То 1 системы. Виды технического обслуживания автомобиля

Виды технического обслуживания и периодичность их проведения

  • контрольный осмотр (КО) автомобиля перед выездом в рейс, в пути и после возвращения из рейса;
  • текущее обслуживание (ТеО);
  • техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
  • техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
  • сезонное обслуживание (СеО).

Контрольный осмотр автомобиля включает:

  • осмотр автомобиля и места его стоянки, при этом на месте стоянки можно выявить следы подтекания масла, охлаждающей, гидравлической жидкости и топлива;
  • проверку наличия и уровней: масла в картере двигателя (по меткам щупа), охлаждающей жидкости в расширительном бачке, гидравлической жидкости в дополнительных бачках сцепления и тормозной системы, жидкости в бачке омывателя, гидравлической жидкости в гидроприводе усилителя руля. При необходимости нужно долить соответствующую жидкость до необходимого уровня;
  • проверку наличия в топливном бачке (по прибору на передней панели автомобиля) и отсутствие подтеканий топлива;
  • проверку функционирования приборов освещения, сигнализации и контрольно-измерительных приборов;
  • проверку исправности звукового сигнала;
  • проверку люфта рулевого колеса (для легковых автомобилей он должен быть не более 10 градусов);
  • проверку исправности подвески (при импульсном нажатии на капот или багажник автомобиля кузов должен совершить не более двух - трех колебаний);
  • проверку состояния колес и давления шин (не допускается эксплуатация, если шины имеют порезы, разрывы, оголяющие корд, расслоение каркаса, отслоения протектора и боковины, когда остаточная высота рисунка протектора менее 1,6 мм);
  • проверку действия сцепления, коробки передач, тормозной системы на ходу автомобиля;
  • проверку функционирования стеклоочистителя и омывателя стекол;
  • наличие обязательного оборудования автомобиля: знака аварийной остановки или красного мигающего фонаря, медицинской аптечки и огнетушителя.

Контрольный осмотр на остановках в пути включает:

  • проверку на ощупь нагрева тормозных барабанов или дисков, ступиц колес;
  • проверку отсутствия подтеканий топлива, масла, охлаждающей и гидравлической жидкости;
  • проверку давления шин внешним осмотром.

Контрольный осмотр после возвращения из рейса включает:

  • устранение недостатков, обнаруженных в пути;
  • проверку уровней масла, охлаждающей и гидравлической жидкостей, жидкости в бачке омывателя, наличия топлива и если нужно дозаправку автомобиля;
  • состояние колес и шин;
  • внутреннюю уборку и мойку автомобиля.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) включает контрольный осмотр автомобиля, работы, которые нужно провести по недостаткам, обнаруженным при контрольном осмотре, а также заправочные и уборочно-моечные работы. Кроме того, дополнительно проводятся через каждые 500-600 км пробега проверка давления в шинах, через каждые 2500-3000 км проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее.

ТО-1 проводится через каждые 6,10 или 15 тыс. км пробега (или один год эксплуатации) в зависимости от марки автомобиля и условий эксплуатации, при этом выполняются работы, указанные в «Пособии по эксплуатации» данной марки автомобиля. Некоторые автопроизводители (например, Oпель) устанавливают периодичность проведения ТО-1 - 15 000 км или после одного года эксплуатации.

При ТО-1 обычно проводится:

  • замена масла и масляного фильтра, проверка уровня охлаждающей жидкости в двигателе;
  • проверка плотности низкозамерзающей жидкости;
  • проверка и корректировка уровня жидкости в усилителе руля;
  • чистка и смазка клемм аккумулятора;
  • проверка состояния рулевого управления, подвески, тормозной системы, шаровых опор, ШРУСов и их пыльников;
  • очистка свечей от нагара, проверка и при необходимости регулировка зазоров между электродами;
  • замена центрального салонного фильтра;
  • проверка и при необходимости восстановление уровней гидравлической жидкости в бачках гидравлических приводов сцепления и тормозов;
  • регулировка натяжения ремня (цепи) привода газораспределительного механизма;
  • проверка износа тормозных колодок, дисков и барабанов;
  • компьютерная диагностика двигателя;
  • проверка состояния и обслуживание наконечников аккумуляторной батареи и хомутов проводов;
  • проверка уровней масла в картерах коробки передач и главной пере-дачи;
  • проверка наружного и внутреннего освещения и подсветки приборов;
  • проверка функционирования стеклоочистителя и стеклоомывателя;
  • проверка состояния тормозных колодок;
  • проверка и при необходимости регулировка стояночного тормоза;
  • проверка отсутствия подтеканий топлива, масла, жидкостей;
  • проверка и смазка замков, петель, защелки капота и ограничителей положения дверей;
  • проверка в движении исправного действия всех узлов и агрегатов автомобиля.

Кроме того:

  • каждые 2 года, независимо от пробега, требуется замена гидравлической жидкости в приводе тормозной системы и сцепления;
  • каждые 6 лет или 60 тыс. км:
  • о замена свечей зажигания;
  • о замена фильтрующего элемента воздухоочистителя;
  • каждые 100 тыс. км - замена ремня ГРМ;
  • каждые 4 года или 120 тыс. км - замена топливного фильтра.

ТО-2 проводится через каждые 12,20,30,40 тыс. км в зависимости от конкретной марки автомобиля, при этом выполняются все работы ТО-1 и в дополнение к ним следующие:

  • смазка подшипников ступиц колес;
  • обслуживание стартера (проверка степени износа щеток, состояния коллектора, смазка винтовых шлицов вала, втулки, шестерни стартера и др.);
  • замена масла в картерах коробки передач и главной передачи.

Через каждые 60 тыс. км пробега или через 2 года эксплуатации:

  • замена охлаждающей жидкости;
  • обслуживание генератора (проверка степени износа щеток, состояния контактных колец и др.);
  • проверка и корректировка уровня гидравлической жидкости в гидроусилителе руля;
  • проверка технического состояния рулевого управления и тормозной системы.

Сезонное обслуживание проводится 2 раза в год для перевода автомобиля на весенне-летнюю или осенне-зимнюю эксплуатацию. При этом выполняются следующие работы:

  • сезонная установка крышки воздушного фильтра (зима-лето);
  • замена масла двигателя в зависимости от сезона эксплуатации автомобиля;
  • замена жидкости в бачке омывателя;
  • корректировка плотности электролита аккумуляторной батареи;
  • корректировка плотности охлаждающей жидкости;

Замена колес в соответствии с сезоном эксплуатации.

Согласно действующему положению техническое обслуживание автомобилей по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО),

первое техническое обслуживание (ТО-1),

второе техническое обслуживание (ТО-1),

сезонное техническое обслуживание (СО).

Кроме, того, предусмотрено обязательное проведение ежегодного технического осмотра органами Госавтоинспекции.

Ежедневное техническое обслуживание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения и поддержание надлежащего внешнего вида. Выполняя ТО, производят уборочно-моечные работы, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом.

Работы по ТО выполняет водитель после окончания работы автомобиля на линии и перед выездом на линию в гараже хозяйства.

Номерные виды технического обслуживания автомобиля выполняется строго по графику, в обязательном порядке, после установленного нормативами пробега, в полном объеме работ.

Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ТО. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных работ, производимых без снятия агрегатов и приборов с автомобиля и их разборки. ТО-1 производится в межсезонное время в профилактории хозяйства силами слесарей по ТО.

Второе техническое обслуживание помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контрольно-диагностических и регулировочных работ большого с частичной разборкой агрегатов. Отдельные приборы снимаются с автомобиля и проверяются на специальных стендах. и контроль- измерительных установках.

ТО-2 проводится в рабочее время со снятием автомобиля с линии на 1 рабочий день на станциях централизованного технического обслуживания и ремонта автомобилей. РАПО. Обычно во время проведения ТО-2 проводятся и необходимые работы по текущему ремонту, причем если обнаруживаются трудоемкие ремонтные работы, то автомобиль переводится с поста 10 в зону ремонта.

Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год и предусматривает выполнение работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются совместить с очередным ТО-2. Характерными работами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смазки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону, проверка системы топливо- подачи и промывка топливного бака. перед началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и системы в кабине автомобиля.

Перед ТО-1 и ТО-2 автомобили проходит диагностирование и выявление неисправности устраняют текущим ремонтом, выполняемым в зависимости от его объема и характера или до ТО, или совместно с ТО.

Периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей устанавливается по величине пробега в зависимости от условий эксплуатации. В сельском хозяйстве в основном имеют место условий эксплуатации 2 категории, нормативный пробег по которым приведен в таблице 1.

Таблица1.

Периодичность технического обслуживания автомобилей.

Примечание:

1. В тех случаях, когда месячный пробег автомобилей меньше норматива периодически до ТО-1 (спец. машины или внутрихозяйственные перевозки), то график обслуживания составляется из расчета выполнения ТО-1 два раза в месяц, а ТО-2 один раз в два месяца.

2.Прицеп и полуприцепы обслуживаются по графику автомобилей, с которыми они эксплуатируются.

В таблице 2 приведены нормативы трудоемкости на одно ТО по автомобилям.

Таблица 2. Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей выпуска

после 1972 года

Тип подвижного состава

Марка и модели подвижного состава

Нормативы трудоемкости, чел-ч

Тр на 1000км. пробега

Легковые автомобили

Малого класса (рабочий объем двигателей от 1,2- 1,8., сухая масса автомобиля 850-1150 кг)

Среднего класса (1,8-3,5 л., 1150-1500кг)

(кроме 2121)

Москвич-2138

Автобусы

Особо малого класса (для нардо 5м)

Малого класса 6,0-7,5м)

Среднего класса (8,0-9,5м)

Большого класса (10,5-12,0м)

Грузовые автомобили

Общетранспортного назначения

Малой грузоподъемности

Средней грузоподъемности (от 0,3 до 5,0 т) 4 т

Большой грузоподъемности (от 5,0 до 0,8 т)

Особо большой грузоподъемности (от 8,0 т и более)

УАЗ-451М,ДМ

ЗИЛ-130 Х

Прицепы и полуприцепы

Одноосные прицепы, малой и средней грузоподъемности (полезная нагрузка до 3 т)

Двухосные прицепы средней и большой грузоподъемности (до 0,8 т)

Двухосные

прицепы особо большой грузоподъемности (от 8,0 т и более)

Полуприцепы особо большой грузоподъемности (8,0 т и более)

всех моделей

всех моделей

всех моделей

всех моделей

Х Приведены варианты для автомобиля ЗИЛ –130 выпуска с 1980 г.

3.3 Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании автомобилей

Перед проведением операций ТО-1 и ТО-2 необходимо автомобиль очистить и вымыть.

Что касаемо ТО-1:

О порядке производства технического обслуживания ТО-1 локомотивов и моторвагонного подвижного состава на Западно-Сибирской железной дороге.
1. Общие требования:
1.1. ТО-1 локомотивов, моторвагонного подвижного состава (МВПС) выполняется локомотивными бригадами при приемке-сдаче локомотивов на железнодорожных путях основного или оборотного локомотивного депо, в пунктах смены локомотивных бригад на станционных путях, при остановках на промежуточных железнодорожных станциях, в ожидании работы и вводе в работу, при экипировке локомотивов.
Перечень работ является обязательным для локомотивных бригад на всем участке обращения локомотива. (Перечень дополнительных работ по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов, МВПС локомотивными бригадами приведен в приложениях 1, 2, 3, 4, 5 настоящего Распоряжения).
1.2. Ответственность за качественное выполнение ТО-1 локомотивов, МВПС и соблюдение правил техники безопасности возлагается на машиниста, сдающего локомотив.
1.3. Перечень работ по техническому обслуживанию локомотивов с распределением их между локомотивными бригадами на участках их обращения должен находиться на каждом локомотиве в кабине машиниста, и принимающая бригада обязана контролировать выполнение указанных в нем работ сдающей бригадой.
1.4. О приемке и сдаче локомотива, МВПС, машинисты обязаны сделать запись в журнале формы ТУ-152 с указанием выполненных циклов ТО-1, времени приемки и утвердив своими подписями.
2. Приемка локомотивов
2.1. Принимающая локомотив бригада обязана по журналу формы ТУ-152 проверить даты выполнения последнего технического обслуживания TO-2, проверки АЛСН, КЛУБ и радиосвязи, ознакомиться с замечаниями локомотивной бригады, сдающей локомотив, и с записями о выполнении ремонта по этим замечаниям.
2.2. При осмотре локомотивов, МВПС всех серий и модификаций принимающая локомотивная бригада обязана:
2.2.1. проверить результат выполнения ТО-1 сдающей локомотивной бригадой и в случае, если работы выполнены с низким качеством или не выполнены, сделать об этом запись в журнал формы ТУ-152, устранить выявленные замечания и по окончании поездки предоставить письменный рапорт заместителю начальника депо по эксплуатации для проведения разбора;
2.2.2. осмотреть механическую часть локомотива (МВПС), обратив особое внимание на состояние бандажей колесных пар, рессорного подвешивания, автосцепных устройств, предохранительных устройств от падения деталей на путь, состояние болтов крепления кожухов зубчатой передачи и шапок моторно-осевых подшипников;
2.2.3. проверить состояние тормозной рычажной передачи, выход штоков тормозных цилиндров и другого тормозного оборудования в соответствии с Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог;
2.2.4. проверить состояние буксовых узлов колесных пар локомотива (МВПС), температуру их нагрева. При этом необходимо проверять надежность болтовых креплений, состояние резино-металлических поводков, отсутствие трещин в корпусах и крышках букс, целостность наличников букс и их крепление. Признаком перегрева подшипникового узла является подгорание и изменение цвета его окраски, вытекание смазки и т.п.;
2.2.5. осмотреть крышевое оборудование (для электровозов, МВПС), без подъема на крышу;
2.2.6. убедиться в правильности работы электрических аппаратов, вспомогательных машин, четкости работы токоприемников при их подъеме и опускании;
2.2.7. проверить работу звуковых приборов, прожектора, буферных фонарей, освещения;
2.2.8. проверить наличие песка и работу песочниц;
2.2.9. проверить наличие масла в компрессорах, топлива, воды и масла (на тепловозе), показания счетчика (для электровозов, МВПС);
2.2.10. удалить конденсат из резервуаров, влагосборников, маслоотделителей пневматического оборудования, убедиться в отсутствии конденсата в картере дизеля открыванием вентиля на сливной (заправочной) трубе, произвести слив масла из воздухоохладителей при работающем дизеле;
2.2.11. убедиться в исправности контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп на пульте управления;
2.2.12. проверить наличие и исправность инструмента, инвентаря, запасных частей и материалов, приспособлений для сборки аварийных схем, сигнальных принадлежностей, количество и номера тормозных башмаков (которые должны быть занесены в журнал формы ТУ-152 или другом документе, находящемся на локомотиве), защитных средств, обтирочных и смазочных материалов, средств снегозащиты и при необходимости пополнить их, если локомотив (МВПС) принимается в основном локомотивном депо или пункте оборота;
2.2.13. после запуска проверить работу дизель-генераторной установки тепловоза, обратив внимание на наличие посторонних шумов и повышенных вибраций;
2.2.14. произвести проверку АЛСН (на кодированном участке), радиосвязи, устройств обеспечения безопасности движения и сделать соответствующую запись в журнале формы ТУ-152;
2.2.15. проверить работоспособность гребнесмазывателя и устройства контроля плотности тормозной магистрали;
2.2.17. проверить наличие медикаментов в аптечке, согласно перечню, установленному Департаментом здравоохранения МПС России.

Легковой автомобиль нашего времени - надежный, быстроходный и комфортный. Но для обеспечения всех этих свойств, в течение всего срока эксплуатации автомобиля требуется содержать его в соответствующем техническом состоянии. Для этого проводится соответственное техническое сервис, позволяющее вовремя выявить наличие дефектов и убрать их. Соблюдение этого обычного правила продлит срок службы вашего автомобиля, позволит понизить издержки на горючее, в итоге сбережет ваши деньги и даст наслаждение от управления транспортным средством, в каком ничего не стучит, не поскрипывает и не шумит.

Виды техобслуживания

Принято различать несколько главных видов технического обслуживания автомобиля. К ним относятся: ТО-1(1-ое техническое сервис нового автомобиля) и ТО-2, также каждодневное и сезонное сервис.

1-ое техобслуживание

Операции по первому техническому обслуживанию проводят обычно в границах от 1500 до 5000 км пробега, зависимо от установленных заводом-изготовителем норм эксплуатации определенного тс. К этому времени автомобиль проходит так именуемую обкатку, притираются все главные детали, выявляются заводские недоделки. Основной задачей ТО-1 является предотвращение вероятных поломок, способных вывести тс из строя, или повысить расход горючего и всех смазочных материалов. ТО-1, как и другие виды технического обслуживания, носит, на самом деле, профилактический нрав, чем и отличается от ремонта автомобиля.

Главные работы

Главные работы, проводимые при первом ТО, включают контрольно-диагностические, смазочные, регулировочные и крепежные операции, также те, что относятся к каждодневному техническому обслуживанию. Ниже приводится ориентировочный список нужных работ при ТО-1:

  1. Выполнение работ, относящихся к каждодневному техническому обслуживанию.
  2. Проведение контроля работоспособности главных систем автомобиля.
  3. Проверка и регулировка, в случае необходимости, свободного хода педали сцепления.
  4. Проверка свободного хода управляющего колеса, наличия зазоров в шарнирах управляющих тяг и шкворневых соединениях.
  5. Проверка шаровых пальцев и шплинтовки их гаек, крепления рычага поворотного кулака, сошки руля, шаровых опор к кожухам полуосей, затяжки гаек крепления наконечников и устранение, по итогам проверки, найденных дефектов.
  6. Проверка величины рабочего и свободного ходов педали тормоза и, по мере надобности, регулировка тормоза и его привода.
  7. Проверка крепления приемной трубы глушителя и ее подвески.
  8. Проверка крепления колес, состояния шин и давления воздуха в их, по мере надобности подкачка воздуха.
  9. Проверка крепления ведущих фланцев ступиц и фланцев полуосей.
  10. Проверка крепления приводов управления коробкой, раздаточной коробки и,
    по мере надобности, подтяжка резьбовых соединений.
  11. Чистка аккумуляторной батареи от грязищи.
  12. Подмена моторного масла.
  13. Контроль и, по мере надобности, долив технических жидкостей.

Способ диагностирования

При проведении первого технического обслуживания применяется в главном способ диагностирования, по этому мастера могут вовремя найти и убрать неисправности. Процесс диагностирования основан на проведении ряда контрольных, измерительных, также регулировочных операций. Для выявления суровых заморочек 1-го зрительного осмотра недостаточно, потому используются особые средства диагностики. Это значит, что само техническое сервис следует проходить на специализированных станциях технического обслуживания, где имеется нужное оборудование и работают бывалые автослесари.

Финансовая составляющая

Непременно, ТО-1 просит определенных денежных издержек, определяемых зависимо от марки автомобиля, прейскуранта цен на определенном 100 и других событий. Более того, это отбирает личное время, просит поиска нужных документов, идет речь о сервисной книге, в какой вам проставят соответственный штамп с датой прохождения технического обслуживания. С другой стороны, впору не замененная деталь, необнаруженная неисправность, могут привести к суровой поломке и дорогостоящему ремонту. Ну и если поставить на весы перечисленные неудобства и безопасность, которая не гарантируется при вождении может быть неисправного тс, то выбор становится вправду очевиден.

ТО-1 и ТО-2 предназначены для снижения интенсивности изменения параметров технического состояния подвижного состава, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, экономии топливно-энергетических ресурсов, уменьшения отрицательного воздействия техники на окружающую среду путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных, электротехнических и других работ. При выполнении работ ТО-1, ТО-2 стремятся обеспечить безотказное действие данных агрегатов, узлов и систем до очередного ТО.

В перечень работ ТО-1, например, грузового автомобиля входят: общий осмотр для проверки состояния кабины, платформы, стекол, зеркал, сиденья, номерных знаков, исправности механизмов дверей, запоров бортов платформы, капота двигателя, буксирного устройства. Кроме этого, проверяется действие контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, устройств для обмыва, обогрева (в зимнее время) и обдува ветрового стекла.

При ТО-1 выполняют контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы по двигателю, включая системы охлаждения и смазки, по сцеплению, коробке передач, карданной передаче, заднему мосту, рулевому управлению и передней оси, тормозной системе, ходовой части, кабине, платформе. Выявляют и устраняют негерметичность, подтекания, нарушения крепления и регулировки. Осматривается состояние приборов системы питания, герметичности соединений, устранение неисправностей, проверка действия и при необходимости устранение неисправности. Проводят обслуживание электрооборудования - приборов освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света и др. Выполняют смазочные и очистительные работы в соответствии с химмотологическими картами (картами смазки) – смазка через пресс-масленки узлов трения, проверка уровня масла в картерах агрегатов и в случае необходимости его доливка, проверка уровня и при необходимости доливка тормозной жидкости и жидкости для обмыва ветрового стекла, промывка фильтров, спуск конденсата из воздушных баллонов пневматического привода тормозов, слив отстоя из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки топлива автомобилей с дизельным двигателем и др.

В перечень работ ТО-2 входят углубленная проверка состояния всех агрегатов механизмов, узлов и приборов машин и устранение выявленных неисправностей. В перечень работ ТО-2 полностью входит перечень работ ТО-1. Для более тщательной проверки аккумуляторные батареи, приборы системы питания и электрооборудования, колеса снимают с автомобиля, контролируют и регулируют в производственных отделениях предприятия, на стендах и установках.

Перед ТО-1 и ТО-2 автомобили проходят диагностирование и выявленные неисправности устраняют текущим ремонтом, выполняемым в зависимости от его объема и характера или до ТО, или совместно с ТО. Перечни основных операций ТО-1 и ТО-2 указаны в Положении и инструкциях заводов-изготовителей. Эти перечни уточняются автотранспортными предприятиями в конкретных условиях в порядке их корректирования. В Положении приведены также примерный перечень контрольно-диагностических работ, выполняемых на постах диагностики ТО-1 и ТО-2 и примерный перечень возможных работ сопутствующего ремонта автомобилей, рекомендуемый для выполнения ТО-1 и ТО-2.