Какая кпп лучше автомат или робот. Старая добрая гидромеханическая коробка передач

Если еще сравнительно недавно автолюбители при выборе автомобиля могли рассчитывать только на автомат либо механику, то сегодня диапазон выбора значительно расширился. С развитием автомобилестроения в обиход вошли трансмиссии нового поколения, такие как роботизированная коробка и вариатор. Чем отличается роботизированная коробка передач от автомата, и какая коробка лучше (автомат или робот) необходимо знать каждому покупателю автомобиля. От этого зависит выбор, который в итоге сделает водитель.

Общий вид АКПП

Основу автоматической трансмиссии составляют , система управления и непосредственно сама планетарная КПП с набором фрикционов и шестерен. Такая конструкция автомата позволяет ему самостоятельно переключать скорости в зависимости от оборотов двигателя, нагрузки и режима движения. Участие водителя здесь не требуется.

Автомат устанавливается на легковых и грузовых автомобилях, применим он также и в автобусах. Главная передача и дифференциал дополняют конструкцию АКПП в случае ее установки на переднеприводную машину.

Плюсы и минусы автоматической КПП

Обладает как преимуществами, так и недостатками:

Роботизированная КПП


Сочетает в себе функции как АКПП, так и механической коробки передач. Это по сути та же механика, но с автоматическим управлением. Система управления с помощью исполнительных механизмов управляет работой сцепления и переключением передач. При этом переключение происходит так же, как и в механике, только без участия водителя.

Изначально роботизированная КПП создавалась для того, чтобы существенно снизить стоимость коробки передач в сравнении с АКПП и в то же время объединить в себе все достоинства автомата и механики, к которым в первую очередь относятся комфорт и удобство управления.

В автомобилях спортивного класса используется несколько иной тип роботизированной трансмиссии – с двумя сцеплениями. Это позволяет добиться максимально высокой скорости переключения передач.

Преимущества и недостатки робота

Преимущества и недостатки роботизированной трансмиссии для наглядности также представим в виде таблицы. Заодно проведем сравнительную характеристику между двумя видами трансмиссий.

Преимущества роботизированной коробки передач Недостатки роботизированной коробки передач
1. Более простая конструкция в отличии от АКПП 1. Рывки при старте и переключении передач (для РКПП с одним сцеплением)
2. Менее дорогие обслуживание и ремонт по сравнению с АКПП 2. Необходимость перевода рычага в нейтральное положение при длительной остановке и откат автомобиля на подъеме
3. Лучшая топливная экономичность 3. Непредсказуемость поведения роботизированной коробки передач в тяжелых дорожных условиях
4. Более высокий КПД 4. Эффект "задумчивости" при переключении передач

Делаем выводы

Какая же коробка передач лучше? С точки зрения комфорта, несомненно выигрывает АКПП, хотя разработчики робота и пытались отвоевать эту позицию у автоматической коробки.

А вот более экономически выгодным будет робот. Стоимость самой коробки, ее обслуживание и ремонт обойдутся дешевле. Да и топливо с маслом автомобиль с роботизированной коробкой потребляет меньше, чем с автоматической.

Теперь надежность. Здесь можно поспорить. Ни ту, ни другую коробку нельзя назвать абсолютно надежной в сравнении с той же механикой. Непонятно также, как обе коробки поведут себя в тяжелых условиях. Но АКПП хотя бы более предсказуема, чем робот, от которого неизвестно чего ожидать.

Поэтому какая коробка передач будет лучше, каждый водитель решает сам, исходя из своих представлений об удобстве и комфорте управления автомобилем. Стоит отметить, что робот можно легко принять за автомат: зачастую отсутствие педали сцепления как у автоматической, так и у роботизированной КПП приводит неопытных водителей в замешательство. Поэтому необходимо внимательно изучать характеристики выбранного автомобиля в процессе покупки.

Сегодня автомобиль – столь необходимое устройство индивидуального использования, как и мобильный телефон, фотоаппарат или персональный компьютер. Большинство автолюбителей в процессе выбора новой машины не могут до конца понять, чем отличается коробка передач робот от автомата, а также с трудом понимают технические особенности и терминологию представленных их вниманию моделей. АКПП в скором времени заменят механические, однако мало кто знает о большом числе их разновидностей и отличиях. Однако об этом рано говорить, сейчас необходимо разобраться, чем выступает роботизированная механика, а что представляет классический автомат.

«Автомат» составляют два основных элемента:

  • является альтернативой сцеплению, используемому классической коробкой передач.
  • Редуктор сделан из зацепленных пар шестерёнок. Благодаря своей структуре раскрывается особенность автоматической системы – способность переключать скорости без помощи водителя. Механизм практически не оснащается электроникой.

«Робот» по своему принципу близок к механике, но имеет некоторые отличия. В его строении присутствует типа, состоящий из сервоприводов и гидроприводов, работающий на основе определённых алгоритмов. Коробка передач самостоятельно переключает фрикционную систему сцепления, а также скорости, она позволяет водителю не вмешиваться в данный процесс

Визуальное отличие «автомата» от «робота»

Когда вы решили приобрести авто или уже сделали это, но понятия не имеете, какая коробка передачустановлена внутри, вам необходим ответ на вопрос, каковы различия между автоматикой и роботом, чем же одно лучше другого. Визуальное отличие этих двух коробок передач – робота и автомата, выражено достаточно ярко. Всё, что необходимо, так это обратить внимание на оформление канала переключения передач, именно они отличаются. Если вверху находится такое положение, как Паркинг – «Р», то это АКПП коробка автомат, когда подобное положение отсутствует, но при этом есть Нейтраль – «N», а также Задняя «R», то вы имеете дело с роботизированным устройством.

Принцип работы «автоматов»

Коробка автомат АКПП изготовлена из двух частей (гидротрансформатор, редуктор), о чём уже было сказано ранее. Теперь рассмотрим устройство и принцип работы коробки. Редуктор производит передачу усилия посредством системы шестерёнок, находящихся в зацеплении друг с другом в разных вариациях. Именно благодаря такому их положению изменяется усилие. Гидротрансформатор ответственен за плавность переключения одной скорости на другую, он также отвечает за выполнение функций, подобных сцеплению на механике.

Автоматическая коробка существенно облегчает управление, позволяя водителю не обращаться к педали сцепления в постоянном режиме. Водителю не приходится переключать передачи рычагом и контролировать плавное движение, так как автоматика всё делает за него. Благодаря этому у владельца авто появляется масса способов всецело контролировать любую ситуацию на дороге (это то, чем АКПП отличается от РКПП). Гидротрансформатор в качестве узла здесь гораздо надёжнее, в отличие от КПП механической. Практически невозможно сломать его по причине неопытности. За счёт этой детали снижается нагрузка на ходовую часть и силовой агрегат.

Ресурсы двигателя лучше сохраняются за счёт переключения скоростей с приемлемыми оборотами. Топливо расходуется более экономно за счёт большого количества ступеней у передаточного числа. Автомобиль никогда не покатится самостоятельно, стоя на уклоне, так как установлен пассивный режим системы безопасности.

Помимо явных достоинств даже такой вариант управления имеет недостатки. Автомат от робота отличается тем, что динамика увеличения скорости меньше в процессе езды. Менее экономный расход топлива относительно большого числа ступеней передач. У агрегата КПД значительно ниже из-за поглощающего часть мощности гидротрансформатора. Высокая стоимость агрегата оказывает влияние на общую цену всего изделия. Обслуживание, замена деталей, ремонт дороже.

Совет! Поскольку наиболее неэкономной считается коробка, имеющая четыре ступени передач, отдавайте предпочтение меньшему числу ступеней передач при покупке авто с автоматической КПП.

Как я уже не однократно писал, сейчас есть три основных вида автоматических трансмиссий: — вариатор, автомат и робот (роботизированная коробка передач). Первые два монстра просто оккупировали рынок, и на них приходится практически 80% продаж. Но самая «сильная» (продаваемая) автоматическая трансмиссия это однозначно – АКПП, обычный гидротрансформатор, этому есть большое количество причин, почитайте хотя бы . Но как ни крути, в последнее время, все больше, на рынке начинает появляться «робот» (РКПП), у различных производителей (даже АВТОВАЗ по этому пути пошел), хотя у него есть куча минусов, но все же продажи растут! Эксперты предрекают — что он скоро догонит и перегонит вариатор! То есть останутся два игрока АКПП и РКПП, а вот чем отличается второй от первого — вы знаете? С чем связан этот, с одной стороны, не объяснимый рост? Давайте разбираться …


Давно хотел написать эту статью, и даже вступление «закрутил». Меня часто спрашивают про отличия этих двух автоматических, но различных по внутренностям трансмиссий. Роботизированная коробка, это детище новой эпохи, я бы даже сказал трансмиссия 21 века, видно, поэтому она еще не может занять достойное место в списке, просто не хватает технологий.


А вот ее оппонент сейчас в самом «соку», то есть АКПП, сейчас переживает эпоху востребованности, потому как надежна, долговечна, беспроблемна (если ), что не скажешь про «робот». Предлагаю разобрать обе трансмиссии

Автомат АКПП

Начну, пожалуй, с этой «коробки» причем нам нужно просто понять, как она работает, вглубь лезть не будем.

У автомата простая конструкция, нужно отметить — что это единственная трансмиссия, которая не имеет жесткого зацепления с двигателем. Здесь передачей момента занимается масло или если быть точным .


Передается от двигателя специальному колесу, оно начинает вращаться, за этим колесом стоит еще одно, которое принимает давление масла от первого и также начинает вращаться. , то есть превращение давления масла в механическую энергию. Эти две крыльчатки, между собой, не имеют вообще жесткого зацепления, то есть они не зависимы друг от друга.

После того как вторая крыльчатка начинает раскручиваться, этот момент передается дальше трансмиссии, а именно планетарным шестерням. В зависимости от скорости и от оборотов принимает решения включения той или иной передачи. Это происходит по средствам включения и выключения соленоидов, которые передают давления масла на фрикционные диски, а они в свою очередь сжимаются или разжимаются, останавливая или отпуская ту или иную солнечную шестерню. Таким образом, у нас переключаются передачи.

Нужно понять, что здесь работает давление масла, именно оно передает изначальный момент трансмиссии.


Важные узлы АКПП:

  • Гидротрансформатор
  • Масляный насос, иногда стоит рядом с гидротрансформатором
  • Гидроблок с соленоидами
  • Фрикционные диски
  • Планетарный механизм, с шестернями
  • Радиатор и система охлаждения
  • Масляный фильтр

Это основные элементы этой коробки, собственно я выделил самые важные детали. Ну что же давайте поговорим о роботе.

Роботизированная коробка передач (РКПП)

Это совершенно другая, независимая конструкция, общего у них только то — что вам не нужно в ручную, переключать передачи, то есть и на той и на другой трансмиссии есть только две педали газ и тормоз. ВСЕ БОЛЬШЕ НИЧЕГО ОДИНАКОГО НЕТ!

Строение здесь, скорее схоже с механикой, точнее это и есть «механика» (механическая коробка передач», только у нее сверху есть специальный блок который переключается передачи и выжимает сцепление за вас. Называется он «сервопривод», сейчас есть две конструкции, основанные на механическом переключении и электрическом.

Про строение думаю рассказывать не нужно, мне кажется. Сейчас все знают, как работает механическая коробка передач! НЕ все? НУ да ладно буквально пару слов.

Здесь крутящий момент от двигателя передается посредствам двух сухих дисков – сцепления и корзины. Они находятся в воздухе, нет никакой жидкости как у автомата – они постоянно сомкнуты (физическое зацепление), когда вы нажимаете на педаль тормоза они размыкаются и вы можете включить передачу. После того как вы отпустили педаль сцепления, момент от двигателя пойдет через трансмиссию (работает нужная шестерня, нужной передачи), после перейдет на колеса.

Переключает «скорости», как я уже сказал — сервопривод, он получает приказания от ЭБУ – выжимает сцепление – переводит вилку в нужную передачу. Собственно это все.

У роботизированной коробки передач — есть два, а иногда три вала, на которых одеваются шестерни передач. При помощи специальных вилок происходит переключение этих шестерен, они банально переходят в зацепление.

Если на механике вы делаете это вручную, то вот роботизированная коробка делает это через сервопривод.


Важные узлы:

  • Диск сцепления и «корзина».
  • Ведомый и ведущий валы (иногда их больше), например на трансмиссии с двумя дисками сцепления.
  • Шестерни передач, вместе с .
  • Сервопривод или сейчас электрический привода

Здесь собраны все прелести «механики», но также есть очень много багов и глюков, которые до конца не удалось победить не одному производителю (про это будет отдельная статья).

Итоговое отличие

Как вы видите принципы работы совершенно различные, отличия настолько глобальные, что сравнивать эти две трансмиссии НЕПРАВИЛЬНО! Как я писал сверху, они похожи по принципу управления водителем, но совершенно разные по своему строению.

Вы можете задать мне вопрос – но почему же сейчас так много работ ведется над роботизированной коробкой передач? Почему именно, вдруг, она стала так популярна? Ребята ответ очень прост – для производителя «достаточно легко» сделать робот, если очень сильно утрировать — то переделывается обычная механика, путем навешивания различных приводов.


Робот дешев в исполнении, не требует больших финансовых вливаний, поэтому дешев для конечного автомобиля. Автоматическая трансмиссия (гидротрансформатор), стоит дороже.

Когда я приезжал в салон официального дилера наших ВАЗ и спросил – а почему вдруг на «ЛАДА ВЕСТА» ставится «робот», а не АКПП? НА что мне ответили – это еще больше прибавит и так не малую цену автомобиля, примерно на 20 – 30 000 рублей! То есть это сделано в угоду экономии, вот только как будет ходить эта трансмиссия! Ведь зачастую роботизированные трансмиссии требуют ремонта в 60 – 70 000 километров. А «автоматы» могут ходить беспроблемно достаточно долго, главное правильно менять масло и фильтра, думаю 150 – 200 000 километров для них не предел.

Думаю, моя статья была вам полезна, постарался раскрыть основные отличия этих «коробок передач». Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

Новый вопрос от читателя нашего автоблога

«Здравствуйте автор этого замечательного сайта. Меня зовут Марина. Читаю ваш блог практически каждый день, действительно стоящая информация, очень много всего интересного. Сейчас выбираю себе машину и обязательно с автоматической трансмиссией, но у меня есть варианты — автомат, робот и вариатор. Прочитала ваше сравнение автомат и вариатор, познавательно. А не могли бы вы написать еще об автомате и роботе? Заранее спасибо! »

Да вопрос интересный, давайте подумаем…


Автоматическую коробку передач мы уже описывали в статье, . Однако бегло напомню. Автомат — автоматическая коробка передач (сокращенно АКПП). В своем строении не имеет ничего общего с обычной механической коробкой передач (читайте статью ), здесь переключения происходят благодаря двум основным частям, это гидротрансформатор и редуктор. Гидротрансформатор заменяет сцепление, переключая скорости «автомата». Редуктор находится в постоянном зацеплении, со всеми парами шестерен. Благодаря такой конструкции сам переключает скорости, в зависимости от оборотов двигателя. Также нужно отметить, что передачи переключаются механически, а именно от нагнетания масленого давления. То есть электроники, практически, ноль. «Автомат» давно производится, поэтому очень хорошо изучен. Сделать его можно практически на любой СТО, даже не диллерской. Плюсы и минусы автомата описывать второй раз не буду, читайте в статье вариатор или автомат.

Самый новый вид автоматической трансмиссии (подробно читайте в этой ).

Робот – это та же механическая коробка передач, которая имеет блок управления, расположенный прямо на самой коробке передач. Этот блок управления, заменяет собой и сцепление и функцию переключения передач, но переключения здесь происходят как у простой механики, просто человек не вмешивается в процесс. Этот блок, по сути, представляет роботизированный узел. Отсюда и название коробка робот. До широкого распространения электроники в роботах применялись гидроприводы, сейчас гидроприводы заменили, на сервоприводы (электронные узлы).

Теперь в нашей статье, давайте поговорим о плюсах и минусах «робота».

Плюсы

1) Это та же механика, а поэтому конструкция проще, чем у «автомата»

2) Потребление масла меньше, чем у автомата. «Робот» 2 – 3 литра, «автомат» 7 – 10 литров.

3) Ремонт проще и дешевле, чем ремонт автомата.

4) Уровень потребления топлива, у автомобиля с роботом, на уровне механической коробки передач. А иногда даже меньше.

5) Робот всегда поддерживает ручное переключение передач, как на механической трансмиссии. У автомата это не всегда присутствует.

6) Робот передает полностью крутящий момент от двигателя к колесам, в отличии от автомата.

Минусы

1) Очень медленно переключают передачи, иногда интервал достигает 2 секунд.

2) Робот очень не стабильная трансмиссия, даже на двух одинаковых машинах будет работать по-разному.

3) При работе робота часто встречаются рывки и толчки, даже при трогании автомобиля с места.

Честно при выборе автомат или робот — я бы отдал предпочтение автомату, он более стабилен в работе, также сейчас появляются автоматы на 6 и более передач, которые по расходу топлива уже приближаются к механике и роботу. Робот, не смотря на все его плюсы, остается темной лошадкой, просто не знаешь, что ожидать то ли он будет работать нормально, то ли будет жестко тупить.

В современном мире слово трансмиссия или коробка передач может ни о чем не сказать, поэтому вместе с определением идет уточнение какая коробка передач или трансмиссия. То есть, коробка передач автоматическая или бесступенчатая коробка передач, или механическая трансмиссия.

Такое обилие понятий и разнообразие агрегатов как правило всегда заводит в тупик рядового покупателя, которому кроме таких вопросов как: "марка", "модель", а также " ", и приходится еще ломать голову над вопросом какую из представленных вариантов коробок переключения передач выбрать.

В более ранних статья мы уже поднимали похожие вопросы: " ", а также " ", сегодня сравним роботизированную коробку и обычную АКПП взвесим все "плюсы и минусы", чтобы понять, что же все-таки лучше робот или автомат .

Итак для начала об отличиях...

Автоматическая коробка переключения передач (АКПП или просто "автомат")

АКПП довольно сложная и вместе с тем надежная проверенная временим конструкция, которая показала себя с хорошей стороны. В ее состав входит огромное количество деталей и различных компонентов среди которых главную роль играют гидротрансформатор и редуктор. Если коротко, то гидротрансформатор отвечает за плавность переключения передач без рывков и ударов и является своего рода аналогом «сцепления», используемого на МКПП. Редуктор представляет собой набор шестерней, которые связаны между собой зубьями, образуя таким образом ступени или привычные на передачи. Ступеней может быть от четырех до восьми, встречается и больше, прогресс как говорится...

Переключение передач в автомате происходит после достижения мотором определенного количества оборотов и нагнетания давления в масляной системе , водитель при этом не участвует в этом процессе. Такое переключение передач требует минимум электроники и абсолютно не требует контроля со стороны водителя.

Роботизированная коробка переключения передач (или просто "робот")

Если вкратце, то робот это - МКПП на которую установили блок управления, состоящий из сервопривода (электроузел) и гидропривода. Блок выполняет переключение передач по принципу механической КПП, только в автоматическом порядке, электроузел и гидравлика все делает без участия водителя. Характерным отличием переключения передач в роботизированной коробке является то, что передачи переключаются с такими же паузами как на МКПП.

Плюсы АКПП

  • Удобство;
  • Плавное переключение передач;
  • Возможность ручного режима (в случае с адаптивными АКПП);
  • Способствует увеличению срока эксплуатации мотора.

Минусы автомата:

  • Высокая стоимость авто с АКПП;
  • Дорогой , а также очень часто и обслуживание;
  • Увеличенный расход топлива;
  • Ограничения по буксировке (не более 30 км, со скоростью не быстрее чем 50 км/час).

Плюсы робота:

  • Более простое устройство;
  • Недорогой ремонт и обслуживание;
  • Невысокая стоимость по сравнению с АКПП;
  • (примерно такой же как у механики).

Минусы робота:

  • Долгое и не всегда плавное переключение передач;
  • Возможны толчки во время переключения передач;
  • Во время кратковременных остановок ("тягучки", остановки, светофоры...) необходимо включать «нейтраль».

Как видите и тот и другой вариант имеет свои плюсы и минусы, однако на мой взгляд, адаптивная автоматическая коробка переключения передач выглядит куда привлекательнее ежели несовершенный хотя и дешевый во всех смыслах робот. За плавное переключение и возможность самостоятельно выбирать ту или иную передачу, придется переплатить во время покупки, а также на протяжении всей эксплуатации. Но, как говорится - каждому свое, делайте свои выводы исходя из вышеизложенного и принимайте решение, лично я для себя давно все решил.

У меня все, спасибо за внимание и до новых встреч на . Жду ваших комментариев на эту тему, делитесь ими и приводите свои доводы в пользу того или другого варианта КПП. Пока!