Как поменять салонный фильтр: определяем степень загрязнения. Салонный фильтр автомобиля и его предназначение

В современных авто комфортабельность стоит чуть ли не на первом месте. И немаловажным критерием этого является чистота поступающего в салон воздуха. Чтобы обеспечить выполнение данного критерия многие современные автомобили оснащаются фильтром поступающего воздуха, он же салонный фильтр.

Основной задачей данного фильтра является улавливание мелких загрязняющих частиц в воздухе, поступающем внутрь авто извне.

Установка салонного фильтра в автомобиль

Виды салонных фильтров

Фильтрующим элементом у пылевого фильтра выступают целлюлозные или синтетические волокна. Представлены они в виде гофрированной бумаги, сложенной в ровные ряды с ячейками. Все это собрано в прямоугольную конструкцию.

Такие фильтры предназначены для улавливания пыли, сажи, мелких и крупных частиц песка, мелких насекомых, а также пыльцу растений.

Угольный фильтр помимо гофрированной бумаги имеет еще и прослойку с активированным углем. Это дает ему возможность задерживать в себе самые мельчайшие вредные частицы. Он улавливает разные окиси, фенольные и бензольные элементы. Но количество вредных элементов, которые может в себе удерживать угольная прослойка, ограничено, со временем она уже не сможет их улавливать, тогда такой фильтр становится по функциональности как обычный пылевой.

Дополнительно они могут иметь антибактериальное покрытие, но не всегда. Это покрытие предотвращает появление на нем плесневелости, грибков. В общем, салонный фильтр выглядит как прямоугольный блок с ребристой поверхностью.

Но со временем при эксплуатации авто данный фильтр постепенно засоряется и свои функции уже не выполняет. В таком случае производится замена фильтрующего элемента.

В технической документации к авто указывается, после какого пробега авто следует произвести замену фильтра. Однако данное условие имеет рекомендательный характер, поскольку частота замены фильтра зависит от условий эксплуатации авто.

Так, в южных широтах, где в воздухе имеется повышенное количество частиц песка, производить замену нужно чаще, чем при использовании автомобиля в северных широтах, где песка и пыли меньше. Постоянное использование авто в городских условиях тоже влияет на скорость засорения фильтра.

Проверка состояния салонного фильтра

Состояние салонного фильтра можно определить по косвенным признакам:

  1. Первое – это появление в салоне сторонних запахов. Получается, что забитый фильтр уже не очищает воздух, а наоборот, начинает добавлять в него загрязняющие частицы.
  2. Вторым методом определения является проверка производительности системы вентиляции салона. Нужно включить электродвигатель вентиляции и проверить рукой поток воздуха, который он создает. Если поток воздуха слабый, фильтр забит и не может в достаточном количестве пропускать через себя воздух.
  3. Ну и третьим методом определения состояния является визуальный осмотр. Если он имеет большой пылевой налет, а между ребрами находится значительное количество загрязняющих элементов, то фильтр подлежит замене.

Но, чтобы произвести визуальный осмотр, а также произвести его замену в случае обнаружения сильного загрязнения, нужно знать, где он располагается в автомобиле и как его извлечь.

Есть три места, где может быть установлен салонный фильтр:

  • внутри передней панели за перчаточным ящиком (бардачком);
  • возле рулевой колонки, рядом с педалью акселератора;
  • также он может размещаться в задней стенке моторного отсека.

Рассмотрим, как извлечь фильтр для определения загрязнения и замены во всех трех местах его установки.

Замена фильтра, установленного за перчаточным ящиком

Примером извлечения салонного фильтра, установленного внутрь передней панели, выступит Toyota Corolla, поскольку именно там он у нее установлен.

Так производится замена фильтра в Toyota Corolla

Инструментов никаких не понадобится, все операции производятся руками. Для доступа к коробу, в котором установлен фильтр, потребуется опустить перчаточный ящик вниз. Для этого после его открытия по бокам нужно нажать на специальные защелки, после чего короб ящика припустится внизу.

Фильтр находится в своем коробе и прикрыт крышкой с фиксаторами. Фиксаторы эти нужно отщелкнуть и крышку снять. Затем пальцами нужно нажать по краям фильтра, чтобы его немного сжать для удобства изъятия и потянуть на себя.

В случае обнаружения сильного загрязнения он заменяется. На торце фильтра нанесена отметка, указывающая правильную его установку. Новый фильтр нужно тоже немного сжать и установить на место. После чего следует пальцами понажимать в торец фильтра, чтобы он правильно стал и расправился. Далее ставится на место крышка фильтра, после чего устанавливается на место перчаточный ящик путем обратной установки защелок.

Замена фильтра, установленного под рулевой колонкой

Замена и установка салонного фильтра на Nissan Qashqai

Из инструментов понадобится только длинная отвертка. Чтобы получить доступ к фильтру, нужно будет снять боковую декоративную накладку на центральном тоннеле под передней панелью со стороны водителя. Она там держится на фиксаторах,и, чтобы ее демонтировать, нужно просто накладку поддеть отверткой.

Короб, в котором установлен фильтр, находится за педалью акселератора.

Чтобы добраться до фильтра, нужно с короба снять крышку, закрепленную фиксирующими защелками. Для этого нижняя защелка поддевается отверткой и крышка снимается.

Извлечение производится после предварительного его сжатия пальцами. Для удобства установки нового фильтра он сжимается по бокам, предварительно узнав, какой стороной его нужно устанавливать. После размещения фильтра его нужно расправить путем нажатия на торец пальцами.

Замена салонного фильтра, установленного под капотом

Местонахождение салонного фильтра на Лада Приора

Конструктивно самой сложной является замена салонного фильтра, установленного на задней стенке моторного отсека. В качестве примера выступит Лада Приора.

Для выполнения этой операции потребуется открыть капот. С правой стороны возле лобового стекла установлена решетчатая панель, в народе называемая «жабо», под которой размещен фильтр.

Для снятия «жабо» нужно будет снять резиновые уплотнители. Со стороны лобового стекла данная панель закреплена тремя саморезами, прикрытые заглушками. Заглушки извлекаются и саморезы выкручиваются. Также имеется три самореза крепления со стороны двигателя, которые тоже нужно выкрутить.

После демонтажа «жабо» появится доступ к решетчатой крышке фильтра, которая закреплена четырьмя саморезами. Нужно выкрутить саморезы, чтобы снять крышку и получить доступ.

Новый фильтр устанавливается согласно отметкам на нем. Это важно, поскольку фильтры на Приору имеют поролоновую уплотняющую окантовку, и, если фильтр неправильно установить, он из-за отсутствия уплотнения будет пропускать пыль в салон.

После замены ставится обратно решетчатая крышка и фиксируется саморезами, после чего устанавливается «жабо» и тоже фиксируется.

Современные автомобили очень часто оснащены самыми разнообразными системами, которые позволяют вам гораздо более комфортно чувствовать себя в процессе вождения. Однако при этом некоторые из них не являются долговечными и требуют периодической замены. Например, воздушный фильтр - это очень важный элемент, о котором вам стоит заботиться так же внимательно, как он постоянно заботится о вас.

Что такое воздушный фильтр?

Многие автолюбители могут не знать, что представляет собой воздушный фильтр, потому что появился он не так давно. Зато в большинстве современных автомобилей он устанавливается, так как все они оснащены продвинутыми вентиляционными системами. Что же представляет собой данный фильтр и почему его нужно менять? Этот фильтр позволяет очистить воздух, который поступает в кабину, от всевозможных микрочастиц, таких как пыль, пыльца, выхлопы и многое другое. Таким образом, вы будете дышать в салоне чистым воздухом, так как воздушный фильтр отсеивает все эти частицы, которые могли бы загрязнить ваш воздух. Именно поэтому его и нужно менять - ведь вся эта пыль и грязь не исчезает, а оседает на фильтре. Но есть другой вопрос: как часто нужно менять фильтр?

Частота смены фильтра

В вопросе замены воздушных фильтров нет конкретных указаний - все может зависеть от многих факторов, в том числе и от производителя. Но в среднем говорится, что лучше всего не запускать это дело и менять фильтр каждые 20-25 тысяч километров. В руководстве к вашему конкретному автомобилю должно быть расписание проведения необходимых ремонтных работ, в том числе и график смены воздушного фильтра. Но обратите внимание, что многое зависит от того, в каких условиях вы ездите. Если воздух по вашему маршруту обычно чистый, то и менять фильтр вам нужно будет реже, чем если вы будете ездить по пыльному городу.

Признаки необходимости замены

Есть несколько признаков, по которым вы можете определить, что вам пора менять воздушный фильтр. Во-первых, если он забился, то система вентиляции будет работать слабее, чем обычно. Во-вторых, если вы будете включать вентилятор на максимум, он может начать издавать странные звуки, которые должны вас насторожить. Более того, вам не обязательно дожидаться очевидных признаков загрязнения - в большинстве случаев воздушные фильтры размещены таким образом, что вы можете получить к ним доступ без проблем и спокойно проверить их состояние самостоятельно.

Замена салонного фильтра - это важная процедура, которую следует научиться . Располагается он прямо под пластиковой обшивкой, внизу от рулевого колеса, например, на Рено Колеос и других автомобилях.

Хотя самостоятельно менять этот аксессуар и немного проблематично, всё же попробуем кое в чём разобраться. И ещё - поменяв его единожды, дальше всё пойдёт как по маслу.

Начнём с того, что замену салонного очистителя проводят раз в 5000 км. Он за это время загрязняется и значительно ухудшается его пропускная способность.

Немного истории, или Что представляет собой салонный фильтр

Теперь по порядку. Первые экземпляры этих решений появились недавно. В середине восьмидесятых годов прошлого столетия, когда они только вышли, конструкция их была довольно проста. Состояли устройства того времени из каркаса и так называемой нетканки. Что делал фильтр и для чего он был придуман? Так вот. Он задерживал наиболее крупные частицы пыли и пыльцы растений, витающих в воздухе постоянно. Очистители салона восьмидесятых, состоящие только из двух составляющих, справлялись со своей работой неплохо, но всё-таки их заменили.

На смену пришли фильтры двухслойные. Это уже настоящие пылесосы со сложной системой и очень высокой эффективностью. В таких моделях застревали не только крупные частички пыли, но и мелкие, размером до 0,5 мкм.

Видео о назначении салонных фильтров:

Но прогресс не стоял на месте, и конструкторы пошли дальше. Они догадались подключить к процессу фильтрации активированный уголь. Это помогло тому, что теперь стали очищаться сажа и некоторые виды газов.

Последним этапом в создании салонных фильтров, используемых и сегодня, стали гибридные варианты. Состоят они из обычной наждачной бумаги, антимикробного реагента, угольного слоя и электростатического разряда. Настоящий слоёный пирог, который намного эффективнее своих предшественников. Такой очиститель способен задерживать микрочастицы величиной в доли микрона, и даже обеззараживать его. Настоящий автомобильный противогаз!

Как и говорилось выше, менять салонный фильтр необходимо из-за того, что он периодически забивается. Забитый пылью и грязью аксессуар не только не эффективен, но и вреден. Уже процесс идёт в обратную сторону и старый очиститель, который не заменили, начинает выделять в воздух всё то, что успешно проглатывал в течение длительного времени.

Ежедневная эксплуатация автомобиля требует правильной и надежной работы всех его механизмов. В данном случае, речь пойдет о фильтрующих системах машины, каждая из которых, выполняет важные, но разные задачи. Схожесть и различие салонного и воздушного фильтров, механизм их работы, замены и установки будут рассмотрены ниже.

Этот элемент очистки воздуха есть в каждом современном автомобиле. Салонный фильтр давно уже не роскошь, которую могут себе позволить состоятельные автолюбители. От данного фильтра зависит качество воздуха в салоне, интенсивность обдува, снижение или полное удаление концентрации вредных веществ (окиси азота, угарного газа, пыли). В зависимости от конструкции фильтрующего элемента салонные фильтры делятся на картриджные и корпусные.


Картриджные фильтры наиболее популярны среди автолюбителей, поскольку позволяют менять использованную пластину (картридж), а не полностью сборный фильтр (корпус с креплением и элемент очистки). Располагается салонный фильтр за бардачком, чаще всего ближе к месту водителя. Чуть реже устанавливается прямо под капот – это характерно для многих европейских машин.

Располагается он перед «печкой», поэтому очищенный воздух через систему заслонок будет поступать напрямую в салон автомобиля.

Салонный фильтр может быть угольным или простым, в зависимости от материалов, расположенных на пластине. Простой фильтр состоит из обычного полипропилена, который задерживает пыль и очищает воздух от запахов. Более эффективным будет угольный вариант – активированный уголь, помещенный между слоями, отлично справляется с неприятными запахами и очищает воздух от химических веществ. Но и цена на угольный фильтр будет заметно выше.

Периодичность замены салонного фильтра может быть разная, но не реже чем один раз в год. Определенный километраж (15, 20, 50 тысяч км.), в данном случае, ориентир тоже весьма условный. Плохая работа системы отопления, неприятный запах, запотевание стекол изнутри салона, забитые грязью и пылью пластина фильтрующего элемента – вот основные признаки износившегося салонного фильтра.

Воздушный фильтр – важный элемент в работе автомобиля. Он предназначен для очистки воздуха, поступающего к двигателю, а также регулирует температуру горючей смеси в бензиновых автомобилях. Износ фильтра может привести к падению мощности двигателя, повышению расхода топлива и увеличению показателя концентрации вредных веществ в выхлопе.

Воздушный фильтр может иметь различную форму (панельные, в виде цилиндра и не имеющие каркаса, или бескаркасные), а эффективность того или иного фильтра определяется количеством ступеней очистки воздуха и системой забора пыли.
Многоступенчатая система позволяет лучше очищать воздух от микроэлементов, способных повредить двигатель.

Сухой забор пыли более эффективен по сравнению с масляными системами, поэтому их распространение вполне объяснимо. Их легко заменить, хотя они и имеют довольно сложную конструкцию, в которую входят пористый картон, различные легкие металлы и полимерные вещества. Процент пропускаемых частиц у сухих воздушных фильтров очень низкий и не превышает 1%, тогда как маслянистые системы могут «не заметить» 2-3%.

Необходимость замены данного элемента возникает в процессе эксплуатации автомобиля, напрямую связано с пробегом, а внешний вид фильтра будет дополнительным фактором, повлиявшим на решение о замене. На автомобилях с дизельным мотором, а также с двигателями, оснащенными турбонаддувом, замена воздушного фильтра происходит еще чаще.

Схожесть и отличия

Воздушный и салонный фильтры – элементы весьма схожие по принципу работы и конечному результату. Оба очищают воздух от пыли, грязи и других микроэлементов. Воздушный фильтр имеет более сложную конструкцию, нежели салонный — в тоже время воздушный фильтр достаточно вариативен в зависимости от конкретного автомобиля, тогда как салонный более универсален в использовании. Данные элементы не связаны между собой напрямую, а работают отдельно друг от друга. Но, если воздушный фильтр служит для правильной и безопасной работы двигателя, то салонный фильтр обеспечивает комфорт и чистый воздух для водителя и пассажиров.

Когда в салоне запотевают часто стекла, плохо проветривается воздух, печка на максимальных режимах неэффективно греет, то следует уделить внимание фильтру салона. Уже все современные авто оснащены таким элементом воздушной системы. Однако, до того как поменять салонный фильтр, потребуется найти его конструкционное расположение.

Иногда инженеры устанавливают его неоправданно глубоко, но в большинстве машин фильтр может быть заменен самостоятельно автовладельцем в течение 10-20 минут. Заменив его единожды, водитель в следующий раз затратит гораздо меньше времени на его поиски и разборку. Посещать станцию для такой процедуры вряд ли стоит.

Первые такие фильтры появились на зарубежных автомобилях в 80-х годах. Такие барьеры предотвращали попадание пыли и крупных частиц в салон. Нетканый фильтрующий материал удовлетворительно справлялся со своими обязанностями, хотя замена салонного фильтра проводилась часто.

Расположение салонного фильтра в иномарках

Современное устройство этого элемента воздушной системы предполагает несколько слоев, служащих барьером для мусора. Нормальной считается блокировка частиц до 5 микрон в диаметре.

Дополнительным слоем в конструкции служит распределенный по площади активированный уголь. В его задачу входит недопущение в салон частиц сажи и гари, а также блокирование некоторых типов газов.

Максимальную эффективность имеют гибридные модели. Помимо угольного слоя и механической защиты, такие фильтры имеют антимикробную защиту и блокировку от электростатики. В некоторых случаях происходит дополнительная ароматизация воздуха.

Никакой самоочистки у таких воздушных очистителей не происходит. Они должны быть заменены, так как проходные каналы забиваются грязью, эффективность остальных фильтрующих слоев со временем падает, задерживается влага, а в салоне образуется неприятный запах.

Сроки эксплуатации

Наиболее популярные простые бумажные фильтры в виде гофрированной кассеты рекомендуется менять в среднем через 5000 км пробега. Если условия эксплуатации экстремальные, то проводится осмотр и замена с более частой периодичностью.

Нужно знать, что регулярные поездки по пыльной грунтовке приводят к быстрому засорению фильтра.

Городские дороги с высокой концентрацией выхлопных газов и загрязненным промышленностью воздухом также не способствуют длительному сроку жизни такого очистителя. Если же автомобиль эксплуатируется в более щадящем режиме, то и вопрос о том, как поменять фильтр салона возникнет нескоро.

Признаками для замены служат слабая эффективность производительности печки и кондиционера. Также нужно проверить состояние фильтра при длительном стойком неприятном запахе, когда включен обдув салона. О низкоэффективной его работе говорит высокая влажность в салоне и сильное запотевание стекол.

Самостоятельная замена

Разобраться, где находится воздушный фильтр салона у автомобилей семейства ВАЗ, можно с помощью автомобильного атласа. Ведь на «старых» «десятках», выпускаемых до 2003 года, он имеет вертикальное расположение, а на более поздних машинах конструкторы установили его горизонтально.

Для замены нужно взять ключ на 10, открутить гайки. Затем убрать саморезы и снять фиксаторы. Омывательную систему затрагивать не придется, достаточно ослабить пластик для освобождения прохода. Далее просовываем руку в отопитель, и, провернув гофру, достаем его наружу. Теперь ставим новый фильтр обратно, проверив плотность установки. После этого фиксируем пластиковую накладку.

В зарубежных автомобилях, таких как Nissan Tiida, он может располагаться таким образом, что замена его проходит через салон. Для этого требуется снять бардачок и поменять этот элемент.

Вывод

Операция по замене салонного фильтра не требует высокой квалификации исполнителя. Все можно сделать самостоятельно. Для правильного подбора фильтрующей кассеты, нужно переписать маркировку с оригинального изделия, а затем подобрать для нее соответствующую замену. Иногда внешне похожие изделия обладают разными свойствами.