Что лучше для гбо метан или пропан бутан. Что взрывоопаснее пропан или метан

Всем опытным автомобилистам прекрасно известно, что цены на бензин и дизельное топливо растут, что называется, не по дням, а по часам, причем вне зависимости от того, дорожает нефть или дешевеет. Именно по этой причине многие владельцы транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, задумываются над тем, чтобы перевести свои машины на газовое топливо. При этом у них неизбежно возникает вопрос, что лучше, метан или пропан.

Именно их потребляют автомобили, переведенные на газ. Как свидетельствует статистика, на данный момент примерно 70% машин, оснащенных газобаллонным оборудованием (ГБО) работают на пропане, а 30% - на метане. У каждого из этих разновидностей газов есть как сторонники, так и противники, и поэтому прежде чем переводить свое авто на один из них (что, кстати говоря, связано с немаленькими расходами на специальное оборудование, его монтаж и наладку), нужно тщательно взвесить все «за и против» каждого из вариантов.

Прежде всего, необходимо как следует разобраться в том, что представляет собой каждый из газов, как их получают, каковы их основные характеристики. По сути дела, именно они во многом определяют то, в пользу какого из них имеет смысл сделать выбор.

Пропан

С точки зрения химической классификации, пропан является органическим веществом и относится к классу алканов. Чаще всего он, так же, как и бензин или дизельное топливо, является продуктом переработки нефти, из которой выделяется в ходе такого технологического процесса, как крекинг. Впрочем, существуют и все более широко применяются на практике технологии получения пропана из природного газа.

Пропан - это углеводородный газ, он тяжелее воздуха и является взрывоопасным, если его содержание в окружающей среде превышает 2,1%. В качестве автомобильного топлива он используется не в чистом виде, а в смеси с бутаном или этаном, которая закачивается под давлением в 10-15 атмосфер в баллоны, и содержится в них в сжиженном виде. Кстати говоря, пропан можно встретить и в быту: именно им заполняются обычные газовые зажигалки.

Метан

По химической классификации метан относится к простейшим углеводородам. В отличие от пропана, он является природным газом и содержится в больших подземных месторождениях, из которых его и добывают практически в чистом виде. После извлечения из недр он проходит фильтрацию, и в него добавляются так называемые одонаторы, чтобы придать запах (в чистом виде метан его не имеет). В отличие от пропана метан не сжижается и содержится в баллонах под большим давлением. Они должны иметь повышенную прочность и из-за значительной толщины стенок имеют довольно внушительный вес.

Так же, как и пропан, метан взрывоопасен, однако в гораздо более серьезной концентрации в окружающей среде: более 4,4%. Поскольку он очень легкий, то легко уносится воздушными потоками, так что в угрожающих количествах он может накапливаться только в замкнутых пространствах. В быту метан встречается практически повсеместно: именно он является топливом при использовании бытовых газовых плит.

Преимущества и недостатки метана и пропана

Оба эти газа существенно дешевле бензина, что и является основной причиной их все более широкого применения в качества топлива для двигателей внутреннего сгорания автомобилей. Относительно невысокая стоимость, однако, является далеко не единственным достоинством пропана и метана.

Среди прочих особо следует выделить следующие:

  • Оба эти газа отличаются высокой степенью экологической безопасности: при сгорании они выделяют в атмосферу существенно меньше вредных веществ, чем бензин или дизельное топливо;
  • И пропан, и метан, можно заправлять в значительных объемах, что существенно продлевает срок езды без дополнительной заправки топливом;
  • Применение в качестве горючего этих газов влечет за собой гораздо более медленный износ двигателя, чем при использовании бензина или солярки (особенно это касается специально приспособленных «под газ» силовых агрегатов).

В то же самое время и пропан, и метан имеют некоторые минусы по сравнению с соляркой и бензином. Прежде всего, следует заметить, что они пока не столь широко используются в качестве топлива, поэтому газовых заправочных станций существенно меньше, да и центров сервисного обслуживания автомобилей с установленным на них газовым оборудованием - тоже. Еще один весьма существенный недостаток - это то, что при переводе автомобиля на газ довольно значительно снижается мощность двигателя.

Если же сравнивать как автомобильное топливо метан и пропан между собой, то картина также получается весьма неоднозначная. Что касается стоимости, то метан существенно дешевле пропана, однако газобаллонное оборудование для него значительно (примерно на 70%) дороже. Таким образом, можно сделать вывод, что переводить автомобиль именно на метан имеет смысл тогда, когда предполагается его длительная и весьма активная эксплуатация. С течением времени за счет более низкой стоимости метана ГБО окупается, и использовать именно этот газ становится практически однозначно выгоднее, чем пропан.

Справедливости ради, следует заметить, что переводить авто именно на метан имеет смысл тогда, когда есть возможность без проблем заправляться этим газом. Дело в том, что «метановых» АЗС пока существенно меньше, чем «пропановых».

К неоспоримым достоинствам метана следует отнести и то, что он намного менее взрывоопасен, чем пропан. Специалисты вообще считают, что благодаря способности очень быстро рассеиваться в атмосфере этот газ вообще является наиболее безопасным среди практически всех других видов топлива. К тому же, следует учитывать и то обстоятельство, что из-за высокой прочности баллонов, используемых для заправки метаном, риск их повреждения при авариях существенно ниже, чем баллонов с пропаном (что, кстати говоря, вполне подтверждается статистикой ДТП).

При этом вес баллона с пропаном намного ниже, чем вес баллона с метаном. За счет того, что он содержится в емкости в сжиженном виде. Благодаря этому в одном и том же объеме его можно запасти существенно больше. Еще одним достаточно серьезным доводом в пользу использования в качестве топлива именно пропана является то, что падение мощности двигателя при его применении вместо бензина составляет всего около 5%, в то время как для метана эта величина составляет от 20% до 30%.

Некоторые выводы

Таким образом, можно констатировать, что однозначного преимущества нет ни у метана, ни у пропана, и окончательный выбор в пользу одного из этих видов газового топлива должен делать автомобилист, исходя из конкретных условий эксплуатации своего транспортного средства. Метан и дешевле, и безопасней, но ГБО для него обходится дороже, к тому же могут возникнуть проблемы с заправкой и серьезным падением мощности двигателя. Газобаллонное оборудование для пропана дешевле, сам этот газ довольно широко распространен, баллоны с ним весят меньше, однако он и опаснее, и дороже метана.

Видео о метане и пропане

Метан (CH 4) и пропан (C 3 H 8) – органические вещества класса алканов, простейшие углеводороды, природные газы. Метан и пропан отличаются длиной цепи, количественным составом молекул и свойствами.

Определение

Метан – первый представитель ряда насыщенных углеводородов. Он основная составляющая рудничных, болотных, природных и попутных нефтяных газов. Метан выделяется в процессе постепенного медленного разложения органических остатков под действием существенных температур, давлений и микроорганизмов, без доступа воздуха.

Метан плохо растворим в воде и прочих жидкостях (кетонах, альдегидах, низших спиртах). Однако он поглощается твердыми адсорбентами, к примеру, активированным углем, и углеводородами. У него обнаружена наименьшая способность сорбироваться, поэтому это свойство успешно используют для очистки метана от других газообразных примесей.

Пропан – принадлежит к классу алканов. Он обнаружен в природном газе, образуется при разделении «жирного» природного и попутного нефтяного газа, крекинге нефтепродуктов. Пропан, не обладающий цветом и запахом газ, малотоксичен и пожаро- и взрывоопасен, тяжелее воздуха.

Сравнение

Главное практическое отличие метана от пропана заключается в том, что метан обладает в 2,5 раза меньшей теплотой сгорания, чем пропан. Поэтому пропан, как топливо, гораздо эффективнее.

Метан существенно легче воздуха, чего не скажешь о пропане. При плохой изоляции метан утекает из системы и зависает в воздухе. При этом даже малейшее дуновение способствует его перемещению на значительные расстояния. Взрывоопасность метана в 2 раза больше, чем у пропана. Поэтому он более опасен для человеческой жизни.

Пропану присуще слабое наркотическое действие на живые организмы. Метан обладает наименьшей химической активностью. Метан с трудом конденсируется, а пропан легко сжижается холодной водой при соответствующем давлении. Для метана по сравнению с пропаном характерна наименьшая реакционная способность.

Выводы сайт

  1. Пропан в качестве топлива более эффективен, чем метан.
  2. Метан инертнее пропана. Пропан активнее вступает в химические реакции.
  3. Пропан обладает наркотическим воздействием, а метан более взрывоопасен.

Пропан — это сжиженный нефтяной газ, хранится в баллонах в жидком состоянии под давлением 10-16 атмосфер и измеряется в литрах. Цена за 1 л пропана в среднем в 2 раза дешевле бензина АИ-95. Пропан образуется в результате переработки нефтепродуктов, на сегодняшний день более распространен в системах ГБО для легкового и частного транспорта.

Метан — это компримированный природный газ. Проще говоря, это газ, который вырабатывается в природе естественным образом. Метан хранится под давлением 200-250 атмосфер и исчисляется кубометрами, потому что эксплуатируется в газообразном состоянии. Метан используется в основном в газотопливных системах для промышленного и грузового транспорта.

Для хранения метана, эквивалентного по теплотворности пропану, требуется в три раза больший объем: в баллон емкостью 100 л можно «закачать» примерно 25 кубов метана или около 90 л пропана. По отношению к бензину пропан и метан также имеют разную теплотворность: 1 л бензина = 1,15 л пропана = 0,95 кубометров метана.

К преимуществам метана для использования в ГБО можно отнести его стоимость и стабильность цен. Метан, как правило, стоит в 2,5-3 раза дешевле бензина АИ-92 и цена эта меняется намного реже, чем цена на другое топливо.

Планирую установить оборудование, что лучше метан или пропан? Актуальная на сегодняшний день тема, в виду стремительного подорожания стоимости топлива, что стает для многих проблемой в использовании автотранспорта.

Нельзя сказать, что альтернатива в виде газа существенно дешевле, но разница все-таки ощутима. Тем более, что переход на альтернативу не означает полноценный отказ от привычного нам бензина, просто его потребление будет максимально сокращено.

С другой стороны это апгрейд и принуждение мотор потреблять иное топливо, при этом требовать от него определенных характеристик. О том, как это можно сделать с наименьшими потерями, давайте рассмотрим в данной статье.

Плюсы и минусы каждого варианта

Что лучше метан или пропан? Для точного и объективного ответа на данный вопрос давайте сразу перейдем к делу и рассмотрим оба вида. Сразу запомните: метан – газ природный, пропан – сжиженный углеводородный.

Пропан

Плюсы:

  • Процесс монтажа системы газобаллонного оборудования ГБО прост и легок;
  • Арендуемая площадь на порядок меньше чем у метана;
  • На полном баллоне можно смело проехать до 380 км. без дозаправки;
  • Стоимость установки в два раза дешевле, чем для метана;
  • Октановое число – 100;
  • Заправки на каждом шагу.

Минусы:
  • В связи с меньшей плотностью, чем у бензина, а соответственно и меньшей наполняемостью цилиндров, перерасход с бензином составляет порядка 10-11%;
  • Показатель мощности авто уменьшается порядком на 5-6%.
Для справки, во многих странах Европы очень активно внедряется предподготовка для метановых установок. А некоторые концерны запускают в серийное производство с готовым оборудованием. Так, что у собственников не возникает трудностей с переоформлением установки и получения соответствующих разрешительных документов.

Метан

По своему молекулярному составу этот газ в несколько тысяч раз меньше по плотности бензина. Для 30 л. бензина необходим бак в 30000 л. метана. Разница явно очевидна. Чтобы как-то приспособить метан, его сжимают давлением атмосфер до 250-270 и закачивают в баллон. Октановое число несколько выше и составляет 110 единиц.

Плюсы:

  • Практически 100% экологичность и безвредность для человеческого организма;
  • Природность топлива;
  • Реальная экономия денег и топлива;
  • Летучесть газа. Даже если вдруг произошла утечка или повреждение канала, газ быстро улетучится в воздух.
Минусы:
  • Газобаллонное оборудование занимает в два раза больше места в багажном отделении. Что многих не устраивает, так как польза от автомобиля существенно сокращается в плане доступности к перевозкам груза;
  • Количество заправок минимально. Трудности могут возникнуть с дозаправкой по пути следования. Правда, такое замечается только в станах СНГ.

Для полной объективности рассмотрим следующие сравнения, где первым будет идти пропан, а вторым метан:

  • Цена: низка / высокая;
  • Стоимость относительно бензина: 1,7-1,9 р. / в 2,9 р. дешевле;
  • Расход на 10 л.: 11,0 – 12,0 л. / 8,5 – 9,0 л.;
  • Масса баллона: 25-35 кг. / 65-130 кг.;
  • Запас хода: 650 - 1100 км. / 270-370 км.;
  • Взрывоопасность: 2,2% /4,5%;
  • Губительное действие на двигатель: высоко / низко;
  • Степень сжатия в баллоне: 15 атм. / 250-300 атм.;
  • Экология: высокий показатель / полная безопасность;
  • Снижение мощности: 5-6% / 25-30%;
  • Октановое число: 100 / 110;
  • Доступность: достаточная/минимальная.

Вот теперь каждый желающий может в полном объеме ознакомиться с объективными показателями по тому или иному виду топлива.

Сделать для себя итоговые выводы в плане, что лучше метан или пропан? Сопоставить мощность фактическую с будущей, и как это будет влиять на манеру . Обязательно, при установке проверяйте наличие разрешительных документов у автосервиса, а также берите оригиналы документов, подтверждающие монтаж данной системы.

Альтернативное топливо - природный газ - всё чаще применяется в системах «питания» автомобилей, причём число желающих переоборудовать своего «любимца» на газобаллонное оборудование с каждым годом лишь возрастает. Перед каждым автолюбителем в этом случае встаёт вопрос, требующий безотлагательного ответа. А именно, что лучше: метан или пропан на авто?

По статистике все пользователи газобаллонного оборудования для автомобилей по роду применяемого в нём газа находятся в следующем соотношении:

  • 70% - метан;
  • 30% - пропан.

Чтобы разобраться в мотивах таких приоритетов, нужно суметь подойти к разбору ситуации объективно, с учётом не только большой разницы в стоимости жидкого газа и бензина, но и в эксплуатационных качествах как устанавливаемого дополнительного оборудования, так и самого автомобиля. В любом случае переоборудование автомашины на газ оправдано экономически, это мероприятие уже за короткий срок эксплуатации окупает все вложения и становится очень выгодным.

К несомненному преимуществу газа относится его экологичность, так как сгорающий в двигателе метан или пропан не приводит к выбросам в окружающую среду вредных для человека свинцовых и серных соединений, доля оксида углерода в выхлопных газах двигателей с газобаллонным оборудованием также значительно ниже, чем у бензиновых. Конкретные выявляются лишь в подробном анализе.

Немало автолюбителей отказывается от использования газа потому, что при нём мощностные характеристики автомобиля незначительно снижаются, что отражается на его динамических характеристиках, становится заметным при разгонах и троганиях с места. Снижение мощностных характеристик при переходе на газ обычно не превышает 5% от паспортных. Газ не может так быстро сгорать, как бензин или дизельное топливо, поэтому температура двигателя при работе незначительно, но повышается.

Сравнительная характеристика метана и пропана

Чтобы сделать вывод о том, какой газ лучше для авто: пропан или метан, нужно сравнить между собой эксплуатационные характеристики метана и пропана, удельный расход газа на километр пробега и некоторые другие показатели.

Что общего

У метана и пропана при использовании их в автомобилях много общих качеств. Эксплуатируя автомобиль на метане или пропане, владелец получает неизменный выигрыш, ведь цена одного литра газа примерно вдвое ниже, чем стоимость литра традиционного топлива. Но пропан-бутан и метан сравнение с бензином выдерживают лишь в том случае, если для автовладельца не играют роль следующие факторы:

  • пунктов заправки машин газом в РФ намного меньше, чем традиционных АЗС;
  • в стране недостаёт центров по обслуживанию и ремонту ГБО;
  • при замене бензина на газ мощность двигателя снижается.

Первые два из перечисленных недостатков относятся в основном к автомобилям на метане или пропане, эксплуатируемым вдалеке от крупных городов или территориальных центров, где всегда в достатке имеются любые ЦТО и пункты заправки машин газом.

Какие отличия

Анализ того, чем отличается метан от пропана при использовании их в качестве автомобильного топлива, требует более глубоко разобраться с природой обоих газов и их свойствами. Пропан относится к органической группе алканов, выделяемых при переработке (крекинге) сырой нефти, второй способ его получения - из природного газа. Если концентрация пропана в воздухе достигает 2,1%, смесь считается взрывоопасной. Процесс извлечения пропана из сырой нефти предопределяет наличие в нём масел и различных попутных примесей, из-за этого возникает необходимость его дополнительной очистки при подаче в автомобильный мотор.


Метан относится к простейшим углеводородам, плотность его ниже, чем у воздуха. В силу этого обстоятельства он всегда устремляется вверх и скапливаться в ограниченном объёме не способен, у него нет цвета и запаха. Однако этих обстоятельств недостаточно, чтобы метан достиг такого же распространения в автомобилях, как пропан.

Добывают метан из-под земли и для того, чтобы он обладал запахом, в него вводятся специальные добавки - одоранты. Это предупреждает человека об опасной загазованности в зоне его пребывания, ведь при высокой концентрации метан ядовит. Чтобы получить из метана автомобильное топливо, его сжимают до 200 атм. и более, а для хранения используют прочные и тяжёлые баллоны.

Технические показатели

В силу большого различия свойств метана и пропана, их технические показатели при использовании в качестве автомобильного топлива также отличаются. Главные из этих отличий:

  • если снижение мощности автомобиля при переоборудовании его на пропан составляет около 4%, то при переводе на метан потеря составляет до 20%;
  • монтаж и стоимость автомобильного ГБО на метане значительно выше, чем на пропане, разница составляет около 70%;
  • метановые баллоны ёмкостью 65 л имеют массу свыше 70 килограммов, а для обеспечения пробега легкового автомобиля в 600 километров требуется не менее 100 литров газа;
  • баллон с пропановой смесью объёмом в 65 литров и массой около 50 килограммов позволяет проехать на легковом автомобиле средней мощности не менее 600 километров.

К сравнительным показателям нужно добавить и то, что заправки метаном встречаются гораздо реже, чем пропаном, что позволяет большинству владельцев автомобилей с ГБО на метане пользоваться газом лишь при поездках в зоне пробега на одной заправке.

Безопасность

Нельзя сбрасывать с чаши весов тот факт, что газ более взрывоопасен, чем воздушная смесь на основе паров бензина или дизельного топлива. Если в ГБО автомобиля возникают утечки метана или пропана, то на человека смесь газа оказывает наркотическое влияние, схожее с эффектом от вдыхания курильщиками газа из зажигалки.

Указанные риски реальны, но не настолько, чтобы постоянно ощущать опасность при использовании метана или пропана. При регулярном проведении технического осмотра машины на газе они сводятся к минимуму. Владелец автомобиля на метане или пропане должен быть внимателен к возможным утечкам в местах неплотных соединений трубопроводов или из элементов ГБО. В первую очередь, это обнаруживается по специфическому запаху, который имеет газ.

Чтобы сделать вывод, метан или пропан, что безопаснее, нужно знать свойства этих газов. Пропан тяжелее воздуха и способен собираться в низких выемках конструкций, строений, создавая опасные для человека концентрации. А вот метан легче воздуха и при утечке он улетучивается вверх, не создавая взрывоопасных концентраций. Важно при анализе безопасности учесть очень большое давление в метановых баллонах, что также является важным фактором опасности в случае ДТП или непреднамеренной разгерметизации ГБО.

Вопрос о том, метан использовать или пропан, что безопаснее теряет свою актуальность, если установку на автомобиль ГБО производят профессионалы. Сертифицированные центры выдают клиенту гарантию безопасности использования оборудования, его качества.

Экологичность

В сравнении с бензином или дизельным топливом, автомобили на газе значительно экологичнее, так как в продуктах сгорания метана или пропана нет соединений свинца и серы. Именно эти выбросы газа наиболее вредны для человека. Содержание оксида углерода и окиси азота в выхлопных газах машин с ГБО обычно в 2-3 раза ниже, чем при использовании традиционных видов топлива. Задымленность при работе двигателя на газе по сравнению с бензином снижается в 9 раз.


Отличие метана от пропан-бутана в экологическом плане заключается в том, что метан менее вреден, к тому же он полностью сгорает в двигателе. Метан легче воздуха и за счёт своей летучести не образует никаких вредоносных смесей. Если рассуждать в глобальном масштабе, то метан, поднимаясь в верхние слои атмосферы, отрицательно влияет на величину озонового слоя, что опасно для планеты в целом.

Какому газу для авто отдать предпочтение

Разбираясь, что лучше: метан или пропан на авто, нужно учесть несколько факторов.

  1. Баллоны метана имеют большую толщину стенок и определённую форму, они занимают много места, поэтому переводить легковой автомобиль на метан - сомнительное предприятие. Для пропана же подходят ёмкости любой формы, которые легко адаптировать под технологические формы любого кузова.
  2. При заправке автомобиля метаном запас хода значительно меньший, чем пробег на одной заправке пропаном. И мало кто захочет размещать на своём автомобиле большое количество метановых баллонов, имеющих большой вес. Важный плюс метана - его дешевизна.
  3. Потеря мощности автомобиля при переводе на метан намного значительнее, чем при переводе на пропан.

Складывая всё, нетрудно прийти к выводу, что выгодна лишь в тех случаях, когда машина эксплуатируется на газе с высокой интенсивностью, но с небольшой рабочей нагрузкой в районе недалеко расположенной заправки метаном. Только в этом случае затраты на более дорогое метановое ГБО быстро окупятся, и переделка на газ начнёт приносить автовладельцу существенную экономию.