Датчик давления в шинах: безопасность водителя и пассажиров — в колесах

Датчики контроля давления воздуха в шинах первоначально устанавливались на некоторых автомобилях, как дополнительная опция. Вся система контроля давления в шинах называется TPMS – Tires Pressure Monitoring System , и её назначение состоит в предупреждении водителя о критическом изменении давления воздуха в колёсах, причём непосредственно во время движения авто.
Сейчас же автовладелец может самостоятельно оснастить машину такой системой.

Как работает датчик давления воздуха в шинах

Принцип работы датчиков давления в шинах состоит в измерении этого самого давления и передаче сигнала на монитор или контрольную лампу на щитке приборов. Причём самые «продвинутые» модели позволяют отслеживать давление воздуха в движении (с точностью до 0.01 бар) в каждой шине.


Датчик давления в шинах, устанавливаемый внутри колеса

Датчики снабжены миниатюрными аккумуляторами, рассчитанными на срок службы 5 – 7 лет. Батареи нужны для передачи сигнала от датчика, непосредственно воспринимающего давление воздуха и оборудованного трансмиттером – передающим устройством.

Современные модели датчиков позволяют отслеживать давление воздуха в движении (с точностью до 0.01 бар) в каждой шине.

Антенны, воспринимающие сигнал, могут быть установлены либо в колёсных нишах, либо непосредственно в блоке управления TPMS, который, в свою очередь, может быть интегрирован (в случае «штатной» установки) либо в блок заводской охранной системы, либо в .
Для их установки требуется полностью разобрать колёса и снять штатный вентиль – в корпусе датчика вмонтирован новый. Замена батарейки в таких датчиках давления в шинах не предусмотрена, поэтому при покупке обращайте, если возможно, на дату выпуска изделия – так вы подстрахуетесь от преждевременного разряда батарейки.
Установка таких датчиков возможна только на колёсные диски с пометкой TPMS. Но возможна и установка универсальных датчиков. Такие изделия, продающиеся в комплекте с монитором и приёмным устройством, можно назвать универсальными датчиками давления в шинах – они могут быть установлены в любое колесо.


Универсальные датчики давления в шинах


Передавать сигнал во время движения внешние индикаторы не могут и для проверки необходимо выходить из машины.

Более упрощенной конструкцией обладают внешние колпачки с индикаторами давления в шинах, которые накручиваются непосредственно на нипельную резьбу – при критическом падении давления они меняют цвет, причём есть трёхцветные варианты, показывающие отклонение до 1 бар и меняющие цвет при падении давления ниже. Но передавать сигнал во время движения они не могут и для проверки колёс необходимо выходить из машины. Поэтому такие колпачки – не более, чем игрушка, которая становится объектом внимания мелких воришек.
На вопрос, какие датчики давления в шинах лучше, можно ответить, что наибольшее доверие вызывают те устройства, которые адаптированы для установки в штатное «гнездо» колёсного диска (с соответствующей маркировкой TPMS), так как надёжная фиксация датчика является дополнительным «гарантом» его надёжности и корректности выдаваемых им данных.
Цена на датчики давления шин составляет от 3000 рублей за комплект, кроме того, при желании, можно приобрести специальный программатор для активации и настройки датчиков давления шин – примерно за 10 000 рублей.

Установка датчиков давления в шинах

Как уже было сказано выше, устанавливаются датчики на разобранном колесе – вместо штатного вентиля. Но их монтажа ещё недостаточно, чтобы начать эксплуатацию. После установки датчики давления в шинах необходимо «прописать» - внести их данные в блок управления (ЭБУ) и произвести балансировку колес.
Для программирования датчиков давления в шинах в авто с системой TPMS нужно воспользоваться штатным бортовым компьютером, зайдя в систему ТО автомобиля. Но перед этим обязательно нужно выписать или сфотографировать индивидуальный код, нанесённый на корпус каждого датчика.


Внешний индикатор давления в шинах

После ввода кода TPMS сама «находит» датчики, при этом данные старых датчиков давления шин сбрасывать не нужно — они автоматически удаляются. Коды необходимо сохранить, иначе на монитор будут выводиться неверные данные после смены колёс. Впрочем, можно и просто сделать бирки на колёса, указав на них «адрес» — где какое стояло.

После установки внутренних датчиков давления в шинах .

Во избежание неверного считывания блоком управления TPMS данных при движении, необходимо соблюдать порядок их занесения в память. Как правило, он следующий: переднее левое колесо – переднее правое – заднее левое – заднее правое.
Если после ввода данных горит сигнальная лампа датчиков давления в шинах, то это не означает, что вы неверно выполнили процедуру. Для окончательной настройки системы необходимо проехать на авто с небольшой, около 30 км/ч, скоростью в течение пары минут – после считывания информации блоком лампа погаснет.
О необходимости оснащения своего авто системой TPMS вы, конечно же, примете решение самостоятельно. В качестве решающего аргумента или, напротив, контраргумента, вы можете воспользоваться своим водительским опытом. То есть, если вы достаточно чутко реагируете на любые изменения в поведении авто на дороге, то сможете и без датчиков почувствовать, какое колесо «дало слабину». Но для того, чтобы приобрести такой опыт, нужно проехать за рулём не одну сотню тысяч километров. Учитывая достаточно высокую стоимость «резины» (особенно больших размеров), вполне возможно, датчик давления окупится, если «спасёт» хотя бы одно колесо.

Управляемость и расход топлива автомобиля зависят от давления в шинах. Если шины перекачаны, то расход топлива сокращается, но падает управляемость. Если , то возрастает расход топлива и падает управляемость. Прочитав статью, вы узнаете, для чего применяют датчики давления шин, что они собой представляют и как их устанавливают.


Основные факторы, которые влияют на давление в шинах – целостность всех деталей колеса и температура воздуха.

Современные бескамерные шины и колесные диски образуют замкнутый резервуар для воздуха. Поэтому любая щель, которая возникает в месте стыка покрышки и диска приводит к утечке воздуха и падению давления.

Еще один потенциальный источник утечки воздуха – золотник. Если колесо долгое время не подкачивали и при этом ездили по мокрым и грязным дорогам, то даже под пластиковым или металлическим колпачком золотник начинает сыреть. В результате после подкачивания колеса он не может качественно перекрыть выход воздуха. Сначала утечка очень мала и колесо спускает не постоянно, а лишь при движении по неровной дороге.

Со временем его состояние ухудшается и вскоре колесо начинает спускать гораздо сильней. И водителю приходится подкачивать его сначала каждую неделю, а затем и каждый день. Если во время движения в бескамерное колесо воткнулся гвоздь, шуруп или кусок проволоки, то давление упадет не сразу, а в течение 20 минут – 3 часов. Если водитель вовремя не заметил и потерю давления, то движение на спущенной шине приведет к ее серьезному повреждению. В ряде случаев после этого шину придется менять.

Чем выше температура воздуха, тем сильней давление в шине. Ведь при нагревании воздух расширяется. Поэтому после похолодания давление в шинах заметно ниже, чем при плюсовой температуре. Езда на таком автомобиле опасна из-за серьезного снижения управляемости, о чем водитель может даже не знать.

Виды датчиков контроля давления колес авто

Существует три основных способа измерения давления в шинах:

  1. Механический;
  2. Косвенный;
  3. Электронный.


Механические датчики изготовлены в виде колпачка, который надевают на вентиль подкачки. Их единственное преимущество – невысокая стоимость, которая составляет 50-500 рублей за комплект на 4 колеса. Такие датчики меняют цвет в зависимости от давления. Зеленый соответствует полностью накачанным шинам, желтый предупреждает о снижении давления на 0,5-1 атмосферу, а красный предупреждает о том, что давление в шинах критически низкое.

Однако, встречается и другое сочетание цветов. Они работают по принципу манометра, чем выше давление, тем сильней выдавливает цветные колпачки, которые выступают один над другим. По цвету колпачков водитель и оценивает давление в шинах. Срок службы таких датчиков редко превышает полгода. Их часто скручивают с колес, они плохо переносят езду по неровным дорогам, да и прочность корпуса и внутренних деталей оставляет желать лучшего.


Измерение по косвенному признаку производят с помощью датчика АБС. Датчик считает количество импульсов, соответствующее определенному расстоянию.

Если давление в колесе ниже нормы, то его диаметр уменьшается, в результате чего возрастает скорость вращения и увеличивается количество импульсов датчика. Контроллер сравнивает количество импульсов датчика с зашитым в память значением и информирует водителя о давлении в шинах.

Такая система проверки давления не отличается высокой точностью, ведь рассчитана на колеса определенного размера. Если же водитель установил колеса меньшего размера, система будет информировать его о снижении давления. К тому же, для монтажа такой системы необходимо серьезное вмешательство в штатную электронику автомобиля, что снижает ее надежность.

Электронные датчики представляют собой систему, состоящую из датчиков давления, которые одновременно выполняют функцию вентилей подкачки, радиопередающих устройств с питанием от батарейки и приемника с LCD дисплеем. Датчик установлен с внутренней стороны колесного диска и работает по принципу манометра. Информация с датчика поступает в радиопередающий блок, расположенный в том же корпусе.


Радиосигнал проходит в импульсном режиме, что позволяет серьезно снизить затраты электроэнергии и увеличить срок службы одной батарейки до 5 лет. Радиоблок кодирует сигнал в зависимости от давления воздуха в шине, приемник расшифровывает его и выводит показания на LCD экран. Стоимость комплекта электронных датчиков и приемника начинается от 10 тысяч рублей за недорогие модели с минимальным количеством функций (индикация давления в каждой шине). Более функциональные модели обойдутся в 20-30 тысяч рублей .

Самостоятельная установка датчиков колес + Видео

Самостоятельная установка любых датчиков давления в шинах трудностей не вызывает. Для установки механических датчиков необходимо открутить защитный колпачок вентиля подкачки и закрутить на его место датчик. Для установки электронного датчика необходимо снять и разбортировать колесо, после чего удалить штатный вентиль подкачки.


Эту операцию можно выполнить только на колесах с бескамерными шинами. После этого вставляют и закрепляют сам датчик. Приемник датчика подключают с бортовой сети автомобиля. Антенну приемника чаще всего устанавливают в колесных арках. Это позволяет снизить мощность сигнала датчика и увеличить ресурс батареи питания.

Давление в шинах автомобиля очень важный показатель. При пониженном давлении в шине, протектор будет истираться быстрее, за счет большей площади прилегания протектора к поверхности дорожного покрытия. Также от постоянной цикличной нагрузки, во время движения, резина быстрее придет в негодность и на ободе шины. И конечно, всем известный фактор низкого давления в шинах, это повышенный расход бензина.
Повышенное давление в шинах тоакже не допустимо. В этом случае, будет ощущение жесткости подвески, так как шина с повышенным давлением будет хуже амортизировать возникающие нагрузки. В итоге, это скажется на ресурсе подвески и кузова. Повышенное давление также может привести к разрыву шины.
И так, мы определились, что отклонение от номинального давления в шине это отрицательный фактор. Как же контролировать давление в шинах, с помощью чего?

Ответ на это вопрос отчасти прост. Все знакомы с классическим манометром, который может быть в сборе с насосом для подкачки шин, а может быть выполнен и обособленно. Но это не всегда удобно, бегать после каждой поездки к шинам, а их как минимум 4 на автомобиле, и проверять давление. В настоящее время, альтернативой будут датчики контроля давления в шинах. Их плюс, возможность постоянного, если угодно круглосуточного контроля давления в шинах дистанционно. Что особенно важно, контроля давления во время движения, когда общепринятыми способами проконтролировать внутреннее давление в шине просто не возможно.
В этой статье мы и поговорим о датчиках контроля давления в шинах, о их принципе работы, способах установки, о штатных системах датчиков контроля давления в шинах, установленных на дорогих иномарках.

Самым простым вариантом датчика контроля давления в шинах является механическое исполнение датчиков. Такие датчики выполнены в виде колпачков, которые накручиваются на ниппель шины. Например, датчики с наименованием Easy control
Принцип работы датчиков сводится к механическому перемещению поршня, окрашенного в зеленый цвет, в зависимости от давления в шине. Так, например, при номинальном рабочем давлении датчика и шины в 2 бара, должен быть виден зеленый индикатор, при падении давления до 1,7 бар появляется желтый индикатор, красный индикатор начинает показываться при падении давления до 1,3 бар.
Датчики при покупке должны быть подобраны под ваше номинальное давление в шине. Только в этом случае, они будут корректно отображать ситуацию с давлением в ваших шинах. Так на рынке можно найти вариации номинального рабочего давления датчиков от 1,8 до 3,6 атмосфер (бар).
Плюсы таких датчиков в отсутствии напряжения питания. В легкой установке, без разбортовки шины ее балансировки. Обычная замена колпачков.
Минусы легкая доступность для кражи, низкая точность измерений, невозможность контролировать давление во время движения, непосредственно из салона.
Что либо сказать о надежности таких датчиков контроля давления сложно, скорее всегод они относятся к разряду раз на раз не приходится, то есть как повезет.

Такие датчики контроля давления в шинах более сложны в своем исполнении и способе монтажа, но и более точны и надежны. Фактически для легкового автомобиля это комплект из 4 датчиков отслеживающих давление в шинах, в некоторых случаях температуру в них, и одного приемно-информационного блока. Между собой они сообщаются посредством радиосвязи, вернее сигнал от датчиков на колесах систематически, посылается на основной блок, где информация и выводится на дисплее. Как правило, сигнал с колесных датчиков поступает во время стоянки автомобиля с значительной периодичностью, например раз в 15 минут, при движении намного чаще, например раз в 5 минут. Сделано это для увеличения срока службы элемента питания в колесных датчиках контроля давления, так как они питаются от автономной батареи. Тем не менее, срок службы батареи может составлять до 5 лет, все конечно будет зависеть от интенсивности эксплуатации и погодных условий. В холодное время элемент питания «сядет» значительно быстрее.
В случае если датчик распознает быстрое изменение давления (>0,2 кгс/см2) за несколько секунд, то он автоматически переключается в режим интенсивного измерения и передачи данных. В этом случае информация может изменяться каждую секунду. Конечно, все выше описанное относится к определенным моделям датчиков и исполнениям, мы лишь привели возможные опции, а уж какие они окажутся у вас зависит от того, что вы выберете. Хотя теперь вы будете выбирать датчики «вооружившись» знаниями о том, что бы вы хотели видеть на своем автомобиле.
Если с принципом работы таких электронных датчиков все понятно, то вот насчет вариантов их исполнения есть альтернативы, именно на этом, на наш взгляд, и стоит акцентировать внимание.

Электрические датчики контроля давления, устанавливаемые на диск

Особенностью таких датчиков является установка на диск. В этом случае разбортовывается шина, датчик устанавливается на обод диска возле отверстия под ниппель. Далее шина устанавливается на место, шину балансируют теперь с учетом веса датчика. Вес довольно значительный порядка 30 грамм, без балансировки не обойтись. Датчики такого исполнения штатно используются мировыми производителями WV, Audi, Toyota, Lexus и т.д.
Минусом таких датчиков контроля давления является сложность монтажа. Плюсом датчиков является более высокая защищенность от воровства, а также, более высокая герметичность системы. Показания снимаются с датчика находящегося внутри, при этом герметичность обеспечивается, во-первых, ниппелем, во-вторых, колпачком. Возможность многократного использования

Электрические датчики контроля давления – колпачки

Такие датчики давления ставятся вместо стандартных колпачков. Вы выкручиваете обычные колпачки и ставите датчики контроля давления вместо них. Плюс очевиден, минимальные сложности с монтажом, не требуется балансировки, вес составляет порядка 5 грамм вместе с элементом питания.
Недостатки в данном случае это продолжение достоинств датчиков. Как вы легко их установите, так вор легко может их снять. Некоторые производители говорят о том, что их датчики устанавливаются посредством специального ключа, да, вручную их открутить очень сложно, но при помощи плоскогубцев все же не составит труда. Более низкая герметичность, так как датчики контролируют давление при открытом ниппеле, фактически герметизация обеспечивается лишь колпачком, ниппель не работает.

Электрические датчики давления – микрочипы (используются совместно с штатными системами автомобиля)

Фактически это сложные штатные устройства, относящиеся к установленной шине. Внутри шины устанавливается чип, в память которого закладываются все данные о шине – ее тип, размерность, допустимая нагрузка, рекомендуемое давление, максимальная скорость, дата изготовления. Все это естественно делается на заводе изготовителе.

Шина с установленным чипом: 1 – вентиль; 2 – обод колеса; 3 – чип; 4 – шина.

Система может распознавать следующие изменения в шинах: медленное падение давления, резкое падение давления, чрезмерное падение давления при стоянке, о чем водителю сообщается сразу после включения зажигания.
Если в шинах изменялось давление, например в случае подкачки, или в случае перестановки колес, необходимо калибровать переустановленные шины. Выставить такое давление, которое у вас было при установке колеса, контролируется выносным манометром.

Индикация показателей давления воздуха и температуры в шинах

Контроль в этом случае происходит посредством вычисления, а не непосредственного измерения, от этого естественно страдает точность показаний. Рассчитывается количество оборотов в зависимости от пройденного пути машины. Если шина спускает, она становится меньшего диаметра, при этом участок пути, проходимый шиной за один ее оборот, становится короче. Шине с пониженным давлением придется совершить большее число оборотов по сравнению с шиной с номинальным давлением. Число оборотов регистрируется дополнительным датчиком, установленным на автомобиле, каждый к своей ближайшей шине.


Недостатком такой системы является то, что при определенных режимах движения, например, при быстром прохождении поворотов, движении по неровностям, начале движения и торможении оценка измеряемых величин давления является неточной. Также возможность лишь разового использования таких встроенных микрочипов в шине, что значительно удорожает ее стоимость. Система дорогая и пожалуй уже «вымирающая».

Изменения радиуса колеса при изменении давления воздуха в шине: R1 – радиус колеса при нормальном давлении воздуха в шине; R2 – радиус колеса при пониженном давлении.

Современный автомобиль представляет собой целый комплекс взаимосвязанных между собой систем. Колеса - это та часть машины, от состояния которой зависит безопасность как водителя, так и пассажиров. Поэтому специалисты рекомендуют регулярно производить проверку Для упрощения данной процедуры существует система TPMS. Что собой являет данная система контроля давления в шинах и как она работает? Обо всем этом и не только - далее в нашей статье.

Что это?

Данная система выполняет функцию предотвращения езды автомобиля с низким уровнем подкачки. Предлагается она в качестве опции. На некоторых автомобилях (в частности премиум-сегмента) она идет уже в «базе». Если ваша машина не оборудована системой TPMS, ее можно установить отдельно. Сейчас эти датчики можно приобрести по цене в 3-4 тысячи рублей за комплект (на каждое колесо). Данное оборудование можно встретить на многих машинах моложе 2000 года выпуска. Более того, наличие данной опции является обязательным в некоторых странах Европы и Азии, а также в США.

Конструкция

Работает такое оборудование за счет датчика, который устанавливается на диск, внутрь покрышки. Система включает в себя несколько компонентов:

  • блок управления;
  • ЖК-дисплей;
  • приемную антенну;
  • датчик давления в шинах.


Принцип работы («Тусон Хендай» не исключение) состоит в восприятии блоком сигналов, исходящих от каждого датчика. Последний элемент представляет собой сложное устройство, которое включает:

  • датчик температуры;
  • датчик давления воздуха;
  • электронные механизмы управления и измерения;
  • аккумулятор;
  • антенну, которая передает полученный сигнал дальше на блок управления.

Принцип действия и место установки

Зачастую он монтируется на место штатного вентиля. Информация о давлении в колесе передается на блок каждые 60 секунд. А что касается батареек, которые там расположены, то об этом производитель давно позаботился. Аккумулятор поддерживает работоспособность колесного датчика на протяжении 7-10 лет. Однако менять его не приходится - по истечении данного срока на место устанавливается новая деталь. Поэтому если приобретать датчики, то только не б/у - даже продавец не сможет сказать, сколько они отъездили до снятия и пролежали на полке.


В качестве антенны, которая будет принимать сигнал от каждого из четырех колес, может использоваться элемент центрального замка. На некоторых машинах устанавливается отдельный элемент, который воспринимает импульсы от каждого датчика. Располагается он в колесной арке. Такое решение позволяет выполнять контроль давления в каждом колесе и выводить все данные на ЖК-дисплей в салоне автомобиля. Управляющий блок получает сигнал от антенны и сравнивает эти данные с заводскими параметрами. Если уровень давления колеса ниже нормы, на панели загорается контрольная лампа. В некоторых случаях это сопровождается звуковым сигналом. Он указывает, что давление в одной из шин ниже нормы. В каком именно колесе - неизвестно. Водитель должен сам при помощи тестера определить, какое из

Дорогие системы

В более дорогих системах контроль осуществлять гораздо проще. Если в авто установлено 4 индивидуальных антенны, на отдельную панель выведется сигнал, какая именно из покрышек в данный момент спускает. Принцип работы датчика давления в шинах основывается на получении и передаче информации через антенну на блок бортового компьютера. Также водителю доступна информация об уровне накачки в каждом из колес в режиме реального времени.


Разновидности

Первый тип - наиболее примитивные. Они являют собой специальные колпачки с цветовым индикатором. Устанавливаются вместо обычных на вентиль подкачки колеса. Принцип работы очень простой. Если давление колеса ниже 2 атмосфер, цвет колпачка меняется на желтый. Если ниже 1 атмосферы - красный. Зеленым он будет гореть тогда, когда уровень давления составит 2 и более атмосфер, то есть будет нормальным. Если сделать краткий обзор датчика давления в шинах, его неисправности рассмотреть, можно отметить несколько факторов. Среди положительных - низкая стоимость и простота установки: не нужно монтировать антенны, приобретать дополнительно Среди минусов отметим низкую информативность. Ведь определить, спущено колесо или нет, можно только вручную, поставив автомобиль на стоянку. Во время движения эта вещь просто бесполезна. Но все же посмотреть на цвета колпачков намного проще, чем крутить их и измерять давление тестером на каждом колесе.

Стоит отметить систему контроля давления колес X-Pressure от компании «Пирелли». Базовая модель Optic включает в себя 4 колпачка, что устанавливаются на вентили. О пробое в колесе они сигнализируют изменением цвета, что очень удобно. Но это не спасет от медленно спускающей шины на ходу.

Радиодатчики

Это более прогрессивный вид изделий. Они устанавливаются на диски при помощи хомутов или сразу вместо штатного вентиля. Кроме этих датчиков, необходимо приобрести набор электронных элементов. Это антенна, блок управления и дисплей. Данный вариант обходится значительно дороже первого. Но и о надежности не стоит забывать. Система будет работать всегда, и даже находясь в автомобиле на скорости 100 километров в час, вы с точностью до 0.01 Атм будете знать текущее давление в том или ином колесе. Но если забудете, система вас автоматически предупредит, что колесо начало спускать. Как известно, определить пробой на ходу (особенно если это заднее, не ведущее колесо) достаточно сложно, тем более на резине с низким профилем.

Принцип работы датчика давления в шинах основывается на радиосвязи. Сегодня появилось множество приборов, поддерживающих систему «Блютуз», они могут передавать информацию не только на бортовой компьютер, но и на ваш смартфон или планшет. Это очень удобно. Итак, мы выяснили принцип работы датчика давления в шинах и рассмотрели его разновидности.

Контроль давления в шинах важен как с точки зрения экономии топлива и длительного срока службы, так и с позиции обеспечения безопасности при перемещении. Современные устройства, например различные виды датчиков давления, обеспечивают удобный и эффективный контроль над степенью накачки шин. Работая по принципу визуального и звукового оповещения при отклонении показателей от нормы, эти приспособления облегчают управление транспортным средством.

Датчики давления с монитором — одно из самых удобных решений. Фото: fis.ru

Зачем нужны датчики давления

Отклонение давления в шинах имеет массу негативных следствий, как при увеличении, так и при снижении от номинальных значений этой величины. Оптимальным считается накачка до уровня 2 атм.

Если будут отклонения от нормы в меньшую сторону:

  • При изменении показателя в меньшую сторону возможными следствиями является увеличение расхода топлива, которое может составить до 1,5 л на 100км при уменьшении давления на 0,5 атм.
  • При недостаточно накачанных колесах контакт с дорожным полотном происходит по линии боковых поверхностей, в результате чего ускоряется их изнашивание.

В большую сторону:

  • В случае чрезмерной накачки шин изменяется площадь соприкосновения колеса с дорогой. Это объясняется тем, что за счет формы его поверхности увеличивается прилегание центральной части при недостаточном контакте с полотном боковых поверхностей. Это приводит к ускоренному износу этих участков.
  • Шина с повышенным давлением снижает ресурс кузова и подвески, поскольку обладает низкой способностью к смягчению толчков, передаваемых колесом. Помимо менее комфортной езды, нагрев шины, возникающий в этом случае, может спровоцировать взрыв камеры.

Индикаторы степени накачки шин упрощают поддержание показателя в пределах оптимальных характеристик.

Как работает датчик давления в шинах


Изменение степени накачки колес в зависимости от типа установленного индикатора либо изменяет цвет встроенного колпачка, либо передают электронный сигнал на монитор системы слежения при использовании радиодатчиков. Фото: kazan.compax.ru

Колпачки , оборудованные цветовыми указателями, меняющими цвет в зависимости от степени накачки шин от нормального (зеленого) до критического (красного). Внутри колпачок, монтируемый на ниппель колеса, содержит поршень, индикатор которого меняет окраску в зависимости от уровня давления. Принцип работы датчика давления в шинах состоит в том, что при его снижении на 0,3 атм при номинальном значении 2 атм, цвет меняется на желтый, а при падении еще на 0,4 атм, окраска датчика приобретает красный оттенок.

Производители колпачков предлагают широкий диапазон датчиков с номинальным давлением в пределах 1,8-3,6атм, что позволяет использовать их на различных типах мобильных устройств.

Среди преимуществ таких индикаторов:

  • легкость монтажа, при котором для установки конструкций небольшой массы(5г) не обязательно проводить балансировку шин и разбортовку колеса;
  • простота замены индикаторов, отработавших ресурс.

Недостатки колпачковых датчиков:

  • низкая степень защиты от воров;
  • отсутствие контроля степени накачки шин в процессе движения;
  • невысокая восприимчивость системы к колебаниям давления.

Известна разновидность колпачковых датчиков, получающих привод от миниатюрного элемента питания. К недостаткам этой конструкции помимо перечисленных выше недостатков относится низкая герметичность системы, поскольку монтаж и работа такой системы предусматривают открытое положение ниппеля. К преимуществам относится более высокая точность измерения вследствие использования электронного сигнала вместо механических импульсов поршня.

Среди автомобилистов хорошими отзывами пользуются индикаторы степени накачки шин, использующие в качестве привода автономную батарею, при этом импульсы передаются от приемного устройства к системам слежения посредством радиосигналов.


Комплект включает по одному датчику на каждое колесо, систему контроля температуры, система приема информации и блок считывания сигналов поступающих из нее. Фото: data.jc9.ru

Фиксация показателей происходит с периодичностью один раз в четверть часа во время стоянки или раз в 5 мин при движении автомобиля. Такие системы нуждаются в установке, при которой датчик монтируется под поверхность ниппеля после разбортовки колеса. Кроме этого, такие системы в обязательном порядке подвергаются балансировке с учетом веса (30г) установленного индикатора. К негативным свойствам такой системы относится сложность установки.

Конструкция обеспечивает массу преимуществ, среди которых:

  • Высокая герметичность, обеспечиваемая закрытием ниппеля и удержанием при помощи колпачка.
  • Точность, обеспечивающая снятие показаний с низким временным интервалом при фиксации быстрого изменения степени накачки шин.

Защита от кражи

Еще более сложной конструкцией по сравнению с описанной выше является датчик контроля давления в шине, выполненный в виде микрочипа. Эта система содержит всю базу данных об оптимальных значениях скорости, давления и температуры; типе устройства; его размерности и дате выпуска. Недостатком конструкции является невозможность монтажа за пределами предприятия-производителя. Кроме этого, на точность показателей может влиять режим движения, наличие на дороге препятствий, неровный рельеф поверхности. Сигнал от вмонтированного в конструкцию шины микрочипа может поступать как на устройства слежения в автомобиле, например монитор, так и на мобильный телефон или гаджет водителя.

О других особенностях датчиков давления в шинах можно узнать из этого видео:

Возможные неисправности

Эксплуатация любого из описанных устройств, включает возможность поломок, часть из которых можно устранить при обслуживании на СТО. Среди основных неисправностей датчиков контроля давления:

  • Перепрошивка устройства в случае нарушения работы выполняется для согласования работы индикаторов на различных колесах. Эту операцию может выполнить водитель при наличии навыков установки ПО на автомобиль или специалист со станции обслуживания.
  • Рассогласование работы контролирующих приборов, которое с высокой вероятностью может произойти при замене или восстановлении работоспособности проколотой шины. При этом их показания могут иметь завышенные значения, ремонт состоит в выполнении обнуления считывающего устройства.
  • Механические повреждения, связанные с выходом из строя ниппеля или других конструктивных элементов системы устраняются при обращении в специализированный центр обслуживания.
  • К одной из неисправностей относится ошибка электронной системы TPMS. Для устранения сообщения об ошибке, можно использовать такой способ как отключить датчик давления в шинах или отключить сигнальную лампу. Для этого может использоваться физическое отключение системы контроля давления в шинах или устранение индикаторной лампочки с приборной панели автомобиля.

Наиболее распространенным недостатком автоматических систем является разрядка аккумулятора на устройстве привода индикатора. В этом случае, по истечении срока эксплуатации, который в зависимости от климатических условий составляет до 5 лет, необходимо сменить батарею.

Замена батарейки в датчике давления шин выполняется следующим образом:

  • демонтировать индикатор, после чего в области с округлой поверхностью необходимо произвести надрезы по контуру элемента;
  • под заливкой располагается батарейка, припаянная к контактам при помощи микросварки, проверить ее исправность можно при помощи тестера, для фазы разрядки характерны нулевые показания устройства;
  • произвести замену аккумулятора, обеспечивая плотное прилегание батареи к контактам, для чего необходимо фиксировать устройство, при помощи иглы углубляя в заливку корпуса индикатора;
  • обезжирить поверхность над аккумулятором и заполнить силиконовым наполнителем до уровня корпуса.

Итог

Разнообразие конструкций для контроля давления, обеспечивает широкую вариативность в выборе приемлемого для водителя соотношения цена-функциональность. Некоторые производители практикуют производство шин, в которых контроль давления осуществляется по отклонению от нормы площади контакта покрышки с грунтом. В любом случае, использование этих устройств не только существенно облегчит эксплуатацию транспортного средства, но и сделает перемещение на нем более безопасным.