Как не испортить сцепление автомобиля, трогаясь с места. Как ездить на механике: Десять простых шагов

В настоящее время все больше автотранспорта выпускается с АКПП, но у механической коробки есть свои достоинства, к которым относится полное слияние с машиной и понимание ее работы, улучшенная проходимость в трудных условиях. Далее мы более детально рассмотрим все тонкости работы и вождения авто с МКПП.

Особенности механической коробки передач

Механическая КПП - вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.

Более простым языком назначение МКПП - регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.

Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.

Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.

Преимущества транспорта с МКПП:

  • недорогой ремонт и легкое обслуживание;
  • высокая надежность;
  • достаточный диапазон вариантов вождения;
  • возможность буксировать автотранспорт на любую протяженность пути;
  • запуск машины с «толкача»;
  • улучшенная проходимость в трудных условиях;
  • повышенная динамика и КПД.

К минусам МКПП следует отнести:

  • сложность смены передач для начинающего водителя;
  • неудобства и рост усталости при передвижении в пробках в связи с постоянным переключением ступеней и выжимом сцепления;
  • возрастает риск поломок МКПП и корзины сцепления при неграмотном переключении ступеней и работе со сцеплением;
  • сниженный ресурс двигателя при передвижении на достаточно маленьких или больших оборотах.

Предназначение передач и педалей в машине с МКПП

Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.

Предназначение педалей в автомобиле с МКПП

Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.

Перед ногами водителя расположены 3 педали:

  • Педаль сцепления - крайняя слева. Ее функция - передавать крутящий момент от мотора к колесам. Всегда нажимается при переключении ступеней. Выжимать необходимо в пол, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления равносильна нейтральной ступени - обеспечивает разрыв связи мотора и колес.
  • Педаль тормоза - находится в середине, ее функция — торможение транспорта при нажатии на нее за счет прижимания колодок к дискам и барабанам системы торможения.
  • Педаль акселератора (газа) - крайняя правая. Регулирует подачу топливной смеси за счет открытия (надавливание на педаль) или закрытия (снижение нажима) дроссельной заслонки. Давление на педаль приводит к увеличенному количеству топливной смеси и, как следствие, увеличению скоростного режима. Отпустив «газ» или снизив нажим - происходит падение оборотов мотора и скорости.

Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.

Назначение передач

Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах - существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.

При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.

Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):

  • Задняя передача ® . Задняя применяется для осуществления некоторых маневров при передвижении назад - парковка и выезд с нее, маневрирование при объезде препятствий и прочих ситуаций. Передвижение осуществляется на неполностью отжатой педали сцепления для безопасности движения.
  • Нейтральная передача. Рукоятка КПП находится в свободном положении посередине, проверяется раскачиванием рукоятки вправо и влево. Незатрудненное раскачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывающая связь мотора и колес - холостой ход.
  • Первая передача (1). Применяется для начала движения (вперед). Максимальный диапазон скорости при передвижении — 50-70 км/ч, но предпочтительнее переходить на следующую при 15-25 км/ч.
  • Вторая передача. Подходящий диапазон скорости — 20-50 км/ч, переходить на следующую желательно при 40-50 км/ч. Одна из важных и часто используемых ступеней, особенно при передвижении в городе и тяжелых условиях (бездорожье, крутые спуски).
  • Третья передача. Подходящий диапазон — 40-70 км/ч. Переход на 4-ю ступень происходит при 60-80 км/ч.
  • Четвертая передача. Предназначена для передвижения со скоростным интервалом в 60-90 км/ч. Применяется при езде по дорогам с незатрудненным движением (в городе или на трассе).
  • Пятая скорость. Используется для равномерного передвижения по шоссе или магистрали со стабильной скоростью свыше 90 км/ч. Переход на 5-ю ступень рекомендован при 90-100 км/ч. Подходящий режим работы мотора и сниженный расход топлива возможен при 90-110 км/ч.

Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней.

Справка. В автомобилях с дизельными моторами диапазон оборотов значительно ниже, чем у бензиновых. Это связано с особенностью мотора и достижением максимального крутящего момента (значит и большей мощности) на более низких оборотах, поэтому дизеля более тяговитые и мощные.

Варианты расположения скоростей

1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.

2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.

Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.

Как трогаться

Для новичка самое сложное при езде на машине, оборудованной МКПП, - начать движение.

Для того чтобы тронуться с ровной поверхности следует:

  • нажать на педаль сцепления до конца;
  • передвинуть рукоятку на первую скорость;
  • начать плавно снижать нажим на педаль сцепления, в момент незначительного падения оборотов на 100-200 об/мин., и толчка (точка схватывания) повысить обороты мотора до 1300—1800 об/мин. мягким нажатием на педаль газа;
  • продолжить аккуратно отпускать сцепление, регулируя обороты мотора педалью акселератора.

При начале движения с наклонной поверхности начинающему водителю следует поставить транспорт на ручной тормоз для избегания отката. При толчке автомобиля ручник необходимо отжать и мягко увеличить давление на педаль газа.

Неправильный выжим сцепления (бросание) характеризуется:

  • дерганьем машины, рывками;
  • зачастую транспортное средство глохнет после нескольких рывков.

Бросание сцепления чревато увеличенным износом МКПП, сцепления и мотора.

На перекрестках и в некоторых ситуациях это может привести к ДТП:

  • сзади находящиеся водители рассчитывают, что впереди стоящий транспорт поедет, а не заглохнет, и могут врезаться в задний бампер;
  • заглохшая машина посреди дороги на перекрестке может получить удар в боковую часть при проезде нерегулируемого перекрестка с затрудненным движением или при выезде на кольцо в плотном потоке.

Правильное переключение передач на повышенную и пониженную

Правильным переключением ступеней считается такое, при котором обороты мотора не опускаются ниже рекомендуемого интервала (2000—3000 об/мин.).

При требуемом подъеме оборотов (2500—3500) при разгоне необходимо быстро перевести рукоятку на повышенную передачу, с мягким нажатием на педаль акселератора после полного отпускания сцепления. При медленной смене ступени обороты двигателя упадут, что приведет к затрудненному набору скорости или невозможности ее набрать.

Совет! В связи с тем, что в первое время смена передач для разгона у новичка будет недостаточно быстрым, рекомендовано перед повышением передачи увеличить обороты до 3000—3500 об/мин., при передвижении на подъеме до 4000 об/мин. В противном случае автомобиль может прекратить набирать скорость.

Для перехода на пониженную ступень требуется:

  • отпустить педаль газа;
  • при выборе пониженной ступени для снижения скорости — аккуратно надавить на тормоз и уменьшить скорость до интервала предыдущей, более низкой передачи;
  • выжать сцепление;
  • выбрать более низкую ступень;
  • плавно отпускать сцепление;
  • для сохранения или набора скорости (при ускоренном разгоне) в самом конце хода педали сцепления добавить газа;

Как тормозить и притормаживать на механической КПП

Торможение автомобиля с механической трансмиссией имеет свои особенности. Обороты при торможении не должны опускаться ниже показателей для холостого хода.

Основные правила при торможении автомобиля с МКПП на прямой:

  • отпускается педаль акселератора;
  • выжимается тормоз до достижения оборотов, приближенных к показателям холостого хода;
  • выжимается сцепление;
  • при высокой скорости для плавного торможения выбирается пониженная ступень и повторяется процесс;
  • при невысокой скорости рычаг КПП перемещается в нейтральное положение и осуществляется остановка дальнейшим нажатием тормоза.

При экстренном торможении выжимается только тормоз, двигатель будет способствовать торможению за счет снижения оборотов.

Тормозная система оборудована вакуумным усилителем тормозов для облегчения нажатия педали. Усилитель работает только при работающем моторе и с большей эффективностью при более высоких оборотах, чем у холостого хода.

В случае если автомобиль заглохнет на нейтральной ступени или при выжатом сцеплении, педаль тормоза практически не будет выжиматься и тормозной путь вырастет в разы, вплоть до торможения о находящийся впереди автомобиль.

Притормаживание, т.е. снижение скорости при продолжении движения, осуществляется отпусканием педали акселератора и нажатием тормоза с контролем над оборотами, которые должны остаться выше оборотов холостого хода.

При небольшом снижении скорости, когда обороты остаются заметно выше холостого хода, можно продолжить движение на той же ступени или при необходимости понизить ее.

Для значительного снижения скорости при нажатии на тормоз и достижения оборотов, приближенных к холостому ходу, выбирается более низкая ступень и переключение на нее происходит без участия педали акселератора.

Сильное падение оборотов, ниже показателей холостого хода, может неблагоприятно отразиться на дальнейшей работе машины, приближая ремонт.

Как тормозить двигателем и ручником

Принцип торможения двигателем заключается в понижении ступени при достижении оборотов, приближенных к холостому ходу. Понижать ступени можно с любой более высокой на любую низкую, кроме первой и задней. Для этого необходимо понизить скорость до диапазона нужной ступени и произвести переключение.

Ручной тормоз предназначен для удерживания транспорта в стоящем положении.

Торможение ручником на высокой скорости в большинстве случаев приводит к блокированию задних колес, заносу и полной потере контроля над машиной. Известно немало случаев летальных исходов при торможении ручным тормозом на значительной скорости.

При отказе тормозов и в некоторых других ситуациях может потребоваться прибегнуть к торможению ручником.

Для избегания опасных последствий при использовании ручника на движущемся автомобиле необходимо:

  • аккуратно, не до последних щелчков подтормаживать ручником, избегая блокировки задних колес;
  • экстренное торможение возможно только при движении по прямой нескользкой дороге и при расположении передних колес строго для движения прямо, избегая любых движений рулем.

По возможности следует избегать торможения ручником на высокой скорости, предпочтительнее тормозить понижением ступеней вплоть до второй.

Чего нельзя делать с МКПП

Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.

Что нельзя делать на МКПП:

  • включать заднюю передачу до полной остановки машины (поломка МКПП);
  • выжимать сцепление за исключением моментов, необходимых для переключения ступеней (происходит повышенный износ выжимного подшипника и сцепления);
  • придерживать ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления);
  • выбирать высокую передачу (3,4,5) при недостаточной для этого скорости и низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку);
  • выжимать сцепление при остановках продолжительностью более 40 секунд, следует выбрать нейтральную передачу (повышенный износ сцепления);
  • переключать ступени не выжимая сцепления (поломка МКПП);
  • постоянно держать руку на рычаге КПП (повышенный износ различных механизмов коробки передач);
  • неполный выжим сцепления при переключении ступеней;
  • бросание сцепления.

При соблюдении некоторых правил и вдумчивой езде опыт управлением машины с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.

Главным преимуществом машины с МКПП является полный контроль над ней, что осознается только с накатанными километрами.

Плавно тронуться с места на автомобиле — задача не из лёгких. Очень часто такой процесс представляется особенно сложным для новичков, но, несмотря на это, умение трогаться с места — очень важный и неотъемлемый навык для езды на автомобиле.

Порой начинающим водителям бывает сложно быстро сообразить, какие педали нужно нажимать. В качестве примера попробуем научиться правильно трогаться с места на автомобиле.

Быстрая навигация по статье

Запуск двигателя

  • Прежде чем тронуться с места, необходимо удостовериться в том, что стояночный тормоз был предварительно включён. Чтобы включить его, потребуется поднять рычаг от ручника в том случае, если он опущен. Это поможет предотвратить самостоятельные движения автомобиля, пока водитель будет трогаться. При несоблюдении этого правила могут случиться различные неожиданности, которые точно не порадуют человека, находящегося за рулем. Например, неконтролируемое продвижение машины, стоящей на наклонной поверхности или запуск стартера при включённой передаче.
  • Нельзя забывать и о контроле положения самого рычага, находящегося на коробке передач: он должен находиться только в нейтральном положении. Другие его положения недопустимы.
  • Нажав педаль, отвечающую за сцепление до упора, необходимо продолжать удерживать её.
  • После того, как водитель будет точно уверен в нормальной работе всех приборов в машине, можно начинать процесс включения зажигания, затем стартера. Таким образом, происходит запуск двигателя автомобиля, который должен начать работать через секунду после описанных действий при условии, что автомобиль полностью исправен.
  • После того, как водитель услышит звук работы мотора, он может отпустить ключ зажигания, а замок самостоятельно займет нужное положение на автомате, выключив тем самым стартер.
  • Необходимо убедиться в том, что рычаг на коробке передач находится в нейтральном положении.
  • Можно начать плавно отпускать педаль, отвечающую за сцепление.
  • После того как двигатель автомобиля запущен, он сразу же готов к тому, чтобы тронуться с места. Но в ситуации, когда он не работал на протяжении двух или более часов, важно дать ему некоторое время (примерно несколько минут) для прогрева.
  • Трогаться можно будет лишь тогда, когда температура прогрева двигателя составит не менее +50°C, температура жидкости должна установиться в районе + 90°C. Это, прежде всего, относится к автомобилям, оснащённым карбюраторным двигателем, так как машина при несоблюдении таких условий начнёт двигаться рывками и не будет работать в полную мощь.

Начало движения

  • Прежде чем тронуться с места, нужно внимательно оглядеться вокруг и посмотреть в зеркала заднего вида. Это необходимо для того, чтобы предотвратить столкновение с преградой или другим транспортом.
  • После этого важно включить сигнал поворотника, свидетельствующий о том, что автомобиль начинает двигаться.
  • Затем нужно до предела нажать на педаль сцепления одновременно с перемещением рычага на коробке передач влево и потом вперёд - так он установится в положении первой передачи. Рычаг ручника требуется отпустить, не снимая ноги с педали, отвечающей за сцепление, а руку уже можно расположить на руле.
  • Педаль сцепления следует отпускать медленно, параллельно прислушиваясь к звуку работы двигателя. После начала уменьшения частоты вращений коленчатого вала, потребуется на несколько секунд задержать педаль в установленном положении, при этом начав нажимать педаль газа. Такие манипуляции помогут начать подачу топлива.
  • После этого автомобиль поедет, а водителю нужно будет лишь мягко отпустить педаль сцепления, нажимая при этом педаль газа.

Правильное трогание с места обеспечивает уверенный старт автомобиля практически в любых ситуациях.

Во второй и третьей частях данного раздела вы узнали, как нужно и ознакомились с правильными . Пришло время начинать движение. Но перед тем, как вообще куда-нибудь тронуться, следует всегда подготавливать автомобиль к началу движения. Мы же будем считать, что горючего достаточно, двигатель уже прогрет, фары и указатели поворотов работают, зеркала настроены, давление в шинах в норме. Автомобиль стоит на ровной площадке.

Что необходимо сделать, как только вы сели за руль? Правильный ответ — пристегнуться ремнем безопасности (это можно сделать позднее, но к началу движения вы должны быть пристегнуты). Следующее наше действие будет пуск двигателя. Для этого выжимаем сцепление (если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, следите, чтобы рычаг переключения передач находился в положении «Р»-парковка) и поворачиваем ключ в замке зажигания. Запускаем двигатель. Пока никуда не едем – можно отпустить педаль сцепления. Теперь мы готовы к тому, чтобы тронуться с места.

Как трогаться с места правильно?

Для этого есть два правила, соблюдение которых позволит вам гарантированно начать движение, более того, эти правила обязательны для выполнения зимой :

  • Во время старта передние колеса автомобиля должны находиться в положении «прямо». Повернутые колеса создают дополнительное сопротивление движению. Чем больше угол их поворота, тем сложнее им зацепиться за дорогу. Большая вероятность, что на скользком участке они забуксуют.
  • Первый оборот ведущих колес должен пройти без проскальзывания, или без пробуксовки. Главная задача в начальный момент движения – покатиться, а не заскользить. Если на старте колеса сразу забуксовали, то машина так и останется стоять на месте, буксуя, или ее потащит в сторону.

Чтобы избежать пробуксовки колес при трогании с места нужно кратковременно задерживать педаль сцепления в точке схватывания. Сначала рассмотрим вариант как трогаться без использования ручного (стояночного) тормоза. Действия будут такие:

  1. Нажимаем правой ногой на педаль тормоза (если дорога имеет подъем или уклон) и выжимаем левой ногой педаль сцепления до пола;
  2. Выжимаем левой ногой до упора сцепление и включаем первую передачу;
  3. Плавно отпускаем педаль сцепления до момента схватывания, удерживая нажатой педаль тормоза;
  4. В момент схватывания (обороты двигателя станут чуть ниже, появится легкая вибрация) отпускаем педаль тормоза и переносим ногу на педаль газа. Левая нога продолжает удерживать педаль сцепления в точке схватывания;
  5. Плавно добавляем газ примерно до 1500 об/мин и одновременно отпускаем педаль сцепления до конца ее хода. Автомобиль начнет движение;
  6. Для остановки выжимаем сцепление до упора и нажимаем на педаль тормоза.

Теперь, как трогаться с места с использованием стояночного тормоза (ручника). Двигатель, предположим, запущен и автомобиль стоит на ровной площадке. Стояночный тормоз включен.

  1. Выжимаем левой ногой сцепление до упора и включаем первую передачу;
  2. Плавно добавляем газ примерно до 1500 об/мин, одновременно отпускаем педаль сцепления до момента схватывания (появится легкая вибрация, обороты двигателя начнут падать);
  3. Выключаем стояночный тормоз. Для этого правой рукой нажимаем фиксатор ручника и отпускаем ручник вниз, одновременно чуть-чуть приотпуская педаль сцепления. Автомобиль начнет движение;
  4. Полностью отпускаем педаль сцепления до конца хода и плавно добавляем «газу» – автомобиль поехал.

Вот такой алгоритм, но нужно дать некоторые пояснения почему все эти действия, начиная с запуска двигателя, нужно выполнять так, как написано выше, а не иначе. А заодно рассмотрим пару важных упражнений, которые помогут быстро овладеть сцеплением и «газом».

Самое важное на первых этапах обучения, это запомнить расположение всех рычагов управления автомобилем. Не просто запомнить, а осознать: где и какая находится педаль, где рукоятка КПП, где ручной тормоз, где включаются фары, где переключатели поворотов.

Вы садитесь в машину, регулируете кресло под себя, принимаете правильную и, мысленно или вслух произнося названия органов управления, переносите на них руки и ноги. Смотреть во время этого упражнения нужно вперед, можно в сторону. Важно добиться того, чтобы руки и ноги на уровне рефлекса, одним движением принимали правильное положение.

Следующий шаг – запуск двигателя. Казалось бы, ничего сложного в этом нет – повернул ключ в замке и заводи. Но, сначала следует убедиться, что ручной тормоз включен и рычаг КПП находится в положении нейтральной передачи. Зачем? Если на дороге есть уклон, ручник нужен для того, чтобы автомобиль не покатился, когда выжмите сцепление, нейтралка – чтобы он не поехал, когда после запуска двигателя отпустите сцепление. И опять же, все внимание на правильное положение рук и ног.

Левая нога выжимает сцепление до упора в «пол», т.е. сцепление полностью выжато (выключено). Для чего? Это нужно для облегчения работы стартера, соответственно, для снижения нагрузки на аккумулятор. В зимнее время, например, сцепление необходимо выключать для разъединения КПП с двигателем, потому что замерзшее масло в коробке передач создает огромное сопротивление вращению коленвала. После запуска двигателя на замерзшей машине сцепление придется отпускать очень медленно, чтобы «раскрутить» масло в коробке, иначе, если отпустить педаль резко, то двигатель заглохнет.

Итак, для чего нужно выжимать сцепление при запуске двигателя – выяснили. Теперь – положение правой ноги. Правая нога находится . В большинстве случаев, во время запуска двигателя, газом даже не придется «работать». Например, на инжекторных двигателях есть система увеличения оборотов холодного двигателя. На карбюраторных двигателях для этой цели есть «подсос», но в каких-то случаях возможно придется немного нажать на педаль газа, а после пуска поддержать работу двигателя на устойчивых оборотах.

Как научиться плавно отпускать сцепление.

Чтобы научиться плавно, без рывков, отпускать сцепление, есть одно несложное упражнение. Оно выполняется на заведенном двигателе и включенном ручнике. Отпуская сцепление, важно поймать момент схватывания, когда появляется легкая вибрация и начинается падение оборотов. Если у автомобиля передний привод, то «задок» начинает стремиться как бы «присесть». , в статье «Управление автомобилем. Часть 3. Педали», это положение 2 . В этой точке необходимо просто остановить ногу. Остановить и держать! Потому как дальнейшее отпускание всего на 10 миллиметров приведет автомобиль в движение. Нужно добиться, чтобы отпуская ногу до этой точки, двигатель не глох.

Ну и еще одно упражнение на этом этапе – работа «газом». На заведенном двигателе нужно потренироваться плавно нажимать на «газ», постепенно увеличивая значение оборотов до 1500—2000об/мин, стараясь запомнить на слух звук работы двигателя.

Для автомобиля с автоматической коробкой передач все несколько проще, работать сцеплением не нужно. «Автомат» все сделает за вас:

  1. Нажимаем правой ногой на педаль тормоза.
  2. Переводим рычаг выбора передач в положение «D» (или «R», если нужно поехать назад)
  3. Плавно отпускаем педаль тормоза – автомобиль начнет движение, можно добавить «газ»
  4. Для остановки нажимаем на педаль тормоза. Если дальше не едем – переводим рычаг передач в положение «Р» парковка.

Мы рассмотрели только лишь как трогаться с места на ровной дороге. Если дорога имеет небольшой уклон, то начало движения автомобиля значительно упрощается. Можно тронуться даже без добавления «газа». Достаточно будет включить передачу и отпустить педаль сцепления до точки схватывания. Машина тронется. А как быть, если тронуться с места нужно на подъеме? Это упражнение будущим водителям придется сдавать . Всех остальных водителей этот экзамен ждет на дороге. А зимой этот экзамен приходится «сдавать» очень часто.

Как трогаться с места на подъеме.

Ключевой момент здесь – опять же задержка педали сцепления в точке схватывания. Для удержания автомобиля на подъеме, чтобы не скатиться вниз, используется либо педаль тормоза либо стояночный тормоз (ручник). Если на подъеме отпустить педаль сцепления в точку схватывания и задержать ее там, а затем убрать ногу с тормоза, то машина будет стоять на месте. Если подъем крутой и машина все-таки покатилась назад – ничего страшного, нужно опять нажать на тормоз и отпустить педаль сцепления чуть больше. Машина останется стоять на месте. Нужно поймать так называемую точку равновесия. Далее, плавно добавляем «газ», чуть больше отпускаем педаль сцепления и машина поехала.

Если автомобиль удерживается на подъеме ручником и нужно тронуться с места (во время требуют трогаться с ним), то в этом случае действия будут следующие:

  1. Выжимаем левой ногой педаль сцепления. Если двигатель не работает – запускаем двигатель.
  2. При выжатом сцеплении включаем первую передачу.
  3. Плавно выжимаем педаль сцепления до момента схватывания.
  4. В момент схватывания, удерживая педаль сцепления в этой точке, плавно добавляем «газу», чтобы стрелка тахометра поднялась примерно до 1500 об/мин.
  5. Выключаем стояночный тормоз. Для этого нажимаем на фиксатор на рукоятке ручника и опускаем рычаг вниз до упора. Машина начнет движение.
  6. Полностью отпускаем педаль сцепления и плавно добавляем «газу». Машина продолжит движение.
  7. Для остановки выжимаем до упора педаль сцепления и нажимаем на педаль тормоза.

Ну вот, собственно, и все, что нужно знать о технике трогания с места. Если во время старта все же произошла пробуксовка колес (это часто случается на скользкой дороге) – ничего страшного, в такой ситуации нужно снова выжать педаль сцепление и снова отпустить педаль до точки схватывания. Возможно, начнет получаться не сразу, потребуется время чтобы приобрести навык. И всегда нужно помнить, что правильные действия за рулем – основа безопасного управления автомобилем.

В следующей, раздела «Управление автомобилем» рассмотрим как выполняется разгон автомобиля. Для этого нам потребуется умение переключать передачи. Если на автомобиле установлена «коробка-автомат», то вопросов никаких не возникает. Автоматическая коробка все будет делать за вас. Но если автомобиль оборудован механической КП, то потребуются некоторые навыки. До этого момента, для того, чтобы тронуться с места, мы использовали только первую передачу. Включение остальных тоже не представляет большой сложности. Порядок расположения передач для любого автомобиля есть в их руководствах по эксплуатации, от вас потребуется запомнить лишь несколько правил:

  1. Переключение выполняется только при полностью отключенном сцеплении (педаль сцепления нажата до пола).
  2. Передачи переключаются без лишнего усилия (не нужно заламывать рычаг, если он сразу «не нашел» свое место). Если передача не включилась с первого раза, требуется отпустить педаль сцепления в нейтральной передаче, нажать на нее снова и повторить попытку.
  3. При переключении передач необходимо примерно на 0,5-1 секунду задерживать рычаг в нейтральном положении.

Вот такие требования к переключению передач. Когда начнете ездить, у вас все будет получаться автоматически.

Навигация по серии статей

Что отличает технику управления профессионального водителя от манеры движения начинающего? В первом случае, мы будем наблюдать быстрый разгон и постепенное замедление, а во втором – то же, но с точностью до «наоборот».

Если водителя интересует, как быстро разгоняться на дороге, это подразумевает, что определенный навык вождения – есть, и данный маневр не создаст аварийной ситуации. Одно из главных правил разгона звучит так: пробуксовка колес должна быть минимальной. Старт с использованием пробуксовки подходит только для разгона на сликах (гоночных покрышках почти без протектора, которые предназначены для дрифта).

Рассмотрим, как выполнить быстрый старт на асфальтовом покрытии без уклона.

Техника управления

Прежде, нужно научиться переводить мотор в режим максимального крутящего момента. Производитель обычно пишет в инструкции, на каких оборотах достигается наибольший момент. Допустим, это 3000 или 3500 об/мин. Требуемый режим двигателя – надо уметь определять на слух (несмотря на наличие тахометра).

Разгон выполняют так:

1. Обороты двигателя – доводят до требуемого значения (3000-3500 об/мин);

2. Включают первую передачу, удерживая сцепление;

3. Отпускают педаль сцепления, но выполняют это так, чтобы двигатель не «заглох». Главное, здесь надо следить, чтобы не было пробуксовки.

Техника, как видим, отличается от «стандартной» (когда, отпустив сцепление, обороты постепенно наращивают). Экстремальный разгон, надо сказать – безвреден для деталей сцепления, но быстрее изнашивает двигатель.

На гоночном треке, подобную технику – сочетают с использованием ручника. Стояночный тормоз надо еще суметь вовремя отпустить (в тот момент, когда двигатель «подхватит» трансмиссию). Не стоит подобный «метод» пытаться применять на дороге.

И последнее, что хочется здесь заметить. Тахометр на приборной доске – нужен для тренировки, не более. Смотреть в момент старта лучше на светофор (хотя бы затем, чтобы не прозевать нужный момент). А для сначала, вести тренировки – лучше вне населенного пункта. Все действия могут быть выполнены на свой страх и риск.

Участвовать в жизни рейсерского мира куда интереснее, чем говорить о нем. Даже если речь идет о драге, который некоторыми спортсменами рассматривается как самый примитивный и скучный вид автомобильного спорта.
По мне, так ничего примитивного (и уж тем более скучного) в нем нет! Потенциалы машин можно сравнить в интернете, а для победы теоретически достаточно просто не убирать ногу с педали газа, но, несмотря на это, в реальном мире происходят невероятные вещи (например, заведомо более слабая машина выигрывает у настоящего монстра). Почему?
Все дело в старте! Иной раз приезжаешь на какие-нибудь гонки и удивляешься медлительности некоторых участников - точно неторопливо со светофора трогаются.

Как правильно стартовать? на «механике» - самое настоящее искусство. И бросать полностью выжатое сцепление с предельных оборотов, как это делают некоторые, - глупость, по крайней мере, в большинстве случаев. Во-первых, ударные нагрузки разрушают этот узел, во-вторых, высока вероятность сорваться в букс. Если все делать по уму, то обороты нужно подбирать экспериментальным путем, а главное - индивидуально для каждой машины (с учетом моментных характеристик мотора). Как вариант - можно посоветоваться с владельцем такой же машины.
С педалью газа все понятно, а что делать со сцеплением? Распространенная техника: раскрутив двигатель до нужных оборотов, начинаешь отпускать педаль сцепления ровно до тех пор, пока диск с корзиной не начнут слегка соприкасаться. Если машина при этом медленно катится вперед, ее можно удержать ручным тормозом. Правая нога между тем занята игрой с педалью газа (стрелка тахометра должна плавать с амплитудой примерно в 500 оборотов в минуту). Смысл в том, чтобы в момент отмашки поймать фазу возрастания оборотов двигателя, и на этой позитивной волне резко тронуться вперед.
На «автомате» все чуть проще: левой ногой зажимаешь педаль тормоза, правой - нажимаешь на газ (доводя обороты примерно до двух тысяч в минуту), а потом в нужный момент отпускаешь тормоз и едешь. Но и тут есть нюансы: начать хотя бы с того, что многие турбодвигатели выходят на положительный буст как раз только после двух тысяч оборотов в минуту. А на старте более высоких оборотов от машины с АКПП не добьешься, поскольку примерно после 2.200-2.500 оборотов (у разных машин по-разному) гидротрансформатор блокируется, и колеса, вопреки воле тормозов, срываются в букс (по крайней мере, у мощных заднеприводных машин). Этого можно избежать, затянув ручной тормоз, но лучше просто подгадать достижение нужных оборотов так, чтобы это произошло в момент отмашки. Да, это непросто и требует устойчивого навыка, но, во-первых, колеса в букс сорваться не успеют, во-вторых, жидкость в АКПП не успеет перегреться (а пробуксовка гидротрансформатора - верный путь к перегреву, который на старте ой как отражается, не говоря уже о том, что он для коробки в принципе вреден).
Никто еще с первого раза не постигал в совершенстве это искусство. Научиться можно после пятого старта, можно - после двухсотого, но так или иначе, пока знания находятся в голове - они бесполезны, они должны проникнуть на уровень мышечной, кинестетической памяти, чтобы от них был толк (во время боевого заезда времени на долгие раздумья у тебя не будет).
На эту тему можно еще вещать очень долго: есть море элементов, влияющих на старт (от резины до многодисковых сцеплений и гидротрансформаторов с повышенным «столл-спидом»). И конечно, на старт влияет качество покрытия и даже температура на улице. Но в этом посте я хотел рассказать об общих моментах, связанных непосредственно с техникой пилотирования. Если интересны другие нюансы - добро пожаловать в комментарии.

Участвовать в жизни рейсерского мира куда интереснее, чем говорить о нем. Даже если речь идет о драге, который некоторыми спортсменами рассматривается как самый примитивный и скучный вид автомобильного спорта.


По мне, так ничего примитивного (и уж тем более скучного) в нем нет! Потенциалы машин можно сравнить в интернете, а для победы теоретически достаточно просто не убирать ногу с педали газа, но, несмотря на это, в реальном мире происходят невероятные вещи (например, заведомо более слабая машина выигрывает у настоящего монстра). Почему?


Все дело в старте! Иной раз приезжаешь на какие-нибудь гонки и удивляешься медлительности некоторых участников - точно неторопливо со светофора трогаются. А между тем старт - половина гонки: многие опытные гонщики, не сумевшие правильно стартовать, иной раз отказываются от дальнейшей борьбы - все равно бесполезно.



Как правильно стартовать? Многое зависит от того, какая на твоей машине установлена трансмиссия. Хороший старт, скажем, на «механике» - самое настоящее искусство. И бросать полностью выжатое сцепление с предельных оборотов, как это делают некоторые, - глупость, по крайней мере, в большинстве случаев. Во-первых, ударные нагрузки разрушают этот узел, во-вторых, высока вероятность сорваться в букс. Если все делать по уму, то обороты нужно подбирать экспериментальным путем, а главное - индивидуально для каждой машины (с учетом моментных характеристик мотора). Как вариант - можно посоветоваться с владельцем такой же машины.


С педалью газа все понятно, а что делать со сцеплением? Распространенная техника: раскрутив двигатель до нужных оборотов, начинаешь отпускать педаль сцепления ровно до тех пор, пока диск с корзиной не начнут слегка соприкасаться. Если машина при этом медленно катится вперед, ее можно удержать ручным тормозом. Правая нога между тем занята игрой с педалью газа (стрелка тахометра должна плавать с амплитудой примерно в 500 оборотов в минуту). Смысл в том, чтобы в момент отмашки поймать фазу возрастания оборотов двигателя, и на этой позитивной волне резко тронуться вперед.


На «автомате» все чуть проще: левой ногой зажимаешь педаль тормоза, правой - нажимаешь на газ (доводя обороты примерно до двух тысяч в минуту), а потом в нужный момент отпускаешь тормоз и едешь. Но и тут есть нюансы: начать хотя бы с того, что многие турбодвигатели выходят на положительный буст как раз только после двух тысяч оборотов в минуту. А на старте более высоких оборотов от машины с АКПП не добьешься, поскольку примерно после 2.200-2.500 оборотов (у разных машин по-разному) гидротрансформатор блокируется, и колеса, вопреки воле тормозов, срываются в букс (по крайней мере, у мощных заднеприводных машин). Этого можно избежать, затянув ручной тормоз, но лучше просто подгадать достижение нужных оборотов так, чтобы это произошло в момент отмашки. Да, это непросто и требует устойчивого навыка, но, во-первых, колеса в букс сорваться не успеют, во-вторых, жидкость в АКПП не успеет перегреться (а пробуксовка гидротрансформатора - верный путь к перегреву, который на старте ой как отражается, не говоря уже о том, что он для коробки в принципе вреден).


Ну а главный элемент успешного старта – это практика! Никто еще с первого раза не постигал в совершенстве это искусство. Научиться можно после пятого старта, можно - после двухсотого, но так или иначе, пока знания находятся в голове - они бесполезны, они должны проникнуть на уровень мышечной, кинестетической памяти, чтобы от них был толк (во время боевого заезда времени на долгие раздумья у тебя не будет).


На эту тему можно еще вещать очень долго: есть море элементов, влияющих на старт (от резины до многодисковых сцеплений и гидротрансформаторов с повышенным «столл-спидом»). И конечно, на старт влияет качество покрытия и даже температура на улице. Но в этом посте я хотел рассказать об общих моментах, связанных непосредственно с техникой пилотирования. Если интересны другие нюансы - добро пожаловать в комментарии.


А еще лучше расскажи о своем рецепте успеха на первых метрах гоночной трассы С упоминанием того, какой у тебя автомобиль (наверняка, другим владельцам такой машины тоже будет интересно почитать).

Как правильно стартовать? Если речь идёт о «механике», в очередной раз начинающему водителю будут повторять, что есть два способа: «гражданский» и «спортивный». Вроде бы, если стартовать только «гражданским» способом, можно сберечь сцепление, ну а второй вариант выполнения манёвра помогает быстрее ускориться. Обычно о том, как быстро тронуться с места, рассказывают так: надо довести двигатель до оборотов, равных 3000-4000 об/мин, и начать отпускать сцепление. Но любой, кто находился за рулём настоящего авто, знает, что удерживать обороты на одном уровне практически невозможно. Похоже, большинство добрых советов придумываются теоретиками, а не основаны на реальном опыте вождения.

Как учат в любой автошколе

Быстрый старт на «механике», спортивный разгон – всё это является элементами экстремального вождения . В автошколах их изучение разумно оставляют на потом. Прежде, водитель должен научиться трогаться с места, как это предусмотрено конструкторами автомобиля. Подобная техника выполнения манёвра является стандартной, а её использование не приводит к сокращению срока службы каких-либо узлов или деталей авто.

Итак, допустим, в данный момент включена нейтральная передача и задействован ручной тормоз, а двигатель работает. Тогда, чтобы стартовать плавно и без рывков, требуется шаг за шагом выполнить следующие действия:

  1. Нажав правой ногой на «тормоз», левой до упора выжимаем «сцепление»;
  2. Включаем первую передачу, отпускаем «ручник»;
  3. Очень осторожно отпускаем педаль сцепления – наступит момент, когда диски войдут в зацепление. Автомобиль при этом может оставаться на месте, но стрелка тахометра обязательно дёрнется;
  4. Правую ногу нужно перенести на педаль газа, чтобы плавно добавлять обороты, а сцепление должно оставаться в «точке схватывания»… И мы увидим, о чудо, что авто уже движется вперёд, а далее нужно постепенно отпускать педаль сцепления, и всё.

Как видим, ничего сложного. А вот список распространённых ошибок:

  • Рывок – «сцепление» было отпущено слишком резко («брошено», как говорят специалисты);
  • Двигатель заглох – «сцепление» отпущено раньше, чем двигатель набрал нужные обороты;
  • Рёв двигателя – когда давят одновременно на педаль сцепления и на «газ».

С первого раза освоить приём вождения, который рассмотрен выше, ещё не смог никто. Но если в процессе обучения водитель придёт к выводу, что механика – это слишком сложно, то виной тому могут являться неполадки или неисправности самого транспортного средства . Даже небольшой люфт педали сцепления, неправильная посадка за рулём и сама невозможность достичь её – все эти факторы не способствуют успешному обучению никак. На технике, являющейся абсолютно исправной, легко и обучаться, а компромиссы лучше оставить тем инструкторам, которые предлагают с ними смириться. Удачного старта!

Как делают спортсмены

Чтобы стартовать по-спортивному, некоторые поступают так: сначала двигатель раскручивается до предела, затем сцепление «бросают», и автомобиль «летит» вперёд. Использование подобного метода можно считать глупостью, по крайней мере, в подавляющем большинстве случаев. Прежде всего, нужно правильно подобрать диапазон оборотов двигателя, в котором крутящий момент будет наибольшим. Вряд ли кто-то станет возить с собой техническую документацию, а оптимальное положение стрелки тахометра находят опытным путём. Как вариант, посоветуйтесь с владельцем такой же машины с похожим двигателем.


Допустим, с педалью газа мы разобрались. Тогда, возникает вопрос, что делать со сцеплением. Раскрутив мотор до нужного числа оборотов, пробуйте отпускать педаль сцепления, остановив её как раз в точке, где происходит зацепление дисков. Если машина начнёт медленно двигаться вперёд, ничего страшного – её обычно удерживают ручным тормозом. Непосредственно перед стартом придётся всё время регулировать «газ», так, чтобы стрелка «плавала» с наименьшей амплитудой. А когда загорится «зелёный», показания тахометра должны идти вверх. Проще говоря, момент старта должен совпасть с фазой возрастания оборотов.

Недостаток рассмотренного метода – в том, что узел сцепления на первых секундах всегда работает с пробуксовкой. Диски из металлокерамики, например, подобного отношения к себе не переносят (там нужно буксовать колёсами). Вот и не следует удивляться, если тюнингованный по максимуму автомобиль начнёт требовать ремонта чаще, чем серийный прототип. Спортивным авто ещё нужно уметь управлять… Бережно и со вкусом.

В ПДД в явном виде не прописан запрет на спортивный стиль вождения. И, тем не менее, недочётами законодательства (если их можно так назвать) злоупотреблять не нужно. Начиная движение, как минимум надо убедиться в отсутствии препятствий и других факторов, мешающих перемещению вперёд. В ситуациях, не рассматриваемых законом подробно, необходимость использовать здравый смысл никто не отменял.

Правильно и плавно тронуться с места на автомобиле часто становиться достаточно трудным навыком, а ему все же нужно обучаться. Это и не удивительно - разберись-ка с таким количеством элементов управления авто. Педалей только три, а ноги то всего две! Но трогаться то необходимо. Статья «Как тронуться с места на автомобиле, инструкция» будет в помощь всем начинающим и будущим водителям.

Запуск двигателя.

  • В первую очередь, перед тем, как трогаться с места на автомобиле, не забудьте удостовериться в том, что включен стояночный тормоз. Для этого необходимо поднять рычаг ручника, если он опущен, что поможет удерживать автомобиль в неподвижном состоянии, пока он будет находиться не под вашим контролем. Иначе могут произойти довольно неприятные неожиданности, как, например, ошибочный запуск стартера во время включенной передачи, самопроизвольное, не контролированное движение автомобиля по наклонной или неровной поверхности.
  • Также не забудьте проконтролировать положение рычага коробки передач, который обязательно должен быть только в нейтральном, и никаком другом,положении.
  • Далее удерживайте педаль сцепления, предварительно нажав ее до упора.
  • И только после того, как вы убедились, что все приборы работают нормально, можно включать зажигание, потом стартер, тем самым запуская двигатель. И в течение одной секунды после этого, при условии исправности автомобиля, двигатель начнет работать.
  • Как только услышите, что мотор заработал, отпускайте ключ зажигания, замок автоматически примет рабочее положение и выключит стартер.
  • Убедитесь, что рычаг трансмиссии действительно установлен в нейтральном положении, и только после этого плавно отпускайте педаль сцепления.
  • В принципе, после запуска двигателя автомобиль уже готов к тому, чтобы начинать трогаться с места, но если до этого он не работал более двух часов, желательно дать ему время (несколько минут) прогреться.
  • Трогаться с места на автомобиле можно, когда двигатель прогреетсядо температуры +50 +60°C, а рабочая температура жидкости должна достигать примерно +90°C. В первую очередь, это касается автомобилей с карбюраторным типом двигателя, ведь в не прогретой машине двигатель работает нестабильно, из-за движения рывками автомобиль не может работать на полную мощность.

Начало движения.

  • Перед тем, как трогаться с места, очень внимательно, через стекла окон, а не только в зеркала, посмотрите по сторонам вперед и назад, чтобы избежать столкновения с незамеченной вами движущейся или стоящей преградой.
  • Далее нужно подать сигнал поворотником, о том, что вы начинаете движение.
  • Потом необходимо до упора выжать педаль сцепления, а рычаг коробки передач переместить в положение первой передачи, для этого рычаг нужно подвинуть влево и вперед. Не снимая ноги с педали сцепления, опустите рычаг ручника и переложите руку на руль.
  • Очень плавно отпускайте педаль сцепления, слушая, как работает двигатель. Как тольковы услышите, что начинает снижаться частота вращения коленчатого вала, немного задержите педаль в этом положении, одновременно нажимая на педаль газа (это увеличивает подачу топлива). Автомобиль тронется с места, а вам нужно мягко отпустить сцепление, не прекращая нажимать педаль газа.
  • Многие из начинающих не до конца выжимают педаль сцепления, что создает некоторые трудности при попытке включения первой передачи. Иногда этот процесс сопровождает доносящийся из коробки передач скрежет. Это достаточно опасно и может спровоцировать ее поломку.
  • Неправильное нажатие педали газа - еще одна из ошибок новичков. Слишком раннее увеличение подачи топлива ведет к тому, что мотор просто ревет, а автомобиль не трогается с места, так как сцепление еще недостаточно отпущено. Слишком позднее же увеличение подачи ведет к тому, что машина просто глохнет, при этом совершая рывок вперед. А это уже может быть причиной выхода из строя сцепления.
  • Если вы слишком резко отпустите педаль сцепления после того, как нажали педаль газа, автомобиль дернется и заглохнет, что, соответственно, приведет к поломке сцепления. Чаще всего момент, когда нужно начинать увеличивать подачу топлива, водитель определяет правильно, но если вместо того, чтобы сцепление отпускать плавно, он резко бросит педаль, такие действия как раз и могут иметь негативные для сцепления последствия.
  • Следующая ошибка - слишком резкое увеличение подачи топлива. Это приводит к тому, что машина вместо того, чтобы тронуться плавно, резко и иногда с визгом шин срывается с места.

Кажущийся, на первый взгляд, довольно простым, процесс начала движения автомобиля, в действительности всех без исключения новичков приводит к некоторым затруднениям. Практически у всех начинающих обучение вождению автомобиль дергается и глохнет. Хотя это касается только тех, кто учится вождению на автомобиле с механической коробкой передач.У автоматических коробок переключения передач этот процесс очень упрощен. В этом случае, чтобы тронуться с места, достаточно просто перевести рычаг переключения передач в положение «движение», чаще всего это положение «D », но не всегда, а затем плавно увеличить подачу топлива (нажать на педаль газа).