Наказание за перегруз автомобиля. Перегруз автомобиля: контроль за нарушениями, нормы и штрафы

Чем больше груза сможет переместить грузоотправитель за один рейс, тем больший доход он сможет получить. Однако масса груза – величина конечная. Нельзя заставить транспортное средство взять на борт больше груза, чем это положено по нормативам. Вернее, можно, но весьма чревато. Чем именно, кто будет нести ответственность за перегруз, куда платить штрафы, разберемся в этой статье.

Что такое «перегруз»

Большегрузные автомобили осуществляют значительную нагрузку на дорожное покрытие. Если превышать установленную норму грузов, разрушение дорог будет происходить в более быстрых темпах и в больших масштабах. Тяжелая масса, движущаяся с большой скоростью, прогибает и проминает дорожное полотно, растрескивает его поверхность. Кроме того, такая езда может стать причиной аварийных ситуаций.

Перегруз – превышение установленной массы груза, оказывающей давление на оси автомобиля, передающие нагрузку на дорожное покрытие.

СПРАВКА. По данным исследований, нарушение целостности дорожного покрытия имеет причиной перегруз в 30-45% случаев.

Как определить норму нагрузки

Предельная допустимая масса груза устанавливается на федеральном уровне. Нормативы устанавливаются и корректируются отдельно в каждом субъекте Федерации. Определяются два значимых показателя:

Превышение этих параметров допускается исключительно по специальному разрешению, выдаваемому в исключительных случаях. Во всех остальных ситуациях перегруз расценивается как административное правонарушение. Для его выявления дороги оборудуются автоматизированные контрольно-весовыми пунктами.

К СВЕДЕНИЮ! Согласно плану мероприятий, называемых «дорожная карта», утвержденному 07 сентября 2015 года, к 4 кварталу 2020 года автоматизированными пунктами контроля веса автомобилей должны быть охвачены все федеральные трассы.

Часто на трассах можно увидеть дорожный знак, на котором изображены цифры «3,12». Это максимально разрешенный вес проезжающего автомобиля вместе с грузом, то есть нагрузка на любую из осей.

Нагрузка на ось есть, перегруза нет – так бывает?

Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.

Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.

Чья ответственность за перегруз

Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:

  • водителя транспортного средства;
  • должностных лиц, отвечающих за перевозку;
  • компанию-перевозчика.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.

А если авто арендованное?

Закон требует, чтобы ответственность за правонарушение нес его виновник. Как же быть в ситуации, когда автомобиль, следовавший с перегрузом, находится в аренде? Ведь несправедливо было бы требовать штраф с арендодателя, который не пользовался своим имуществом. С другой стороны, штраф берется с владельца.

Понятие аренды предусматривает, что арендодатель не вправе указывать арендополучателю, как именно ему использовать арендуемое имущество. Поэтому эксплуатация авто со всеми сопутствующими рисками ложится на плечи арендатора. Если арендатор совершил правонарушение с взятым имуществом, арендодателя нельзя привлечь за это к ответственности.

Итак, в случае перегруза автомобиля, находящегося в аренде, за это несет административную ответственность исключительно арендатор.

Выявлен перегруз, как дальше ехать?

При выявлении перегруза водитель не может дальше продолжать движение и продолжать вредить дорожному покрытию. Инспектора потребуют от него устранить перегруз любым из способов:

  • перегрузить часть содержимого в другие транспортные средства;
  • перераспределить груз внутри авто (если превышена нагрузка на ось);
  • предъявить спецразрешение на перевозку утяжеленного груза (если оно запрашивалось и было получено).

Если исправить положение физически невозможно, транспортное средство будет задержано и препровождено на специализированную стоянку, где оно и будет находиться до разгрузки, то есть устранения причины задержания. Если машину доставить на стоянку не представляется возможным, ее зафиксируют с помощью блокировочных средств.

После того как водитель выполнит рекомендации, автомобиль еще раз подвергается контрольному взвешиванию и, если показатели пришли в норму, может двигаться далее. Но так как правонарушение уже имело место, что зафиксировано протоколом и актом взвешивания, от штрафа не отвертеться.

Меры административной ответственности за перегруз

КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:

  • выплата штрафа установленной суммы;
  • возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.

В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.

Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:

  • кто именно признан ответственным;
  • насколько превышена разрешенная масса автомобиля.

Кто и сколько заплатит:

  1. Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
  2. Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
  3. Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
  4. Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.

Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:

  • физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
  • организация – 200-300 тыс. руб.

Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.

Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:

  • мера перегруза;
  • тип дорожного покрытия;
  • пробег по нему перегруженного автомобиля.

Как платится штраф

Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.

  1. Установление перегруза:
    • средствами автоматической фиксации;
    • сотрудниками ГИБДД.
  2. Уведомление владельца транспортного средства.
  3. Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
  4. Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.

ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.

Перегрузки часто становятся притчей во языцех у всех перевозчиков, поскольку очень трудно контролировать вес груза, который заказчик стремиться погрузить в машину. При этом в большинстве случаев все последствия расхлебывает водитель и владелец машины, которые оплачивают штрафы, пережигают топливо и портят машину, при этом не имея даже возможности узнать реальный вес груза в машине. Но этому можно и нужно противостоять!

Первое и самое главное – за перегруз отвечает грузоотправитель, но только в том случае, если вес его (грузоотправителя) груза превышает указанный в товарно-транспортной накладной и это можно доказать. Проще говоря, если Вам на машину погрузили 4 стальных чушки, по 5 тонн каждая, а на весах оказалось, что каждая весит не 5, а 6 тонн, то виноват грузоотправитель. Можно спокойно звонить ему и просить прибыть на пост весового контроля для разбора полетов.

Если груз может менять свой вес в зависимости от влажности (например, древесина), то тут все будет гораздо сложнее, так как в договоре могут быть хитрые пункты о том, что грузоотправитель не несет ответственности за перегруз, возникший из-за намокания груза, при этом сложно будет доказать, какую древесину они грузили, т.е. не факт, что перегруза не было в момент загрузки.

В таком случае Вас спасут датчики нагрузки на ось, которые выпускаются как для машин с пневматической подвеской (подушки), так и для машин с рессорной подвеской. Конечно эти датчики стоят денег, но их стоимость ничтожно мала по сравнению со штрафами, которые могут выписать сотрудники постов весового контроля в случае обнаружения перегруза. К тому же ими может пользоваться не только водитель, но и владелец машины, который в режиме реального времени сможет узнавать текущую загрузку машины, чтобы не оказываться в ситуациях, когда водитель звонит и со слезами рассказывает «про беспредел на пункте весового контроля», тогда как в кузове у него лишних 5 тонн, которые он загрузил за наличные от диспетчера. К сожалению, так тоже бывает.

Если Вы не сможете доказать вину конкретного грузоотправителя (например, в дороге действительно был взят «попутный груз» и так далее), то оплачивать штрафы придется владельцу или водителю, смотря как они договорятся между собой.

Иногда складывается такая ситуация, когда Вас еще не поймали за руку с перегрузом, либо поймали, но сумма штрафа не значительная или есть возможность «решить на месте», но при этом в документах указан нормальный вес груза, т.е. часть груза, которая и подставила Вас, нигде не записана. Тогда у Вас появляется шикарная возможность наказать хитрого грузоотправителя законным путем. Если, например, в накладной написано, что Вам погрузили 20.000 килограмм чего-то, то сдать на склад Вы должны именно 20.000 килограмм этого «чего-то», если, конечно, вес груза посчитан только в килограммах и он является разделимым. Таким образом, если в документах записано, что вес груза 20.000 кг, то все «излишки», которых иногда бывает несколько тонн, Вы можете оставить себе! Главное не делать лишних телодвижений, а просто оставить «излишки» груза в надежном месте. Это нельзя назвать 100%-законным, но и незаконным это тоже не назвать, ведь Вам погрузили «20 тонн», выгрузили тоже 20 тонн, так какие еще 5 тонн Вы не привезли? Естественно, что после этого начнутся угрозы от грузоотправителя, но помните, что если человек один человек подписался под тем, что загрузил в машину ровно 20 тонн, а другой подписался под тем, что выгрузил их, то никаких мифических 5 тонн просто не могло взяться в машине. Обычно машину загружает не глава компании, а наемный рабочий, поэтому почти всегда у него нет никаких рычагов давления на Вас. А как поступить с грузом – решайте сами. Хотите – идите с ним на рынок, хотите – продайте грузоотправителю/грузополучателю, но никогда не признавайте то, что это был «перегруз», так как это может плохо закончится. Если Вы не уверены в себе, то лучше всего отнесите на рынок, где вопросов будет меньше, а цена выше.

Грузоотправитель

При заполнении счета-фактуры указание сведений о грузоотправителе (его наименование и адрес) в общем случае является обязательным (ст. 169 НК РФ). Подробнее об этом, условиях, при которых информацию о грузоотправителе можно не указывать, а также ответственности грузоотправителя за перегруз автомобиля расскажем в нашей консультации.

Кто такой грузоотправитель

Грузоотправитель – это юридическое или физическое лицо, которое сдает груз к перевозке и которое указывается в качестве отправителя в перевозочных и иных документах.

Полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с его учредительными документами, а также его адрес должны указываться в счете-фактуре или УПД по строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» (Постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137, Письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@).

Если счет-фактура или УПД составляются комиссионером (агентом), приобретающим у двух и более продавцов товары от своего имени, по строке 3 через точку с запятой указываются полные или сокращенные наименования грузоотправителей и их почтовые адреса.

Если грузоотправителем и продавцом является одно и то же лицо, в строке 3 указывается «он же».

В том случае, если счет-фактура или УПД оформляются не на груз, а на работы, услуги или имущественные права, то фактически грузоотправитель отсутствует, а потому по строке 3 проставляется прочерк.

Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля


Отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются договором перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ). Перевозчик обязан в согласованные сроки подать грузоотправителю под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Это означает, в том числе, что поданные транспортные средства должны быть способны к перевозке груза, указанного в заявке (заказе), договоре перевозки или договоре об организации перевозок. Пригодность к перевозке подразумевает, к примеру, что грузоподъемность транспортного средства соответствует договорным условиям. Если же в процессе погрузки будет превышена грузоподъемность автомобиля, т. е. допущен перегруз, по вине грузоотправителя, он несет ответственность в соответствии с договором перевозки.

Так, например, грузоотправитель предоставил перевозчику недостоверную информацию о массе перевозимого груза, при этом провозная плата установлена в расчете на единицу массы этого груза. За превышение грузоподъемности автомобиля договором предусмотрен штраф для грузоотправителя в размере 20% провозной платы. К слову, именно такая величина штрафа за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе и габаритах, установлена ч. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). При этом уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, который таким нарушением был причинен перевозчику.

Кроме того, за предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз, если это привело к нарушению правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства, предусмотрены административные штрафы по КоАП РФ (ч.ч.8,9 ст. 12.21.1).

Кто платит за перегруз?


12 февраля 2016, 11:33


Кто несёт ответственность за перегруз.

Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.

Величина выявленного превышения максимально допустимой массы или нагрузки на ось

От 2% до 10% (п. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

От 10% до 20% (п. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

От 20% до 50% (п. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

Свыше 50% (п. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

· для индивидуальных предпринимателей — в размере от 80000 до 100000 рублей;

· для юридических лиц — в размере от 250000 до 400000 рублей.

Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.

Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

· штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;

· оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);

· оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

· факт искажения сведений;

· наличие и размер понесенного ущерба;

· причинную связь между правоотношением и ущербом.

· превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

· в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

Кто платит за перегруз


В последнее время отчётливо видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми перегрузами, декларируя это необходимостью продления сохранности дорожного покрытия и повышения безопасности дорожного движения. На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять в автомобильном потоке транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешённой нагрузки на ось.

Утверждённый 7 сентября 2015 года план мероприятий (“дорожная карта”) направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования предусматривает внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с учётом 100-процентного охвата федеральных автомобильных дорог. Проще говоря, до IV квартала 2020 года на всех трассах должны появиться посты автоматизированного весогабаритного контроля.

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов" в ст. 12.21.1 КоАП РФ внесены поправки, позволяющие штрафовать собственников транспортных средств за выявленное с помощью автоматических средств фиксации превышение допустимой массы или нагрузки на ось, а также за превышение разрешённых габаритов.

Кто несёт ответственность за перегруз.

В соответствиями с пунктами 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ответственность за превышение предельно допустимой общей массы транспортного средства либо предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, применяется к водителю, должностным лицам, ответственным за перевозку и к организации-перевозчику.

Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.

¹ Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 2 до 4 месяцев.

² Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Размер штрафа при фиксации нарушения с помощью средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, равняется верхней границе штрафа на организацию. Штраф в таком случае накладывается на собственника или владельца транспортного средства.

Согласно пункту 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ за превышение максимальной общей массы либо нагрузки на ось транспортного средства ответственность несёт организация, осуществляющая погрузку груза в автомобиль. Нарушение наказывается штрафом:

  • для индивидуальных предпринимателей — в размере от 80000 до 100000 рублей;
  • для юридических лиц — в размере от 250000 до 400000 рублей.

Основанием ответственности, предусмотренной п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, служит часть 12 статьи 11 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, устанавливающей, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подытожим: ответственность за выявленный перегруз несёт как перевозчик, так и организация, производящая погрузку (чаще всего это грузоотправитель). Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю.

Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.

Постановление Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” содержит Приложение № 1, устанавливающее предельно допустимую массу транспортного средства. В свою очередь это приложение можно разделить на две части: предельно допустимые массы автомобилей-одиночек и предельные массы седельных и прицепных автопоездов. Предельно допустимые массы установлены в зависимости от количества осей транспортного средства.

Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом устанавливает максимально допустимые нагрузки на оси транспортного средства которые в этом случае дифференцируются в зависимости расчётной допустимой нагрузки автомобильной дороги, по которой передвигается автомобиль. В это приложение правки вносились четыре раза: 30 декабря 2011 г., 9 января, 27 декабря 2014 г. и 18 мая 2015 г.

Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.05.2016 № АПЛ16-142 признаны недействующими третья и четвертая строки второго столбца Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, в части, позволяющей неопределенно толковать диапазон значений расстояния между сближенными осями от 1 до 1,3 метров (включительно) (третья строка таблицы) и от 1,3 до 1,8 метров (включительно) (четвертая строка таблицы).

Следует отметить, что максимальные осевые нагрузки для автомобильных дорог, рассчитанных на предельную нагрузку в 6 тонн, применяются только в случае наличия установленного дорожного знака либо при наличии опубликованной информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги. При этом определения понятия “официальный сайт” российское законодательство не содержит.

Весенние и летние ограничения осевых нагрузок.

Весной и летом в Российской Федерации вводятся ограничения для грузового транспорта по предельным осевым нагрузкам. Цель вводимых ограничений — уберечь дорожное покрытие от повышенного износа в период половодья и высокой температуры воздуха. К слову сказать, в европейских странах (Германия, Австрия, Польша и т. п.) такие ограничения вводятся только при возникновении чрезвычайных ситуаций — наводнений, аномально высокой температуры выше 40оС и т. п.

Уже несколько лет подряд весенние ограничения на федеральных автодорогах не вводятся. Однако, действующее законодательство (ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) даёт возможность местным властям вводить на региональных и муниципальных дорогах ограничения или устанавливать запрет на движение по таким дорогам.

Суть введения весенних и летних ограничений — замена предельно допустимых осевых нагрузок из приложения № к постановлению Правительства от 15.04.2011 года № 272 года “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” другими значениями. Основная проблема для перевозчиков состоит в том, что зачастую нелегко отследить все ограничения, которые вводятся региональными властями на пути следования автомобиля с грузом по маршруту. В каждом регионе России есть своё ведомство, которое отвечает за введение такого ограничения, причём, информация о принятом законе (постановлении, распоряжении, указе) публикуется исключительно в местных изданиях и на сайте соответствующего ведомства.

Обычно публикация происходит в формате doc (docx) или в pdf с функцией поиска текста по документу, но в некоторых случаях на сайте ведомства публикуется нормативный акт со сканированным текстом в формате pdf. Поисковые системы не в состоянии самостоятельно распознавать текст в таких документах, поэтому не отображают этот документ в результатах поиска. Это сильно затрудняет поиск крайне важной для перевозчика информации.

Проблему осведомлённости перевозчиков о введении сезонных ограничений мог бы решить федеральный информационный портал (его можно не создавать с нуля, а сделать соответствующий раздел на сайте Росавтодора), но… имеем то, что имеем.

Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.

Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.

Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Превышение нагрузки на ось при перевозке делимого груза.

При перевозке делимых грузов (груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах) может возникнуть ситуация, в которой будет превышена нагрузка на ось, но не допустимая масса транспортного средства. Это относится главным образом к перевозке инертных (щебень, гравий, песок) и наливных (топливо, масло, технические и пищевые жидкости) грузов. Логично, что при перевозке таких грузов перевозчик (водитель) не имеет возможности контролировать перемещение груза в кузове транспортного средства, вследствие чего он может неконтролируемо смещаться, увеличивая тем самым нагрузку на ось. Очевидно, что общая масса транспортного средства в этом случае будет оставаться неизменной.

Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не позволяет полностью исключить ответственность перевозчика за превышение осевых нагрузок при перевозке сыпучих и наливных грузов, суды в ряде регионов принимают соответствующие доводы и отменяют постановления ГИБДД в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Такие дела подведомственны судам общей юрисдикции, в которых принцип единообразия судебной практики не всегда соблюдается на должном уровне, но, несмотря на это, юристы нашей компании успешно защищают перевозчиков от такого рода взысканий.

Кто платит штраф — арендатор или арендодатель?

Одним из основополагающих принципов права является привлечение к ответственности виновного в совершении правонарушения лица. Если транспортное средство сдано в аренду, то его эксплуатацию и коммерческое использование производит арендатор. Он же несёт риски и ответственность за совершение правонарушений, в частности предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ. Арендодатель не вправе указывать арендатору как следует распоряжаться арендованным имуществом (в данном случае транспортным средством), ввиду чего арендодатель не может быть привлечён к административной ответственности за совершённые арендатором правонарушения.

Такая позиция содержится в ст. 2.6.1 КоАП РФ:

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Если Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, но при этом Вы передавали транспортное средство в аренду, следует оспаривать постановление. Обращайтесь к нам, мы поможем.

Контрольное взвешивание. Задержание транспортного средства при выявлении перегруза.

Бытует распространённое заблуждение о том, что если по результатам контрольного взвешивания будет выявлено отсутствие перегруза, то перевозчик и грузоотправитель не подлежат административной ответственности. Это не так. Чтобы понять для чего применяется контрольное взвешивание транспортного средства с выявленным превышением допустимой общей массы или осевой нагрузки, обратимся к ст. 27.13 КоАП РФ.

Из части 1 этой статьи следует, что “В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных <. > частями 1-6 статьи 12.21.1 <. > настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания”.

Другими словами, если инспектор ГИБДД или Ространснадзора в результате взвешивания установит, что нагрузка на ось или общая масса транспортного средства превышена, он вправе задержать автомобиль до устранения причины задержания. Причиной задержания служит превышение нагрузки. Устранить превышенную нагрузку можно следующими способами:

  1. Перераспределить груз в кузове транспортного средства (при выявлении превышения нагрузки на ось).
  2. Перегрузить часть груза в другое транспортное средство (при выявлении превышения допустимой массы транспортного средства).
  3. Получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза.

После выполнения каждого из этих действий инспектор обязан убедиться в том, что правонарушение, предусмотренное ст. 12.21.1 КРФоАП, устранено. Для этого и производится контрольное взвешивание. Если оно показывает, что превышения общей массы или осевой нагрузки более нет, инспектор разрешает дальнейшее движение.

Это не отменяет того факта, что правонарушение имело место быть. Факт правонарушения зафиксирован актом взвешивания и протоколом об административном правонарушении в отношении водителя.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

  • штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
  • оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
  • оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

  • превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

Наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной по очевидным причинам.

Судебная практика по ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, рассматривают суды общей юрисдикции. На настоящее время судебную практику по подобным делам уже можно считать сформированной. Абсолютное большинство исков к перевозчикам и грузоотправителям судами удовлетворяется в полном объёме. Обжалование таких решений не приводит к их отмене.

Исключением из этого правила являются дела, в которых нарушение предельно допустимых нагрузок вменяется собственнику автомобиля, который в момент совершения административного нарушения передал транспортное средство во владение другому юридическому лицу, предпринимателю или гражданину, а также дела, в которых превышение допустимой осевой нагрузки вменяется перевозчику, который перевозил делимый груз.

Специалисты нашей компании помогают перевозчикам и грузоотправителям оспорить необоснованные административные штрафы и требования по возмещению ущерба, причинённого дорожному покрытию. Результатом оказания услуги становится определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении либо судебное решение, отменяющее вынесенное определение.

Говорят весовщиков губернатор крышует или его дети.

Актуальные штрафы за перегруз грузовых машин для физических и юридических лиц.


Стремление получить максимальную выгоду за рейс частенько толкает водителя или владельцев авто на перегрузку машины. Мы расскажем, когда можно говорить о ней, нормах закона в этой сфере, полномочиях сотрудников ГИБДД, ответственности водителей и юридических лиц, правильном оформлении документации на груз.

○ Что такое перегруз по закону, кто и как его проверяет?

Дороги – одна из болевых точек нашей страны. Они разрушаются по многим причинам, начиная с нарушения технологии укладки заканчивая погодными явлениями. Свою лепту вносит и большегрузный транспорт. В стремлении максимально сэкономить на доставке грузополучатель заведомо занижает массу груза, а перевозчик перегружает машину. В результате дорожное покрытие страдает больше чем можно себе представить.

Перегруз определяется массой авто, которая создает нагрузку дорожному полотну колесами оси. Масса автомобиля складывается из нагрузок на переднюю и задние оси. Конечно, задняя ось получить большую нагрузку из – за расположения груза.

Перегруз не только вредит дорожному полотну, но и опасен для самого водителя. Даже будучи хорошо закрепленным он увеличивает, и без того значительный у грузовых авто, тормозной путь, крен автомобиля в поворотах и пр.. Незакрепленный груз опасен в двойне, так как снижает устойчивость, может способствовать заносу и перевороту машины.

Когда можно говорить о перегрузе? Когда нарушен п.23.1 ПДД:

  • «Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.»

В случае, когда не соблюдаются ограничения установленные знаком 3.12, указывающие предельно допустимую нагрузку на ось. Если ваше авто нее превышает этот участок лучше объехать.

Груз не должен ограничивать обзор водителя или световые приборы, быть хорошо закреплен и не снижать устойчивость машины на дороге. Важно учитывать не только вес, но и объем груза.

Кроме того, для перевозки некоторых опасных или крупногабаритных грузов необходимо специальное разрешение.

Обычно речь идет о перегрузке грузовых авто, но и легковые машины имеют предел выносливости.

Не стоит перегружать седан до состояния касания бампером асфальта, или переполнять пассажирами. Конечно, КоАП не говорит о перегрузке в отношении легкового авто, но в нем есть масса других подходящих случаю статей, например количество пассажиров больше нормы.

Инспектор ГИБДД не может определить массу машины в любом месте трассы на глаз. Для этого есть специально оборудованные контрольные пункты.

Сразу отметим, что контролируется не просто масса авто, а нагрузка на каждую ось.

Есть два способа измерения:

Статический – предполагает полную останову машины, а уже затем фиксацию нагрузки.

Динамический - взвешивание в движении на скорости, не превышающей 5 км/ч. Такие посты часто можно встретить на въезде в регион или город.

○ Штрафы и наказания за перегруз:


За любое правонарушение предполагается наказание. После изменений 2015 года штрафов за перегруз стало значительно больше в зависимости от того, кто допустил правонарушение и какое оно.

✔ Для физических лиц.

Штрафы, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП можно разделить на две условные группы:

За нарушение правил перевозки грузов со специальным разрешением и без него.

Разрешение может быть у самого грузоотправителя или оформлять через интернет. Попытка проехать без него, встанет водителю 5000 – 10000р , возможно лишение прав на 2 – 4 месяца .

Допустимый перегруз по этой статье не более 5 %. Превышение этого показателя обойдется работнику в 1500 – 2000 р.

Не важно насколько короче путь по прямой, чем в объезд. Если на дороге стоит знак 3.12 и ваша машине не вписывается в рамки указанных ограничений и нет специального разрешения на проезд, то лучше его объехать. Иначе будьте готовы заплатить штраф в 5000 р .

по ч.11 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Если перегруз окажется слишком значителен, инспектор ГИБДД может запретить дальнейшие движение, в таком случае машину ждет штрафстоянка.

✔ Для юридических лиц.

Ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за такие правонарушения значительно выше, чем для самого водителя. Более того, теперь отвечать будет не только грузоперевозчик, иногда ответственно ляжет и на отправителя. Предприниматели, ведущие свою деятельность без регистрации юр. лица будут отвечать наравне с полноценными юр. лицами. Примечание к статье 12.21.1 КоАП РФ:

  • «За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»

В зависимости от степени перегруза размер штрафа варьируется от 250 до 400 тысяч рублей. Безусловно размер значителен, это сделано с единственной целью – превратить перегрузку авто в неприбыльное занятие, потери должны стать больше прибыли. Ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.»

○ Наказание за неправильные данные в документах на груз.

Желая сэкономить на транспортировке грузоотправитель, может указывать недостоверные сведения в маршрутном листе или транспортной накладной относительно массы, габаритов груза, сведений о дате и сроке действия специального разрешения. Штраф юридического лица составит 250 – 400 тысяч рублей . Не останется в стороне водитель, в зависимости от ситуации он заплатит от 1500 до 5000р .

Ответственность за перегрузку и искажение информации в транспортной накладной или маршрутном листке достаточно весома, нарушителю может грозить не только штраф, который превысит возможную прибыль, но лишение прав и задержание авто на штрафстоянке. Будьте внимательны при погрузке!

Штраф за перевес: весовой контроль грузовиков. Поможет ли новая система улучшить качество дорог? Кто за это заплатит? Смотрите специальный выпуск на канале "РБК".

Сохраните страницу в cоцcетях:


Заметный рост числа автомобилей на наших дорогах привел к весьма неприятным последствиям, в частности к более быстрому разрушению дорожного полона. Чем более интенсивное движение, тем чаще дорожному полотну будет необходим плановый ремонт. Кроме того, также на состоянии дороги сказывается вес автомобилей.

В последнее время власти все чаще стали обращать внимание, на такую проблему, как перегруз машин, поскольку именно из-за него на дорожное покрытие идет большая нагрузка, в результате которой дорога быстрее выходит из строя и нуждается в ремонте. Об особенностях законодательных нормативов, касающихся ответственности за перегруз расскажем ниже.

Грузовые перевозки уже давно прочно вошли в жизнь практически каждого человека. Это быстроразвивающийся и динамичный бизнес, который обеспечивает граждан стабильным заработком. Только вот к сожалению, далеко не все предприниматели, которые открывают собственное дело в этой отрасли народнохозяйственной деятельности, готовы следовать букве закона, и зачастую идут на сознательные нарушения отечественного законодательства.

Это использование машин при транспортировке товара, которые не прошли техосмотр, недобросовестное оснащение машины, наем некомпетентных работников, превышение допустимые норм груза в транспортном средстве и т.д. Все эти нарушения в рамках одного предпринимателя глядят несущественными, однако при учете всех субъектов деятельности, они составляют значительную проблему, решение которой несмотря на тщательные работы, так и не было найдено. В некоторых случаях предпринимателям гораздо проще оплатить денежный штраф и продолжать нарушать законодательные нормы, чем изначально следовать рекомендациям закона.

Одной из самых популярных проблем в отечественной сфере транспортных перевозок считают перегруз машины. Это довольно серьезная проблема, которая несет за собой немало неприятных последствий, среди которых:

  • повышение нагрузки на замок седла;
  • быстрый износ тормозных колодок, подвески и сцепления;
  • повышенный расход топлива;
  • быстрый износ резины.

Перегруз может привести к созданию неблагоприятной обстановки на дороге, что может спровоцировать аварийную ситуацию. Да и тормозной путь у таких автомобилей будет увеличен, что также скажется на рисках возникновения аварий.

А если при этом еще и учесть общий вес машины, то в результате столкновения в любом случае образуются большие проблемы, которые будут сопряжены с серьезными штрафными санкциями.

Но самая большая проблема, с которой сталкиваются все собственники грузовых автомобилей — это усиленное давление на дорожное покрытие, в результате чего его эксплуатационные характеристики изменяются в худшую сторону, а само покрытие разрушается заметно быстрее. А это ежегодные траты из государственного бюджета, которые можно было бы пустить на общественные и социальные программы.
Зачастую перегруз грузового транспорта именуется осевой нагрузкой. Это связано с тем, что при превышении норм допустимого веса в машине, заметно увеличивается давление на осевые линии колес, что в свою очередь приводит к увеличению давления на дорожное покрытие.

В настоящее время перегруз грузовых автомобилей считается достаточно серьезной проблемой, и наше законодательство всеми силами пытается бороться с ней. Только за прошедший год было принято около 3 новых проектов, которые предусматривали ответственность за выполнение этого нарушения. Тем не менее, ситуация продолжает оставаться критической и поныне.

Учитывая тот факт, что грузовой транспорт имеется не толк о в собственности крупных перевозчиков, а и физических лиц, законодательство устанавливает для обоих категорий разные степени ответственности и меры наказания соответственно. Вполне естественно, что более серьезную ответственность закон предусматривает для юридических лиц, которые занимаются грузоперевозками в рамках предпринимательской деятельности. В то же время ответственность физических лиц, которые были признаны виновными в нарушении допустимых уровней нагрузки будет несколько ниже.

В настоящее время перегруз автомобилей является настоящей проблемой, которая провоцирует массу неприятных ситуаций. В частности, речь идет о разрушении дорожного покрытия и создании рисков возникновения аварий. Перегруженные автомобили имеют слишком большой вес, что сказывается на увеличение тормозного пути. И при возникновении чрезвычайной ситуации, водитель не сможет применить экстренное торможение.

Для того, чтобы снизить градус напряженности на дорогах, Правительство внедряет новые меры ответственности за перегруз машин. В частности, для нарушителей разработана целая система штрафных санкций, которые включают лишение прав за перегруз грузового автомобиля 2015 и штрафы в денежном эквиваленте.

При этом стоит отметить, что лишение прав за перегруз грузового автомобиля в 2016 году применяется довольно редко. Куда чаще на нарушителей накладывают материальную ответственность, которая представлена денежными санкциями.

Законодательно предусмотрены следующие ситуации, при попадании в которые водитель будет наказан денежными взысканиями:

  • если максимальная нагрузка на колесные оси превышает 5% от установленной нормы, то штраф составит от 1,5 до 2 тыс. рублей;
  • если у водителя грузового автомобиля отсутствует разрешение на перевозку, то штраф составит от 2 до 2,5 тыс. рублей;
  • при отклонении от маршрута, который указан в маршрутном листе и заверен подписями должностных лиц, то размер денежного взыскания будет составлять 2-2,5 тыс. рублей;
  • если в перевозке участвует крупногабаритный груз, то при превышении его объемов на 10 см и более штрафные санкции составят 1,5-2 тыс. рублей;
  • если информация в маршрутном листе не соответствует действительности (неверные сведения о массе груза, типе перевозимого товара и маршруте следования), то штрафные санкции для водителя машины составят 10-15 тыс. рублей, а вот для юридического лица размер взысканий вырастет до 250-400 тыс. рублей.

Кроме того, существуют и другие типы ситуаций, которые будут подлежать денежному взысканию. Сумма санкций в таких ситуациях более разнообразна, и может составлять от 1 до 15 тыс. рублей.

Важно! Чтобы не попасть в ситуацию, когда перевозчик и его представитель (водитель) будут подлежать штрафным санкциям, необходимо внимательно проследить, чтобы перегруза не было.

Для этого необходимо придерживаться следующих принципов:

  • груз не должен препятствовать и ограничивать свободный обзор;
  • управление машиной не должно быть затруднено;
  • все световые приборы должны быть свободными, а груз не должен препятствовать их нормальной работе;
  • в машине должно быть по минимуму пыли и загрязнений, а шумовые эффекты, которые сопровождают авто во время работы не должно приносить дискомфорт.
  • физические лица будут наказаны на 5 тыс. рублей при превышении нагрузки на ось;
  • для индивидуальных предпринимателей сумма штрафа будет равняться 10-15 тыс. рублей;
  • юридическим лицам придется раскошелиться на 200-400 тыс. рублей.


Стоит отметить, что судебная практика, которая касается штрафных санкций за перегруз машины довольно скудна, и в абсолютном большинстве случае суд встанет на сторону обвинителя. Так что выиграть дело будет практически невозможно, даже при поддержке грамотного и высококвалифицированного правоведа. Так что необходимо сделать все необходимое, чтобы избежать возникновения этой проблемы. А для этого необходимо проявить бдительность и внимание при проверке груза машины и подписании документации.

Для того, чтобы обезопасить дорожное движение от перегруженных транспортных средств, правительство планирует существенно повысить уровень финансовых санкций уже со следующего года. Кроме того, уже сейчас нарушители могут в некоторых ситуациях лишиться своих прав.

В некоторых ситуациях в виде наказания также будет выступать лишение прав вождения. Эта мера наказания будет применена в следующих ситуациях:

  • если у водителя нет разрешения на перевозку грузов повышенной опасности (нефтепродукты, химикаты и прочее);
  • если в сопроводительной документации указывается один тип груза, а на деле машина перевозит опасный габаритный груз, который не соответствует написанному на бумаге, то водитель лишиться прав;
  • если водитель в течение определенного времени несколько раз подвергался денежным штрафам за аналогичные нарушения;
  • если в результате перегруза автомобиля была создана опасная аварийная ситуация, в которой имеются пострадавшие.

Ответственность за перегруз транспортного средства весьма солидная. И чтобы не попасть в историю, когда вы можете лишиться не только своих денег, а и водительского удостоверения, необходимо внимательно мониторить ситуацию и проверять всю документацию до начала движения по маршруту.

Видео на тему штрафов и лишения прав за перегруз грузового автомобиля

В России установлена максимально допустимая нагрузка на дорожное полотно. Проезжающий транспорт проверяется по двум контрольным показателям: общий вес и оси. Разрешается превысить нормы только при наличии специального разрешения, в противном случае водителю грозит штраф за перегруз.

Зачем устанавливать наказание за превышение нагрузочной массы? Эта мера введена для обеспечения безопасного дорожного движения, так как российские дороги все чаще оказываются в критическом состоянии из-за тяжеловесных тягачей, которые сильно склонны к заносу и переворачиванию. Прицеп может оторваться и сбить проезжающие машины. Поэтому большегрузные авто подвергаются жесткому контролю, а любые нарушения караются значительными штрафами.

Как определить степень перегруза

Перегруз – превышение допустимой нагрузки на дорожное полотно. Основным нормативным актом, который регламентирует грузоперевозки, является Федеральный закон об автомобильных дорогах (ФЗ №257 от 08.11.2007). Согласно документу, водитель должен обязательно получить разрешение на дальнейшее передвижение, если машина перегружена более чем на 2%.

Существует целая система критериев, которая помогает сотрудникам ГИБДД определить факт нарушения.

Ниже приведен предельно допустимый вес для большегрузов с разным количеством осей:

Следующий показатель – нагрузка на ось. Иногда возникает неравномерное распределение груза по осям. Нагрузка рассчитывается по специальной формуле. При расчете во внимание принимается тип покрышек, число осей, вес самой автомашины.

Точную величину нагрузки можно определить только приблизительно. Порядок действий следующий:

  • вес автомобиля прописывается в документе о регистрации;
  • рассчитывается масса поклажи (в накладной приведены не всегда корректные сведения);
  • полученное число делится на количество осей.

Всегда учитывается максимальное значение, так как именно на него будут ориентироваться сотрудники на весовом посту. При выявлении нарушения составляется протокол. Автомобиль задерживается и доставляется на спецстоянку. Там он остается до момента устранения перевеса.

В Интернете есть специальные калькуляторы. С их помощью можно автоматически произвести необходимые вычисления. Постановлением правительства РФ разработана таблица, которая позволяет определить нагрузочную норму для конкретной машины.

Пример. Грузовой автомобиль «Газель» с весом 15 т имеет 4 сближенные оси. Он едет по автомагистрали М1. Масса его груза – 16 т. Ниже приведены его параметры:

При данных обстоятельствах показатель перегрузки на заднюю ось – 0,8 т (5%).

Весовой контроль: способы

Существует 2 вида постов взвешивания:

  • стационарные (вдоль дорог на определенных участках);
  • передвижные (мобильные посты в форме фургонов).

Контроль автомобильного веса может быть:

  • статическим;
  • динамическим.

При статическом взвешивании машина неподвижно стоит на измерительной платформе. Этот способ точно определяет общий вес и осевую нагрузку. Динамический способ применяется при прохождении грузовика через специальные датчики на малой скорости (до 5 км/ч). Приборы считывают данные по каждой оси. Основной недостаток этого метода – возможное отклонение до 3%.

Штрафы за перегрузку автомобиля

Если автомобиль перегружен, применяются штрафные санкции. Ниже приведены сведения о сумме штрафов для каждого конкретного случая (ст. 12.21.1 КоАП РФ):

Превышение веса
Размер штрафа (тыс. руб) до 10% 10%-20% 20%-50% >50
1. Физическое лицо (водитель)

5-10 либо конфискация водительских прав на срок до 4 месяцев

7-10 либо конфискация водительских прав до 6 месяцев

2. Должностное лицо (грузоотправитель) до 15 до 30 до 40 до 50
3. Юридическое лицо 100-150 200-250 300-400 400-500

В зависимости от степени перегруза организации (ИП), отвечающие за погрузочный процесс, штрафуются на сумму 80-400 тыс. рублей. Жесткие санкции предусмотрены также в отношении грузоотправителя, указавшего неточные (ложные) данные в сопровождающей документации.

Если масса груженого автомобиля больше, чем на специальном ограничивающем знаке, это грозит штрафом в 5 тыс. рублей.

Важные нюансы

Система контроля не является совершенной: при перегрузе часто виновным остается именно водитель. Он может лишиться водительского удостоверения и получить крупный штраф, в реальности не зная о настоящей массе груза.

Как показывает судебная практика, водитель может стать жертвой недобросовестного работодателя. Здесь хорошим помощником выступит адвокат, который поможет разобраться во всех деталях и опротестовать наказание.

Спецразрешение на перевозку

Специальное разрешение является важным документом с указанием пути следования машины, типа груза и времени транспортировки. Срок действия – 90 дней, количество перевозок до 10.

Заявление о выдаче документа подается в одну из перечисленных ниже организаций:

  1. Владельцу данного участка пути.
  2. Местная власть: при движении в черте города, района либо населенного пункта.
  3. Минтранс: при езде по автодорогам местного и муниципального назначения.
  4. Росавтодор: когда путь пролегает через несколько регионов.

Предусмотрена плата за получение – около 1,5 тыс. рублей (стоимость зависит от субъекта России). Собранные деньги идут на восстановление дорожного полотна, разрушенного большегрузами. Период оформления разрешения: 11-25 дней. За это время согласовывается маршрут, оценивается возможный ущерб.

На видео о штрафе

Отсутствие превышения массы не только уменьшит разрушение дорог, но и опасность на пути следования, а также сократит число штрафов. Перегруз даже в 20% приведет к быстрому износу автомобиля, а его постоянный ремонт значительно снизит доходы, полученные от перевозок.

Российские магистральные дороги, не говоря уже о городских, часто не выдерживают никакой критики. Считается, что основное разрушающее влияние оказывают перегруженные автомобили. На дорогах много автомобилей различной грузоподъемности. При превышение предельно допустимых нагрузок на дорожное полотно, дороги разрушаются. Для восстановления дороги требуются деньги. Поэтому штраф за перегруз увеличен в два раза.

По новой редакции ПДД и КоАП размер ущерба, который перегруженные ТС наносят дорогам, начал оцениваться строже.

Для перевозок часто используются малотоннажные Газели. Наказание и для них увеличено. Это не смотря на то, что их разрешенная масса не превышает норматива по нагрузке не только на магистраль, но и на любую городскую дорогу.

Разрушаются дороги и из-за их низкого качества. Руководство некоторых областей РФ, пытаются привлечь к судебной ответственности строителей и ремонтников, в ведении которых находятся дороги. Если дорожное полотно не выдерживает предусмотренных законом сроков эксплуатации, суд их наказывает.

Требования к дорогам

Получая большие штрафы за перегруз, в некоторых случаях не стоит их сразу оплачивать. Есть моменты, когда закон позволяет уменьшить ответственность и при обращении в суд выдвинуть встречную претензию.

  1. Автомобильная дорога, на которой зафиксировано превышение, не соответствует нормативным требованиям по нагрузке (ГОСТ 52748-2007).
  2. При строительстве дороги нарушены правила «Автомобильные дороги» СП 34.1330.2012.
  3. «Дорожная одежда» не соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85.

Не качественная «Дорожная одежда», часто приводит к поломкам таких популярных городских грузовых и легковых автомобилей как Газели. «Дорожная одежда» термин из СНиП. Он подразумевает - дорога должна выдержать нормативную вертикальную, кратковременную нагрузку без разрушения дорожного полотна.

Правила перевозки грузов на территории РФ даны в постановлении правительства №272. По таблицам, приведенным в «Правилах», можно определить вес груза, который можно перевезти не нарушая ПДД и не получая штраф за перегруз.

Приложение 1 - масса одиночного автомобиля (имеется в виду, без прицепа), при статическом взвешивании не должна превышать:

  • 18 тонн для 2-х осного автомобиля;
  • 25 тонн для 3-х осного;
  • 32 тонны для 4-х осного;
  • 35 тонн для 5-ти осного.

Приложение 2 - указаны допустимые нагрузки на оси ТС, при динамическом взвешивании.

Для одиночных автомобилей, с расстоянием между осями от 2,5 метров, нагрузка на ось не должны превышать:

  • 6 тонн для дороги рассчитанной на 6 тонн;
  • 10 тонн для дороги рассчитанной на 10 тонн.

Популярные Газели, в зависимости от модификации, имеют расстояние между осями от 2,9 до 3,5 метров.

Закон разрешает на частных дорогах устанавливать перегруз автомобиля, отличный от норм постановления №272. Для этого на дороге устанавливаются соответствующие дорожные знаки, на официальном сайте дороги должна быть размещена информация о допустимой осевой нагрузке ТС.

ГИБДД определяет перегруз

На дорогах инспекторы ДПС вес груза определяют тремя способами:

  • Проверкой сопроводительной документации на груз.
  • На стационарном пункте взвешивания.
  • На пункте оборудованном аппаратурой динамического взвешивания.

Статическое взвешивание: автомобиль въезжает на весы, инспектор регистрирует полную массу ТС. Часто так проверяются Газели, проезжающие по междугородним трассам.

Динамическое взвешивание: автомобиль проезжает по весовой площадке со скоростью не выше 5 км/час. Новый метод используется на Федеральных магистралях.

Приборы определяют фактическую массу ТС и нагрузку на каждую из осей. При превышении разрешенных значений автоматически выписывается протокол. Погрешность измерений, при правильно установленной аппаратуре, невысокая.

Когда нарушены требования по эксплуатации, погрешность может достигать 3%. Результаты замеров водитель считает завышенными - этот факт надо указать в протоколе. Тогда ответственность в форме назначенного штрафа будет уменьшена. Особенно это важно, когда штраф для юридических лиц достигает полмиллиона.

Тарификация ущерба

КоАП назначает штраф за перегруз, учитывая местные условия Федеральной дороги. За базовые показатели принимается ущерб, нанесенный участку дороги в 100 км. Когда перегруз грузового автомобиля составляет:

  • 2-10%, ущерб=925 рублей.
  • 10-20%, ущерб=1120.
  • 20-30%, ущерб=2000.
  • 30-40%, ущерб=3125.
  • 40-50%, ущерб=4105.
  • 50-60%, ущерб=5215.

По официальной информации, ущерб наносимый перегруженными автомобилями в Центральном и Дальневосточном регионах, примерно в 3 раза выше, чем в Южном и Приволжском. Соответственно и штраф за перегруз там будет также выше.

Закон позволяет рассчитывать ущерб от проезда автомобилей с превышением разрешенной нагрузки на ось в зависимости и от погодных условий. Правительство Ростовской области недавно выпустило постановление, в котором предложено увеличивать базовые ставки вреда, нанесенного перегруженным ТС в летнее время, когда асфальтовое покрытие размягчается.

Фермерам, собственникам Газели 33023, опасаться увеличения штрафа в жаркую погоду не стоит, полная масса автомобиля вряд-ли превысит норматив настолько, чтобы оставить заметный след на дороге.

Наказание от КоАП

КоАП назначает наказание за превышение разрешенной массы машины или за увеличение нагрузки на ось свыше данных указанных в технической документации на ТС. Статья 12.21.1 определяет размер штрафа за перевозку груза с превышение норматива. Он различен для водителя, сотрудника оформляющего документы на перевозку, на организацию (юридическое лицо). За перегруз наказание назначается в зависимости от процента превышения норматива:

Закон дает водителям возможность заменять штрафы за перегруз, лишением прав на срок 2-4 месяца (п.3), 4-6 месяцев (п.6). Ответственность за перевозку грузов по специальному разрешению определена в п.4,5. Не обошел вниманием КоАП и индивидуальных предпринимателей. Они могут получить штраф от 80 до 100тысяч (п.10).

Как рассчитывается перегруз

Прежде чем заключать договор на перевозку, надо выяснить, какой груз можно перевести. Начиная с превышения в 2%, штраф за перегруз придется платить. Груз перевозится по трассе, где есть пункты взвешивания. Не важно, стационарные или динамические. Принцип расчета одинаков для любого вида взвешивания. Сделаем его на примере Газели-Бизнес.

Из технической документации получаем:

  • Разрешенная масса = 3,5 тонны.
  • Снаряженная = 1,79 тонны.
  • Полная масса = 3,5 принимается за 100%.

Вес, измеренный на стационарном пункте = 3,6. Разница в весе = 100 кг. Перегруз в процентах = (0,1 тонн *100%) / 3,5 тонны ≈ 2,8% Смотрим, какое наказание закон предусматривает для перегруза в 2,8%. Вычитаем из полной массы вес груза и оцениваем, заказ принесет прибыль или убыток.

Расчет максимальной нагрузки на ось выполняется аналогично. Затем результаты расчета по каждой из осей складываются. На пунктах взвешивания точность измерения может быть ≈ 3%. Поэтому, разница между разрешенной и снаряженной массой (вес груза) должна быть увеличена на 3%. Определяем, по какой дороге надо груз перевезти. Теперь можно подписывать договор.