Самые надёжные и ненадёжные иномарки. Ford Mustang - лучший спортивный автомобиль

На пике сталинских репрессий в 1937-м сотрудник НКВД Исай Берг изобрёл способ усовершенствовать процесс: приговорённых к расстрелу сначала душить выхлопными газами в машине. Но случай Берга интересен и другим: сначала он променял 3 года заключения за хищения на расстрел, а затем усилиями родственников стал в Оттепель одним из первых реабилитированных палачей НКВД.

Исай Давидович Берг родился в 1905 году. В 15 лет записался в Красную Армию и затем, несмотря на 4 класса образования, сделал быструю карьеру. В начале 1930-х — он работник Кунцевского райотдела НКВД — района, где размещалась дача Сталина. Летом 1937 года он получил завидный пост начальника административно-хозяйственного отдела (АХО) УНКВД МО. Другими словами — завхоза НКВД Московской области.

На посту завхоза Берг сразу выступил с рацпредложением — модернизировать процесс приведения смертных казней в исполнение. В ведении НКВД Московской области оказался Бутовский полигон — туда привозили на казнь не только из области и Москвы. В 1937-38 годах туда ежедневно на расстрел привозили 350-400 человек, пиковое значение — 28 февраля 1938 года, когда за день было расстреляно 562 человека. Казнью занимались сначала 6 человек, потом 8, в начале 1938 года — уже 12 человек. Но орудием труда был обычный револьвер, на каждого палача приходилось по 30-40 расстрелянных за день. Но ещё труднее им давался не сам процесс казни, а предшествующая ей обстановка — кричащие люди, слёзы, истерики, попытки к бегству. Только за ноябрь и декабрь 1937 года 3 человека из расстрельной команды попали из-за «перегрузок» в психические или неврологические клиники.

Вот тогда на помощь и пришло рационализаторство Исая Берга. Он предложил использовать передвижную газовую камеру — на базе фургона для перевозки хлеба, созданного на основе шасси стандартного грузовика ГАЗ-АА (лицензионной копии американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года). В кузов, обшитый изнутри оцинкованным железом, проделывалось отверстие, в которое с помощью резинового шланга, надетого на выхлопную трубу грузовика, подавались выхлопные газы.

Приговорённых тройками к казни связывали, затыкали им рты и запихивали в фургон - как селёдок в бочку (набивалось по 35-40 человек). Двери плотно закрывали — и отправляли в последний путь. Рычаг переключали в рабочее положение, после чего выхлопные газы начинали нагнетаться в фургон. Через 20-30 минут все пассажиры фургона теряли сознание, через 40-60 минут — умирали.

В Бутово, если поездка была долгой, доставляли уже трупы, которые не могли кричать или бежать, и раздражать этим палачей. Далее работники НКВД вытаскивали умерших и сваливали в братскую могилу. У изобретения Берга был только один недостаток: после каждого рабочего рейса душегубку приходилось отмывать водой из шланга, потому что убиваемых выхлопными газами людей рвало.

Получается, нацисты создали и использовали первую душегубку только спустя два года после «изобретения» Берга — в сентябре 1939 года- для умерщвления душевнобольных в рамках «программы эвтаназии» (т.н. «Акции Т4»). Принцип действия немецкого варианта был несколько иным - в герметичный фургон с надписью «Kaisers-Kaffe» («Кофе Кайзера») подавался чистый моноксид углерода (СО) из специальных баллонов.

Берга арестовали его коллеги по НКВД в рамках расследования по знаменитому «квартирному делу» Кунцевского райотдела НКВД. Блог Толкователя писал об этом деле — сотрудники этого райотдела репрессировали советских граждан, чтобы заполучить их квартиры.

Исайю Берга уговаривали признать моральное разложение и «самоснабжение», обещая за это срок всего в три года. Позднее Берг описывал, как шло следствие:

«Тительман вызывал меня на допросы и уговаривал, чтобы я признался в злоупотреблениях. Говорил, что я воровал деньги, что я жулик, а не контрреволюционер. Закупал незаконно Заковскому мебель и т.д. Я категорически свою вину в присвоении денег отрицал, но Тительман мне говорил, что признавайся в этом и ты уедешь работать в лагеря, а то смотри, из тебя сделают троцкиста и тогда будешь отвечать за контрреволюционные дела».

В общем, Берг не согласился на 3 года заключения. Но во время следствия по «кунцевскому делу» с поста комиссара НКВД снимают Ежова, на его место приходит Берия. И начинается вал процессов над бывшими работниками НКВД, участвовавшими в репрессиях. Попал под этот каток и Берг. Ему переквалифицировали дело на участие в контрреволюционной троцкистской организации. В эту же «группу» включили и его следователя Тительмана. В феврале 1939 года Берг был расстрелян.

2-минутное видео об «изобретении» Берга

Сразу после смерти Сталина и ареста Берии, в июле 1953 году семья Берга была первый раз подала документы на реабилитацию своего изобретательного родича как жертвы сталинских репрессий. Это прошение стало в числе первых от семей работников НКВД. Семье тогда отказали - слишком свежи были в памяти следы «работы» Берга, и всплыли документы об изобретении им душегубки. Но родственники не унимались, второй раз прошение о реабилитации они подали в 1956 году. Дело стали неспешно рассматривать, и в итоге 6 июня 1962 года Исай Берг был посмертно реабилитирован как незаконно репрессированный по надуманному обвинению - в «контрреволюционном троцкизме».

В итоге изобретатель передвижной газовой камеры Исай Берг сегодня считается незаконно репрессированным политзаключённым, его дело размещено на

После суда над участниками преступлений против человечества, совершенных на территории Краснодарского края СССР , где около 6700 человек гражданского населения были убиты путем отравления газом в «душегубках» или были замучены и расстреляны. Материалы об использовании данных машин смерти на территории СССР были представлены советскими обвинителями на Нюрнбергском процессе главных военных преступников .

Общее число жертв данного орудия смерти за период Второй мировой войны неизвестно. В нацистском документе из оккупированного Минска, датированном 5 июня 1942, указывается, что с декабря 1941 по июнь 1942 в 3-х газвагенах было уничтожено 97 тысяч человек. По меньшей мере 152 тысячи было уничтожено в концлагере Хелмно возле Лодзи (Польша). Известно, что на 23 июня 1942 года компанией производителем Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH было передано 20 газвагенов 2-х версий (на 30-50 и на 70-100 человек) из 30 первоначально заказанных. Ни одного из выпущенных газвагенов не сохранилось.

О названии

Автомобиль с газогенераторной установкой, Берлин, 1946

В захваченных немецких документах это приспособление именовалось как Sonder-Wagen , Sonderfahrzeug , Spezialwagen и S-Wagen (специальный транспорт); также встречается вариант Entlausungswagen (дезинфекционный автомобиль). Первое известное упоминание термина Vergasungswagen (автомобиль для применения газов) приводится в документах Нюрнбергского трибунала (документ 501-PS). В то же время в западной популярной, научной литературе и мемуарах, вышедших после окончания Второй мировой войны, применяется термин Gaswagen или англоязычная калька (gas-van ). В советской исторической литературе можно встретить название «душегубка». С начала 90-х годов XX века в русскоязычных изданиях чаще встречается термин «газенваген», нежели оригинальная транскрипция с немецкого - «газваген».

Выбор названия Gaswagen для автомобилей-душегубок имеет довольно простое основание. Германия в ходе войны испытывала серьёзный дефицит моторного топлива, и неответственные перевозки осуществлялись с использованием автомобилей, работающих на генераторном газе . Эти автомобили назывались «генераторгазвагенами» или просто «газвагенами». Если они работали на сгоревшем дереве (а таких было большинство), то они также назывались «хольцгазвагенами», что в буквальном переводе означает «древесные газовые фургоны». В англоязычных странах такие автомобили, как правило, назывались газогенераторными автомобилями (producer gas vehicles ). Однако не менее подходящим названием для них было бы и «автомобили на ядовитом газе» - по той простой причине, что вырабатываемый ими газ был крайне ядовитым.

Обвинители на Нюрнбергском процессе не затруднились в выборе названия; вслед за «газовыми камерами» лагерей вполне логично применить и «газовые автомобили», тем более автомобилей на генераторном газе было порядка 500 тысяч, и название «газваген» знал любой.

История появления

По сохранившимся архивным документам известно, что нацисты по меньшей мере с осени 1939 применяли угарный газ для умерщвления психически больных, умственно отсталых и физически неполноценных людей. По свидетельству очевидцев, для этого применялся буксируемый трактором герметичный фургон, в который из баллонов подавался угарный газ (СО). На фургонах была нанесена маркировка Kaisers-Kaffee-Geschäft (Кофейня Кайзера). Ответственной за разработку и применение техники умерщвления при помощи угарного газа был Kriminaltechnisches Institut (KTI) в Reichssicherheitshauptamt (RSHA)

15−16 августа 1941 в Барановичах и Минске с инспекторской проверкой прибывает рейхсфюрер СС Гиммлер и знакомится с ходом выполнения задач подразделениями Einsatzgruppe B . По записям в дневнике сопровождавшего его Бах-Залевского Гиммлер получил от увиденного нервное потрясение и приказал руководителю Einsatzgruppe B Артуру Небе (Arthur Nebe) разработать «более гуманные методы убийства, чем расстрел».

По распоряжению Гиммлера в конце августа 1941 из KTI в Минск были доставлены несколько баллонов с угарным газом. Но без герметичных помещений их использование не принесло ожидаемых результатов. Попытки применить обычные выхлопные газы не принесли желаемого результата в силу ряда технических сложностей.

В результате этого возникла идея по созданию мобильных газовых камер, в которых бы использовался вырабатываемый мотором угарный газ. Небе и глава KTI Хис (SS-Sturmbannführer Heess) в конце сентября обратились для практического воплощения этих планов к начальнику подразделения II D RSHA Рауфу (SS-Obersturmführer Rauff).

Рауф отдал приказ своему подчиненному Праделю (SS-Hauptsturmführer Pradel), отметив, что это указание Гейдриха . Прадель в свою очередь даёт указание своему подчиненному Вентриту (Wentritt) исследовать и доложить о технической осуществимости данного задания (доставка газов в герметический фургон). Получив положительный ответ, Прадель доложил наверх и вскоре получил от Хиса инструкции по конструированию и применению спецмашины. По приказу Рауфа Прадель и Вентрит посещают в Берлине компанию Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH, производящую герметичные конструкции, под предлогом необходимости производства герметичных фургонов для перевозки трупов из зон эпидемий. В заключённом контракте оговаривалось, что RSHA поставит шасси, а компания установит на нём необходимое оборудование. Вскоре первые 6 машин были готовы.

Испытания

Испытания одного из готовых образцов проводилось в ноябре в концлагере Заксенхаузен . В машину поместили 30 мужчин, смерть которых от угарного газа констатировал химик KTI Лейдинг (Leiding). Несколько других образцов были направлены в Киев, куда они прибыли в ноябре 1941, и один из них вскоре был использован во время уничтожения еврейского населения в Полтаве. Один экземпляр прибыл в концлагерь Хелмно (Польша). В декабре 1941 два газвагена было доставлено в Ригу.

Практика применения

На основании свидетельских показаний на процессе в Германии в 1960 году исследователи приводят такую информацию о применении данного устройства:

Перед посадкой в фургон людям приказывали сдать все ценные вещи и одежду. После этого двери закрывались, и система подачи газа переключалась на выпуск. Для того, чтобы не вызывать преждевременно страха у жертв, в фургоне имелась лампочка, которая включалась, когда двери закрывались. После этого водитель включал двигатель на нейтральной передаче примерно на 10 минут. После того как движение в фургоне прекращалось, трупы отвозились к месту кремации/погребения и выгружались (так же известны ряд случаев когда газвагены размещались прямо у крематориев/рвов).

Первые модели «газвагенов» имели конструктивный недостаток, из-за которого помещённые в них люди мучительно умирали от удушья, а кузова потом приходилось убирать от экскрементов и других выделений, что вызывало недовольство обслуживающего персонала. С начала весны 1942 этот дефект был устранен - помещённые в кузов постепенно теряли сознание и уже потом умирали.

Конструкция

По сохранившимся документам о разработке и производстве данного устройства указывается, что оно представляло собой газонепроницаемый фургон с герметически закрывающимися дверями, с отверстием для впуска газа (в полу), закрытым перфорированным металлическим листом. Известно о производстве фургонов 2-х типов - на 30-50 человек и 70-100 человек (по последнему приводится информация о том, что для него разрабатывалось специальное устройство для выгрузки трупов). Фургоны устанавливались на шасси грузовых автомобилей грузоподъёмностью около 3,5 тонны (малый фургон) - Опель-Блиц, Даймонд Рео, Рено, - и 6,5-тонный «Заурер»-большой фургон. Шасси и двигатель дорабатывались и дооснащались специальным образом.

По свидетельству нескольких механиков, ремонтировавших газвагены из концлагеря Хелмно, мотор, устанавливаемый на газвагенах, отличался от других моторов, которые они видели на аналогичных машинах. Также он потреблял вдвое больше топлива, нежели обычный двигатель, и имел необычную систему выхлопа.

География применения

В СССР совпадала с зонами ответственности Einsatzgruppe А, В, С и D - в частности, они были задействованы в уничтожении Минского гетто и в концлагере Малый Тростенец. В Польше документально подтверждено их применение в Хелмно. С весны 1942 применялись в Югославии (Сербия) и ряде других мест массового уничтожения людей в Европе.

Данные машины обычно использовались для умерщвления женщин, детей, стариков и больных

Фотографии газвагена

В ряде источников приводится информация о том, что в концлагере «Хелмно» был найден оставленный немцами газваген на шасси «Магирус» . При более детальном исследовании этого фургона в ноябре 1945 на заводе в Польше выяснилось, что никаких следов установки на нём элементов, похожих на описание конструкции газвагена, нет.

Количество произведенных газвагенов

Известно, что на 23 июня 1942 года компанией производителем Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH было передано 20 газвагенов 2-х версий (на 30-50 и на 70-100 человек) из 30 первоначально заказанных. Оставшиеся 10 в связи с нехваткой материалов и загруженности планировали достроить на заводе Sodomka в Hohenmauth (современное Vysoké Mýto , в Чехии) - но в связи с тем что все рабочие были чехи - по соображениям секретности от переноса производства отказались и весь первоначальный заказ был завершен в Берлине.

Архивные документы

Полевая почта 32/704 Киев, 16 мая 1942 Секретный документ государственной важности! Оберштурмбанфюреру СС Рауфу:

Переборка моторов автомашин в группах D и С закончена. … Я приказал замаскировать машины группы D под машины для жилья, для чего на маленьких машинах велел сделать по одному оконцу с каждой стороны, а на больших машинах - по два оконца подобных тем, которые мы часто видим на крестьянских домах в деревне. Эти машины настолько приобрели известность, что их не только официальные лица, но и гражданское население называли «душегубками», лишь только появлялась одна из таких машин. По моему мнению, эти машины невозможно замаскировать и держать в секрете сколько-нибудь длительное время. … Отравление газами зачастую происходит неправильно. Чтобы как можно скорее закончить процедуру, водители всегда дают полный газ. Вследствие этого казнимые умирают от удушья, а не засыпают, как это было предусмотрено. Мои указания привели к тому, что теперь при правильной установке рычага смерть наступает быстрее и притом заключенные мирно засыпают. Искаженные лица и испражнения, которые наблюдались раньше, более не замечались. В течение сегодняшнего дня я перееду в группу В, куда можно присылать мне дальнейшие сообщения. Доктор Беккер, унтерштурмфюрер СС

Письмо начальника полиции безопасности и СД Остланд гауптштурмфюрера Трюгеса по вопросу газовых автомобилей:

Транспорты с евреями, которые должны быть подвергнуты особому способу обращения, прибывают еженедельно в управление начальника полиции безопасности и службы безопасности Белоруссии. Три газовых автомобиля, которые имеются там, недостаточны для этой цели. Я прошу, чтобы прислали еще один газовый автомобиль (пятитонку). В то же время я прошу, чтобы переправили 20 газовых труб для трех автомашин, которыми мы располагаем (две - Диамонд, одна - Заурер), так как имеющиеся трубы уже пропускают газ. Полевая почта 32/704 Киев, 16 мая 1942 Секретный документ государственной важности! Оберштурмбанфюреру СС Рауфу Берлин, Принц-Альбрехтштрассе, 8.

Утверждения о существовании аналогов в СССР

Как утверждает Л. А. Головкова, каких-либо документов, однозначно доказывающих создание Бергом аппаратов, аналогичных «Газвагену», так и не было представлено; при реабилитации И. Берга обвинения в их создании также не были доказаны. Мнения бывших работников НКВД насчёт возможности создания подобных машин разнятся .

См. также

Примечания

Литература

  • «Душегубки» // Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия / под ред. М. М. Козлова . - М .: Советская энциклопедия , 1985. - С. 256. - 500 000 экз.
  • СС в действии. Документы о преступлениях СС. / Пер. с нем. - М .: СВЕТОТОН, 2000.

А вы знаете что такое газенваген? В современном слэнге, это слово скорее всего обозначает газовый автомобиль, или автомобиль работающий на природном газе. И только не многие, до сих пор помнят, какой страшный смысл скрывается за этим словом, или же это мифы?
Для начала, давайте разберёмся, что такое газенваген. Газенваген, (GasWagen - нем.) это автомобиль, типа фургон "ХЛЕБ", или "Скорая Помощь", с отделённым от салона водителя кузовом, с герметично закрывающимися дверями, внутри фургон был покрыт оцинкованным железом, на полу лежала деревянная решётка, под которой располагалась труба с отверстиями, которая должна быть соединена с выхлопной трубой двигателя фургона (как правило дизельного, но тут допускается ряд неточностей, но об этом позже).

Письмо начальника полиции безопасности и СД Остланд гауптштурмфюрера Трюгеса по вопросу газовых автомобилей
«Транспорты с евреями, которые должны быть подвергнуты особому способу обращения, прибывают еженедельно в управление начальника полиции безопасности и службы безопасности Белоруссии. Три газовых автомобиля, которые имеются там, недостаточны для этой цели. Я прошу, чтобы прислали еще один газовый автомобиль (пятитонку). В то же время я прошу, чтобы переправили 20 газовых труб для трех автомашин, которыми мы располагаем (две - Диамонд, одна-Заурер), так как имеющиеся трубы уже пропускают газ.»

Обычно в такой фургон(грузоподъёмностью до 7т), сажали от 25 до 50 человек, под предлогом перевозки в лагерь. Двери закрывались, и вместо пассажиров к крематорию прибывал груз. Точнее, машина должна была немного постоять, что бы двигатель поработал на холостом ходу. Ибо в рабочем режиме двигателя выхлопные газы не обладали достаточной токсичностью. Это вызвало трудности, ибо даже в самом идеальном плане можно допустить несколько мелких неточностей. Например: из совершенно секретного отчёта унтерштурмфюрера СС доктора Беккера от 16 мая 1942 г.

«Газ не всегда применяется правильным образом. С целью закончить как можно скорее шофер нажимает акселератор до отказа. Таким образом, люди умирают от удушья, а не от отравления, как это было запланировано. Выполнение моих инструкций показало, что при правильном положении рычага управления заключенные мирно впадают в глубокий сон. Больше не приходится наблюдать искаженные лица и испражнения, как это было прежде.»

И сейчас, дорогой читатель наверняка негодует по поводу жестокости и безумности Германии. Какими извергами надо быть что бы придумать такой жестокий способ??? Просто садистом, маньяком, неуравновешенной личностью! И всё это правда! Но помимо этого - гениальное и экономичное решение. Не надо тратиться на патроны, не надо придумывать казнь и устраивать церемонии. Можно посадить человека в лагере, а к крематорию подвезти уже готовый материал!
Всё четко точно и без лишних проблем! Вот за это и нужно уважать немцев! Но вернёмся к психопату, который это всё придумал! ответ можно найти в письме унтерштурмфюрера СС Беккера оберштурмбанфюререру СС Вальтеру Рауффу, в котором Беккер запросил все полноприводные автомобили для того, чтобы он мог легче передвигаться по грязным советским дорогам. Письмо советует внести изменения в S-автомобиль. Какие же изменения могли быть внесены? И откуда такая интересная идея? Давайте посмотрим ещё раньше... До войны.

- Правда ли, что широко применявшаяся немцами во время Второй Мировой войны "душегубка" является советским изобретением?
И.Рейнгольд, Иркутск

На вопрос отвечает полковник ГУ охраны РФ А.Олигов.

Действительно, отцом "душегубки" - специально оборудованного фургона типа "Хлеб" с выведенной в кузов выхлопной трубой - был начальник административно-хозяйственного отдела Управления НКВД по Московской области И.Д.Берг. По своему прямому назначению - для уничтожения людей - "душегубка" была впервые применена в 1936 году. В 1939 Берга расстреляли по обвинению в заговоре сотрудников НКВД против руководителей государства.

""Не рой другому яму - сам в неё попадёшь". Русская пословица прекрасно комментирует изложенные в заметках страшные факты. Когда евреи визжат на весь мир о том, как их, несчастных, везде угнетают, им надо почаще напоминать о том, кто придумал душегубку и применил её против русского народа, кто пытал и мучил русских людей в застенках ЧК... Немецкие концлагеря - лишь маленькое возмездие, правда, возведённое "жертвами" в ранг всемирной трагедии, за те ужасы, которые творили дети Иуды с 17 года с русским народом. Настоящее же возмездие ждёт этих безумцев - палачей и убийц - на Небесах." (с)

Теперь становится интереснее, не так ли? Оказывается Газенваген, это изобретение советских НКВДшников. Которое успешно применялось к советскому народу еще с 1936 года! Машина была выполнена на базе грузового автомобиля ГАЗ - АА.

Как это ни нелепо, но в сети можно найти, кучу опровергающих доказательств, что такой машины никогда не было, и что всё это выдумки и т.д. и т.п. Но при суде над Германией, они были! И принимались в учёт. Но факт того, что эта машина работала в СССР - неопровержим.

Я расцениваю эти опровержения, как попытки Евреев выкрутиться, и пустить тень на СССР. Ибо даже если не было Газенвагенов в Германии, фальсифицировать документы, с целью ужесточить наказание, а потом вывести опровержения с ссылкой на то, что автомобиль впервые был применён в СССР. Ведь большинство учёных и документов Германии, достались не СССР, а нашим самым преданным союзникам - Американцам, которые успешно сняли куш. На мой взгляд, Сталину следовало продолжить движение по захвату мира. Может мир сейчас был бы и хуже, но зато уродам было не повадно!