«Каршеринг — рынок, который вы проспали. Разработка онлайн приложений для каршеринга

Еще несколько лет назад граждане России и представить не могли, что можно пользоваться арендованной машиной, соответственно и подобная услуга была практически не востребована. Сегодня же прокатный бизнес активно развивается, появляются все новые и новые компании.

С чего лучше начать, как удобнее построить этот бизнес, нам рассказал директор по продажам и маркетингу компании «Delta rent-a-car» Сергей Иванов.

1. Как лучше построить свой бизнес

Вариантов существует несколько. Во-первых, можно заключить франчайзинговый договор с какой-нибудь западной прокатной компанией и стать ее представителем в Москве или любом другом городе. Во-вторых, небольшие прокатные фирмы все чаще и чаще открываются при крупных дилерских центрах. И, в-третьих, вы создаете свою, ни от кого не зависящую компанию, каковой и является «Delta rent-a-car».

Но, прежде чем выбрать ту или иную форму развития собственного бизнеса, тщательно изучите рынок - насколько он емок. И, главное, необходимо понять, будет пользоваться спросом подобная услуга или нет. Известны случаи, когда в других городах России прокатные компании открывались, а спрос был практически нулевым.

Если же вы все-таки решились, то с регистрацией фирмы особых трудностей быть не должно, так как лицензирование практически по всем видам автомобильного бизнеса отменено. Сам старт мало чем отличается от начала любого другого бизнеса: необходимо арендовать офис, нанять персонал, закупить компьютерное обеспечение, и так далее. Но тут появляются нюансы, которые, безусловно, важно учесть заранее. Во-первых, нелегко найти специалистов, сведущих в аренде автомобилей, так как бизнес относительно молод, профессионалов в этой области единицы. Во-вторых, с ростом числа фирм возникает жесткая конкуренция, в условиях которой вам просто придется бороться за свое существование. Особенных ноу-хау здесь пока еще нет. К примеру, компания «Delta rent-a-car» выбрала для себя следующую позицию: «Мы не предлагаем того, чего ни у кого нет. Мы просто делаем это качественно».

2. Определите свою будущую клиентуру

Сегодня машины берут в аренду как частные лица, так и юридические. Если говорить о частных - это, в основном, активные деловые круги среднего звена и топ-менеджмент достаточно крупных компаний. Все чаще и чаще в прокатные фирмы обращаются развивающиеся организации, открывающиеся иностранные представительства. Причина проста: возникает острая необходимость в машинах, а свой автопарк еще не создан. Более того, если говорить о юридических лицах, то многие компании в последнее время приходят к тому, что свой автопарк: его закупка, техобслуживание, продажа, содержание дополнительного штата сотрудников, и так далее - довольно большая проблема. В случае аренды автомобилей - вся эта головная боль ложится на нас, то есть на прокатную компанию. С экономической точки зрения здесь есть свои плюсы и свои минусы. Однако, если посчитать общую сумму расходов, учитывая все финансовые, человеческие и временне затраты, то аренда автомобилей может оказаться более выгодной, чем обустройство собственного автопарка.

3. Ваш автопарк может насчитывать от одной до двухсот машин

В настоящее время, по разным оценкам, московские прокатные компании обладают порядка 1500 машин. Из них несколько крупных, которые имеют сотню, а то и две сотни автомобилей, но, в основном, это представительства крупнейших западных компаний. И очень много мелких фирм, в чьих автопарках насчитывается от 5 до 10 машин. Чаще всего они организовываются при дилерских центрах или центрах технического обслуживания в качестве еще одной услуги для собственных клиентов.

Рынок меняется очень активно: спрос растет, но растет и число прокатных компаний, поэтому правильно рассчитать необходимое количество машин практически невозможно.

Все зависит от подхода и первоначального капитала. Если вы частный предприниматель - можете купить одну машину или сдавать в аренду собственную, получать небольшую прибыль и развиваться дальше. Можно закупить большой автопарк и провести мощную рекламную кампанию. Однако надо помнить: одной рекламы недостаточно, чтобы вся Москва продала свои машины и пересела на арендованные. К сожалению, российский клиент еще не совсем готов к этой услуге. Есть люди, которые годами ездят на прокатных автомобилях и считают, что лучшего быть не может, так как они всегда находятся за рулем застрахованной машины. С ней, как правило, не бывает проблем, если что-то случается - то и это не их головная боль, они имеют возможность менять авто в зависимости от ситуации, и так далее. А встречаются и такие, кто понятия не имеет, что в Москве можно взять автомобиль в аренду.

Кроме того, есть фирмы, которые закупают машины, уже бывшие в употреблении. Аренда не нового автомобиля обойдется, вероятно, значительно дешевле, но и качество оказанной услуги будет соответствующим.

Компания «Delta rent-a-car» решила для себя эту проблему следующим образом: закупили несколько десятков новых машин, это составило достаточно большой автопарк, и загрузили их под краткосрочную аренду - для частных лиц и компаний, берущих машины не на длительный срок. Кроме того, предложили оперативный лизинг компаниям, которые не хотят создавать свой автопарк, а долгое время пользуются арендованными машинами.

4. Выбор должен быть всегда, причем чем он больше, тем, в конечном счете, лучше для вас

Любому клиенту, желающему получить машину в аренду, всегда интересно, когда есть из чего выбрать. В конечном счете, все сводится к возможностям той или иной компании и ее стремлению расширить спектр услуг. В идеале прокатная компания должна предлагать автомобили от недорогих, эконом-класса, до представительских. На сегодняшний день компания «Delta rent-a-car» располагает 6 марками различных автопроизводителей (Mitsubishi, Ford, Rover, Hyundai, Opel, Renault и других), причем каждая марка представлена от 1 до 3 моделей. В этом состоит еще одно преимущество нашей компании перед другими. «Delta rent-a- car» является 100% российской компанией, свободной от франчайзинговых договоров и договоров с официальными дилерами того или иного брэнда. Поэтому мы не ограничены выбором автомобилей одной марки и можем закупать машины разных производителей. Мы оцениваем рынок, определяем, что пользуется наибольшим спросом, - то и предлагаем нашим клиентам. Пока отказались от отечественных автомобилей: во-первых, существуют компании, специализирующиеся только на российских марках, а во-вторых, с этими машинами и проблем гораздо больше.

Что касается спроса, то, в основном, большей популярностью пользуются автомобили эконом- и среднего класса. Люди берут в аренду машины по необходимости, например, своя в ремонте, зачем же тратить большие деньги на авто представительского уровня. Часто перед тем как купить новую машину, человек берет точно такую же напрокат, чтобы попробовать ее в действии. Другое дело, когда клиенты заказывают автомобили для какого-нибудь мероприятия, будь то важная встреча или свадьба, тогда, конечно, нужен представительский класс. Но это встречается гораздо реже.

5. Приготовьтесь к большим затратам на содержание и обслуживание вашего автопарка

Этот вопрос советую рассмотреть особенно тщательно. Львиная доля затрат придется на обслуживание вашего автопарка. Безусловно, очень удобно, если компания имеет свои сервисные станции или находится на территории, на которой все уже есть. Но в целом это рационально только для крупных автопарков, требующих постоянного технического обслуживания. Например, компания «Delta rent-a-car» не заинтересована в собственных сервисных центрах - так как мы работаем с машинами иностранного производства и закупаем их только у официальных дилеров, соответственно автомобили эти находятся на гарантии и обслуживаются в фирменных сервисных центрах или непосредственно у дилеров.

Что же касается хранения машин, то в подобном бизнесе машины закупаются не для длительных стоянок в гаражах, а для сдачи их в аренду. Тем не менее, у нас есть несколько парковок и мест, где можно машину протестировать, помыть, произвести мелкий ремонт.

6. Удачное месторасположение сыграет только в плюс развитию вашего бизнеса

Выбирая место для вашей компании, обратите внимание на удобные подъезды и выезды. Старайтесь расположиться ближе к центру города, к вокзалам или аэропортам, к торговым центрам, словом, там, где вас будет легко найти и где ваши услуги действительно окажутся необходимыми клиентам.

7. Машину лучше продать, чем выбросить

Существует различная практика эксплуатации автомобиля. С точки зрения финансовой выгоды, его нужно использовать до тех пор, пока он в состоянии перемещаться, и многие компании именно так и делают. Вы можете эксплуатировать машину, пока она не развалится, а можете продать ее через три года и купить новую. Однако качество предоставляемой вами услуги резко падает, так как, когда на машине в течение пусть даже пяти лет по-разному ездят совершенно разные люди, - она просто приходит в негодность.

Я советую в этом случае брать пример с нашей компании: мы закупаем только новые автомобили, сдаем их в аренду в течение 2–3 лет, пока они находятся на гарантии дилера, а затем распродаем и докупаем новые.

8. Обязательно застрахуйте ваши машины

Все машины обязательно должны быть застрахованы на условиях АВТОКАСКО (угон + ущерб) и гражданской ответственности. Это в ваших же интересах.

Всегда обращайтесь в известные и крупные страховые компании. На этом экономить не стоит. Представьте ситуацию, что вы, частный предприниматель, закупили несколько машин, застраховали их в страховой компании, предлагающей гораздо более низкие цены, чем крупные, дали небольшую рекламу, а через несколько дней ваши машины угоняют… Процедура выплат по страховым случаям у нас еще далека от совершенства, не говоря уже о том, что мелкая страховая компания под тем или иным предлогом от таких выплат может вообще отказаться. Итог плачевный - вы потеряете все вложенные деньги, да еще останетесь должны круглую сумму.

В случае аварии с застрахованной машиной проблем также будет значительно меньше и для клиента, и для вас. Здесь все зависит только от условий заключенного с клиентом договора. Человек может взять машину без некоего лимита ответственности арендатора (франшизы) при наступлении страхового случая (тогда клиенту нужно будет только своевременно и правильно оформить то или иное происшествие) или с таким лимитом (тогда часть материальной ответственности ложится на клиента). Напрямую это отразится на стоимости аренды автомобиля.

Что же касается обязательного страхования гражданской ответственности - с этим тоже не возникнет особых проблем: есть базовая ставка (стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности) и существуют различные коэффициенты, понижающие или повышающие стоимость страховки. Неограниченное число водителей - фактор, безусловно, увеличивающий стоимость страховки. Кроме того, в страховую компанию предоставляется информация о водителях, которые арендуют машину. И при наступлении страхового случая уже сама страховая компания принимает решение, что делать и как поступать.

9. Не завышайте цены!

Стоимость аренды автомобиля состоит из многих факторов. Во-первых, цены самого автомобиля, во-вторых, его страховки. Кроме того, те же прокатные компании приобретают машины по-разному: выкупают полностью, в кредит или берут в лизинг, от этого тоже будет зависеть цена аренды. Плюс - налоговые сборы. И так далее. Безусловно, аренда машины услуга не из дешевых, я бы даже сказал - дорогая. Поэтому намеренно завышать цены я бы не советовал.

10. Не стоит экономить на рекламе

Дело в том, что прокатный бизнес еще довольно молод, и многие - возможно, даже ваши потенциальные клиенты, - не знают, что в Москве можно взять в аренду автомобиль. В связи с этим не стоит экономить на рекламе. Оправдывает себя реклама в дорогих модных журналах, даже несмотря на достаточно высокую стоимость рекламного модуля.

Кстати, мощная рекламная кампания в Интернете существенно увеличит посещаемость вашего сайта, как следствие, повысит его место в рейтинге, и вас будет проще найти. Также неплохо размещать рекламу на радио. Телевидение же пока себя не оправдывает, по крайней мере, я никогда не видел по телевизору рекламу прокатных компаний.

Для непродолжительных поездок по городу, подразумевающая почасовую либо поминутную оплату за пользование транспортным средством и его последующий возврат в удобный для клиента пункт обслуживания. Термин произошел от английского carsharing.

Преимущества каршеринга для клиента

Пользуясь данной услугой, ваши клиенты смогут значительно экономить совокупную стоимость транспортных средств, поскольку оплачивается лишь время реального использования машины.


Благодаря каршерингу, автомобиль становится еще более доступнее. Как правило, на Западе многие пункты аренды автоматизированы, что позволяет оператору предоставлять клиенту оптимальный выбор между автомобилем и одним из видов общественного транспорта. Помимо этого, такая аренда сокращает издержки, возникающие при использовании личного автомобиля. Таким образом, благодаря развитию и росту популярности услуги, жители крупных городов все чаще отдают предпочтение данному сервису, отказываясь не только от других видов аренды транспорта, но и эксплуатации собственного.

По статистике , собранной специалистами компании «Frost Sullivan», в Европе в 2011 году услугой каршеринга пользовалось порядка 700 000 человек, а к 2020 году количество подписчиков сервиса должно достигнуть 15 миллионов человек. Одновременно с этим, до 240 000 штук увеличится и количество предлагаемых автомобилей. В России и странах СНГ этот бизнес и по сей день находится в стадии зачатия, и в основном существует только в столицах.

Примечательно, что некоторые крупные автопроизводители также заинтересованы в развитии системы каршеринга и уделяют большое внимание развитию подобной услуги. К примеру, компания Toyota уже несколько лет поддерживает и расширяет собственную сеть, предоставляя клиенту полный набор услуги по удобной аренде автомобиля.

Как проходит предоставление услуги

Для пользования услугами каршеринга клиенту обычно требуется заключение договора с компанией-оператором: в нем прописываются особенности использования сервиса, а также обязанности и права каждой из сторон. После этой процедуры пользователю в любое время становятся доступны свободные автомобили сервиса.


Бронирование и доступ к машине осуществляется следующими способами:

  • онлайн-бронированием свободной машины посредством браузера;
  • бронированием с использованием мобильных приложений;
  • физическими картами доступа, например Mifare, HID и пр., для чего могут применяться имеющие RFID-метку обычные водительские удостоверения.

В первых двух случаях пользователю обычно отводится около 20 минут, за которые он должен прибыть к выбранной машине – в течение этого времени арендная плата не насчитывается. По истечении 20 минут начинает действовать парковочный тариф с взиманием соответствующей платы.

Каршеринг или долгосрочная аренда

В сравнении с долгосрочной арендой автомобиля, каршеринг имеет ряд существенных отличий:

  • получение и возврат автомобиля можно произвести в пункте аренда ежедневно и круглосуточно;
  • возможна аренда машины по дням, а также часам или даже минутам;
  • автоматизированный процесс бронирования, получения и возврата автомобиля;
  • стоимость аренды включает топливо и страховку;
  • пункты выдачи и возврата располагаются в удобных местах: неподалеку от крупных остановок общественного транспорта;
  • большое количество пунктов каршеринга, причем их число постоянно растет;
  • клиент предварительно одобряется к вождению и имеет членскую карту.

* В расчетах используются средние данные по России

На первый взгляд кажется, что нет различия между краткосрочной и обычной арендой автомобилей, и в том, и в другом случае потребитель получает автомобиль в личное пользование на определённый срок. Однако краткосрочная аренда автомобилей (её ещё называют carsharing) выгодно отличается тем, что позволяет в любой удобный момент и в любом удобном месте взять себе машину на любой срок, в том числе и на пару часов, в то время как конторы по аренде автомобилей предлагают своим клиентам аренду машины от суток, а если и предусмотрена почасовая аренда, то она будет достаточно дорогой.

Автопрокат ориентирован на людей, которым потребовался автомобиль, нередко определённого класса, но которые при этом не видят для себя необходимости постоянно быть за рулём.

Краткосрочная аренда автомобилей позволяет фактически иметь в распоряжении свою машину, но при этом платить за неё только тогда, когда ей приходится пользоваться. Отсюда сокращение издержек для клиента, потому что ему не приходится покупать сразу машину и отдавать всю сумму, но машина при этом немало времени будет просто стоять возле дома, клиент избавлен от необходимости заниматься обслуживанием и ремонтом. В целом, краткосрочная аренда автомобилей полезна даже для города, ведь если эта сфера будет развита, то сократится количество автомашин, будут разгружены парковочные комплексы, ведь одной машиной будет пользоваться несколько людей.

Для начала работы необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, регистрировать ИП чаще всего нецелесообразно, потому что потребуется немало вложений в такой вид бизнеса. Поэтому лучше всего выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае, если годовой доход не превышает 60 миллионов рублей, будет доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Сама деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 77.11 Услуги по аренде и лизингу легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств.

Вообще такой бизнес потребует от предпринимателя немало вложений, на порядок больше, чем при организации даже крупного автопроката. Ведь для бизнеса по краткосрочной аренде автомобилей недостаточно располагать парком машин, нужна ещё и соответствующая инфраструктура на территории всего города. Если город будет небольшим, то и вложения на порядок меньше, будет достаточно нескольких точек выдачи машин, а вот в мегаполисах количество таких точек измеряется десятками. В связи с этим есть смысл объединиться нескольким предприятиям для организации бизнеса, когда одна контора имеет автомобили, другая – парковочные зоны, третья – места технического обслуживания. Есть смысл обратиться и в муниципалитет, потому что такой бизнес смело можно относить в категорию значимого для города в целом (разгрузка автодорог и парковок), поэтому с большой долей вероятности местные власти смогут деньгами или землёй помочь в этом начинании. Понятно, что преимущество тут имеет тот бизнесмен, который имеет немало связей среди властных структур, потому что договориться в этом случае будет на порядок проще.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы понимать, что потребуется, нужно чуть более рассмотреть принцип работы сервиса краткосрочной аренды автомобилей. Человек не обращается в какой-то конкретный офис за получением машины, он смотрит на сайте (а некоторые компании даже разрабатывают специальные приложения для телефонов) доступные автомобили в ближайшем к нему месте. Обычно машины располагают неподалёку от станций метро, на больших парковках, возле или на территории крупных бизнес-центров, развлекательных центров, в общем, там, откуда их будет забирать большому количеству людей. Нельзя забывать про аэропорты, автомобильные и железнодорожные вокзалы. Чем больше таких мест, тем более эффективна краткосрочная аренда автомобилей. То есть человек берёт машину, после чего сдаёт её в уже другом месте, оплачивая только фактическое время пользования, расчёт идёт даже не по часам, а по минутам. Клиенту удобно – он может взять машину недалеко от дома, а после сдать её рядом с работой.

То есть тут уже нет никаких проблем с парковкой и содержанием автомобиля, при этом все преимущества личного автотранспорта для клиента сохраняются. В первую очередь нужно купить достаточно большое количество автомобилей, но тут уже нет такой острой необходимости в том, чтобы приобретать дорогие машины, здесь автомобиль именно средство передвижения, а не роскошь. Покупать совсем уж дешёвый автохлам тоже не стоит. Подойдут машины среднего класса, приобрести одну машину можно за 400 тысяч рублей. Это средняя цена, хотя предприниматель может рассмотреть возможность совсем уж экономного и исключительно городского транспорта – электромобилей. Они не развивают высокую скорость, не пригодны для многочасовых поездок, но при этом не потребляют бензин (что очень выгодно) и стоят при этом не слишком дорого. Неплохой китайский электромобиль обойдётся в сумму от 200 тысяч рублей. При этом его и содержать на порядок выгоднее. В большинстве случаев электромобили станут лучшим решением для многих фирм, при этом стоимость зарядки такой машины изначально включается в стоимость, и клиент избавлен от необходимости заезжать на заправку. Правда, придётся иметь немало резервных машин, если будет слишком много заказов и придётся постоянно машины подзаряжать – это единственный (но существенный) недостаток использования электромобилей. Поэтому можно в парк приобрести и обычные автомашины, и электромобили. Количество автотранспортных средств рассчитывается в каждом случае индивидуально. Если всё-таки было принято решение работать в небольшом городе, то даже в этом случае придётся приобрести не меньше 5-10 автомобилей, а в мегаполисах счёт автомобилей увеличивается в несколько раз. Отсюда и необходимость даже в городе с населением меньше 100 тысяч человек располагать минимум 2 миллионами рублей для закупки только транспорта.

Впрочем, в маленьких городах почти всегда нецелесообразно открывать сервис краткосрочной аренды автомобилей, потому что тут даже автопрокат не всегда рентабелен. В относительно крупном городе нужно иметь несколько десятков миллионов рублей хотя бы для начала, хотя можно в первое время всё-таки попытаться сэкономить, приобретая машины в лизинг. Многие банки рассматривают возможность приобретения машин в лизинг, и это здорово помогает на первых этапах. Однако есть некоторые ограничения на взятие лизинга, к примеру некоторые банки устанавливают ограничение на максимальную сумму (может быть в пределах 30 миллионов), что существенно ограничивает возможности предпринимателя. В первое время можно понадеяться на то, что не будет ажиотажа и сильного спроса, и недостатка в машинах не придётся испытать. Но если услуга вдруг окажется актуальна, то люди будут недовольны, если где-то не окажется машины.

Следующий этап – налаживание инфраструктуры. Вряд ли на первых же этапах работы будет возможность купить сразу несколько парковочных зон, выделить места и оборудовать станции технического обслуживания, поэтому стоит начать искать партнёров в этом направлении. Ими могут стать уже работающие конторы, которые предлагают соответствующие услуги. Стоимость одного машиноместа на парковке обходится в среднем в 200 рублей в сутки, то есть в месяц содержать одну машину будет стоить 6 тысяч рублей, что не так дорого; причём можно рассчитывать и на бо́льшую скидку, если суметь договориться с партнёром. В ином случае придётся строить свои парковки, для чего придётся искать землю, получать разрешение на строительство, вкладывать немало средств в инфраструктуру. Более подробно о постройке одной автопарковки можно прочитать в соответствующей статье , однако тут отметим, что минимум – около 2 миллионов рублей. А по всему городу нужно их немало. То есть сотрудничество с другими компаниями действительно позволяет существенно сократить свои траты. Партнёрами станут аэропорты, гостиницы, а не только парковочные зоны. Но всё же иметь несколько своих станций рекомендуется, хотя бы иметь возможность содержать автомобили непосредственно возле офиса. Для работы нужно выделить офис хотя в 20-30 м 2 , и для этого лучше искать место в центре города, куда удобно добираться всем клиентам. На аренду офиса придётся выделять около 20-30 тысяч рублей в месяц, но эта сумма очень усреднённая.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Следующий этап – поиск работников своего предприятия, и тут потребуется хотя бы по одному человеку на одну точку, где будет можно забирать и оставлять машины. В общем-то, если налажена партнёрская программа, то выполнять функцию менеджера может и сотрудник компании-партнёра, а некоторые фирмы, которые предлагают carsharing, и вовсе оборудуют свои машины специальными устройствами, которые блокируют и открывают автомобиль дистанционно. То есть можно полностью исключить необходимость привлечения сотрудников – человек может оплатить автомобиль через банковскую карточку, приехать на место, где для него дистанционно разблокируют автомашину, после чего он уезжает на ней и сдаёт её точно так же без участия менеджеров. Однако тут возникает немало рисков, ведь предприниматель не может проверить состояние автомашины, а если произойдёт какой-то сбой в программе, то клиент не сможет воспользоваться автомобилем. Помимо людей, которые занимаются приёмом и выдачей автомобилей, желательно нанять водителей, которые могут работать на машине, то есть предлагается услуга авто с водителем или которые просто занимаются тем, что доставляют автомобиль клиенту прямо к дому.

Далее нужно нанять людей, которые будут заняты простыми организационными и административными вопросами, и этим может заниматься непосредственно сам предприниматель. Отдельно нанимаются люди, которые занимаются урегулированием вопросов, связанных с ДТП и решением споров со страховыми компаниями, всё-таки какой-то процент аварий будет происходить даже несмотря на то, что машины обычно выдаются только опытным водителям (возраст от 21 года, стаж вождения – не меньше года, обычно три года). Все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, следует передать на аутсорсинг. Сюда относится ведение бухгалтерии, консультации по налоговым и юридическим вопросам, а также обеспечение охраны своих парковок, если это не предусмотрено самим партнёром.

Теперь можно произвести примерный расчёт финансовых показателей. К примеру, в начале предприниматель приобретает 10 автомашин, каждая по 400 тысяч рублей, при этом в эту сумму входит также стоимость страхования по ОСАГО и КАСКО. Машины приобретаются лизинговой компанией, величина стартового платежа – 10%, то есть 400 тысяч рублей. Величина ежемесячного платежа составит около 120 тысяч рублей. Существует немало программ лизинга, условия в разных компаниях могут сильно отличаться, поэтому это всё слишком усреднённые показатели. На обслуживание автомашин потребуется в самом плохом случае около 200 тысяч рублей в месяц (5% от стоимости автомобилей); стоимость топлива не учитывается, так как его оплачивает клиент, некоторые компании предлагают своим постоянным клиентам возможность приобретение клубной карты, которая предполагает ежемесячные платежи, которые и покрывают стоимость топлива, но при этом несколько снижается цена аренды. Вообще на топливо на 5 автомобилей может уходить до 200 тысяч рублей в месяц дополнительно – из расчёта 20 литров бензина в сутки на одну машину. На заработную плату может уходить от 100 тысяч рублей в месяц, если не нанимаются люди на каждую точку приёма/выдачи автомобилей. Получается, что ежемесячные расходы составляют 620 тысяч рублей, стоимость аренды парковочных мест – дополнительно ещё 60 тысяч, то есть 680 тысяч рублей. Цена одного часа проката составляет в среднем 300 рублей, то есть если каждый автомобиль будет занят в сутки не меньше, чем на 7,5 часов, то предприниматель сможет покрыть свои расходы. Если же каждая машина будет занята 10 часов в сутки, то доход составит уже 900 тысяч рублей, а операционная прибыль – 220 тысяч рублей в месяц. Отсюда чистая прибыль составит 187 тысяч рублей. Ещё раз отметим – это очень грубые расчёты, потому что в зависимости от региона и многих других факторов показатели могут быть различными. Также понятно, что каждый новый автомобиль повышает рентабельность такого начинания, хоть и увеличивает в некоторой степени расходы, то есть покупка каждого нового автомобиля – это всё-таки риск.

Сложностей в данном начинании немало. Много времени уйдёт поначалу на оформление своего бизнеса, потому что нужно заключить договор лизинга, поставить автомобили на учёт, заняться множеством других бюрократических вопросов. То есть на это может уйти несколько месяцев. Но всё-таки самая большая сложность – это привлечение клиентов, потому что если автопрокат уже относительно популярен и имеет своего клиента, то carsharing пока ещё мало известен в России. При этом нужно очень грамотная политика ценообразования, ведь в случае высоких цен на свои услуги придётся конкурировать со службами такси. Мало кто захочет брать машину на прокат, нести за неё ответственность, когда можно просто вызвать водителя с машиной. Поэтому carsharing должен быть определённо дешевле и удобней. Проводить маркетинговую кампанию можно через средства местной массовой информации, нужно будет размещать информацию о себе на тематических порталах в интернете, а также при возможности создать свой собственный сайт. Такое дело отличается достаточно продолжительный сроком окупаемости, особенно если предполагается постройка инфраструктуры, однако обещает предпринимателю немалую прибыль. Учитывая, что сегодня это направление практически не развито, начинающий бизнесмен может стать первым в своём городе.

О каршеринге сегодня размышляют даже те, кто ездит на работу с водителем и без сожаления тратит десятки тысяч рублей на парковку. Этот интерес - результат бума, который мы наблюдаем в том числе и в Москве. Столичный рынок каршеринга в прошлом году вырос на 400%, еще плюс 70% эксперты ожидают по итогам нынешнего года.

В планетарном масштабе тоже прогнозируют кратный рост, хотя и на более длительной дистанции. По оценке Global Market Insights, к 2024 году мировой рынок каршеринга достигнет в денежном выражении $6,5 млрд против $1 млрд в 2015-м.

На этом фоне в сети появились десятки предложений для инвесторов от небольших компаний и сотни материалов о том, как открыть собственный каршеринговый сервис. Авторы нередко ссылаются на опыт крупных автопроизводителей и профессиональных инвесторов.

Соблазнительный пример

Действительно, в 2016 году сразу несколько автоконцернов вложились в этот сегмент, купив доли в профильных компаниях или запустив собственные платформы в развитых и развивающихся странах. GM организовала совместный проект с Uber, а затем инвестировала в одного из китайских операторов. Ford продолжил вкладываться в индийскую ZoomCar, сервис от BMW появился в нескольких американских городах.

Самый любопытный вариант, пожалуй, получился у Toyota. Компания не просто вложилась в американский Getaround, а создала модель, которая позволяет клиентам быстрее расплачиваться по лизинговым сделкам. Пользователи могут сдавать в аренду свои «Тойоты» и «Лексусы», а полученную плату использовать для погашения долга.

Инвестиции автогигантов в каршеринг не всегда масштабны. Так, PSA Group, владеющая брендами Peugeot и Citroen, сначала вложилась в Communauto - одного из основных канадских операторов краткосрочной аренды. А затем инвестировала скромные $16 млн в компанию TravelCar, которая работала исключительно в Париже.

К моменту появления автоконцернов на рынке многие каршеринговые компании успели пройти несколько инвестраундов и привлечь средства фондов. В России этот этап пока в разгаре.

Так, основатель итальянской Conсern General Invest Винченцо Трани через подконтрольные структуры аккумулировал более половины «Делимобиля», лидирующего на московском рынке. Трани вложил, по различным оценкам, до 1,5 млрд рублей и не планирует останавливаться.

Более молодая и компактная BelkaCar привлекла сначала $260 000 от BMT Private Equity основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина. А чуть позже - еще €2,1 млн от европейского фонда прямых инвестиций Bryanston.

Объявляя о сделках, представители автоиндустрии и профессиональные инвесторы в один голос говорили о многообещающих рыночных перспективах, растущем спросе и пока еще свободной нише. Но может ли частный инвестор успешно следовать этим примерам?

Не биржевой товар

Проблема в том, что большинство привычных инвестору инструментов не применимы к каршерингу. За редким исключением участники этого сегмента так и не вышли на IPO, и их бумаги не торгуются на бирже.

Опыт каршерингов, которые все же оказались на бирже, не очень вдохновляет остальных. Так, американская Zipcar провела IPO в 2011-м, по итогам размещения ее капитализация превышала $1 млрд. Каршеринг тогда был модной новинкой в США. Рынок поддался ажиотажу и переоценил оператора, хотя тот с момента своего создания ежегодно демонстрировал потери.

К декабрю 2012-го бумаги ZipCar подешевели в 3,5 раза. В конце концов ее поглотила Avis Budget, заплатив за нее $0,5 млрд.

В минувшем июне на IPO вышла небольшая датская компания Green Mobility, которая работает с модными в Европе электрокарами. Рынок оценил оператора в $33 млн. Перспективы, учитывая опыт Zipcar, пока оцениваются осторожно.

С краудфандингом профильным игрокам тоже не очень везет. Новозеландская MyCarYourRental собрала на краудфандинговой площадке всего $4 000 вместо $300 000. Уже упомянутая BelkaCar - чуть более 42 000 рублей вместо запрошенных 1,6 млн. Хотя обе компании благополучно привлекли средства от венчурных и инвестфондов.

Частным лицам тоже нередко предлагают войти в капитал или прокредитовать развитие по договору с владельцем. Но обычно это микро-игроки, для которых прогнозы неутешительны. В крупных городах компаниям с парком до 100 машин выжить уже сложно, в мелких - недостаточна клиентская база.

Есть и специфические для каршеринга инструменты заработка - например, сдавать собственное авто через сервисы вроде Darenta или купить так называемую «инвестиционную машину». Первый способ подходит водителям, которые редко пользуются личным транспортом, и может принести скромную прибавку в $1 000-3 000 ежегодно. Второй подразумевает, что инвестор купит авто специально для того, чтобы передать сервису.

По расчетам Anytime, которая активно использует вторую модель, купленная примерно за 760 000 рублей Kia Rio принесет за два года 24% прибыли. Компания исходит из того, что машину можно будет продать за 0,5 млн рублей после двух лет использования в каршеринге. Но высокая аварийность, о которой говорят, например, фаундеры BelkaCar и пользователи Getaround, заставляет усомниться в цене продажи.

С автогигантами - спокойнее

Что же остается инвестору, который, несмотря ни на что, хочет заработать на каршеринге? Если он не обладает специальными знаниями в автомобильном бизнесе и не владеет ремонтной мастерской, финансовые инструменты, пусть и не многочисленные, для него удобнее и безопаснее, чем прямое участие в бизнесе.

Однако придется запастись терпением и тщательно выбирать объект вложений.

Европейский рынок каршеринга, на котором работает публичная Green Mobility, выглядит довольно привлекательно. Число пользователей в странах ЕС в прошлом году оценивалось примерно в 3 млн человек. К 2021 году этот показатель вырастет до 14 млн, считают аналитики BCG. Более того, именно в Европе будет сгенерирована основная часть доходов от каршеринга - €2,1 млн из общемировых €4,7 млн.

По сравнению с Zipcar, которая уходила в глубокий минус из-за агрессивной экспансии и расходов на ремонт, Green Mobility сморится лучше. Компания пока не собирается покорять весь мир и готова ограничиться Северной Европой. А здесь потребительская культура позволяет избежать огромного числа поломок и аварий, а значит, и расходов на починку.

Стоимость акции Green Mobility пока колеблется вокруг цены размещения с небольшой тенденцией к росту. И все же не стоит забывать, что по итогам прошлого года оператор показывал отрицательный доход.

К тому же компания - основана всего пару лет назад. Желающим вложиться в более опытных игроков придется искать площадки для инвестиций в непубличные компании. Так, платформа Equity Zen предлагает своим клиентам инвестиции в Getaround, которая работает в плюс.

Сам оператор уже привлек почти $90 млн от различных фондов и предлагает присоединиться к инвесторам через платформу AngelList. Вместе с Getaround там числятся около двух десятков каршеринговых проектов. На площадку попадают стартапы, у которых уже есть не менее $100 000 посевных инвестиций. С одной стороны, это подтверждает, что компанию позитивно оценили венчурные фонды, решив в нее вложиться. С другой, не стоит забывать, что фонды именно венчурные и изначально рассчитаны на высокий уровень риска.

Более безопасный сценарий - заработать на каршеринге косвенно, через инвестиции в бумаги автомобильных гигантов. Когда крупные автопроизводители объявляли о покупке или запуске каршерингового проекта, цена их акций почти всегда устойчиво шла вверх.

Да и в целом мировой авторынок чувствует себя лучше, чем прежде. Годовая доходность акций GM, запустившей сервис вместе с Uber, на сегодня превышает 18%. В свою очередь, автомобильный ETF CARZ показал плюс 21,2% за год: сюда входят бумаги крупнейших автоконцернов, и большинство из них уже работают в новом сегменте.

Однако в более длительной перспективе каршеринг способен принести немало головной боли компаниям, которые его развивают. Из-за перехода на совместное использование автомобилей, по прогнозу BCG, продажи машин упадут в ближайшие четыре года как минимум на процент.

Хотя к тому моменту каршеринговые сервисы уже должны освоиться на бирже.

Открыть в Москве каршеринговый сервис, как рассказал РБК Трани, он решил, вдохновившись опытом миланского аналога Enjoy. Итальянец утверждает, что московские власти и сами вынашивали такую идею и вели консультации о запуске аналогичного сервиса как с властями Милана, так и с самой Enjoy.

Фанат России

В июне 2013 года в Кенсингтонском дворце в Лондоне прошел торжественный прием в честь 75-летия самбо (было признано официальным видом спорта в 1938-м). Великобританию представляли видные аристократы, а из России приехала делегация бизнесменов : предправления ФСК ЕЭС Олег Бударгин, председатель совета директоров инвестиционно-строительной группы компаний «Содружество» Николай Кононов и др. Возглавлял делегацию депутат Госдумы Василий Шестаков — бывший тренер Владимира Путина , руководитель Российской и Международной федераций самбо.

Финансировал мероприятие почетный президент Итальянской федерации самбо Винченцо Трани. Как писала газета «Коммерсантъ» , юридическая компания Трани сотрудничала с Шестаковым и в части организации инвестфорумов в Италии.

Трани приехал в Россию в 2001 году, а в 2008-м открыл собственную компанию Concern General Invest. Под ее управлением в 2013 году было уже $600 млн. Трани — большой фанат России: он несколько раз , что итальянские инвесторы не уйдут из страны после введения санкций, а также в своем ателье всем чиновникам, которым запретили въезд в страны Европы и США.

Дружба с российским истеблишментом выручала Трани в бизнесе: например, как писал Forbes , начать работу в Белоруссии ему помогло знакомство с Павлом Бородиным, которому итальянец помог организовать поездку в Рим и Ватикан.

Разработку нового сервиса Трани поручил своему сотруднику, молодому юристу из МГИМО Станиславу Грошову. В 2014 году он возглавил проект, а в апреле 2015-го учредил компанию «Каршеринг Руссия». Правда, в июле того же года состав владельцев полностью поменялся, а Грошов остался только гендиректором. На вопрос, почему ему не досталось доли в бизнесе, он отвечать не стал.

На сайте правительства Москвы есть запись о том, как проходила презентация «Делимобиля». На фото видно, как молодой мужчина в светло-синем костюме демонстрирует мэру Сергею Собянину и его заму Максиму Ликсутову работу каршеринга. Как утверждают активисты движения «Синие ведерки», по фотографиям этот человек очень похож на Алексея Градова, руководителя аппарата президента Международной федерации самбо Василия Шестакова.

Мэр Москвы Сергей Собянин, заместитель мэра и руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов, руководитель компании «Делимобиль», итальянский инвестор Винченцо Трани (справа налево) на презентации сервиса каршеринга (краткосрочной аренды автомобиля), 10 сентября 2015 года ​ (Фото: Евгений Самарин/РИА Новости)

Среди акционеров «Делимобиля» действительно есть полный тезка Алексея Градова: по данным СПАРК, ему принадлежит 11% «Каршеринг Руссия». Адрес еще нескольких компаний, с которыми связан Градов, совпадает с адресом российского офиса Международной федерации самбо: Газетный переулок, 17/9.

Тезка в этой федерации есть и еще у одного совладельца «Делимобиля» — Артура Меликяна, который является советником Шестакова по правовым вопросам.

«Я слышал про этот проект, но они все сами», — заявил Шестаков в разговоре с РБК. По его словам, он не помогал Градову и Меликяну ни познакомиться с Трани, ни наладить отношения с правительством Москвы. «Это их личные контакты», — говорит Шестаков.

В федерации корреспондента РБК не смогли связать ни с Градовым, ни с Меликяном: первого не было в офисе, а второй оказался в отпуске. На письменные обращения Градов и Меликян также не ответили.

Среди совладельцев «Делимобиля» есть еще два физических лица — Андрей Сергеев (20%) и Алина Назарова (8%). По словам Трани, Сергеев является сотрудником Concern General Invest. «Он практически круглосуточно занимается «Делимобилем», намного больше меня», — говорит Трани.

Назарову активисты «Синих ведерок» называли руководителем private banking в финансовой корпорации «Открытие». Ее предшественница на этой должности сейчас работает заместителем у главы московского департамента транспорта Максима Ликсутова (он еще в 2014 году , что власти города с помощью частного инвестора запустят в Москве car sharing). Трани не стал отрицать, что Назарова работает в «Открытии», отправленное ей письмо осталось без ответа.

Трани утверждает, что всех миноритариев «Делимобиля» он очень давно знает. Как итальянец убедил их инвестировать в каршеринговый сервис? «Это моя работа — убеждать людей вкладывать деньги в разные компании», — говорит бизнесмен. Впрочем, по словам Грошова, не все инвесторы участвовали деньгами: «Это еще и помощь в IT, и многое, многое другое».

Проблема в каско

Сейчас у «Делимобиля» 500 автомобилей, до конца лета их должно стать 1 тыс., а к концу года — 1,5 тыс. Всего, по оценке Грошова, Москве нужно около 10 тыс. автомобилей. «В Милане около 3,5 тыс. каршеринговых автомобилей, а население чуть больше 1,5 млн человек», — говорит Грошов.

Весь автопарк «Делимобиля» состоит из бюджетных Hyundai Solaris: сотрудники компании подсчитали, что владение этим автомобилем обходится примерно в 320 тыс. руб. в год (два часа поездок в день по 10 км в каждую сторону), а пользованием «Делимобилем» — около 70 тыс. руб. в год. И Трани и Грошов уверяют, что их компания выйдет на окупаемость через два года.

Одна из проблем каршерингового бизнеса — дорогие полисы каско. Именно по причине подорожания полисов закрылся , например, в декабре 2015 года петербургский каршеринговый сервис StreetCar. Его развивал совладелец автоцентра Volkswagen и BMW Антон Постольников, вложивший 150 млн руб. в покупку 70 автомобилей BMW и Volkswagen, IT-систему и аренду парковок.

Как утверждает Грошов, в компании решили использовать «собственный страховой инструмент»; правда, его недостатки всплыли после недавнего скандала. По словам Грошова, аварии случались лишь в 0,1% случаях аренды. После скандала размер штрафа «Делимобиль» снизил, а для пользователей ввел максимальную ответственность в 150 тыс. руб. при тарифе 7 руб./мин. и 10 тыс. руб. при тарифе 10 руб./мин. Но у скандала есть и положительная сторона: Грошов признался, что был всплеск новых регистраций в сервисе.

«Страховка каршеринговых машин — это всегда сложный, нестандартный и дорогой страховой продукт. Я предполагаю, что страховка каско у «Делимобиля» все-таки была, но только от угона и полного разрушения машины, без ущерба, — говорит директор еще одной каршеринговой компании, YouDrive, Борис Голиков. — Но все равно не понимаю, почему нужно было требовать у клиента полную стоимость автомобиля».

Одним из первых услуги каршеринга в Москве стал продвигать сервис AnyTime. Его основатели Роман Ильканаев, Салим и Сабина Якубовы в 2013 году взяли в лизинг 72 автомобиля Volkswagen Polo, Chevrolet Cruze и BMW. Но машины первое время были загружены всего четыре часа в день, тогда как для окупаемости лизинговых платежей (25-30 тыс. руб. в месяц) и страховки (более 100 тыс. руб.) требовалось не меньше шести часов. По данным СПАРК, в 2014 году ООО «Энитайм» получило 20 млн руб. выручки и 12,7 млн руб. убытка. В итоге амбициозные планы по расширению не реализовались: сейчас у сервиса всего 150 автомобилей.


В 2014 году компания сменила бизнес-модель: если раньше автомобили приобретались в лизинг, то сейчас отдают их для каршеринга частные инвесторы. «У Uber нет в собственности машин, у Airbnb — квартир. Мы создаем платформу, которая позволяет масштабировать каршеринговый бизнес с минимальными инвестициями», — говорит директор по развитию AnyTime Антон Гусев. По его расчетам, в среднем автомобиль AnyTime приносит 2 тыс. руб. выручки в день, что позволяет инвесторам зарабатывать до 37% годовых.

Почему московское правительство сделало ставку именно на «Делимобиль»? «Рынок каршеринга в Москве начал развиваться несколько лет назад, но активное развитие он получил летом 2015 года, когда «Делимобиль» заявил о готовности запустить в Москве в течение полугода 500 автомобилей для оказания данной услуги. После этого департамент транспорта изучил опыт крупных городов мира, провел консультации с коллегами из администраций ряда европейских городов и принял решение о предоставлении льгот на парковку компаниям-операторам», — ответила РБК пресс-служба департамента транспорта Москвы.

«Модель не работает, когда в городе мало машин. Здесь важна массовость. Во многом этот проект направлен на то, чтобы разгрузить город от пробок», — говорит Грошов.

Льготное место

В августе прошлого года правительство Москвы выпустило постановление № 523-ПП , снизив плату за парковку для каршеринговых компаний до 60 тыс. руб. за три года. Обычным автомобилистам годовой абонемент обойдется в 250 тыс. руб.

До этого клиентам приходилось проявлять изобретательность: завершать аренду на платной парковке было запрещено. «Не сказать чтобы было очень удобно для клиентов: они оставляли машины за пределами ТТК или искали дворы с бесплатной парковкой», — вспоминает Гусев. На льготный паркинг уповали все каршеринговые сервисы, но дело не двигалось с мертвой точки до появления «Делимобиля».

«Если бы льгот не было, то это был бы уже альтруизм, этого бизнеса бы не существовало», — согласен Грошов. Но он не считает, что льготы появились именно благодаря «Делимобилю». «Мы выступали с инициативой, но мы были не единственные. Были и другие операторы, которые обращались. Видимо, просто настало время и в правительстве убедились, что есть достаточное количество игроков», — рассказывает он.

По словам Трани, вопрос о льготах для каршеринговых компаний поднимался еще во время консультаций правительства Москвы с коллегами из Милана: «Правда, согласование бумаг несколько затянулось».


Как конкуренты смотрят на появление нового игрока? «Рынок каршеринга в России на такой стадии, что конкуренции между компаниями практически нет. Есть конкуренция с такси и личными автомобилями, — говорит Голиков. — Когда появился «Делимобиль» со своим мощным ресурсом, появились парковочные лицензии, мы все были очень довольны». Сам он хочет занять премиальный сегмент: в автопарке его сервиса YouDrive сейчас около 112 миниатюрных, но вовсе не бюджетных Smart. К тому же и инвестор для YouDrive уже нашелся: 30% компании выкупил дилер Mercedes-Benz «Панавто», весь бизнес для сделки оценили в 218 млн руб.

Гусев поддерживает: с появлением «Делимобиля» клиентов и у его компании прибавилось. По его словам, мэрия стала активно пропагандировать каршеринг как новый вид общественного транспорта. Да, говорит он, как правило, в ТВ-сюжетах мелькают машины «Делимобиля», но людям, которые решили попробовать каршеринг, по большому счету все равно, как называется оператор. «Нам постоянно звонят люди — не могу, мол, открыть машину. Когда они называют госномер, то выясняется, что это автомобиль конкурентов. Мы все тут работаем на развитие рынка», — заключает Гусев.