Радиальная резина. Диагональные и радиальные шины - в чем разница? Отличие диагональных шин от радиальных – особенности эксплуатации

Радиальная и диагональная шины отличаются друг от друга по конструкции каркаса. Каркас - это основа любой шины, которая состоит из нескольких слоев резины и текстильной нити; внутренний слой автошины. Внешний слой ее - брекер, на котором расположен протектор.

Радиальная шина: история

Радиальные шины - изобретение концерна MICHELIN. 4 июня 1946 года компания запатентовала эту конструкцию, и затем радиальные шины начали постепенно вытеснять другие автомобильные покрышки. На тот момент радиальная шина имела 2 решающих преимущества перед конкурентами: она меньше нагревалась и улучшала управляемость автомобиля.

Чем отличаются радиальные и диагональные шины

Диагональная шина, изобретенная ранее, представляла собой каркас из диагонально натянутых текстильных нитей - от одного обода к другому, «в перехлест», в двух направлениях. Такая конструкция предполагала четное количество слоев. Автошины с диагональным каркасом имеют более прочные боковины, стойкие к повреждениям и проколам. Даже при возможном порезе диагнональная шина ремонтопригодна и может быть использована для дальнейшей эксплуатации.

Нити каркаса в радиальной шине проходят перпендикулярно направлению движения, в одну сторону. Это дает возможность использовать несколько слоев каркаса. Технически такая конструкция влияет на безопасность вождения, гибкость, а, значит, и управляемость, а также равномерный износ покрышки. Радиальные шины за все время своей эксплуатации показали лучшие результаты, нежели диагональные шины.

Какие шины лучше радиальные или диагональные

Все тесты, проведенные как профессионалами, так и обычными водителями автомобилей, показали, что радиальные шины лучше, чем диагональные. Это подтверждает тот факт, что первые практически навсегда вытеснили с рынка легковой авторезины своих предшественников, оставив тем лишь нишу грузового транспорта.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5
Подробности Категория: Создано: 01.02.2013 18:09 Просмотров: 9192

Многие водители знают, что по конструкции покрышки являются радиальными. Но лишь некоторые могут сказать, что существует еще один тип конструкции шин, которые именуются диагональными. В чем же отличия между ними?

Диагональные шины и радиальные шины - в чем разница?

Диагональные шины имеют кордовые нити, расположенные в каркасе от борта к борту в диагональном направлении. В итоге соседние нити перекрещиваются, что обуславливает многослойность корда такой покрышки.

Число слоев может колебаться от 2 до 8. Такая простая конструкция обеспечивает невысокую стоимость шины, а также простоту ее ремонта. Боковые стенки таких покрышек очень прочны. Кроме того, они могут значительно уменьшать ударные нагрузки.
{typography legend_blue}Главным «минусом» диагональных шин является нестабильность рисунка протектора в результате колебаний и изменяющихся нагрузок. Это губительно сказывается на сцепных свойствах таких покрышек.{/typography}
Именно этот факт стал одной из причин уменьшения их использования в легковом автомобилестроении. И сегодня они практически не выпускаются.

Более прогрессивные радиальные шины имеют кордовые нити, которые расположены от борта к борту не перекрещиваясь.

В данном типе покрышек основные функции каркаса выполняет брекер, который состоит из 23-слойного металлокорда. В сравнении с текстильным типом корда, последний имеет высокую прочность, малую степень удлинения, стойкость к тепловому старению. Брекер может быть изготовлен и из текстильного корда.

Радиальные покрышки сегодня практически вытеснили диагональные шины. Они могут быть камерными или бескамерными, что также повышает их универсальность.

Преимуществом данного типа покрышек является значительно меньшая напряженность нитей каркаса, ввиду иного их расположения. В результате слойность таких покрышек намного меньше диагональных. А это в свою очередь снижает вес, а также значительно улучшает отвод тепла, снижая риск взрыва покрышки.

Главным же преимуществом радиальных шин является значительно лучшее сцепление с покрытием, достигнутое увеличением площади контакта, а также совершенной конструкции брекера. Они более эластичные, а также имеют большую допустимую скорость, обеспечивают большую управляемость и устойчивость машины.

{typography legend_blue}Из «минусов» радиальных покрышек стоит отметить пониженную прочность боковин, что при ударе о бордюры или движении по глубокой колее может спровоцировать повреждение шины. {/typography}


Диагональные шины, радиальные шины


  • В сегодняшнем мире понятие тюнинга стало очень распространенным. И в данной информационной статье мы "быстро пробежимся" по различным видам тюнинга, которые пользуются популярностью среди многих автолюбителей.

  • Гусматик – это специальный тип автомобильных шин, предназначенный для транспортных средств, работающих в сложных условиях с большим риском повреждения. Давайте более подробно о них поговорим...


  • Аудиосистема 3D Sound by Arkamys дает возможность значительно повысить качество акустического звучания в салоне машины... Давайте более подробно о ней поговорим.


  • Для эффективной защиты авто от угона целесообразнее установить автосигнализацию и механическую систему защиты, наподобие блокиратора КПП. В данной статье мы о нем как раз и поговорим...


Любая современная автошина состоит из нескольких слоев, и каждый из них имеет определенное предназначение. Например, первый – каркас, который определяет форму изделия, а также придает ему требующуюся степень жесткости. Второй и третий слои принято называть брекером, на него приходится большая часть нагрузок. Он укрепляется с помощью металлических прутьев, называемых металлкордом.

Различные виды автопокрышек различаются по особенностям плетения каркаса, а также расположению резиновых слоев и металлкорда.

Чем отличаются радиальные шины от диагональных?

Диагональная конструкция шины подразумевает, что кордовые нити, расположенные в слоях каркаса, направлены под углом друг к другу и при этом перекрещиваются. Обратите внимание: количество слоев всегда четное, обычно их четыре.

В таких изделиях каркас «укладывается» в несколько слоев, и при этом каждый из них идет внахлест на предыдущий. Такая особенность конструкции минимизирует вероятность расхождения каркаса.

Если на изделии указано, что тип шины – радиальный, это значит, что нити не перекрещиваются между собой. Они направлены радиально, то есть от одного борта покрышки к другому. Важное отличие заключается в том, что на таких модификациях основную часть «работы» каркаса берет на себя брекер, он создается из двух и более слоев металлического корда.

Становится понятным, что значит радиальная шина, а какую называют диагональной. Остается оценить, какими особенностями и преимуществами обладают изделия каждого типа.

Диагональная шина лучше радиальной?

Отметим ключевые достоинства диагональных изделий:

  • простота конструкции, что положительно сказывается на стоимости автошины;
  • высокая прочность боковой части;
  • эффективное поглощение ударных нагрузок, что особенно важно при попадании колеса в яму;
  • хорошие показатели при езде по бездорожью;
  • ремонтопригодность.

Радиальные изделия обладают следующими ключевыми преимуществами:

  • Устойчивость к перегреву. У таких изделий меньше слоев, что способствует более эффективному отводу тепловой энергии. Как показывает практика, на больших скоростях радиальные модели нагреваются значительно меньше, чем диагональные.
  • Хорошее сцепление с дорожным покрытием. Управляемость ТС, на которые установлены такие автошины, значительно лучше.
  • Эксплуатация таких изделий считается более безопасной, так как они больше защищены от проколов и перегрева, то есть риск их повреждения минимизирован.
  • Различия в конструкции между радиальными и диагональными шинами обуславливают тот факт, что первые имеют большее пятно контакта. При этом его размер не меняется, вне зависимости от характеристик (мокрый или сухой асфальт) или качества дорожного покрытия.
  • Низкое сопротивление качению.
  • Устойчивость к «поворотным» перегрузкам.

Особенности эксплуатации и недостатки

Впрочем, оба типа изделий имеют определенные недостатки. К «минусам» диагональных следует отнести:

  • Деформацию протектора при значительных нагрузках. Сжимание может происходить при сильной загрузке ТС, а также при постоянной езде по некачественным дорожным покрытиям.
  • Меньший срок эксплуатации.

К числу недостатков радиальных шин можно отнести:

  • более высокую цену;
  • меньшую прочность боковины, что в некоторых случаях становится причиной образования так называемых «грыж», разрывов и других повреждений;
  • при движении на высоких скоростях возможно «рыскание» ТС, ввиду чего требуется подруливание.

Что такое колесо и какую роль оно играет в функционировании автомобиля знают все, но не все понимают как устроена эта деталь и какие ее составляющие непосредственно влияют на качество сцепления транспортного средства с дорогой. В этом мы с Вами сегодня попытаемся разобраться на примере радиальных и диагональных шин, поэтому если Вас заинтересовала данная тема, то, наверное, стоит посвятить несколько минут своего времени и ознакомится с предоставленной ниже информацией.

1. Что такое автомобильная шина и с чего она состоит?

Шина автомобиля - одна из самых главных и важных частей его колеса, которая являет собой упругую метало-тканево-резиновую оболочку натянутую на обод диска. Именно благодаря этой детали достигается контакт дорожного полотна и транспортного средства, что и заставляет последнее двигаться. Кроме того, автомобильная шина способна поглощать незначительные колебания, вызванные неровностями дорожного покрытия, за счет чего снижается сила колебательных толчков.

Среди основных составляющих частей этого колесного элемента выделяют каркас, брекер, протектор, борт, боковую часть (защищает шину от боковых повреждений). Каркас - несущая (силовая) часть конструкции, обеспечивающая ее прочность. Именно она принимает на себя внутреннее давление воздуха и нагрузки со стороны дорожного покрытия, после чего передает их непосредственно на колесо. В структуру каркаса входит один или несколько слоев корда (прорезиненная ткань), наложенных друг на друга. Вся структура кордовой ткани состоит практически из одних продольных нитей. Они имеют вид шнурков, скрученных из многократно перевитых отдельных ниток, в следствии чего получают высокий уровень прочности. Расположение волокон в кордовой ткани, позволяет разделить все шины на два вида: радиальные и диагональные. Про особенности каждого вида мы расскажем чуть позже.

Второй составляющей частью автомобильной шины есть брекер, который располагается между каркасом и протектором. Он обладает защитными функциями и ограждает каркас от ударов, придавая шине дополнительную жесткость, особенно в области контакта с дорогой, а также защищает камеру от сквозных механических повреждений. Изготавливают брекер из толстой резины (применяется в легких шинах), либо же из скрещенных слоев металлокорда или полимерного корда.

Протектор, как часть шины, обеспечивает оптимальный коэффициент сцепления с дорогой и предохраняет каркас от повреждений. Он имеет определенный рисунок, который у шин разного назначения может отличаться. Так, для высокого уровня проходимости (например, у внедорожников) протектор должен иметь более глубокий рисунок и соответствующие грунтозацепы по бокам, в то время как рисунок обычных дорожных шин выходит из требований отведения воды и грязи с канавок протектора, а также предусматривает снижение шума при качании.

Однако, не смотря на внешние отличия, общая задача для все протекторов одинаковая - обеспечить надежное сцепление с дорогой в неблагоприятных условиях движения (в дождь, грязь, снег и т. д.), путем удаления осадков из места контакта шины и дороги. Эффективность этого процесса зависит от скорости движения транспортного средства, так как протектор может качественно удалять влагу лишь до определенного скоростного значения, а если машина и дальше разгоняется, то с места контакта жидкость физически не сможет уходить и автомобиль потеряет сцепление с дорогой, а следом за ним и управление.

Следующая часть конструкции шины - это борт, позволяющий покрышке герметично прилегать к ободу колеса, для чего он имеет все необходимое: бортовые кольца и внутренний слой воздухонепроницаемой резины у бескамерных шин, которые получили широкое распространение благодаря своей надежности, сравнительно меньшей массе и простоте эксплуатации.

Также, отдельным элементом автомобильной шины можно назвать шипы противоскольжения. Это дополнение появилось в целях повышения уровня безопасности автомобиля при движении в гололед или по заснеженному дорожному покрытию. Но использование шин с металлическими шипами имеет некоторые особенности. В первую очередь, значительно снижается топливная экономичность и повышается уровень шума. Во-вторых, при отсутствии обледенения, когда на дорогах образовывается снежно-грязевая каша, эффективность шипованной резины существенно снижается, а если асфальт под колесами и вовсе сухой, то она оказывается в нулевой точке, проигрывая обычным шинам. Поэтому, многие автолюбители предпочитают не заморачиваться с приобретением шиповки и обходятся обычной резиной, а в зимнее время, при необходимости, дополняют ее браслетами или цепями противоскольжения.

2. Отличительные особенности эксплуатации диагональных и радиальных шин

Автомобильные шины изготавливают из резины, в состав которой входит синтетический и натуральный каучук, а также корд. Кордовая ткань - это, по сути, сплетение разного рода нитей: текстильных, полимерных и металлических (металлокорд). Текстильный и полимерный варианты применяются в шинах для легковых и легких грузовых транспортных средств, металлокорд - только для грузовых. В зависимости от ориентации нитей, выделяют два вида шин: радиальные и диагональные.

Нити корда в радиальных шинах, расположены по длине радиуса колеса, а в диагональных - под углом к нему, при чем нити соседних слоев накладываются друг на друга. Конструкция радиальных шин, делает их более жесткими, нежили диагональные, но благодаря этому они имеют больший ресурс эксплуатации, стабильность формы пятна контакта и обеспечивают лучшую топливную экономичность. Радиальные шины могут выпускаться с разными вариациями количества слоев каркаса (что в диагональных невозможно), а снижение слойности, уменьшает и общий вес шины, толщину каркаса. Соответственно, этот фактор влияет на скорость разогрева шины при качении (она снижается), тем самым увеличивая срок службы покрышки.

Кроме того, брекер и протектор, также легко расстаются с тепловой энергией (высвобождают ее), что позволяет увеличить толщину протектора и глубину рисунка для лучшей проходимости транспортного средства в условиях бездорожья. Исходя из всех плюсов использования радиальных шин, можно смело утверждать, что в плане эксплуатации на легковых машинах, скоро они полностью вытеснят диагональные, так как у последних намного больше недостатков. Ну, например: сплетение волокон каркаса диагональных шин повышает напряжение, обязывая к увеличению количества слоев резины, что в свою очередь, в ходе движения транспортного средства, препятствует отводу тепла. Если Вам предстоит долгая поездка, а ездить медленно Вы не любите, то будьте готовы, что двигаясь по раскаленному асфальту диагональные шины могут «взорваться».

Также, из-за диагональности и многослойности конструкции, значительно возрастает ее жесткость, отчего падает эластичность, а площадь контакта с поверхностью дороги уменьшается, ухудшая тем самым сцепление с ней. Радиальные шины, напротив, обеспечивают лучшую управляемость, так как пятно сцепления у них больше, при чем изнашивается резина более равномерно. Из-за сложности своей структуры, диагональное расположение волокна, делает шину более тяжелой, но несущая способность, по сравнению с радиальными, наоборот уменьшается, снижается, также, и показатель максимально допустимой безопасной скорости движения автомобиля. Однако, не смотря на все минусы, такие шины более устойчивы к боковым повреждениям, а вот если прокол или порез случится с радиальной шиной, то ее придется полностью списать, так как восстановлению она не подлежит (полностью разрезанные металлические плетения нельзя соединить, а значит такими как прежде, они стать не смогут). Правда, это маленькое преимущество не стало решающим в выборе большинства автомобилистов и диагональные шины все реже, и реже встречаются на легковых автомобилях.

3. Плетение волокон диагональных и радиальных шин

Отличия диагональных и радиальных шин кроются не только в их эксплуатационных качествах, но и в плетении волокон кордовой ткани. По сути, характер этих сплетений уже заложен в самих названиях шин: для диагональных - это диагональное расположение, а для радиальных - радиальное. Давайте разберемся что же это значит.

Диагональное размещение нитей каркаса проходит по диагонали, от одного обода к другому, тоесть под углом к колее движения. Что бы обеспечить равномерность натяжения слоев каркаса между собой и оградить шину от перекосов, нужно направлять нити каждого нового слоя, вперехлест предыдущему, под тем же углом, но уже в противоположную сторону. Исходя из этого, нетрудно догадаться, что количество таких слоев должно ровняться кратному числу, и это действительно так. Чаще всего производители ограничиваются четырьмя, но иногда слоев бывает больше.

В структуре радиальных шин, подобные сложности отсутствуют и все нити в слоях каркаса резины, направляются между ободами строго перпендикулярно направлению движения. Вот и получается, что из-за одинакового размера, все слои оказываются независимыми друг от друга, а их нечетность никак не повлияет на общий баланс шины. Учитывая этот факт, количество слоев может быть очень разнообразным.

Подписывайтесь на наши ленты в

Диагональная шина имеет каркас из одной или нескольких пар слоев корда, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются. А в радиальной шине корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей; тонкая мягкая оболочка каркаса по наружной поверхности обтянута мощным гибким брекером - поясом из высокопрочного нерастяжимого корда, стального или текстильного. Радиальная шина всегда маркируется буквой R в размерной надписи на боковине. Кроме того, на ее боковине имеется крупная дополнительная надпись Radial, к которой иногда добавляют Steel Belted ("Опоясанная сталью") или просто Belted. Чем радиальная лучше диагональной? У радиальной выше стойкость к износу, она долговечнее. Пробег лучших моделей диагональных шин составляет 20-40 тыс. км, а пробег самых обычных, неэлитных моделей радиальных - 60-80 тыс. км. У радиальной шины меньше сопротивление качению, что дает ощутимую экономию топлива.

Радиальная шина обеспечивает лучшую управляемость и боковую устойчивость автомобиля: она в отличие от диагональной в поворотах и при боковом скольжении не "ложится на бок" - "отлипания" протектора от дороги не происходит.

Радиальная шина обеспечивает лучшее сцепление с дорогой за счет большего по площади и более стабильного пятна контакта. При изменении нагрузки и колебаниях во время движения жесткий брекер не дает протектору радиальной шины деформироваться; выступы протектора не сминаются и не проскальзывают.

Камерные и бескамерные шины - что лучше?

Главное достоинство бескамерной шины - длительное сохранение давления при проколе, а следовательно, - безопасность. Камерная шина при проколе теряет давление почти моментально, т. к. воздух быстро выходит через вентильное отверстие в ободе колеса. А из бескамерной шины воздух выходит только в месте прокола, и если дыра не слишком велика (от гвоздя, например), то давление теряется очень медленно. Кроме того, бескамерная шина намного легче камерной, а значит, меньше нагружает подвеску и подшипники ступиц колес, а также меньше нагревается при длительной скоростной езде. Бескамерная шина маркируется надписью на боковине Tubeless. Камерная - Tube Type.

Предупреждаем!Ни в коем случае не пытайтесь ставить камеру в бескамерную шину, как это делают некоторые водители, рассчитывая, что "двойное дно" добавит шине надежности. В этом случае все преимущества бескамерной шины перед камерной исчезают. Кроме того, между покрышкой и камерой неизбежно образуется воздушный волдырь, который во время езды становится очагом резкого местного перегрева - причины на первый взгляд непонятных разрушений каркаса шины. Уповая на "двойное дно" для бескамерной шины, рискуете получить совсем другой результат - "ни дна, ни покрышки".

Конструкция радиальной бескамерной шины

Индексы скорости

Индекс скорости Максимальная скорость км/ч
A1 5
A2 10
A3 15
A4 20
A5 25
A6 30
A7 35
A8 40
B 50
C 60
D 65
E 70
F 80
G 90
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
H 210
V 240
W 270
Y 300
ZR >240

Индексы нагрузки

Инд. Нагр. кг Инд. Нагр. кг Инд. Нагр. кг Инд. Инд. Нагр. кг Инд. Нагр. кг
50 190 74 375 98 750 122 1500 146 3000 170 6000
51 195 75 387 99 775 123 1550 147 3075 171 6150
52 200 76 400 100 800 124 1600 148 3150 172 6300
53 206 77 412 101 825 125 1650 149 3250 173 6500
54 212 78 425 102 850 126 1700 150 3350 174 6700
55 218 79 437 103 875 127 1750 151 3450 175 6900
56 224 80 450 104 900 128 1800 152 3550 176 7100
57 230 81 462 105 925 129 1850 153 3650 177 7300
58 236 82 475 106 950 130 1900 154 3750 178 7500
59 243 83 487 107 975 131 1950 155 3875 179 7750
60 250 84 500 108 1000 132 2000 156 4000 180 8000
61 257 85 515 109 1030 133 2060 157 4125 181 8250
62 265 86 530 110 1060 134 2120 158 4250 182 8500
63 272 87 545 111 1090 135 2180 159 4375 183 8750
64 280 88 560 112 1120 136 2240 160 4500 184 9000
65 290 89 580 113 1150 137 2300 161 4625 185 9250
66 300 90 600 114 1180 138 2360 162 4750 186 9500
67 307 91 615 115 1215 139 2430 163 4875 187 9750
68 315 92 630 116 1250 140 2500 164 5000 188 10000
69 325 93 650 117 1285 141 2575 165 5150 189 10300
70 335 94 670 118 1320 142 2650 166 5300 190 10600
71 345 95 690 119 1360 143 2725 167 5450 191 10900
72 355 96 710 120 1400 144 2800 168 5600
73 365 97 730 121 1450 145 2900 169 5800

Во всех странах, относящихся к Европейскому сообществу (ЕЭС), с 1 января 1992 г. требуется, чтобы остаточная высота рисунка протектора шин для легковых автомобилей была равна 1,6 мм. Необходимо, чтобы такая величина остаточной высоты рисунка протектора сохранялась по меньшей мере на центральных трех четвертях области с протектором по всей окружности шины.

Когда остаточная высота рисунка протектора шины приближается к законодательно установленному минимальному значению, величина тормозного пути автомобиля при движении по мокрой дороге возрастает. Пленка воды между шиной и дорогой может вызывать потерю контакта с поверхностью дороги даже на сравнительно небольших скоростях и создавать ситуацию с потерей управления, известную как аквапланирование. С учетом этого становится исключительно важным рекомендовать своевременно осуществлять замену шин, причем лучше всего делать это до достижения отметки остаточной высоты рисунка протектора (на боковине шины отмечена буквами TWI). В соответствии с международными нормативными требованиями к безопасности необходимо помещать отметки остаточной высоты рисунка протектора (TWI), соответствующие высоте в 1,6 мм, в канавках протектора, делая это в нескольких местах вдоль окружности шины.