Кто изобрел конвейер? Автоистории: появление первого автомобильного конвейера Почему это не так.

Историю создания конвейера многие связывают с именем Генри Форда (1863- 1947), но как и во многих случаях, когда речь идет о всемирно значимых изобретениях, у них нет одного автора. Известному на весь мир американскому промышленнику всего лишь удалось завершить этот изобретательский процесс, длившийся не одно столетие. На самом деле первые конвейеры были известны еще несколько тысяч лет назад. В Древнем Египте, Китае и Месопотамии использовали специальные устройства для непрерывной подачи воды при орошении полей.

История именно ленточных конвейеров начинается во второй половине 17-го столетия. С тех пор конвейеры стали неизбежной частью транспортировки материалов. В первые годы система такого конвейера и его работа были довольно просты – деревянная доска и лента, которая перемещалась по ней. Первые ленты были сделаны из кожи, холста или резины.

Хаймл Годдар был первым человеком, который получил патент на роликовый конвейер в 1908 году. Несколько лет спустя, в 1919-м, конвейеры стали использоваться в автомобильном производстве. Несомненно, честь внедрения конвейера в массы принадлежит Генри Форду. Он решил поставить на поток производство дешёвого «народного автомобиля». Кроме того, именно он соединил рабочие места движущейся лентой. На первых шагах сборочный конвейер нёс на себе только шасси - основу будущего автомобиля. По мере передвижения шасси «обрастало» всё новыми деталями которые устанавливали рабочие: кто - коробку передач, кто - двигатель, кто - колёса или фары. В конце пути на конвейере стоял уже полностью готовый автомобиль. По такому принципу и сегодня работают конвейеры на всех предприятиях мира. Так конвейер и стал самым популярным инструментов передачи как мелких, так и тяжелых деталей и материалов на фабриках.

В течение 1920-х ленточные конвейеры получили широкое распространение, и также подверглись серьезным изменениям. Их стали использовать на угольных шахтах, чтобы перемещать руду на расстояния более 8 км. Те конвейеры были сделаны из слоев хлопка и резиновых покрытий. Самый длинный ленточный конвейер, использующийся сейчас, длиной в 60 миль, находится на фосфатных рудниках Западной Сахары. Одним из поворотных моментов в истории ленточных конвейеров стало начало использования синтетических конвейерных лент. Это произошло во время Второй мировой войны, главным образом из-за дефицита натуральных материалов, таких как хлопок, резина и холст. С тех пор синтетические ленточные конвейеры стали популярными в различных областях.

С увеличивающимися требованиями на производстве всё больше синтетических пластиков и тканей используется в изготовлении ленточных конвейеров: полиэстер, полиамид, полиуретан, поливинилхлорид, полиэтилен, бутил, неопрен, нейлон, силикон и многие другие виды полимеров.

Компания «СиБиАр» («CBR» - Conveyor Belt Russia) соблюдает все традиции производства синтетических конвейерных лент, заложенные в 1950-х. Специалисты компании предлагают Вам целостные услуги. Мы изучим Ваши потребности, дадим рекомендации. Мы предлагаем круглосуточные услуги сервиса и монтажа. Эксперты в области ленточных конвейеров поделятся своими знаниями, помогут подобрать конвейерную ленту , изготовят и установят на конвейер.

Почему Форд резко повысил зарплату рабочим, работающим на конвейере.

В 1913 году на заводе «Хайленд парк» Генри Форд запустил первый сборочный конвейер в автомобильной промышленности. Сначала конвейерную сборку применили к генератору и двигателю, а затем к шасси (время сборки сократилось вдвое). Кстати, для повышения эффективности труда, вскоре было запущено две конвейерных линии — для рабочих разного роста.

Результатом данной инновации стало сокращение времени сборки автомобиля (модели Т) с 12 часов до 2-х (это произошло в течении нескольких месяцев), что позволило снизить его себестоимость и сделать его самым популярным автомобилей в США.

Помимо повышения эффективности производства за счет стандартизации операций и углубления разделения труда (фордизм), конвейерный метод производства позволил Генри Форду сильно сэкономить на обучении работников (и на квалифицированных работниках). Например, сборка двигателя была раньше требовала от работника довольно высокой квалификации. После того, как процесс сборки двигателя разделили на 84 операции, каждую из которых выполнял отдельный рабочий, какие-то специальные знания от персонала уже не требовались. Каждый рабочий осваивал одну операцию и оттачивал ее выполнение до автоматизма.

Повышение эффективности труда за счет конвейерного метода и экономия на квалифицированных рабочих позволила Форду повысить заработную плату работникам и применить на практике «теорию эффективной заработной платы». Дело в том, что конвейерный метод производства делал работу весьма нудной (рабочий много часов подряд делал одно и то же) и сильно изматывал рабочих (нельзя было сделать перерыв и отдохнуть), что привело к росту текучести кадров. Поэтому, повышение заработной платы было во много вынужденным решением (а еще Форд боялся появления профсоюза на своем предприятии).

P.S.Чарли Чаплин в 1936 году снял фильм-сатиру на фордизм — «Новые времена».

При которой оно разделено на простейшие короткие операции, а перемещение деталей осуществляется автоматически. Это такая организация выполнения операций над объектами, при которой весь процесс воздействия разделяется на последовательность стадий с целью повышения производительности путём одновременного независимого выполнения операций над несколькими объектами, проходящими различные стадии. Конвейером также называют средство продвижения объектов между стадиями при такой организации.

Подобное расчленение производственного процесса на простейшие операции позволяет одному рабочему выполнять какую-либо одну операцию, не тратя время на смену инструментов и передачу деталей другому рабочему, такая параллельность производственного процесса позволяет уменьшить количество рабочих часов, необходимых для производства одного изделия. Недостатком этой системы производства является повышенная монотонность труда.

Иногда изобретение конвейерного способа производства приписывается Эли Уитни . Появилось в 1914 году на производстве Модели-Т на заводе Генри Форда и произвело революцию сначала в автомобилестроении, а потом и во всей промышленности.

На самом деле способ конвейерного производства автомобилей впервые был запатентован Рэнсомом Илаем Олдсом (Ransom Eli Olds) в самом начале XX века, и уже с 1901 года по его методу производился «Олдсмобил» модели «Кёвд Деш» - первый в истории автомобиль массового производства. Инженеры, работавшие на Форда, лишь добавили к уже запатентованным Олдсом принципам и методам конвейерной сборки бегущую ленту , также изобретённую задолго до того, в конце XIX века, причём по собственному признанию одного из них (Уильям Кланн) прототипом для конвейерной сборки автомобилей послужила конвейерная «разборка» туш скота на бойне.

Рассчитанная на человеческий труд конвейерная линия должна при помощи вариаторов настраиваться на разную скорость работы в зависимости от трудоспособности людей - относительно более быстро работа идёт первые 2-3 часа, после обеда и перед окончанием рабочего дня, при этом для борьбы с усталостью от монотонности труда оптимальная продолжительность каждой операции должна составлять 50-60 секунд и должна происходить ротация рабочих.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конвейерное производство" в других словарях:

    конвейерное производство - Производственный процесс, разделенный на отдельные, сравнительно короткие операции, выполняемые на специально оборудованных, последовательно расположенных рабочих местах – поточных линиях. Syn.: поточное производство … Словарь по географии

    поточное производство - Производственный процесс, разделенный на отдельные, сравнительно короткие операции, выполняемые на специально оборудованных, последовательно расположенных рабочих местах – поточных линиях. Syn.: конвейерное производство … Словарь по географии

    Непрерывно-поточное производство - (конвейерное) – характеризуется тем, что все операции полностью синхронизированы (выровнены), а передача материалов и изделий с одного поста на другой производится непрерывно при помощи специальных транспортных средств – конвейеров.… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Разновидности: Пианино, Рояль (на илл.) … Википедия

    Volkswagen - (Фольксваген) Компания Volkswagen, история компании, деятельность компании Компания Volkswagen , история компании, деятельность компании, руководство компании Содержание Содержание Определение История Послевоенные годы 1950—1960 е «Ревущие» … Энциклопедия инвестора

    Постиндустриальное общество это общество, в экономике которого, в результате научно технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.… … Википедия

    Великая депрессия - (Great Depression) Великая депрессия это продолжительный спад экономики США, причиной которого стало резкое падение котировок акций на Нью Йоркской бирже 29 октября 1929 года Определение Великая депрессия, предпосылки Великой депрессии в США и ее … Энциклопедия инвестора

    Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шкода (значения). Škoda Auto Тип Публичная компания Год основания 1895 … Википедия

    Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова … Википедия

При ответе на этот вопрос чаще всего упоминают имя знаменитого американского промышленника Генри Форда. Но так ли верно это утверждение?

Давайте разбираться.

Как ни странно, правильность ответа зависит от того, что понимать под этим термином - «конвейер» . Не было ли конвейером то, что организовал еще в конце XVIII века американский предприниматель Эли Уитни? В стране шли приготовления к войне, и правительство готово было выдать весьма выгодный срочный заказ на производство стрелкового оружия.

Но никто не брался поставить столь большое количество мушкетов в столь сжатые сроки. Дело в том, что мушкет в то время, как и большинство механизмов, был штучным изделием: его от начала и до конца изготавливал один мастер. Причем два экземпляра, сделанные им, незначительно, но отличались друг от друга. Что уж говорить о мушкетах двух разных оружейников! Естественно, штучное производство было делом небыстрым и требовало огромного числа квалифицированных специалистов.

Эли Уитни нашел решение этой проблемы в 1798 году.

Были изготовлены шаблоны каждой детали мушкета, и собранные Уитни мастера отныне делали лишь одну деталь оружия, но в точном соответствии с образцом. Теперь
стоявший последним в технологической цепочке сборщик мог взять из ящика любое дуло, любой приклад, любой спусковой механизм - все они подходили друг к другу. Можно ли назвать то, что сделал в 1801 году , конвейером? Если вы подразумеваете под конвейером ленту транспортера, то нет. Но, согласитесь, конвейерное производство как технологический процесс было создано!

Теперь поговорим именно о ленте транспортера, то есть механизме, который свел к минимуму перемещения рабочих, доставляя объект приложения их рук прямо на рабочее место труженика. Такой конвейер мы обнаружим в отрасли весьма далекой от автомобилестроения. И, что самое любопытное, на этой линии осуществлялся не монтаж, а наоборот, демонтаж конструкции. Причем конструкцией этой было совсем не творение рук человеческих.

Впрочем, хватит загадок, мы отправляемся на знаменитые бойни Чикаго. Здесь Густав Смит организовал крупнейший мясной концерн, перерабатывающий за час до 1200 животных. Что же обеспечило столь высокую производительность труда? Разделочная линия ! Туша животного двигалась на транспортере мимо стоящих по обе стороны от нее мясников. Каждый из них раз за разом делал лишь одно движение, отсекая от каждой туши один и тот же кусок мяса. Таким образом, в конце технологической цепочки оставался лишь голый скелет, который, впрочем, тоже шел на переработку - из него делали костную муку. Недаром фраза Смита «я использую у свиньи все, кроме поросячьего визга » стала крылатой. Кстати, конвейер использовался не только на разделочной линии.
Консервирование и упаковка мяса тоже производились на движущейся ленте.

Конвейер

Через двадцать восемь лет после открытия, в 1903 году, предприятие Смита посетил высокий мужчина со щеточкой усов. Он не обращал внимания ни на жуткий запах, ни на, мягко говоря, не самые стерильные условия производства. Его взгляд был прикован к движущимся по наклонному рельсу под действием силы тяжести тушам, попадавшим под нож то одного, то другого раздельщика. Восторженного экскурсанта звали Генри Форд , ему было 40 лет, и он уже собрал в дровяном сарае свой первый автомобиль.

Собрал, как все машиностроители того времени, кустарным способом. Автомобили, подобно мушкетам, упоминавшимся выше, были штучными экземплярами. Деталь одного не подходила другому. Любой ремонт, требующий замены агрегата, превращался в сложную техническую головоломку.
Дальнейший прогресс автомобилестроения был невозможен без решения проблемы стандартизации узлов и деталей. И решение этой задачи связано с именем генерального менеджера компании «Кадиллак» Генри Лилэнда. Именно его усилиями фирма первой среди машиностроителей добилась полной идентичности деталей своих автомобилей одной серии. В 1908 году, чтобы продемонстрировать взаимозаменяемость деталей, лондонский дилер «Кадиллака» Фредерик Беннет решился на необычный эксперимент.

Из партии в восемь одноцилиндровых автомобилей серии «А» были произвольно отобраны три экземпляра. Их перегнали на трек Бруклэндс, где они прошли по трассе несколько кругов. После этого тестового испытания все три «Кадиллака» были отогнаны в гараж и разобраны на 721 деталь каждый. Все детали перемешали и 90 из них изъяли, заменив аналогичными со склада Беннета. Когда все три автомобиля вновь собрали, изумлению публики не было предела. Они не только завелись, но и прошли после этого 500 миль по треку с максимальной скоростью 54,4 километра в час! Это было поистине чудом, и «Кадиллак» получил специальную премию автомобилестроителей за достижение небывалых высот в стандартизации.

Другим шагом на пути к созданию конвейерной сборочной линии в машиностроении стало новшество, появившееся еще в 1903 году в компании «Олдсмобиль». На вновь построенном после пожара заводе в Детройте была задействована новая сборочная линия. Детали и узлы будущего автомобиля перемещались на ней от одного рабочего места к другому на специальных тележках. Этот прообраз конвейера позволил увеличить выпуск автомобилей с 400 до 5000 в год.

Конвейер Форда

Создавая свое конвейерное производство, Генри Форд взял на вооружение весь накопленный до него опыт. В результате легендарная модель «Т» изготавливалась за два часа и стоила менее 400 долларов! С 1913 по 1929 год половину всех продаваемых в США автомобилей составляли «Форды».
Результат потрясающий, но вряд ли дающий право назвать Генри Форда единоличным изобретателем конвейера!

Министерство образования Российской Федерации

Средняя общеобразовательная школа №28

по экономике на тему:

«Генри Форд – основатель конвейера»

Выполнили ученицы 9Г класса:

Пономарёва Оля

Рыбакова Ирина

Проверил:

Малышева Л. М.

Киров 2001

Генри Форд.

Генри Форд родился 30. 07. 1863 года, близ Дирборна, штат Мичиган. С 1879 года был учеником механика в Детройте, работал в электротехнической компании. Все свободное время он тратил на изготовление автомобиля. Каждый вечер Форд возился в своем сарае. При испытании неисправностей в машине было много. То выходили из строя двигатель или деревянный маховик, то рвался ремень передачи. Наконец в 1893 году Форд построил автомобиль с маломощным четырехтактным двигателем внутреннего сгорания, напоминающим скорее четырехколесный велосипед. Этот автомобиль весил всего 27 кг. С 1893 года Генри работает главным инженером «Эдисон ильюминейтинг компани», а в 1899 – 1902гг. – в «Детройт автомобиль компании».

В 1903 году основал компанию «Форд мотор», которая впоследствии стала одной из крупнейших в мире автомобильных компаний. На своих заводах Форд широко внедрял стандартизацию и ввел конвейерную сборку. Свои представления об организации труда изложил в произведениях «Моя жизнь и работа» (1922 года, русский перевод 1924 года), «Сегодня и завтра» (1926год), «Движение вперед» (1930).

Конструированию автомобилей в США отдавал свое время не только Форд. В 1909 году в этой стране было уже 265 автомобильных фирм, выпустивших 126593 автомобиля. Это больше, чем их к тому времени

Изготовили во всех европейских странах.

В 1903 году Форд создал гоночный автомобиль. Гонщик Ольдфильд выиграл на нем трехмильные гонки. В том же году Форд организовал акционерное общество по производству автомобилей. Было выпущено 1700 машин модели «А». Автомобиль имел мощность мотора 8 л. с. и мог развивать максимальную скорость 50 км/ч. Мало? По нашим временам совсем небольшая скорость.

Но уже в 1906 году была выпущена модель «К» (скорость на гонках 160 км/ч).

Вначале «Форд Мотор» обновлял модели автомобилей часто. Однако в 1908 появилась модель «Т». Это первый автомобиль, собранный на конвейере по принципу конвейера по обработке туш на бойнях «Свифт энд компани» в Чикаго. Модель «Т» выпускалась, ради экономии, только чёрного цвета и оставалась до 1927 года единственной выпускавшейся Фордом. В 1924 году половина всех автомобилей в мире была марки «Форд – Т». Она почти без изменений выпускалась в течение 20 лет. Было выпущено около 15 миллионов «Жестянки Лиззи» – так прозвали американцы новый автомобиль. Он напоминал маленький чёрный ящик на колёсах. Что и говорить, неказистое было сооружение, открытое всем ветрам. Но мотор, мотор работал на совесть.

И это обеспечило автомобилю успех. Это и сравнительно низкая стоимость: производство ведь стало массовым. С 850 долларов до 290 долларов. Фордовские автомобили стали появляться в Европе. Во Францию, которая в то время была ведущей автомобильной державой, они попали в 1907 году. Но своего производства в этой стране Форд не создал, зато построил крупные заводы Дагенхеме (Англия) и в Кельне (Германия). Производство неуклонно расширялось. В конце 1912 года на заводе в Дагенхеме – это пригород Лондона – было выпущено всего 3000 автомобилей. А примерно через 50 лет – 670000.

… Течёт широкая мутная Темза. Видны корпуса огромного завода. Неподалёку на постаменте бронзовый памятник. На нём «Г. Форд». Да, памятник королю автомобильной империи, как это ни странно, поставлен не в США, а в Англии.

Фордовский автомобиль дешевел. Но к 20 – м годам он устарел. На Американском рынке его стали теснить «Шевроле», «Плимуты», и другие модели машин.

Тогда Форд остановил свои заводы, уволил большую часть рабочих и начал переналаживать производство.

В 1928 году появилась новая модель – «Форд - А». Эта машина интересна тем, что стала прототипом автомобиля ГАЗ – А, который выпускал Горьковский автомобильный завод.

По тем временам «Форд – А» считался лучшим легковым автомобилем в мире. Производство грузовиков Форд начал в 1917 году. Через 10 лет на конвейер стал грузовой полуторатонный автомобиль «Форд – АА», на базе которого впоследствии была создана знаменитая полуторка – грузовой автомобиль ГАЗ – АА.

… Компания росла, богатела. К 1939 году корпорация «Форд» произвела уже 27 млн. автомобилей, во многом за счёт поглощения других, мелких фирм. А вскоре выпуск легковых автомобилей в стране был запрещён: началась вторая мировая война. На освободившихся производственных площадях Форд начал делать самолёты, 8685 бомбардировщиков изготовила компания за годы войны. Лишь в 1946 году снова стали выпускать легковые автомобили, причём старых, довоенных марок. То же самое делали и другие американские автомобильные компании. К слову, в нашей стране было не так. Советские конструкторы уже в годы войны работали над чертежами новых моделей. И, когда смолк военный гром, у нас сразу без передышки стали делать новые автомобили. Горьковский автозавод – легковой автомобиль ГАЗ – 20 «Победа» и грузовик ГАЗ – 51, Московский автозавод машины ЗИЛ – 150 и ЗИЛ – 110, Ярославский – автомобиль ЯАЗ – 200.

О безопасности движения сейчас говорят везде. А в первую очередь концерн “Форд”. Начиная с 1955 года на его заводах начали выпускать автомобили с сильно вогнутым рулевым колесом, затем применили безопасные замки дверей, мягкую обшивку панели приборов и даже ремни безопасности.

До 4 миллионов автомобилей производят в год заводы Форда. Чтобы не отстать, побить конкурентов, «империя» большие суммы ассигнует на опытно – конструкторские и научно - исследовательские работы. В исследовательском центре «Форд» в Дирборне работает 12000 сотрудников, в штатах Аризона и Мичиган построены два автомобильных полигона.

Фирмой «Форд» был создан полный цикл производства, включая изготовление стали и стекла. Фордовский концерн построил автомобильные и сборочные заводы во многих странах мира: в Англии, Канаде, ФРГ, Бразилии и других. В Австралии, например, работают пять сборочных и один автомобильный завод «Форд».

Что же помогло Генри Форду добиться таких успехов? Внедрение в производство сборочного конвейера. Конвейер (от английского перевозить) транспортёр, машина непрерывного действия для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов. Форд в своём производстве использовал конвейер для сборки мелких частей автомобиля и даже корпусов. Эффективность использования конвейера в технологическом процессе любого производства зависит от того, насколько тип и параметры выбранного конвейера соответствуют свойствам груза и условиям, в которых протекает технологический процесс. К таким условиям относятся: производительность, длина транспортирования, форма трассы и направление перемещения (горизонтальное, наклонное, вертикальное, комбинированное; условия загрузки и разгрузки конвейера; размеры груза, его форма, удельная плотность, кусковатость, влажность, температура и прочее). Так же имеет значение ритм и интенсивность подачи, и различные местные факторы.

Высокая производительность, простота конструкции и сравнительно невысокая стоимость, возможность выполнения на конвейере различных технологических операций, невысокая трудоёмкость работ, обеспечение безопасности труда, улучшение его условий – все это обусловило широкое применение конвейера. Его применяли во всех областях хозяйства: в чёрной и цветной металлургии, горной, химической, пищевой и других отраслях промышленности. Так же, как мы уже убедились из выше сказанного, в машиностроении. В промышленном производстве конвейеры являются неотъемлемой составной частью технологического процесса. Конвейеры позволяют устанавливать и регулировать темп производства, обеспечивают его ритмичность, являясь основным средством комплексной механизации транспортных и погрузочно–разгрузочных процессов и поточных технологических операций; конвейеры вместе с тем освобождают рабочих от тяжелых и трудоёмких транспортных и погрузочно–разгрузочных работ, делают их труд более производительным. Широкая конвейеризация составляет одну из характерных черт развитого промышленного производства.

Сборка изделий с непрерывным или периодическим их движением, осуществляемым принудительно на конвейере, называется конвейерной сборкой. Она осуществляется в поточном производстве и имеет целью снижение трудоёмкости процесса сборки, облегчение условий труда и обеспечение ритмичного производства. Конвейерная сборка требует строгого расчленения сборочного процесса на отдельные элементы. Каждая операция выполняется одним рабочим или автоматически. В последнем случаи в функции рабочего входят только контроль и управление сборочным автоматом. Наиболее широко конвейерная сборка распространена в крупно серийном и массовом производстве.

Вернёмся к теме «Генри Форд» и его бизнесу и основанному им концерну. В начале 80 – ых годов компания «Форд» попала в тяжелое финансовое положение, спасли её западноевропейские филиалы, которые в то время преуспевали. В условиях острой конкурентной борьбы инженерам компании пришлось серьезно заняться обновлением выпускаемых моделей и разработкой принципиально новых конструкций автомобильных узлов.

Генри Форд создал автомобильную державу (в чём ему, несомненно, помогло изобретение конвейера). С его именем связан термин «фордизм».

Фордизм, система организации массово – поточного производства, возникшая в США в первой четверти 20 –ого века. Названа по имени американского инженера и промышленника Генри Форда, который впервые ввёл её на своих автомобильных заводах.

Основой фордизма и обусловленных им новых методах организации производства стал сборочный конвейер. Каждый из рабочих, размещенный вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (ото и одного) трудовых движений, для выполнения которых не требовалось практически ни какой квалификации. По свидетельству Форда, для 43% рабочих требовалась подготовка до одного дня, для 36%- от одного дня до одной недели, а для 6% - 1-2 недели, для 14%- от 1 месяца до года.