Замена тормозной жидкости своими руками: пошаговая инструкция. Проверка и замена тормозной жидкости своими руками


Данная процедура не очень сложная, но лучше ее научится делать своими руками, чем ехать в сервис для этого. Для данной процедуры необходим помощник, задачей которого является нажатие педали тормоза при необходимости. Конечно, есть люди, которые справляются без помощников, но это сложновато.

Важная информация:

  • Необходимо использовать только тормозную жидкость той фирмы, которую рекомендует и сам использует производитель.
  • Когда будете доливать жидкость необходимо использовать только новую, и как сказано выше, соответствующую прежней. Никогда не доливайте жидкость, которая использовалась до этого, так как в ней присутствуют различные примеси и загрязнения.
  • Жидкость очень токсична, поэтому необходимо вести себя аккуратно и действовать осторожно. Отсасывать тормозную жидкость ртом категорически запрещено. Храните жидкость в емкости, которая не дает возможности всем достать ее. Во время проведения работ с данной жидкостью всегда необходимы различные тряпки держать рядом, так как если она попадет на кузов, на нем в дальнейшем останутся повреждения, если ее не убрать с него с помощью той же тряпки или воды.
  • Не допускайте контакта тормозной жидкости с минеральными маслами, так как даже небольшие участки или отпечатки минерального масла если получат контакт с тормозной жидкостью, то она в результате могут сделать ее неэффективной и вывести из строя всю тормозную систему. Прокладки и манжетки тормозной системы в случае контакта с минеральными маслами сразу повреждаются.
  • Нельзя применять тряпки, которые пропитаны минеральными маслами. Также держите всегда тормозную жидкость в закрытом состоянии, ведь она имеет способность впитывать влажность из окружающей среды.
  • Тормозную жидкость необходимо менять один раз в 2-3 года независимо от того сколько проехал автомобиль. Также некоторые водители ориентируются на пробег и спустя 60 тысяч километров пробега производят замену тормозной жидкости. Рекомендуется производить замену после зимы.
  • Это продовольствие и поэтому ее нельзя выкинуть вместе с повседневными отходами, также не рекомендуется ее выливать.

Замена тормозной жидкости – инструкция:

1. Найдите на основном цилиндре крышку бачка и открутите ее, крышку уберите на какую-нибудь чистую поверхность. Из поплавка может покапать или даже потечь жидкость, поэтому лучше подложить по него какую-либо тряпочку.

2. В том случае если задние колеса вывешены, то вам необходимо разблокировать усилие тормозных дисков на колеса. Для этого нужно вставить небольшой предмет между поршнем и пластиной, в данном случае используется отвертка. После полной замены тормозной жидкости ее необходимо убрать.

3. На заднем правом колесе необходимо тщательно очистить выпускной клапан. Снимите резиновый колпачок с клапана, а на штуцер натяните шланг и вставьте другой конец шланга в бутылку или другую емкость.

4. Теперь необходимо сделать прокачку тормозов, где вам и понадобится помощник. Его задача 4-5 раз нажать на педаль тормоза с интервалом в 1-2 секунды, а на последний раз необходимо нажать и держать педаль тормоза.

5. Затем необходимо открутить выпускной шланг на пол оборота, в результате чего в емкость из шланга пойдет старая тормозная жидкость, а как только она перестанет литься нужно сразу закрутить выпускной шланг обратно.

6. Предыдущие два действия необходимо проделать несколько раз и перед каждым разом смотреть на количество оставшейся тормозной жидкости в бачке и не допускать того чтобы она падала ниже минимальной отметки, то есть необходимо доливать жидкость. Предыдущие два пункта нужно проводить до того момента пока из шланга не будет течь новая тормозная жидкость.

7. Теперь необходимо сделать все то же самое, но с передним левым колесом, а после перейти к заднему левому и переднему правому. Данный порядок необходимо соблюдать обязательно.

8. Когда все будет готово необходимо проверить плавность хода педали тормоза, нажмите на не несколько раз и убедитесь в том, что она ходит плавно. Если с плавностью хода есть проблемы, значит в систему попал воздух и для того чтобы от него избавиться необходимо сделать .

9. Наденьте обратно резиновые защитные колпачки на воздуховыпускные клапаны.

10. Залейте жидкости в бочек до максимальной отметки и на этом замена тормозной жидкости своими руками завершена.

Видео

Среди рабочих агрегатов современного легкового автомобиля тормозная система является одним из важнейших элементов, напрямую обеспечивающих безопасность транспортного средства. От ее работоспособности и технического состояния отдельных составных частей этой системы зависят здоровье и жизнь людей, находящихся в салоне.

Владелец машины должен постоянно контролировать исправность основных деталей, помня, что через определенное (бачек тормозной жидкости)время нужна замена тормозной жидкости на его автомобиле.

Основная ТС на легковой машине включает в себя:

  • педаль управления тормозом;
  • вакуумный насос;
  • главный тормозной цилиндр;
  • бачок ГТЦ (главного тормозного цилиндра);
  • трубопроводы;
  • тормозные механизмы всех колес.

Основные элементы системы можно разделить на:

  • исполнительные - это рабочие тормозные цилиндры, диски тормозов, барабаны и тормозные колодки;
  • привод ТС, который на легковых машинах часто бывает гидравлическим, то есть рабочим телом в нем является специальная жидкость.

Два контура гидропривода - это надежность ТС. Они не зависят друг от друга. Один связывает правое, находящееся впереди колесо и левое, размещенное сзади. Второй - левое впереди и правое сзади машины. Когда отказывает какой-нибудь из них, другой продолжает работать, хоть и не так эффективно.

Особенности применения тормозной жидкости

Без специального химического раствора никакой гидропривод работать не будет. Плохо будет он работать и при ненадлежащем качестве этой субстанции. Поэтому надо, чтобы водитель знал, какая гидрожидкость заливается в тормозную систему на его автомобиле.

Жидкость для ТС подразделяется по классам, и в зависимости от основы, на которой она сделана, определяется периодичность замены тормозной жидкости. Проверить это достаточно просто. Надо заглянуть в резервуар ГТЦ и посмотреть на цвет залитой жидкости.

Если цвет коричневый или желтый, то основой является гликоль. Для владельца машины это означает, что менять ТЖ придется достаточно часто. Как правило, ее меняют через один, два года, смотря сколько километров и по какой дороге за это время на автомобиле проезжает водитель. По километражу специалисты рекомендуют ориентироваться на цифру 60000 километров пробега.

Когда в резервуаре оказывается гидрожидкость красного цвета, то ее основой является силикон. В таком случае замена тормозной жидкости происходит через пять лет.

От малоопытных водителей часто можно услышать вопрос - зачем менять тормозную жидкость?

ТЖ, как и другие химические вещества, с течением времени теряет свои свойства, а это ухудшает ее рабочие качества и может привести к ДТП. Когда тормоза работают достаточно часто, например, на плохой дороге или при скоростной езде с препятствиями, температура в системе тормозов повышается до 150 градусов и выше. Эти часто повторяющиеся температурные перепады приводят к потере нужных свойств у тормозной жидкости. Визуально это можно определить по потере цвета залитой жидкости. Она теряет яркость и становится блеклой.

Кроме этого, ТЖ хорошо впитывает влагу. А при потере герметичности тормозной системы происходит насыщение жидкости кислородом. Все это также сказывается на ее рабочих качествах.

Проверить ее состояние можно, используя предназначенный для этого тестер. Этот прибор определяет температуру кипения ТЖ.

Нормальным считается, если он показывает выше 175 градусов. При показаниях - 165-175 градусов, надо смотреть, сколько времени «работает» эта жидкость. Если больше года - то требуется ее замена.

Если показатели меньше 165 градусов, то вопрос - нужно ли менять тормозную жидкость, не стоит. Нужна срочная замена.

Порядок работы при замене ТЖ

Когда владелец машины решает, что нужна замена тормозной жидкости, ему надо к этому процессу серьезно подготовиться.

В первую очередь хозяину машины надо уточнить какого класса гидрожидкость залита в его автомобиле.

Заливать в резервуар гидрожидкости разного класса ни в коем случае нельзя. Это приведет к выходу из строя всей ТС, причем сразу в обоих контурах.

Затем водителю требуется выяснить сколько жидкости нужно для того, чтобы выполнить ее замену по полной программе, а также какое количество бутылок с необходимой ТЖ надо приобрести в автомагазине. Сделать это лучше самому, чтобы быть уверенным в качестве этого важного элемента системы тормозов.

Следующим этапом, надо определиться - как поменять тормозную жидкость.

  1. Самый простой способ - это обратиться в сервисный центр или СТО. Во всех серьезных специализированных организациях по техобслуживанию имеются специальные установки для замены ТЖ. Через пятнадцать минут машину можно забирать. Кроме того, специалисты в этих центрах точно знают сколько и какого качества жидкость должна быть залита в конкретном автомобиле. До того как приступать к работе, они могут проверить, а стоит ли именно сейчас производить эту замену.

  1. Если нет возможности обратиться к специалистам или нет нужных средств, возможна замена тормозной жидкости своими руками. В таком случае деньги будут потрачены только при покупке гидрожидкости для тормозов. Однако, сколько времени эта работа займет, будет зависеть от квалификации автовладельца и наличия оборудованного места для ремонта, а также имеющегося инструмента. По опыту, в среднем, через один-два часа работа может быть закончена. Тем не менее количество потраченных часов на такую работу не должно расстраивать водителя. Приобретенный опыт может оказаться полезным, в случае поломки в ТС на трассе. Надо также иметь в виду, что при самостоятельной работе по замене ТЖ нужен помощник, который бы давил на педаль тормоза.

Замена тормозной жидкости возможна как с прокачкой тормозов, так и без прокачки.

Действия при замене ТЖ без прокачивания тормозов:

  • проверить, сколько гидрожидкости есть в резервуаре ГТЦ и открыть на нем крышку;

  • замена ТЖ начинается с тормоза заднего колеса, находящегося с правой стороны. Для начала работы колесо надо снять. Ключом на 10 ослабить штуцер на суппорте, предварительно натянув на него трубку от капельницы и опустив один ее конец в емкость.

Часто надавливая на педаль управления тормозом, слить из резервуара триста грамм гидрожидкости, затянуть штуцер. Во время этого процесса надо контролировать, сколько ТЖ остается в резервуаре. Когда уровень приближается ко дну резервуара, требуется доливать гидрожидкость. Опять открутить штуцер и слить еще 200 грамм ТЖ, контролируя ее уровень в резервуаре. Затянуть штуцер и снять трубочку:

  • подобную операцию проделать на остальных колесах, соблюдая очередность - правое сзади - левое впереди, левое сзади - правое впереди.

Порядок замены ТЖ с прокачкой тормозов

Прокачка при замене ТЖ нужна, чтобы не допустить образования в системе воздушных пробок.

Для работы надо подготовить нужный инструмент и инвентарь.

  • открыть крышку резервуара ГТЦ;

  • регулятор давления в системе задних ТМ надо отключить, чтобы это сделать - засунуть плоскую отвертку между пластиной и поршнем (после прокачки надо эту отвертку вытащить);

  • снять защитный колпачок с клапана управляющего выпуском воздуха, который находится на тормозном механизме колеса;

  • одну сторону трубочки одеть на штуцер этого клапана, а вторую поместить в емкость;

  • помогающий резко давит на педаль управления тормозом, делает это пять раз, соблюдая интервал в одну секунду, после того как сделан последний качок, требуется оставить педаль нажатой до упора;

  • на полоборота открывается кран выпуска воздуха и раствор стекает по трубочке в емкость, пузырьки в жидкости говорят о том, что в системе есть воздух;

  • по мере вытекания старого раствора ТЖ педаль управления тормозом опускается и доходит до упора, при этом надо контролировать состояние ТЖ в бачке, если она доходит до дна, нужно добавлять жидкость в резервуар;

  • завернуть клапан;
  • эти действия повторяются, пока не потечет чистая ТЖ, без воздушных пузырьков;
  • после правого заднего колеса прокачивается левое переднее, а затем второй контур;
  • долить ТЖ в резервуар ГТЦ до нужной отметки и закрыть крышку;
  • нажимая на педаль тормоза, проверить качество работы тормозов.

Тормоза прокачиваются, чтобы выдавить из тормозной системы воздух. Процедура эта делается не только при смене гидрожидкости, но и при замене каких-то деталей ТС, а также в других случаях, когда воздушные пробки образовались или могли образоваться в системе.

При замене ТЖ без прокачки главное внимание уделяется замене объема жидкости таким образом, чтобы максимально убрать старую смесь из ТС.

Процесс прокачки тормозов с целью удаления воздуха занимает больше времени. Процедура с нажатием педали и выпуском смеси с пузырьками может повторяться неоднократно. При этом расход новой ТЖ, как правило, больше чем в первом случае.

Как поменять тормозную жидкость?

Тормозная жидкость является важнейшей деталью тормозной системы. Именно благодаря ей передается усилие от тормозной педали к тормозным механизмам колес. Именно благодаря ей работает антипробуксовочная система (ABC) и система стабилизации движения (ESP). Состояние тормозной жидкости – вопрос вашей безопасности, который обычно переносится в зону ответственности автосервисного предприятия, обслуживающего ваш автомобиль. Но при желании, можно самостоятельно контролировать состояние и при необходимости менять тормозную жидкость.

Менять тормозную жидкость необходимо строго по регламенту, приписанному автопроизводителем. На обычных автомобилях срок её работы 2-3 года, на премиальных или спортивных – раз в год и не реже. Почему срок «жизни» тормозной жидкости ограничен? Все просто, тормозная жидкость делается на основе одной из разновидностей синтетических масел, а именно полигликолей, которые обеспечивают широчайший температурный диапазон использования, но и имеют один существенный недостаток. Синтетические тормозные жидкости на основе полигликолей при хранении и эксплуатации поглощают влагу из воздуха. В результате изначально высокая температура кипения тормозной жидкости (в среднем +265°С) может упасть до предельных + 155°С. Насыщение тормозной жидкости водой более чем на 3% - сигнал к замене. Но обычные автовладельцы не имеют возможность проконтролировать количество воды в тормозной жидкости, поэтому автоконцерны и установили для нас фиксированные сроки замены.

Итак, пришел срок замены тормозной жидкости. Первое, что нужно сделать, выяснить, какого типа жидкость рекомендует производитель. В большинстве случаев это будет жидкость, стандарта DOT4, самый популярный стандарт. (DOT- стандарт департамента транспорта США, United States Department of Transportation, регламентирующий автомобильные компоненты). Встречаются также рекомендации DOT3, DOT5.1, DOT4 plus. DOT 3 считается устаревающим стандартом и автоматически заменяется на DOT4, в случаях рекомендаций DOT 5.1 или DOT 4 plus нужно быть особенно внимательным, обе эти жидкости разработаны под самые современные автомобили с антиблокировочными системами и системами стабилизации. Их общее свойство – повышенная температура кипения и малая вязкость, обеспечивающая быстродействие тормозных механизмов. Из современных автомобилей DOT 5.1 предпочитает Toyota, а DOT 4 plus рекомендуется в премиальные европейские автомобили Mercedes Benz, BMW, AUDI. Наиболее представлена на рынке продукция немецкой компании Liqui Moly GmbH, не ней и рекомендуем остановить свой выбор. DOT4 – Bremsenflussugkeit DOT4 , DOT5.1 – Brake Fluid 5.1 , DOT4 plus - Bremsenflussigkeit SL6 DOT-4 . На полную замену тормозной жидкости в среднем автомобиле уходит порядка литра.

Саму замену тормозной жидкости лучше делать вдвоем, начиная с задней оси автомобиля. В первую очередь необходимо ослабить крепление заднего колеса справа по ходу движения и поднять автомобиль домкратом с соответствующей стороны. Затем снять колесо, поставить под рычаг или мост козелок и опустить автомобиль на козелок, чтобы задняя подвеска приняла свое обычное положение. Затем нужно найти штуцер прокачки и проверить, не закис ли он, при необходимости его нужно расшевелить, используя проникающую смазку, например Liqui Moly LM40 . Используйте не рожковый ключ, который держится только за две грани, а накидной, который охватывает штуцер полностью. Помощник, тем временем, откроет капот и, используя большой шприц или спринцовку, удалит из тормозного бачка всю старую тормозную жидкость и зальет свежую. В дальнейшем, за уровнем тормозной жидкости в бачке необходимо тщательно следить и своевременно доливать жидкость до верхнего уровня.

Затем, заберите шприц или спринцовку у помощника, на носик шприца следует надеть прозрачную виниловую трубочку, второй конец которой надевается на прокачной штуцер. Если используется спринцовка, то следует её сжать, выпустив некоторое количество воздуха и также как и шприц, надеть на штуцер прокачки. Далее, помощник садится за руль, заводит двигатель и открывает стекло с пассажирской стороны, так вы будете лучше слышать друг друга. Помощник давит на педаль тормоза и фиксирует её в нажатом состоянии, вы же при зафиксированной педали открываете на половину оборота прокачной штуцер и выпускаете часть тормозной жидкости в шприц и сразу закручиваете штуцер обратно. Так нужно повторять до тех пор, прока не пойдет свежая тормозная жидкость. Прокачка колесной магистрали закончена, штуцер можно затянуть потуже, надеть сверху резиновый колпачок, установить колесо на место и снять машину с домкрата. Переходим к другому колесу и там все повторяется. Заканчиваем процедуру прокачки передним колесом с водительской стороны. Педаль тормоза должна иметь минимальный свободный ход в 10-15 мм и далее оставаться упругой. Проконтролируйте уровень свежей жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, при необходимости долейте или наоборот, удалите избыток. Напомню, что вместе с естественным износом колодок, уровень тормозной жидкости в бачке падает, минимальной толщине тормозных накладок соответствует минимальный уровень жидкости. Уровень жидкости может служить ориентиром на очередную замену тормозных колодок. При замене тормозной жидкости особо следует следить за тем, чтобы старая жидкость не проливалась на асфальт, а была тщательно собрана и утилизирована как опасные отходы.

Теперь вы знаете, как самостоятельно поменять тормозную жидкость в современном автомобиле. Несмотря на столь подробное описание работы, ничего сложного или долгого в процедуре замены тормозной жидкости нет. Освоившись, можно успешно работать и в одиночку.

Купить тормозную жидкость Liqui Moly Вы можете рядом с домом у одного из наших партнеров -

Заменить самостоятельно тормозную жидкость не сложно. Вот инструкция:

1.Избавляемся от старой жидкости.

Для начала нам нужно слить всю старую отработанную жидкость. В автосервисах – это сделать проще, потому как автомобиль подвешивается на подъёмнике. В нашем случае замена проходит в гаражных условиях, и поэтому нужно автомобиль подвесить, поставив на деревянные подставки.

Замена тормозной жидкостиОткручиваем колёсные гайки, домкратом приподнимаем одну сторону. Снимаем колесо и подставляем деревянные подложки. Проделываем всё это – со всеми четырьмя колёсами.Начинать сливать старую жидкость нужно с задних колёс. Находим на суппорте (если тормоза дисковые) сливную гайку. Она должна быть закрыта резиновой пробочкой, чтобы в неё не попала грязь. Если автомобиль старый, или вы меняете жидкость на задне-приводной машине, то сливная гайка, в этом случае находится на обратной стороне посадочного места полуоси.

Для того чтобы не запачкать рабочее место можно воспользоваться небольшим кембриком или шлангом, а также ёмкостью для слива. Снимаем резинку, надеваем шланг (кембрик) на сливную гайку и потихоньку откручиваем её. Ждём, пока не стечёт последняя капля жидкости, и проделываем то же самое с другой стороны.Замена тормозной жидкости1

Переходим к передним суппортам. Снимаем колпачки, надеваем шланг, откручиваем гайку и ждём, пока всё не стечёт. Для максимального слива старой жидкости, можно открутить и тормозные шланги. Только делайте это аккуратно, им свойственно прикипание и при попытке срыва резьба может сломаться. Тогда вам придётся ещё менять и шланги.

2.Продуваем систему.

После того как вы слили жидкость, нужно немного прочистить систему от старых отложений. В идеале – это можно сделать при помощи компрессора, но за неимением такового, придётся воспользоваться простым насосом. Сразу нужно сказать, что для этого вам понадобиться помощник.

Открываем капот и находим главный тормозной цилиндр. От него идут медные трубки на тормозные суппорта. Осторожно откручиваем их немного отводим в сторону. Если вы используете насос, то лучше будет на время продувания установить более длинный шланг. Ну, или приспособить этот, чтобы вам было удобнее.

Один должен прижать шланг насоса к отверстию в тормозном цилиндре, второй резкими движениями качает насос. Проделать эту процедуру, также необходимо и с отверстиями сливных гаек на суппортах.

3.Заливаем новую жидкость.

Тормозная жидкость2Итак, всё готово – заливаем в бачок новую жидкость и приступаем к прокачке тормозов.

Прокачку нужно начинать с задних колёс, а именно с той стороны, куда ведёт самая длинная трубка от разветвителя. Обычно это – левая водительская сторона, но на всякий случай лучше загляните под кузов вашего авто.

Как часто нужно менять тормозную жидкость? Можно ориентироваться на срок эксплуатации тормозной жидкости – у каждой марки он свой (это нужно выяснять при покупке) и варьируется от 1 до 3-х лет. Либо можно ориентироваться на пробег: замена тормозной жидкости должна производиться через каждые 30 или 40 тыс. км. Кроме того, важную роль играет то, насколько активно водитель использует тормоза в аварийном режиме или при движении на больших скоростях.

Если вы хотите точно определить состояние тормозной жидкости в вашем автомобиле, то в этом вам поможет специальный тестер. Тестеры для тормозных жидкостей продаются на авторынках самые разные. Например, электронный тестер производит замер температуры кипения тормозной жидкости, и выдаёт следующие результаты:

– если температура 165°C или ниже, то тормозную жидкость нужно менять,
– если температура 175°C и выше, то тормозная жидкость эффективна,
– если температура находится в диапазоне между 165°C и 175°C, то использовать такую жидкость можно, при условии, что она эксплуатируется не более 2х лет.

Разные тормозные жидкости нежелательно смешивать можно собой. В случае необходимости, можно долить тормозную жидкость – на короткий срок. Но специалисты автомобильной индустрии настоятельно советуют менять тормозную жидкость полностью.

Существует ошибочное мнение, что в современных автомобилях можно использовать любые тормозные жидкости стандарта DOT-4. На самом деле, для конструктивных особенностей вашего автомобиля оптимально подходит только та тормозная жидкость, которая рекомендована производителем вашего автомобиля.

Как поменять тормозную жидкость своими руками

Внимание! Если на вашем автомобиле НЕ установлена система автоматического блокирования тормозов (Abs), или если Abs – не интегральная, то самостоятельная замена тормозной жидкости вполне допустима. Если же элементы АВС – гидроаккумулятор, насос и блок гидроклапанов – находятся в разных узлах (интегральная Abs), то эту процедуру нужно делать в автосервисе.

Итак, если вы решили не обращаться в автосервис, а справиться с заменой тормозной жидкости собственными силами, то откройте Руководство по эксплуатации вашего автомобиля и разберитесь в устройстве его тормозной системы.

Замена тормозной жидкости осуществляется по очереди, в каждом контуре тормозной системы. Последовательность замены зависит от схемы контуров – диагональной или параллельной.

При диагональной – последовательность следующая: сначала правое заднее колесо, затем левое переднее, потом левое заднее и, в последнюю очередь, правое переднее.

При параллельном устройстве контуров – сначала правое заднее, затем левое заднее, потом правое переднее и, в последнюю очередь, левое переднее.

Колеса предварительно нужно снять. Менять тормозную жидкость правильнее всего на «яме» или эстакаде, хотя некоторые успешно справляются с этим, приподнимая, по очереди, колеса домкратом. Насколько удобно это будет сделать, зависит расположения штуцеров прокачки на тормозных цилиндрах.

Тип тормозной жидкости, инструменты, в какой последовательности действовать, и некоторые другие нюансы – здесь прямая зависимость от модели. Ответы на эти вопросы нужно искать в Руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. После замены тормозной жидкости очень желательно прокачать тормоза.

Видео: Замена тормозной жидкости

Если видео не показывает, обновите страницу или