Высокое напряжение дмрв. Что делать водителю, если дмрв барахлит: признаки неисправности и способы их устранения

В данной статье поговорим про ДМРВ - датчик массового расхода воздуха , расскажем что это такое, основной принцип работы и обслуживание.

Что такое ДМРВ?

ДМРВ - это датчик массового расхода воздуха. Он служит для определения количество воздуха, идущего на заполнение цилиндров при работе двигателя. Датчик установлен во впускном тракте после воздушного фильтра и является одним из главных при работе системы впрыска.

Как работает датчика расхода воздуха? В двигатель приблизительно должно попадать за один такт 1 часть топлива и 14 частей воздуха, тогда мотор будет работать в оптимальном режиме. Если нарушить это взаимоотношение, будет или уменьшение мощности двигателя или перерасход топлива.

ДМРВ необходим, чтобы измерять идеальное количество поступившего в двигатель воздуха. Он рассчитывает количество воздуха и после этого отсылает информацию главному компьютеру, который на основании этих данных уже рассчитывает количество необходимого топлива.

Чем больше вы жмете на педаль газа, тем больше воздуха поступает в двигатель. ДМРВ это фиксирует и дает команду главному компьютеру увеличить количество топлива. Если вы едете равномерно, то расход воздуха не большой, а значит и расход топлива будет также небольшим. И за этим следит датчик массового расхода воздуха, который измеряет количество воздуха, поступившего в двигатель. Датчик устанавливается между воздушным фильтром и впуском двигателя.

Измерить количество воздуха, поступившего в двигатель, - значит, определить нагрузку двигателя. Когда водитель нажимает на педаль газа, дроссельная заслонка открывается и количество всасываемого воздуха увеличивается. Мы говорим: нагрузка увеличилась. И наоборот, педаль отпустили - нагрузка уменьшилась. Всё это задача для ДМРВ.

Принцип работы и обслуживание ДМРВ

Датчик состоит из провода из платины диаметром 70 мкм, установленного в измерительной трубке, расположенной перед дроссельной заслонкой. Работа датчика массового расхода воздуха основана на принципе постоянства температуры.

При эксплуатации платиновый провод ДМВР неизбежно загрязняется. Для предотвращения загрязнения после выключения двигателя провод в течение 1с накаляется до температуры 1000 С. При этом вся налипшая на него грязь сгорает. Этот процесс контролируется электронным блоком управления .

Датчик расхода воздуха прост и надежен в эксплуатации, но это не означает, что его ремонт нужно производить самостоятельно. В случае его поломки лучше обратиться к специалистам и если датчик расхода воздуха перестал работать - его меняют на новый. Невозможность ремонта - это недостаток ДМРВ , ведь стоимость нового велика.

Недостатком ДМРВ является, что он измеряет объем поступающего воздуха. Поскольку для определения потребного количества топлива требуется определение массы воздуха, необходима корректировка показаний датчика в соответствии с плотностью воздуха. Для решения этой проблемы в воздухозаборник рядом с датчиком расхода ставят датчик температуры воздуха. Одним из направлений модернизации ДМРВ является - датчик измерения давления.

Датчик массового расхода воздуха очень требователен к состоянию воздушного фильтра. У него загрязняются платиновые спирали. Промыть их можно с помощью очистителя карбюратора, но если сделать это неправильно - придется покупать новый.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) можно охарактеризовать двумя основными параметрами.
Первый - количество прошедшего сквозь него воздуха, второй - время реакции. Различные контроллеры по разному реагируют на эти параметры. Если ДМРВ будет немного занижать или завышать свои показания то, например, контроллер "Январь-5.1", при помощи датчика кислорода, сможет отследить эту погрешность и скорректировать длительность впрыска. Контроллер Bosch MP7.0 более чутко реагирует на эту погрешность, что приводит к нестабильным оборотам холостого хода. Если контроллер не имеет датчика кислорода в обратной связи, то можно компенсировать эту погрешность регулировкой коэффициента впрыска. Это поможет решить проблему только на некоторое время.
Если ДМРВ будет иметь большое время реакции, то контроллер "Январь-5.1" не сможет отследить начало изменения количества потока воздуха и на работе машины и это выразится как "провал" в момент разгона. С контроллером Bosh MP7.0 этот эффект будет выражен слабее, благодаря наличию в нем программы адаптации к датчику.
Одна из методик диагностирования ДМРВ заключается в проверке датчика на режиме холостого хода и в режиме резкого набора оборотов при неподвижной машине. Контролируется датчик, обычно, сканером. Исправный датчик, на холостом ходу, должен показать 8-9кг/ч и при резком наборе оборотов максимальные значения должны быть более 220кг. Чем более высокие показания выдает датчик, тем лучше.

Недостатком этого метода является факт необходимости довольно резкого нажатия педали газа диагностом, что требует определенной сноровки. При плавном наборе оборотов датчик выходит на нормальные показания, но при этом, остается неисправным. Оказалось, что для датчиков фирмы BOSСH, существует прямая зависимость между скоростью реакции и временем переходного процесса при подаче питания на сам датчик. Так же, напряжение после переходного процесса указывает на отклонение показаний прошедшего воздуха от нормы. Для исправного датчика эти параметры должны быть 2-20мс во время переходного процесса и *1.03В после него. Причем, чем меньше время переходного процесса - тем лучше. Любое отклонение от 1.03В в большую или меньшую сторону является отклонением от нормы.

Примечание: * 1.03В - такое напряжение будет в случае, если измерение производится относительно аккумулятора автомобиля. Более правильным является измерение относительно земли датчика. В этом случае, прибор будет показывать 1В. Но этот способ менее удобен в подключении, поэтому, обычно измерение проводят относительно аккумулятора и делают соответствующую поправку.

ДМРВ - Капризный датчик- потому что слишком уязвим и при этом практически не поддается диагностике. Описанный в мануале способ (снять показания при ХХ и 3000 rpm) не дает удовлетворительных результатов. Реально при подозрении на неисправность ДМРВ остается одно:

Действовать "методом тыка" - смотреть что изменится при установке заведомо исправного ДМРВ.

Автомобиль стал постоянно тупить??? Ясно, что при подобном поведении виноват, скорее всего, ДМРВ. Под это дело без колебаний надо найти и установить новый датчик.

1) ДМРВ все же не поддается диагностике сермяжными методами:(Диагностика "CE" при выходе ДМРВ из строя - скорее исключение, чем правило.

2) Я все больше укрепляюсь во мнении, что часто обсуждаемая тут проблема: глохнет двигатель - во многих случаях вызвана неисправностью ДМРВ.

3) ДМРВ нужно беречь. Принаиглавнейший враг - воздух мимо фильтра, в этом случае ДМРВ живет максимум 2..5 тыс.км. Чтобы избежать этого, нужно устранить негерметичности между корпусом фильтра и ДМРВ. Также возможна негерметичность из-за кривого расположения самогО фильтра внутри корпуса. Hу и, понятно, важно качество фильтра. Если с подсосом воздуха все благополучно, то считается, что он дает правильные показания на протяжении примерно 20 тыс.км. После чего начинает врать - ухудшается динамика, растет расход, наблюдается затрудненный пуск. Второй враг - картерные газы, добирающиеся до ДМРВ.

Буду рад, если эти мои соображения позволят кому-нибудь сэкономить время, нервы и деньги.

Диагностируется ДМРВ очень просто: вставляешь булавку между резиновым уплотнителем и желтым проводом в контакте ДМРВ и замеряешь напряжение. В идеале - 0,99В. Ну, плюс погрешность +-0.04В. Если напряжение больше 1.03 - ДМРВ умер.

А как сам контроллер диагностирует ДМРВ? Другими словами, мертвый ДМРВ чудесно будет обнаружен контроллером самостоятельно. Более того, он сделает это лучше: измерить напряжение прибором можно один раз, а контроллер это делает (условно) постоянно, поэтому способен "поймать" и кратковременный дребезг, пропадание контакта и т.п.
Полностью неисправный ДМРВ диагностируется легко: и измерением напряжения, и снятием показаний диагностическим прибором и т.д. Беда в том, что полностью неисправный ДМРВ - большая редкость. ИHОГДА вызывает диагностику "CE", в основном автомобиль не едит и плохо заводился.
В реале неисправный ДМРВ доступными способами чаще всего не диагностируется.

Автомобильный двигатель имеет множество режимов работы и для каждого из них необходима горючая смесь правильной консистенции, другими словами идеальное соотношение воздуха и топлива. Именно за этим следит датчик массового расхода воздуха (ДМРВ, расходомер, MAF - Mass Airflow).

Главной задачей расходомера является - определять количество воздуха, которое поступает в цилиндры и передавать эту информацию в ЭБУ, который уже делает соответствующие выводы и решает увеличить или сократить количество воздуха или топлива. ДМРВ состоит из: пластикового корпуса и термоанемометра, который производит измерение затрат воздуха.


Нарушения в работе датчика массового расхода воздуха чреваты перебоями в работе всего . Повредить или вывести из строя расходомер очень просто, достаточно будет чрезмерного усилия при очистке или демонтаже ДМРВ. При этом ремонту этот датчик не подлежит, устранить неисправность можно лишь путем полной его замены.

Признаки неисправности ДМРВ:

  1. Неровная работа двигателя на холостых.
  2. Ухудшение динамики разгона - «тупой разгон».
  3. Слишком высокие или низкие холостые обороты.
  4. Увеличенный расход топлива.
  5. Двигатель не запускается.

Впрочем нельзя исключать и других причин, по которым ДМРВ может не работать. Например, если в шланге, соединяющем расходомер и дроссельный модуль, имеются трещины, повреждена проводка датчика или есть другие проблемы с питанием датчика массового расхода воздуха, может выглядит как неисправный.

Как проверить ДМРВ?

Способ Первый - отключение датчика

Отключите разъем датчика, затем попробуйте завести мотор. При отключенном ДМРВ контроллер начинает работать в аварийном режиме, а приготовление топливно-воздушной смеси происходит с учетом положения дроссельной заслонки о котором сообщает другой не менее важный датчик под названием ДПДЗ (). Обороты мотора должны быть в районе 1500 об/мин. Сядьте за руль и попробуйте проехаться, если во время разгона вы почувствовали, что машина "ожила" и заметно улучшилась динамика, делаем вывод - неисправен ДМРВ .

Способ Второй - прошивка ЭБУ

В случае если вы заменили штатную прошивку ЭБУ на другую (с отличающимися настройками), попытайтесь сделать вот что: подсуньте под упор заслонки тонкую пластину толщиной 1 мм. В результате у вас должны подняться обороты, затем достаньте фишку с ДМРВ. Если мотор продолжит работать и не заглохнет - скорее всего, причина кроется в прошивке.

В большей части устойчивость и на 100% экономичность работы мотора зависит от состояния датчиков электронного блока управления, во многих случаях нам под силу самостоятельно проверить их работоспособность. К одним из таких случаев относится проверка датчика массового расхода воздуха ДМПВ, дающего для ЭБУ сведения о количестве воздуха, потребляемого мотором. Несмотря на кажущуюся непосильную сложность проблемы, вопрос - как проверить датчик массового расхода воздуха вполне решаем самостоятельно с помощью обычного мультиметра. Показания прибора - еще не окончательный вердикт, проверка ДМРВ тестером всего лишь даст основания для последующего решения - мыть, проверять осциллографом или подарить соседу.

Что собой представляет датчик массового расхода воздуха

Еще десять-пятнадцать лет назад ДМРВ повсеместно использовался для работы инжекторов бензиновых двигателей, сейчас это наиболее массовый инструмент на отечественных машинах и иномарках выпуска 2000-х годов. Конструкция датчика массового расхода воздуха проста и надежна, при надлежащем качестве изготовления.

В первых потенциометрических версиях датчика массового расхода воздуха расход определялся по углу отклонения специального лепестка датчика, подобно флюгеру под напором потока воздуха. Сейчас практически не используются. Их заменили более современные варианты на основе платинового термоэлемента или кремниевого датчика массового расхода воздуха с платиновым покрытием. Благодаря высокой теплопроводности платины количество воздуха, пропущенного через сечение воздуховода, легко вычисляется по скорости остывания нагретого термодатчика расхода воздуха.

Воздушный поток, движущийся во впускном коллекторе, даже пройдя воздушный фильтр, несет микрочастицы пыли, сажи, битума и смолы, витающие в воздухе и выхлопных газах дизелей, масляных паров из системы вентиляции картера двигателя. Для снижения количества отложений на поверхности массового расхода воздуха(ДМРВ) при выключении двигателя происходит термическое выжигание грязи и органики разогретым до белого каления, под действием электротока, платиновым элементом.

Совет! Если не проводить профилактическую мойку платины с помощью ацетона или растворителя, возможна ситуация, когда смесь из частиц металлов и массивных отложений битума спечется в теплоизоляционную рубашку, удалить которую растворителями впоследствии очень сложно.

Любой загрязнитель ухудшает теплоотдачу с платиновой поверхности датчика массового расхода воздуха и искажает показания. Проверить работу загрязненного датчика тяжело и бессмысленно. Нередко специалисты на СТО заменяют исправный, но загрязненный датчик ДМРВ новым, даже не утруждая себя попытками отмыть его и проверить.

Возможные признаки ненормального функционирования ДМРВ

При искажении показаний ДМРВ увеличивается расход горючего, почти на 10-15%. Двигатель работает на обедненной воздушно-топливной смеси, не развивает необходимой мощности. Длительная езда на обедненной смеси неизбежно приведет к прогоранию выпускных клапанов и расплавлению катализаторной массы в коробе выхлопного коллектора.

Перед тем как проверить датчик массового расхода воздуха обращаем внимание на:

Наиболее доступным способом проверить работоспособность ДМРВ является простое отключение его от системы управления ЭБУ. При отсутствии управления от датчика массового расхода воздуха система переходит в аварийный режим работы. ЭБУ будет использовать усредненный расход воздуха, записанный в ячейках памяти, для дозирования расхода бензина с учетом угла поворота дроссельной заслонки. Проверить работу системы можно на отключенном ДМРВ.

Для того, чтобы предварительно проверить датчик массового расхода воздуха выполняем следующие шаги:

  1. Отключаем клеммы аккумулятора и находим разъем датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), его легко найти на воздуховоде даже не заглядывая в руководство по эксплуатации автомобиля. Обычно корпус сенсора вмонтирован в воздушный патрубок и закреплен металлическими хомутами.
  2. Заводим двигатель, обороты поднимаются более 1200 об/мин. При старте и наборе скорости можем проверить изменение динамики разгона и приемистости двигателя.

Совет! Злоупотреблять подобными проверками совершенно не стоит, показания датчика активно влияют на стабильную работу ЭБУ и коррекцию оборотов двигателя. Несмотря на внешнюю работоспособность двигателя, длительное использование аварийного режима ЭБУ не рекомендуется.

Как снять и проверить ДМРВ работоспособность

Факторов, способных повлиять на изменение динамики движения немало, к тому же сложно давать оценку работоспособности датчика ДМРВ, исходя из субъективных ощущений. Более достоверным будет проверка датчика ДМРВ мультиметром или тестером, но подобные измерения возможны для оригинальных изделий БОШ с каталожными позициями по 0 280 218 004, 0 280 218 037, 0 280 218 116.

Для получения доступа к контактам снимаем силиконовую резинку с колодки разъема, сам датчик массового расхода воздуха не трогаем, и аккуратно вставляем плюсовой щуп мультиметра в крайний правый провод (желтого цвета) и, соответственно, минусовой - в третий слева провод (зеленого цвета). Измерять придется величины потенциала от 0.9-1.5В, поэтому лучше в приборе использовать максимально чувствительный диапазон измерения постоянного напряжения.


Совет! Минусовый щуп подключайте непосредственно в разъеме, а не стандартным контактом на массу. В противном случае в показания мультиметра будет внесена ошибка в 5-7%.

Предварительные выводы

Необходимо правильно проверить сенсор. Максимально допустимое значение потенциала для исправного ДМРВ составляет 1,4 В. Значение при нормальном «здоровье» датчика - 1,01В. Это границы исправности, при 1,5В и выше устройство считается вышедшим из строя.

Внимание! Все измерения проводятся при прогретом, заглушенном двигателе с включенным замком зажигания или работающем на холостых оборотах.

Попытаемся восстановить датчик массового расхода воздуха

Если возраст вашего автомобиля еще позволяет надеяться на чудо, и есть уверенность, что сенсор ДМРВ имеет оригинальное происхождение, имеет смысл провести небольшую процедуру по удалению загрязнений с платиновой поверхности.

Для реанимации недешевого устройства используем специальную жидкость в аэрозольной упаковке, рекомендуемую для чистки и обслуживания карбюраторов ДВС. Перед мойкой датчика снимем его с трубы воздуховода, предварительно открутив болты на хомутах крепления. Для извлечения платиновой подложки необходимо отвернуть два винта с помощью отвертки со «звездочкой» и аккуратно вытащить плату ДМРВ.

Тонкую проволочку или металлокерамический элемент необходимо несколько раз обработать жидкостью, не касаясь его руками и инструментом во избежание царапин. Расход жидкости выбирается по собственному усмотрению. После процедуры необходимо проверить качество мойки. Альтернативой аэрозолю может стать смесь спирта и ацетона, с продувкой сильной струей чистого сжатого воздуха.

В случае наличия черных пятен или следов глубокой эрозии рабочей поверхности, датчик массового расхода воздуха следует подвергнуть процедуре замачивания наложением пропитанного ацетоном тампона на проволоку в течение нескольких часов.

По окончании процедуры собираем сенсор, необходимо повторно проверить ДМРВ мультиметром. В большинстве случаев работоспособность устройства восстанавливается, хотя и на минимально возможном уровне. Можно даже вычислить и проверить расход воздуха по показаниям мультиметра,

К сведению

Проверить и поставить самый достоверный диагноз работоспособности датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) можно с помощью осциллограммы его работы на специализированной диагностике, но стоит она недешево. Прежде чем покупать новый датчик массового расхода топлива, внимательно изучите сам прибор и его упаковочную коробку. Китайские умельцы наладили производство контрафактных датчиков в приличных масштабах, поэтому необходимо обращать внимание на главные признаки подделки:

  • резкий запах и низкое качество пластмассы, из которой изготовлен корпус;
  • прокладка уплотнения изготовлена не из эластичного силикона, а из твердой и ломкой резины;
  • товар упакован в обычную картонную коробку с маркировкой BOSH черного, а не красного цвета, без использования промасленной бумаги и специального пакета.

Как вариант, в случае крайней необходимости можно купить б/ушный рабочий датчик на СТО, тем более проверить его Вам под силу.

Видео как проверить на работоспособность ДМРВ:

Режим работы ДВС определяется многими факторами – нагрузкой на двигатель, состоянием дороги, загрузкой машины и т.д. Мотору для работы в оптимальных условиях требуется строго определенное соотношение бензина и воздуха. Количество последнего определяется ДМРВ (), именно под него контроллер управления двигателем рассчитывает, сколько надо бензина. Неисправность датчика нарушает работу мотора, и зачастую возникает проблема, как проверить ДМРВ, чтобы установить окончательный диагноз.

Неисправность ДМРВ, симптомы

О том, что нужна проверка ДМРВ, можно определить по внешним признакам работы двигателя. Симптомы, говорящие о том, что как минимум работоспособность датчика массового расхода воздуха нуждается в проверке, следующие:

  • появляется на панели приборов транспарант Check Engine;
  • увеличивается расход бензина;
  • пропадает динамика при движении автомобиля, машина «тупит»;
  • не заводится горячий двигатель;
  • теряется мощность мотора.

Описанные признаки неисправности ДМРВ не являются исчерпывающими. Все нарушения в режимах привычной работы двигателя могут быть свидетельством того, что надо проверить ДМРВ.

Чем могут быть вызваны неисправности датчика массового расхода воздуха

Когда прошло внедрение впрыска практически во все машины, наличие в них ДМРВ можно считать обязательным. По разным оценкам, на сегодняшний день существует более пятидесяти различных типов датчика массового расхода воздуха. В каждом из них используется свой принцип измерения, тем более что существуют разнообразные варианты методов измерения массового расхода воздуха.

Надо отметить, что все они основываются на работе чувствительных элементов и датчиков, зачастую представляющих собой достаточно сложную и рассчитанную на работу в определенных условиях конструкцию. Поэтому изменение этих условий, появление дополнительных факторов, таких, как грязь на чувствительных элементах, попадаемая с потоком воздуха, вызывает если не неисправность, то как минимум, искажает показания ДМРВ.

Об этом же свидетельствует состояние внутренней поверхности воздуховода и воздушного фильтра. Зачастую туда попадает масло через , вызывающее нарушения в работе датчика. Поэтому если диагностика ДМРВ показывает его неисправность, то порой достаточно почистить и промыть датчик для восстановления его работоспособности.

Как определить неисправность ДМРВ

Проверка ДМРВ, позволяющая определить его неисправность, может быть выполнена несколькими различными способами.



Для этого на панели управления мультиметром задается измерение постоянного напряжения на пределе два вольта. В разъеме датчика надо подключиться к желтому и зеленому проводам. Это будут первый и третий контакты разъема (со стороны лобового стекла). Цвета проводов могут быть и другие, но нумерация контактов будет та же самая.

Включается зажигание, но двигатель не заводится, и проверяются показания ДМРВ. У нового датчика напряжение составляет (0,996-1.01)В. Чем больше его величина, тем хуже состояние ДМРВ. Превышение напряжением величины (1,03-1,04)В свидетельствует о том, что датчик находится в предсмертном состоянии, а напряжение больше 1,05В о том, что ДМРВ пора выбросить и поставить новый.

На видео подробно показано, как проверить датчик. Необходимо отметить, что в некоторых моделях бортовой компьютер выдает напряжение на его выходе.

Чистка датчика массового расхода воздуха

Ремонт ДМРВ не проводится, но его можно почистить. Для этого выполняется промывка датчика. Отношение к этой процедуре далеко не однозначное, по мнению некоторых такая чистка только убивает датчик, другие утверждают, что промывка позволяет восстановить его работоспособность. Во всяком случае, есть многочисленные свидетельства, что правильно выполненная чистка позволяет эксплуатировать ДМРВ дальше и избежать дорогостоящей замены.


Скорее всего, все определяется конструктивными особенностями датчика и правильным выполнением работ. Во всяком случае, когда проводится чистка, нельзя применять:

  1. эфиры;
  2. сжатый воздух;
  3. ватные палочки;
  4. ацетон.

Опять же, по разным отзывам, для этих целей используется жидкость для очистки карбюраторов или WD 40. Как проводится чистка, показано на видео

ДМРВ является неотъемлемой частью современного автомобиля, и от него во многом зависят эксплуатационные параметры вашей машины. Проверить его работоспособность можно несколькими способами, в том числе с помощью внешнего мультиметра. Это позволяет достаточно точно оценить его текущее состояние и принять необходимые меры.