Правила дорожного движения ближний свет фар. Какой штраф, если ехать днём без фар? ТОП нарушений, связанных с пользованием осветительными приборами

Российское законодательство предписывает ездить с включенными фарами не только за городом, но и в самом городе. Причем в любое время суток и года, и не важно - пасмурно на улице или светло. Поговорим, зачем нужно включать ближний свет фар.

Плюсы или минусы

Включение ближнего света фар необходимо, чтобы ваш автомобиль был более заметен для других участников дорожного движения. Такая мера должна способствовать сокращению числа аварий. Включать ближний свет фар (или ходовые огни) нужно как летом, так и зимой.

Противники закона о езде с постоянно включенными фарами первым делом сетуют на увеличенный расход топлива. Ведь машина с включенными фарами потребляет большее количество горючего. Но что означает увеличение расхода топлива на 1-2 процента, если сравнивать с возможным сокращением числа ДТП.

В некоторых странах Европы езда с постоянно включенными фарами является обязательным условием множество лет. И вот что говорит статистика тех стран: число аварий может сократиться на 10-15 процентов. А это хороший аргумент в пользу принятие нового закона.

Нужно помнить, что машина с включенными фарами более заметна на дороге , и остальные участники движения, как и пешеходы воспринимают данное авто совершенно по-другому. Это происходит на подсознательном уровне, и машина с включенными фарами воспринимается мозгом как некий источник опасности. К тому же, ваша машина, если она не ярких цветов, может просто сливаться с асфальтом, особенно с наступлением темноты.

Пункт 19.5 ПДД регламентирует, что в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или ходовые огни. В случае нарушения будет назначен административный штраф по статье 12.20 КоАП РФ - предупреждение или штраф 500 рублей .

Вместо ближнего света, рекомендуется использовать ходовые огни (ДХО). Они чаще всего светодиодные, и большой нагрузки не требуют. Многие современные машины оснащаются ДХО на заводе-изготовителе. Также возможно оснастить свой автомобиль ходовыми огнями самостоятельно, комплект нормальных ДХО начинается от 1000 рублей.

Не знаю, насколько полезно езда с включенным светом в городе, но, когда заставили всех включать ближний свет ЗА городом, я приветствовал данное нововведение. Теперь с первого взгляда видно, встречный идет или кто-то впереди обгон совершает.

Езда с ближним светом фар полезна, в первую очередь, для самих водителей. Когда машина едет с включенными фарами, ее видно на дороге. Но некоторая часть автолюбителей все равно игнорируют это правило, или просто включают габаритки. Другое дело, включенные противотуманные фары или дневные ходовые огни. Они выделяют автомобиль в потоке, только не надо забывать что их стоит отключать в ночное время, т.к. они могут ослеплять встречных водителей.

Господа автолюбители, не забывайте включать ближний свет днем, не стоит экономить на лампочках и прочей чепухи насчет расхода топлива. Безопасность на дороге намного важнее, чем потраченные лишние 50 грамм топлива.

Ответ эксперта

В последнее время появилась информация о поправках в ПДД, разрешающих водителям не включать световые приборы днем. Так ли это на самом деле, помогает разобраться координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов.

Многие считают, что ездить днем с огнем глупо. Однако так думают лишь люди, не понимающие специфику жизни больших городов. Под эстакадами и в освещенных тоннелях рассмотреть автомобили в зеркала заднего вида бывает непросто, в особенности — когда у них не горят фары.

Кроме того, в яркую солнечную погоду на городских дорогах бликующий асфальт ослепляет водителей, и они перестают видеть в зеркалах своих соседей. Яркие огни ближнего света, пробивающиеся сквозь искры бликов, помогают значительно улучшить видимость, а вместе с ней — и безопасность. Поэтому использование ближнего света фар даже при очень хорошей освещенности оказалось эффективным средством против мелких ДТП.

Хорошее менять — только портить

«Сейчас продолжают действовать старые правила, никаких новых поправок в ПДД, касающихся световых приборов, не принималось», — рассказывает Петр Шкуматов. Но в ПДД скрыт один момент, вокруг которого и начались споры.

Дело в том, что последние поправки в пункт 19.5 ПДД утверждались в 2010 году. Они существенно ужесточили правила использования световых приборов на транспортных средствах. Если раньше легковым автомобилям предписывалось ездить днем с огнем только за городом, то в новой редакции ПДД это стало обязательным и внутри населенных пунктов. Между тем 8 лет назад появилось и некоторое послабление. Было разрешено использовать вместо ближнего света фар дневные ходовые огни. Буквально отредактированный пункт 19.5 ПДД гласил: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни».

Видимо, добавка «или дневные ходовые огни» и произвела столько разночтений и толкований. Некоторые водители посчитали, что вместо яркого ближнего света днем можно ограничиться тусклыми лампочками габариток. К чему это приводит?

Габаритки — это не ходовые огни

На междугородних трассах нередко встречаются ситуации, когда грязные автомобили визуально сливаются с асфальтом и незаметны на дальности 200-300 метров. Для совершения обгонов необходимо расстояние вдвое больше. И в итоге грязные «невидимки» на встречке проявляются из небытия буквально перед носом начавших обгон водителей. Оправдываются эти грязнули опять же статьей 19.5 ПДД.

Однако путать современные ходовые огни с примитивными габаритками нельзя. Это разные вещи. Ходовые огни специально разрабатывались для движения днем, а габаритки используются лишь для подсветки машины на стоянке у обочины.

Путаница в понятиях возникла из-за того, что к 2010 году многие автопроизводители внедрили новую конструкцию фар с расширенным функционалом. В одном блоке совместились и габаритные огни, и классический ближний свет, а также дальний, противотуманные фонари, а еще адаптивный прожектор, парковочные и ходовые секции. Для обозначения автомобилей днем производители придумали дополнительные светодиодные секции со специальными лампами. Их яркость не уступала классическим галогеновым фонарям. И появление новых мудреных терминов запутало автомобилистов.

Многие водители просто перепутали технические понятия и принялись считать себя владельцами машин с «ходовыми» огнями. А если это так, то надобность в ближнем свете отпадает. Здесь важно помнить, что новые иностранные блоки с ходовыми огнями ставятся пока на дорогие премиальные модели. На старые ВАЗы, «Волги» и «Москвичи» они не подходят.

Таким образом, подавляющему большинству автомобилей в российском автопарке все еще запрещено ездить без ближнего света фар как в городе, так и за его пределами. И никакие габаритки его заменить не могут.

За нарушение требований пункта 19.5 ПДД полагается штраф в размере 500 рублей, предусмотренный статьей 12.20 КоАП РФ.

Рад приветствовать всех на нашем сайте ! Сегодня в рубрике " " поговорим о таком: не является ли нарушением ПДД использование противотуманных фар (ПТФ) вместо дневных ходовых огней (ДХО) а также ближнего света фар.

Все вы знаете, что согласно пункта 19.5 правил дорожного движения Российской Федерации "В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.". В связи с этим у многих автомобилистов возникли встречные вопросы, а именно: можно ли использовать вместо ДХО габариты, или ПТФ и не будет ли это нарушением правил, которое может повлечь за собой протокол и соответствующий штраф.

Некоторые автомобилисты были не просто в замешательстве, они были возмущены и озадачены вопросом зачем в светлое время суток включать ходовые огни и уж тем более ближний свет? Дело в том, что исследования показали, что, двигаясь по трассе на больших скоростях водители лучше реагируют на ТС с включенными ДХО или фарами ближнего света. Это позволяет вовремя заметить приближающийся транспорт и вовремя выполнить маневр. В общем одним словом включение света днем нацелено на снижение аварий, которые происходят в дневное время суток.

С этим вроде разобрались, а как на счет отличий между ДХО или габаритными огнями?

Проблема заключается в том, что дизайн современных фар порою очень серьезно запутывает автовладельцев, которые сами до конца не понимают, что включили ходовые огни или габариты. Почему это так критично? Да потому, что ДХО разрешается использовать в качестве источника света это не будет нарушением и не повлечет за собой штрафных санкций. Чего не скажешь о "габаритах" использовать их вместо дневных ходовых огней, а также фар ближнего света нельзя! Вот почему этот момент очень важен.

Почему же габаритные огни попали под запрет, что с ними не так? Дело в том, что "габариты" в отличие от ДХО служат для обозначения ТС в темное время суток, в дневное же время от них мало толку. Света, который они излучают, в дневное время недостаточно, т. к. он очень слабый и незаметный (мощность порядка 5 Ватт), поэтому их запрещено использовать вместо ближнего света, а также дневных ходовых огней. Яркость согласно ГОСТу (ГОСТ Р 41.48-2004) должна быть в пределах от 400 до 800 кандел.

Казалось бы, все просто нет дневных ходовых огней - включи ближний и живи спокойно... Но, не все так просто. Дело в том, что постоянно включенный ближний свет приводит к преждевременному выходу из строя ламп, цена которых может достигать нескольких сотен долларов. Кроме того, доказано, что фары увеличивают расход топлива (примерно 0,5 литра на 100 км), стоимость которого в последнее время никого не радует... Короче, как не крути не выгодно ездить с постоянно включенным ближним.

А как на счет противотуманок, можно ли их использовать вместо ближнего света и ДХО?

Данный вопрос как оказалось волнует многих и вот почему. Дело в том, что дневные ходовые огни есть далеко не у всех, ездить на габаритах как мы выяснили нельзя, а ближний включать не выгодно с экономической точки зрения. А вот туманки есть почту у всех, к тому же они менее прожорливы с точки зрения энергопотребления. Но вот вопрос можно ли использовать ПТФ вместо ДХО? Ответ на это вопрос можно найти в ПДД.

п. 9.4. Противотуманные фары могут использоваться:

  • в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
  • в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
  • вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

Единственный нюанс в том, что на некоторых авто туманки работают исключительно вместе с ближним светом фар, поэтому многие отказываются от такой альтернативы дневным ходовыми огням.

Подведем итоги

Выход как видите есть. Вы можете ездить на ближнем если вы не сильно "паритесь" по поводу расхода топливо и сокрушение ресурса лампочек. Также вы можете использовать ПТФ если они установлены на вашем авто, это не будет нарушением правил и к вам не будет никаких вопросов со стороны инспекторов. Третий вариант - установка дневных ходовых огней. ДХО потребляет значительно меньше энергии по сравнению с ближним светом фар, а также ПТФ, при этом они светят ярче чем габариты и хорошо заметны в любое время суток - следовательно являются наиболее выгодным и приемлемым вариантом!

Ближний свет фар делает автомобиль более заметным и днем и ночью. Во многих случаях это уберегает от аварии. Однако постоянно работающие фары приводят к перегоранию лампочек, создают дополнительную нагрузку на аккумулятор и пр. Поэтому не всякому водителю это по душе. Но если знать какой штраф за невключенный ближний свет назначают работники ГИБДД, то желание экономить на лампочках не возникнет.

Что считается нарушением

Существует множество ситуация, когда необходимо использовать ближний свет:

Само нарушение выражается в следующем:

  • не включен ближний свет;
  • вместо него работают или габаритные огни, или дальний свет.

Какое наказание

Штраф

Больше всего водителей интересует сумма штрафа за езду без света днем. Поэтому в дальнейшем будет говорить именно про эти случаи.

Размер санкции составляет 500 руб . (ст. 12.20 административного кодекса).

Однако, если не обжаловать постановление и в течение 20 дней внести плату, то размер автоматически снижается до 250 руб.

И, напротив, если промедлить с оплатой более 70 дней, то сумма может утроиться и достигнет 1500 руб . То есть водителю дополнительно выпишут штраф за просрочку основного штрафа. Получится два протокола: за свет (500 р.) и за просрочку (1000 р.).

Предупреждение

Когда автолюбитель не имеет других нарушений, ведет себя корректно, признал факт нарушения, то сотрудник ГИБДД вместо штрафа за езду без ближнего света может выписать предупреждение.

Другие санкции

Других мер воздействия на водителя не предусмотрено: ни задержание машины, ни штрафстоянка, ни отстранение от управления и пр.

Заменитель ближнего света

По дорожным правилам можно ездить с противотуманками без ближнего света (п. 19.4, 19.5 ПДД). Также можно использовать и дневной ходовой огонь.

Не будет нарушением, если включать ближний свет в сочетании с противотуманками и ходовыми огнями.

Но следует знать, что в некоторых автомобилях головные противотуманки включаются в едином режиме с задними противотуманными фарами. Это уже будет нарушением, так как задние используются лишь в неясную погоду.

Если фара не работает

Когда у водителя горит лишь одна фара , то работник ДПС штраф за езду без включенных фар не назначит. Но водителю грозит наказание за вождение с неисправностью – денежная санкция в сумме 500 руб . (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

Если не функционирует 2 фары , то будет сложение наказаний (за свет и за поломку).

Часто водители прикрепляют свои фары (ходовые, противотуманные) нештатно. Это тоже будет поводом для наказания за установку неконструктивных элементов – 500 руб .

Как фиксируется нарушение

Вопросом назначения штрафа за невключенный ближний свет занимаются работники ГИБДД от обнаружения до наказания.

Как правило, после выявления проступка на месте составляется постановление об административной ответственности.

Не во всех случаях стоит соглашаться со служащим ГИБДД.

Доказать нарушение ПДД за ближний свет фар днем можно, если:

  • есть свидетели правонарушения;
  • вождение записано на видео;
  • водитель сам признает свою вину.

Поэтому, если доказательств не предъявлено, водитель может смело отстаивать свою правду. Такие материалы с легкостью оспариваются в суде.

Если факт нарушения неоспорим, нужно стремиться свести всё к предупреждению. То есть не конфликтовать, говорить о бесштрафной езде, напомнить о возможности предупреждения и пр.

Зачем нужны фары днем

Есть несколько причин, по которым следует включать осветительный прибор:

  • часто сотрудник ГИБДД останавливает водителя из-за потушенных светоприборов. И, кроме штрафа за езду без фар, это становится поводом для поиска других нарушений;
  • конечно, это вопрос безопасности. Вас видит и другой водитель, и пешеход, что позволит избежать многих неприятностей на дороге;
  • при включенном свете горит и панель приборов в салоне. Такая информация важна автомобилисту.

Отмена использования ближнего света

В последнее время часто вносились изменения в правила движения, поэтому у многих водителей возникает вопрос:нужно ли включать фары днем в городе с 2018 года?

Действительно, ПДД претерпело ряд изменений, но это не коснулось порядка пользования осветительными приборами. Поэтому всё это из разряда слухов и предположений.

Пока к этому нет никаких предпосылок. Обязанность использовать фары днем существует уже 8 лет. И от этого только положительный эффект.

Возможно, такую необходимость отменят. Для этого издадут официальный документ, который будет содержать информацию с какого числа можно не включать ближний свет.

С 1 октября в Украине при движении за городом начинает действовать иной режим езды: все транспортные средства в дневное время суток должны ехать с включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями. Подобный режим будет длиться 7 месяцев — до 1 мая следующего года. Это требование действует в нашей стране уже около двух лет, а за его невыполнение нарушителям грозит немаленький штраф. На сегодняшний день много отечественных автомобилистов дополнительно установили нештатные ходовые огни — кто в качестве тюнинга для улучшения внешнего вида своего «железного коня», а кто для повышения безопасности — чтобы его машина была видна издалека. «ФАКТЫ» разбирались, подходят ли незаводские огни для выполнения требований Правил дорожного движения (ПДД) и нужно ли узаконивать установку такого девайса.

Измененный режим езды за пределами города предусмотрен пунктом 9.8 Правил дорожного движения (ПДД новая редакция вступила в силу 15 апреля 2013 года). Он гласит, что «с 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства — ближний свет фар». Это требование распространяется на все автомобили, движущиеся за городом в светлое время суток.

Поскольку контроль за безопасностью движения вне населенных пунктов все еще относится к компетенции Госавтоинспекции, мы обратились в департамент ведомства с просьбой прокомментировать нюансы, касающиеся данного пункта дорожной азбуки.

Как объяснили нам в пресс-службе Госавтоинспекции, в первую очередь это требование продиктовано повышением безопасности движения за городом. Дело в том, что на автомагистралях скорость транспорта часто превышает 100 километров в час, при этом включенные фары или ходовые огни позволят водителям заранее рассмотреть на дороге машину и воздержаться от рискованных маневров. Как известно, аварийные ситуации на высоких скоростях часто заканчиваются трагически. Включение фар актуально как раз в осенне-весенний период времени, когда видимость из-за дождей, туманов, снегопадов или метелей ухудшается. Кстати, правило о езде с включенными осветительными приборами в светлое время суток уже давно действует во многих западноевропейских странах, в том числе и скандинавских, и положительным образом отразилось на безопасности движения.

«Данная норма в Украине действует с 1 октября по 1 мая. В этот период в связи с сокращением светового дня и часто плохими погодными условиями возникает необходимость улучшить видимость автомобиля как для остальных участников движения, так и для пешеходов», — разъяснил начальник Департамента ГАИ МВД Украины Николай Фасовой.

В пресс-службе ДГАИ обратили внимание: ездить с включенными фарами или ходовыми огнями нужно только за пределами населенных пунктов! В городе их нужно выключать, хотя при плохих погодных условиях эти осветительные приборы могут работать и при движении в населенных пунктах.

Правоохранители напомнили, что за невыполнение этого требования ПДД нарушителям грозит штраф 425 гривен.

В последнее время на наших дорогах появилось много автомобилей, владельцы которых самостоятельно установили дневные ходовые огни (ДХО) — светодиоды, встроенные в передний бампер и даже в штатную переднюю оптику. Годится ли такой нештатный девайс для выполнения требований ГАИ?

В пресс-службе ДГАИ утверждают, что нет, ведь в формулировке ПДД четко сказано «…должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства — ближний свет фар». Поскольку нештатные ходовые огни конструктивно не предусмотрены, они не годятся для выполнения этого требования Правил.

Тем не менее ГАИ не против использования нештатных ДХО, однако настаивает на том, что их установка является переоборудованием автомобиля, которое необходимо узаконить, получив соответствующие разрешения и сертификаты соответствия — с последующей перерегистрацией транспортного средства и внесением в техпаспорт записи об установке ДХО. Правоохранители объясняют, что узаконивать подобное переоборудование необходимо, чтобы не допустить к эксплуатации автомобили с дешевыми ходовыми огнями (они не всегда соответствуют необходимым требованиям, например, по яркости светодиодных ламп) или с неправильно установленными огнями, которые могут ослепить водителей встречных авто.

Однако, исходя из действующего законодательства, регистрировать нештатные ходовые огни, оказывается, не нужно. Статья 32 Закона Украины «О дорожном движении» декларирует, что является переоборудованием транспортного средства и какое переоборудование необходимо узаконивать. Так вот, установку нештатных ходовых огней можно отнести к переоборудованию, но поскольку она не приводит к изменениям параметров автомобиля, то и не нуждается в получении официальных согласований с отечественными разрешительными организациями. Таким образом, нештатные ходовые огни регистрировать не нужно и сотрудники ГАИ не вправе обвинять водителя в нарушении ПДД.

На сегодняшний день четких методических рекомендаций для работников ГАИ по поводу определения штатности ДХО нет, поэтому сделать они могут это только «на глазок». Надо сказать, что стражи порядка лояльно относились к таким водителям — если при движении за городом на авто горят фары или ДХО, значит, правила соблюдаются. Сотрудникам ГАИ и без них было кого штрафовать, ведь, несмотря на то что требование включать свет за городом действует уже около двух лет, многие водители нередко забывают его выполнять…