легким.

Машинист должен управлять экскаватором, не прилагая больших усилий, так как только за один час работы ему иногда приходится производить до 4000 включений рабочих механизмов. Соответственно за смену это количество возрастает в несколько раз.

Требования к системе управления колесного экскаватора

От любой техники, используемой на строительных площадках, производстве или в карьере, требуется высокая производительность труда. К работе экскаватора предъявляются те же требования. Управление колесным экскаватором осуществляется машинистом, от быстроты действий которого зависит производительность работ.

Поэтому от системы управления экскаваторов, которые выпускают различные предприятия и фирмы, потребитель ждет определенных качеств:

1. Усилия, требующиеся для нажатия на рычаги и педали, не должны быть большими.

2. Включение механизмов должно происходить плавно.

3. Передача энергии от управления к механизмам должна быть мгновенной.

4. Регулирование требуется простое, но надежное.

5. Способность работать без сбоев при температурах от -50О до +50О.

6. Использование максимума автоматики.

Каждая взятая по отдельности система управления только частично может выполнить все эти требования.

Как управлять колесным трактором

Способы передачи энергии к механизмам экскаватора:

  • Рычажный. Могут использоваться механические сервомеханизмы. Простота конструкции и возможность плавного включения с высокой чувствительностью являются достоинством этого способа. Эксплуатация усложняется из-за наличия большого количества рычагов, тяг и шарниров. Управление требует много физической силы от машиниста.
  • Пневматический. Используется давление газа (воздуха). Плавное включение, возможность работать при выключенном двигателе, простая блокировка отдельных механизмов – все эти качества относятся к достоинствам этого способа.
  • Гидравлический. Используется механическая сила жидкости (масло). Достоинства: компактность и отсутствие рычагов со сложной конструкцией, требует мало усилий при управлении. Недостатки: динамические нагрузки на механизмы вследствие резкого включения.
  • Комбинированные. Сочетание нескольких способов в одной системе.

Комплектация определенной системой управления зависит от мощности экскаватора, типа привода, требуемой надежности действий. Большая емкость ковша требует больших усилий на рычаг управления, поэтому ручное механическое управление не подойдет. Оно используется в колесных экскаваторах с ковшом до 0,4 мг с одномоторным приводом.

Работа гидравлической системы управления

Эта система интенсивно совершенствовалась в последние годы, нашла самое широкое применение к конструкции экскаваторов, механизмы которых приводятся в движение от единственного двигателя.

Конструкция системы управления, основанной на гидравлике, имеет основные приборы и узлы:

  • Насос. Работает на высоком давлении. Обеспечивает в гидравлической системе движение жидкости. Работает от двигателя экскаватора.
  • Аккумулятор с фильтром, выполняющий роль при запуске двигателя временного напорного резервуара.
  • Распределительные и возвратные коллекторы, золотники управления.
  • Гидроцилиндры, которые находятся на механизмах. Предназначены для включения и выключения механизмов.

Трубопровод и соединительная арматура

Иногда в конструкции гидравлического управления насос не предусмотрен. В этом случае усилие на рычаг незначительно уменьшается, но сама система за счет давления жидкости имеет детали и узлы уменьшенного размера, не имеет сложной системы рычагов.

Гидравлическая система без использования насоса применяется на маломощных экскаваторах и отдельно для тормозной системы других моделей.

Системы управления с насосом и гидравликой полностью облегчают работу экскаваторщика, который передвигает только золотники. Усилие создается насосом, жидкость под давлением поступает в цилиндр, укрепленный на механизме.

Работа пневматической системы управления

Применяется на экскаваторах с разным объемом ковша. В работе системы используется обычный воздух. Давление не превышает 10 кГ/см2, поэтому цилиндры используются больших размеров и значительного веса, что относится к недостаткам пневматической системы управления.

Основные приборы и узлы конструкции пневматической системы:

  • Компрессор, нагнетающий воздух в систему.
  • Масловодоотделитель.
  • Ресивер.
  • Регулятор давления.

От компрессора поступает сжатый воздух в маслосборник, затем через обратный клапан по трубопроводу попадает в резервуары. По пути в рабочие цилиндры сжатый воздух освобождается от влажности в сборнике конденсата, регулируется в электропневматическом распределителе.

Управление золотниками может выполняться ручным или электромагнитным способом.

Похожие материалы

К атегория:

Экскаваторы

Основы высокопроизводительной работы экскаваторов


Успешное применение экскаваторов зависит не только от вида и сложности земляного сооружения, при строительстве которого они используются, ее мощности и типа рабочего оборудования, но в большой мере также от вида и свойств грунта, который экскаватор должен разрабатывать.

Экскаваторы предназначены для ведения земляных работ в грунтах 1-1У группы. Они могут также разрабатывать и другие группы грунта, например предварительно взрыхленные, скальные и мерзлые грунты (ХШ группы).



Группы грунта характеризуют трудность их разработки. I группа -это наиболее легкие для копания грунты, Ц группа – более трудные для копания грунты, Ш - еще более трудные и т.д. Трудность разработки, грунта зависит от его свойств, плотности, выражающейся в тоннах на кубический метр объема грунта. Чем труднее грунт для разработки, тем меньше производительность экскаватора.

Каждый машинист, приступая к работе, должен знать вид грунта; который ему придется разрабатывать, с тем, чтобы представлять, на какую производительность экскаватора можно рассчитывать в таких условиях.

При взгляде на таблицу видно, что один и тот же грунт может относиться к разным группам, если его состояние изменилось (например, был рыхлый, а стал отвердевшим).

Какое именно земляное сооружение необходимо возвести в данных грунтовых условиях известно машинисту из проекта и технологических карт производства работ. В них приведены размеры земляных сооружений, расстановка транспортных средств, пути передвижения экскаватора и автотранспорта. Каждому машинисту дается исходя из этих документов определенное задание с указанием срока его выполнения. И тут ему важно применить такие методы и приемы работ, при которых производительность экскаватора будет наивысшей.

Прежде чем перейти к рассмотрению передовой организации работы экскаваторов с различным рабочим оборудованием, необходимо коротко познакомиться с видами земляных сооружений, на строительстве которых используются экскаваторы.

Размеры и форма земляных сооружений (рис.37) диктуют применение экскаваторов определенных типов с определенным рабочим оборудованием.

Так, большие каналы (рис.37,а) сооружаются преимущественно с использованием оборудования драглайн. Небольшие по ширине и глубине ирригационные каналы строятся многоковшовыми экскаваторами. Планировка откосов у каналов (рис.37,я), насыпей (рис.37,6) и плотин (рис.37,в) ведется экскаваторами с телескопическим оборудованием или драглайном.

При строительстве котлованов (рис. 37,?) больших размеров применяются экскаваторы с оборудованием драглайн и прямая лопата, а при сооружении небольших котлованов – экскаваторы с обратной лопатой. Сооружение больших полувыемок (рис.37,й) (полувыемка - односторонняя выемка на косогоре) осуществляется экскаваторами с оборудованием прямая лопата, а полных выемок - еще и с применением драглайна. Небольшие выемки, например, в дорожном полотне, разрабатываются экскаваторами с оборудованием обратная лопата. Траншеи (рис. 37, е) успешно сооружаются многоковшовыми экскаваторами.

Помимо строительства указанных земляных сооружений большой объем работы выполняют экскаваторы по разработке грунтов в карьерах (рис.37,лг) с погрузкой в автосамосвалы и другие транспортные средства. Это объясняется тем, что в такие земляные сооружения, как насыпи, плотины и др., часто необходимо закладывать специально подобранные в карьерах грунты, а не те, что находятся в непосредственной близости от сооружения.

Рис. 37. Земляные сооружения, при строительстве которых используются торы:
а – канал; б – насыпь; в – плотина; г - котлован; д – полувыемка: е – траншея; ж – карьер

Все перечисленные выше земляные сооружения экскаватор копает постепенно, перемещаясь по мере готовности части сооружения на новое место в пределах проектных габаритов. При этом каждый раз он охватывает такую зону работ, какая достижима для его рабочего оборудования. Зону работы экскаватора называют забоем. Под забоем понимается место расположения экскаватора, место копания грунта и место нахождения автотранспорта или выгрузки грунта в отвал, когда автотранспорт не используется.

Размеры забоя выбираются такими, чтобы экскаватор мог работать с наивысшей производительностью, т.е. с минимальными затратами времени на наполнение ковша грунтом, поворот к месту выгрузки грунта, выгрузку грунта и возвращение ковша в исходное для копания положение.

Чтобы обеспечить высокую производительность экскаватора, машинист должен выполнять следующие общие для всех типов экскаваторов условия:
1. Выбирать форму и ширину забоев такими, при которых угол поворота экскаватора к месту выгрузки грунта не превышал бы 70°- При этом учитывать, что чем меньше угол поворота ковша, тем меньше времени будет’затрачено на поворот.
Так как этот угол зависит от положения автотранспорта, то следует предусматривать наиболее выгодные для работы экскаватора пути подъезда автотранспорта и очередность его загрузки.
2. Высоту или глубину забоев необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы ковш был заполнен “с шапкой” за одно движение ковша. Величина “шапки” над ковшом, как известно, зависит от угла естественного откоса грунта (у сухого песка 25-35°, у сухой глины – 40-45°); за счет “шапки” объем грунта в ковше увеличивается на 20-25%.
3. Выбирать длину забоя такой, чтобы число перемещений экскаватора было минимальным, так как маневрирование и перебазирование машины вызывает потери ее производительности.
4. Тщательно подготавливать дно забоя, по которому перемещается экскаватор, сглаживания излишние неровности, убирая камни и валуны, обеспечивая дну уклон для предотвращения скапливания грунтовых и поверхностных вод.

Машинист не должен пытаться загрузить в ковш крупные камни, валуны, обломки скальных пород, затрачивая на это полезное время работы. Их либо обходят, либо отодвигают ковшом в сторону.

Плохие грунтовые условия в забое могут усложнить движение автотранспорта, создать паузы в его загрузке и тем самым снизить производительность экскаватора при работе в забое.

5. Стремиться к уменьшению времени рабочих операций. Если, например, у одноковшовых полноповоротных экскаваторов время полного рабочего цикла (копание – перенос грунта – выгрузка – возвращение ковша в исходное для копания положение) занимает от 10 (небольшие экскаваторы и легкий грунт) до 30 с (большие машины и тяжелый грунт), то сократить время цикла можно благодаря сокращению времени наполнения ковша, совмещению поворота ковша на выгрузку с его подъемом на высоту выгрузки, совмещению окончания поворота с началом выгрузки грунта (особенно при выгрузке в отвал), совмещению возвратного поворота порожнего ковша с его опусканием к месту копания в забое.

Эти рабочие приемы, экономящие по нескольку секунд на каждом цикле, дают большой эффект в течение всей смены. Передовые машинисты берегут, совмещая операции, до 5-6 с на одном цикле.

6. Стремиться к сокращению непроизводительных простоев экскаватора, связанных с техническим обслуживанием машины, очисткой ковша, заправкой горючесмазочными материалами и др.

Техническое состояние зависит от того, насколько своевременно и тщательно машинист проводит техническое обслуживание, смазку, регулировку узлов и мелкий ремонт экскаватора. Работать можно только на полностью подготовленной и исправной машине.

Затраты времени на передвижение экскаватора в забое могут быть сокращены благодаря выбору минимального пути движения и маневрирования машины, а также увеличению скорости ее движения.

Ковш экскаватора необходимо регулярно очищать, так как налипший на внутренние стенки и днище ковша грунт уменьшает его вместимость. Однако проводить очистку лучше в период планируемых простоев экскаватора (при заправке топливом, плановой профилактике и пр.) или при технологических простоях машины (подготовке забоя), а также при возможных организационных простоях (отсутствие автотранспорта).

Заправлять экскаватор топливом и маслом нужно до начала рабочей смены. Дозаправку лучше всего производить во время планируемых остановок.

7. Использовать мощность экскаватора и его конструктивных возможностей как можно более полно исходя из конкретных условий работы в забое. Так, если позволяет грунт и достаточна мощность двигателя, надо копать с максимально возможной толщиной стружки. Это даст возможность сократить путь движения ковша, а следовательно, и время копания.

8. Поддерживать в хорошем состоянии режущие части ковша (зубьев или сплошных режущих кромок у ковшей без зубьев). Они должны быть острыми и не иметь повреждений. Необходимо своевременно производить профилактический ремонт режущих частей ковша и восстанавливать их первоначальные размеры.

Нужно также следить за правильной установкой угла резания ковша по отношению к грунту, так как от этого зависит усилие, затрачиваемое на копание грунта. Неправильно установленный угол резания ковша ведет к непроизводительной перегрузке двигателя экскаватора. Для нормальной разработки грунтов рекомендуется устанавливать между верхней поверхностью зубьев и поверхностью грунта угол, равный 25-45°. У экскаватора с канатным приводом это достигается переменой места крепления ковша на рукояти. На гидравлической машине угол резания устанавливается наклоном ковша с помощью гидроцилиндра.

9. Организовать рациональное движение автотранспорта и мест загрузки с помощью указывающих вешек ограничительных брусьев и др.

10. Аккуратно выгружать из ковша, не допускать касания ковша о кузов автосамосвала.

11. Следить за тем, чтобы полный рабочий цикл экскаватора (копание – поворот ковша на выгрузку – выгрузка – возвращение ковша в исходное положение) был в пределах 11-19 с при копании легких грунтов Ц- 1] группы) с поворотом на угол до 90° и 14-30 с при копании средних и тяжелых грунтов (Ш~!У группы) с теми же углами поворота (меньшие секунды относятся к экскаваторам с меньшей вместимостью ковша).

12. Полностью (но не излишне) загружать автотранспорт, так как недогрузка снижает эффективность его использования, а перегрузка приводит к поломкам автомобилей. Для этого машинист экскаватора должен знать, какой объем грунта помещается в кузов самосвалов различных марок.

13. Сообщать водителям автотранспортных средств с помощью звукового сигнала о конце загрузки, чтобы обеспечить своевременный отъезд загруженного транспорта и подъезд порожнего, и, следовательно, о бесперебойной работе экскаватора.

Размеры и форма забоя зависят в первую очередь от размеров экскаватора вида и размеров его рабочего оборудования и вида автотранспорта. Так, у экскаватора с оборудованием драглайн, снабженного длинной стрелой, забой имеет большие размеры по площади, чем у экскаватора с оборудованием прямая лопата, предельная удаленность ковша которого небольшая. Самые маленькие забои, как правило, у небольших многоковшовых и навесных одноковшовых экскаваторов.

Но размеры забоя зависят также от величины тех земляных сооружений, которые необходимо построить. Есть прямая связь между размерами сооружений, габаритами экскаватора и его рабочими параметрами (вместимостью ковша, мощностью и пр.). Чем значительнее земляные работы, тем мощнее и крупнее требуются для них экскаваторы.

Приступая к работе в забое, машинист должен заранее продумать, как достичь на экскаваторе наивысшей производительности в данных конкретных условиях, и соответствующим образом подготовить машину к работе.

Помимо общих требований и приемов, которые относятся ко всем экскаваторам в целом, экскаваторы каждого типа с конкретным рабочим оборудованием (прямая лопата, обратная лопата и т.д.) для высокопроизводительной работы требуют определенных, специфичных именно для них приемов и организации работы в забое. Эти вопросы рассматриваются в следующих главах.

Как устроен и работает шагающий экскаватор aslan wrote in September 8th, 2017

Когда я ехал снимать добычу угля, в первую очередь мне было интересно увидеть шагающие экскаваторы, как работает и устроен этот исполин угольных разрезов.

Сегодня в мы посмотрим в каких условиях обитает этот техномонстр, чем он питается, и даже побываем внутри этого промышленного мастодонта.



Как я рассказывал в репортаже про добычу угля в Амурской области, в названии каждого экскаватора стоят аббревиатуры. Например, ЭШ 15/90 значит - Экскаватор Шагающий, 15 кубометров - объем ковша, а 90 метров - длина стрелы.

Всего на разрезах "Амурского угля" задействовано 24 таких монстра, отличающихся длиной стрелы и объемом ковша. В одни ковши спокойно поместится уазик "буханка", а в другие - внедорожник Лэнд Крузер. Сам экскаватор, который также называют драглайном, выше пятиэтажного дома.

В кабине машины все устроено просто и надежно. Управление ведется с помощью рычагов и педалей установленных на командоконтроллерах системы управления. Тяговая и подъёмная лебёдка приводят в движение канаты и соответственно ковш. Вращение экскаватора производится проводом поворота. Пульт управления шаганием находится в задней части кабины.

Работа на драглайне круглосуточная и без выходных: бригады трудятся посменно. Небольшие послабления в работе могут сделать лишь в случае аномально низкой температуры - когда повышается хрупкость металла, и есть риск поломки техники.

За месяц экипаж экскаватора должен вскрыть около 300 тыс. кубометров породы. На один цикл - зачерпнуть -перенести-высыпать - машинист тратит около 60 секунд.

Большая часть подобной техники работающей, на разрезах "Русского Угля" создавалась еще в Советском Союзе, на территории Украины в г. Краматорск.

Сейчас шагающим экскаваторам в среднем по 25-30 лет, и как мне объяснили специалисты, для «шагарей» это считается не предельным возрастом, так как срок работы драглайнов при проведении соответствующих ремонтов может продолжаться ещё не один десяток лет. Эта техника изначально делается очень прочной и выносливой к тяжёлым условиям эксплуатации.

Но даже, несмотря на то, что это "отечественный" продукт, драглайн стоит космических денег. Б/у ЭШ возраста около 30-40 лет можно купить за 60-80 млн. рублей. А цена на новый и вовсе может доходить до 2 миллиардов рублей (!).

Кстати, в их монтаже на разрезе чаще всего участвуют те же машинисты, что и будут на них работать. Монтаж одного ЭШ занимает около года. В случае необходимости драглайны демонтируют и перевозят на другой разрез.

В случае поломок экипаж драглайна должен уметь починить машину и оказать «захворавшему» гиганту первую техническую помощь. Так что неудивительно, что машинисты экскаваторов - белая кость разреза, а их зарплата выше средней по всему региону.

Каждая операция при работе драглайна выполняется отдельными двигателями, которые отвечают за подъем тросов, поворот корпуса машины и шагание. На каждом приводе установлена своя тормозная система.


Для меня было открытием, что шагающие экскаваторы (и многие другие экскаваторы тоже) работают на электричестве. Каждый горный участок разреза получает электроэнергию от подстанции напряжением 35/6 кВ.

Ну и наконец, средства передвижения такого экскаватора - опорных башмаков, «лыжи», выбирай любое название на вкус - все подходят. Перемещается драглайн с помощью гидравлического механизма, который состоит из двух главных и двух вспомогательных цилиндров, насосной установки и гидроаппаратуры. Нижние части цилиндров крепятся к гигантским опорным башмакам, по одному с каждой стороны экскаватора. У ЭШ 15/90 они имеют длину 14 метров.

Приподнявшись на опорных башмаках, гигантский механизм двигается на два метра, это занимает примерно одну минуту. Нетрудно посчитать, что экскаватор движется со скоростью около 60 метров в час. Черепаха и то движется быстрее, скажете вы, но драглайну спешить некуда, дальше разреза ему шагать не надо.

Однако во время работы ЭШ стоит на опорной базе - металлическом диске диаметром 14 метров, в то время как опорные башмаки подняты. Большой диаметр диска оказывает давление, сравнимое с давлением шин обычного легкового автомобиля.


Так как на разрезах необходимо обеспечивать непрерывную работу техники, то она время от времени нуждается в ремонте. Для этого случая у "Амурского угля" есть собственный Ремонтно-механический завод.

Чем же могут болеть стальные гиганты? Больше всего изнашиваются ковши, ломаются зубья, стираются шестерни, отказывают электродвигатели, которые испытывают на себе круглосуточную эксплуатацию в тяжелых климатических условиях и еще много различных деталей нуждается в периодическом ремонте.

В этом цеху делают замену обмотки статора.

Если ранее это делали вручную, то сейчас для этой операции есть специальный станок, делающий эту монотонную работу быстро и качественно.

Также здесь восстанавливают ковши, которые нуждаются в ремонте каждые полгода. Экскаваторы укомплектованы несколькими ковшами, поэтому ремонты не влияют на производственный процесс. Пока ремонтируется один ковш, в работе на разрезе задействован запасной.

Как мне сказали специалисты, при проектировании узлов и агрегатов драглайнов использовались лучшие сорта стали и сплавов, для того, чтобы увеличить надежность машин. Конечно, это создает дополнительные сложности при ремонте, но и ремонт происходит гораздо реже.

Предварительно делают такие формы из утрамбованного влажного песка.


Есть формы покрупнее.

Затем в предварительно нагретую емкость наливают сплав, в котором кроме стали еще множество добавок.

Вокруг жара, но работа литейщиков столь увлекательна, что за ней хочется наблюдать, не отрывая взгляд ни на минуту.

Затем с помощью крана разливочный ковш со сталью транспортируют к формам. После чего в дело вступает литейщик с деревянной счищалкой, которой убирает шлак с поверхности жидкой стали.

И сталь заливается в формы.

Брызги металла создают красивую, но опасную картинку. Наблюдающим лучше держаться подальше.

Формы какое-то время пылают и клокочут, их время от времени поливают водой.

В итоге получаются вот такие заготовки, которые обрабатываются на станках.

После обработки.

Несмотря на хайтек, нанотехнологии и прочие удобства нынешнего века, этим техномонстрам не найдено альтернативы и им пока не грозит участь динозавров. Пока в таких машинах есть нужда, они будут работать как и прежде - круглосуточно и в любых условиях, ежедневно давая стране угля и обеспечивая тепло и свет в миллионах домов россиян.

Спасибо, что дочитали! А за хороший комментарий двойная благодарность)

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!