Глонасс топограф правила и положения коап. На какие транспортные средства нужно ставить тахограф? Как обмануть тахограф и следует ли это делать

– контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа. В этой статье обговорим закон об на грузовые автомобили.

Приказ Минтранса от 21 августа 2013 г. №273 с изменениями, внесенными Приказом от 02.12.2015 №348 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» для владельцев грузовиков - закон. Тахограф 1 июля 2016 года должен быть установлен на всех грузовых и пассажирских автомобилях нижеописанных категории. При этом, использование аналоговых устройств контроля (так называемых «шайбовых») с 1.07.16 является незаконным. Устанавливать следует цифровой тахограф. Новые положения уже вступили в силу, поэтому следует подробнее разобраться в данном вопросе. В государственной думе России в 2014 году внесли поправку в закон КоАП РФ, который устанавливает административную ответственность водителя за отсутствие тахографа, а также за невыполнения установленных норм труда и отдыха

Какие виды транспортных средств подлежат оснащению тахографами?

Приложение N 2 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства".

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3)
За исключением:
  • транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 1; 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1102; 2011, N 37, ст. 5268.
  • транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. N 158 "Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок" (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями
  • Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.)1;1 Бюллетень международных договоров, 2009, N 3.
  • пассажирских и грузовых троллейбусов;
  • автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;
  • транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" 2 не уплачивается;
  • 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2 (ч. I), ст. 115, N 14, ст. 1646; 2015, N 47, ст. 6592, N 51 (ч. III), ст. 7338.
  • находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом";
  • учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
  • транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

Новые тахографы на грузовые авто и их установка

Владелец большегрузного транспортного средства, который оснастил тахографом автомобиль законно до вступления в силу Приказов Минтранса №273 и №36, должен установить новый прибор, оснащенный блоками СКЗИ до 1 января 2018 года. Все новые тахографы на грузовые автомобили будут устанавливаться в несколько этапов.

Тахограф с блоком СКЗИ или ЕСТР.

Выбор тахографа СКЗИ или ЕСТР регулируется постановлением Правительства РФ. Постановление утверждает технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011. О безопасности колесных транспортных средств. В соответствии с законом, собственник транспортного средства подлежащего установки тахографа, может оснастить коммерческий автотранспорт любым видом цифрового тахографа.

Следующий законодательный акт, регулирует какой тахограф необходимо выбрать для оснащения транспортного средства:

Приказ Министерства транспорта №36 от 13 февраля 2013 г. утверждает требования к тахографам, которые устанавливаются на крупнотоннажные транспортные средства. Приказом также определяются правила использования, контроля и работы устройств учета, установленных на автомобилях.

В соответствии с приказом министра России, для международных перевозок необходимо установить модели ЕСТР. Для перевозок в границах государства устанавливается СКЗИ.

Штраф за отсутствия тахографа в 2017 году

Штраф за отсутствие тахографа взимается только в том случае, если он предусмотрен действующим законодательством РФ. Законодательство предусматривает наложение штрафа за тахограф в нерабочем состоянии, а также нарушение водителем максимально разрешенного времени работы.

Издержки на установку тахографа компенсируются за счет социального налога. Каким будет штраф за тахограф – определяет законодательство РФ.

Поправки в законодательстве: новые штрафы в 2017 году.

Штраф за отсутствие тахографа в 2017 году становится от 1000 до 3000 рублей для водителей, и до 10 000 рублей для должностных лиц (ст. 11.23 КоАП). Также с начала 2015 года кроме наложения штрафа предусмотрена и административная ответственность. Транспортные средства категории №2 (грузовые автомобили средней грузоподъемность от 3,5 до 12 тонн) могут получить штраф в размере 2000 рублей.

По статистике, которую озвучили представители ГИБДД, с начала 2015 года, сотрудниками Госавтоинспекции был установлен средний штраф за тахограф в размере 4000 рублей. С начала действия нового законодательства было возбуждено более 100000 дел об административных нарушениях связанных с управлением транспортным средством без тахографа.

Эксперты утверждают, что новый закон о тахографах для грузовых автомобилей 2017 года существенно повысит безопасность на дорогах России. Что позволит значительно уменьшить аварийность на дороге с участием грузовых авто.

Законодательство меняется с каждым днем. По этой причине, информация, описанная в данной статье, может быть устаревшей. Следите за обновлениями законодательства РФ на соответствующих ресурсах.

Вступили в силу Приказы Минтранса России №273 от 21.08.2013 года «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» и №470 от 17.12.2013 года «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36».






















Порядок оснащения транспортных средств тахографами

В соответствии с Приказом Минтранса России №273 от 21.08.2013 года новыми тахографами, использующими средства криптографической защиты информации (СКЗИ), должны будут оснащены:

    До 1 июля 2014 года – автобусы категорий M2 и M3, перевозящие пассажиров, а также грузовики категории N3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок

В случае, если транспортные средства были оснащены тахографами старого образца, установленные тахографы необходимо заменить на новые до 1 января 2018 года


Транспортные средства, не подлежащие оснащению тахографами

В соответствии с Приказом №470 от 17.12.2013 года расширен перечень категорий и видов транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами:

    Пассажирские и грузовые троллейбусы

    Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, для обслуживания нефтяных и газовых скважин, для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажные телевизионные студии

    Транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба

    Транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

    Транспортные средства, включенные в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается

Приказ №470 от 17.12.2013 года исключает возможность осуществления контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах, на дорогах. Документ предписывает проведение контроля мастерскими и самими транспортными предприятиями.

Ст. 11.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение правил оснащения транспортных средств тахографами. В частности, за управление транспортным средством без тахографа или с неисправным тахографом налагается административный штраф на граждан от 1 до 3 тысяч рублей, на должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей.

Комментарии экспертов СпейсТим об изменении законодательства в части оснащения транспортных средств тахографическим оборудованием


АЛЕКСЕЙ СМЯТСКИХ
Генеральный директор

Вступивший в силу Приказ №470 внес существенные изменения в Приказ №36 Минтранса России. В соответствии с документом автомобили скорой медицинской помощи, пожарные и инкассаторские автомобили, сельскохозяйственная, дорожная и жилищно-коммунальная техника не подлежат оснащению тахографами. Также не попали под оснащение категории и виды транспортных средств, которые работают вне дорог общего пользования, например, при строительстве, обслуживании и ремонте нефтяных и газовых скважин и пр. Средствами тахографического контроля, таким образом, будут оснащены преимущественно транспортные средства, передвигающиеся по дорогам общественного пользования. Именно для этого транспорта наиболее актуальна организация инструментального контроля за режимами труда и отдыха водителей с применением тахографов. Это логично.

Что касается, остальных типов транспортных средств, то для них наиболее эффективным инструментом контроля являются навигационно-информационные системы мониторинга и контроля на основе ГЛОНАСС/GPS оборудования. Широкое применение навигационных решений в медицине, ЖКХ, нефтегазовой отрасли и пр. – убедительное тому доказательство.

ФЕЛИКС ВИНОГРАДОВ
Руководитель департамента договорной работы

Вначале акцентирую внимание на том, что необходимость скорейшего принятия Приказа №36 Минтранса России логично объяснялась изменениями в законодательной базе, определяющей принципы страхования гражданской ответственности перевозчиков. Федеральным законом от 14 июня 2012 года №78-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном» было предусмотрено обязательное оснащение с 1 апреля 2013 года транспортных средств аппаратурой контроля (цифровыми тахографами), обеспечивающей непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, режиме труда и отдыха водителей.

Подробнее...

Однако, до недавнего времени в нормативно-правовой базе, регламентирующей внедрение тахографов, оставались открытыми важные вопросы, связанные с практическим использованием средств тахографического контроля. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. №1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы», помимо перечня требований, регламентирован также порядок оснащения транспортных средств тахографами. Но этот порядок не был утверждён Минтрансом России, что существенно ограничивало использование указанных нормативно-правовых актов.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), в свою очередь, усмотрела в требовании наличия в тахографе блока СКЗИ признаки нарушения антимонопольного законодательства. По озвученному мнению руководителя ФАС России Игоря Артемьева, последствием этого Приказа может стать необходимость переоборудования всех грузовых автомобилей в Российской Федерации на приборы, которые не могут быть произведены без компании-монополиста, что повлечет за собой дополнительные затраты для этого рынка.
В связи с этим принятие двух Приказов Минтранса России (Приказ Минтранса России от 21.08.2013 №273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», Приказ Минтранса России от 17.12.2013 №470 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. №36») послужит одним из необходимых этапов для уточнения «правил игры» для участников рынка.
С момента вступления в силу вышеуказанных документов существенно ограничен перечень транспортных средств, подлежащих обязательному оснащению тахографами. Из этого перечня исключены, например, троллейбусы, специальные транспортные средства, транспорт вооруженных сил и силовых ведомств и т.п., для всех остальных типов транспортных средств установлена этапность оснащения. Эти меры должны частично снизить финансовую нагрузку на владельцев транспортных средств.
В соответствии с Приказом №36 контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, осуществляется мастерскими и самими транспортными предприятиями. В связи с этим, в новой редакции приказа исключена возможность осуществления такого контроля на дорогах. Можно предположить, что сделано это с целью предотвращения злоупотреблений со стороны многочисленных контролеров (из-за двусмысленности толкования документа).
Таким образом, новая редакция Приказа в этой части полностью увязана с Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. №280. Указанное Положение, в частности, предусматривает обязательность использования перевозчиком-лицензиатом транспортных средств, оснащённых тахографами и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, контроль соблюдения перевозчиком этого требования при продлении лицензии и ответственность за нарушение перевозчиком этого лицензионного требования – вплоть до лишения лицензии. Создан механизм периодического контроля за исполнением требований об оснащении транспортных средств указанным оборудованием.
Подводя итог всему вышесказанному, отмечу, что первый шаг на пути гармонизации правового поля в части оснащения транспорта системами тахографического контроля создан. Этот шаг послужит хорошей основой для дальнейшего развития нормативно-правовой базы и, как следствие, самого рынка.


ИГОРЬ ОХОТСКИЙ
Руководитель Департамента правовой работы и управления интеллектуальной собственностью в период 2012-2014 гг.

Изданный Приказ №273 от 21.08.2013 года не только определяет порядок и сроки оснащения тахографами определенных транспортных средств, перевозящих пассажиров и грузы, но и регулирует отношения по эксплуатации ранее установленных тахографов. Так Приказ предусматривает два случая, когда транспортные средства могут быть оснащены тахографами, которые не отвечают новым требованиям, если...

Подробнее...

1) оснащение тахографом было произведено производителем транспортного средства до 1 апреля 2014 г. и установленный прибор соответствовал требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств;
2) оснащение тахографом было произведено зарегистрированным сервисным центром (мастерской) до 11 марта 2014 г. и установленный прибор отвечает требованиям Техрегламента, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. №720.
Указанные приборы нужно будет заменить на соответствующие требованиям Минтранса России в срок до 1 января 2018 г.
Ответственность за управление транспортным средством без тахографа предусмотрена в ст. 11.23 КоАП РФ. Данная норма применяются исключительно к отношениям в сфере международных автомобильных перевозок. Начиная с 1 апреля 2014 г., санкции указанной статьи будут распространяться на управление транспортными средствами, которые не были оснащены тахографами в установленные Приказом №273 сроки.

Согласно внесенным изменениям в приказ Минтранса №273 с 1 июля 2016 владельцам грузовых транспортных средств необходимо перейти на цифровые тахографы. И, похоже, на этот раз сроки вступления в силу новой нормы законодательства сдвигаться не будут. Насколько готовы перевозчики к нововведениям? И, собственно, к чему им готовиться в связи с наступлением "дня Х"? Мы поговорили с экспертами, чьи точки зрения на предстоящие изменения, мягко говоря, не совпадают.

Краткая история вопроса

Одной из наиболее часто встречаемых причин смертности на дорогах является усталость водителя. А наиболее тяжелые ДТП связаны с усталостью водителей-профессионалов, управляющих транспортными средствами категорий N3 - весом свыше 12 тонн.

Для решения данной проблемы, начиная с 2009 года, Правительством РФ был принято ряд мер, в том числе направленных на внедрение контроля за режимом труда и отдыха водителей:

В 2009 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года началось внедрение нового типа тахографа, переход с аналоговых на цифровые тахографы.

В 2010 - 2011 годах началось массовое производство тахографов в рамках 720 Постановления Правительства РФ.

В 2013 году были введены дополнительные требования к тахографам в соответствии с 36 Приказом Минтранса при обязательном соблюдении 720 Постановления Правительства РФ. Введена прямая ответственности за отсутствие тахографа.

В 2015 году вступил в действие регламент Таможенного союза, с утвержденным переходным периодом до 01 июля 2016 г.

Отметим, что приказ Министерства транспорта РФ №36 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами" содержит требования по оснащению автобусов и грузовых автомобилей, совершающих коммерческие перевозки, тахографами нового поколения, использующих средства криптографической защиты информации (СКЗИ).

Предполагалось, что установка тахографов будет происходить в несколько этапов. С 1 апреля 2014 года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, с 1 июля 2014 года - автобусы и грузовики массой более 15 тонн, с 1 сентября 2014 года грузовики массой от 12 тонн, с 1 апреля 2015 года - грузовики с массой от 3,5 до 12 тонн.

Для транспортных средств, уже оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, был предусмотрен срок обязательного оснащения новыми тахографами - 1 января 2018 года.

Однако, затем сроки установки цифровых тахографов были перенесены - и "точкой отсчета" стало 1 июля 2016 года.

Прежде всего, надо оговориться, что для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки и для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, требования к тахографам с 1 июля будут различны.

Для перевозчиков, осуществляющих международные автоперевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ. Аналоговые тахографы для международных перевозчиков разрешены.

Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения - в Приказе Минтранса №273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15, №348 (вносящий изменения в Приказ №273).

Важно отметить, что эксплуатация транспортных средств с аналоговыми тахографами для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние рейсы, не запрещена и не может быть запрещена в соответствии с действующим законодательством, вплоть до утилизации транспортного средства. Хотя некоторые перевозчики считают, что эксплуатация таких транспортных средств с 1 июля будет запрещена. Это не так.

Источником недоразумения в данном вопросе стало письмо ФБУ Росавтотранс от 10.02.2016, в котором говорилось:

Однако, позднее, рассказывает Геннадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями ООО "АТОЛ ДРАЙВ", 29.02.2016 авторы данного письма разместили на сайте Росавтотранса дополнение к предыдущему письму, в котором подробно изложили правовую основу оснащения транспортных средств тахографами. Согласно этому письму, запрет на эксплуатации транспортных средств с аналоговыми тахографами не вводится приказом Минтранса №348, однако

За отсутствие технического средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)" на транспортных средствах категорий N2,N3,M2,M3, выполняющих внутрироссийские перевозки с 1 июля 2016 года сотрудниками контрольно- надзорных органов будет применятся санкция статьи 11.23 КоАП.

Иными словами, хотя сами транспортные средства, оснащенные аналоговыми тахографами, под запрет не подпадают, за отсутствие цифровых тахографов с СКЗИ автоперевозчиков, выполняющих внутрироссийские перевозчики, с 1 июля могут оштрафовать, - заключает Г. Линник.

Тахограф как объект технического регулирования

Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия на момент его производства / установки, отвечающий законодательным требованиям, а значит безопасный в эксплуатации, - утверждает Максим Сухомлинов, директор сервисной службы ГК Надежный контакт.

Свою точку зрения эксперт аргументирует, отсылая к п. 65 таблицы 4 приложения 1 Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза" (ТР ТС 018/2011), который вступил в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года.

Исходя из этого документа, на тахограф в полной мере распространяются требования ФЗ-184 "О техническом регулировании", в частности процедура подтверждения соответствия действующему законодательству. На основании статьи 20 Федерального закона №184 "О техническом регулировании", подтверждение соответствия заключается в процедуре сертификации. Результатом процедуры подтверждения соответствия действующему законодательству является сертификат соответствия.

Так как на основании п. 65 приложения 10 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), тахограф является компонентом транспортного средства, то и соответствовать он должен требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), что должно подтверждаться Сертификатом соответствия ТР ТС. Все сертификаты соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств подлежат обязательному учету и находятся в свободном доступе на сайте Росакредитации.

Таким образом, объясняет М. Сухомлинов, в соответствии с ч.1 статьи 54 Конституции РФ: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет", - то есть все тахографы имеющие на момент их производства/установки сертификаты соответствия действующему законодательству, даже после окончания срока действия самого сертификата остаются "в законе". Наиболее распространенные аналоговые тахографы 1324 и 1318 имеют или имели действующий сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Более того, эти тахографы внесены в Реестр средств измерений, что позволяет осуществлять на них Государственную поверку, что в свою очередь, дает юридическую значимость их показаний, а это, в соответствии с ФЗ -102 "Об обеспечении единства измерений", позволяет таким тахографам участвовать в государственном контроле. Таким образом, как было сказано выше, Минтранс РФ не запрещает эксплуатацию транспортных средств с аналоговыми тахографами. Минтранс РФ не может своими нормативными правовыми актами нарушать закон, резюмирует эксперт, такого не бывает.

Поэтому, настаивает М. Сухомлинов, Минтранс просто рекомендует переоснастить только те транспортные средства с аналоговыми тахографами, на которых стоят тахографы, не имеющие сертификата соответствия. К таким тахографам относятся TGK-100, 1319, 1314 и т.п.

Однако и владельцам таких тахографов я бы не рекомендовал спешить с заменой и таких тахографов, - продолжает М. Сухомлинов. - 16 октября 2015 года Правительство РФ издало Постановление №1108. В нем определяются органы исполнительной власти и их полномочия в области соблюдения требований Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза". Напоминаем, что тахограф является компонентом транспортного средства, а следовательно находится в сфере влияния этого Технического регламента.

Органом, осуществляющим контроль в области безопасности колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации (а следовательно и их компонентов) теперь является Министерство внутренних дел, в частности ГИБДД. Таким образом Министерство транспорта РФ не может предъявлять обязательные требования к транспортным средствам находящимся в эксплуатации, а равно и к их компонентам, в частности тахографам. Этот факт подтверждается и статьей 4 пунктом 3 ФЗ-184 О техническом регулировании:

Важно обратить внимание на следующую терминологическую тонкость, - продолжает М. Сухомлинов. - Приказ Минтранса №348 требует оснастить тахографами до 1 июля 2016 года те транспортные средства, у которых были установлены не аналоговые тахографы, а "аналоговые контрольные устройства". То есть тахографы, которые не имели и не имеют сертификата соответствия одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств.

Таким образом, аналоговые тахографы в принципе не подлежат обязательной замене. Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия действующим на момент его производства / установки законодательным требованиям, а значит безопасных в эксплуатации. Приказы Минтранса № 36, 273 , 348 носят исключительно рекомендательное значение в части технических требований, - заключает М. Сухомлинов.

В подтверждение своей позиции М. Сухомлинов приводит решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО "Магаданэнерго" о тахографах, несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса 13 мая 2016 года:

Это первое в своем роде, в рамках которого было подробно разобрано все законодательство в области тахографии. Суд признал, что наличие блока криптозащиты в тахографе носит исключительно рекомендательное значение и не является обязательным.

Действительно, ПАО "Магаданэнерго" обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015, в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental-VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО "Торгмонтаж- Плюс", которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО "Магаданэнерго".

По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго", удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5.

ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.

Однако, Г. Линник обращает внимание на следующее существенное обстоятельство:

Прежде всего, нет никакого противоречия с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011, так как порядок оснащения устанавливается нормативно правовыми актами Российской Федерации, государство рассматривает средства контроля за соблюдением водителями режимов движения как один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения". Вот выдержка из ТР ТС 018 /2011 п. 14: "Конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)".

Приказ Минтранса №36 был зарегстрирован Минюстом, и вступил в силу, - продолжает Г. Линник. - В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации норма приказа Минтранса №36 может быть оспорена и признана незаконной только Верховным судом Российской Федерации. Решение Арбитражного суда Магаданской области от 6 мая 2016 года по делу № АЗ7-66/2016 не является оценкой законности приказа Минтранса №36. Таким образом, только Верховный суд РФ может признать приказ №36 не соответствующим нормам законодательства. Частью 3 статьи 4 Закона о техническом регулировании прямо предусмотрена возможность издания федеральными органами исполнительной власти актов в сфере технического регулирования, то есть предполагается, что требования технических регламентов не являются исчерпывающими и требования к продукции могут быть изложены в том числе и в иных актах. Производители тахографов с блоками СКЗИ получили Сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011. Таким образом, водители и юридические лицы, транспортные средства которых не будут к 1 июля 2016 года оснащены соответствующим оборудованием (а это тахографы с СКЗИ для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние перевозки) могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 3 тысяч рублей для граждан и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц.

Заключительное слово экспертов

Максим Сухомлинов:

Минтранс, предъявив в своем приказе №36 требования технического характера (наличие в объекте технического регулировании тахографе блока криптозащиты), превысил свои полномочия. Полномочия в области технического регулирования принадлежат Минпромторгу. В ФЗ 184 "О техническом регулировании" в главе 4 пункте 3 прямо написано - Органы исполнительной власти могут издавать нормативные документы в области технического регулирования только рекомендательного характера. А Минюст приказ №36 регистрирует как обязательный.

В результате в течение последних трех лет транспортники оснащали и переоснащали свои автомобили тахографами, с избыточными, необязательными требованиями, теряя миллионы рублей, что никак не отразилось на безопасности дорожного движения в целом. Итак результат на сегодня. По данным ФБУ Росавттранс с 2013 год по март 2016 года установлено чуть меньше 400 000 тахографов с СКЗИ. По данным ГИБДД того же периода - аварийность по оговоренным категориям транспорта не снизилась. Приказ Минтранса №36 может носить только рекомендательный характер, и, значит, аналоговые тахографы не подлежат обязательной замене.

Геннадий Линник:

Прежде всего замечу, что ГИБДД как раз, наоборот, заявляет, что по оговоренным категориям транспорта аварийность снизилась и призывает оснащать тахографами с СКЗИ транспортные средства физических лиц, по которым статистика показывает рост аварийности.

Требования установки тахографов на ряд транспортных средств действуют уже достаточно давно. За отсутствие таких приборов полагается штраф, равно как и за нарушение .

Кроме того, за любое вмешательство в его работу также придётся расплачиваться «рублём». Рассмотрим этот ряд вопросов подробнее.

Тахограф и закон

Приказы Министерства транспорта РФ № 273 от 13 августа 2013 года (текст) и №470 от 17 декабря 2013 года (текст), предписывают установку тахографов (с системой криптографической защиты информации – СКЗИ) на следующие категории транспортных средств:

  • Все транспортные средства, перевозящие опасные грузы;
  • М2 – транспортные средства, с разрешённой максимальной массой до 5 тонн и наличии более 8 пассажирских мест;
  • М3 – автомобили максимальной массой более 5 тонн, предназначенные для перевозки пассажиров;
  • N2 – грузовые автомобили, с разрешённой максимальной массой от 3,5 тонн, до 12;
  • N3 – грузовые автомобили, с разрешенной максимальной массой более 12 тонн.

На начало 2015 года такими приборами должны быть оборудованы все транспортные средства, перевозящие опасные грузы, автобусы и грузовики, с массой от 12 тонн.

При этом, если на транспортном средстве уже установлен тахограф старого образца (без криптозащиты) в период до 28 февраля 2014 года, то его использование допускается до 1 января 2018 года.

Также допускается использование транспортных средств с тахографами, соответствующими нормам Евросоюза, установленными при производстве (если автомобиль выпущен до 1 апреля 2014 года).

Необходимость устанавливать тахографы с криптозащитой на грузовики категории N2 с массой от 3,5 до 12 тонн, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, наступает с 1 апреля 2015 года.

Установка прибора

Самостоятельно установить тахограф нельзя. Их могут устанавливать только мастерские, которые имеют соответствующее разрешение (выдаётся Минтрансом, точнее ФБУ «Росавтотранс»). Каждая мастерская имеет свою пломбировку, которой подвергаются все установленные приборы и ответственные соединения. Нарушать пломбы пользователям нельзя.

Сама технология и модель тахографа зависит от конкретной марки автомобиля.

Потребуются и электронные карты, причём как для водителя, так и для предприятия. Такие карты выдают всего две организации – ООО «РусТАХОНЕТ» и ООО «РусАвтокарт».

Процесс получения карт для тахографа может занять до двух недель , что необходимо учесть перед началом эксплуатации. Использование транспортного средства без карты водителя (карта предприятия используется только для доступа к данным тахографа) будет наказываться административным штрафом (неправильная эксплуатация).

Штраф за тахограф

По тахографу учитывается время труда и отдыха водителей , которое должно соответствовать Приказу Минтранса №15 от 20.08.2004 (текст).

Этот нормативный документ устанавливает рамки рабочего времени — не более 40 часов в неделю, за некоторыми исключениями.

Кроме того нормируются периоды труда и отдыха — не менее 42 часов в неделю, при этом отдых должен как предшествовать поездке, так и следовать за ней.

Штраф за отсутствие тахографа и нарушение режима труда и отдыха водителя

Административное наказание последует в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ, если на транспортном средстве (подходящим под требования обязательной установки тахографа) не будет прибора соответствующего образца, либо транспортное средство было выпущено на линию с неработающим тахографом: штраф от 1 до 3 тыс. рублей для граждан, а на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей .

В случае нарушения водителем режима труда и отдыха — штраф составит от 1 до 3 тыс. рублей .

Выдержка из КоАП:

«Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей .

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей

Штраф за неисправный тахограф

Возможна ситуация, когда тахограф вышел из строя после выхода на линию транспортного средства, при этом все пломбы на ответственных узлах устройства в сохранности. Т.е. поломка произошла без «посторонней помощи».

В этом случае водитель должен возвращаться в свой гараж с целью ремонта тахографа с привлечением специалистов компании, имеющей допуск на проведение таких работ.

Эксплуатация ТС с неработающим тахографом запрещена, о чем говорит пункт 7.4 перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства:

«Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация :

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф , противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.»

В таких случаях за неисправный тахограф в соответствии с п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей .

«Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей

Видео — кто обязан устанавливать тахограф на транспортное средство и какая ответственность за их отсутствие:

Эксплуатация прибора и хранение данных

Тахограф записывает данные не только в собственную память, но и на карту водителя. С карты водителя данные необходимо выгружать каждые 28 дней, а из памяти прибора каждые 90.

Из прибора данные выгружаются на компьютер и должны храниться в течении 1 года, притом быть доступными для возможной проверки. Водитель же, при невозможности выгрузки данных с карточки, может распечатать их с помощью тахографа и иметь их при себе.

Невыполнение этих требований грозят штрафами, аналогичными за отсутствие тахографа и эксплуатацию транспортного средства с неисправным тахографом.

Как обмануть тахограф и следует ли это делать?

Категорически не рекомендуется пытаться обмануть тахограф. Даже его питание, без острой необходимости отключать не следует. Система сделана таким образом, что его обман (а равно и корректировка показаний) практически невозможна. Все нештатные ситуации записываются в модуль с криптозащитой.

Соответствующий сотрудник всегда узнает о всех периодах пропадания питания устройства, о любых нарушениях электрических цепей связи с датчиками (если используется собственный датчик, который, к слову, пломбируется) и несоответствии пробега по данным прибора и данным ЭСУД (на современных автомобилях тахограф соединяется с системой управления, в которых фиксируется пробег и скорость, а также прочие параметры).

Даже если отключить питание прибора и связь с ЭСУД, после включения будет записано в память нештатная ситуация о расхождении данных.

Попытка вывести прибор из строя методом подачи слишком высокого напряжения также бесполезна. Тахограф имеет встроенную защиту линии питания. Даже если теоретически его вывести из строя, данные всё равно сохранятся, т.к. использованы компоненты с высоким уровнем защиты (даже от радиации).

Для более старых транспортных средств, не оборудованных ЭСУД, устанавливаются отдельные датчики. Их обмануть также практически невозможно. Передача данных осуществляется цифровым способом, с шифрованием потока данных и контролем целостности.

При этом каждый датчик «привязан» к своему тахографу и откалиброван в мастерской, где устанавливали прибор. К тому же все важные соединения пломбируются, а факты нарушения связи фиксируются.

Магнитами также баловаться бесполезно – оборудование выполнено по «военным стандартам» и не боится даже ЭМИ от ядерного взрыва.

Надежды скорректировать память прибора можно также оставить – нормы безопасности разработаны в ФСБ. Вскрыть защищённый модуль сможет не каждая спецслужба, не говоря уже о доморощенных юных хакерах, а времени это займёт непозволительно много (из-за необходимости выгрузки факт будет виден).

Ещё один важный момент – блок СКЗИ оснащён модулем навигации. По данным из него (со спутника определяется время, скорость, факт движения и другие данные) легко определяются все параметры движения транспортного средства.

Если они не будут совпадать с данными других систем (часы, скорость, пробег) – то это также будет отображено в энергонезависимой зашифрованной области памяти прибора.

В итоге, все неправомерные действия не только не приведут к желаемому результату, но и с большой вероятностью вызовут финансовые потери (возможны как административные наказания, так и необходимость обращения в мастерскую для исправления или перепроверки).

Плюсы и минусы использования такого прибора учета

Правительство введением тахографов стремится снизить аварийность на дорогах, заставив соблюдать ПДД и режим труда и отдыха водителей. Эффективность этого метода доказана в европейских странах, откуда и был перенят опыт.

Насколько он будет эффективен в условиях нашей страны – покажет время.

Кроме того нельзя не отметить и дополнительные финансовые потоки от наложенных штрафов и налоговых поступлений от общей хозяйственной деятельности предприятий, занятых в обслуживании инфраструктуры.

Для добросовестного водителя также есть положительные стороны – работодатель не сможет «требовать невозможного». Можно спокойно выполнять свою работу, вовремя отдыхая и не нарушая правил дорожного движения.

Работодателям также прибор учёта может прийтись кстати – это поможет избавиться от недобросовестных водителей. Ведь факты, например, слива топлива, будет достаточно просто установить. Равно как и вмешательство в систему контроля – достаточно задать некоторые вопросы, с какой целью «задет» тот или иной блок. Да и «левые» перевозки также будут зафиксированы.

А вот недобросовестным водителям придётся трудно. Нужно будет либо тратить много финансовых средств на штрафы, постоянно меняя место работы, либо переквалифицироваться в добросовестных.

Среди минусов есть один, но достаточно серьёзный – дополнительные финансовые затраты. Придётся оснащать транспортные средства не самым дешёвым оборудованием, а также оплачивать его обслуживание. Но на общем фоне эти затраты не настолько значительны, особенно если «плюсы» станут значимыми.

Практика использования тахографа за рубежом показала положительные результаты.

Посмотрите видео рассказ дальнобойщика по Европе о режиме труда и отдыха водителей (часть 1):

и об использовании тахографа (часть 2):

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Сибирячка

    Сложно будет донести до владельца транспорта необходимость и пользу от использования тахографа. Водитель видит только то, что аппарат это дорогостоящий. А это несомненно скажется на тарифах перевозки грузов. Собственно как и штрафы за отсутствие тахографов так же лягут в стоимость этих тарифов.

    Сергей

    Тахограф — вещь нужная, но дорогая. Порой стоимость автомобиля, подлежащего оснащению намного ниже самой установки. Также остро стоит вопрос об оснащении водителей картами — в случае ухода карта будет недействительна, так как она именная и придется потратиться на оформление новой, что тоже требует дополнительных средств и времени.

    Сергей

    Очередной способ развести население на деньги…
    В Европе может и пошло, только у нас доходы не европейские…

    Максим Ф.

    Идея установления тахографа и штрафы за его отсутствие и неисправность — хорошая, она защищает водителей от переработки, а значит они будут внимательнее на дорогах и не будут перерабатывать. Но процедуры по установке слишком сложны.

    Евгений

    Неплохой прибор. Но как видно тенденция внедрения в нашей стране различных новшеств взятых сами знаете откуда не соответствует нашему уровню развития, в данном случае экономического. Пример: товарищ работал на фуре, оплата сдельная по количеству рейсов. Поставили тахограф, заработок упал почти в половину, зарплату ни кто не добавлял, семьи кормить практически нечем. И подобных примеров миллионы.

    Игорь

    Максим, это как посмотреть, что идея установления тахографа - хорошая, она защищает водителей от переработки, а значит они будут внимательнее на дорогах и не будут перерабатывать. Я сам на себя работаю, сам слежу за собой — либо ты с головой либо нет. Если нет то и тахограф тут не поможет!!! мне, работающему на себя, он не нада!!! пусть обязуют тех, у кого оборот по грузоперевозкам не менее опеределенных сумм и у кого есть ни одна единица техники с рабочей силой наемной!!!опять приводят к тому, что пытаются задавить мелкое предпринимательство

    сергей

    То что выживают малый бизнес — это точно. Продам машину и пойду стану на биржу. Пусть государи платят мне как безработному. И кому от этого выгода?

    Надежда

    На старенький ЗИЛок, который возит дрова и доски в дачные поселки раза три в неделю (а зимой и того реже), нужно установить тахограф. Цена тахографа выше цены этого самого ЗИЛка. Почему всех под одну гребенку гребут?

    Роман

    У нас на предприятии поставили тахографы водителям.
    Сразу скажу — все эти разговоры о пользе для водителей чушь. Не один тахограф на тех машинах, на которых я по работе был, он не работал.
    Либо карт нет, либо при наличии карты работает не пойми как. Соответственно едут водители сколько надо, а не сколько должны. Строгость наших законов как обычно компенсируется необязательностью их исполнения.

    Алексей

    А давайте сразу микрочип в руку вшивать — это же какая вещь удобная! Сразу и кошелек и документы и ключи от машины всегда с собой, и отобрать нельзя без членовредительства. Где был, сколько пил, сколько работал — все под контролем! И Европу ОБГОНИМ!

    юрий

    Этот закон очень сырой! Удар по мелким грузоперевозкам и по малому бизнесу …. многие лишатся работы — оборудование очень дорогостоящее! Не под силу многим ….. Междугородние грузоперевозки — там это еще как-то можно понять, но если пробег до 100-150 км перевезти вещи или еще что …. А есть ведь модели например односкаты 2 тонники категории С просто их берут что бы хоть подвеску по нашим ЕВРО-дорогам каждый год не ремонтировать (покрепче они). Что же всех то под одну гребенку?

    Виктор

    Как по мне, так это очередная акция, которая обогатит определенных товарищей и их карманные компании. Ведь если закон будет принят, то сколько же тахографов нужно будет устанавливать, но ведь только по специальному разрешению Министерства транспорта, кто-то же за это будет конкретно отвечать, кого-то назначать. Не верю, что пекутся о безопасности!

    владимир

    С аптечками раньше тоже мозги парили… Кому-то это очень выгодно на сегодня!

    Димыч

    Просто наше,горячо любимое» правительство опять поимело свой народ, как всегда кому-то миллиардные долги прощаем а со своих десять шкур сдираем. Я согласен что крупным перевозчикам это полезно, а простым работягам у кого одна старенькая машинка где такие деньги брать? Когда они нажруться не известно…

    Михаил

    Район дотационный, за счет муниципалитета установили тахографы на 20 автобусов на сумму 975000,00 рублей. Часть автобусов в день проезжает от 20 до 60 км. Какая польза от тахографа? А если сломался, то и детей в школу возить нельзя.

    Юрий

    Полностью согласен с Димычем — закон не забота о людях, а о своих карманах. Потому что тахограф столько не стоит и себестоимость его копеечная. А вред водителям большой. Я уже с апреля не работаю. Я столько не зарабатываю! +Налоги +пенсионный. А планировал и после выхода на пенсию поработать. Предпенсионный возраст на работу не берут. Вот и остаётся оформляться на пенсию. Кому от этого хорошо? (забота людях???)

    Наталья

    Скажите, пожалуйста, а кто должен оплатить карту водителя по закону? сам водитель автобуса на госпредприятии или его работодатель?

    @Наталья,
    в законах нигде не сказано — кто именно должен оплачивать оформление карты водителя. Указано только что для работы водителем на транспортных средствах, на которых используют тахографы, требуется карта водителя.
    Но предприятия могут компенсировать расходы на оформление (оплатить данные услуги). Это каждое предприятие решает в индивидуальном порядке.

    Максим

    Я с Камчатки у нас длинна дороги 100 км какой нафиг тахограф. Зато сволочи штрафов накосили. Все чтоб загнулся средний бизнес

    Светлана

    По поводу установки тахографа мое мнение таково, он должен устанавливаться для ТС, работающего более 8-10 часов в день, для автобусов междугородних рейсов. Водители этой категории много находятся в дороге и мало отдыхают. Раньше многие мужчины приобретали грузовой автомобиль для перевозки грузов по временному договору, потому что это было выгодно, а сейчас провально. Ну, что можно сказать:-«Спасибо родная страна за нашу счастливую жизнь!»

    Петр

    В первую очередь это удар по и так нищей зарплате водителей. Я работаю в крупной тр.компании, з.п. от километража в среднем 30 000р. — 40 000р. Дома бываю две недели в два с половиной месяца (дети растут практически без отца). Теперь пробега меньше, а зарплату никто увеличивать не собирается. И режим соблюдать невозможно, время доставки как было так и осталось. Вот и получается, успел доставить груз вовремя, получил штраф от гибдд, а если ехал по тахографу, получил штраф за задержку груза. Разговор с работодателем на эту тему привёл к однозначному ответу работодателя, не нравиться, тебя никто не держит. В других транспортных компаниях та же ситуация. Этот закон добавит армию нищих в России которая и так уже зашкаливает. Я предлагаю ввести штраф за нарушение режима труда и отдыха водителем работодателю. И если брать пример с Европы, так будьте последовательны. В Европе за км пробега платят от 3х евро, а у нас 20.000р за 500 км. Так же у нас не готовы работать в таком графике ни грузоотправители ни грузополучатели, а крайний как всегда остаётся простой водитель. Этот закон был принят для очередного набития карманов деньгами определенных лиц, а не для якобы заботой о людях.

    Петр

    Хочу ответить Сибирячке. Тарифы как были 15 лет назад так они и остались. Ни повышение стоимости топлива, ни Платон и т.д. ничто на них не повлияло. Как было сказано выше, как была ставка 40р за километр так она и осталась. Из них 12р за топливо, 4р з.п. водителю, 1р командировочные водителю, 10р амортизация автомобиля, 3р Платон и получается что все, «приехали». Никого этот закон и не отчего не защищает.

    Валерий

    Кто соблюдал трудовой кодекс, тот его и так будет соблюдать. А кто не соблюдал, просто будет искать пути обмана и обхода закона.

    Егор

    Водители нарушают режим не из-за своей прихоти, а чтобы хоть немножко что-то заработать. Если брать пример с Европы и Америки, то надо смотреть на зарплаты водителей — там и у нас.

    Вячеслав

    С одной стороны, установка тахографа — это дорого и долго. С другой, он может обеспечить безопасность на дорогах, ведь столько аварий происходит просто потому, что водитель уснул за рулем, не соблюдая режим отдыха.

    Лёха

    В принципе, я в водительской практике с тахографами не сталкиваюсь, но много наслышан от друзей и свое мнение имею. Почему то в нашей стране (может и в других тоже, не знаю) предлагаются идеи, которые изначально вызывают уважение и поддержку, но в процессе реализации этих проектов выплывает столько косяков, что хочется, что бы все назад вернули. Не можете довести до ума — не беритесь. Хотя, я думаю, что каждый из таких проектов лоббирует какая-то группа людей, которые на этом делают приличные деньги и, собственно, ради будущих доходов и проталкивают эти проекты. Та же картина и с тахографами. Они хороши тогда, когда обкатана вся система грузоперевозок, налажена инфраструктура… У нас этого нет. Если мы делаем высокотехнологичным одно звено цепочки, не трогая остальные, толку не будет никакого, даже хуже…

    Павел

    Понимаю озлобленных водителей — дальнобойщиков, тогда и в такси нужно устанавливать тахографы. Порой таксисты работают наизнос, засыпая за рулем, агрегаторы уронили тарифы ниже плинтуса и чтобы выжить нужно нарушать законы.

    Олег

    Согласен с Павлом у нас в городе водители междугородних маршруток из-за заработка сутками не вылезают из машины. Да и финансово установка выходит очень и очень накладно. Не лучше ли было бы оснащать машины всем этим уже на заводе, чтобы не перекладывать эти расходы с компаний организующих перевозки на плечи водителей.

    Игорь

    В отношении тахографов СКЗИ — забавно, почему в нашем государстве из любого правильного дела умеет сделать банальный развод на деньги?
    1. Занимаюсь контейнерными перевозками, имел определенный объем перевозок в/из Беларуси. Но теперь вынужден отказаться от этих рентабельных перевозок, в которых до введения этого закона Белорусские перевозчики не могли с нами конкурировать в связи с тем что получение и возврат контейнера происходит на жд терминалах Московского региона, для Белорусов это перевозка в два конца, но теперь мы исполнили закон и при проверке белорусскими транспортниками их приборы не считывают данные российских тахографов, что они трактуют как 21 дней нарушений режима труда и отдыха со всеми вытекающими последствиями. Налоговая инспекция хочет что бы я платил налоги, но с чего платить если деньги зарабатывают наши партнеры из союзной республики. И если кто то посоветует нам оформить допуск к международным перевозкам и установить старые тахографы (ЕСТР) — то ведь перевозки на Беларусь не являются международными!!
    2. 90% перевозок осуществляем в Московском регионе, при этом возникают следующие противоречия — если по ЕС средняя скорость грузовика — 9*90=810км, а с учетом загрузок и т.п. — снижается до 700км в сутки, то средняя скорость по Москве день/ночь по факту ниже 50км, а в дневном режиме — ниже 30-ти. В отношении времени погрузочно/разгрузочных работ — на некоторых жд терминалах время постановки контейнера может превышать 12 (двенадцать!!!) часов — что бы не быть голословным — ст. Ворсино. Но речь идет о монополии и претензии предъявить нереально. Кроме того — подскажите мне в радиусе 10 км от МКАД официальные стоянки для большегрузов, где машина могла бы отстоять свои 15-30 минут или свои 11 часов? Я имею не обочину дороги, а именно паркинг?
    3. Если тахограф ломается (а российские тахографы ломаются) — закон не предусматривает движения ТС вообще. С ЕСТР все понятно — водитель берет тетрадь, а если ее нет — лист А4 и пишет — «Бортовой журнал»! и ведет запись своих переездов с указанием времени и показаний спидометра. А у нас — срывать рейс и вызывать эвакуатор? Или нарушать?
    4. Исполнение режима труда и отдыха — вещь крайне важная, санкции за его нарушение должны быть суровыми, это не обсуждается и ЕС тому пример, но господа-товарищи — решите проблемы заторов и пробок, обеспечьте за разумные деньги паркингами для отстоя ТС, введите запрет на профессиональную деятельность гастробайтеров в этой сфере, а в равной мере (по примеру того же ЕС) — введите уголовную ответственность за каботаж. И только после этого крутите гайки российским перевозчикам…

Тахограф регистрирует информацию о маршруте и скорости движения непрерывно, контролируя режим труда и отдыха шофера. Применение прибора повышает безопасность на дороге, исключая ДТП, вызванные усталостью водителя. Установка тахографа обязательна для большинства автобусов, почти всех видов грузовиков весом более 3,5 тонн и обходится чуть более 30 тысяч рублей .

Штрафы за отсутствие тахографа

За отсутствие тахографа с 01.04.2014 штраф взимается не только при международных, но и при внутрироссийских перевозках. Наказание равнозначно штрафам за неисправный, отключенный или самостоятельно модифицированный тахограф и согласно ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:

  • 1000-3000 рублей — для водителей (так же как и за несоблюдение временного режима труда и отдыха);
  • 5000-10000 рублей — для должностных лиц, выпустивших на линию транспортное средство (ТС) с нарушением.

Кому нужно устанавливать тахограф

Согласно действующей редакции ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» тахографом должен быть оснащен весь коммерческий транспорт, пассажирский и грузовой, категорий M2, M3 и N2, N3. То есть,

  • авто с пассажирскими местами более 8,
  • грузовики массой более 3,5 тонн и до 12 тонн.

За исключением следующих видов транспортных средств (для них прибор не нужен):

  1. Троллейбусов.
  2. Автобусов (категории M2 и M3), совершающих регулярные городские и пригородные перевозки (до 50 км в одну сторону).
  3. Автомобилей, участвующих по виду своей деятельности в обеспечении правопорядка, или в работе экстренных служб: пожарные, медицинские, спасательные, аварийные и прочие, с нанесенными соответствующими опознавательными знаками принадлежности.
  4. ТС, зарегистрированных военной автомобильной инспекцией.
  5. Частных автомобилей, с массой не более 7,5 тонн, перевозящих некоммерческий груз. Например, дома на колесах.


Но должны быть оборудованы тахографом:

  • Автобус для коммерческих междугородних рейсов.
  • Дежурный автобус, развозящий сотрудников предприятия в черте города.

Чтобы понять, нужно ли устанавливать тахограф на спецтехнику, определяемся с целью и спецификой ее использования. Если машина осуществляет коммерческие международные и междугородние перевозки — прибор необходим.

Тахограф не нужен, если:

  • КАМАЗ используется на стройплощадке.
  • ТС оснащены краном-манипулятором, подъемниками с рабочими платформами и прочим специальным оборудованием (автобетономешалки, машины для перевозки птиц, живой рыбы, скота, молока), в том числе для выполнения работ в коммунальном хозяйстве и по содержанию дорог; для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

ВАЖНО! ГИБДД на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, требует ставить тахографы и штрафует за их отсутствие.

Частному лицу тахограф не нужен

Установка тахографа обязательна только на машины, используемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Если перевозим собственные грузы, а не с целью извлечения прибыли, тахограф не понадобится.

Закон о требованиях к тахографам

Требования к тахографам, правила их использования и контроля, а также виды ТС, для которых этот прибор обязателен, утверждены Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 (Приложение №1).

Среди обязательных требований, помимо защищенного от взлома и опломбированного блока прибора, предусматривается наличие:

  • карты тахографа и датчика движения; средств визуального, звукового предупреждения и т. д.
  • антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (если в бортовое устройство включен связной модуль) и для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
  • необходимого программного и криптографического обеспечения.

Тахограф оснащен печатающим устройством и клавиатурой для ввода информации. В зависимости от режима работает с четырьмя типами карт: водителя, контролера, мастерской и предприятия.

Прибор позволяет получить полную и достоверную информацию и выявить попытки ее корректировки и фальсификации в памяти тахографа.

Правила эксплуатации

  • Перед выездом водитель активирует тахограф личной картой и вводит PIN-код.
  • Если есть второй водитель, он тоже вставляет свою карту и вводит пароль.
  • Далее необходимые данные вводятся в ручном режиме либо регистрируются автоматически.
  • Личные карты водителей извлекаются по окончании смены, после подтверждении места завершения работ.

Примечание . Если до 2014 года в авто был вмонтирован тахограф старого образца, отвечающий всем стандартам Евросоюза, заменить его новым нужно в срок до 2018 года.