Чистка дроссельной заслонки – простая операция для стабильной мощности двигателя. Разбираемся, почему засоряется дроссель

Дроссельная заслонка в современных автомобильных бензиновых двигателях является устройством, которое, наряду с другими системами, отвечает за регулировку состава топливо-воздушной смеси, поступающей в цилиндры для сгорания. Для различных режимов работы двигателя необходим строго определенный качественный и количественный состав горючей смеси и его нарушение может привести к нестабильной работе двигателя на соответствующих режимах, потере мощности силовой установки и повышенному расходу топлива. Именно поэтому важна полная функциональная работоспособность дроссельной заслонки, которая может быть нарушена загрязнениями в процессе эксплуатации автомобиля.


Почему загрязняется дроссельная заслонка
Кроме того, что загрязнение само по себе является естественным процессом для любого работающего механизма, интенсивность загрязнения именно дроссельной заслонки увеличивают система вентиляции картерных газов и рециркуляции отработавших газов, которые в соответствие с экологическими требованиями направляют вредные вещества на дожигание в топливную смесь. В результате их работы на дроссельной заслонке появляется стойкий налет смолистых отложений.
Как часто необходимо чистить дроссельную заслонку
Чистку дроссельной заслонки следует проводить по мере ее загрязнения. В среднем это может происходить один раз в 30000-50000 км. Определить ее загрязнение можно по следующим признакам нарушения нормальной работы двигателя:
  • неустойчивой работе двигателя на холостом ходу с периодическими резким уменьшением оборотов и последующим резким их увеличением (так называемым "провалам");
  • рывками во время движения на малых скоростях, обусловленными неустойчивой работой системы холостого хода;
  • склонности автомобиля глохнуть при попытках движения сразу после запуска холодного двигателя.
В общем, любые изменения в нормальной работе двигателя на холостом ходу могут быть вызваны именно загрязнением дроссельной заслонки. Все дело здесь в том, что на холостом ходу двигатель работает с практически полностью закрытой дроссельной заслонкой и любые изменения в проходном сечении между дросселем и его корпусом, необходимом для устойчивого холостого хода, сразу же сказываются на работе двигателя как раз на его холостом ходу.

Чтобы убедиться в том, что дроссельная заслонка нуждается в очистке необходимо снять патрубок, идущий к дроссельной заслонке со стороны воздушного фильтра и аккуратно надавив на заслонку перевести ее в положение частичного или полного открытия. Если при этом будут хорошо видны загрязнения, значит данный узел нуждается в очистке.

Как почистить дроссельную заслонку
Особых сложностей в чистке дроссельной заслонки нет. Качественно провести данную процедуру можно только полностью сняв дроссельную заслонку с двигателя. Рассмотрим процесс очистки дроссельной заслонки на примере двигателя семейства Duratec 1,8 литра автомобиля Форд Фокус.
После проведенных действий все проблемы с работой двигателя на холостом ходу, которые были связаны с загрязнением дроссельной заслонки, должны исчезнуть. Силовая установка снова будет радовать вас стабильной работой на холостом ходу и под нагрузкой при переходе с малых оборотов на повышенные.

Многие автовладельцы по привычке мелкий ремонт своих автомобилей проводят дома, самостоятельно. , тосола, – ну какой уважающий себя «водила» откажет себе в удовольствие поковыряться в машине. Это же относится и к такому мелкому ремонту как чистка дроссельной заслонки в карбюраторе автомобиля. О том, как почистить дроссельную заслонку в домашних условиях мы расскажем в нашей статье.

Для чего нужна дроссельная заслонка

Первоначально следует разобраться с принципом ее работы, а также рассмотрев механизм, затем, если проверка дроссельной заслонки обнаружила загрязнения, приступаем к процедуре ее чистки. Дроссельная заслонка располагается перед впускным коллектором. Она предназначена для входа воздуха в коллектор, соответственно, чем больше открыта заслонка, тем лучше проходимость воздушного потока. Воздух, смешиваясь с топливом, поступает в камеру сгорания, тем самым, чем больше объем воздушно – топливной смеси, тем выше вырабатываемая мощность. Нажатием на педаль акселератора, водитель управляет процессом открытия и закрытия дроссельной заслонки, то есть, регулируя положение дроссельной заслонки. Педаль газа связывает с заслонкой тросик газа посредством механического привода. Хотя в настоящее время в конструкциях автомобилей встречается заслонка воздушная с ручным управлением.

Когда ремонтировать?

Дроссельная заслонка – одна из тех деталей автомобиля, которая реже всех остальных требует ремонта, срок ее эксплуатации равен сроку эксплуатации самого автомобиля. Таким образом, замена дроссельной заслонки требуется крайне редко, и только в случаях, когда она имеет механические повреждения. А вот что касается загрязнений, то они выражаются в наличии масляных пятен, отложений, как на самой заслонке, так и на ее корпусе. Причинами таких загрязнений является, так называемая, масляная пыль, картерные газы.

Первыми признаками наличия загрязнений на дроссельной заслонки являются:

  • плавающие обороты на холостом ходу;
  • подергивания автомобиля на малых скоростях;
  • провалы при холостом ходу.

При наличии такой симптоматики у вашей машины, следует помнить о том, что замена дроссельной заслонки не требуется, а вот очистка от загрязнений необходима.

Техника промывки

И так, рассмотрим вопрос о том, как промыть дроссельную заслонку и каков алгоритм работы. Для начала необходимо произвести демонтаж механизма, он заключается в том, что корпус дросселя необходимо освободить от воздушной гофры. Помним, что при механическом приводе педаль газа – это регулятор дроссельной заслонки. То есть, для того, что отсоединить тросик газа от механического привода дросселя, достаточно вытолкнуть «грузик» нажатием на педаль газа. Далее отсоединяем шланги охлаждающей жидкости, при этом соблюдаем меры предосторожности, то есть выполняем все работы, что называется на «холодную», дабы избежать ожогов и травм. Отсоединив шланги, проверьте, что вся жидкость вытекла. После освобождения корпуса демонтируется прокладка дроссельной заслонки и непосредственно сама заслонка. Она обычно крепиться двумя болтами или гайками, открутив которые освобождается дроссельная заслонка. После снятия прокладки необходимо проверить наличие ее остатков на впускном коллекторе. При наличии загрязнений, производим очистку основания впускного коллектора. Кроме того, не рекомендуется после промывки использовать старую прокладку, лучше всего приобрести новую. Несколько иного подхода требует замена датчика дроссельной заслонки.

Чем чистить

Промывка дроссельной заслонки не требует специализированных средств и приспособлений, достаточно аэрозоли и тряпки. Аэрозоль наносим на очищаемую поверхность. Оставляем на 15 минут, затем при помощи тряпки производим очистку труднодоступных мест. Не следует заливать жидкостью весь корпус заслонки, так как она очень агрессивно воздействует на пластиковые и резиновые элементы, а также может повредить датчик ТРС. Также не следует в ходе очистки применять всевозможные щетки, так как ими можно повредить специальный защитный слой, который наносится на внутренние стенки блока дроссельной заслонки. Кроме того, щетка может повредить уплотнительное покрытие, расположенное по контуру дросселя.

Видео — «Как чистить дроссельную заслонку»

Исправность дроссельного узла – важная составляющая корректной работы системы зажигания бензинового ДВС. В условиях отечественной эксплуатации чистка дроссельной заслонки – это обязательный момент ухода за автомобилем.

Предназначение

Именно через дроссельный узел регулируется подача воздуха во впускной коллектор. Желание увеличить КПД двигателя приводит к тому, что современные автомобили «напичканы» электроникой. Даже система с механическим приводом (заслонка связана с тросом, идущим от педали акселератора) представляет собой моноблок с встроенным регулятором холостого хода, а также датчиком положения дроссельной заслонки.

Что уж говорить о системе с электроприводом, где заслонка движется по команде сигналов, поступающих с датчиков положения педали.

Дополнительно в моноблок включены: патрубки циркуляции охлаждающей жидкости, системы вентиляции картерных газов, а также патрубки системы улавливания паров бензина.

Поскольку все сигналы датчиков обрабатываются ЭБУ, и напрямую влияют на корректность работы ДВС, состояние узла должно соответствовать расчетным параметрам. Чистка дроссельной заслонки помогает удалить отложения, неминуемо накапливающиеся на стенках каналов.

Влияние отложений

Виной нагара на стенках являются всего несколько факторов:

  • вентиляция картерных газов, используемая для уменьшения токсичности выхлопных газов. Во время работы в систему вентиляции неминуемо попадает смесь окислившегося моторного масла с остатками продуктов горения, которые и оседают на стенках;
  • пыль, которую не задержал воздушный фильтр (особенно ситуацию усугубляют, откровенно, грязные фильтрующие элементы). Эти частицы оседают на слой осевших картерных газов, образовывая плотный нагар.

Почистить дроссельную заслонку необходимо именно от такого типа загрязнения. Иначе отложения не только препятствуют подачи воздуха, провоцируя завихрения, но и забивают РХХ. Также наблюдается неполное закрытие заслонки, что приводит к поступлению «лишнего» воздуха.

Симптомы загрязнения дроссельного узла

Обсуждаемая проблема удобна тем, что двигатель сам «подскажет» время, когда нужна чистка дроссельной заслонки. К основным симптомам относятся:

  • плохой запуск двигателя;
  • ДВС не держит холостой ход;
  • автомобиль дергается на малой скорости (до 15-20 км/час и незначительном нажатии на педаль).

Как произвести демонтаж

Очевидно, что перед тем, как почистить дроссельную заслонку, узел нужно демонтировать.

Стоит отметить, что вариант удаления загрязнений без снятия также имеет место быть. Использовать такой метод можно только в условиях срочной необходимости, так как качественно отмыть нагар таким способом не получится.

Узел распределения входящего воздуха находится между впускным коллектором и воздушным фильтром. Для всех автомобилей процесс снятия будет примерно одинаковым, и состоит из следующих операций:

Процесс очистки

Почистить дроссельную заслонку можно с помощью аэрозолей, известных как «карбклинеры» либо очистители карбюратора. Стоят они недорого, но благодаря смеси растворителей отлично справляются с прикипевшим нагаром. Предварительно рекомендуется снять резиновые уплотнители, дабы уберечь их от воздействия химических реагентов.

Очистка происходит в несколько этапов:

  1. обильно поливаем внутреннюю полость, а также каналы поступления добавочного воздуха;
  2. ждем 5 минут, а затем повторяем процедуру до полного удаления нагара.

Таким же методом можно удалить отложения нагара с РХХ. Настоятельно не рекомендуется применять ворсовые щетки либо грубую ткань. Внутренняя полость заслонки часто покрывается слоем молибдена, который делает поверхность гладкой, обеспечивая лучшую пропускаемость воздушного потока.

Настраиваем РХХ и саму заслонку

После установки новой прокладки и монтажа оборудования, в обратном к снятию порядке, двигатель может продолжать работать неровно.

Механическая система

Чистка дроссельной заслонки с механическим управлением предполагает необходимость настройки РХХ:

  • снимите на 15 минут клемму аккумулятора;
  • подключите аккумулятор, заведите автомобиль и дайте поработать ДВС на холостом ходу без включения дополнительных потребителей (10 минут);
  • заглушите мотор на 10 секунд, а потом опять заведите и прогрейте до рабочей температуры;
  • даже если нестабильность ХХ осталась, в ближайшие 100-150 км все должно нормализоваться.

Электрическая система

  • после прогрева автомобиля до рабочей температуры, заглушите ДВС на 10с;
  • оставьте зажигание включенным 3 с;
  • по истечении нажмите на педаль газа 5 раз в течение 5-ти секунд;
  • по пришествию 7 секунд нажать педаль газа до упора, ожидая пока индикатор «чек енджин» не начнет гореть постоянно;
  • после 3 секунд постоянного свечения индикатора отпустите педаль газа;
  • запускаем мотор.

Интервалы манипуляций должны быть строго выдержаны.

Многие автовладельцы замечают, что со временем обороты автомобиля начинают плавать, двигатель плохо запускается, появляется некая вибрация на холостом ходу, начинается зависание оборотов - всё это может быть связано с загрязнением дроссельной заслонки и её каналов. Из-за налипшей грязи заслонка начинает плохо закрываться, заклинивать, закусывать… СТОП, а откуда берётся грязь???

На фото ниже представленны грязные дроссельные заслонки различных марок автомобиля. Вот она та самая смолянистая, песчано-масляная грязь!

Итак, в автомобилях применяется принудительная система вентиляции картерных газов закрытого типа для уменьшения выбросов в атмосферу. Это значит, что из картера двигателя во время работы в небольшом количестве летят пары масла и газов из камеры сгорания, а также через воздушный фильтр (особенно грязный) проходит небольшое количество пыли, и всё это образует такой масляно-пыльный поток, оседающий на стенках впускного коллектора и дроссельной заслонке. Со временем этот налёт только накапливается. Существуют и другие факторы, влияющие на загрязнение дроссельной заслонки, но мы остановимся на том, что на каждом автомобиле рано или поздно этот узел загрязняется, и никуда от этого не деться. Следовательно, как и любой автомобиль проходит плановое ТО, так и дроссельная заслонка нуждается в периодическом обслуживании.

Ну что? Чистим? Конечно чистим! А чем?

Чистим кисточкой, щёточкой, не жалеем очистителя, продуваем сжатым воздухом...

Ну хорошо, всё прочистили, продули, просушили, закрутили, поставили и... НЕ забыли проверить воздушный фильтр? Обычно если дроссель сильно грязный, то воздушный фильтр тоже в плачевном состоянии. Обязательно проверяйте фильтр, чтобы не было вот такого как на рисунках ниже.

Ну хорошо, фильтр заменили, все хомуты затянули, ещё раз всё окинули взглядом, чтобы все датчики были подключены, все шланги соединены. Запускаем? Дрын-дрын-дрын.... завелась, радуемся:) смотрим на обороты, держатся на 2000.... прошло несколько секунд - держатся, что такое? Что случилось? Что-то не подключили? Возможно, но как правило мы не адаптировали (обучили) чистую дроссельную заслонку, т.к. заслонка была грязная, то компьютер выставлял определённое положение заслонки (это касается только электронной заслонки) либо положение регулятора холостого хода (для механической заслонки). Мы чистили электронную дроссельную заслонку на автомобиле Nissan (на фото), которую после чистки обязательно нужно адаптировать, то есть установить обороты соответствующие холостому ходу - 600...750 оборотов. Для этой цели обычно используют специальные диагностические приборы для проведения адаптации и сброса параметров обучения, но можно провести обучение вручную. Для адаптации понадобится вооружится секундомером и терпением:)

Итак, у нас обучается дроссельная заслонка от Nissan Serena. Прогреваем двигатель до рабочей температуры (около 90 градусов), выключаем зажигание - двигатель глохнет. Ждём несколько секунд и начинаем процедуру обучения:

включаем зажигание, ждём 3 секунды... раз, два, три. Нажимаем на педаль газа до упора 5 раз и отпускаем (это нужно сделать быстро и уложится в 5 секунд). Нажимать нужно с интервалом 1 раз в одну секунду, чтобы не сбиться с ритма и не растянуть время. Для этого обязательно используйте секундомер. Далее ждём 7 секунд и нажимаем до упора на педаль газа и держим её, пока на щитке приборов не начнёт моргать лампочка CНЕСK ENGINE, а затем станет гореть постоянно. Когда лампочка CНЕСK ENGINE начнёт гореть постоянно, ждём 3 секунды и отпускаем педаль газа. Запускаем двигатель, обороты должны опуститься до нужных нам холостых. В этой процедуре адаптации очень важно выдержать все временные интервалы, тогда адаптация пройдёт успешно.

Видео. Адаптируем дроссельную заслонку своими руками

Адаптировали? Обороты в норме? У нас да, а вот если Вы чистили дроссельную заслонку на Mitsubishi Lancer 4G18, тогда не всё так просто. Особенно если очень постарались и отмыли молибденовую краску, которая наносится с завода по периметру дроссельной заслонки "пяточкА". Краска под названием "Molykote D321R Anti-Friction Coating ". Если кому интересно ВОТ ссылка на производителя. А ниже представлена заслонка с этим напылением.

Но смытая краска - это не так страшно, как то, что на данном типе двигателя "пятачок" дроссельной заслонки со временем очень сильно истачивается. Заслонка постоянно то открывается, то закрывается, а а грязь по торцу пяточка заслонки действует как наждачная бумага, и после чистки может образоваться зазор, так называемая "выработка" (на вото ниже).


Что же в таком случае происходит с двигателем? Как электронный блок управления двигателем реагирует на такой большой зазор в заслонке? Разберёмся.

Правильная регулировка ХХ.


На фото выше приведена нормальная работа регулирования холостого хода. Через дроссельную заслонку 1. в закрытом положении обычно проходит минимальное количество воздуха (перетечки воздуха через заслонку 2. ), зазор между дроссельной заслонкой и стенками в закрытом положении минимальный, но всё же есть. Существует специальный коэффициент перетечек воздуха через дроссель, он учитывает количество проходящего воздуха через закрытую заслонку при регулировании холостого хода. Регулятор холостого хода 4. при минимальных перетечкач выставляет определённый шаг (положение штока 5. относительно байпасного канала 3. ) таким образом, чтобы обороты холостого хода были в районе 600...750 оборотов (у каждого двигателя по разному), количество шагов обычно составляет 20...40 шагов.

Чем меньше шагов выставляет регулятор холостого хода 4. , тем больше шток выдвигается и закрывает байпасный канал (через канал проходит мало воздуха). При нулевом шаге воздух не проходит вообще. Чем больше шагов, тем больше шток открывает байпасный канал и воздуха проходит больше.

В нашем случае рис 11. ЭБУ (электронный блок управления) для поддержания 750 оборотов выставил положение регулятора холостого хода равное 20 шагам (+/- несколько шагов) на прогретом моторе - это соответствует нормальной работе поддержания холостого хода. В параметрах на Mitsubishi Lancer этот показатель обозначен как - ISC STEP.MTR 20 STEP .

ISC - абревиатура от Idle Speed Control Motor, т.е по-русски "регулятор холостого хода", внешне этот регулятор выглядит вот так! Фото ниже:)

На самом деле на разных автомобилях он может выглядеть по разному, главное, что функцию он выполняет одну для всех - это поддержание и регулировка холостого хода.

Видео. Проверка регулятора холостого хода своими руками на примере Toyota

Но мы немного отдалились от темы, вернёмся к нашему обсуждению и посмотрим на следующий рисунок 12. Представим что будет если через нашу дроссельную заслонку 1. начнёт проходит воздуха больше, то есть зазор между дроссельной заслонкой и стенками станет больше, соответственно перетечки воздуха 2. через заслонку 1. увеличатся. Если воздуха станет проходить больше, то и обороты холостого хода вырастут с 750 до.... к примеру 1000 оборотов.

Блок управления двигателем начнёт реагировать на такое изменение и будет пытаться выставить обороты соответствующие холостому ходу. Он подаст команду регулятору холостого хода 4. уменьшить количество шагов на такое значение, чтобы обороты стали равными 750. Допустим с 20 шагов он уменьшил это значение до 5 и наши обороты пришли в норму. Но что будет если зазор между дроссельной заслонкой и стенками станет настолько большой, что регулятор 4., закрыв полностью байпасный канал 3., не сможет добиться нужных нам оборотов. Представим, что выставив "0" шагов (ISC STEP.MTR 0 STEP - этот показатель соответствует полностью закрытому байпасному каналу, на рис 12 это показано красным крестиком) обороты холостого хода так и не пришли в норму и составляют 1000 оборотов, как тогда отреагирует ЭБУ двигателя? Конечно, блок управления поймёт, что регулятор холостого хода не справляется со своей задачей и выдаст ошибку системы регулирования холостого хода. В данном случае P0505 - Idle Control System Malfunction. Многие увидев данную ошибку приговаривают к замене именно регулятор. Причина может быть и в нём, но в данном случае это не так, посмотрим на картинку ниже.

Неисправность в системе регулирования ХХ.

Что же делать в такой ситуации? Здесь поможет только замена блока дросселя целиком, либо замена "пятачкА" дроссельной заслонки (фото ниже).

Итак, с чисткой дроссельной заслонки на ниссане и лансере мы разобрались. А что если мы почистили электронную дроссельную заслонку на Toyota Avensis и обороты после чистки так и держатся на отметке 2000, что тогда? Если диагностического прибора для адаптации у нас под рукой нет, тогда вооружаемся ключом на 10 и откручиваем минусовую клемму аккумулятора на 10...15 секунд. После такого действия происходит обнуление адаптации, сброс параметров обучения на заводские настройки, и после запуска двигателя обороты вновь приходят в норму. Дроссельная заслонка блестит и сверкает, радуя своего хозяина:) Но такая процедура проходит увы не на всех автомобилях.

Если вы сомнваетесь, что сможете произвести чистку дроссельной заслонки самостоятельно, учитывая особенности своего автомобился, то лучше доверить данную процедуру специалистам сервисного центра, имеющим большой опыт в данной сфере.